Учение физиократов кратко. Физиократы - это кто? Представители физиократов

Особым течением в рамках классической политической экономии во Франции стала школа физиократов , возникшая в 1750-70-е гг. Слово «физиократия» («физио» - земля, природа, «крат» - власть) означает власть земли, власть природы. Появлению теории физиократов способствовал расцвет в середине XVIII в. французской философии (Вольтер, Руссо, Дидро, д΄Аламбер, Монтескье, Гольбах, Гельвеций), которая развивала идеи «естественного порядка ». Согласно этой концепции, общество представлялось как часть мироздания, подчиненное законам природы и развивающееся по независимым от воли людей «естественным», объективным законам . Физиократы стали применять эти идеи по отношению к экономике.

Признанным лидером и основоположником направления физиократии был Франсуа Кенэ (1694-1774). Франсуа Кенэ родился недалеко от Версаля в семье крестьянина, занимавшегося мелкой торговлей. Благодаря своим природным дарованиям получил профессию врача. Медицинская практика принесла ему известность. С 1734 г. он работает в Париже и в 1752 г. получает должность лейб-медика французского короля Людовика XV. Имея расположение короля, Франсуа Кенэ получил дворянство, жил в Версале и приобрел крупное земельное поместье.

По мере улучшения и упрочения своего материального положения Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Кенэ начинает изучать философскую науку, куда привнес свой опыт естествоиспытателя. Позже интересы Франсуа Кенэ распространяются и на экономическую науку, в которой он выступает как приверженец теории естественного порядка. С 1756 г. Ф. Кенэ участвует в «Энциклопедии», издававшейся философами-просветителями Дидро и д`Аламбером, и пишет свои первые экономические статьи «Население», «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1756), затем издает важнейшие свои работы - «Экономическая таблица» (1758) и «Естественное право» (1765).

Экономические идеи Кенэ имели большой успех, у него появились ученики, которые приняли имя «экономистов». Однако поскольку позже это название стало термином, имеющим боле широкое значение, школу Кенэ стали называть «физиократы».

Предмет исследования . Физиократы выступили с резкой критикой монетаризма (монетарной системы меркантилизма) – они отвергали его концепцию о том, что единственной формой богатства является золото, а его источник – внешняя торговля. В отличие от меркантилистов физиократы перенесли предмет исследования из сферы обращения в сферу производства, хотя и в специфической узкоотраслевой форме. Физиократы объявили сельское хозяйство единственно производительной отраслью, создающей богатство страны, и начали исследование этой отрасли, которую вообще «можно мыслить обособленно, независимо от обращения и обмена».

Борясь с меркантилизмом, физиократы критиковали тезис о том, что богатство порождается обменом, и первыми выдвинули идею эквивалентности обмена . В природе и обществе обмен осуществляется по принципу эквивалентности. Они считали, что покупки уравновешиваются с обеих сторон. Обмен сводится к обмену одинаковых ценностей, обмен ничего не производит , так как товары поступают в обращение с заранее заданной ценой. Деньги трактовались физиократами как бесполезное богатство и считались скромными посредниками в обмене.

Методология учения физиократов. Основой теоретических изысканий физиократов было учение о «естественном порядке ». Физиократы признавали объективную реальность окружающего мира, само существование которого объяснялось соответствием «естественному порядку» и «естественному праву». Законы «естественного порядка» устанавливаются Богом для воспроизводства и распределения материальных благ. Они выражают высшую справедливость и выгодны человеческому обществу. Опираясь на теорию «естественного порядка», физиократы далиобоснование требованию невмешательства правительства в хозяйственную жизнь общества. Богатство - это производимая на данной территории продукция. А производство той или иной продукции в государстве объясняется наличием данных от Бога природных, прежде всего, сельскохозяйственных ресурсов. Бо льшая производительность создается самой природой и не зависит от желания и действий правительства.

Учение о «естественном порядке» было изложено Франсуа Кенэ в его работе «Естественное право», вышедшей в 1765 г. Своеобразие методологии Кенэ проявлялось в том, что он, исходя из концепции «естественного порядка» и опираясь на опыт врача, сравнивал экономику с живым организмом. Другими словами, экономика независимо от воли и желания людей живет по своим «естественным» (объективным) законам. Отсюда и термин «физиократия», то есть власть природы. Если же люди, прежде всего политики, действуют вопреки «естественным» законам экономики, это разрушительно влияет на ее состояние, она «заболевает». Поэтому свою главную задачу Кенэ и его последователи видели в выявлении этих законов и доведении сведений о них до правительства.

Право собственности физиократы рассматривали как основу «естественного права» , определяющего нормы поведения людей согласно естественным законам, которые не зависят от людей и политической власти. По-существу, естественный порядок – это буржуазный порядок , так как он обеспечивает защиту частной собственности и конкуренции.

Идея о саморегулировании экономической системы и обращение к производству , хотя только в сфере сельскохозяйственного производства, в качестве предмета исследования, дают основание относить физиократов к классическому направлению в экономической мысли , пусть даже и с определенными ссылками на специфичность этой школы.

Основные теоретические положения . Центральное место в экономическом учении Ф. Кенэ занимает учение о чистом продукте , что изложено в его знаменитой работе «Экономическая таблица» (1758). Под «чистым продуктом» имелся в виду прибавочный продукт, исчисляемый как разность между валовым национальным продуктом и израсходованными в течение года на его создание материальными затратами. Кенэ полагал, что богатство нации или «чистый продукт» - это дар природы и производится только в земледелии . Источником чистого продукта является земля иприложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. Кенэ, по сути, логически завершает положение У. Петти о том, что труд – отец богатства, земля – его мать. Единственной формой чистого продукта, как продукта созданного в сельском хозяйстве, является земельная рента .

В промышленности чистый продукт не создается, здесь происходит только смена первоначальной формы поступившего из сельского хозяйства продукта. Таким образом, труд в сельском хозяйстве производителен , поскольку именно здесь создается богатство нации – чистый продукт; труд в промышленности с этой точки зрения он называет бесплодным , но не бесполезным. Здесь не производится чистый продукт, но придается новая форма сырому материалу. Занятые в промышленности зарабатывают средства к существованию , но не производят их . Труд в торговле , по мнению Ф. Кенэ, также не порождает богатства, но необходим для перемещения созданного продукта. Ф. Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли» как условие расширения торговли, устранения монополии и сокращения торговых издержек.

Капитал . Кенэ впервые проанализировал понятие «капитал », но такого термина у него еще не было. Он применил термин «авансы ». Величина чистого продукта ставилась Ф. Кенэ в зависимость от вложения капитала и фактически являлась продуктом движения капитала.

Меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами. Кенэ считал, что деньги сами по себе ничего не производят. Впервые в истории экономической мысли он дает анализ вещественной формы капитала и разграничивает его составные части. Сельскохозяйственные орудия, постройки и все, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют собой «первоначальные авансы »; затраты на семена, оплату труда работников, корма и другие издержки, осуществляемые в течение одного производственного цикла - это «ежегодные авансы ». Фактически Кенэ разделил авансированный в сельское хозяйство капитал на основной и оборотный по производственному признаку. Он доказал, что в движении находится не только оборотный, но и основной капитал. И хотя чистый продукт сводится к благам, которые производятся единственным фактором - землей, но зато не без участия труда и капитала.

Классы . Впервые в истории экономической мысли физиократы провели деление общества наклассы с чисто экономической точки зрения. Основными признаками класса было участие в создании общественного богатства (чистого продукта) и участие в распределении созданного богатства. В соответствии с учением о «чистом продукте» физиократы выделили три основных класса : производительный, бесплодный и земельных собственников. К производительному классу были отнесены все, кто авансирует капитал в сельское хозяйство и непосредственно обрабатывает землю (фермеры и крестьяне). К бесплодному классу была отнесена та часть населения, которая осуществляет инвестиции в промышленное производство и непосредственно в нем трудится (промышленники и наемные работники). Земельные собственники - это монарх, церковь и дворяне. Они выполняют, по мнению физиократов, очень важную функцию - содействуют реализации продукции как производительного, так и бесплодного класса, поэтому выделены в особый класс.Налоги, по мнению Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников.

Анализ общественного воспроизводства. Экономическая таблица . Важнейшим достижением Ф. Кенэ стал анализ общественного воспроизводства , который был представлен в его «Экономической таблице». Термин «воспроизводство » как постоянное повторение производства и сбыта впервые в экономическую науку ввели физиократы. В экономической системе, по мнению Ф. Кенэ, постоянно осуществляется кругооборот общественного продукта, который опосредуется встречным круговым потоком доходов, причем оба потока движутся без участия государства .

В «Экономической таблице» Ф. Кенэ показывает, как происходит реализация годового продукта общества, и как формируются предпосылки воспроизводства. «Экономическая таблица» - это схема, сильно упрощающая объективную реальность, для того чтобы были видны важнейшие экономические закономерности. Кенэ абстрагируется от процесса накопления и рассматривает только простое воспроизводство. Он предполагает стабильность денег, исключает колебание товарных цен, влияние внешней торговли. Движение товаров и денег рассматривается как одномоментный акт купли-продажи между основными классами общества. Покупки и продажи внутри каждого класса не принимаются во внимание.

По статистическим данным тех лет Кенэ определяет стоимость валового продукта земледелия Франции. Он равен 5 миллиардам ливров в денежном выражении. Из них 4 млрд. ливров - это продовольствие и 1 млрд. ливров - это сырье. Кроме того, у фермеров или земледельцев за реализацию прошлогоднего урожая имеется 2 млрд. ливров в виде денег, которые выплачиваются собственникам в виде земельной ренты. Бесплодный класс создает промышленной продукции на 2 млрд. ливров.

Начало реализации (рис. 1) дают землевладельцы, которые, получив земельную ренту (2 млрд. ливров), приобретают продукты питания на 1 млрд. ливров и промышленной продукции на 1 млрд. На этом их роль завершается. Они создали условия собственного воспроизводства как класса. Деньги (1 млрд. ливров) оседают у фермеров. Последующий обмен осуществляется между землевладельцами и бесплодным классом. Бесплодный класс на 1 млрд. ливров, полученных от землевладельцев, покупает у фермеров продукты питания, а фермеры на этот же миллиард ливров необходимые промышленные товары. Вернувшийся миллиард ливров промышленники тратят на необходимое им сырье. Второй миллиард ливров возвращается к землевладельцам.

На этом процесс реализации заканчивается, так как созданы все необходимые условия для воспроизводства. Землевладельцы обеспечены продовольствием и промышленными товарами на 2 млрд. ливров, фермеры реализовали свою продукцию на 3 млрд. ливров (1 млрд. - собственникам и 2 млрд. - бесплодному классу). У них из 5 млрд. валовой продукции осталось 2 млрд. для собственного потребления и на осуществление «ежегодных авансов».

Кроме того, к фермерам вернулись 2 млрд. ливров денег, которые они выплатят землевладельцам за аренду земли в виде ренты в следующем году. Промышленники тоже полностью реализовали свою продукцию и обеспечили себя сырьем и продовольствием. В результате, произошла полная реализация и созданы все предпосылки воспроизводства валового продукта в прежнем объеме.

Земледельцы Собственники Бесплодный

(фермеры) класс

2 млрд. на собственное

пропитание и ежегодные авансы

Всего: 5 млрд. ливров

Рис. 4.1. Экономическая таблица Ф. Кенэ

Таким образом, Ф. Кенэ впервые в истории экономической мысли в «Экономической таблице» предпринял попытку показать основные пути реализации национального продукта и определить основные народнохозяйственные пропорции . Так, в валовом продукте, произведенном в сельском хозяйстве на сумму 5 млрд. ливров, 3 млрд. приходится на издержки по возделыванию земли. В натуральном выражении пропорции складываются следующим образом: фермеры используют 2/5 произведенной продукции на оборотный капитал (собственное пропитание и ежегодные авансы), 1/5 продается «бесплодному» классу в обмен на изделия, требуемые для замены изношенного основного капитала. 2 млрд. ливров идет землевладельцам в качестве денежной ренты. Землевладельцы в свою очередь обменивают 1/2 своего дохода на продукты питания и 1/2 на промышленные товары, а «бесплодный класс» уже на 2 млрд. ливров покупают сырье и продукты питания.

«Экономическая таблица» - это первый опыт макроэкономического анализа , в котором центральное место занимает понятие валового национального продукта. Это первая в истории сетка натуральных (товарных) и денежных потоков материальных ценностей. Фактически - это начало будущих экономико-математических моделей. Ф. Кенэ, по сути, заложил основу построения балансов «затраты – выпуск» и межотраслевых балансов производства и распределения продукции, которые через 200 лет получили самое широкое распространение. Создателем балансовых моделей «затраты – выпуск» стал американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев - лауреат Нобелевской премии 1973 года. Используя идею Ф. Кенэ и современные экономико-математические методы, В. Леонтьев построил межотраслевые балансы экономики США. В последующем межотраслевые балансы, построенные по схеме Леонтьева, стали широко применяться в других странах в качестве инструмента прогнозирования, так как они позволяют наглядно увидеть, сколько каждая из отраслей производит продукции для других отраслей и потребляет их продукции в свою очередь . «Экономическая таблица» Франсуа Кенэ воплотила в себе все основные положения физиократов, которые в дальнейшем были переосмыслены, но идея воспроизводства сохранила свое значение и породила целые направления в науке.

Значение «Экономической таблицы» также в том, что впервые в экономической науке Ф. Кенэ создает схему (модель) воспроизводства, согласно которой в экономической системе постоянно осуществляется кругооборот общественного продукта, как процесс обмена продуктами производства между важнейшими отраслями народного хозяйства (промышленностью и сельским хозяйством) и основными классами общества. Это обращение годового продукта, без всякого вмешательства государства , обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства.

Центральные идеи теории физиократии таковы:

1) экономические законы носят естественный характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;

2) источником богатства является сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;

3) под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта;

4) физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу;

5) деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

Во-первых, налогообложение должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;
- во-вторых, должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами,

В-третьих, не должно быть слишком обременено издержками взимания.

Его основные труды: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758), который вошел в историю экономической мысли как первый опыт макроэкономического анализа.

В этом произведении автор показал, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между социальными группами, а также представил основные пути его реализации в виде направленного движения с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

Методологической платформой экономического исследования Кенэ стала разработанная им концепция про природный порядок, юридической основой которого, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, которые охраняют частную собственность, частные интересы, обеспечивая воспроизведение и правильное распределение благ. Как утверждал ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает только при государственном регулировании.

Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в руках одной просвещенной личности, которая владеет знанием законов - природного порядка, - необходимых для осуществления государственного управления.

В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимает учение про чистый продукт , который сейчас называется национальным доходом. По его мнению, источниками этого чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистого увеличения дохода не происходит, а происходит только смена первичной формы этого продукта. Думая так, Кенэ считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения про продуктивную сущность разных социальных групп общества.

При этом Кенэ утверждал, что нация состоит из трех социальных групп:

а) производительной (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие);

б) бесплодной (лица, занятые в промышленности, а также купцы);

в) собственников (лица, получающие ренту - землевладельцы и король).

И хотя деление общества на фермеров, собственников и промышленников фактически соответствовало делению общества (крестьяне, дворяне, горожане), важно отметить, что Кенэ был одним из первых, кто разделил общество на классы на экономической основе, то есть на основе отношения каждого класса к производству и присвоению прибавочного продукта.
Основываясь на своем учении о чистом доходе (денежном выражении чистого продукта), Кенэ считал, что земельная рента должна быть единственным источником налогообложения.

Главный труд А. Тюрго – «Размышления о создании и распределении богатств» (1770 г.).
Вслед за Кенэ и другими физиократами он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и разделял их взгляд на земледелие как единственный источник прибавочного продукта. Впервые выделил внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников.

Тюрго впервые описал разницу между капиталом и деньгами и выделил прибыль как особенный вид дохода.

В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом надлежит отметить следующие его идеи:

Доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента);

Обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ;

Уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды;

Текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

Введение

Для того, чтобы понять процесс становления современных экономических теорий, невозможно обойти вниманием школу физиократов. Школа физиократов - специфическое течение в рамках классической политической экономии. Изучение идей этой школы достаточно важно, так как, по выражению Карла Маркса физиократы “в пределах буржуазного кругозора дали анализ капита-лу” и стали “настоящими отцами современной политической экономии”. Цит. по: Всемирная история экономической мысли. Т.1.М., 1988.К. Маркс дал исчерпывающий анализ физиократической системе и определил ее место в истории политической экономии. Он указал на заслуги физиократов по вопросу о «чистом продукте», в анализе капитала и его производства. Присущие капитализму законы физиократы трактовали как естественные и вечные законы общественного производства. Он вскрыл классовую природу физиократических воззрений, показав, что учение физиократов является первой систематической концепцией капиталистического производства.

Цель работы: изучить экономические взгляды А. Тюрго, представителя школы физиократов.

  • 1) дать общую характеристику школы физиократов;
  • 2) изложить известные сведения из биографии и экономические взгляды А. Тюрго;
  • 3) определить вклад А. Тюрго в развитие идей физиократизма;
  • 4) сделать вывод о существе идей физиократов и их вкладе в развитие экономической науки.

Школа физиократов

Классическую политэкономию во Франции после П. Буагильбера представляла школа физиократов. Физиократизм (от греч. «физис» - природа, «кратос» - сила, буквально означает власть природы) - это экономическая мысль начального этапа развития системы свободного предпринимательства. Представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.

Учение сложилось в условиях кризиса феодальной системы. Школа физиократов была основана в середине XVIII в. Франсуа Кенэ (1964-1767). В неё входила группа ученых экономистов - А. Тюрго, В. Мирабо, Д. Немур, Г. Летрон, М. Ривьер и др. В этот период в Англии уже начался промышленный переворот, а во Франции укрепилось мануфактурное производство. Заканчивалась эпоха первоначального накопления капитала, и торговая эксплуатация аграрных стран теряла свою значимость в качестве источника богатства. Первоисточником доходов становилось товарное производство. В связи с этим потребовался пересмотр экономической программы и теории меркантилизма.

Физиократы высказывались за необходимость перехода к аграрным отношениям. Которые основывались бы на свободном механизме хозяйство-вания, на принципах свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции. По их мнению, это могло помочь вывести сельское хозяйство из тупика. Расцвет физиократизма был кратковременным. Однако за два десятилетия сложилась школа, которая создала значительную экономическую литературу и приобрела влияние и за пределами Франции.

Исходным в концепции физиократов было учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окружающего мира. Физиократы опирались на идею «естественного права» для определения существующих норм поведения человека. Они признавали экономичес-кие и политические законы в качестве естественных (не зависящих от людей и политической власти) и трактовали их как вечные.

Школа физиократов выступала с критикой монетаризма. Отвергла положения о том, что единственной формой богатства является золото, а его источником -внешняя торговля. Физиократы отводили деньгам роль посредника в обращении. Источник богатства видели в производстве. Заслуга физиократов состоит в том, что они перенесли исследование о происхождении прибавочного продукта в сферу производства и тем самым заложили основу для анализа капиталистического производства. Одними из первых дали анализ капитала.

Однако сферу производства ограничивали только сельским хозяйством. И единственно производительным трудом считали труд земледельцев, промышленность объявлялась непроизводительной отраслью хозяйства. Центральное место в учении физиократов занимала проблема «чистого продукта» и его производства. Формой чистого продукта считалась рента. Производство «чистого продукта» толковалось ими противоречиво. С одной стороны, он представлялся как результат естественного роста, свойственного земледелию следовательно, как дар природы. С другой стороны «чистый продукт» выступает как результат земледельческого труда, избыток над заработной платой.

Почему Кенэ и физиократы обнаружили прибавочную стоимость только в земледелии? Потому, что там процесс ее производства и присвоения наиболее нагляден, очевиден. Его несравненно труднее разглядеть в промышленности, так как рабочий в единицу времени создает большую стоимость, чем стоит его собственное содержание, но рабочий производит совсем не те товары, которые потребляет. Чтобы разглядеть тут прибавочную стоимость, надо знать, как привести гайки и винты, хлеб и вино к какому-то общему знаменателю, то есть иметь понятие о стоимости товаров. А такого понятия Кенэ не имел, оно его просто не интересовало. Прибавочная стоимость в земледелии кажется даром природы, а не плодом неоплаченного человеческого труда. Она непосредственно существует в натуральной форме прибавочного продукта, особенно в хлебе.

Посмотрим, какие практические выводы вытекали из учения Кенэ. Естественно, что первой рекомендацией Кенэ было всемерное поощрение земледелия в форме крупного фермерского хозяйства. Но далее следовали, по меньшей мере, две рекомендации, которые выглядели в то время не так безобидно. Кенэ считал, что налогами надо облагать только чистый продукт, как единственный подлинный экономический “излишек”. Любые другие налоги обременяют хозяйство. Феодалы должны были платить все налоги, тогда как они не платили никаких. Поскольку промышленность и торговля находятся “на содержании” у земледелия, надо чтобы это содержание обходилось возможно дешевле. А это будет при том условии, если отменить или хотя бы ослабить все ограничения и стеснения для производства и торговли.

Ф. Кенэ собирался обложить чистый продукт единым налогом, в основном он обращался к просвещенному интересу власть имущих, обещая им рост доходности земель и укрепление земельной аристократии.

По этой причине школа физиократов в первые годы имела немалый успех. Ей покровительствовали герцоги и маркизы, иностранные монархи проявляли к ней интерес. И в то же время ее высоко ценили философы-просветители, в частности Дидро. Физиократам сначала удалось привлечь симпатии как наиболее мыслящих представителей аристократии, так и растущей буржуазии. С начала 60-х годов кроме версальского “антресольного клуба”, куда допускались только избранные, открылся своего рода публичный центр физиократии в доме маркиза Мирабо в Париже. Здесь ученики Кенэ (сам он нечасто бывал у Мирабо) занимались пропагандой и популяризацией идей мэтра, вербовали новых сторонников. В ядро секты физиократов входили молодой Дюпон де Немур, Лемерсье де ла Ривьер и еще несколько человек, лично близких к Кенэ. Вокруг ядра группировались менее близкие к Кенэ члены секты, разного рода сочувствующие и попутчики.

Особое место занимал Тюрго, отчасти примыкавший к физиократам, но слишком крупный и самостоятельный мыслитель, чтобы быть только рупором мэтра. То, что Тюрго не смог втиснуться в прокрустово ложе, срубленное плотником с версальских антресолей, заставляет нас с иной стороны посмотреть на школу физиократов и ее главу.

Конечно, единство и взаимопомощь учеников Кенэ, их безусловная преданность учителю не могут не вызвать уважения. Но это же постепенно становилось слабостью школы. Вся ее деятельность сводилась к изложению и повторению мыслей и даже фраз Кенэ. Его идеи все более застывали в виде жестких догм на вторниках Мирабо, свежая мысль и дискуссия все более вытеснялись как бы ритуальными обрядами. Физиократическая теория превращалась в своего рода религию, особняк Мирабо - в ее храм, а вторники - в богослужения.

Секта в смысле группы единомышленников превращалась в секту в том отрицательном смысле, какой мы вкладываем в это слово теперь: в группу слепых приверженцев жестких догм, отгораживающих их от всех инакомыслящих. Дюпон, ведавший печатными органами физиократов, “редактировал” все, что попадало в его руки, в физиократическом духе. Самое смешное, что он считал себя большим физиократом, чем сам Кенэ, и уклонялся от публикации переданных ему ранних работ последнего (когда Кенэ писал их, он был, по мнению Дюпона, еще недостаточно физиократом).

Такому развитию дел способствовали некоторые черты характера самого Кенэ. Д.И. Розенберг в своей “Истории политической экономии” замечает: “В отличие от Вильяма Петти, с которым Кенэ делит честь именоваться творцом политической экономии, Кенэ был человеком непоколебимых принципов, но с большой наклонностью к догматизму и доктринерству”. С годами такая наклонность увеличивалась, да и поклонение секты этому способствовало.

Считая истины новой науки “очевидными”, Кенэ становился нетерпим к другим мнениям, а секта во много раз усиливала эту нетерпимость. Кенэ был убежден в универсальной применимости своего учения независимо от усло-вий места и времени. Его скромность ни на йоту не уменьшилась. Он вовсе не принижал своих учеников, но они принижали себя сами. Когда Кенэ умер в декабре 1774 года, физиократы не могли никем его заменить. К тому же они уже переживали упадок. Правление Тюрго в 1774 - 1776 годах оживило их надежды и деятельность, но тем сильнее был удар, нанесенный его отставкой. К тому же 1776 год - это год выхода в свет “Богатства народов” Адама Смита. Французские экономисты следующего поколения - Сисмонди, Сэй и др. - больше опирались на Смита, чем на физиократов. В 1815 году Дюпон, уже глубокий старик, в письме попрекал Сэя тем, что он, вскормлен-ный на молоке Кенэ, “бьет свою кормилицу”. Сэй отвечал, что после молока Кенэ он съел немало хлеба и мяса, то есть изучил Смита и других новых экономистов. В конечном счете, Сэй отказался и от главных прогрессивных элементов учения Смита.

Коренная причина распада физиократической школы и уменьшения популярности идей Кенэ в 70-х и 80-х годах состоит в том, что потерпели неудачу ее попытки подготовить классовый компромисс между дворянством и буржуазией.

Королевская власть оказалась неспособной играть роль арбитра и примирителя между обоими классами. Утратив покровительство двора, последователи Кенэ стали подвергаться нападкам феодальной реакции. В то же время им было не по пути с левым демократическим направлением в просветительстве. Кенэ и его последователи были, в сущности, гораздо менее революционны, чем основное ядро просветителей во главе с Дидро, не говоря уже об их левом крыле, из которого вышел позже утопический социализм. Но общая деятельность физиократов была весьма революционна и подрывала устои феодального общества. Маркс, к примеру, писал, что Тюрго - “в смысле прямого влияния - является одним из отцов французской революции”.

Это объясняется тем, что Кенэ использовал передовые для своего времени подходы к анализу экономических явлений и процессов. Он пошел дальше Петти в применении методов естественных наук в политической экономии, обосновывая положение о том, что экономические процессы подчиняются естественным закономерностям, а экономические категории носят объективный характер. В работах основоположника физиократической теории прослеживается использование элементов метода абстракции при исследовании экономического строя. Труды Кенэ способствовали формированию научной методологии политической экономии.

Физиократы в области экономической политики выступали как сторонники невмешательства в экономику страны, сторонники монополий, защищая свободу предпринимательской деятельности в условиях конкуренции. Физиократы выступали за монархическую централизованную власть. Вершину физиократической системы составила попытка анализа воспроизводства, предпринятая Ф. Кенэ в «экономической таблице» (1758).

Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку рассмотреть общеэкономические проблемы на уровне национальной экономики в целом. Это послужило отправной точкой для исследований французских экономистов-физиократов.

В первой половине XVI11 в. экономика Франции переживала острый кризис. Меркантилистская политика суперинтенданта финансов Ж.-Б. Кольбера в правительстве Людовика XIV, направленная на поощрение экспортных отраслей и внешней торговли, препятствовала развитию национальных производств, удовлетворяющих внутренние нужды государства. Однако центр экономических противоречий французского общества находился не в промышленности, а в сельском хозяйстве. Опутанные сетью непомерных налогов, лишенные земли и скота, арендующие землю у помещиков, французские крестьяне были задавлены тяжелой нуждой. Крайне бедственное положение основной массы населения и отсталость сельского хозяйства - единственной отрасли, создающей согласно взгядам физиократов богатство страны, стало причиной того, что главным объектом анализа французских экономистов стал аграрный вопрос.

Главное отличие школы физиократов от меркантилистов состояло в том, что физиократы перенесли исследование из сферы обращения в сферу производства. Обоснование такого переноса было поразительно убедительным для того времени. Франсуа Кенэ (1694-1774) - глава школы физиократов - вывел его из принципа эквивалентного обмена. Поскольку обмениваться могут только равновеликие стоимости, постольку «обмен или торговля не порождают богатств, совершение обмена ничего, стало быть, не производит». А раз это так, то источник богатства надо искать вне сферы обращения, т.е. в производстве. Данное рассуждение, столь же гениальное, сколь и простое, привело Кенэ к еще одному открытию. Если товары поступают на рынок с заранее заданной ценой, следовательно, деньги выполняют только функцию средства обращения, и их накопление не является действительным богатством. Но главный вклад физиократов в экономическую теорию связан с анализом капитала.

До XVIII в. экономисты исследовали поведение индивидуального производителя: ему было необходимо купить средства производства и рабочую силу, организовать производство, продать готовую продукцию. Вопрос о механизме воспроизводства в масштабе всего общества хотя и ставился, но решен не был. Впервые объяснил его в 1757 г. в своей знаменитой «Экономической таблице» Кенэ. И хотя этот анализ не был лишен недостатков (например, Кенэ исходил из того, что обращается только продукт сельского хозяйства), впервые был показан механизм общественного воспроизводства, т.е. производства и обращения всего общественного продукта как но стоимости, так и по натуральной форме. Причем Кенэ рассмотрел движение общественного продукта не в виде отдельных актов купли-продажи, а как процесс обмена продуктами производства между важнейшими отраслями народного хозяйства (промышленностью и сельским хозяйством) и основными классами общества.

Сегодня интересна аргументация, с помощью которой Кенэ ввел фундаментальное понятие - «чистый продукт». Это то, что остается от суммы всех благ, если вычесть затраты на их производство. Согласно физиократам, чистый продукт создает земля, так как благодаря своей природной плодородной силе она не только возмещает все затраты труда, семян, скота, но и создает определенный избыток, представляющий собой уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет форму зерна, леса, камня, руды и прочего, не создавая никаких излишков. Чистого продукта промышленный труд не создает. Не создает его и торговля, меняющая одну ценность на другую. Труд, который создает чистый продукт, физиократы назвали производительным, а всякий другой труд - непроизводительным.

Завершил теорию физиократов Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781). Развивая теорию Кенэ о классовой структуре общества, Тюрго выделил в «бесплодном» классе предпринимателей и наемных рабочих. Доход наемного рабочего он сводил к минимуму средств существования вследствие конкуренции между рабочими на рынке труда. Это положение затем было сформулировано Ф. Лассалем в виде так называемого «железного закона» заработной платы. Тюрго выдвинул «закон уменьшения земледельческого продукта», согласно которому увеличение приложения груда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата груда оказывается менее производительной. Тюрго рассмотрел теорию стоимости (называемую им ценностью). Он различал субъективную и объективную ценность. Субъективная ценность - это оценка вещи самим владельцем вещи: продающий сам определяет ее ценность. Объективная же ценность устанавливается на рынке в зависимости от взаимной потребности покупателей и продавцов, от тех условий, которые возникают при обмене. В этих положениях Тюрго экономисты через сто лег обнаружили первые зачатки субъективных теорий, которые к концу XIX в. получили развитие в работах экономистов австрийской школы, математической школы и неоклассического направления.

Вариантом классической политической экономии является школа физиократов. Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. Ее основателем был Франсуа Кенэ (1694-1774). Только в земледельческом труде и земледельческом продукте физиократы видели источник богатства.

Яркими представителями классической политической экономии стали Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). В отличие от меркантилистов классики политической экономии рассматривали ее как науку о богатстве, искали источник капиталистического богатства в сфере производства.

Переход от политической экономии богатства к политической экономии труда предприняли Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Учение К. Маркса получило широкое распространение в России. Экономическое учение К.Маркса явилось вершиной классической политэкономии.

Физиокрамтия (фр. physiocrates, от др.-греч.цэуйт -- природа и ксЬфпт -- сила, власть, господство, то есть "господство природы") -- французская школаэкономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Термин "физиократы" вошел в употребление лишь в XIX в., при жизни Кенэ и его учеников они себя называли "экономистами", а свое учение -- "политической экономией" . Название "физиократия" дано Дюпон де Немуром -- первым издателем сочинений Кене -- ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками "естественного порядка" (ordrenaturel) в хозяйственной жизни общества -- идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Статьи Кенэ, посвященные вопросам цен на хлеб и налогам, были помещены в энциклопедии Д. Дидро. Существенная заслуга физиократов, и прежде всего Кёне, по мнению К.Маркса, состояла в том, что "… они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами современной политической экономии".

Положения

Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и притом раньше неё, физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения -- желания, одинаково характеризующие и физиократов, и "классическую" школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который (в своем французском варианте) односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.

Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал -- понятия, играющие такую же важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии, как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии.

Термин "физиократия" употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже -- в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французам. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции.

Происхождение теории

Английские, а за ними немецкие и русские историки политической экономии считают обыкновенно родоначальником этой науки Адама Смита, но французские и ряд других историков видит её начало в учении физиократов, которые создали первую систематическую теорию политической экономии. В своей специальной работе "О Тюрго как экономисте" немецкий учёный Шеель считает физиократов истинными родоначальниками политической экономии, называя "смитианизм" лишь "английским видом физиократизма". Такого же мнения придерживается историк С. Каплан в своем труде о политике и политической экономии Франции эпохи Людовика XV: он фактически ставит знак равенства между физиократами и либеральными экономистами -- последователями А. Смита. Сам Адам Смит был вхож в кружок физиократов Франсуа Кёнэ и собирался посвятить последнему свою главную работу "Богатство народов", но изменил свое намерение после смерти французского политэконома, произошедшей незадолго до публикации. Это прямо указывает на связь основных положений А. Смита с учением Франсуа Кёнэ и физиократов.

Появлению физиократии предшествовал так называемый меркантилизм, который был скорее системой экономической политики, чем политико-экономической теорией: меркантилисты не дали цельной научной доктрины -- она в цельном виде сложилась в виде доктрины протекционизма лишь в XIX в. В этом смысле физиократы заслуживают предпочтения в том, чтобы считаться действительными основателями политической экономии, тем более, что они оказали большое влияние и на учение А. Смита. Они первые провозгласили тот принцип, что в хозяйственной жизни общества господствует известный естественный порядок и что наука может и должна его открыть и сформулировать. Стоит только, думали они, узнать, какие законы управляют явлениями экономической жизни -- и этого будет совершенно достаточно для создания полной теории производства и распределения богатств. Отсюда их дедуктивный метод, весьма сходный с методом А. Смита и других представителей "классической школы" политической экономии.

Основные положения

Все главные основания физиократической теории как политико-экономического учения были изложены уже основателем школы, а потому о них вполне достаточное понятие даёт учение Кенэ.

В главной работе Кёне "Экономическая таблица" (1758) проведён анализ общественного воспроизводства с позиции установления определённых балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта. Фактически, сгруппировав всех хозяйствующих экономических субъектов Франции XVIII века на классы: земледельцев (фермеры и сельские наёмные рабочие), собственников (землевладельцы и король) и "бесплодный класс" (промышленники, купцы, ремесленники и наёмные рабочие в промышленности) -- Кёне составил первый вариант схемы-таблицы межотраслевого баланса "затрат-выпуска", являющейся прототипом для последующих моделей экономического баланса Л. Вальраса и В. Леонтьева.

В оценке их общественной роли историки не вполне сходятся между собой, неодинаково понимая их отношение к отдельным социальным классам. Несомненно, что физиократы враждебно относились к сословному строю общества, к привилегиям дворянства и к сеньориальным правам. Некоторые историки особенно подчеркивают народолюбие физиократов. Издатель сочинений физиократов в XIX в., Дэр, ставит им в заслугу, что они "формулировали великую проблему справедливого и несправедливого" в общественных отношениях и в этом смысле "основали школу социальной морали, которой раньше не существовало". Историк XIX века А. Лихтенбергер ("Lesocialismedu XVIII siиcle") говорит, что "в известном смысле физиократы играли роль, имеющую некоторую аналогию с ролью современных социалистов, так как они стремились эманципировать труд и защищали права социальной справедливости". Не так далеко идут в своих отзывах немецкие писатели (Кауц, Шеель, Кон и др.), но и они подчеркивают симпатию к трудящимся и обременённым. В сущности, однако, физиократы были, как полагал Луи Блан, бессознательными представителями интересов буржуазии; Маркс заметил, что "физиократическая система была первой систематической концепцией капиталистического производства".

Вместе с тем, никто из физиократов не принадлежал к французской буржуазии, почти все они были представителями крупной французской аристократии или высшего католического духовенства: Виктор Рикети маркиз де Мирабо, Пьер дюПон де Немур, Анн Робер Тюрго, Мерсьеде лаРивьер, аббат Бодо, аббат Рубо и т.д. Сам Франсуа Кенэ был личным врачом и доверенным лицом мадам де Помпадур, богатой аристократки и фаворитки короля Людовика XV, которая покровительствовала экономическому кружку Кёнэ в Версале и познакомила его с королём, который оказался под сильным влиянием либеральных идей физиократов.

Не случайно поэтому физиократы были проповедниками крупного хозяйства: уже Кёнэ считал наиболее нормальным, чтобы земли, обрабатываемые под посевы, соединялись в большие фермы, которые находились бы в руках богатых землевладельцев (richescultivateurs). Только богатые фермеры составляют, по его мнению, силу и могущество нации, только они могут дать занятие рабочим рукам и удержать в деревне жителей. При этом Кёнэ объяснял, что под словами "богатый фермер" не следует понимать работника, который сам пашет, а хозяина, имеющего наёмных рабочих. Все мелкие фермеры должны были превратиться в батраков, работающих на крупных фермеров, которые и суть "истинные земледельцы". По словам аббата Бодо, "в обществе, истинно благоустроенном на основах экономических принципов", должны существовать простые земледельческие рабочие, которые жили бы только своим трудом. Отождествляя нередко землю и землевладельца, интересы земледелия и интересы сельских хозяев, физиократы очень часто, когда говорят об интересах производительного класса, имеют в виду именно только фермеров. Отсюда недалеко было до особенной заботливости о последних -- и действительно, Кене советует правительству наградить фермеров всякими привилегиями, так как в противном случае благодаря своему богатству они могут приняться за другие занятия. Заботясь об увеличении национального дохода, заключавшемся, с точки зрения физиократов, в сумме доходов отдельных сельских хозяев, они признавали необходимость благосостояния рабочих едва ли не потому только, что в интересах нации продукты должны потребляться в возможно большем количестве.

Содействовать увеличению рабочей платы физиократы вовсе не были намерены: Кене советует для жатвы брать пришлых савойских рабочих, которые довольствуются меньшей платой, чем французские, ибо от этого уменьшаются расходы производства и увеличиваются доходы собственников и государя, а вместе с ними возрастает могущество нации и фонд рабочей платы (lerevenudisponible), который доставит рабочим возможность лучшего существования. Таким образом, физиократы не умели отделить накопление капиталов от обогащения землевладельцев и крупных фермеров: наблюдая вокруг себя одну бедность, желая поднять национальное богатство, они обращали внимание исключительно на количество предметов, находящихся в стране, без всякого отношения к их распределению. Необходимость капиталов на их языке переводилась в необходимость капиталистов. Крестьянин рисовался им либо в виде мелкого собственника, едва существующего доходами со своей землицы, либо в виде половника, вечно находящегося в долгу у помещика, либо в виде безземельного батрака, которому ни тот, ни другой не могут доставить работы. По мнению физиократов, крупное фермерство, обогащая государство, могло занять свободные руки безземельного крестьянства. В этом отношении физиократы сходились с весьма многими агрономическими писателями, указывавшими, что мелкое хозяйство крестьян-собственников и половников, невежественных и бедных, не в состоянии служить основой для тех улучшений в способах обработки земли, которые требуются для подъёма её производительности.

Между теорией физиократов, благоприятной для крупной буржуазии и аристократии, и их народолюбивыми чувствами было, таким образом, довольно значительное противоречие. Раньше всего оно было отмечено Луи Бланом, когда он, например, говорил о Тюрго: "он не всегда отличался последовательностью по отношению к своим принципам; не будем его за это упрекать, ибо в этом его слава".

Некоторые современные историки полагают, что попытки применить во Франции либеральные идеи, проповедуемые физиократами, привели к массовому голоду во Франции в 1770--1771 и 1788--1789 гг. и экономическому кризису 1786--1789 гг., приведшему к массовой безработице, что вызвало социальный взрыв, обостривший события и эксцессы первого этапа Великой Французской революции.

В политическом отношении физиократы стояли на точке зрения просвещённого абсолютизма. Уже Кене, мечтая о реализации своей экономической системы, считал необходимой такую силу, которая могла бы совершить эту реализацию. Он требовал поэтому полного единства и безусловного господства верховной власти, возвышающейся во имя общего блага над противоположными интересами частных лиц. Мерсьеде лаРивьер в главном своём сочинении развивал ту мысль, что "законный деспотизм" (despotismelйgal) один в состоянии осуществить общее благо, установить естественный общественный порядок, чем вызвал резкие возражения со стороны Мабли. Нападая на теорию разделения и равновесия властей или теорию политических противовесов, Мерсье рассуждал так: если основы хорошего правления очевидны для власти и она захочет поступать сообразно с ними на благо общества, то "контрафорсы" могут лишь помешать ей -- и наоборот, в таких противовесах нет надобности, раз основы хорошего правления остаются неизвестными власти. Напрасно из боязни, что правитель может быть невежественным, ему противопоставляют людей, едва умеющих управлять самими собой. Впрочем, роль абсолютной власти понималась скорее в смысле силы, которая должна устранить все, что мешает "естественному порядку", чем в смысле силы, которая должна созидать нечто новое.

В последнем отношении интересен разговор Екатерины II с Мерсьеде ла Ривьером, которого она пригласила в Петербург для совета с ним о законодательстве. "Каких правил, -- спросила она, -- следует держаться, чтобы дать наиболее подходящие законы для народа?" -- "Давать или создавать законы -- такая задача, государыня, которой Бог никому не предоставлял", -- отвечал Мерсьеде ла Ривьер, вызвав новый вопрос Екатерины о том, к чему же, в таком случае, он сводит науку правления. "Наука правления, -- сказал он, -- сводится к признанию и проявлению законов, начертанных Богом в организации людей; желать идти дальше было бы большим несчастьем и чересчур смелым предприятием". Учение физиократов оказало влияние на французскую революцию. "Из их среды, -- говорит Бланки в своей "Истории политической экономии", -- был дан сигнал ко всем общественным реформам, какие только были совершены или предприняты в Европе в течение 80 лет; можно даже сказать, что, за немногими исключениями, французская революция была не чем иным, как их теорией в действии". Луи Блан, видевший в физиократах представителей интересов буржуазии, хотевших заменить одну аристократию другой, и потому называвший их учение "ложным и опасным", тем не менее, прославлял их как проповедников новых идей, из которых вышли все преобразования революционной эпохи. "Экономисты, -- говорит о Ф. Токвиль в "Старом порядке и революции", -- играли в истории менее блестящую роль, чем философы; быть может, они и меньше, нежели последние, оказали влияния на возникновение революции -- и тем не менее я думаю, что истинный её характер лучше всего познается именно в их сочинениях. Одни высказывали то, что можно было себе вообразить; другие иногда указывали на то, что нужно было делать. Все учреждения, которые революция должна была безвозвратно уничтожить, были особенным предметом их нападок; ни одно не имело права на пощаду в их глазах. Наоборот, все те учреждения, которые могут рассматриваться как настоящие создания революции, были заранее возвещены физиократами и с жаром ими прославлены. С трудом можно было бы назвать хотя бы одно, зародыш которого уже не существовал бы в каких-либо их сочинениях; в них мы находим все, что было наиболее существенного в революции". В сочинениях Ф. Токвиль отмечает и будущий "революционный и демократический темперамент" деятелей конца XVIII в., и "безграничное презрение к прошлому", и веру во всемогущество государства в деле устранения всех зол.

Оценивая общее значение физиократов, один из самых последних исследователей их учения (Мархлевский) называет отдельные случаи влияния физиократов на жизнь "революционными бациллами физиократизма". Несколько иначе относится большинство историков к чисто научной стороне этого учения.

После появления "Богатства народов" А. Смита школа Кене пришла в полный упадок, хотя у неё были ещё сторонники даже в XIX в.: Дюпон де Немур -- до самой своей смерти (1817), в тридцатых годах -- Ж.М. Дютан и др. В классической школе полит. экономии установилось, в общем, самое отрицательное отношение к физиократам, не всегда справедливое. В своём "Капитале" Маркс довольно часто говорит о физиократах (в примечаниях) с сочувствием; одно количество цитат указывает на то, как высоко ставил он иногда этих предшественников классической школы.

В отдельных случаях он даже находил понимание тех или других вопросов более глубоким и более последовательным у физиократов, нежели у А. Смита.

Сам вопрос о зависимости последнего от физиократов был подвергнут внимательному пересмотру, результаты которого оказались благоприятными для физиократов Сочинения физиократов изданы Дэром в "Collectiondesprincipauxйconomistes"; "Друг людей" Мирабо переиздан Rouxel"ем в 1883 г., а сочинения Кене перепечатал Онкен.



Похожие статьи