Кто был освобожден от подушной подати 1721. Введение подушной подати

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - пря-мой лич-ный на-лог.

Взи-ма-лась в Древ-нем Ри-ме в пе-ри-од рес-пуб-ли-ки и прин-ци-па-та с жи-те-лей рим-ских про-вин-ций, а в эпо-ху до-ми-на-та, пос-ле про-ве-де-ния все-об-щей пе-ре-пи-си на-се-ле-ния 289-290 годов, - со всех городских жи-те-лей. В сред-ние ве-ка и Но-вое вре-мя су-щест-во-ва-ла в Западной Ев-ро-пе: пе-рио-ди-чес-ки вво-ди-лась в Анг-лии в XIV и XVI века; в ви-де ка-пи-та-ции (от латинского caput - го-ло-ва) взи-ма-лась во Фран-ции в 1695-1699 годы и 1704 - конец XVIII века. Ана-лог подушной подати с не-му-суль-ман-ско-го на-се-ле-ния в Ха-ли-фа-те и Ос-ман-ской им-пе-рии - джи-зия. В Рос-сии сме-ни-ла сис-те-му под-вор-но-го об-ло-же-ния. Вве-де-на ца-рём Пет-ром I в Ев-ропейской Рос-сии и Си-бири Пла-ка-том о сбо-ре по-душ-ных де-нег от 26.6(7.7).1724 года с це-лью обес-пе-чить со-дер-жа-ние но-вой ре-гу-ляр-ной ар-мии; со вре-ме-нем бы-ла рас-про-стра-не-на на Сло-бод-скую (1765), Ле-во-бе-реж-ную (1783) и Пра-во-бе-реж-ную (1795) Ук-раи-ну, При-бал-ти-ку (1783), а так-же на вновь при-сое-ди-нён-ные тер-ри-то-рии.

Подушной податью бы-ли об-ло-же-ны все ка-те-го-рии кре-сть-ян (по-ме-щи-чьи, государственные, двор-цо-вые, мо-на-стыр-ские, позд-нее - удель-ные), по-сад-ские лю-ди, раз-но-чин-цы, а так-же од-но-двор-цы и дво-ро-вые лю-ди, ко-то-рые до вве-де-ния подушной подати не не-сли тяг-ла в поль-зу го-су-дар-ст-ва, с 1775 года - ме-щан-ст-во. От уп-ла-ты подушной подати бы-ли ос-во-бо-ж-де-ны дво-рян-ст-во, ду-хо-вен-ст-во , ка-за-чест-во, с 1775 года - фор-ми-ро-вав-ше-еся ку-пе-че-ст-во (за-ме-не-на сбо-ром с объ-яв-лен-но-го ка-пи-та-ла), с 1863 года - ме-щан-ст-во (кро-ме Си-би-ри; для не-го подушная подать за-ме-не-на на-ло-гом с городского не-дви-жи-мо-го иму-ще-ст-ва). Со-сло-вия, пла-тив-шие подушную подать, на-зы-ва-лись «по-дат-ны-ми» (около 90% от об-щей чис-лен-но-сти на-се-ле-ния в Ев-ропейской Рос-сии в середине XIX века).

Для под-го-тов-ки к вве-де-нию подушной подати по ука-зу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы про-из-ве-де-на пе-ре-пись на-се-ле-ния муж-ско-го по-ла, под-ле-жав-ше-го об-ло-же-нию (вы-яви-ла 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы - про-вер-ка её ре-зуль-та-тов (ре-ви-зия), ко-то-рая уч-ла 5,4 миллионов ре-виз-ских душ. Не-по-сред-ст-вен-ная от-вет-ст-вен-ность за взи-ма-ние подушной подати воз-ла-га-лась у государственных кре-сть-ян на об-щи-ну по прин-ци-пу кру-го-вой по-ру-ки, в по-ме-щичь-их име-ни-ях - на по-ме-щи-ка, в го-ро-дах - на ор-га-ны по-сад-ско-го (ме-щан-ско-го) са-мо-управ-ле-ния и городскую ад-ми-ни-ст-ра-цию. Ве-ли-чи-на подушной подати за-ко-ном ус-та-нав-ли-ва-лась в рав-ном раз-ме-ре с ка-ж-дой ре-виз-ской ду-ши, не-за-ви-си-мо от воз-рас-та, но об-щи-на и ме-щан-ское об-ще-ст-во осу-ще-ст-в-ля-ли рас-клад-ку подушной подати в со-от-вет-ст-вии с тяг-лы-ми воз-мож-но-стя-ми ка-ж-до-го дво-ра (хо-зяй-ст-ва); при рас-клад-ке по-да-ти в по-ме-щичь-их име-ни-ях, как пра-ви-ло, так-же учи-ты-ва-лось бла-го-сос-тоя-ние отдельных дво-ров. Об-щая сум-ма по-да-ти, ко-то-рую еже-год-но вы-пла-чи-ва-ли кре-сть-ян-ская об-щи-на или ме-щан-ское об-ще-ст-во, рас-счи-ты-ва-лась ис-хо-дя из за-фик-си-ро-ван-но-го фис-каль-ны-ми до-ку-мен-та-ми (ре-виз-ски-ми сказ-ка-ми) чис-ла ре-виз-ских душ и ос-та-ва-лась не-из-мен-ной вплоть до сле-дую-щей ре-ви-зии. Из-ме-не-ния, про-ис-хо-див-шие в ес-те-ст-вен-ном со-ста-ве на-се-ле-ния ме-ж-ду ре-ви-зия-ми, не учи-ты-ва-лись, в свя-зи с чем по-дат-ное об-ло-же-ние бы-ло не-рав-но-мер-ным. В ме-ст-но-стях, где в си-лу к.-л. при-чин на-се-ле-ние со-кра-ща-лось, по-дат-ная тя-го-та воз-рас-та-ла и, на-про-тив, умень-ша-лась там, где про-ис-хо-дил при-рост муж-ско-го на-се-ле-ния.

Пер-во-на-чаль-ный раз-мер подушной подати был ус-та-нов-лен пу-тём де-ле-ния сум-мы, не-об-хо-ди-мой для со-дер-жа-ния ар-мии, на чис-ло на-ло-го-пла-тель-щи-ков. В 1724 году подушная подать оп-ре-де-ле-на в 74 копейки. С 1725 года для кре-сть-ян подушная подать со-став-ля-ла 70 копеек, для по-дат-но-го городского на-се-ле-ния - 80 копеек (кро-ме это-го, по-ме-щи-чьи кре-сть-я-не пла-ти-ли об-рок или не-сли бар-щи-ну, государственные кре-сть-я-не и городское на-се-ле-ние бы-ли об-ло-же-ны до-пол-нительным об-роч-ным сбо-ром в поль-зу го-су-дар-ст-ва в раз-ме-ре 40 копеек с ре-виз-ской ду-ши). До 1782 года ста-ро-об-ряд-цы пла-ти-ли двой-ной по-душ-ный ок-лад (один шёл в до-ход го-су-дар-ст-ва, дру-гой по-сту-пал Русской пра-во-слав-ной церк-ви), по-ло-ви-ной по-душ-но-го ок-ла-да бы-ли об-ло-же-ны и жен-щи-ны в ста-ро-об-рядческих об-щи-нах (за ис-клю-че-ни-ем ста-ро-об-ряд-цев, ко-то-рые жи-ли в при-гра-нич-ной по-ло-се, что-бы не про-во-ци-ро-вать их бег-ст-во из стра-ны). В 1740-1750-е годы 70-ко-пе-еч-ный ок-лад не-од-но-крат-но сни-жал-ся на отдельные го-ды (от 3 до 17 копеек), в этот пе-ри-од пра-ви-тель-ст-во уве-ли-чи-ва-ло кос-вен-ные на-ло-ги (та-мо-жен-ные сбо-ры, по-сту-п-ле-ния от вин-ной мо-но-по-лии и другие). С начала 1760-х годов, ко-гда воз-мож-но-сти уси-ле-ния кос-вен-но-го на-ло-го-об-ло-же-ния бы-ли ис-чер-па-ны, подушная подать воз-рас-та-ла, к 1798 году со-ста-ви-ла 1 рубль 26 копеек для по-ме-щичь-их кре-сть-ян, 4 рубля 26 копеек для государственных кре-сть-ян и близ-ких к ним ка-те-го-рий и 2 рублей для ме-щан (вклю-чая об-роч-ный сбор). С учё-том па-де-ния кур-са ас-сиг-на-ций, боль-ших во-енных рас-хо-дов по-душ-ный ок-лад в 1810 году уве-ли-чен до 2 рублей для кре-сть-ян и до 5 рублей для ме-щан, к 1818 году - до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек со-от-вет-ст-вен-но. В 1839 году, с на-ча-лом де-неж-ной ре-фор-мы министерства фи-нан-сов Е.Ф. Кан-кри-на, по-душ-ный ок-лад пе-ре-ло-жен на се-реб-ро (для кре-сть-ян со-ста-вил 95 копеек, для ме-щан - 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он уве-ли-чен, но вме-сто урав-ни-тель-но-го об-ло-же-ния ре-виз-ских душ по-душ-ные ок-ла-ды бы-ли диф-фе-рен-ци-ро-ва-ны по отдельным ме-ст-но-стям, со-ста-вив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.

Вве-де-ние подушной подати при-ве-ло к зна-чительному рос-ту государственных до-хо-дов, по-ступ-ле-ния от неё со-став-ля-ли 54,1% государственных до-хо-дов в 1724, 52,7% - в 1749 году, 34,6% - в 1758 году, 57,1% - в 1785 году. В даль-ней-шем роль подушной подати сни-жа-лась за счёт рос-та кос-вен-ных на-ло-гов и вве-де-ния но-вых пря-мых на-ло-гов - с городских не-дви-жи-мых иму-ществ (1863), государственного по-зе-мель-но-го на-ло-га (1875). К 1881 году подушная подать со-став-ля-ла око-ло по-ло-ви-ны всех пря-мых на-ло-гов, а те, в свою оче-редь, да-ва-ли 18% государственных до-хо-дов.

Не-об-хо-ди-мость обес-пе-чить ис-прав-ную уп-ла-ту подушной подати ста-ла од-ной из при-чин вве-де-ния пас-порт-ной сис-те-мы. На про-тяже-нии всей ис-то-рии подушной подати её сбор со-про-во-ж-дал-ся зна-чительными не-до-бо-ра-ми. Так, к 1740-м году об-щая сум-ма не-дои-мок до-стигла 5 миллионов рублей. Вла-сти, с од-ной сторо-ны, не-од-но-крат-но пред-при-ни-ма-ли жё-ст-кие ме-ры по их взы-ска-нию, с дру-гой - пе-рио-ди-че-ски про-ща-ли их из-за не-воз-мож-но-сти взы-скать пол-но-стью по при-чи-не сла-бо-сти бю-ро-кра-тического ап-па-ра-та и ра-зо-ре-ния кре-сть-ян-ских хо-зяйств (осо-бен-но ха-рак-тер-но-го для 1-й половине XVIII века).

Со-глас-но Пла-ка-ту 1724 года, сбор подушной подати осу-ще-ст-в-лял-ся зем-ским ко-мис-са-ром (вы-би-рал-ся дво-ря-на-ми ди-ст-рик-тов - во-енно-администртивных ок-ру-гов) со-вме-ст-но со штаб-офи-це-ра-ми и под на-блю-де-ни-ем ко-ман-ди-ра пол-ка (в 1727-1730 годы зем-ские ко-мис-са-ры и штаб-офи-це-ры под-чи-ня-лись про-винциальным вое-во-дам). С 1736 года сбор был пе-ре-дан уезд-ной ад-ми-ни-ст-ра-ции, ко-то-рая со-би-ра-ла подушную подать при со-дей-ст-вии «офи-це-ров у по-душ-но-го сбо-ра». По-сле гу-берн-ской ре-фор-мы 1775 года им за-ни-ма-лись ка-зён-ные па-ла-ты. В XVIII веке сбо-ром подушной подати ве-да-ли как во-ен-ные (Во-ен-ная кол-ле-гия, Ге-не-раль-ный кригс-ко-мис-са-ри-ат), так и гра-ж-дан-ские (Ка-мер-кол-ле-гия и ряд других) центральные уч-ре-ж-де-ния под кон-тро-лем Се-на-та, в XIX веке - Министерство фи-нан-сов, а так-же МВД, ко-то-рое осу-ще-ст-в-ля-ло кон-троль за дея-тель-но-стью гу-берн-ско-го на-чаль-ст-ва по взы-ска-нию не-дои-мок.

Пра-ви-тель-ст-во не раз офи-ци-аль-но при-зна-ва-ло не-дос-тат-ки по-душ-ной сис-те-мы на-ло-го-об-ло-же-ния (1727, 1810, 1832). Ко-мис-сия для пе-ре-смот-ра сис-те-мы по-да-тей и сбо-ров при Министерстве фи-нан-сов в 1859 году при-шла к вы-во-ду, что «без со-вер-шен-ной от-ме-ны по-душ-ной сис-те-мы нель-зя дос-тиг-нуть су-ще-ст-вен-но-го улуч-ше-ния в уст-рой-ст-ве пря-мых по-да-тей». Подушная подать в Ев-ропейской Рос-сии по-сте-пен-но от-ме-не-на императором Алек-сан-дром III . По ука-зу от 18(30).5.1882 года пре-кра-ти-лось с началом 1883 года взи-ма-ние подушной подати с без-зе-мель-ных кре-сть-ян, бывших дво-ро-вых лю-дей и с кре-сть-ян, по-лу-чив-ших в хо-де кре-сть-ян-ской ре-фор-мы 1861 года зе-мель-ный на-дел в раз-ме-ре 1/4 от выс-шей нор-мы (так называемых кре-сть-ян-дар-ст-вен-ни-ков). За-ко-ном от 14(26).5.1883 года раз-мер подушной подати по-ни-жен, а для бывших фаб-рич-ных и за-вод-ских кре-сть-ян она от-ме-не-на. За-ко-ном от 28.5(9.6).1885 года взи-ма-ние подушной подати пре-кра-ще-но с началом 1886 года с боль-шин-ст-ва кре-сть-ян, а с началом 1887 года - со всех бывших по-дат-ных со-сло-вий, кро-ме жи-те-лей Си-би-ри, где подушная подать за-ко-ном от 18(30).1.1898 года уп-разд-не-на с началом 1899 года. От-ме-на подушной подати бы-ла ком-пен-си-ро-ва-на рос-том по-зе-мель-но-го на-ло-га, на-ло-га с городских не-дви-жи-мых иму-ществ, на-ло-гов за пра-во тор-гов-ли и про-мы-слов, уве-ли-че-ни-ем ак-ци-за со спир-та, а так-же об-роч-ной по-да-ти с бывших государственных кре-сть-ян с по-сле-дую-щим её пре-об-ра-зо-ва-ни-ем в вы-куп-ные пла-те-жи.

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года

(продолжение)

Но, заботясь об увеличении народного благосостояния , Петр I не мог выжидать, пока улучшение народного хозяйства естественным путем увеличит государственные доходы. Война требовала больших средств. Потребности государственной казны становились, таким образом, в коллизию с интересами народного хозяйства. Петр против желания был вынужден увеличивать доходы казны и все более эксплуатировал платежные силы народа, создавая новые налоги и строже взыскивая старые подати. Поэтому, несмотря на постоянные заботы Петра об увеличении народного благосостояния, экономическое положение народа очень терпело от финансовых мер правительства. По мнению податного народа, при Петре стало тяжелее жить: "Тягота на мир, рубли да полтины, да подводы". И по соображениям исследователей, при Петре подати были увеличены значительно. К увеличению податных тягостей присоединились злоупотребления администрации, взимавшей подати. Хотя Петр жестоко карал за эти злоупотребления, однако совсем прекратить их не мог. Народ от государственных тягот или уходил в казаки, или брел в пределы Польши, и побеги при Петре приняли большие размеры.

Но государственные доходы Петру I все-таки удалось значительно увеличить. Это было достигнуто путем увеличения косвенных налогов и реформы прямой подати. Что касается до косвенных налогов, то Петр не только не уменьшил старых платежей, но нашел еще и новые предметы обложения. После 1700 г. соляные промыслы, пчельники, рыбные ловли, мельницы стали оброчными статьями государственной казны. Система казенных монополий (например, питейной и табачной) процветала при Петре и была связана с системой откупов. Нуждаясь в средствах, Петр изобретал иногда странные, с нашей точки зрения, налоги: пошлиной были обложены бороды "бородачей", которые не желали бриться; пошлины брали с бань; очень высокую цену брали за дубовые гробы, продажа которых стала казенной монополией. Раскольники должны были нести двойной податный оклад; таким образом, не только реальные потребности, но и предметы нравственного порядка стали источником казенного дохода. При Петре была создана особенная должность "прибыльщиков", на обязанности которых лежало наблюдение за правильным поступлением в казну доходов и взыскание новых предметов обложения (из таких прибыльщиков особенно заметен Курбатов, впоследствии бывший Архангельским вице-губернатором: он предложил ввести гербовую бумагу). В 1710 г. у Петра явилась мысль даже об общем и постоянном подоходном налоге, не приведенная, однако, в дело. Косвенные налоги при Петре, насколько можно судить по некоторым данным, составляли больше половины доходов государства.

Другую половину (около 5 млн. руб.) доставляла прямая подушная подать. Ее установление мы уже рассмотрели. В первую податную ревизию было записано около 6 000 000 душ. Из них каждый помещичий крестьянин платил 70 коп. в год, крестьянин государственный – 114 коп., горожанин – 120 коп. По расчету (который можно произвести лишь приблизительно) подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами XVII в., сумму.

Благодаря своим финансовым мерам Петр увеличил значительно сумму государственного дохода. В самом конце XVII в. доходы государства немного превосходили 2 000 000 руб.; в 1710 г. казна получила 3 134 000 рублей. По исчислению 1722 г., доходы возросли уже до 7 850 000 руб., по исчислению же 1725 г. – до 10 186 000 руб. [Чтобы правильно понять соотношение этих цифр, надобно знать, что в первые годы XVIII в. Петр "испортил" монету – с целью увеличения правительственных средств. Ранее "ефимок" (талер) равнялся в среднем русской полтине; Петр из талера чеканил целый рубль (с надписью "монета новая" или "монета добрая" – "цена рубль"), а полтину чеканил в полталера. Таким образом, количество серебра в рубле уменьшилось вдвое, а соответственно понизилось и достоинство рубля.] Громадные дефициты первых лет XVI II в. уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах.

Рубль серебром с изображением Петра I, 1723

Итак, экономическая и финансовая политика Петра I привела к различным результатам. Руководимый мыслью улучшить обстановку и расширить сферу деятельности народного труда, Петр был поставлен в трудное положение: финансовые интересы страны прямо противоречили экономическим потребностям населения. Стараясь поднять экономическое благосостояние народа, Петр в то же время был вынужден сурово эксплуатировать его платежную способность. Военные и другие нужды государства требовали немедленного удовлетворения, немедленных и усиленных сборов, а экономическое положение народа можно было поднять лишь продолжительными усилиями. Вот почему Петр добился более осязательного результата в том, что требовало скорого решения, – в финансах; между тем как в деле экономических реформ он успел посеять только семена плодотворных начинаний и почти не видел их всходов, напротив, чувствовал, что его финансовые меры иногда еще более расстраивают то самое народное хозяйство, процветания которого он искренно и сильно желал.

При всех неудачах в этой сфере Петр сделал, однако, большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками; в XVII в. только смутно чувствовали необходимость экономической реформы и лишь немногие люди сознавали, по какому пути она должна идти. Петр сделал эту реформу одной из главных задач правительственной деятельности, ясно поставил вопрос и указал, где и как надо искать его разрешения. В этом его большая заслуга.

Дополнение

Подушная подать и итоги финансовой реформы Петра I (по лекциям В. О. Ключевского)

Подушная подать

Коренной переворот потерпело при Петре I прямое обложение. "Дворовое число" давно уже стало никуда не годным основанием обложения, а новая петровская канцелярия испортила его еще более. Распределять налоги по переписям 1710 и 1717 гг., показавшим большую убыль дворов против переписи 1678 г., было невыгодно. Правительственная статистика, оберегая казенный интерес, придумала остроумную комбинацию: в основу нового губернского деления 1719 г. она положила роспись дворового числа, составленную по переписям разных лет, выбирая из прежних переписей подходящие цифры. Получился блестящий результат: число тягловых дворов, по переписи 1678 г. не превышавшее 833 тысяч, теперь, после засвидетельствованной дважды убыли, перешагнуло за 900 тысяч даже без посадских дворов. Это статистическое дурачество тогдашней канцелярии лишало подворное обложение всякого практического смысла и заставляло искать другой окладной единицы, а переписи 1710 и 1717 гг. прямо на нее указывали, вскрыв любопытное явление, выясненное в упомянутой книге г. Милюкова: убыль дворов шла по местам одновременно с приростом населения. Средний состав тяглого двора сгущался и доходил до пяти с половиной мужских душ вместо обычных трех или четырех. При подворном обложении этот прирост для казны пропадал: оставалось перейти к поголовщине. Мысль о поголовной подати зародилась в московских финансовых умах еще во времена Софьина князя Голицына. Публицисты Петра I тоже ничего не придумали умнее головы мужского пола: этой окладной единицей они надеялись устранить разорительную неравномерность подворного обложения. С этой точки зрения ратовал за поголовный налог в интересе уравнительности обложения обер-фискал Нестеров еще в 1714 г.; за ним другие писали о пользе переложения подати с дворов "на персоны", или на семьи.

Петр был, кажется, довольно равнодушен к экономической и юридической выработке новой системы обложения; его больше занимала интендантская сторона дела - довольствие армии и флота. Он не понимал вопроса о согласовании военного расхода с платежными силами народа. На русского плательщика он смотрел самым жизнерадостным взглядом, предполагая в нем неистощимый запас всяких податных взносов. Прожектеры и прибыльщики писали ему, что его "низкие подданные" зело суть отягчены и, если больше будут отягчены, останется земля без людей, а он в 1717 г. пишет Сенату из Франции, что "и без великого отягощения людям денег сыскать мочно"; понадобятся деньги - прибавить временно пошлины на всякие промыслы, ввести "поголовщину по городам и иные сему подобные, от чего разоренья государству не будет", а где объявится растрата, "чтоб немедленная инквизиция была и экзекуция". Не задумываясь над сравнительными удобствами или неудобствами разных окладных единиц: двора, семьи, работника, души, предоставляя это Сенату, Петр видел в податном вопросе только два предмета: солдата, которого надо содержать, и крестьянина, который должен содержать солдата. В ноябре 1717 г., быв в Сенате, Петр I сам написал указ, изложенный тем летучим стилем, который поддавался только опытному экзегетическому чутью сенаторов: "Распорядить сухопутное войско и рекруты морские, кроме жалованья, и провиант на крестьян, скольких душ или дворов один, что удобнее будет, солдат и драгун и офицер по рангам кроме генералитета, применяяся к податям нынешним, ибо как сие положится, от прочих всех податей и работ свободны будут". Итак, все прямые налоги предполагалось заменить одним военным, подворным ли или подушным, все равно или еще не было решено; этот налог распределялся на крестьян по расчету стоимости содержания солдата, драгуна и офицера. Через несколько дней предпочтено было распределение по душам, "работным персонам", и Сенат , толкуя указ Петра, 26 ноября 1718 г. предписывал перечислить все сельское пахотное население мужского пола, всех "не обходя от старого до самого последнего младенца".

Мы уже знаем, как медленно и с какими затруднениями производилась перепись с ее поверкой, ревизией. От нее сохранилось несколько разновременных итогов, среди которых трудно разобраться: число душ по ним колеблется между 5 и почти 6 миллионами. Сохранилась сенатская смета подушного сбора на 1724 г., к которой в 1726 г. Камер-коллегией по указу Верховного тайного совета присоединена роспись действительных поступлений подушной подати за сметный год с обозначением недоимки по губерниям. Принятая в руководство для расквартирования полков и для податного учета 1724 г., сенатская смета с прибавленной к ней росписью представляет проверенное изображение подушной системы за первый год ее действия и за последний год жизни ее творца, без перемен, каким она подвергалась вскоре после его смерти. По этой ведомости значится всего тяглого населения 5 570 тысяч душ, в том числе городских 169 тысяч. Подушный оклад устанавливался в связи с ходом переписи: рассчитанный сначала в размере 95 копеек, он потом спустился до 74 копеек; с целью уравнять в тягостях все души на государственных крестьян взамен платежей владельцам положен был дополнительный 4-гривенный сбор; городские тяглые обыватели платили по 1 рублю 20 копеек с души.

Значение подушной подати

Эта подать, "подушина", своей окладной единицей, ревизской душой, смущала многих. Даже такой горячий защитник преобразователя, как Посошков , не чает в ней проку и отказывается понять ее, "понеже душа вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены не имеющая: надлежит ценить вещи грунтованные", земельное владение. Посошков смотрел на дело с народнохозяйственной точки зрения, совершенно чуждой Петру I в этом деле. В народном хозяйстве нет душ, а есть только капиталы да рабочие руки; действительными плательщиками могли быть, конечно, только работники, а не старики и младенцы. У Петра был под руками готовый образец для обложения по рабочим силам: это - остзейское крестьянское тягло, или гак, в котором считалось 10 работников от 15 до 60 лет. Петр думал не о рациональном обложении, а о бездоимочном поступлении. При исполнителях и финансовых понятиях, какими он располагал, никакая рациональная система обложения не могла быть удачна. При невозможности мудреной регистрации производительных сил оставался простой арифметический подсчет живой наличности мужского пола, не обходя и вчера родившихся младенцев. Ревизская душа и была такой расчетной, разверсточной окладной единицей, чисто фиктивной. Дело шло не о народнохозяйственной, даже не о финансовой политике, а просто о податной бухгалтерии Камер-коллегии по отделению окладных сборов. Вложить жизненный смысл в эту фикцию предоставлялось самим плательщикам, и они его со временем вложили. Под ревизской душой стали разуметь известную меру рабочих сил и средств, прилагаемых тяглым человеком к соответственному тяглому же земельному участку или промыслу, с причитающейся на них по разверстке долей государственного тягла. В этом смысле крестьянин говорит о половине, четверти, об осьмухе души, не думая ссориться с психологией.

Подушная подать была преемницей подворной, распределявшейся и при Петре I по устарелой переписи 1678 г. Податная фикция, длившаяся до наших дней, не могла пройти бесследно для народного сознания. Два века податной плательщик недоумевал, за что и с чего, собственно, он платит. Посошков пишет, что даже господа дворяне не понимали, что такое крестьянский двор как платежная единица: одни считали дворы по воротам, а другие по избным дымам, не додумываясь до того, что крестьянский двор - это "земляное владение", земельный участок. Ревизская душа была еще непонятнее тяглого двора, и какие бы замысловатые толкования ни вкладывал народ в такие финансовые учреждения, оставался вопрос, зачем это приказные люди придумывают таких плательщиков, которые за себя платить не могут. Государственная повинность превращалась в своенравное требование начальства. Государство, загораживаемое канцелярией, отдалялось от народа, как что-то особое, ему чуждое: плохая школа для воспитания чувства государственного долга в народе, и чичиковские мертвые души были заслуженным эпилогом этого "душевредства душевных поборов", как ядовито определил подушную подать все тот же Посошков. Исполнение податной реформы Петра I усиливало это впечатление. В оправдание подушной подати выставлялась двоякая цель: уравнение подданных в казенных платежах и увеличение казенных доходов без отягощения народного. Но указы о подушной подати с крестьян не разъясняли, что такое ревизская душа - счетная ли только или и раскладочная единица; лишь указ 1722 г. о подати с посадских людей пояснил: "А им верстаться между собою городами по богатству". С сельского населения подушная взималась по точному смыслу ее названия: не только высчитывалась в сметах по количеству душ, но и при сборе раскладывалась прямо по душам, а не по работникам.

Шли жалобы на "отягчение и неравенство в народе", на то, что скудный крестьянин с 3 малыми сыновьями должен платить вдвое больше богатого с одним сыном. Однообразный уравнительный налог на деле усиливал естественное неравенство семейных составов и состояний. Трудно определить тяжесть подушного налога сравнительно с подворным по несоизмеримости этих окладных единиц и по недостатку данных. Можно думать, что Манштейн, многопомнивший и слышавший о последних годах Петра, в записках своих передал мнение его современников о подушном налоге, написав, что Петр принужден был собирать двойную подать против прежней. Это вывод, взятый глазомером, а не точным расчетом. Подворный налог чрезвычайно разнообразился по местностям и разрядам плательщиков. Дворы посадские и дворцовые были обложены тяжелее черносошных и церковных, а эти - тяжелее помещичьих. Притом и однородные дворы в разных областях платили неодинаково: в Казанской губернии на помещичий двор падало в среднем окладных налогов 49 копеек, а в Киевской - 1 рубль 21 копейка. Этой видимой цифровой неравностью отчасти уравнивалось различие местных экономических условий. Огромная убыль дворов, обнаруженная переписью 1710 г. в центральных и северных губерниях, разрушила всякую уравнительность. Там при продолжавшемся подворном обложении по переписи 1678 г. уцелевшим дворам приходилось платить почти вдвое, оплачивая опустелые дворы, а в губерниях Киевской, Казанской, Астраханской и Сибирской, где оказался прирост дворов, подворные платежи понижались. При столь сложных и даже запутанных условиях подушная подать отозвалась неодинаково на разных плательщиках: она вообще повысила прямой налог, но иным лишь на нечувствительный процент, а другим вдвое, втрое и даже больше. Средний подворный налог на крестьянский двор по трем губерниям. Архангельской, Казанской и Киевской, около 1710 г. значительно превышал половину подушного сбора со среднего 4-душевого крестьянского двора (190 и 74х4=296 копеек).

Больнее всех пострадали и без того наиболее обездоленные помещичьи крестьяне. Прямой подворный налог щадил их во внимание к их тяжелым господским повинностям. Подушная подать легла на них в одинаковом размере с лучше устроенными дворцовыми и церковными крестьянами, увеличив втрое и по местам даже вчетверо их окладные платежи. Справедливость требовала, чтобы помещики соразмерно понизили свои поборы с крестьян, и этого, кажется, ожидало правительство. В интересе уравнительности предположено было государственных крестьян, свободных от господских требований, обложить сверх общей подушной подати дополнительным платежом, применяясь к тому, "как помещики получать будут с своих крестьян или иным каким манером, как удобнее и без конфузии людям". Этот дополнительный сбор высчитан был в 40 копеек. Но помещики и не думали довольствоваться какими-нибудь 4 гривнами. Напротив, усиленные расходы по службе и по оплате казенных повинностей, какие легли на бездоходных дворовых людей, помещики полностью и даже с избытком переложили на своих крестьян и подняли крестьянский оброк до непомерной высоты, пользуясь отсутствием законной оброчной нормы: в эпоху ревизии, по Посошкову, с крестьянского двора сходило помещику "рублев по 8 или малым чем меньше", а брауншвейгский резидент Вебер, собравший за время своего пребывания в России (1714 - 1719 гг.) хорошие сведения о ее положении, в своих записках (Das veranderte Russland) замечает, что редкий крестьянин платит помещику свыше 10 - 12 рублей оброку, следовательно, крестьянин, плативший около 10 рублей, был не редок. Принимая только 7 рублей с чем-нибудь (рублей 60 на наши деньги) на двор, найдем, что при 4-душевом составе двора помещичий оброк слишком вдвое превосходил подушную подать и почти впятеро был выше 40 копеек, нормальной по указу суммы помещичьего оброка.

Можно только недоумевать, откуда брались у крестьян деньги для таких платежей при тогдашнем тесном пространстве денежного крестьянского заработка, хотя бы половина их покрывалась хлебом или работой. Значит, подушная подать, сглаживая старые податные неровности, усиливала или вводила новые, подтягивала под одну схематическую, канцелярски составленную мерку возникшие из жизни разнообразные местные и классовые уровни налогоспособности, в общем итоге значительно отягощала бремя прямого обложения и, таким образом, не достигала ни одной из своих целей - ни уравнительности казенных платежей, ни увеличения доходов казны без отягощения народа. Есть и официальное, притом очень яркое свидетельство о неудаче в достижении этой последней цели. В упомянутой ведомости Камер-коллегии 1726 г. читаем, что в 1724 г. недобрано подушного 848 тысяч, а это - 18% всего подушного сбора по смете того года. К своей ведомости Камер-коллегия приложила такое жалобное примечание: "А о вышеописанной доимке в Камер-коллегию губернаторы и вице-губернаторы, и воеводы, и камериры, и земские комиссары доношениями и репортами объявляют: тех де подушных денег по окладам собрать сполна никоторым образом невозможно, а именно за бесконечною крестьянскою скудостью и за хлебным недородом и за выключением из окладных книг написанных вдвое и втрое и за сущею пустотою и за пожарным разорением и за умерших и беглых безвестно и за взятых в рекруты и за престарелых и увечных и слепых и сирот малолетних и бездворных бобылей из солдатских безпашенных детей". Это как бы посмертный аттестат, выданный Петру за подушную подать главным финансовым его учреждением.

Бюджет 1724

В других налогах, окладных и неокладных, повторились те же явления: преувеличенные требования казны, внушенные нуждой и предрассудком, будто деньги всегда найти можно, и молчаливый ответ плательщика - огромный недобор. Прибыльщики поусердствовали в изобретении разных пошлин и поборов с промыслов и угодий, и оклады налогов этого разряда приблизительно с 1,5 миллиона первых годов столетия взогнаны были в 1720 г. почти до 2,6 миллиона, но поступления, даже за вычетом перебора, дали полмиллиона недобора, почти 20% против сметы. Финансовые успехи, достигнутые Петром, открываются из его последнего доходного бюджета за 1724 г., составившегося из подушной подати, которую начали собирать в этот год, и из прочих сборов, таможенных, кабацких, промысловых и т. п. Из расходного бюджета приведу только главную статью - военный расход.

Ревизские души :

Крепостных людей.............................4364653 (78%)

Государственных крестьян................1036389 (19%)

Посадских людей. .............................. 169426 (3%)

Итого......................................................5570468

С них подушной (с 40 к.) ...................4614637 рублей

Прочих доходов...................................4040090 рублей

Итого......................................................8654727 рублей

Военный расход :

На сухопутное войско (из подушной) 4 596 493 рубля

На флот……...........................................1 200 000

Итого.......................................................5 796 493 рубля

Итоги финансовой реформы

Эти неполные, минимальные цифры документов 1724 г. дают, однако, несколько выразительных итогов финансовой реформы; в ведомостях дальнейших лет количества увеличиваются, но пропорции изменяются мало. Резко выступает связь этой реформы с военной, как ее двигателем: расход на войско и флот доходит до 67% всего сметного дохода, а по отношению к действительным поступлениям того года поднимается до 75,5%. Войско стало обходиться стране гораздо дороже, чем оно стоило 44 года назад, когда на него шло меньше половины тогдашнего дохода. Далее, сметный доход 1724 г. почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 г. Этот успех достигнут был подушной податью, которая более чем на 2 миллиона увеличила окладной доход казны. Но в первый же год подушная по упомянутой мною камер-коллежской росписи дала недобора 848 тысяч. Значит, 15-летняя борьба с дефицитом 1710 г. в 13% расхода завершилась недобором 18% подушного оклада, т. е. значительной порчей самого орудия борьбы. В-третьих, Петр к концу царствования был в 3 1/2 раза богаче своего старшего брата: переложив бюджеты 1680 и 1724 гг. на наши деньги, найдем, что первый простирался до 20 миллионов, а второй - до 70. Но Петр разбогател крутым переломом системы налогов: подушная перегнула обложение в другую сторону. До нее прямые налоги уступали косвенным (конец лекции LI).

Усиленные заботы Петра о развитии торговли и промышленности, народнохозяйственного оборота подавали надежду на дальнейший рост косвенного обложения. Случилось иное: подушная одержала решительный перевес, дошла до 53% сметного дохода. Значит, при недостатке доступных обложению капитала и оборота приходилось обременять все тот же голый простонародный труд, тех же "работных персон", и без того достаточно обремененных, и в этом направлении дойти до непереступаемого предела. Между тем свои и чужие наблюдатели выносили из положения дел впечатление, что при обширности государства и при его естественных богатствах царь без народного отягощения мог бы получить гораздо больше дохода. Сам Петр думал так же; по крайней мере в регламенте Камер-коллегии 1719 г. высказана оригинальная или заимствованная мысль, что "никакого государства в свете нет, которое бы наложенную тягость снесть не могло, ежели, правда, равенство и по достоинству в податях и расходах осмотрено будет".

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ.

Коренной переворот потерпело при Петре прямое обложение. «Дворовое число» давно уже стало никуда не годным основанием обложения, а новая петровская канцелярия испортила его еще более. Распределять налоги по переписям 1710 и 1717 гг., показавшим большую убыль дворов против переписи 1678 г., было невыгодно. Правительственная статистика, оберегая казенный интерес, придумала остроумную комбинацию: в основу нового губернского деления 1719 г. она положила роспись дворового числа, составленную по переписям разных лет, выбирая из прежних переписей подходящие цифры. Получился блестящий результат: число тягловых дворов, по переписи 1678 г. не превышавшее 833 тысяч, теперь, после засвидетельствованной дважды убыли, перешагнуло за 900 тысяч даже без посадских дворов. Это статистическое дурачество тогдашней канцелярии лишало подворное обложение всякого практического смысла и заставляло искать другой окладной единицы, а переписи 1710 и 1717 гг. прямо на нее указывали, вскрыв любопытное явление, выясненное в упомянутой книге г. Милюкова: убыль дворов шла по местам одновременно с приростом населения. Средний состав тяглого двора сгущался и доходил до пяти с половиной мужских душ вместо обычных трех или четырех. При подворном обложении этот прирост для казны пропадал: оставалось перейти к поголовщине. Мысль о поголовной подати зародилась в московских финансовых умах еще во времена Софьина князя Голицына. Публицисты Петра тоже ничего не придумали умнее головы мужского пола: этой окладной единицей они надеялись устранить разорительную неравномерность подворного обложения. С этой точки зрения ратовал за поголовный налог в интересе уравнительности обложения обер-фискал Нестеров еще в 1714 г.; за ним другие писали о пользе переложения подати с дворов «на персоны», или на семьи. Петр был, кажется, довольно равнодушен к экономической и юридической выработке новой системы обложения; его больше занимала интендантская сторона дела - довольствие армии и флота. Он не понимал вопроса о согласовании военного расхода с платежными силами народа. На русского плательщика он смотрел самым жизнерадостным взглядом, предполагая в нем неистощимый запас всяких податных взносов. Прожектеры и прибыльщики писали ему, что его «низкие подданные» зело суть отягчены и, если больше будут отягчены, останется земля без людей, а он в 1717 г. пишет Сенату из Франции, что «и без великого отягощения людям денег сыскать мочно»; понадобятся деньги - прибавить временно пошлины на всякие промыслы, ввести «поголовщину по городам и иные сему подобные, от чего разоренья государству не будет», а где объявится растрата, «чтоб немедленная инквизиция была и экзекуция». Не задумываясь над сравнительными удобствами или неудобствами разных окладных единиц: двора, семьи, работника, души, предоставляя это Сенату, Петр видел в податном вопросе только два предмета: солдата, которого надо содержать, и крестьянина, который должен содержать солдата. В ноябре 1717 г., быв в Сенате, Петр сам написал указ, изложенный тем летучим стилем, который поддавался только опытному экзегетическому чутью сенаторов: «Распорядить сухопутное войско и рекруты морские, кроме жалованья, и провиант на крестьян, скольких душ или дворов один, что удобнее будет, солдат и драгун и офицер по рангам кроме генералитета, применяяся к податям нынешним, ибо как сие положится, от прочих всех податей и работ свободны будут». Итак, все прямые налоги предполагалось заменить одним военным, подворным ли или подушным, все равно или еще не было решено; этот налог распределялся на крестьян по расчету стоимости содержания солдата, драгуна и офицера. Через несколько дней предпочтено было распределение по душам, «работным персонам», и Сенат, толкуя указ Петра, 26 ноября 1718 г. предписывал перечислить все сельское пахотное население мужского пола, всех «не обходя от старого до самого последнего младенца». Мы уже знаем, как медленно и с какими затруднениями производилась перепись с ее поверкой, ревизией. От нее сохранилось несколько разновременных итогов, среди которых трудно разобраться: число душ по ним колеблется между 5 и почти 6 миллионами. Сохранилась сенатская смета подушного сбора на 1724 г., к которой в 1726 г. Камер-коллегией по указу Верховного тайного совета присоединена роспись действительных поступлений подушной подати за сметный год с обозначением недоимки по губерниям. Принятая в руководство для расквартирования полков и для податного учета 1724 г., сенатская смета с прибавленной к ней росписью представляет проверенное изображение подушной системы за первый год ее действия и за последний год жизни ее творца, без перемен, каким она подвергалась вскоре после его смерти. По этой ведомости значится всего тяглого населения 5 570 тысяч душ, в том числе городских 169 тысяч. Подушный оклад устанавливался в связи с ходом переписи: рассчитанный сначала в размере 95 копеек, он потом спустился до 74 копеек; с целью уравнять в тягостях все души на государственных крестьян взамен платежей владельцам положен был дополнительный 4-гривенный сбор; городские тяглые обыватели платили по 1 рублю 20 копеек с души.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ , в России 18-19 вв. основной прямой налог, введён в 1724, заменил подворное обложение . П. п. облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 1880-1890-х гг.

Источник: Энциклопедия "Отечество"


основной прямой налог в России XVIII-XIX вв. Введен Петром I в 1724 взамен подворного обложения. Подушной податью облагалось все мужское население податных сословий. Введению ее предшествовали переписи тяглого населения с к. 1718. Для определения размеров подушной подати были взяты не хозяйственные ресурсы налогоплательщиков, а сумма, необходимая для содержания армии. Исходя из этого, первоначальный размер подушной подати был установлен в 80 коп. с души мужского пола, что составило бы в сумме ок. 4 млн. руб. в год. По мере уточнения численности тяглого населения подушная подать была снижена для крестьян до 74 коп., затем до 70 коп. с души. С государственных крестьян, кроме того, взимали 40 коп. с души мужского пола оброчной подати. Вплоть до 1782 раскольники платили подушную подать в двойном размере, посадские люди - 80 коп. подушной подати и 40 коп. оброчной подати. Ревизская душа получила значение раскладочной единицы. При этом сохранялась мирская раскладка налогов внутри крестьянской и посадской общины, т. к. она обеспечивала более исправное поступление податей в казну. Введение подушной подати сопровождалось расширением числа налогоплательщиков за счет новых категорий населения и населения вновь присоединяемых территорий.
С.И.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ" в других словарях:

    Подушная или поголовная подать многозначный термин: подушная подать (Древний Рим и Франция) налог «capitatio» в Древнем Риме и «capitation» в старой Франции; подушная подать налог, введённый в России Петром I в 1724 году … Википедия

    Юридический словарь

    В России 18 19 вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80 90 х гг. 19 в … Большой Энциклопедический словарь

    Подушный налог прямой личный налог, взимаемый с каждой души (человека) в одинаковом размере независимо от величины дохода и имущества. Известен с древних времен. В России введен Петром I в 1724 г. для лиц мужского пола. Отменен в период с 1887 по … Экономический словарь

    Подушная подать - (poll tax), налог, взимаемый с каждого жителя страны. В Англии устанавливался палатой общин в 1377, 1379 и в 1380 гг. Последний в размере 1 шил. с человека, по общему мнению, явился причиной крестьянского восстания … Всемирная история

    Осн. прямой налог в России 18 19 вв. Введен Петром I в 1724 взамен подворного обложения. П. п. облагалось все муж. население податных сословий. Введению П. п. предшествовали переписи тяглого населения с кон. 1718 (см. Ревизии). Для определения… … Советская историческая энциклопедия

    В России XVIII XIX вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80 90 х гг. XIX в. * * * ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ, в России 18 19 вв. основной… … Энциклопедический словарь

    Основной прямой налог в России 18 19 вв. Введён Петром I в 1724 взамен подворного обложения (См. Подворное обложение). П. п. облагалось всё мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди и купцы). Введению П. п … Большая советская энциклопедия

    подушная подать - в России XVIII XIX вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80 90 х гг. XIX в … Большой юридический словарь

    ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - – форма налогового обложения, введённая в России Петром I взамен ранее существовавшего подворного обложения. Размер П. п. устанавливался путём деления суммы, необходимой для содержания войска, на количество мужского населения податных сословий… … Советский юридический словарь

Книги

  • , Ден В.Э.. Книга представляет собой репринтное издание 1898 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…
  • Население России по Пятой ревизии. Подушная подать в XVIII веке и статистика населения в конце XVIII века. Т. 2. Ч. 2. , Ден В.Э.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1898 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

Этот небольшой по объему документ завершал собой целую эпоху подушной подати в России, введенной Петром I. Согласно Высочайше утвержденному мнениюГосударственного Совета с 1 января 1887 г. отменялась подушная подать для всех плательщиков Российской империи, кроме Сибири. Для основной территории Сибири (Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерний) подушная подать была отмена С.Ю. Витте с 1 января 1899 г. законом 19 января 1898 г. Однако действие закона не распространялось на Алтайский округ Томской губернии, Приамурское генерал-губернаторство, Якутскую область, Киренский округ Иркутской губернии, Туруханский край Енисейской губернии, Нарымский край Томской губернии, Березовский и Сургутский округа Тобольской губернии.

Введение подушной подати в России Петром I вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью источников для ее содержания. В 1718 г. была проведена народная перепись, чтобы разложить на число душ мужского пола сумму, потребную на обеспечение армии. Первоначально было велено писать в подушную подать крестьян, бобылей, деловых и задворных людей, и однодворцев. В 1720 г. в подушную подать были записаны дворовые люди и церковники. По итогам переписи оказалось чуть более 5 млн душ, что и определило суму подати с души в 74 коп. В 1722 г. подушная подать была распространена и на посадских людей в размере 1 руб. 20 коп. с души. Но взимание подушной подати началось только с 1724 года.
Подушная подать была сословным, а не общим налогом. Уже при Петре I в ревизские сказки не вносились дворяне и представители высшего духовенства. В 1775 г. от подушной подати было освобождено купечество, для которого были установлены гильдейские пошлины. В 1863 г. подушную подать перестали платить мещан: вместо нее был введен налог на недвижимость в городах, посадах и местечках. Но на мещан Сибири эта мера была распространена только в 1873 г.После того, как от уплаты подушной подати были освобождены все сословия, кроме крестьян, эта подать превратилась исключительно в крестьянский налог.
Повышение подушной подати с конца ХVIII в. было связано с расходами на устройство и содержание сухопутных и водных путей сообщения. Очередной виток повышения подушной подати начался с 1861 г. Причем повышение происходило с учетом региональных особенностей. После 1867 г. до самой отмены уже не происходило повышений подушной подати.
При Петре I подушную подать собирали полковники и комиссары квартирующих в местностях полков, Екатерина I поручила это дело губернаторам и воеводам, а Анна Иоанновна передала сбор подати опять военным. Наконец, при Екатерине II сбор подушной подати был возложен на помещиков, их приказчиков и старост. С учреждением в 1775 г. Казенных Палат, именно последним было поручено руководить распределением и сбором подушной подати. Подушная подать взималась по ревизским душам, число которых от ревизии до ревизии оставалось неизменным: умершие в промежуток между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в них. За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество. В свою очередь, распределение подушной подати между отдельными плательщиками производилось самими крестьянскими обществами с учетом размера наделов, числа душ в семье и т.п.
Чем больше усиливался разрыв между хозяйствами по мере развития их в капиталистических условиях, тем менее приемлемой для государства становилось подушное обложение, этого разрыва не учитывавшее. Вследствие существования подушной подати существовала круговая порука, потому что иначе нельзя было обеспечить подать, наложенную на отдельных лиц. В свою очередь, круговая порука влекла за собой и ограничение свободы передвижения крестьянства, и фактическое ограничение крестьян в праве выбора занятий. Поэтому с начала 1860-х гг. вопрос об отмене подушной подати поднимался неоднократно вместе с подготовкой отмены крепостного права. Большую важность этот вопрос получил, начиная с 1870 г., когда он впервые был поставлен перед земствами, был ими обсужден и так или иначе разрешен, но не получил никакого дальнейшего движения в правительственных сферах.
Наконец, в 1879 г. была образована комиссия для обсуждения предположенной отмены подушной подати и для взыскания других источников доходов для ее замены. Комиссия, состоявшая из чиновников разных ведомств и приглашенных экспертов, составила проект о трех видах замены подушной подати: подоходным налогом на 35 млн руб. с доходов от торговых и промышленных капиталов, промыслов и личного труда; личным налогом на 16 млн руб. с лиц рабочего возраста; усадебным налогом на 18 млн руб. с усадеб всех без различия сословий.
Прежде всего, власть попыталась ослабить социальную напряженность в деревне. В 1881 г. были понижены выкупные платежи, поскольку с освобожденных от крепостной зависимости крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. При помощи учрежденного в 1882 г. Крестьянского поземельного банка, который оказывал крестьянам содействие в приобретении бывших помещичьих земель, власть пыталась решить проблему крестьянского малоземелья. Благодаря поддержке этого банка, крестьяне приобрели в 1883–1900 гг. 5 млн десятин земли.
Когда во главе Министерства финансов стал Бунге, он решился в 1882 г. окончательно приняться за разрешение этого вопроса. В мае 1882 г. последовал Высочайший указ Александра III, которым было велено отменить: подушный сбор в пользу казны с мещан; подушную подать с приписных к волостям безземельных крестьян и дворовых людей; подушную подать с крестьян, получивших от помещика надел на основании статьи 123 Общего Положения и статьи 116 малороссийского местного положения. Также министру финансов Н.Х. Бунге было велено выработать соображения о постепенной (в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 г.) отмене подушной подати с остальных разрядов населения.
Коронационным манифестом от 15 мая 1883 г. были прощены все недоимки по подушной подати. В том же месяце от подушной подати были освобождены безземельные, фабричные и заводские крестьяне. Для бывших помещичьих крестьян (в некоторых местностях и для других плательщиков) подушная подать была снижена наполовину. Наконец, 28 мая 1885 г. императором было утверждено мнение Государственного Совета о прекращении взимания подушной подати с 1 января 1886 г.: со всех крестьян, на которых распространялось действие положений 19 февраля 1861 г. и 21 июня 1863 г.; с прибалтийских крестьян, за исключением поселенных на казенной земле; с малороссийских казаков и других разрядов населения, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать. А с 1 января l887 г. велено было отменить взимание подушной подати со всех разрядов населения империи, кроме Сибири.
Бунге старался идти навстречу народным нуждам даже тогда, когда это было сопряжено с некоторыми жертвами для казны. При отмене подушной подати ему пришлось встретиться с большими трудностями именно по вопросу о равновесии бюджета, в который подушная подать ежегодно давала около 40 млн руб. Предполагалось частично возместить это увеличением налога на спирт и оброчной подати с государственных крестьян, от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет. Компромисс был найден в переводе государственных крестьян с оброка на обязательный выкуп, входе которого их подати за землю были повышены в среднем на 45%. То есть перевод государственных крестьян на выкуп оказался ни чем иным, как увеличением оброка. Впрочем, эта реформа была проведена с некоторой рассрочкой: с 1 января 1883 г. и с 1 января 1884 г. подушная подать была сложена с наиболее переобремененных крестьян, а с крестьян остальных местностей - с 1 января 1886 г.
Кроме налога на спирт, были увеличены налоги на сахар и табак, повышен гербовый сбор и таможенные ставки на многие предметы ввоза, введен налог на золотопромышленность. Также вырос налог с недвижимых имуществ в городах и поземельный налог, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на дарения и наследства, повышены налоги на заграничные паспорта и т.п.
К числу мероприятий министра финансов относилось и создание института податных инспекторов, на которых было возложено как взыскание податей, так и собирание сведений о зажиточности и платежеспособности населения в целях дальнейшего урегулирования податной системы. До этого взимании податей производилось полицией с применением жестких форм взыскания, вплоть до распродажи необходимого в крестьянском быту имущества и даже хлеб на корню.
В итоге преобразований основным крестьянским налогом в госбюджет стал государственный оброчный сбор, в котором стал более ярко проявляться подоходный принцип. Привязка к наделу сохранилась: платежу оброчного сбора подвергались лишь пользователи государственных земель. При этом основным критерием определения оклада налога выступала стоимость или доходность земли. Но принимались в расчет и вспомогательные признаки, позволяющие оценить хозяйственную состоятельность данного селения: сумма числящихся недоимок, численность жителей и т.п. Хотя реформированное крестьянское обложение оставалось далеким от полноценного воплощения подоходного принципа, наиболее явный анахронизм в налоговой системе был устранен.

Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета (Собр. Узак. 1885 г. Июня 14, ст. 551а) – Об отмене подушной и преобразовании оброчной подати
Государственный Совет, в Соединенных Департаментах Государственной Экономии и Законов и в Общем Собрании, рассмотрев представление Министра Финансов об отмене подушной и преобразовании оброчной податей, мнением положил:
1. Прекратить взимание подушной подати с 1 января 1886 года:
а) со всех крестьян, бывших помещичьих, удельных и других, на которых распространяется действие Положения 19 февраля 1861 года и 26 июня 1863 года (36657, 39792);
б) с состоящих на особом положении крестьян Прибалтийских губерний, за исключением водворенных на казенных землях и
в) с малороссийских казаков и других поселян, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать.
2. С 1 января 1887 г. отменить подушную подать окончательно для всех плательщиков в Империи, за исключением Сибири.
3. С того же 1 января 1887 года, в виду окончания к тому времени срока, на который был назначен постоянный размер оброчной подати с государственных крестьян [Выс. ук. 24 ноября 1866 г. (43888)], произвести преобразование этой подати на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в 44-х-летний срок.
4. Предоставить Министру Финансов приступить безотлагательно к подготовительным действиям и составлению предположений: а) о преобразовании оброчной подати с государственных крестьян, с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более, чем на 45 процентов, нынешнюю общую сумму этой подати, и чтобы распределение упомянутых платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов, и б) об изменениях, которые должны быть сделаны в узаконениях, основанных на счет населения по ревизским душам, о порядке ответственности по уплате в казну окладных сборов и о паспортной системе. Предположения по упомянутым предметам, по сношении с подлежащими ведомствами, внести на рассмотрение, установленным порядком, с таким расчетом времени, чтобы приведение их в действие могло последовать с 1 января 1887 года.
Резолюция. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в Общем Собрании Государственного Совета, об отмене подушной и преобразовании оброчной податей, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.


Барабанов О.Н. Реформы и контрреформы в России XIX-XX вв.: Международный «круглый стол» ассоциации выпускников ист. фак. МГУ // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 1995. № 5. С. 64-65.

Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.

Корелин А.П. С.Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX - начала ХХ века // Отечественная история. 1999. № 3. С. 42-64

Российские реформаторы, XIX - начало XX вв. / Под ред. А.П. Корелина. М., 1995.

Степанов В.Л. Н.Х. Бунге: Судьба реформатора. М., 1998.

На какой регион Российской империи не распространялась отмена подушной подати с 1 января 1887 г.?

Когда была введена подушная подать и как она рассчитывалась?

С кем связана отмена подушной подати?

Каковы последствия отмены подушной подати?



Похожие статьи