Почему была проведена налоговая реформа. Налоговые реформы Петра I

Почему Московии? Дело в том, что территория на которой воцарился, так называемый Пётр I , состояла на то время из Руссии, отколовшейся от Пруссии и Ливонии, и Московии, которую Руссии, в конечном итоге, удалось подчинить себе. Отсюда и перенос столицы из Москвы в Петербург, туда где всё подконтрольно и более контролируемо. Это с наших русских позиций кажется нелогичным переносить столицу на границу государства. А если смотреть не с нашей позиции? Тогда всё становится логичным , тем более что династия Романовых (Романовых-Гольштейн-Готторпов) это выходцы с Запада Европы.

Всем знакомо выражение «деревянный рубль», однако мало кто знает, откуда оно взялось. Существует притча-факт, что некий промышленник предложил однажды Петру I, для покрытия расходов, выпустить вместо монеты кредитные знаки, как за границей, но не бумажные, а – для прочности – деревянные!

При всей своей неразборчивости в средствах “великий” реформатор, однако, на такое не решился, очевидно из соображения понимания действительности: дерева кругом много, да и народ мастеровитый... Но в народе эта идея-фраза прижилась в виде шутки-сарказма.

Главной же реформой Петра I была военная. Все прочие реформы как бы “логично” произрастали из неё. Она же была и самой затратной. Создание регулярной армии и ведение длительной войны, с так называемой Швецией , поглотили львиную долю средств России. До Петра московское войско состояло в основном из дворян, вооружавшихся холодным оружием и обеспечивавшееся лошадьми за свой собственный счёт – с поместий, выделяемых им за службу правительством. Это же было и основной проблемой, и угрозой для воцарившегося правителя, так как вооружённые дворяне были в некоторой мере независимы и были вполне в силах “попросить” зарвавшегося монарха покинуть царские апартаменты.

С середины XVI века цари (по всей Европе!) стали создавать первые регулярные войска (мушкетёры, стрельцы, пушкари и т.д.), но их доля в общем составе вооружённых сил Московии до конца XVII века оставалась незначительной. Пётр, основываясь на выше сказанном, произвёл переворот в комплектовании армии, начав, по западно-европейскому образцу, рекрутские наборы из низших сословий. Снабжение армии преимущественно за казённый счёт, оплата “военспецов” из Западной Европы, закупка за границей оружия, а затем строительство собственных литейных заводов, судоверфей и военного флота , множества каналов – всё это требовало невиданных прежде в России (Московии-Руссии) трат.

Да и «птенцы гнезда Петрова», непосредственно проводившие эти преобразования, отличались непомерными личными финансовыми аппетитами. Своё отношение к финансированию военных нужд Пётр ярко выразил в первом своём циркуляре Сенату в 1709 году: «Денег как возможно собирать, понеже деньги суть артериею войны ».

В конце царствования Петра армия и флот ежегодно поглощали более 6,5 млн. серебряных рублей, что составляло более двух третей тогдашнего бюджета. Нелегко сказать, сколько это составляло на нынешние деньги. Если пересчитать по нынешней цене драгметаллов с учётом пробы, это составило бы примерно 4,663 млрд. современных рублей. При тогдашней численности населения России примерно 15-17 млн. человек и господстве натурального хозяйства это была огромная сумма. В 1705-1707 гг. ежегодный доход государства составлял в среднем примерно 3,33 млн. рублей. Из них 3 млн. рублей расходовались на армию и флот, на прочие нужды – более 800 тыс. Ежегодный дефицит бюджета простирался, таким образом, до полумиллиона рублей.

Чтобы его восполнить, правительство Петра прибегло к обычному для всех времён и стран средству – снижению пробы монеты. Если серебро в рубле 1704 года имело пробу 875, то в рубле 1718-1724 гг. – 729. Надо заметить, что Пётр воспользовался этим средством крайне скромно: видимо, ещё памятны были при царском дворе воспоминания о «Медном бунте » 1662 года. Зато преобразователь в невиданных прежде в России масштабах прибег к другому средству – введению новых налогов и поборов. Это были, прежде всего, подати на содержание новой армии и флота, что показывают и их названия: драгунская, рекрутская, корабельная, подводная.

Также вводились налоги на меры и веса, на бортные промыслы, бани, мельницы, постоялые дворы, печи, погреба, сдачу в аренду жилого помещения; акцизы на продажу хомутов, шапок, сапог, кож, дров, многих видов продовольствия и т.д. Наконец появился налог на бороды. Чтобы изыскать новые источники финансов, Пётр поступил весьма современно. Он учредил институт прибыльщиков (как правило, бывших боярских холопов) – как бы мы сейчас сказали, креативщиков, которые придумывали, какой бы налог и на что ещё ввести, и представляли царю или сенату подробное обоснование нового налога, с исчислением того, на какие поступления в бюджет можно, благодаря ему, рассчитывать. «Пётр понимал экономию народных сил по-своему: чем больше колоть овец, тем больше шерсти должно давать овечье стадо » (из «Курса русской истории» В.О. Ключевского). «Прибыльщики проявили большую изобретательность. Из перечня придуманных ими налогов… видим, что они устроили генеральную облаву на обывателя, особенно на мелкого промышленника, мастерового и рабочего…Пётр внимательно просматривал всякие проекты и награждал даже самые вздорные, говоря: “Они для меня трудились, мне добра хотели”».

Ниже приведён небольшой перечень налогов, введенных Петром:

1. «Орленая» бумага (все официальные документы, от договоров по мелким сделкам до прошений в гос. учреждения, должны были подаваться на гербовой бумаге).
2. Сбор на рождение (родился ребенок - плати).
3. Сбор на похороны (помер близкий - плати).
4. Сбор на заключение брака.
5. Сбор на составление завещания.
6. Налог на пшеницу.
7. Налог на свечи.
8. Налог с владельца лошади.
9. Налог на конскую шкуру (сдох у тебя конь, ободрал ты его - плати).
10. Налог на конские хомуты.
11. Налог на упряжные дуги.
12. Налог на ношение бороды.
13. Отдельный налог на ношение усов.
14. Каждый десятый поросенок от каждой свиньи должен сдаваться в казну.
15. Налог на домовладение (в Москве).
16. Налог на ульи (по всей России).
17. Сбор с покупки кровати.
18. Банный сбор (с каждой баньки).
19. Мельничный сбор и сбор с владельца постоялого двора.
20. Трубный сбор (есть у тебя печь с трубой - плати).
21. Сбор с дров, купленных для собственного употребления.
22. Налог на орехи (купил орехи, а в их цену включен и налог).
23. Налог на арбузы.
24. Налог на огурцы.
25. Налог на питьевую воду.
26. Налог на продажу лошадей.
27. Налог на частные рыбные ловли.
28. Налог на покупку гробов.

Однако, при всей виртуозности прибыльщиков, новые налоги не могли увеличить количества денег на руках у населения , и недоимки по новым налогам росли значительно быстрее поступлений по ним. В конце правления Пётр решил отказаться от всего множества сложных акцизов и поборов, заменив их все единым для всех обывателей (кроме дворян и духовенства) подушным налогом.

Ранее на Москве крестьяне, ремесленники и торговцы платили подворный налог, что побуждало многих, да и было отчасти в традиции, жить неразделёнными семьями и сокращало доход государства. Пётр повелел исчислить общее количество душ мужского пола по России и платить с каждой души установленную сумму (за крепостных крестьян должны были платить помещики). В дальнейшем такие ревизии должны были проводиться каждые 15 лет. Хотя эта система установилась затем в России вплоть до отмены крепостного права в 1861 году, при жизни преобразователя первая ревизия ещё не успела завершиться. Какими же были итоги финансовой политики Петра? Уже в 1714 году Сенат обнаружил, что общее количество тяглых дворов, плативших подворную подать, сократилось, по сравнению с переписью 1678 года, на одну четверть! «Упадок переутомлённых платёжных и нравственных сил народа… едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию, даже пять Швеций».

Заслуги Петра I перед Россией


Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн. рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.

Таблица 1. Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

I. Прямые налоги: 1680г. % 1701г. %
1) Стрелецкие 101 468 6,9 117 227 4
2) Ямские 53 453 3,6 38 208 1,3
3) Запросные 235 338 16,1 310 152 10,5
4) Ясак 103 610 7,1 118 650 4
ИТОГО прямые налоги: 493 869 33,7 584 237 19,8
II. Косвенные: 650 223 44,4 1 195 974 40,4
III. Регалии и пошлины:
1) Монетная операция 40 000 2,7 791 728 26,8
2) Оброк 146 150 10 130 183 4,4
3) Пошлины 33 735 2,3 118 699 4
ИТОГО регалии и пошлины: 219 885 15 1 040 610 35,2
IV. Разные сборы: 100 000 6,8 134 944 4,6
ВСЕГО: 1 463 977 2 955 765

Из таблицы видно, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.

Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс. рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.

Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.

Налоговая реформа Петра I

Реформа косвенных налогов

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.

С начала XVIII столетия значительно были расширены государственные монополии на продажу товаров внутренней и внешней торговли. Установленные казенные монополии на продажу таких товаров внутренней торговли, как вино, табак и соль, приносили государству огромные доходы. Так, по табели казенных сборов 1724г. (см. приложение 1) кабацкие сборы давали 1 030 237 руб. («питейная продажа», т.е. вино – 973 292 руб., клеймение кубов – 14 432 руб., табачная продажа – 42 513 руб.), или 25,5% всех казенных сборов, кроме подушного. Соляный сбор составлял 662 118 руб. или 16% сборов. В поисках все новых источников пополнения казны правительством устанавливались все новые монополии: на продажу игральных карт, шашек, шахмат, табачных трубок и даже дубовых гробов.

Возрастала система откупов. С 1704 по 1712 г. был издан ряд указов о сдаче на откуп или оброк торговых бань (в городах, посадах и дворцовых селах запрещалось иметь свои бани), рыбных ловель, мельниц и мельничных сборов, мостов, перевозов, хомутного сбора, дворцовых пашенных земель, сенных покосов и т.д. (см. Таблицу 2).

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака. В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб.

В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.

I. Косвенные налоги и акцизы 1720 1723 1724
1. Таможенные (внутренние и портовые) 874 773 869 585 1 011 689
2. Кабацкие 862 686 1 521 377 954 740
3. С клейменья кубов 12 773 13 677 14 431
4. Табачные (и трубочные) 26 819 41 463 42 514
5. Конские пошлины с продажи 21 746 41 277 40 861
6. С клеймения хомутов 1 825 8 096 8 096
7. С мостов и перевозов 10 191 42 358 42 628
8. Привальные и отвальные 20 545 12 144 12 776
9. С весчих товаров 3 474 955 887
Итого косвенные налоги и акцизы: 2 252 027 2 550 932 2 128 622
II. Оброки и откупы государственных имуществ
1. С дворцовых волостей 94 491 94 491 94 491
2. С рыбных ловель 89 093 87 595 89 197
3. С оброчных земель и сенных покосов 18 812 44 183 26 615
4. С ледокола и водопоя 3 849 3 829 3 754
5. С откупных статей наддачи 4 915 - -
6. С продажи скотины и кож 11 333 3 903 3 906
7. С отписных лавок 2 512 1 504
8. С продажи виногр., чихиря и овощей - 313 313
Итого 225 005 234 314 219 780
III. Промысловые сборы:
1. С торговых бань 1 390 8 637 8 818
2. С разночинцевых бань 71 792 29 320 25 141
3. С мельниц 71 704 72 980 73 882
4. С постоялых дворов 6 613 6 669
5. С лавок, полков, кузниц 20 443 46 520 47 345
6. С найма извозчиков 10й доли 12 240 29 871 29 927
7. С разных промыслов - 5 036 4 982
8. С приезжих в Москву возов - 58 018 58 018
Итого промысловых сборов: 177 559 256 995 254 782
IV. Пошлины:
1. С дел 25 704 46 490 33 249
2. С письма крепостей 35 598 44 787 45 440
3. Печатные 12 789 21 832 21 818
4. Гербовая бумага 16 355 17 135 17 135
5. С неуказанного платья и бород 2 149 1 939 2 149
6. Канцелярские мелочные 58 152 29 923 30 274
Итого пошлин: 150 747 162 106 150 065
V. Регалии
1. С соли 662 118 662 118 662 118
2. С денежных дворов 216 808 216 808 216 808
3. Почтовый доход 10 997 16 261 16 261
Итого 889 923 895 187 895 187
VI. Прямые сборы
1. С татар, самоедов и лопарей ясашных 24 826 57 042 56 969
2. С казанских татар ведомства Кудрявцева - - 59 444
Итого 24 826 57 042 116 413
VII. Сборы разных учреждений и областей 140 657 215 813 276 048
ВСЕГО 3 860 744 4 372 389 4 040 897

Реформа прямых налогов

Разовые сборы с населения, чрезвычайные подворные обложения и другие чрезвычайные меры не могли служить твердой опорой государственного бюджета. Петр понимает, что нужно искать иные пути. Возникает мысль о необходимости проведения такой податной реформы, которая бы обеспечила твердое основание государственных доходов. В кабинете Императора сосредотачивались многообразные проекты, предложения, донесения относительно реорганизации податной системы. Существовавшее до этого времени подворное обложение не могло быть положено в основу новой системы, так как перепись 1710г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Правительство понимает, что дальше строить бюджет на подворном обложении было невозможно. Тогда впервые возникает идея «поголовщины», т.е. поголовного или подушного обложения.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Специальным указом в 1718г. было приказано взять ото всех правдивые «сказки» - устные сведения относительно количества душ мужского пола в данном поместье. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ.

В 1722г. Петр, приняв приблизительно количество предполагаемых плательщиков в 5 млн. человек, определил размер подушной подати в 80 коп.с каждой души мужского пола путем деления суммы содержания войска, определенного в 4 млн. руб., на количество плательщиков. Позднее, уже весной 1724г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, налог был определен в 74 коп.с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.

Таблица 3. Распределение налога по губерниям.

Губерния По 74 коп. По 40 коп. По 1р. 20 коп. ИТОГО
Московская 1 163 509 4 791 59 633 1 227 933
С.-Петербургская 654 474 429 46 544 701 447
Нижегородская 344 545 13 831 9 664 368 040
Казанская и Астраханская 429 578 125 607 13 700 568 885
Архангелогородская 223 788 58 368 16 270 298 426
Смоленская 195 090 337 9 895 205 322
Сибирская 284 692 93 590 23 888 402 170
Азовская 320 242 66 156 2 132 388 530
Киевская 380 853 51 447 21 585 453 685
ВСЕГО 3 996 771 414 556 203 311 4 614 638

Согласно государственной росписи 1724г. (см. приложение 1) окладной доход государства был определен в 8,5 млн. руб., по фактическому исполнению он составил сумму в 8 172 433 руб., а с остатком 1723г. – 10 355 597 руб. Подушная подать по окладу составляла сумму в 4 614 638 руб., или 54,1% поступлений этого года, а вместе с ясачными – 4 731 051 руб., или 55,5%.

Таблица 4. Сравнительный анализ налоговых поступлений за 1680, 1701 и 1724гг.

Наименование 1680 г. % 1701г. % 1724г. %
I. Прямые налоги
1. Старые подворные 390 259 26,6 465 587 15,8 - -
2. Новый подушный - - - - 4 614 638 54,1
3. Ясак 103 610 7,1 118 650 4 116 413 1,4
Итого: 493 869 33,7 584 237 19,8 4 731 051 55,5
II. Промысловые сборы, оброки и откупы государственных имуществ 146 150 10 130 183 4,4 474 562 5,6
III. Косвенные налоги 650 223 44,4 1 195 974 40,4 2 128 622 24,9
IV. Регалии
1. Монетная операция 40 000 791 728 216 808
2. Соляной доход - - 662 118
3. Почтовый доход - - 16 261
Итого: 40 000 2,7 791 728 26,8 895 187 10,5
V. Пошлины 33 735 2,3 118 699 4 150 065 1,8
VI. Иные сборы 100 000 6,8 134 944 4,6 147 073 1,7
ВСЕГО: 1 463 977 2 955 765 8 526 560

Рисунок 1.


Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Сопоставляя данные росписи 1724г. с росписями 1680 и 1701 гг., можно видеть, насколько увеличился окладный доход государства (рис.1,2,3,4). В 1680г. он составлял 1 463 977 руб., в 1701г – 2 955 765 руб., а в 1724г. – 8 526 560 руб. (рис. 4). Однако, при оценке этих цифр необходимо прежде всего принять в расчет, что возрастание ценности государственного дохода не вполне соответствует возрастанию его цифровой величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти наполовину: рубль конца XVII века равнялся 17 рублям начала XX века, а рубль первых десятилетий XVIII века только 9-ти, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

Что касается составных частей государственного дохода, - главный тон переменам в их процентных отношениях давало в 1701г. чрезвычайное увеличение регального дохода, а именно, прибыли от монетной операции. В 1724г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает; и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений, тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не составляли и трети (31%) их.

Реформа финансового аппарата

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (в конце 1699 г. переименованная в Ратушу) - центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов. В ее ведении находились также торговые и гражданские дела. Во главе Бурмистерской палаты стоял бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша) избиралась из торговых людей и соблюдала интересы купечества, которое привлекалось Петром I к развитию отечественной промышленности.

Существенные изменения в системе сбора налогов начинают происходить с изменением административно-территориального деления России и создания должности губернаторов. На них возлагались функции по контролю за сбором налогов. 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям.

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат - постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройство государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и...учинить фискалов во всяких делах». В этом же году учреждаются должности фискалов - государственных служащих, обязанностями которых было «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления явно противогосударственного и противообщественного характера». Сфера деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц. Фискалы были освобождены от обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до 1729 г..

В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии - центральные правительственные учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. В 1717-1718 гг. были установлены штаты и назначены президенты следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии. В 1718-1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, а также Генеральный регламент, который устанавливал обязанности должностных лиц коллегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. При коллегии состоял фискал (позже прокурор), контролировавший деятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах, ведала государственными доходами, следила за окладными и неокладными приходами.

Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Под окладными понимались налоги и сборы, при которых налоговые обязательства налогоплательщика исчислялись по действующим ставкам на единицу обложения. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия. Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами. В 1810 г. была подчинена Министерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств, была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г. восстановлена. Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи с реорганизацией губернских органов управления. В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет. Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. - 3,1 млн руб., а в 1725 г. - 10,2 млн. руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами.



Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму - почти 80 тыс. руб.Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и экономические взгляды Петра I», стр.265-266

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей - по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей - по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.Толкушкин А. В. «История налогов в России. -- М.: «Юристь», 2001, стр. 45

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.

С начала XVIII столетия значительно были расширены государственные монополии на продажу товаров внутренней и внешней торговли. Установленные казенные монополии на продажу таких товаров внутренней торговли, как вино, табак и соль, приносили государству огромные доходы. Так, по табели казенных сборов 1724г. (см. приложение 1) кабацкие сборы давали 1 030 237 руб. («питейная продажа», т.е. вино - 973 292 руб., клеймение кубов - 14 432 руб., табачная продажа - 42 513 руб.), или 25,5% всех казенных сборов, кроме подушного. Соляный сбор составлял 662 118 руб. или 16% сборов. В поисках все новых источников пополнения казны правительством устанавливались все новые монополии: на продажу игральных карт, шашек, шахмат, табачных трубок и даже дубовых гробов. Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и экономические взгляды Петра I», стр. 264

Возрастала система откупов. С 1704 по 1712 г. был издан ряд указов о сдаче на откуп или оброк торговых бань (в городах, посадах и дворцовых селах запрещалось иметь свои бани), рыбных ловель, мельниц и мельничных сборов, мостов, перевозов, хомутного сбора, дворцовых пашенных земель, сенных покосов и т.д. (см. Таблицу 2).

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб.

В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.П.Н.Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIIIстолетия, стр.484-486

I.Косвенные налоги и акцизы

1. Таможенные (внутр.и портовые)

2. Кабацкие

3. С клейменья кубов

4. Табачные (и трубочные)

5. Конские пошлины с продажи

6. С клеймения хомутов

7. С мостов и перевозов

8. Привальные и отвальные

9. С весчих товаров

Итого косвенные налоги и акцизы:

II.Оброки и откупы государственных имуществ

1. С дворцовых волостей

2. С рыбных ловель

3. С оброчных земель и сенных покосов

4. С ледокола и водопоя

5. С откупных статей наддачи

6. С продажи скотины и кож

7. С отписных лавок

8. С продажи виногр.,чихиря и овощей

III.Промысловые сборы:

1. С торговых бань

2. С разночинцевых бань

3. С мельниц

4. С постоялых дворов

5. С лавок, полков, кузниц

6. С найма извозчиков 10й доли

7. С разных промыслов

8. С приезжих в Москву возов

Итого промысловых сборов:

IV.Пошлины:

2. С письма крепостей

3. Печатные

4. Гербовая бумага

5. С неуказанного платья и бород

6. Канцелярские мелочные

Итого пошлин:

V.Регалии

2. С денежных дворов

3. Почтовый доход

VI. Прямые сборы

1. С татар, самоедов и лопарей ясашных

2. С казанских татар ведомства Кудрявцева

VII. Сборы разных учреждений и областей

Война постоянно требовала больших средств. А это вело к увели-чению налогов с населения. При Петре I налоги возросли в пять раз. Увеличилось не только количество налогов, но и их размер. Повин-ности государству несли горожане и крестьяне. Состоятельные го-рожане должны были поставлять подводы и лошадей , провиант для армии; в их домах располагались солдаты на постой (иногда это про-должалось годами). Эти повинности уменьшали капитал купцов и не способствовали развитию торговли.

Крестьяне тоже должны были нести подводные, постойные по-винности. Тяжёлым бременем на них ложилась рекрутская повин-ность. Вместе с тем они обязаны были платить натуральный и де-нежный оброки.

В начале правления Петра налоги, как раньше, взимались «со дво-ра». Но этого царю было мало. Он приблизил к себе специальных изобретателей налогов — «прибыльщиков». Налоги вводились на соль, на дым (с каждой топящейся избы), на бороды, на гробы.

Подушная подать

В 1718 г. была осуществлена податная реформа. Налог стал взи-маться не со двора, а с «души мужского полу». Поэтому он и назывался «подушная подать» . С женщин налог не брали. Поэтому семья, в ко-торой были отец, мать и семь дочерей, платили меньше, чем семья, в которой, кроме родителей, имелось четверо взрослых сыновей.

Налог на бороду

В облике россиянина-мужчины борода издревле была символом солидности и добропорядочности. Мода на бритье бо-род при дворе Алексея Михайловича бы-ла скоротечной. В первое десятилетие царствования Петра I аристократы носили коротко стриженные, как у мушкетёров, бороды-эспаньолки. Пётр I велел на гол-ландский манер сбрить мужчинам боро-ды, а непокорным ножницами отстригал клок бороды сам. Был издан специальный указ о необходимости брить бороды. Од-нако там оговаривалось, что можно и ку-пить право на ношение бороды и полу-чить специальный жетон, который под-тверждает, что пошлина за бороду уплачена. Но пошлина была чрезмерно велика. Так, купцы должны были заплатить 100 рублей, дворяне — 60 руб. Кре-стьянам разрешалось носить бороды, но при въезде в город они обязаны были каж-дый раз платить за неё по копейке. Мно-гие сделать это были не в состоянии, им пришлось с бородой расстаться. Лишь ду-ховенство имело право носить длинную одежду и бороды бесплатно.

Социальная политика Петра I вызвали волну недовольства населения. Тяжёлое бремя налогов вызывало сопротивление. Оно выража-лось в разных формах: бегство на окраины страны, бунты и вос-стания. Материал с сайта

Астраханское восстание

В 1705-1706 гг. произошло восстание в Астрахани. Его участни-ками были сосланные стрельцы, посадские люди. Восстание приня-ло такие крупные размеры, что царь направил армейские полки, ко-торые пришлось снять со шведского театра военных действий.

Булавинское восстание

Башкирское восстание

Волновались и работные люди на мануфактурах. В 1705-1711 гг. были значительные выступления в Башкирии.

Еще до Северной войны Петр усиленно эксплуатировал монетную регалию и установил ряд новых налогов: драгунский сбор на содержание драгунских полков, гербовый сбор (введенный по предложению Курбатова 23 января 1699 г.), табачный откуп, сбор на постройку судов. В 1701 г. новые источники доставили уже 1 257 295 рублей, т. е. сумму, равную всему бюджету 1680 г., а все старые налоги продолжали взиматься по-прежнему. Северная война принесла новое увеличение всех государственных расходов.

В 1701 г. окладные военные расходы равнялись 1 106 268 рублей, в 1706 г. - 2 005 368 рублей, в 1710 г. - 2 455 382 рубля.

Ввиду растущей финансовой нужды, правительство, по примеру Западной Европы, прежде всего создает и усиленно эксплуатирует новый источник доходов - регальные права. Скоро главный материал регалии - старая серебряная русская монета - был исчерпан и доходность ее стала уменьшаться, а цена монеты упала почти вдвое, возвысив цены всех продуктов и тем еще более запутав финансовое положение правительства.

Петр обратился к усиленной фискальной эксплуатации оброчных статей. Целым рядом указов установляются новые регальные права на угодья или отрасли промышленности, значительно ограничивающие право частной собственности. В оброчные статьи превращаются домашние бани, постоялые дворы, частновладельческие мельницы, рыбные ловли. Затем начинается усиленная монополизация наиболее выгодных предметов торговли на внутреннем и внешнем рынке.

  • 1 января 1705 г. взята в казну продажа соли, причем соль продавалась из казны вдвое дороже, чем поставляли ее подрядчики.
  • 4 апреля 1705 г. сделана казенной монополией продажа табака. В следующие годы (1707, 1709) к казенным товарам отнесены были также деготь, коломаз, мел, рыбий жир, ворванное и квашенное сало, щетина. (К казенным товарам причислились также селитра, юфт, пенька, поташ, воск, конопляное масло, льняное семя, клей, ревень, смола, икра - словом, чуть ли не все важнейшие предметы отпускной торговли.

Только к концу своего царствования, убедившись в вредном влиянии такого множества монополий на народную промышленность, Петр Великий стал понемногу сокращать их число, облагая соответствующие произведения особыми сборами.)

"Здешний двор, - писал в 1706 г. Витворт, - совсем превратился в купеческий; не довольствуясь монополией на лучшие товары собственной страны, например, смолу, поташ, ревень, клей и т. д., он захватывает теперь иностранную торговлю. Купцам платят только за комиссию, а барыш принадлежит казне, которая принимает и риск". К этому же времени относится повышение питейного обложения, установлением "поведерной пошлины", и таможенных сборов - учреждением уравнительной пошлины на торговый оборот в селениях.

Исчерпав все эти новые ресурсы, правительство оказалось вынужденным снова обратиться к прямому обложению, причем начало раскладывать на дворы чуть ли не каждый новый расход. Непрерывно возрастало количество различных "запросных" и неокладных сборов, которые, по мере умножения, поступали все неисправнее.

В 1717 г. Петр решается заменить все постоянные и временные прямые сборы одной прямой податью, определить ее по новой окладной единице - "душе".

26 ноября 1718 г. он приказывает произвести поголовную перепись, а 11 января 1722 г. - сделать "раскладку на души мужского пола крестьян и дворовых деловых людей и иных, которые с ними равно в тягло положены, по 8 гривен с персоны.

Столкнувшись с большими трудностями в сфере финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов и резко увеличил их ставки. Была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год.

В 1704 г. был образован специальный штат «прибыльщиков», в обязанность которых входило придумывание новых налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстоянию места». В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.

На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах». Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы … також вкратце объявлены быть имеют».

Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок.

Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение по соответствующим проектам.

В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов.

Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат - 50%, шерстяные ткани и писчая бумага - 25% и так далее.

Однако главным способом упрочнения государственных финансов явилось введение подушной подати, для чего в ноябре 1718 г. указано было «чтоб правдивые принесла, сколько у кого в которой деревне душ мужска пола». Несмотря на решительное нежелание помещиков делить доходы от использования труда прикрепленных к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению подушной подати через 6 лет была закончена.

На практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями - «ревизских душ».

Итак, в 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись мужского населения. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола».

Всё мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в «ревизские списки» и было обязано платить ежегодно денежный налог -подушную подать. 4, с. 139

Итак, существенное оздоровление финансов являлось конечной целью реформаторской деятельности ПетраI. Его финансовая политика характеризовалась небывалым до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Изыскивались все новые, дополнительные источники налогов. Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов. Налоги были разного рода, главным образом, промысловый: на мельницы, рыбные ловли, постоялые дворы, торговые бани; также за право носить бороду, выделывать дубовые гробы. Некоторые из этих налогов были очень высоки. Так например, право носить бороду обходилось простым людям в 30 (тогдашних) рублей, служилым и посадским - в 60, а купеческому сословию -100 руб. с человека. 10, с. 242



Похожие статьи