Статус поля 101 платежного поручения. Статусы плательщика в платежном поручении

Год принес довольно значимое изменение в порядке уплаты страховых взносов. Если до сих пор данные платежи перечислялись в два отдельных фонда – ПФР и ФСС, то отныне распорядителем по данным поступлениям будет являться ИФНС . Именно в налоговую инспекцию нужно перечислять взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование. Исключением остаются лишь так называемые отчисления на травматизм: их, как и прежде, нужно будет переводить в соцстрах. По всем же остальным платежам плательщикам предстоит освоить новый порядок оформления платежных документов .

Реквизиты для уплаты страховых взносов

Прежде всего, стоит отметить, что новые реквизиты получателя взносов, то есть ИФНС действуют по временному признаку, то есть применяются с 1 января 2017 года. Таким образом, если речь идет о перечислении взносов за декабрь либо же какой-то прошлогодней недоимки в январе, то пользоваться нужно именно ими. Разумеется, и при заполнении отчетности работодателем за прошлый год для ПФР и ФСС нужно будет указать в подобном случае соответствующую сумму задолженности на конец декабря. В новом консолидированном отчете по взносам, который необходимо будет составить по итогам 1 квартала, эти перечисления, относящиеся к прошлому году, но уплаченные уже в пользу ИФНС, будут учтены.

Поскольку распорядителем платежей по взносам будет являться ИФНС, то все поля платежки, касающиеся получателя суммы, нужно заполнить также, как и в случае перечисления налогов. То есть в тех полях, где ранее фигурировали данные ПФР или ФСС указывается ИФНС по месту регистрации фирмы или ИП, ее банковские реквизиты, ИНН и КПП. Надо помнить, что поле 101 платежки тоже заполняется по-новому. Статус плательщика в платежном поручении в 2017 году при уплате страховых взносов ФНС ]]> рекомендует ]]> как организациям, так и ИП с работниками указывать код 14 – налогоплательщик, производящий выплаты физлицам. Поле 101 «статус плательщика» предпринимателям и другим физлицам, которые платят взносы за себя, принимает значение в зависимости от того, кто их перечисляет: ИП – 09, нотариус – 10, адвокат – 11, глава КФХ – 12. Это касается всех страховых взносов, кроме «травматизма». При перечислении взносов на страхование от несчастных случаев сохраняется прежнее значение поля 101 – 08.

Новые КБК

С заполнением поля КБК ситуация несколько более сложная. Естественно, что с 2017 года при уплате взносов необходимо использовать новые КБК. Причем для перечисления платежей, относящихся к периоду до конца 2016 года, будет действовать один набор КБК, а для взносов 2017 года и далее – другой. И естественно они будут отличаться от тех кодов, которые применялись в 2016 году.

Для удобства приведем основные КБК-2017 по страховым взносам в сравнительной таблице:

Перечисления в фонды в 2016 г.

Перечисления в 2017 году задолженностей за 2016 г. и ранние периоды

Платежи 2017 года

Страховые взносы на ОПС, уплачиваемые работодателем

392 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 1010 160

Страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые работодателем

393 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 1010 160

Страховые взносы на ОМС, уплачиваемые работодателем

392 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1013 160

Страховые взносы на ОПС в пределах лимита, уплачиваемые ИП за себя

392 1 02 02140 06 1100 160

182 1 02 02140 06 1100 160

182 1 02 02140 06 1110 160

Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере, уплачиваемые ИП за себя

392 1 02 02103 08 1011 160

182 1 02 02103 08 1011 160

182 1 02 02103 08 1013 160

Страховые взносы на ОПС сверх лимита, уплачиваемые ИП за себя

392 1 02 02140 06 1200 160

182 1 02 02140 06 1200 160

182 1 02 02140 06 1200 160

Какой статус плательщика указывать в поле 101 платежного поручения на уплату страховых взносов с 2017 года? Действительно ли код 08 больше не нужно использовать? Можно ли применять код 01? Что делать, в случае неправильного заполнения поля «статус плательщика»? Давайте разбираться.

Форма платежного поручения в 2017 году

С 2017 года произошло огромное количество налоговых и бухгалтерских изменений. См. « ».

Однако в целях уплаты налогов и страховых взносов в 2017 году следует, как и раньше, применять привычные всем бухгалтерам бланки платежных поручений. Форма платежки, номера и названия его полей приведены в приложении 3 к Положению, утвержденному Банком России от 19.06.2012 383-П. Форма платежного поручения предусматривает, что в нем нужно указывать статус плательщика.

Статус плательщика – это поле 101 платежки. В это поле списывают специальный код, который состоит из двух цифр. Этот код указывает на то, кто именно и какой платеж осуществляет.

Статус плательщика указывают в платежном поручении, если перечисляются налоги, страховые взносы или другие обязательные платежи. Если оплата производится в пользу контрагента, то поле 101 не заполняется.

Правила заполнения платежных поручений в 2017 году

Правила заполнения платежных поручений на уплату налогов и страховых взносов утверждены Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Эти правила продолжают действовать и в 2017 году.

Однако с 2017 года вместо налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов налоги и взносы могут уплачивать третьи лица: организации, ИП или обычные физические лица (п.1 ст. 45 НК РФ). При заполнении платежек третьи лица также обязаны следовать правилам, утвержденным Приказом Минфина России от 12.11. 2013 № 107н. См. « ».

Статус плательщика: что указывать в 2017 году

Коды статуса плательщика утверждены приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н (приложение 5 к этому приказу). Согласно этому приказу до 2017 года при уплате всех видов страховых взносов в поле 101 платежного поручения нужно было указывать код 08.

Вместе с этим, в 2016 году Минфин России обнародовал проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Этот документ был разработан, в частности, в связи с тем с 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. См. « ».

Названный проект приказа Минфина, в том числе, предусматривает, что при перечислении в 2017 году страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование за сотрудников вместо кода 08 нужно показывать код 01. То есть, платежки по страховым взносам с 2017 года нужно оформлять так же, как и по налогам. Разница только в КБК и назначении платежа.

Также с 2017 года появились новые статусы плательщиков, который должны применять организации или физические лица, уплачивающие налоги и страховые взносы «за других»: статусы 29 и 30. Перед вами обновленная таблица статусов плательщика с 2017 года, основанная на проекте приказа Минфина:

Статус плательщика при заполнении платежного поручения в 2017 году.xlsx
Номер поля Код поля Значение кода поля
101 1 Налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо
2 Налоговый агент
6 Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо
8 Организация (индивидуальный предприниматель), которая перечисляет в бюджет другие обязательные платежи
9 Налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель
10 Налогоплательщик (плательщик сборов) – нотариус, занимающийся частной практикой
11 Налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Налогоплательщик (плательщик сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета)
14 Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам
16 Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством России возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы, удержавшие средства из зарплаты (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков
24 Плательщик – физическое лицо, которое перечисляет в бюджет другие обязательные платежи
26 Учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве
27 Кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему
28 Законный или уполномоченный представитель налогоплательщика
29 Иные организации
30 Иные физические лица

Статус плательщика для ИП

Как видно из приведенной выше таблицы, индивидуальные предприниматели в 2017 году в целях уплаты страховых взносов как за наемный персонал должны указывать код статуса плательщика “14”. Если же страховые взносы ИП платит «за себя» следует указывать код статуса плательщика – 09.

Если организация или ИП выступают в качестве налогового агента и уплачивают, например, НДФЛ за работников, то в статусе плательщика в поле 101 в 2017 году указывается код 02. Он не изменился. Такой код применялся и в 2016 году.

Образец платежного поручения: новый статус

Официальное подтверждение от ФНС

При заполнении поля 101 «Статус плательщика» платежного поручения на перечисление страховых взносов организации должны ставить значение «01», а индивидуальные предприниматели -«09». Это подтверждается письмом ФНС от 03.02.17 № ЗН-4-1/1931.

Налоговикам стало известно, что программное обеспечение банков не разрешает принимать «платежки» от организаций на уплату страховых взносов со статусом «14». Поэтому банки попросту отказываются принимать платежные поручения с таким статусом и возвращают их как ошибочные. Переработка банковских программных продуктов может потребовать определенного времени у ЦБ РФ (больше полугода). Поэтому ФНС рекомендует указывать в поле 101 платежных поручений, в частности, на уплату страховых взносов, такие статусы:

  • «01» - для юридических лиц, производящих выплаты физическим лицам;
  • «09» - для индивидуальных предпринимателей;
  • «10» - для нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • «11» - для адвокатов, учредивших адвокатский кабинет;
  • «12» - для глав крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • «13» - для физлиц.

С 2017 года в поле 101 платежного поручения при перечислении страховых взносов нужно указывать код 01. Иными словами, платежные поручения на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование нужно заполнять как по налоговым платежам. Приведем образец платежного поручения 2017 года на уплату пенсионных взносов, в котором указан новый статус плательщика.

Как видно, в платежном поручении на перечисление пенсионных взносов указан новый статус плательщика (вместо 08 указан код 01). Кроме этого:

  • в поле ИНН и КПП получателя средств – указаны ИНН и КПП налоговой инспекции, администрирующей платеж по взносам;
  • в поле «Получатель» – указано сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках – сокращенное наименование ИФНС, администрирующей платеж;
  • в поле КБК – указан код бюджетной классификации, состоящий из 20 знаков (цифр). При этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов, должен принимать значение «182» - Федеральная налоговая служба. См. « ».

Спорный момент

Теперь коснемся главного спорного момента, связанного с изменениями в кодах статуса плательщика с 1 января 2017 года. Итак, как мы уже сказали, обозначенные изменения основаны на проекте приказа Минфина «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н. Однако, по нашей информации, по состоянию на 1 января 2017 года этот проект так и не был утвержден, официально опубликован и, соответственно, не вступил в силу. А если так, то никаких изменений в заполнении поля 101 платежных поручений «Статус плательщика» не произошло и можно сделать следующие выводы:

  • даже после 1 января 2017 года при уплате всех видов страховых взносов в качестве статуса плательщика, по-прежнему, нужно указывать код 08;
  • при уплате страховых взносов за декабрь 2016, а также за месяца, относящиеся к 2017 году (январь, февраль, март и т.д.) статус плательщика нужно указывать как 08;
  • указание кода 08 при перечислении страховых взносов не влечет за собой возникновения недоимки по взносам;
  • банки не вправе требовать, чтобы при уплате страховых взносов организации с 1 января 2017 года в качестве статуса плательщика указывали код 01.

Если в статусе плательщика ошибка

Предположим, что изменения в заполнении «Статуса плательщика», все же, произошли. Если так, то в начале 2017 года возможна путаница: одни бухгалтеры при уплате страховых взносов в статусе плательщика, как и раньше, будет указывать 08, другие – 01. Не исключено, что один из этих вариантов налоговики расценят ошибочным. И тогда может возникнуть недоимка по страховым взносам. Дело в том, что платежи по платежным поручениям, в которых указаны разные статусы плательщика, ИФНС разносят на разные лицевые счета. То есть, платеж со статусом 08 налоговики могут принять как «другие обязательные платежи», а не страховые взносы. Может получится, что по «другим платежам» возникнет переплата, а по страховым взносам – задолженность. А на сумму недоимки налоговая инспекция, как известно, может начислить пени и штрафы (ст. 75, 122, 123 НК РФ). Чтобы избежать этого, в инспекцию следует подать заявление об уточнении платежа (письмо ФНС России от 10.10.2016 г. № СА-4-7/19125). К заявлению приложите копию платежного поручения. Такое заявление будет основанием для переноса перечисленной суммы в счет страховых взносов. Приведем пример заявления об уточнении статуса плательщика в 2017 году.

Что говорят в ФНС

В 2017 году в поле 101 платежного поручения по страховым взносам за работников организациям и ИП Федеральная налоговая служба советует проставлять код 14. Такую информацию можно найти на официальном сайте ФНС. Если же ИП платит страховые взносы «за себя», то следует показывать код 09. Такая информация в январе 2017 года появилась на официальном сайте ФНС . Потом было издано совместное письмо ФНС, ПФР и ФСС с такой же позицией. Вместе с этим, по нашей информации, если организации и предприниматели ранее перечислили страховые взносы с кодом 01, то инспекция расценивает такой платеж правильным и недоимки не возникнет. Более того, в более поздних разъяснениях в письме ФНС от 03.02.17 № ЗН-4-1/1931 сказано, что при уплате страховых взносов организациям нужно ставить именно код 01, а предпринимателям – 09

Статус плательщика при уплате взносов «на травматизм»

Страховые взносы «на травматизм» под контроль ИФНС не перешли. Этот вид взносов, как и раньше, администрирует ФСС. В связи с этим, в целях уплаты этого вида страховых взносов, в 2017 году в поле 101 платежного поручения, как прежде, нужно указывать код 08.

При оформлении поручения на уплату НДФЛ статус составителя – обязательный элемент этого расчётного документа, который необходимо заполнить. Рассказываем, как проставить верный код с учётом последних изменений налогового законодательства.

Оформление бланка поручения

Подоходный налог с физических лиц – это один из обязательных платежей в бюджет. Поэтому статус составителя по НДФЛ в 2018 году должен быть непременно указан в поручении на его перечисление.

В 2018 году бланк поручения на уплату НДФЛ, а также остальных налогов, сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды и т. д. утвержден постановлением Центробанка России № 383-П.

В случае перечисления НДФЛ статус составителя в платежном поручении проставляют в поле 101. Это самый правый верхний угол бланка.

При перечислении в бюджет НДФЛ статус составителя в 2018 году представляет собой двузначный числовой код.

При уплате НДФЛ статус составителя в платёжке должен быть обязательно заполнен. Нельзя проставлять нулевое значение («0») либо оставлять поле 101 пустым.

Что указывать

Соответствующий статус составителя в платежном поручении по НДФЛ в 2018 году и в дальнейшем проставляют согласно Приложению № 5 к приказу Минфина № 107н 2013 года.

Кстати, отметим, что с конца апреля 2017 года этот нормативный документ действует в новой редакции (приказ Минфина № 58н от 05.04.2017, действует с 25.04.2017 и частично с 02.10.2017). Причина – поправки в налоговое законодательство, куда с 01.01.2017 перешло большинство норм о страховых взносах во внебюджетные фонды (кроме в ФСС на травматизм). Поэтому статус составителя при оплате НДФЛ надо указывать с учётом этих изменений.

Таблица, расположенная ниже, поможет разобраться с проставлением статуса составителя в платежке НДФЛ 2018 года.

Уплата НДФЛ 2017: статус составителя документа
Код Ситуация
02 Организация/индивидуальный предприниматель выполняет свои обязанности налогового агента по подоходному налогу с физических лиц (ст. 226 НК РФ и др.). То есть рассчитывает, удерживает и перечисляет в казну НДФЛ с доходов своего персонала и иных физлиц, которым они выплачены этой фирмой или коммерсантом.
09 ИП перечисляет в казну подоходный налог за себя
10 Частный нотариус перечисляет в казну подоходный налог за себя
11 Адвокат (адв. кабинет) перечисляет в казну подоходный налог за себя
12 Глава КФХ перечисляет в казну подоходный налог
13 Обычное физлицо уплачивает подоходный налог за себя в результате самостоятельного декларирования (3-НДФЛ) своих сторонних доходов
26 В рамках банкротства необходимо погасить задолженность по НДФЛ, которая включена в реестр требований.

Это делают:

· учредители (участники) должника;
· собственники имущества должника – унитарного предприятия;
· третьи лица.

В остальных случаях статус составителя в платёжном поручении по НДФЛ проставляют соответствующие кредитные учреждения, платёжные агенты.

«01» или «02»

Практика показывает, что многие путаются, какой необходимо указывать в платёжке по НДФЛ статус составителя – «01» или «02». Здесь логика проста, и двух вариантов быть не может.

Так, код «01» предназначен исключительно для юридических лиц как субъектов, на которых лежит обязанность именно уплачивать налоги со своей деятельности, доходов. А в отношении подоходного налога у организаций такой обязанности нет. Они выступают лишь своего рода посредниками между бюджетом и персоналом/иными физлицами, которым выплачивают доходы.

Таким образом, организации выполняют по НДФЛ только обязанности налоговых агентов. А значит в большинстве случаев в платежном поручении по данному налогу в поле 101 проставляют код «02».

При формировании платёжных поручений все предприниматели сталкиваются с необходимостью заполнения поля 101, где указывается статус плательщика. В данной статье мы рассмотрим статусы плательщика в платежном поручении и что делать при совершении ошибки в указании статуса.

Статусы плательщика в платежном поручении: что указывать в статусе?

При заполнении поля 101 платёжного поручения необходимо руководствоваться Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н, где указаны все коды статуса плательщика:

Код статуса Пояснение
01 Налогоплательщик – юридическое лицо
02 Налоговый агент
03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 Налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы
06 Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо
07 Таможенный орган
08 Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
09 Индивидуальный предприниматель
10 Нотариус, занимающийся частной практикой
11 Адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Иное физическое лицо – клиент банка (владелец счёта)
14 Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам
15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков – физических лиц
16 Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы (далее – организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков
23 Органы контроля за уплатой страховых взносов
24 Плательщик – физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
25 Банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции
26 Физлица, юрлица по погашению требований к должнику

Дело в том, что в случае ошибок может быть зафиксирован факт неперечисления платежа получателю , а в данном случае получателем выступает бюджет. Таким образом, даже если списание денежных средств со счёта плательщика было произведено – на счёт получателя зачисление не происходит. В соответствие с Налоговым Кодексом в данном случае налог считается неуплаченным, что чревато для налогоплательщика определёнными санкциями.

Во избежание недоразумений с ИФНС налогоплательщику необходимо выполнить следующее (ст.45 НК РФ):

  • внимательно проверить платёжное поручение на предмет ошибок;
  • в случае обнаружения ошибки написать заявление в налоговый орган, в котором необходимо уточнить статус плательщика. К заявлению необходимо приложить копию платёжного документа;
  • желательно провести сверку с налоговым органом по уплаченным налогам, по окончании которой составляется акт сверки, подписанный как налогоплательщиком, так и представителем ИФНС.

Как налоговые органы должны поступить в случае обнаружения плательщиком ошибки в статусе?

Налоговый орган после получения от налогоплательщика заявления с просьбой уточнить статус, основываясь на ст.45 НК РФ, предпримет следующие действия:

  • потребует от банка копию платёжного поручения, на основании которого было произведен перевод денежных средств. В данном случае банк не имеет права отказать в предоставлении данного документа в 5-дневный срок;
  • после проведения проверочных мероприятий будет принято решение об уточнении даты платежа;
  • в 5-дневный срок после принятия решения ИФНС оповестит о нём налогоплательщика.

Особенности статуса плательщика для ИП

Необходимо чётко понимать, что в платёжном поручении в разделе 101 указывается статус юридического или физического лица, оформлявшего данный документ. Что касается индивидуальных предпринимателей, то в приказе № 107-Н, которым необходимо руководствоваться при заполнении платёжки, фигурирует 2 кода – 09 и 14.

Например: Индивидуальный предприниматель Бартенев Артём Олегович при уплате страховых взносов формирует 2 платёжных поручения:

  • платёжное поручение с указанием статуса 09 (уплата страховых взносов лично за себя);
  • платёжное поручение с указанием статуса 14 (уплата страховых взносов за сотрудников, работающих на его предприятии).

Статус 01, 08, 09, 14

В 2017 году страховые взносы переданы налоговым органам, которые будут регулировать их исчисления и уплаты. В связи с этим у руководителей и бухгалтеров возник вопрос, касающийся заполнения раздела 101 платёжного поручения. Если до 2017 года при уплате страховых взносов указывался код 08, то при заполнении платёжки с 1 января 2017 года ФНС рекомендует указывать следующие статусы:

Таким образом, в 2017 году при формировании платёжного поручения в разделе 101 код 08 не указывается.

Что со статусом 08

Заполненный образец платёжного поручения со статусом

0401060
Поступ. в банк плат. Списано со сч. плат.
02
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № 18 11.03.2017
Дата Вид платежа
Сумма
прописью
Три тысячи сто рублей 08 копеек
ИНН 663312345 КПП 663301001 Сумма 3100-08
ООО «АБВ»
Сч. № 40702810094000009876
Плательщик
ПАО «УБРиР» БИК 044030002
Сч. №
Банк плательщика
Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург БИК 044030001
Сч. №
Банк получателя
ИНН 7820027250 КПП 782001001 Сч. № 40101810200000010001
УФК по г. Санкт-Петербургу
Вид оп. 01 Срок плат.
Наз.пл. Очер.плат. 5
0
Получатель Код Рез.поле
18210102010011000110 40307000 ТП МС.02.2017 0 0
НДФЛ за февраль 2017 года.
Назначение платежа
Подписи Отметки банка
Иванова
М.П.
Петрова

Распространённые ошибки при определении статуса

Несмотря на достаточно понятное пояснение к заполнению раздела 101 платёжного поручения, всё же ошибки допускаются.

Ошибка Пояснение Как правильно?
При перечислении НДФЛ за сотрудников указывается код 01 В случае уплаты НДФЛ за наёмных работников организация выступает в роли налогового агента Указывается код 02
При уплате страховых взносов за наёмных работников индивидуальный предприниматель указывает код 09 В данном случае предприниматель выступает в качестве лица, выплачивающего доход физическим лицам. Если уплата страховых взносов «на травматизм», то указывается код 08, во всех остальных случаях – 14
Индивидуальные предприниматели через запятую указывают коды 09, 14 Заполнение платёжного поручения регламентировано нормативно-правовыми актами, а именно Положением №383-П и Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н Необходимо указывать только один код: 09 или 14. Формируются две платёжки.

Вопросы и ответы

Вопрос №1 . Как можно узнать о том, что в платёжном поручении допущена ошибка?

Ответ: В действительности ошибка обнаруживается несколькими путями:

  • при внимательном изучении платёжки ошибку можно обнаружить самостоятельно;
  • платёжное поручение может вернуться из банка неисполненным;
  • пришло письмо из налогового органа или какого-либо фонда, содержащее в себе требование об уплате.

Вопрос №2 . Какой срок установлен налоговому органу для принятия решения после получения заявления налогоплательщика о допущенной ошибке в платёжном поручении?

Ответ: К сожалению, законодательством такой срок не установлен, но, как правило, для вынесения решения налоговому органу требуется не более 5 дней.

Вопрос №3. Я являюсь индивидуальным предпринимателем, но у меня работают люди. Какой код в разделе 101 платёжки при уплате НДФЛ мне необходимо проставлять?

Ответ: Вы являетесь налогоплательщиком, производящим выплаты физическим лицам (заработную плату), поэтому при формировании платёжного поручения в разделе 101 ставится код 14, но при условии, что Вы формируете платёжное поручение для уплаты НДФЛ для своих сотрудников.

Вопрос №4. Какой статус необходимо указать при оплате земельного налога?

Ответ: Если земельный налог уплачивает организация, то указывается статус 01, если индивидуальный предприниматель, использующий землю для ведения своей предпринимательской деятельности, – 09, если физическое лицо, не использующее земельный участок в качестве средства получения прибыли – 13.

Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.

Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательстве

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

  • уменьшения величины налога на прибыль;
  • снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

  • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
  • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
  • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
  • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

  • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
  • 02 — налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
  • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
  • 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
  • 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
  • 13 — физлица;
  • 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
  • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
  • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
  • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
  • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • 25 — банки-гаранты;
  • 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Итоги

Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.



Похожие статьи