Отношение долга к ввп по странам. Единственные страны в мире, которые не имеют долгов

– это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

Общие положения

Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.

При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.

Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.

Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.

Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.

В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.


Совокупный объем достиг $53 трлн. Доля США в общемировых обязательствах составляет $17,3 трлн. или 33%.

По данным ООН в настоящее время в мире существует 195 государственных образований, который ведут самостоятельную экономическую политику. Из них только 5 живут совсем без долгов. В следующем обзоре представлены страны, которым удалось выжить без кредитов.

Интересный пример неразвитой экономики, которая прекрасно себя чувствует без внешних заимствований. В пересчете на душу населения ВВП этого архипелага составляет всего $8,1 тыс. Основными отраслями экономики Палау являются сельское хозяйство, рыбная ловля и туризм.

В этом карликовом государстве в пределах 62 кв. миль проживает всего 35 тыс. человек. Однако это не помешало создать одну из самых крепких экономик в мире: ВВП страны составляет почти $100 тыс. на душу населения. В Лихтенштейне больше зарегистрировано компаний, чем проживает граждан, поскольку здесь созданы исключительно благоприятные условия для ведения бизнеса. 2/3 рабочей силы в стране – это иностранцы из вполне благополучных стран Западной Европы.

Эта страна обрела государственность только в 1984 году, но сегодня является одной из самых благополучных в Юго-Восточной Азии. Все это благодаря запасам углеводородов, которые дают 90% ВВП (порядка $48 тыс. на душу населения). Исламская религия, жесткое законодательство и повсеместная дисциплина позволили Брунею жить без долгов.

4. Британские Виргинские острова

Этот архипелаг входит в состав Соединенного Королевства, но самостоятельно управляет своей экономикой. Важными статьями доходов этого государства являются туризм (ежегодно местные курорты посещают более 800 тыс. человек) и оффшорный статус юрисдикции. При этом население страны всего 25 тыс. человек.

Макао имеет статус автономии в составе Китая, что позволяет вести достаточно самостоятельную экономическую политику. Это также мировой центр игорного бизнеса, давно обогнавший по объему выручки (более $45 млрд. в год) американский Лас-Вегас. Несмотря на то, что в Макао проживает почти 560 тыс. человек, здесь очень высокий уровень и продолжительность жизни.

Подсчитаны новые данные государственного долга стран мира в 2017 году. Учитывая уникальность экономики каждой страны, для более объективного сравнения государственный госдолг сравнивается с валовым внутренним продуктом (ВВП).

Государственный долг различают двух типов:

Текущий - тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2017.
Общий государственный - накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы.

Чтобы оценить величину госдолга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт ) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Так, в 2016 году государственный долг Японии составлял около 248,1 % от ВВП. Это означает, что для полного погашения государственного долга, всё население страны должно работать в течение 2,5 лет, полностью отказавшись от использования ВВП в других целях, например как собственное потребление. В действительности в течение этого периода возникнет новая задолженность, так как полный отказ от собственного потребления невозможен. С другой стороны, Япония является, наряду с Китаем, самым крупным кредитором США. И при взаиморасчёте, положение Японии может оказаться лучше, чем США. Напомним, государственный долг стран мира 2016 .

Стоит отметить, что экономика США при наличии крупнейшего госдолга в мире и самого крупного ВВП в соотношении находится лишь на 9 месте.

Эксперты утверждают, что госдолг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности.

Далее приведены значения государственного долга (брутто, без встречных требований других государств) по отношению к ВВП. При этом не учитываются обязательства государств по пенсионному страхованию, медицинскому страхованию, здравоохранения и другие виды финансирования. В том числе и скрытая задолженность.

Государственный долг стран мира 2017 в процентах от ВВП: Таблица

1 Япония - 250,91
2 Ливан - 147.62
3 Италия - 131.71
4 Эритрея - 127.5
5 Португалия - 127,33
6 Кабо-Верде - 122.25
7 Бутан - 122.12
8 Ямайка - 116.07
9 США - 107.48
10 Барбадос - 106.58
11 Бельгия - 106,52
12 Гамбия - 99.24
13 Ливия - 98.94
14 Франция - 98.84
15 Испания - 98,47
16 Сингапур - 99,93
17 Мальдивы - 95.84
18 Кипр - 95.32
19 Ирак - 95.22
20 Мавритания - 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи - 93.77
22 Украина - 92.31
23 Белиз - 92.04
24 Бахрейн - 92.01
25 Канада - 90.56
26 Хорватия - 88.99
27 Египет - 88.82
28 Антигуа и Барбуда - 88.08
29 Великобритания - 87.92
30 Сент-Люсия - 87.87
31 Иордания - 87.45
32 Ирландия - 84.6
33 Австрия - 83.85
34 Мозамбик - 82.02
35 Словения - 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины - 81.73
37 Доминика - 81.28
38 Бразилия - 80.49
39 Гренада - 78.26
40 Сербия - 77.94
41 Черногория - 76.99
42 Шри-Ланка - 74.83
43 Венгрия - 74.46
44 Киргизия - 73.52
45 Гана - 72.21
46 Тринидад и Тобаго - 69.4
47 Республика Конго - 68.99
48 Беларусь - 68.89
49 Ангола - 68.65
50 Албания - 67.77
51 Израиль - 67.69
52 Багамские Острова - 67.56
53 Малави - 67.45
54 Финляндия - 66.25
55 Лаос - 66.11
56 Германия - 65.88
57 Индия - 65.56
58 Нидерланды - 64.89
59 Вьетнам - 64.82
60 Уругвай - 64.01
61 Марокко - 63.97
62 Пакистан - 63.66
63 Того - 63.13
64 Сальвадор - 61.79
65 Джибути - 61.33
66 Аргентина - 60.87
67 Мальта - 60.78
68 Тунис - 59.27
69 Эфиопия - 59.03
70 Замбия - 58.61
71 Лесото - 58.5
72 Сейшельские Острова - 58.49
73 Йемен - 58.15
74 Пуэрто-Рико - 57.7
75 Маврикий - 57.56
76 Самоа - 57.01
77 Катар - 56.38
78 Сенегал - 56.22
79 Сент-Китс и Невис - 55.98
80 Малайзия - 54.96
81 Кения - 54.96
82 Мексика - 54.89
83 Зимбабве - 54.89
84 Таджикистан - 54.43
85 Гайана - 54.1
86 Польша - 52.85
87 Исландия - 52.63
88 Судан - 52.43
89 Сьерра-Леоне - 52.14
90 Центральноафриканская республика - 52.11
91 Южно-Африканская Республика - 52.11
92 Словакия - 51.89
93 Гондурас - 49.76
94 Габон - 49.52
95 Китай - 49.32
96 Армения - 48.93
97 Боливия - 48.28
98 Колумбия - 47.99
99 Нигер - 47.85
100 Дания - 47.73

175 Россия - 19.43

На середину 2016 семь государств (среди крупнейших стран) имеют долг выше 100% к ВВП- Япония (211%), Италия (136%), Испания (100%), Бельгия (109%), Сингапур (108%), Греция (176%) и Португалия (129%) и две страны под 100% - США и Франция. Среди развитых стран лишь Германия и Швейцария имеют тенденцию на снижение долговой нагрузки. Что касается развивающихся стран, то у большинства госдолг балансирует возле 50%, исключением являются Бразилия и Венгрия с долгом около 75%.

В таблице по горизонтали цветная кодировка тенденции изменения госдолга в % к ВВП за 15 лет, где переход от зеленого к красному означает увеличение. В последнем столбце цветная кодировка по вертикали, показывающая переходы от наименьшего госдолга к наибольшему.

Нет универсального мерила предела госдолга, потому что для одних стран 100% и выше может быть нормальным уровнем, при котором государство может без проблем обслуживать текущие обязательства и производить новые заимствования, а для других 50% является красной чертой, критическим уровнем.

С точки зрения государства и способности привлечения влияние оказывают следующие факторы:


  1. Степень контроля государства над крупнейшими финансовыми институтами в национальной валютной зоне.

  2. Емкость национальной финансовой системы и развитые долговые инструменты с механизмами модуляции глобальных денежных потоков в нужном направлении. Грубо говоря, способность государства перенаправлять финансовые потоки институциональных единиц из одних инструментов в другие в определенное время с заданными критериями.

  3. Долгосрочное доверие институциональных инвесторов к рынку госдолга и отсутствие негативного опыта обращения долговых ценных бумаг.

  4. Международный авторитет государства и способность принуждать, влиять на международных инвесторов, в том числе на иностранные государства.

  5. Развитые денежно-кредитные механизмы по контролю избытка ликвидности в системе в рамках монетизации госдолга. Другими словами, способность ЦБ выкупать госдолг без негативных последствий на финансовых рынках, для национальной валюты и экономики.

  6. Наличие устойчивого профицита операционного денежного потока среди частных структур.

Очевидно, что например, США и Россия имеют разный потенциал наращивания госдолга. Россия имеет контроль над крупнейшими финансовыми институтами страны, однако отсутствует влияние на международных инвесторов (нерыночными методами), низкая емкость национальной финансовой системы и недоразвитые трансмиссионные и модуляционные механизмы, недоверие широкого круга инвесторов, обладая опытом 1998 года и неспособность монетизировать госдолг, удерживая финсистему и экономику в заданных границах. Хотя по счетным показателям Россия легко может выйти на 50-70% к ВВП, но кто даст так много?

В США наоборот. Имея дефицит национальных чистых денежных потоков, способных абсорбироваться в госдолге, США обладают методами силового принуждения в трежерис международных инвесторов (если потребуется, то с помощью авианесущей группы, госпереворотом и паникой на внутренних рынках). Если же и этого не хватает, то скупают долг без каких-либо последствий через ФРС, подкрепляя все это пропагандой в абсолютную устойчивость трежерис.

Япония не может принуждать международных инвесторов, как США, но обладает исключительным, близким к абсолютному контролю на национальные финансовые институты, емкий внутренний рынок и умение монетизировать без последствий.

Испания не обладает по сути ничем и существует в модели стрежневого распределения евро потоков ликвидности при котором в первой очереди стоят Германия, Великобритания и Франция, а то, что останется в рамках лояльности и солидарности достается второй, третьей группе и так по звеньям пищевой цепи. Поэтому если конъюнктура позволяет и существует избыток ликвидности, то Испании, Греции и Португалии что нибудь достается. Если нет, то как в 2010-2012.

Динамика госдолга к ВВП в %





В этом отношении, говоря об избыточности госдолга необходимо представлять себе потенциал государства и структуру национальной финансовой системы и способность, как привлечения, так и обслуживания госдолга.
По последнему:


  1. Величина чистых процентных расходов относительно доходов и расходов бюджета.

  2. Степень покрытия госдолга ликвидными средствами государства, величина чистого гос.долга.

  3. Нормированная сумма погашений гособлигаций к величине всего гос.долга и доходам бюджета.

  4. Текущая и потенциальная потребность в чистых заимствованиях относительно всего гос.долга и доходов бюджета.

В этом отношении у России дела неплохи, т.к. абсолютно весь госдолг покрывается ликвидными средствами государства, у России отрицательный госдолг. Хотя средневзвешенные ставки более, чем в 5 раз выше, чем по трежерис сейчас.

Величина госдолга в млрд долл






Совокупный долг развитых стран около 44 трлн долл, рост за 15 лет почти на 29 трлн, с кризиса 2008 рост на 15 трлн, однако в долларах рост госдолга развитых стран прекратился в 2013, что связано в первую очередь с падением национальных валют относительно доллара. 44-45 трлн - это около 82% для всех выбранных стран. В группе развивающихся стран Китай занимает ровно половину, а без учета роста госдолга Китая, остальные развивающиеся страны практически не нарастили долларовый долг с 2011-2012.

В целом общая долговая ситуация нормализуется, как через снижение потребности в новых заимствования, так и снижением средневзвешенных ставок, что позволяет вывести сумму обслуживания долга на докризисный уровень. США сейчас по долгу платят меньше, чем в 2007, хотя сам долг вырос с 8 до 18 трлн!

Во всех случаях речь идет о долге для федерального и муниципального правительства.

Совокупный нефинансовый долг всех стран мира составляет 170 трлн долл – это плюс 60 трлн за 10 лет! Из них государственный долг - 59 трлн (+24 трлн), бизнес - 68 трлн (+21 трлн), остальное у населения -43 трлн (+5 трлн).

Наличие высокого долга нефинансового сектора свойственно всем развитым странам. Обычно медиана расположена на отметке 275% к ВВП для всех развитых стран мира и около 250% для крупнейших. Казалось бы, запредельные долги для США являются аномальными с точки зрения оценки абсолютного уровня, но не относительного.


В настоящий момент (на начало 4 кв 2016 – последние доступные агрегированные данные), совокупный долг нефинансового сектора (государственные структуры, население, весь нефинансовый бизнес) составляет в США 255% к номинальному ВВП- ровно столько же, сколько в Китае. Другой вопрос, что структура долга совершенно иная – в США он преимущество сосредоточен у государства, а в Китае у бизнеса.

Однако, что интересно и важно отметить. «Магическая» роль уровня 250% Обычно при приближении к этому порогу, темпы роста долга резко замедляются за редкими исключениями. Риски долговых проблем резко возрастают, а общая долговая устойчивость снижается, т.е. возникают проблемы с привлечением финансовых ресурсов с открытого рынка.


Все страны Еврозоны находятся примерно на этом же уровне – 268% к ВВП. Германия, например, выделяется в меньшую сторону (185%), а Франция в большую (300%). Страны ПИГС начало расшатывать, когда долг к ВВП поднялся к 300% и выше.

Развивающиеся страны обычно редко выходят за 100% Это связано в первую очередь с дефицитом доверия со стороны международных инвесторов и деградированным состоянием внутренней финансовой системы с общей неразвитостью долгового рынка. Дефакто нет рынка капитала. В принципе, многие бы согласились на те щадящие условия, по которым работает элита, но кто же даст? Китай исключение. Почти весь долг сосредоточен внутри и такая дичайшая экспансия была обязана исключительно внутренним источникам.

Ниже представлен совокупный долг нефинансового сектора, пересчитанный в доллары по среднему курсу за отчетный квартал (для удобства сопоставления абсолютных величин).



Китай за 15 лет увеличил долг ровно в 10 раз (с 2.7 трлн до 27 трлн). В России совокупный долг по мировым меркам, конечно, смехотворен своей околонулевой величиной – чуть больше 1.1 трлн. Китай только за 2016 нарастил на 2.2 трлн))

Несмотря на кризис 08-09, США наращивают долг – уже 47 трлн, это на 15 трлн больше, чем в конце 2007, но 2/3 из этого взяло на себя государство. Еврозона 32 трлн и почти нет роста, также, как и в Японии, у которой 20 трлн. Великобритания – 7 трлн и вновь на месте. Совокупный долг представленных выше стран составляет 165 трлн.

Структура крупнейших держателей долга:
США. Государство компенсировало делефередж частного сектора, резко нарастив долги государства - почти на 10 трлн. Бизнес аквизировался с 2012 и темпы роста соответствуют типичному бизнес циклу в момент расширения. Такое уже было с 1995 по 2000 и с 2003 по 2007.


Китай. Долги населения и государства находятся примерно на одном уровне. Однако, весь прирост обеспечивает бизнес! Долговая нагрузка бизнеса растет существенно опередающими темпами, чем выручка. Это опасно, даже очень.


Действия правительств в странах Еврозоны были практически аналогичными американскому. Спасение частного сектора любой ценой за счет роста госдолга. Но с 2010 начались долговые проблемы, что вынудило их резать бюджеты и выходить на норму 3% дефицита в год. Им это удалось к 2013-2014, с тех пор гос.долг стабилизировался и больше не растет. Бизнес в отличие от американского не проявляет активности, а население сокращает долги. По Великобритании примерно аналогично.


Если в Китае весь долг у бизнеса, то в Японии основная часть долга у государства. Бизнес с середины 90-х предпочитает сокращать долги и не проявляет энтузиазма, а население вообще с конца 90-х в контузии. Т.е. если без учета государства, то частный сектор в Японии сокращает долги. Но по правительству там выходит чудовищные 200%, хотя с 2014 стабилизировались.

Подпишитесь на нас



Похожие статьи