Представительские расходы: гуляем для дела. Представительские расходы по максимуму

Многие организации рано или поздно сталкиваются с таким понятием, как представительские расходы. В статье разберемся, что это за расходы, что к ним относится и как их учитывать в бухгалтерском и налоговом учете.

Начнем с того, что определимся, какие расходы можно отнести к представительским? Тут все просто, открываем ст.264 2 части НК РФ (скачать его, кстати, можно ) и читаем. Краткие выводы из этой статьи:

К представительским расходам относятся расходы на официальный прием и обслуживание:

  • представителей других организаций, с которыми проводятся переговоры с целью дальнейшего сотрудничества;
  • участников совета директоров или другого руководящего органа;

В частности, к представительским расходам можно отнести:

  • расходы на завтрак, обед, ужин для вышеуказанных лиц и официальных представителей налогоплательщика;
  • транспортирование вышеуказанных лиц до места проведения переговоров, приемов, обедов и прочих официальных мероприятий и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • услуги переводчиков, если они оказаны сторонней организацией.

К представительским расходам НЕ относятся расходы на организацию отдыха, развлечений, а также профилактики и лечения заболеваний.

Также статья 264 п.2 НК РФ оговаривает, что представительские расходы в целях расчета базы для налога на прибыль принимаются не в полном объеме, а только в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда в отчетном периоде, к которому относятся представительские расходы.

Как и любые другие расходы, представительские расходы нужно подтвердить документально.

Учет представительских расходов в бухгалтерии

Представительские расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности. Для торгового предприятия они списываются в дебет счета 44 «Расходы на продажу», для производственного в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Проводки по учету представительских расходов (счет 26)

Если оплата представительских расходов происходит лично представителем организации, то ему выдаются денежные средства под отчет, при этом составляется проводка Д26 (44) К71.

Услуги сторонних организаций оформляется проводкой Д26 (44) К60, Д26 (44) К76.

Представительские расходы относятся к тому отчетному периоды, в котором они были утверждены, независимо от их оплаты.

Налоговый учет представительских расходов

Эта группа расходов относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Как уже выше было сказано, для целей налогообложения можно учесть только сумму расходов, не превышающую 4% от суммы расходов на оплату труда. Представительские расходы свыше этих 4% не учитываются при определении . Сравнивая величину представительских расходов с величиной расходов на , берутся данные, полученные нарастающим итогом с начала налогового периода.

Основная сложность при учете представительских расходов заключается в том, что в бухгалтерии они учитываются в полном объеме, а при налогообложении их величина ограничивается 4% от оплаты труда. То есть возникают различия при определении прибыли в бухгалтерском и налоговом учетом. Чтобы разобраться с этим моментом, рассмотрим пример учета представительских расходов.

Пример расчета представительских расходов

В мае 2013 года организация встречала своих партнеров, были запланированы следующие мероприятия по этому поводу: официальный обед в ресторане, культурное мероприятие - посещение сауны.

В связи с этим организация имела следующие расходы:

  • доставка партнеров в ресторан и обратно - 4000 руб.;
  • обед в ресторане - 20000 руб.;
  • доставка партнеров в сауну и обратно - 4000 руб.;
  • услуги сауны - 30000 руб.

Согласно НК РФ расходы на посещение сауны мы не можем признать в качестве представительских расходов, также как и доставку партнеров в сауну и обратно.

Общая сумма представительских расходов составила 24000 руб.

Для организации всех мероприятий ответственному сотруднику были выданы деньги под отчет в размере 60000 руб. По окончании мероприятия сотрудник сдал в бухгалтерию , в котором отчитался о потраченной сумме, к авансовому отчету были приложены все необходимые документы, подтверждающие расходы. Услуги транспортной компании оплачивались организацией с расчетного счета.

Бухгалтерский учет представительских расходов (счет 26)

Для любой фирмы важны налаженные партнерские отношения. Сами по себе они такими не станут, работа над ними – важная часть управленческой стратегии предприятия. В ходе проведения переговоров происходят встречи представителей, собрания, приемы. Затраты на эти мероприятия составляют серьезную расходную статью.

Налоговые органы очень внимательно относятся к проверке этого вида затрат, поэтому стоит тщательно контролировать их учет и правильно оформлять документально.

Разберемся, какие именно траты могут быть отнесены к данному виду расходов, а какие списать на этот счет не получится, какие документы могут служить подтверждением и как правильно отразить эту статью в бухгалтерском и налоговом учете. Рассмотрим также современные законодательные изменения относительно представительских расходов и тенденции на ближайшее будущее.

Представительские расходы: что говорит закон

Представительские расходы (ПР)– термин из Налогового кодекса. Их нормы приводятся в пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ. Определение представительским расходам дается исходя из этих норм. Представительскими будут считаться траты на официальный прием, сопровождение и сервис для уполномоченных лиц других компаний, а также тех, кто намеревается присутствовать на заседании совета директоров, правления или других руководящих органов.

Факторы, не имеющие значения для определения ПР

  1. Место проведения. Не является значимым, где именно организован прием: в помещении фирмы или в баре либо ресторане. Исключения составляют развлекательные заведения другого формата – к ним ПР не относятся.
  2. Время проведения. Рабочее время, вечернее, выходной ли день выбраны для даты мероприятия, расходы все равно остаются представительскими.
  3. Статус участников. К участникам-контрагентам относят как физических, так и должностных лиц, ими могут быть не только представители руководства других фирм, но и клиенты.
  4. Результат встречи. Не имеет значения также исход представительского мероприятия. Было ли принято положительное решение о сотрудничестве, заключены договора, или же участники разошлись ни с чем, средства на мероприятие были потрачены и могут быть признаны.
  5. Количество участников также не определяет представительские расходы. Этот фактор может повлиять только на размер трат, но если он не выходит за установленную норму, значения этот показатель не имеет.

Траты, которые можно и нельзя счесть представительскими

В НК РФ обозначены особые категории расходов, которые с точки зрения налогообложения правомерно счесть представительским. К ним относятся следующие траты:

  1. Оплата организации официального мероприятия по приему гостей из других фирм. Таким мероприятием может быть:
    • завтрак;
    • обед;
    • выездное заседание.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Затраты на продукты и алкоголь также включены в эту группу затрат.

  3. Буфетный сервис, сопровождающий указанное мероприятие по приему.
  4. Трансфер участников до места приема и обратно.
  5. Вознаграждение за труд внештатного переводчика, если он был приглашен присутствовать на мероприятии.

ВНИМАНИЕ! Если в штате организации имеется свой переводчик, расходы на приглашенного со стороны специалиста налоговики могут не счесть представительскими. Свою правоту фирма может попытаться доказать в суде, убедив его, что квалификация или спецификация штатных переводчиков не отвечает задачам представительского мероприятия.

По мнению ФНС, перечень представительских расходов закрытый, его нельзя расширять.

Неправомерно учитывать как представительские расходы:

  • обеспечение отдыха и питания в санаториях, пансионатах, других развлекательных заведениях (за исключением ресторанов и баров);
  • средства на развлекательную программу для участников;
  • стоимость экскурсий;
  • деньги на цветы для гостей, памятные сувениры и т.п.;
  • финансы на оформление зала для мероприятия;
  • медицинские траты, если они потребовались;
  • проезд и проживание гостей;
  • оплата визовых услуг участников;
  • траты на корпоративные мероприятия (Новый год, 8 марта, юбилеи и пр.);
  • любое финансовое взаимодействие с руководством структурных подразделений и филиалов своей же фирмы (представительские расходы – по умолчанию только для «чужих»).

Критерии отнесения расходов к представительским

Понятие «официальный прием и обслуживание», через которые в НК дано определение представительских расходов, в свою очередь, не имеет однозначного толкования в законодательных документах. Поэтому их можно толковать с расширительным значением. Из-за этого нередко возникают ситуации, когда формально и по факту расходы могут оказаться представительскими, но в законодательном смысле налоговые органы считают иначе.

Чтобы не возникло споров с налоговиками, решать которые возможно лишь в арбитражном суде, рекомендуется при определении расходов пользоваться критериями, обозначенными в Налоговом кодексе и предписаниях Министерства финансов РФ (в частности, Приказе Минфина РФ от 15 марта 2000 года № 26н):

  1. Прием и обслуживание должны быть организованы с целью установления или поддержки сотрудничества, к обоюдной выгоде сторон.
  2. Мероприятия должны быть строго официальными (так, банкет в ресторане, даже если он проводится с партнерами, не будет сочтен официальным, в отличие от делового завтрака или обеда). Официальность мероприятия может быть подтверждена программой вопросов, подлежащих обсуждению в его ходе.
  3. Затраты должны быть обоснованы, то есть оправданы с экономической точки зрения.
  4. Каждая статья расходов должна иметь документальное подтверждение.

В спорных случаях следует обратиться к арбитражной практике. В суде представительскими сочтут расходы, удовлетворяющие одному из двух условий:

  • прямо названы таковыми в соответствующем пункте Налогового кодекса РФ;
  • их разрешено включить в представительские отдельными нормативными актами налоговой службы или Министерства финансов РФ.

Документы для подтверждения представительских расходов

Несмотря на законодательное требование документального подтверждения представительских расходов, не выработано единого стандарта или перечня таких бумаг. Можно сказать, что наличие официальных бумаг обязательно, но форма их не унифицирована. Этот вопрос решается учетной политикой самой организации. В качестве таких актов могут выступать:

  • приказ директора о проведении мероприятия по представительству – обязательно указать цель, дату, время и место организации приема, перечислить контрагентов, принимающих участие, а также привести имена ответственных и контролирующих лиц;
  • программа будущего мероприятия – не будет действительной без приказа, в ней основные этапы представительской встречи нужно привязать к конкретным датам и времени;
  • смета мероприятия – роспись расходов по конкретным статьям (транспортной, буфетной и др.), лучше создать ее на каждый этап отдельно, обязательно утвердить у руководства;
  • отчет о проведенном мероприятии – составляется ответственным лицом, указанным в приказе, в нем отражаются все те же позиции, что и в приказе, плюс конкретный достигнутый результат каждого этапа (особенно если в ходе мероприятия были заключены какие-либо официальные договоры, подписаны документы);
  • акт на списание данного вида расходов – несет информацию о точной сумме по всем видам представительских затрат (этот документ нужно заверить не только у руководителя, но и у главбуха);
  • платежные документы, которые подтверждают расходы : чеки, счета-фактуры, акты выполненных работ и др.

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ! В случае рассмотрения спора в арбитражном суде приоритет будут иметь организации, которые озаботились как предварительными подтверждающими документами (приказ, смета, программа), так и итоговыми (отчет, акт).

Нормирование представительских расходов

Закон не разрешает тратить в представительских целях бесконтрольные суммы, потом списывая их, тем самым снижая базу налога на прибыль. Установлен жесткий лимит для данного вида затрат. Запрещено тратить в качестве представительских средства в размере свыше 4% от на данный отчетный период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Поскольку с течением времени расходы на оплату труда растут, увеличивается и предельное значение представительских расходов. Если, к примеру, в 1 квартале представительских мероприятий не проводилось или денег затрачено на них было меньше нормы, то в остальных кварталах можно будет «разгуляться» – учесть больше средств по этой статье. Естественно, речь идет только об итогах текущего года.

Высчитывать необходимую сумму ограничений по представительским расходам допустимо одним из 3 способов.

1 способ – квартальный. При заполнении декларации налога на прибыль в конце каждого квартала производят учет представительских расходов, принимая во внимание фонд оплаты труда за этот квартал. Этот способ удобнее для фирм с кассовым методом определения доходов и расходов. При превышении представительских расходов в период квартала образуется отложенное налоговое обязательство, которое может быть сторнировано по итогам года.

2 способ – годичный. Годовые бюджеты фирм обычно не слишком отличаются. Это позволяет при планировании следующего года сразу отвести примерные 4% от фонда оплаты труда прошлого года на представительские расходы, а затем разделить эту сумму на кварталы. Ненормативных затрат при этом способе не будет, но придется постоянно проводить корректировку запланированных и фактических показателей.

3 способ – должностной. Фирма устанавливает, какие должностные лица могут быть ответственными за представительские мероприятия и какие максимальные суммы они могут на это истратить. Важно, чтобы расходы были осуществлены исключительно на заявленные цели. Необходима будет проверка на соответствие 4%-ному лимиту.

Роль представительских расходов в базе налога на прибыль

Представительские расходы вычитаются из сумм, составляющих чистую прибыль предприятия, тем самым уменьшая налоговую базу. При этом входной НДС также вычитается. Если в следующих отчетных периодах расходы укладываются в 4-процентный лимит, НДС с них также может быть принят к вычету.

Именно по этой причине «ломаются копья» относительно признания или непризнания различных расходов представительскими. Даже если организация мероприятия по факту потребовала издержек, не включаемых в представительские расходы Налоговым кодексом, их нельзя включить в эти затраты для снижения налогооблагаемой базы.

НАПРИМЕР. ООО «Кассандра» организовало встречу с представителями других организаций для обговаривания условий сотрудничества. На это мероприятие было затрачено 140 тыс. руб. Из этих средств на прием-обед было затрачено 70 тыс. руб., на буфетное обслуживание – 25 тыс. руб., на провоз участников к месту обеда и обратно на фирму – 20 тыс. руб., на посещение представления в театре – 10 тыс. руб., на экскурсию по памятным местам города – 15 тыс. руб., на цветы и сувениры для участников – 45 тыс. руб.

На представительские расходы в этом случае можно списать только 115 тыс. руб., то есть сумму расходов на прием, буфетное обслуживание и транспорт. Остальные средства в размере 25 тыс. руб. должны быть выплачены из чистой прибыли после вычисления суммы налога.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Представительские расходы принимаются к вычету только у налогоплательщиков, использующих общую систему налогообложения. В ст. 346.16 НК РФ приведен перечень расходов, на которые может уменьшать базу плательщик, работающий по УСН – представительские расходы в этом перечне отсутствуют. Предприниматели, «сидящие» на льготных системах налогообложения, могут использовать на представительские траты только средства из чистой прибыли (разницу между доходами и расходами).

Представительские расходы и бухучет

Если для налогового учета очень важно определение категории «представительские расходы», то в бухгалтерском учете они отдельно не выделяются. Они проводятся как затраты по обычным видам деятельности, а именно:

  • материальные затраты;
  • амортизационные;
  • связанные с оплатой труда и соцвыплатами;
  • прочие.

Логичнее всего отнести представительские расходы к категории «прочие». П. 8 ПБУ 10/99 говорит о том, что организация сама вправе формировать их перечень для целей бухучета. В зависимости от особенностей деятельности фирмы, эти расходы можно отразить как общехозяйственные или расходы на продажи. При этом может осуществляться корреспонденция со счетом учета расчетов или матценностей.

Проводки таких расходов будут осуществляться по счетам 26 (в основном для промышленных организаций) или 44 (чаще используют торговые фирмы):

  • дебет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приняты к учету услуги или работы, имеющие отношение к представительским расходам;
  • дебет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу», кредит 10 «Материалы» – списаны материальные ценности для представительского мероприятия (например, продукты, напитки, алкоголь).

НАПРИМЕР. ООО «Артаболена» платит авансовые отчисления по налогу на прибыль каждый месяц, считая их по факту прибыли. За 11 месяцев 2016 года расходы на оплату труда в ООО «Артаболена» составили 300 тыс. руб. Представительские расходы (без НДС) за эти 11 месяцев составили 13 тыс. руб.

Рассчитывая годовой налог на прибыль, ООО «Артаболена» может учесть представительские расходы в размере не более 4% от 300 000 руб., то есть 12 000 руб. Таким образом, получается сверхнорматив по представительским расходам в размере 1 тыс. руб. С точки зрения налогообложения, это будет постоянной разницей, диктующей постоянное налоговое обязательство.

Проводка будет выглядеть так:

  • дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 24% от 1000 руб. – 240 руб. – отражение постоянного налогового обязательства.

В последний месяц 2016 года расходы на оплату труда в ООО «Артаболена» составили 35 тыс. руб., значит, за год они составят 300 000 + 35 000 = 335 000 руб. В этот месяц представительских мероприятий не проводилось. Значит, сумма соответствующих расходов осталась неизменной – 13 000 руб. НК РФ позволяет учесть представительские расходы в размере 4% от 335 тыс. руб., то есть 13 400 руб. Поэтому, несмотря на перерасход в течение года, по его итогам ООО «Артаболена» уложилась в норматив по представительским расходам. В бухучете будет записано:

  • дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – сумма ранее начисленного налогового обязательства в 240 руб. сторнирована.

"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5

Многие коммерческие организации в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества организуют официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах. Расходы, связанные с такими приемами, называются представительскими. На практике у бухгалтеров часто возникают вопросы по оформлению и отражению в учете данных расходов. Ответы на некоторые из них читатели найдут в данной статье.

Налог на прибыль

В целях исчисления налога на прибыль представительские расходы организации относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, указанным в ст. 264 НК РФ. Согласно п. 2 этой статьи к представительским относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий, а именно:

  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также для официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
  • транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Указанной нормой специально выделены расходы, которые не могут быть отнесены к представительским, - расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики и лечения заболеваний.

Обратите внимание: п. 2 ст. 264 НК РФ не регламентирует количество участников и их состав, а также не устанавливает место проведения мероприятия (это может быть как территория предприятия, так и иное удобное для проведения встречи место).

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Несмотря на то что порядок оформления представительских расходов не предусмотрен нормативными правовыми актами, на него необходимо обратить пристальное внимание. Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, являются:

  • приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
  • смета представительских расходов;
  • акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов;
  • первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций.

Кроме того, как указали московские налоговики в Письме от 22.12.2006 N 21-11/113019@, одним из документов, подтверждающих представительские расходы, должен быть отчет о них, составленный конкретно по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:

а) цель представительских мероприятий и результаты их проведения;

б) дата и место проведения встречи;

в) программа мероприятий;

г) состав приглашенной делегации;

д) участники принимающей стороны;

е) величина расходов на представительские цели.

В случае заключения договора с предприятием общественного питания понесенные представительские расходы подтверждают договор, акт выполнения работ (оказания услуг), счет-заказ, счет-фактура. При этом счета предприятия общественного питания при отсутствии платежного поручения будет недостаточно для подтверждения произведенных расходов (Постановление ФАС ВВО от 10.08.2006 N А29-4238/2005а).

Если привлекаются переводчики, не состоящие в штате организации, расходы также подтверждаются соответствующими договорами, актами выполненных работ и иными документами.

При приобретении товаров (услуг) на представительские цели подотчетным лицом подтверждающими будут первичные документы, выданные соответствующими организациями подотчетному лицу (например, кассовые и товарные чеки, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг), а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм).

Следовательно, расходы по проведению официального приема должны быть документально подтверждены. В противном случае расходы не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Однако арбитражные суды придерживаются иной точки зрения по вопросу документального подтверждения представительских расходов и не признают обоснованными требования налоговых органов о составе подтверждающих документов. Так, ФАС ПО указал, что результаты переговоров, подписанные договоры и соглашения, программа переговоров, а также перечень решаемых вопросов, на отсутствие которых ссылается налоговый орган, не относятся к первичным учетным документам и их наличие не является обязательным условием для подтверждения налогоплательщиком фактически произведенных затрат (Постановление от 22 - 29.03.2005 N А12-18384/04-С36). В другом Постановлении от 29.03.2006 N А55-17406/05-51 этот же суд отметил: довод налогового органа относительно обязательности документального подтверждения заявителем прибытия участников и гостей на встречу является несостоятельным и не основан на требованиях законодательства о налогах и сборах. Более того, судьи ФАС УО подчеркнули, что налоговое законодательство не требует... обязательного включения в перечень представленных обществом документов поименного списка представителей организаций - участников переговоров, программы проведения деловой встречи (Постановление от 07.09.2005 N Ф09-3872/05-С7).

Представительские или нет?

Нередко бухгалтеру трудно определить, относится ли тот или иной вид расходов к представительским. Как правило, чиновники придерживаются мнения, что перечень представительских расходов, приведенный в п. 2 ст. 264 НК РФ, является исчерпывающим, поэтому все, что в нем не названо, для налогообложения не учитывается.

Так, по мнению чиновников, не относятся к представительским расходам затраты:

  • на оплату проживания участников иностранной делегации (Письма Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235, УФНС по г. Москве от 14.07.2006 N 28-11/62271);
  • на приобретение подарков для деловых партнеров (Письмо Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136). Кроме того, не относятся к учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль затраты, связанные с передачей продукции собственного производства в качестве сувениров фактическим клиентам-заказчикам (покупателям), а также потенциальным заказчикам (покупателям) в процессе проведения переговоров, при приеме делегации (Письмо УМНС по г. Москве от 12.05.2003 N 26-12/25950). Однако если во время официального приема в соответствии с обычаями делового оборота представителям организаций-контрагентов раздается сувенирная продукция с символикой организации, ее стоимость при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль может рассматриваться в качестве представительских расходов (Письмо УФНС по г. Москве от 26.08.2005 N 20-08/60490);
  • по проведению неофициальной встречи (в кафе) с потенциальными партнерами (поставщиками), организованной сотрудником организации, находящимся в командировке в городе проживания указанных партнеров (Письмо УФНС по г. Москве от 16.05.2006 N 20-12/41851);

На оформление виз для иностранных партнеров (Письмо УМНС г. Москве от 13.02.2002 N 26-12/6751);

  • на оплату аренды помещения, в котором проводится официальный прием (Письмо Минфина России от 12.03.2003 N 04-02-03/29);
  • на оформление помещений для проведения официального приема. По мнению столичных налоговиков, расходы на приобретение цветов с целью оформления помещений организации для проведения переговоров экономически не оправданы (Письмо от 22.01.2004 N 26-08/4777). Однако в арбитражной практике есть примеры иной точки зрения - расходы на цветы, вручаемые представителям других организаций, относятся к представительским (Постановления ФАС ЗСО от 11.05.2006 N Ф04-2610/2006(22165-А46-40), ФАС ПО от 01.02.2005 N А57-1209/04-16);
  • расходы на завтраки, обеды и ужины, не носящие официального характера. Ввиду того что организация имеет широкий круг контрагентов, с которыми необходимо вести деловые переговоры в целях поддержания взаимного сотрудничества, возникает необходимость в официальных приемах делегаций, которые могут продолжаться несколько дней, в течение которых делегация обеспечивается завтраками, обедами и ужинами. Минфин в Письме от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/157 разъяснил, что расходы на завтраки, обеды и ужины, не носящие официального характера, должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников, либо за счет собственных средств;
  • оплата стоимости проезда участников переговоров из других городов или стран в город, в котором проводится официальное мероприятие (Письмо УФНС по г. Москве от 11.11.2004 N 26-12/73173).

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе о расходах на алкоголь. По мнению Минфина, изложенному в Письме от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136, расходы на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков, для организации официального приема иностранной делегации, проводимого в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, могут быть учтены в составе представительских расходов. Единственное условие: эти расходы должны соответствовать критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Ранее финансисты в Письме от 19.11.2004 N 03-03-01-04/2/30 разъясняли, что расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются в размере, не превышающем 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении переговоров (сделок). В соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Однако на практике у налогоплательщиков возникают разногласия с налоговыми инспекторами, которые считают, что решение деловых вопросов несовместимо с употреблением спиртных напитков, а значит, они предназначены для развлечения и отдыха представителей организаций, участвующих в переговорах.

Арбитражные суды при возникновении споров о возможности отнесения к представительским расходов на приобретение алкогольной продукции поддерживают налогоплательщиков <1>. Так, судьи ФАС ПО установили, что по результатам переговоров были заключены договоры на поставку сырьевых ресурсов на выгодных для налогоплательщика условиях, и производственная деятельность не нарушилась из-за отсутствия сырья. Представительские расходы подтверждаются соответствующими первичными документами. Налоговый орган не представил суду доказательств того, что расходы на приобретение алкоголя в данном случае связаны с организацией развлечений и отдыха (Постановлении от 01.02.2005 N А57-1209/04-16).

<1> См., например, Постановления ФАС ПО от 01.03.2006 N А55-2813/05-51, ФАС СЗО от 25.05.2005 N А56-35706/04, от 12.05.2005 N А56-24907/04.

Если стороны не договорились

Бывают ситуации, когда официальный прием закончился, предприятие понесло определенные расходы, а соглашение между сторонами не подписано. В данном случае налоговые органы могут настаивать на неправомерности включения данных расходов в состав представительских для исчисления налога на прибыль. Однако суды в этом случае на стороне налогоплательщиков и указывают, что для отнесения данных расходов к представительским необходимо, чтобы они соответствовали положениям ст. ст. 252, 264 НК РФ, а достижение конкретных результатов в виде заключенных договоров в процессе проведения или по окончании встречи не является обязательным условием для признания произведенных расходов представительскими (Постановление ФАС ПО от 22 - 29.03.2005 N А12-18384/04-С36). Ссылка заявителя <2> на отсутствие связи спорных затрат с конкретными доходами судом кассационной инспекции не принимается, так как, учитывая характер управленческих расходов, они не могут быть связаны с определенным доходом как, например, материальные, то есть достаточно, что они есть в принципе в соответствующем размере (Постановление ФАС УО от 17.06.2004 N Ф09-2441/04-АК).

<2> Межрайонная инспекция МНС России N 8 по Удмуртской Республике.

Нормирование представительских расходов

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Сумма расходов на оплату труда при применении указанной нормы определяется исходя из состава расходов на эти цели, определенные на основании ст. 255 НК РФ. При этом следует обратить внимание на то, что перечень расходов на оплату труда в этой статье намного шире, чем состав расходов, отражаемый в бухгалтерском учете по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". В частности, в расходы на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль включаются все суммы, начисленные работникам, в том числе не состоящим в штате организации, за работы по гражданско-правовому договору в денежной и (или) натуральной форме, начисления стимулирующего и компенсационного характера, вознаграждения, надбавки, единовременные поощрительные начисления, другие расходы, предусмотренные ст. 255 НК РФ, в том числе суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного и добровольного страхования, которые в бухгалтерском учете отражаются не по счету 70, а, например, по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Обращаем ваше внимание на то, что размер и представительских расходов, и расходов на оплату труда берется для расчета норматива нарастающим итогом с начала года. Таким образом, норма расходов окончательно рассчитывается только по итогам года, и при расчете налога на прибыль за год налогоплательщик вправе списать представительские расходы в размере 4% от годовой суммы затрат на оплату труда.

Нередко по итогам отчетных периодов представительские расходы превышают 4% от заработной платы, однако по итогам налогового периода вся их сумма укладывается в норматив.

Пример. ОАО "Энский консервный завод" в I квартале 2007 г. провело встречу с партнерами компании. Представительские расходы составили 200 000 руб., расходы на оплату труда за I квартал - 4 000 000 руб.

Во II квартале 2007 г. представительские расходы составили 50 000 руб., расходы на оплату труда за полугодие - 7 500 000 руб.

При уплате налога на прибыль за I квартал для налогообложения можно учесть только часть представительских расходов в размере 160 000 руб. (4 000 000 руб. x 4%).

При расчете налогооблагаемой базы за полугодие предельный размер представительских расходов составит 300 000 руб. (7 500 000 руб. x 4%), то есть при уплате налога на прибыль за полугодие можно учесть всю сумму представительских расходов в размере 250 000 руб. (200 000 + 50 000).

Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог

Организация, осуществляя представительские расходы, производит оплату питания, транспортное обслуживание приглашенных лиц и т.д. Будет ли это являться их доходом, полученным в натуральной форме, и, следовательно, подлежит ли такой доход обложению НДФЛ? Суммы представительских расходов, которые организация производит в пределах норм, установленных законодательством (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ), относятся к компенсационным выплатам, связанным с выполнением работником трудовых обязанностей, и не подлежат включению в налогооблагаемый доход физических лиц согласно п. 3 ст. 217 НК РФ. Таким образом, представительские расходы не могут быть признаны выплатами в пользу физических лиц, так как это прежде всего расходы предприятий, организаций (см. Постановление ФАС ЦО от 18.08.2004 N А64-1002/04-13).

Представительские расходы не поименованы в Налоговом кодексе и как объект обложения ЕСН. В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков, указанных в абз. 2, 3 пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Таким образом, представительские расходы не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам и включаемыми в фонд оплаты труда, а являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией продукции, и, следовательно, объектом налогообложения по единому социальному налогу не являются (Постановление ФАС ЦО от 18.08.2004 N А64-1002/04-13).

Налог на добавленную стоимость

На основании п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по представительским расходам, включаемым в состав расходов при исчислении налога на прибыль организаций.

Так как представительские расходы согласно п. 2 ст. 264 НК РФ учитываются при налогообложении по нормативам, установленным данным пунктом, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем установленным нормам. НДС по сверхнормативным расходам к вычету не принимается и в расходах в целях налогообложения прибыли не учитывается (Письмо Минфина России от 11.11.2004 N 03-04-11/201).

Налоговые вычеты производятся организацией-покупателем на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ). В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой (п. 4 ст. 168 НК РФ).

Л.Д.Миронова

Эксперт журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Далеко не все расходы, связанные с деловыми встречами и переговорами, можно учесть при расчете налога на прибыль как представительские. Мнения судов и налоговых инспекторов по вопросу квалификации тех или иных затрат расходятся.

Налоговым законодательством установлен четкий перечень расходов, классифицируемых как представительские 1 . Данный перечень, в частности, включает расходы:

  • на проведение официального приема или обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа;
  • транспортное обеспечение доставки указанных лиц к месту проведения мероприятия и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

При этом не относятся к представительским затраты на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Все представительские расходы нормируются * . Сумма принимаемых расходов не может превышать норматив, равный четырем процентам от расходов на оплату труда. Однако прежде чем рассчитывать норматив, необходимо принять решение, можно ли классифицировать конкретный вид расхода как представительский. Поможет в этом книга "Годовой отчет - 2013".

Представительские или прочие?
На практике организации сталкиваются со многими разновидностями затрат, которые потенциально могут быть включены в состав представительских расходов. Например затраты на визовую поддержку и проживание деловых партнеров, прибывших на официальную встречу. Сможет ли компания признать данные расходы? Официальная позиция контролирующих ведомств такова: "расходы на оформление виз деловым партнерам и представителям руководящего органа, а также оплата их проживания в период проведения официальных мероприятий не относятся к представительским расходам" 2 . Их аргумент: данный вид затрат не указан в перечне представительских расходов, приведенном в Налогового кодекса. Тем не менее арбитражные суды подходят к данному вопросу менее формально. Многим компаниям удается доказать, что расходы на проживание прибывших на мероприятие партнеров или владельцев (руководителей) компании могут включаться в представительские расходы 3 .
Кроме того, некоторые суды признают, что, даже если расходы на проживание нельзя отнести к представительским затратам, их можно учесть в составе прочих расходов. Основание - подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса 4 .

Из документа

Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф09-4994/05-С7
Затраты по оказанию содействия в приеме делегации <...>, по мнению инспекции, являются представительскими, но документально не подтверждены (п. 1.7 решения инспекции).
Удовлетворяя требования предприятия в данной части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что указанные затраты обоснованны и документально подтверждены, соответствуют подп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Вывод судов правильный, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Итак, учитывая положительную судебную практику, полагаем, что в общем случае организация может включать данный вид затрат в состав представительских расходов.

Расчет норматива для списания расходов
Показатель, необходимый для расчета норматива (т. е. сумма выручки или расходы на оплату труда), становится известен компании лишь по окончании отчетного года. При этом подобные затраты могут быть понесены значительно раньше (например в начале года). Поэтому нужно ежеквартально корректировать сумму представительских расходов, признаваемых при расчете базы по налогу на прибыль.
Кроме того, на конец I квартала, полугодия и 9 месяцев у фирмы могут возникнуть суммы недосписанного "входного" НДС по представительским расходам.

Пример
В 1 м полугодии отчетного года фирма оплатила представительские расходы в размере 35 400 руб. (в т. ч. НДС - 5400 руб.). Расходы на оплату труда за этот период - 360 000 руб.
360 000 руб. x 4% = 14 400 руб.
14 400 руб. x 18% = 2592 руб.
При отражении данных затрат в учете делают записи:
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 5400 руб. - учтен "входной" НДС по представительским расходам;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
– 30 000 руб. (35 400 – 5400) - отражены представительские расходы;
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68
– 3120 руб. ((30 000 руб. – 14 400 руб.) x 20%) - учтен отложенный налоговый актив;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 2592 руб. - частично принят к вычету НДС по представительским расходам.
За 9 месяцев отчетного года расходы на оплату труда - 620 000 руб.
Сумма представительских расходов, принимаемая при налогообложении прибыли, составит:
620 000 руб. x 4% = 24 800 руб.
Сумма "входного" НДС, принимаемая к вычету по представительским расходам, будет равна:
24 800 руб. x 18% = 4464 руб.
В отношении представительских расходов компании следует досписать НДС в сумме:
4464 – 2592 = 1872 руб.
В связи с увеличением суммы представительских расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, размер отложенного налогового актива уменьшится на:
3120 руб. – (30 000 руб. – 24 800 руб.) x 20% = 2080 руб.
Операции по досписанию суммы НДС и уменьшению размера отложенных налоговых активов будут отражены записями:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 1872 руб. - досписана сумма НДС по представительским расходам;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 09
– 2080 руб. - уменьшена сумма отложенных налоговых активов по представительским расходам.

Представительские расходы – это нормируемые расходы. Рассчитывая налог на прибыль, организация должна соблюдать лимит представительских расходов. Можно учесть не больше четырех процентов от расходов на оплату труда за налоговый период.

Так как доходы и расходы подсчитываются нарастающим итогом за год, то бухгалтер должен пересчитать каждый отчетный период, не выходит ли сумма представительских расходов, учтенная для целей налогообложения прибыли, за рамки установленной нормы. Если предприятие платит авансовые платежи ежемесячно, то делать это нужно ежемесячно, а если ежеквартально, то и проверять нормируемые расходы на соответствие лимиту нужно ежеквартально.

В связи с тем, что в бухгалтерском учете сумма представительских расходов будет больше, чем в налоговом учете, у налогоплательщика возникает постоянная разница, согласно пункту 4 ПБУ 18/02. Её можно учесть отдельно, в регистрах аналитического учета, тогда сумма представительских целиком отражается на синтетическом счете, открывать обособленные субсчета не надо. А можно открыть к счету учета затрат два отдельных субсчета, например «Расходы, учитываемые в целях налогообложения» и «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» и учитывать постоянную разницу на них.

Возникшая в течение года постоянная разница может быть уменьшена или списана совсем, если в последующие периоды сумма представительских расходов уложится в норматив.

К налоговому учету такие затраты в пределах установленного лимита принимаются на основании первичных документов, по которым они были приняты к бухучету.

В тех случаях, когда лимит представительских расходов в бухучете превышен по сравнению с налоговым учетом, бухгалтеру нужно составить еще один документ – бухгалтерскую справку. В этом документе необходимо рассчитать сумму, которая будет учтена в налоговой базе для расчёта налога на прибыль.

ООО «Колосок» платит авансовые платежи ежемесячно, исходя из фактической прибыли. Величину представительских расходов надо рассчитывать так же ежемесячно.

Сумма представительских расходов, отраженная в бухгалтерском учете за 11 месяцев 2012 года, равна 15 600 руб. (без НДС). В неё вошли затраты на организацию делового обеда и транспортное обслуживание партнеров, а так же посещение спектакля в театре, билеты в который стоили 3 600 руб. Расходы на культурное мероприятие не относятся к представительским, более того, они вообще не учитываются для расчета налога на прибыль. Поэтому ООО «Колосок» может включить в состав прочих расходов, связанных с реализацией и производством в целях налогообложения, сумму представительских расходов в размере 12 000 руб. (15 600 – 3 600). За 11 месяцев 2012 года расходы предприятия по оплате труда составили 250 000 руб.

В налоговой базе за этот период компания может учесть в составе затрат текущего периода представительские расходы в сумме 10 000 руб. (250 000 руб. х 4%).

Для того чтобы привести в соответствие данные бухгалтерского учета и налогового, бухгалтер ООО «Колосок» составил следующий расчет:

В бухгалтерском учете ООО «Колосок» были сделаны такие записи:

Дт 26-1 Кт 60, 71, 76…

– 10 000 руб. –сумма представительских расходов, учитываемая в целях налогообложения;

Дт 26-2 Кт 60, 71, 76 ….

– 5 600 руб. (2 000 + 3 600) –сумма представительских расходов, не учитываемая при расчете налога на прибыль.

Сумма расходов, потраченная на проведение культурно-развлекательного мероприятия, в размере 3 600 руб. и сумма представительских расходов, превышающих лимит, в размере 2 000 руб. (12 000 руб. – 10 000 руб.) — это постоянная разница, на основании которой рассчитывается постоянное налоговое обязательство:

Дт 99 с/сч. «ПНО»

Кт 68 с/сч. «Расчеты по налогу на прибыль»

– 1120 руб. (5 600 руб. х 20%) –сумма постоянного налогового обязательства.

В декабре 2012 года затраты на оплату труда составили 20 000 руб. Значит, за весь год затраты на оплату труда равны 270 000 руб. Представительские расходы организацией за отчетный период больше не осуществлялись и их сумма не изменилась.

Максимальная сумма представительских расходов, которую можно учесть в целях налогообложения за 2012 год, составляет 10 800 руб. (270 000 руб. х 4%). Расходы на посещение театра не включатся в состав представительских расходов при расчете налога на прибыль.



Похожие статьи