Финансовая система страны, ее сферы и звенья. Характеристика современной финансовой системы РФ. кредиты, предоставляемые международным организациям. Предварительный финансовый контроль осуществляют

Также можно сказать, что финансовая система - это совокуп­ность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централиз-ых и децентрализ-ых фондов ден-ых ср-тв гос-ва и п/п.

Финансовая система делится на 2 сферы общегос-ные фин-сы (централиз-ая сфера) и фин-ы субъектов хозяйство­вания (децентрализ-ая сфера).

Каждая сфера состоит из звеньев, т.е из ее элементов или состав­ляющих.

Сфера общегосударственных финансов состоит из следую­щих звеньев:

1.Федеральный бюджет; 2.Внебюджетные фонды; 3.Государственный кредит. 4.Финансы унитарных п/п

Федеральный бюджет России- основное звено бюджетной си­стемы РФ, в котором объединены основные фи­нансовые категории (налоги, государственный кредит, гос-­ные расходы). Федер-ый бюджет является основным финан-ым планом гос-ва на фин-ый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального зако­на. Именно федераль­ный бюджет яв-ся главным средством перераспределения нацио­нального дохода и валового внутреннего продукта, через него распределяются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования эко­номического развития страны, реализации соц-ой политики на территории России, укрепления обороны гос-ва. На долю федер-го бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производ­ственной и не производственной сферами, регионами страны.

Государственные внебюджетные фонды- фонды денежных средств, предназначенные для реализации кон­ституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основными(30%) : Пенсионный фонд РФ22%; ФСС(2,9); Федер-ый фонд обязат-о мед-го страхования(5,1); Ранее также функциониро­вал Государственный фонд занятости населения Российской Федера­ции; сейчас часть его функций исполняет Фе деральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).

Государственный кредит- совокупность экономических отно­шений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансо­вых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, Государственный кре­дит используется государством для решения различных задач: поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расхо­дов, увязки доходов и расходов; регулирование макро- и микроэко­номических процессов; воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Финансы унитарных предприятий. Цель деятельности уни­тарных предприятий - решение государственных задач на коммерче­ской основе. Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования. Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Сфера финансов субъектов хозяйствования состоит из сле­дующих звеньев:

1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах (Финансы предприятий - денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы.)

2) финансы некоммерческих организаций (некоммерческие организации создаются для достижения социаль­ных, благотворительных, образовательных, научных и управленче­ских целей и др,..

3) финансы общественных объединений (общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являют­ся вступительные и членские взносы. Примерами общественных объ­единений являются: I) профессиональные союзы (учителей,);2) политические партии;3) творческие союзы (художников, писателей, театральных деятелей);4) спортивные общества;

4) финансы домашних хозяйств (Финансы домашнего хозяйства - совокупность отношений по поводу создания и использования фон­дов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Существует также специфическая сфера- страхование. Стра­хование - особый вид экономических отношений, призванный обес­печить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей. Страхование имеет следующие звенья:

1) Социальное страхование - это система социальной защиты, задача которой- обеспечивать реализацию экономически активных граждан на материальное обеспечение в ста­рости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособ­ности, потери кормильца, безработицы;

2) Личное страхование- отрасль страхования, где объ­ект страхования имущественный интерес страхователя, связанный с жизнью, здоровьем, событиями в жизни отдельного че­ловека

3) Имущественное страхование- отрасль страхования, представ­ляющая собой совокупность видов страхования, направленных на защиту имущественных интересов,


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.



Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Российской Федерации.

2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

2.2 Федеральный бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

2.3 Внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый
уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

· Государственный фонд занятости населения РоссийскойФедерации, следовательно.

Например, Постановлением КМ РТ от 26.11.97 № 850 «О формировании департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами при Министерстве финансов Республики Татарстан» Министерство финансов РТ признано правопреемником Экологического фонда, Фонда НИОКР, Фонда воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых РТ, Республиканской больничной кассы, Фонда газификации, Фонда безопасности дорожного движения УГАИ МВД, Фонда приватизации РТ в связи с их консолидацией в республиканском бюджете РТ.

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

2.4 Государственный кредит

Государственный кредит - это часть государственных финансов.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с дру­гой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщи­ка, кредитора и гаранта.

Гарантом государство является тогда, когда оно берет на се­бя ответственность за погашение займов и выполнение других обяза­тельств, взятых на себя физическими или юридическими лицами. Это может осуществляться с целями поддержки монополий в конку­рентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструкции основных фондов отраслей, являющихся ключевыми для экономики, ускорения научно-технического прогресса, поддержания социально безопасного уровня занятости в народном хозяйстве.

В социальном плане государственный кредит может выступать как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Это может снижать потребление, замедлять формирование среднего класса. Кредиторы государства, которые имеют свободные денеж­ные средства, получают прибыль на вложенный капитал. При размещении займов на внешних рынках кредиторами выступают и получают дивиденды нерезиденты.

В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышлен­ности, конверсии производства, поддержки отечественных монополий на международных рынках.

В качестве подсистемы государственной финансовой системы кредит обеспечивает формирование и использование централизован­ных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные экономической и социальной зна­чимостью кредитуемого проекта (сельское хозяйство, малый бизнес, конверсия, выход на международные рынки и др.). Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что посредством кредита осуществляется формирование централизо­ванных денежных фондов государства. Положительное действие фи­скальной функции государственного кредита состоит в более равно­мерном распределении налогового бремени во времени.

Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Минимальная цена заемных средств на рынке к определяется ставкой рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга.

Таким образом государственный кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов. Уже поэтому логично считать, что государственный кредит имеет еще и регулирующую функцию.

Регулирующая функция государственного кредита охватывает состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.

При регулировании денежного обращения с использованием государственного кредита возможны следующие варианты:

1. абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц, а затем их используют для кредитования конкретных инвестиционных программ юридических лиц;

2. объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, пенсии и т.п.;

3. объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает деньги у юридических лиц, а затем направляет эти средства на выплаты населению и работникам бюджетной сферы.

Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость:

1) кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж (конкурентная борьба монополий на внешних рынках);

2) компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);

3) страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров (тем самым поощряя экспорт);

4) выдавая кредиты на развитие стратегических производств (обеспечение обороны и научно-технического прогресса экономики);

5) выдавая кредиты на развитие значимых социально производств (стабилизация социальной обстановки и создание благоприятного для бизнеса морального климата);

6) закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом (создание и сохранение рабочих мест);

7) выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, «связанные» условием закупки товаров у отечественных производителей (резидентов), что способствует созданию и сохранению рабочих мест.

Все это порождает условия для налоговых поступлений и их источников. И здесь особо эффективной может быть государственная гарантия.

Социальные последствия безинфляционного покрытия дефицита бюджета за счет выпуска и размещения на внутреннем рынке государ­ственных долговых ценных бумаг состоят в перераспределении финан­совых ресурсов от одних общественных классов к другим. Это связано с тем, что налоговое бремя, связанное с обслуживанием внутреннего долга, несут все. Доход же от кредитования государственных расходов в виде процентов поступает только той части юридических лиц и населения, которая является кредитором государства. Это может препятствовать развитию мелкого и среднего бизнеса, созданию среднего класса - гаранта западных демократий и одновременно способствует возрастанию социальной напряженности в государстве.

Государственный займ - это инструмент наполнения финансовых фондов, которым необходимо управлять.

Государственные займы можно классифицировать по различным признакам:

· по месту размещения: внутренние и внешние;

· по тому, кто размещает займ: размещаемые центральными и местными органами власти;

· по возможности реализации: рыночные (свободно покупаются и продаются) и нерыночные;

· в мировой практике по сроку погашения выделяют: кратко­срочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (со сроком погашения от 5 до 25 лет).

· по наличию заклада: закладные (например, под государ­ственные пакеты акций) и беззакладные;

· по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные, процент­ные, с нулевым купоном. Последние еще называют дисконтными. Дисконтные ценные бумаги продают ниже номинала, а погашают (оплачивают) по номиналу;

· по характеру получаемого дохода: с твердым доходом и с плавающим доходом, объявляемым заемщиком-государством в зависи­мости от политических, общеэкономических, финансовых обстоятельств;

· по возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового;

· по виду погашения: с единовременным погашением или с возможностью погашения по частям.

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Управление государственным кредитом в широком смыс­ле - это формирование одного из элементов финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Оно должно соответствовать целям и критери­ям и является частью государственной финансовой политики.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

К задачам финансового маркетинга рынка государственных ценных бумаг могут быть отнесены:

· оценка емкости различных сегментов рынка;

· определение привлекательных для инвесторов и выгодных го­сударству условий размещения ценных бумаг;

· оценка возможности достижения поставленных перед эмисси­ей целей и определение наиболее выгодных (оптимальных) для го­сударства условий размещения ценных бумаг;

· позиционирование (определение выигрышных отличий одной ценной бумаги от другой) для государства и инвесторов;

· установление перечня жестких правовых ограничений на возможные действия мошенников, хакеров (при электронных операциях к ценными бумагами), недобросовестных приобретателей ценных бумаг и других злоумышленников;

· проведение маркетинговых мысленных и рыночных эксперимен­тов по размещению пробных эмиссий новых ценных бумаг и другое.

Задачи управления государственным кредитом включают:

· поддержание баланса между кредиторами и государством, государством и получателями финансовых ресурсов, различными слоями населения, которых затрагивает конкретная акция государ­ственного кредита;

· организацию размещения ценных бумаг и выплат дивидендов;

· мониторинг рынка и недопущение существенного превышения предложения над спросом на рынке государственных ценных бумаг;

· регулирование колебания курсов государственных ценных бумаг;

· минимизацию стоимости технического обслуживания долга;

· мотивирование и управление персоналом, обслуживающим го­сударственный кредит;

· экономическое и административное управление, мотивирование активности дилеров по размещению этих бумаг и др.

· В зависимости от целей, инструментов, методов осуществле­ния государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.

2.5 Фонды страхования

Осуществление страхования по защите имущественных интересов, предупреждению и возмещению материального ущерба происходит за счет средств страхового фонда. Страховой фонд создается в форме резерва материальных или денежных средств. Его экономическая природа определяется отношениями производства и распределения материальных благ, а также объективно существующими противоречиями между человеком и природой. В страховом фонде реализуются коллективные и личные интересы членов общества, выражаются разносторонние экономические и социальные аспекты их жизнедеятельности.

В условиях рыночной экономики наиболее приемлемы следующие организационные формы страхового фонда:

· централизованный страховой (резервный) фонд формируется как в натуральной, так и в денежной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства. Создание общественных резервов в наибольшей степени связано с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением чрезвычайного ущерба (от стихийных бедствий, катастроф, крупных производственных аварий, экологических нарушений и т.п.) и в наименьшей степени - с факторами экономической несбалансированности и бесхозяйственности;

· фонд самострахования создается в децентрализованном порядке каждым самостоятельно хозяйствующим субъектом.

В сельскохозяйственном производстве через механизм самострахования образуются семенные, продовольственные, фуражные и другие натуральные фонды, предназначенные для покрытия различных убытков и частичного возмещения ущерба от стихийных бедствий.

Для свободных предпринимателей, коммерческих структур объективно возникает потребность в создании фонда риска для осуществления деятельности в условиях неблагоприятной эконо­мической конъюнктуры. Предприятия как самостоятельные хо­зяйствующие субъекты несут имущественную ответственность по всем обязательствам и в соответствии с Законом «О предприятии и предпринимательской деятельности», Положением «Об акци­онерных обществах» обязаны создавать страховой резервный фонд на покрытие собственных потерь и убытков. Средства данного фонда используются в первую очередь на преодоление производственных срывов
и финансовых потерь. С позиций экономической целесообразности временно свободные средства резервного фонда должны
находиться в ликвидной форме (в виде депозитов в банках, акций,
финансовых обязательств и т.д.).

Страховой фонд страховщика создается непосредственно за
счет страховых взносов участников страхового процесса - страхователей: предприятий, учреждений, организаций и отдельных
граждан. Данный фонд выступает только в денежной форме и имеет строго целевой характер расходования средств (на возмещение ущерба и выплату страховых сумм в соответствии с правилами и условиями договора страхования).

Страховой фонд страховщика отличается значительной мобильностью, так как позволяет достигать высокой эффективности в
использования средств методом раскладки убытков на всех участников создания страхового фонда.

Для выполнения принятых страховых обязательств страховщик образует из полученных страховых взносов необходимые для
предстоящих выплат страховые резервы. Страховщик возлагает на себя большую ответственность за выполнение условий договора страхования, он должен гарантировать своевременное возмещение ущерба страхователю, а тот в свою очередь должен быть уверен в надежности, платежеспособности страховщика. Обеспечение финансовой устойчивости страховых операций возможно лишь при наличии у страховой организации определенных резервных фондов.

В основе функционирования страховых фондов лежат следующие принципы: комплектность, многообразие организационных форм, учет экономических интересов всех участников страхового процесса. Через механизм формирования страховых фондов появляются дополнительные стимулы к накоплению денежного капитала, расширению страховых операций, созданию эффективного рынка страховых услуг.

2.6 Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы предприятий имеют определенный иерархический уро­вень и составляют основу финансовой системы страны. Это децент­рализованные финансы.

Гражданский кодекс (ГК) РФ признает юридическим лицом организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуще­ственные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ГК РФ установлено, что самостоятельный баланс или смета необходимы для юридического лица.

Представляется возможным назвать финансами предприятий замкнутые перераспределительные отношения между подразделения­ми и видами деятельности одного юридического лица с определен­ной целью или некоторым множеством целей (адаптации к измене­нию рыночной среды, обеспечения конкурентных преимуществ, уско­рения научно-технического прогресса, гармонизации отношений в коллективе и др.) в реальных условиях функционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц.

В условиях рынка финансы субъектов хозяйствования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.).

Известна точка зрения, что финансовые отношения возникают при распределении выручки предприятий. Приверженцы этого подхода считают, что финансы предприятий опосредуют процессы деления выручки на составные части, имеющие специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, других затрат.

Основными группами затрат, образующих себестоимость продукции (работ, услуг) являются: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

Прибыль от реализации продукции - это разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов) и затратами на ее производство и реализацию.

Предприятие может иметь и другие виды прибыли:

· прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия;

· доходы от внереализационных операций.

В состав доходов от внереализационных операций включаются:

· доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях;

· доходы от сдачи имущества в аренду;

· доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

· суммы, полученные в виде экономических санкций и в возмещение убытков;

· другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.

Балансовая прибыль - это совокупность прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества, доходов от вне реализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по ним.

Прибыль является главной формой денежных накоплений предприятий.

Прибыль - важнейший источник расширения и модернизации основных фондов предприятий, прироста собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, обеспечения социальных потребностей. Прибыль - важнейший источник доходов всех уровней бюджетной системы.

Факторами роста прибыли являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, улучшение ас­сортимента и качества продукции.

Государством установлены основополагающие принципы рас­пределения прибыли и очередность:

· выполнения обязательств по оплате труда;

· выполнения финансовых обязательств перед государством;

· стимулирования разработки новых товаров, конкурентоспособ­ных на международных рынках;

· развития производства, капитальных вложений, в том числе за счет предоставления налоговых льгот.

Состав налогов и процентные ставки налогов устанавливают Налоговый кодекс и другие нормативные документы.

Чистая прибыль предприятий - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты налогов.

При финансовом менеджменте на базе прибыли предприятие может создавать фонды, исходя из производственной целесообразно­сти. При этом руководствуются принципами:

1) использования всей чистой прибыли или ее части;

2) отражения операций по финансированию работ и затрат, не включаемых в себестоимость, по мере их возникновения как исполь­зование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (внефондовые финансовые отношения), без формирования специальных фондов для их финансирования;

3) создания специальных фондов (фонда накопления, фонда потребления) как за счет прибыли предприятий, так и за счет средств, полученных из других источников (безвозмездные пожертво­вания, средства бюджета, средства централизованных фондов выше­стоящих организаций и добровольных объединений).

Фонд накопления используется на приобретение и строи­тельство основных средств производственного и непроизводственного назначения; уплату процентов за пользование банковским кредитом сверх ставок, установленных законодательством; финансирование НИОКР; расходы по уплате штрафных санкций; частично на подго­товку и переподготовку кадров.

Фонд потребления используется на выплату дивидендов, благотворительность, на оказание материальной помощи, выплату надбавок пенсиям, а также премий, не связанных с производственными результатами, на оплату медикаментов, путевок для работников членов их семей.

Первоначальное формирование производственных фондов происходит за счет Уставного капитала.

Уставный капитал - это совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Источниками формирования Уставного капитала могут выступать:

Бюджетные ассигнования;

Средства централизованных фондов и резервов финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, ведомств;

Акционерный капитал;

Вклады других предприятий и др.

Производственные фонды - это совокупность основных и оборотных фондов. Кругооборот этих фондов имеет различный ха­рактер. Разница в характере кругооборота основных и оборотных средств порождает различия в составе денежных фондов, обеспечивающих этот кругооборот, порядке их образования и использования.

Основные фонды включают строения и оборудование, которое многократно ис

Финансовая система это совокупность всех входящих в финансы государства звеньев в их взаимосвязи.

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам.

Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы РФ оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение РФ в целом.

Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в экономике РФ занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

Каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы общественных организаций; финансы обороны страны и др.

В зависимости от формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

1) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности;

2) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на коллективной собственности;

3) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на совместной собственности;

4) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на частной собственности;

5) финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на смешанных формах собственности.

В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

Еще по теме 2.2.1.Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев фи­нансовых отношений.:

  1. 2. Характеристика основных сфер и звеньев финансовой системы

Финансы домохозяйств составляют самостоятельную сферу финансовой системы. До недавнего времени в отечественной литературе отрицалось существование такой сферы как финансы домохозяйств, была распространена точка зрения, что денежные отношения у граждан не имеют финансовой природы. Однако и мировая финансовая наука давно признала факт существования финансов домохозяйств, и практика хозяйствования в Российской Федерации продиктовала необходимость выделения и изучения этой части финансовой системы.

Финансы организаций является важной составной частью финансовой системы, в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы организаций при всем своем многообразии опосредуют процесс производства товаров и оказания услуг, обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения.

Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов организаций осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта , который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

В каждом обществе есть организации, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Получение и максимизация прибыли – важнейший двигательный мотив развития экономики, производства товаров, оказания услуг. И в любой финансовой системе будет присутствовать звено «финансов коммерческих организаций» , которые будут включать финансовые отношения внутри коммерческих организаций по распределению полученной стоимости, коммерческих организаций с другими коммерческими организациями, с собственниками организаций, с работниками по стимулированию их труда, с государством по уплате организациями налогов и страховых взносов. Все финансовые отношения в этом звене финансовой системы будут подчинены основной цели – получению прибыли, ее максимизации и сохранению места на рынке организации. Эта цель будет оказывать влияние и на используемые формы и методы формирования финансовых ресурсов, и на специфику управления финансами, и на особенности финансового планирования и контроля.

Однако помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Организации, осуществляющие такую деятельность, как правило, не преследует получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы лишь для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации. Это звено финансовой системы будет называться «финансами некоммерческих организаций». В этом звене финансовой системы будут присутствовать финансовые отношения с государством не только в виде налоговых отношений, но и в виде бюджетного финансирования в различных формах. Этому звену, в отличие от финансов коммерческих организаций, будет присуще в составе доходов иметь такой специфический вид финансовых ресурсов, как благотворительные взносы, так как благотворительность прежде всего направлена на поддержание здравоохранения, образования, культуры, искусства. Эта специфика накладывает отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций, на формы и методы их формирования и использования, на специфику финансового планирования, особенности осуществления финансового контроля.


Таким образом, внутри сферы финансов организаций выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов . Сфера финансов субъектов хозяйствования будет подразделяться на следующие звенья: финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций.

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием государства и соответствующих органов власти. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы, необходимые для их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому еще одной составной частью финансовой системы является сфера «государственные и муниципальные финансы», посредством которых образуются финансовые ресурсы у органов государственной власти и местного самоуправления. Очевидно, что формирование и использование финансовых ресурсов государства будет проходить с использованием других форм, методов. У государства будут иные доходы, расходы, финансовые фонды, отличные от тех, которые необходимы организациям или домохозяйствам. И прежде всего, ни одно государство не может существовать без бюджетных отношений, в процессе функционирования которых формируются и используются бюджеты, в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций; бюджеты всегда имеет многоцелевое назначение. Уровни, виды бюджетов, их названия будут определяться государственным устройством, особенностями функционирования местного самоуправления и другими факторами. Кроме того, в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются финансовые фонды, как правило, узкоцелевого назначения, используемые в качестве дополнительного источника финансирования некоторых расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами , создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов - социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Иногда и в составе бюджетов некоторых стран часть финансовых ресурсов обособляется и принимает форму целевых бюджетных фондов внутри бюджетов. Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты и внебюджетные фонды.

Рисунок Сферы и звенья финансовой системы

Учитывая все вышеизложенное, можно дать следующее определение финансовой системы: финансовая система - это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Финансовая система страны, ее сферы и звенья. Характеристика современной финансовой системы РФ.

Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими системами, и на практике эти взаимосвязи имеют важное значение.

Под финансовой системой в широком смысле слова понимается совокупность финансовых отношений и финансовых институтов, в процессе функционирования которых формируются и используются государственные (публичные) финансы, финансы предприятий и финансы населения (домохозяйств).

Под финансовой системой в узком смысле слова понимается совокупность финансовых отношений и финансовых институтов, обеспечивающих формирование и использование государственных (публичных) финансов.

Следует отметить, что под термином «финансовая система» в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране, т.е. имеются два значения понятия «финансовая система».

Финансовые отношения в обществе, которые объединяются в группу с похожими свойствами, существуют объективно, поскольку порождены потребностями общества на определенной ступени его исторического развития. Вместе с тем на название сфер и звеньев финансовой системы отдельного государства, на ее состав, на наличие в ней тех или иных элементов финансовых отношений влияет государство, которое устанавливает так называемые организационно-правовые формы функционирования финансовых отношений. Государство в соответствующем законодательстве устанавливает конкретные их виды, определяет названия сфер и звеньев финансовой системы, осуществляет различные виды и методы регулирования, иногда устанавливает запреты на определенные виды финансовых отношений.

Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы :

· наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;

· функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей, хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и ду­ховных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных);

· единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемые общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов эко­номических отношений, взаимосвязанностью их финансовых пла­нов и балансов.

Однако, это не исключает наличия общих черт:

· Все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД;

· Все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и их использовании;

Все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

В процессе выделения составных частей финансовых отношений необходимо найти верный классификационный признак их деления на структурные группы, подгруппы, в соответствии с научным критерием. Первым таким критерием является роль субъекта в общественном воспроизводстве, которая определяет способы организации финансов, наличие, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Именно в соответствии с ролью в общественном воспроизводстве у субъектов финансовых отношений имеются различия в потребностях в необходимых им финансовых ресурсах. Так, непосредственные участники общественного воспроизводства - организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары, занимаются оказанием различного рода услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства нужной суммой денежных средств. Для субъектов хозяйствования будут характерны финансовые отношения, обеспечивающие непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг: осуществление капитальных вложений, амортизационные отчисления, восполнение недостатка оборотных средств и др. Органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовые ресурсы необходимы для выполнения своих функций - экономической, социальной, политической, для финансирования конституционных прав граждан и др. И для этой группы финансовых отношений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления, будут характерны другие формы и методы организации финансов.

Таким образом, первым классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами финансовой системы, - финансы субъектов хозяйствования, а также государственные и муниципальные финансы.

Финансовые отношения в обществе, которые объединяются в группу с похожими свойствами, существуют объективно, поскольку порождены потребностями общества на определенной ступени его исторического развития. Вместе с тем на название сфер и звеньев финансовой системы отдельного государства, на ее состав, на наличие в ней тех или иных элементов финансовых отношений влияет государство, которое устанавливает так называемые организационно-правовые формы функционирования финансовых отношений. Государство в соответствующем законодательстве устанавливает конкретные их виды, определяет названия сфер и звеньев финансовой системы, осуществляет различные виды и методы регулирования, иногда устанавливает запреты на определенные виды финансовых отношений. Например, в бывшем Советском Союзе была запрещена предпринимательская деятельность граждан, поэтому в финансовой системе не присутствовали в качестве отдельного звена финансовые отношения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.



Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

Часть организаций в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации, как правило, не преследуют получения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации.

Кроме юридических лиц участниками товарного производства могут выступать и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей.

Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством. Специфика организационно-правовой формы также будет накладывать отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, образование тех или иных финансовых фондов. Так, в звене финансов коммерческих организаций организационно-правовая форма влияет на порядок формирования уставного капитала, на распределение прибыли между участниками, на степень финансовой ответственности перед другими субъектами, в некоторых коммерческих организациях нормативно-правовыми актами предусмотрено создание специальных финансовых фондов (например создание резервного фонда акционерными обществами).

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на организацию финансов, например, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п.

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их управлению.

В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательством. Более того, поскольку именно бюджетные учреждения обеспечивают потребности населения в социальных услугах, в некоторых учебниках особенности организации финансов бюджетных учреждений, ввиду их специфики, рассматриваются вместе с общими вопросами функционирования государственных финансов и финансирования социальной политики государства. Тем не менее финансы бюджетных учреждений входят в состав финансов субъектов хозяйствования, поскольку при их создании и функционировании по аналогии с унитарными предприятиями происходит обособление имущества и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного учреждения правом распоряжения этим имуществом (правом оперативного управления).

Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане Российской Федерации получили право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В настоящее время индивидуальными предпринимателями могут выступать юристы, врачи, детективы, фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли, и т.д. Их финансовые отношения специфичны, поскольку в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их личные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов. Конституция Российской Федерации, а также Федеральные законы от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 25.09.1997 № 126- З «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» провозгласили принцип самостоятельности местного самоуправления.

В общем виде финансовая система представлена на рис 1.2. Она определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений. Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Как выражение народовластия местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ. Вследствие этих изменений рассматриваемая сфера финансовых отношений стала называться «государственные и муниципальные финансы», что подчеркивает самостоятельность последних Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.

Любые органы государственной власти и местного самоуправления не могут существовать без формирования и использования соответствующих бюджетов, в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций. При этом бюджеты всегда имеют многоцелевое назначение. Кроме того, в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются другие финансовые фонды, как правило, узкоцелевые, используемые в качестве дополнительного источника финансирования тех или иных расходов. Такие фонды образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами, создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов - социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий. Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.

В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и местные бюджеты.

Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджетных отношений.

Различия в статусе разных субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей и т.д.), определенных Конституцией Российской Федерации, определяют различные виды видов бюджетов субъектов РФ. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе России, краевые бюджеты, областные бюджеты, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. В настоящее время в результате объединения ряда субъектов РФ общее количество бюджетов субъектов Федерации составляет 83.

Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации - местные бюджеты. В связи с введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего двухзвенную структуру муниципальных образований, изменилась и структура бюджетной системы Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации функционирует два звена местных бюджетов: первое звено - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; второе звено - бюджеты городских и сельских поселений.

Введенный в действие Бюджетный кодекс РФ внес существенные изменения, касающиеся состава внебюджетных фондов, механизма их формирования и использования. Так, в настоящее время в России функционируют только Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, средства которых используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения.

Группировка финансовых отношений по сферам и звеньям финансовой системы не остается неизменной, претерпевая изменения под влиянием революционных преобразований, появления новых видов собственности. По мере развития экономики, изменения форм финансовых связей внутри страны и на международной арене, совершенствования методов хозяйствования в обществе также могут появляться новые виды финансовых взаимосвязей. Несмотря на то, что финансовая система - это совокупность объективно существующих финансовых отношений, тем не менее, на состав ее сфер влияют степень развития этих отношений в обществе и развитие научных взглядов по вопросам сущности финансов. Так, в составе финансовой системы СССР в качестве одной из сфер выделялось страхование. Это объяснялось тем, что в тот период страхование рассматривалось в составе финансов как экономической категории. С развитием рыночных отношений в стране развивались и сами страховые отношения, усилилась потребность в страховании в качестве метода страховой защиты имущества и доходов физических и юридических лиц, появились новые виды страхования, произошла демонополизация страхового дела. Поэтому нами поддерживается та точка зрения, что страхование рассматривается в качестве самостоятельной экономической катеории, несмотря на тесную связь финансовых и страховых отношений, и не включается в состав финансовой системы Российской Федерации.

Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами - при уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между организациями существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций, к которым относятся, например, уплата штрафов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т. п.

Государственные и муниципальные финансы как сфера финансовой системы также характеризуются тесным взаимодействием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Так, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета в бюджеты внебюджетных фондов на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств бюджетов внебюджетных фондов на покупку государственных ценных бумаг и др. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ресурсы последних формируются в основном за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования - при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом - при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами - при передаче некоторых средств одним фондом другому.

Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, наличии и организационном построении финансовых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и звеньях финансовой системы.



Похожие статьи