Централизованные финансы. Централизованные и децентрализованные финансы

В рыночных условиях состояние финансовой системы отражает социальную, экономическую и политическую стороны жизни государства. Выступая в качестве многоуровневой структуры, она охватывает ресурсы страны в форме денежных фондов, различных по своему назначению. В рамках этой системы различают централизованные и децентрализованные финансы. Рассмотрим далее эти категории более подробно.

Общие сведения

Денежные фонды могут находиться в собственности государства, в лице которого выступают исполнительные и законодательные органы, или граждан и юрлиц. В ходе деятельности используются разные средства. К ним, в частности, относят наличность (казначейские билеты, банкноты), безналичные деньги (на счетах в банках, кредитных учреждений, аккредитивы и сертификаты), ценные бумаги (акции, опционы, векселя, облигации).

Перемещение средств

Находясь в постоянном движении, финансы формируют соответствующие потоки, которые требую четкой организации. Направления перемещения денег связывают элементы всей системы в одно целое. В зависимости от сложности различают много-, одно- и двусторонние потоки. В последних движение денег происходит в одном направлении. К примеру, средства, перечисленные из федерального бюджета, идут для финансирования расходов Пенсионного фонда. При двустороннем потоке деньги перемещаются между двумя элементами или определенным звеном и сектором, не включающим его, прямо и обратно. Например, в бюджет перечисляются налоги от компаний, но при соблюдении ряда условий последние могут получить средства обратно в форме кредитов или субсидий. Многосторонние потоки охватывают одновременно разные части финансовых средств и идут в различных направлениях. В домашнем хозяйстве бюджет образуется из доходов от тех или других источников. Так, глава семьи или иной ее член получает зарплату на предприятии, из бюджета поступают трансфертные платежи. Вместе с этим, субъекты отчисляют налоги во внебюджетные фонды и непосредственно в бюджет.

Централизованные и децентрализованные финансы

С распадом СССР денежная система страны претерпела ряд существенных изменений. До 1991 года в структуру входили финансы общегосударственного значения, непроизводственной и производственной сферы. В госбюджете СССР были объединены непосредственно союзная денежная система, а также государственные республиканские потоки и средства соцстрахования. На первый элемент приходилось 50-52 % совокупного объема денежных ресурсов. 35 % из этих средств были в распоряжении республик, а 15 % входили в местные бюджеты. С 1 января 2000 года в РФ действует отраслевой Кодекс. В соответствии с ним, средства, находящиеся в собственности государства, объединяются в бюджетную систему - централизованные финансы. Этот институт - важнейший элемент всей денежной структуры. Однако в системе выделяют еще одно ключевое звено - децентрализованные финансы и финансы предприятий. Они лежат в основе денежной системы, так как именно в области материального производства концентрируется большая часть средств страны.

Публичные фонды

Сегодня в России действует трехуровневая бюджетная система. В централизованные фонды входят бюджеты:

  1. Федеральный.
  2. Субъектов РФ (краев, республик, областей, АО, городов фед. значения).
  3. Муниципальных образований.

Бюджеты представляют собой финансовую основу управления государственных и местных органов власти. Каждый из элементов системы функционирует автономно. Это значит, что нижестоящий бюджет со своими расходами и доходами не входит в вышестоящий. Внутри этих звеньев могут создаваться специальные фонды по целевому назначению или отчислениям от определенных доходов и прочих поступлений. Планирование бюджетных ресурсов осуществляется посредством составления консолидированного бюджета - сводного плана. В нем объединяются финансовые средства всех уровней системы. За счет последних обеспечивается структурное реформирование экономики, развитие техники и науки, повышается эффективность производства, проводятся преобразования в ЖКХ и военной отрасли.

Состав децентрализованных финансов

Этот институт объединяет разные средства. В частности, к децентрализованным финансам относятся денежные потоки некоммерческих и коммерческих компаний, домашних хозяйств. Указанные ресурсы участвуют в формировании денежных фондов в стране. Состояние средств, входящих в сферу децентрализованных финансов, оказывает влияние на платежеспособность государства и, следовательно, реализацию всех запланированных социальных и экономических программ.

Источники формирования

Децентрализованные финансы образуются при распределении стоимости ВВП и прочих резервов. В структуре децентрализованных финансов присутствуют:

1. Собственные средства и приравненные к ним. В первую категорию входит прибыль компаний и прочие накопления. Приравненными средствами считается минимальная задолженность по:

  • оплате труда сотрудникам;
  • авансам заказчиков по исполнению определенного вида работ;
  • налоговым и неналоговым отчислениям.

2. Заемные средства. К ним относят:


3. Привлеченные потоки (средства прочих хозяйственных субъектов) - внешние инвестиции и паевые взносы.

4. Ресурсы, которые получены в порядке перераспределения на страховом и финансовом рынках, из бюджета вышестоящими организациями.

Принципы функционирования института

В рыночных условиях денежные взаимоотношения хозяйствующих субъектов базируются на ряде основополагающих положений. При соблюдении этих принципов использование децентрализованных финансов, функционирование всей системы становятся максимально эффективными. Они обеспечивают стабильность экономики и социального сектора. При этом основным источником социального и производственного развития рабочих коллективов становится доход.

Распределение средств

Большое значение для стабильного функционирования института имеет порядок, в соответствии с которым осуществляется управление децентрализованными финансами. Он предполагает разработку определенных программ, выявление наиболее перспективных направлений распределения средств. Ресурсы могут использоваться для:


Независимость субъектов

В современных условиях действующие на рынке отечественные компании обладают правом самостоятельно направлять децентрализованные финансы. Эта относительная независимость позволяет фирмам:

  • Рационально и наиболее выгодно распределять прибыль от сбыта своей продукции.
  • Распоряжаться по собственному усмотрению доходами.
  • Формировать социальные и производственные фонды.
  • Изыскивать необходимые им средства для реализации инвестиционных программ, применяя для этого, кроме прочего, внешние ресурсы (банковские кредиты, депозитные сертификаты, облигации, эмиссию и прочие инструменты).

Децентрализованные финансы организаций обеспечивают необходимыми средствами производственный сектор экономики. Основной целью коммерческих фирм выступает прибыль. Только при непрерывном ее поступлении могут осуществляться обязательные и добровольные платежи, инвестирование, выплата зарплат и прочие необходимые мероприятия, обеспечивающие повышение уровня благосостояния общества.

Некоммерческие структуры

К этой категории относятся разные добровольные фонды, союзы, религиозные и благотворительные организации. При их формировании ставятся определенные цели, в число которых не входит получение прибыли. Их фонды образуются за счет пожертвований и добровольных взносов, бюджетных поступлений, средств учреждений и пр.

Домашние хозяйства

Децентрализованные финансы формируются, кроме прочего, за счет личных средств населения. Денежные ресурсы домашних хозяйств занимают особое место в рассматриваемом институте. Исключительное значение эти потоки имеют при создании НД и ВВП. Децентрализованные финансы участвуют и в процессе регулирования платежеспособного спроса в стране. Определенная доля создаваемого ВВП в форме услуг и товаров проходит через семейные бюджеты. Чем выше будут доходы населения, тем, соответственно, выше спрос на выпускаемые материальные ценности. Это, в свою очередь, обеспечивает стабильное экономическое состояние самих производителей.

Сводный баланс

Вся финансовая система и ее ресурсы отражены в доходной части отчетности. Следует, однако, отметить, что сводный баланс охватывает далеко не все денежные резервы страны. Полностью в него включены только централизованные финансы - средства бюджетов и внебюджетных фондов. Что касается остальных ресурсов, то они представлены только амортизационными отчислениями и прибылью. В сводный баланс не включаются поступления от страховых выплат, заемные средства, сбережения и доходы домохозяйств, привлеченные инвестиции, отчисления от штрафных санкций. В соответствии с ориентировочными данными, на долю централизованных фондов приходится порядка 60 %, а децентрализованных - около 40 % всех финансовых ресурсов. Но если учесть все доходы домохозяйств, принять в расчет более точные величины фондов компаний, то положение может измениться в пользу последних.

Заключение

В рамках финансовой деятельности выполняются разнообразные мероприятия. В их числе планирование, инвестирование, страхование, налогообложение, аудит, инспектирование и так далее. Формирование и распределение централизованных фондов осуществляется государством. Для этих средств нормативными актами жестко определяются источники, направления движения. Что касается децентрализованных финансов, то в отношении них не установлен такой контроль. Хозяйствующие субъекты обладают определенной независимостью, самостоятельностью при решении этих вопросов. Вместе с этим, на них накладывается и ответственность перед государством за соответствие в своей финансовой деятельности установленным в законодательстве требованиям.

Государственные финансы (централизованные)

«Финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством для формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей».

Данное определение является наиболее общим, характеризующим финансы как стоимостную категорию.

Таким образом, можно отметить, что все финансовые отношения и связи реализуются через финансовую систему. Следует отметить, что чем более развиты экономические отношения, чем сложнее и многообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают широкую маневренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.

В финансовой системе выделяют две подсистемы:

1. централизованные финансы;

2. децентрализованные финансы.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Однако наряду с государственными (централизованными) финансами важным звеном финансовой системы России являются финансы предприятий (децентрализованные) различных форм собственности (хозяйственных товариществ и обществ, государственных унитарных предприятий, производственных кооперативов, ФПГ и других коммерческих организаций).

Следует отметить, что к децентрализованным финансам также относятся финансы домашних хозяйств (граждан).

Государственные финансы (централизованные)

Государственные финансы находятся на высшем уровне иерархии финансов. Основу их составляет система общегосударственных, региональных и местных бюджетов, внебюджетных и других специальных фондов. Их главная цель – формирование централизованных финансов и распределение их на финансирование различных общественных потребностей.

Государственные финансы формируют сложную структурную часть финансовой системы. Ведущим звеном финансов государства выступает государственный бюджет доходов и расходов. Полнота, структура и наполняемость доходной части бюджета – показатель экономических возможностей и устойчивости государства. Используя бюджет, государство оказывает влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обеспечивает выполнение целевых комплексных программ НТП и национальных планов экономического роста.

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по её стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путём выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Доходная часть бюджета формируется за счет:

Налогов, акцизных сборов, таможенных пошлин, гербовых сборов и др.;

Доходов от государственной собственности, государственных предприятий, торговли и др.;

Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России 34

Заключение 44

Список использованной литературы 47

Приложение 49

Введение

Централизованные финансы

Сбалансированное развитие сфер централизованных финансов на сегодняшний день является достаточно актуальным вопросом.

Объектом курсовой работы являются централизованные финансы экономики России.

Предметом исследования , закономерности развития централизованных финансов России.

Целью курсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов.

Цель работы позволила сформулировать следующие задачи , которые решались в данной работе:

    Определение централизованных финансов, их сущность

    Основные функции и структура централизованных финансов

    Принципы и роль централизованных финансов

    Основные исторические этапы развития финансов

    Современное состояние централизованных финансов в России

    Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения

Курсовая работа состоит из трех глав:

    Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации

    Закономерности развития централизованных финансов в России

    Основные направления совершенствования централизованных финансов в России

  1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе.

    1. Определение централизованных финансов, их сущность

Для начала определим понятие Финансы (от лат.financia– доход, платеж при сделке) – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

По своему составу Финансы – совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

Централизованные финансы также называются государственными финансами , которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).

Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств

Сущность централизованных финансов

В связи с обоснованием сущности централизованных финансов дадим еще одно определение.

Централизованные финансы - это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный обо­рот.

Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся пото­ком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денеж­ного оборота выступаютфинансовые ресурсы, являющиеся источ­никами финансирования расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования государственного и му­ниципального секторов экономики, наиболее значимых про­грамм развития производства и общественного сектора, органи­заций и учреждений бюджетной сферы и т.п.

Их функциониро­вание направлено на достижение общих целей развития соци­ально ориентированной экономики.

Это относится прежде всего к взаимосвязям между фи­нансами макроуровня и финансами микроуровня.

Финансы макроуровня , и прежде всего государственный и муниципаль­ный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей эко­номического развития, поэтому требуется их оптимальная орга­низация. Способ организации устанавливает качественную оп­ределенность финансов. Распределение и использование финан­совых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегри­рованной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации ифункционирования централизованных финансов , позволяющее выявить направления воздейст­вия финансов на развитие государственного и муниципального сек­торов экономики, выработать критерии их функционирования.

Централизованные финансы опираются наинформационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.

Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, догово­рах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Централизованные финансы имеют четкуюцелевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решениецентрализованных задач.

На рисунке 1.2. представлена общая схема финансовой системы Российской Федерации.

Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Структура финансовой системы:
1) централизованные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды имущественного и личного страхования; фондовый рынок;
2) децентрализованные финансы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); некоммерческих организаций; 3) финансы домашних хозяйств.

Централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.
Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Основной источник формирования бюджета – налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников.
Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д.
Государственный кредит – представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и выполняет две функции – фискальную и регулирующую.
Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка ориентируются на получение более высокого дохода по сравнению с вложением средств в банки. В состав фондового рынка входят следующие относительно самостоятельные сегменты: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты. Финансы предприятий обслуживают материальное производство, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.

Исторически исходной формой финансовых отношений являются государственные финансы, однако развитие финансовых отношений начинается в сфере предприятий материального производства, поэтому финансы предприятий сферы материального производства являются основным, базисным элементом финансовой системы, а государственные финансы играют ведущую роль в перераспределении финансовых ресурсов с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование. Эти отношения производны от финансовых, так как они всегда связаны с перераспределением уже распределенных при помощи государства и хозяйствующих субъектов конечных доходов всех участников общественного производства.

Состав финансовой системы РФ в настоящее время имеет следующий вид:

1. Государственные финансы:

· государственный бюджет, оформленный как бюджетная система;

· система государственных внебюджетных фондов;

· государственный кредит.

2. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, общественных объединений):

· финансы предприятий материального производства (сфера производства товарно-материальных ценностей);

· финансы предприятий, организаций и учреждений нематериального производства (сфера услуг);

· финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы (социальная сфера);

· финансы общественных объединений и организаций.

3. Страхование:

· самострахование;

· государственное страхование;

· страхование хозяйствующих субъектов от различных страховых случаев.

4. Финансы населения (домашних хозяйств).

Связь между различными элементами финансовой системы осуществляется при помощи различных финансовых потоков. Поэтому налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, оформленные в налоговую систему, страховые взносы и возмещения, ассигнования из госбюджета, финансовый рынок входят в состав финансовой системы. Структура финансовой системы РФ приведена на рисунке 2.

Несмотря на разграничение финансовой системы на отдельные звенья по особенностям формирования, использования денежных фондов, задачам и функциям деятельности каждого звена, финансовая система – единая система. Взаимосвязь и взаимозависимость ее элементов обусловлены единой базой ее финансовых ресурсов – национальным доходом, создаваемым в сфере материального производства.


Рис. 2. Финансовая система России

Государственным финансам принадлежит ведущая роль в организации финансовых отношений в государстве, в обеспечении развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.



Государственные финансы находятся в собственности государства в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, включают в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит.

Основу государственных финансов составляет государственный бюджет оформленный как бюджетная система страны .

Государственные внебюджетные фонды в разное время могут быть созданы или ликвидированы в составе государственных финансов в зависимости от текущей потребности в дополнительных внебюджетных средств финансирования социально-экономической сферы.

В самостоятельное звено выделяется государственный кредит . По сути своей госкредит не является финансовой категорией, однако он представляет собой особую форму отношений между государством и юридическими и физическими лицами по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства для финансирования дефицита бюджета. Специфика госкредита как элемента финансовой системы заключается в том, что он не решает проблему изыскания необходимых финансовых ресурсов, а лишь отдаляет ее на некоторое время, зачастую усложняя ее и углубляя.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование, т.к. страховые отношения присутствуют в каждом ее элементе.

Страхование представляет собой финансовые отношения, которые складываются при перераспределении конечных доходов государства, хозяйствующих субъектов и населения с целью формирования страховых и резервных фондов для возмещения возможного ущерба

При внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства на микро- и макроуровне с целью возмещения возможного ущерба и покрытия различных убытков создаются резервные фонды. Такие финансовые отношения называются самострахованием. Финансы страховых компаний попадают в систему "Финансы предприятий и организаций", а государственное страхование, осуществляемое с позиций общественной целесообразности – в систему "Государственные финансы".

Специфичность страхования как экономической категории выражается в:

Случайном характере наступления определенного события (страхового случая) и величины причиненного ущерба от этого случая;

Вероятностной оценке возможного ущерба и расчете страховых тарифов, с помощью которых формируются страховые фонды;

Неравномерной раскладке величины страховых взносов (платежей, премий) между заинтересованными лицами;

Частичном возврате страхователям поступивших в фонд страховщика взносов.

Сущность страхования проявляется в его функциях - рисковой и предупредительной.

Страхование внутри финансовой системы принимает следующие формы:

1. Самострахование – финансовые отношения, которые складываются при внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства с целью формирования резервных фондов для возмещения возможного ущерба. Все резервные фонды (предприятий и организаций, бюджетов разных уровней) всегда формируются за счет собственных финансовых ресурсов и поэтому выражают отношения, складывающиеся внутри того или иного элемента финансовой системы .

2. Государственное страхование (некоммерческое) осуществляется с позиции общественной целесообразности и является обязательным в силу закона. В случае обязательного страхования страховые объекты, риски и минимальные размеры страховых сумм регламентированы соответствующим законодательством. Все страховые отношения, в которых государство выступает одним из субъектов страхования, можно отнести к "государственным финансам". Существуют два вида государственных страховых отношений:

· Обязательное общее страхование (государство является страховщиком) распространяется на всех граждан общества с целью обеспечения социальных интересов всего населения страны. К обязательному общему социальному страхованию относится система государственных социальных внебюджетных фондов, которые являются страховыми по сути своей. Работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы во внебюджетные фонды государства, выступают как страхователи, а государство, аккумулируя эти средства, – как страховщик.

· Обязательное государственное профессиональное страхование (государство является страхователем) осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, выделяемых министерством или иным федеральным органом исполнительной власти. Государство выступает в роли страхователя и заключает договор с выбранной или законодательно определенной страховой компанией. Например, обязательное государственное личное страхование военнослужащих производится путем договора Министерства обороны РФ с Военно-страховой компанией. Число видов государственного профессионального страхования в настоящее время приближается к пятидесяти.

3. Коммерческое страхование осуществляется согласно договору между страхователем и страховщиком. Страховые отношения между страховщиком (государственной или негосударственной страховой компанией) и страхователем (физическим или юридическим лицом) – это финансовые отношения подсистемы "финансы хозяйствующих субъектов". Коммерческое страхование обычно является добровольным , но может быть и обязательным . Несмотря на то, что обязательное коммерческое страхование регламентируется соответствующим законодательством, плательщиком премии обычно выступает сам страхователь. В РФ к обязательному страхованию на коммерческой основе относятся следующие виды страхования:

· страхование пассажиров воздушного, железнодорожного водного и др. видов транспорта,

· страхование гражданами принадлежащего им имущества (строений и сельскохозяйственных животных),

· страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств,

· страхование юридическими лицами имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении и являющегося государственной или муниципальной собственностью.

В отличие от обязательного добровольное страхование всегда носит выборочный охват.

Исходя из объектов страхования различают три отрасли страхования :

· личное страхование, с помощью которого осуществляется страховая защита семейных доходов граждан или укрепление достигнутого ими семейного благосостояния;

· имущественное страхование, в котором объектом страховых отношений выступают имущество различных видов и имущественные интересы;

· страхование ответственности, которое защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация так и третьих лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.

Из отраслей страхования выделяют подотрасли и виды страхования. Вид страхования – это часть отрасли страхования, которая отражает конкретные интересы страхователей, связанные со страховой защитой конкретных объектов. Вид страхования включает отдельные разновидности – страхование однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности.

Виды личного страхования :

· страхование жизни;

· страхование от несчастных случаев и болезни;

· медицинское страхование.

Виды имущественного страхования :

· страхование наземного транспорта;

· страхование воздушного транспорта;

· страхование средств водного транспорта;

· страхование грузов;

· страхование других видов имущества;

· страхование финансовых или предпринимательских рисков.

Виды страхования ответственности :

· страхование ответственности заемщиков за непогашение кредита;

· страхование ответственности владельцев автотранспортных средств;

· страхование гражданской ответственности предприятий;

· страхование профессиональной ответственности;

· страхование иных видов гражданской ответственности.

Все виды страхования могут осуществляться как в добровольной, так и в обязательной формах.

Финансы предприятий и организаций составляют основу финансов государства. Они являются составляющей экономического базиса государства, обслуживают процесс создания и распределения ВВП и НД и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь предприятия и организации активно используют финансовые средства бюджета, государственного кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на основах коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют прибыль, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

Финансы предприятий материального производства включают следующие группы финансовых отношений:

· отношения, связанные с первичным распределением стоимости ВВП, с формированием первичных доходов и образованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения;

· отношения с вышестоящими управленческими структурами в рамках внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов;

· отношения с государством при образовании бюджетных и внебюджетных фондов и их использовании;

· отношения между предприятиями, связанные с перераспределением чистой прибыли (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов и получение в результате этого прибыли, покупка акций и получение дивидендов и пр.);

· отношения со страховыми организациями;

· отношения с организациями непроизводственной сферы (спонсорство, благотворительность, предоставление дополнительных медицинских услуг членам трудового коллектива за счет прибыли, подготовка кадров и повышение их квалификации и пр.).

Специфика финансов предприятий, организаций и учреждений нематериального производства заключается в том, что появление этих отношений связано с процессом перераспределения стоимости, созданной ранее в материальном производстве. Предприятия и организации этой группы (жилищно-коммунальные, бытовые, торгово-сбытовые, финансово-кредитные и пр.) предоставляют услуги на основе коммерческого расчета. Полученный ими доход от продаж услуг распределяется аналогично распределению чистого дохода, созданного в материальном производстве. Однако источником доходов в этой сфере являются финансовые ресурсы, сформированные в процессе перераспределения чистого дохода, созданного в сфере материального производства. Поэтому в условиях рыночной экономики финансы предприятий и организаций и материального, и нематериального производства (всего общественного производства) объединяются в одну группу – финансы коммерческих предприятий и организаций.

Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы появились в связи с необходимостью социального развития общества. Финансы непроизводственной сферы складываются в результате конечного перераспределения национального дохода через систему государственных финансов. Их функционирование происходит за счет общегосударственных средств. В условиях рыночной экономики финансы этой сферы деятельности имеют свою специфику. При дефиците государственных финансовых ресурсов многие учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения оказывают платные услуги населению и, следовательно, зарабатывают собственные доходы согласно законодательству. Однако прибыль, полученная в результате этой деятельности, не является самоцелью и используется на осуществление основной цели и развитие учреждения, организации в строгом соответствии с уставными документами. Особенностью финансов этой сферы является и то, что в структуре затрат на осуществление уставной деятельности велика доля заработной платы, которая и является основным объектом финансовых отношений.

Финансы общественных объединений и организаций изначально создаются за счет вступительных, а функционируют за счет членских взносов. Расходуются на осуществление уставной деятельности, а не на получение доходов отдельными членами объединения. Эти организации объединяют людей по общим целям и интересам (политические партии, профессиональные союзы, научные, творческие или спортивные объединения, садово-огородные товарищества и пр.).

Финансы населения (домашних хозяйств) в условиях развития рыночных отношений и расширения потоков денежных средств выделены в самостоятельное звено финансовой системы, которое относится к сфере децентрализованных финансов. Это обусловлено все возрастающей экономической ролью и социальной значимостью домохозяйств в современном обществе.

Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве.

Финансы домашнего хозяйства в условиях развитых рыночных отношений участвуют в кругообороте капитала и охватывают часть процесса производства. Однако в отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающее значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости ВВП и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Возникновение финансов домашнего хозяйства происходит на второй стадии процесса производства - распределения стоимости ВВП и НД, т.е. как и финансов в целом. Члены домашнего хозяйства участвуют в первичном распределении, поскольку, являясь собственником рабочей силы, получают первичные доходы в форме оплаты труда на предприятии или дохода при индивидуальном предпринимательстве. Уплачивая налоги государству, они имеют право на пенсии, пособия, трансфертные платежи и т.п. из бюджета и внебюджетных фондов; таким образом, домохозяйства принимают участие во вторичном распределении (перераспределении) ВВП и НД, т.е. приобретают право на вторичные доходы.

Финансы домашнего хозяйства выступают в денежной форме.

Они выполняют две базовые функции: обеспечения жизненных потребностей семьи и распределительную .

Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение:

фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива - семьи (приобретения продуктов питания, товаров промышленного производства, оплаты различных платных услуг и др.);

фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли.

Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи, - зарплату, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

2) средства, мобилизованные на рынке в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения, - пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Финансы домохозяйства взаимодействуют с централизованными (бюджетами - федеральным, региональными, местными и внебюджетными социальными фондами) и децентрализованными финансами - предприятиями разных форм собственности, а также с финансовым рынком.



Похожие статьи