Объявление технического дефолта 1998. Смотреть что такое "Дефолт в России (1998)" в других словарях

Экономический кризис 1998 года в России — один из самых тяжёлых экономических кризисов в истории страны.

Основными причинами дефолта (приостановки платежей по внутреннему долгу) стали огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства).

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира ещё не было случаев, когда государство объявляло дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте.

Российская экономика образца 1990-х хронически — он составлял 5-8% ВВП. Для покрытия этого дефицита правительство создало рынок ГКО.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации были впервые эмитированы министерством финансов РФ в мае 1993 года. По сути, рынок ГКО представлял собой классическую финансовую пирамиду, в которую были вовлечены чуть ли не все денежные ресурсы страны. На протяжении более чем трех лет деньги не выходили за пределы финансовой сферы , спекуляции с этими ценными бумагами были выгоднее, чем выпуск самой прибыльной продукции.

Доходность по ГКО непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых.

Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего, на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 года в Азии мировой финансовый кризис. Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.

27 мая 1998 года ЦБ РФ поднял ставку рефинансирования коммерческих банков с 50% до 150% годовых. Доходность государственных ценных бумаг поднялась до 80% годовых.

Принятое 13 июля 1998 года решение МВФ о начале программы кредитования России размером в 22,6 миллиарда долларов, рассматривавшееся многими аналитиками как завершение российского финансового кризиса, только отсрочило коллапс российской финансовой системы.

5 августа 1998 года правительство приняло решение о резком — с 6 до 14 миллиардов долларов — увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение подтвердило невозможность финансирования бюджета из внутренних источников.
6 августа 1998 года МБРР принял решение выделить России третий займ на структурную перестройку экономики в размере 1,5 миллиарда долларов. На мировом рынке российские валютные обязательства достигли минимальных значений.

11 августа 1998 года обрушились котировки российских ценных бумаг на биржах. Падение цен на акции в РТС превысило 7,5%, после чего торги были остановлены. Весь день банки активно скупали валюту, а к вечеру стало известно о приостановке операций целым рядом крупнейших банков.

12 августа 1998 года резкий рост спроса на валюту привел к остановке межбанковского кредитного рынка и кризису ликвидности. У банков, которым были нужны большие суммы для выполнения форвардных контрактов, начались перебои с возвратом ссуд. ЦБ РФ снизил лимиты на продажу валюты крупнейшим коммерческим банкам, сократив свои затраты на поддержание курса рубля.

13 августа 1998 года рейтинговые агентства Moody`s и Standard & Poor`s понизили долгосрочный кредитный рейтинг России. Состоялась экстренная встреча министра финансов Михаила Задорнова и зампреда ЦБ Сергея Алексашенко с представителями крупнейших российских банков. Правительство заявило, что поддержание валютного рынка и рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) — дело самих банкиров.

15 августа 1998 года президент РФ Борис Ельцин, отдыхавший на Валдае, прервал отпуск и вернулся в Москву. Премьер-министр Сергей Кириенко провел совещание с главами Центробанка, Минфина и спецпредставителем Кремля в международных финансовых организациях. Глава правительства дал поручение разработать меры по стабилизации ситуации.

17 августа 1998 года глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля . На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась.

Одновременно с приостановкой выплат по ГКО ЦБ РФ перешел на плавающий курс рубля в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рубля за доллар. Курс рубля упал по отношению к доллару сразу в полтора раза.

В этот же день банки перестали выдавать вклады. На улицах выстроились очереди обеспокоенных вкладчиков. 18 августа 1998 года Международная система Visa Int. блокировала прием карт банка "Империал", а остальным российским банкам рекомендовала приостановить выдачу наличных по картам. ЦБ заявил о намерении запретить банкам устанавливать разницу между курсом покупки и продажи валюты свыше 15%.

19 августа 1998 года правительство без указания причин объявило о переносе принятия решения о порядке реструктуризации ГКО. Тем самым был продлен срок работы банков в условиях неопределенности (использована идея Франклина Рузвельта — недельные "банковские каникулы"; когда она закончится, можно будет легко отличить погибшие банки от выживших).

20 августа 1998 года зампред ЦБ Сергей Алексашенко заявил об отказе от практики введения в банках временных администраций. Новая мера предполагала предоставление банкам кредитов под залог контролируемых ими блокирующих пакетов акций.

21 августа 1998 года все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Visa Int. разослала всем иностранным банкам письмо, в котором рекомендовала не выдавать наличные по картам ряда российских банков.

23 августа 1998 года Борис Ельцин подписал указ об отставке Сергея Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина.

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов . Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население — 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов. Некоторые эксперты считают эти цифры заниженными.

В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое — до 150 миллиардов долларов — и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов — банков, 25 миллиардов долларов — компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147% ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200% ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 триллиона долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ.

Вследствие решений от 17 августа произошла неуправляемая трехкратная девальвация рубля. Из-за искусственной привязки рубля к доллару и ориентации на динамику обменного курса рубля следствием девальвации последнего стал взрывной рост цен. За четыре месяца (ноябрь к июлю 1998 года) по продовольственным товарам цены повысились на 63% , по непродовольственным товарам — 85%.

Ряд российских банков не смог пережить дефолт. Так, Банк России отозвал лицензию у Инкомбанка, который входил в пятерку крупнейших банков России.

Разразившийся в России банковско-финансовый кризис значительно ухудшил экономическую ситуацию в стране . В первом полугодии 1998 года объем промышленной продукции сократился на 2,5%, продукции сельского хозяйства — на 3%.

Социальные последствия кризиса августа 1998 года проявились в нарастании инфляционных процессов, снижении реального содержания доходов населения, а, следовательно, в резком падении их покупательной способности, росте социально-экономической дифференциации и увеличении численности малоимущего населения. Реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 года по сравнению с августом этого же года на 31,1%. Для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за собой сокращение рабочих мест и рост вынужденной безработицы. В сентябре 1998 года статус безработного получили 233 тысяч человек, а общая численность безработных, определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 миллиона человек (или 11,5% от экономически активного населения).

Девальвация рубля остановилась только в конце 2002 года и за четыре с третью года оказалась пятикратной. С 2003 года рубль начал вновь укрепляться. В дальнейшем экономический рост был поддержан ростом цен на нефть и притоком иностранного капитала в середине 2000-х годов.

Главным позитивным результатом кризиса 1998 года эксперты называют отход экономики от сырьевой модели и развитие отраслей экономики, которые до финансового кризиса замещались импортом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Москва, 27 апреля - «Вести. Экономика» Экономический кризис 1998 года в России (также называемый дефолтом по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжелых в истории страны. Переход России к рыночной экономике был очень болезненным. После внедрения реформ Ельцина инвестиции рухнули, ВВП начал резко уменьшаться, неравенство доходов быстро увеличилось, а бедность стала широко распространенной. В то же время гиперинфляция, вызванная слабой денежно-кредитной политикой Центрального Банка России (ЦБ РФ), в 1993 году увеличилась до 874%.

В 1994 году Россия приняла программу стабилизации, чтобы понизить инфляцию. Рублю позволили колебаться в узкой группе приблизительно 5 рублей за один доллар США. Кроме того, программа нацелилась на сокращение финансового дефицита России менее чем к 3% ВВП к 1998 году. В результате плана стабилизации инфляция упала от 197% в 1995 году к 47,7% в 1996 году и 14% в 1997 году. Финансовый дефицит России также значительно упал от 11% ВВП в 1994 году меньше чем к 5% ВВП в 1995 году. Наряду с программой стабилизации несколько других факторов также способствовали росту: В 1993 году был установлен рынок для рублевых государственных облигаций. Это дало правительству дополнительные, неинфляционные средства для финансирования дефицита бюджета. Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) поддержали российскую экономику, оказав финансовую помощь, которая продемонстрировала улучшающиеся отношения с Западом. Кроме того, готовность правительства к переговорам о платежном перепланировании бывшего долга Советского Союза в апреле 1996 оказала положительное влияние на доверие инвесторов. Международная цена на нефть, главный экспортный продукт России, начала возрастать. В результате положительного экономического развития настроение рынка стало положительным. Это совпало с ослаблением ограничений на иностранные портфельные инвестиции. В начале 1997 года зарубежные представители получили доступ к рынку государственных облигаций. Иностранные инвесторы отреагировали с энтузиазмом, и в первом квартале 1997 года резко возрос приток иностранных портфелей. Кроме того, повысился кредитный рейтинг России, что позволило стране занимать меньше средств.

Однако в четвертом квартале 1997 года рыночные настроения резко ухудшились в результате азиатского кризиса, который начался с обвала тайского Бата в июле 1997 года и вскоре распространился на несколько азиатских стран. В ноябре, вскоре после начала Азиатского кризиса, Российский рубль подвергся спекулятивной атаке. Центральный Банк России защитил стоимость валюты и потерял почти 6 млрд долл. в валютных резервах, которые упали с 23,1 млрд долл. в третьем квартале 1997 года до 17,8 млрд долл. в четвертом квартале того же года. Мировые цены на сырьевые товары начали падать в результате беспорядков. Наряду со снижением спроса на цветные металлы падение цен на нефть серьезно сказалось на дефиците бюджета России, а также на сальдо ее текущего счета, которое во втором квартале 1997 года оказалось дефицитным. Режим фиксированного валютного курса страны вместе с ее хрупким финансовым положением оказался неустойчивым в тот момент, когда международные рынки пострадали от побочных эффектов финансового кризиса в других странах мира. Проблемы в банковской системе начались в декабре 1997 года, уже за несколько месяцев до экономического краха, и даже Государственный Сбербанк, на долю которого приходилось 85% всех вкладов населения, был в числе многих пострадавших банков.

К середине 1998 года Международная ликвидность была низкой, а сальдо счета текущих операций России еще больше сократилось до 3,4%, поскольку международные цены на нефть продолжали падать. В попытке поддержать рубль и сократить отток капитала Центральный банк повысил процентные ставки до 150%. В июле 1998 года ежемесячные процентные платежи по российскому долгу выросли на 40% по сравнению с ежемесячным сбором налогов в стране. Таким образом, задолженность могла финансироваться только за счет выпуска большего объема задолженности. Последующее парламентское неодобрение антикризисного плана полностью подорвало доверие инвесторов, что создало сильное давление на валюту. В период с октября 1997 по август 1998 года, правительство якобы потратило $ 7 млрд долл.из своих резервов в целях поддержания режима обменного курса. Однако это не могло предотвратить начало кризиса в августе 1998 года. Когда доверие инвесторов к развивающимся рынкам резко упало из-за азиатского кризиса, слабая внутренняя экономическая политика России становилась все более очевидной. В конечном счете, завышение курса валюты, низкий сбор налогов, слабость институтов, растущая зависимость от краткосрочного иностранного капитала и дорогостоящая первая война в Чечне вызвали вспышку серьезного валютного, банковского и суверенного долгового кризиса.

17 августа 1998 года произошел обвал курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Кризис привел к дефолту - отказу Российского государства от погашения ряда своих международных и внутренних обязательств и, как следствие, возобновлению сильного спада в экономике, а также повлиял на доверие инвесторов к развивающимся рынкам во всем мире. Причинами наступления финансового криза 1998 года можно считать: нарастание внутреннего и внешнего долга России; дефицит бюджета; низкие мировые цены на нефть, составлявшую основу экспорта в России; отток иностранного капитала в результате кризиса в Юго-Восточной Азии; частые смены руководителей и членов правительства, что затрудняло выработку единой концепции финансовой политики; огромные масштабы вывоза капитала, долларизация экономики. Кроме того: искусственное сдерживание курса рубля, ошибки в его прогнозировании; отсутствие российской теории в области финансового регулирования (следование рекомендациям МВФ без учета особенностей развития российской экономики); снижение объемов производства, снижение доходной базы бюджета и высокая конкуренция на внешнем и внутреннем рынках в связи с глобализацией экономики и более поздним выходом на рынки отечественных предприятий. В результате дефолта вся российская банковская система оказалась на грани краха. Некоторые крупные банки разорились. В то же время потери банковской системы составляли около 100-150 млрд руб., объем ВВП снизился на 10%, объем инвестиций - на 15%. Вклады населения в некоторых коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реальном выражении - на 52%. Вкладчики не могли получить из банков свои деньги.

Последствия наступления финансового кризиса, в основном, имеют отрицательный характер. Наступил коллапс в банковской системе, а личные реальные доходы населения сократились за год на четверть. Произошло также сокращение потребительских расходов населения на 10-20%, падение уровня жизни и значительное смещение в структуре потребления в сторону более дешевых отечественных товаров. Страна наблюдала приближение доли сбережений после кризиса к нулевой отметке и подрывание доверия населения к властным структурам. Падение курса рубля по отношению к доллару - почти в три раза. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Были разорено множество фирм, и в связи с этим в огромном количестве люди теряли рабочие места. Между тем, экономика отходила от сырьевой модели, произошло развитие других отраслей, которые до финансового кризиса замещались импортом. Согласно мнению экспертов, позитивным последствием кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Вследствие девальвации рубля выросли цены на импортные товары внутри страны, а цены отечественных товаров заграницей снизились, что позволило этим товарам занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года также дал шанс отечественной промышленности развиваться более стремительно, отгородил ее от импорта и увеличил возможности экспорта. Оздоровилась и государственная политика, так как финансовый кризис заставил чиновников более ответственно относиться к планированию бюджета в дальнейшем. Малый бизнес осознал свою силу, стали развиваться крупные предприятия.

Государство в 1998 году имело три возможных пути для выхода из кризиса. Во-первых, печать денег и выплата ГКО. Во-вторых, объявление дефолта по внешнему долгу. И в-третьих, объявление дефолта по внутреннему долгу. В связи с опытом гиперинфляции 90-х годов запуск новой инфляционной спирали считался недопустимым, а невыплаты по внешнему долгу считались неприемлемыми для России, был выбрал третий вариант. В сложившейся ситуации были приняты определенные меры по входу из кризиса. Прежде всего, девальвация рубля; замораживание рублевых государственных краткосрочных облигаций; введение моратория на выплаты по внешним обязательствам; сокращение расходов бюджета, а также создание стабилизационного фонда и санация банков за счет Агентства по реструктуризации кредитных организаций, выплат вкладчикам, стабилизационных кредитов. Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира еще не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых. Климова Любовь, Финансовый университет при Правительстве РФ

18.08.2015 23:11

17 августа 1998 года из-за тяжёлой экономической ситуации, созданной в РФ после распада СССР и прихода к власти либералов, российские власти объявили технический дефолт. Тогда в течение всего нескольких месяцев курс рубля к доллару обвалился в три раза, из-за чего рублёвые накопления соотечественников обесценились, а инфляция взлетела до небывалых высот.

Дефолт 1998 года был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. В значительной степени он стал итогом следования указаниям МВФ, которые не отвечали интересам России.

За несколько дней до обвала валюты перед страной выступил всенародно избранный президент Ельцин и поручился за то, что дефолта не будет. В результате те, кто поверил чиновникам, оказались в проигрыше.

Россияне до сих пор с ужасом вспоминают это страшное время, называя его «чёрным августом».

Что предшествовало дефолту 1998 года

В обществе воспоминания о 1998 годе тусклы и невнятны. Постарался либеральный агитпроп, который старательно стирает это грязное пятнышко с «ослепительно белого» кителя российского либерализма.

Если внимательно просмотреть публикации того времени в СМИ, то можно обратить внимание на следующее.

Часть «источников информации» посмеивалась над «страхами сограждан» перед ужасным дефолтом, часть говорила о существующих проблемах в российской экономике и банковской сфере. Но, большинство из них как-то вяло или совсем не упоминало причины дефолта . Говорили в основном о внешних долгах, снижении цены на нефть и прочем. А ведь основные причины этого события совсем другие.

Главная причина дефолта - человеческий фактор . Расстановка ключевых фигур во власти и политике государства, не обладающих необходимыми для запуска процесса безболезненного преображения экономики страны знаниями и навыками. И чаще всего назначения происходили просто по указке западных советников.

Команда либеральных «младореформаторов», подготовленных не без участия КГБ (об этом читайте статью об Андропове () , что впоследствии пришла к власти в 90-х годах при содействии западных советников, которые работали с ней совместно в Кремле, приняла ряд противоправных решений, которые и привели в 1998 году страну к техническому дефолту. Младореформаторы совершили тягчайшее преступление против своего народа. Они цинично проигнорировали результаты референдума, состоявшегося 17 марта 1991 года, на котором народ сказал своё твёрдое «Да» Советскому Союзу. Они ограбили свой народ, забрав у него всё заработанное кровью и потом со сберкнижек. Они уничтожили фабрики и заводы, колхозы и совхозы. И, как позже сами признались, сделали это сознательно, дабы не допустить возврата народной власти. Они нанесли нашей стране материальный ущерб, превышающий тот, что был причинён СССР в годы Великой Отечественной войны, не говоря уже о колоссальном моральном ущербе, не поддающемся никакому учёту. Свои преступления младореформаторы совершили, злоупотребляя доверием народа.

Однако следует пояснить следующее. То, что политэкономия марксизма метрологически несостоятельна, было понятно уже в 1952 году, когда вышел труд И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», поэтому опираться на неё младореформаторы, получившие советское экономическое образование, не могли, видя как разваливается Союз, а единственной альтернативой была только западная «экономикс», притом продвигаемая через ЦРУ на известном семинаре под крышей венского Международного института прикладного системного анализа. Там развернулась захватывающая борьба советских и западных спецслужб за души и мозги двух десятков советских молодых специалистов, которых Юрий Андропов готовил на роль спасителей и преобразователей советской экономики (причём следует обратить внимание, что подготовка этих специалистов началась ещё в конце 1970-ых, до занятия Андроповым должности Генсека ЦК КПСС - примечание ИАЦ). Отбор был жесточайший, более половины группы отсеялось: некоторые из-за недостатка способностей, кто-то по этическим причинам, так как почувствовали, что ими манипулируют, но те, кто остался, действительно, вошли в историю России в таком лицеприятном свете.

Хотя конечно нравственная готовность дать умереть миллионам людей - характеризует их не с лучшей стороны:

Да, миллионов тридцать погибнет. Но эти люди сами виноваты: они не сумели вписаться в наши реформы. Ничего, русские бабы еще нарожают! (слова приписываются Анатолию Чубайсу, ответившему так на возмущение дальневосточного губернатора Владимира Полеванова, которого перевели в Госкомимущество, возглавлявшееся тогда Чубайсом).

Могли ли они, обладая такими нравами и образованием, сделать что-то иное? Ведь действительной альтернативной экономической науки у них не было: либо марксизм, либо «экономикс». Это сейчас есть проработанная теория справедливого устройства экономики, и потому можно и нужно критиковать нынешних горе-экономистов за неспособность решить проблемы, изучив её. А у «младореформаторов» фактически не было выбора, если говорить об образовании, однако, безусловно был нравственный выбор.

Как проходил захват власти?

Ключевую роль в финансовой системе страны играет Центральный Банк, поэтому команда либералов продвигала на должность председателя своего человека.

Началось всё в конце 1995 года, когда третья попытка исполняющей обязанности председателя ЦБ Парамоновой «пробиться» через голосование в «правой» Госдуме закончилась безрезультатно, и в качестве кандидата был представлен либерал Дубинин, который и был утверждён на должность на первом голосовании. Почему вместо крепкого профессионала Парамоновой был выбран не очень грамотный финансист и никакой управленец Дубинин - вопрос отдельный, ответ на который может дать только команда либералов Чубайса, Немцова, Гайдара и прочих, правящая в те годы.

Стоит напомнить, что менее чем за год до этого события по категорическому требованию «западных» советников был уволен со своего поста председатель Госкомимущества В.Полеванов - единственный человек на этой должности, который не входил в «команду» Чубайса.

И как только Дубинин был назначен, к нему зачастили иностранные советники, в т. ч. представляющие иностранные банки. Суть их предложений сводилась к монетаристской догме о том, что страну «поднимут» иностранные инвестиции, но для того, чтобы их гарантировать, нужна низкая инфляция (сколько раз повторял эту чушь Гайдар, даже сложно описать). А в то время она была достаточно высокой, и опустить её не удавалось, несмотря на супержёсткую денежную политику поклонников Гайдара. Отметим, что причина этого была в том, что монетаристская команда ничего не понимала в денежном обращении и просто не удосуживалась разобраться в том, что при низком уровне кредита сокращение денежной массы инфляцию увеличивает, а не уменьшает.

Что говорят шаманы Карелии о действиях Центробанка? ()

Раз не получается снизить инфляцию, говорили добрые западные советники, нужно ввести так называемый валютный коридор, т. е. зафиксировать границы колебаний курса доллара к рублю, что позволит инвесторам планировать свои прибыли в привычной для них валюте. Теоретически этот вариант иногда даёт результат, но при трёх условиях.

Во-первых , желательно, чтобы этот «коридор» не слишком отставал от инфляции (чтобы те, кто выводит свои капиталы из страны, не получали существенного преимущества). Во-вторых , чтобы на момент ввода коридора национальная валюта была бы, условно говоря, на нижнем уровне своего рыночного баланса.

И, в-третьих , чтобы в стране не было «внеэкономического» (т.е. не встроенного в основные экономические процессы) источника высокой прибыли.

Рассмотрим, какие решения Правительства РФ привели к дефолту страны

Все вышеназванные условия в начале 1996 года были нарушены. Коридор ввели на максимальном курсе рубля, коридором пытались притормозить инфляцию, которая, росла по совершенно независимым от курсовой политики причинам, и, наконец, источник прибыли был, а именно ГКО, бюджетные облигации.

Пирамида ГКО

После распада Советского Союза Правительство РФ столкнулось с острой нехваткой денег. Чего только стоили одни внешние долги СССР в размере 96,6 млрд долларов, выплаты по которым легли на плечи России как правопреемника страны Советов.

Ситуацию с финансовыми трудностями усугубляла политическая борьба, происходящая между назначенным Борисом Ельциным правительством, придерживающимся либеральных ценностей, и Госдумой, которая на тот момент во многом контролировалась Коммунистической партией.

Дисбаланс в отношениях ГД и кабинета министров плавно отразился в росте госдолга РФ. Дело в том, что парламентарии принимали несбалансированные бюджеты, тем самым увеличивая расходную часть госказны, а правительство искало способы закрыть бюджетные дыры, наращивая госдолг путём выпуска государственных казначейских обязательств (ГКО). Процесс массового выпуска ГКО начался после переизбрания Ельцина президентом. Если в 1995 году объём выпуска ГКО оценивался в 160 млрд долларов, то в 1997 году показатель вырос до 502 млрд рублей. Покупателям государственных казначейских обязательств (ГКО) предлагались высокие процентные ставки, поэтому спрос на ГКО был внушительным. Проще говоря, за каждый одолженный рубль через год государство возвращало 5-7 рублей из бюджетных денег. Неудивительно, что впоследствии эта система фактически превратилась в пирамиду - старые обязательства РФ могла покрыть только за счёт новых выпусков.

Вскоре почти все денежные государственные доходы уходили на обслуживание пирамиды ГКО. Либеральные идеологи объясняли, что такая монетарная политика - это единственный путь построения рыночной экономики в России. Либеральные экономисты по всем СМИ доказывали, что инфляция - это самый страшный яд для экономики. А происходит зловредная инфляция оттого, что в стране развелось слишком много денег, и вот через ГКО излишек денежной массы откачивается из экономики. Как только инфляция будет побеждена, страну неизбежно постигнет процветание, придет долгожданное Экономическое Чудо.

Первый вице-премьер РФ Борис Ефимович Немцов и Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин. 1998 год. Фото: РИА Новости

Центральным Банком РФ был введён «валютный коридор» - ЦБ обязался поддерживать курс рубля в заданных пределах, - что позволяло гарантировать доходность ГКО в долларовом эквиваленте и соответственно увеличить привлекательность ГКО для «инвесторов». Со временем нерезидентам (иностранцам) также разрешили вкладываться в ГКО и позволили легально вывозить из страны полученную прибыль. Обложили прибыль от ГКО небольшим 15% налогом. Однако к началу 1998 года стало ясно, что выплаты по ГКО вдвое превышают все денежные государственные доходы, и с арифметической точностью осенью 1998 года просчитывался финансовый крах.

Совсем скоро экономисты забили тревогу, подсчитав, что выплаты по ГКО в два раза выше всех доходов государства. Стало очевидно, что пузырь скоро лопнет. На момент дефолта резервы ЦБ РФ составляли всего 24 млрд долларов, в то время как обязательства России на рынке ГКО/ОФЗ и фондовом рынке превышали 36 млрд долларов, свидетельствуют данные Банка России.

Для специалистов было очевидно, что дефолт произойдёт, по крайней мере, с 1996 года, со времени подготовки к выборам Ельцина. Дело в том, что правительство и Ельцин должны были дать много разных обещаний, часть из которых приходилось исполнять, а на это требовались деньги, и деньги эти добывались варварским способом. Так называемые ГКО продавались очень широко. В какой-то момент правительство платило по ГКО больше трёхсот процентов годовых, а это при условии, что из популистских соображений оно не хотело, чтобы доллар слишком быстро рос, а рубль слишком быстро проваливался,

Вспоминает финансовый обмудсмен Павел Медведев , который в 90-е годы работал в Центробанке России.

Ещё почему-то почти все забывают, что для России первой половины и середины 90-х был характерен недостаток финансирования. Это выразилось в массовом распространении таких явлений, как бартер и неплатежи . Зачем пускать деньги в производство, если можно «зарабатывать» 100% годовых на ГКО? Таким образом, система краткосрочных «государственных обязательств» приняла непосредственное участие в разрушении экономики страны.

Девальвации не будет…

Весна 1998 года - сформирован новый состав Правительства во главе с С.Кириенко.Что предлагалось сделать?

Сергей Кириенко, 1998 год. Фото: РИА Новости

Весной 1998 года Ельцин неожиданно для общественности отправляет в отставку премьер-министра Черномырдина, и формирует правительство «молодых реформаторов» во главе с тогда безызвестным бывшим первым секретарем обкома комсомола С.Кириенко.

Заместителями Председателя Правительства были назначены Б.Е. Немцов, В.Б. Христенко и О.Н. Сысуев. В состав правительства вошли Е.М. Примаков (министр иностранных дел), И.Д. Сергеев (министр обороны), С.В. Степашин (министр внутренних дел), М.М. Задорнов (министр финансов). Из 26 назначенных членов Правительства 15 входили в состав кабинета В.С.Черномырдина. 29 мая 1998 на новую должность Министра РФ - руководителя Госналогслужбы РФ был назначен Б.Г. Фёдоров (с 17 августа заместитель председателя правительства). Таким образом, новое правительство стало более либеральным, чем прежнее.

Согласившись на либеральное правительство, Дума была унижена. Тем более, что Президент не скрывал, что купил депутатов. Выступая по телевидению, Ельцин заявил, что дал указание управляющему делами президента П.П. Бородину «решить после голосования проблемы депутатов». Единственной уступкой оппозиционным фракциям Думы стало назначение министром промышленности и торговли в июле 1998 члена ЦК КПРФ Ю.Д. Маслюкова. По этому поводу последовала переписка нового министра с ЦК компартии, в ходе которой Маслюков сообщил об обязательствах, которые дал председатель Правительства в обмен на согласие стать министром.

Новое правительство, этакий «либеральный агитпроп» извергает потоки слов об «ускорении и углублении» реформ, но в действительности Кириенко имеет одну задачу - спасение пирамиды ГКО. Правительство либеральной мечты выдвигает радикальную экономическую программу: сокращение государственных расходов и удвоение налогов.

Например, правительством предлагалось, что научные институты перейдут на самофинансирование за счёт продажи своего имущества (недвижимости). Авиапромышленность в России предлагалось упразднить совершенно как неперспективную. Ну и прочие прогрессивные мероприятия в «либеральном» духе, это понятно. Однако, как ни странно, отечественные «либералы» с восторгом восприняли и правительственную программу удвоения налогов как безусловно либеральную.

В то время в СМИ либеральная общественность третирует презренную «красно-коричневую» Думу, которая летом 1998 года отказывается вотировать внесенные правительством законы об ужесточение налогообложения. Ельцин грозит разогнать строптивую Думу, вставшую на пути Прогресса и Демократии. Либеральная общественность призывает Гаранта Демократии не церемониться с «красно-коричневыми» недобитками и обещает свою полную поддержку, лишь бы протащить новые налоговые законы. Однако без Думы МВФ отказывается выделять РФ кредиты. Поэтому Дума не боится разгона и спасает российское буржуинство от налогового бешенства либералов. Пирамида ГКО и государственные финансы обречены. Однако они уже не заботят правящую клику «либералов».

За неделю до понедельника 17 августа 1998 года «молодые реформаторы» получают от МВФ $4,8 млрд. стабилизационного кредита. Эти средства они используют для конвертации выведенных с рынка ГКО своих и «Семьи» капиталов в твёрдую валюту (излишне напоминать, что весь ельциновский либеральный бомонд обогащался на пирамиде ГКО). Накануне краха в пятницу Ельцин публично заявляет - его выступление транслируют по всем телеканалам, - что девальвации не будет. (Как потом рассказывал сам Ельцин, его в этом заверил Кириенко. В действительности его просто не информировали о готовящейся акции, и для сохранения тайны прямо вводили в заблуждение.

Кириенко в сопровождении Гайдара и Чубайса встречается с представителем МВФ, стороны обсуждают объявление Россией дефолта (отказа платить по обязательствам). Гайдар и Чубайс, которые для приличия формально числятся при правительстве экспертами, диктуют премьер-министру РФ С.В.Кириенко заявление о дефолте, которое он оглашает 17 августа. Государство отказывается погашать ГКО, банкам временно дозволяют отказываться от исполнения обязательств перед клиентами, ЦБ отменяет «валютный коридор» и политику поддержки курса рубля.

Почему же не остановили пирамиду ГКО, почему не опустили ставки?

Есть мнение, что так много высокопоставленных чиновников «заигрались» в игры с ГКО, что что-то менять им категорически не хотелось. А отдельные сопротивляющиеся быстро ликвидировались.

К последним относилось и Экономическое управление президента РФ, которое к осени 1997 года написало доклад на имя президента, в котором объяснялось, что продолжение политики правительства в рамках связки «валютный коридор - ГКО» неминуемо вызовет в конце лета - начале осени 1998 года дефолт.

В результате Экономическое управление было разогнано весной - в начале лета 1998 года, а в августе случился дефолт. Причём в весьма странной форме: государство отказалось выплатить деньги по рублевым облигациям и объявило сразу два дефолта - банковский и суверенный (отказавшись погасить находящиеся на руках владельцев ГКО). Зачем это было сделано, совершенно непонятно: напечатать рубли всё равно пришлось, резкая девальвация национальной валюты была неизбежна. Специалисты говорят, что сделано это было для того, чтобы можно было «в ручном режиме» поддержать «свой» бизнес и максимально ослабить «чужой» - наши либерал-реформаторы всегда понимали «свободу рынка» весьма и весьма специфическим образом.

Последствия дефолта

Объявление дефолта подогревалось и негативным внешним фоном: мировые цены на сырьевые товары значительно снизились, вместе с тем, в Юго-Восточной Азии разразился серьёзный финансовый кризис. В итоге 17 августа 1998 г. поступило уведомление о Техническом дефолте по государственным облигациям РФ, при этом политика сдерживания курса рубля в узком коридоре была отменена, а на смену ей были утверждены принципы плавающего валютного курса. Курс рубля к доллару за полгода подскочил на 367% с 6р. до 22р.

Что происходило в стране после объявления дефолта?

После того как дефолт 1998 года был официально объявлен, банки моментально перестали выдавать вклады. Ситуация объяснялась тем, что обязательства финансовых институтов выражались в долларах, а активы - в рублях. Если начать выдачу вкладов при наличии девальвации, сформируются дыры в балансе, которые могут поставить под удар всю банковскую систему государства.

Международная организация Visa Int. заблокировала приём карт крупнейшего банка страны «Империал». Всем остальным финансовым институтам было рекомендовано воздержаться от выдачи наличных средств по картам.

Высокий курс доллара в 1998 году стал основой для запрета на установление разницы между покупкой и продажей валюты более 15%. Происходил естественный отбор финансовых заведений, оставались только сильнейшие. Был дан отказ от введения временных администраций. Кредитование финансовых администраций происходило на условиях передачи ими в распоряжение правительства пакетов акций. Далее был указ о снятии полномочий с кабинета министров и об отстранении от дел главы государства.

Финансовые потери

Настоящим испытанием запомнился многим жителям страны 1998 год. Дефолт в России стал причиной потери только в августе 96 миллиардов долларов. Потери корпоративного сектора составили не менее 19 миллиардов долларов. Коммерческие финансовые институты понесли убытки в размере 45 миллиардов долларов. Многие эксперты финансового мира склонны полагать, что данные цифры являются весьма заниженными. ВВП сократился до 150 миллиардов долларов. Статус самого большого мирового должника был навешан на Россию именно в августе 1998. Рубль практически обесценился, а размер внешнего долга при этом составил не менее 220 миллиардов долларов. Это сумма соответствовала 147 % ВВП. Внешний долг - это не единственное, что принёс 1998 год.

Дефолт в России стал причиной внутреннего долга. Общие обязательства государства перед гражданами страны составили 300 миллиардов долларов, что соответствовало 200% ВВП. На западе сконцентрировалось порядка 1,2 триллиона долларов, но уже по неофициальным данным из Америки. Большой плюс, который получила страна после «чёрного четверга» - это полный отказ от экономики по сырьевой модели и активное развитие практически всех сегментов деятельности, на месте которых до момента кризиса находился импорт.

Иностранные инвесторы вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму, составляющую около 1% от суммы долга. Основные потери понёс CSFB, контролировавший до 40% рынка. Девальвация валюты привела к значительному снижению положения импорта и усилению позиций экспорта. Российские предприятия, несущие затраты в рублях и экспортирующие товар, стали конкурентоспособными. Укрепление реального курса рубля происходило в течение 7 лет до 2005 года, когда курс достиг показателей 1996-1997 годов.

Уникальность и особенность кризиса 1998 года

Государство в 1998 году имело такие возможности для выхода из кризиса:

    напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции,объявить дефолт по внешнему долгу,радикально снизить ставки по кредитам, тем самым сделав деньги «дешёвыми» для потребителей, что конечно могло вызвать инфляцию, однако, если бы эти «дешёвые» деньги пошли в реальный сектор и их расходование жёстко контролировалось, то тогда нехватка в нём денег сократилась бы,объявить дефолт по внутреннему долгу. Был выбран этот вариант.

Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали не считался допустимым. Невыплаты по внешнему долгу также считались неприемлемыми для молодого Российского государства.

Дефолт 1998 года был неожиданным для западных инвесторов, руководствовавшихся принципом «Россия - большая, ей не дадут упасть».

Однако история знает дефолты в куда более благополучных странах, например во Франции.

Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный Валютный Фонд выделил России неотложный кредит на 22 млрд. долларов США. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу, конечно, ведьпроценты были просто чудовищными.

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира еще не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых (обратите внимание - как раз ниже кредитных ставок в 150% на 10% «маржи» Банка России). Обычной практикой в других странах являлось то, что государство начинало печатать деньги и путём обесценивания национальной валюты производило погашение долга. Инвесторы, вложившие средства в рынок ГКО, ожидали именно такого сценария событий.

В связи с тем, что в течение двух месяцев курс рубля втрое обвалился по отношению к доллару, внутренние товары обесценились и стали относительно дешевле импортных.

Всей стране пришлось затянуть пояса, и количество импорта на отечественных прилавках резко сократилось. У населения возникла потребность во внутренних товарах, поскольку своё можно было продать, а иностранного, конкурирующего, почти не было.

Из-за бедлама начала 1990-х огромное количество промышленных мощностей не было занято, после дефолта появилась возможность у стоявшего без дела станка сделать что-нибудь такое, что можно продать, люди воспользовались этим - и стали делать. Правительство возглавил Примаков , это была очень удачная фигура для того периода - спокойный, уравновешенный, не паникующий человек (по причине «посвящённости» в нечто - примечание ИАЦ при цитировании). Он позволял себе не вмешиваться там, где без него шло дело. Когда правительство не мешает там, где оно должно стоять в стороне, это замечательно. Примаков был таким премьером, который терпеливо мог не мешать,

Рассказывает финансовый обмудсмен Медведев () .

Можно ли было предсказать дефолт 1998 года в России

Если анализировать фондовый рынок незадолго до дефолта, можно сделать вывод, что надвигающийся финансовый шторм был весьма предсказуем. Так, ставки по облигациям с каждым днем всё увеличивались, цены на рынке падали ещё с октября 1997 (т.е. за полгода до того, как был объявлен отказ платить по обязательствам), а курс рубля к доллару повышался ещё с июля 1992.

Просматривая динамику Индекса РТС (инструмента, который отражает общее движение цен российских акций), забеспокоиться нужно было еще в точке (1), когда волна падения стала больше предыдущей волны роста. После пробоя вниз цена стала двигаться согласно классическому определению падающего тренда. Дефолт 1998 года в России был объявлен в день, когда цены уже практически достигли «дна», а сразу после это началось восстановление.

Динамика рубля также длительное время демонстрировала четко выраженную тенденцию к росту, причем данный тренд тянулся еще с 1992, когда за доллар предлагали 21 копейку.

Повышательный тренд продолжался вплоть до дефолта, причём в день его объявления цена подскочила только на 11,8%, подтвердив силу долгосрочного восходящего движения, продолжавшегося уже не один год подряд. Также полезно посмотреть курс доллара к рублю за весь период с 1792 по 2015 года - () .

Но главной причиной недостатка финансов в экономике были непомерные ставки по кредитам. Если в основе существования экономики лежит механизм кредитования под процент, то в такой экономике:

    математически неизбежна непрерывная инфляция тем бόльшая, чем выше ставка ссудного процента;скорость роста цен на товары конечного потребления всегда будет выше скорости роста доходов населения , которое занято в сфере производства, т.е. никакие «индексации» в принципе не могут скомпенсировать этот системный порок.

График построен на основе таблицы месячной и годовой инфляции России с 1991 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода. По горизонтали - месяцы, по вертикали - для ставки - значение, для инфляции - проценты. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики Статья: ()

Вся российская экономика ориентирована на ставки по кредитам, и рынки «ценных бумаг» тоже ориентировались на них. Прослеживается чёткая зависимость, о которой мы говорили уже не раз. Как раз за 4 месяца до пика инфляции ставки по кредитам достигли 150 процентов, что делало нормальную работу экономики просто невозможным. Хотим обратить внимание и на то, что когда был объявлен дефолт по ГКО, доходность по ним непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых, что как раз ниже кредитных ставок в 150% на 10% «маржи» Банка России.

Как расследовались причины дефолта 1998 года

В конце 1998 года в Совете Федерации была создана специальная временная комиссия «по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года о реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, девальвации обменного курса рубля, введения моратория на осуществление валютных операций капитального характера».

В мае 1999 года был выпущен целый аналитический вестник «Причины и последствия финансового кризиса в России конца 90-х годов». Он и сейчас лежит в интернете на официальном сайте Совета Федерации.

Основной интерес в нём вызывает непосредственно заключение Временной комиссии «по расследованию причин, обстоятельств и последствий…». Приведём некоторые выводы:

Временной комиссией установлено, что привлечение экспертов к подготовке и принятию решений от 17 августа проводилось С.В. Кириенко без необходимых в таких случаях мер по предотвращению несанкционированного разглашения конфиденциальной информации и ее использования в коммерческих целях, а также в ущерб национальным интересам России. При этом доступ к информации о готовящихся решениях получили лица, заведомо заинтересованные в ее коммерческом использовании.

В ходе подготовки решений от 17 августа А.Б. Чубайсом по согласованию с Председателем Правительства Российской Федерации и Председателем Центрального банка Российской Федерации без каких-либо утвержденных в установленном порядке директив и соблюдения необходимых требований национальной безопасности велись консультации с руководителями иностранных финансовых организаций, имеющих свои интересы на российском финансовом рынке. Им была передана информация конфиденциального характера, сознательно скрывавшаяся от российских участников рынка, представительных органов государственной власти, общественности. При этом не было принято необходимых мер, исключающих использование этой информации нерезидентами в коммерческих целях и в ущерб национальным интересам России.

Таким образом, проекты государственных решений, таящие огромные негативные последствия для участников рынка, келейно обсуждались с представителями иностранных финансовых институтов, а российские инвесторы, представительные органы государственной власти, субъекты Российской Федерации дезинформировались руководителями Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в отношении проводимой ими политики и устойчивости финансового рынка.

То есть при подготовке решений было допущено сознательное раскрытие конфиденциальной информации узкой группе заинтересованных лиц, включавшей руководителей некоторых коммерческих банков и представителей иностранных финансовых институтов, которые могли использовать эту информацию в коммерческих целях в ущерб другим участникам рынка и государственным интересам.

Указанные обстоятельства позволяют констатировать грубое нарушение С.В. Кириенко и А.Б.Чубайсом установленных законодательством требований по соблюдению государственной тайны, проведению международных переговоров, обеспечению национальной безопасности.

Таким образом, решения от 17 августа нанесли огромный экономический ущерб гражданам, государству, банковскому сектору и стране в целом, совокупная величина которого составляет сотни миллиардов рублей, дискредитировали политику реформ, вызвали крупномасштабную дестабилизацию экономики, подорвали экономическую безопасность России, резко ухудшили международное положение страны. По масштабу нанесенного ущерба и глубине негативных последствий для населения России, государства и экономического развития страны решения от 17 августа следует рассматривать как тягчайшее преступление против общества и государства . ()

Послесловие

Дефолт 1998 года имел следующие негативные составляющие:

    Отказ государства расплачиваться по своим обязательствам - это большой минус для репутации страны, и ее финансового рейтинга .Обесценивание внутренней валюты государства.Полная или частичная остановка производства.Страдает банковская система.Политические проблемы.

Эксперты по экономике называют творцов этого кризиса - команда либералов при активном участии западных советников. Они известны. Это - 6 человек: Чубайс, идеологом был Гайдар, Задорнов, Игнатьев, Кудрин и Алексашин, не говоря о других членах команды «младореформаторов».

Несмотря на крупный масштаб как самого кризиса, так и его последствий, вся подноготная произошедшего и сегодня остаётся тайной. Куда исчезли миллиарды долларов, выделенные для предотвращения дефолта, почему искусственно нагнеталась паника, кто был «куратором» кризиса - на каждый такой вопрос есть множество версий и легенд.

Грозит ли на данном этапе экономический кризис России в связи с введенными санкциями? Можно с уверенностью сказать, что не предвидится по определению, так как, несмотря на все сложности, экономика страны продолжает развиваться, а новый экономический кризис может помочь стране наконец-то слезть с нефтяной иглы, повысить производительность труда, поднять престиж предпринимательства и диверсифицировать экономику в целом. Страна имеет самый низкий государственный долг по сравнению с другими развитыми странами. Однако ставки по процентам, которые являлись системным генератором того кризиса, всё ещё высоки, а должны бы лежать как миниум - в пределах порогов рентабельности производств, а именно ориентироваться на сельское хозяство, где рентабельность 3-4%, поскольку экономика может расти настолько, насколько мы можем прокормить людей в ней занятых, а максимум - для быстрого подъёма некоторых отраслей кредиты для них должны быть вообще с отрицательной ставкой.

Пока общественное мнение продолжает оставаться положительным. Население не боится санкций Европы, патриотизм растёт, экономика продолжает функционировать, и хотелось бы верить, что никакой дефолт стране не угрожает, но полученное образование и обсуловленная им приверженность всё той же западной «экономикс» большей части нашей «элиты» - сулит большие проблемы, если ничего не делать.

Экономический кризис 1998 года в России (также называемый Дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Датой дефолта является 17 августа 1998 года.

Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза - c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.

Предыстория

Особенности экономической политики 1995—1998 годов

Методы экономической политики, применявшиеся в 1995—1998 годах, напоминали «дурную бесконечность»: вновь и вновь повторялись похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз давали отрицательные результаты. Ставка постоянно делалась на крайне ограниченный набор денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер. Характеристика основных из этих мер:

  • Абсолютный приоритет мер по противодействию инфляции над мерами по стимулированию капиталообразующих инвестиций и производства.
  • В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с инфляцией использовалось сокращение предложения денег. Эта мера включала в себе в том числе задержку в выплатах пенсий, неоплату за продукцию по государственному заказу, неисполнение финансовых обязательств перед бюджетными организациями и т. п.
  • Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий.
  • Сохранение больших ставок налогов с целью сокращения дефицита госбюджета.
  • Финансирование дефицита госбюджета за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других). Причём объём их размещения постоянно увеличивался (со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году), а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов (45 % за квартал) и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы. Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу.
  • Абсолютный приоритет идеологических и бюджетно-налоговых мотивов при проведении приватизации над мотивом поиска эффективных собственников.

Эти меры не оправдали даже небольшой доли тех ожиданий, которые на них возлагались. В условиях всеобщего недоверия и неопределённости чисто монетарные антиинфляционные меры были неэффективными. Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к возникновению рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию процессов модернизации экономики и рост капиталовложений. Участники экономических процессов по-прежнему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал. Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло очень значительный вклад в поддержку большого уровня недоверия в экономике. Кроме того, экономическая политика властей, применявшаяся в те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая возникала вследствие воздействия всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических перекосов в экономике и т. д. Вследствие этого, вложения в основной капитал в российской экономике продолжали снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.

Другие аспекты экономической политики 1995—1998 годов также имели негативные последствия для динамики производства в стране. Чрезмерное уменьшение предложения денег приводило к росту неплатежей, бартера и взаимозачётов, что, в частности, приводило к сильному увеличению трансакционных издержек фирм. Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей. Слишком большая налоговая нагрузка приводила к росту либо долговой нагрузки у законопослушных фирм, либо неформальной антиналоговой активности у нелояльных фирм. Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики. Во-первых, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор. Во-вторых, ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно суживала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны. В-третьих, резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля. В-четвёртых, либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.

Следствием проводившейся в 1995—1998 годах экономической политики стали, в частности, экономический спад и значительный отток капитала из страны.

Ухудшение финансовой ситуации

На фоне этих процессов происходило ухудшение финансовой ситуации, в частности, постоянно увеличивался внутренний и внешний долг и сокращались возможности по его финансированию. В конце 1997 года стали резко расти ставки по кредитам и государственным обязательствам, начал падать фондовый рынок. Если в III квартале 1997 года средняя доходность ГКО составляла 19 %, то ко II кварталу 1998 года она увеличилась до 49,2 %. Ставка по однодневным кредитам за тот же период увеличилась с 16,6 % до 44,4 %. Эти события оказали негативное влияние на настроения инвесторов, что увеличило отток капитала и усилило давление на курс рубля.

Стремясь исправить ситуацию, российские власти постоянно повышали ставки по государственным обязательствам, а также попытались получить очередные кредиты у международных финансовых организаций, в частности, МВФ и Всемирного банка. Однако финансовые ресурсы, к которым могли прибегнуть власти, были заведомо недостаточны по сравнению с масштабом возникших проблем. Реальный сектор экономики, также находившийся в удручающем состоянии, действенную помощь оказать не мог.

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного государственного долга и удержания курса рубля.

Причины кризиса с позиций международной экономики

В теории международной экономики концепция невозможной троицы подразумевает недостижимость ситуации фиксированного курса валюты, свободного движения капитала и независимой денежной политики. В России курс рубля к доллару являлся фиксированным. Свободное движение капитала позволяло иностранным компаниям вкладываться в рынок ГКО. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. В такой ситуации, при наличии переоцененной валюты (реальный курс рубля к доллару был очень высок, в апреле 1998 года его оценивали в 9-11 руб.), наблюдается сильная спекулятивная атака на валюту. В случае с Россией давление шло через рынок ГКО с его высокими ставками, не соответствующими инфляции. В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили Правительство девальвировать валюту через дефолт.

Возможные сценарии кризиса

Государство в 1998 году имело три возможности для выхода из кризиса:

  • напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции
  • объявить дефолт по внешнему долгу
  • объявить дефолт по внутреннему долгу

Был выбран третий вариант. Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали считался недопустимым. Невыплаты по внешнему долгу также представлялись неприемлемыми для властей России.

Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории

Дефолт 1998 года был неожиданным для западных инвесторов, руководствовавшихся принципом «Россия - большая, ей не дадут упасть». Однако, история знает дефолты в куда более благополучных странах, например во Франции. Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный Валютный Фонд выделил России неотложный кредит на 22 млрд долларов США. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу.

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира ещё не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. Обычной практикой в других странах являлось то, что государство начинало печатать деньги и путём обесценивания национальной валюты производило погашение долга. Инвесторы, вложившие средства в рынок ГКО, ожидали именно такого сценария событий.

Последствия

Иностранные инвесторы вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму, составляющую около 1 % от суммы долга. Основные потери понес CSFB, контролировавший до 40 % рынка.

Девальвация валюты привела к значительному снижению импорта и усилению позиций экспорта. Российские предприятия, несущие затраты в рублях и экспортирующие товар, стали конкурентоспособными. Укрепление реального курса рубля происходило в течение 7 лет до 2005 года, когда курс достиг показателей 1996-1997 годов.

По мнению российского экономиста, президента Института энергетической политики В. С. Милова, несмотря на негативное воздействие на благосостояние населения, в итоге кризис сыграл благоприятную роль в экономическом развитии страны по причине, в первую очередь, резкого усиления бюджетной дисциплины в последефолтные годы.

11:23 — REGNUM

17 августа исполняется 20 лет с момента объявления правительством России дефолта — одного из самых тяжелых для страны событий.

Большинство экономистов заявляют, что главными причинами дефолта была кризисная ситуация в российской экономике, снижение цен на энергоносители в мире и финансовый кризис в Юго-Восточной Азии. При этом считается, что дефолт имел в себе как минусы, так и плюсы.

Начало экономического кризиса в РФ

Как известно, в начале 1990-х наша страна вступила на путь либеральных реформ и «шоковой терапии» по Егору Гайдару . Отношение к данному реформисту и по сей день противоречивое: власть его почитает, даже указ президента есть об увековечивании его памяти. А народ как-то его, мягко говоря, недолюбливает, да и за что любить-то: за обнуление вкладов населения? Ведь именно к этому привела безумная инфляция, когда цены были «либерализованы». Реформы Гайдара оправдываются сегодня некоторыми экспертами так называемой «угрозой голода». Однако, как считают другие исследователи, дело было не в этом, а в том, чтобы просто разрушить все производительные силы страны и сократить оборотные средства предприятий.

Как бы то ни было, но по результатам реформ Гайдара (по оптимистичным оценкам) доходы населения в 1992 году сократились почти в два раза по сравнению с 1991 годом, доходы опустились ниже прожиточного минимума. ВЦИОМ в 1992 году показал, что 54% жителей России «еле сводили концы с концами». Расходы госбюджета увеличились до порядка 70% ВВП, доходы упали где-то до 40% ВВП. Инфляция в 1992 году составила 2609%, что полностью обесценило вклады населения.

Дальнейшее развитие событий особо не улучшило ситуацию в стране. Некоторые винят в том, что случилось, «прокоммунистическую» Госдуму (большинство мандатов было у фракции КПРФ). Но независимо от Госдумы ежемесячный доход госбюджета составлял 22 млрд рублей, расходы — 25 млрд рублей, а еще 30 млрд рублей должно было выплачиваться по долгам. Сокращались выплаты по социальным обязательствам: задерживались пенсии, зарплаты и так далее.

Дефолт 1998 года

К лету 1998 года Россия подошла в очень тревожной экономической ситуации. Планировалось взять кредит у Международного валютного фонда (МВФ) в размере $25 млрд, однако от кредита отказались — выплачивать даже проценты не было никакой возможности.

Далее начинаются разночтения. Многие авторы по теме дефолта просто обходят стороной вопрос о кредите, который все-таки получила Россия от МВФ. Фонд все же передал России кредит в размере $4,8 млрд. По различным оценкам, именно с этими средствами связан дефолт в стране. Так, первый заместитель председателя правительства РФ Анатолий Чубайс заявлял, что $4,8 млрд выделены МВФ именно на недопущение в России дефолта и девальвации рубля. А через несколько дней в стране наступил и дефолт, и девальвация рубля.

Специалисты небезосновательно указывают, что выделенные МВФ деньги, которые должны были пойти на стабилизацию экономики России, были куда-то выведены и явно не по назначению. Именно с этим делом связано скандально известное имя финансиста Уильяма Браудера , главы фонда Hermitage Capital. Одно из самых масштабных хищений в мире — а Браудер по-прежнему на свободе и ни о чём не жалеет. Вся эта история до сих пор остается достаточно непрозрачной.

Как бы то ни было, а никаких денег Россия не увидела, и 17 августа правительство объявило дефолт. Точнее, это называлось «комплекс мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики». Главный «удар» на себя принял на тот момент глава правительства Сергей Кириенко , который сегодня спокойно занимает пост первого заместителя главы администрации президента РФ. Это вообще свойство российской политики — все лица, причастные к самым значительным событиям в стране, как позитивным, так и отрицательным, никуда не исчезают, а просто «тасуются», как колода карт.

После объявления дефолта выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам остановилось на 90 дней. Курс «рубль — доллар» вырос почти в четыре раза: с 6,5 рублей за доллар до 21 рубля за доллар. Банки перестали выдавать деньги клиентам. Кстати, за несколько дней до дефолта у банков уже выстраивались люди, желавшие поскорее снять деньги или перевести рубли в доллары. Втрое сократился ВВП страны, внешняя задолженность увеличилась до $220 млрд, что составило почти 1,5 ВВП. Темпы инфляции ускорились в четыре раза, сбор налогов упал до самых низких показателей. Ряд банков, включая крупнейшие, разорились.

Впрочем, были и те, кто остался в выигрыше от дефолта. Дело в том, что огромное падение курса рубля к доллару негативно сказалось на импорте, но позитивно отразилось на экспорте. При импорте необходимо покупать товары за доллары, а для этого доллары нужно получить путем обмена на рубли. При низком курсе это невыгодно. А вот когда ты занимаешься экспортом, то тогда за свой товар ты получаешь не рубли, а доллары, которые можно с огромной выгодой обменять на рубли при низком курсе.

Итоги экономического кризиса

Результаты дефолта неоднозначны и оцениваются разными экспертами и специалистами по-разному. Так, некоторые считают, что после краткосрочного спада в России начался масштабный экономический рост. Вероятно, власти учли все свои ошибки, свободное формирование рубля повысило стабильность финансовой системы, а предприятия, которые смогли выжить при дефолте, стали более конкурентноспособными на внутреннем и внешнем рынках.

Есть и другая точка зрения. Согласно ей, во время дефолта определенные политические круги обеспечили себе сверхдоходы за счет экономического ослабления других политических групп. Это привело к разбалансировке политико-экономической системы, после чего система начала срочно восстанавливать баланс. В результате от власти на время были отстранены те группы, которые проводили «шоковые реформы» и довели страну до дефолта, а «у руля» встали более консервативные группы политиков.

В России всегда было непросто: войны, революции и экономические кризисы неотступно преследуют нашу страну. К лучшему это или к худшему — покажет история. Главное, не забывать о том, что власть должна существовать для народа, а не народ — для обогащения властных кругов.



Похожие статьи