Финансовая система: понятие, назначение. Структура и принципы организации финансовой системы РФ. Современная финансовая система российской федерации

Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Понятие финансовой системы. Состав финансовой системы РФ

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

Государственную бюджетную систему;

Внебюджетные специальные фонды;

Государственный кредит;

Фонды имущественного и личного страхования;

Финансы предприятий различных форм собственности.

Первые 3 звена обычно объединяет в одно общее – государственные финансы

Одним из главных звеньев финансовой системы является федеральный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют бюджеты субъектов РФ, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными или местными властями и формируются за счет налогов, отчислений из бюджета, специальных взносов. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению. Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Бюджетная система как звено финансовой системы

Бюджетная система РФ – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:

¾ I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

¾ II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

¾ III уровень - местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Основные средства концентрируются в федеральном бюджете.

Существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Финансы организации как звено финансовой системы

Финансы предприятий различных форм собственности в совокупности являются составным звеном финансовой системы РФ.

Финансы организации представляют собой денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по созданию, привлечению, распределению и использованию доходов и ресурсов. Такие денежные отношения имеют общие цели и задачи, функционируют на основе определенных хозяйственных принципов.

Финансовое состояние определяет конкурентоспособность организации, ее потенциал в деловых отношениях, в итоге - положение на финансовом рынке. При формировании, распределении и использовании денежных средств организаций возникают многообразные финансовые отношения.

Финансовые отношения на уровне организаций охватывают отношения с поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, транспортом, с филиалами и дочерними организациями и другими хозяйственными звеньями при создании совместных предприятий разных юридических форм.

Со страховыми организациями финансовые отношения определяются условиями имущественного и личного страхования, развитием новых форм страхования ответственности, финансовых и коммерческих рисков. С налоговыми органами они возникают при уплате налогов и сборов в бюджетные и внебюджетные фонды, при уплате штрафов, пени в случае сокрытия доходов, прибыли, объекта налогообложения и нарушения сроков уплаты налогов и сборов.

Главная задача организации - обеспечить рациональное и эффективное размещение и использование денежных средств для ее устойчивого развития.

Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающим экономическую независимость организации, выступают собственные средства: уставный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления.

Прибыль – один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность. Прибыль– это разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.

Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.

Таким образом, финансовая система - совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений.

Список литературы

1. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для бакалавров / под ред. Л.А. Чалдаевой. – М.: Юрайт, 2012. – 540 с.

2. Финансы. Учебник. / Под ред. В.В. Ковалева. – М: ТК Велби, Проспект, 2007.

3. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 2008.

Фонды финансовых ресурсов образуются и могут быть использованы в различных сферах денежных отношений, каждая из кᴏᴛᴏᴩых представляет собой определенный канал распределения соот­ветствующей части национального дохода. Эти сферы составля­ют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (инсти­туты) Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства. Други­ми словами, финансовая система государства представляет со­бой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципаль­ных образований, а также предприятий, учреждений, организа­ций, отраслей народного хозяйства.

Иногда под финансовой системой государства понимается система финансовых учреждений1. При этом думается, что в по-

См.: Экономика и бизнес. М, 1993. С. 430.

следнем случае правильнее говорить о совокупности органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Стоит сказать, что каждое звено финансовой системы характеризуется тем, что обслуживает определенную сферу распределения и перераспреде­ления национального дохода посредством применения специфи­ческих форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образова­ний. Названные особенности лежат в основе различий, имеющих­ся между отдельными звеньями финансовых отношений. Отметим, что каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на пуб­личную финансовую деятельность и имеет ϲʙᴏи функции

Сегодня финансовая система Российской Федера­ции состоит из следующих звеньев:

1) бюджетная система, кᴏᴛᴏᴩую образуют федеральный бюд­жет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

3) кредит;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы предприятий любых форм собственности, объеди­нений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяй­ства.

Первые четыре звена финансовых отношений ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к централизованным финансам и могут быть использованы для осуществле­ния публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Финансовые отношения предприятий ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к децентрализованным финансам, поскольку обладают опреде­ленной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимо­действия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются остав­шейся прибылью.

Бюджетная система будет ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав кᴏᴛᴏᴩой входят наи­более крупные фонды денежных средств.
Стоит отметить, что основываясь на кон­ституционно закрепленных принципах федерализма и самосто­ятельности местного самоуправления, БК РФ закрепил трех­уровневую бюджетную систему, отдельные звенья кᴏᴛᴏᴩой составляют: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты.

Бюджетная система будет организационной формой фун­кционирования бюджета. Централизованный фонд денежных

Глава 1 Финансы и финансовая система государства

средств будет публично-правовой категорией, имеет норма­тивное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует ре­ализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства.,Бюджетная система, таким образом, выступает важным элементом социаль­но-экономической деятельности государства

Учитывая зависимость от государственно-территориального уровня, в пределах кᴏᴛᴏᴩого реализуются публичные функции, может быть федеральный бюджет (предназначенный для финансиро­вания общегосударственных потребностей), бюджет субъекта РФ (направленный на решение задач определенного субъекта РФ) или местный бюджет (служащий для материального обес­печения предметов ведения местного самоуправления)

Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюд­жетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства. Не стоит забывать, что важное предназначение бюджета подтверждается уровнем его правового регулирования. Особое внимание на бюджет как основной финансовый план государства обращает Конституция РФ, согласно кᴏᴛᴏᴩой федеральный бюджет отно­сится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «з» ст. 71) Все федеральные законы по вопросам федераль­ного бюджета, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), подлежат обязательному рассмотрению в Совете Феде­рации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) (п. «а» ст. 106) Конституционные нормы воз­лагают разработку и организацию исполнения федерального бюджета на Правительство РФ, кᴏᴛᴏᴩое составляет проект фе­дерального бюджета, а по окончании финансового года направ­ляет отчет о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 114) Бюджетам субъектов РФ и муници­пальных образований Конституция РФ также отводит опреде­ленные нормы, выделяя их среди иных основ правового регули­рования (ст. 73, 132)

Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в про­цессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. По϶ᴛᴏму феде-

Финансовое право России Общая часть

ральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты характеризуются тем, что предназначены для распределения и перераспределения доходов определенной территории. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финанси­рованию.

Бюджетная система существует не автономно, все ее звенья будут составной частью финансовой системы Российской Федерации, а каждое звено, в ϲʙᴏю очередь, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим образом входит в состав финансовой системы Российской Фе­дерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Самостоятельным звеном финансовой системы будут внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность де­нежных средств, обособленных от ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публич­ных мероприятий.

Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу ϶ᴛᴏго могут быть государственными или муниципальными. Обо­собленные от бюджета фонды имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные от­расли экономики, развития проблемных отраслей инфраструк­туры, выполнения социальных программ. Отдельные полномо­чия публичной власти требуют постоянного бесперебойного финансирования, что не всегда можно осуществить посредством распределения денежных средств через бюджетную систему. Бюджетные доходы не закрепляются за конкретными расхода­ми, по϶ᴛᴏму у государства возникает необходимость обособле­ния части денежных средств в отдельные фонды. Внебюджет­ные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государ­ственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохра­нение) Значение целевых денежных фондов увеличивается в условиях дефицита бюджета, возрастания социальных расходов государства при одновременно низкой собираемости налогов.

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обяза­тельных платежей юридических и физических лиц, а также из добровольных перечислений. В современных условиях государ­ство повышает финансово-правовой статус внебюджетных фон-

дов, придавая их деятельности законодательную основу.
Стоит отметить, что осно­вы правового положения целевых фондов денежных средств установлены БК РФ, кᴏᴛᴏᴩый рассматривает их в качестве звена бюджетной системы. При этом включение норм, определяющих правовое положение внебюджетных фондов, в БК РФ не позво­ляет приравнивать юридическую природу бюджетных отноше­ний и отношений, складывающихся в процессе фущддиониро-вания внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды имеют определенные правовые особенности, отличающие их от бюд­жетов. К сожалению, на практике внебюджетные фонды не все­гда позволяют целесообразно и эффективно использовать фи­нансовые средства.

Третьим звеном финансовой системы будет государствен­ный и муниципальный кредит, кᴏᴛᴏᴩый как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по по­воду получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального об­разования) денежных средств, а также отношения по предостав­лению государственных гарантий.

Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заем­ные отношения с императивным участием государства Финан­совая компетенция государства в кредитных отношениях наде­ляет его полномочиями как заемщика, так и кредитора, а также гаранта по денежным обязательствам иных субъектов Финан­сово-кредитный статус Российского государства в основном состоит из заемных обязательств. Уместно отметить, что операции по предоставлению государственных кредитов и гарантий совершаются в меньшем объеме. Важно заметить, что однако, при всем этом БК РФ предусматривает правовое регули­рование бюджетных ссуд и кредитов, кᴏᴛᴏᴩые начинают полу­чать широкое распространение в публичной финансовой дея­тельности.

Выполнение государством публичных функций требует боль­шого количества денежных средств, кᴏᴛᴏᴩые не всегда в доста­точном объеме или в планируемые сроки поступают в государ­ственную казну. Иногда возникают непредвиденные расходы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций - крупных стихийных бедствий, военных конфликтов и т. д. Результатом возросших государственных расходов или недополучения дохо-

дов становится бюджетный дефицит, погашение кᴏᴛᴏᴩого тре­бует привлечения дополнительных денежных средств.

Необходимость бесперебойного и полного финансирования публичных мероприятий обусловливает временное использова­ние государством денежных средств, принадлежащих иным субъектам. Подобным источником привлечения дополнитель­ных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты выступают кредитные ресурсы. Кредиторами публич­ных субъектов могут выступать физические и юридические лица, а также иностранные государства. Государственный кре­дит будет важнейшим инструментом финансово-правовой политики, умелое использование кᴏᴛᴏᴩого позволяет сокращать бюджетный дефицит, инвестировать приоритетные отрасли промышленности, стабилизировать финансовые отношения. Негативным последствием кредитной деятельности государства может стать государственный долг.

Четвертым звеном финансовой системы будет обязатель­ное государственное страхование - урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)

Страхование как звено финансовой системы включает толь­ко те отношения, участником кᴏᴛᴏᴩых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансо­вой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
По϶ᴛᴏму обязанностями государства стано­вятся пенсионное и медицинское обеспечение граждан, выпла­та пособий по безработице и т. д. Финансирование таких расхо­дов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения. Государству необхо­димо компенсировать риски, связанные с несением государ­ственной службы. По϶ᴛᴏму возникает обязанность страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т. д.

Финансовая деятельность в сфере страхования будет од­ним из способов аккумулирования дополнительных денежных

Глава 1. Финансы и финансовая система государства

средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового слу­чая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулиро­ванные таким образом денежные средства государство направ­ляет на материальное обеспечение иных публичньгх^потребнос-тей или финансирование капитальных вложений.

Самостоятельным звеном финансовой системы будут финансы предприятий, кᴏᴛᴏᴩые с позиции финансово-пра­вового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при фор­мировании, движении и использовании основного и оборотно­го капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулиро­вания их финансовой деятельности различны. В условиях ры­ночной экономики предпринимательская деятельность осуще­ствляется как частными субъектами, так и публичными. При этом государство, вступая в финансовые и хозяйственные отноше­ния, в первую очередь стремится реализовать ϲʙᴏи функции. По϶ᴛᴏму основной целью финансовой деятельности государ­ственных и муниципальных предприятий будет выполнение государственного (муниципального) заказа. Стоит сказать - получение прибы­литрадиционно не основная цель государственных и муници­пальных предприятий.

Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значи­мости. Реализация монопольной деятельности также происходит через государственные предприятия. К примеру, эмиссию и хра­нение официальных денежных знаков осуществляет исключи­тельно государственное предприятие - объединение «Гознак».

Финансы предприятий будут основой всей системы фи­нансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материаль­ного производства. В результате финансовой деятельности пред­приятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Финансовое право России. Общая часть

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы госу­дарства. Обособленность финансов предприятий пробудет в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уп­латы налогов и иных обязательных платежей предприятия само­стоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали - собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Децен­трализованный характер финансов предприятий закреплен ст. 214 ГК РФ, согласно кᴏᴛᴏᴩой финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны.

При этом децентрализованный характер финансов предприя­тий не означает их автономии в финансовой деятельности госу­дарства. Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

Финансовые ресурсы предприятий формируются на базе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансо­вая деятельность предприятий базируется на специальных принципах, основными из кᴏᴛᴏᴩых будут: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответ­ственность, финансовая заинтересованность, конкуренция.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а фи­нансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе кᴏᴛᴏᴩых могут быть использованы и образуются фонды денежных средств.

Стоит сказать, что каждому звену финансовой системы присущи определенные ϲʙᴏйства и функции, кᴏᴛᴏᴩые не повторяются другими ее звень­ями, но все звенья взаимодействуют и интегрируют. Это и явля­ется признаком целостности финансовой системы.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открыто­сти финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к фи­нансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов1.

Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

1 См.: Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф.
Стоит отметить, что основы менеджмента. М., 1992. С. 61-65.

Глава 1. Финансы и финансовая система государства

Финансовая система, являясь неотъемлемой составляющей социально-экономической системы в целом, представляет со­бой сложный, динамичный и открытый организм. Сложность финансовой системы определяется неоднозначностью составля­ющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным разнообразием. Это вызывает многообразие и различие элементов финансовой системы, их взаимосвязей,- тен­денций, изменений состава и состояния системы, множествен­ность критериев их деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Динамичность финансовой системы обусловливается тем, что она находится в постоянном развитии, в постоянно меняющейся величине финансовых ре­сурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Открытость финансовой системы объясняется вза­имодействием ее звеньев с социально-политическими структу­рами государства, а также с финансами зарубежных стран. Гиб­кость и эффективность финансовой системы достигаются за счет ее многозвенности.

Финансовая система воспроизводит все процессы по пере­распределению общественного продукта и национального дохо­да и будет одним из важнейших регуляторов развития госу­дарственной экономики. В ϶ᴛᴏм отношении финансовая дея­тельность подобна биологическому организму, выживающему только путем приспособления к окружающему миру1.

Государственная финансовая система в развитых капиталис­тических странах состоит из четырех звеньев: государственные бюджеты, местные финансы, специальные внебюджетные фон­ды, финансы корпораций. Стоит сказать, для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при кᴏᴛᴏᴩом осуществляется четкое разграничение функций между различ­ными уровнями системы. Правительство полностью независи­мо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходов на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану обществен­ного порядка, уборку территорий и т. п.

Местные финансы в капиталистических странах состоят из местных бюджетов, финансов муниципальных предприятий и автономных местных фондов.
Стоит отметить, что основное значение имеют мест-

1 См.: Elbing A. 0. On the Applicability of Environmental Models: Contemporary Management. N. Y., 1974. P. 283.

Финансовое право России. Общая часть

ные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят ϲʙᴏими доходами и расходами в государственный бюд­жет, а в федеративных государствах бюджеты местных сооб­ществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Структура финансовой системы Российской Федерации при­ближена к структуре финансовых систем развитых демократи­ческих государств.

Введение

1. Понятие финансовой системы в Российской Федерации

1.2 Особое значение играет министерство финансов РФ

1.3 Управления финансами

2. История Финансов России

3. Банковский сектор в Финансовой системе Российской Федерации

3.1 Банковский вклад

3.2 Кредитование малого и среднего бизнеса

4. Финансовая система в вопросах

4.1 Какая финансовая система нужна России?

4.2 Какие задачи должен решать финансовый сектор?

4.3 "Спящие резервы"

4.4 В чем же проблема?

4.5 "Продолжение финансовых спекуляций или фундамент экономики?

4.6 Бюджетная "спичка" для "второй волны"

4.7 Жизнь и смерть резервного фонда

5. "От нынешней финансовой системы не останется и следа"

5.1 Колоссальная финансовая накачка дает оживляющий результат

5.2 "Болезнь доллара"

Заключение

Список литературы


Введение

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему.

Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки.


Финансовая система - это сумма всех финансовых отраслей, которые очень тесно переплетаются между собой. Финансы - один из важнейших факторов, показывающий на уровень экономических отношений и расход валютных средств.

Основная задача создания финансовой системы - контроль над расходами и доходами. Позволяет определить главные зоны, в которых должно создаваться и увеличиваться прибыль. Финансовая система РФ делиться на государственную, местную и на финансы юридических и физических лиц. Финансы юридических лиц делятся на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Государственные финансы в свою очередь включает в себя государственный бюджет (главный фонд денежных средства) и всевозможные другие, более не значительные фонды такие, как пенсионный фонд, медицинский фонд, фонд занятости населения, фонд социального страхования - предоставляет страховую защиту и другие. Сам бюджет тесно связан со всеми отраслями и от него исходит помощь все финансовой системе. Что касается местной финансовой системы, то роль ещё так же высока. Все вышеперечисленное делиться на подгруппы и звенья по руде деятельности. Обычно финансовый план делиться на один год. Финансовая система разрабатывается, согласована со всеми законами. Через государственный бюджет проходит больше половины всех государственных доходов. Федеральный бюджет включает в себя бюджеты областей и больших мегаполисов, таких как Москва или Санкт- Петербург.

1.1 Состав и структура финансовой системы

Финансовая система может быть рассмотрена как совокупность определенных финансовых функций, в этом плане финансовые системы достаточно типичны и зависят от уровня развития экономики, государства.

Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему.

Финансовая система:

Централизованные финансы:

государственный бюджет;

внебюджетные фонды;

государственный кредит;

страхование:

социальное,

имущественное,

страхование ответственности,

страхование предпринимательских рисков.

Децентрализованные финансы:

финансы коммерческих предприятий;

финансы некоммерческих предприятий;

финансы общественных объединений.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.

Функции финансовой системы:

денежная – эмиссия, обращение, расчеты;

налоговая (фискальная) - изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;

бюджетная – превращение налогов в доходы, последних – в расходы;

контрольно-надзорная – надзор за финансовыми институтами;

государственного кредита – управление государственным долгом.

Но возможен и организационный аспект, когда финансовая система рассматривается как совокупность органов, подсистема государственной власти.

Финансовая система состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и уровней. Особенностью финансов как сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной базы, так как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует в ее пределах. Следовательно, рассмотрение финансовой системы начнем с нормативно-законодательных институтов и их нормативных актов:

Сами финансовые институты могут рассматриваться на разных уровнях:

Федеральный - представлен федеральными финансовыми институтами, которые состоят из Центрального аппарата и территориальных органов

Субъектный - представлен субъектными финансовыми институтами. Их сфера деятельности ограничена с одной стороны федеральными финансовыми институтами, и полномочиями субъектов в финансовой сфере - с другой.

Муниципальный – местные финансовые институты, муниципальные образования.

В современных условиях в системе государственного управления выделяются федеральные органы исполнительной власти – финансовые, полуфинансовые, нефинансовые.

Финансовый блок Правительства (расширенного, так как ЦБ РФ формально не входит в Правительство РФ):

Центральный Банк РФ (Центральный аппарат ЦА) + территориальные учреждения: Главные управления, национальные банки, расчетно-кассовые центры;

Министерство финансов РФ (ЦА + Контрольно-ревизионные управления + Управления Федерального Казначейства по субъектам РФ + органы страхового надзора + органы валютного контроля + подведомственные организации);

Министерство РФ по налогам и сборам (ЦА + межрегиональные инспекции + Управление МНС по субъекту);

Государственный таможенный комитет (ЦА + региональное таможенное управление + таможня РФ + таможенный пост РФ);

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ЦА + региональное отделение);

Министерство имущественных отношений (ЦА + региональное отделение);

Разные финансовые органы, в т.ч. государственные внебюджетные фонды.

Полуфинансовый блок:

Министерства: по антимонопольной политике РФ, природных ресурсов РФ, труда и социального развития РФ, экономического развития и торговли РФ, юстиции РФ;

Федеральная энергетическая комиссия;

Федеральная служба финансового оздоровления;

Российское агентство по государственным резервам.

Все остальные федеральные органы исполнительной власти входят в нефинансовый блок.

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Их значение определено местом денежных отношений в экономике , хозяйственных связях. Финансы являются прежде всего распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.

По мнению большинства исследователей, термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам finatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo — вбивать, вколачивать, а позднее — finis, означающее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Первым автором научно-практического труда, посвященного финансам («О доходах Афинской республики »), считают древнегреческого писателя и историка Ксенофонта (около 430—355 гг. до н. э.).

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований , предприятий , учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства. Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финансовые ресурсы государства.

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. Но не все денежные отношения следует отождествлять с финансами. В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов.

Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права . Например, продажа предприятием произведенной продукции не будет включаться в сферу действия финансов, эти отношения носят гражданско-правовой характер, хотя и опосредуются деньгами. Однако уплата налогов , объекты которых возникают в результате совершения предприятием сделки купли-продажи, включается в финансовые отношения.

Финансовые отношения от денежных отличаются и по признаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т. е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения. Единственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении государственных ценных бумаг . Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 75) отношения в сфере государственного кредита основываются на принципе добровольности для частного субъекта в их вступление, поэтому покупка эмитированных государством ценных бумаг направлена на получение денежного эквивалента.

Финансы, таким образом, являются денежными отношениями, в которых одним из участников обязательно выступает государство.

К числу финансовых относятся только те денежные отношения, наличие которых обусловлено фактом существования государства как органа управления .

Сущность государственных и муниципальных финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.

Как историческая категория финансы появляются в момент расслоения общества на классы, а муниципальные финансы — одновременно с возникновением местного самоуправления. Основные средства государства и местного самоуправления концентрируются в соответствующих бюджетах . Причиной, порождающей появление финансов, являются потребности государства или муниципального образования в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Данную ресурсопотребность без финансов невозможно удовлетворить ни в хозяйственной сфере, ни в сфере государственного или муниципального управления, ни в сфере выполнения делегированных государственных полномочий.

Современное государство — итог длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. При рыночном типе экономики государству отводится весьма важная роль, поскольку рынок , как и любая хозяйственная система, не является совершенным механизмом. Он имеет и положительные, и отрицательные стороны, что вызывает необходимость со стороны государства вырабатывать собственный механизм хозяйствования, который препятствовал бы разрушительным последствиям в финансовой сфере. Период становления рыночных отношений характеризуется значительной децентрализацией финансовых ресурсов. В силу наличия у государства управленческой функции в обществе складывается особая группа денежных отношений, возникающая вне производственной сферы, — государственные (публичные) финансы. Данные отношения формируют денежные фонды, необходимые для функционирования государства в целом и его отдельных органов. Экономика не может функционировать без государственных (публичных) финансов, поскольку на любом этапе исторического развития общества всегда существуют такие потребности, которые обязано финансировать только государство. Это инфраструктура общего назначения (например, почта, транспорт, телеграф), атомная энергетика, освоение космического пространства, инвестирование наиболее приоритетных отраслей экономики и т. д.

В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение постоянно возрастающих и изменяющихся воспроизводственных потребностей. Финансы применимы потому, что позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления.

Благодаря экономической сущности финансы придают первоначальный импульс распределению прибыли , доходов, а в отдельных случаях и основного капитала в пользу государства или в соответствии с его интересами. Через финансы государство накапливает свое состояние. Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, страховых фондов, банковского капитала и т. д. Подобные накопления служат не только важным стабилизатором экономических отношений и гарантом экономического суверенитета государства, но и регулятором производства, а также инфляционных процессов.

С помощью финансов достигаются регулирование масштабов общественного производства, содержание и развитие непроизводственной сферы, обеспечение функционирования государственной инфраструктуры, реализуются иные функции государства.

Однако обусловленность части финансовых отношений фактом существования государства или местного самоуправления еще не дает основания считать деятельность государственных или муниципальных органов причиной возникновения финансов. Возникновение и отмирание финансовых отношений не происходят по волеизъявлению государственных или муниципальных органов.

Финансы существуют объективно, поскольку обусловлены развитием местного сообщества и через его посредство — развитием государства в целом. Государственные и муниципальные органы должны лишь учитывать объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывая наиболее приемлемые формы их использования: формировать бюджет, вводить или отменять какие- либо виды обязательных платежей, изменять формы использования финансовых отношений и т. д. Отсутствие учета объективных закономерностей движения финансов приводит к негативным процессам — инфляции , безработице , финансово-правовым конфликтам, стагнации экономики и т. д.

Финансовые отношения строятся на потребностях государства или местного сообщества, а не порождаются деятельностью государственных или муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Но хотя финансы и относятся к базисной категории, они во многом зависят от политики государства и местного самоуправления, их финансовой деятельности.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наиболее крупные фонды денежных средств. Основываясь на конституционно закрепленных принципах федерализма и самостоятельности местного самоуправления , а также в соответствии с проведенной реформой местного самоуправления БК РФ закрепил четырехуровневую бюджетную систему, отдельные звенья которой составляют: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. Последние два вида бюджетов можно объединить под одним названием — местные бюджеты.

Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества . Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система, таким образом, выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства.

В зависимости от государственно-территориального уровня, в пределах которого реализуются публичные функции, может быть федеральный бюджет (предназначенный для финансирования общегосударственных потребностей), бюджет субъекта РФ (направленный на решение задач определенного субъекта РФ) или местный бюджет (служащий для материального обеспечения предметов ведения местного самоуправления).

Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.

Важное предназначение бюджета подтверждается уровнем его правового регулирования . Особое внимание на бюджет как основной финансовый план государства обращает Конституция РФ , согласно которой федеральный бюджет относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «з» ст. 71). Все федеральные законы по вопросам федерального бюджета, принятые Государственной Думой , подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «а» ст. 106). Конституционные нормы возлагают разработку и организацию исполнения федерального бюджета на Правительство РФ , которое составляет проект федерального бюджета, а по окончании финансового года направляет отчет о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ч. 1 ст. 114). Бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований Конституция России также отводит определенные нормы, выделяя их среди иных основ правового регулирования (ст. 73, 132).

Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в процессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Поэтому федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты характеризуются тем, что они предназначены для распределения и перераспределения доходов определенной территории . Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов , подлежащие обязательному финансированию.

Бюджетная система существует не автономно, все ее звенья являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий.

Обособленные от бюджета фонды имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики , развития проблемных отраслей инфраструктуры, выполнения социальных программ. Отдельные полномочия публичной власти требуют постоянного бесперебойного финансирования, что не всегда можно осуществить посредством распределения денежных средств через бюджетную систему.

Бюджетные доходы не закрепляются за конкретными расходами, поэтому у государства возникает необходимость обособления части денежных средств в отдельные фонды. Внебюджетные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохранение). Значение целевых денежных фондов увеличивается в условиях дефицита бюджета, возрастания социальных расходов государства при одновременно низкой собираемости налогов .

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических и физических лиц , а также из добровольных перечислений.

В современных условиях государство повышает финансово-правовой статус внебюджетных фондов, придавая их деятельности законодательную основу. Основы правового положения целевых фондов денежных средств установлены БК РФ, который рассматривает их в качестве звена бюджетной системы. Однако включение норм, определяющих правовое положение внебюджетных фондов, в БК РФ не позволяет приравнивать юридическую природу бюджетных отношений и отношений, складывающихся в процессе функционирования внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды имеют определенные правовые особенности, отличающие их от бюджетов.

Третьим звеном финансовой системы является государственный и муниципальный кредит , который как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права , регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заемные отношения с императивным участием государства. Финансовая компетенция государства в кредитных отношениях наделяет его полномочиями как заемщика, так и кредитора, а также гаранта по денежным обязательствам иных субъектов. Финансово-кредитный статус Российского государства в основном состоит из заемных обязательств. Операции по предоставлению государственных кредитов и гарантий совершаются в меньшем объеме. Тем не менее БК РФ предусматривает правовое регулирование бюджетных ссуд и кредитов, которые начинают получать широкое распространение в публичной финансовой деятельности.

Выполнение государством публичных функций требует большого количества денежных средств, которые не всегда в достаточном объеме или в планируемые сроки поступают в государственную казну. Иногда возникают непредвиденные расходы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций — крупных стихийных бедствий, военных конфликтов и т. д. Результатом возросших государственных расходов или недополучения доходов становится бюджетный дефицит, погашение которого требует привлечения дополнительных денежных средств.

Необходимость бесперебойного и полного финансирования публичных мероприятий обусловливает временное использование государством денежных средств, принадлежащих иным субъектам.

Подобным источником привлечения дополнительных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты выступают кредитные ресурсы. Кредиторами публичных субъектов могут выступать физические и юридические лица , а также иностранные государства. Государственный кредит является важнейшим инструментом финансово-правовой политики, умелое использование которого позволяет сокращать бюджетный дефицит, инвестировать приоритетные отрасли промышленности, стабилизировать финансовые отношения. Негативным последствием кредитной деятельности государства может стать государственный долг.

Четвертым звеном финансовой системы является обязательное государственное страхование — урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых обязательно выступает государство.

Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансовой деятельности.

Поэтому обязанностями государства становятся пенсионное и медицинское обеспечение граждан , выплата пособий по безработице и т. д. Финансирование таких расходов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения. Государству необходимо компенсировать риски, связанные с несением государственной службы . Поэтому возникает обязанность страхования военнослужащих , работников правоохранительных органов , врачей отдельных специальностей и т. д.

Финансовая деятельность в сфере страхования является одним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых используются и образуются фонды денежных средств.

Каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, которые не повторяются другими ее звеньями, но все звенья взаимодействуют и интегрируют. Это и является признаком целостности финансовой системы.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открытости финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к финансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов.

Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

Финансовая система, являясь неотъемлемой составляющей социально-экономической системы в целом, представляет собой сложный, динамичный и открытый организм. Сложность финансовой системы определяется неоднозначностью составляющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным разнообразием. Это вызывает многообразие и различие элементов финансовой системы, их взаимосвязей, тенденций, изменений состава и состояния системы, множественность критериев их деятельности. Динамичность финансовой системы обусловливается тем, что она находится в постоянном развитии, в постоянно меняющейся величине финансовых ресурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Открытость финансовой системы объясняется взаимодействием ее звеньев с социально-политическими структурами государства, а также с финансами зарубежных стран. Гибкость и эффективность финансовой системы достигаются за счет ее многозвенности.

Финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода, поэтому является одним из важнейших регуляторов развития государственной экономики. В этом отношении финансовая деятельность подобна биологическому организму, выживающему только путем приспособления к окружающему миру.

Государственная финансовая система в развитых капиталистических странах состоит из четырех звеньев: государственных бюджетов; местных финансов; специальных внебюджетных фондов, финансов корпораций. Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Правительство полностью независимо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходы на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку территорий и т. п.

Местные финансы в капиталистических странах состоят из местных бюджетов, финансов муниципальных предприятий и автономных местных фондов. Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах — бюджеты местных сообществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Структура финансовой системы Российской Федерации приближена к структуре финансовых систем развитых демократических государств.



Похожие статьи