Надежная защита от любых назойливых коллекторов

ФССП России поручено вести единый реестр коллекторских агентств. Согласно новым требованиям законодательства, только те организации, которые в него войдут, смогут взыскивать долги с граждан. Судебные приставы уже подсчитали, что шансы продолжить работу в 2017 году есть только у 10 тысяч организаций из 553 тысяч существующих.

Министерство юстиции России избрало органом, уполномоченным контролировать коллекторов и вести реестр организаций, имеющих право заниматься такой деятельностью, Федеральной службе судебных приставов. Именно исполнительная служба будет оператором нового реестра и сможет включать в него и исключать из него коллекторские агентства. Об этом сообщил директор ФССП Артур Парфенчиков.

Как ФССП будет контролировать коллекторов

Речь о перспективах контроля над коллекторами шла на заседании коллегии ФССП, на котором были подведены итоги работы в первом полугодии и поставлены задачи на второе полугодие 2016 года. Глава ведомства дал оценку итогам работы приставов и обозначил ключевые вопросы деятельности на ближайшее будущее. По словам Парфенчикова, служба приставов начнет контролировать деятельность коллекторских агентств с 2017 года. При этом будет создано как федеральное управление по контролю, так и региональные управления.

В ФССП считают, что продолжить работу смогут немногие коллекторы и уже анонсировали сокращение их числа в 50 раз. Служба не настроена на репрессии, но собирается требовать соблюдения всех условий и только в таком случае готова ко взаимовыгодному сотрудничеству с коллекторами. Первые результаты работы с коллекторами ФССП намерена показать уже ко второму кварталу 2017 года.

Во сколько обойдется новый реестр

В связи с этим, службе в на плановый период 2017-19 годов понадобится дополнительное финансирование в сумме около 1,6 млрд рублей. Такие расходы ФССП связывает с тем, что для контроля за коллекторами и ведения реестра придется увеличить численность сотрудников ведомства на 904 человека. Поэтому 470 млн рублей ежегодно понадобится на оплату труда этих сотрудников. Также потребуется дополнительная оргтехника, на ее закупку приставы планируют истратить 147,5 млн рублей в 2017 году и по 10 млн рублей ежегодно в 2018-19 годах.

Включение организаций в единый реестр коллекторов будет платным. Чтобы заниматься деятельностью по взысканию долгов придется заплатить 100 тысяч рублей. Кроме того, попасть в число коллекторов смогут только те организации, которые будут соответствовать требованиям о величине уставного капитала, трудовом стаже и деловой репутации руководителя. Агентствам, которые будут исключены из государственного реестра за какие-либо нарушения в течение трех следующих лет будет отказано в повторном включении в реестр.

Напомним, закон о регулировании коллекторской деятельности предусматривает формирование государственного реестра коллекторов, который должен вести уполномоченный правительством орган. Чиновники считают, что деятельность по возврату долгов частных агентств прямо корреспондирует с целями государственного исполнительного производства, поэтому контрольным органом в этой сфере должна быть именно ФССП.

Краткое содержание:

Правовая инструкция сайт расскажет, как написать в ФССП жалобу на беспредел коллекторов, какая ответственность предусмотрена за нарушение нового «антиколлекторского закона» и как отличить коллекторов от «оборотней».

Кто контролирует коллекторов?

С вступлением в силу «антиколлекторского» ФЗ 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений» изменился порядок обжалования незаконных действий коллекторов. Если раньше пострадавшие – далеко не всегда это были должники – могли в общем порядке жаловаться в полицию и прокуратуру, то с 1 января появился специальный орган государственной власти, контролирующий деятельность «собирателей долгов». Соответствующие полномочия были возложены на Федеральную службу судебных приставов РФ.

В чем заключаются контроль за коллекторами?

Должностные лица ФССП России (его территориальных органов) имеют право:

  • запрашивать и получать от юридических лиц информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований;
  • выдавать предписания об устранении нарушений с указанием сроков;
  • принимать решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 6 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности».

При этом они обязаны:

  • своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, проверка которого проводится;
  • проводить проверку в соответствии с ее назначением и только во время исполнения служебных обязанностей;
  • не препятствовать представителю юрлица (коллекторского агентства) присутствовать при проведении проверки и предоставлять ему информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, знакомить с результатами и информацией, полученной в рамках межведомственного взаимодействия;
  • вносить сведения о плановых и внеплановых проверках и их результатах в единый реестр проверок (в порядке, установленном постановлением N 415);
  • принимая меры по результатам проверки, учитывать тяжесть нарушения, не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов юридических лиц;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юрлицами в порядке, установленном законодательством РФ;
  • соблюдать сроки проведения проверки;
  • не требовать от проверяемой организации документы, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
  • хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. (п.7 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332).

Как подать жалобу и в каком порядке она рассматривается?

Граждане вправе подать жалобу на действия коллекторов в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», – это следует из п. 4 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332. Гражданин в своем письменном обращении должен указать наименование организации, которой оно адресовано (территориальный орган ФССП), либо ФИО соответствующего должностного лица, а также свои данные: ФИО и обратный почтовый адрес для ответа. В самой жалобе необходимо в свободной форме изложить суть претензии к конкретным лицам – должностным или юридическим. Заявитель вправе приложить документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе (ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Срок рассмотрения такой жалобы/обращения – 30 дней с даты регистрации, срок может быть продлен в исключительных случаях не более чем на 30 дней.

Если жалоба станет основанием проверки, то проверка будет проведена в отношении коллекторов, включенных в реестр, в порядке, установленным Приказом Минюста России от 30.12.2016 N 332.

Обращение в ФССП не лишает гражданина права написать также заявление в полицию или прокуратуру, если в действиях коллекторов усматривается состав административного правонарушения или преступления.

Как наказывают недобросовестных коллекторов?

Если в результате контрольных мероприятий подтвердится информация о нарушении коллекторским агентством требований закона о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, то такое агентство и его должностные лица будут привлечены к административной ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ. Санкция данной статьи предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 рублей.

Результатом контрольных мероприятий может быть также предписание об устранении нарушений и даже решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра. В последнем случае это будет означать прекращение легальной деятельности коллекторского агентства. Оспорить решение и предписание контролирующего органа агентство может в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения/выдачи (ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ).

На сегодня в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, значится 80 коллекторских агентств. Остальные действуют нелегально. Изучив этот список на сайте ФССП (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic), должник может понять, с кем общается – организацией, имеющей государственное свидетельство, или «оборотнями», которые не несут никакой ответственности за свои действия.

Расскажите в комментариях о Вашем опыте общения с коллекторами.

Новый закон о коллекторах был принят совсем недавно. Несмотря на значительные ограничения, вводимые для собирателей долгов по данному правовому акту, количество правонарушений практически не сократилось. Что делать в такой ситуации? Куда жаловаться на коллекторов? Об этом будет рассказано далее.

Кто такой коллектор?

Понятие "коллектор" раскрыто в ФЗ "О потребительском кредите", а также в самом законе о коллекторах. В соответствии с этими двумя нормативными актами можно сделать простой вывод, что коллектор - это юридическое лицо, осуществляющее рабочую деятельность по получению денежных требований, срок исполнения которых уже прошел. По сути, любая коллекторская организация - это своеобразный посредник между банком и заемщиком. Банки нанимают коллекторов для минимизации разного рода затрат на взыскание долгов. При этом некоторые банки могут и не прибегать к услугам коллекторских организаций, а решают действовать самостоятельно.

Введенный недавно Федеральный закрепил необходимость регистрации каждого предприятия по взысканию долгов в специальном государственном реестре. Были также строго регламентированы основные функции коллекторов. Вопрос о том, изменилась ли ситуацию в целом, очень непростой. Однако стоит отметить все еще возрастающую актуальность вопроса о том, куда жаловаться на коллекторов можно простому гражданину.

Ответственность коллекторов

Перед тем как перейти к описанию основных инстанций и органов, в которые можно подавать жалобы за ненадлежащее исполнение коллекторами своих функций, необходимо выделить основные элементы ответственности и прав работников по взысканию долгов.

Что новый закон о коллекторах говорит об ответственности работников? Здесь стоит выделить следующие моменты:

  • на конкретного коллектора может быть возложен административный штраф размером до 50 тыс. рублей в случае, если свои трудовые обязанности он осуществляет с нарушениями действующего законодательства;
  • на коллекторскую организацию как на юридическое лицо может быть возложен штраф размером до 100 тыс. рублей за нарушение действующего законодательства;
  • осуществление коллекторской деятельности лицом, не включенным в специальный государственный реестр, влечет наложение штрафа размером до 1 млн рублей (если это коллекторская компания - то до 2 млн рублей).

Права коллекторов

Рассматриваемый законопроект закрепляет основные способы взаимодействия работников по взысканию долгов с должниками. Так, любой коллектор, зарегистрированный в государственном реестре, имеет право на осуществление следующих трудовых функций:

Таким образом, права коллекторов по новому закону очень строго регламентированы. Немаловажно также выделить основные запреты в трудовой деятельности "собирателей долгов".

Ограничения в коллекторской деятельности

Из-за большого количества правонарушений, а порой и вовсе преступлений, совершаемых коллекторами, у народа сложилось представление о рассматриваемых работниках как о настоящих бандитах и внезаконниках. Долгое время оставался актуальным вопрос о том, когда вступит в силу закон о коллекторах.

Такой законопроект был принят в 2016 году (№ 230-ФЗ). В данном нормативном акте были четко прописаны все основные ограничения, касающиеся трудовой деятельности коллекторских компаний. Здесь стоит выделить следующие моменты:

  • коллекторы ни в коем случае не должны применять в отношении должников методы физического или психического насилия;
  • количество встреч или переговоров с должниками не должно превышать норму;
  • все коллекторы не должны иметь неснятых судимостей; обязателен их учет в госреестре.

Законопроект раскрывает представленные тезисы чуть подробнее. Так, несколько шире говорит закон о том, что представляет собой коллекторская компания, ее сотрудники и т. д.

Звонки от коллекторов

Несмотря на принятый ряд ограничений, касающихся коллекторской деятельности, количество нарушений в представленной сфере снизилось крайне незначительно. Все еще актуальной остается проблема тех же телефонных звонков. Поступают они к должникам невероятно часто; о правилах переговоров с клиентами многие коллекторы и вовсе забывают. Что делать в такой ситуации?

Все телефонные звонки от коллекторов должны быть регламентированы и согласованы заранее. Так, в случае поступления звонков в ночное время (что запрещено законодательно), или же если звонки поступают слишком часто, явно сверх установленной нормы, единственно верным способом будет подача жалобы на организацию по сбору долгов в суд. А что делать, если коллекторы звонят на работу? На это имеют право коллекторы? Звонить на работу они не должны ни в одном возможном случае - это всегда будет являться нарушением банковской тайны, а, стало быть, и нарушением закона. Вариант здесь всего один - подача жалобы в соответствующие инстанции.

О том, куда жаловаться на коллекторов необходимо простым гражданам, будет рассказано далее. Необходимо лишь указать на еще одну ситуацию - когда звонки поступают ошибочно (если звонят на телефон прежних владельцев жилья, коллекторы путают номер и т. д.). Возможные способы решения проблемы таковы:

  • смена номера телефона;
  • попытка объяснить коллекторам ситуацию;
  • написание в коллекторскую организацию письма с приложением всех необходимых документов;
  • подача жалобы в уполномоченные органы.

Именно о последнем способе и пойдет речь далее.

Куда жаловаться на коллекторов?

Стоит, наконец, разобрать самый важный и актуальный вопрос для всех должников, страдающих от неправомерных действий коллекторов. О чем именно здесь стоит рассказать? Существует шесть вариантов подачи заявлений. Каждый их них будет подробно рассмотрен далее.

ФССП - или же федеральная служба судебных приставов. Именно этот орган уполномочен вести специальный государственный реестр для всех юридических лиц. Более того, ФССП обязан контролировать все те органы, что занесены в госреестр. Подача жалобы в помогла бы очень быстро и эффективно разрешить ситуацию. Заявление можно написать в любое время на официальном сайте ФССП.

Следующий вариант - это НАПКА (национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств). Это, по сути, крупнейшее объединение всех предприятий по взысканию долгов. Коллекторы требуют долг, применяя угрозы и насилие? В работе агентства были неоднократно обнаружены нарушения? Подать жалобу можно прямо сейчас - достаточно лишь открыть официальный сайт НАПКА.

Роскомнадзор и финансовый обдусмен

Куда обращаться, если угрожают коллекторы? Если были допущены элементы насилия, разного рода угрозы или прочие незаконные действия со стороны коллекторов, то верным вариантом будет подача жалобы в Российский комитет по надзору. Представленный орган может принять довольно серьезные меры: например, наложить штраф, привлечь к административной ответственности и т. д. Подать заявление можно самыми различными способами, в том числе и через официальный сайт Роскомнадзора.

Еще один вариант разрешения конфликта с коллекторами - обращение к финансовому обдусмену. Это своего рода примиритель между клиентами и банками. Работа обдусмена относится к досудебной стадии урегулирования конфликтов, а потому, в большинстве случаев услуги рассматриваемого специалиста бесплатны.

Полиция и Роспотребнадзор

Роспотребнадзор поможет рассмотреть и разрешить все самые тонкие вопросы, касающиеся конфликтов с коллекторскими организациями. В частности, сюда относятся вопросы о том, когда вступит в силу закон о коллекторах (или поправки к новому закону), на что имеют или не имеют право работники по взиманию долгов, как можно составить исковое заявление на банковскую организацию и т. д. Подать заявление в Роспотребнадзор можно самыми различными способами: путем обращения в орган напрямую, через интернет и т. д.

Прибегать к помощи полиции стоит лишь в самых крайних случаях. Например, если коллекторы действуют откровенно криминальным путем: портят имущество, угрожают, применяют физическую силу, занимаются мошенничеством, вымогательством и т. д. Подойдет как классический звонок по номеру 02, так и переговоры с участковым.

Ошибки в работе коллекторов

Во многих коллекторских организациях существует очень широкая база клиентов. Естественно, без ошибок в работе той или иной организации никак не обойтись. Выше уже было рассказано о том, что необходимо делать, если работники по сбору долгов звонят не на тот номер телефона. Однако есть и другие, довольно распространенные ошибки в работе коллекторов. Например, если агентство требует долг по старому, уже давно выплаченному кредиту. Такие случаи, надо сказать, не новы. Так, коллекторские организации могут не знать об уплате долга, о взятии так называемых кредитных каникул и т. д.

Решить проблему можно довольно просто. Для начала стоит убедиться в том, что кредит действительно был выплачен - он не должен состоять в банке данных исполнительных производств судебных приставов. Если данные в этом реестре отсутствуют, то все, что остается - это попросту не отвечать на звонки и сообщения коллекторов.

ФССП России

Особого мнения по поводу коллекторских агентств придерживается ФССП России. Ведомство, не вдаваясь нюансы уступки прав требования или агентирования, подчеркивает, что никто кроме уполномоченного государственного органа не вправе применять какие-либо процедуры взыскания, связанные с принуждением, с ограничением прав и свобод должников, граждан или юридических лиц.

Одновременно ФССП России выступает за развитие коллекторских агентств, как механизмов, которые способны минимизировать или полностью исключить участие государства в правоотношениях, связанных с решением долговых проблем. Ведомство считает, что обращение в суд и к приставам-исполнителям должно происходить в крайнем случае – когда имеется необходимость в мерах принуждения.

Цитата


Артур Парфенчиков

" Институт коллекторства существует во всех цивилизованных странах, в том числе и в России, так как есть гражданское право, есть договор цессии, есть договор представительства интересов. Надо это воспринимать, как юридическую данность. Задача заключается в том, чтобы уже существующий механизм сделать наиболее эффективным, исключив из него неприемлемые безобразные явления, которые мы сегодня можем замечать, когда коллекторская деятельность связана с посягательством на личные права и свободы граждан. Коллекторская деятельность должна быть связана не с взысканием долгов. Задача коллекторства – создавать условия урегулирования долговых споров в досудебном порядке, до принудительного исполнения, когда уже, к сожалению, есть судебное решение".

"Понятно, что есть суд, есть Федеральная служба судебных приставов, есть принудительное исполнение, как завершающая стадия судебного процесса. Но мы должны создавать такие условия, чтобы потребность в этих механизмах была минимальной. Это тоже фактор развития гражданского общества, когда участие государства минимизируется, в том числе в гражданско-правовых проблемах", – отмечает директор ФССП России Артур Парфенчиков .

При этом ведомство также выступает за то, чтобы предъявление коллекторскими агентствами исполнительных документов в ФССП России сопровождалось уплатой государственной пошлины. Это должно сыграть роль фильтра, который будет ограничивать возможность использования ресурсов данного государственного органа в предпринимательской деятельности. В связи с этим ведомство выступает за принятие закона о коллекторской деятельности, который должен четко определить права и обязанности таких организаций, исключая полномочия, связанные с любыми формами принуждения .


Коллектор и должник

После юридического оформления правоотношений между кредитной организацией и коллекторским агентством и передачи всех необходимых для взыскания документов и данных, начинается непосредственное взаимодействие коллектора с должником.

Как правило, первым этапом является дистанционная работа (soft collection) : телефонные звонки и переписка, уведомления по SMS и электронной почте. Основная цель данного этапа – проинформировать должника о задолженности, наладить контакт, определить сроки, в течение которых будет погашаться недоимка, найти устраивающий обе стороны выход из сложившейся ситуации.

В том случае, если по каким-либо причинам установить контакт с должником дистанционно не удается, или он не приводит к желаемому результату, коллекторское агентство может осуществляться личный контакт (hard collection) – выезд по месту жительства или работы должника. Также на данном этапе должнику разъясняются последствия взыскания задолженности в судебном порядке, в том числе потенциальные издержки на участие в процессе, возможность применения мер обеспечения иск и мер принудительного исполнения (арест или изъятие имущества, запрет на выезд за границу).

Последним этапом является взыскание задолженности в судебном порядке (legal collection) . Применяется только в том случае, если по итогам предыдущих стадий взаимодействия с должником не удалось найти компромисс. Коллекторское агентство выступает в процессе либо как кредитор (если имела место уступка права требования), либо как агент – на основании доверенности. По такому же принципу коллекторы работают на стадии исполнительного производства.

Как отмечаетГенеральный директор ОАО "Первое Коллекторское Бюро" Павел Михмель , наиболее дорогим, но эффективным способом взыскания остается на сегодняшний день hard collection.


Коллекторы и общество

Коллекторские агентства часто жалуются на создаваемый в их отношении негативный фон в СМИ. Тем не менее, его нельзя не упомянуть, так как зачастую исходит подобная информация от вполне официальных государственных органов.

Так, среди наиболее распространенных нарушений законодательства коллекторскими агентствами Генпрокуратура РФ особенно выделяет: факты угроз жизни и здоровью граждан, вторжения в жилище, распространения порочащих их сведений, незаконного использования персональных данных граждан, телефонные звонки в ночное время. Также надзорное ведомство и ФССП России отмечают, что коллекторские агентства в своих названиях порой используют наименования органов государственной власти, а также термины "частный судебный пристав", "альтернативный судебный пристав", что вводит граждан в заблуждение относительно их статуса.

Если должник такого согласия не давал, то банку Роскомнадзором может быть выдано предписание о необходимости обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных третьим лицом в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты выявления данного нарушения на основании (см. также практику арбитражных судов выше).

Законодательство не предусматривает обязанности должника вести переговоры с коллекторскими агентствами, независимо от их статуса. В связи с этим, должник имеет право отказаться от общения с коллекторским агентством и решать все вопросы в судебном порядке.

Цитата


Артур Парфенчиков
, директор ФССП России - главный судебный пристав Российской Федерации

"Например, коллектор предоставляет истцу миллион, его проблемы решены, миллион он получил. С должником коллектор заключает соответствующее соглашение, как правило, это рассрочка на определенное время. Кредитор не мог пойти на отсрочку, потому что ему нужен был миллион в конкретный момент времени. А для коллектора это профессиональная деятельность, где главное – найти клиента. И дальше вопрос решается между должником и коллектором: как они договорятся, какая будет сумма процентов, какой срок и т.д. Но это уже вопрос, не связанный с кредитором. Фактически коллектор уводит проблему от необходимости судебной процедуры."

Тем не менее, при принятии соответствующего решения стоит иметь в виду, что коллекторские агентства, как правило, заинтересованы во взыскании задолженности, в досудебном порядке . Потенциально в ходе переговоров они могут предложить должнику более благоприятные условия (реструктуризация задолженности, уступки по срокам и суммам возврата просрочки) в сравнении с перспективой судебного разбирательства и последующим взысканием задолженности силами ФССП России.

Кроме того, необходимо помнить, что сотрудники коллекторских агентств (равно как и банков) не имеют права проникать в жилище должника, требовать выплаты кредита, изымать или арестовывать имущество. Применение к должнику мер принудительного исполнения, а также запрета на выезд за пределы России возможно только должностными лицами ФССП России при наличии судебного акта о взыскании задолженности и соответствующего исполнительного документа ().

Наконец, действенными методами защиты своих прав могут стать обращения в уполномоченные контрольные, надзорные и правоохранительные органы:

Например, Роспотребнадзор может оказать должнику консультационную помощь, обратиться в суд с иском о защите прав потребителя , выступить в процессе в качестве третьего лица, провести внеплановую проверку и выдать банку предписание об устранении нарушений (). Помимо этого ведомство имеет полномочия привлекать банки к административной за включение в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей (), непредоставление информации потребителю (). При необходимости Роспотребнадзор также передает в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Генпрокуратура РФ, работая по жалобам на действия коллекторов и банков, в частности направляет представления об устранении нарушений, предостережения о недопустимости нарушения закона, привлекает к административной ответственности за нарушения законодательства о персональных данных (по ), нарушение прав потребителей по упомянутой . Помимо этого, прокуроры уполномочены возбуждать уголовные дела (например, по – незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну), а также предъявлять и поддерживать в судах иски в целях защиты прав граждан .

В свою очередь ФССП России, в том числе по жалобе гражданина, может привлечь коллекторское агентство к административной ответственности за незаконное использование в своем названии слов "судебный пристав", "пристав" и образованных на их основе словосочетаний (). В ряде случаев имеет смысл и обращение в полицию. Например, если со стороны коллекторов происходит применение силы, угрозы жизни и здоровью, попытки проникновения в жилище, назойливые телефонные звонки (могут применяться "Вымогательство", "Оскорбление", "Мелкое Хулиганство" и др.).

Как уже упоминалось выше, эффект может принести обращение в ассоциации и объединения коллекторов, а также общества защиты прав потребителей (они также обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей, подготовить заявления в контролирующие, надзорные или правоохранительные органы). Обращение в Банк России может быть эффективно в случае разглашения банковской тайны (в отношении банков, особенно злостно нарушающих законодательство, это может стать "последней каплей" для отзыва лицензии).


Планы на будущее

Несмотря на разность позиций, все участники описываемых правоотношений сходятся в одном – необходимо детальное законодательное регулирование коллекторской деятельности. В связи с этим как государственные органы, в том числе при участии самих при участии представителей коллекторского сообщества, выдвигают различные инициативы, направленные на решение данной проблемы.

На данный момент Госдумой в первом чтении принят проект федерального законапотребительском кредитовании" , который призван, в частности, урегулировать соответствующие отношения в части взаимоотношений банков и потребителей с коллекторскими агентствами. В документе планируется закрепить, что банки должны до заключения кредитного договора представлять заемщику информацию о возможной уступке третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита, а также обработке персональных данных заемщика в связи с такой уступкой.

Кроме того, согласно законопроекту, передача персональных данных заемщика при уступке кредитором прав (требований) по договору потребительского кредита допускается без согласия заемщика, если заемщиком было дано согласие кредитору на обработку его персональных данных в связи с заключением договора потребительского кредита. Коллекторы при этом будут обязаны хранить банковскую тайну и персональные данные, обеспечивать конфиденциальность и безопасность персональных данных заемщика и будут нести ответственность за их разглашение.

В целом же, попытки законодательно урегулировать коллекторскую деятельность развиваются не очень удачно. Так, еще в июне 2011 года Минэкономразвития России был разработан отдельный законопроект "О деятельности по взысканию просроченной задолженности" . Документ был размещен для проведения антикоррупционной экспертизы на официальном сайте министерства, но до настоящего времени не принят.

В сентябре того же года в Госдуму был внесен законопроект "О защите прав и законных интересов физических лиц при взыскании задолженности" (автор – депутат Анатолий Аксаков ), однако в 2012 году был отозван. Также в октябре 2012 года в нижнюю палату был внесен законопроект "О внесении изменений в часть первую Российской Федерации" , предусматривающий запрет для банков переуступать право требования по кредитам (автор – депутат Виталий Золочевский ). Документ также был возвращен разработчику.

Серия законодательных нововведений ужесточила работу частных взыскателей долгов, при этом до конца года появится реестр коллекторских агентств РФ 2016 – работать с должниками смогут только те компании, которые в него включены.

Кто в ответе?

Минюст поручил федеральным приставам не только сформировать государственный реестр коллекторских агентств, но и вести с ним работу, включая и исключая из него компании, осуществляющие взыскание долгов. Таким образом, работу коллекторов будут курировать сразу два ведомства: Минюст будет осуществлять нормативно-правовое регулирование, а ФССП – надзор.

Ранее сообщилось, что в Министерстве финансов выступили против выделения денег из казны на работу по надзору за коллекторскими агентствами. Позже появилась информация, что ФССП в течение 2017-2019 гг. потребуется дополнительное финансирование в размере порядка полутора миллиардов рублей на увеличение числа сотрудников. Примерно 500 миллионов нужны на оплату труда ежегодно. Плюс требуется закупить новое оборудование: в 2017 г. на эти цели выделят почти 150 миллионов рублей, в последующие два года – еще по 10 миллионов.

На заметку! По предварительным данным, контролировать деятельность коллекторов будет почти тысяча новых сотрудников, которых наймет Федеральная служба судебных приставов.

В том, что контролировать коллекторов поручено ФССП нет ничего удивительного. Ведомство напрямую работает с исполнительными листами, поэтому ему легче навести порядок среди претендентов, желающих взыскивать долги.

Не дожидаясь создания реестра, глава ФССП Артур Парфенчиков поручил подчиненным уже сегодня начать мониторинг работы коллекторов в регионах.

Уставным капиталом не вышел!

Отбор кандидатов в единый реестр коллекторских агентств будет осуществляться по жестким требованиям. В частности:

  • за включение в реестр, что означает фактическое право на ведение коллекторской деятельности, компании придется заплатить 100 тысяч рублей (ранее обсуждаемую сумму в 10 тысяч законодатели увеличило многократно);
  • за нарушение работы с должниками предусмотрен штраф – до 2 миллионов рублей, а также исключение из «белого списка»;
  • повторное внесение в реестр возможно только по истечении трех лет.

Важно! Подписанный главой государства закон о коллекторах запрещает прямую работу с должниками микрофинансовым конторам и ломбардам.

Напомним, что пакет документов с нового года значительно ограничит методы работы коллекторов, в том числе им запрещается:

  • использовать физическую силу и угрожать смертью;
  • угрожать унитожением имеющегося у должника имущества;
  • оказывать психологическое давление;
  • звонить чаще двух раз в неделю;
  • лично встречаться с должником чаще одного раза в неделю;
  • напоминать о долге раньше чем через 30 дней с момента появления задолженности;
  • передавать данные о задолженности третьим лицам;
  • работать с ИП, взявшими кредиты на ведение предпринимательской деятельности, и с долгами по ЖКХ.

Должники имеют право отказаться от общения с представителем коллекторского агентства, и тогда кредитору придется отозвать «вышибал» и обратиться в суд.

Нормативная база по контролю за рынком возврата долгов дорабатывается. Предполагается, что для коллекторов закроют доступ к «чувствительной информации» о просрочивших выплаты граждан: наличии у них оружия, ценностей, пенсионных накоплениях и пр. – эти данные, по мнению взыскателей, якобы подтверждают факт того, что у должника есть средства на выплату долга. Коллекторы настоятельно рекомендуют открыть для них доступ к государственным базам ГИБДД, налоговой службы, Росреестра, ПФР, ЗАГСа и пр., но на данный момент неизвестно, будет ли их желание поддержано законодательно.

На заметку! Чистка коллекторского рынка станет возможной в первую очередь за счет введения ряда требований. Речь идет о наличии не менее 10 млн.рублей чистых активов и безупречной репутации руководителя, в том числе отсутствие у него судимостей.

Коллекторы предупреждают, что из-за введения требования о наличии у компании 10 миллионов чистых активов могут подорожать кредиты, в которые, как известно, закладываются риски невозврата и расходы на взыскание задолженности. К тому же такие требования заставят многие компании, которые работали до этого легально, «уйти в тень», при этом сам закон, по мнению многих юристов, не решает проблему «черных вышибал».

Заботятся коллекторы и о приставах, нагрузка на которых возрастет многократно. Сегодня в судах рассматривается 5-7 миллионов дел, которые ведут коллекторы, а после начала действия закона большую часть вопросов о досудебном или послесудебном взыскании придется решать приставам. А ведь они уже сегодня работают «на износ». Например, глава региональной ФССП по Калининградской области Михаил Байдураев на днях доложил, что при штате в 239 человек за 3 месяца на исполнение поступило более 580 тысяч производств.

Пока кредиторы продолжают спорить по поводу чрезмерной жесткости новых правил игры, взыскатели готовятся к неминуемым переменам.



Похожие статьи