RAB-тариф близко. Что это такое и почему это повлияет на жизнь миллионов украинцев. Внедрение метода RAB: проблемы и стратегия электросетевых компаний

Аналитика - Электрические сети


В российских сетевых компаниях вводится RAB-регулирование при расчете тарифа на передачу энергии. Придуманный западными сетевиками RAB позволил ощутимо увеличить инвестиции в отрасль. Мы же пока попробуем разобрать RAB «по винтикам» и узнать, как это работает.

Российские сетевые компании переходят на новый метод формирования тарифа - на RAB-регулирование. Цель введения нового метода - привлечь деньги в развитие сетей. Для чего в тарифе на передачу энергии, помимо фактических затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств вложенных в сети, а так же, некий процент дохода для инвестора, вложившего эти средства (ну чтобы у него был стимул вкладывать). Источником средств может быть прямой инвестор, например, владелец сетей, либо другой заимодавец, например, банк. В этом случае доходная часть, заложенная в тариф, пойдет на погашения процентов по кредиту. Важно, что RAB-регулирование устроено так, что на один рубль, заложенный в тариф, можно привлечь несколько рублей инвестиций. То есть, при сравнительно небольшом росте тарифа сетевая компания получает возможность привлечь весьма серьезные средства на развитие.
Аббревиатура RAB расшифровывается как Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала. Это система долгосрочного регулирования тарифов естественных монополий (в нашем случае - сетевых компаний), идущая на смену прежнего механизма тарифообразования «затраты+» (см. ТАБЛ 1). Механизм RAB-регулирования взят на вооружение в электросетевых комплексах многих стран Европы, где неплохо себя зарекомендовал: в развитие сетей были привлечены инвестиции, при этом тариф сетевиков не вырос, а даже уменьшился (с поправкой на инфляцию). Такое чудо стало возможно благодаря тому, что в RAB-регулирование встроен механизм, стимулирующий снижение издержек сетевых компаний.



В России RAB-регулирование начало вводиться полтора года назад. С сентября 2008 года RAB в пилотном режиме работает в Астраханской области, а сегодня таких продвинутых областей уже 17. У нас пока не получается как в Европе одновременно наращивать инвестиции в сетевое хозяйство и снижать тариф. В областях, перешедших на RAB, объемы инвестиций действительно выросли, но и тариф весьма существенно подрос, значительно опередив уровень инфляции. По этому поводу некоторые эксперты замечают, что RAB не такая уж приятная штука, а его введение - скорее вынужденная мера. Без срочных финансовых вливаний, которые способно принести RAB-регулирование, сети просто развалятся. И лучше уж RAB, чем небытие.

Из чего RAB формирует тариф

Для начала разберемся, по какой методике формируется тариф в рамках RAB-регулирования. В общих чертах она представлена на СХЕМЕ 1. Основой для расчета служит ИНВЕСТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ , он состоит из двух частей:
1. Первоначальная база капитала - стоимость активов сетевой компании на момент введения RAB посчитанная независимым аудитором;
2. Новый инвестированный капитал - стоимость инвестиционной программы осуществляемой собственником (программа согласовывается с регулятором - РЭК или ФСТ).
НЕОБХОДИМАЯ ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА должна быть такой, чтобы акционерам и инвесторам постепенно (в срок до 35 лет) вернулся весь инвестированный капитал (новый и первоначальный). Кроме того, на инвестированный капитал начисляется доход, средства, на выплату которого так же закладываются в необходимую валовую выручку. В первые годы действия RAB-регулирования, на первоначальный капитал начисляется совсем небольшой доход, фактически только покрывающий амортизацию оборудования сетевой компании. Например, для межрегиональных распределительных компаний (МРСК) для «старого» капитала установлена следующая норма доходности: в 2010 году - 6%; в 2011 - 9%; в 2012 - 12%. Для «нового» капитала (для привлеченных инвестиций) норма доходности на период 2010-2012 гг. установлена в размере 12%. В последующие периоды нормы доходности для нового и старого капитала станут одинаковыми. Ну и конечно третья составляющая необходимой валовой выручки - текущие расходы - затраты компании на содержание сетей, компенсацию технологических потерь и все остальные обязательные затраты.
Таким образом, необходимая валовая выручка включает в себя три компонента: текущие расходы, доход на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала.


Взяв за основу Необходимую валовую выручку, регулятор рассчитывает ТАРИФ на передачу электроэнергии по сетям. Тариф при RAB-регулировании, в отличие от схемы «затраты+», устанавливается не на один год, а на долгосрочный период 3-5 лет . И это принципиальная разница. Компания в течение 1-3 лет снижает свои издержки, но продолжает работать по утвержденному тарифу. Сэкономленные средства остаются в компании и идут ей в прибыль. Это стимулирует компанию снижать операционные расходы. Как заметил генеральный директор ОАО «Холдинг МРСК» Николай Швец , система RAB предполагает, что операционные расходы должны снижаться на 1-2% ежегодно. При тарифообразовании по схеме «затраты+» такого стимула не существует.
Тем не менее, не следует думать, что при RAB-регулировании на тариф ничего не может повлиять в течение 3-5 лет. Тариф может ежегодно индексироваться с учетом макроэкономических показателей (упрощенно говоря - исходя из уровня инфляции), кроме того, увеличивая или урезая тариф, власти и регулятор могут наказывать или поощрять сетевую компанию за исполнение инвестиционной программы, за надежность передачи электроэнергии и качество обслуживания потребителей.

Как в сети приходят деньги

Одно из наиболее приятных свойств RAB-регулирования - возможность растянуть возврат инвестированных средств на долгое время. Это позволяет уже сегодня вложить в развитие сетей очень много денег, и при этом удержать рост тарифа на приемлемом уровне. Часто такое свойство RAB сравнивают с ипотекой. Мол, можно купить сразу очень дорогую квартиру, а отдавать за нее деньги понемногу.
Особенности инвестиций через RAB можно разглядеть, сопоставив эту систему с механизмом тарифообразования «затраты+». По затратной схеме источником финансирования инвестпрограмм является тариф. В нем специально содержатся инвестиционная составляющая и учитываются затраты на амортизацию. Получила, допустим, сетевая компания по этим двум статьям за год один миллион, именно столько она инвестирует в течение года в свое развитие и обновление.
При RAB-регулировании механизм работает тоньше. Здесь тоже источником финансирования инвестпрограмм служит тариф. Для формирования инвестиций можно использовать весь доход на инвестированный капитал (см. схему 1) и ту часть возврата инвестированного капитала, которая покрывает амортизацию имущества. Но эти деньги, полученные в виде тарифа, не направляются прямо на инвестиции, а идут на обслуживание заемных средств. Например, сетевая компания получила за год миллион на инвестиционные цели. Она не вкладывает эти деньги в провода-опоры-подстанции, а берет кредит на пять миллионов, и использует свой миллион, чтобы гасить этот кредит в течение года. Кредитные же деньги - пять миллионов - позволяют осуществить сразу очень масштабное обновление оборудование, что, в свою очередь снизит издержки, а значит, увеличит доход компании. То есть в следующем году на инвестиционные цели у сетевой компании будет уже не миллион, а, например, полтора. Это позволит не только гасить ранее взятый кредит, но и взять новый. Теоретически размеры инвестпрограммы могут расти с каждым годом.
Описанная схема, разумеется, не учитывает многих аспектов реальной жизни, к тому же подана с максимально возможной долей оптимизма. Тем не менее, инвестиционный потенциал у RAB-регулирования достаточно велик. Обычно считают, что на каждый рубль инвестиционных средств в тарифе компания может осуществить два рубля инвестиций.

Выше мы рассмотрели два положительных качества RAB-регулирования: стимул для снижения издержек и возможность привлечения крупных инвестиций при умеренном росте тарифа. Но у RAB есть еще несколько многообещающих особенностей. Вот их краткий список :
1. Стимул для снижения издержек.
2. Крупные инвестиции при щадящем тарифе.
3. Возможность долгосрочного планирования программ развития сетевых компаний.
4. Повышение качества услуг сетевых компаний.
5. Предсказуемый тариф на передачу электроэнергии (что важно для потребителей).

Увы, реализация всех этих приятных свойств RAB может быть сопряжена с серьезными трудностями. Возьмем, например, третье свойство - возможность долгосрочного планирования программ развития. Мы уже неоднократно убеждались, что в условиях России экономическая целесообразность часто приносится в жертву определенным интересам. В том числе процедура формирования тарифа на услуги естественных монополий имеет большую степень субъективизма и зависимость от политических решений. Уже имеющийся опыт внедрения RAB показывает, что и в этой схеме тарифообразование не всегда основано на жестких экономических подходах, какие декларирует RAB-методика.
Так же сегодня следует достаточно осторожно говорить о предсказуемых тарифах для потребителя. Кроме сетевой составляющей стоимость электроэнергии включает цену генерации. По мнению начальника отдела энергетики Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексея Соколова в ближайшие годы рынок не застрахован от возникновения дефицита электроэнергии. А в этом случае цена электроэнергии может начать расти экспоненциально. И хотя тариф на передачу энергии по сетям спрогнозировать можно, но с точки зрения потребителя, в этом мало смысла, так как предсказуемый тариф плюсуется к непредсказуемой цене. Впрочем, есть надежда, что опасения резких ценовых колебаний, благодаря запуску рынка мощности и рынка срочных контрактов на электроэнергию, отойдут в прошлое…
Но продолжим препарировать приятные эффекты от внедрения RAB. Возьмем такой аспект, как повышение качества услуг сетевых компаний. Теоретически RAB-регулирование предусматривает прямую зависимость прибыли компании от надежности энергоснабжения и уровня обслуживания потребителей. Если сетевая компания допустила нарушения и позволяет себе «грубить клиенту», то регулирующий орган вправе наказать ее путем корректировки тарифа. Проблема в том, что механизм повышения качества услуг не является автоматическим. Его работа зависит от объективности и добросовестности регулятора и региональных властей. А при такой схеме существует возможность ошибки, предвзятости и коррупционных действий.
Самые же большие вопросы вызывает такое свойство RAB-регулирования как крупные инвестиции при щадящем тарифе. Слишком уж щадящим тариф пока не получается . Например, при переходе Федеральной сетевой компании (ОАО «ФСК ЕЭС») на RAB-регулирование, ее тариф вырос на 51%. Правда для потребителя это обернется только 2-3 процентным ростом цены за электроэнергию. Терпимо… Ладно, не будем драматизировать, рассуждая о росте тарифов, и посмотрим на рост инвестиций. Здесь вопросов куда больше. Как уже говорилось, в тариф при RAB-регулировании закладывается норма доходности на новый инвестиционный капитал. Для межрегиональных сетевых компаний эта норма составляет 12%. Это позволяет сетевым компаниям брать кредиты под 10% годовых (около двух процентов съедает налог на прибыль). Если ставка по кредиту выше 10%, то сетевая компания может им пользоваться только в убыток себе. Но сегодня на рынке нет кредитов под 10% годовых. Поэтому, как заметил генеральный директор «Пермэнерго»: Олег Жданов : «Сейчас мы не привлекаем дополнительный кредитный ресурс под развитие и ждем, когда банковские ставки войдут в докризисный диапазон».
Во многом проблемы внедрения RAB вызваны тем, что началось оно в не самый благоприятный период. К этому добавим неизбежные детские болезни любой новой технологии. Тем не менее, участники рынка, в большинстве своем воспринимают введение RAB, как положительное явление. Это подтверждается хотя бы тем, что ввод RAB в подразделениях сетевых компаний почти всегда сопровождается ростом спроса на акции МРСК, точно так же участники фондового рынка отреагировали на введение RAB в ОАО «ФСК ЕЭС».
Редакция сайт будет следить за переходом российских сетевых компаний на RAB-регулирование и ставить своих читателей в известность обо всех, связанных с этим событиях и экспертных мнениях.

RAB-РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКУ

Студентка ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

экономический факультет, 4 курс, специальность «Финансы и кредит»

г. Пермь, ул.

e-mail: *****@***ru

В соответствии с принятой в 2009 г. Энергетической стратегией России на период до 2030 г. одним из основных векторов развития страны является создание инновационного и эффективного энергетического сектора, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам государства . В данной статье рассматривается, каким образом и за счет чего система RAB-регулирования решает поставленную задачу, привлекая инвестиции в электроэнергетику .

RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Как уже было отмечено, для России система RAB относительно новая. Она пришла на смену системе «затраты плюс», которая в условиях естественной монополизации сетевых компаний оказалась малоэффективной по ряду причин:

Монополия не заинтересована в снижении издержек и повышении качества оказываемых услуг;

Существование монополий оправдано в тех отраслях, где дублирование функций неэффективно (инфраструктура) или может повредить качеству услуг;

Источники инвестиций – только амортизация и прибыль текущего года;

Регулятор определяет «справедливый» размер прибыли;

Расходы и цены монополии тяжело контролировать, поскольку регуляторы не обладают достаточной информацией и не имеют необходимых ресурсов.

Новая парадигма регулирования – поставить монополию в такие условия, чтобы она вела себя как конкурентная компания. Но чтобы понять, за счет чего RAB решает названный ряд проблем, необходимо разобрать методику расчета тарифа в новой системе (рис. 1).

Государственное регулирование" href="/text/category/gosudarstvennoe_regulirovanie/" rel="bookmark">государственного регулирования тарифов (РЭК) инвестиционная программа , осуществляемая собственником.

База инвестированного капитала (рис.2) в новом периоде регулирования включает в себя:

    инвестиции, фактически осуществленные в течение прошедшего периода в рамках согласованной инвестиционной программы; базу инвестированного капитала, установленную на прошедший период регулирования, за минусом величины возврата (амортизации) капитала.

Рис.2. Формирование НВВ в системе RAB

В соответствии с действующим законодательством РФ период возврата нового инвестированного капитала RAB составляет 35 лет и первоначального - по результатам оценки на основе износа и остаточного периода службы активов.

Доход на капитал – это произведение базы инвестированного капитала на его доходность, т. е. сумма процентов по заемному капиталу и доходов акционеров в виде дивидендов. Норма доходности на инвестированный капитал должна быть обоснована и должна учитывать риски, связанные с финансовой деятельностью компании. Наиболее справедливо указанные факторы отражает метод расчета WACC (средневзвешенная стоимость капитала
), который задается следующим расчетом:

https://pandia.ru/text/78/094/images/image004_134.gif" width="653" height="76 src=">


Рис.3. Результат внедрения методики RAB в Великобритании

В середине 1990-х гг. на RAB перешли Канада, США, Австралия и многие страны Западной Европы, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 г. обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, после чего RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. Благодаря RAB-регулированию многим странам удалось сформировать тариф таким образом, что большей частью стала инвестиционная (рис.4).


Рис.4. Структура НВВ сетевых компаний за рубежом

15 сентября 2009 г. Правительство Российской Федерации рекомендовало администрациям регионов в 2010 г. перевести распределительные электросетевые компании на RAB-регулирование тарифов. В то же время Центра» приняло решение о переходе всех филиалов компании с 1 января 2010 г. к регулированию тарифов на основе методологии RAB. Три филиала Центра» - «Белгородэнерго», «Тверьэнерго» и «Липецкэнерго», «пилотные» проекты первой очереди - перешли на систему тарифообразования на основе RAB с 1 января 2009 г. Кроме филиалов МРСК Центра в 2009 г. на RAB также были переведены «Курганэнерго», «Пермьэнерго» (МРСК Урала), «Тулэнерго», «Рязаньэнерго» (МРСК Центра и Приволжья), «Астраханьэнерго» и «Ростовэнерго» (МРСК Юга) – «пилоты» второй очереди. По данным холдинга МРСК, переход на RAB «Белгородэнерго» позволил обеспечить прирост капитала на 29,1% в первый год внедрения регулирования против 20,6% в предшествующий период при росте тарифа на 24%. В 2009 г. были осуществлены инвестиции в размере 6,5 млрд руб., что почти в четыре раза больше показателя за прошлый год. Более существенный скачок тарифа при использовании RAB произошел в «Тверьэнерго», составив 312 коп./кВт. ч. – 145% от тарифа 2009 г. При этом увеличение тарифа связано с приростом инвестиционного капитала на 65%, в то время как операционные расходы увеличились лишь на 19%. Таким образом, RAB-регулирование действительно позволяет изменять соотношение операционной и инвестиционной частей в тарифе.

На сегодняшний день RAB-регулирование тарифов оценивается как достаточно перспективный и эффективный метод привлечения инвестиций в отрасль. Считаем, что основным недостатком системы является неизбежный рост тарифов сетевых компаний. С точки зрения потребителя, обеспечивать за свои средства инвестирование в отрасль несправедливо, так как получать услугу у другого поставщика с иной ценовой политикой не представляется возможным. Однако необходимо принимать во внимание тот фактор, что основным владельцем сетевых компаний и, соответственно, регулятором тарифа является государство, а источником государственных инвестиций обычно выступают налоги, которые уплачиваются в конечном итоге потребителями. При RAB-регулировании данный принцип сохраняется, т. е. при получении и оплате услуг часть средств напрямую (при регулирующем вмешательстве государства) превращается в инвестиционную составляющую, обеспечивающую прогрессирование отрасли. А развитая энергетическая инфраструктура непосредственно способствует развитию бизнеса и экономики в целом, являясь при этом стратегически важной составляющей жизнедеятельности государства и обеспечения его энергетической безопасности в международном масштабе.

Список литературы

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 01.01.01 г. N 1715-р//Консультант Плюс. 2010. О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000. Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Приказ ФСТ России от 01.01.01 г. . http://www. ***** http://www. *****/ru/rab-regul/ http://www. *****

RAB-REGULATION AS THE FUNDING SOURCE IN

ELECTRIC POWER INDUSTRY

According to Electric strategy of Russia the main line of country’s development is creating innovative and effective electric power industry. It should satisfy the requirements of expanding economy and foreign economic relations. This article covers principles and mechanism of RAB-regulation in case of fund raising.

В данной статье автор рассматривает основные принципы работы RAB-регулирования, выявляет сильные и слабые стороны новой системы, а также анализирует итоги и перспективы дальнейшего применения. Статья рекомендуется к публикации.

Доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела Пермского государственного университета, к. э.н.

Метод расчета тарифов инфраструктурных организаций, основанный на возврате сделанных вложений (RAB), позволяет запустить процесс инвестирования в распределительный сетевой комплекс без кратного роста тарифов для потребителей. В России RAB в настоящий момент находится на этапе практического внедрения. О том, оправдает ли RAB ожидания, можно будет судить в ближайшие годы. Однако метод уже пытаются внедрить и в других секторах энергетического рыка, в частности, рынке мощности.


Откуда RAB пришел


Система регулирования тарифов на основе возврата вложенных средств — RAB — довольно молодая: ей нет еще и двадцати лет. Однако она уже зарекомендовала себя как наиболее эффективный способ привлечения инвестиций в сети. RAB приходит и в Россию.

Метод расчета тарифов инфраструктурных организаций, основанный на возврате сделанных вложений, так называемый RAB-метод (от Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала), позволяет запустить процесс инвестирования в распределительный сетевой комплекс без кратного роста тарифов для потребителей.

История RAB началась в Великобритании в начале 1990-х годов. Система была разработана в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. В Великобритании государство выделило 14 сопоставимых по размерам распределительных сетевых компаний. В антимонопольном законодательстве Великобритании существует запрет на юридическое объединение, разделение компаний и доминирование какой-либо структуры на рынке для поддержания возможности сравнительного анализа. Отметим, что аналогичные структурные преобразования уже завершены и в российском распределительном сетевом комплексе: созданы 11 сопоставимых по масштабам межрегиональных распределительных сетевых компаний.

Работа системы регулирования на основе RAB в Великобритании оказалась очень эффективной: регулируемые компании снизили свои издержки в несколько раз, что повлекло серьезное снижение тарифа при увеличении инвестиций в отрасль. Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования, в первую очередь для распределительных электрических сетей, систем водоснабжения и связи.

В середине 1990-х годов на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование для установления тарифов для монополий, и RAB "пришел" в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств.

Наиболее показательным с точки зрения привлечения инвестиций при переходе на RAB считается румынский опыт. В 2004 году Румыния привлекла к реформе систем регулирования распределительных (электрических и газовых) сетей итальянский концерн Enel и инвестиционный банк Credit Suisse. Реформа была проведена за несколько лет, в ходе ее были привлечены сотни миллионов долларов инвестиций. И в 2006 году на совместной конференции регулирующих органов стран Евросоюза, Восточной Европы и СНГ румынский опыт был признан самым успешным.

Российский путь


В России работа над новой моделью тарифного регулирования началась в профильных ведомствах, в первую очередь Минэкономразвития, совместно с Федеральной сетевой компанией, которая до середины 2008 года осуществляла стратегическое управление распределительными сетевыми компаниями, созданными в ходе реорганизации региональных "дочек" РАО "ЕЭС России". В 2003 году в план мероприятий по реформе электроэнергетики на 2003-2005 годы, подписанный тогдашним премьером РФ Михаилом Касьяновым, попал элемент новой системы: ведомствам поручили разработать порядок определения уровня доходности инвестированного капитала. До реального введения "продвинутой" системы оставалось 5 лет.

Система регулирования на основе международного опыта стала центральным элементом стратегии развития распределительного сетевого комплекса, разработанной ОАО ФСК ЕЭС, так как позволяла решить основную проблему — рост инвестиций в отрасль без кратного роста тарифов за счет более длительного срока возврата вложений.

В ноябре 2007 года был сделан первый шаг в сторону RAB — принят федеральный закон N 250, который позволил распредсетевым компаниям использовать независимую оценку активов для целей регулирования по методу доходности на вложенный капитал.

Запуск новой системы тарифного регулирования до момента реорганизации РАО "ЕЭС России" в середине 2008 года был принципиальным. Сотрудники ФСК ЕЭС проводили многочисленные совещания в Минэкономразвития, Минпромэнерго, Федеральной службе по тарифам, аппарате правительства. И в конце декабря 2007 года удалось достичь принципиальной договоренности о внедрении нового метода регулирования в отношении "четырех-пяти компаний с 1 июля 2008 года".

В 2008 году RAB получил дополнительную и очень весомую публичную поддержку со стороны председателя правительства Владимира Путина. Выступая 8 мая перед депутатами Государственной Думы, Владимир Путин заявил: "Считаю, что тарифное регулирование инфраструктуры должно строиться на следующих принципах. Во-первых, долгосрочные тарифы должны гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Во-вторых, нужно связать уровень тарифа с качеством оказываемых услуг, экономически стимулировать снижение издержек". К 2011 году долгосрочное тарифное регулирование будет введено в энергосетях во всех регионах страны. В перспективе практика долгосрочных тарифов будет распространена на всю инфраструктуру. "Мы с вами должны понять, что если не будет стабильности, не будет и развития в этом секторе экономики",— добавил Путин.

Спустя небольшой промежуток времени, в июне, Владимир Путин подписал в новой редакции постановление правительства об основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии (постановление правительства N 109). Работа над проектом постановления велась больше двух лет, и оно является примером внедрения передового международного опыта в российскую систему регулирования. В соответствии со статьями новой редакции постановления, необходимая валовая выручка, посчитанная по методу RAB, включает в себя текущие расходы, доход на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала. В отличие от системы "затраты плюс" в выручку не включаются непосредственно инвестиционные расходы. Они включаются в базу инвестированного капитала и возвращаются инвестору в течение 35 лет. Все это время на них начисляется доход, который также включается в тариф. Этот механизм идентичен ипотеке — инвестиции осуществляются сейчас, а потребитель платит за них в течение длительного срока.

При установлении долгосрочных тарифов возможны существенные ошибки прогнозов инфляции, инвестиционных расходов и пр. Новая редакция постановления закрепила, что в случае, если прогноз на прошедший год оказался неверен, то после поступления фактических данных за прошедший год будет рассчитана скорректированная величина необходимой валовой выручки. Если выручка, полученная компанией, отличалась от нее, в следующем году будет произведена соответствующая компенсация. Такая корректировка тарифов будет осуществляться ежегодно.

За постановлением правительства последовал ряд нормативных документов: в частности, методика ФСТ по регулированию тарифов с применяем метода доходности инвестированного капитала и методика расчета ставок доходности.

Ставки доходности для вложенного ранее капитала на первый период регулирования были определены пониженные — в размере 6 и 9% на первый и второй год соответственно, и только на третий год — 12%. При этом ФСТ оставила право территориальным регулирующим органам при желании устанавливать более высокую ставку. Этим воспользовались в Пермской области, где уже во второй год регулирования ставка составит 12%.

У максимально быстрого перехода на новую систему тарифного регулирования существовали свои ограничения: "тарифное" состояние региона, острота типичных проблем (таких, как, например, большая величина перекрестного субсидирования), готовность территориальных органов регулирования к работе по новой системе.

В итоге в конце июля, администрации пяти субъектов РФ подписали соглашения с ФСТ, Федеральной сетевой компанией и холдингом МРСК (объединившим межрегиональные распределительные сетевые компании) о переходе на регулирование по методу доходности на вложенный капитал — Астраханской, Тверской, Белгородской, Оренбургской областей и Пермского края. Эти регионы и стали "пилотными" территориями для внедрения новой системы тарифного регулирования. Оценку стоимости базы активов для распределительных сетевых компаний проводила Deloitte & Touche.


Первые среди равных


Первой в RAB пошла Астраханская область. Правление Федеральной службы по тарифам на заседании 30 сентября приняло решение о введении RAB-тарифов для работающего в регионе филиала ОАО "МРСК Юга" — Астраханьэнерго.

"При использовании метода RAB необходимая валовая выручка сетевой организации устанавливается на долгосрочный период регулирования и обеспечивает покрытие экономически обоснованных расходов сетевой организации, возврат инвестированного капитала и получение дохода на инвестированный капитал",— сказала первый заместитель руководителя службы по тарифам Астраханской области Светлана Зайкова.

По ее словам, установление тарифов и параметров регулирования сроком на три года позволит привлечь инвестиции в сетевой комплекс Астраханской области с целью его реконструкции и модернизации. "А потребителям — получить надежное и бесперебойное электроснабжение",— добавила госпожа Зайкова.

Инвестпрограмма МРСК Юга на территории Астраханской области на 2009-2016 годы предусматривает реконструкцию 7 подстанций, городских сетей, а также реализацию мероприятий по снижению потерь электрической энергии в распределительных сетях.

За счет перехода на RAB уровень инвестиций в тарифах Астраханьэнерго к 2011 году вырастет в 4,3 раза по сравнению с уровнем 2008 года — до 1,3 млрд рублей. При этом рост конечного тарифа для потребителей не превысит уровни, установленные в прогнозе социально-экономического развития России на 2009-2011 годы. Это ограничение соблюдается в отношении всех регулируемых организаций.

В целом до 2011 года в распределительные сети Астраханской области планируется привлечь инвестиций на общую сумму 3,45 млрд рублей. Источниками, помимо тарифа, станут долгосрочные кредиты и другие виды заимствований.

Затем 7 октября, трехлетние RAB-тарифы получил филиал ОАО "МРСК Центра" — Тверьэнерго. Инвестиционная составляющая в тарифе Тверьэнерго к 2011 году вырастет почти в 7 раз — до 4,2 млрд рублей, а общая сумма инвестиций в распределительный сетевой комплекс составит 15,65 млрд рублей. Пик вложений придется на 2011 год — 7,4 млрд рублей. "Система RAB позволяет привлечь дополнительные средства для восстановления и развития энергетики области. Областная администрация смотрит на новую систему тарифообразования с оптимизмом, полностью ее поддерживает, что доказано тем, что мы приложили максимум усилий, чтобы попасть в "пилотный" проект",— говорит заместитель губернатора Тверской области Андрей Комягин.

Тарифы для Пермэнерго (филиал ОАО "МРСК Урала") были утверждены спустя неделю, 14 ноября. По словам исполняющего обязанности председателя РЭК Пермского края Павла Дорохова, необходимость привлечения инвестиций в электросетевой комплекс очевидна: износ электрических сетей составляет в настоящее время около 57%. "По нашим расчетам, использование RAB-метода в Пермском крае позволит в течение ближайших 8 лет привлечь инвестиции в развитие сетей в размере 40,5 млрд. рублей. При старом методе регулирования "затраты плюс" такие объемы инвестсредств были бы невозможны. Применение системы RAB-регулирования дает возможность, не перегружая тариф, получить необходимые средства",— сказал господин Дорохов.

С ним согласен и заместитель председателя правительства Пермского края Юрий Уткин. "Мы уверены, что система RAB — это достаточно прогрессивный метод, который позволит в среднесрочной перспективе снизить затраты в электроэнергетике, и соответствующим образом это будет позитивно влиять на тариф",— сказал господин Уткин.

Затем ФСТ взяла небольшую паузу — службе потребовалось принять порядок согласования предложений региональных энергетических комиссий о переходе на RAB. Очередное заседание правления ФСТ состоялось 25 ноября, тогда тарифы по новой системе были утверждены для еще двух предприятий — Ростовэнерго, филиала ОАО "МРСК Юга" и Курганэнерго, дочернего общества ОАО "МРСК Урала".

Ростовэнерго не попало в перечень "пилотов", но энергопотребление в Южном федеральном округе серьезно растет, что требует соответствующего развития инфраструктуры. Инвестпрограмма Ростовэнерго до 2012 года предусматривает ввод 1200 МВА трансформаторной мощности и более 3 тыс. км линий электропередачи. Инвестиции филиала, относимые на передачу электроэнергии, в период до 2011 года составят 12,11 млрд рублей.

RAB-тарифы "финализируются" решениями региональных энергокомиссий, которые следуют за решением правления Федеральной службы по тарифам.

Помимо распредсетевых компаний, входивших в холдинг РАО "ЕЭС Росиии" и консолидированных в межрегиональные распределительные сетевые компании, интерес к RAB имеют и коммунальные распределительные сети. Федеральная служба по тарифам получает множество обращений от независимых компаний, сообщают представители службы. Они рассматриваются на общих основаниях, преференций для компаний, входящих в МРСК, не делается.

Уже приняты решения по введению трехлетних тарифов на основе метода RAB для ОАО "Донэнерго" (Ростовская область), ОАО "ЭнергоКурган" (Курганская область). Соответствующее заседание правления ФСТ состоялось 25 ноября.

Донэнерго создано в 2000 году в результате объединения 18 самостоятельных предприятий коммунальной энергетики, входивших ранее в производственное объединение "Ростоблкоммунэнерго". "Донэнерго и Ростовэнерго, а также ведомственное электросетевое предприятие примут участие в пилотном проекте по переходу к тарифообразованию на основе RAB",— заявил руководитель региональной службы по тарифам Ростовской области Вадим Павлов.


Где ждать RAB


Ожидается утверждение RAB-тарифов и для распределительных сетей оставшихся двух "пилотов", по которым подписаны соответствующие соглашения — Белгородской и Оренбургской областей. По словам директора департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Владимира Горькова, RAB-регулирование позволит сетевикам привлечь капитал в необходимом объеме, а потребителю — оплачивать его не в течение одного года, как в настоящее время, а в длительный период. "Сетевые компании региона смогут направлять больше средств на строительство и реконструкцию электросетевых объектов. Это позволит избежать дефицита сетевых мощностей в регионе, повысить надежность и качество услуг по передаче электроэнергии, кроме того, увеличение инвестиционной программы сократит ремонтные и эксплуатационные расходы, а это приведет к замедлению темпа роста тарифа как для промышленных предприятий, так и для населения",— сказал Владимир Горьков.

Свои предложения о переводе распредсетевых компаний на RAB с 2009 года в Федеральную службу по тарифам подали еще 5 субъектов Российской Федерации: Липецкая, Рязанская, Тульская, Тюменская и Ленинградская области. Также была подана заявка на переход на RAB ОАО "Екатеринбургская электросетевая компания" (100% акций принадлежат ОАО "МРСК Урала"), которая осуществляет энергоснабжение потребителей Екатеринбурга.

"Благодаря методике RAB инвестор будет знать, что ему гарантирован доход на вложенный капитал. Но для нас как регуляторов привлекательность методики заключается еще и в ежегодном снижении операционных расходов сетевой компании, условно-постоянных затрат, а также их определении по методу сравнения аналогичных компаний (так называемый benchmarking)",— заявила первый заместитель председателя РЭК Свердловской области Надежда Запорожец.

Она отметила, что английская методика доходности на вложенный капитал имеет ряд отличий. "Главное заключается в порядке получения средств на инвестиции. В рамках сегодняшних методик при формировании тарифов мы учитываем средства на реализацию утвержденных инвестиционных программ: деньги на развитие поступают по мере оплаты потребителями продукции и услуг. По методу RAB инвестиции делаются большей частью за счет заемных средств и по мере оплаты услуг возвращаются инвесторам, принося доход на вложенный капитал в виде определенного процента. Тарифы, утверждаемые на три-пять лет, учитывают не только возврат заемного капитала, но и доходы инвесторов",— сказала госпожа Запорожец.

По плану, весь распределительный сетевой комплекс РФ к 2011 году должен получить тарифы, рассчитанные на основе метода RAB. На эти планы не влияет даже кризис, одним из последствий которого стало замедление инвестиционной активности в регионах. Энергетики корректируют свои инвестиционные программы, в том числе в части сроков подключения новых потребителей, но от планов по переходу на RAB отказываться не собираются.

Это же подтверждает и Федеральная служба по тарифам, которая 26 ноября заявила, что график введения метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала для распределительных сетевых компаний пересматриваться не будет. С 2010 года метод RAB, как ожидается, будет введен при установлении тарифов и Федеральной сетевой компании.

RAB считается перспективным для регулирования тарифов на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства и, в частности, на услуги по теплоснабжению. Кроме того, в последнее время стало известно о намерении использовать основы RAB в другой части электроэнергетической отрасли РФ — при определении цены заявки генерирующей компании, подаваемой на коммерческий отбор мощности в рамках рынка мощности.

Яна Милина



RAB — это система долгосрочного тарифного регулирования, направленная на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию сетевой инфраструктуры. Система дает регулируемым организациям стимул к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании, в отличие от системы "затраты плюс", по которой в России исторически устанавливаются тарифы инфраструктурных компаний. Кроме того, система RAB направлена на повышение качества услуг инфраструктурных организаций.

Аббревиатура RAB расшифровывается как Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала. В основе методики лежит такая система расчета тарифов, которая позволяет постепенно возвращать инвестированные средства, включая проценты на привлеченный капитал. При этом из-за долговременности возврата вложений удается удержать рост тарифа на приемлемом уровне.

Система RAB крайне привлекательна для инвесторов, которым гарантируется полный возврат вложенных средств и получение определенного гарантированного дохода. Рост инвестиционной привлекательности приводит и к росту рыночной стоимости регулируемых компаний.

В России новую систему решили использовать в отношении распределительного сетевого комплекса, который требует весьма серьезных инвестиций (средний износ — 70%). И если вопрос привлечения инвестиций в генерацию был решен за счет продажи активов новым собственникам, то в случае электросетей, которые остались под контролем государства, RAB стал лучшим механизмом для стратегического развития мощностей.

Предвыборный год для энергетических компаний ознаменовался давлением со стороны регулятора: были снижены ранее утверждённые темпы роста тарифов, срок индексации перенесён с 1 января на 1 июля 2012 года, что сократит эффект от повышения тарифов в следующем году вдвое. Обсуждается также отказ с 2012 года от инвестиционной составляющей в тарифах ГЭС, планируется «перезагрузка» RAB-регулирования для сетевых компаний. «Все эти меры потенциально ведут к сокращению прибылей энергетических компаний, а следовательно, собственных средств, которые энергетики могут направить на реализацию инвестиционных программ, - полагает аналитик ИК “Велес Капитал” Анна Дианова . - В условиях ограниченности кредитного ресурса компаниям приходится прибегать к урезанию инвестпрограмм на ближайшие три года. В настоящее время инвестиционные программы “РусГидро”, ФСК ЕЭС и холдинга МРСК находятся на стадии пересмотра и в 2012 году могут быть уменьшены на 20–30 процентов» Решения будут приняты в ближайшее время, однако пока конкретные цифры и список объектов, которые могут недополучить финансирование, не раскрываются. Похоже, что ужесточение регулирования отрасли продолжится и в следующем году.

Потери пока неизвестны

Энергокомпании не раз заявляли о намерениях обсудить свои планы по уменьшению инвестиций с регулирующими органами. Аргументация - рост тарифов стал меньше, чем планировалось (для МРСК и ФСК). Кроме того, регулятор намерен убрать инвестиционную составляющую для тарифа «РусГидро», рассказывает Андрей Емарлуков, директор краснодарского филиала ИК «Атон». «Какие конкретно объекты недополучат финансирования, пока неизвестно, - говорит г-н Емарлуков. - Проекты “РусГидро” на Юге невелики, поэтому их вряд ли будут сильно сокращать. Также инвестпрограмму может незначительно сократить МРСК Северного Кавказа».

В «РусГидро» сообщили, что инвестпрограмма находится на утверждении в Минэнерго, но подтвердили, что «проект инвестиционной программы предполагает корректировку объёмов финансирования в 2012 году в сторону уменьшения инвестиций» без упоминания цифр и объектов. В ФСК ЕЭС «Эксперту ЮГ» сообщили, что не готовы комментировать инвестиционный вопрос до тех пор, пока не будут приняты решения Федеральной службы по тарифам (ФСТ) в отношении тарифообразования на второе полугодие 2012 года (ориентировочно - февраль-март 2012). В начале декабря ФСТ «заморозила» индексацию тарифов ФСК на первое полугодие будущего года на уровне тарифов 2011 года. Соответственно и выручка компании существенно уменьшится, тем более что уже в этом году снизилась совокупная прибыль сетевых компаний.

В апреле правительство приняло постановление, предписывающее ограничить темпы роста тарифов на распределение электроэнергии на 15% во всех регионах начиная с мая. «Снижение тарифов было осуществлено в основном путём сокращения тарифов для ФСК и МРСК, на которые пришлось 65 процентов всего снижения совокупной регулируемой выручки от распределения электроэнергии, - комментируют в “Атоне”. - Как представляется, сокращение выручки ФСК и собственной выручки МРСК (в 2011 году выручка МРСК снизилась на шесть процентов) производилось преимущественно посредством предусмотренного методологией RAB-механизма сглаживания тарифов, подразумевающего перенос необходимой регулируемой выручки на несколько лет вперёд».

Аналитик ИК «Финам» Алексей Ковалёв также подтверждает, что пересмотр инвестпрограмм происходит в связи с ужесточением тарифного регулирования. «Инвестпрограммы не предполагали жёсткого предвыборного снижения темпов роста тарифов, которое произошло в текущем году, - поясняет г-н Ковалёв. - Речь в первую очередь идёт о сетевых компаниях (МРСК и ФСК), поскольку именно они работают в системе тарифного регулирования, хотя генераторы тоже испытали на себе последствия сдерживания роста тарифов, прежде всего на мощность. Вряд ли сокращению подвергнутся олимпийские объекты, тогда как по остальным региональным проектам пересмотр вполне возможен». В «МРСК Юга» и «МРСК Северного Кавказа» от каких-либо комментариев отказались.

Эксперты по-разному комментируют инициативы энергокомпаний по сворачиванию инвестпрограмм. «Дать однозначную оценку действиям компаний, на наш взгляд, нельзя, - считает Анна Дианова. - С одной стороны, уровень износа основных фондов в отрасли остаётся выше 50 процентов, что мешает её нормальному функционированию и повышает риск аварийности. С другой стороны, обширные обязательства по инвестпрограммам оказывают давление на справедливую стоимость энергетических компаний. С такой точки зрения сокращение инвестиций выглядит как адекватный шаг в ответ на снижение тарифов».

С этим не вполне согласен Евгений Рудаков , руководитель отдела экономико-математического моделирования департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий. «Рост тарифов в последние годы был таким, что если у кого-то из энергетиков и имеются основания для корректировки инвестпрограмм в сторону снижения на будущий год, то только у тепловых генерирующих компаний, - полагает г-н Рудаков. - В преддверии выборов тарифные аппетиты Русгидро, Росэнергоатома и сетевых компаний просто решили немного ограничить. Заодно пострадали и тепловые компании, которым отказали в индексации уровня оплаты мощности». В «Атоне» считают, что перед выборами принимались популистские решения для уменьшения тарифов МРСК, чтобы снизить нагрузку на потребителя, и поэтому финансовые показтели компании не растут должным образом: приходится занимать, чтобы проводить согласованную инвестпрограмму.

Регулятор выбирает правила

В 2010 году правительство перевело сетевые компании на формирование тарифа по системе RAB (Regulatory Asset Base - регулируемая база инвестированного капитала) вместо прежней системы «затраты+». Новый расчёт тарифа направлен на привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Методика RAB-расчёта тарифа производится таким образом, чтобы компания получала гарантированный возврат инвестиций, а также доход на инвестиции, достаточный для обслуживания кредитов и получения прибыли. Однако, по словам чиновников, применение RAB-регулирования тарифов не оправдало ожиданий. В феврале 2011 года курирующий энергетику вице-премьер Игорь Сечин пожаловался на существенный рост доли сетевой составляющей в конечной цене, а в марте замглавы ФАС Анатолий Голомолзин посетовал на то, что в тарифе учитываются не прошлые, а будущие затраты сетевых компаний.

Эксперты же полагают, что RAB-регулирование при разумном и стабильном применении - это вполне действенный механизм. «В условиях высоких обязательств компаний по инвестиционным программам применение этого метода ведёт к значительному росту тарифов для потребителей, а это противоречит политике сдерживания тарифа, - рассуждает Анна Дианова. - Однако при существующем уровне износа основных фондов масштабные инвестиции в отрасль необходимы. В этих условиях любой подход в тарифообразовании обречён на “непрозрачность” с точки зрения регулятора и не будет оптимальным». Достоинства же RAB-регулирования для сетевых компаний заключаются в том, что метод позволяет осваивать значительные объёмы инвестиций, помогает привлекать кредитные ресурсы и стимулирует к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании. «На сегодняшний день “МРСК Юга” из-за разногласий с администрацией Волгоградской области не перевела на RAB-регулирование крупнейший филиал - “Волгоградэнерго”, - продолжает г-жа Дианова. - В результате рентабельность “Волгоградэнерго” по EBITDA за первое полугодие 2011 года ниже среднего по холдингу значения (17 процентов), что снижает инвестиционную привлекательность компании».

В долгосрочной перспективе RAB-регулирование, по мнению экспертов, выгодно для потребителей, так как повышение эффективности работы сетевого комплекса ведёт к постепенному снижению тарифа. Однако чтобы этого добиться, необходим контроль за эффективностью инвестиций. «Действительно, есть понимание, что применение RAB-регулирования идёт с некоторым “скрипом”, - считает Алексей Ковалёв. - И дело здесь не только и не столько в предвыборных опасениях властей по поводу роста инфляции, но и в том, что зачастую с помощью RAB-тарифов стали финансироваться неэффективные, а то и вообще ненужные инвестиции. И всё же, если мы заинтересованы в долгосрочном устойчивом развитии сетевой инфраструктуры, от RAB-регулирования, пусть и в некоем модифицированном варианте, направленном на то, чтобы компании не «раздували» инвестпрограммы, по-видимому, не уйти».

Проблемы российского RAB

По мнению экспертов, в России метод RAB-регулирования зачастую используется некорректно; это не только негативно влияет на прибыль компаний, но и делает их денежные потоки непредсказуемыми, давая регулятору возможность легко ими манипулировать. Такая практика подрывает основы метода RAB-регулирования и представляет угрозу для акционерной стоимости распределительных компаний.

Аналитики отмечают три основных категории проблем RAB-регулирования, вызывающие убытки для распределительных компаний, которые могут быть не в полной мере компенсированы регулятором в дальнейшем. Первое - регулятор зачастую не компенсирует недополученный доход в полном объёме или вообще не компенсирует; в любом случае такая компенсация не учитывает фактическую временную стоимость денег. Второе - неправильная практика сглаживания тарифов.Уменьшение выручки в предыдущие годы иногда не компенсируется в полном объёме в последующие годы, а в некоторых случаях компенсация не учитывает временную стоимость денег, то есть сглаживание тарифов подчас принимает форму простого урезания регулируемой выручки. Третье - некорректный пересмотр тарифов, в процессе которого в мае 2011 года регулирующие органы иногда сокращали подконтрольные операционные издержки и сглаживали тарифы без надлежащей (а иногда вообще безо всякой) компенсации.

Некоторые из этих проблем обусловлены нарушением регуляторами RAB-методологии, а другие связаны с изъянами самого метода. Например, в его рамках недополученный доход индексируется в соответствии с инфляцией (порядка 7%), а сглаживание тарифов индексируется по базовой регулируемой норме доходности (11%). «На наш взгляд, основная причина проблем RAB-регулирования - это вмешательство федерального правительства, которое не позволяет регуляторам принимать экономически обоснованные тарифные решения, - комментируют аналитики “Атона”. - Непоследовательные действия правительства снижают стимулы для частных инвестиций в отрасль».

Для нормального инвестпроцесса в отрасли всем компаниям - и сетевым, и генерирующим - от государства необходимы всего две вещи: чёткие правила игры и гарантии, что эти правила не будут кардинально изменяться хотя бы 5–7 лет, убеждён Евгений Рудаков. «К сожалению, сейчас большая часть инвесторов рассматривает электроэнергетику как высокорискованный бизнес и стремится к тому, чтобы не инвестировать при плановых сроках окупаемости выше 7–10 лет», - резюмирует г-н Рудаков.

Ремир Эркинович, расскажите, пожалуйста, об истории метода RAB - как давно он применяется, насколько эффективен?

RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала) — это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Впервые методика тарифообразования на основе регулируемой базы инвестированного капитала (RAB) была применена в Великобритании в конце 1980-х гг. в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. В середине 1990-х годов на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, и RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. RAB-регулирование оказалось очень эффективным: энергокомпании в несколько раз снизили свои издержки, что повлекло серьезное снижение тарифа при увеличении инвестиций в отрасль. Мировая практика показала, что регулирование тарифов на основе метода RAB имеет ряд преимуществ для компаний, поставляющих услуги, и потребителей перед действующей сейчас системой «затраты плюс». Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования в первую очередь для распределительных электрических сетей, систем теплоснабжения, водоснабжения и связи.

Насколько закономерен переход к новой методике тарифообразования? Решению каких задач послужит RAB-регулирование?

Переход на RAB-регулирование - это переход на новую инвестиционную стратегию. Применение метода доходности инвестированного капитала направлено на решение важнейших задач тарифного регулирования в теплоэнергетической отрасли - создания благоприятных условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в целях модернизации основных производственных фондов, повышения уровня надежности и качества реализуемых услуг, а также создания стимулов для сокращения операционных расходов регулируемых организаций. В числе преимуществ метода RAB - стимулирование привлечения инвестиций, повышение капитализации регулируемых организаций, повышение качества стратегического планирования деятельности организаций, экономическая мотивация снижения издержек.

Методика RAB, соответствующая передовому международному опыту в регулировании естественных монополий - это тарифная мотивация к снижению операционных расходов компаний и прозрачный контроль. Переход к системе RAB-метода обеспечит необходимое финансирование мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, в том числе их обновлению и модернизации, а также будет способствовать стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов.

Чем вызвана необходимость перехода на RAB-регулирование? Эксперты отмечают, что введение RAB - скорее вынужденная мера. Без срочных финансовых вливаний, которые способно принести RAB-регулирование, изношенные сети просто развалятся?

Действительно, одним из основных мотивов перехода на RAB-метод является необходимость модернизации сетевого комплекса, износ основных фондов. Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий. Управление производством ЖКУ централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг. В данной ситуации переход на RAB-регулирование входит в перечень приоритетных направлений.

Так же важным условием при переходе на долгосрочные методы регулирования является понятность тарифа для потребителя, особенно для инвестора, которому необходимы четкие и понятные ориентиры для прогнозирования доходов. Тарифы, утверждаемые на три-пять лет, учитывают не только возврат заемного капитала, но и доходы инвесторов.

Основной идеей формирования необходимой валовой выручки (НВВ) в Методе RAB является известный и обоснованный принцип, согласно которому инвестор имеет право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий процентной норме, признаваемой участниками рынка справедливой, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода. При переходе к определению тарифов по Методу RAB компания начинает генерировать доход, напрямую связанный с затратами на создание ее активов, при этом инвестиционная привлекательность компании резко возрастет, а катастрофический разрыв между ее стоимостью и стоимостью активов, порождаемый действующей до сих пор методикой тарифообразования «затраты плюс», устраняется.

В областях, перешедших на RAB, объемы инвестиций действительно выросли, но и тариф весьма существенно подрос, значительно опередив уровень инфляции. Насколько безболезненно для потребителя пройдёт внедрение нового метода? Не придётся ли нам платить “новые” цены за “старое” качество услуг?

В процессе подготовки к внедрению в России нового метода регулирования тарифов RAB в ФСТ были утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, определены нормы доходности на инвестированный капитал. Правительство внесло поправки в законодательную базу «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ». Это обеспечило возможность широкого применения в России новой методики формирования тарифа. Утвержденные методические указания позволят устанавливать тарифы методом доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии.

Поскольку Правительством РФ предусмотрен переход организаций сферы теплоснабжения на метод доходности инвестированного капитала в 2010 году, важно учесть все нюансы и особенности новой методики, чтобы обеспечить корректный переход к долгосрочному тарифному регулированию, что особенно важно ввиду большой социальной значимости услуг для населения, а так же более сложной структуры затрат организаций сферы теплоснабжения.

Тариф, принимаемый на долгосрочный промежуток времени, должен зависеть от надежности и качества услуг. С этой целью планируется разработать методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, обеспечивающих соответствие НВВ регулируемых организаций уровню надежности и качества реализуемых услуг. Понижающие коэффициенты будут применяться в случае несоответствия качества предоставляемых услуг уровню установленного тарифа, либо в случае предоставления со стороны компании недостоверных сведений о качестве услуг.

В случае несоответствия качества услуг сетевых компаний нормативам, потребители будут получать компенсацию, либо платить меньшую цену за услуги этих компаний.

Ремир Эркинович, хотелось бы узнать Ваше мнение о преимуществах долгосрочного тарифообразования. Кто, в конечном счёте, останется в выигрыше - потребитель, поставщик, инвестор?

Метод RAB разработан специально для повышения экономической эффективности деятельности субъектов электроэнергетики, к которым, в частности, относятся и организации производства и передачи тепловой энергии, и привлечения частных инвестиций на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры. Первые тарифы с применением метода доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии будут установлены в рамках реализации с 2011 г. пилотных проектов по долгосрочному тарифному регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала в сфере теплоснабжения.

Преимущества, ожидаемые от введения метода RAB:

Для региона: ввод новых мощностей и строительство сетей обеспечит возможность присоединения новых потребителей, а значит, будет создана база для развития абсолютно всех отраслей и организации новых рабочих мест. Развитая сетевая инфраструктура позволит открывать новые предприятия, расширить производственные мощности, строить комфортное жилье.

Для бизнеса: все финансовые вложения и акционеров компании, и инвесторов будут возмещены. К тому же вкладчик получит гарантированный доход. Процент этого дохода устанавливается органами государственного регулирования цен и тарифов при установлении уровня тарифа по методу RAB.

Для потребителей: при новой методике тарифообразования энергокомпания находит необходимые средства, которые, по согласованию с органами тарифного регулирования, уже сегодня готова вложить в наше комфортное будущее, а мы на протяжении всего времени пользования электрической энергией будем рассчитываться за нее по вполне приемлемой, установленной государством цене. А так же, повышается надежность и качество предоставляемых услуг за счет новых инвестиций.

Для компаний, предоставляющих услуги: появляется возможность привлечения дополнительных инвестиций. За счет гарантированного государством процента доходности на вложенный капитал у компании появляется источник дополнительных поступлений, которые будут направлены на дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры. С учетом того, что тариф устанавливается на 3-5 лет, компании смогут прогнозировать свои расходы и доходы сразу на несколько лет вперед. Появляется возможность планомерно снижать критичный процент износа оборудования.

Благодаря созданию резерва мощности, снижению тепловых потерь, улучшению качества теплоснабжения будет повышаться экономическая и энергетическая эффективность в сфере теплоснабжения потребителей.



Похожие статьи