Сущность и особенности переходной экономики

Понятие переходной экономики и ее основные черты
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами. Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики - трансформация в другую систему. В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои «функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства. В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят «переходный" неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как «бартерные» расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.
Следует отметить, что понятие «переходная экономика» является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной - социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача - заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.
Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.
Основная трудность переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.
Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство. Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
2.Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры

3.Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики. В переходной экономике любого типа обязательно осуществляется воспроизводственный процесс. Его общие особенности по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести инерционность воспроизводства и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.
Инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике - и на достаточный длительный период - старых экономических форм.
Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых, она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых, она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих, инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.
Игнорирование инерционности воспроизводственного процесса - недооценка объективного характера общественной эволюции, преклонение перед якобы особой ролью сознательного начала в развитии общества.
Другая отмеченная закономерность - интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Если первая закономерность выражает, прежде всего, преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода, то вторая как бы подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций.

Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология -- теория экономической трансформации. Транзитология (экономика переходного периода) -- экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом -- экономика страны или стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Страны с переходной экономикой -- это 28 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно планируемой к рыночной экономике. Иногда в эту группу стран включают также Монголию, Китай и Вьетнам. Общими чертами экономического развития стран с переходной экономикой являются:отказ от централизованного планирования и регулирования экономического развития; повышение степени открытости экономики (либерализация); приватизация государственной собственности; использование таких факторов экономического роста, как расширение частного сектора, привлечение иностранных инвестиций, структурная перестройка экономики, борьба с инфляцией, перестройка валютной системы и др.; сокращение объемов национального производства; переориентация внешнеэкономических связей на Запад.

Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад -- особый тип экономических отношений. Многоукладность -- наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем -- и уходящей и формирующейся. Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна, не целостна, а, следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период -- исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, т. н. экономика переходного периода. Это смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. Таким образом,переходная экономика - это экономика, в которой происходит относительно длительный процесс распада старой экономической системы и формирования элементов нового экономического строя. Поскольку преобразование административно-командной системы означает замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.

Наиболее распространено деление системных преобразований на две модели (варианта): радикальные реформы («шоковая терапия») и постепенные реформы («градуалистический подход»). Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства.

Под радикальными системными реформами (в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в классической форме -- в Польше) имеются в виду решительные, широкие и быстрые преобразования, нацеленные на скорейшее создание базы рыночной экономики. Постепенные системные реформы означают более длительный и менее радикальный путь преобразований, эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов. Госсектор не подвергается стремительному демонтажу, а постепенно передает большую часть своих полномочий вновь создаваемому предпринимательскому. (Китай и в немалой степени Венгрия).

Неолиберальная модель (монетаризм) опирается на следующие макроэкономические постулаты:

  • * либерализация цен на все товары и услуги, т. е. снятие государственного контроля над ценами и переход к свободному ценообразованию в соответствии с законом спроса и предложения;
  • * сжатие денежной массы как основной способ борьбы с инфляцией;
  • * изменения в отношениях собственности, которые виделись как движение в одну сторону -- разгосударствление, приватизация;
  • * формирование рынка и рыночной инфраструктуры на основе разгосударствления экономики;
  • * демонополизация экономики, прежде всего устранение всех форм государственного монополизма;
  • * открытость национального рынка перед мировым рынком;
  • * конвертируемость национальной валюты на основе системы плавающего курса валют.

Монетаристы выступают за решение всех экономических проблем методами макроэкономической денежно-кредитной политики посредством регулирования денежной массы и ставки процента, относясь с предубеждением к кейнсианским рецептам, связанным с таким инструментом фискальной политики, как государственные расходы.

Выбор пути перехода к рыночной экономике зависит от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др. Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой, и связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимисяструктурными диспропорциями.

Реформирование градуалистскими методами требует осмотрительности, настойчивости и постоянного контроля над осуществляемыми процессами. К недостаткам этого метода можно отнести немалый срок, в течение которого государственные органы обязаны управлять процессом. Создаваемый в рамках плановой экономики рыночный сектор является «инородным телом» и неизбежно будет отторгаться господствующими нерыночными отношениями. К достоинствам градуалистского метода можно отнести его хорошую управляемость, в результате чего экономика не несет потерь, сопровождающих метод «шоковой терапии».

Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему:

во-первых, в условиях, унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций, переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;

во-вторых, стремительный переход к свободному ценообразованию в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию;

в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

В подавляющем большинстве стран реформирование сопровождается неблагоприятными резкими социальными и экономическими трансформациями.

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

  • 1. Либерализация экономики -- это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: а) отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли),б) прекращение централизованного распределения ресурсов, в) переход к формированию цен, в основном, в соответствии со спросом и предложением, г) снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках. Либерализация цен, повлекшая ликвидацию дефицита на потребительском рынке, привела к перераспределению денежных средств населения в пользу текущего потребления за счет ранее накопленных сбережений. Это увеличило совокупный спрос и сопровождалось ростом цен в экономике (инфляция спроса).
  • 2. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства
  • 3. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды - это создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль, регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий.
  • 4. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики -- развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
  • 5. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции, длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.
  • 6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения, система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.

Российская переходная экономика, переходные экономики бывших социалистических стран представляют собой переход от командно-административного способа хозяйствования к рыночной системе, и само исходное состояние переходного процесса, по меркам рыночной экономики, есть состояние макроэкономического неравновесия. Макроэкономическое неравновесие как наследие плановой системы представляет собой первую особенность переходного процесса. Вторая его особенность в том, что макроэкономическое неравновесие здесь закономерно и представляет собой не временное, а постоянное явление. Т. е., для рыночной системы макроэкономическое неравновесие -- явление временное, поскольку на основе рыночных механизмов такие экономические системы постоянно возвращаются в устойчивое, т. е. равновесное состояние, состояние стабильности. Для переходных экономик это состояние стабильности означает возвращение к исходному, так скажем, закрепление диспропорциональности плановой экономики. Поэтому процесс перехода к рынку -- есть неустойчивое состояние, переход к будущему устойчивому состоянию, но устойчивому состоянию нового качества, присущего рыночным способам хозяйствования.

денежный спрос неолиберальный

Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических отношений. Эти переходы могут иметь и локальный, и всеобщий характер. Локальные изменения постоянно свойственные любой развивающейся экономике. Например, изменяется форма собственности предприятий, появляются новые формы доходов и т.д. Всеобщие изменения характеризуют переход всей системы экономических отношений в новое качество, когда преобразуются исходные отношения системы или формируется новая экономическая система вместо прежней.

Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой.

Основными чертами переходной экономики являются следующие:

    Формирование основы новой экономической системы, включающей новые формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики, а также господствующий тип собственности.

    Многоукладность экономики.

Экономический уклад – это особый тип экономических отношений, характеризующийся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. В любой экономике, даже развитой, существуют различные типы экономических отношений. Однако все они складываются и развиваются на базе господствующего типа координации и капиталистической формы собственности. В переходной экономике многоукладность существует как элемент основы. Например, в России, наряду с формирующейся рыночной системой, присутствуют различные типы регуляторов хозяйственных связей, в том числе неэкономические и незаконные. Преодоление многоукладности в основе экономики – одна из целей переходного периода.

    Неустойчивость развития как внутреннее свойство.

В переходной экономике постоянно происходят изменения отношений при отсутствии новых институтов, правил и норм, возникают новые отношения, которые имеют своих субъектов, происходит столкновение старых и новых экономических интересов, обострение экономических и политических отношений. Это требует создания особых способов поддержания стабильности при устранении экстремальных условий перехода.

    Длительность преобразований в переходной экономике.

Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов, это следствие инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, кадры, структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты.

По форме и переходная, и смешанная экономики имеют общие черты: соединение разнородных элементов – рынка и государственного регулирования, капиталистических форм и процессов социальной ориентации и т.п. Однако смешанная экономика – это характеристика современной экономической системы, которая в своей основе соединяет данное противоречие элемента как целостное единство, определяющее другие формы. Смешанная экономика – это устойчивая современная экономическая система, преобладающая в большинстве развитых стран мира. Переходная экономика – это переход от одной системы к другой. От смешанной экономики ее отличают неустойчивость, изменчивость. В переходной экономике состояние равновесия поддерживается не как средство воспроизводства системы на собственной основе, а как средство устранения самой переходной экономики по мере решения ее задач. Переходная экономика охватывает исторически ограниченный период времени, а смешанная экономика – это постоянное состояние воспроизводящейся на современной основе экономической системы.

Выделяют следующие разновидности переходной экономики:

    Экономика переходного периода от капитализма к социализму. Исторически составляла особый период от социалистической революции 1917 года до 30-х годов. Теоретическое обоснование содержания экономики переходного периода основывалось на положениях о противоположности капиталистических и социалистических систем, теории социалистической революции, основными чертами которой были следующие:

    теория переходного периода исходила из концепции "чистых" экономических систем, не включающих в себя никаких других инородных элементов и отношений. Сущностью такого подхода является революционная замена капиталистических отношений социалистическими;

    многоукладность экономики рассматривалась как присущее лишь этапу переходной экономики свойство. В развитой системе наличие укладов не допускалось, и задачей переходного периода было превращение экономики в одноукладную экономическую систему;

    особая роль и значимость в переходный период государственной и политической власти как проводника и гаранта преобразований, что нашло выражение в положении о диктатуре пролетариата;

    необходимость сокращения продолжительности переходного периода. Отсюда и название данного типа переходной экономики как экономики переходного периода.

Теория экономики переходного периода представляет собой крайне радикальный вариант переходной экономики. Издержки радикального преобразования общества были огромными: полное устранение рыночных отношений, огосударствление экономики, перекосы в ее структуре, разрушение сельского хозяйства.

    Коренные изменения в способах координации экономики. Необходимость в таких изменениях наступает тогда, когда прежние способы регулирования экономической жизни всего общества перестают действовать, старые институты не справляются с изменившимися условиями и возможностями субъектов экономики, нарастают элементы непредсказуемости в развитии системы. Выход из этого положения невозможен путем изменения характера действия прежних институтов и методов воздействия на экономику. Необходимы их замена, выработка новых способов регулирования, переход к новым теоретическим концепциям развития. Примером переходных экономических изменений подобного рода служит реформирование экономики Запада после кризиса 1929-32 гг. Новый этап капиталистической системы характеризуется возникновением методов государственного регулирования всей экономики страны, признанием необходимости систематических мер макроэкономической политики, ориентированных не только на устранение недостатков рынка, но и на регулирование поведения субъектов экономики.

После нефтяного кризиса 70-х годов в качестве объекта регулирования стали выступать не только отдельные субъекты внутреннего рынка, но и крупнейшие корпорации и государства как субъекты международных экономических отношений. Возросла роль экономически согласованной политики государств – "семерки", роль международных организаций и институтов. С точки зрения внутренней экономики эти преобразования ускорили переход на новые технологические принципы, структурные изменения народного хозяйства, переход к новому этапу научно-технического прогресса.

Исторически сложившаяся экономическая система и структура народного хозяйства в новых условиях должны быть изменены в связи с изменением места данной страны в системе международных и политических связей.

    Ликвидация деформаций в экономике стран в связи с изменением положения на международной арене. Примером подобных преобразований является преобразование экономики бывших колониальных стран. Во всех этих странах переходные процессы сопровождались политической нестабильностью, частыми изменениями экономического курса. Сейчас эти страны переживают очередной этап трансформации, связанный с поисками ими наиболее эффективного места в системе международного разделения труда.

    Преодоление длительного периода нестабильности в развитии экономики. Эти периоды, как правило, связаны не с циклическими причинами, а с противоречиями развития государств на путях реформирования рыночной системы. Примером служат страны Латинской Америки, которые на протяжении свыше 20 лет постоянными спутниками развития имели высокую инфляцию, низкие темпы роста, увеличивающийся внешний долг, нерациональное использование внешних заимствований, резкую поляризацию доходов и социальной структуры.

Таким образом, в XXвеке имели место несколько разновидностей переходной экономики, причем каждая страна или регион отличались своими особенностями.

Переходная экономика России и других постсоциалистических стран составляет особый исторический тип переходной экономики, отличный от ее прежних разновидностей.

Группы стран с переходной экономикой

2. Особенности переходной экономики России:

Экономика страны накануне радикальных реформ

2.2. Рыночные преобразования в России:

Механизм российских реформ

Совокупные спросы совокупное предложение в переходной экономике

Россия: монополизм особого рода и особенности антимонопольной политики

Российский рынок труда. Безработица

Предпринимательство в России

2.3. Источники и распределение денежных доходов россиян:

Источники денежных доходов

Неравенство в распределении доходов

Проблема бедности в России

Социальная политика в России

Экономический рост в России: проблемы и перспективы

2.4. Формирование открытой экономики России:

Открытая экономика: сущность и показатели

России: от автаркии к открытой экономике

Переходная экономическая система

Экономическое развитие неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Сегодня пристальное внимание как российских и зарубежных ученых, так и широкой общественности, привлекают сложные и противоречивые преобразования, проходящие в постсоциалистических странах, в том числе и в России. В этой главе мы рассмотрим сущность переходной экономики, ее основные черты, варианты перехода к рынку, а также специфику реформ в ряде постсоциалистических стран.

1.1. Переходная экономика: сущность и особенности

Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансформации.

Транзитология (экономика переходного периода) - экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов.

Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе.

Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся.

Во-вторых , неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию.

В-третьих , альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий.

Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества.

В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

В-пятых , историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.).

Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

1.2. Современная переходная экономика: основные направления и проблемы, модели реформирования

В настоящее время в центре внимания экономики переходного периода (транзитологии) находятся вопросы перехода от централизованно планируемой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Почти 30 странам предстояло осуществить переход от системы, основанной на тотальном огосударствлении экономической и политической жизни, к основам рыночной демократии. Причем если в ряде государств это было возвращение к относительно недавнему прошлому, то на постсоветском пространстве речь шла о восстановлении практически заново хозяйственно-политических принципов рыночной экономики.

Общепризнанной теоретической концепции перехода от плановой экономики к рыночной на сегодняшний день не существует. Это тот случай, когда создание научной теории переходного периода следует за практикой преобразований.

Основные направления и проблемы перехода к рынку

Перед всеми бывшими социалистическими странами стояла одна и та же задача - переход от административно-командной к рыночной экономике. Эта задача в разных странах решалась по-разному. Однако во всех государствах переходный период имел общие тенденции.

Выделяют следующие основные направления перехода к рынку.

Во-первых , либерализация экономики. Либерализация экономики - система мер, направленных на отмену или резкое сокра­щение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Основные направления либерализации экономики - либерализация цен, хозяйственных операций и внешней торговли. Либерализация цен - это снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением. Предполагает свободную торговлю и свободное ценообразование. Либерализация хозяйственных операций - отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, пре­доставление возможностей для осуществления предприниматель­ства. Либерализация внешней торговли - отмена монополии государства на внешнюю торговлю, открытость экономики мировому хозяйству.

Во-вторых, структурные преобразования экономики. Структурная перестройка - формирование новой структуры экономики, устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. В первую очередь, она предполагает изменение структуры собственности и отраслевой структуры национального хозяйства. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор охватывал почти всю экономику. Например, в СССР структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. имела следующий вид: 88,6 % - государственная; 8,7 % - колхозная; 1,5 % - кооперативная; 1,2% - собственность граждан. Практически во всех бывших социалистических странах была утяжелена структура промыш­ленности (преобладало производство средств производства) и не­доразвит агросектор. Экономика бывшего СССР, кроме тoгo, была перегружена военными расходами. По оценкам специали­стов, оптимальным считается, если военное производство со­ставляет примерно 1-2 % ВВП. Максимальной считается доля в 6 % ВВП. В СССР к концу 80-х гг. расходы на военное производ­ство превысили 25 % ВВП. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Структурная перестройка базируется на разгосударствлении и демонополизации экономики. Разгосударствление - процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень пред­приятий. Разгосударствление экономики опирается на проведе­ние денационализации и приватизации. Денационализация собст­венности - переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов эконо­мики. Приватизация представляет лишь один из многих вариан­тов денационализации. Приватизация - переход государствен­ной собственности в частные руки. Демонополизация - создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов. Здесь предполагается обеспечение дос­тупа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса, регулирование деятельности естественных монополий.

В-третьих, институциональные преобразования экономики. Институциональные преобразования представляют собой создание условий для функционирования рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирования экономики. Преобразование правовых институтов предполагает принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики. Формирование рыночной инфраструктуры предполагает создание коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д. Институциональные преобразования необходимы для создания основ рыночной системы, приведения в действие движущих сил рыночного хозяйства - предпринимательства и конкуренции.

Для современной переходной экономики характерны три группы проблем, которые так или иначе проявили себя во всех государствах осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной. Во-первых, проблемы либерализации экономики и макроэкономической стабилизации. Эти проблемы стоят рядом, поскольку кризис системы в большинстве стран совпал с финансово-бюджетным кризисом, и проблема перехода к рыночному ценообразованию оказалась сопряжена с проблемой остановки инфляции. На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20-30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Стабилизационная политика включает жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения, регулирование обменного курса национальной валюты и, возможно, заработной платы. Во-вторых, институциональные проблемы, т. е. формирование условий для функционирования рыночной системы. Об институциональных преобразованиях уже говорилось. Важнейшее из таких преобразований - создание системы отношений частной собственности на основе общенародной. В-третьих, возможности и перспективы экономического роста. Решение данной проблемы усложнялось необходимостью коренной трансформации хозяйственной структуры плановых экономик. Выход из трансформационного кризиса определяли способы адаптации индустриальных экономик к постиндустриальным требованиям, а также принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны по уровню своего экономического развития.

Особенности переходной экономики

В настоящее время в экономической литературе выделяют два основных пути развития экономических систем: эволюционный и переходный.

Эволюционный путь представляет собой процесс естественной эволюции, характерный для развитых стран (США, Англия, Франция, Япония. Германия и ряд др.), которые двигались в своем развитии путем постепенных преобразований систем рынка свободной конкуренции в системы смешанной экономики. Эволюционный путь был присущ и для стран, где интеграция рыночных и государственно регулируемых элементов проходила путем эволюционного перехода в рамках административно-командной системы. Все это относится к ряду бывших социалистических стран, для которых была характерна система централизованного планирования как главного координирующего механизма и которые пошли по пути расширения рыночных отношений в рамках административно-командной системы. Эти страны можно отнести к модели рыночного социализма (Югославия, Венгрия, позднее Китай). В данном случае эволюция осуществлялась не столько естественным путем, сколько субъективными методами, т.е. с согласия руководящих лиц и органов, осознавших важность этого процесса и обеспечивающих ему соответствующие условия. Здесь прослеживается механизм подчинения рыночных отношений, государственным органам регулирования не смотря на то, что рыночные отношения завоевывают все более широкие позиции и пространство.

Переходный путь. Характерен для стран, которые осуществляют переход от одной альтернативной экономической системы к другой. Этот переход требует серьезных преобразований системного типа, затрагивающих все сферы жизнедеятельности общества. Прежде всего, это страны с характерно выраженной традиционной экономикой или ее остатками. К ним относятся страны Тропической Африки, Южной Азии, где еще не сложилась система рыночных отношений. В данном случае в качестве альтернативных экономических систем выступают традиционная и рыночная экономика или же ее более развитый тип – смешанная экономика.

Другую группу стран составляют в основном бывшие социалистические страны Восточной Европы. В настоящее время они находятся в состоянии перехода от административно-командной системы к рыночной. Особенность такого перехода состоит в том, что он выходит за рамки известных экономических систем, протекает в довольно острой форме борьбы между элементами старой и новой систем и занимает определенное время.

Таким образом, переходную экономику можно определить как особую самостоятельно существующую модель (тип экономики), для которой характерно состояние борьбы между процессами свертывания элементов старой (обычно менее прогрессивной системы) и создания новой, более прогрессивной системы. Главная особенность такой модели состоит именно в сочетании борющихся между собой элементов старой и новой систем.

Эта особенность проявляется в следующих специфических чертах.

Во-первых, в наличии двойственности цели макроэкономического развития. Наряду с общеизвестными макроэкономическими целями (экономический рост, стабильность и т.д.) в переходной экономике возникают особые цели, определяющие направление ее движения, поскольку это движение связано с переходом от одной системы, являющейся «старой», к другой, выступающей в качестве «новой». При осуществлении переходных реформ особенно болезненной проблемой становится правильная формулировка программных целей движения. В России, например, это проявилось в виде неясных, общих формулировок и высказываний президента и правительства о так называемом воссоздании капиталистической модели, или же в общих рассуждениях о переходе к рынку без четкого определения его модели. Известно, что капиталистическая модель (модель свободной конкуренции) – это модель прошлого в эволюции рыночных систем. Итогом этой эволюции является модель смешанной экономики, где особую активную роль играет государство как органически присущий этой модели механизм координации, действующий наряду с рыночным.

В России при нечетко сформулированной цели движения обозначился прямо противоположный процесс – отход государства от активной регулирующей роли. Это привело к явной деградации рыночной реформы в форме криминализации экономики и к отрицательным тенденциям в экономической и социальной жизни страны.

Во-вторых, для переходной экономики объективно присуще состояние сочетания кризиса (трансформационного или системного) и созидательных процессов, направленных на переход к новой модели экономики. Кризис является по своему характеру объективным, он органически присущ переходной экономике. Это проявляется в падении объемов производства, в разрушении существующих ранее экономических связей между предприятиями, в наращивании инфляции, росте безработицы, падении уровня жизни населения. Кризисные явления могут носить и субъективный характер, если они возникают в результате просчетов и ошибок правительства. Для переходной экономики характерны и созидательные процессы, связанные с формированием фундаментальных элементов новой экономической системы. Прежде всего, речь идет о создании основ смешанной экономической системы. Таким образом, в переходной экономике сочетаются антикризисные и реформаторские мероприятия.

В-третьих, изменяется и становится противоречивой экономическая роль государства, выступающего и разрушителем (по отношению к старой модели) и созидателем (с точки зрения новой модели).

В связи с этой двойственностью значительно возрастает «цена» субъективного фактора (экономической политики государства, правительства и других руководящих органов власти), от возможностей которого во многом зависят успехи или провалы в осуществлении перестроечных явлений. Решающими могут стать не только компетентность, решительность, ответственность лиц, принимающих решения, но и их ошибки. В этом случае говорят об усилении роли экономической политики как фактора формирования экономических процессов и механизмов. Опыт переходной экономики в России достаточно наглядно иллюстрирует цену болезненных ошибок и провалов в политике осуществления рыночных реформ.

В-четвертых, в переходной экономике изменяется восприятие категории исторического времени. Потребность максимально сократить во времени состояние «переходности» диктует правительству необходимость более четкого определения перспективных и текущих задач рыночной реформы, особой ответственности и взвешенности принимаемых решений. В переходной экономике за более короткие сроки должны быть решены глобальные задачи, что при обычном эволюционном развитии растягивается на многие столетия.



В-пятых, особенностью переходной экономики является состояние нестабильности всех экономических процессов. Связано это с тем, что в переходной1 экономике не образуются точки равновесия по законам обычной сбалансированной рыночной экономики. В силу этого рыночный механизм саморегулирования не может выправить сложившуюся ситуацию, эта проблема переходит в разряд важнейших государственных задач. Исторический опыт показывает, что в условиях не сложившихся рыночных механизмов, обеспечивающих равновесие экономической системы, эту роль берет на себя государство.

Таким образом, отмеченные особенности переходной экономики имеют не только теоретическое, но и практическое значение для всех стран, имеющих переходную экономику с учетом их национальных особенностей.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем сущность экономической системы?

2. Перечислите черты экономической системы.

3. Какие функции выполняет экономическая система?

4. Что такое рыночная экономика?

5. Что является ядром административно-командной системы?

6. Перечислите важнейшие черты традиционной экономики.

7. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной и административно-командной системы?

8. Назовите предпосылки становления экономики смешанного типа.

9. Охарактеризуйте пути развития экономических систем.

10. Перечислите черты переходной экономики.

Литература:

1.Камаев В.Д., Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.,1999. – 635 с.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд.,изм. – М., 2001. – 572 с.

3. Вводный курс по экономической теории / под. ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Инфра-М,1997

4. Экономическая теория / под. ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос,1998

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Вопросы-ответы. – М.: Инфра – М – Контакт, 2002

6. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Высшая школа, 2002

Лекция № 3. Потребности, интересы и экономические цели

1.Человеческие потребности: сущность и формы

2.. Факторы развития и удовлетворения потребностей

3. Экономические блага: сущность и классификация

4. Экономические интересы и их классификация

5. Экономические цели

1. Человеческие потребности: сущность и формы

Повседневная жизнь человека – это удовлетворение присущих ему потребностей посредством различных форм деятельности. Потребности человека являются продуктом его естественного и общественного развития. Они не только результат многообразия условий жизни человека, но и их отражения в сознании людей. Свое начало потребности берут в деятельности человека, в ней находится источник их возникновения, удовлетворения и развития.

Из всех форм деятельности человека важнейшей для человека является хозяйственная деятельность, производство. Производство основано на необходимости удовлетворять потребности людей в различных товарах и услугах, которые человек производит с использованием экономических ресурсов, имеющихся в распоряжении общества и его членов.

Изменяясь вместе с развитием человека в его производственной деятельности, потребности становятся историческими. Изменение производства происходит как в его материально-вещественном, так и в его общественном или экономическом проявлении. Такие же изменения претерпевают потребности человека.

Деятельностная природа человеческих потребностей предопределяет расширение их перечня и способы удовлетворения. Всякая человеческая деятельность, в частности производство, проходит в условиях естественных и общественных ограничений. Поэтому аналогичные ограничения накладываются на потребности, что делает их экономическими.

Потребность – это необходимость пребывания человека в условиях его нормальной жизнедеятельности. Многообразие условий жизнедеятельности человека – это набор средств, с помощью которых удовлетворяется и поддерживается потребность как необходимость. Все многообразие условий жизнедеятельности и соответствующих потребностей принято делить по уровню их фундаментальности или критической значимости для человека на следующие формы:

1. Потребности как физиологическая необходимость в еде, сне и иных физиологических отправлениях, служащих сохранению физического существа человека.

2. Потребность в физической и общественной безопасности как выражение необходимости иметь кров, одежду, социальный и общественный порядок, рабочее место, условия труда, гарантия удовлетворения физических потребностей.

3. Потребности в контактах, общении, принадлежности (включенность в социальную среду), которые приобретают форму особых видов пищевых продуктов, развлечений, мест отдыха, вида и места получения образования и др.

4. Потребности статусного характера в признании, самоуважении, которые представлены особой одеждой, транспортными средствами, увлечениями, напитками и др.

5. Потребности самоутверждения, саморазвития, самореализации с целью выражения своей индивидуальности посредством определенных увлечений и интересов в способах использования свободного времени, эстетического и иного творчества, занятий спортом, особого отношения к пище и др.

В основе существования потребностей в таких формах лежат следующие предпосылки:

· потребности физического сохранения человека являются фундаментальными по отношению к прочим;

· наиболее базовые потребности должны быть удовлетворены до некоторого минимума, прежде чем станут актуальными потребностями, основанными на материальном и ином благополучии;

· на основе удовлетворения базовых потребностей начинают действовать более продвинутые потребности;

· системный характер потребностей, когда изменения в одной из них влияют на прочие.

Потребность как необходимость в условиях нормальной жизнедеятельности человека удовлетворяется при ограниченности ресурсных возможностей производства. Ресурсная ограниченность производства делает потребности человека экономическими. Все предметно-вещественное многообразие средств удовлетворения потребностей имеет экономическую форму.

Без использования экономических форм производства невозможно удовлетворение подавляющего большинства потребностей современного человека. Поэтому не только предметно-вещественная, но и экономическая форма потребности являются условием ее удовлетворения.

Структура или состав потребностей и структура производства тесно взаимосвязаны так, что пределы развития производства определяют способ, границы и состав удовлетворяемых потребностей. По способу удовлетворения потребностей можно выделить индивидуально организованную и общественно организованную форму удовлетворения потребностей. Примером первой может служить удовлетворение потребностей обособленно существующего в обществе человека. Это относится к большинству потребностей в товарах и услугах. Вместе с тем удовлетворение ряда потребностей происходит совместно: пользование дорожной, транспортной сетью, библиотеками и др.

Границы удовлетворения потребностей – это их уровень и характер распределения средств удовлетворения среди членов общества. По своему составу удовлетворяемые потребности зависят от структуры производства в его вещественном проявлении и экономической форме. Мера соответствия структуры производства структуре потребностей предопределена непосредственной целью производства – получением дохода. Если его получение способствует развитию производства, то между потребностями и производством устанавливается наибольшее соответствие.



Похожие статьи