Кризис в августе 1998. Смотреть что такое "Дефолт в России (1998)" в других словарях

Термин «дефолт» обозначает все виды отказа от долговых обязательств, и таким образом, он является синонимом понятия «банкротство». Однако используется он лишь в тех случаях, когда от своих обязательств отказывается муниципальное или центральное правительство какого-либо государства.

Финансовое положение России, на протяжении всех 1990-х годов было крайне сложным. С одной стороны, существовала острая необходимость зарубежных займов, а с другой - страна была не в состоянии обеспечить надежные гарантии своей платежеспособности. Государственный долг был огромным.

Еще более усугубил ситуацию разразившийся в 1998 году мировой финансовый кризис и, как его следствие, резкое снижение мировых цен на сырье, прежде всего на металлы, нефть и газ. Все это привело к резкому сокращению валютных доходов правительства, а все частные иностранные кредиторы, в сложившихся условиях опасались выдавать крупные займы государствам с нестабильной экономикой.

В начале июля 1998 года, после отказа МВФ выдать России крупный заем, в стране начались разговоры о возможной девальвации рубля. И они были не беспочвенны, уже 7 июля Центральный Банк России перестал выдавать ломбардные кредиты банкам.

Спустя два дня, 9 июля, в результате новых переговоров с МВФ, Россия получила надежду на получение новых кредитов в течение ближайших 2 лет. Но одновременно с этим комиссия ООН по делам Европы заявила, что девальвация рубля уже практически неизбежна, однако, она сможет принести экономике России некоторое облегчение.

20 июля МВФ выделил России первый транш в 14 млрд. долларов, но, хотя угроза девальвации на время отступила, это не означало решения проблемы. Ведущие финансовые аналитики страны начали выступать с призывами к правительству и Центробанку как можно скорее провести девальвацию рубля.

В августе правительство сообщило о решении резко повысить лимит внешних займов в текущем году, он поднялся более чем в два раза - с 6 до 14 млрд. долларов. Подобная мера красноречиво свидетельствовала о том, что финансирование бюджета из внутренних ресурсов оказалось невозможным.

К этому времени российские валютные обязательства на мировом рынке достигли своих минимальных значений.

11 августа на биржах произошло обрушение котировок российских ценных бумаг. Весь этот день банки занимались активной покупкой валюты, а уже вечером несколько самых крупных из них заявили о временной приостановке своих операций. Столь резко поднявшийся спрос на валюту уже на следующий день привел к кризису ликвидности. Полностью остановил свою работу межбанковский кредитный рынок. Центробанк был вынужден снизить лимиты на продажу валюты для всех крупнейших коммерческих банков страны, существенно сократив при этом расходы на поддержание устойчивого курса рубля.

13 августа, в ходе экстренной встречи министра финансов Михаила Задорнова с крупнейшими российскими банкирами, правительство сообщило, что отказывается поддерживать рынки валют и ГКО, и теперь эти вопросы должны решаться самими банками. На следующий день у дверей многих банков начали выстраиваться очереди из вкладчиков, пожелавших немедленно вернуть свои депозиты.

Для стабилизации ситуации необходимо было принимать срочные меры. 17 августа правительство объявило о введении целого ряда мер, для нормализации бюджетной и финансовой политики страны. На 90 дней были приостановлены практически все банковские операции, прекратилась покупка и продажа ГКО. Это фактически означало дефолт и девальвацию рубля.

Рубль был переведен на плавающий курс, который был установлен в рамках 6 - 9,5 руб. за доллар. В связи с этим, курс рубля к доллару немедленно упал в полтора раза. Банки остановили выдачу вкладов, что послужило поводом для сильного беспокойства среди населения.

Центробанк в своем заявлении объяснил проблему российской банковской системы тем, что большинство банков располагают рублевыми активами, в то время как большинство их обязательств выражены в валюте. В такой ситуации девальвация рубля приведет к появлению в их балансе серьезных брешей.

Финансовый кризис привел к отставке председателя правительства Сергея Кириенко. Исполняющим обязанности был назначен Виктор Черномырдин.

Общие потери экономики России в результате августовского кризиса составили без малого 100 млрд. долларов, втрое сократился валовой внутренний продукт. Россия вошла в список крупнейших должников мира, сумма внешней задолженности была огромна, ее сумма в пять раз превышала годовой доход государственной казны и составляла 147% ВВП. Но по неофициальным оценкам США, более триллиона долларов, имеющих российское происхождение, лежало в это время на счетах западных банков, а эта сумма была эквивалентна восьми ВВП РФ того времени.

Август 1998 года стал крахом всей кредитно-денежной и бюджетной системы страны. Налоговые сборы сократились до минимальных показателей, а возросшие втрое темпы инфляции и четырехкратная девальвация еще более обесценила доходы казны, предприятий и граждан. Также не смогли пережить дефолт и многие банки, среди них и такие крупные, как Инкомбанк.

Одним из немногих позитивных результатов дефолта стало некоторое повышение конкурентоспособности экономики России. В связи с девальвацией цены на отечественные товары за рубежом резко снизились, и это позволило им занять ранее недосягаемые рынки. Кризис поспособствовал оздоровлению промышленности, и дал возможность для дальнейшего развития малого бизнеса в крупные предприятия.

Главным же результатом дефолта стало развитие тех отраслей промышленности, чья продукция до кризиса практически целиком замещалась импортом.

Это мы объявили дефолт. Двадцать лет спустя. Часть 1

Сотни банков в одночасье разорились, сотни тысяч людей потеряли свои вклады, а курс доллара к рублю за короткое время вырос более чем втрое. Однако экономика страны от дефолта во многом даже выиграла.

Есть специалисты, и их совсем немало, которые уверены, что произошло это именно благодаря дефолту. Но ведь благодарить за нынешнее, пусть весьма относительное экономическое благополучие, надо совсем не тех, кто объявил дефолт, а тех, кто оперативно и весьма профессионально ликвидировал его последствия.

О том, что Россия фактически признала себя банкротом, автору этих строк довелось узнать в отпуске за границей. И когда в премьерском кресле автора дефолта Сергея Кириенко вновь сменил уважаемый Виктор Черномырдин , супруга тут же потянула меня в магазины - срочно сбрасывать рублёвую наличность.

Виктор Степанович Черномырдин после дефолта ненадолго вернулся в кресло премьера

Впрочем, и долларовую тоже: были серьёзные опасения, что оборот валюты в стране могут резко ограничить. Никто тогда не верил в возвращение финансовой стабильности. Рубль буквально за считанные дни рухнул по курсу сначала вдвое, потом втрое, а к концу 1998 года - почти в четыре раза.

Банк России всё же пытался избежать резкой девальвации национальной валюты. Стоит напомнить, что курс рубля упал в три-четыре раза отнюдь не сразу, в отличие от осени 2014 года, рубль дешевел достаточно плавно.

Впрочем, приобрести валюту осенью 98-го по приемлемому курсу мало кому удавалось, банки задирали маржу так, что попросту распугивали покупателей. И всё же отметки в 20 рублей доллар достиг только к Новому году. И лишь весной 99-го долларовый курс был уже 23-24 рубля.

1998 год вообще оказался для российской экономики, и особенно для финансового сектора, едва ли не самым сложным за все годы после реформ. И о том, что страну ждут серьёзные потрясения, пытались предупреждать очень многие. И в первую очередь, как ни странно, не специалисты, а немногочисленные тогда ещё деловые печатные СМИ, в том числе и официальные.

Особой прозорливостью отличилась правительственная «Российская газета», в ведомственных приложениях которой («Бизнес в России» и «Экономический союз») уже с февраля буквально били в набат. Главный редактор Анатолий Юрков за это получил жёсткий нагоняй от самого президента Ельцина, причём сделано это было с подачи Минфина, где издание прямо назвали «антиправительственной правительственной газетой».

Удивляться этому не стоит. Пресса тогда ещё реально дышала воздухом свободы. И именно в феврале 98-го, когда совет директоров Банка России поднял ставку рефинансирования до рекордных 42 процентов годовых, журналисты «РГ» назвали пирамидой систему реализации государственных ценных бумаг.

Пирамида ГКО и ОФЗ, государственных казначейских обязательств и облигаций федерального займа, только начинала раскручиваться, когда иностранные инвесторы стали эти ценные бумаги сбрасывать.

Ответом и стало повышение банковской ставки, а параллельно с этим и выплат по ГКО и ОФЗ. В условиях почти застывшей промышленности и чудовищного кризиса неплатежей игры в финансовую стабильность с почти фиксированным курсом доллара в 6 рублей оказались очень опасными.

Уже через пару недель в том же правительственном официозе специалисты высказали крамольную мысль, что при завышенной доходности ценных бумаг «не будет удивительным, если окажется, что суммарный интерес западных банков по ГКО вообще превышает эмиссию российских гособлигаций». Идея небезызвестного Джорджа Сороса «скупить Россию на корню» тут просматривается сразу, не правда ли?

Дальше - больше. «Дешёвые деньги могут дорого обойтись» - это заголовок статьи из «Бизнеса в России», в которой комментировался сдвоенный транш от Международного валютного фонда. Суммой всего-то в 1,3 миллиарда долларов.

Примерно в те же дни в кресло премьера пересаживается 36-летний министр топлива и энергетики Сергей Кириенко, и первым подарком ему от журналистов идёт публикация официального доклада Межведомственной комиссии о плачевном состоянии российских финансов: «Неплатежи: и штык не колет, и пуля не берёт!»

Проходит ещё два относительно спокойных месяца, и всё та же «Российская газета» позволила себе масштабно процитировать того же Джорджа Сороса. Выступая в библиотеке Конгресса США, тот отметил, что «Москва действительно хочет предотвратить девальвацию», но прямо оценил ситуацию в России как критическую.

Впрочем, как видно, в качестве противовеса официоз опубликовал уже в следующем выпуске интервью с заместителем министра финансов Олегом Вьюгиным. Он достаточно уверенно сказал, что Минфин не видит оснований для девальвации рубля. Наконец, всего за 10 дней до «критического дня» обозреватель «Российской газеты» Александр Величенков лихо сравнил строителей пирамиды ГКО-ОФЗ с любителями азартных игр, назвав свой экономический обзор «Сыграем в бридж по-крупному».

17 августа и сыграли. А ведь из официоза всеми силами пытались привлечь внимание наших финансовых рулевых к тому факту, что «ситуация, когда котировки на рынке ГКО-ОФЗ выше ставки ЦБР, затянулась недопустимо».

И всё же не так страшен оказался дефолт, как его малюют. «Девальвация управляема, когда ею управляют ». Это снова цитата из «Российской газеты». Не станем отрицать, и другие СМИ предупреждали, но именно официоз в правительстве тогда хотя бы читать были просто обязаны.

Характерно, что после дефолта деловые СМИ практически сразу отказались от критики, следуя принципу, что после драки кулаками не машут. В публикациях преобладали рецепты того, как же справиться с последствиями крушения национальных финансов. Помогало это, конечно, плохо, но после назначения премьером Евгения Максимовича Примакова появилось что-то вроде уверенности. Выкарабкаемся!

Особенно после того, как новый премьер развернул свой самолёт над Атлантикой, по сути, отказавшись от американской помощи. А ещё вдохновила неприкрытая брань целого ряд либеральных, хотя тоже «деловых», изданий по этому поводу. Числящийся лидером среди деловых СМИ «Коммерсантъ» вообще утверждал, что разворот премьера обошёлся стране аж в 150 миллиардов долларов.

И ведь выкарабкались! Да, за счёт разорения сотен тысяч соотечественников, за счёт беспрецедентного снижения уровня жизни и падения зарплат и пенсий ниже плинтуса, за счёт краха почти всех крупных банков, за счёт жесточайших мер бюджетной экономии наконец. Но ведь всё это было уже после дефолта.

А 17 августа 1998 года, когда информационные агентства выдали в свет рутинное, на первый взгляд, сообщение «Об очередных мерах государственной денежно-кредитной политики», это была бомба. И не замедленного, а немедленного действия.

Решение о дефолте принималось, конечно же, не только Борисом Ельциным и Сергеем Кириенко, но подписи ставили они

Название, согласитесь, в самую пору для участников какого-нибудь XXXIII или XXIV съезда КПСС, но зато каково содержание!

Правительство Российской Федерации, возглавляемое Сергеем Кириенко, объявило о:

Расширении валютного коридора (что само по себе вовсе не страшно);

Отказе от погашения на договорных условиях краткосрочных государственных облигаций (а вот это уже серьёзно, если учесть, что именно в ГКО вместе с ОФЗ успело уйти уже больше половины госдолга);

Трёхмесячном моратории (отсрочке выплат) по частным (банковским и фирменным) долгам иностранным кредиторам.

Практически мгновенно в прессе прозвучало и страшное слово «дефолт». О нём твердили ещё с весны, от него пытались предостерегать, нам прописывали разного рода рецепты. Среди них особенно популярен был почему-то аргентинский, как оказалось впоследствии, совершенно непригодный.

Ну а самого молодого премьера не без оснований называли чуть ли не могильщиком российской экономики. Сегодня последователи покойного Егора Гайдара готовы назвать Кириенко её же, экономики, спасителем, продолжая талдычить о том, что дефолт оказал оздоровительный эффект для недореформированной экономики.

Да, отдадим должное смелости экс-премьера, который вместе с его партнёром из Центробанка Сергеем Дубининым провел «вскрытие нарыва». Но ведь их для того и назначали. Мы же будем и дальше отстаивать авторское право в реанимации экономики России за Евгением Примаковым, Юрием Маслюковым и Виктором Геращенко.





Евгений Примаков, Юрий Маслюков, Виктор Геращенко

А ведь на путь к дефолту страна встала сразу по объявлении гайдаровской шоковой терапии. Цены в стране, как известно, были отпущены в начале 1992 года. Но ведь сделать это надо было или раньше, или же позже. Либо тогда, когда и у людей, и у государства на руках ещё были кое-какие советские запасы, хотя бы в Госрезерве, и предприятия ещё не замерли, либо тогда, когда появилось чем наполнить прилавки за счёт импорта в обмен на нефть и газ.

Самый неподходящий момент был выбран словно нарочно, в результате чего получили полный крах в финансах и гиперинфляцию, от которых только к тому же 1998 году и стали приходить в себя. Да так, что рубль «стабилизировали» на той самой курсовой отметке чуть выше 6 рублей за доллар. Нефть помогла…

Однако весной 98-го нефть снова стал стремительно дешеветь, а Россия уже успела под экспорт нефти долгов наделать, и, что характерно, в основном за рубежом. Покрывать их стали за счёт заимствования внутри страны, что в то время обходилось намного дешевле. Именно на этой базе и стала расти пирамида ГКО-ОФЗ.

Нельзя забывать, что на олигархов, у которых государство в основном и одалживалось, можно было ведь и надавить. Напомнив при случае о коммунистической угрозе или же о необходимости быть благодарными за залоговую приватизацию. Однако, когда нефтяной подпитки практически не стало, внутренние заимствования тоже стали дорожать.

Это мы объявили дефолт. Двадцать лет спустя. Часть 2

Итак, к началу 1998 года даже внутренние заимствования стали дорожать. Упавшие, причём резко, до 11 долларов за баррель, цены на нефть - это был первый, хотя вряд ли самый важный фактор в пользу российского дефолта. И то, что рост стоимости заимствований случился среди прочего из-за падения нефтяных цен, нисколько не мешало тем же олигархам неумеренно наращивать вывоз чёрного золота за рубеж.

И надавить на олигархов никто даже не попытался. У них просто решили одалживаться. На самых льготных для них, олигархов, условиях.

А для госказны - по сути, на условиях грабительских.

Лёгкие деньги - как наркотик. Центробанк и Минфин ещё при премьерстве Черномырдина взялись строить такую пирамиду из ГКО и ОФЗ, перед которой МММ - просто песочный куличик. В первые дни премьерства Сергей Кириенко, который весной 98-го сменил явно озадаченного немереными долгами Виктора Степановича, ломать механику заимствования почему-то не решились.

Также не решились тогда и пойти на плавную девальвацию рубля. Может быть, наших горе-финансистов смутил тот факт, что как раз в начале 98-го была проведена деноминация рубля - у него срезали три нуля под обещания «вечной финансовой стабильности». Но с нулями у рубля срезали, похоже, и ещё много чего.

Вторым фактором, который толкнул Россию на пусть к дефолту, стала чрезмерно либеральная валютно-денежная политика , когда чуть ли не всё заработанное на нефти и газе тут же утекало за рубежи Родины. Ни о каких масштабных инвестициях в ответ, даже под сурдинку приватизации, речи не было. Не было вливаний ни в фондовый рынок, ни в реальный сектор экономики - хотя бы в виде поставок оборудования или же организации отвёрточных производств.

В Россию тогда гнали только потребительские товары, причем, как правило, не самого высокого качества. Оборонка, а также ещё целый ряд отраслей, на которых держалась, пусть со скрипом, экономика СССР, стагнировали, проедая, а фактически разворовывая накопленный в прошлом ресурс материально-технических средств или сырья.

Даже ликёроводочная промышленность, традиционный источник немалых средств для бюджета, пользуясь ситуацией, почти наполовину ушла в тень, продолжая подкармливать директоров и мафию, но отнюдь не страну.

Ещё одна причина для дефолта, иной раз достаточная для дефолта уже сама по себе - это неумеренные бюджетные аппетиты тогдашней власти , причём как исполнительной, так и законодательной. Да, коммунисты отбивали под социалку неподъёмные суммы, но они же, вместе с соратниками и противниками, не сомневаясь, голосовали также и за совершенно неумеренные расходы на безопасность.

Не оставались обделёнными даже армия и оборонная промышленность, непонятно только, как же они с такими тратами оказались в том состоянии, которое имело место к концу 90-х?

Дорожку к дефолту для страны помогала прокладывать и инфляция, мастерски скрываемая властями, ради чего жертвовались валютные резервы и брались практически невозвратные долги. Но достаточно вспомнить хотя бы остроту тогдашнего политического противостояния, чтобы понять: иного тогдашним «рулевым» просто было не дано.

И наконец, последний, едва ли не решающий фактор в пользу дефолта. О нём почему-то не вспомнили даже в Счётной палате при подведении прискорбных, прямо скажем, итогов одного из важнейших мероприятий эпохи реформ - приватизации. И ваучерной, и залоговой.

И та, и другая почти ничего в итоге не дали государственной казне, зато вывели из-под контроля, из-под управления и даже из-под государева кошелька целые отрасли экономики, причём отрасли самые прибыльные. Правительство прикормило олигархов, которых мы ещё вспомним тут поимённо, само же оказалось в роли того сапожника, что без сапог.

Теперь о собственно дефолте. По всем параметрам, или же законам экономики, которые имеют особенность не срабатывать в самый неподходящий момент, российский бюджет должен был рухнуть ещё весной 1998 года. Как раз тогда, когда на исполнительную власть поставили Сергея Кириенко.

И возможно, было бы даже лучше, если бы молодой Сергей Владиленович сразу объявил что-то вроде дефолта. На практике все меры, принимаемые новыми министрами, только усугубляли ситуацию.

Нельзя не признать, что у тех, кто сегодня призывает к уголовной ответственности за события августа 98-го для Сергея Кириенко и возглавлявшего тогда Центробанк Сергея Дубинина, есть к тому немалые основания.

Впрочем, тогда надо спросить и с Бориса Ельцина, и с «могучей кучки» олигархов, начиная с Бориса Березовского (ныне покойного) и Михаила Ходорковского (отсидевшего совсем за другое).

А также с пропавшего в никуда Владимира Гусинского и со здравствующего Виталия Малкина, который ныне заседает в Совете Федерации.

И с уже покойного Владимира Виноградова, с «оставшихся при своих» Владимира Потанина, Михаила Фридмана или Петра Авена, с нынешнего грузинского премьера Бедзины (он же Борис) Иванишвили, и кончая примкнувшими к ним Олегом Дерипаской и Романом Абрамовичем.

Их тогда так и называли: семибанкирщина

Но вернёмся к делу. Очень похоже на то, что всё и делалось тогда только для того, чтобы сиюминутно «попристойнее» отчитаться перед президентом Ельциным. Пирамида ГКО-ОФЗ продолжала раскручиваться дальше - в долг летом в Центробанке брали уже и под 120 и под 160 процентов годовых.

Правда, по доброй воле уже мало кто давал, так как никто уже не верил в реальность возврата. Дальше тянуть было уже нельзя, и 17 августа был использован чуть ли не последний шанс что-то сделать, не особо советуясь с президентом и его окружением.

Удар по банкам, а главное, по людям, оказался просто страшным. Но если банки - это просто структура, то люди-то пострадали реально. Не было ведь тогда ни системы страхования вкладов, ни каких бы то ни было механизмов индексации. Ни вкладов, ни зарплат, ни пенсий…

А банки… что банки? Многие из них, хотя и не без проблем, ушли под банкротство, отнюдь не всегда грозящее реальными потерями владельцами и топ-менеджменту. А некоторые благополучно увели «чистые активы» в новые структуры или в оффшоры, бросив на волю вкладчиков то, что останется.

Итог известен: масса скандалов и настоящих трагедий, сотни тысяч разорившихся людей , и… всплывающие тут и там бывшие великие банкиры. Кстати, и «великий» тогдашний глава ЦБ РФ Сергей Дубинин, как и его тёзка-премьер Кириенко, тоже ведь всплыл: теперь он председатель наблюдательного совета ВТБ.

Двадцать лет спустя стало намного проще говорить о том, что дефолт оказался для российской экономики скорее полезным, чем вредным. Но даже если это так, то в проигрыше ведь оказались многие, точнее даже, подавляющее большинство из нас, да и государство-то выправилось прежде всего за счёт усилий населения и за счёт того, что население опять сумело стерпеть .

Тем не менее, для полноты анализа всё-таки перечислим преимущества, полученные отечественной экономикой в результате дефолта.

Итак, по следам августа 98-го цены внутри России повышались намного медленнее, чем рос курс доллара, и это помогло встать с колен целому ряду отечественных предприятий.

Такая тенденция сохранялась практически до осени 1999 года, когда на исполнительную власть последовательно назначили Степашина, а потом Путина. Но где же здесь заслуга авторов дефолта? Не правда ли, надо просто отдать должное тем, кто принял у них руль осенью 98-го!

Второе: многие предприятия, особенно из числа ориентированных на внутренний рынок, получили от дефолта прежде всего конкурентные преимущества. За счёт чего? А за счёт возможности держать цены намного ниже долларовых у импортёров. При этом, естественно, объёмы импорта в Россию заметно снизились.

Так было и в секторе товаров высокого качества, которые на достаточно длительное время выпали за рамки сферы реальной конкуренции с российскими товарами, и в секторе дешёвого ширпотреба, которому новая российская власть жёстко перекрыла каналы поставок в Россию. Времена засилья «челноков» к тому времени уже остались позади. Как видите, и здесь никакой заслуги творцов дефолта не наблюдается.

В какой-то мере парадоксально, но в конце концов в выигрыше оказались и те, по кому дефолт, хоть и через банки, ударил в первую очередь. Речь об олигархах и их структурах, в которых ориентированные на экспорт составляющие тоже получили конкурентные преимущества за счёт курсовых разниц. А ещё им помог неожиданно возобновившийся рост цен на нефть, а также на металлы - и цветные, и чёрные. Всё это, как известно, основные российские экспортные товары.

Здесь нельзя не вспомнить, что в какой-то мере фактором, сработавшим на ликвидацию последствий дефолта, стала даже активизация боевых действий в Чечне. Военный заказ, как бы там ни было, простимулировал сразу нескольких смежных отраслей экономики.

Наконец, ситуация с рублём, в точности отвечающая лозунгу «налетай - подешевело», так или иначе подтолкнула приток в страну инвестиционных ресурсов. От краткосрочных, но рекордных прибылей за счёт игры на курсах тогда мало кто мог отказаться. В результате только после дефолта Россия наконец обзавелась более-менее цивилизованным фондовым рынком.

Как показано выше, были у дефолта позитивные последствия. Но если сопоставить их с негативом от дефолта, сравнение получается весьма грустным. Самое худшее то, что люди окончательно перестали верить в рубль, причём надолго. Сомневаюсь, что и сегодня хоть кто-нибудь в России твёрдо и безоговорочно верит в свою валюту. Ведь были потом и рубеж 2008-2009 годов с мягкой девальвацией, и крах рубля осенью 2014-го…

Не потому ли о конвертируемости рубля, пусть хотя на пространствах бывшего СССР или хотя бы Таможенного союза или ЕАЭС, до сих пор остаётся только мечтать? Вера во власть тоже была утрачена, правительство Примакова лишь чуть поправило дело, а о том, что было дальше, лучше промолчим.

Увы, но никто в России со времён дефолта не верит и в банки, и в нашу финансовую систему в целом. Хуже того, кажется, что до сих пор большинство населения вообще не верит в то, что в финансах страны когда-нибудь и что-нибудь реально наладится.

И вдобавок ко всему этому - реальное падение производства, рост безработицы и ползучий и практически до нынешнего дня не прекращающийся рост цен. А ещё - падение жизненного уровня и обращение в фактический «нуль» вкладов в банках. И монетизация льгот, а теперь ещё и откровенно грабительская пенсионная реформа.

После 17 августа 1998 года России предлагалось уйти в «изоляционизм», чуть ли не строить железный занавес, рискуя нарваться на глобальный товарный голод. Но добиться оживления экономики, в определённой мере используя последствия дефолта, всё же удалось. Удалось правительству Евгения Примакова с первым заместителем по экономике Юрием Маслюковым и главой Центробанка Виктором Геращенко.

Удалось за счёт предельно жёсткой денежно-кредитной политики и глобальной расшивки неплатежей. За счёт мощных таможенных барьеров в виде запретительных пошлин на то, что могло производиться внутри России и широкого спектра мер экономического протекционизма. За счёт прямой поддержки социально важных отраслей и конкретных предприятий, наконец, за счёт жесточайшего контроля в сфере обращения валюты.

По поводу последнего нельзя не вспомнить ликвидированную спустя полтора года после дефолта Федеральную службу валютно-экспортного контроля, сумевшую, хотя бы на время, но почти полностью закрыть коридоры утечки валюты из страны.

Служба ВЭК, созданная по личной инициативе президента Ельцина и прямо подчинённая ему, координировала усилия сразу семи ведомств: Центробанка, Минфина, Минэкономики, Министерства внешних экономических связей, Таможенной и Налоговой служб, Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере валютного контроля.

Нынешний преемник ВЭК - служба финансового мониторинга. К сожалению, она только собирает информацию о подозрительных сделках и валютных потоках, не имея ни права возбуждать уголовные дела, ни возможности выступить с законодательной инициативой.

Черный август. Дефолт.


23 марта 1998 года Борис Ельцин отправляет в отставку правительство Виктора Черномырдина и назначает и. о. премьера Сергея Кириенко (на фото справа). Госдума утвержадет его кандидатуру только с третьего раза, 26 апреля. Цена на нефть — $13,08 за баррель Brent

Что произошло 20 лет назад? Кто выиграл в результате?
Об этом спорят до сих пор. Вот что пишет в августе 2018-го либеральный :

"Россия подошла к кризису уже в начале 1998 года. Дефицит госбюджета достиг угрожающих размеров и финансировался за счет увеличения госдолга. К середине года процентные платежи по государственным займам превысили поступления от новых выпусков ГКО. После этого экономика страны была обречена. В перспективе принятые 17 августа 1998 года решения правительства о девальвации рубля и отказе от долгов создали условия для роста российской экономики в следующие 10 лет , но в 1998 году большинство населения страны потеряло свои сбережения, а только что образовавшийся предпринимательский класс — свой бизнес".

---
Ну так - кто выиграл от дефолта 1998-го года?
Что мешает повторить то же самое 20 лет спустя?
Почему бы не заменить старую марионетку новой?
И не все ли вам равно, как будут звать версию Ельцина-3?
Заплатит за все в любом случае - народ: нищетой, болезнями, смертью.

UPD

info_klok
18 августа 2018, 13:49:47
Ну, и как должен относиться запад к такой стране? Там-то знают побольше чем вы, через них все эти грязные дела проворачивались...

Вот вам и ответ: ни о какой войне речь не идет. Речь об изоляции страны, где верхушка потеряла берега и не соблюдает минимальные правила приличия. Но народу это подается вполне определенно: "Запад объявил войну России".

gala_gala15
18 августа 2018, 13:59:56
Ну да. Только ведь эти элиты запад и поставил, а народу заморочили голову. Что не снимает ответственности с него, понятно, но не он главный виновник. Страна - это народ, ограбленный, оболваненный, обнищавший. Элиты - это государство, которое они приватизировали, но не страна.

это был розжиг?)))

вот народ - http://expert.ru/russian_reporter/2018/16/panyi-vernulis/
ОТВЕТИТЬ

info_klok
18 августа 2018, 14:17:52
Это был не розжиг. Вы спрашивали, почему войны не будет... Будем разбираться.

Запад поставил? :^))) Нет, в чем-то наверняка помог, но его возможности на территории СССР были все же не безграничны. Сами вылезли.

Западу мог не нравиться Советский Союз, но с ним запад по крайней мере мог иметь дела, не опасаясь ничего – правила приличия соблюдались. То, что повыползло в 90-х, о приличиях не думало и не думает.

А что касается страны: да, страна – это народ. Но соседи имеют дело не с народом, а с этой самой "элитой".
Британия, за которой признан статус мастера интриги – это британский народ?
США с глобальными амбициями – это народ?
Нет, во всех этих случаях мы говорим об элитах, а народ где-то та-а-ам, за кадром. Нормальный народ, люди как люди. Вот точно так же и на Россию смотрят.

Кризис 1998 года в России – ситуация технического дефолта по причине невозможности правительства РФ обслуживать постоянно возрастающий объем внутренних заимствований. Несмотря на девальвацию рубля, массовые банкротства банков и предприятий, в долгосрочной перспективе кризис имел положительные последствия для экономики.

 

Кризис 1998 года в России − первый дефолт в новейшей истории, объявленный государством по внутренним ценным бумагам в национальной валюте.

Причины возникновения

Первой версией финансового коллапса можно считать мнение КПРФ (Коммунистическая партия Российской федерации), имевшей наибольшее представительство (139 депутатов) в Госдуме после выборов 1995 года, которая основной причиной кризиса считает неправильную макроэкономическую политику, проводимую действующим правительством «либералов» при активной поддержке Президента Бориса Ельцина.

Вторая версия событий, отстаиваемая группой экономистов и членов правительства, утверждает, что падение экономики было неизбежным и обусловлено исключительно внешними факторами - Азиатским финансовым кризисом и снижением мировых цен на энергоносители − основную статью российского экспорта.

Обе версии при более глубоком анализе нельзя считать истинными:

  • перекладывание ответственности на правительство представляет собой стандартный политический штамп, обычно не имеющий под собой реальных оснований;
  • главенствующая роль внешних факторов должна была привести к более длительному влиянию на экономику, но первые признаки восстановления появились уже через несколько месяцев после объявления дефолта и либерализации валютного рынка.

В реальности к негативным последствиям привели ошибки как законодательной, так и исполнительной ветвей власти:

  • Слабость экономики, доставшейся в наследство РФ после распада СССР . Кроме необходимости проведения срочных реформ, ситуацию усугубило принятие Россией на себя всех обязательств СССР по внешним займам. Падение ВВП прекратилось только к 1997 году, когда зафиксирован первый рост на 1,7%. Таким образом, не был наработан резерв прочности и ситуация могла рухнуть при любых отрицательных тенденциях.
  • Политическое противостояние Думы и правительства . Фракция КПРФ, контролирующая деятельность Думы, конъюнктурно требовала постоянно увеличивать социальные выплаты, что привело к постоянному бюджетному дефициту. Вторым фактором поддержания иллюзии внешнего благополучия было искусственное поддержание высокого курса рубля с помощью интервенций Банка России и переход к политике валютного «коридора», рамки которого были далеки от реальной экономической ситуации.
  • Рост внешних и внутренних заимствований . Сдерживание курса рубля привело к снижению дохода от экспорта и, как следствие, налоговых поступлений от формирующих госбюджет предприятий газовой и нефтяной сферы. Компенсация дефицита с помощью дополнительной эмиссии была запрещена в 1994 году, и для финансирования постоянно увеличивающихся расходов альтернативы заимствованиям почти не осталось. Стоит отметить, что подобная политика активно продвигалась многими членами правительства, и к 1998 году объем только внешнего государственного долга составлял более $150 млрд., тогда как в момент дефолта золотовалютные резервы РФ были на уровне $12,5 млрд.
  • Выпуск ГКО (государственных краткосрочных облигаций). Механизм выпуска и обращения был разработан в 1992 году управлением ценных бумаг Банка России. Первый выпуск на сумму 1 млрд. рублей состоялся в мае 1993 года, когда стало ясно, что финансировать исполнение бюджета только за счет внешних кредитов невозможно, особенно после ухудшений отношений с основными кредиторами - МВФ и Всемирным банком. Перед самым кризисом, в конце июля 1998 года, МВФ выделил РФ кредит в $22 млн., но впоследствии доходы государства не сумели покрыть даже процентные платежи по этому займу.

ГКО представляли собой именные дисконтные облигации со сроками погашения от трех месяцев до года, доход рассчитывался как разница между ценами погашения и покупки. Высокий спрос поддерживался Центробанком через дочерние структуры, и ведущие финансовые институты были уверены в их высокой надежности.

Постоянное увеличение доходности новых выпусков ГКО к 1998 году превратили данный рынок из источника погашения дефицита бюджета в классическую финансовую пирамиду, подобную «МММ». Большая часть банковских активов были вложены в постоянно дорожающие государственные ценные бумаги, а кредитование реального сектора экономики практически прекратилось. Последние эмиссии ГКО имели доходность около 140%, а потому к августу 1998 году были исчерпаны все ресурсы для погашения и поддержания курса рубля. Попытки правительства поменять крупные пакеты ГКО на еврооблигации также потерпели неудачу.

Согласно классической практике, в таких случаях страна должна была начать денежную эмиссию, запустить механизм инфляции, и когда национальная валюта обесценится, выполнить номинальное погашение долга. Логично, что именно такого сценария и ждали российские инвесторы, которые делали вклады в ГКО, рассчитывая, что эти вклады будут защищены фиксированным курсом национальной валюты.

Тем не менее, Россия выбрала путь дефолта, как по внешнему, так и по внутреннему долгу. Учитывая негативный опыт начала 90-х, новая волна инфляции могла быть социально опасной, а непогашение внешних долгов было неприемлемым.

Хроника кризиса

Кризис 1998 года в России кратко:

  • 5 августа 1998 года . Принято решение о резком увеличении объема внешних заимствований до $14 млрд., что подтвердило слухи о невозможности выполнения бюджета с помощью внутренних источников;
  • 6 августа 1998 года . Российские валютные обязательства на внешних рынках падают до минимальных значений, несмотря на очередной займ МБРР (Международный банк реконструкции и развития);
  • 11 августа 1998 года . На РТС падение котировок российских ценных бумаг достигло 7,5%, что привело к остановке торгов и массовой скупке валюты банками.
  • 12 августа 1998 года . Из-за кризиса ликвидности и увеличении спроса на валюту прекращает функционировать рынок межбанковского кредитования.
  • 13 августа 1998 года . Агентства Standart&Poor`s и Moody`s понижают долгосрочный кредитный рейтинг РФ. Правительство перекладывает проблемы поддержания валютного рынка и системы ГКО на самих банкиров.
  • 17 августа 1998 г. Премьер-министр Сергей Кириенко выступил с заявлением об объявлении моратория в 90 дней на все выплаты по государственным ценным бумагам и переходу к рыночному курсу рубля. Фактически страна оказывается в состоянии «технического дефолта».
  • 18 августа 1998 года. Операции по картам Visa блокируются или существенно ограничиваются. По решению ЦБ разница между покупкой и продажей валюты не может быть выше 15%;
  • 19 августа 1998 года . Перенос сроков реструктуризации ГКО приводит к массовому банкротству небольших банков и потере вкладов населения;
  • 23 августа 1998 года . Борис Ельцин принимает отставку правительства и премьера-министра Сергея Кириенко.

По оценкам Московского банковского союза, российская экономика до конца 1998 гола потеряла, как минимум, $96 млрд., из которых потери банковского сектора составили $45 млрд., вклады населения − $19 млрд.

За рубеж по неофициальным данным было выведено почти $1,2 трлн., что эквивалентно восьми ВВП Российской Федерации в 1998 году.

Последствия кризиса

Генеральная прокуратура РФ и комиссия Совета Федерации после расследования ситуации вокруг ГКО пришли к выводу, что их выпуск изначально был направлен только на обогащение узкого круга инвесторов, а не на решение экономических проблем. Результаты проверки в свое время были проигнорированы Президентом, новым премьер-министром и Советом Безопасности.

За объявлением дефолта последовала закономерная отставка правительства С.Кириенко и руководства Центробанка. 11 сентября Дума утвердила в должности премьер-министра Е.Примакова и главу Банка России В.Геращенко.

Переход к рыночному курсу рубля в целом оказал положительное влияние на экономику, хотя и привел к его девальвации в 4,5 раза. Экспортеры получили необходимые оборотные средства для модернизации и развития производства, возросли налоговые поступления в бюджет и уже к началу 1999 года впервые с момента дефолта был зафиксирован рост ВВП.

В отличие от промышленности, банковская система оказалась на грани полного коллапса, в первую очередь из-за краха пирамиды ГКО. Реструктуризация позволила вернуть инвесторам не более 1% вложенных средств, что привело к массовому банкротству финансовых учреждений, невозможности возврата вкладов населения и обслуживания текущих платежей.

Кроме населения, наиболее пострадавшими оказались частный бизнес, использующий сырье и товары из-за границы, а также сфера услуг. Сумели выжить те, кто вовремя оптимизировал расходы , сохранил отношения с партнерами и практически не использовал кредитные ресурсы. Постепенно увеличивался потребительский спрос, уцелевший малый бизнес стал консолидироваться в более крупные предприятия.

С момента кризиса 1998 г. прошло почти 20 лет, но он по-прежнему остается одним из наиболее значимых экономических феноменов в современной истории. Сегодня аналитики считают, что экономический кризис 1998 года в России коренным образом изменил существующую модель управления: произошел отход от экспорта сырьевых товаров как основного источника наполнения бюджета, к развитию секторов, которые ранее замещались импортом. Дефолт способствовал очищению экономики от устаревших элементов, а также привел к более ответственному отношению к планированию бюджета страны, притоку иностранных инвестиций, постепенному развитию фондового рынка и возвращению российских компаний на международный рынок.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Двадцать лет назад в нашей стране произошли события, которые в новейшей истории получили название «черного августа 1998 года».

Дефолт в России стал экономическим шоком для большинства россиян.

Граждане, пережившие тяжелейший финансовый кризис, до сих пор с ужасом вспоминают этот период. Возможность нового дефолта по-прежнему пугает россиян. Ведь то, что произошло однажды может повториться. Но так ли это?

Дефолт 1998 года

14 августа 1998 года на вопрос о возможности президент РФ Борис Ельцин заявил: «Не будет. Нет. Твердо и четко.» Курс доллара на тот момент составлял 6 руб. 27 коп. К этой отметке американская валюта больше никогда не возвращалась.

О заморозке выплат по ГКО (государственным краткосрочным облигациям) премьер-министр Сергей Кириенко объявил через три дня после выступления Ельцина. Центральный банк перестал поддерживать рубль. Начав с небольшого снижения, российский рубль буквально рухнул в последние дни августа и первую неделю сентября. На своем пике (09.09.98) доллар стоил почти 21 рубль.

Обесценивание национальной валюты привело к многократному росту цен, задержкам зарплат, пенсий, социальных пособий. Внутренний валовый продукт сократился втрое. Снизилась собираемость налогов, упало производство. Некоторые крупные банки обанкротились, граждане потеряли свои сбережения.

О причинах и последствиях кризиса подробно вы можете узнать из нашего видео.

По оценкам Московского банковского союза убытки экономики РФ в 1998 году составили около 96 млрд долларов. Из них 33 млрд потеряли корпорации, 45 млрд – банки, 19 млрд — население.

Что такое дефолт простыми словами

Опросы, проведенные в 1999 году, показали, что две трети жителей нашей страны не могут объяснить термин «дефолт», и рассказать, что это такое простыми словами. Постараемся ликвидировать этот пробел.

Слово заимствовано из английского языка – default. Оно обозначает невыполнение обязательств, прекращение платежей , неуплату.

Допустить дефолт может даже обычный человек . Для этого достаточно просрочить оплату кредита или не внести ежемесячный платеж по банковской карточке.

Изначально термин относился только к ссудной задолженности, но с развитием финансовых инструментов слово приобрело более широкое значение. Например, самым распространенным способом привлечения средств правительствами стран являются ценные бумаги – , облигации, бонды. Прекращение выплат процентов или основного долга по ценным бумагам считается дефолтом.

Кроме финансовых обязательств, термин обозначает невыполнение любых условий, предусмотренных кредитным договором или условиями выпуска ценных бумаг. Так, обязательным требованием при выдаче кредита бизнесу является сдача отчетности в банк. Непредоставление баланса, отчета по прибыли в установленный срок, рассматривается как дефолт.

Подводя итог, можно дать термину несколько определений. Дефолт – это :

  1. Невыполнение долговых обязательств в установленный срок.
  2. Неплатежеспособность какого-либо субъекта. В качестве последнего может выступать физлицо, компания или государство.
  3. Нарушение условий получения займа (кредита), выпуска ценных бумаг и других соглашений по привлечению денежных средств.

В самом широком смысле под дефолтом понимают нарушение любых обязательств – неисполнение торговых соглашений, отступление от политических, дипломатических договоренностей. Но обычно встречается классическое толкование термина.

Виды дефолтных ситуаций

Экономисты выделяют два вида дефолта – обычный и технический.

  1. Технический дефолт возникает из-за временных трудностей. Заемщик готов выполнять свои обязательства, но на текущий момент имеет некоторые проблемы.

    В случае с физическими лицами такая ситуация часто возникает при задержке зарплат. Заключая кредитный договор, наемные работники нередко привязывают ежемесячную дату платежа ко дню получения заработка. Несвоевременное перечисление денег приводит к нарушению условий займа. Однако поступление средств через небольшой исправляет положение.

    Причинами технического дефолта могут быть оплошность сотрудников, сбой платежной системы, непредвиденные обстоятельства. Обычно ситуация быстро нивелируется и не имеет последствий.

  2. К обычному дефолту приводит неспособность должника выполнять свои обязательства. Средств для оплаты долга нет, и не ожидается. Простыми словами, обычный дефолт – это ситуация, которая близка к банкротству, то есть признанию должника несостоятельным в судебном порядке. Только грамотные и решительные действия кризисных управляющих могут исправить положение.
  1. корпоративным;
  2. банковским и т. п.

Суверенный дефолт также называют дефолтом первого уровня. Он затрагивает всех граждан страны и несет негативные последствия в глобальном масштабе.

Причины неплатежеспособности

Главной причиной дефолта является несбалансированность доходов и расходов должника. Дефицит бюджета покрывается за счет займов и кредитов. Обслуживание долга ведет к еще большему росту затрат.

Чтобы покрыть расходы, должник привлекает новые средства, стоимость заемных денег повышается. В результате долговые обязательства субъекта растут как мыльный пузырь, который рано или поздно лопнет.

Дефицит бюджета вызывают :

  1. безответственное поведение заемщика;
  2. падение доходов;
  3. форс-мажорные обстоятельства;
  4. экономический кризис;
  5. смена политического режима и др.

Получая заем или кредит, должник не в состоянии предвидеть, что ждет его в будущем:

  1. Обычного человека могут привести к финансовому перекосу потеря работы, перевод на низкооплачиваемую должность, болезнь.
  2. В компании прибыль уменьшается из-за сокращения спроса, потери части рынка, технологического отставания от конкурентов.
  3. На государственном уровне падение доходов выражается в низкой собираемости налогов из-за спада производства или ухода налогоплательщиков в теневую экономику. Иногда при смене политического курса правительство может отказаться от выплат по старым долгам.

Последствия дефолта

Заемщик, допустивший дефолт, теряет доверие кредиторов. Отказавшись один раз платить по долгам, очень сложно найти новый кредит. Инвестиционные риски растут, получить деньги можно только под высокие проценты, что еще больше усугубляет финансовое положение должника.

В то же время есть положительные моменты при объявлении дефолта. Остановка платежей по внешним долгам дает заемщику возможность направить средства на свое финансовое оздоровление и выбраться из кризиса . Поэтому на корпоративном уровне, прежде чем объявить должника банкротом, в компанию или организацию направляются кризисные управляющие. Цель их работы – восстановление платежеспособности заемщика.

К чему ведет суверенный дефолт

На мировой арене обязательство выполнять подписанные международные договора введено Вестфальским миром 1648 года. Неплатежеспособность страны ведет к особенно тяжелым последствиям :

  1. Подрывается авторитет государства и национального бизнеса. Для правительства и корпораций дешевые кредиты становятся недоступными.
  2. Происходит девальвация национальной валюты, дорожают импортные товары.
  3. Если сильно зависит от зарубежных поставок, снижается покупательная способность денег. Население беднеет и не может покупать товары в том же количестве.
  4. Снижение спроса негативно влияет на промышленное производство. Сокращается рынок сбыта, расходы растут. Кризис особенно больно бьет по компаниям, работающим на импортном сырье. Многие корпорации разоряются.
  5. Чтобы снизить расходы предприятия сокращают персонал и уменьшают заработную плату, что приводит к еще большему обнищанию обычных граждан и росту .
  6. Страдает банковский сектор. Отток инвестиций, невозможность получить международную помощь и обесценивание резервов рушит финансовую систему.

При суверенном дефолте страдает не только государство-банкрот, но и страны-кредиторы. Последствием может стать обвал финансовых рынков и международный экономический кризис. В результате страдает не только население государства, отказавшегося платить по долгам, но и граждане других территорий.

В то же время дефолт мобилизует резервы государства. Более эффективно расходуются бюджетные средства. Кредиторы боятся все потерять и идут на реструктуризацию долгов, соглашаясь на более длительные выплаты или отказываясь от процентов.

Слабые компании исчезают, выживают сильнейшие (естественный обзор). Падение курса национальной валюты способствует повышению конкурентоспособности внутренних производителей. По сути, это хоть и болезненный, но необходимый для оздоровления экономики инструмент.

Уроки кризиса 1998 года

Последствия дефолта в России в 1998 году до сих пор отражаются на экономике. Некоторые из них постепенно сглаживаются, другие еще долго будут влиять на жизнь в нашей стране.

Какие уроки извлекли граждане и правительство из финансового кризиса:

  1. События тех лет надолго подорвали доверие народа к власти. Не секрет, что при любой опасности граждане меняют национальную валюту на доллары или евро и забирают . Не вызывают доверия внутри страны . Граждане предпочитают инвестировать деньги в бизнес или банковский сектор, чем отдавать их правительству.
  2. Россияне более ответственно стали доверять деньги банкам. Высокие процентные ставки не являются главным мотивом выбора вклада, а скорее вызывают настороженность. Созданная система страхования депозитов изменила поведение вкладчиков и повысила устойчивость банковской системы.
  3. После финансового коллапса государство избегает занимать деньги за рубежом. В России сейчас один из самых низких уровней госдолга (около 13% ). В то же время резервы растут, что позволяет экономике чувствовать себя устойчиво . Периодически ведутся разговоры о необходимости вкладывать средства в промышленность и сельское хозяйство, но пока позиция властей неизменна. Низкий госдолг и рост резервов остаются приоритетами экономической политики.
  4. Отказавшись от внешних источников, правительство предпочитает искать средства на и социальные нужды внутри страны, зачастую пренебрегая благосостоянием своих граждан.
  5. Увеличилось вмешательство государства в экономику страны. Правительство усвоило, что управлять госпредприятиями гораздо легче, чем частным бизнесом. По последним исследованиям доля госсектора на рынке составляет около 70%.

В целом бюджетная политика правительства РФ после дефолта 1998 г. нацелена на повышение экономической стабильности страны.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое деноминация простым языком Что такое гражданство, способы его приобретения, как получают гражданство РФ и как его правильно писать в анкете Что такое приоритеты, как их правильно расставить и где еще используется это слово Что такое облигация, чем эта ценная бумага отличает от других, какие виды облигаций бывают и на что смотреть при их покупке Суверенитет - это то, что делает государство государством



Похожие статьи