Упрощенная система бухгалтерского учета. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Малые предприятия могут сдавать отчетность по упрощенным формам. Однако даже упрощенными правилами нужно пользоваться так, чтобы в дальнейшем не усложнить себе жизнь. Тем более что в правила эти в 2016 году внесены существенные корректировки. Расскажем о них подробнее.

На официальном сайте Минфина размещен документ «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Рекомендации). Документ разработан Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. В нем закреплены три возможных упрощенных способа ведения бухгалтерского учета:

  • полная форма;
  • сокращенная форма;
  • простая система ведения бухучета.

Полная форма, по сути, напоминает обычный бухгалтерский учет, поскольку здесь также все хозяйственные операции учитываются методом двойной записи в соответствующих регистрах. Она подходит тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.

Для малых компаний с численностью работников не более 100 человек и выручкой, не превышающей 800 млн рублей за предыдущий год предусмотрены следующие послабления: сокращенный план счетов, использование специальных регистров и возможность исправлять существенные ошибки, выявленные после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, в упрощенном порядке по правилам пункта 14 ПБУ . прошлый год не нужно.

Сокращенная форма подходит для малых компаний, использующих кассовый метод, и удобна для тех, у кого хозяйственные операции преимущественно однообразные.

Она предусматривает, что все факты хозяйственной жизни нужно записывать посредством двойной записи в одном документе – Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни. Бланк этой книги можно разработать самостоятельно на основе формы № К-1МП, утвержденной в приложении 11 к Рекомендациям.

Нужно отметить: если у вашей организации много разнообразных операций, книга получится большого размера, поэтому ее применение, возможно, будет неудобным и может запутать вас.

Разумеется, самый простой способ организовать бухучет – не применять двойную запись вовсе (то есть вообще не делать никаких проводок). Но вести бухгалтерский учет по простой системе могут вести только микропредприятия. с численностью работников до 15 человек и выручкой, не превышающей 120 млн рублей за предыдущий год.

Напомним, что важные моменты организации и ведения упрощенного бухгалтерского учета Минфин России разъяснил в информационном письме от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015.

Новые правила для упрощенного учета

Приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» внесены поправки , .

Новые правила для упрощенного учета адресованы организациям, которым разрешено применять и сдавать упрощенную отчетность.

Теперь таким организациям разрешается:

По общим правилам по мере отпуска материалов в производство они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

Новый порядок допускает для микропредприятия признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения или осуществления (п. 13.2 ПБУ 5/01 ). Этот упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в его бухгалтерской отчетности остатков МПЗ (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции).

В аналогичном порядке могут списывать субъекты, не относящиеся к микропредприятиям, но при условии, что характер их деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ.

Существенными считаются такие остатки МПЗ, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности способна повлиять на решения пользователей этой отчетности. Критерий существенности организация устанавливает самостоятельно (п. 11 ПБУ 4/99 , утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, письмо Минфина России от 24 января 2011 г. № 07-02-18/01).

Таким образом, при применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету других счетов учета затрат на производство – при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда и т. д. в полной сумме по мере приобретения сырья, материалов, товаров и осуществления других затрат на производство и подготовку к продаже продукции, товаров. Делается проводка:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60 (70, 71, 76…)
- отражена стоимость приобретенных МПЗ.

Общая сумма затрат, учтенных на счете 20 (на других счетах учета затрат на производство – при использовании таких счетов), списывается в конце отчетного периода в дебет счета 99 «Прибыли или убытки» (в дебет счета 90 «Продажи» – при использовании такого счета).

В аналогичном порядке можно вести учет МПЗ, предназначенных для управленческих нужд. Теперь малые предприятия могут признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (п. 13.3 ПБУ 5/01). Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в учете и отражение в отчетности остатка таких МПЗ.

Учет основных средств (ПБУ 6/01)

У организаций с «упрощенным» бухучетом появилась возможность по-иному формировать первоначальную стоимость основных средств при их приобретении за плату, а также при их сооружении (изготовлении).

Приобретенные объекты основных средств к бухгалтерскому учету разрешено принимать по цене поставщика, а сооруженные (изготовленные) объекты основных средств – по стоимости работ подрядчика (ранее – только в полной сумме фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление).

Внесенные изменения позволяют организациям малого бизнеса, применяющим упрощенные способы бухгалтерского учета, не включать в первоначальную стоимость ОС такие расходы:

  • суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • общехозяйственные и иные аналогичные расходы, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Все эти расходы, которые окажутся не учтенными в первоначальной стоимости ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются затраты на приобретение (сооружение, изготовление) объекта основных средств в размере цены поставщика (подрядчика).

Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, учитываются по дебету счета 20 «Основное производство» (или других счетов учета затрат на производство – при их использовании) и кредиту счетов учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др. Таким же образом можно учесть и затраты на монтаж – при их наличии, и если они не учтены в цене поставщика (пп. «а» п. 8.1 ПБУ 6/01).


ПРИМЕР УПРОЩЕННОГО УЧЕТА ПРИОБРЕТЕННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Организация в июне приобрела технологическое оборудование договорной стоимостью 175 000 руб. (без НДС). Стоимость работ по монтажу оборудования составила 10 000 руб. (без НДС). Расходы по доставке составили 5000 руб. (без НДС).

Бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 60
- 175 000 руб. – принято к учету оборудование;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- 5000 руб. – учтены расходы на доставку оборудования;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- 10 000 руб. – учтены расходы на монтаж оборудования;

ДЕБЕТ 01   КРЕДИТ 08
- 175 000 руб. – оборудование переведено в состав основных средств.

В аналогичном порядке ведется учет основных средств при их изготовлении, в том числе силами подрядчика.


ПРИМЕР УПРОЩЕННОГО УЧЕТА «САМОСТОЯТЕЛЬНО» ИЗГОТОВЛЕННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Организация в июне получила и оплатила консультационные услуги стоимостью 15 000 руб. (без НДС) по созданию основного средства. К изготовлению основного средства привлечен подрядчик, затраты на его создание составили 100 000 руб. (без НДС). Работы произведены в июле.

Бухгалтер сделал проводки:

в июне:

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- 15 000 руб. – затраты на консультационные услуги учтены в составе расходов;

в июле:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 60
- 100 000 руб. – стоимость услуг подрядчика включена в первоначальную стоимость объекта;

ДЕБЕТ 01   КРЕДИТ 08
- 100 000 руб. – объект принят к учету в составе основных средств.

Упрощенный порядок начисления амортизации основных средств

Организации, ведущие бухгалтерский учет упрощенно, могут начислять годовую сумму амортизации по основным средствам единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией (п. 19 ПБУ 6/01). То есть не ежемесячно в размере 1/12 от годовой суммы амортизации, а, например, раз в квартал или раз в год. Начисленная сумма амортизации отражается в бухгалтерском учете соответственно в периоде, к которому она относится, или в декабре отчетного года.


ПРИМЕР УПРОЩЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Основное средство относится к четвертой амортизационной группе, его первоначальная стоимость составляет 325 000 руб. Амортизация по нему начисляется линейным способом, срок его полезного использования установлен равным 6,5 годам (78 месяцам).

В этом случае годовая сумма амортизации составляет 50 000 руб. (325 000 руб. : 6,5 года) (абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01).

Согласно учетной политике, амортизация в бухгалтерском учете начисляется один раз в конце отчетного года.

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 02
- 50 000 руб. – начислена амортизация основного средства.

По производственному и хозяйственному инвентарю разрешено начислять амортизацию единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету (ранее – только в течение всего срока полезного использования объекта).

К производственному инвентарю относятся предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут квалифицироваться ни как оборудование, ни как сооружения.

При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета сумма начисленной амортизации по указанным объектам в размере 100% их первоначальной стоимости отражается по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету других счетов учета затрат на производство – при использовании таких счетов) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в том же отчетном периоде, в котором объект принят к бухгалтерскому учету. При этом объект не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).


ПРИМЕР НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ПО ИНВЕНТАРЮ

Организация в июне приобрела производственный инвентарь стоимостью 60 000 руб. (без НДС). Согласно учетной политике, амортизация производственного инвентаря начисляется в размере 100% в том периоде, когда объект принят к бухгалтерскому учету.

Бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 60
- 60 000 руб. – отражена первоначальная стоимость производственного инвентаря;

ДЕБЕТ 01   КРЕДИТ 08
- 60 000 руб. – производственный инвентарь учтен в составе основных средств;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 02
- 60 000 руб. – начислена амортизация производственного инвентаря.

Учет НМА (ПБУ 14/2007)

Малое предприятие может признавать расходы на приобретение (создание) объектов, отвечающих критериям нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет НМА»). Данный упрощенный способ не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Нематериальные активы».

При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета признание указанных расходов отражается по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету других счетов учета затрат на производство – при использовании таких счетов) и кредиту счетов учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др.


ПРИМЕР УПРОЩЕННОГО УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Научно­-исследовательское бюро разработало новый прибор, провело успешные испытания и направило в Роспатент заявку на получение патента.

Затраты на создание прибора составили:

Заработная плата работников – 30 000 руб.;

Страховые взносы – 9060 руб.;

Материальные затраты – 20 000 руб.;

Госпошлина – 2000 руб.

Бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 70
- учтена заработная плата работников;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 69
- начислены страховые взносы;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 10
- учтены материальные затраты;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- отражена в составе расходов госпошлина.

Расходы на НИОКР (ПБУ 17/02)

Малое предприятие может списывать расходы на НИОКР в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02 «Расходы на НИОКР»). Данный упрощенный способ не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатка по статье «Результаты исследований и разработок».

При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета списание указанных расходов отражается по дебету счета 20 «Основное производство» (по дебету других счетов учета затрат на производство – при использовании таких счетов) и кредиту счетов расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда и др.


ПРИМЕР УЧЕТА РАСХОДОВ НА НИОКР

Сторонний исполнитель выполнил для организации работу по усовершенствованию выпускаемой продукции стоимостью 100 000 руб. (без НДС). Работа дала положительный результат, который не подлежит правовой охране. В месяце завершения работ организация произвела расчеты с исполнителем и начала использование результатов НИОКР в производственной деятельности. В учетной политике организации предусмотрено, что расходы на НИОКР списываются на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

Бухгалтер сделает проводки:

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- 100 000 руб. – отражена задолженность по оплате выполненных работ;

ДЕБЕТ 60   КРЕДИТ 51
- 100 000 руб. – оплачены выполненные работы.

Вы почти уверены, что все правила упрощенного учета применялись вами правильно? Тогда пора переходить к составлению упрощенного баланса, чтобы удостовериться в этом окончательно.

В последние года три в бухгалтерском деле происходят глобальные изменения. Но поскольку изменения эти были несколько разрознены, то отследить и понять, к чему все это, было затруднительно.

Только в 2015 году стало понятно, куда все движется и что вообще происходит. После поправок, внесенных в законодательно-нормативную базу в 2015 году стало очевидно, что государство движется в развитии бухгалтерского учета в двух основных направлениях:

1. Выделение организаций (субъектов хозяйствования), достоверность и качество бухгалтерской отчетности, которых государство будет обеспечивать всеми доступными ему способами как гарант интересов инвесторов и кредиторов (общественно значимые организации).

2. Также определен круг субъектов хозяйствования, для которых государство создает комфортные условия. А именно: вводит и поддерживает возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенном виде с правом составления упрощенной бухгалтерской отчетности.

В данном случае я имею ввиду:

  • поправки 2015 года в перечне организаций, имеющих право вести упрощенный бухгалтерский учет;
  • изменения, касающиеся субъектов обязательного аудита;
  • выход профессионально стандарта «Бухгалтер».
И все это во взаимосвязи с коренным образом изменившимися целями бухгалтерского учета, которые появились у нас с введением .

Для внесения ясности и логичности в цепь произошедших событий, мне хотелось бы кратко сформулировать итоги и дать некоторые комментарии к наиболее интересным аспектам не так давно ушедшего 2016 года.

Итак, в силу произошедших изменений, на начало 2016 года появились две четко выделенные группы организаций, для которых четко установлены правила формирования достоверной бухгалтерской отчетности, но с разной степенью информативности для пользователей:

  • организации, имеющие право вести упрощенный учет и составлять упрощенную отчетность (п. 4 ст. 6 Закона 402-ФЗ);
  • организации, не имеющие право вести упрощенный учет.
Давайте более пристально посмотрим на эти группы.

Группа 1: могут вести упрощенный учет и сдавать упрощенную отчетность

В настоящее время таким правом обладают субъекты малого предпринимательства, которые не попадают под обязательные аудиторские проверки (п. 5 ст. 6 Закона №402-ФЗ).

Ст. 11 Федерального закона от 04.11.2014 №344-ФЗ, которой внесены изменения в п. 4 ст. 6 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

«Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Если сделать вывод, то, как правило, это организации:

  • не размещающие собственные ценные бумаги на рынке;
  • не привлекающие инвесторов иными способами.
Таким образом, отчетность этих организаций интересна (в лучшем случае) только им самим, то есть - учредителям, руководителям. У отчетности таких организаций в принципе отсутствуют заинтересованные сторонние пользователи, чьи интересы могли бы быть нарушены ее недостоверностью. Именно такой логикой объясняется существующее послабление со стороны государства в части учета и отчетности таких компаний, а также в части отсутствия требования к ним о проведении обязательного аудита отчетности.

С этой точки зрения такие организации не являются общественно значимыми.

Заметно, что государство демонстрирует явную заинтересованность в расширении количества таких организаций. Это можно увидеть, если проанализировать гарантии стабильности статуса субъекта малого бизнеса достаточно устойчивый промежуток времени.

Например, в 2015 году был значительно повышен лимит выручки и численности организаций для их отнесения к категории малого бизнеса, а также увеличены предельные доли участия в капитале организаций, претендующих на звание субъекта малого предпринимательства, иностранных лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса.

Кроме того, был установлен достаточно большой гарантированный период до исключения организаций из категории малых при отступлении от предельных значений по критериям численности и годового оборота (подп. «в» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ).

Группа 2: не имеют права на упрощенный учет

Применительно к большинству организаций в отношении отчетности за 2016 год ко второй группе относятся:
  • любое АО (как публичное, так и непубличное (подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • ООО, если оно выпускает ценные бумаги (например, облигации), допущенные к организованным торгам (подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • любая организация, если выручка от продажи продукции (товаров), выполнения работ за 2015 год у нее превысила 400 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ; здесь учитываются данные бухгалтерского учета!);
  • любая организация, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2016 у нее составляла более 60 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • организация, обязательность проведения аудиторской проверки которой отдельно установлена федеральными законами (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).
В отношении таких организаций реализуется политика защиты имущественных интересов граждан и инвесторов - юридических лиц (потенциальных инвесторов), а также имущественных интересов лиц, вступающих с такими организациями в гражданско-правовые отношения (в том числе кредиторов, потенциальных кредиторов).

Поскольку бухгалтерская отчетность таких организаций затрагивает имущественные интересы данных пользователей, определено, что ее качество должно позволять им принимать обоснованные экономические решения. То есть отчетность должна отражать реальное экономическое состояние организации и, соответственно, иметь прогнозные свойства.

Каким образом законодатель будет обеспечивать надлежащее качество этой отчетности?

Во-первых, вменением организациям в обязанность создания достоверной отчетности о финансовом состоянии организации в соответствии с требованиями Закона №402-ФЗ.

Во-вторых, запретом применения этими организациям упрощенных способов учета и составления отчетности.

В-третьих, обязательным подтверждением формируемой такими организациями годовой бухгалтерской отчетности аудиторскими организациями (с усилением требований к деятельности таких организаций).

Как это влияет на бухгалтерскую профессию

Разделение организаций на две названные категории дает основание задуматься о различии выполняемых главными бухгалтерами функций.

Компании, имеющие право на упрощенный учет, могут принять решение о том, что они будут или не будут придерживаться этой льготы. В первом случае понятно, что высококвалифицированный главный бухгалтер такой организации ни к чему. Достаточно и среднего уровня квалификации.

Во втором случае такое решение принимается, как правило, если учредитель или руководитель лично заинтересован в ее качестве. Аудит здесь может быть только инициативный, поэтому именно заинтересованные лица будут устанавливать требования к уровню квалификации главного бухгалтера, равно как и уровень оплаты его труда.

В отношении организаций, не имеющих права на ведение упрощенного учета и составление отчетности по упрощенной методике, может быть принято также два решения, которые повлияют на требования к уровню квалификации главного бухгалтера и на уровень оплаты его труда:

  • исполнить требования Закона №402-ФЗ не в полном объеме, прикрываясь требованием рациональности при ведении учета. Поскольку в такой ситуации руководитель (учредитель), как правило, не придает большого значения достоверности отчетности в части наделения ее прогнозными свойствами (основное требование - чтобы не было претензий от налоговиков), то аудиторы для проведения обязательного аудита (если он вообще проводится) отбираются по принципу лояльности. В итоге, организация ведет учет, «приближенный к упрощенному». И, конечно же, такая организация будет экономить на заработной плате квалифицированного бухгалтера. Он попросту ей не нужен;
  • исполнить требования Закона №402-ФЗ в полном объеме. Здесь, как говорится, без комментариев. Понятно, что нужен главный бухгалтер высочайшего уровня квалификации, поскольку и аудиторы будут работать, и налоговая не должна найти никаких ошибок (ну, или совсем чуть-чуть, и те, которые для них специально оставит главбух), и отчетность должна иметь прогнозные свойства. Поэтому, такие компании, как правило, на зарплате главного бухгалтера не экономят. Но таких, к сожалению, мало.

2. При организации бухгалтерского учета организация, применяющая упрощенные способы, должна исходить из требования рациональности, т.е. ее учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.

пункт 6).

2.1. При формировании учетной политики микропредприятие, некоммерческая организация, применяющие упрощенные способы, могут предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6.1).

3. Для ведения бухгалтерского учета организация, применяющая упрощенные способы, может сократить количество синтетических счетов в принимаемом ей рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, в частности, в рабочем плане счетов бухгалтерского учета могут применяться:

а) для учета производственных запасов счет 10 "Материалы" (вместо счетов 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме");

б) для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), счет 20 "Основное производство" (вместо счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"), 44 "Расходы на продажу";

в) для учета готовой продукции и товаров счет 41 "Товары" (вместо счетов 41 "Товары" и 43 "Готовая продукция");

г) для учета денежных средств в банках счет 51 "Расчетные счета" (вместо счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути");

д) для учета дебиторской и кредиторской задолженности счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (вместо счетов 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты");

е) для учета капитала счет 80 "Уставный капитал" (вместо счетов 80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал");

ж) для учета финансовых результатов счет 99 "Прибыли и убытки" (вместо счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки").

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6 ; Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 2 и ).

4. Для систематизации и накопления информации организация, применяющая упрощенные способы, может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6).

4.1. Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров.

Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг).

(Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 4.1 и 4.2).

5. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 19 ; Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, пункт 12 ; Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, пункт 18).

6. Организация, применяющая упрощенные способы, может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ 2/2008.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. N 116н, пункт 2.1).

7. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, пункт 15).

8. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета.

пункт 17).

9. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 14/07 "Учет нематериальных активов", утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, пункт 22).

10. Организация, применяющая упрощенные способы, может осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен.

(Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н, пункт 19).

11. Организация, применяющая упрощенные способы, может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.).

Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является установление упрощенных способов ведения такового. Для представителей малого бизнеса в этой части есть определенные послабления. Однако на сегодняшний день их явно недостаточно. Немного "разрядить" обстановку призван Приказ Минфина от 16 мая 2016 г. N 64н, который вроде как направлен на упрощение правил бухучета для "малышей" - соответствующие изменения внесены аж в четыре бухгалтерских Положения. Однако на самом деле все не так просто, как хотелось бы.

Собственно говоря, нововведения адресованы компаниям, которые имеют право на применение упрощенных способов , включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Напомним, что вообще целью Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе к , а также создание правового механизма регулирования бухучета. При этом в ст. 20 Закона N 402-ФЗ подчеркивается: принципы регулирования бухучета имеют для учета то же значение, что и основные начала налогового законодательства - для регламентации налоговых правоотношений. Среди таких бухгалтерских принципов особое место занимает принцип "установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая , для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы".

Кто может вести бухучет по "упрощенной" программе

В первую очередь напомним, для каких организаций доступны упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Перечень таковых приведен в ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. К ним отнесены:

  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

При этом, даже если компания относится к одной из названных категорий, упрощенный бухучет ей недоступен, если она поименована в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. В "черный список", в частности, попали АО, ЖК и ЖСК, микрофинансовые организации, коллегии адвокатов и т.д. Им надлежит вести бухучет по общим правилам и в полном объеме.

"Упрощенные" принципы

Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухучета одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25 ноября 2015 г. (Протокол N 7). К ним отнесены:

  1. соответствие способов ведения бухгалтерского учета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности экономического субъекта;
  2. единство методологических основ упрощенных и общих способов бухучета;
  3. приоритет информационной функции бухучета над его контрольной функцией;
  4. обеспечение качества и надежности формируемой в бухгалтерском учете информации, ценности ее для заинтересованных пользователей при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;
  5. исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при применении упрощенных способов ведения бухучета;
  6. сопоставимость финансовой информации, сформированной упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, с финансовой информацией, сформированной по общим правилам.

"Упрощенные" способы

В этой части введенные Приказом N 64н упрощенные способы ведения бухучета предполагают, что организация может определять первоначальную стоимость ОС в особом порядке:

  • при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС.

Что касается иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, то они в "упрощенном" случае включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором были понесены. Иными словами, в первоначальную стоимость ОС можно не включать, в частности, следующие расходы:

  • суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, госпошлины, уплачиваемые в связи с покупкой объекта ОС;
  • вознаграждение посреднику, через которого был приобретен объект ОС;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением ОС.

Вариантность в начислении амортизации

Не менее существенные изменения Приказом N 64н внесены в часть, касающуюся . И если ранее согласно п. 19 ПБУ 6/01 в течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ОС должны были начисляться ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы, то теперь допускается и "упрощенный" вариант. Он состоит в том, что годовую сумму амортизации можно начислять единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года, а не ежемесячно. Есть и еще один вариант - амортизацию можно начислять периодически в течение отчетного года, самостоятельно определив соответствующий период.

Упрощения в процедуре начисления амортизации предусмотрены также в отношении производственного и хозяйственного инвентаря. Напомним, что данные объекты в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 относятся к ОС, если продолжительность их СПИ превышает 12 месяцев или обычный операционный цикл. Благодаря Приказу N 64н начислять амортизацию названного инвентаря можно единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету.

Упрощенный бухучет МПЗ

Приказом N 64н ряд поправок внесен в ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина от 9 июня 2001 г. N 44н), которым регламентирован . В данной части нововведений несколько.

Во-первых , речь идет о возможности оптимизации процесса формирования первоначальной стоимости МПЗ. Здесь имеет место аналогия с процессом формирования первоначальной стоимости ОС. То есть оценивать приобретенные МПЗ разрешается по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с их приобретением, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Напомним, что по общим правилам МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Таковой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. При этом к фактическим затратам на приобретение МПЗ, в частности, относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • плата за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;
  • вознаграждения, уплачиваемые посредникам, через которых приобретаются эти объекты;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

По "упрощенным" же правилам предполагается, что если расходы не формируют первоначальную стоимость МПЗ, то они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором были понесены.

Во-вторых , речь идет о списании расходов на МПЗ. Согласно изменениям такие затраты можно списывать единовременно, если характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ или же если эти запасы используются в управленческих нуждах. При этом существенными остатками считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухотчетности организации способна повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности этой организации.

В этой части отдельно выделены микропредприятия - им дана возможность списывать любые МПЗ без ограничений, то есть для этих целей им не нужно учитывать информацию о существенности остатков МПЗ с точки зрения ее способности повлиять на решения пользователей бухотчетности.

В-третьих , опять же организации, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, благодаря Приказу N 64н могут не формировать резерв под снижение стоимости МПЗ (п. 25 ПБУ 5/01).

Учет НМА и расходы на НИОКР

Приказом N 64н также дополнены "упрощенные" положения ПБУ 14/2007 (утв. Приказом Минфина от 27 декабря 2007 г. N 153н) и ПБУ 17/02 (утв. Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. N 115н). Их суть сводится к тому, что организациям, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, дается право не формировать в бухучете стоимость интеллектуальных объектов и не отражать их в составе нематериальных активов или расходов на НИОКР. То есть расходы на НИОКР и на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухучету в качестве нематериальных активов, могут признаваться в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

Непростые проблемы применения новшеств

Надо сказать, что названные нововведения носят разрешительный характер. Соответственно, по умолчанию они не применяются - при желании воспользоваться упрощенными правилами организации должны внести изменения в свою учетную политику. При этом за компаниями закреплено право самостоятельно определять целесообразность применения каждого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета независимо от применения других упрощенных способов. То есть какие-либо из них можно "внедрить" в практику, а от каких-то следует отказаться.

Но на самом деле это не так просто. Как минимум нужно провести определенную аналитическую работу и тщательно взвесить последствия принимаемых решений. К примеру, если говорить о последствиях невключения в первоначальную стоимость ОС иных расходов, связанных с их приобретением (сооружением), то их несколько. С одной стороны, уменьшается база по налогу на имущество, с другой - это же ведет и к снижению стоимости чистых активов...

Если же говорить об упрощенных способах начисления амортизации, то, упростив бухучет и списывая амортизационные отчисления раз в год, тем самым "внутри" года как раз завышается база по налогу на имущество. Правда, с такой проблемой не столкнутся компании, применяющие тот или иной спецрежим.

Организациям и предприятиям малого бизнеса дано право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке. Три возможных способа организации упрощенного учета подробно описаны в документе «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее - Рекомендации). В нашей статье их рассмотрели эксперты Бератора.

Общие сведения

  • полная форма
  • сокращенная форма
  • простая система введения бухучета.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта "Сколково".

К малым предприятиям относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

1. Средняя численность работников
За предшествующий календарный год средняя численность работников субъекта не должна превышать:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек).

2. Выручка от реализации товаров (работ, услуг)
Выручка субъекта от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать:

  • 120 млн. руб. для микропредприятий;
  • 800 млн. руб. для малых предприятий;
  • 2 млрд. руб. для средних предприятий.

По новым правилам, установленным Законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ, действующим с 30 июня, категория субъекта малого и среднего предпринимательства будет меняться, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет (ранее - в течение двух лет).

3. Для организаций — доля участия в уставном капитале
С 30 июня 2015 года к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, до 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов;
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

Выбранный способ организации бухгалтерского учета необходимо закрепить в учетной политике.
Для некоторых видов малых предприятий установлен запрет на упрощенный бухгалтерский учет (п.5 ст.6 Закона № 402-ФЗ). К ним относятся:

  1. организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  2. жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  3. кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  4. микрофинансовые организации;
  5. организации государственного сектора;
  6. политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  7. коллегии адвокатов;
  8. адвокатские бюро;
  9. юридические консультации;
  10. адвокатские палаты;
  11. нотариальные палаты;
  12. некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Полная форма упрощенного бухучета

Полная форма, по сути, напоминает обычный бухгалтерский учет, поскольку здесь также все хозяйственные операции учитываются методом двойной записи в соответствующих регистрах.

Рассмотрим какие предусмотрены послабления для субъектов малого предпринимательства.

Во-первых, это сокращенный План счетов. Малые предприятия могут разработать свой рабочий план счетов, объединив в нем схожие счета учета. Например, можно открыть для обобщения информации о:

  • производственных запасах - счет 10 «Материалы» (вместо счетов: 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
  • затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), - счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»);
  • готовой продукции и товарах-счет41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные»);
  • дебиторской и кредиторской задолженности - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).

Кроме того, субъекты малого предпринимательства могут предусмотреть в рабочем Плане счетов:

  • учет денежных средств в банках на счете 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);
  • учет капитала на счете 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 81 «Собственные акции (доли)»);
  • учет финансовых результатов на счете 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

Итак, малые предприятия освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ:

  1. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов;
  2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без специальных корректировок;
  3. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2). При отказе в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства;
  4. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1). При отказе в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности;
  5. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3). При отказе в годовой отчетности не нужно отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы.

Пример сокращенного Плана счетов бухгалтерского учета субъекта малого предпринимательства:

Раздел Наименование счета Номер счета
1 2 3
Внеоборотные активы Основные средства 01
Амортизация основных средств 02
Нематериальные активы 04
Амортизация нематериальных активов 05
Вложения во внеоборотные активы 08
Производственные запасы Материалы 10
Налог на добавленную стоимость
по приобретенным ценностям
19
Затраты на производство Основное производство 20
Готовая продукция и товары Товары 41
Денежные средства Касса 50
Расчетные счета 51
Финансовые вложения 58
Расчеты Расчеты с поставщиками
и подрядчиками
60
Расчеты с покупателями и заказчиками 62
Расчеты по кредитам и займам 66
Расчеты по налогам и сборам 68
Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению
69
Расчеты с персоналом по
оплате труда
70
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76
Капитал Уставный капитал 80
Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)
84
Финансовые результаты Прибыли и убытки 99

Обратите внимание
Применение сокращенного рабочего Плана счетов возможно для всех форм упрощенного бухучета.

Во-вторых, полная форма введения упрощенного бухучета основана на использовании специальныхрегистров. Они приведены в приложениях 2 -10 к Рекомендациям. Так, малые предприятия могут утвердить для учета фактов хозяйственной жизни по примеру форм следующие ведомости:

  • Ведомость учета основных средств и амортизации - форма № 1МП;
  • Ведомость учета материально-производственных запасов - форма № 2МП;
  • Ведомость учета затрат на производство - форма № 3МП;
  • Ведомость учета денежных средств - форма № 4МП;
  • Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № 5МП;
  • Ведомость учета продаж - форма № 6МП;
  • Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № 7МП;
  • Ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда - форма № 8МП;
  • Сводная ведомость (шахматная) - форма № 9МП.

Сумму по любой операции нужно записывать одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием кредитуемого счета, в другой - по кредиту счета и аналогичной записью дебетуемого счета.

При этом запись о совершенной хозяйственной операции должна быть подтверждена первичным документом.

В конце отчетного периода накопленную в ведомостях информацию нужно обобщить в сводной (шахматной) ведомости по форме № 9 МП, на основании которой составляется оборотная ведомостьи выводятся остатки на последний календарный день отчетного периода. Напомним, оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса.

В-третьих - упрощенная бухгалтерская отчетность, которую вправе сдавать все субъекты малого предпринимательства. Упрощение сводится к тому, что (приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. №66н):

  • бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств содержат сокращенный объем показателей (приложение № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н). В приложениях к данным формам отчетности приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности;
  • отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств, необходимо составлять, если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности.

Обратите внимание
Микропредприятия при утверждении учетной политики вправе принять решение о составлении бухгалтерской отчетности в течение отчетного года по мере необходимости.

Еще одним послаблением для малых предприятий является то, что они могут исправлять существенные ошибки прошлых лет, выявленные после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, в упрощенном порядке по правилам пункта 14 ПБУ 22/2010. Так, у субъектов малого предпринимательства есть возможность исправлять существенные ошибки учета и отчетности в том периоде, в котором они их обнаружили. Прибыли или убытки прошлых лет, возникшие в результате такой корректировки, нужно отражать на счете 91 в составе прочих доходов и расходов. Изменения фиксируются в текущей отчетности, пересчитывать показатели в отчетах за прошлый год не нужно.

Обратите внимание
Ошибка считается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, которые принимаются ими на основе бухгалтерской отчетности за этот период (п. 3 ПБУ 22/2010).

Сокращенная форма ведения бухучета

Сокращенная форма упрощенного бухгалтерского учета предусматривает, что все факты хозяйственной жизни нужно записывать посредством двойной записи в одном документе — Книге (журнале) учета фактов хозяйственной жизни. Бланк этой книги можно разработать самостоятельно на основе формы № К-1 МП, утвержденной в приложении 11 к Рекомендациям.

Книга № К-1МП представляет собой таблицу, в которой все операции отражаются разрезе используемых счетов на основе первичных документов.

Наряду с Книгой № К-1МП, для учета расчетов по оплате труда с работниками, рекомендуют применять ведомость учета оплаты труда, форма которой может быть утверждена по примеру формы № 8МП. Если же данных регистров вам недостаточно для ведения учета, можно применить и другие ведомости, используемые при полной форме бухучета (приложения к Рекомендациям).

Книгу № К-1МП нужно открыть записями остатков по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода либо на начало деятельности. Записи в Книге заносятся в хронологической последовательности в течение каждого месяца отчетного года на основе «первички» (например, счетов-фактур, платежных поручений, накладных, товарно-транспортных накладных, квитанций, актов приемки работ, справок, выписок банка и т.д.).

Обратите внимание
Суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», необходимо отражать посредством двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» соответствующих счетов рабочего Плана счетов.

Общая сумма дебетовых оборотов за отчетный период должна быть равна общей сумме кредитовых оборотов (оборотный баланс). После этого нужно вывести остатки по всем счетам и подсчитать их итоги. Общая сумма дебетовых остатков должна быть равна общей сумме кредитовых (сальдовый баланс). По активным счетам: конечное сальдо = начальное сальдо + обороты по дебету - обороты по кредиту. По пассивным счетам: конечное сальдо = начальное сальдо + обороты по кредиту - обороты по дебету. По активно-пассивному счету остаток может быть как по дебету, так и по кредиту.

На основе данной Книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни вы сможете составить бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Нужно заметить, если у вашей организации много разнообразных операций, Книга получится большого размера, поэтому ее применение возможно будет неудобным и может запутать вас.

Простая система введения бухучета

Бухгалтерский учет по простой системе могут вести только микропредприятия.

При простой форме учета двойной записи нет (то есть суммы по дебету и кредиту счетов отражать не нужно). Все хозяйственные операции фиксируются в отдельном журнале. Его можно составить на основе Книги (журнала) учета фактов хозяйственной жизни (форма № К-2 МП), приведенной в приложении 12 к Рекомендациям.

Книга учета фактов хозяйственной жизни № К-2МП представляет собой таблицу, в которой операции регистрируются в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Все операции отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов. При этом если факт хозяйственной жизни уменьшает остаток по соответствующей группе статей на начало отчетного периода, то сумму в соответствующей графе нужно отразить в скобках. Если увеличивает - без скобок.

По окончании отчетного месяца подсчитываются обороты по каждой группе статей и выводятся остатки на конец месяца.

Обратите внимание
Для упрощения учета основных средств и нематериальных активов микропредприятие может предусмотреть в учетной политике начисление амортизации, либо один раз в году (при составлении годовой бухгалтерской отчетности), либо в случаях возникновения необходимости определения остаточной стоимости ОС и НМА.

Данные Книги № К-2МП позволяют микропредприятию составить бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

ПРИМЕР
ООО «Скайлайн» применяет упрощенную систему налогообложения. Бухучет ведется по простой форме без двойной записи. На 1 января 2014 года в фирме числятся по группам статей такие остатки: материальные внеоборотные активы — 11 000 руб., запасы — 45 000 руб., капитал и резервы — 95 000 руб., выручка — 100 000 руб.

В январе в ООО «Скайлайн» произошли перечисленные ниже хозяйственные операции:

1. Оплачены полученные материалы на сумму 20 000 руб. В графе «Материальные внеоборотные активы» 20 000 руб. нужно отразить без скобок, так как статья увеличилась, поступили материалы. Эту же сумму нужно зафиксировать в графе «Денежные средства». Но уже со скобками, поскольку в данном случае статья уменьшилась, так как фирма потратила деньги, оплатив материалы.

2. Досрочно погашен долг банку по долгосрочному кредиту в размере 100 000 руб. Бухгалтер отразил 100 000 руб. в графе «Денежные средства» (в скобках — так как статья уменьшилась, фирма потратила деньги). Эту же сумму нужно отразить в графе «Долгосрочные заемные средства». Также со скобками, поскольку статья уменьшилась — заемные средства сократились при оплате кредита.

3. Поступила выручка от проданной продукции — 140 000 руб. Эту сумму нужно отразить в графах «Денежные средства» и «Капитал и резервы» (обе суммы без скобок). Кроме того, сумму — 140 000 руб. нужно отразить еще в графе «Выручка».

4. Списана фактическая себестоимость проданной продукции в сумме 70 000 руб. 70 000 руб. - в графы «Запасы» и «Капитал и резервы» в скобках. Поскольку статьи уменьшились. Эту сумму нужно еще включил в графу «Расходы» (без скобок — статья увеличилась).

Перечисленные операции бухгалтеру нужно отразить в Книге учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-2 МП.



Похожие статьи