Правила анкетирования. Правила составления анкет

Анкета является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи и психологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе психологического исследования. Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые психолог непременно должен себе представлять, если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики психологического исследования можно получить ошибочные результаты.

Знание того, как выбрать талант и поддерживать лучшее, - это некоторые из ключей, на которые лидеры, которые осмеливаются пойти против нынешней апелляции. Самоходный автомобиль Тесла - пример того, как нарушать правила. В сцене из фильма «Великий Лебовский - фильм братьев Коэнов» в главных ролях Джефф Бриджес и Джон Гудман - персонаж, которого играет последний, рассказывает товарищу по команде, который шагает по линии, бросая мяч: «Смоки, это не так», Нам, это боулинг, здесь есть правила. Возмущенный, потому что другой настаивает на игнорировании ошибки, он вынимает пистолет, спусковой крючок и указывает ему на голову, пока он не откажется от своего отношения даже к бывшему комбатанту, которому пришлось сломать их таким образом Повторяющиеся, чтобы выжить, если вы не на войне, правила важны.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

По мнению А.Н. Гусева основными принципами построения анкеты состоят в следующем:

первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям, казалось бы, логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого - тех, кто клуб не посещает. Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья - снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это - сведения о респонденте) - снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым». Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению;

Правила дают предсказуемость социальным отношениям, избегают несправедливости, спокойной неопределенности и предотвращают хаос. Нарушение их - преступление и грех. Существует неявное социальное соглашение о наказании тех, кто нарушает правила, либо путем применения закона, либо остракизма.

Правила составления анкет

Но правила имеют свою противоположность. В этой же строке - Стив Джобс, Джек Уэлч, Билл Гейтс, Элон Муск и длинный список предпринимателей, которые обязаны своим успехом нарушить установленные правила. Правила также отнимают свободу, сводят на нет творческий потенциал, отменяют критический дух, стирают влияние неожиданности и прекращают интеллектуальный, социальный и экономический рост. Бюрократия основана на том, чтобы не подвергать сомнению правила. Поэтому для многих правила должны быть нарушены.

второй принцип - непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования;

Четыре наиболее важных ключа, возникших в ходе расследования, были следующими. Успешные менеджеры заявили, что не выбирают людей из-за своих титулов или опыта, но из-за какого-то таланта у них уже есть. Это может быть особая способность относиться к другим, или способность превосходить эмпатию, или мастерство организовать работу, но это всегда что-то конкретное. Талант - это повторяющийся образ мышления, чувства или поведения, который может быть применен продуктивно. Хотя текущие знания показывают, что благодаря обучению он может быть разработан, талант является врожденным благим.

третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем. таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий - в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены... чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях;

Успешные менеджеры дают автономию, чтобы сотрудники определяли процессы, которые больше соответствовали их талантам, нарушая тем самым традицию контроля над задачей и, в свою очередь, контролируя выполнение целей. Кроме того, пока задача разворачивается, они предпочитают скорее поощрять, чем контролировать.

Это не отстающие, которые приносят большую ценность группе, но лучшие. Успешные менеджеры считают, что люди не могут быть «исправлены», поэтому большую часть времени они проводят с самыми сильными. В интервью Роджер Федерер сказал, что он предпочел сосредоточиться на улучшении своего драйва больше, чем на его неудачу, потому что первый из них более опасен.

четвертый принцип - смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 - 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно - и по другим аспектам тематики опроса;

Ключ должен определить талант каждого сотрудника и дать ему задачи, в которых он может максимально использовать его. Вот как вы извлекаете из них все возможное, чтобы они могли полностью реализовать свой потенциал. Успешные менеджеры нарушают обычное правило продвижения своих сотрудников за их работу, тактику, которая превращает организацию в группу людей, продвинутых до уровня некомпетентности.

Писатель Скотт Фитцджеральд считал, что интеллект человека определяется способностью удерживать в сознании две противоположные идеи, пока они все еще функционируют. Знание того, когда нарушать правила и когда этого не делать, требует поддержания баланса канатного ходунка. Поэтому нарушение правил - это гораздо больше искусства, чем науки.

пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

Отказ, более ценный опыт для обмена, чем успех. Нет возможности внедрять инновации, не говоря уже о скорости, которая необходима сегодня для выживания в деловом мире, если ошибка наказывается. Следующие поля не были скомпилированы правильно. Выберите свой мужской мужской секс.

Каждую неделю обновляется информация о ваших любимых новостях знаменитостей, новости о превью, эксклюзивные фотографии, тенденции моды, все о красоте и здоровье, а также много новостей о кулинарии и рецептах. А в качестве контроллера данные должны относиться к определенной информации идентификация, необходимая для предоставления услуг. Это позволяет упростить навигацию и упростить использование самого сайта. Куки-файлы можно использовать для определения того, было ли уже установлено соединение между вашим компьютером и нашими страницами.

К.М. Романов и Ж.Г. Гагарина указывают на то, что обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

1) Композиция анкеты.

2) Титульный лист;

3) Вводная часть;

4) Основная (содержательная часть);

5) Социально-демографическая часть.

Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью. Во вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты. Следует также проанализировать вводную часть на:

Конечно, вы можете посетить сайт даже без куки. Вы можете предотвратить кук хранятся, выбрав опцию не принимать кук из предложенных. Для получения более подробной информации о том, как сделать это, Вы можете обратиться к инструкции Вашего браузера. Процедуры программного обеспечения и компьютерной системы, используемой для работы с веб-сайта, приобретают, в ходе их нормальной работы, некоторые данные, передача которых подразумевается в использовании протоколов обмена данными через Интернет. Эта информация не собирается быть связанно с идентифицированным, но по самой своей природе может, через переработку и ассоциацию с данными, хранящихся Держателем или третьими лицами, для идентификации пользователей.

Наличие и правильность обращения респонденту;

Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?

Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?

Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.

Данные навигации могут быть использованы с его явным и явным согласием, а также для ознакомления с его предпочтениями и выполнения действий в области веб-аналитики для оценки прибыльности каждой онлайн-активности и понимания поведения пользователя с целью улучшения услуги, доступные и предлагает более соответствующее содержание, после выражения согласия, это его право противостоять, в любое время и без предъявления обвинения, на обработку его данных для этой цели.

Данные могут быть использованы для обнаружения ответственности в случае гипотетической киберпреступности за ущерб сайту. Предоставляемые вами личные данные будут записываться и храниться на защищенных электронных носителях и обрабатываться соответствующими мерами безопасности, а также путем объединения и интеграции их с другими базами данных. Только с процедурами и процедурами, необходимыми для предоставления вам необходимых услуг.

Не забыли ли вы сделать указание на анонимность опроса?

Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.

Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?

Не забыли ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?

При необходимости Дополнительные данные могут потребоваться для предоставления дополнительных необходимых услуг. Предоставление данных является необязательным, за исключением тех, которые указаны как обязательные для предоставления им доступа к предлагаемым услугам. Вы в любое время имеете право знать, что ваши данные и как они используются. Он также имеет право обновлять, интегрировать, исправлять или удалять их, запрашивать блокировку и противодействовать их лечению. Напомним, что эти права предоставляются ст.

В соответствии с действующим законодательством мы поэтому просим вас выразить свое согласие на обработку данных, отметив поле «Принять». Понятно, что согласие относится к обработке данных, за исключением тех, которые строго необходимы для операций и услуг, запрошенных вами в момент его присоединения, поскольку для этих действий ваше согласие не требуется.

Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?

Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым. Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Какими качествами должен обладать президент? » Ответы: «Справедливость», «Целеустремленность» и т.д.

Общие условия регистрации и использования контента пользователями сайта. Чтобы вы могли подписаться на пользовательские сервисы контента и разрешить доступ к ним, мы просим вас ознакомиться с общепринятыми положениями и условиями, регулирующими доступ к предлагаемым услугам.

Признания Розы и Олиндо

Каждый пользователь регулярно регистрируется и регистрируется, в дальнейшем «Пользователь». Поступая таким образом, вы заявляете, что вы прочитали и прямо приняли все условия, условия использования и использования услуг, как указано ниже, и чтобы знать обо всех функциях и целях услуг. Расизм и каждый апология неполноценности или превосходства одной расы, народа или культуры, чем другие. В общем, все, что входит в определение Если рассылать спам с официальных сайтов новостей, газет, газет, журналов, обязательно указывать источник, при условии, что правила авторского права не нарушены. Работа с темами, которые считаются не соответствующими духу обслуживания, вопреки хорошему вкусу или каким-либо образом нарушая чувствительность других пользователей. Пользователь, который несколько раз,, продолжать переписывать с единственной целью - нарушить регулярное проведение мероприятий, будет сообщено компетентным органам. Вы также оставляете за собой право раскрыть данные автора сообщения в случае запроса от компетентных органов. Это правило может быть изменено в любое время и без предварительного уведомления, поэтому пользователю необходимо проконсультироваться с ним периодически проверять наличие обновлений. А. полагается на здравый смысл пользователей, чтобы поддерживать услуги гражданского пространства и приятное совещание, а также для того, чтобы ограничить умеренность до минимума. Приглашает уважать других пользователей, особенно тех, кто имеет разные идеи, чем те, кто пишет. Пользователь соглашается с тем, что администратор и модераторы службы имеют право на их работу бесспорным образом и если они сочтут это необходимым. Администратор и модераторы сделают все возможное, чтобы удалить материал как можно быстрее, доверяя сотрудничеству пользователей. Будет принято только содержание, которое будет иметь право на редакционную линию Сайта. Содержание, которое не соответствует руководящим принципам, изложенным в Правилах, будет отклонено. Тот, кто настаивает на таком отношении, будет немедленно уволен из служб в соответствии с неоспоримым суждением Администратор Возможно, что некоторые несоответствующие сообщения могут быть удалены из-за игнорирования администраторов или модераторов или для их конкретного выбора. В любом случае тот факт, что некорректное сообщение иногда удаляется, не дает права любому пользователю оспорить решение администрации в случае отмены сообщения. Для всех споров, возникающих в связи с исполнением или толкованием этого соглашения, Миланский Форум исключительно компетентен.

  • Наступление на учреждения или религию любой веры.
  • С. подстрекательства к насилию и совершению преступлений.
  • Модификация контента.
  • Настоящее Соглашение регулируется итальянским законодательством.
Чтобы понять возможное происхождение признаний, нужно отступить на день до того, как римляне прекратят свое существование.

Ответы на закрытые вопросы, сформулированные психологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например: «Как вы оцениваете ситуацию в стране за последние 4 года? » Ответы: «Улучшилась», «Осталась стабильной», «Ухудшилась». В этом случае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее подходит его установкам.

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку психолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости, и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.

В 4-ой части содержаться блоки вопросов о социально-демографических характеристиках респондента - это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.

Оно осуществляется с помощью инструмента, назы­ваемого анкетой. Анкета – это опросный лист с упорядо­ченным списком вопросов, на которые опрашиваемый са­мостоятельно отвечает в соответствии с указанными пра­вилами.

Анкетирование может быть групповым ииндиви­дуальным .

Групповой анкетный опрос применяется по месту работы, учебы. Анкеты раздаются для заполнения в ауди­тории, куда приглашаются респонденты. Обычно один ис­следователь работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается возможность получения дополнительной консультации по технике заполнения, а анкетер, собирая анкеты, может контролировать качество их заполнения.

Прииндивидуальном процессе анкеты раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов, а время возврата заранее оговаривается. Опрашиваемый за­полняет анкету самостоятельно, здесь нет психологиче­ского давления анкетера. Но следует учесть, что в этом случае потери анкет неизбежны.

Анкетирование может быть очным и заочным (поч­товый опрос, опрос через газету, журнал). В социологиче­ских исследованиях нередко применяются почтовые оп­росы, которые имеют важное преимущество – простоту организации и стоимость в 10-20 раз дешевле, чем интер­вью. Нет надобности в подборе, обучении и контроле за деятельностью интервьюеров. При известном опыте ис­следователей почтовый опрос в 2000 человек может быть осуществлен за 7-10 дней. Достоинством метода является и то, что он позволяет провести одновременно опрос на большой территории, в труднодоступных районах. Основ­ной недостаток почтового опроса – неполный возврат ан­кет (не все заполняют и отправляют). Поэтому важно сти­мулировать возврат анкет (70-75% возвращенных анкет – это гарантия надежности информации). Исследования со­циологов показали, возврат анкет можно увеличить: 1) если за 3-4 дня до отправки анкеты участнику анкетирова­ния послать уведомление об опросе; 2) напоминанием че­рез 2-3 недели о том, что была отправлена анкета; 3) возна­граждением за участие, календарик, сувенир и пр.

Задача исследователя – грамотно составить анкету. Составление анкеты требует соблюдения определенных принципов ее конструирования, знания особенностей раз­ных видов вопросов, порядок их расположения, и правил формулирования.

Композиция анкеты .При разработке анкеты необходимо иметь в виду, что она имеет строгую структуру, т.е. композицию.

Анкета должна состоять из трех частей:

1. Обращение или вводная часть.

2. Основная часть.

3. «Паспортичка» (социально-демографическая ха­рактеристика респондента).

Обращение . Его основной смысл состоит в том, чтобы стимулировать интерес опрашиваемого к исследо­ванию, создать деловую атмосферу. Нужно указать кто (организация или научное учреждение) и для чего прово­дит опрос, как будут использованы данные. Надо попу­лярно объяснить цель опроса, не прибегая к сложным сло­весным конструкциям и так, чтобы заинтересовать респон­дента. Не следует писать во введении «нас интересует то-то». Такой оборот скорее вызовет неприязнь, чем желание помочь организаторам опроса. Лучше подчеркнуть актив­ную позицию респондента, например, «Ваши ответы помо­гут улучшить работу в такой-то области».


В большинстве случаев подчеркиваются гарантии анонимности опроса. Это очень важный момент исследо­вания. Анонимность опроса способствует получению ис­кренних, достоверных ответов.

В обращении следует также описать технику запол­нения анкеты. Обращение необходимо завершить выраже­нием благодарности респонденту за его желание принять участие в опросе.

Таким образом, в обращении должны быть отражены следующие моменты:

1. Актуальность темы опроса.

2. Цель исследования.

3. Правила заполнения анкеты.

4. Гарантия анонимности.

Приведем в качестве примера обращение к респон­дентам в исследовании, посвященном подготовке ино­странных студентов в Пермской медицинской академии.

«Уважаемый студент!

В Пермской государственной медицинской академии подготовка иностранных студен­тов началась в 1990-е годы. Накоплен определенный опыт, который требует изу­чения и обобщения. Цель данного оп­роса – изучение мне­ния студентов-иностранцев об учебе в академии, о жизни в России. Ваши искренние ответы по­могут в работе по со­вершенствованию подготовки ино­странных специалистов.

Внимательно прочтите вопрос и все варианты отве­тов. Выберите наиболее соответствующие Вашему мнению и обведите кружочками цифры, которыми они обозначены. Если ни один из предлагаемых ответов не отражает Ваше мнение, допишите свой ответ.

Анонимность опроса гарантируется. Заранее благо­дарим Вас за участие в исследовании!».

В основной части обычно принято первыми задавать наиболее простые и доступные по смыслу и технике за­полнения вопросы. Они называются контактными . Такие вопросы вызывают у респондента чувство уверенности в своей компетентности, интерес к теме опроса, желание от­вечать дальше. Например, «Любите ли Вы кино вообще?» Таким образом, цель контактных вопросов – заинтересо­вать респондента, обеспечить процесс вхождения в про­блему. По мере активизации внимания и усиления инте­реса респондента может возрастать сложность и острота вопросов. Переход от простых к более сложным вопросам называют правилом воронки.

В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондента во­просы. Содержание этих вопросов отражает цели и задачи исследования. Поэтому для решения каждой задачи надо разработать определенный блок вопросов: несколько во­просов, объединенных по тематическому и проблемному принципам.

В ходе опроса следует учитывать, что примерно че­рез 45 минут напряженного внимания респондент начинает утомляться, поэтому вторую половину опроса рекоменду­ется посвятить более простым вопросам, ответы на кото­рые не требуют сильного напряжения памяти и внимания. Главная функция заключительных вопросов – снять пси­хологическое напряжение, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. По мнению известного россий­ского социолога В.А. Ядова, динамика развития опроса, продолжительность которого варьируется от 10-15 минут до 1,5-2 часов в зависимости от целей, выглядит так: в пер­вой половине опроса – плавный подъем, примерно 15% уделено «отдыху» (спад), затем около четверти времени самой напряженной работы (к этому моменту респондент включился в опрос и подготовлен к серьезному обдумыва­нию ответов) и резкое снижение трудности в завершающей фазе.

«Паспортичка» – заключительная часть анкеты. Она фиксирует сведения о личности опрашиваемого; включа­ются вопросы о профессии, образовании, доходе, поле, со­циальном происхождении, месте рождения и проживания, национальности и т.д.

Главным является выделение обоснованных группи­ровок для получения надежных ответов. Если такие харак­теристики, как пол и национальность, группировать не­трудно, то другие признаки (возраст, профессия, семейное положение и др.) требует определенных знаний. Остано­вимся для примера на возрастной характеристике.

Обычно встречаются три типа формулировок вопроса о возрасте:

1. Сколько Вам лет?

2. Сколько Вам лет? Укажите на шкале.

3. В каком году Вы родились?

Преимущество первой формулировки состоит в том, что это привычный вопрос для респондента, легко и про­сто обрабатывается после опроса. Но есть в вопросе неоп­ределенность: нужно указывать количество полных лет или округлять свой возраст?

Вторая формулировка означает возможность для дальнейшего сравнительного исследования по возрастному признаку.

Наиболее подходящей считается третья формули­ровка, т.к. нет определения возраста, есть широкие воз­можности для сравнения, хотя такой вариант несколько усложняет обработку (кодирование) данных.

Можно пользоваться при выделении возрастных групп стандартами государственной статистики. Обычно используют следующую периодизацию возраста: 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65-69, 70-79, 80 лет и старше.

Исследователь сам решает, какие пороговые группи­ровки для него представляют интерес. Важно учитывать, что для многих статистических операций необходимы рав­ные интервалы. Поэтому, например, при опросе трудоспо­собного населения используют следующую шкалу: 16-19, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60-69 лет. В исследованиях мо­лодежи используют следующие деления по возрастному признаку: 14-16, 17-19, 20-23, 24-26, 27-30 лет.

Не сложилось в практике российских исследователей единообразие в формулировке вопросов об образовании. Применяются, например, номинальные шкалы с указанием формы обучения и его длительности:

Начальное (ниже 7 классов);

Неполное среднее (7 классов до 1961 г., 8,9 – после 1961 г.);

ПТУ без среднего образования;

ПТУ со средним образованием;

Среднее специальное образование;

Незаконченное высшее (3 курса вуза и больше);

Полное высшее образование.

Во многих странах предлагается универсальный во­прос об общей численности лет обучения, включая общее и специальное. Отдельно задается вопрос о численности лет профессионального обучения.

Важное правило составления «паспортички» – то, что ее структуру нельзя переносить из одной анкеты в другую. Все социально-демографические признаки респондента каждый раз определяются целями и задачами исследова­ния.

После «паспортички», в заключение анкеты, жела­тельно поместить благодарность респонденту за участие в исследовании, которая может быть выражена такими фра­зами «Благодарим за помощь!», «Спасибо за участие в ис­следовании!» и пр.

Для того чтобы получить достоверную информацию, необходимо правильно сформулировать и расположить вопросы в анкете. Для этого нужно знать классификацию вопросов .



Похожие статьи