Натуральное возмещение ущерба по осаго. Ремонт вместо денег по осаго или натуральное возмещение ущерба

Натуральное возмещение ущерба по обязательному страхованию автогражданской ответственности - новый способ компенсации страховщиком вреда, причинённого легковому автомобилю хозяина в дорожной аварии. На сегодняшний день он является приоритетным. Натуральное подразумевает, что страхователь не получит выплаты деньгами, на которую рассчитывал ранее.

Страховая организация отныне организует на специализированном сервисном автоцентре. Легковой автомобиль возвращается владельцу в изначальном состоянии. В том, в каком он был до аварии. Работает действующая отныне законодательная база только с соглашениями, подписанными сторонами с 29 апреля.

Согласно обновлённому законодательству, получить компенсацию после аварии смогут заключившие договорные соглашения с фирмой-страховщиком до и после 29 апреля 2017. Пострадавший в обязательно должен иметь на руках не просроченный полис. Или, как и лицам с поддельными полисами либо вообще не имеющих их, пострадавшему автовладельцу придется ремонтировать легковой автомобиль на свои средства.

Для заключивших договора о страховании до 29 апреля, наряду с натуральным возмещением ущерба, сохраняется возможность принять компенсирование убытков в денежном выражении. Для тех же, кто заключил страховые соглашения с 29 апреля, натуральная форма компенсации отныне носит приоритетный и единственно возможный характер.

Где взять перечень СТО, с которыми сотрудничает страховщик

Страховая организация помещает на своём сайте перечисление сервисных служб, которые она будет вправе привлекать для починки неисправных автомобилей своих клиентов. Также на сайте помещается информация о местонахождении специализированных сервисных центров, вероятных сроках осуществления ими ремонта, а также список годов выпуска и марок подлежащих ремонтному обслуживанию легковых автомобилей. Опубликованная на сайтах, принадлежащих фирмам-страховщикам, информация должна поддерживаться в соответствующем реальному положению дел состоянии.

Когда будет выплачиваться денежная компенсация вместо ремонта

Но из любого правила, как известно, есть исключения. Так, деньги выплачиваются страхователям в случаях, когда:

  • — за аварией последовало полное разрушение автомобиля с невозможностью дальнейшего восстановления;
  • — ремонт авто превышает порог в 400 тыс. руб. (при самостоятельном оформлении аварии по «европротоколу», то есть при составлении документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции - 50 тыс. руб.), а страхователь отказывается производить дополнительную оплату за ремонт на СТО;
  • — у пострадавшего имеется инвалидность и автомобиль ему нужен по медицинским показаниям;
  • — был причинён серьёзный ущерб здоровью страхователя или оно повлекло за собой его смерть (в последнем варианте получателями становятся родственники погибшего);
  • — все ответственные за ДТП признаны виновными и отказываются от доплаты за свой счёт на восстановительные работы.

Когда можно отказаться

Как уже упоминалось ранее, отказаться от возмещения в натуре в пользу оплаты в денежном эквиваленте можно в варианте, когда договорное соглашение было заключено до вступления в реальную силу обновленной законодательной базы, то есть до 29 апреля этого года. Во всех остальных случаях приоритетным будет новый способ компенсации, если нет подлежащих доказательству оснований для иного решения.

Основания для отказа от компенсации в натуре:

  1. Страховая служба по каким-то причинам не может осуществить восстановление повреждённого автосредства в специализированном сервисном центре.
  2. Между пострадавшим страхователем и компанией-страховщиком есть письменный договор о компенсации ущерба деньгами.
  3. Среди сервисных служб, с которыми у страховщика достигнуто соглашение, нет ни одной соответствующей предписаниям, работающим по отношению к службам восстановительных работ. Потерпевший же не согласен на выполнение работ в другой службе автомобильного сервиса.

Кто и где должен ремонтировать легковой автомобиль

Согласно нововведениям, застраховавшиеся и попавшие в ДТП автовладельцы смогут остановиться на любом СТО из перечня, предложенного страховщиками. Те, в свою очередь, должны заключить письменные соглашения с этими станциями. СТО же обязаны производить ремонтные работы на требуемом уровне.

Имея письменное соглашение со страховщиком на руках, автовладелец вправе самостоятельно выбрать для починки своей машины стороннюю СТО, предоставив страховой полные реквизиты станции техобслуживания, включая её точный адрес и расчётный счёт в банке, для произведения страховщиком оплаты услуги.

Расстояние до станций техобслуживания, занимающихся восстановительными работами допустимо не больше 50 км от участка фактического проживания страхователя либо места, где возникло ДТП . Но страховщик имеет право устроить перевозку повреждённого авто до точки реализации ремонтных работ и обратно, либо заплатить за организацию ее страхователем. Наиболее удобный вариант для себя выбирает хозяин легкового автомобиля.

Действия после ДТП

Порядок действий после ДТП прост. Пострадавший обращается к страховщику сразу при возникновении подлежащего страхованию происшествия. Предъявляет ему заполненное извещение, бланки которого он получил от организации страховщика до этого вместе с полисом.

После аварии при этом должно пройти не больше пяти суток. После демонстрации машины экспертам страхователь получает направление на ремонт. Которое затем предъявляет на выбранной станции техобслуживания. Проведенные работы оплачиваются страховой организацией.
Если ущерб причинён только двум сторонам и водители имеют полисы, то обращение подается своей страховой службе. Справка: когда принесен вред здоровью и жизни пострадавших, то заявление подаётся страховщику виновника происшествия.

Требования к ремонтным работам и гарантийные обязательства

Страховая организация несёт всю ответственность за возмещение ущерба в натуре.
Категорически не разрешается эксплуатировать уже использовавшиеся, некачественные или отремонтированные детали, агрегаты, узлы. Либо страховщик должен договориться об их употреблении со страхователем.
Гарантийные обязательства в отношении сроков проведённых работ, устанавливаемые страховой службой с привлечением СТО, равны шести месяцам. Исключение составляют работы, проводимые с применением лаков, красок, а также кузовной ремонт (выправление вмятин, окрашивание) . Гарантия тогда даётся в двенадцать месяцев.

Посмотрите видео о натуральном ОСАГО

Починка автотранспорта, срок эксплуатации которого не больше двух лет, находящегося на гарантии, проводится официальным дилером. Дилер здесь выполняет свои гарантийные обязательства.
Возможность варьирования количества проводимых работ, условий и времени их выполнения согласуется ремонтниками с заинтересованными сторонами. Если ремонтная служба не в состоянии достать какие-либо новые детали для производства работ, она вправе обратиться к обеим заинтересованным сторонам для согласования дальнейших действий. Только имея разрешение с их стороны, она может использовать бывшие в употреблении либо восстановленные детали.

Возможные санкции в отношении страховщика

Компания-страховщик задерживая возврат автомобиля выплачивает сумму в размере 0,5% от полной суммы страховой компенсации. Итоговая выплата не может быть больше всей суммы компенсации.
Если Центробанк выявит несколько несоблюдений фирмой-страховщиком обязательств по отношению к страхователю за один год, выполнение им компенсации ущерба в натуре может ограничиваться до одного года.

Сроки выполнения

30 дней, за исключением выходных и праздников, - вот время, в течение которого, согласно новым правилам, страховая организация обязана произвести качественную починку застрахованного и поврежденного в ДТП автомобиля. Если сроки починки нарушаются либо произведен некачественный ремонт и автовладельца есть доказательства этого, фирму-страховщика могут настигнуть штрафные санкции . Не стоит забывать, что пострадавший должен успеть направить легковой автомобиль в специализированный сервисный центр в пятидневный срок со времени выдачи ему направления.

Можно ли и в каких случаях самому выбрать СТО для ремонта авто

Да, такое развитие событий законодательством тоже предустановлено. Необходимо грамотно и конкретно обосновать страховщику свое решение. Имея на руках письменное согласие страховой организации потерпевший автовладелец вправе самостоятельно спланировать и предпринять выполнение восстановительно-ремонтных работ у сервисных служб , с которыми у страховщика в данный момент отсутствует соглашение на осуществление ремонтных работ.

Владелец автомобиля в заявлении прописывает избранную самостоятельно фирму техобслуживания, ее реквизиты и адрес. Страховая фирма выдаёт пострадавшему заявителю направление на восстановительно-ремонтные работы и оплачивает их.

Выводы

  1. Возмещение ущерба в натуре – это ремонтные работы в сервисной службе на средства страховщика взамен денежной компенсации ранее.
  2. Теперь оно обязательно для всех физических лиц.
  3. Право на денежную выплату возможно в отдельных случаях. Если выплата деньгами в приоритете для страхователя, то лучше выбрать страховщика, у которого мало сервисных служб либо они находятся на расстоянии более 50 км, предусмотренных новой законодательной базой.
  4. Страховой службой должны выполняться гарантийные обязательства. Перед направлением на ремонтные работы надо по возможности сделать фото и видео всего, что так или иначе будет затронуто сервисной службой. Если работа ею будет выполнена некачественно либо возникнут дефекты, у страхователя будут доказательства для страховой фирмы.
  5. Ремонтные работы производятся только новыми деталями. Доплата за износ от пострадавшего не потребуется.
  6. К выбору страховой теперь надо подходить особенно тщательно. Важно знать количество сервисных автоцентров, с которыми она работает, и иметь хоть какое-то понятие о качестве проводимых ими работ.

С 28 апреля 2017 года вступают в силу изменения в закон об ОСАГО, касающиеся натуральной формы возмещения.

НАТУРАЛЬНАЯ ФОРМА ВОЗМЕЩЕНИЯ

только для легковых автомобилей физ. лиц

Поправками устанавливается приоритет направления на ремонт над денежной выплатой. Это значит, что при определенных условиях, потерпевший в ДТП не сможет получить денежную выплату, а возмещение ущерба будет происходить только путем направления на ремонт в сервисном центре. Новые условия возмещения распространяются только на полисы, заключенные после 28 апреля 2017 года и только на легковые транспортные средства, принадлежащие гражданам РФ и зарегистрированные в РФ. Все остальные транспортные средства, включая мотоциклы, грузовики, автобусы, спецтехнику, ТС юридических лиц и иностранцев, эти изменения не затронут.

КАК ПРОИСХОДИТ РЕМОНТ

При наступлении страхового события, потерпевший обращается в свою страховую компанию за возмещением. Страховщик предлагает на выбор несколько станций технического обслуживания автомобилей (далее по тексту - СТОА ), с которыми у него заключен договор. Потерпевший в ДТП выбирает одну из них и поврежденный автомобиль отправляется на ремонт. После этого страховщик оплачивает стоимость ремонта напрямую в СТОА.

Страхователь может заранее выбрать СТОА при заключении договора страхования ОСАГО (из списка на сайте страховой компании), либо уже после наступления страхового случая. Возможно также направление на ремонт на СТОА, с которой у страховой компании нет договора, но только по отдельному согласованию со страховщиком.

Расстояние до СТОА не может превышать 50 км от места жительства потерпевшего или от места ДТП (по выбору потерпевшего). Если расстояние до ближайшей СТОА превышает 50 км, страховщик может оплатить транспортировку поврежденного автомобиля до места ремонта и обратно.

Автомобили возрастом до 2 лет направляются на ремонт только на официальный дилер .

Оплата ремонта осуществляется без учета износа . Запрещается использование восстановленных или б/у деталей.

Срок ремонта поврежденного автомобиля не может превышать 30 рабочих дней с момента передачи на СТОА. При несоблюдении сроков ремонта страховщик уплачивает неустойку (штраф) в размере 0,5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки (но не более стоимости ремонта)

ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА РЕМОНТА

Предоставляется гарантия на выполненный ремонт - 6 месяцев, на покраску и кузовные работы - 12 месяцев.

При выявлении недостатков ремонта, потерпевший обращается к страховщику с досудебной претензий. Выявленные недостатки ремонта устраняются в течении 30 рабочих дней.

В случае нарушений порядка ремонта страховщиком, Центральный Банк может временно ограничить право страховщика выдавать направления на ремонт.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВОЗМОЖНА ДЕНЕЖНАЯ ВЫПЛАТА

  1. Полная гибель автомобиля
  2. Смерть потерпевшего
  3. Тяжкий вред здоровью потерпевшего
  4. Потерпевший является инвалидом, имеющим ТС по мед. показаниям
  5. Стоимость ремонта превышает лимит возмещения по полису
  6. Обоюдная вина участников ДТП и при этом потерпевший отказывается доплачивать
  7. Отсутствие согласия потерпевшего на ремонт на СТО, несоответствующей требованиям
  8. Наличие соглашения между страховщиком и потерпевшим

Актуальные разъяснения и комментарии по состоянию законодательства на 2018 год о порядке возмещения причиненного в ДТП вреда, образцы исковых заявлений , претензии содержатся в публикации "Страховое возмещение по ОСАГО. Порядок, формы, иски, претензии, сроки ".

Общее правило: страховое возмещение в форме ремонта ТС!

Если договор ОСАГО заключен 28.04.2017 года и позже , страховое возмещение причиненного вреда осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего. Такая (натуральная) форма страхового возмещения с указанной даты приоритетна для граждан России, являющихся собственниками легковых автомобилей, зарегистрированных в России (п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Приоритет натуральной формы страхового возмещения (т.е. ремонта ТС) над страховой выплатой действует только в отношении зарегистрированных в России легковых автомобилей , принадлежащих гражданам Россиии. То есть, по-прежнему сохраняется право выбора формы страхового возмещения в отношении:

  • грузовых автомобилей;
  • автомобилей организаций;
  • автомобилей, зарегистрированных в других государствах.

Исключения из общего правила о натуральной форме страхового возмещения

Итак, с 28.04.2017 года, вне зависимости от желания потерпевшего гражданина страховое возмещение может быть осуществлено только путем организации и (или) оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного авто. Но имеются и исключения из указанного "приоритета".

Нет выбора: только деньги!

Есть выбор: деньги или ремонт!

В некоторых случаях, потерпевший, желающий получить деньги вместо ремонта должен прямо указать об этом в заявлении о страховом возмещении или не согласиться на доплату за ремонт на СТО. Потерпевший вправе выбрать деньги (страховую выплату) вместо ремонта в случае (п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО):

1. причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения ;

2. если потерпевший является инвалидом, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 17 закона об ОСАГО, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения ;

3. если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает 400 тысяч рублей или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с п. 22 статьи 12 закона об ОСАГО все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания ;

Другими словами, в том случае, если стоимость ремонта превышает 400000 рублей (пп. "б" ст. 7 Закона об ОСАГО) или 50000 рублей при "европротоколе" (п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО), либо страховка меньше из-за учета степени вины всех участников ДТП (п. 22 ст. 12 закона об ОСАГО), вам сделают ремонт только при вашем согласии на доплату необходимой на ремонт суммы. Если нет – выплатят денежные средства в размере причитающейся вам страховой выплаты (в пределах сумм, указанных выше).

4. если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям и потерпевший не дал согласия в письменной форме на получение направления на ремонт на одну из таких СТО. В этом случае страховщике возмещает вред в форме страховой выплаты (абз. 6 п. 15.2 статьи 12 закона об ОСАГО).

В каком случае СТО признается не соответствующей требованиям к организации ремонта? Такие требования, в частности, установлены в п. 15.2. ст. 12 закона об ОСАГО :

  • срок проведения ремонта поврежденного автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней со дня представления авто на СТО или передачи автомобиля страховщику для организации его транспортировки на СТО;
  • максимальная длина маршрута по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТО не может превышать 50 км ., за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного автомобиля до СТО и обратно);
  • ремонт "гарантийного" автомобиля должен производиться только на СТО производителя или импортера . Восстановительный ремонт автомобиля, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться СТО - официальным сервисным центром данной марки автомобиля. Верховный Суд РФ в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 разъяснил, что "потерпевший вправе получить страховое возмещение в денежном эквиваленте, если гарантийное обязательство производителя составляет более двух лет с года выпуска ТС , и на момент его повреждения в результате страхового случая по договору ОСАГО срок обязательства не истек, и страховщик не выдает направление на обязательный восстановительный ремонт на СТО, являющейся сервисной организацией в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером (дистрибьютором).."

5. если при прямом возмещении убытков страховщик не может организовать ремонт на СТО , которая была указана при заключении договора ОСАГО, потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться в письменной форме на проведение ремонта авто на другой предложенной страховщиком СТО (абз. 2 п. 3.1 ст. 15 закона об ОСАГО).

6. если потерпевший и страховщик заключили письменное соглашение о страховом возмещении в форме страховой выплаты (получении денежных средств вместо организации и оплаты ремонта ТС).

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлен приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Закон определяет случаи, когда возмещение может выплачиваться потерпевшему в денежной форме, содержит требования к станциям технического обслуживания (СТО), на которых может производиться ремонт транспортных средств на основании договора со страховщиком.

Кризис автострахования

До недавнего времени российские автовладельцы получали денежные компенсации от страховых компаний в случае возникновения страховых случаев по ОСАГО. Это обстоятельство вызывало негативную реакцию со стороны страховых компаний, которые были обеспокоены чрезмерно большими размерами компенсаций.

Суммы страховых выплат, серьезно превышающие понесенный потерпевшей стороной ущерб, достаточно часто формируются из-за целенаправленных действий автоюристов, специализирующихся в сфере споров по автострахованию. Автоюристы далеко не во всех случаях представляют интересы автовладельцев, пострадавших в ДТП. Одно из наиболее распространенных направлений деятельности автоюристов – выкуп у попавшего в дорожно-транспортное происшествие собственника транспортного средства права требования по страховке. После выкупа автоюристы обращаются в суд и получают компенсации.

Только в 2016 году страховыми компаниями было потеряно около 40 млрд руб., что стало результатом действий автоюристов, отстаивающих интересы своих клиентов в судах. Среди других видов страхования ОСАГО занимает первое место в качестве наиболее частого объекта мошеннических действий. Свыше 68% таких действий совершается в сфере ОСАГО, 22% – в сфере КАСКО и только 6% – в сфере страхования имущества. Это означает, что именно в сфере ОСАГО чаще всего происходят случаи мошеннических выплат.

В результате всего на рынке автострахования создалась кризисная ситуация. Так, суммы страховых выплат приблизились к объемам сборов страховых компаний. Сохранение этой тенденции может привести к тому, что страховые компании начнут работать себе в убыток.

Произошло увеличение и суммы средних страховых выплат по ОСАГО, которая в начале 2017 года составила 72,7 тыс. руб. В такой ситуации от присутствия на рынке услуг ОСАГО отказались все иностранные страховые компании, специализирующиеся в сфере автострахования. Значительно сократилось и количество российских автостраховых компаний, работающих с ОСАГО.

Особенности ремонта

Инициаторы принятия Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» рассчитывают, что внедрение содержащихся в нем изменений в практическую жизнь позволит существенно сократить и убытки страховых компаний, и возможность совершения мошеннических действий в сфере автострахования. То есть с новым законом связываются перспективы возрождения отечественного рынка автострахования.

Согласно изменениям в законодательстве страховые компании будут направлять автомобили, у которых возникли страховые случаи, на станции технического обслуживания для проведения ремонтных мероприятий. Право выбора станции технического обслуживания из представленного страховой компанией списка останется за автовладельцем. Станция технического обслуживания, согласно законодательству, не обязательно должна иметь договор со страховой компанией. По желанию автовладельца для проведения ремонтно-технических мероприятий автомобиль может быть направлен на станцию технического обслуживания, с которой у страховой компании нет договора. В данном случае выбор станции необходимо согласовать со страховой компанией в письменной форме. Предусматривается местонахождение станции технического обслуживания не далее 50 км от места жительства владельца транспортного средства.

Относительно самих ремонтно-технических мероприятий в Законе № 49-ФЗ содержатся достаточно жесткие условия, которые предусматривают: 1) осуществление ремонта в течение не более чем 30 дней; 2) гарантийные обязательства предприятия-изготовителя при необходимости ремонта нового автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие; 3) возмещение страховой компанией ущерба от некачественного ремонта или от задержки ремонтно-технических мероприятий не по вине собственника транспортного средства; 4) использование исключительно новых запасных частей во время ремонта застрахованного транспортного средства; 5) шестимесячный минимальный срок гарантии проведенных ремонтно-технических мероприятий в случае проведения кузовных работ и применения лакокрасочных материалов – двенадцатимесячный гарантийный срок.

Таким образом, после вступления в силу Закона № 49-ФЗ все заключенные позже определенной даты договоры ОСАГО будут подразумевать не выплату страховых средств, а направление пострадавшего автомобиля на станцию технического обслуживания. Однако возможность получить финансовую компенсацию в случае наступления страхового случая у собственника транспортного средства все же останется.

Законом № 49-ФЗ предусмотрены следующие возможные случаи, когда страховая компания будет обязана перечислить потерпевшей стороне (собственнику транспортного средства или его представителю) сумму страховой выплаты в денежном эквиваленте: 1) полная гибель транспортного средства; 2) смерть потерпевшего (в этом случае сумму получают его наследники); 3) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (но эту форму страхового возмещения потерпевшая сторона должна отразить в письменном заявлении о страховом возмещении); 4) наличие инвалидности у потерпевшего (в случае, если он отразит такую форму страхового возмещения в письменном заявлении); 5) превышение стоимости восстановительного ремонта страховой суммы или максимального размера страхового возмещения (а также если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, а потерпевший отказывается производить доплату за ремонт); 6) наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим. Также собственник транспортного средства получает возможность требовать получение страховой выплаты, если страховая компания не может организовать проведение ремонтно-восстановительных работ на станции технического обслуживания, предложенной ранее.

Перспективы и опасения

С нововведениями законодатели связывают возможность для рынка автострахования избавиться и от многочисленных мошенничеств, и от деятельности автоюристов, приносящей страховым компаниям серьезные убытки. Посреднические и мошеннические структуры привлекают те направления деятельности, где предусмотрен большой оборот денежных средств. В случае оказания в большинстве страховых случаев ремонтных услуг вместо финансовых выплат интерес мошенников и посредников к сфере автострахования должен значительно ослабнуть.

Но принятие закона уже вызвало достаточно многочисленные скептические возражения, связанные с убежденностью в том, что ситуация останется практически без серьезных изменений.

Во-первых, есть большие сомнения в перспективе избавления рынка автострахования от активной деятельности автоюристов. Можно прогнозировать, что автоюристы перейдут на новое направление деятельности – представление в судах интересов автовладельцев, пострадавших от низкого качества проведенных ремонтно-восстановительных работ. Доказать неудовлетворительный характер ремонтных работ, а также возможное нарушение сроков их проведения достаточно легко. Не исключено, что страховые компании могут понести в результате судебных исков автоюристов еще большие убытки, чем до вступления закона в силу.

Во-вторых, произойдет переориентация мошеннических схем на работу с ремонтно-восстановительными мероприятиями на станциях технического обслуживания. Это достаточно перспективное поле для деятельности мошенников, и страховым компаниям даже после принятия закона вряд ли удастся окончательно избавиться от связанных с их деятельностью рисков и убытков.

Серьезные проблемы в связи с реализацией на практике требований нового закона могут последовать и для российских автовладельцев, и для страховых компаний. Так, страховые компании, как можно предположить, будут предлагать собственникам транспортных средств ремонтно-восстановительные мероприятия на станциях технического обслуживания, с которыми у них существуют соответствующие договорные отношения. Страховая компания должна обеспечить направление автотранспортного средства на ремонтные работы в сервис – официальный дилер, расположенный не далее 50 км от места жительства собственника транспортного средства.

Однако данное условие проблематично для Российской Федерации. С учетом протяженности территории страны, особенно в регионах Урала, Сибири, Дальнего Востока, ближайшая станция технического обслуживания, являющаяся официальным дилером, может находиться на расстоянии не только более 50 км, но и более нескольких сотен км. Это не учтено в Законе № 49-ФЗ, что может принести неприятности страховым компаниям и автовладельцам.

Отметим, что в результате ремонтных работ, проведенных не у официального дилера, существует очевидная потеря гарантии на транспортное средство. Но, если даже не учитывать протяженность северных территорий, достаточно сложной задачей представляется организация ремонта у официального дилера в случае незначительных поломок автомобиля. С другой стороны, неофициальные станции технического обслуживания не обладают знанием всех нюансов технологии компании – производителя автотранспортного средства, поэтому не могут гарантировать качество произведенных ремонтных работ, особенно касающихся использования электроники.

Если автомобиль старый…

Другой парадокс, более всего вредящий страховым компаниям, заключается в том, что законом предусматривается гарантийное обслуживание всех попавших в дорожно-транспортное происшествие транспортных средств, в том числе и очень старых, находящихся в плохом состоянии автомобилей. Получается, что у страховой компании возникают гарантийные обязательства перед владельцем автомобиля, который может сломаться после выхода со станции технического обслуживания совершенно по другим причинам, например из-за своей изношенности, плохого состояния кузова и т. д. Серьезной проблемой является и обязательность установки новых деталей на все подлежащие страховому ремонту транспортные средства, включая и очень старые автомобили, находящиеся в плохом состоянии.

Ответственность за качество произведенных ремонтно-восстановительных работ будет нести не станция технического обслуживания, а страховая компания, что также может привести к весьма существенным убыткам в случае некачественных ремонтных услуг. Поэтому к проблеме организации ремонтно-восстановительных работ страховые компании будут вынуждены подходить исключительно в индивидуальном порядке, что существенно усложнит их практическую деятельность.

Также есть проблемы с обеспечением новыми деталями при сохранении существующих тарифов на ОСАГО. Поскольку страховая компания обязана обеспечить транспортное средство новыми деталями, она столкнется с существенными финансовыми затратами. Не исключено, что многие страховые компании предпочтут отказаться от ОСАГО.

Таким образом, применение Закона № 49-ФЗ способно повлечь за собой многочисленные проблемы и противоречия, что неизбежно окажет влияние и на комфорт собственников транспортных средств, и на положение страховых компаний. Единственной возможностью избежать тех серьезных негативных последствий, которые мы назвали выше, является дальнейшее совершенствование взаимодействия между страховыми компаниями, официальными дилерами, станциями технического обслуживания, которое обязательно должно найти отражение на нормативно-правовом уровне.

Предназначены пока лишь для обладателей новых полисов ОСАГО, приобретенных после 28 апреля. По полисам, купленным ранее, порядок прежний. Но если вы все же хотите получить направление на ремонт, можно выяснить в своей страховой компании о наличии такой возможности. Дело в том, что и до вступления в силу поправок такая возможность была. Правда, тут все зависит от желания страховой компании. Сумеете договориться - машину отремонтируют, не сумеете - получите деньги.

Если частных владельцев легковых автомобилей в автосервисы будут направлять не предлагая альтернативы, то для юридических лиц сделали поблажку. У многих фирм, которые владеют автомобилями и занимаются, к примеру, перевозками, есть договоренности со «своими» автосервисами. Но если компания-автовладелец все же пожелает получить направление на ремонт в автосервис страховой компании, то с этим проблем не будет.

Давайте рассмотрим подробно, как будет происходить выплата в «натуре».

Что делать после ДТП?

После аварии пострадавший обращается в свою страховую компанию с и предъявляет для осмотра автомобиль. Как и раньше, страховая компания осматривает поврежденную машину, при необходимости проводится экспертиза. После этого вам выдают направление на СТО.

Можно ли выбрать СТО самому?

Конкретный автосервис вы выбираете сами. Сделать это можно, да и нужно, заранее. Каждая страховая компания обязана опубликовать список таких СТО на своем сайте. Посмотрите, выберите наиболее удобный.

Какую СТО выбрать?

На сегодняшний день для СТО в законе установлены лишь общие требования. По словам Марии Щукиной, заместителя начальника Управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «РЕСО-Гарантия», финальной версии Правил ОСАГО пока нет. Обсуждаемый вариант изменений Правил фактически дублирует то, что прописано в законе.

Важно: СТО должна находиться на расстоянии не более 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего. На деле это не всегда возможно. Если страховая компания организовала и (или) оплатила транспортировку автомобиля до места проведения ремонта и обратно, то выбор СТО здесь за страховой компанией. Речь идет о тех случаях, когда разбитый автомобиль не может двигаться своим ходом.

Если автомобиль гарантийный?

При ремонте должны сохраняться гарантийные обязательства производителя транспортного средства. Новые автомобили (до двух лет) будут у дилеров. Это положение, к слову, вызвало множество вопросов. Почему именно 2 года? Ведь у многих производителей гарантийный срок намного больше?

Здесь, скорее всего, законодатель исходил из средней продолжительности гарантии. Так, по словам Татьяны Федосеевой, директору по урегулированию убытков в автостраховании СК «Согласие», одни производители дают ограниченную гарантию один год, другие - на пять лет. Но основная же масса гарантийного срока - это два года.

Действительно, если взять тех же «немцев» (БМВ, Мерседес), то у этих производителей именно двухгодичная гарантия. А , как правило, сопряжены с разными доплатами или определенными условиями и распространяются лишь на некоторые узлы и агрегаты.

Быстро ли отремонтируют?

С направлением вы приезжаете в автосервис, сдаете автомобиль в ремонт. Дальше все как и при обычном обращении в автосервис. Однако срок ремонта не будет превышать 30 рабочих дней с момента предоставления автомобиля на СТО. Это вовсе не означает, что ремонт будет длиться именно столько. Это максимально допустимое время на устранение сложных повреждений.

Какие запчасти будут использовать при ремонте?

Важно отметить, что в законе прописана обязательность использования новых запчастей. Никакие б/у и восстановленные детали на автомобили ставить не должны. Конечно, новые не значит оригинальные. Но не стоит думать, что сервисмены ради экономии начнут использовать дешевые китайские запчасти.

Бояться этого не нужно, уверена Татьяна Федосеева. Во-первых, при ремонте должны использоваться только сертифицированные запчасти, а значит качественные и безопасные. К слову, в том же Китае сейчас производится большое количество и оригинальных запчастей. Взять, к примеру, производителя компанию Fuyao. Продукция этой фирмы официально используется Audi, Volkswagen, Honda, Toyota, Land Rover и другими автопроизводителями, поясняет Федосеева. Во-вторых, мы и сами, ремонтируя машины, не всегда готовы покупать дорогие оригинальные запчасти. Тем более когда аналоги стоят заметно меньше, а по качеству нисколько не уступают оригиналам.

Мария Щукина отмечает, что если бы неоригинальные запчасти были низкого качества, то на них попросту не было бы спроса. «Неоригинальная деталь может быть лучше оригинальной, полностью идентичной и равной по качеству. Аналоги выпускаются всемирно известными заводами непосредственно для рынка автозапчастей, и они всегда гораздо дешевле оригиналов», - подытоживает Щукина.

Кто оплачивает ремонт?

После окончания ремонта автовладелец должен проверить качество работ. Хотя бы визуально. Если все устраивает, то автовладелец подписывает акт приемки и забирает машину. Платить за ремонт будет страховая компания. Но только при отсутствии претензий со стороны автовладельца. Это, к слову, одна из причин, которая не позволит сервисменам халтурить. Ведь если ремонт будет сделан плохо, денег СТО не получит.

Что делать, если ремонт некачественный?

При все вопросы придется решать не с сервисом, а со страховой компанией. Заметили огрехи в ремонте при получении машины? Акт не подписываете, а фиксируете все «косяки» и обращаетесь к страховой компании с требованием устранить дефекты. Если же недостаток проявился через какое-то время, нужно его зафиксировать и опять же направить претензию в страховую компанию. Если в страховой компании согласятся с претензиями, недостатки исправят, возможно, в другом автосервисе. Если не согласятся - придется идти в суд.

По мнению Павла Самиева, исполнительного директора Национального рейтингового агентства (НРА), пока не определено само понятие «качество ремонта», пока не определены критерии, полноценно нововведения работать не будут. И СТО полноценно работать не смогут.

«Начнутся жалобы в ЦБ РФ и Роспотребнадзор. В „тестовый“ период, когда страховые компании должны показать, насколько они готовы к „натуральному“ возмещению, достаточно двух жалоб на качество ремонта, и страховая компания будет вынуждена вернуться к денежным выплатам. И все это на фоне неотработанных процедур в цепочке „потерпевший - страховщик - СТО“. А значит, опять возврат к денежным выплатам, от которых мы должны были уйти, чтобы изолировать деятельность недобросовестных автоюристов. В прошлом году отрасль потеряла на этом 40 млрд рублей, сколько она потеряет в этом - можно только гадать. Стоит ли столько „тестовый“ период? Мы оценим через полгода», - поясняет Самиев.
Пока сложно сказать, как пойдет работа новой системы. Надеюсь, что страховые компании будут выбирать качественные автосервисы, а те, в свою очередь, ремонтировать машины быстро и в строгом соответствии с требованиями и регламентами автопроизводителей.

Похожие статьи