Понятие профицита. Смотреть что такое "Профицит" в других словарях

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютерная техника, слайды.

Вопрос 1. Дефицит (профицит) бюджета

Понятие дефицита (профицита) бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета в принципе могут быть сбалансирова­ны. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и име­ет место дефицит или профицит.

Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Такой концепту­альный подход к понятию дефицита не случаен. Он позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления по­крывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государ­ственной политики кредиты за счет доходов, официальных транс­фертов и сумм, получаемых от погашения ранее выданных им займов, без увеличения своих долговых обязательств и без умень­шения объема ликвидных средств.

Дефицит бюджетов органов государственного управления пред­ставляет собой ту часть расходов и валового кредитования, которая превышает поступления доходов, сумм, полученных в погашение ранее выданных кредитов и полученных официальных трансфер­тов. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина ко­торого равна дефициту, но имеет противоположный знак.

Профицит. В случае превышения доходов органов государствен­ного управления над их расходами профицит составляет ту часть доходов и полученных официальных трансфертов, которая превы­шает расходы.

Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и воз­можности использования государственных финансов для регули­рования экономического развития путем изменения государ­ственных доходов и расходов. Наряду с этим, существуют кассо­вые разрывы между временем поступления доходов и временем осуществления расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми показателя­ми, характеризующими поступление и расходование денежных средств сектором государственного управления. Наличие дефи­цита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

Причины дефицита бюджета. Дефицит бюджета возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами де­фицита бюджета являются войны, расходы на военные нужды в мирное время, а также спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП сокращается, автоматически сокра­щаются также налоговые поступления. В то же время расходы со­храняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возни­кает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит. Факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы и неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью, в частности с расходами на содержание управленческого персонала, дотациями убыточным отраслям и др. Негативное влияние на доходы бюджета и, соответ­ственно, на размеры дефицита оказывает неустойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота при­водят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов де­нег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет. Нерациональная налоговая поли­тика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Финансирование дефицита бюджета. Дефицит бюджета должен быть профинансирован. Финансирование дефицита государствен­ного бюджета равно величине дефицита и представляет собой по­крытие недостатка доходов за счет займов или эмиссии новых де­нег. В случае если расходы и чистое кредитование растут быстрее, чем доходы и получаемые трансферты, потребность в заемных средствах возрастает. Международная практика финансирования бюджетного дефицита свидетельствует о том, что для обеспечения экономического развития достаточно лишь рефинансирования государственных обязательств. При рефинансировании государ­ственного долга погашение ранее выпущенных займов произво­дится за счет выручки от выпуска новых, т.е. продажи новых облигаций и использования части полученных средств для выплаты держателям погашаемых облигаций или же получения новых кре­дитов и погашения за их счет ранее полученных. Таким образом, обязательства перед кредиторами выполняются за счет новых зай­мов, а кредиторы получают проценты за предоставляемые средства. В случае если приток новых займов ослабевает и становится мень­ше затрат по погашению долга, то в целях увеличения заинтересо­ванности инвесторов в предоставлении новых займов могут быть увеличены проценты по прямым кредитам и государственным цен­ным бумагам. В случае уменьшения потребности в займах процент­ные платежи могут быть уменьшены.

Сальдо производимых расходов и поступающих доходов имеет важное значение для государственного регулирования экономики. Специфика его воздействия на экономическое развитие определя­ется источниками финансирования отрицательного сальдо (дефи­цита) и направлениями использования превышения доходов над расходами (профицита). Оно осуществляется двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии но­вых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управле­ния остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, ка­тегория финансирования включает государственное заимствова­ние, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг.

Для финансирования дефицита государственного бюджета с по­мощью займов государство привлекает свободные денежные сред­ства других секторов экономики и внешнего мира, используя раз­личные финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от банков, международ­ных организаций развития, правительств других стран. Государственные долговые обязательства считаются наиболее надежным видом ценных бумаг. Этим обусловлена их повышенная привлека­тельность для инвесторов и одновременно относительно низкая доходность. Вместе с тем эта надежность не является абсолютной. В частности, государственные ценные бумаги очень чувствительны к изменениям процентных ставок. В этом смысле государственные облигации являются все же рисковыми, даже если не грозит опас­ность дефолта, поскольку их курс может упасть в условиях роста процентных ставок. Рассматривать государственные ценные бума­ги как полностью безрисковые было бы заблуждением.

Государственное заимствование и изменение остатков ликвид­ных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способ­ствует развитию инфляционных процессов. В условиях неразвито­го рынка государственных ценных бумаг займы у Центрального банка являются основным внутренним источником финансирова­ния дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рын­ка государственных долговых обязательств органы государствен­ного управления могут и практически используют займы у центральных банков.

Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобре­тенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Изменение остатков денежных средств между на­чалом и концом бюджетного периода отражает разницу между все­ми поступлениями и платежами за данный период. Отрицательная величина свидетельствует о том, что поступления средств превы­шают платежи. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая ре­зервов ликвидных средств. Включение изменения остатков средств органов государственного управления на счетах в банках и резервов наличных денег в состав операций финансирования объясняется тем, что влияние этих операций на экономическое развитие ана­логично операциям заимствования. Использование ранее накоп­ленных ресурсов приводит к увеличению общего спроса в эконо­мике, как и получение кредитов у Центрального банка, поскольку и в том и в другом случае финансовые ресурсы для других секторов экономики в текущем периоде не уменьшаются. Увеличение ос­татков средств органов государственного управления на банков­ских счетах ведет к сокращению общего спроса на ресурсы в дан­ном периоде.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счёт внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платеж­ный баланс и рост экономической активности различно.

Профицит бюджета — это превышение поступлений в бюджет над расходами, то есть достижение положительного сальдо.

Чаще специалисты оперируют определением «первичный профицит» (рассчитывается без учета стоимости обслуживания государственного долга). Первичный профицит показывает, что часть доходов идет на погашение государственного долга

Вторичный дефицит включает выплаты по всем заимствованиям.

Наиболее значимый показатель — отношение профицита к ВВП. Например, по итогам 2017 года максимальный профицит отмечен в Тувалу (островное государства в Тихом океане) — 25,6% ВВП. Палау - другое государство этого региона в этот же году показывало профицит в 8,8%, традиционно показывает профицит Норвегия, в 2017 году — 4,2%. Часто профицит показывают государства крупные поставщики сырья в периоды повышения цен на предмет своего экспорта.

В Евросоюзе профицит бюджета в 2017 году отмечен также на Мальте (3,9%), в Беларуси (2,9%), на Кипре (1,8% ВВП), в Чехии (1,6%), в Греции и Хорватии (по 0,8%), в Болгарии (0,9%), в Германии и Швеции (по 1,3%). Видно, что профицит бюджета демонстрируют страны с разным укладом экономики и уровнем благосостояния, однако большинство стран с профицитным бюджетом невелики.

Профицит нельзя признавать безоговорочным плюсом для страны, поскольку чреват нехваткой свободных оборотных средств в экономике . Английский экономист Джон Мейнард Кейнс считал: контролируемый дефицит нужен.

В России по закону бюджет утверждается без профицита.

Принцип сбалансированности бюджета

В идеале запланированные и утвержденные расходы и доходы должны быть равны (то есть следует стремиться к нулевому сальдо). По большому счету несбалансированный бюджет, предполагающий, что расходов будет больше, нежели поступлений, вообще нельзя называть бюджетом, ведь выполнить его априори нереально.

Дефицит как таковой не свидетельствует о несбалансированности, если удалось приблизить бюджетные поступления к расходам.

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета — это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Среди факторов, способствующих появлению дефицита бюджета, — вынужденное увеличение расходов (например, из-за необходимости перестраивать экономику, интенсивно развивать промышленность), неэффективность финансовой и налоговой систем . К дефициту бюджета ведут войны, революции, серьезные катастрофы, массовый наплыв беженцев, а также коррупция. Негативно влияет и продвижение социальных программ, которые не обеспечены денежными ресурсами.

У подавляющего большинства развитых стран обычно есть дефицит бюджета.

В США таковой в 2017 году составил 666 млрд. долларов (3,5% ВВП), (финансовый год заканчивается там 30 сентября). Дефицит бюджета вырос в сравнении с 2016 годом, но ниже чем предполагается в 2018 году.

Что касается стран Еврозоны, то минимальный дефицит в 2017 году зафиксирован в Ирландии и Эстонии (0,3% ВВП), в Латвии (0,5%), в Финляндии (0,6%). Наихудшие показатели в Португалии (3%) и Испании (3,1%).

Финансирование дефицита бюджета

  • денежное (кредиты центрального банка — к этому способу прибегают исключительно редко, ведь в такой ситуации растет инфляция и начинает давать сбои механизм нормального ценообразования; печальное последствие — дешевеет национальная валюта);
  • долговое (выпуск доходных обязательств — после запланированного периода обращения на фондовом рынке их погашают; минус — мало средств идет в реальный сектор).

Чтобы уменьшить бюджетный дефицит, нередко проводят секвестрование: до конца года сокращают расходы по всем статьям на одну и ту же величину в процентах.

Дефицит и профицит бюджета Беларуси

По итогам 2017 года в Беларуси был зафиксирован профицит бюджета в 3,1 млрд. рублей или 2,9% ВВП.

Профицит обычно не возникает спонтанно, хотя и такое случается иногда при неожиданном росте экономики, резком повышении цен на производимые в стране полезные ископаемые и др. Чаще всего профицит сознательно закладывается в бюджет государственной властью. Для этого есть несколько распространенных причин:

  • запланированное или ожидаемое падение доходной части бюджета в следующие годы;
  • аккумулирование средств на масштабные государственные расходы: строительство, государственные программы в области медицины, образования и др.;
  • сбор денег на выплату крупных внешних или внутренних займов;
  • создание государственного резервного фонда.

Последний вариант выбрала такая экономически благополучная страна как Норвегия. В период высоких цен на нефть был создан государственный фонд равный годовой величине норвежского ВВП.

При формировании бюджета Республики Беларусь на 2018 год предполагалось, что государственный профицит составит 0,6%-0,7% по итогам года. В первом полугодии 2018 фиксировался текущий бюджетный профицит на уровне 6%-7%, однако это лишь оперативные данные, без учета уже запланированных, но еще не сделанных расходов.

Заранее определить реальную величину профицита (или дефицита) по итогам 2018 года не представляется возможным, но можно высказать предположения от целях накопления государством свободных денег.

Беларуси в ближайшее время потребуются значительные финансовые активы для текущих платежей по внешним долгам. Для Республики особенно важно точно в срок и в полном объеме исполнять свои долговые обязательства, это вопрос не только имиджа, но и перспективы будущих заимствований.

Баланс государственного бюджета - явление идеальное и весьма теоретическое, поскольку в современной практике либо доходы страны превышают расходы, либо наоборот. Ну а мы попробуем разобраться, каковы последствия и причины сложившейся ситуации.

Что такое профицит бюджета: определение и сущность

Мало у какого из предприятий наблюдается абсолютный баланс между расходами и доходами, что уж говорить о целом государстве. Как правило, только в экономической теории зачастую это равновесие и встречается, но отнюдь не на практике.

Что такое профицит бюджета? Определение данного понятия в общем виде содержится в переводе термина с латинского языка. Дословно - рост и повышение. Повышаться может что угодно: уровень микроэлементов в организме, количество товаров на полках магазина. Но в нашем случае речь идет о правительственной казне, поэтому несложно догадаться, что профицит государственного бюджета - это явление, при котором уровень доходов государства в какой-либо мере превышает расходы в своем количественном соотношении.

Хорошо это или плохо, однозначно сказать нельзя. По этому поводу неустанно спорят политики и экономисты: кто-то говорит о том, что в тонусе население держать может только лишь обратное от профицита явление - дефицит, кто-то же утверждает обратное. Одно можно сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все сбалансировано, но подобное, увы, на практике встречается редко.

Причины профицита

Профицит государственного бюджета - это вовсе не всеобщая гармоничная экономия местных граждан, а результат чрезмерного уровня налогообложения, хотя это тоже вопрос спорный. Просто государство не успевает тратить все поступившие денежные средства от плательщиков, отчего и возникают излишки, оседающие в доходах.

То есть полученных средств хватает с лихвой, чтобы профинансировать неприбыльные организации, различного рода социальные проекты, а также выплатить проценты, возникающие по долгам у внешних партнеров. Ну а куда эти средства деваются дальше? В конечном итоге, профицит государственного бюджета - это та сумма, на которую уменьшится объем внешних кредитов через год за вычетом плановых погашенных средств и бюджетов, затраченных на привлечение новых займов. Но это, конечно, слегка обобщенно, ну а куда уходит сумма излишков из казны РФ, мы узнаем несколько позже.

Положительные стороны

Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита бюджета зачастую ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же иначе, ведь лишний доход - это куда лучше, чем его и вовсе нет. Несомненно, положительные стороны в этом явлении присутствуют:

  • при составлении бюджетного плана на следующий год всегда оставляется запас на непредвиденные расходы в виде возникающих чрезвычайных ситуаций и неконтролируемых природных явлений;
  • доходные излишки не оседают где-либо в резервах для дальнейшего обесценения, а «латают» прорехи и проблемные места государственного регулирования: это может быть вышеупомянутое погашение внешнего долга, оптимизация инвестиционного портфеля и многое другое;
  • у всех вокруг профицитная экономика вызывает доверие. А это значит, что стоимость ценных бумаг растет, и это касается не только акций государственной формы собственности, но и частных компаний-представителей страны;
  • растет уровень либерализма: налоговая политика ослабевает, местный бизнес имеет больше шансов на успешное развитие.

Отрицательные стороны

Вы удивитесь, но профицит государственного бюджета - это не всегда так хорошо, как может показаться на первый взгляд.

Так, данное явление имеет ряд отрицательных последствий:

  • если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой снижение уровня их естественной конкурентоспособности;
  • бывают такие случаи, когда по причине дисбаланса заемных средств и возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит, а это уже напрямую указывает на рост кредитной нагрузки на страну в целом, что тоже не является положительной динамикой;
  • иногда отрицательные стороны до безобразия банальны: несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;
  • действительно слишком велика, и предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

Отличие дефицита от профицита

Не стоит путать или отождествлять такие понятия, как дефицит и профицит бюджета. Они абсолютно противоположны друг другу и возникают по разным причинам.

Их связывает лишь то, что они оба говорят о несбалансированности внутренней экономической политики, причем дефицит может возникать в следующих случаях:

На первый взгляд может показаться, что ситуация, при которой расходы превышают доходы, просто катастрофическая и куда лучше, когда все наоборот. Но на самом деле дефицит и профицит бюджета одинаково имеют как положительное влияние, так и отрицательное. Более того, многие страны существуют при вопиющей несбалансированности доходов и расходов, с явным перевесом последних.

Дефицит и профицит бюджета в разных странах

Мы не будем сейчас говорить о странах Южной Африки и даже не будем вспоминать Кубу с ее плановой экономикой, а рассмотрим в наиболее развитых государствах нашей планеты сбалансированность бюджетов.

Дефицит, профицит бюджета в разных странах, согласно международным статистическим данным, наблюдается в следующем процентном соотношении. Из трех десятков стран с развитой экономикой за последнее десятилетие у 51% представителей наблюдался дефицит, а у 49% - профицит, и ни одна внутренняя политика не смогла похвастаться сбалансированностью доходов и расходов в целом.

Так, лидером профицитных стран неизменно остается Норвегия с зашкаливающими показателями за 10%, далее за ней следуют Дания, Швеция, Эстония и Бельгия.

К дефицитным экономикам можно отнести как Японию с показателем в 5-7% от ВВП в последние годы, так и США с неустанно растущим внешним долгом.

Как балансируется бюджет

Вероятно, многие из вас задались вопросом о том, должны ли приниматься какие-либо меры по балансированию доходов и расходов.

Несомненно, в экономической теории перечень подобных процедур существует, но все мы должны понимать, что на практике все куда сложнее и ряд факторов просто невозможно предугадать.

Каждый новый год правительством расписывается финансовый план, который основывается на двух концепциях (но все мы понимаем, что это всего лишь теоретические основы):

  1. В бюджете должен быть баланс. Казалось бы, об этом мы всю статью и твердим! Но не все так просто. На практике можно допустить, что в стране длительное время наблюдалась безработица, соответственно, упал объем поступлений в казну. Конечно, правительство может увеличивать налоговые ставки для достижения баланса, но если ситуация на рынке труда усугубится, то государство ведь не сможет поднимать уровень обязательств до бесконечности.
  2. Баланс бюджета должен соблюдаться в рамках не календарного года, а экономического цикла. Так, к примеру, в стране инфляция, и правительство повышает уровень обязательств. В период экономического роста государство может погашать внешние долги, но это не говорит о том, что данное явление продлится год, скорее всего, продолжительность данного периода составит несколько лет. Но проблема в том, что спады и повышения разнятся по своей продолжительности и глубине, и это вовсе не значит, что налоговая ставка будет меняться с каждым колебанием.

Профицит российского бюджета

При федеральном финансовом планировании ежегодно учитывается такой нестабильный и значительный фактор, как цена на нефть, что позволяет заложить в казну резервные средства и избежать их перерасхода. Поэтому профицит бюджета РФ - явление стабильное и многолетнее.

Аккумулируемый излишний доход в большей степени идет на погашение внешнего долга, ну а остальная его часть используется в программах социального развития страны.

Что такое бюджет?Начнём, пожалуй, с определения слова «бюджет». Государственный
бюджет представляет собой некую отчётность, куда входят расходы и
доходы страны за текущей промежуток времени. В эту отчётность
входят и каналы поступления финансов и те нужды на которые они
тратятся. Гос. бюджет делится на две взаимодополняющие части
«расходную» и «доходную». В расходную входят цели финансируемые
государством, а в доходную источники финансов.

Что такое профицит бюджета?

Определение данного понятия
содержится в переводе термина с
латинского языка. Дословно - рост и
повышение. Повышаться может что
угодно: уровень витаминов в
организме, количество товаров в
магазинах. Но в нашем случае речь
идет о гос. бюджете, поэтому
несложно догадаться, что профицит
государственного бюджета – это
явление, при котором уровень
доходов государства превышает
расходы.

Что происходит при профиците?

Государственный бюджет бывает трёх типов
1.Если доходы равны расходам, это самый
лучший статус бюджета, такой бюджет
называется сбалансированный.
2. Если доходы больше расходов –
профицитный
3. Если доходы меньше расходов дефицитный.

Как это работает?

Так выглядит
сбалансированный бюджет:
А вот так выглядит
профицитный бюджет:
доходы
доходы
расходы
расходы

Причины профицита

Профицит государственного бюджета – это
вовсе не всеобщая гармоничная экономия
местных граждан, а результат чрезмерного
уровня налогов, хотя это тоже вопрос
спорный. Просто государство не успевает
тратить все поступившие денежные
средства от плательщиков, отчего и
возникают излишки, оседающие в доходах.

А профицит это хорошо?

Хорошо это или плохо, однозначно сказать
нельзя. По этому поводу неустанно спорят
политики и экономисты: кто-то говорит о
том, что в тонусе население держать может
только лишь обратное от профицита
явление – дефицит, кто-то же утверждает
обратное, ну а мы с вами попробуем
разобрать плюсы и минусы этого явления.

Плюсы профицита:

Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита зачастую
ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же, ведь лишний
доход куда лучше, чем когда его и вовсе нет. Несомненно,
положительные стороны в этом явлении присутствуют:
при составлении плана на следующий год всегда оставляется
запас на непредвиденные расходы в виде возникающих
чрезвычайных ситуаций и природных катаклизм.
доходные излишки не оседают где-то в резервах для
дальнейшего обесценения, а закрывают проблемные места
государственного регулирования: это может быть погашение
внешнего долга, благотворительность и многое другое.
растет уровень либерализма: налоговая политика ослабевает,
местный бизнес имеет больше шансов на успешное развитие

Минусы профицита

Удивительно, но не всё в профиците так уж хорошо (хотя казалось
бы…). На первый взгляд может показаться, что ситуация, при которой
расходы превышают доходы, просто катастрофическая и куда лучше,
когда все наоборот. Но на самом деле дефицит и профицит бюджета
одинаково имеют как положительное влияние, так и отрицательное.
Сейчас докажу:
если доходов в стране больше, нежели расходов, это означает, что
часть денежных средств попросту изымается из оборота, и все это
влечет за собой снижение уровня их естественной
конкурентоспособности.
иногда отрицательные стороны до безобразия банальны:
несбалансированность государственных средств может возникать
вследствие неумелой внутренней политики
налоговая нагрузка действительно слишком велика, и
предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить
внешние долги государства.

Как профицита избежать?

Я думаю, что если бы люди нашли ответ на этот вопрос, то
вскрыли бы одну из тайн вселенной, а она этого не
допустит, так что вряд ли на это есть ответ. Одно можно
сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все
сбалансировано, но подобное, увы, на практике
встречается редко, но, кто знает, может кто-то из вас
сможет добиться этого, ну или хотя бы попытается…

Так к чему я тут развела демагогию?

Итак, мы с вами ответили на много вопросов и прояснили
ситуацию в общем, мы поняли, что профицит не идеален,
разобрали его плюсы и минусы, докопались до его причины и
даже дали определение слову бюджет, отличная работа, леди и
джентльмены! Но вернёмся всё же к главному вопросу: «может
ли бюджет быть профицитным?» Повторимся, да, может и для
этого нужно только один раз не правильно расчитать…

Я очень надеюсь, что вам было интересно,
за время пока я готовила этот доклад я
вместе с вами многому научилась и многое
поняла. Кому-то эта информация была
полезной, кому-то не очень, но я искренне
надеюсь, что она была простой для всех.

Похожие статьи