Как правильно и дешевле растаможить авто из Германии? Стоит ли пригонять подержанный автомобиль из Литвы

На многих автомобилях в России можно увидеть регистрационные знаки других государств. Это означает, что транспортное средство не проходило процедуру стандартной таможенной очистки при пересечении границ РФ.

Отмечая тот факт, что такие авто не привлекает к себе пристального внимания сотрудников ГИБДД, многие автомобилисты задаются чисто практическим вопросом — можно ли ездить на нерастаможенной машине в России.

Требования закона в сфере таможенного оформления автомобилей

По российским законам любое транспортное средство (ТС), ввозимое из-за границы, в течение одних суток должно быть представлено на таможенный пункт для осуществления его проверки , оплаты пошлин и налогов (при необходимости) и оформления необходимых разрешительных документов. Только после этого автомобиль может законно передвигаться по российским дорогам. В противном случае — при игнорировании этих процедур — первая же встреча с сотрудником ГИБДД обернется очень неприятным сюрпризом, так как машина будет считаться контрабандным товаром.

Отечественное законодательство разрешает эксплуатацию нерастаможенного автомобиля на территории России с некоторыми временными ограничениями («сколько можно ездить на нерастаможенном авто») только двум категориям лиц:

  1. Иностранным гражданам, оформившим временное пребывание в РФ. Иностранец оформляет на таможенном посту временный ввоз автомобиля, который имеет регистрацию в другом государстве, без уплаты каких-либо таможенных пошлин и налогов. После этого он может пользоваться машиной весь срок пребывания в России, но не более 1-го года ;
  2. Россиянам, купившим автомобиль, зарегистрированный в другой стране, и въехавшим на нем на территорию РФ с оформлением временного ввоза. Срок пребывания такого автомобиля в России ограничен 6-ю месяцами за 1 год , а его владелец обязан уплатить за ввозимую машину ряд таможенных пошлин и налогов.

Такой порядок ввоза автомобилей в РФ носит название «временного ввоза» и регламентируется отдельными положениями таможенного законодательства («Соглашение о порядке перемещения...» и «Инструкция о порядке совершения таможенных операций...» №311 от 18.06.2010 г.), согласованного и принятого государствами-членами Таможенного Союза.

Нюансы использования нерастаможенных авто в России

Как ездить на нерастаможенной машине в России, не нарушая установленных законом норм и правил? Для этого надо просто знать эти правила и своевременно осуществлять с ввезенным в Россию автомобилем необходимые процедуры и манипуляции. Временное разрешение на эксплуатацию нерастаможенного авто действует не более 6 месяцев. По истечении этого времени автомобиль должен получить продление срока временного ввоза в таможенном органе, расположенном по месту регистрации владельца, или же покинуть пределы РФ (пересечь границу с обязательным закрытием временного ввоза на таможенном пункте).

Информация о закрытии временного ввоза (или его продлении) в течение 15 суток предоставляется в таможенные пункты, оформлявшие ввоз. При отсутствии такой информации автомобиль попадает в таможенную базу «не вывезенных автомобилей», в отношении которых должны взиматься все установленные таможенные платежи.

Обратный въезд в Россию на вывезенном автомобиле возможен в рамках установленных законом сроков. При этом автомобиль снова подлежит прохождению процедуры временного ввоза ТС и уплате обязательных таможенных пошлин и налогов (для граждан РФ). Для совершения этих действий владелец должен предоставить таможенникам следующий набор документов:

  • личный паспорт;
  • страховой полис, полученный в стране регистрации автомобиля;
  • заполненную декларацию на временный ввоз ТС.

Безусловно, цены на подержанные автомобили в Европе намного ниже цен на аналогичные модели в России. Поэтому некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что они могут купить автомобиль за границей без оформления собственности и эксплуатировать его в России по генеральной доверенности безо всяких проблем в течение 2-х месяцев. Таким правом на самом деле обладают иностранцы, въезжающие в Россию на своих машинах. К гражданам же РФ это не имеет никакого отношения. Мало того, иностранцам запрещено выдавать россиянам генеральные доверенности на ТС, даже если сами они в это время находятся в России.

При покупке нерастаможенного автомобиля не следует забывать об имеющихся «подводных камнях» подобной операции. Одно дело, если вы осознанно совершаете этот шаг, зная, что автомобиль не может быть зарегистрирован и поставлен на госучет, а годен лишь на запчасти. Другое дело, если вы приобретаете авто для личного пользования. При попытке зарегистрировать машину вас будет ждать горькое разочарование и приличный штраф. Причем такое «мягкое» наказание (без конфискации ТС и уголовной статьи) предусмотрено, когда сделка по покупке ТС совершалась в России, а вам удалось доказать свою непричастность к ввозу на территорию страны нерастаможенного автомобиля. Предумышленное нарушение влечет куда более серьезную ответственность.

Ответственность за нарушение таможенных правил

Ответственность за нарушение правил таможенного оформления ввозимых ТС определена в следующих правовых актах:

  • Глава 16 КоАП РФ;
  • Статья 194 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

КоАП предусматривает для физических лиц административное наказание за нарушение таможенных правил в следующих случаях:

  • Нарушение установленных законом сроков уплаты обязательных таможенных платежей. Штраф для физических лиц — 500-2500 рублей ;
  • Нарушение сроков подачи в таможенный орган заполненной декларации или представления положенных законом документов и сведений. Штраф для физических лиц — 1000—2500 рублей ;
  • Нарушение запретов или ограничений на ввоз ТС на территорию РФ. Штраф для физических лиц — 1000—2000 руб.
  • Невывоз временно ввезенных ТС физическими лицами в установленные сроки. Штраф для физических лиц - 1500—2500 руб. В определенных условиях возможна также конфискация ТС.

Уголовная ответственность для физических лиц наступает в случае уклонения ими от уплаты таможенных платежей, подпадающих под определение «крупного или особо крупного размера». По УК РФ крупным размером считается неуплата таможенного платежа, превышающего 1 млн руб., особо крупным — 3 млн руб. Учитывая сегодняшнюю стоимость легковых автомобилей премиум-сегмента, нетрудно подсчитать, что таможенная пошлина на многие модели ведущих автомобильных брендов запросто может превысить оба порога, установленных кодексом.

В случае неуплаты физическим лицом пошлины в крупном размере варианты уголовного наказания могут быть следующими:

  • штраф 100-500 тыс. руб. ;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • принудительные работы на срок до 2 лет (или лишение свободы до 2 лет).

При неуплате таможенной пошлины в особо крупном размере наказание может быть намного жестче:

  • штраф 300-500 тыс. руб .;
  • штраф, равный зарплате осужденного (или иного дохода), полученной им за период от 1 года до 3 лет;
  • принудительные работы сроком до 5 лет с дополнительными поражениями прав или без них (или лишение свободы до 5-ти лет с дополнительными поражениями прав или без них).

При пользовании нерастаможенными автомобилями в России следует строго придерживаться установленных законом сроков возможной эксплуатации и своевременно проходить необходимые процедуры для продления этих сроков или осуществления вывоза ТС за пределы РФ. Несоблюдение этих правил может привести владельца к серьезным последствиям, связанным с наступлением административной или уголовной ответственности.

Литва — это своеобразный форпост между Россией и Европейским Союзом. Еще в далекие лихие 90-ые большой процент автомобилей с пробегом из Европы шел именно через Литву. Да и сейчас бизнес этот во всю процветает, хотя нововведения с повышенными пошлинами, утилизационным сбором и стандартами Евро-4 и Евро-5 повлияли на него не самым лучшим образом.

Самые большие авторынки Литвы находятся в Вильнюсе и Каунасе. Литовские перекупщики выкупают автомобили с пробегом у европейцев и сразу же отправляют их на продажу. Хотя часто приходится немного поработать над машиной, а иногда литовские мастера полностью переваривают кузов, чтобы скрыть следы ДТП. Одним словом, если вы находитесь на литовском авторынке, то верить нужно только своим глазам, а не рассказам продавца.

Но есть один большой плюс — цены здесь действительно низкие, и именно поэтому торговля идет очень бойко, многие машины раскупаются еще до того, как они успели занять свое место на рынке. Среди покупателей очень много жителей Калининграда, приезжают сюда и люди из соседних Эстонии, Латвии, Белоруссии, и конечно же России. Также очень много машин покупают на запчасти.

Узнать уровень цен можно на любом сайте бесплатных автообъявлений. Как правило, продавцы сразу же указывают все недостатки и размещают качественные фотографии. Однако цены могут ввести в смущение, мы видим две цены — цена в Литве и цена на экспорт. В некоторых случаях эти значения могут различаться в несколько раз — в Литве машина стоит 1,5 тысяч евро, а на экспорт — 5 тыс.

Не стоит обращать внимание на цену в Литве — таким образом продавцы хотят обмануть поисковую систему сайта, чтобы их объявление появилось как можно выше в списке.

Цена на экспорт должна быть ниже цены в Литве, поскольку при пересечении границы вам должны вернуть 18 процентов НДС — это условие работает во всех странах ЕС.

Как пригнать машину из Литвы?

Нужно прежде всего сказать, что есть несколько схем доставки автомобилей из Литвы:

  • традиционная с открытием визы и уплатой всех таможенных пошлин;
  • зарегистрироваться, как юридическое лицо в Литве и сэкономить на таможенном сборе;
  • двойное гражданство.

В интернете можно найти много компаний, которые оказывают услуги по доставке автомобилей из Литвы. Такие компании оказывают весь спектр услуг: от выбора авто, до его доставки в ваш город, растаможку, помощь при регистрации в ГИБДД.

К примеру доставка автомобиля своим ходом до Москвы обойдется приблизительно в 800-900 Евро.

Если же вы хотите ехать своим ходом в Вильнюс, то вам нужно будет сначала оформить визу. Приезжать лучше на несколько дней, поэтому придется позаботиться о ночлеге. Не забудьте о таможенном депозите, то есть вам нужно будет заранее рассчитать сумму таможенных платежей и внести ее на счет таможни. Таможенный депозит взимается для того, чтобы избежать частых случаев, когда машины гонят из-за рубежа, а затем в России регистрируют по подложным документам, или просто разбирают на запчасти в каком-нибудь гараже.


Обычно таможенный депозит равняется сумме таможенных сборов за пригнанное вами авто, но если вы еще не определились с моделью, то можно хотя бы приблизительно его рассчитать по таможенному калькулятору.

Напомним только, что выгоднее всего ввозить автомобили выпущенные 3-5 лет назад.

Когда прибудете в Вильнюс или Каунас и определитесь с автомобилем, последовательность действий будет следующей:

  • убедитесь, что автомобиль соответствует экологическим стандартам Евро-4 или Евро-5;
  • оставляете продавцу задаток в размере 100-200 евро, он отправляется снимать автомобиль с учета;
  • подаете документы нотариусу для оформления таможенной декларации, там же можно получить бланки для оформления договора купли-продажи;
  • отправляетесь с продавцом в местное ГИБДД — Регитра, там происходит выдача ПТС, СТС, транзитных номеров, подписание договора (можно также оформить счет-справку), передача денег и ключей.

Теперь уже можно добираться своим ходом до таможни, причем именно до того таможенного перехода, который указан в декларации. На таможне у вас все проверят, посмотрят был ли внесен таможенный депозит, поставят печати и всё — можно ехать домой, у вас на это есть 10 дней.

По прибытию в таможенный пункт своего города оформляете все документы — сумму таможенных пошлин списывают из внесенного депозита, разницу, если она есть, возвращают. Уплачиваете утилизационный сбор и отправляетесь в ГИБДД регистрировать свою машину.

Если же вы желаете сэкономить на таможенных сборах, то можно воспользоваться и другими способами. Например открыть фирму в Литве, это обойдется в 1000 евро. Приобретенный автомобиль ставится на баланс вашей компании, и затем вы просто пересекаете на этом авто границу, и можете пользоваться своим автомобилем 6 месяцев. Затем опять нужно будет вернуться в Литву и снова оформить временный въезд в Россию. И так каждые 6 месяцев.

Способ казалось бы не очень интересный, но так поступают многие жители приграничных областей и Калининграда. Примерно таким же образом пригоняют авто из Литвы люди, которые имеют двойное гражданство, им тоже приходится каждые полгода отмечаться на таможне.

Видео о некоторых неоспоримых фактах автомобилей из Литвы.

Но чтобы машина могла ездить по дорогам России, она должна пройти процедуру растаможивания. Что это значит, и сколько это будет стоить?

Особенности растаможивания автомобиля

Растаможка – это легализация транспортного средства, ввозимого из-за рубежа. Другое название этой процедуры – таможенная очистка, после которой машину можно будет использовать на территории Российской Федерации без каких-либо конфликтов с законом. Машины из Германии с пробегом не растаможенные стоят значительно дешевле, однако при проверке возникнет немало вопросов, и пошлины в итоге всё равно придётся платить.

Сколько стоит растаможить автомобиль из Германии? Это достаточно дорогая процедура, сумма пошлин в итоге может почти вполовину увеличить стоимость транспорта, особенно если речь идёт об автомобилях старше 5 лет. Сумму таможенных пошлин можно заранее рассчитать с помощью программы-калькулятора, при этом учитывается несколько факторов:

  1. Возраст автомобиля. В России таможенные льготы сегодня действуют на автомобили не младше трёх и не старше 5 лет. Возраст определяется по данным ПТС, если просрочен хотя бы один день, машину на таможне придётся оплачивать по полному тарифу. Минимальный тариф сегодня на льготные автомобили составляет 1,5 евро за 1 куб см. объёма двигателя, а на машины в возрасте от 5 лет и старше ставка будет уже равна 3 евро.
  2. Объём двигателя. Чем он больше, тем выше ставка налога. Из-за этого невыгодно приобретать тяжёлые внедорожники и грузовой транспорт с мощным двигателем. За него необходимо платить по максимальному тарифу, который может превышать 7 евро за 1 куб см. рабочего объёма.
  3. Ставка также различается для физических лиц и для организаций. Тарифы для частных покупателей ниже, поэтому самому отправиться за покупкой за границу отчасти выгоднее, чем заказывать машину перегонщикам. Перед покупкой рекомендуется заранее рассчитать сумму налога, чтобы определить, окажется ли автомобиль выгодным.

Помимо таможенной пошлины, дополнительно надо оплатить утилизационный сбор при покупке авто из Германии. Это плата за то, что в дальнейшем машина будет утилизироваться на территории России, размер сбора сегодня составляет 75 евро, то есть 3000 рублей.

При самостоятельной поездке за границу в дополнительные расходы необходимо включить оформление визы, проживание в гостинице и т. д. Всё это отчасти компенсирует разницу в стоимости и делает покупку автомобиля за рубежом уже не настолько привлекательной.

Почему приходится платить за растаможивание машин?

Поскольку каждое государство заинтересовано в поддержке собственного автопрома, авто из Германии с пробегом не растаможенные в России использовать нельзя. То барьер, который государство ставит на пути потока подержанных иномарок, которые составляют слишком сильную конкуренцию российским машинам. Такая мера поддержки отечественного производителя дополнительно служит для пополнения казны, так как иномарки всё равно будут провозиться на территорию страны.

Увеличение пошлин началось относительно недавно, и сейчас это одна из самых действенных мер, ограничивающих попадание в Россию подержанных авто из Германии. Иномарки немецкого происхождения нравятся многим из-за высокой надёжности, и если бы не было таможенного барьера, таких машин в России бы было намного больше.

Авто из Германии с пробегом растаможенные в итоге стоят довольно дорого, особенно если они покупаются в салонах. Продавец тоже должен получать прибыль, поэтому он дополнительно поднимает цену.


Можно ли растаможить машину дешевле?

Необходимость выплачивать высокие пошлины раздражает и рядовых автолюбителей, и перегонщиков Часто звучит мнение, что если бы качество российских машин соответствовало европейскому уровню, не пришлось бы ездить в Германию за иномарками. Однако закон существует, и из-за этого многие перегонщики стараются придумать всевозможные схемы в обход существующих правил. Хитрости, чтобы дешевле растаможить подержанное авто из Германии, используются давно, и не всегда их использование укладывается в законные рамки.

Несколько примеров:

  • Поскольку провоз запчастей налогом не облагается, некоторые перевозчики используют это для обхода таможеных барьеров. Ещё в Германии машина разбирается на отдельные комплектующие, в таком виде провозится через границу, а потом собирается вновь.
Естественно, качество сборки получится в разы хуже заводского, и на долгое использование такого автомобиля рассчитывать не приходится. Тем не менее, метод пользуется у перегонщиков популярностью, так как покупатель не всегда может обнаружить дефекты сборки сразу.
  • Даже если приобретаются грузовые автомобили, покупка оформляется на физическое лицо. Это позволяет снизить налог при провозе транспорта через границу. После этого оформляется дарственная, по которой машина переводится в собственность компании-покупателя.
  • Растаможить авто из Германии дешевле можно в том случае, если его возраст составляет от трёх до 5 лет. Возраст определяется по паспорту машины, и именно в этот документ некоторые перевозчики ухитряются вносить исправление. Если подделка будет обнаружена, это грозит очень крупными неприятностями, однако метод всё равно существует.

К сожалению, не теряет популярности и обычная коррупция. По «серым» каналам машины провозятся через границу вообще без растаможивания, никакие документы при этом не оформляются.

Многие автолюбители при покупке нового автомобиля склоняются к варианту его приобретения за границей. Это касается как новых, так и бывших в использовании автомобилей. При ввозе заграничного авто на территорию Российской Федерации необходимо уплатить таможенный сбор или, проще говоря, растаможить. Придумать схему, как не растамаживать авто гражданину России сегодня, увы, практически невозможно.

Обозначение понятия "растаможка"

Растаможка - процесс, который проходит любой автомобиль, как легковой, так и грузовой, это своего рода присвоение нового гражданства автомобилю. Согласно законам РФ, каждый иностранный автомобиль, которым владеет гражданин России, при въезде в страну должен проходить таможенный контроль.

Стоимость растаможки авто зависит от нескольких показателей: от года выпуска автомобиля и объема его двигателя, от того, какое топливо использует автомобиль. Чтобы точно узнать стоимость растаможки определенного авто, можно воспользоваться таможенным калькулятором, который рассчитает приблизительную цену за ввоз иностранного автомобиля.

Когда можно не растамаживать авто?

Сегодня многие автолюбители интересуются тем, можно ли не растамаживать автомобиль при ввозе его в Россию. На территории РФ нерастаможенное авто может находиться только в нескольких случаях.

  • Если это авто следует в иную страну, а по территории РФ проходит только транзитом.
  • Если авто принадлежит иностранцу, который приехал жить или работать в Россию на определенное время. В этой ситуации владелец авто не имеет права передавать автомобиль в управление иным лицам, а также продавать его. По истечении года автомобиль необходимо будет вывезти за границу РФ.
  • Также может не проходит растаможку автомобиль иностранной организации, представительство которой находится на территории России. Срок беспрепятственного передвижения автомобиля по территории страны в таком случае - 6 месяцев.

Хитрости с растаможкой

Существует несколько вариантов, как обойти растаможку автомобиля при его ввозе на территорию России. Но в таком случае необходимо помнить, что это чревато нежелательными санкциями со стороны российских властей.

  1. Облегченный вариант растаможки авто доступен гражданам Украины и Белоруссии. Можно попробовать растаможить авто с помощью граждан этих стран на их же территории, а потом ввезти уже там растаможенный автомобиль в Россию. При ввозе авто в РФ из этих стран нет необходимости проходить еще одну процедуру растаможивания. Таким образом, можно выиграть на стоимости растаможки, но необходимо будет доплатить за транспортировку авто из одного государства в другое.
  2. Также можно разобрать авто перед въездом на территорию РФ, провезти его в виде запчастей, а после прохождения контроля собрать. Но сейчас за такими «умельцами» власти следят очень строго, поэтому, желая обхитрить таможенников, можно нарваться на крупные неприятности.
  3. Еще один способ обхитрить таможенный контроль - под определенные готовые документы найти авто за рубежом, ввезти его, не растамаживая, поменять двигатель и «перебить» необходимые номера и пользоваться авто как таким, которое уже было «прописано» на территории РФ. Но, как вы понимаете, это противозаконно.

Если пригон автомобиля из Европы – это весьма выгодное предприятие, то его официальная растаможка довольно затратна, и составляет порядка 50% от реальной стоимости на отечественном рынке. Поэтому, тщательно изучив данный финансовый аспект, встает вопрос, как ввезти авто без растаможки из Германии, и можно ли собрать какие-нибудь иные документы, дающие право передвигаться на нем без официального оформления и регистрации?

В принципе, большинство специалистов покупают авто без растаможки исключительно для разборки и использования запчастей, которые трудно найти на некоторые подержанные машины европейского производства. Что же касается использования пригнанного, но не зарегистрированного авто, по прямому назначению, то здесь возможны две схемы. Первая предполагает, что человек может просто самостоятельно пригнать авто без растаможки, и использовать его для личных целей в течение одного года. Т.е. его владелец может на нем передвигаться, но только при каждой поездке он должен присутствовать, даже если за рулем член его семьи или друг. Более того, применение транспортного средства для коммерческих целей запрещено. Кроме того, через год владелец машины обязан приехать на границу с государством, откуда была привезена машина, пересечь ее, и вернуться, заново оформив разрешение на ввоз. Это, в некотором, смысле пролонгация своей возможности личного использования нерастаможенного авто. Однако в разных странах СНГ действует разный порядок, так, например, в России, разрешение ввоза действует 6 месяцев, и владельцу авто надо будет пересекать границу дважды в год, что уже оказывается неудобным и невыгодным.

Вторая схема, как правило, действует при привозе машины из Литвы. Там работают компании, которые на имя своего клиента открывают фирму, что стоит порядка 1000 евро, причем все процедуры не требуют присутствия нерезидента, и проводятся в 7-10 дней. После этого на имя новосозданной компании регистрируется авто, которое считается ее имуществом. Здесь уже требуется присутствие клиента, и оформление всех бумаг занимает до 5 часов, а также требует уплаты 500 евро. Далее производится пригон авто без растаможки в Россию или другую страну СНГ, как провоз имущества иностранной компании.

Важно, что при транспортировке должен находиться еще один «сотрудник» литовской компании, поскольку только иностранец может провести машину так, чтобы в будущем ее владелец мог пользоваться ею без ограничений по времени. По приезду авто полностью передается в собственность владельца, а «сотрудник» возвращается в Литву. При этом вопрос, сколько можно ездить без растаможки в России, при такой схеме легализации машины, имеет ответ – сколько угодно. Однако за потраченное «сотрудником» время также придется заплатить в размере 300-500 евро.

Не стоит забывать, что данная машина, хоть и не требует поездок на границу, но предполагает ежегодное финансовое «обслуживание». По законодательству Латвии каждая действующая компания даже при сдаче в налоговую нулевых отчетов и балансов, должна оплачивать сборы и налоги, что может сделать только резидент. Можно поручить такую работу своим литовским партнерам, и ее размер будет составлять с учетом всех пошлин порядка 1000 евро в год. Поэтому важно все предварительно обдумать и решить для себя, действительно ли выгодно содержать нерастаможенную машину?



Похожие статьи