Самая большая агломерация зарубежной. Десять самых крупных городов европы

Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. Да и в новое, и в новейшее время их количество продолжало, хотя и гораздо медленнее, возрастать. Соответственно росло и число больших городов: уже к началу XX в. зарубежная Европа концентрировала 1 / 3 всех больших городов мира.

Не приходится удивляться тому, что именно этот регион стал родиной городских агломераций, которых уже в начале 1980-х гг. здесь насчитывалось около 400. Среди них, вполне естественно, особо выделяются агломерации-миллионеры, во многом определяющие всю систему городского расселения. В работах отечественных и зарубежных географов-урбанистов число таких агломераций нередко оценивается по-разному. Можно, например, сослаться на А. Е. Слуку, данные которого приведены в таблице 9.

По данным Ю. Л. Пивоварова, в 2000 г. в 18 странах зарубежной Европы (не считая СНГ) насчитывалось 42 агломерации с населением более 1 млн человек в каждой, в том числе в Германии – 13, в Великобритании и Италии – по 4, во Франции и в Польше – по 3, в Нидерландах и Испании – по 2, а в остальных странах – по одной. Надо сказать, что на мировом фоне эти показатели уже не выглядят особенно впечатляющими (табл. 65 в книге I). Тем не менее на весь ход современной урбанизации и ее географические аспекты эти агломерации по-прежнему оказывают решающее воздействие.

Таблица 9

КРУПНЫЕ ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ В 1995 г.

* Включая страны СНГ.

В ГЕРМАНИИ большинство агломераций протягивается цепочкой вдоль Рейна и его притоков. Ниже всего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическая агломерация, в свою очередь состоящая из двух основных частей – Рурской, протягивающейся на правобережье Рейна от Дуйсбурга до Дортмунда через Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кёльн и Бонн (рис. 16). По большинству оценок население этой агломерации, без расчленения ее на части, составляет 10–11 млн человек. Выше по течению Рейна, у места впадения в него р. Майн, расположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образует Франкфурт-на-Майне. Еще выше по течению, в месте впадения в Рейн р. Неккар, находится Рейнско-Неккарская агломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен. Наконец, к течению Неккара привязана еще одна агломерация, включающая в себя Штутгарт и целое созвездие примыкающих к нему более мелких городов. Уже за пределами этой рейнской цепочки расположены остальные крупные агломерации Германии: в южной части страны – Мюнхенская и Нюрнбергская, в северной – Гамбургская и Ганноверская, а в восточной – Берлинская.



Рис. 16. Городская агломерация Рейн-Рур в ФРГ

Рис. 17. Верхнесилезская городская агломерация в Польше

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ среди агломераций (здесь они обычно именуются конурбациями – от лат. con – «с» и urbs – «город») ведущее место занимает Л о н д о н с к а я, население которой в зависимости от того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн до 12 млн человек. Далее идут Б о л ьш о й Бирмингем (Западный Мидленд) и Б о л ьш о й М а н-ч е с т е р с населением соответственно 3,2 и 2,6 млн человек, а также Л и д с (Западный Йоркшир) с населением 1,5 млн человек. Добавим, что некоторые авторы в число агломераций-миллионеров включают также Шеффилд (Южный Йоркшир) и Ливерпуль (Мерсейсайд).

Во ФРАНЦИИ выделяют Парижскую (11,3 млн человек), Лионскую (1,7 млн) и Марсельскую (1,5 млн) крупные агломерации.

В ПОЛЬШЕ три агломерации – Верхнесилезская, или Катовицкая, с населением 4 млн человек, Варшавская (2,2 млн) и Лодзинская (1,1 млн).

Верхнесилезская агломерация, сложившаяся в пределах угольного бассейна на площади 1,2 тыс. км 2 , является ярким примером полицентрической агломерации. Ее ядро образуют около двух десятков городов и несколько рабочих поселков, фактически сросшихся друг с другом (рис. 17). Они имеют единую систему электро-, газо– и водоснабжения, транспортную и социальную инфраструктуру. Например, университет расположен в Катовицах, политехнический институт – в Гливицах, оперный театр – в Бытоме, парк культуры и отдыха – в Хожуве. Средняя плотность населения в агломерации – более 1000 человек на 1 км 7 , но в центральной ее части она достигает 4000 человек на 1 км 7 .

Рис. 18. Городская агломерация Рандстад в Нидерландах

В НИДЕРЛАНДАХ иногда выделяют две агломерации – Амстердам и Роттердам. Но чаще говорят о единой для этой страны агломерации Рандстад Холланд с населением 6 млн человек. Название «Рандстад» в переводе означает «кольцевой город».

Действительно, 9 формирующих эту агломерацию более крупных городов, не говоря уже о 60 более мелких, образуют почти замкнутое урбанизированное кольцо (рис. 18). При этом каждый из главных городов выполняет свою важную функцию: Амстердам исторической столицы, финансового и культурного центра, Гаага – резиденции правительства, парламента, дипломатического корпуса, Роттердам – морских ворот агломерации и т. д. Средняя плотность населения в Рандстаде – 7000 человек на 1 км 7 . В урбанизированном кольцевом поясе она даже выше, а в центральной «зеленой зоне» – ниже.

Рис. 19. Английский мегалополис (по Г. Д. Костинскому)

В ИСПАНИИ также две агломерации с населением более 1 млн человек в каждой – Мадридская (5,1 млн) и Барселонская (3,9 млн).

Остальные агломерации-миллионеры находятся в Австрии (Вена – 2,1 млн человек), Бельгии (Брюссель – 1,7 млн), Болгарии (София – 1,2 млн), Венгрии (Будапешт – 2.6 млн), Греции (Афины – 3,1 млн), Дании (Копенгаген – 1,7 млн), Португалии (Лиссабон – 2,6 млн), Румынии (Бухарест – 2,2 млн), Чехии (Прага – 1,4 млн), Швеции (Стокгольм – 1,6 млн), Сербии (Белград -1.7 млн).

Современные городские агломерации зарубежной Европы, прежде всего моноцентрические, имеют довольно сложную внутреннюю структуру. Наиболее зрелые из них, подобно кольцам дерева, состоят из шести следующих структурных зон: 1) исторического городского ядра; 2) центральной зоны, включающей в себя помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию; 3) внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой; 4) первой пригородной зоны, которая обычно включает лесопарковый пояс и ближние города-спутники; 5) второй, более отдаленной, пригородной зоны с городами-спутниками; 6) территории обширного столичного региона. Первые три из них обычно образуют собственно город, первые четыре – «большой город», первые пять – агломерацию, все шесть– урбанизированный (метрополитенский) район. Такое структурное членение особенно важно учитывать при сравнении городов и агломераций, что хорошо демонстрирует сопоставительная таблица 10.

Фактическое слияние или территориальное сближение некоторых агломераций зарубежной Европы уже привело в нескольких случаях к формированию еще более крупных урбанистических образований – мегалополисов. К их числу относят прежде всего Английский и Рейнско-Рурский мегалополисы.

Английский мегалополис (рис. 19) включает в себя не менее двух десятков крупных агломераций с общим населением 30–35 млн человек, которые в совокупности занимают примерно 50 тыс. км 2 территории. Главные его ядра образуют агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера и Ливерпуля.

Рейнско-Рурский мегалополис образовался на основе упоминавшихся выше агломераций ФРГ, расположенных по Рейну (Рейн – Рур, Рейн – Майн, Рейн – Неккар) и голландского Рандстада. Количественные параметры его примерно такие же, как у Английского мегалополиса. Однако, в отличие от него, этот мегалополис можно назвать межгосударственным.

Таблица 10

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КРУПНЕЙШИХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

В последнее время эксперты Европейского союза стали выделять еще более крупный межгосударственный мегалополис, который по отечественной терминологии, наверное, правильнее было бы отнести к разряду урбанизированной зоны, или полосы. Он охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран – Восточную Англию, Рандстад, Рейн – Рур, Бельгийско-Французский (Антверпен – Брюссель – Лилль) и Парижский районы. В таких границах эта урбанизированная зона занимает 230 тыс. км 2 , а население ее достигает 85 млн человек (при средней плотности 370 человек на 1 км 2).

По мнению ученых, для процесса урбанизации в зарубежной Европе – как, впрочем, и в большинстве других экономически развитых регионов – характерны три последовательные стадии. Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая в этом регионе продолжалась до середины XX в. Затем наступила вторая стадия – развитие субурбанизации и городских агломераций, пришедшаяся в основном на 50-60-е гг. XX в. В это время значительная часть населения покидала центральные зоны городов, которые стали специализироваться на непроизводственной сфере и превращаться в деловые центры либо приходить в запустение. Отток в пригороды охватил прежде всего имущие слои, а также пожилых людей, которые особенно чутко реагировали на ухудшение качества городской среды, рост преступности и другие социальные явления, проявлявшиеся в ядрах агломераций.

Переход к третьей стадии произошел в 1970-е гг., когда рост городских агломераций в целом замедлился и возникла «зеленая волна» – отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, где цены на землю значительно меньше, рабочая сила дешевле, да и условия окружающей среды более благоприятны. В таких внеагломерационных зонах особенно охотно размещают филиалы предприятий новейших отраслей машиностроения, вспомогательные научные и инженерно-технические службы, вычислительные центры.

Но все это отнюдь не свидетельствует о наступлении в зарубежной Европе эры дезурбанизации. Напротив, это означает, что урбанизация принимает новые формы и охватывает новые территории. О том же говорит и начавшееся возвращение лиц с высокими и средними доходами в центральные городские районы, где до этого концентрировались бедные слои населения. Эта центростремительная тенденция, получившая наименование джентрификации, объясняется тем, что многие проблемы центров городов переместились в их пригороды, которые поэтому стали терять прежнюю привлекательность. Согласно официальным прогнозам доля городского населения в регионе в перспективе может стабилизироваться на уровне 82 %.

Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. Да и в новое, и в новейшее время их количество продолжало, хотя и гораздо медленнее, возрастать. Соответственно росло и число больших городов: уже к началу XX в. зарубежная Европа концентрировала 1/3 всех больших городов мира.
Не приходится удивляться тому, что именно этот регион стал родиной городских агломераций, которых уже в начале 1980-х гг. здесь насчитывалось около 400. Среди них, вполне естественно, особо выделяются агломерации-миллионеры, во многом определяющие всю систему городского расселения. В работах отечественных и зарубежных географов-урбанистов число таких агломераций нередко оценивается по-разному. Можно, например, сослаться на А. Е. Слуку, данные которого приведены в таблице 9.
По данным Ю. Л. Пивоварова, в 2000 г. в 18 странах зарубежной Европы (не считая СНГ) насчитывалось 42 агломерации с населением более 1 млн человек в каждой, в том числе в Германии – 13, в Великобритании и Италии – по 4, во Франции и в Польше – по 3, в Нидерландах и Испании – по 2, а в остальных странах – по одной. Надо сказать, что на мировом фоне эти показатели уже не выглядят особенно впечатляющими (табл. 65 в книге I). Тем не менее на весь ход современной урбанизации и ее географические аспекты эти агломерации по-прежнему оказывают решающее воздействие.
Таблица 9


* Включая страны СНГ.
В ГЕРМАНИИ большинство агломераций протягивается цепочкой вдоль Рейна и его притоков. Ниже всего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическая агломерация, в свою очередь состоящая из двух основных частей – Рурской, протягивающейся на правобережье Рейна от Дуйсбурга до Дортмунда через Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кёльн и Бонн (рис. 16). По большинству оценок население этой агломерации, без расчленения ее на части, составляет 10–11 млн человек. Выше по течению Рейна, у места впадения в него р. Майн, расположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образует Франкфурт-на-Майне. Еще выше по течению, в месте впадения в Рейн р. Неккар, находится Рейнско-Неккарская агломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен. Наконец, к течению Неккара привязана еще одна агломерация, включающая в себя Штутгарт и целое созвездие примыкающих к нему более мелких городов. Уже за пределами этой рейнской цепочки расположены остальные крупные агломерации Германии: в южной части страны – Мюнхенская и Нюрнбергская, в северной – Гамбургская и Ганноверская, а в восточной – Берлинская.





В ВЕЛИКОБРИТАНИИ среди агломераций (здесь они обычно именуются конурбациями – от лат. con – «с» и urbs – «город») ведущее место занимает Л о н д о н с к а я, население которой в зависимости от того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн до 12 млн человек. Далее идут Б о л ьш о й Бирмингем (Западный Мидленд) и Б о л ьш о й М а н-ч е с т е р с населением соответственно 3,2 и 2,6 млн человек, а также Л и д с (Западный Йоркшир) с населением 1,5 млн человек. Добавим, что некоторые авторы в число агломераций-миллионеров включают также Шеффилд (Южный Йоркшир) и Ливерпуль (Мерсейсайд).
В ИТАЛИИ к категории крупных городских агломераций относятся Миланская (4,1 млн человек), Неаполитанская (3,6 млн), Римская (3,5 млн) и Туринская (1, 6 млн).
Во ФРАНЦИИ выделяют Парижскую (11,3 млн человек), Лионскую (1,7 млн) и Марсельскую (1,5 млн) крупные агломерации.
В ПОЛЬШЕ три агломерации – Верхнесилезская, или Катовицкая, с населением 4 млн человек, Варшавская (2,2 млн) и Лодзинская (1,1 млн).
Верхнесилезская агломерация, сложившаяся в пределах угольного бассейна на площади 1,2 тыс. км2, является ярким примером полицентрической агломерации. Ее ядро образуют около двух десятков городов и несколько рабочих поселков, фактически сросшихся друг с другом (рис. 17). Они имеют единую систему электро-, газо– и водоснабжения, транспортную и социальную инфраструктуру. Например, университет расположен в Катовицах, политехнический институт – в Гливицах, оперный театр – в Бытоме, парк культуры и отдыха – в Хожуве. Средняя плотность населения в агломерации – более 1000 человек на 1 км7, но в центральной ее части она достигает 4000 человек на 1 км7.



В НИДЕРЛАНДАХ иногда выделяют две агломерации – Амстердам и Роттердам. Но чаще говорят о единой для этой страны агломерации Рандстад Холланд с населением 6 млн человек. Название «Рандстад» в переводе означает «кольцевой город».
Действительно, 9 формирующих эту агломерацию более крупных городов, не говоря уже о 60 более мелких, образуют почти замкнутое урбанизированное кольцо (рис. 18). При этом каждый из главных городов выполняет свою важную функцию: Амстердам исторической столицы, финансового и культурного центра, Гаага – резиденции правительства, парламента, дипломатического корпуса, Роттердам – морских ворот агломерации и т. д. Средняя плотность населения в Рандстаде – 7000 человек на 1 км7. В урбанизированном кольцевом поясе она даже выше, а в центральной «зеленой зоне» – ниже.



В ИСПАНИИ также две агломерации с населением более 1 млн человек в каждой – Мадридская (5,1 млн) и Барселонская (3,9 млн).
Остальные агломерации-миллионеры находятся в Австрии (Вена – 2,1 млн человек), Бельгии (Брюссель – 1,7 млн), Болгарии (София – 1,2 млн), Венгрии (Будапешт – 2.6 млн), Греции (Афины – 3,1 млн), Дании (Копенгаген – 1,7 млн), Португалии (Лиссабон – 2,6 млн), Румынии (Бухарест – 2,2 млн), Чехии (Прага – 1,4 млн), Швеции (Стокгольм – 1,6 млн), Сербии (Белград -1.7 млн).
Современные городские агломерации зарубежной Европы, прежде всего моноцентрические, имеют довольно сложную внутреннюю структуру. Наиболее зрелые из них, подобно кольцам дерева, состоят из шести следующих структурных зон: 1) исторического городского ядра; 2) центральной зоны, включающей в себя помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию; 3) внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой; 4) первой пригородной зоны, которая обычно включает лесопарковый пояс и ближние города-спутники; 5) второй, более отдаленной, пригородной зоны с городами-спутниками; 6) территории обширного столичного региона. Первые три из них обычно образуют собственно город, первые четыре – «большой город», первые пять – агломерацию, все шесть– урбанизированный (метрополитенский) район. Такое структурное членение особенно важно учитывать при сравнении городов и агломераций, что хорошо демонстрирует сопоставительная таблица 10.
Фактическое слияние или территориальное сближение некоторых агломераций зарубежной Европы уже привело в нескольких случаях к формированию еще более крупных урбанистических образований – мегалополисов. К их числу относят прежде всего Английский и Рейнско-Рурский мегалополисы.
Английский мегалополис (рис. 19) включает в себя не менее двух десятков крупных агломераций с общим населением 30–35 млн человек, которые в совокупности занимают примерно 50 тыс. км2 территории. Главные его ядра образуют агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера и Ливерпуля.
Рейнско-Рурский мегалополис образовался на основе упоминавшихся выше агломераций ФРГ, расположенных по Рейну (Рейн – Рур, Рейн – Майн, Рейн – Неккар) и голландского Рандстада. Количественные параметры его примерно такие же, как у Английского мегалополиса. Однако, в отличие от него, этот мегалополис можно назвать межгосударственным.
Таблица 10


В последнее время эксперты Европейского союза стали выделять еще более крупный межгосударственный мегалополис, который по отечественной терминологии, наверное, правильнее было бы отнести к разряду урбанизированной зоны, или полосы. Он охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран – Восточную Англию, Рандстад, Рейн – Рур, Бельгийско-Французский (Антверпен – Брюссель – Лилль) и Парижский районы. В таких границах эта урбанизированная зона занимает 230 тыс. км2, а население ее достигает 85 млн человек (при средней плотности 370 человек на 1 км2).
По мнению ученых, для процесса урбанизации в зарубежной Европе – как, впрочем, и в большинстве других экономически развитых регионов – характерны три последовательные стадии. Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая в этом регионе продолжалась до середины XX в. Затем наступила вторая стадия – развитие субурбанизации и городских агломераций, пришедшаяся в основном на 50-60-е гг. XX в. В это время значительная часть населения покидала центральные зоны городов, которые стали специализироваться на непроизводственной сфере и превращаться в деловые центры либо приходить в запустение. Отток в пригороды охватил прежде всего имущие слои, а также пожилых людей, которые особенно чутко реагировали на ухудшение качества городской среды, рост преступности и другие социальные явления, проявлявшиеся в ядрах агломераций.
Переход к третьей стадии произошел в 1970-е гг., когда рост городских агломераций в целом замедлился и возникла «зеленая волна» – отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, где цены на землю значительно меньше, рабочая сила дешевле, да и условия окружающей среды более благоприятны. В таких внеагломерационных зонах особенно охотно размещают филиалы предприятий новейших отраслей машиностроения, вспомогательные научные и инженерно-технические службы, вычислительные центры.
Но все это отнюдь не свидетельствует о наступлении в зарубежной Европе эры дезурбанизации. Напротив, это означает, что урбанизация принимает новые формы и охватывает новые территории. О том же говорит и начавшееся возвращение лиц с высокими и средними доходами в центральные городские районы, где до этого концентрировались бедные слои населения. Эта центростремительная тенденция, получившая наименование джентрификации, объясняется тем, что многие проблемы центров городов переместились в их пригороды, которые поэтому стали терять прежнюю привлекательность. Согласно официальным прогнозам доля городского населения в регионе в перспективе может стабилизироваться на уровне 82 %.

В 1950 году из 30 крупнейших агломераций 20 располагались в Европе, Северной Америке, Японии и только 10 - в развивающихся странах . В 1990 г. соотношение меняется: из 30 агломераций лишь 9 размещаются в развитых странах, а 21 - в развивающихся. Список крупнейших агломераций покидают Милан, Берлин, Филадельфия, Петербург, Детройт, Неаполь, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Бостон, Гамбург. Этот список пополняют Сеул, Джакарта, Дели, Манила, Карачи, Лагос, Стамбул, Лима, Тегеран, Бангкок, Дакка (таблица 1).

Таблица 1. Тридцать крупнейших городских агломераций мира в 1990 году

Городская агломерация

млн. человек

Сан-Пауло

Бомбей (Мумбаи)

Лос-Анджелес

Калькутта

Буэнос-Айрес

Рио-де-Жанейро

Тяньцзин

Джакарта

Эссен (Рур)

Зарубежная Европа

Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. Росло и число больших городов; уже к началу XX века Зарубежная Европа концентрировала 1/3 всех больших городов мира. Именно этот регион стал родиной городских агломераций, которых уже в начале 1980-х годов здесь насчитывалось около 400 .

В Германии большинство агломераций протягиваются цепочкой вдоль Рейна и его притоков. Ниже всего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическая агломерация, в свою очередь, состоящая из 2-х основных частей - Рурской, протягивающейся на правобережье Рейна от Дейсбурга до Дортмунда через Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кельн и Бонн. Население этой агломерации составляет 10-11 млн. человек.

Выше по течению Рейна расположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образует Франкфурт-на-Майне. Еще выше по течению находится Рейнско-Неккорская агломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен.

В Великобритании среди агломераций ведущее место занимает Лондонская, население которой, в зависимости от того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн. до 12,1 млн. человек. В окрестностях Лондона построены восемь городов-спутников. Далее идут Большой Бирмингем (Западный Мидленд) и Большой Манчестер с населением соответственно 3,2 и 2,6 млн. человек.

Во Франции выделяют Парижскую агломерацию с населением 11,3 млн. человек. Эта столица является крупным промышленным центром, в котором широко представлены высокотехнологические наукоемкие отрасли, а также выпуск так называемых «парижских изделий» (швейных, ювелирных и др.). Именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции множества международных организаций. В окрестностях Парижа находится пять городов-спутников .

Европа один из самых густонаселенных регионов на планете. В отличие от многих других частей мира, однако, здесь население довольно равномерно распределено на территории континента. Все больше городов имеют миллионное население и „поглощают” близлежащие поселения. Маленькие города связываются с более крупными при помощи отличной инфраструктуры и регулярных транспортных связей. Эта новая форма городского устройства типична для 20 и 21 веков и называется агломерация. Она типичное явление в более развитых частях мира. Здесь мы подготовили список 10 самых крупных городов (точнее 10 самых крупных городских агломераций) в .

1. Лондон. Со своими 14 000 000 жителями является самым большим городом в и во всей Европе. Его территория необъятна. Только Лондон, не считая близлежащие города, имеет длину около 60 км. с востока на запад. В действительности британская столица занимает больше площади даже чем американский мегаполис . Это не удивительно, имея ввиду бесконечный поток эмигрантов, который стекается сюда со всего мира, чтобы найти удачу. Ныне Лондон стал олицетворением города и городского колорита.

2. Париж. Французская столица второй по величине город в Европе. Урбанизированная территория французской столицы имеет население около 12 100 000 жителей. Человеку трудно представить настолько большой этот город если он никогда его не видел. Улицы полны людей, а в центральных частях движение не останавливается даже по ночам. Хорошо или плохо, но сегодня тихий и романтический дух французской столицы все больше отступает место динамике и космополитизму.

3. Стамбул. В отличие от Лондона и Парижа, третий самый большой город в классификации не является столицей, но это ему не мешает быть самый большой во всей Восточной Европе. Это Стамбул. Расположенный между Европой и
город насчитывает население больше 11 000 000 людей, он процветает и разрастается еще с древности. В течении веков Стамбул попадал в границы различных государств, но всегда развивался одинаково, потому что это город со душой и индивидуальностью.

4. Москва. Столица Российской федерации четвертый по населению город на континенте. Она является домом около 10 500 000 жителей, что ставит ее среди самых больших в мире. Две самые отдаленные точки в городе расположены на 55 км. друг от друга. Самый богатый и развитый город во всей России изумляет своими масштабами. Для настолько большого и нагруженного города метро нечто больше чем способ
передвижения, поскольку уезжающие на автомобилях рискуют попасть в пресловутые пробки. Сотни километры линий подземной железной дороги очень хорошее спасение от нагруженных дорог этого мегаполиса.

5. Мадрид. Городская агломерация Мадрида имеет население около 6 500 000 жителей, что делает испанскую столицу одной из самых больших на континенте. Кипящие жизнью бульвары города не затихают даже и по ночам. В последние годы население этого космополитического города увеличивается гораздо быстрее чем раньше из-за беспрерывного прилива рабочей руки из всей Европы. Все более крупный Мадрид разрастается очень сильным и постепенным поглощением более маленьких населенных пунктов.

6. Манчестер. Шестой большой город в Европе снова находится на густонаселенном острове Великобритания. Это Манчестер, который ныне
является домом около 6 000 000 жителей. В городе очень сильно развита экономика и это также притягательный центр образования мирового уровня. Манчестер привлекательное место для многочисленных эмигрантов, которые останавливаются на острове каждый год в поиске лучшей жизни.

7. Санкт-Петербург. С населением почти 5 000 000 жителей седьмой большой город в Европе и второй в России. Это самый северный многомиллионный город в мире. Его население увеличивается быстро несмотря на тенденцию уменьшения населения в России. Причина в том, что в город
приезжают многие русские, которые предпочитают жизнь в большом городе на место провинции. Кроме того, в местных университетах учатся множество иностранных студентов со всего мира.

8. Киев. Городская агломерация украинской столицы является домом почти 5 000 000 жителей. Это делает Киев один из самых больших в Европе. Сегодня город, как и многие большие города в Восточной Европе, модернизируется очень быстрыми темпами и пытается уменьшить дистанцию в экономическом отношении с
развитыми миллионными городскими центрами из Западной Европы. Город состоит из разных этнических групп, типичные для этой части мира. Основная часть населения — украинцы и русские. В Киеве живут небольшие группы армян, евреев, белоруссов и другие.

9 Берлин. С населением 4 900 000 жителей Берлин является самым крупным городом в . Когда-то он был разделен на восточную и западную часть, сегодня здесь процветают экономика, культура и строительство все новейших и модерных зданий. Город притягательный образовательный центр с одними из
самых лучших высших заведений в Европе. Единственный период, в который Берлин отмечает уменьшение населения был во время холодный войны. После падения режима, однако, город становится одним из самых колоритных в мире.

10. Барселона. Городская агломерация составляет 4 500 000 жителей. Это восьмой большой город в Европе, пятый в Европейском союзе и второй самый большой в . Барселона – это столица
Каталонии. Кроме многомиллионного населения, по городским улицам всегда полно иностранных посетителей, которые делают этот космополитический город выглядеть даже еще больше. Для этого помогает и теплая погода, которая стимулирует людей проводить больше времени на открытом воздухе. Все это делает Барселону выглядеть живее и пестрее чем много других даже более крупных городов.

89%). Однако по ряду характеризующих урбанизацию показателей, прежде всего по ее темпам, Зарубежная Европа давно потеряла мировое лидерство (менее 0,5% год).

Сложившаяся европейская городская сеть имеет тысячелетнюю историю. Ядрами роста стали:

  • древние поселения;
  • феодальные центры;
  • морские порты;
  • города-государства;
  • города на внутренних торговых путях;
  • столицы.

Наиболее разветвленная и зрелая городская сеть сложилась в Центральной Европе. Закономерности размещения и территориального взаимодействия городов отражены в классических трудах немецких географов В. Кристаллера и А. Леша.

Городское расселение в странах и особенно имеет выраженный приморский характер. Наиболее крупные города тяготеют к центральному экономическому пространству.

В Восточной Европе показатели урбанизации самые низкие. Столицы резко отличаются от других городов, как по численности населения, так и по хозяйственной значимости. Например, в столице жителей почти в 10 раз больше (более 2 млн.), чем в Дебрецене - втором по величине городе страны.

Главная форма урбанизации в Зарубежной Европе - агломерации. Обычно выделяют несколько десятков агломераций; по данным Г.Д. Костинского, в Западной Европе их даже более 400 и проживает в них 2/3 горожан - столько же, сколько в и , вместе взятых. Однако доля агломерированного населения здесь ниже, так как в Европе много некрупных агломераций и много малых внеагломерационных городов.

Крупнейшие столичные агломерации - Лондонская и Парижская. В период индустриализации сформировались промышленные конурбации Западного Мидленда, Южно-Йоркширская в Англии, Рейнско-Рурская и Галле- в , Лилль-Рубэ-Туркуэн во , Гданьск-Гдыня в и др. Крупнейшие промышленные агломерации Западной Европы настолько плотно «прижаты» друг к другу, что их часто объединяют в единую «Европейскую урбанизационную ось», протянувшуюся от Манчестера до .

Доля сельского населения (проживающего в сельской местности) в странах Западной Европы колеблется от 3% в Бельгии до 44 в , а в странах Восточной Европы от 34% в до 62 в . Одно из больших достижений последних десятилетий в Западной Европе - сглаживание некогда существенных контрастов в уровне жизни между городом и деревней. К концу XX в. различия в доходах горожанина и селянина в высокоразвитых европейских странах сократились до минимума. Сельские жители, так же как и городские, обеспечены всеми «благами цивилизации» - водопроводом и канализацией, электричеством и газом, автомобилями и дорогами, электробытовой техникой и средствами связи. Для того чтобы позвонить из самой глухой испанской деревушки в такую же в , нужно всего лишь узнать в справочнике код последней. Чтобы принимать телевизионные программы на всех языках мира - достаточно поставить спутниковую антенну.

Среди тенденций современного расселения в Зарубежной Европе наиболее важные следующие:

  • развитие субурбанизации, т.е. перемещение городского населения в пригороды. Это стало одним из следствий массовой автомобилизации населения и непрерывного совершенствования транспортной инфраструктуры;
  • рост средних и малых городов. Например, треть германцев проживает в городах с населением около 100 тыс. жителей. Это связано с Дисперсией производства новых и новейших отраслей, увеличением в последние десятилетия числа средних и малых предприятий, а также с ориентацией населения, в особенности квалифицированных высокооплачиваемых специалистов, на более благоприятные экологические условия жизни вдали от крупных промышленных центров;
  • дезурбанизация, наблюдаемая в ряде старопромышленных районов. Характерна для шахтерских городов, например в Великобритании (Уэльс) и Франции (Лотарингия);
  • рурализация. Наряду со стабилизацией европейской урбанизации в некоторых странах появляется тенденция небольшого сокращения доли городского населения. Во Франции удельный вес горожан с 1985 по 1995 г. снизился с 73,1 до 72,8%, в с 66,8 до 66,6%. Во многим это связано с новым имиджем и ростом притягательности для жизни современных благоустроенных деревень.

Городские агломерации Зарубежной Европы

Число жителей (млн. чел.) Города
Более 10 Лондон
5-10 Париж
3-5 Берлин, Рейнско-Рурская, Милан, Рим, Мадрид, Барселона, Афины
2-3 Зал. Мидленд (Бирмингем), Большой Манчестер, Гамбург, Брюссель, Неаполь, Лиссабон, Варшава, Катовице-Битом- Гливице, Будапешт, Бухарест
1,5-2 Глазго, Лидс-Брсдфорд, Франкфурт-на-Майнс, Кельн, Мюнхен, Штутгарт, Амстердам, Вена, Турин, Белград
1-1,5 Мерсейсайд (Ливерпуль), Ньюкасл-Сандерленд, Дублин, Антверпен, Роттердам, Дюссельдорф, Ганновер, Маннгейм, Нюрнберг, Лилль- Рубэ-Туркуэн, Лион, Марсель, Копенгаген, Стокгольм, Валенсия, Порто, Прага, Лодзь, Гданьск-Гдыня, София
Весь регион 50 агломераций


Похожие статьи