Специальная оценка условий труда: необходимость и порядок проведения

Появление новых объектов транспортной инфраструктуры создаст в Москве почти 260 тысяч рабочих мест. Об этом заявил заммэра по градостроительной политике Марат Хуснуллин. По его словам, на 55 строящихся сегодня станциях метро закладывается основа для создания ТПУ. Общая площадь перехватывающих парковок, автостанций, автовокзалов и пешеходных переходов на этих объектах составит почти 260 тысяч квадратных метров. Коммерческая застройка на транспортно-пересадочных узлах будет весть за счет инвесторов. Здесь планируется построить более 9 миллионов квадратных метров недвижимости и 340 тысяч квадратных метров социальных объектов.

/ Четверг, 27 июля 2017 года /

Строительство 55 транспортно-пересадочных узлов на новых станциях московского метро позволит создать более 257 тысяч новых рабочих мест. Об этом рассказал заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
. . . . . Технологическую, то есть транспортную, часть этих узлов построит город, а коммерческие площади будут возведены за счет инвесторов. Общая площадь перехватывающих парковок, автостанций, автовокзалов, пешеходных переходов по этим объектам составит 258,7 тысячи квадратных метров", - приводит его слова сайт градоначальника.
Главная задача ТПУ - сделать транспортную инфраструктуру Москвы максимально удобной для пассажиров, предоставить им возможность комфортной и быстрой пересадки с одного вида транспорта на другой. При этом строительство здесь жилья, социальной и иной инфраструктуры позволит москвичам иметь все необходимое на расстоянии пешей доступности, а значит, сократит нагрузку на все транспортные сети, включая улично-дорожную.
Хуснуллин рассказал, что в составе 55 транспортных узлов, внесенных в Адресную инвестиционную программу, планируется построить 9,3 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе более 2,8 миллиона квадратных метров жилья, свыше 6,1 миллиона квадратных метров офисов, развлекательных и торговых комплексов.
"Кроме этого здесь планируется возвести почти 340 тысяч квадратных метров социальных объектов - детских садов, школ, поликлиник и физкультурно-оздоровительных комплексов" , - добавил заммэра.



Возведение транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на новых станциях метро позволит создать более 257 тыс. рабочих мест, сообщил заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительства Марат Хуснуллин.

"На 55 строящихся сегодня станциях метро закладывается основа для создания ТПУ. . . . . . Хуснуллин.

Глава Стройкомплекса подчеркнул, что обеспечение горожан инфраструктурой в шаговой доступности - одна из задач программы строительства ТПУ.

"Главная задача ТПУ - сделать транспортную инфраструктуру Москвы максимально удобной для пассажиров. Предоставить возможность комфортной и быстрой пересадки с одного вида транспорта на другой. . . . . . Хуснуллин.

. . . . .

По его словам, сейчас город разрабатывает документацию по 134 капитальным ТПУ с потенциалом строительства более 12,5 млн кв. м.


. . . . .

Обязательное должное правило для всех предприятий — проведение оценки текущих условий труда. Малые предприятия в данном смысле не имеют никаких поблажек, т.к. спецоценка в России предусмотрена профильным законом, а значит исключений здесь быть не может. Далее мы расскажем, по каким именно правилам проводятся подобные мероприятия и в какие сроки.

Спецоценка условий труда для малых предприятий как проводится?

Важно знать, что спецоценка не должна проводиться собственными силами. Т.е. работодатель не может проводить такое мероприятие без привлечения специальных уполномоченных организаций. В противном случае аттестация рабочих мест не будет признана легитимной. Привлекаемая для спецоценки структура обязательно должна отвечать следующим требованиям:

  • полная независимость по отношению к учреждению-работодателю;
  • анализ предприятий должен значиться по уставным документам как фиксированный вид деятельности;
  • аккредитована в соответствии с профильным ФЗ;
  • в штате должно состоять не меньше пяти единиц — экспертов с лицензией;
  • наличие собственной стационарной лаборатории.

Сроки проведения, как и процедура обращения в оценочную структуру не предусмотрены законом. Работодатель составляет обращение, затем его утверждает, а уже потом направляет в оценочную организацию. В частности сроки зависят от количества рабочих мест на текущем предприятии.

О проведении спецоценки работники могут быть и не извещены, т.к. новый порядок указывает только на огласку результата. Время оценки условий труда согласовывается индивидуально с контрагентом. После того, как все условия согласованы, эксперты в назначенный срок пребывают на место, и при помощи технических средств и методических рекомендаций проводят оценку условий труда на различных малых предприятиях.

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2017 штрафы за непроведение

СОУТ значится обязательной мерой, т.к. на это указывает и профильный указ Минздравсоцразвития за 2010 год. Ее стоимость зависит от характера деятельности организации, и законодательство в этом отношении указывает лишь на рекомендательные диспозиции.

Что касается штрафов, то они значатся фиксированными. За несоблюдение описываемых требований с января 2017 года будут действовать следующие санкции:

  • для должностного лица — штраф по сумме 5-10 тыс. рублей (изменение в соответствии с КоАП);
  • для юридических лиц — 60-80 тыс. руб.

Для малых предприятий так же предусматривается еще одна дополнительная санкция — полное приостановление указанной деятельности на срок до трех месяцев. Если спецоценка труда не проводиться повторно, то деятельность может быть приостановлена на срок до полугода.

Поэтому, на вопрос относительно того, обязательна ли спецоценка условий труда для профильных малых предприятий в 2017 году, отвечаем — да, обязательна. И никаких исключений здесь быть не может. Закон не будет отменен, поэтому спецоценка условий для текущих малых организаций должна проводиться минимум раз в пять лет. Срок проведения должен фиксироваться в специальной итоговой декларации.

Декларация по спецоценке условий труда для малых предприятий

После проведения спецоценки, в том числе и вновь созданных условий, работодатель обязан в срок подать декларацию в местное учреждение по охране труда. Сегодня законодательство не имеет четких предписаний к структуризации такой декларации. Т.е. составлена таковая может быть в свободной форме. Единственное — это обязательное соблюдение срока, какой составляет не более месяца с момента проведения спецоценки текущих условий труда для малых учреждений. Если это правило нарушается, то результаты анализа не будут значиться легитимными — т.е. мероприятие надо будет проводить заново.

Если инспекция по труду дает мотивированный отказ в принятии документа, то все отмеченные в нем недочеты должны быть ликвидированы/исправлены в течение 5-ти суток. В случае принятия и фиксации декларации, работодатель уведомляется по факту. Именно с этой даты и начинается отчет отмеченных 5 лет, до проведения следующих подобных мероприятий.

Задать вопрос юристу

Похожее

Как обналичить материнский капитал нелегально, до 3 лет Программа с 2008 года исполнена в отношении 6 млн. семей. Родители в Астрахани, Липецке, Смоленске, также как московская область, уже получили и возмо...

Страховые взносы в ПФР в 2016 году для ИП за себя ПФР Страхование – это достаточно важная для каждого гражданина. Они могут быть добровольными и обязательными. Обязательные взносы фиксированные и распрост...

Расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении Расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в 2016г кому положен? Каждый работник при увольнении с предприятия (организации, завода,...

Классификатор ОКВЭД 2016 с расшифровкой по видам деятельности ОКВЕД 2016 с расшифровкой по видам деятельности Действующий Общероссийский классификатор видов экономической деятельности - это по своей сути сборник...

Проверь себя и контрагента налоговая инспекция - что это, для чего это нужно? Федеральная Налоговая Служба РФ требует от налогоплательщика проявлять...

Специальная оценка условий труда в 2016 году последние изменения Федеральный закон России в 2014 году пополнился постановлением о проведении специальных мероприятий по оценке условий труда и аттестации рабочих мест...

Федеральный закон о специальной оценке условий труда действует в России уже три года. Его нормами определено, что все работодатели должны проводить на каждом рабочем месте СОУТ, не реже чем один раз в пять лет, это требование пришло на смену процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда. За время действия этого закона большинство организаций успели привыкнуть к его требованиям и изучить большинство его норм, однако некоторые из них до сих пор вызывают вопросы.

В статье 1 Закона 426-ФЗ сказано, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места. Что же означает само понятие СОУТ? И как менялся этот нормативно-правовой акт за время его действия?

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников. При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган. Именно такое определение СОУТ дает .

Все эти мероприятия нужны чиновникам ради заботы об условиях труда граждан, которое выражается в установлении классов (подклассов) рабочих мест. На основе этих данных организации присваивается класс риска, который влияет на размер страховых взносов на травматизм, а также целый ряд других нюансов. Проводить СОУТ могут только специально аккредитованные организации с участием представителей работодателя и профсоюзов. Все работодатели должны прибегать к их услугам не реже, чем раз в пять лет, а то и чаще, если будут организованы новые рабочие места или произойдут изменения в имеющихся. От необходимости проведения СОУТ избавлены только надомные и дистанционные работники, которые трудятся на своей территории. По результатам СОУТ заполняется отчет - Декларация об итогах СОУТ, которая направляется в территориальную Государственную Инспекцию труда и действует в течение 5 лет.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Что же вызывает у организаций и предприятий наибольшую сложность в применении ФЗ о СОУТ? Конечно, порядок идентификации, то есть определения этих самых опасных производственных факторов, влияющих на классы рабочих мест. Этот вопрос регулирует статья 10 названного закона. В частности, в ней раскрыто само понятие "идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов". Под ней, как следует из текста Федерального закона о спецоценке, следует понимать:

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Понятие расшифровано, но понятнее оно не стало. Говоря простым языком, чиновники из Минтруда (который является тем самым уполномоченным органом) утверждают ряд неких факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на работников (плохое освещение, загрязнение воздуха, высота и т.п.) и составляют их классификатор при проведении специальной оценки. Затем при проведении процедуры проверяющие ориентируются на эти показатели, сравнивая с ними то, что фактически есть на каждом конкретном участке труда в организации. Если совпадений нет — хорошо, если совпадает, значит работник находится во вредных или опасных условиях. Поскольку сам закон не регулирует все нюансы, была утверждена специальная Методика проведения специальной оценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению. Именно этими документами и руководствуются на практике все заинтересованные лица, включая экспертов, которые непосредственно и проводят идентификацию.

Отдельно нужно отметить 426 ФЗ ст. 10 п. 6, в котором приведен перечень рабочих мест, в отношении которых идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется, а значит и специальная оцека не проводится. К ним законодатели, в частности, отнесли:

  • условия работы сотрудников, профессии и должности которых входят в списки специальностей и учреждений (организаций), которые попадают под досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Эти списки утверждены и .;
  • рабочие места на которых гражданам, в соответствии с законодательными и иными НПА предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия предоставления таких гарантий установлены ;
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (до 2014 года) или СОУТ уже были установлены вредные или опасные условия труда.

Новое в ФЗ о СОУТ

Последние значимые изменения в 426-ФЗ о специальной оценке условий труда были внесены и начали действовать год назад — в мае 2016 года. В соответствии с этими поправками в Федеральный закон 426-ФЗ изменились требования к компаниям, которые проводят это мероприятие. Кроме того, были два значимых изменения для работодателей:

  1. их обязали сдавать декларацию по СОУТ даже в том случае, если условия были признаны оптимальными или допустимыми. До этого времени декларировать результаты было необходимо только при признании условий безвредными и безопасными. В случае, если декларация уже подана (о том, как ее правильно оформить мы расскажем в другом материале), но произошли изменения в классификации, необходимо подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию. Исключения, как мы выяснили, перечислены в п.6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
  2. кроме того, с 1 мая 2016 года работодатели должны передавать пожелания о проведении специальной оценки условий по требованию своих работников, которые считают, что их рабочие места необходимо проверить.

Ответственность за нарушение требований 426-ФЗ о специальной оценке условий работы

Для работодателей была введена административная ответственность за нарушение ФЗ о СОУТ. Непроведенная спецоценка условий труда (закон 426-ФЗ) или нарушение требований к ее проведению караетсяя по нормам штрафами в таких размерах:

  • если нарушитель ИП - на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (при повторном нарушении до 40 тысяч рублей);
  • если нарушитель юридическое лицо - на сумму от 60 тысяч до 80 тысяч рублей (повторно до 200 тысяч рублей).

Кроме того, деятельность нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Для должностных лиц, нерадивых в вопросе специальной оценки работодателей предусмотрена отдельная мера наказания. Их можно оштрафовать на сумму до 10 тысяч рублей или ограничиться предупреждением. Повторное нарушение увеличивает размер штрафа в 4 раза и может привести к дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Спецоценка труда для малых предприятий проводится с 2014 г. (заменила аттестацию). Регулирует данную сферу Закон № 426-ФЗ о спецоценке условий труда (СОУТ).

Спецоценка условий труда для малых предприятий как проводится

Согласно законодательству спецоценка условий труда для всех малых предприятий не отличается от требований для любых других организаций. Данная процедура представляет собой однократную проверку всех рабочих мест, за исключением мест у надомников, людей, работающих по найму у физлиц, дистанционных сотрудников. Если раньше от проведения оценки освобождались столы специалистов, выполняющих свои обязанности за компьютером, но меньше половины дня, то сейчас такая проверка тоже обязательна.

Спецоценка труда для малых предприятий ознаменовала переход на проверку фактического воздействия среды, трудового процесса на организм работника от, так называемого, списочного подхода к предоставлению компенсаций, гарантий людям, работающим на опасных, вредных производствах — его отмена вызвана неэффективностью. Согласно № 426-ФЗ должна выполняться оценка каждого места в отдельности, а не согласно количества работающих в организации, ввиду того, что один специалист может работать на нескольких из них, чего не предусматривала старая аттестация.

Результат проверки условий работы для малых предприятий влияет на размер всех страховых взносов в российский Пенсионный фонд из которых Россия оплачивает людям компенсации. Также рабочий с вредного производства за эти средства получает возможность выполнять другие процедуры в сфере защиты труда. Сюда относятся организация медосмотров, расследование всех случаев профзаболеваний, несчастных случаев.

Определены сроки выполнения проверки имеющихся условий труда малых предприятий:

  • 1. Согласно законодательству, оценка проводиться не реже раза в 5 лет. Исключением будут те места, где предыдущая проверка не выявила вредных факторов;
  • 2. Если место вновь организовано, то сроки проведения проверки составляют 6 мес.;
  • 3. Если проводилась еще аттестация (по старым правилам), то у любой организации есть те же пятилетние сроки, чтобы выполнить процедуру по новым правилам, но она должна быть завершена не позже, чем на январь 2019 г.

За несвоевременное выполнение такой операции накладываются существенные штрафы. Проводит в указанные сроки проверку созданная на предприятии комиссия. В ее состав может входить руководитель, какой-то работник, специалист по охране труда, причем последний должен присутствовать обязательно. Если организация насчитывает меньше 50 человек, то утверждать на такую должность можно любого работающего на предприятии.

Далее составляется перечень всех имеющихся рабочих мест, отдельно можно утверждать все имеющиеся с одинаковыми признаками, например, которые находятся в одном цеху, на них установлено одинаковое оборудование и тд. Это позволит упростить процедуру, так как, если условия одинаковы, то разрешено проверять только 20% мест, в некоторых случаях это может снизить стоимость. После выполнения всей процедуры приглашенная допущенная аттестационная организация должна сделать вывод о состоянии условий труда. Дальше нужно в установленные сроки подать декларацию в региональную трудовую комиссию.

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2017 штрафы за непроведение

На сегодня спецоценка для малых организаций важный элемент социальных гарантий, поэтому не своевременное проведение приведет к существенным штрафам:

  • 1. Руководитель может оплатить 5-10 тыс. руб.;
  • 2. Любая из малых организаций может оплатить 60-80 тыс. руб.

Если работодатель не поймет, что охрана труда — это важно и не примет мер в указанные сроки, то вступит в действие еще одно правило в результате чего санкции станут больше в 3 раза. Это же ответ, тем кто сомневается и задает вопросы по поводу обязательна ли спецоценка для малых предприятий в 2017 год, это касается и только созданных.

Декларация по спецоценке условий труда для малых предприятий

Российская декларация по спецоценке условий труда для малых предприятий, ее форма, порядок утверждены приказом Минтруда № 80н. Там сказано, что когда спецоценка проведена и акты готовы, тогда работодатель подает декларацию в местную трудовую комиссию.

Такая операция выполняется раз в 5 лет, если условия работы не вредные для сотрудников, то новый документ, когда пройдут указанные сроки подавать не надо, но это правило действительно только при отсутствии профзаболеваний, травм. Все сроки отсчитываются со дня, когда были утверждены списки условий.



Похожие статьи