Консолидированный бюджет определение. Консолидированный бюджет: явление, структура, особенности и применение

9. Консолидированный бюджет

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, которые входят в состав субъекта РФ, и образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ также образуют консолидированный бюджет РФ.

В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

Термин «консолидированный бюджет» был включен также в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г в связи с упразднением Государственного бюджета РФ, в который входили все звенья бюджетной системы России. Вышеуказанный закон в настоящее время не действует.

В бюджетном планировании используются показатели консолидированных бюджетов. Объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных преобразований принимаются в расчет при определении размеров дотаций и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ.

Роль консолидированных показателей важна при проведении анализа формирования и использования централизованного финансового фонда страны.

Сводное финансовое планирование невозможно без расчета показателей консолидированных бюджетов. Из консолидированных бюджетов берутся показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов. В доходной части баланса используются данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на имущество, подоходный налог, налоги на внешнюю торговлю, средства бюджетных целевых фондов и т. д.

Расходная часть включает: расходы на социально-культурные мероприятия, которые финансируются за счет бюджета, затраты на государственные инвестиции, государственные дотации, расходы на науку из бюджета, на оборону, расходы на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры и др.

Показатели консолидированного бюджета играют большую роль в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. Финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий.

Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, которые характеризуют различные виды обеспеченности жителей страны и ее территорий.

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей) Имея данные об объемах производства можно приступить к разработке бюджета прямых материальных затрат.Бюджет прямых материальных затрат и

Из книги Хватит быть рабом работы! Стань хозяином своих денег! автора Зюзгинов Александр

6.2. Бюджет на месяц Инструмент № 1 финансового планирования, описанный выше, позволяет провести хронометраж повседневных денежных потоков в жизни человека. Он создает точку страта на пути к финансовой свободе. И вслед за осознанием исходных данных своей финансовой

Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

§ 2 Государственный бюджет Что представляет собой бюджет государства Государственный бюджет – смета, план доходов и расходов государства на определенный период времени, где указываются источники поступлений доходов и направления расходования средств. Роль

Из книги Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика автора Красова Ольга Сергеевна

3.1.1. Операционный бюджет Разработка операционного бюджета начинается с разработки предварительного проекта объема продаж в стоимостном и физическом выражении. На базе данного проекта впоследствии будут разрабатываться производственная программа, величина и

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

Региональный аспект и консолидированный долг Одним из направлений долговой политики государства является государственное регулирование и мониторинг заимствований субъектов Российской Федерации. Действующее бюджетное законодательство, на основании которого

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

Государственный бюджет. Буржуазное государство является органом эксплуататорских классов, имеющим целью держать в подчинении эксплуатируемое большинство общества и обеспечивать интересы эксплуататорского меньшинства во всей внутренней и внешней политике.Для

автора Бурханова Наталья

5. Федеральный бюджет Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.Федеральный бюджет– это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

8. Местный бюджет Местный бюджет– это третий уровень бюджетной системы РФ.Местный бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.Местное

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

9. Консолидированный бюджет Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, которые входят в состав субъекта РФ, и образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ также образуют

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

2.7 Бюджет Рассмотрение возможностей структурного маневра завершим оценкой изменений в консолидированном бюджете, суммирующем все сдвиги, отнесенные к 2001 году. Оценка носит сугубо приближенный характер и касается только консолидированного бюджета без решения вопросов

Из книги Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України автора Ярошенко Ф О

Из книги Покажите мне деньги! [Полное руководство по управлению бизнесом для предпринимателя-лидера] автора Рэмси Дэйв

Бюджет Почти все малые предприятия пользуются услугами специалистов по оформлению налоговой документации или дипломированных бухгалтеров для подготовки налоговой декларации для предоставления в налоговое управление США в конце года. Если дела в бизнесе идут

Из книги Путин и кризис автора Немцов Борис

БЮДЖЕТ Началось все с официальных заявлений Путина и других высших должностных лиц, что кризиса нет. «У нас есть сложности, но нет кризиса», говорил Путин еще осенью, а другие российские чиновники называли Россию «островом стабильности» на фоне глобальных экономических

Из книги Недвижимость. Как ее рекламировать автора Назайкин Александр

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

Бюджет В этом разделе описываются издержки, ассоциируемые с разработкой и реализацией маркетингового плана. Хотя предварительные бюджеты могут пересматриваться с учетом реального состояния источников финансирования, в результате будет представлен лишь

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Введение

Изучение бюджетной системы и бюджетного процесса обрело в настоящее время особую актуальность.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Целью настоящей работы является анализ консолидированного бюджета Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, изучение состава, структуры и функционирования консолидированного бюджета, а также выявления наиболее значительных проблем поступления доходов в консолидированный бюджет.

Я считаю выбранную тему актуальной, так как на основе анализа консолидированного бюджета можно судить о финансовой ситуации в стране в целом.

1. Консолидированный бюджет РФ

1. 1. Понятие консолидированного бюджета и его использование.

Понятие "консолидированный бюджет" впервые введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 10 октября 1991г. №1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". В ст. 8 этого Закона было ска-зано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной клас-сификации и документации, но и представлением необходи-мой статистической и бюджетной информации для составле-ния консолидированных бюджетов.

В современных условиях правовой основой консолидиро-ванного бюджета является БК РФ.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей террито-рии (консолидированный бюджет субъекта Федерации, кон-солидированный бюджет Российской Федерации, консолиди-рованный бюджет муниципального района). 1

Рис. 1. Консолидированный бюджет РФ 2

Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза осуществляет Министерство финансов РФ.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Федерации и муниципальных районов не подле-жат утверждению. Они являются в первую очередь статисти-ческим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные показатели по доходам и расходам бюдже-тов бюджетной системы.

Показатели консолидированных бюджетов используют:

● для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов;

● при разработке прогнозов экономического и социаль-ного развития государства, регионов, субъектов Федерации;

● при финансовом планировании, состоянии балансов при разработке планов доходов и расходов бюджетов;

● при разработке нормативов отчислений от регулирую-щих налогов в бюджеты субъектов Федерации;

● для определения степени централизации финансовых ресурсов, отражаемых в федеральном бюджете государства. 3

      1.2. Состав и структура консолидированного бюджета РФ

Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ:

Федеральный бюджет РФ

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов)

Региональных внебюджетных фондов

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Местные бюджеты

Муниципальные внебюджетные фонды

В настоящее время консолидированный бюджет Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет рес-публик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюд-жетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюд-жет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных ок-ругов и около 29 тыс. местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты);

Следует отметить, что в состав федерального и территориаль-ных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) вхо-дят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства ми-нерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресур-сов и др.

Бюджеты, входящие в консолидированный бюджет Российской Феде-рации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюд-жеты субъектов Российской Федерации не включаются в феде-ральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональ-ные бюджеты.

Рассмотрим каждый из трех уровней консолидированного бюджета в отдельности. 4

1.2.1 Федеральный бюджет

Федеральный бюджет - ведущее звено консолидированного бюджета, в котором объединены основ-ные финансовые категории (налоги, государственный кре-дит, государственные расходы). Федеральный бюджет явля-ется основным финансовым планом государства на финансо-вый год, имеющий силу закона после его утверждения Фе-деральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования цен-трализованного фонда денежных средств Российской Феде-рации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления оборонос-пособности государства. На долю федерального бюджета при-ходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств меж-ду отраслями народного хозяйства, производственной и не-производственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизвод-ственной сфер.

Средства федерального бюджета выступают важным фи-нансовым источником капитальных вложений в основные фон-ды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления оборо-носпособности. Усиливается экономическое воздействие феде-рального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финан-сируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

В последние годы роль и значение государства возрас-тают, увеличиваются и затраты на содержание государствен-ных органов управления. Это связано с изменением содер-жания и расширением функций государства и органов управ-ления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конститу-ционного Суда и др.).

Право Российской Федерации на самостоятельный фе-деральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Законодательно дано право устанавливать налоги, сбо-ры, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правитель-ство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы испол-нительной власти (министерства, государственные комите-ты, ведомства и др.).

Для финансового обеспечения общегосударственных ме-роприятий в Российской Федерации формируется централи-зованный финансовый(денежный) фонд - федеральный бюд-жет РФ, что закреплено в Конституции Российской Феде-рации.

В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: "В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития".

Через федеральный бюджет осуществляется распреде-ление и перераспределение внутреннего валового продукта п созданного национального дохода страны между отрасля-ми народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, об-разования, обороноспособности и т. д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уро-вень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Фе-деральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год. 5

1.2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

Региональными бюджетами являются бюджеты нацио-нально-государственных и административно-территориальных образований - республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В БК РФ бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования фонда де-нежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджетный фонд субъекта Федерации является государственной собственностью.

Региональные бюджеты - составная часть финансовой системы Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе Российской Фе-дерации, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт-Пе-тербурга; бюджеты 10 автономных округов.

В последние годы роль региональных и местных бюдже-тов возрастает, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти в соответствии с законодательством РФ.

Роль региональных бюджетов субъектов Российской Фе-дерации в экономическом и социальном развитии заключает-ся в следующем.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюд-жетах регионов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базудля реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в чем и заключается главная рель региональных бюджетов. Посредством бюджетов обра-зуются денежные фонды административно-территориаль-ного образования, которые обеспечивают выполнение за-дач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Фе-дерации.

Во-вторых, формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйствен-ную самостоятельностьв расходовании средств на социаль-но-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомер-ное развитие образовательных, медицинских учреждений, организаций культуры и искусства, жилищного фонда и до-рожного хозяйства.

В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуще-ствляется выравнивание уровнейэкономического и социаль-ного развития территорий. С этой целью формируются и ре-ализуются региональные программы экономического и соци-ального развития регионов по благоустройству сел и горо-дов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреж-дений культуры и др.

Понятие "консолидированный бюджет Российской Федерации" было введено в Закон в связи с упразднением госбюджета. Закон указывает на то, что единство системы обеспечивается не только целостностью документации, классификации и правовой базы, но и посредством представления необходимых статистических и учетных сведений.

Консолидированный основывается на статье 16 Бюджетного Кодекса. Составление и разработку его прогноза Кодекс возлагает на Минфин страны.

Консолидированный бюджет представляет собой свод расходно-доходных статей всех уровней на определенной территории (в пределах страны, субъекта). Он не подлежит утверждению. Консолидированный бюджет, главным образом, является статистическим сводом. Он отражает показатели, которые, в свою очередь, характеризуют агрегированные величины по расходным и доходным статьям.

Консолидированный бюджет применяется для проведения анализа возникновения доходов и применения бюджетов регионов и страны в целом. Показатели, которые отражены в нем, используются при и экономического развития страны, субъектов или областей, при разработке нормативных отчислений от налогов. Величины применяются и для выявления уровня ресурсов, которые отражаются в расходно-доходных государственных статьях.

В связи с тем, что консолидированный бюджет не подвергается утверждению представительным (законодательным) органом правительственной власти, юридическим документом он не является. Вместе с этим он выполняет задачу по объединению соответствующих показателей. Величина консолидированного бюджета в каждом конкретном случае устанавливается при помощи расчетов.

Необходимо отметить, что данный учетный документ достаточно широко применяется при планировании и анализе главных пропорций и показателей системы. В частности, удельный вес, который имеет бюджет в ВВП, позволяет представить масштаб перераспределения. Структура расходной и доходной части указывает на основные источники и субъекты образования прибыльной базы системы, а также на приоритетные направления государственных издержек.

В бюджетной практике России разделяют следующие виды консолидированных бюджетов:

  1. Расходно-доходные государственные статьи (в том числе федеральные,
  2. Бюджет субъекта РФ (республики, округа, Санкт-Петербурга, края, области, автономной области, Москвы). В него входят статьи расходов и доходов самого субъекта и муниципальных формирований, расположенных на его территории.
  3. Бюджет города (краевого, республиканского, областного, окружного подчинения). В него входят расходно-доходные статья города и его районов.
  4. Бюджет района. Он содержит расходно-доходные статьи поселковые, сельские, городов, находящихся в районном подчинении.

Необходимо отметить, что без осуществления расчета величин консолидированных бюджетов невозможно осуществлять финансовое планирование. В доходной используют данные о налогах на добавленную стоимость, имущество, внешнюю торговлю, акцизы, средства целевых фондов и прочее.

В расходной части включены издержки на социальные, культурные и иные мероприятия, финансирование которых может осуществляться за счет бюджета. В эту же категорию входят траты на госинвестиции, дотации, затраты на оборону, науку, содержание органов правопорядка, власти, прокуратуры, судов и прочего.

Показатели консолидированных бюджетов имеют особое значение при осуществлении перспективного планирования в целом. Кроме того, величины применяются при расчетах, характеризующих разные типы обеспеченности граждан государства и его территорий.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ - это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации и бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС.

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.

21 Основы планирования и финансирования расходов.

Планирование бюджетных расходов осуществляется на этапе составления проекта бюджета органами исполнительной власти. При рассмотрении законопроекта органом представительной власти в него вносятся корректировки. Исходным пунктом бюджетного планирования является определение объема доходов, который поступит в бюджет в очередном году. В краткосрочном периоде доходы более инерционны, чем расходы. Если расходы полностью подконтрольны государству, то большинство доходных статей зависит от внешних условий, на которые государство может влиять лишь опосредованно. К таким условиям относятся объем ВВП, темпы экономического роста, размер налоговой базы. В сфере прямого государственного регулирования находятся ставки налогов, порядок и условия их взимания. Однако, возможности их оперативного изменения также ограничены, поскольку это требует законодательной процедуры. Именно поэтому при рассмотрении проекта закона о бюджете в Государственной Думе на первом этапе рассматривается общий объем доходов и расходов бюджета, а затем - распределение расходов по отдельным статьям.

Для того, чтобы обеспечить реализацию стратегических целей государства, план бюджетных расходов на очередной год должен составляться как часть более долгосрочной программы и обязательно учитывать ее приоритеты. С этой целью одновременно с составлением проекта бюджета на очередной год Министерством финансов разрабатывается перспективный финансовый план - среднесрочный документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Он составляется на три года, из которых первый год - это тот год, на который составляется бюджет; а два последующих года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты экономической политики правительства. Основой для формирования перспективного финансового плана является среднесрочный (на 3-5 лет) прогноз социально-экономического развития страны, региона или муниципального образования, а также бюджет на текущий год. В отличие от бюджета, финансовый план законодательно не утверждается. Его задача - быть ориентиром при выработке финансово-бюджетной политики, обеспечивать комплексность прогнозирования финансовых последствий реформ, программ и законов с учетом долгосрочных тенденций развития страны.

При планировании структуры бюджетных расходов на очередной год первым шагом является их распределение по статьям функциональной классификации . Напомним, что данная классификация отражает направление финансов на выполнение основных функций государства. С аналитической точки зрения она представляет наибольший интерес, поскольку определяет приоритеты государственной политики, отражает цели и потребности, которые должны обеспечить государственные расходы. Составление функциональной структуры расходов, в связи с особой значимостью, не может быть полностью передано исполнительной власти. В этом процессе обязательно участие представительных органов власти, которые обеспечивают учет общественных предпочтений при разработке бюджета. Утверждение функциональной классификации расходов является предметом второго и третьего чтения законопроекта в Государственной Думе. Это технически сложный и конфликтный процесс, связанный с внесением в закон большого числа поправок.

Каждая статья функциональной классификации расходов должна иметь одного или нескольких исполнителей. Поэтому следующим этапом планирования расходов должно быть распределение ассигнований по прямым получателям бюджетных средств, или ведомственная структура. Структура расходов по ведомственной классификации является самым объемным приложением к закону о федеральном бюджете, в законе о федеральном бюджете на 2003 год она утверждена как приложение 7. Эта классификация является многоуровневой. Первый ее уровень - перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Второй уровень представляет классификацию целевых статей расходов, он отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов. Третий уровень - классификация видов расходов; он детализирует направление финансирования по целевым статьям

Определение ведомственной структуры в большей степени, чем функциональная классификация, находится в ведении исполнительной власти. Задачей правительства является распределение средств между подчиненными ему министерствами, ведомствами и другими учреждениями, чтобы наиболее эффективно обеспечить выполнение тех приоритетов, которые закреплены в функциональной классификации. По представлению главных распорядителей средств бюджета правительство может вносить изменения в структуру расходов в ходе исполнения бюджета. Эти полномочия закрепляются за ним бюджетным законодательством, в том числе и законом о бюджете на очередной год.

Составленный прогноз предельных объемов бюджетного финансирования направляется Министерством финансов главным распорядителям средств федерального бюджета. На этой основе каждый бюджетополучатель составляет смету своих расходов. Смета является финансовым планом бюджетного учреждения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетные учреждения имеют право расходовать бюджетные средства исключительно на следующие цели:

оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Сведение смет всех бюджетополучателей в рамках одного бюджета, которое осуществляет Министерство финансов, дает экономическую структуру расходов. Экономическая классификация предусматривает деление расходов на две большие группы - текущие и капитальные.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).

Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Она включает статьи расходов, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд.

В структуре расходов государственного бюджета могут предусматриваться так называемые защищенные статьи . Это статьи расходов, объем финансирования по которым не может быть сокращен в процессе утверждения или исполнения бюджета. Такие расходы возникают в результате принятия законодательных актов, предполагающих осуществление бюджетных расходов, таких как законы о предоставлении льгот или социальных пособий определенным категориям граждан. Наибольшую актуальность данная проблема имеет для федеративных государств, в которых на вышестоящем уровне могут приниматься законы, предполагающие дополнительные расходные обязательства нижестоящих бюджетов. Наличие защищенных статей бюджета ограничивает свободу действий органов власти при выработке государственной политики. Доля защищенных статей в структуре бюджета не должна быть высокой, принятие любого законодательного акта в этой области должно сопровождаться оценкой возникающих расходных обязательств, их целесообразности и соответствия имеющимся финансовым ресурсам.

В условиях федеративного государства важное значение имеет распределение расходов по уровням бюджетной системы. Исходным его пунктом является разграничение предметов ведения федерального центра и регионов, закрепленное в Конституции. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, другие расходы на общегосударственное управление;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, конверсия оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга РФ;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

федеральная инвестиционная программа;

обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

финансовая поддержка субъектов РФ;

официальный статистический учет; а также некоторые другие виды расходов.

Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации -- это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

  • 1. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.
  • 2. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т. е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.
  • 3. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.
  • 4. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

5. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

Объем консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г., состав его показателей характеризуют данные табл. 4.1.

Таблица 4.1. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г. (в ценах 1997 г.)

Статьи дохода

млрд. руб.

  • 1. Налоговые доходы
  • 1.1. Налог на прибыль
  • 1.2. Подоходный налог с физических лиц
  • 1.3. Налог на добавленную стоимость
  • 1.4. Акцизы
  • 1.5. Налоги на имущество
  • 1.6. Платежи за использование природных ресурсов
  • 1.7. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
  • 1.8. Прочие налоги, сборы и пошлины
  • 2. Неналоговые доходы
  • 2.1. Доходы от государственной собственности или от деятельности
  • 2.2. Доходы от продажи принадлежавшего государству имущества
  • 2.3. Доходы от реализации государственных запасов
  • 2.4. Доходы от внешнеэкономической деятельности
  • 2.5. Прочие неналоговые доходы
  • 3. Безвозмездные перечисления
  • 4. Поступления от целевых бюджетных фондов

Итого доходов

  • 594105
  • 104870
  • 75235
  • 182812
  • 64407
  • 47743
  • 37174
  • 27177
  • 28791
  • 63950
  • 23427
  • 11584
  • 11933
  • 45065
  • 712635

Как следует из таблицы, в бюджетных доходах РФ главенствуют налоговые доходы (более 80%). Наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги -- налог на добавленную стоимость и акцизы (около 35%). Если к ним прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 40%.

Налоги, связанные с производством (налог на прибыль, доход, прирост капитала), относительно невелики и составляют примерно 15% всех бюджетных доходов. Даже если к ним прибавить налоги на имущество предприятии, то в совокупности эти доходы составляют не более 22%.

Главная причина превалирования в бюджете косвенных налогов -- резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечения в бюджет доходов за счет косвенного обложения.

Неналоговые доходы бюджета не превышают 10%. В их числе наиболее значительны поступления от целевых бюджетных фондов (6%) и доходы от продажи принадлежащего государству имущества (3%). Бывшие когда-то весомым источником доходы от внешнеэкономической деятельности составляют примерно лишь 1,5%.

Следует отметить, что в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизуется примерно 42--43% всех финансовых ресурсов, создаваемых в государстве.

Бюджетные расходы Российского государства можно проследить по данным табл. 4.2.

Таблица 4.2. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г. (в ценах 1997 г.)

Направление расходов

млрд. руб.

% к итогу

  • 1. Государственное управление
  • 2. Международная деятельность
  • 3. Национальная оборона
  • 4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
  • 5. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 6. Промышленность, энергетика и строительство
  • 7. Сельское хозяйство и рыболовство
  • 8. Охрана окружающей среды и природных ресурсов,

гидрометеорология, картография и геодезия

  • 9. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 10. Развитие рыночной инфраструктуры
  • 11. Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 12. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий
  • 13. Образование
  • 14. Культура и искусство
  • 15. Средства массовой информации
  • 16. Здравоохранение и физическая культура
  • 17. Социальная политика
  • 18. Обслуживание государственного долга
  • 19. Пополнение государственных запасов и резервов
  • 20. Прочие расходы
  • 21. Мобилизационная подготовка экономики
  • 22. Расходы целевых бюджетных фондов

Всего расходов

  • 29013
  • 81377
  • 59060
  • 11512
  • 50244
  • 31077
  • 23501
  • 112554
  • 112594
  • 13934
  • 77103
  • 63503
  • 41369
  • 67594
  • 36071
  • 839489

Как видим, 2/3 бюджетных ассигнований составляют непроизводительные расходы, в их числе расходы на управление и правоохранительную деятельность -- более 10%, оборону -- 10%, обслуживание государственного долга -- 5%, социально-культурные расходы -- более 30%.

Расходы же, связанные с развитием отраслей народного хозяйства, составляют 1/3 всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, в том числе на промышленность, энергетику и строительство направляется примерно 6%, сельское хозяйство и рыболовство -- 4%, транспорт, дорожное хозяйство, связь --3%, жилищно-коммунальное хозяйство -- 13%.

Все это свидетельствует о кризисе и снижении роли государства в экономическом процессе.



Похожие статьи