Катастрофа на нефтяной платформе Deepwater Horizon. Результаты расследования. Большая энциклопедия нефти и газа

Прорыв трубопровода в Альберте, Канада, 2001

В прессе регулярно возникают сообщения об утечке нефти в результате столкновения танкеров, взрывов на нефтеплатформах или разрывах трубопроводов. Нефть изливается на почвы и в воды. «Зеленые» говорят об угрозе мировой экологии, нефтяные компании подсчитывают убытки от разлившейся нефти, а консалтинговые фирмы приводят неутешительную статистику. Например, британская компания TINA Consultants, занимающаяся предотвращением утечек нефти с нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих предприятий и трубопроводов, подсчитала, что за период с 1995 по 2005 год из каждого миллиона тонн добытой или хранимой нефти около 3 тонн попадало в водную среду. Ежегодно количество аварийных утечек нефти все увеличивается.

Уже 250 организаций-экологов подписали петицию, чтобы убедить Джорджа Буша пересмотреть свои позиции. Ян Краузе, «Пророки несчастья были правы». Первоначальная медлительность усилий по сдерживанию нефтяного пятна продолжает провоцировать негодование. Эксон ответил робко, сославшись на особые обстоятельства: бедствие произошло в Страстную пятницу, в день, связанный с США. Человеческая ошибка, несчастье из-за расписания: столько объяснений, которые оставляют мародерствующих экологов, рыбаков и всех тех, кто пытался противостоять открытию трубопровода десять лет назад.

Россия - одна из главных нефтедобывающих держав, и она же - лидер по масштабу «нефтепотерь». Россия теряет 3,5–4,5% нефтяного сырья при добыче и транспортировке. Такова статистика НП «Центр экологии ТЭК». А по данным РБК, при уровне добычи в 510 млн тонн в год потери составляют 18–23 млн тонн. Соответственно, «утекает» от 14,2 до 17,2 млрд долларов. Большее количество нефти изливается при её транспортировке по трубопроводам в результате их изношенности или механических повреждений.

Несчастный случай, как они сказали, обязательно произойдет независимо от принятых мер предосторожности и обещаний. Нефтяные компании, которые осенью прошлого года провели блестящую операцию по связям с общественностью, любезно предоставив свои мощные средства методы для трех китов, пойманных в леднике Барроу-Пойнт, будут иметь трудное время, на этот раз, восстановить их имидж для общественности, и экологи найдут новую энергию для борьбы с проектом разведочное бурение в последнем крупном природном убежище на северном побережье Аляски, раем карибу.

В мире же самые крупные катастрофы случаются в результате морских аварий. Так, ежегодно в воду попадает около 1,5 млн кубометров нефти и нефтепродуктов, гибнут птицы, рыбы, а иногда и люди. Такие катастрофы трудноустранимы. Пресса, правительства и международные организации уделяют им большее внимание. Однако сегодня поговорим о крупнейших за последние 20 лет прорывах нефтепроводов и их последствиях. Ведь, казалось бы, не столь значительные, они наносят не менее губительный удар по экологии и экономике нефтедобывающих стран.

Одной из наиболее насущных задач является поиск путей предотвращения таких аварий, которые происходят так часто. Решение, рекомендованное некоторыми экологи, которое запрещает транспортировку нефти нефтяным танкером, нереально. Чуть больше года назад полдюжины стран отправили военные корабли в Персидский залив, чтобы защитить свободу судоходства гигантских нефтяных танкеров против иранских атак. Мир не так быстро передумал, Но свобода судоходства несет серьезные обязанности, и судовладельцы не всегда готовы их принять.

Кроме того, страховщики слишком часто обеспокоены размещением своих премий и сокращением своих финансовых обязательств за счет перестрахования. Это не заставляет их требовать более безопасного и ответственного управления судовладельцами, которых они предоставляют. Если бы это было приобретено раз и навсегда, то те, кто несет ответственность за несчастный случай, который наносит ущерб окружающей среде, обязаны отремонтировать все ущерб и полностью компенсировать людям, которые понесли убытки, судовладельцы и страховщики были бы более осторожными.

Август 1994 г. Авария на нефтепроводе Возей - Головные сооружения АО «Коминефть». Усинский район Республики Коми.

Ликвидация последствий прорыва трубопровода в Республике Коми
© ecoindustry.ru

Крупная экологическая катастрофа, связанная с аварией на нефтепроводе АО «Коминефть», произошла в августе 1994г. в Усинском районе Республики Коми. В результате появления на трубовопроде маленьких дырочек, так называемых свищей, произошла массовая утечка нефти. По разным данным, потеря составила от 102 000 до 576 000 баррелей сырой нефти. Точных данных о площади загрязненной поверхности нет, но цифры колеблются от 69 до 115 га. Эта катастрофа оказалась крупнейшей за последние 20 лет не только на территории Коми, но и в масштабах всей страны.

Почему несертифицированный третий помощник командовал танкером, когда он сел на мель? Были ли члены экипажа под воздействием алкоголя или других наркотиков? Усилились ли усилия по очистке? Это вопросы, которые необходимо решить, но другой набор может оказаться более сложным. Когда танкер был взломан, так был и деликатный баланс энергии и окружающей среды, который, казалось, держался на Аляске. Для всех ужасных предупреждений, которые предшествовали строительству Аляскинского трубопровода, эксплуатация нефти Северного Склона не означала серьезной экологической деградации.

В докладе, опубликованном на сайте Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми, среди причин прорывов трубопроводов на севере республики названы «корроизный износ коммуникаций, а также сложная инженерно-геологическая обстановка, обусловленная распространением многолетнемерзлых пород».

Так, аварийный нефтепровод, по которому нефть транспортировалась от группы месторождений в Ненецком автономном округе и в Усинском районе Республики Коми до Головных сооружений АО «Коминефть», пролегал по трассе с многомерзлыми грунтами, термокарстовыми явлениями, оползнями по берегам рек. Все это крайне негативные факторы, которые часто приводят к разрывам трубопроводов.

Можно ли восстановить дружеское сосуществование? Ответы, если таковые имеются, будут несовершенными, как человеческий фактор, присутствующий в таких случаях, как этот разлив нефти. На этот раз законопроект идет вверх. этот принцип слишком часто отвлекается нефтяными танкерами, которые всегда готовы освободиться от своих обязанностей. Но помимо этого на карту поставлено много других сокровищ: на морских нефтяных месторождениях, в нефтяных песках, которые полны черного золота. Арнольд Шварценеггер, губернатор Калифорнии, сделал ставку на новое бурение, чтобы вывести его государство из банкротства: он просто сдался.

Износ трубопровода также сыграл не последнюю роль. Введенный в эксплуатацию в 1975г, он использовался без какого-либо ремонта почти 15 лет. В результате проведенных исследований выяснилось, что без защиты от коррозии трубопровод мог разрушиться еще к 1990г. Соответствующие меры действительно были приняты, но оказались недостаточно эффективны: еще до аварии в 1994г. на этом трубопроводе было зафиксировано 32 аварийных случая.

Более смущаясь, Барак Обама только что санкционировал новые площади бурения в прошлом месяце, к большому огорчению экологов. Учения, детство, сверло, спетые республиканцами, были оценены частью мнения, сначала одержим ценой галлона бензина. Ричард Хету: «Не переломный момент, а хороший день для Обамы».

Ураган «Катрина» был популярен на некоторое время, прежде чем его заменил кризис заложников в Иране, и два события, освещающие некомпетентность и бессилие двух непопулярных президентов Джорджа У. Который, вероятно, не хотел быть связан с этими двумя президентами, один из которых не был переизбран, сам Барак Обама предложил еще одну историческую параллель: атаки 11 сентября. Дело в том, что это слишком рано делать выводы о влиянии черного прилива на президентство Барака Обамы. Опросы показали, что неудовлетворенность американцами своим кризисным менеджментом едва ли отразилась на их восприятии их общей работы в Белом доме.

Руководству «Коминефти» достаточно долго удавалось скрывать произошедшую катастрофу. Об утечке большого количества нефти стало известно только спустя месяц после аварии. Происшествие взволновало не только жителей республики, но и мировую общественность. Излияние нефти через реки Колва и Уса в реку Печора, а затем в Баренцево море и Северный Ледовитый океан могло повлиять на экологию стран Северной Европы, Канады и США.

И хотя в некоторых исследованиях наблюдалось снижение, это можно отнести к экономике как к ситуации в Мексиканском заливе. Еще слишком рано говорить о том, станет ли черный поток экологическим 11 сентября. Только капитан, его второй и начальник машин, все из которых имеют греческую национальность, остаются на борту. Это начало самого серьезного разлива нефти, которое должно было пройти на северо-запад Испании и побережье Аквитании. В общей сложности, 000 тонн нефти будет сброшено в море, против 000 для Эрики.

Загрязнение затрагивает Испанию и Португалию. . Семь пляжей загрязнены между Хихоном и Сантандером. Также затронута рука моря, относящаяся к Бильбао. Разливы нефти во Франции. . Фото: Жан-Жак Сауби. Весь берег Жиронди находится под наблюдением префектуры.

Последствия коснулись непосредственно жителей Усинского района, оказавшихся в радиусе загрязнения. А именно 63,5 тысячи человек, проживающих в 8 населенных пунктах на территории утечки нефти. Некоторые из этих поселений специализировались на животноводстве и фермерском хозяйстве. Ухудшение среды обитания рыб и птиц, сильное загрязнение почвы и воды, резкое повышение падежа скота – все это последствия аварии, которые негативно сказались на рыболовстве и сельском хозяйстве. В этих районах также повысилась заболеваемость среди взрослых и детей.

С самого начала судопроизводства к вопросу о компенсации. . Несколько муниципалитетов в Стране Басков и южных Ландах готовятся стать гражданскими сторонами в разбирательствах, таких как Ассоциация Аквитанских альтернатив. Фото: Гийом Бонно. Два конкретных примера: фермер-устричный аркахонзей, который понес бы убыток в размере от 000 евро, получит 150 евро. Единственный город Льеж-Кап Ферре оценивает, она, что разлив нефти обойдется ему в 000 евро.

Тяжелый счет для чистки пляжей во Франции и Аквитании. . С другой стороны, ни один город Жиронда не является гражданской партией. Между катастрофой и открытием суда большинство коммун на побережье Аквитании действительно бросили полотенце в этом марафоне. Суд заканчивается 10 июля после восьми месяцев слушаний.

Грандиозные убытки от разлива понесла и «Коминефть». За загрязнение окружающей среды компании пришлось выплатить Министерству природы Республики Коми 62,2 млрд рублей и более 311 млрд рублей Департаменту охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Коми за загрязнение водной среды региона. Помимо этого, «Коминефть» оказалась должны 124 млн долларов международным финансовым структурам, предоставившим кредит на устранение последствий аварии.

С другой стороны, командир был приговорен к девятимесячному тюремному заключению за изначальное отказ от буксировки на море, что было решено испанскими властями. Его возраст и профилактическое заключение не позволят ему вернуться за решетку. На суде четвертый подсудимый, филиппинский второй офицер Ирене Малото, все еще был в бегах.

Авария, по которой сегодня есть следы. Он перевозит 180 миллионов литров сырой нефти - около 3 миллионов баррелей - в свои танки и отправляется в море. Море спокойное, луна освещает небо. Впереди помощник капитана заметил мелкие айсберги, выходящие из воды. Одиннадцать из 13 танков корабля немедленно высаживаются.

В результате банкротства АО «Коминефть» оказалось в составе ОАО «НК “Лукойл”».

1998г. Авария на подводном трубопроводе компании ExxonMobil. Нигерия.



Головные сообружения подводного трубопровода в дельте Нигера (Нигерия)
© AFP/File

С открытием нефти в Нигерии в 1956 году страна постоянно страдает от негативных последствий взрывов и утечек нефти. Согласно статистике, за 20 лет (1976–1996) произошло 4647 аварийных случаев, в окружающую среду излилось в общей сложности 2 369 470 баррелей нефти.

Масло течет в море с высокой скоростью.

Трагедия, возможно, не имела такой величины, если бы чрезвычайные команды вмешались вовремя. Но 24 марта была Страстная пятница. Общественный праздник для всех в небольшом порту Аляски Аварийная баржа, припаркованная в Вальдесе, чтобы как можно быстрее остановить нефтяной разлив в случае инцидента, не работала. В течение двух дней 41 миллион литров сброса вязкого масла в ледяные воды северной части Тихого океана.

Римоуски, эксперт по разливам нефти, который интенсивно изучал Эксон Вальдес. Несмотря на хорошую погоду в регионе, первая помощь прибывает всего через 12 часов после трагедии, тяжелое оборудование достигает лишь 48 часов после разлива нефти, достаточно времени для подъема бури. Тяжелый ветер переносит нефтяной пятно на берег на расстояние более 740 километров.

Самой крупной аварией в истории Нигерии стал прорыв на нефтепроводе компании Mobil в 1998 году.

Причины: Компания Mobil начала добычу нефти в нигерийском штате Аква-Ибом около 30 лет назад. По нефтепроводам, которые соединяют 14 буровых платформ на прибрежном шельфе, нефть доставляют к нефтяному терминалу в Ква-Ибо. Из-за того, что трубопроводы были подвержены сильной коррозии, там и раньше случались прорывы и разливы нефти.

Экологическая катастрофа беспрецедентна. Нефтяные пирожки чернеют пляжи, рифы и растительность вдоль побережья. Образы птиц, застрявших в вязкой материи, окружают планету. Американцы никогда не забыли образы лысых орлов - символ превосходства Соединенных Штатов - полностью почерневшего от нефти.



Сегодня, 25 лет спустя, природа до сих пор не полностью возобновила свои права. «Трагедия Эксон Вальдес - новая парадигма в отношении долгосрочных последствий нефти», - объясняет Эмилиен Пеллетье. Многие говорили, что даже в холодной воде считалось, что через четыре, пять, шесть лет не будет более прямых или косвенных последствий разлива нефти, Эксон Вальдес показал, что долгосрочные последствия ощущаются. Нефть не исчезла, она все еще ниже песчаных и галечных пляжей, она только начинает возвращаться в норму, - добавил г-н.

Возможно, ситуацию усугубил и тот факт, что нефтепроводы пролегают по территории крайне бедных поселений, и местные жители часто делают надрезы в трубопроводах, желая поживиться «бесплатной» нефтью. Воровство нефтепродуктов процветает в Нигерии: в результате таких случаев за последние несколько лет погибло сотни людей.

Последствия: В результате аварии в Атлантический океан попало 14 тысяч тонн нефти. Вода покрылась черной нефтяной пленкой на 200 км вдоль берегов штата Аква-Ибом. Урон был нанесен морской фауне этого региона, загрязнены десятки квадратных километров сельскохозяйственных земель. В целях ликвидации катастрофы ExxonMobil пришлось привлечь самолеты, вертолеты, корабли и специалистов из Великобритании и США.

В холодной воде естественный механизм испарения масла и биодеградации происходит гораздо медленнее. Это делает его тем более серьезным для разлива в одном из трех морей, окружающих Канаду. Нефтяная эксплуатация в Арктике и заливе Св. Лаврентия. Канадские власти не скрывают своих намерений исследовать и, возможно, использовать нефть в Арктике.

Заявление, с которым соглашается Эмилиен Пеллетье. Готовность в случае крупной нефтяной аварии, безусловно, недостаточна во всех странах, будь то на Восточном побережье, на Западном побережье Канады и особенно зимой, где практически нет возможности вмешаться, - сказал Эмилиен Пеллетье.

Местные жители, страдающие от нищеты, безработицы и экологической обстановки, выступили против Mobil с протестной акцией, требуя рабочих мест для молодежи региона. Руководство компании ответило отказом, объяснив его необразованностью населения.

Тем временем прорывы нефтепроводов уносят сотни жизней. Во время взрыва 1998-го года погибли более тысячи нигерийцев.

Поэтому риски все еще присутствуют, даже если законодательство и технологии развивались. Двойной корпус теперь является обязательным для всех судов, перевозящих нефть, и электронная навигация стала нормой. Корпус не позволил бы так много жидкости сбежать. Метод мойки сырой нефти заключается в промывке емкостей не водой, а сырой нефтью, то есть использованием самого груза. Из-за растворяющего эффекта сырой нефти очистка намного эффективнее, чем с водой. Иногда последнее полоскание производится водой, но количество воды очень низкое.

Метод мойки сырой нефти принимается за замену отдельной системы балластных танков на существующих танкерах и представляет собой дополнительное требование на борту новых танкеров. Омывание сырой нефти представляет собой операционную опасность из-за накопления взрывоопасных газов в грузовых танках при выгрузке углеводородов.

Январь 2000г. Авария на трубопроводе компании Petrobras. Рио-де-Жанейро, Бразилия



Берег бухты Гуанабара после разлива
© AFP

21 января 2000 года в бухте Гуанабара на берегу Рио-де-Жанейро разорвался трубопровод бразильской государственной нефтяной компании Petrobras. В воду вылилось около 8 177 баррелей нефти. Экологическая катастрофа настолько велика, что специалисты приравняли её масштабы к последствиям войны в Персидском заливе (тогда в ходе военных действий иракские войска сбросили в воды залива 8 млн баррелей нефти). Министр экологии Андре Корреа отметил, что это самая крупная для страны экологическая катастрофа за последние 25 лет.

Причиной катастрофы стал разрыв проложенного по дну моря нефтепровода. По одной из версий, авария случилась на участке подводного перехода с размытым дном, что привело к деформации трубы.



Авария в бухте Гуанабара сильно ударила по бюджету компании Petrobras. Происшествие вошло в рейтинг крупнейших штрафов за экологические преступления, подготовленный информационным агентством ТАСС. Petrobras признала свою вину за случившееся и выплатила штраф более $25 млн. «Средства были направлены на восстановление экосистемы бухты и возмещение убытков, нанесенных населению прибрежных районов», — указано на сайте ТАСС.

Однако вред экологической обстановке уже был нанесен. Специалисты признали, что на восстановление окружающей среды после подобной катастрофы необходимо почти четверть века. В результате утечки нефти для нескольких городов возникла серьезная угроза отравления питьевой воды. Пляжи около Рио-де-Жанейро оказались закрыты из-за сильного загрязнения. Погибло большее количество птиц и рыб, что нанесло значительный ущерб рыбному промыслу и экономике региона.

Компания Petrobras вообще не очень любит бухту Гуанабара. Это уже второй разлив нефти, допущенный одной и той же компанией в одном и том же месте. В 1997 году Petrobras вылил в бухту около 12 000 баррелей нефтепродуктов.

Январь, февраль 2010г. Авария на нефтепроводе Восточная Сибирь – Тихий Океан компании «Транснефть». Ленск, Якутия и Сковородинский район, Приамурский край.

Разлив нефти на месте аварии
© energyland.info

Общие сведения: Нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан был введен в эксплуатацию в декабре 2009 года, а уже спустя 2 месяца на участке, проходящем в 30 км от города Ленска, произошла первая утечка нефти. На территории Ленского района было объявлено чрезвычайное положение. А вскоре после ликвидации последствий данной аварии, в феврале того же года, произошел прорыв нефтепровода в Приамурском крае.

В ходе расследования по этому делу оказалось, что причиной аварии стало нарушение правил ведения работ: ковшом экскаватора был поврежден трубопровод, что привело к его механическому повреждению и затем к разливу нефти.



Амбар (котлован для временного слива нефти) на месте аварии 22 января
© sakhanews.ru

В Ленском районе Республики Саха 196 человек, принимавшие участие в ликвидации аварии, очистили 20 000 кв м загрязненной территории. Что касается аварии в Приамурском крае, из поврежденного участка вытекло 20 300 баррелей чистой нефти. Экологии Приамурья уже нанесен вред. Но больше беспокоит другое. Нефтепровод пролегает в непосредственной близости от городов и поселков, и в случае более крупной аварии могут погибнуть и пострадать тысячи людей. Ученых-экологов также волнует участок нефтепровода, который пролегает вблизи озера Байкал. Некоторые специалисты утверждают, что в случае аварии в Байкал может попасть несколько тонн нефти. И это будет уже настоящая катастрофа.

Декабрь 2014г. Авария на нефтепроводе Ашкелон – Эйлат. Пустыня Арава, Израиль.



Общие сведения: Одна из самых тяжелых аварий 2014 года произошла 5 декабря на нефтепроводе Ашкелон – Эйлат на юге Израиля. Из разорванной трубы в пустыню Арава вылилось 21 900 баррелей нефти. Экологи отметили, что это самая крупная авария за всю историю Израиля.

Причины: Расследование показало, что утечка нефти стала следствием неосторожности при проведении ремонтных работ, во время которых и был поврежден трубопровод.

Последствия: Экономический ущерб государства из-за прорыва нефтепровода составил $7,6 млн.

В результате аварии сильно пострадали природоохранные зоны, находящиеся в области загрязнения. Например, заповедник Эврона, где живут олени и растут редкие виды растений. Проведенные измерения показали, что в воздухе на территории заповедника содержится повышенное содержание токсичного вещества бензола. Кроме того, из-за отравления ядовитыми парами были госпитализированы более 80 человек, оказавшихся на месте происшествия.

По мнению ученых, потребуются годы, чтобы восстановить окружающую среду загрязненного района. Однако, возможно, что полностью очистить территорию не удастся.

Трегедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Пока ВР экстренно ищет деньги на восстановление акватории Мексиканского залива, а власти США решают, что делать с бурением на шельфе, мы предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

1.В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было невозможно. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысячи тонны нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. По мнению некоторых ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.

2. В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия. Утечку остановили лишь через девять месяцев, за это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.


3. Также в 1979 году произошел крупнейший в истории разлив нефти, вызванный столкновением танкеров. Тогда в Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тыс. тонн нефти. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье (ближайшим был остров Тринидад) не пострадало.


4. В марте 1989 года нефтяной танкер "Экссон Валдез" американской компании Exxon сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья Аляски. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

5. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

6 В январе 2000 года крупный разлив нефти произошел в Бразилии. В воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро из трубопровода компании "Петробраз" попало свыше 1,3 миллиона литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановить экологический ущерб. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и "застряла" лишь на пятом. Часть сырья уже удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную.


7. В ноябре 2002 года у побережья Испании разломился и затонул танкер Prestige. В море попали 64 тыс. тонн мазута. На ликвидацию последствий аварии затрачено €2,5 млн. После этого случая ЕС закрыл однокорпусным танкерам доступ в свои воды. Возраст затонувшего судна 26 лет. Оно было построено в Японии и принадлежит зарегистрированной в Либерии компании, которая, в свою очередь, управляется греческой фирмой, зарегистрированной на Багамах и получившей сертификат от американской организации. Корабль был зафрахтован функционирующей в Швейцарии российской компанией, которая занимается перевозками нефти из Латвии в Сингапур. Правительство Испании подало судебный иск на $5 миллиардов к американскому мореходному бюро за ту роль, которая его невнимательность сыграла в катастрофе танкера «Престиж» у берегов Галисии в ноябре прошлого года.

8. В августе 2006 года потерпел аварию танкер на Филиппинах. Тогда оказались загрязнены 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч филиппинских семей. Танкер "Солар 1" (Solar 1) компании Sunshine Maritne Development Corporation, был нанят для перевозки 1800 т мазута филиппинской государственной компании "Петрон" (Petron). Местные рыбаки, которые раньше за день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу невозможно продать. Провинция, которая только что вышла из списка 20 беднейших регионов Филиппин, похоже, на долгие годы опять возвращается в нищету.

9. 11 ноября 2007 года шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось более 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб, причиненный в результате крушения нескольких судов в Керченском проливе, в 6,5 миллиарда рублей. Ущерб только от гибели птицы и рыбы в Керченском проливе оценивался приблизительно в 4 миллиарда рублей.

10. 20 апреля 2010 года в 22:00 по местному времени на платформе Deepwater Horizon произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. В результате взрыва семь человек получили ранения, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 миллиона литров дизельного топлива. Производительность платформы составляла 8 тысяч баррелей в сутки. По оценкам, в Мексиканском заливе в воду выливается до 5 тысяч баррелей (около 700 тонн) нефти в сутки. Однако специалисты не исключают, что в ближайшее время эта цифра может достигнуть 50 тысяч баррелей в день из-за появления в трубе скважины дополнительных мест протечки. В начале мая 2010 года Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой». В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти (одно пятно длиной 16 км толщиной 90 метров на глубине до 1300 метров). Нефть,возможно,будет вытекать из скважины до августа.



Похожие статьи