Что делать если страховая компания выплатила по осаго меньше стоимости ремонта. За ремонт по осаго без износа требуют доплату

Российскому ОСАГО больше 13 лет, и львиная доля имевших с ним дело автомобилистов вряд ли поминают этот опыт хорошим словом. Из результатов реформы последних лет подавляющее большинство наверняка вспомнит только плохое - значительное увеличение стоимости полиса. Между тем появились и позитивные для пострадавших моменты. Главными из них я бы назвал увеличение лимита возмещения вкупе с единой методикой его расчета. В результате выплаты стали больше и справедливее. По крайней мере, по статистике РСА: в июле 2014 года средний размер компенсации составлял 37,2 тыс. руб., в марте 2015-го - 45,6 тыс. руб., в ноябре 2015-го автомобилисты в среднем получали по ОСАГО 59 тыс. руб., а в ноябре 2016 года - уже 83,5 тысячи.

На бумаге все отлично. Но стало ли от этого хватать полученных средств на качественный ремонт? На примере чужих машин финансовую сторону вопроса наш юрист . А теперь благодаря двум невнимательным водителям у нас появилась возможность проверить все на собственном опыте. Недавно я уже писал о том, что редакционная , а незадолго до этого в аналогичной неприятности пострадал наш Datsun mi-DO.

Datsun mi-DO

«Японец» с тольяттинской пропиской отделался легким испугом - поврежден только бампер. С пары шагов «шрамы» можно и не заметить. Однако простой покраской детали тут не обойтись. Пластик треснул, требуется замена элемента. После осмотра в страховой компании эксперты приговорили к замене еще и датчик штатного парктроника. Действительно, небольшой след от контакта с другой машиной на нем есть, и формально пострадавшая в аварии деталь должна быть заменена. На деле же сенсор исправно функционирует и его покупкой мы заниматься точно не будем.

Выплата поступила в течение пяти дней, хотя по закону у страховщика есть двадцать. Сумма - 9407 рублей 95 копеек - выглядит небольшой с учетом того, что нужно купить, покрасить и . Но не будем спешить с выводами.

Начали поиски детали с интернет-магазинов. Разброс цен составил от 2200 до 3600 руб. Один сайт предложил уже окрашенный новый (!) элемент за 4600 рублей. Заманчиво, но нет. У меня еще живы воспоминания о палатках на Южнопортовом рынке с деталями для вазовских «самар» и «десяток» в цвет кузова. Кому-то везло, но многим доставались бамперы с краской поверх голого пластика, пристойный вид которых не держался и пару месяцев.

Добавим к стоимости детали тысячу рублей за замену и порядка 6000 руб. за малярные работы в приличном сервисе. В результате можно уложиться в 9200 руб.: выплата оказалась даже чуть больше необходимой. Можно найти бампер б/у (от 1000 руб.) и сэкономить еще больше.

А что, если пошиковать и направиться к официалам? После нескольких звонков нашел самое выгодное предложение: 3300 рублей за бампер и 6500 рублей за покраску с учетом работ по снятию-установке. Да, сумма (9800 руб.) вылезает за пределы полученной компенсации. Но не будем забывать, что нашей машине уже почти два года. Значит, в учтен износ заменяемого элемента, так что тут все справедливо. К тому же доплатить из своего кармана придется меньше 400 руб.

Мы сочли переплату дилеру необязательной, а самый экономный вариант с подержанным бампером нам не подходит в силу необходимости отчитаться за казенные деньги. Так что, купим новую деталь и отправим Datsun в неофициальный кузовной сервис.

Lada Vesta

Седану досталось сильнее: многочисленные царапины на заднем бампере и неприятная вмятина по центру крышки багажника под номерным знаком. Аварию оформили по европротоколу: это совсем несложно, если и знать условия, при которых это можно сделать. К заполненному мной бланку у страховой компании вопросов не возникло, и уже на четвертый рабочий день на счет редакции пришло 20 625 рублей 76 копеек.

Менять кузовные элементы не нужно, значит, сразу обращаемся к жестянщикам. Оценка по фотографиям на одном из популярных форумов дала почти десяток предложений. Большинство укладывались в диапазон 15–19 тыс. руб. Причем по факту эту сумму можно снизить, если выбрать крышки багажника или ограничиться полировкой бампера вместо полной перекраски. Такие вещи мастера смотрят уже на месте. Были и достаточно фантастические предложения: всего 10 тысяч «под ключ». Но даже по верхней планке мы оказываемся в плюсе.

Официальные дилеры нам тоже по карману. Покрасить две детали (строго по технологии: с обеих сторон со снятием с машины) стоит 14–18 тыс. руб. Если выбрать самое доступное предложение, то даже с учетом необходимости небольшого ремонта крышки багажника остается «сдача». Неплохо!

Кстати, интернет буквально кишит предложениями кузовных деталей на Весту в цвет кузова. Качество - вопрос открытый, но цены, на мой взгляд, адекватные. К примеру, если бы мы пошли по пути замены поврежденных деталей, то задний бампер обошелся бы в 7 тыс. руб., крышка багажника - в 13,5 тысячи. Итого - 20 500 рублей. С учетом работ по снятию-установке уже выходим за рамки доступной суммы, ну так и путь этот заведомо не самый рациональный. Мы же, как и в случае с Датсуном, обратимся к малярам не из официального сервиса: выйдет подешевле.

Итоги наводят на оптимистичные мысли: отремонтировать машину можно даже у официального дилера! Конечно, есть оговорки, о которых нельзя забывать. Автомобили из наших примеров свежие, с небольшой степенью износа и неповрежденными до ДТП деталями. Учтите важный момент: если на панели присутствуют вмятины и царапины, не относящиеся к аварии, то полную стоимость восстановления детали страховая компания вам не оплатит . С точки зрения закона, вы таким способом получите дополнительную выгоду. Поэтому владельцам машин с многочисленными боевыми шрамами, к сожалению, не приходится рассчитывать на адекватную компенсацию даже при новой схеме расчета выплаты. Тем не менее призна ем: теперь не миф. По крайней мере, в столице.

Всё про ОСАГО, каско и работу страховых компаний - в .

По данным Судебного департамента при ВС РФ только за I полугодие 2017 г. в суды общей юрисдикции поступило более 210 тыс. дел о взыскании ущерба по ОСАГО. За целый год по данным РСА со страховщиков было взыскано почти 40 млрд рублей. Эксперты в судебной сфере говорят, что досудебный порядок урегулирования споров фактически сошел на нет, поэтому страховщики и страхователи вынуждены отстаивать свои интересы в суде. Что делать страхователю, если ему мало выплатили по ОСАГО? Как составить претензию и иск в суд? Когда занижение суммы компенсации со стороны страховщика будет законным?

Сколько ущерба покрывает ОСАГО?

Обязательное страхование ответственности водителей машин позволяет избежать выплаты компенсации из личных денег, если они становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. До 2015 года лимиты по полису ОСАГО были достаточно низкими - 120 тыс. рублей за ущерб, причиненный имуществу и 160 тыс. рублей за травмы и гибель людей. С 2015 года по настоящее время законодательством установлены следующие максимальные суммы страховых выплат:

  • 400 тыс. рублей за вред имуществу;
  • 500 тыс. рублей за вред здоровью и жизни.

В результате наступления страхового случая могут быть причинены такие повреждения ТС, при которых необходим очень дорогой ремонт и даже максимальной суммы по ОСАГО не хватит на восстановление. В некоторых ситуациях владельцы транспортных средств считают, что страховая мало заплатила по ОСАГО, и решают вопросы в претензионном или судебном порядке. Министерство финансов уже несколько лет предлагает увеличить лимиты полисов обязательной «автогражданки» до 1 и 2 млн рублей, но если это и произойдет, то не раньше 2019-2020 гг.

Как понять, что страховая недоплатила?

В случае, если в ДТП повреждения получили только транспортные средства, страховая компания должна при соблюдении страхователем всех условий договора и норм законодательства, выдать ему направление на ремонт на станцию технического обслуживания. Но перед этим страховщик с помощью эксперта осуществляет осмотр транспортного средства для установления причин получения повреждений, их характера и размера. Если в ходе осмотра установить это не удается, страховая компания делает независимую экспертизу за свой счет.

Ознакомиться с результатами осмотра и независимой оценки автовладелец может путем подачи письменного заявления. Страховщик не вправе отказать в предоставлении документов. Если калькуляция стоимости восстановления повреждений вызывает у страхователя вопросы, он может сам организовать независимую экспертизу и сравнить результаты двух проверок. Если они отличаются незначительно, то страховая компания может покрыть эту разницу после подачи досудебной претензии. Если различия в стоимости восстановительного ремонта существенны, то с большой долей вероятности решать вопрос придется в суде.

Законные причины занижения уровня выплат

Положение Центробанка №432-П устанавливает единую методику корректного для установления стоимости восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП. Официальным документом также устанавливаются случаи, при которых замена или восстановление деталей ТС не осуществляется. Соответственно, такие случаи не будут включены в общую сумму на законных основаниях. К ним относятся следующие:

  • Наличие коррозии на детали на момент аварии;
  • Наличие повреждений лакокрасочных покрытий свыше 25%;
  • Отличие окраски поврежденной детали от цвета машины;
  • Наличие износа запчастей и других поврежденных элементов.

Некоторые страховщики не включают в общую сумму выплат утерю товарной стоимости автомобиля, хотя закон «Об ОСАГО» обязывает это делать. В пояснении Пленума Верховного суда №58 от 26.12.2017 г. сказано, что УТС относится к реальному ущербу, поскольку авто после ДТП теряет в рыночной стоимости из-за дефектов внешнего вида и ухудшения эксплуатационных характеристик.

Акт о страховом случае

Положение Центробанка №431-П обязывает страховую компанию составить документ, называемый актом о страховом случае. Этот документ составляется страховщиком в течение 20 дней, если страховая выплата осуществляется в виде денежных средств. В случае, если используется натуральная выплата в виде направления на ремонт на одну из станций техобслуживания, с которой у страховой компании заключен договор, то акт не составляется. Форма акта утверждается каждой страховой компанией в индивидуальном порядке. В документе должно быть указано следующее:

  • Решение компании о выплате компенсации или отказ в возмещении;
  • Обстоятельства ДТП и его причины;
  • Последствия, их размер и характер полученного ущерба;
  • Расчет суммы выплаты.

Если за возмещением обратились родственники погибшего страхователя или иные лица, имеющие право на компенсацию, то акт должен быть составлен страховщиком в течение 5 дней после окончания срока принятия всех заявлений от выгодоприобретателей. Если страхователь в письменном заявлении требует предоставить ему копию акта, то страховщик обязан выполнить это требование в течение 3 рабочих дней.

Порядок действий, если не согласен с выплатой

Если по мнению пострадавшего автовладельца страховая мало выплатила по ОСАГО, он может несколькими способами добиться доплаты возмещения. В первую очередь страхователю необходимо получить доказательства того, что сумма компенсации действительно оказалась занижена. Для этого есть только один путь - проведение независимой экспертизы. Только после получения заключения можно направлять претензию страховой компании, а в случае ее неудовлетворения обращаться в суд.

Проведение независимой экспертизы

Порядок проведения независимой экспертизы утвержден Положением Центробанка №433-П, а требования к экспертам - Приказом Минтранса №277 от 2016 года. В первом нормативном документе перечислены основания, на которых осуществляется такая экспертиза и ее основные этапы. К ним относятся:

  1. Заключение договора между экспертной организацией и водителем автомобиля.
  2. Оплата услуг эксперта.
  3. Проведение независимой экспертизы.
  4. Составление экспертного заключения и выдача его пострадавшему автовладельцу.

Если оценка не первичная, а повторная, то в обязательном порядке необходимо рассказать об этом эксперту, а также предоставить предыдущее заключение. Страховщика необходимо в письменном виде уведомить о том, что была заказана повторная независимая оценка и калькуляция расходов на восстановление автомобиля. Эксперт в соответствии с Положением ЦБ имеет право запрашивать документы у страховой компании, у страхователя, а также привлекать к процедуре сторонних специалистов.

Расчет расходов на восстановительный ремонт авто осуществляется по единой методике, закрепленной в Положении ЦБ №432-П. Целью такого расчета является установление вероятной суммы затрат на приведение ТС в то состояние, в котором оно находилось до ДТП. Отдельно рассчитывается размер расходов на восстановительные работы и ремонт, на запчасти, материалы, также проводится расчет износа комплектующих деталей. По отдельной формуле определяется величина утраты товарной стоимости.

В заключении, с образцом которого можно ознакомиться , эксперт указывает номер, дату составления, причину, из-за которой эта независимая экспертиза автомобиля была проведена, описание исследования и другое. Выводы не могут иметь неоднозначных толкований, в них в обязательном порядке указывается стоимость восстановительного ремонта без износа и с учетом износа. Заключение независимой экспертизы прошивается и передается водителю машину. Копии документа эксперт обязан хранить в течение 3 лет. С полученным документом, подтверждающим недостаточный размер выплаченного возмещения, пострадавшему владельцу полиса ОСАГО стоит обратиться к страховщику с досудебной претензией.

Досудебная претензия в страховую компанию по ОСАГО

Порядок подачи досудебной претензии страховой организации при ненадлежащем исполнении ею своих обязанностей по возмещению ущерба определен главой 5 положения ЦБ №431-П. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие обоснованность требований водителя поврежденного в ДТП автомобиля. Согласно статье 16.1 закона «Об ОСАГО» она должна быть рассмотрена в течение 10 дней. Форма претензии законодательством не установлена. Для ее составления можно обратиться к юристу, а можно просто руководствоваться общепринятыми нормами оформления документов. Страхователь должен указать в досудебной претензии следующее:

  • Название организации, ее местонахождение, контакты;
  • Личные данные;
  • Описание сути претензии и оснований ее подачи;
  • Счет для перечисления всей суммы страховой выплаты;
  • Данные юриста (ФИО, должность), если претензия подается им.

Подать претензию можно любым способом - лично в офисе, удостоверившись, что принимающий документ сотрудник поставил входящий номер и свою подпись; заказным письмом с описью вложенных копий документов; а также через официальный сайт страховой компании. Спустя установленный законом срок компания должна либо осуществить доплату недостающей суммы возмещения, либо направить письменный отказ на оставленный страхователем адрес. В последнем случае водитель автомобиля на законных основаниях имеет право обратиться в суд.

Оспаривание в суде

Если в претензионном порядке решить проблему не удается, необходимо составить иск в суд. Лучше всего привлечь к оформлению судебных документов юриста, поскольку в иске необходимо мотивировать свои требования и основания для подачи заявления нормами законодательства. Строгой формы иск не имеет и может быть составлен по образцу . Главное - указать в нем все обстоятельства ДТП, личные данные владельца поврежденного автомобиля, виновника аварии, сумму выплаченного страхового возмещения, результаты независимой оценки и т.д. Если страховая компания просрочила выплату, то в иске нужно указать размер неустойки, которую нужно взыскать.

В случае невыплаты компенсации в установленный срок, размер неустойки составляет 1% от суммы рассчитанного по закону страхового возмещения за каждый день просрочки (п.4.22 Правил ОСАГО). Штраф в размере 50% от разницы между суммой возмещения, определенной судом и фактически выплаченной страховки, взыскивается при отказе от добровольного исполнения требований страхователя.

Суд может на основании ст. 333 ГК РФ уменьшить сумму неустойки, если сочтет, что ее размер не соответствует характеру нарушенных обязательств. Страховая компания в свою очередь может избежать выплаты пени по иску, если докажет суду, что не смогла осуществить выплату суммы страхового возмещения или уложиться в отведенный законом срок в силу непреодолимых обстоятельств. Но в большинстве случаев суды полностью или частично удовлетворяют требования истцов (владельцев поврежденных в ДТП автомобилей), взыскивая со страховых компаний и дополнительные расходы (на услуги юриста, на проведение независимой экспертизы, на госпошлину и т.д.).

Заключение

Таким образом, владелец авто, если не согласен с выплатой по ОСАГО, может решить проблему в претензионном или судебном порядке. Для подачи заявления с требованием выплаты страховки ему необходимо будет провести независимую экспертизу и убедиться, что первоначальная калькуляция суммы возмещения или оценка стоимости ремонта после ДТП была неверной.

В автомобильной пробке вы нечаянно отвлеклись и въехали в роскошный «Мерседес» представительского класса. На разборе в ГИБДД ваша вина полностью подтвердилась. Так как оба автомобиля застрахованы только по ОСАГО, ваша страховая компания согласилась выплатить пострадавшему максимальную положенную по закону сумму (120 тыс. рублей). Однако владелец «Мерседеса» предъявил документы, из которых следует, что ремонт его машины обошелся в 270 тысяч. Что делать в такой ситуации – продавать собственный автомобиль, чтобы оплатить ремонт «Мерседеса», или проигнорировать финансовые претензии пострадавшего – рекомендуют эксперты ChelFin.ru.

Директор дирекции андеррайтинга массовых видов страхования страховой компании «Согласие» Дмитрий Кузнецов

: «Требования владельца автомобиля «Мерседес» обоснованны. Согласно закону (ст. 1064 Гражданского кодекса России) вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим этот вред.

Кроме того, согласно ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе с использованием транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Именно поэтому в конкретной ситуации обязанность возмещения вреда возлагается на владельца автомобиля – виновника ДТП.

Стоит отметить, что владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник перестал ему принадлежать в результате противоправных действий других лиц (например, угона).

Кроме того, владелец автомобиля с полисом ОСАГО, в случае, когда страхового покрытия не достаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, выплачивает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Таким образом, виновник ДТП обязан по закону возместить потерпевшему разницу между полученным страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Страховая сумма, в пределах которой компания обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет не более 120 тыс. рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего. Однако уже сейчас есть проект изменений, предусматривающий увеличение лимита до 400 тыс. рублей.

Поэтому пока страховщик не имеет законных оснований выплатить при наступлении страхового случая по договору ОСАГО более 120 тыс. рублей при повреждении имущества одного потерпевшего. Следовательно, несмотря на то, что размер причиненного ущерба превысил страховую сумму по договору ОСАГО, страховщик в данной ситуации поступил правомерно.

При наличии каско у обоих участников ДТП ущерб был бы возмещен в рамках договора добровольного страхования, и владельцу «Мерседеса» не пришлось бы требовать с виновника ДТП разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, а виновнику ДТП – ремонтировать автомобиль за свой счет.

Однако наличие каско не избавило бы виновника ДТП от материальных затрат. К страховщику, где был застрахован «Мерседес», после выплаты страхового возмещения перешло бы право требования к лицу, ответственному за убытки. Причиненный ущерб в размере 120 тыс. рублей был бы возмещен страховщику потерпевшего компанией виновника ДТП в рамках договора ОСАГО, а разницу между выплатой по договору ОСАГО и фактическим размером ущерба в пользу страховщика потерпевшего обязан возместить причинитель вреда. Поэтому очень важно дополнительно к ОСАГО приобретать полис добровольного страхования гражданской ответственности».

Управляющий юридической фирмы «СпецЮст»Александр Целых

: «Виновнику ДТП в данной ситуации могу дать следующие советы:

  • на стадии оформления ДТП сотрудниками ГИБДД строго проследить, чтобы в документах были указаны только те повреждения, которые действительно имеют отношение к ДТП, а в случае нарушения – указать это в замечаниях;
  • обязательно явиться на осмотр и оценку автомобиля потерпевшего в оценочной компании (о таком осмотре виновник ДТП должен быть заранее извещен телеграммой или иным законным способом), причем желательно взять с собой фотоаппарат (или даже видеокамеру) и параллельно с основной съемкой самостоятельно фиксировать поврежедения;
  • в акте, который составляется по итогам осмотра, указать все свои замечания, например, завышенные объемы повреждений или повреждения, которые не относятся к ДТП, если такие моменты пытаются отразить в акте осмотра;
  • в случае вашего несогласия с перечнем повреждений, их характером и способами их устранения (например, замена или ремонт) обязательно укажите это в акте осмотра;
  • если вы предполагаете, что дорогостоящему автомобилю причинен очень большой ущерб, то делать вышеописанные действия необходимо еще тщательнее, в том числе с привлечением опытного профессионала в этой области (автоюрист, автооценщик и т. п.).

Так необходимо вести себя и в том случае, если вас вызывают на осмотр скрытых повреждений, которые могут быть обнаружены при разборе авто и его ремонте в автосервисе (обязательно предупредите свою страховую компанию, чтобы она дублировала вам все извещения, которые приходят к ней по этому ДТП и по осмотрам авто).

По итогам осмотра составляются калькуляция и заключение о стоимости ремонта и запчастей. Желательно проверить итоговый документ, причем с привлечением профессионального оценщика, и в случае несогласия с какими-либо цифрами и суммами заявить об этом (в определенных случаях даже можно заказать у привлеченного вами оценщика новую оценку стоимости восстановительного ремонта) и не выплачивать потерпевшему более той суммы, которую привлеченный вами оценщик считает правильной.

В случае же судебного спора заказать у привлеченного оценщика новую оценку стоимости восстановительного ремонта либо заявить в суде о назначении судебной экспертизы. Сделать это крайне важно, иначе суд будет руководствоваться только первоначальной оценкой. Если дело дойдет до суда, то суд, ознакомившись с материалами, в том числе с первоначальной, повторной или судебной оценкой (экспертизой), должен принять справедливое решение на основании конкретных обстоятельств и всестороннего рассмотрения дела.

На этапе суда привлечение в защиту ваших интересов профессионалов – опытных юристов – становится еще более необходимым, особенно если речь идет о действительно огромных суммах ущерба.

Чтобы избежать подобных ситуаций и обезопасить себя, могу рекомендовать помимо обычного полиса ОСАГО заказывать так называемый ДСАГО – дополнительное (добровольное) страхование автогражданской ответственности, которое повышает лимит выплат со 120 тыс. рублей до необходимой вам суммы. Стоит это недорого, и целесообразность в этом, я считаю, есть. К примеру, доплатив 1,5 тыс. рулей, можно дополнительно приобрести гарантии на сумму в 750 тыс. рублей. Но есть и более демократичные варианты. Например, заплатив 700 руб. можно получить дополнительные гарантии на 250– 280 тыс. рублей.

Необходимость продавать собственный автомобиль, чтобы вернуть деньги водителю «Мерседеса», может возникнуть только тогда, когда у виновника ДТП нет других источников для выплат.

Есть очень важный совет и владельцам пострадавших авто: если чувствуете, что виновник неплатежеспособен и его автомобиль – это единственное ликвидное имущество, то рекомендую попробовать добиться в суде наложения ареста (запрета) на продажу авто виновника до разрешения судебного дела».

Александр, автомобилист : «Около двух лет назад (в декабре 2009 года) я, управляя автомобилем ВАЗ 21099, попал в ДТП. Ехал по крайней левой полосе по пр. Победы на пересечении с ул. Молдавской, соблюдая скоростной режим. Впереди меня двигался автомобиль «Мазда» CX7, до которого было около 9-10 метров. Перед светофором водитель «Мазды» резко затормозил, причем абсолютно необоснованно, так как впереди был разрешающий сигнал. Я начал резко тормозить, но из-за гололеда автомобиль юзом понесло вправо. После этого в правую боковину моей машины ударил автомобиль марки «Мерседес» ML350, который ехал рядом по средней полосе, а мой автомобиль отбросило на впереди идущую «Мазду». В итоге сотрудниками ГИБДД было установлено, что вина полностью лежит на мне.

На момент ДТП все транспортные средства были застрахованы только по ОСАГО. Как известно, предельная сумма выплат в случае, если в аварию попадают более двух автомобилей, составляет 160 тыс. рублей. Если повреждения автомобилей превышают эту сумму, средства взыскиваются с виновника ДТП. Так произошло и в моем случае.

Водителю «Мазды» была выплачена компенсация в размере около 40 тыс. рублей. Оставшуюся часть (около 120 тыс. рублей) моя страховая компания перечислена водителю «Мерседеса», однако полученной суммы не хватило на возмещение ущерба, причиненного в ДТП (208 тыс. рублей). Поэтому потерпевший предъявил иск в суд о взыскании в меня денежных средств в размере около 90 тыс. рублей (дополнительно взыскивались средства, затраченные потерпевшим на услуги оценочной компании, почтовые переводы и на уплату госпошлины).

На открытом судебном заседании мы с потерпевшей стороной договорились о заключении мирового соглашения, по условиям которого сумма исковых требований была снижена до 50 тыс. рублей. Однако были установлены конкретные сроки выплаты – в течение одного месяца после заключения данного соглашения».

Практически каждый пострадавший в ДТП сталкивался с проблемой, когда страховая мало заплатила по ОСАГО.
Для того чтобы разобраться с этой проблемой необходимо понять сколько вам недоплатила страховая.
Обычно факт недоплаты выясняется по факту перечисления денег от страховщика. Выплаченной суммы явно не хватает на предстоящий ремонт.

Возможны два варианта, почему страховая мало заплатила по ОСАГО.

1. Страховая выплата меньше суммы, указанной в отчете оценщика.
Вы спросите, как такое возможно? К сожалению, такие случаи не редкость. После проведения независимой оценки страховая компания может не принять в учет повреждения транспортного средства, которые указаны в отчете об оценке, но не отражены в справке ДТП. Исключив отдельные повреждения из оценки, как следствие, страховая мало заплатит по ОСАГО.
2. Размер ущерба, определенный оценщиком занижен.
Страховая компания проводит независимую оценку ущерба поврежденного автомобиля в «карманных» оценочных компаниях, которые умело занижают сумму ущерба. Размер ущерба может быть занижен путем не включения в отчет об оценке некоторых повреждений автомобиля (особенно скрытых), также путем занижения стоимости запасных частей и нормочасов ремонтных работ. Таким образом, размер ущерба, определенный оценщиками будет занижен, и соответственно, страховая мало заплатит по ОСАГО.

Что же делать, если страховая мало заплатила по ОСАГО?

1. Организовать независимую оценку ущерба автомобиля. На рынке существуют много оценочных компаний. В подборе независимого эксперта вам поможет квалифицированный который знает наверняка качество экспертиз, проводимых конкретным оценщиком. Проведенная независимая оценка позволит вам взыскать в претензионном или судебном порядке недостающую на ремонт сумму. При проведении независимой оценки ущерба не забудьте уведомить страховую компанию и виновника о ее проведении. Также обязательно возьмите договор и квитанцию об оплате независимой экспертизы, впоследствии данные расходы будут возмещены страховой компанией.
2. Направить в страховую компанию претензию и копию независимой оценки ущерба автомобиля. Для того, чтобы страховщик произвел доплату недостающей части страховки необходимо направить претензию с приложением копии независимой оценки ущерба. Содержание досудебной претензии строго регламентировано законом, поэтому с этим вопросом лучше обратиться к Направить претензию в страховую нужно почтой с описью и уведомлением либо занести нарочно в офис страховой компании и вручить под входящий штамп.
3. Обратиться в суд за взысканием невыплаченного страхового возмещения. Если в течение 5 рабочих дней страховая компания не произведет доплату или ответит вам письменно отказом, смело обращайтесь в суд с исковым заявлением к страховой компании. После получения решения суда предъявите исполнительный лист в службу судебных приставов либо в банк, в котором открыт расчетный счет страховой компании и получите свои деньги.
Подробнее о том, если страховая мало заплатила по ОСАГО, а также советы по подготовке и участию в судебном разбирательстве вы можете прочесть в других статьях на нашем сайте.

Если страховая мало заплатила по ОСАГО, вам нужна помощь в выборе независимой оценочной компании и для взыскания денег со страховой, звоните прямо сейчас нашим юристам по телефонам:
465-025, 8-914-425-71-76.
КОНСУЛЬТАЦИИ БЕСПЛАТНО!

Страховое возмещение по ОСАГО в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, по общему правилу ограничено максимумом — 400 000 руб. (пп. «б» ст. 7 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Сумма страхового возмещения (выплаты) может не покрыть расходы на ремонт, если страховщик занизил сумму возмещения или выплатил максимально возможную сумму, но стоимость ремонта оказалась больше.

Если из документов о ДТП невозможно установить вину конкретного водителя (например, оба водителя нарушили ПДД), то страховщик возместит ущерб в равных долях. То есть, например, когда участников ДТП двое, возмещение каждому потерпевшему составит половину от размера ущерба или в иных пропорциях в зависимости от степени вины участников ДТП, установленной судом (п. 22 ст. 12 Закона N 40-ФЗ).

1. Страховая компания занизила сумму возмещения

Если сумма страхового возмещения не покрывает ваши расходы на ремонт в результате занижения страховой компанией суммы возмещения, рекомендуем вам придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Получите у страховщика копию акта о страховом случае

По результатам рассмотрения претензии страховщик произведет вам выплату либо направит отказ в удовлетворении вашей претензии (п. 5.2 Правил ОСАГО).

В случае отказа или неполучения ответа от страховщика в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, вы можете обратиться в суд (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ).

Примечание. Указанный десятидневный срок рассмотрения страховщиком претензии потерпевшего подлежит применению к отношениям между страховщиком и потерпевшим, возникшим в связи с ДТП, имевшими место после 04.07.2016 (п. 4 ст. 3 Закона от 23.06.2016 N 214-ФЗ).

Шаг 5. Подготовьте исковое заявление и предъявите его в суд

В исковом заявлении вы можете заявить требования о взыскании (п. 21 ст. 12 , п. 6 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ):

1) разницы между размером ущерба (по заключению независимой экспертизы) и размером полученного страхового возмещения;

2) неустойки за нарушение срока выплаты указанной разницы — 1% от разницы в выплате за каждый день просрочки, но не более максимального лимита страховой суммы, и/или финансовой санкции за нарушение срока направления мотивированного отказа в страховом возмещении — 0,05% от максимального лимита страхового возмещения за каждый день просрочки, если страховщик нарушил срок направления вам письменного отказа.

Как правило, минимальным набором документов, прилагаемых к исковому заявлению, являются:

1) копии документов, подтверждающих направление страховщику претензии;

2) копии документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство;

3) копии документов о ДТП, выданные ГИБДД;

4) копия акта о страховом случае;

5) копия заключения независимой технической экспертизы;

6) копия искового заявления и прилагаемых к нему документов для страховщика.

Вы можете подать исковое заявление и приложенные к нему документы по месту нахождения страховщика (его филиала или представительства), либо по месту своего жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора страхования (п. 2 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; п. 2 ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

Если цена иска не больше 1 млн руб., вы освобождаетесь от уплаты госпошлины (пп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ; п. 2 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ).

Если заявлены требования имущественного характера и цена иска не превышает 50 000 руб., то иск подается мировому судье (ст. 23 ГПК РФ).

Если цена иска превышает 50 000 руб. или если вы предъявляете также требования неимущественного характера (например, об установлении степени вины в ДТП), то иск следует подавать в районный суд (ст. 24 ГПК РФ).

При удовлетворении судом требований истца, которые не были удовлетворены ответчиком добровольно, суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф в размере 50% от разницы между суммой страхового возмещения, подлежащего выплате, и суммой страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке (п. 3 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ).

2. Стоимость ремонта оказалась больше суммы страхового возмещения

В этом случае оставшуюся сумму следует взыскивать с виновника ДТП (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

До обращения в суд рекомендуем направить виновнику ДТП письменное требование о возмещении причиненного вам ущерба. Такой досудебный порядок урегулирования спора не является обязательным, однако иногда позволяет получить полагающееся вам возмещение без обращения в суд.

Если виновник ДТП оставил ваше требование без ответа или отказался возместить ущерб, вы вправе обратиться в суд. Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Получите документальное подтверждение взыскиваемой суммы

Доказательством размера взыскиваемой суммы будет служить заключение, полученное по итогам независимой технической экспертизы.

Чтобы получить этот документ, необходимо обратиться к эксперту-технику или в организацию, имеющую в штате экспертов-техников, и заключить договор на проведение независимой технической экспертизы. Реестр экспертов-техников размещен на официальном сайте Минюста России. Стоимость экспертизы обычно зависит от ее сложности и стоимости поврежденного имущества.

В споре с виновником ДТП износ заменяемых запасных частей может не учитываться (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Доказательством размера ущерба могут выступать документы о произведенном и оплаченном ремонте (платежные поручения, чеки, акты выполненных работ и т.п.). При этом нужно учесть, что в суде, возможно, возникнет вопрос о наличии связи между отремонтированными повреждениями и ДТП, что потребует проведения судебной экспертизы.

Вы вправе требовать возмещения не только ущерба, причиненного автомобилю, но и расходов на проведение экспертизы, хранение автомобиля на стоянке, судебных расходов (п. п. 2 , Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).

Шаг 2. Подготовьте исковое заявление и предъявите его в суд

Иск необходимо направить в суд по месту жительства виновника ДТП (ст. 28 ГПК РФ).

В исковом заявлении изложите суть проблемы и заявите свои требования о взыскании разницы между размером ущерба (по заключению независимой экспертизы) и выплаченной страховщиком страховой суммы. К исковому заявлению приложите следующие документы (ст. 132 ГПК РФ; ст. 333.19 НК РФ):

1) копии документов, подтверждающих направление виновнику ДТП претензии;

2) копии документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство (ПТС или свидетельства о регистрации, выданного ГИБДД);



Похожие статьи