О сроке давности взыскания недоимки. Особенности взыскания задолженности по налогам

О возникновении и прекращении обязанности по уплате налогов и сборов мы рассказывали в и указывали, что обязанность уплаты законно установленных налогов - одна из основных обязанностей налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). В случае, если налогоплательщик не оплатит в установленные сроки свои налоги, у него возникает недоимка.

Недоимка по налогам - это…

НК РФ дает следующее определение недоимки. Недоимка - это сумма налога или сбора или страховых взносов, которая не уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ). Это значит, что задолженность по уплате пеней или штрафа за нарушение налогового законодательства недоимкой с точки зрения НК РФ не является.

За неуплату налогов в установленный законом срок в результате занижения базы или иных неправомерных действий организации несут ответственность, которую мы рассматривали в .

А у налоговых органов, в свою очередь, появляется право это недоимку взыскивать с учетом пеней, а иногда и штрафов за неисполнение налоговой обязанности (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Для взыскания недоимки налоговая направляет налогоплательщику требование об уплате налога. В этом документе будет содержаться информация о неуплаченной сумме налога и об обязанности погасить ее в установленный срок (п. 1 ст. 69 НК РФ). Подробнее о налоговом требовании мы рассказывали в и приводили образец такого документа.

Налоговая инспекция будет предпринимать все доступные законные средства для взыскания недоимки по налогам с физических лиц или организаций, в т.ч. путем обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика-должника.

В исключительных случаях недоимка может быть признана безнадежной и списана налоговым органом (

В прошлом номере журнала мы рассмотрели вопрос, как избавиться от старой недоимки, отраженной на лицевом счете налогоплательщика, право на взыскание которой налоговые инспекторы утратили . Такая недоимка зачастую указывается в справке о состоянии расчетов с бюджетом (подтверждающей налоговую добросовестность налогоплательщика) , которая теперь стала официальным документом и должна в соответствии с налоговым законодательством выдаваться налоговыми органами. Но не менее интересен и другой вопрос: когда контролеры утрачивают право на взыскание недоимки? Он и станет предметом рассмотрения в статье.

По общему правилу налоговый орган вправе исключить задолженность из лицевой карточки расчетов с бюджетом (РСБ), только если признает задолженность безнадежной к взысканию в порядке ст. 59 НК РФ . Большая часть оснований для списания налоговой недоимки, перечисленных в названной статье, связана с прекращением налогоплательщиком хозяйственной деятельности или с недостаточностью его имущества для погашения задолженности перед бюджетом.

К сведению

Федеральным законом №  248-ФЗ установленный п. 1 ст. 59 НК РФ перечень случаев, когда недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, дополнен новым пп. 4.1 (применяется с 24.08.2013). Согласно этому подпункту недоимка признается безнадежной, если судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью ее взыскания (см. также Письмо Минфина России от 08.07.2013 №  03-02-07/2/26263 ). Но для этого необходимо выполнение двух дополнительных условий: с момента образования недоимки должно пройти пять лет и ее сумма вместе с задолженностью по пеням и штрафам не может превышать установленный законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) размер требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве .

По инициативе самого налогоплательщика признание недоимки безнадежной и последующее ее списание возможно только на основании судебного акта, из которого следует (из резолютивной или мотивировочной части - значения не имеет ), что налоговый орган из-за истечения предельных сроков не вправе взыскать недоимку. Вопрос: как определить эти сроки (пропуск которых делает невозможным взыскание недоимки налоговым органом), ведь Налоговым кодексом срок давности на взыскание недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам не установлен? Прежде необходимо выяснить, с какого момента нужно вести отсчет этого срока.

Недоимка образована или выявлена?

Недоимка - это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок (п. 2 ст. 11 НК РФ ). Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки (п. 8 ст. 101 НК РФ ).

Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ (определяет сроки для направления требования об уплате налога и сбора), который корреспондирует с п. 3 ст. 46 НК РФ (в нем прописан порядок принятия решения о принудительном взыскании недоимки), этой датой является дата выявления недоимки.

Справедливость сказанного подтверждает приложение 1 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@ , утвердившему формы документов, используемые при принятии обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, в котором регламентирована форма специального документа, оформляемого налоговой инспекцией при выявлении недоимки. Он так и называется - «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий - по результатам камеральной проверки (ст. 88 НК РФ ) или выездной проверки (ст. 89 НК РФ ). Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ ) . Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога, признаваемой таковой в порядке, установленном п. 8 ст. 101 НК РФ . Датой возникновения указанной недоимки является:

День фактического получения налогоплательщиком денежных средств - в случае возврата налога;

День принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, - в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей). При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления. К такому выводу пришел Пленум ВАС в п. 50 Постановления от 30.07.2013 №  57 . Ранее аналогичную позицию высказал Президиум ВАС в Постановлении от 20.09.2011 №  3147/11 .

Если в первом случае (при выявлении недоимки в рамках контрольных мероприятий) о недоимке налогоплательщик может узнать из решения, принимаемого по результатам проверок и направляемого ему в порядке, установленном ст. 100 НК РФ , то во втором случае (вне рамок контрольных мероприятий) - лишь из полученного требования об уплате налога, которое по общему правилу налоговый орган должен направить ему не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ ).

Дело в том, что специальный документ «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)», который налоговые инспекторы обязаны составить в силу абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ , налогоплательщику в обязательном порядке не направляется. На этот нюанс обращают внимание и финансисты (Письмо от 11.02.2010 №  03-02-07/1-57 ), и арбитры (Постановление ФАС СЗО от 21.12.2010 № А13-2446/2010 ).

И последнее: для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Считаем процессуальные сроки

Определение даты начала периода жизни недоимки - это лишь первый шаг на пути исчисления срока давности для ее взыскания. Этот срок действительно нужно исчислять, поскольку в Налоговом кодексе он прямо не установлен, там прописаны только конкретные процессуальные сроки для отдельных процедур, например:

Для принятия решения о взыскании недоимки, в том числе для направления требования об уплате налога (ст. 70 );

Для исполнения такого требования (ст. 69 );

Для принятия решения о бесспорном взыскании налога (ст. 46 , 47 ).

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке (п. 6 ст. 6.1 , п. 2 ст. 70 НК РФ ).

Напомним, с 24 августа 2013 года срок выставления требования увеличен с 10 до 20 дней. Соответствующие поправки в п. 2 ст. 70 НК РФ были внесены Федеральным законом №  248-ФЗ . Названным законом измен и срок для направления требования, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ , для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий. Теперь он зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

500 руб. и более - требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

Менее указанной суммы - в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, - 8 рабочих дней начиная с даты получения требования (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ ). Однако этот срок по усмо-трению налогового органа может быть увеличен. (Заметим, максимальный предел данным пунктом не установлен.)

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки, установленные ст. 46 НК РФ .

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ ).

Существенный момент. В двухмесячном сроке на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, установленном п. 3 ст. 46 НК РФ , не учитывается период, в течение которого принимались обеспечительные меры в виде приостановления действия решения о принудительном взыскании.

К такому выводу пришел Пленум ВАС в Постановлении №  57 , указав в п. 76 следующее: принятые судом обеспечительные меры приостанавливают течение установленного ст. 46 НК РФ срока принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафа. В этот период существуют юридические препятствия для осуществления инспекцией действий, необходимых для принудительного взыскания.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета -

дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Но это еще не все. Пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд может быть восстановлен (п. 3 ст. 46 НК РФ ).

Обратите внимание

В настоящее время ни НК РФ, ни АПК РФ (регламентирующий деятельность арбитражных судов) не содержат указаний, какие причины могут быть признаны уважительными. Например, внутренние организационные причины, по которым налоговые органы пропустили срок на взыскание недоимки в судебном порядке, не могут рассматриваться в качестве уважительных для его восстановления (п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ №  57 ). Не будет считаться таковой и сверка расчетов с налогоплательщиком (Постановление ФАС ДВО от 12.03.2009 № Ф03-717/2009 ).

Вместе с тем срок на взыскание недоимки может быть восстановлен, если между налогоплательщиком и инспекцией был судебный спор о законности решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (см. Постановление ФАС УО от 15.05.2013 № Ф09-3617/13 ).

Кроме того, согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 47 НК РФ .

Принять такое решение налоговый орган вправе в течение года после окончания срока исполнения требования. По истечении года, но не позднее 2 лет после окончания срока исполнения требования налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика суммы налога, причитающейся к уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления и в этом случае может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 47 НК РФ ).

Как отмечено в п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ №  57 , налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. Иными словами, взыскать недоимку за счет имущества налогоплательщику, минуя стадию ее взыскания за счет денежных средств должника в банке, налоговый орган не вправе. Но из этого правила, по мнению Пленума ВАС, есть два исключения, когда налоговый орган вправе сразу принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика:

Если в отношении этого налогоплательщика ведется исполнительное производство, которое на момент принятия решения о взыскании не окончено (не прекращено);

В случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.

Итак, подсчитав срок, состоящий из совокупности приведенных выше сроков, приходим к выводу: в целом период, отведенный Налоговым кодексом для принудительного взыскания контролерами недоимки (задолженности по пеням, штрафам) с налогоплательщика, составляет в общей сложности около 3 лет. При этом определить конкретную дату, после наступления которой контролеры не вправе взыскивать спорную задолженность с налогоплательщика, не представляется возможным, так как по замыслу законодателей она не является фиксированной.

Вместе с тем совокупность сроков, установленных ст. 45 , п. 3 ст. 46 , ст. 69 , 70 НК РФ на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогам и пеням, является пресекательной. К такому выводу в свое время пришел Президиум ВАС в Постановлении от 06.11.2007 №  8241/07 , указав, что по истечении пресекательного срока взыскания недоимки начисление пени на сумму недоимки неправомерно (см. также Постановление ФАС МО от 10.11.2011 №  А40-145221/10-13-878 ).

Аналогичной позиции на этот счет придерживается и Минфин (см. Письмо от 29.10.2008 №  03-02-07/2-192 ).

Что в итоге? Гражданским законодательством, в частности ст. 196 ГК РФ , установлен общий срок исковой давности, составляющий 3 года. Однако к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ ).

Иными словами, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в 3 года в отношении выявления налоговым органом недоимки (Письмо Минфина России от 11.02.2010 №  03-02-07/1-57 ). Поскольку в Налоговом кодексе прописаны самостоятельные сроки для взыскания недоимки, исходя из них и следует определять период жизни недоимки.

Недоимка по налогам - это , одним словом, задолженность. Она образуется в случае неуплаты в бюджет в срок, установленный законодательством.

Историческая справка

Недоимки стали впервые появляться у крестьян. Несвоевременность уплаты налогов была обусловлена разными причинами. Во времена крепостного права суммы сборов, как правило, были очень высокими. Дохода крестьян не хватало не только на выплату сборов, но и на нормальную жизнь. В результате возникала недоимка. Эта задолженность могла также образоваться и в случае низкого урожая.

Налоговая задолженность

В настоящее время недоимка - это не только сумма неуплаченного налога в установленный срок.

Такая задолженность может образоваться в связи с излишним возмещением хозяйствующему субъекту отчисленного обязательного платежа. Из бюджета, например, можно вернуть перечисленную сумму НДС и акцизов.

Санкции

При начислении суммы налога устанавливается определенный срок, в который необходимо ее перечислить в бюджет. На следующий день после завершения этого периода в случае неуплаты возникает недоимка. Это означает, что к нарушителю требований законодательства могут применяться штрафные санкции. Их начисление осуществляется до того момента, пока должник не погасит задолженность вместе с пенями.

Если субъекту была излишне возмещена сумма отчисления, то пени будут начисляться до возврата соответствующей суммы.

Важный момент

Сумма недоимки - это задолженность, которая должна быть уплачена субъектом добровольно с начисленными пенями. Если лицо уклоняется от погашения задолженности, контрольные органы вправе взыскать ее принудительно.

В некоторых случаях налоговая служба признает долг безнадежным и списывает недоимку. Это происходит крайне редко.

Погашение недоимки в принудительном порядке может осуществляться за счет денежных средств должника или его имущества, если на его счетах в банке нет или недостаточно средств.

Требование о выплате задолженности

Перед началом принудительного взыскания недоимки нарушителю направляется уведомление с предложением добровольно погасить задолженность и пени.

Требование направляется должнику в трехмесячный срок с даты обнаружения задолженности налоговым органом. Если недоимка была выявлена при проверке расчетных операций, совершаемых лицом, ответственным за отчисление взносов, извещение отправляется в течение 10 дней.

В уведомлении должны указываться:

  • Сумма задолженности.
  • Сроки ее погашения.
  • Последствия, которые могут наступить в случае уклонения должника от выполнения обязательств перед бюджетом.
  • Ссылки на нормативные акты, регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Если срок в уведомлении не указан, то, по общим правилам, субъекту необходимо погасить задолженность в пятидневный срок.

При отсутствии активных действий со стороны должника, направленных на выплату недоимки и пеней, контрольные органы начинают процесс принудительного взыскания. Соответствующее решение направляется лицу в течение 6 дней.

Сумма пеней зависит от величины недоимки. При расчете применяется ставка рефинансирования ЦБ. Используется показатель, действовавший на дату образования задолженности.

Нюансы учета

Если предприятие использует УСН, в расходах размер начисленных пеней не отражаются. Соответственно, их не показывают и в книге расходов/доходов.

В остальных случаях в бухучете для отражения суммы можно открыть дополнительный субсчет к счету "прибыль и убыток".

При отчислении недоимки и пени следует оформлять 2 платежных поручения. Это связано с тем, что у этих платежей различные коды в бюджетной классификации.

В законодательстве РФ используется два близких по значению понятия - недоимки и задолженности. В чем их специфика?

Что такое недоимка?

Под недоимкой законодательство РФ понимает сумму установленного налога или сбора, которая не уплачена ФНС или иному компетентному государственному органу гражданином либо организацией, обязанными их уплатить, вовремя. То есть в срок, установленный положениями нормативно-правовых актов. Недоимками признаются и суммы страховых взносов в государственные фонды - ПФР, ФСС, ФФОМС.

Недоимкой также является сумма налога, сбора или взноса, которая недоплачена или начислена сверх того, что гражданин или организация уплатили, - например, по итогам проверки или по решению суда.

Таким образом, недоимка - это долг перед государственной организацией. Как правило, по факту ее обнаружения регулирующим органом плательщик обязуется погасить ее. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Что такое задолженность?

Под задолженностью понимается:

  • сумма налога, сбора или взноса, которую человек или фирма обязаны уплатить государству, еще не уплатили ее, но, в принципе, успевают это сделать в срок;
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация должны уплатить другому человеку или фирме в соответствии с законом или условиями частного договора (в этом случае задолженность именуется кредиторской);
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация рассчитывают получить от другого человека или фирмы в соответствии с законом или условиями частного договора (это, в свою очередь, дебиторская задолженность).

Таким образом, задолженность - это сумма налога, сбора или взноса до просрочки и превращения их в недоимку либо любые другие денежные средства, которые должны быть уплачены обязанной стороной в пользу управомоченной.

Задолженность может быть текущей или просроченной. В первом случае она формируется в силу закона, договора или юридически значимых действий субъектов правоотношений - например, когда одна сторона оказала услуги или поставила товары другой. Просроченная задолженность появляется, когда та сторона, что обязана рассчитаться (к примеру, за оказанные услуги), не делает это вовремя. В этом случае долг может быть увеличен, если это предусмотрено законом или договором, на величину неустойки.

Сравнение

Главное отличие недоимки от задолженности в том, что первый термин имеет значительно более узкий круг применения и обозначает только сумму налога, сбора или взноса, которые гражданин или организация должны государству в лице отдельных органов или фондов. Кроме того, недоимка обозначает чаще всего одностороннее обязательство - перед государством.

Задолженность - понятие значительно более широкое. Оно может обозначать, в принципе, любую денежную сумму, которую одно частное лицо, организация или государственная структура должны другим субъектам. Или, наоборот, рассчитывают получить от них. Задолженность - это не перешедший в состояние недоимки налог, сбор или взнос, который гражданин или фирма еще успевают уплатить в срок.

Термин «задолженность» часто применяется в целях обозначения суммы, которую должен уплатить государственный орган (обычно взимающий налоги, сборы или взносы) в пользу тех лиц, что данные платежи обычно уплачивают сами. Так, если фирма переплатила налоги, то она получает право вернуть их из бюджета - и в этом случае у ФНС формируется задолженность перед ней.

Задолженность бывает двух видов: текущая и просроченная. В первом случае она не сопровождается начислением штрафных санкций. Во втором - обязанная сторона может столкнуться с необходимостью также уплаты неустойки.

Определив, в чем разница между недоимкой и задолженностью, отразим выводы в таблице.

Таблица

Недоимка Задолженность
Что общего между ними?
Задолженность гражданина или фирмы по налогу, сбору либо взносу, не погашенная в срок, превращается в недоимку
В чем разница между ними?
Представляет собой сумму налога, сбора или взноса, которую частное лицо или организация должны уплатить государству по закону Представляет собой сумму денежных средств, которую частное лицо или организация должны уплатить другому субъекту (или вправе получить от него) по закону или в силу договора
Носит, как правило, односторонний характер - когда частное лицо или организация должны государству Может носить обоюдный характер, бывает кредиторской и дебиторской
Формируется только по факту просрочки уплаты суммы Является текущей по факту возникновения в силу закона или договора, становится просроченной по факту неперечисления обязанной стороной платежа вовремя
Госорган, управомоченный взимать недоимку, может начислить на нее пеню Просроченная задолженность может сопровождаться начислением неустойки в силу закона или договора

Взыскание недоимки по налогам происходит путем направления вам требований или решений по почте или передается лично в руки инспекторами, но часто они делают это с ошибками. К ошибкам налоговиков можно отнести, например, нарушение сроков выставленных требований или ненадлежащее оформление данных требований. При таких нарушениях выставленные налоговиками решения подлежат отмене.

Что проверить, если вы получили требование об уплате недоимки

На что нужно обратить внимание при получения требования оплатить недоимку по налогам?

Вам нужно проверить следующие обязательные данные для исполнения требования:

Сумму недоимки;

Сумму пеней, рассчитанных на дату выставления требования;

В требовании обязательно должна быть указана ссылка на Закон, на основании которого выставлено данное требование;

Срок для исполнения данного требования;

Последствия неисполнения требования.

К тому же требование должно содержать отсылку к послепроверочному решению, уведомлению или декларации. При отсутствии одного из этих данных, требование считается незаконным.

На практике бывают ситуации, когда вы получили требование, а затем размер вашей задолженности изменился, и налоговики присылают вам новое требование на новую сумму. В этом случае второе требование имеет статус уточненного, и в нем должна содержаться ссылка на первоначальный документ. Налоговики часто игнорируют это правило и присылают новое требование без ссылки на старое. Этим они искусственно увеличивают себе сроки для принудительного взыскания задолженности. Если у вас возникла такая ситуация, можете смело писать жалобу в УФНС, поскольку данную ситуацию можно расценивать как нарушение прав налогоплательщиков.

Что проверить, если вы получили решение о взыскании долга за счет денег или деньги уже списаны в бесспорном порядке

Каковы ваши действия в данном случае? Что вам нужно проверить?

После получения требования вам отводится время на его погашение. Если вы не оплатили недоимку, у инспекторов будет 2 месяца, начиная с момента окончания срока, предоставленного для погашения задолженности, для принятия решения и выставления вам инкассовых поручений в банк. При получении этих документов, банки списывают задолженность, указанную в инкассовом поручении в бесспорном порядке (при наличии денег на расчетном счете, конечно). Копию решения о взыскании налоговики обязаны направить вам по почте или передать лично в руки в течение 6 рабочих дней с момента принятия такого решения.

Часто налоговики сами нарушают все сроки по проведению данной процедуры, что выгодно может сказаться на налогоплательщиках: решение налоговиков суд может отменить.

Какие даты нужно сверить?

Дату решения о взыскании и дату требования. Разница между ними не должна превышать 2 месяца. Например, если требование было выставлено 15.12.2013, а решение о взыскании 25.02.2014, то данное решение недействительно.

Бывает наоборот: решение о взыскании недоимки вы получаете раньше выставленного требования, либо требование вам так и не пришло. Т.е. по закону вам не дали возможности погасить долг добровольно.
Налоговики опоздали со сроком направления инкассовых поручений. Как можно это проверить? Дату списания денег с вашего счета вы знаете по выписке банка. Если вы получили требование, то рассчитать максимальную дату выставления инкассового поручения вы можете и сами.

Т.е. если банк списал деньги позже рассчитанного вами срока, данная процедура может быть признана незаконной.

Конечно, банк сам может быть виноват в том, что задолженность была погашена позже, хотя денег на расчетном счете хватало. Но вашей вины в данном случае нет, даже если в этом виноват сам банк. А дату инкассового поручения вы можете узнать и из приложенных к выписке документов.

Еще один незаконный акт со стороны налоговиков: когда требование признано незаконным, но инспекторы все равно выставили поручение на инкассо и не отозвали его.

Если деньги уже списаны, а решения вы так и не получили, это тоже нарушение налоговиков, что требует отмены взыскания.

Что проверить, если вам пришло решение о взыскании недоимки по налогам за счет имущества

Если налоговики приняли решение о взыскании недоимки за счет имущества, нужно обратить внимание также на срок принятия решения. Для таких требований срок принятия решений – 1 год после окончательного срока погашения недоимки, указанного в требовании. Если срок пропущен, решение недействительно.

Здесь же нужно обратить внимание на последовательность действий. Недоимка может быть взыскана за счет имущества лишь в ограниченных законом случаях:

Если на расчетном счете нет денег или их недостаточно для погашения недоимки;

Если в инспекции нет данных о ваших счетах в банках.

Таким образом, взыскание за счет имущества при наличии расчетного счета может произойти лишь после взыскания за счет денежных средств. Если взыскания за счет денежных средств предварительно не было, это считается нарушением.

Если решение о взыскание имущества вынесено после вынесения требование о взыскании за счет денег, но взыскание за счет денег произведено не в полном объеме (инкассовые поручения были выставлены только в одном банке, хотя у налогоплательщика их заявлено несколько), это тоже будет считаться нарушением.
Налоговики могут и схитрить и вынести решение о взыскании недоимки и имуществом, и за счет денег.

Также налоговики могут вынести решение о взыскании долга в период действия обеспечительных мер в виде приостановления "послепроверочного" решения. Это уже касается не только погашения долга имуществом, но и за счет денежных средств.

Действие налогового решения можно попытаться приостановить, подав иск в суд. На усмотрение судьи период приостановления может не учитываться в общем сроке, отведенном инспекторам, для взыскания недоимки.

Бесплатная книга

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".



Похожие статьи