Показатели статистики миграционного движения населения. Миграция населения


Введение

1.Понятие и классификация миграции

1.1 Понятие "Миграция". Виды миграций

2.Анализ миграционных процессов в России

2.1 Общая характеристика миграционной ситуации в России

2 Первая, вторая, третья волны миграции

3 Количественная и качественная характеристики мигрантов

3.Проблемы и перспективы миграционной политики РФ

3.1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России

2 Пути решения проблем связанные с переселением

Заключение


Введение

миграция переселение экономический демографический

Актуальность исследования миграции населения определяется тем, что для современного мира характерны глобальные миграционные процессы, без которых было бы невозможно нормальное функционирование народно-хозяйственного комплекса каждого государства и мирового хозяйства в целом. Миграционные потоки влияют на межгосударственные отношения, на демографическую ситуацию, на формирование рынков труда и их сегментацию, на жесткость конкуренции. Приток и отток мигрантов изменяют ситуацию на рынке труда, нагрузку на инфраструктуры, на санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку, на уровень преступности, на межнациональные отношения.

В любом случае миграция - необходимый элемент развития экономики. По большей части нелегальная, она влечет за собой как позитивные и негативные последствия. Тем самым миграция влияет на уровень жизни коренных жителей. Миграция населения может вызвать обезлюдение и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики.


1. Понятие и классификация миграции


1 Понятие "Миграция". Виды миграций


Под миграцией населения (от латинского migration - переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных условий и факторов - социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.

В отечественной литературе насчитывается около 40 определений понятия миграция, но из всего многообразия формулировок выделяется одно, сформулированное Рыбаковским Л.Л. в 1987 г., которое довольно прочно устоялось не только в научной, но и в учебной литературе. Миграция (по Рыбаковскому Л.Л.) - процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время.(1)

Миграция как пространственное движение населения свойственна всем человеческим обществам. Однако интенсивность, направленность и состав миграционных потоков, их социальные, экономические и демографические последствия существенно различаются не только в разные исторические эпохи, но и в странах с разным уровнем экономического развития, различными природно-географическими условиями и структурами населения.

Миграция населения - это сложный по природе, формам проявления и последствиям процесс. Чем интенсивнее протекают миграционные процессы, тем более существенные изменения вносятся в различные срезы социальной структуры населения, тем в большей мере меняется его территориальное размещение. Миграция способствует обмену трудовыми навыками и производственным опытом, содействует развитию личности, влияет на семейный состав и половозрастную структуру, непосредственно связано с социальной, отраслевой и профессиональной мобильностью населения.

Этимологический термин "миграция" означает перемещение, переселение. Но перемещение и переселение - отнюдь не синонимы, что дает возможность одним из этих терминов определить миграцию в широком, а другим - в узком смысле слова.

Территориальные перемещения, совершающиеся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности представляют собой миграцию в широком значении этого слова. Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии расселения. Проблема расселения населения по территории страны - имеет весьма большое значение, это связано со стремительным развитием урбанизации и порождаемых ею трудностей.

"Урбанизация (от лат.urbanus - городской, urbs - город) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение и т.д."

Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые "маятниковые миграции", связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.

К другим признакам миграции относят функциональный признак, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки.

При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков которые представлены в таблице 1:

Теперь остановимся подробнее на этих видах миграции.

Миграция охватывает такие сходные по формальным признакам явления, как эпизодичные, маятниковые, сезонные и безвозвратные перемещения.

Эпизодическая миграция - это не только возвратный, но и краткосрочный вид территориального перемещения, совершающегося в деловых или рекреационных целях.

Маятниковая миграция - это систематические трудовые или учебные поездки. Сезонный и безвозвратный виды миграции сходны по своим целям: они способствуют соединению личного и вещественного элементов производства. Их различия состоят в том, что в первом случае не ставится задача смены постоянного места жительства.

Безвозвратная миграция в современных условиях осуществляется в следующих формах: сельскохозяйственные переселения, организованный набор рабочих, общественные призывы молодежи, приглашение на работу непосредственно предприятиями, переход работников с одного предприятия на другое, переезд в связи с устройством на работу, самостоятельное переселение и т. д. Четыре первые формы планируются в централизованном порядке. Для миграции такого типа выделяются материальные ресурсы, предпринимаются организационные меры. Однако они, как и миграции в децентрализовано планируемых формах, не составляют большей части миграционных перемещений. Самостоятельным переселениям принадлежит решающая роль в безвозвратных миграциях.

Переселение, или безвозвратный вид миграции, одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие; во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения, совершающиеся внутри населенных пунктов, второе - такие поездки в другие населенные места, которые совершаются не насовсем. В переселениях происходит соединение места жительства с местом приложения труда; учебы или иной деятельности в одном населенном пункте. Этим переселение отличается от других видов миграции.

Миграционное движение может происходить как внутри одной страны, так и между государствами. Поэтому выделяют два типа миграции: внешнюю (международную, межгосударственную) и внутреннюю (внутригосударственную).

Внешние миграции - территориальное перемещение населения, совершаемое между разными странами.

Внутренняя (внутригосударственная) миграция - территориальные перемещения людей, которые могут совершаться внутри одной страны.

Внутригосударственная миграция представляет собой процесс перемещения населения внутри одной и той же страны. Эти переселения не выходят за пределы государственной границы.

Во внутренних миграциях участвуют граждане данного государства. Внутренние миграции, не затригивая численности населения страны в целом, влияют на его территориальное распределение. Они означают изменение географического размещения той же совокупности людей в отличии от внешней миграции, которая увеличивает одну совокупность за счет другой.

Внутренняя миграция имеет два разреза: межтерриториальный и межпоселенный (сельско-городская). В том и другом случае миграция это явление - смены населением постоянного места жительства. Переезжая из одного района в другой, население одновременно меняет старый населенный пункт на новый - это межрайонные миграции. Переезд из одного населенного пункта в другой одновременно означает и территориальное перераспределение того же населения. Внутренние, как и внешние, миграции бывают добровольными, вынужденными и принудительными. В настоящее время абсолютно преобладают добровольные переселения, хотя наиболее болезненными для страны являются вынужденные миграции (беженцы, перемещенные лица и т.д.).


2 Факторы формирующие потоки миграции


Факторами (причинами) миграции населения называют различные сочетания объективных и субъективных условий, взаимодействие которых вызывает его перемещение. Их выявление имеет важное значение для разработки эффективных мер миграционной политики. Основными факторами миграции являются экономические и социальные. Эти факторы тесно взаимосвязаны. Действительно, изменение образа жизни, социального статуса, создание семьи, получение образования, жилья и т.д., возможно лишь с получением высоких доходов, с выбором региона с более высоким уровнем экономического развития.

Выделяют также факторы: природно-климатические; демографические; этнические; политические; военные.

Уже в ближайшее время ожидается значительное сокращение трудоспособного населения (2006-2015 гг.), и компенсировать его ни за счет роста производительности труда, ни за счет переноса производства в перенаселенные районы страны с более дешевой рабочей силой, по мнению специалистов, окажется невозможно. В этой связи труд станет одним из самых дефицитных ресурсов в России. Следовательно, единственным источником пополнения ее трудовых ресурсов может быть только иммиграция. Такая ситуация в мировой практике не является исключительной. В послевоенные годы многие развитые страны Западной Европы также столкнулись с ситуацией, когда численность трудоспособного населения значительно сокращалась. Это привело к тому, что ни одна из этих стран не смогла обойтись только собственными трудовыми ресурсами. Все они активно привлекали на работу иммигрантов.

Россия по численности мигрантов занимает второе место в мире. Ежегодно по данным пограничной статистики, на территорию РФ прибывает более 22 млн. чел., из них на постоянное место жительства - 24,8 тыс. чел.

Ежегодно в Россию из дальнего и преимущественно ближнего зарубежья приезжают значительные контингенты работников. Чаще всего - это иммигранты из Казахстана, Узбекистана, Украины, Киргизии, Грузии.

Численность иностранных граждан, работавших в России за 2000-2008гг. возросла в 11,4 раза. Численность российских граждан, выехавших на работу за границу, за этот же период увеличилась в 1,6 раза.

Основными причинами необходимости привлекать иностранную рабочую силу на российские предприятия в современных условиях являются: нехватка рабочих специальностей и профессий; нежелание местного населения выполнять не престижную, малоквалифицированную работу, трудиться в неблагоприятных условиях и на низкооплачиваемых рабочих местах. Подобные работы есть во многих отраслях экономики, но чаще они характерны для предприятий добывающей промышленности, строительства и особенно сельского хозяйства. Миграция населения является существенным фактором формирования трудовых ресурсов в России, который влияет на их качественный состав, на конъюнктуру на рынке труда как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. Это влияние определяется как внутренней, так и международной миграцией, ее интенсивностью и структурой мигрантов. Миграция населения оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на развитие рыночных отношений в стране.

К числу основных факторов, влияющих на процессы миграции в России, следует отнести следующие.

Провалы в сельском хозяйстве и обеспечении населения сельскохозяйственной продукцией привели к созданию огромного числа маломощных фермерских хозяйств, неспособных обеспечить страну продовольствием; в результате государство, владея огромными посевными площадями и пастбищами, стало импортером важнейших продуктов - хлеба, мяса, птицы. Решать вопросы подъема урожайности, производительности труда в сельском хозяйстве сегодня приходится с помощью гастарбайтеров - корейцев, китайцев и рабочих других национальностей.

Теневизация и криминализация экономики. Теневая экономика в современных условиях составляет до 40-45% к внутреннему валовому продукту. Из них примерно 25% ВВП приходится на так называемую неформальную экономику, т.е. скрываемую, но не запрещенную законом деятельность, а около 20% ВВП приходится на незаконную экономику. По экспертным оценкам, организованными преступными группировками контролируется до половины всех частных предприятий и до 60% государственных. Это стало возможным благодаря существующему порядку акционирования промышленных предприятий и включению в реальные товарные и финансовые потоки фиктивных предприятий-посредников, контролируемых организованными преступными группировками. В настоящее время действует более 550 тысяч такого рода фирм-посредников, не отчитывающихся перед налоговыми органами, либо представляющих "нулевые" балансы.

Кризис в идеологии. С исчезновением главной цели - построения коммунизма, не произошло ее равноценной замены, а отсутствие национальной идеи, внутреннего стержня, всегда негативно сказывается на всех сферах жизни населения. Появление вместо цели двух глобальных задач, обозначенных как "построение правового государства" и "повышение благосостояния народа", не разрешает проблемы, так как готовых рецептов для решения этих задач ни у кого нет.

Несостоятельность государства в вопросах социальной защиты населения, особенно малоимущих слоев. Высокий прожиточный минимум наряду с задержками выплаты заработной платы, систематическое повышение цен за коммунальные услуги приводят к обнищанию населения и росту социальной напряженности.


2. Анализ миграционных процессов в России


1 Общая характеристика миграционной ситуации в России


Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

Сохраняется внутренняя миграция населения, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

На начало 2011года численность постоянного населения Российской Федерации, по оценке с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи, составила 142,9 млн. человек и уменьшилась за 2010г. На 48,3 тыс человек, или на 0,03%. Естественная убыль населения в 2010г. уменьшилась по сравнению с 2009г. на 7,4 тыс. человек.

Миграционный прирост на 65,5% компенсировал численные потери населения (в 2009г. миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 4,2%).(Рис.1)

Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации


За 2010г. число мигрантов внутри России увеличилось на 203,0 тыс.человек, или на 11,9% по сравнению с предыдущим годом. Миграционный прирост населения России снизился на 89,4 тыс.человек, или на 36,1%, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 88,3 тыс.человек, или на 31,5%), в том числе за счет иммигрантов из государств-участников СНГ - на 89,6 тыс.человек, или на 34,2%. Наряду с этим отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 1,1 тыс. человек, или на 3,4%, в том числе в государства-участники СНГ - на 0,9 тыс.человек, или на 4,3%.

С точки зрения процессов пространственного перераспределения населения на территории страны выделяются пять крупных регионов.

Европейская принимающая зона, которую составляют Центральный и Приволжский округа, часть Северо-Западного (бывший Северо-Западный экономический район, Карелия, Калининградская и Вологодская области), часть Южного округа (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, Адыгея), Приволжский округ. Эта зона занимает всего 15,3 процента российской территории, но концентрирует 66,4 процента ее жителей. Плотность населения здесь в 4,3 раза выше среднероссийской и почти в 11 раз выше, чем суммарно в остальных частях страны.

Европейский Север - Мурманская, Архангельская области, Республика Коми и Ненецкий АО. Несмотря на небольшое число входящих в него регионов и малочисленность населения, занимает почти семь процентов территории страны.

Республики Южного федерального округа (все за исключением Адыгеи). Занимая всего один процент российской территории, они концентрируют 4,4 процента населения страны, средняя плотность населения в них такая же, как в основной принимающей зоне.

Урал и Западная Сибирь -- Уральский округ и часть Сибирского (Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области, Алтайский край, республики Хакасия и Горный Алтай). По площади занимаемой территории эта группа регионов превосходит основную принимающую зону, а по численности жителей уступает ей в четыре раза. Плотность населения здесь на уровне средней по стране.

Восточная отдающая зона, которую составляют остальные регионы Сибирского округа и Дальневосточный округ. Это 60 процентов российской территории, на которой живет немногим более 10 процентов россиян. Средняя плотность населения -- 1,4 человека на квадратный километр, и она в последние годы сокращается вслед за убывающим населением.


2 Первая, вторая и третья волны миграции


Что касается эмиграции в советское время, то исследователи выделяют три ее главных потока, называемых обычно "первой", "второй" и "третьей" эмиграцией. Все три потока были обусловлены преимущественно политическими причинами и существенно отличались от дореволюционной эмиграции по экономическим причинам, наиболее типичной для новейшей истории западных стран. "Первый" и "второй" потоки - это в основном вынужденные "волны" эмиграции периодов первой мировой, гражданской и второй мировой войн; "третий" поток - добровольная, преимущественно "этническая" эмиграция последних десятилетий. Конечно, такое деление условно, потоки эмиграции, то ослабевая, то усиливаясь, не иссякали почти никогда. Речь идет, по существу, о трех пиках эмиграции.

Согласно имеющимся приблизительным (особенно для двух первых "волн") оценкам масштабы эмиграции из СССР были следующими: первая эмиграция (1917-1938) - 4 - 5,5 миллиона человек, вторая (1939-1947) -8-10 миллионов, третья (1948-1990) - 1,1 миллиона. Как видно, третья - впервые относительно добровольная - эмиграция значительно уступает по масштабам первым двум.


Начиная с 1961 года мы располагаем официальными данными Госкомстата СССР. Они показывают, что в 60-е годы - во время хрущевской оттепели и сразу после нее - наблюдался некоторый приток населения в СССР. В основном это были армяне, возвращавшиеся на историческую родину, беженцы из Китая, а также резко увеличившийся поток студентов, приезжающих на длительную учебу из стран Азии и Африки. Был, конечно, и большой отток, но он перекрывался иммиграцией, так что сальдо миграции для СССР было положительным.

В последующие десятилетия приток значительно уменьшился. Отток также представлял собой слабый ручеек, ограниченный строгими запретами, тем не менее миграционное сальдо стало отрицательным. В 70-е годы размеры чистой эмиграции колебались в пределах 10 -15 тысяч человек, лишь в отдельные годы поднимаясь до 30 - 40 тысяч. В 80-е годы эмиграция была еще меньше. Перелом произошел в 1988 году, когда были разрешены практически свободная эмиграция евреев, немцев и греков и выезд в гости по частным приглашениям. Население сразу же отозвалось на расширение такой свободы. Выезд из СССР по сравнению с предыдущим годом увеличился в 2,5 раза (108 тысяч против 39), еще раз более чем удвоился в 1989 году (235 тысяч) и снова почти удвоился в 1990-м (452 тысячи). Обратный же поток был невелик. Отличительная черта международного миграционного обмена СССР в последние годы - его резко выраженная односторонность: быстрое увеличение эмиграции, в то время как иммиграция остается крайне незначительной. Самые большие потоки эмигрантов направлялись в Израиль и в Германию, существенная часть - в Грецию и в США. Основную их часть (около двух третей) дали - почти поровну - Россия, Украина и Казахстан. Весомы доли Беларуси (7,5 процента) и Молдовы (4,6). Из европейской части страны выезжают в основном евреи, из Казахстана и Средней Азии - немцы. Средняя Азия в 1990 году дала 16 процентов эмигрантов.

Несмотря на огромные количественные сдвиги последних лет, в качественном отношении - это все та же "третья эмиграция", состоящая из представителей нескольких национальных или конфессиональных меньшинств, добившихся права свободного выезда и ориентированны чаще всего на возврат на историческую родину или на соединение с мощной зарубежной диаспорой. Собственно, благодаря зарубежной поддержке "третья эмиграция" и смогла приобрести большие масштабы, в этом ее отличительная черта. Мотивы же ее многообразны, в них переплетаются экономические, политические, этнокультурные и другие соображения.


3 Количественная и качественная характеристика мигрантов


Миграция населения обрела ранг такого социального процесса, который оказывает ощутимое влияние на экономику, социальную среду и культуру во множестве стран мирового сообщества, в том числе в России. Миграционные процессы влекут за собой изменения в социальной и демографической структурах российского общества. Они оказывают существенное влияние на общественное разделение и величину оплаты труда, а также на уровень социальной напряженности в регионах с длительным и интенсивным притоком и, напротив, оттоком людей.

К сожалению, количественные характеристики миграционного оборота крайне редко рассматриваются в органической связи с его конкретными социальными последствиями. А они могут быть как позитивными, так и негативными. Например, обмен населением России с зарубежными странами характеризуется миграционным приростом для нашей страны. В глобальном, в том числе в демографическом плане этот факт можно оценивать положительно. В частности, миграционный прирост населения компенсирует его естественную убыль, обусловленную в нашей стране тем, что показатели смертности многие годы преобладали над показателями рождаемости.

Однако если сопоставлять качественный состав мигрантов, прибывающих в Россию и выбывающих из нее, по таким существенным показателям, как уровень общего и профессионального образования, деловая квалификация, состояние здоровья и другое, то миграционный обмен выглядит проблематичным. (Приложение 1).

Проблема состоит в том, что люди традиционно перемещаются из менее в более развитые страны.

В Российскую Федерацию прибывают в основном мигранты из стран СНГ, в том числе три четверти из зарубежных стран Центральной Азии и Закавказья. Их состав достаточно пестрый, но многие из них относятся к категории социально уязвимых людей, нуждающихся во всемерной помощи со стороны государства и общества.

Как же складывается современная география миграционных потоков внутри России и каковы направления внешней миграции населения?

В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны в регионы центры и юга европейской части России (табл.2,3). Страна четко поделилась на две зоны - притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). (Приложение 2)Эта пространственная картина миграций, по мнению специалистов, сохранится и в обозримой перспективе.


Таблица 2 Внутрироссийская миграция по федеральным округам, 2009

На сером фоне - численность мигрантов в пределах одного федерального округа.


Таблица 3 Коэффициенты миграционного прироста по федеральным округам Российской Федерации (миграционный прирост за год на 10 тыс. населения)

Все население20052006200720082009Российская Федерация911181818Федеральные округа:Центральный3539465046Северо-Западный914182121Южный3518119Приволжский11669Уральский812171313Сибирский-8-9-237Дальневосточный-32-33-23-31-28

Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Больше всего перемещаются мужчины (рис 2).


Рис.2 Половозрастной состав мигрантов в России в 2009 году.


Наибольшее число мигрантов на территории России находится в возрастной категории от 20 до 49 лет (рис. 3, 4).


Рис.3. Численность и возрастной состав мужчин во внутререгиональных потоках в России в 2007 г. и в 2009г.


Рис.4 Численность и возрастной состав женщин во внутререгиональных потоках в России в 2007г. и в 2009 г.


Цели внутренних перемещений разные: обучение, смена местожительства, туризм, деловая, трудовая деятельность и так далее.

Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте составляет 86%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций.

Около трех четвертей всего миграционного прироста, получаемого Центральным федеральным округом в межрегиональных миграциях, аккумулируют Москва и Московская область.

То, что центр во все годы рассматриваемого периода имел высокие показатели миграционного прироста, естественно. Это регионы, где темпы сокращения промышленного производства были минимальными, а среднедушевой денежный доход - максимальным.

Вселение мигрантов в новый для них район связано с целым рядом демографических, социальных и экономических изменений. Мигранты становятся жителями района вселения, участвуют в воспроизводстве его населения, в освоении природных ресурсов, в развитии экономики и т.д. Мигранты прибывают в новый для них район, обладая опытом и знаниями, приобретенными в районах выхода, имея разветвленные родственные и имущественные связи и др. В новом районе все это или многое из этого надо приобретать. Для них главным в районе вселения является пройти стадию приживаемости. Приживаемость новоселов - это антипод интенсификации миграционной подвижности населения. Приживаемость мигрантов заключается в превращении мигранта в новосела, а новосела в старожила. Приживаемость включает в себя два основных компонента: адаптацию(социальную и биологическую) - процесс приспособления человека к новым для него условиям жизни и приспособление условий жизни к потребностям человека(перестройка внешних условии в соответствии с потребностями субъекта).

Граница перехода новоселов в состав постоянного населения в России составляет около 10 лет. Сроки приживаемости могут колебаться в зависимости от мест выхода мигрантов, смены поселенного статуса, различий структуры мигрантов и населения районов вселения и т.д.


3. Проблемы и перспективы миграционной политики РФ


1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов в России


Миграционные процессы, происходящие в современном мире принимают такие масштабы, что от успешного его решения зависит социальная, политическая и экономическая стабильность страны, судьбы людей, уровень и качество их жизни, государственная и национальная безопасность в целом. Оптимизация этих процессов требует взаимодействия и координации на межгосударственном и межведомственном уровне.

Необходимость регулирования иммиграции не подвергается сомнению. Проблема - в поиске разумного баланса между максимизацией выгоды от притока иммигрантов и минимизации неизбежных социальных рисков.

Учитывая, что основной контингент иностранных граждан в России сегодня и в ближайшей перспективе - временные трудовые мигранты, основной акцент интегративной политики должен быть сделан на этой категории мигрантов. К сожалению, в настоящее время отсутствуют не только инструменты реализации интеграционной политики, но и понимание, что миграционная политика не может быть сколько-нибудь эффективна без политики интеграции.

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению органов власти федерального и регионального уровня, но в целом является общефедеральной задачей. В этой связи приходится констатировать, что абсолютное большинство проблем в этой сфере связано с отсутствием какой-либо разумной миграционной политики.

Основные негативные последствия этого следующие:

) Наличие в целом по России миллионов незаконных мигрантов;

) Рост общеуголовной преступности и увеличение доли латентных преступлений, включая тяжкие. Можно отметить, что основные нарушения закона в смежных отраслях - незаконный оборот наркотиков и оружия, налоговые правонарушения, контрабанда, торговля контрафактным товаром, незаконное предпринимательство, а также разнообразные нарушения установленных правил торговли, строительства, норм охраны труда, содержания жилых помещений и т.д.

) Рост и усиление крупных обособленных национальных диаспор.

Эти "неформальные" структуры, опираясь на свои внутренние ресурсы и всестороннюю помощь своих стран, уже сейчас контролируют значительную часть весьма прибыльных отраслей экономики, в частности, в сфере оптовой торговли, строительства, транспорта, индустрии развлечений, всемерно усиливают давление на органы власти и управления, добиваются реального влияния на принимаемые решения, вплоть до прямого проникновения в государственные структуры. В некоторых приграничных регионах этот процесс давно приобрел угрожающий характер;

) Огромные по объему теневые финансовые потоки, включая вывоз капитала за пределы России. Значительная часть теневого оборота в сфере незаконной миграции идет на поддержание коррупции, на финансирование криминального бизнеса и преступных сообществ, а также на формирование и обеспечение деятельности национальных диаспор. В целом величина теневого оборота в этой сфере достигает нескольких миллиардов долларов ежегодно.

Опасность дальнейшего развития названных негативных тенденций стала очевидной уже достаточно давно, однако хаотичность и бессистемность принимаемых мер свидетельствует, как минимум, о непонимании проблемы в целом. По крайней мере, представляется необходимым не только констатировать существующие трудности и недостатки системы управления, но и выделить приоритетные направления в этой области и сконцентрировать на них имеющиеся ресурсы, которых в распоряжении государства немало.

В целом любая миграционная политика сводится к двум действиям - пресечению въезда в страну нежелательных категорий иностранцев и стимулированию въезда, соответственно, "желательных" категорий.

Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека.

Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри Российской Федерации. Это вызвано несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и рыночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производств за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.


3.2Пути решения проблем связанные с переселением


Главной задачей миграционной политики в настоящее время должны стать меры по повышению мобильности населения, необходимым условием которой является свобода передвижения. В современных условиях она сдерживается ограничениями, связанными с регистрацией мигрантов в субъектах РФ, неразвитостью рынка жилья, проблемой защиты частной собственности, наличием института прописки. Основные направления деятельности правительства России связанны с реализацией Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. Эти документы предусматривали разработку и реализацию мероприятий по государственному регулированию миграционных процессов.

К ним в частности относятся:

Создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду (а так же беженцев, вынужденных переселенцев и др.), использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. Акцент сделан на наиболее уязвимых и нуждающихся граждан;

Привлечение в РФ иммигрантов исходя из интересов экономики страны и её регионов. Эти меры направлены на содействие возвращению высококвалифицированных специалистов и на адаптацию иммигрантов. Предусматривается усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю привлечения иностранной рабочей силы, защите российского рынка труда, где приоритетные права на занятие вакантных мест отводятся российским гражданам. Создаётся противодействие нелегальной миграции рабочей силы;

Для лучшего обеспечения отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой, создаются условия на основе развития регионального рынка жилья, необходимых социальных услуг. В регионах с экстремальными климатическими условиями используется вахтовый метод ведения работ.

Среди основных мер миграционной политики следует отметить следующие:

Приём и размещение экономически активной части мигрантов и оказание им помощи в проживании и работе;

Оказание господдержки в обустройстве социально-незащищённых вынужденных переселенцев.

Помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учётом специфики различных категорий мигрантов;

Дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для расселения и стимулирования мигрантов на эти территории с учётом интересов государства и населения;

Регулирование потока мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья, применение санкций за нарушение иммиграционного законодательства;

Господдержка категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители крайнего севера, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах.

Главными аспектами миграционной политики России являются:

Обеспечение прав граждан РФ на свободу передвижения;

Гарантия защиты трудящихся-мигрантов за рубежом и их поддержка;

Гарантия беспрепятственного возвращения на родину и обеспечение помощи в адаптации мигрантов.

Организационные формы и направления деятельности госорганов и негосударственных структур регулирования миграционных потоков достаточно разнообразны. Важна разработка и реализация федеральных и территориальных программ.

Иммиграционная политика РФ представлена большим разнообразием законов и подзаконных актов и базируется на нормативно-правовой основе.

Иммиграционное законодательство предусматривает определённые санкции за нарушение порядка иммиграции, которые налагаются как на иммигрантов, так и на лица им помогающих или нанимающих на работу. Санкции различаются от штрафов до депортации.


Заключение


Миграция - это часть современной мировой глобализации. Существующая в огромных масштабах миграция вовлекает в свой оборот огромные массы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу на мировом рынке труда. Миграция - процесс, главным следствием которого является усложнение экономической и общественной жизни. И в то же время она открывает новые возможности. Миграция населения (в первую очередь трудовая) - позитивное явление, позволяющее сбалансировать прирост населения, прежде всего числа трудоспособных лиц. Современная миграционная ситуация в России является ни чем иным как отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны. Проблема миграции как явления не только социально-экономического, но и политического должна решаться при пристальном внимании со стороны государства. Для этого оно составляет и постепенно реализует свою миграционную политику.


Список использованной литературы


1Азаров Н.: Конституционно-правовое регулирование миграции в РФ. 2010г. "Власть" №4. С. 47-51.

2Алешковский И.А., Ионцев В.А Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире."Век глобализации". Выпуск №2/2008.

Бреева Е.Б. Основы демографии. М., 2010.

2.Бутов В. И. Демография: Учебное пособие. Под ред. В. Г. Игнатова. третье изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ "МарТ", 2009.

3.Вишневский А.Г., Зайончковская Ж.А.: Волны миграции. Новая ситуация. "Свободная мысль", 1992г.; 12:4-16.

Воронин В.В "Экологическая и социальная география Российской Федерации" Самара 2009г.

Ионцев, В. А. Международная миграция: теория и история изучения // Международная миграция населения: Россия и современный мир / под ред. В. А. Ионцева. - М.: Диалог-МГУ, 1999. - Вып. 3. - С. 53-105.

Курицын И.И. Региональный аспект миграции населения в Российской Федерации на современном этапе [Текст]/И.И. Курицын; // География в школе. - 2006. - № 6.

ПЛИСЕЦКИЙ Е.Л. "Современные миграционные процессы в России" - Доклад.

Подгорнова Н.В. Современные миграционные процессы в России // География в школе №3/2000. 39 с.

Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). - М., 2005.

Рыбаковский О.Л.: Межрегиональная миграция населения. СОЦИС-2011№4 С.34-43.

22 Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. 2001

Совельев А. Н. Миграция населения в России. 2009

Топилин А.В., Малаха И.А. Миграция высококвалифицированных кадров // Народонаселение. 2008. № 2.

Элефтерова М.П.: Трудовая миграция в России. 2010г. - №2. Вопросы статистики С. 49-55.

16.Юдина Т.Н. Социология миграции Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. - 272 с.

Демографический ежегодник России 2010: Стат.сб. - М.: Росстат, 2009

Независимая газета. Июнь 2011г.

Россия в цифрах www.sci.aha.ru/cgi-bin

Сборник материалов расширенного заседания Коллегии Федеральной миграционной службы "Итоги деятельности ФМС России в 2007году" М. 2008г.

Федеральная служба государственной статистики. Информация о социальном положении России - 2011г.

Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Инструкция

Прирост населения является суммой величин двух показателей - естественного и миграционного прироста . Это разность между текущим уровнем демографической ситуации и уровнем более раннего периода. Временной промежуток, за который производится расчет, называется расчетным и может быть краткосрочным (от месяца до нескольких лет) и долгосрочным (5, 10, 15, 25, 100 лет).

Естественный прирост - положительная между числом родившихся и умерших (число родившихся больше числа умерших). Например, в России по данным за 2009 года родилось 151,7 , умерло 150,7 тысячи человек, значит естественный прирост населения составил тысячу человек. Считается, что если превышает , то воспроизводство населения расширенное. Если эти числа примерно равны, то воспроизводство простое. Если же смертность превышает рождаемость, то воспроизводство суженное, наблюдается сильный демографический спад.

Для определения общей демографических изменений в используются коэффициенты прироста населения . Коэффициент естественного прироста - это разница между числом родившихся и умерших за определенный период, разделенная на общую численность населения . Коэффициент миграционного прироста населения - это разница между числом прибывших в страну граждан и числом выбывших, разделенная на общую численность. Соответственно, общий коэффициент прироста населения является суммой этих коэффициентов.

Обратите внимание

Прирост населения принято измерять в процентах, поэтому полученный коэффициент нужно умножить на 100. Общая численность населения берется на начало расчетного периода.

Полезный совет

На основе полученных данных и анализе темпа роста населения можно прогнозировать развитие ситуации на ближайшие периоды.

Источники:

  • численность населения рассчитать
  • Как рассчитать естественный прирост населения на 1000 человек

Оценка демографической ситуации в стране является основой для прогнозирования потребностей и трудовых ресурсов общества и, как следствие, объемов производства для удовлетворения нужд населения. Для полноты анализа необходимо определить естественный и миграционный прирост и просуммировать эти величины.

Инструкция

Для анализа демографической ситуации в стране используются абсолютные и относительные величины двух видов прирост а: механического (миграционного) и естественного. Второй показатель характеризует разницу между числом родившихся и граждан за определенный период времени.

Для того, чтобы данные были максимально корректными, применяются статистические методы, позволяющие отслеживать малейшие изменения. Эти методы включают в себя контроль рождаемости и смертности, осуществляемый специальными органами. Данные для этого поступают из роддомов и больниц и имеют документальную основу.

Если число родившихся за определенный период превышает число умерших, то говорят о расширенном воспроизводстве населения. Если они примерно одинаковы, это простое воспроизводство. Если же разность между ними отрицательна, то оно суженое, что свидетельствует о демографическом спаде и требует введения экстренных мер по стимулированию рождаемости.

Абсолютная оценка естественного прирост а заключается в вычислении арифметической разности между объемом воспроизводства на конец и начало периода, который может быть любым календарным промежутком, от месяца до 5 лет (краткосрочный анализ) до десятилетий: от 5 до 100 лет (долгосрочный анализ).

Например, пусть за месяц количество родившихся составило 155 000 человек, а число умерших – 153 000. Тогда налицо естественный прирост в 2 000 жителей. Это можно считать простым воспроизводством, поскольку разница невелика по сравнению с обеими величинами.

Относительная оценка естественного прирост а осуществляется путем вычисления коэффициентов. При этом абсолютную величину относят к общему числу жителей. Таким образом, получается некая величина, которая может быть выражена в процентах. Например: на начало года население страны составляет 50 млн людей. За год родилось 1 млн человек, а умерло 850 000 жителей. Абсолютный показатель естественного прирост а в этом случае равен 150 000, а относительный – (150 000/50 000 000) 100% = 0,3 %.

Видео по теме

Для определения интенсивности изменений каких-либо показателей за определенный период времени используется набор характеристик, которые получаются методом сравнения нескольких уровней показателей, измеренных на разных отметках временной шкалы. В зависимости от того, каким образом сравниваются измеренные показатели между собой, полученные характеристики называются коэффициентом роста, темпом роста, темпом прироста, абсолютным приростом или абсолютным значением 1% прироста.

Инструкция

Определите, какие именно показатели и каким образом надо сравнивать между собой, чтобы искомое значение абсолютного прироста. Исходите из того, что эта

Масштабы, интенсивность и другие параметры миграции населения характеризуются при помощи системы показателей. Это абсолютные и относительные числовые характеристики миграционного процесса на разных стадиях его протекания, характеризующие общий уровень подвижности населения территорий, масштабы, структуру, направления и результативность миграционных потоков за тот или иной период. Это преимущественно расчетные показатели (коэффициенты миграции), основанные на сопоставлении абсолютных показателей (прибытий, убытий, прироста, сальдо миграции, миграционного оборота и др.) со средней численностью изучаемой совокупности населения за определенный период. В целях сравнимости с другими коэффициентами показатели миграции исчисляются, как правило, в расчете на 1000 человек соответствующей территории или социально-демографической группы населения.

Общие показатели могут быть абсолютными, относительными и структурными - все они выражают миграционную активность населения того или иного района в целом.

Абсолютные показатели позволяют сопоставлять масштабы и результаты миграции населения, а также ее интенсивность либо для разных районов, либо для одного и того же района, но в разные периоды времени. Объемы (масштабы) миграции характеризуются числами прибывшего или выбывшего населения. Сумму прибывшего и выбывшего населения называют миграционным оборотом, или брутто-миграцией. Результативность миграции выражается миграционным приростом, исчисляемым как разность чисел прибывшего и выбывшего населения. Миграционный прирост называют также сальдо миграции, или нетто-миграцией.

Таблица 1 - Показатели общего объема миграции населения

Наименование показателей

Методика расчета показателей

Количество прибывших мигрантов

Число мигрантов прибывших в данный регион или страну на постоянное место жительства (зарегистрировавшихся по месту проживания) за определенный период (обычно год)

Количество выбывших мигрантов

Число мигрантов выбывших из данного региона или страны на постоянное место жительства (снявшихся с учета по месту жительства) за определенный период (обычно год)

Сальдо миграции, чистая миграция, нетто-миграция или миграционный прирост (убыль)

Рассчитывается как разница между количеством прибывших и выбывших мигрантов за период (обычно год) для страны, региона, города, района. Формула для расчета: МП (МУ) = П - В. Если показатель положительный используется термин "миграционный прирост", если отрицателен - "миграционная убыль".

Валовая миграция, или брутто-миграция, или миграционный оборот

Рассчитывается как сумма прибывших и выбывших мигрантов. Формула для расчета: ВМ (МО) = П + В

Количество временно прибывших мигрантов, или зарегистрированных по месту пребывания

Число мигрантов прибывших в данный регион или страну временно (зарегистрировавшихся по месту пребывания) за определенный период (обычно год)

К относительным показателям относится результативность миграции населения, которую представляет соотношение между количествами прибывших и выбывших. Этот показатель выражается числом выбывших в расчете на 100 или 1000 прибывших. Используя данные о числах прибывших и выбывших, можно вычислить также показатель, который позволяет сравнить полученные результаты (численность мигрантов, оставшихся в районе вселения) с осуществленными затратами (числом прибывших). Это своего рода показатель демографических издержек. Чем меньше число прибывшего населения и чем больше плюсовое сальдо миграции, тем эффективнее процесс миграции. Показатель демографических издержек в существенной мере отражает материальные затраты (полные или только идущие на переселение), связанные с формированием определенной по численности и составу совокупности населения в заселяемых районах.

Наиболее применяемыми относительными показателями являются коэффициенты интенсивности миграционных процессов. Они позволяют сравнивать миграционную подвижность населения различных районов. Интенсивность характеризует частоту какого-либо явления в известной среде и выражается правильной дробью, числитель которой - число случаев особого рода, а знаменатель - основная совокупность. Эти показатели определяются делением числа прибывших (выбывших, миграционного оборота, сальдо миграции) на численность среднегодового (квартального и т.д.) населения. Они выражаются в процентах или в промилле, т.е. в расчете на 100 или 1000 населения.

Таблица 2 - Относительные показатели миграции

Наименование показателей

Методика расчета показателей

Коэффициент интенсивности по прибытию

Рассчитывается путем деления количества прибывших мигрантов в регион (страну) за год на среднегодовую численность постоянного населения и умножается на 10 тыс. (или 1 тыс.). Формула для расчета: К = П / Чн х 10.000 (или на 1.000)

Коэффициент интенсивности по выбытию

Рассчитывается путем деления количества выбывших мигрантов в регион (страну) за год на среднегодовую численность постоянного населения и умножается на 10 тыс. (или 1 тыс.). Формула для расчета: К = В / Чн х 10.000 (или на 1.000)

Коэффициент миграционного прироста

Рассчитывается путем деления абсолютного показателя миграционного прироста в регионе (стране) за год на среднегодовую численность постоянного населения и умножается на 10 тыс. (или 1 тыс.). Формула для расчета: К = МП / Чн х 10.000 (или 1.000)

Коэффициент интенсивности миграционного оборота

Рассчитывается путем деления абсолютного показателя миграционного прироста в регионе (стране) за год на среднегодовую численность постоянного населения и умножается на 10 тыс. (или 1 тыс.). Формула для расчета: К = МО / Чн х 10.000 (или 1.000)

Коэффициент приживаемости

Определяется как отношение миграционного прироста к валовой миграции в стране (регионе) за год и умножается на 10 тыс. (или 1 тыс.)

Коэффициент результативности

миграционного обмена (КРМС)

Определяется как частное от деления числа выбывших на число прибывших в промилле. Каждый район вселения связан с множеством районов выхода. КРМС рассчитывается с каждым из них.

Коэффициент интенсивности межрегиональных связей (КИМС)

Рассчитывается для миграционных потоков (по прибытию, выбытию, обороту). Для расчетов за основу берутся данные статистики за определенный период (обычно 3-5 лет) по количеству мигрантов, а также по среднегодовой численности постоянного населения регионов. Формула для расчетов: mji = Mji / Sj; где mji - показатель интенсивности вселения в j-й район переселенцев из i-го района выхода; Mji - численность мигрантов, прибывших из i-го района выхода в j-район вселения; Sj - численность населения j-го района вселения

Структурные показатели, в свою очередь, бывают абсолютными и относительными. Они исчисляются для разных структурных элементов миграционного потока отдельно: для мужчин и женщин, для лиц различного возраста, образования, национальности, социального статуса и т.д. Обычно мужчины мигрируют чаще женщин (у них выше значения показателей интенсивности миграции), лица молодых возрастов участвуют в территориальных перемещениях в большей мере, чем дети и пожилые.

В качестве самых общих показателей потенциальной миграции могут быть использованы доли потенциальных мигрантов (лиц, принявших, но еще не реализовавших решение об отъезде из данного населенного пункта) и соответствующих стабильных контингентов в составе как всей совокупности населения, так и составляющих ее социально-демографических групп (по полу, возрасту, национальности, профессии, образованию, семейному статусу, месту рождения и т.д.). В настоящее время в Канаде, Австралии, Новой Зеландии применяется балльная система оценки потенциальных иммигрантов - формализованная система определения "ценности" потенциального иммигранта для экономики и общества страны иммиграции, оценивающая характеристики претендента (возраст, образование, профессию, опыт работы, уровень знания языка и др.) определенным количеством баллов, которые в сумме должны составить "проходной балл", дающий право на начало иммиграционного процесса.

Возможности широкого использования показателей структурных миграционных установок ограничены как вследствие локального характера соответствующей информации, так и неидентичности используемых для ее получения исследовательских методик. По этой причине уровень потенциальной миграционной подвижности населения разных территорий чаще оценивается по результатам реализации миграционных установок.

Наиболее точный показатель уровня миграционной подвижности - количество переселений за весь прожитый период жизни у лиц определенной социально-демографической группы или населения в целом. В оценках подвижности населения применяются также вероятностные показатели и прежде всего половозрастные вероятности миграции. На основании возрастных вероятностей первой миграции имитируется процесс постепенного вовлечения разных групп населения в процесс миграции. Систематическое описание этого процесса позволяет построить вероятностные таблицы подвижности. Они бывают чистые и комбинированные. В последних учитывается убывание населения в результате смертности. Одновременно строят таблицы подвижности, дифференцированные по порядку совершаемой миграции. В целом такие таблицы являются вероятностными и носят гипотетический характер; их использование в прогнозировании ограниченно, поскольку они требуют подробных исходных данных и не учитывают меняющихся стереотипов миграционного поведения населения.

Показатели фактической миграции подразделяются, как правило, на три группы: общие, характеризующие сводные для территории миграционные процессы; специальные (или структурные), характеризующие миграцию конкретных социально-демографических групп; показатели межтерриториального обмена, характеризующие связи между конкретными территориями миграционного обмена. Они включают в себя общие абсолютные показатели, отражающие масштабы и мощность миграции, а именно:

миграционный оборот как сумму прибывших и выбывших, локализованных на определенной территории. Понятием, идентичным миграционному обороту, является "брутто-миграция", или "валовая миграция". Для каждой территории определяется внешний и внутренний миграционный оборот;

численность прибывающего и убывающего населения;

сальдо миграции, исчисляемое как разность чисел прибывшего и выбывшего населения. Идентичными сальдо миграции понятиями являются: "миграционный прирост", "механический прирост", "прирост численности миграции", "нетто-миграция". Сальдо миграции выступает в качестве той информации, без которой невозможно конструирование других показателей.

Структурные и межрайонные абсолютные показатели основываются на тех же числах миграционного оборота, прибытия, убытия, миграционного сальдо, или убывающих мужчин и женщин, лиц разных возрастов, национальностей и т.п., или по конкретным парам регионов.

Показатели межрайонной миграции характеризуют объем, результаты и интенсивность миграционного обмена, совершающегося между двумя районами, из которых один - район выхода, другой - район вселения. Первичными из всей системы межрайонных показателей являются числа прибывших и выбывших для каждой пары районов. Абсолютные значения миграционных потоков между районами выхода и вселения выражают мощность совершающегося между районами движения населения. Для оценки интенсивности межрайонного обмена населением применяют обычно не абсолютные размеры переселений, а адекватные им относительные величины - удельные веса переселенцев из различных районов в общем числе прибывших (выбывших, миграционного оборота и др.). Но эти показатели не раскрывают действительных миграционных связей, поскольку структура мигрирующего населения в значительной мере отражает существующее районирование страны. Поэтому значения отдельных районов в обмене населением зависят не только от интенсивности миграционных связей, но и от численности их населения. Численность населения районов выхода определяет их миграционную возможность или их "миграционный потенциал". Миграционная возможность тем больше, чем крупнее район выхода. Так, Сибирь имеет больший вес в обмене населением с другими экономическими районами, чем ее часть - Западная Сибирь, а у этого экономического района миграционная возможность оказывается значительнее, чем у областей и краев, входящих в него. Данный показатель, так же, как и мощность миграционных потоков, непригоден для характеристики интенсивности межрайонных миграционных связей. Для оценки интенсивности межрайонных миграционных связей применяются специальные показатели, не зависящие от численности населения районов, между которыми происходит миграционный обмен. Эти связи не могут быть выявлены с помощью показателей, расчеты которых методически одинаковы с исчислением коэффициентов интенсивности миграции населения той или иной территории. Причем непригодны оба из возможных вариантов исчисления миграционных связей ни по отношению к населению районов выхода, ни по отношению к населению районов вселения. Чтобы элиминировать влияние численности населения как районов выхода (миграционной возможности), так и районов вселения (миграционной емкости) на показатели миграционных связей, надо удельные веса каждого района выхода в миграции населения данного района вселения разделить на удельные веса районов выхода в суммарной численности их населения. Для расчета показателей межрайонных связей указанным способом достаточно иметь данные о структуре мигрирующего населения того или иного района выхода (вселения) и среднегодовую численность населения всех районов.

Кроме абсолютных показателей, показатели фактической миграции включают в себя относительные показатели, характеризующие удельные веса мигрантов из разных районов выхода в общем числе мигрантов региона вселения.

К ним относятся интенсивности миграции - статистическая характеристика подвижности населения, которая показывает ее частоту в определенных территориально-демографических группах и выражается коэффициентом интенсивности миграции (КИМ), позволяющим сравнивать миграционную подвижность населения различных регионов страны. Интенсивность представляет собой правильную дробь, числитель которой - количество мигрантов (прибывших, выбывших или их сумма), а знаменатель - средняя за период численность населения. КИМ может рассчитываться как для всего населения данной территории (общетерриториальная КИМ), так и по его различным структурным элементам - полу, возрасту национальности и т.д. КИМ вычисляется в расчете на 1000 жителей.

Таблица 3 - Показатели структуры миграционных потоков

Наименование показателей

Методика расчета показателей

Территориальная структура потока прибывших или выбывших мигрантов, а также миграционного прироста

Определяется как отношение абсолютной численности прибывших, выбывших или миграционного прироста из каждой страны или региона к общей численности прибывших, выбывших или миграционного прироста, умноженное на 100%

Возрастная структура потока прибывших или выбывших мигрантов, а также миграционного прироста

Определяется как отношение абсолютной численности прибывших, выбывших и миграционного прироста по каждой возрастной группе к общей численности прибывших, выбывших и миграционного прироста, умноженное на 100%

Половая структура потока прибывших, выбывших мигрантов и миграционного прироста

Определяется как отношение абсолютной численности прибывших, выбывших и миграционного прироста мужчин и женщин к общей численности прибывших, выбывших и миграционного прироста, умноженное на 100%

Образовательная структура потока прибывших мигрантов, выбывших мигрантов и миграционного прироста

Определяется как отношение абсолютной численности прибывших, выбывших и миграционного прироста по каждой образовательной группе к общей численности прибывших, выбывших и миграционного прироста, умноженное на 100%

Структура прибывших, выбывших мигрантов и миграционного прироста по гражданству

Определяется как отношение абсолютной численности прибывших, выбывших и миграционного прироста каждой группы по гражданству к общей численности прибывших, выбывших и миграционного прироста и умножается на 100%

Этническая (национальная) структура прибывших, выбывших мигрантов и миграционного прироста

Определяется как отношение абсолютной численности прибывших, выбывших и миграционного прироста каждой этнической группы к общей численности прибывших, выбывших и миграционного прироста, умноженное на 100%

Структура прибывших мигрантов, выбывших мигрантов по причинам миграции

Определяется как отношение абсолютной численности прибывших или выбывших мигрантов по данной причине к общей численности прибывших или выбывших, умноженное на 100%

Росстат измеряет интенсивность миграции в промилле. Коэффициенты интенсивности миграции позволяют оценить уровень подвижности населения конкретной территории, а также сопоставить между собой уровни подвижности населения разных по рангу и величине регионов, выявить динамику миграционного движения независимо от изменения численности населения. Однако использование этого показателя ограничено тем, что его величина зависит не только от интенсивности миграционных связей того или иного региона с другими, но и от миграционной емкости региона вселения и миграционной возможности региона выхода.

3. Коэффициент миграционного прироста, по формуле

= (П-В/S) *1000 (1.11)

(2006) = ((13600_15100) /1164000) *1000 = - 1,3

Видно, что количество выбывших из области превышает число прибывших в нее.

Приведем еще одну диаграмму для того, чтобы наглядно сравнить количество въехавших в область и количество выбывших из нее.

Рисунок 2.20 - Численность прибывших и выбывших мигрантов в 2005 - 2007 г. г

4. Коэффициент интенсивности миграции - общая численность прибывших и выбывших на 1000 человек среднегодового населения рассчитывается как

Ком = (Ом/S) * 1000 (1.12)

Ком (2007) = (28700/11 64000) * 1000 24,6

Таким образом, в область въехало и выехало приблизительно 24,6 человека на каждую тысячу среднегодового населения.

И в предыдущих годах коэффициент интенсивности растет, в основном за счет превышения численности выбывших мигрантов над численностью прибывших.


3. Факторный анализ и статистическое прогнозирование показателей статистики населения 3.1 Факторный анализ показателей движения населения

Прежде чем проводить факторный анализ показателей движения населения необходимо определить, что же все таки относится к этим показателям. Прежде всего, это показатели рождаемости, смертности, миграции населения.

Таблица 3.21 - Численность родившихся и умерших в Курской области за период 2005 - 2007 г. г.

Можно использовать метод цепных подстановок для характеристики влияния на естественный прирост двух показателей: численности рожденных и численности умерших.

Где N - численность рожденных,

М численность умерших.

Рожденные и умершие в базисном году.

усл = - (3.14)

естественный прирост за счет количества рожденных в отчетном году и

количества умерших в базисном.

естественный прирост за счет количества родившихся и числа умерших в отчетном году.

Рожденные и умершие в отчетном году.

Теперь рассмотрим влияние факторов на естественный прирост в качестве базиса возьмем 2006 год, в качестве отчетного периода – 2007

10596-22487 = - 11891 чел.

То есть число умерших в 2006 году превышает число родившихся в том же году на 11891 человека.

Усл = 10626-22487= - 11861 чел.

Число умерших в 2006 году снова превысило число рожденных в 2007 году на 11861 человека.

Посмотрим как влияет количество рожденных на естественный прирост: ест= усл -

ест = - 11861+11891 =30, = 10626-22650 = - 12024

В 2007 году число умерших превышает число рожденных на 12024 человека. Посмотрим как влияет количество умерших на естественный прирост:

ест = -усл

ест =-12024+11861 = - 163

То есть если рассматривать влияние двух факторов численности рожденных и численности умерших - то в данном случае влияние больше оказывает второй фактор, т. к численность родившихся изменяет, а точнее увеличивает численность населения на 30 человек, а численность умерших уменьшает ее на 163 человека. Проведем факторный анализ рождаемости, преобразуя для этого формулу коэффициента рождаемости (1.1) и, выражая из нее численность родившихся =N/Sср. * 1000 (1.1)

N/Sср. * 1000 N = Sср *

И на основе данных преобразований определим влияние отдельных факторов, таких как средняя численность населения и коэффициент рождаемости по отдельности и вместе на число родившихся.

Sср * - мультипликативная модель.

Возьмем за основу расчета показатели за 2007 г. по отношению к 2006г. г. Рассмотрим влияние сначала изменения среднегодовой численности на изменение количества рожденных:

Затем рассмотрим влияние изменения коэффициента рождаемости на изменение численности родившихся:

Где S - среднегодовая численность населения,

Коэффициент рождаемости,

Численность родившихся.

= (1164000-1177300) * 0? 009 =-110

Изменение среднегодовой численности негативно влияет на число рожденных. В данном случае, изменение среднегодовой численности "сократило" число рожденных на 110 человек

= (0,00912 - 0,009) * 1164000 = 140 чел.

140= (-110) =30 чел.

30= (10626-10596) =30 чел.

Итак, как видно из расчетов, на число родившихся оказывают влияние оба фактора. Но, если бы у нас был бы один фактор - изменение среднегодовой численности населения, который, как видно из расчетов, отрицательно влияет на численность рожденных, то было бы заметно уменьшение этой численности, но другой фактор - коэффициент рождаемости, который возрос за период 2006 - 2007 г. г. перекрывает негативное воздействие предыдущего фактора.

Для этого займемся преобразованием формулы определения коэффициента смертности:

= * 1000 = * S

И так же оценим влияние факторов на число умерших.

Для начала рассмотрим влияние изменения среднегодовой численности.

А затем рассмотрим влияние коэффициента смертности

= (1164000-1177300) * 0,0191=-220 чел.

= (0,0194-0,0191) * 1164000=384 чел.

220+383=163

163 = (22487-22650) =163

Если анализировать данные, то заметно, что на смертность оказывают влияние снова рассмотренные два фактора.

Но если из-за снижения среднегодовой численности, смертность снизилась на 220 чел., то вследствие изменения, а точнее увеличения коэффициента смертности, увеличение самой смертности произошло на 163 человек. То есть большее влияние в) данном случае происходит за счет второго фактора.

Сальдо миграции часто используется в статистике. Часто показатели называют механическим приростом населения. Это так называемый абсолютное значение, зависящее от общего количества проживающих людей в определенном регионе.

Какие есть виды показателей

Вот какими бывают абсолютные показатели миграции:

  • кол-во приехавших в регион (город. область) – П;
  • количество убывших лиц – В;
  • миграционное нетто или сальдо – МС;
  • миграционный оборот (брутто или объем) – МО.

Механический прирост населения

Рассчитывают миграционное сальдо как разницу между прибывшими лицами и убывшими за определенное время и конкретной территории. Вот как выглядит формула миграционного прироста:

Данный показатель бывает отрицательным (сокращение населения), положительным (прирост) либо приравниваться к 0.

Есть сальдо миграции внешней и внутренней, перемещений групп по некому признаку – городских жителей и деревенских, женщины и мужчины.

Если имеются данные, какой общий и естественный прирост населения, можно вычислить механический прирост как разность между 1-вым и 2-ым.

Объем миграции

Рассчитывается формула объема миграции как сумма приехавших и убывших с некой территории граждан и характеризует общий поток людей.:

Относительные значения

Дифференцируют частные и общие коэффициенты, и индексы относительной интенсивности перемещения для определенных групп:

  • коэффициент прибытия обозначает, сколько приехавших приходится на каждую 1000 людей за год в регионе:

Кпр=(П/Н)*1000

Н- численность за год людей, проживающих на обозначенной территории

  • Коэффициент убытия, обозначающий, сколько убыло проживающих на каждую тысячу:

Куб=(В/Н)*1000;

  • коэффициент миграционного сальдо:

КМС=((П-В) /Н*1000;

  • коэффициент миграц. оборота

КМО= ((П+В) /Н)*1000

  • Коэф. миграционной эффективности – это отношение в % сальдо к обороту:

КЭМ= ((П-В) /(П+В))*100

  • относительное миграц. сальдо.

МСО=(П/В)*100. Это отношение кол-ва приехавших к числу уехавших, в %.

Также можно рассчитывать средние показатели за парочку лет. Это надобно для избежания нечаянных отклонений в значениях. В таком случае для расчета нужно взять абсолютные средние значения и сведения о кол-ве жителей за надобный период.

Чтобы понимать, какая часть приходится на отдельные группы в общей величине выбывающих и прибывающих, проводят расчет индексов относительной интенсивности.

Показатели статистики внешней миграции населения предполагают использование слов “иммиграция” и “эмиграция”. Отдельные расчеты припадают на труд. мигрантов.

Анализ сальдо трудовой и общей миграции дает возможность понять, в какие государства и откуда идет поток рабочей силы.

Такая информация нужна для правильного формирования иммиграционной политики и управления трудовыми ресурсами.

Видео:

K/DA - POP/STARS (ft Madison Beer, (G)I-DLE, Jaira Burns) | Official Music Video - League of Legends



Похожие статьи