Как зачесть переплату по взносам в счет будущих платежей. Зачет и возврат переплаты по страховым взносам в фсс

Конечно, при возникновении излишков не стоит медлить и производить их зачет или возврат как можно быстрее, но ситуации бывают разные, и если в прошлом году это можно было сделать по действовавшим ранее законодательным нормам, с наступлением нового года все изменилось. Что именно изменилось и насколько, разберем подробнее.

С 1 января 2017 года страхователи, как и прежде, будут иметь право на возврат переплаченных денежных средств по страховым взносам , однако возвратом переплат теперь будет заниматься ФНС РФ , а не пенсионный фонд и Соцстрах. В целом, процедура возврата средств при переплате по взносам аналогична той, что действует и для налогов, с одним важным условием, закрепленным в новом пункте 6.1 статьи 78 НК РФ:

Если излишки по взносам в ПФР были отражены в персонифицированных отчетных сведениях, и было произведено распределение их по лицевым счетам, то у Налоговой не будет возможности вернуть такие переплаты.

Более того, с нового года переплату за предшествующие периоды можно будет лишь вернуть, но не зачесть, как это допускалось ранее. Такие требования предъявляет статья 21 Федерального закона от 03.07.16 №250-ФЗ.

Чтобы запросить в фондах возврат излишков по страховым взносам нужно представить в ответственный фонд заявление о возврате денежных средств. ПФР или ФСС РФ в течение 10 дней без учета выходных с момента получения заявления примет решение. После чего перенаправит его в ФНС РФ, возвращать излишки при положительном решении будут уже сотрудники Налоговой службы. На текущий момент законодатели не выпустили каких-либо новых бланков форм заявлений для возврата переплат по взносам, потому следует применять действующие. Решения о зачете переплат по страховым взносам, начиная с 2017 года, выносят налоговики, а значит, и заявление в наступившем году следует представлять в ФНС РФ по форме, действующей для возврата или зачета излишков по налогам, штрафам и пеням (ст. 78 НК РФ).

Обратите внимание, если в платежных поручениях при уплате страховых взносов в прошлом году была допущена ошибка, уточняющие сведения с нового 2017 года в фонды подать уже нельзя. Придется делать возврат платежа по вышеописанной схеме, через налоговиков и, если есть необходимость, перечислять средства вновь. Более того, если из-за ошибки в платежном документе образовались пени, Налоговая будет не вправе их обнулить.

Взносы "на травматизм"

Поскольку взносы "на травматизм", как и прежде, находятся в ведении ФСС РФ, то и возвратом их будет заниматься Соцстрах, в связи с чем в Федеральном законе от 24.07.1998 №125-ФЗ появилась новая статья 26.12. В ней приведен порядок действий при зачете или возврате излишков.

По закону у фонда есть 10 рабочих дней для того, чтобы известить страхователя в письменном или электронном виде о возникшей переплате, конечно, собственное заявление вы можете подать и раньше этого срока.

Возврат излишков страхователю производится в течение месяца с момента его извещения фондом или самостоятельной подачи заявления. Если период возврата средств превысил один месяц, Соцстрах должен будет кроме возврата самих средств выплатить и проценты по ставке рефинансирования Центробанка 1/300.

Между разными видами взносов учесть переплату теперь нельзя.

До 2017 года действовал порядок, при котором было возможно засчитывать переплату между разными страховыми взносами. Начиная с нового года, так делать будет нельзя, то есть, переплата пойдет в зачет только по тому виду взноса, его пеням и штрафам, по которому, собственно, и образовалась, такие требования предъявляет пункт 1.1 статьи 78 НК РФ.

Участвуйте в вебинарах и семинарах нашей компании и будьте в курсе всех новостей законодательства!

Зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в счет предстоящих платежей за период с 01.01.2017 не предусмотрен. Соответственно, переплату по страховым взносам, возникшую до 01.01.2017, можно только вернуть (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ). За возвратом переплаты необходимо обращаться в ПФР (по взносам на ОПС и ОМС) и в ФСС РФ (по взносам на ВНиМ).

Напомним, что до 2017 года порядок представления отчетности по страховым взносам регулировался положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов подлежит зачету по соответствующему бюджету, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей по взносам, задолженности по пеням и штрафам либо возврату плательщику взносов (п. 1.1 и 14 ст. 78 НК РФ). Для осуществления зачета и возврата переплаты следует обратиться в ИФНС. Но это применимо только для взносов за периоды с 01.01.2017.

Зачет (возврат) взносов на страхование от несчастных случаев вне зависимости от периода, в котором возникла переплата, осуществляет территориальный орган ФСС РФ (п. 2 ст. 26.12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в счет предстоящих платежей за период с 01.01.2017 не предусмотрен.

Соответственно, переплату по страховым взносам, возникшую до 01.01.2017, можно только вернуть (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ, письма Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564, ФНС РФ от 25.09.2017 № ГД-4-11/19256@).

Согласно разъяснениям Минфина РФ (письма от 09.06.2017 № 03-15-05/36284, от 04.04.2017 № 03-15-05/19760 и № 03-15-05/19746, от 06.03.2017 № 03-15-05/12706) за возвратом переплаты необходимо обращаться в ПФР – по взносам на ОПС, ОМС и в ФСС РФ – по взносам на ВНиМ.

Заявление о возврате переплаты может быть подано в течение 3 лет с момента уплаты указанной суммы (ст. 20 Закона № 250-ФЗ и ч. 13 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Обратите внимание, что в общем случае решение о возврате сумм излишка принимается только при отсутствии у плательщика задолженности до 2017 года. Если у организации имеется задолженность, то решение о возврате будет принято только после того, как она погасит эту задолженность (ч. 3 ст. 21 Закона № 250-ФЗ, письмо Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564).

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ), а в случае представления страхователем уточненного расчета — в течение 10 рабочих дней со дня завершения камеральной проверки указанного расчета (ч. 2 ст. 21 Закона № 250-ФЗ, п. 5.3 письма ФНС РФ № БС-4-11/1304@, ПФР № НП-30-26/947, ФСС РФ РФ от 26.01.2017 № 02-11-10/06-308-П).

В отношении переплаты по страховым взносам отметим следующее.

1. Переплата по страховым взносам на травматизм из ФСС РФ.

Зачет переплаты по взносам на страхование от несчастных случаев территориальный орган ФСС РФ должен провести самостоятельно. Однако организация вправе сама обратиться с заявлением по ф. 22-ФСС РФ для зачета обнаруженной переплаты (пп. 6, 8, 10 ст. 26.12 Закона № 125-ФЗ, п. 1 Приказа ФСС РФ от 17.11.2016 № 457).

Для возврата переплаты по взносам на страхование от несчастных случаев нужно составить и подать заявление по ф. 23-ФСС РФ (п. 11 ст. 26.12 Закона № 125-ФЗ, п. 1 Приказа ФСС РФ от 17.11.2016 № 457). Обратиться с таким заявлением можно в течение 3 лет со дня такой излишней уплаты суммы взносов (п. 13 ст. 26.12 Закона № 125-ФЗ).

Перед этим лучше провести сверку расчетов, причем инициировать сверку может как территориальный орган ФСС РФ, так и сама организация. Результаты сверки оформляются актом (п. 4 ст. 26.12 Закона № 125-ФЗ), который подтвердит наличие факта переплаты и сумму переплаченных взносов.

Возврат переплаты производится в течение месяца со дня получения территориальным органом ФСС РФ заявления организации о возврате (п. 11 ст. 26.12 Закона № 125-ФЗ).

2. Переплата по страховым взносам на ВНиМ до 01.01.2017.

Данную переплату можно вернуть, если нет задолженности за такие периоды (ч. 3 ст. 21 Закона № 250-ФЗ, письмо Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564). Соответственно, если задолженность есть, то решение о возврате будет принято только после того, как организация ее погасит либо ИФНС взыщет ее на основании ч. 2 ст. 4 Закона № 243-ФЗ (письмо Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564).

Для возврата указанной переплаты нужно руководствоваться тем же порядком, что и для возврата переплаты по взносам на ОПС и ОМС за периоды до 01.01.2017 (ст. 20, ч. 1 ст. 21, ст. 24 Закона № 250-ФЗ, ст. 26 Закона № 212-ФЗ). При этом заявление о возврате переплаты нужно составить и подать в территориальный орган ФСС РФ по ф. 23-ФСС РФ, утвержденной приложением 3 Приказа ФСС РФ от 17.02.2015 № 49.

3. Переплата по страховым взносам на ОПС и ОМС до 01.01.2017.

Вернуть переплату по взносам на ОМС можно так же, как и по ВНиМ, т о есть если отсутствует задолженность за такие периоды (ч. 3 ст. 21 Закона № 250-ФЗ, письмо Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564). Если она есть, решение о возврате будет принято только после того, как организация погасит задолженность либо ИФНС взыщет ее на основании ч. 2 ст. 4 Закона № 243-ФЗ (письмо Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564).

Переплата по взносам на ОПС за периоды до 01.01.2017, которую орган ПФР по каким-либо причинам не учел на индивидуальных лицевых счетах работников, происходит аналогично. Однако взносы за эти периоды уже разнесены по индивидуальным лицевым счетам работников, следовательно, вернуть переплату по пенсионным взносам, учтенным на таких счетах, скорее всего у организации не получится (см. ч. 22 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Для возврата переплаты в орган ПФР должно быть подано заявление в письменном или в электронном виде. В последнем случае заявление заверяется УКЭП и передается по ТКС (ч. 1 ст. 21 Закона № 250-ФЗ).

Рекомендуемую форму заявления можно взять из приложения 2 к информации ПФР «О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года». Данное заявление организация вправе подать в течение 3 лет со дня излишней уплаты суммы взносов (ст. 20, 24 Закона № 250-ФЗ, ч. 13 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Территориальный орган ПФР может предложить провести сверку расчетов (ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). Также организация может сама инициировать проведение сверки (ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ). По итогам составляется акт (ч. 4 ст. 26 Закона № 212-ФЗ), который и подтвердит переплату и ее размер.

Принятое решение о возврате переплаты территориальный орган ПФР направляет в ИФНС для фактического возврата (ч. 4 ст. 21 Закона № 250-ФЗ).

Организациям также следует принять во внимание тот факт, что уплата процентов плательщикам страховых взносов за несвоевременный возврат переплаты за периоды до 01.01.2017 не предусмотрена (письмо Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564).

К теме применения пониженных тарифов страховых взносов эксперты журнала не единожды обращались, приводя различные аргументы в пользу плательщиков страховых взносов. Если читатель поверил в возможность сэкономить задним числом и собрался высвободить средства на нужды аптеки, данная статья в этом поможет. В ней рассказано о том, как вернуть переплату по страховым взносам и отра-зить такой возврат в учете.

О возврате взносов

По вопросам уплаты и возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование Минфин рекомендует обращаться в Минтруд (Письмо от 08.05.2013 № 03-04-05/4-419). Однако последний не спешит с комментариями по обозначенной теме. Поэтому бухгалтеру ничего не остается, кроме как изучать арбитражную практику; но автор предлагает начать с норм законодательства, которые в спорных ситуациях все же первичны.

Итак, порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов установлен в ст. 26 Закона о страховых взносах. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом, контролирующим уплату взносов по месту учета плательщика взносов, без начисления процентов. Если чиновникам внебюджетных фондов стало известно о переплате взносов, то они обязаны сообщить об этом страхователю, а не замалчивать факты. При взаимном согласии сторон допускается проведение совместной сверки расчетов по страховым взносам в целях уточнения факта и суммы переплаты. Нужно учитывать, что проще произвести зачет страховых взносов, чем возврат, так как первую процедуру орган контроля выполняет самостоятельно, и внебюджетному фонду это выгодно.

Для возврата инициативу должен проявить плательщик взносов, представив в орган контроля письменное заявление по установленной форме. Срок возврата - не более месяца, при этом в случае наличия у страхователя задолженности по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, возврат производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности. Не допускается зачет взносов, излишне уплаченных в бюджет одного внебюджетного фонда, в счет предстоящих платежей страховых взносов, погашения недоимки по ним, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда.

Не всегда излишне уплаченные взносы можно вернуть. В частности, данная операция не выполняется, если сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством о персонифицированном учете. Очевидно, данное ограничение касается той части взносов, которые идут на пенсионное страхование и учитываются согласно Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В описанной ситуации переплату можно лишь зачесть в счет предстоящих платежей.

О подаче «уточненки»

В связи с переплатой страховых взносов (при применении общего тарифа взамен пониженного) у плательщика возникает обязанность представить в орган контроля уточненную отчетность. Правила внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам прописаны в ст. 17 Закона о страховых взносах. Уточненный расчет не считается представленным с нарушением установленного срока («штрафным расчетом»), если допущенные ошибки не привели к занижению суммы страховых взносов (в ситуации, когда аптека вместо применения пониженных тарифов начисляла и платила взносы по общему тарифу, сумма как раз не занижена). Уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

При подаче уточненного расчета по страховым взносам в связи с применением общего тарифа взамен пониженного порядок заполнения расчета тот же, что и обычно, за исключением ряда нюансов. Один из нюансов связан не столько с заполнением «уточненки», сколько с отражением данных о расчетах по взносам в последующей отчетности. Вызывает вопросы заполнение строк, где указываются остатки страховых взносов на начало и конец отчетного периода, а также где вписывается сумма уплаченных взносов. Как заполнить эти строки, если контролирующий орган возвратил переплату? Ведь в действующей форме расчета по страховым взносам нет строки для данной операции. В таком случае есть два пути: либо увеличить на возврат переплаты какой-либо из остатков по расчетам (начальный или конечный, в зависимости от периода), либо уменьшить уплаченные страховые взносы на сумму возврата переплаты. В обоих случаях в строках расчета могут появиться отрицательные значения, чего, по мнению чиновников, не стоит пугаться, поскольку расчет построен так, что в нем наравне с положительными могут присутствовать отрицательные числа (Письмо ПФ РФ от 11.10.2012 № 30-21/14846).

Отметим, в отчетных формах индивидуального (персонифицированного) учета подобного быть не должно, так как суммы уплаченных страховых взносов (отдельно на страховую, отдельно на накопительную части трудовой пенсии) должны быть меньше суммы начисленных страховых взносов или равны ей (соответственно). Об этом сказано в Письме ПФ РФ от 23.05.2011 № 08-25/5577, посвященном алгоритму проверки сумм страховых взносов по индивидуальному лицевому счету застрахованного лица. Получается, суммы излишне уплаченных страховых взносов в формах индивидуального (персонифицированного) учета не отражаются, то есть корректирующие сведения в ПФР на возврат переплаты подавать и не нужно, максимум что можно сделать, так это зачесть переплату на основании уточненного расчета по страховым взносам. Повторяем, сказанное касается взносов, перечисленных на обязательное пенсионное страхование и разнесенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Взносы на иные виды социального страхования (в ФСС, ОМС) можно вернуть при условии, что представлено заявление на возврат и сдана «уточненка».

К сведению

В части взносов в ФСС уточнению подлежит расчет 4-ФСС (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 19.03.2013 № 107н), при этом на титульном листе нужно проставить номер корректировки в предназначенном для этого поле.

И еще: для плательщиков страховых взносов по пониженным тарифам в расчете по страховым взносам предусмотрены разделы, заполнение которых подтверждает это право. Для аптек, применяющих пониженный тариф в силу п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах, не введено такой отдельной таблицы (раздела) в расчете по страховым взносам.

О судебной практике

Организация представляет в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов заявление о возврате излишне уплаченных взносов. Инспектор рассматривает заявление с учетом информации, имеющейся в формах персонифицированного учета и декларации по страховым взносам. По результатам рассмотрения чиновник принимает решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов, но иногда не в пользу страхователя. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 30.05.2013 по делу № А46-25881/2012 ПФР отказал в возврате излишне уплаченных сумм, мотивируя отказ отсутствием переплаты, что следовало из ведомости (ф. АДВ-11).

Между тем в законодательстве не установлен приоритет сведений, отраженных в ведомости по форме АДВ-11, над сведениями, внесенными в расчет по страховым взносам. Нет и такого основания для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов, как несоответствие данных, имеющихся в ведомости (ф. АДВ-11) и в расчете, отсутствие справки о состоянии расчетов с бюджетом. Проще говоря, при разрешении вопроса о наличии или отсутствии излишней уплаты страховых взносов персонифицированные сведения не имеют какого-либо приоритета по сравнению с расчетом и платежными документами, а также не подтверждают и не опровергают сведения, отраженные в расчете по страховым взносам и следующие из платежных документов.

Иногда за плательщика страховых взносов эти взносы перечисляет иное лицо. С недостатком денежных средств может столкнуться любая организация или предприниматель. В таком случае нужно знать, что на сегодня нет каких-либо обязательных требований к способу перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, равно как и запрета на участие других лиц в исполнении обязанности по уплате страховых взносов (Постановление ФАС ЗСО от 17.05.2013 по делу № А03-11003/2012).

Для заявления права на возврат излишне уплаченных страховых взносов установлены предельные сроки:

Не более месяца для обращения плательщика страховых взносов с заявлением в орган контроля за уплатой страховых взносов;

Не более трех лет для подачи искового заявления в суд со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания (уплаты) страховых взносов.

Если эти сроки не нарушены, орган контроля не вправе отказать в возврате переплаты (постановления ФАС ЗСО от 22.03.2013 по делу № А27-17234/2011, ФАС МО от 06.03.2013 по делу № А40-68316/12-99-395).

И еще: в период с 2002-го по 2009 год полномочия по расчету суммы переплаты, подлежащей возврату, и принятию решения о возврате были предоставлены органам ПФР, в то время как исполнение таких решений было возложено на главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда - ФНС (см. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу № А72-6511/2012). Поэтому взносы за данные периоды возвращались только на основании согласованного решения ПФР и ФНС. Если этого не было сделано, за неправомерный невозврат страховых взносов отвечать приходилось обоим - и Пенсионному фонду (Постановление ФАС ПО от 28.05.2013 по делу № А72-5990/2012), и ФНС (Постановление ФАС УО от 31.01.2013 № Ф09-14095/12 по делу № А60-50182/11).

Об отражении пересчета взносов в учете

Для целей ведения бухгалтерского учета любая неточность, требующая уточнения, должна быть правильно квалифицирована. Если это ошибка, порядок внесения исправлений один, а если это получение новой, ранее недоступной информации, то другой. Как догадался читатель, автор использует термины ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» и обращается к методологии, заложенной в этом стандарте. В целях его применения ошибкой считается неотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или финансовой отчетности организации либо их неправильное отражение. В то же время неточности или пропуски, выявленные в результате получения новой информации, недоступной бухгалтеру ранее, не считаются ошибками. Применение общего тарифа взамен пониженного не хочется признавать ошибкой, но тем не менее это так. Ведь тот факт, что бухгалтер узнал о возможности применения пониженных тарифов из писем уполномоченных органов, судебных решений и статей экспертов журнала, вовсе не означает, что была получена новая информация, которая не была доступна на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности. Хотя завышенный расчет страховых взносов скорее говорит не об ошибке в методологии учета, а о просчетах в соблюдении законодательства о страховых взносах. Можно расценивать это как неточность в вычислениях либо как неправильное использование информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности. Очевидно одно: размер страховых взносов к начислению, а вместе с ним и размер расходов (финансовый результат), нужно корректировать с учетом не примененного ранее пониженного тарифа.

Но прежде напомним, что льготные страховые тарифы в ПФР и ФСС для имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность аптечных организаций, применяющих ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, введены с 2012 года (Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ). Поэтому произвести пересчет взносов бухгалтер вправе за 2012 год и за те промежуточные отчетные периоды, которые прошли в 2013 году. Излишне начисленные и перечисленные страховые взносы 2012 года являются ошибкой прошлых лет, в то время как переплата 2013 года - ошибка текущего периода.

Когда половина года уже позади, можно констатировать, что за прошлый год финансовая отчетность уже составлена, подписана и утверждена, осенью ее уже не исправить, не надо и составлять пересмотренные бухгалтерские отчеты. Пусть в 2012 году все остается так, как есть, корректировки нужно вносить в учет 2013 года. Напомним, что ошибка, выявленная после утверждения отчетности, исправляется либо в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (для существенной ошибки), либо в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (для несущественной ошибки) (см. пп. 1 п. 9 и п. 14 ПБУ 22/2010).

Возникает вопрос: является ли переплата страховых взносов существенной ошибкой? Ответ зависит от суммы переплаты и ее доли в нераспределенной прибыли (непокрытом убытке) - будет ли она влиять на решения собственников или же можно включить ее в расчет текущего финансового результата? Автор рискнет предположить, что по итогам всего 2012 года ошибка в переплате взносов может быть существенна, а по итогам промежуточных отчетных периодов 2013 года - нет. Другой вариант - когда ошибки обоих периодов являются несущественными или же, наоборот, признаны существенными. Рассмотрим данные ситуации на примерах.

Аптека переплатила страховые взносы по общему тарифу за 2012 г. (110 000 руб.) и один отчетный период 2013 г. (30 000 руб.). Все это было выявлено в 2013 г. после утверждения отчетности за 2012 г. Страховые взносы во внебюджетные фонды включаются в расходы на продажу и отражаются на счете 44. Ошибка, относящаяся к 2012 г., признана существенной, а относящаяся к 2013 г. - нет.

Начинаем с переплаты за 2012 г. За этот период в бухгалтерском учете нужно снизить сумму начисленных страховых взносов (Дебет 69 Кредит 84) до той величины, которая получилась бы, если бы страховые взносы начислялись по пониженному тарифу.

Далее рассмотрим переплату за 2013 г. Излишне начисленные взносы сторнируются до той величины, которая показывала бы расчет страховых взносов не по общему, а по пониженному тарифу (Дебет 44 Кредит 69 - сторно) в том месяце 2013 г., когда бухгалтер узнал, что он, не применяя пониженный тариф, заблуждался.

Представленная корреспонденция подойдет для ситуации, когда ошибки в переплате страховых взносов обоих периодов признаны бухгалтером существенными.

Изменим условия предыдущего примера. Переплата страховых взносов за 2013 и 2012 гг. признана несущественной ошибкой по отношению к показателям финансовой отчетности аптеки.

В таком случае корреспондирующим счетом для исправления переплаты по взносам за 2012 г. является счет 91 «Прочие доходы и расходы», а для ошибки 2013 г. действуют те же правила, что и в предыдущем примере, то есть исправления вносятся сторнировочными записями.

В бухгалтерском учете аптеки будут сделаны следующие проводки:

Добавим, все проводки нужно подтвердить документами (справками бухгалтера).

О поправках в отчетности

При обнаружении переплаты, относящейся к 2012 году, бухгалтер уже не сможет внести исправления в утвержденную отчетность за этот период. Она не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям (п. 10 ПБУ 22/2010). Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения отчетности за этот год, исправляется путем пересчета сравнительных показателей за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год (пп. 2 п. 9 ПБУ 22/2010). Фактически это означает, что по существенной ошибке 2012 года придется уточнить показатели нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Напомним, в настоящее время сравнительная информация в балансе представляется по трем периодам: текущему (в условиях примера это 2013 год), предшествующему (2012 год) и предшествующему предыдущему (2011 год). При этом данные по нераспределенной прибыли (непокрытому убытку), отраженные в капитале баланса текущего периода, должны соответствовать сальдо счета 84 на отчетную дату, что показывает правильность ретроспективного пересчета показателей бухгалтерской отчетности. По несущественной ошибке сравнительные показатели пересчитывать не нужно, достаточно отразить корректировку в показателе чистой прибыли (убытка) текущего отчетного периода.

При обнаружении переплаты, относящейся к 2013 году, ее нужно отразить в промежуточной отчетности за тот период, когда был обнаружен данный недочет и принято решение пересчитать страховые взносы по пониженным тарифам. Очевидно, что составлять пересмотренную отчетность по предыдущему промежуточному периоду нет необходимости, и не только потому, что это не преду-смотрено ПБУ 22/2010 . Дело в том, что промежуточная отчетность составляется для внутренних пользователей, которые могут в любой момент запросить данные об интересующей их операции у бухгалтера.

Об изменениях в налогообложении

Облегчение страхового бремени не означает, что у аптеки, пользующейся преимуществами «вмененки», появился облагаемый налогом доход. Ведь уплата ЕНВД зависит от физических, а не от стоимостных показателей. В то же время сумму единого налога налогоплательщик вправе уменьшить на страховые взносы. Если они переплачены, то получается, что сумма единого налога была занижена.

Напомним, общие правила исправления ошибок при расчете налогов прописаны в ст. 54 НК РФ . Она обязывает производить перерасчет налоговой базы и налога за период, в котором совершены ошибки (искажения). В совокупности налоговый вычет по всем социальным взносам и выплатам не должен уменьшать налог (авансовые платежи) более чем на 50% (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ ). В связи с тем, что взносы были излишне начислены, сумму единого налога (авансовых платежей) бухгалтер также излишне уменьшил. Нужно представить уточненный расчет и пересчитать налог за предыдущий период.

Дополним условия примера 1. Аптека уплачивает ЕНВД. Суммы переплаты страховых взносов те же: в 2012 г. 110 000 руб., в отчетном периоде 2013 г. 30 000 руб. Допустим, что ЕНВД был уменьшен на полную сумму страховых взносов и при этом не вышел за рамки 50% ограничения уменьшения первоначальной суммы единого налога.

С учетом того, что единый налог был занижен излишне уплаченными по общему тарифу взносами, его нужно доначислить. За 2012 г. ЕНВД увеличится на 110 000 руб., а за 2013 г. - на 30 000 руб. соответственно.

В бухгалтерском учете аптеки будут сделаны проводки:

Корреспонденция счетов сделана исходя из предположения, что выявленная ошибка по единому налогу существенна для соответствующей строки бухгалтерской отчетности.

Ошибка несущественна для соответствующей строки бухгалтерской отчетности.

Изменим условия предыдущего примера. Допустим, единый налог был уменьшен страховыми взносами до 50% ограничения. При этом в 2012 г. не были учтены страховые взносы на сумму 80 000 руб., а в 2013 г. - на сумму 40 000 руб.

В связи с тем, что в 2012 г. до 50% ограничения уменьшения ЕНВД не было учтено 80 000 руб. взносов, в то время как сами взносы были переплачены на 110 000 руб., получается, что единый налог был излишне уменьшен на 30 000 руб. (110 000 - 80 000). В отчетном периоде 2013 г. неучтенные 40 000 руб. взносов больше суммы переплаты 30 000 руб., поэтому сумма единого налога, уменьшенного до 50%, не изменится.

В бухгалтерском учете аптеки недоплата единого налога за 2012 г. будет отражена так:

Корреспонденция счетов сделана исходя из предположения, что выявленная ошибка по единому налогу несущественна для соответствующей строки бухгалтерской отчетности.

В целом возврат страховых взносов из внебюджетных фондов (их зачет в счет предстоящих платежей) - достаточно хлопотное мероприятие. Но экономия может быть дороже потерянного времени и сил, поэтому тем, кто переплатил страховые взносы, не используя пониженный тариф, нужно быть готовым к «уточненкам», объяснительным и к перерасчетам не только по взносам, но и отдельным налогам. И еще: не стоит бояться признавать и исправлять ошибки, гораздо хуже их не замечать и в итоге терять больше.

  1. Статьи А. М. Лопатиной «Пониженные тарифы для аптек на ЕНВД: продолжаем обсуждение», № 5, 2013, и «Страховые взносы в вопросах и ответах», № 4, 2013.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  3. Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.12.2009 № 979н.
  4. Заметим, сами чиновники ПФР (см. письма от 19.05.2011 № 08-26/5404, от 18.05.2011 № 08-26/5320) допускают уточнение сведений персонифицированного учета в отдельных случаях (как при недоплате, так и при переплате), но это не означает, что организация может надеяться на возврат переплаты взносов из ПФР.
  5. Форма расчета утверждена Приказом Минтруда РФ от 28.12.2012 № 639н.
  6. В 2011 году действовала форма, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 № 894н, в 2012 году - форма, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2012 № 232н, а начиная с 2013 года - форма, утв. Приказом Минтруда РФ от 28.12.2012 № 639н.
  7. Утверждено Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н.
  8. Автор допускает, что можно полностью сторнировать ранее отраженные суммы (Дебет 44 Кредит 69 - сторно) и начислить взносы заново по пониженному страховому тарифу (Дебет 44 Кредит 69 ).

Работодатели - плательщики страховых взносов в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца обязаны производить исчисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Таковые определяются в виде разницы, при этом:

Уменьшаемое представляет собой произведение базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов;
- вычитаемое - сумму страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Их необходимо перечислить в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (п. 1, 3 ст. 431 НК РФ, п. 3, 4, 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

Понятие переплаты

Порой плательщик перечисляет в казначейство суммы несколько большие, чем полагалось. Причины могут быть разными:
- банальная невнимательность при заполнении соответствующей платежки;
- неучет существующих предельных величин баз для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страхование на случай ВНиМ);
- начисление страховых взносов на суммы, с которых исчисление взносов не производится, и др.
У ПБОЮЛов на общей системе налогообложения, уплачивающих взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, доходы которых в 2014 и 2015 годах превысили 300 000 руб., переплата "пенсионных" страховых взносов за данные годы образовалась после выхода постановления Конституционного суда РФ от 30.11.2016 N 27-П. КС РФ счел, что указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 НК РФ, свидетельствует о намерении законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
ПФР с подачи Минтруда (письма от 16.11.2016 N 17-4/ООГ-1563, от 09.07.2014 N 17-3/В-313) рекомендовал предпринимателям исчислять "пенсионные" страховые взносы из суммы фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период, не учитывая при этом налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 НК РФ.
Письмо Минтруда России N 17-3/В-313 пенсионщики отправили и в ФНС, поскольку на налоговиков возложена обязанность по представлению в ПФР сведений о доходах от деятельности индивидуальных предпринимателей за расчетный период (п. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Переплата страховых взносов может возникнуть также, если судом будут признаны неправомерными действия контролирующего органа по взысканным суммам страховых взносов (пеней, штрафов).
Вводя в НК РФ главу 34 "Страховые взносы", законодатель не расшифровал понятие "излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы". Понятия "излишне уплаченный (взысканный) налог" в НК РФ также нет. Зато Кодексом регламентированы порядки зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа (ст. 78, 79 НК РФ).
Президиум ВАС РФ счел, что излишняя уплата налога имеет место тогда, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (без участия налогового органа), по какой-либо причине (в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения) ошибается в расчетах. Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 N 2105/11).
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами:
- платежными поручениями налогоплательщика;
- инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа;
- информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами (постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05).
Иными словами, сумма, ошибочно перечисленная (взысканная) в бюджет государственного внебюджетного фонда как страховые взносы, может считаться излишне уплаченными (взысканными) страховыми взносами только тогда, когда денежные средства фактически поступили в соответствующий бюджет. Причем излишне уплаченными (взысканными) страховыми взносами становятся поступившие в соответствующий бюджет суммы независимо от времени их зачисления - до 1 января 2017 года или после.

Как известно, 0 часов 1 января 2017 года для страховых взносов - рубеж:
- до того порядок исчисления определялся упомянутым Законом N 212-ФЗ и администрировали их ПФР и ФСС России (п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ);
- после порядок исчисления страховых взносов регулируется главой 34 НК РФ, а функции контроля перешли к ФНС России (подп. 3 - 5 п. 1 ст. 23, п. 2.1 ст. 31, п. 1 ст. 82 НК РФ).
С 1 января 2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов РФ разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части:
- контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов;
- проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам;
- взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также
- принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
ПФР и ФСС России контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, далее - Закон N 250-ФЗ). Эти функции осуществляются в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Налоговики вправе взыскивать:
- недоимки по страховым взносам, соответствующие пени и штрафы в государственные внебюджетные фонды, образовавшиеся на 1 января 2017 года;
- страховые взносы, пени и штрафы, доначисленные органами ПФР и ФСС по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ)).
Взыскания налоговики производят в порядке и в сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС России.
Обосновать образование излишне уплаченной суммы страховых взносов плательщик может, подав уточненный расчет по страховым взносам.
Уточненные расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (форма РСВ-1 ПФР, форма 4 - ФСС), необходимо представлять в территориальные отделения ПФР или ФСС России в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (ст. 23 Закона N 250-ФЗ).
Страховые взносы, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, по своей социальной природе и предназначению не отличаются от страховых взносов, установленных НК РФ, но они не являются предметом регулирования НК РФ. Поэтому суммы излишне уплаченных либо взысканных страховых взносов, образовавшиеся в период по 31 декабря 2016 года включительно, не могут быть зачтены в счет страховых взносов, исчисляемых с начала текущего года. Законами N N 243-ФЗ и 250-ФЗ не предусмотрен зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения недоимки по страховым взносам, установленным НК РФ (письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564).
Поэтому с уточненным расчетом желательно подать соответствующее заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. Формы "пенсионных" заявлений о возврате (23-ПФР, 24-ПФР) приведены в приложениях 3 и 4 к Постановлению Правления ПФР от 22.12.2015 N 511п, формы "соцстраховских" заявлений (23-ФСС РФ, 24-ФСС РФ) - в приложениях 3 и 4 к Приказу ФСС России от 17.02.2015 N 49.
В уже упомянутом письме Минфина России N 03-02-07/2/11564 указано, что Законами N N 243-ФЗ и 250-ФЗ не определены полномочия органов ПФР, органов ФСС России и налоговых органов по принятию решений о проведении зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в счет погашения:

- сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС России по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных упомянутой статьей 20 Закона N 250-ФЗ и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Если у плательщика имеются недоимка по страховым взносам, задолженность по уплате соответствующих пеней, штрафов во внебюджетные фонды, возникшие за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, то и недоимка, и задолженность уплачиваются этим плательщиком или взыскиваются налоговым органом (п. 2 ст. 4 Закона N 243-ФЗ).
До уплаты указанных недоимки и задолженности (либо их взыскания в установленном порядке) у территориального отделения ПФР (территориального отделения ФСС России) отсутствуют основания для возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов) за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Следовательно, при наличии:
- недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшимся на 1 января 2017 года, а также
- доначислений сумм страховых взносов, пеней и штрафов по результатам контрольных мероприятий, -
плательщику, у которого имеются суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, вначале необходимо погасить указанные недоимки, задолженности и доначисления. И только после этого территориальные отделения ПФР (ФСС) смогут принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.
Решение о возврате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, соответствующие органы ПФР (ФСС) должны принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате.
Если плательщиком страховых взносов представлялся уточненный расчет по страховым взносам, то 10 дней исчисляются со дня завершения территориальным отделением ПФР (ФСС) камеральной проверки указанного расчета.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальное отделение страховщика должно направить его в соответствующий налоговый орган (п. 4 ст. 21 Закона N 243-ФЗ). Возврат страховых взносов осуществляется ИФНС, в которой зарегистрирован плательщик страховых взносов.

С 2017 года введенный пункт 1.1 статьи 78 НК РФ, которой устанавливались нормы по зачету или возврату сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней и штрафа, позволяет осуществить зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет:
- предстоящих платежей плательщика по этому взносу;
- задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения, -
или же возвратить их в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Следовательно, излишне уплаченные суммы страховых взносов за периоды начиная с текущего года можно зачесть только по видам взносов:
- по пенсионному страхованию - в счет предстоящих платежей по взносам на ОПС;
- по медицинскому страхованию - в счет предстоящих платежей по взносам на ОМС;
- по социальному страхованию - в счет предстоящих платежей по взносам на ВНиМ.
Зачет сумм страховых взносов по одному из видов обязательного страхования в счет страховых взносов по другому виду невозможен.
Для зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов необходимо обращаться в свою ИФНС. Зачет осуществляется в том же порядке, который был установлен для зачета по налогам (с учетом особенностей пункта 1.1 статьи 78 НК РФ).
Факт излишней уплаты страховых взносов может быть обнаружен как самим их плательщиком, так и налоговиками. Выявив переплату, налоговый орган обязан известить об этом страхователя в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 78 НК РФ). Используется им при этом форма сообщения о факте излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (см. приложение 2 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@).
В приложениях к этому Приказу ФНС России приведен также ряд форм, которые могут быть использованы при осуществлении зачета или возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов. Например, формы заявления о возврате (о зачете) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (см. приложения 8, 9).
Налоговиками же могут быть использованы формы о зачете (приложение 1), возврате (приложение 3), принятом решении о зачете (возврате), об отказе в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (приложение 4).
При обнаружении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате страховых взносов, не исключена возможность проведения совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам. Предложение о проведении такой сверки может исходить как от плательщика страховых взносов, так и от налогового органа.
Результаты совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам оформляются соответствующим актом (форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам приведена в приложении к Приказу ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@). Акт совместной сверки расчетов по страховым взносам вручается плательщику в течение следующего дня после дня его составления. Акт в тот же срок может быть направлен по почте заказным письмом или передан плательщику в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (подп. 11 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).
Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@, далее - Методические рекомендации) предписывают налоговым органам перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных НК РФ, в частности:
- фактическое зачисление суммы излишне уплаченных страховых взносов на счет по учету доходов бюджета соответствующего внебюджетного фонда;
- отсутствие задолженности по пеням и штрафам соответствующего вида страховых взносов - при возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей осуществляется только на основании заявления плательщика. Такое заявление может подаваться в письменном виде, в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет.
Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей налоговики должны принять в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика или со дня подписания налоговым органом и этим плательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта такой излишней уплаты, или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Плательщик может представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням, штрафам. В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления плательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов. Указанное заявление может быть направлено в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или представлено через личный кабинет.
Излишне уплаченные страховые взносы могут быть возвращены только по заявлению плательщика (поданному в письменном виде, в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или через личный кабинет). Возврат должен быть осуществлен в течение месяца со дня получения налоговым органом заявления.
Возврат излишне уплаченных страховых взносов при наличии задолженности по пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов могут быть поданы в течение трех лет со дня уплаты суммы взносов.
Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении (о зачете (возврате) или об отказе) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. Сообщение передается лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Проценты

Налоговики обязаны вернуть излишне уплаченную сумму налога в течение месяца со дня получения заявления от их плательщика, причем в случае нарушения срока возврата налога фискалы должны начислить проценты на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенного в установленный срок (п. 10 ст. 78 НК РФ). Проценты уплачиваются за каждый календарный день нарушения срока возврата, и их сумма определяется исходя из ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Для расчета суммы процентов, подлежащих уплате, используется следующее выражение (п. 3.2.7 Методических рекомендаций):

П = СВ: 365 (366) x СР x ДПР: 100%,

где П - сумма процентов, подлежащих начислению; СВ - сумма, которая подлежит возврату на расчетный счет налогоплательщика; СР - ставка Банка России, действовавшая в дни задержки перечисления; ДПР - количество дней просрочки.
Если до окончания месяца налоговиками была возвращена часть излишне уплаченного налога, то проценты начисляются на сумму остатка.
При изменении ставки Банка России в отдельные периоды времени исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки.
С 1 января 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке (указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У). Размер ключевой ставки в 2017 году составляет:
- с 1 января по 26 марта - 10%;
- с 27 марта по 1 мая - 9,75%;
- с 2 мая - 9,25%.
Правила, установленные статьей 78 НК РФ, согласно пункту 14 этой статьи применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов. И логично полагать, что при задержке налоговиками возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов ими должны быть начислены проценты.
Норма о начислении процентов в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществлялся с нарушением установленного 30-дневного срока, существовала и в Законе N 212-ФЗ (п. 17 ст. 26). 30-дневный срок при этом отсчитывался с момента подачи заявления (п. 11 ст. 26). И, казалось бы, при перечислении сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, налоговики также должны начислять проценты за дни задержки. Однако Минфин России в письме от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564 указал, что Законом N 250-ФЗ не предусмотрена уплата процентов плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Налоговики, скорее всего, будут следовать рекомендациям финансистов.

Особенности возврата взносов на ОПС

Примечание. Руководство ФНС России в письме от 02.05.2017 N ГД-4-8/8281 предложило следующий алгоритм действий нижестоящим налоговым органам в случае передачи фискалам некорректных сумм задолженности в составе сальдо расчетов по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года:
- при обращении плательщика в налоговый орган лично либо по телефону следует рекомендовать ему обращаться в соответствующий орган ПФР или ФСС России;
- в случае поступления официального обращения плательщика указанное обращение следует направить в соответствующий территориальный орган государственного внебюджетного фонда по принадлежности.

Пунктом 6.1 статьи 78 НК РФ установлены ограничения по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Не допускается возврат в случае, если, по сообщению территориального органа управления ПФР, сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, представленные плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Аналогичная норма была установлена и пунктом 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ.
В указанных нормах Закона N 212-ФЗ и НК РФ при этом говорится о суммах излишне уплаченных страховых взносов, которые были указаны в сведениях, представленных плательщиком страховых взносов в ПФР в составе отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету.
Страхователи-работодатели отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету представляли в расчете РСВ-1 ПФР. И за последний квартал 2016 года такой расчет добросовестные плательщики представили в середине февраля 2017 года.
Органы ПФР обязаны, в частности, обеспечить своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сведения, представленные налоговыми органами и страхователями, а также надежное хранение этих сведений (ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования"). А вот срок перенесения этих сведений в лицевые счета законом не установлен.
В пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведены случаи, когда осуществляется перерасчет размера страховой пенсии. Среди таковых значится увеличение по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования значения индивидуального пенсионного коэффициента исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Следовательно, к этому дню в лицевом счете застрахованного лица должны быть учтены сведения, представленные страхователями по индивидуальному (персонифицированному) учету. Маловероятно, что к началу второго полугодия не будет сообщения территориального органа управления ПФР о том, что сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, представленные плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета за прошлый год, учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. А это означает, что возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды, окончившиеся до 1 января 2017 года, плательщикам ждать не следует.
ПБОЮЛы не представляют отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету за себя в ПФР.
Пункт 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предписывал налоговым органам направлять в ПФР сведения о доходах от деятельности самозанятых физических лиц - плательщиков страховых взносов за расчетный период не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. Это позволяло пенсионщикам определить сумму страховых взносов, которую должен был уплатить ПБОЮЛ за прошлый год. Уплаченную предпринимателем сумму страховых взносов на ОПС, которую следовало перенести в его индивидуальную карточку, они могли определить в первой половине апреля по поступившим платежным документам: срок уплаты страховых взносов, исчисленных с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период являлись основанием для направления требования об уплате недоимки, а также для проведения ее взыскания (п. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Все это сводит к нулю вероятность возможности возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 и 2015 годы ПБОЮЛами, находящимися на общей системе налогообложения, чьи доходы в эти налоговые периоды превысили 300 000 руб.

(10 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Действующее законодательство позволяет вернуть переплату по страховым взносам каждому гражданину. Для реализации данной процедуры сначала необходимо определить период, в который была совершена переплата по страховым взносам, а также размер переплаты. Так как эти показатели существенно влияют на порядок дальнейших действий.

Если переплата по страховым взносам возникла до 1 января 2017 года, то необходимо обратиться в ФСС и ПФР напрямую. Так как в январе 2017 года в силу вступило новое законодательство, по правилам которого происходит возмещение переплаты по взносам за текущий год и следующие периоды.

Если переплата по страховым взносам была осуществлена в текущем году, то изначально следует обратиться именно в налоговые органы.

1. Порядок обращения для зачета и возврата переплаты по страховым взносам.
2. Порядок возврата переплаты в ФСС.
3. Порядок возврата переплаты по ОПС и ОМС до 2017 года.

Порядок обращения для зачета и возврата переплаты по страховым взносам

Первым делом необходимо в местный налоговый орган за возвратом взносов на ОПС и ОМС. Дополнительно можно обратиться в ВниМ. Это касается только тех переплат, которые были произведены до 31 декабря 2016 года. Так как с января месяца следующего года уполномоченным органом по этим вопросам стала ФНС. И все обращения по возврату переплаченных взносов необходимо направлять именно в этот орган. Изменения приобрели свою актуальность по причине смены органа, осуществляющего контроль. Так как органы ПФР и ФСС не справлялись с нагрузкой по принятию страховых взносов. Поэтому принятием страховых взносов от предпринимателей с 2017 года теперь занимается федеральная налоговая служба на законных основаниях. Это означает, что все вопросы по этой теме, в том числе и возврат переплаты по взносам, необходимо направлять исключительно в ФНС.

При этом органы ФНС не смогут осуществить процесс возврата по страховым взносам, если период переплаты приходится на предыдущие годы. Так как принимали эти взносы другие органы, а именно ПФР и ФСС.

Исключением из данного правила являются страховые взносы на травматизм. Так как их возвращать необходимо по старым правилам, то есть в фонде социального страхования.

Порядок возврата переплаты в ФСС

Этот вопрос почему-то вызывает затруднения у населения. Хотя алгоритм возврата страховых взносов аналогичен механике возврата налогов. Только фигурируют при этом другие органы. А процесс составления и подачи документов точно такой же.

Дополнительно стоит ознакомиться с 78 статьей Налогового кодекса. Особый интерес вызывает первая часть шестого пункта данного нормативно правового акта. Содержит она в себе причину отказа в возврате переплаты по страховым взносам. Не получится возместить переплату только в том случае, если органы ПФР уже перевели эти денежные средства по счетам застрахованных лиц в системе ОПС.

Многие граждане полагают, что переплату по взносам можно перенести в счет других взносов. Но действующее законодательство не позволяет реализовать этот способ. То есть переплата по страховым взносам за какой-то конкретный период не может быть перенаправлена в качестве обязательного взноса во внебюджетные фонды в следующие периоды. Поэтому следует проявить особую внимательность в отношении данного вопроса.

Возврат взносов в 2017 году

Возврат социальных взносов будет осуществляться по новым правилам, то есть в другом государственном органе, которым является налоговая служба. Новые правила повлекли за собой образование новых документов, а именно новых форм заявлений на возврат переплаты по взносам.

Пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ сообщает, что возврат переплаты по страховым взносам осуществляется путем отправления заявительного письма в налоговую инспекцию. Сделать это можно не только посредством Почты России, но и онлайн. Во втором случае для граждан доступно два варианта:

— либо направить электронное письмо в ФНС;
— либо оформить возврат в личном кабинете на сайте ФНС.

Второй вариант является более практичным и популярным. Так как в этом случае обращение в государственный орган не может потеряться или прийти в неизвестный срок.

Законодательство предоставляет налоговой службе ровно один месяц для возврата переплаты по страховым взносам. Началом отсчета является дата получения письма. Если вы подаете документы через личный кабинет на сайте, то датой отсчета является статус принятия, который вы увидите в онлайн форме.

Дополнительно стоит отметить, что до 31 марта 2017 года налоговая служба принимала заявление о возврате переплаты по страховым взносам по старой форме. А уже с 1 апреля стала действовать новая форма, о чем сообщает приказ ФНС от 14 февраля 2017 года. Поэтому перед составлением документов рекомендуется проверить бланк заявления. Ведь если бланк старого образца, то налоговая инспекция не примет документ, то есть вы не сможете оформить возврат переплаты по страховым взносам, а будете вынуждены повторно проходить процедуру, но уже с новыми документами по действующему образцу.

Порядок возврата переплаты по ОПС и ОМС до 2017 года

Возврат переплаты по ОПС и ОМС за период до 2017 года осуществляется по старым правилам на основании документов, которые составлены по старым формам. Обращаться в этом случае необходимо в органы внебюджетных фондов, которыми являются пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Если у вас есть переплата по взносам как до 2017 года, так и после. То необходимо обращаться в два разных органа с разными комплектами документов. Причиной этому является смена органов контроля за страховыми взносами по причине загруженности фондов.



Похожие статьи