Экономическая теория физиократов кратко. Физиократы

Физиократия (с греч. – «власть природы») – направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному производству.

Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации.

Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства.

Центральные идеи теории физиократии таковы:

Экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.

Источник богатства есть сфера производства материальных благ – земледелие.

Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.

Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непроизводящей.

Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) – уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта.

Бесплодной считалась и торговая деятельность.

Физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) – оборотному капиталу.

Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег – как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции – служить обмену товаров.

Физиократы дали определение «первоначальным авансам» (основной капитал) – затраты на земледельческое оборудование и «ежегодным авансам» (оборотный капитал) – ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство.

Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

Налогообложение является источником дохода;

Наличие соотношения между налогами и доходами;

Издержки взимания налогов не должны обременять.

Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694– 1774) был придворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет.

Ф. Кенэ – автор «Экономической таблицы», в которой показано, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между классами: производительным (лица, занятые в сельском хозяйстве, – фермеры и сельские наемные рабочие), бесплодным (лица, занятые в промышленности, а также купцы) и собственниками (лица, получающие ренту, – землевладельцы и король). В этом произведении Ф. Кенэ представил основные пути реализации общественного продукта в виде направленного графа с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

Само обращение годового продукта состоит из пяти актов:

1) класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 миллиард ливров. Вследствие этого к классу фермеров возвращается один миллиард ливров и одна треть годового продукта выходит из обращения; 2) класс землевладельцев на второй миллиард ливров полученной ренты покупает у «бесплодного» класса промышленные изделия; 3) класс «бесплодных» на полученный за свои товары миллиард ливров покупает у класса фермеров продукты питания. Следовательно, к классу фермеров возвращается второй миллиард ливров и две третьи части продукта выходят из обращения; 4) класс фермеров покупает у «бесплодного» класса на миллиард ливров промышленные изделия, идущие на восстановление инструментов и материалов, стоимость.которых вошла в стоимость произведенного годового продукта; 5) класс «бесплодных» на этот миллиард ливров закупает сырье у класса ферме ров. Таким образом, обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства.

Налоги, по мнению Ф. Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников в размере 1/3 чистого продукта.

Ф. Кенэ разработал концепцию естественного порядка, в основе которой лежат моральные законы государства, то есть интересы отдельного лица не могут идти вразрез с общими интересами общества.

Ч. Анн Робер Жак Тюрго (1727– 1781) родился во Франции. Согласно семейной традиции окончил теологический факультет Сорбонны, но увлекся экономикой. В 1774 – 1776 годах занимал должность генерального контролера финансов. Сотрудничал с просветителями в «Энциклопедии» Д. Дидро.

Главный труд А. Тюрго – «Размышления о создании и распределении богатств» (1770 г.).

Вслед за Кенэ и другими физиократами он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и разделял их взгляд на земледелие как единственный источник прибавочного продукта. Впервые выделил внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников.

А. Р. Ж. Тюрго впервые сформулировал так называемый закон убывающего плодородия почвы, который гласит: каждое дополнительное вложение капитала и труда в землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением эффект, а после некоего предела всякий дополнительный эффект становится невозможным.

В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом надлежит отметить следующие идеи:

Доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента);

Обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ;

Уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды;

Текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

Классическую политэкономию во Франции послеП. Буагильбера представила школа физиократов. Она была основана в XVIII в. Франсуа Кенэ (1694–1767). В нее входила большая группа известных экономистов, политиков и философов: А. Ж. Р. Тюрго , В. Дюпон де Немур, Д. Аламбер, В. Мирабо, Г. Летрон и др.

Заслуга физиократов в экономической науке определялась тем, что они, в отличие от меркантилистов перенесли исследование проблем создания «богатства» из сферы обращения в сферу производства. Они дали критику меркантилизму, отвергая ошибочные положения монетаризма о том, что единственной формой богатства является золото, а его источником – внешняя торговля. Физиократы деньгам отводили роль посредника в обращении. Они первыми дали анализ капитала. Вместе с тем толкование производства у них одностороннее: сфера производства ограничена лишь сельским хозяйством.

В противовес меркантилизму физиократы выдвинули идею об эквивалентности обмена. Ф. Кенэ показал, что эффективные методы обогащения страны связаны с материальным производством, преимущественно с сельским хозяйством. Торговля выравнивает цены на товары, но не дает низкой прибавки. Выгода от продажи повлечет потери при покупке.

В основе теории физиократов и всего классического направления лежит концепция Ф. Кенэ – «естественный порядок». Она подробно описана в работе «Естественное право» (1765). Общественные законы действуют объективно, они выгодны обществу и составляют суть «естественного порядка».

Эта проблема освящена в работе Ф Кенэ «Китайский деспотизм» (1767). Здесь экономические законы трактуются как объективные и вечные.

Центральное место в исследовании Ф. Кенэ отводится проблеме «чистого продукта» и его производства. Под чистым продуктом понимается прибавочный продукт. Из формулы физиократов следует, что «земля есть единственный источник богатства».

Поэтому Ф. Кенэ полагал, что «чистый продукт» производится только в земледелии, а в промышленности он лишь меняет свою форму. Из этого следует, что труд и промышленное производство носит «Бесплодный» характер, а сельскохозяйственное производство – производительный. В соответствии со своим пониманием производства Ф. Кенэ делил общество на три класса:

1) собственников (дворянство, чиновничество, духовенство, король со свитой); 2) фермеров и наемных работников в сельском хозяйстве –производительный класс, так как создает «вещество», «чистый продукт»; 3) торгово-промышленное население страны, т. е. «бесплодный класс (лишь изменяет вещество и чистый продукт, не создавая ничего нового).

Ф. Кенэ выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь страны, был противником всякого рода монополий, защищал свободу предпринимательства в условиях свободной конкуренции.

Наибольшую известность и популярность принесла Кенэ его «Экономическая таблица» (1758). Рассматривается процесс воспроизводства, Ф Кенэ анализировал происхождение доходов, обмен между капиталом и доходом, отношения между производительным и окончательным потреблением.

При построении экономической таблицы Ф.Кенэ исходил из определенных предпосылок и допущений. Он абстрагировался от влияния внешнего рынка, колебания цен, расширения объемов производства, все доходы расходуются на потребление. Ф Кенэ дал анализ простого воспроизводства, впервые в экономической литературе привел схемы макроэкономического равновесия. Он показал в «Экономической таблице», что капитал фермеров делится:

1) на «первоначальные авансы» или основной капитал (постройка, сельскохозяйственный инвентарь, рабочий скот и др.); 2) «ежегодные авансы», т. е. оборотный капитал (расходы на сырье, семена, удобрения, заработная плата сельскохозяйственных работников).

Такое деление капитала обусловлено его функционированием в процессе производства: основной – функционирует несколько производственных циклов, а оборотный – функционирует один цикл и его стоимость тотчас же переносится на новый продукт. Ф Кенэ в экономической схеме принимает следующие исходные данные.

1. Первоначальные авансы производительного

класса (в потоках не участвуют)……………………10 млрд. ливров.

2. Ежегодные авансы производительного класса…….2 млрд. ливров.

3. Годовой продукт производительного класса………..5 млрд. ливров

в том числе: промышленное сырье………………….1 млрд. ливров,

продовольствие…………………………..4 млрд. ливров.

Из этого следует, что в момент окончания сбора урожая необходимо вычесть из готового продукта ежегодные авансы, то остаются 3 млрд. ливров, которые поступают на рынок (в том числе сырье на 1 млрд. и производство на 2 млрд.). Из них один должен возместить долю первоначальных авансов, а два остальных – представляют собой чистый продукт. В этот начальный момент бесплодный класс (промышленность и торговля) располагает изделиями 2 млрд., а земельные собственники располагают денежными средствами на 2 млрд. (это то, что они получили за прошлый год от производительного класса в качестве арендной платы).

Землевладельцы покупают у фермеров продовольствие на 1 млрд. ливров, фермеры получают взамен деньги (обмен).

Другой 1 млрд. деньгами землевладельцы отдают бесплодному классу, получая взамен промышленные товары на эту сумму.

Бесплодный класс обменивает все эти деньги на продовольствие, а у фермеров увеличивается сумма денег на 1 млрд.

Этот 1 млрд. фермеры отдают назад бесплодному классу для приобретения у таких промышленных товаров.

Бесплодный класс на полученные деньги приобретет сырье у фермеров. Обмен закончен, весь общественный продукт реализован, все доходы распределены.

В итоге землевладельцы купили на 1 млрд продовольствия и на 1 млрд. промтоваров. Бесплодный класс продал свои изделия на 2 млрд. и получил в обмен: продовольствие на 1 млрд., сырье – на 1 млрд.

Производительный класс продал продовольствия на 2 млрд. и сырья на 1 млрд., получив за это промтовары на 1 млрд. и 2 млрд. деньгами.

За последние 2 млрд. – денежное выражение чистого продукта – поступили землевладельцам в виде арендной платы.

«Экономическая таблица» Ф. Кенэ дала толчок к изысканиям XIX–XX вв.: к теории общего экономического равновесия Л. Вальраса, теории исчисления национального доход Дж. М. Кейнса, моделям «затраты/выпуск» В. Леонтьева и теории межотраслевого баланса Л. Канторовича.

Завершил учение физиократов видный государственный деятель Франции и выдающийся экономист Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781 г).

В его основном произведении «Размышления об образовании и распределении богатств» (1776) внесены некоторые изменения и дополнения в концепции физиократов. А.Р. Ж. Тюрго обратил внимание на возникновение наемного труда, экономическое принуждение к труду, изменения в классовой структуре общества. В нем существуют 5 классов: 1) собственник земли (землевладелец); 2) фермер; 3) наемный работник в сельском хозяйстве; 4) промышленник (предприниматель); 5) наемный рабочий в промышленности.

Тюрго впервые указал на различие между деньгами и капиталом, выделил категорию прибыли как особого вида дохода. В анализе заработной платы А.Р.Ж. Тюрго видел, что существует конкуренция между рабочими на рынке труда, которая влияет на величину заработной платы. Он считал, что она должна быть сведена к минимуму средств существования.

В статье «ценности и деньги», которая была написана в 1769 г. и вышла в свет в 1805 г. (при издании собрания сочинений Тюрго в 9 томах), исследования проблемы ценности. Он связывает категорию ценности с понятиями «годность», «пригодность» (т. е. удовлетворяет ли эта вещь наши требования к ней), «значимость» и отмечает, что у каждого человека оценка восприятия ценности своя. В процессе обмена ценность отдается за равную ценность. Такую равную ценность Тюрго называет меновой ценностью.

Во второй половине XVIII в. под влиянием идей Просвещения во Франции сформировалось французское учение физиократов (от лат. physis – природа и kratos – сила, власть). Имеются разные предположения о том, кто придумал название этой экономической школе – Ф. Кенэ или герцог де Немур.

В основе мироздания, по мнению физиократов, лежит внутренний порядок. Он определяется действием вечных и непреложных, установленных Богом физических и моральных законов, образуя естественное право: неизменный и из возможного – наилучший порядок вещей. "Все подчинено в этом мире законам природы, – писал Ф. Кенэ, – люди одарены достаточным разумом, чтобы постигнуть эти законы и соблюдать их..."

Физиократы считали, что каждому человеку позволено действовать, используя свои способности, ум, имущество. Свобода труда, обмена, конкуренции отрицает существование монополий и привилегий. Помимо физических и моральных законов в человеческом обществе действуют положительные законы, т.е. принудительные правила, издаваемые верховной властью для того, чтобы установить порядок, наиболее выгодный людям, обеспечить соблюдение естественных законов и т.п. Законы государства нужны для охраны частной собственности, частных интересов, т. е. для того, чтобы никто не употреблял свою свободу во вред другим.

С естественным правом должны сообразовывать свои действия, как отдельные лица, так и правительства, если они желают, чтобы их практические меры достигали поставленных целей.

Максимальное удовлетворение потребностей всех членов общества, по мысли физиократов, будет иметь место, если каждому человеку позволят свободно действовать в своих эгоистических интересах. Поэтому главным их требованием являлось предоставление индивиду полной свободы действий: laissez faire, laissez passer ("позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят"). Общественное развитие и благосостояние достигается, таким образом, в результате разрозненных, разнонаправленных эгоистических действий отдельных его членов.

Поэтому задача науки, в том числе экономической, заключается в изучении и научном объяснении господствующего порядка. Взгляды физиократов способствовали утверждению принципов экономического либерализма . Его суть можно сформулировать следующим образом: "Только при естественном, не стесняемом государственной властью, течении экономических явлений отдельные индивиды и общество в целом извлекают из них максимальную пользу".

Расцвет школы физиократов пришелся на 50–70-е гг. XVIII в. Основными ее представителями являются: Франсуа Кенэ (1694–1774); Жан-Клод де Гурнэ (1712–1759); Дюпон де Немур (1739–1817); Мерсье де ла Ривьер (1720– 1793); Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781).

Идеи физиократов получили наиболее полное выражение в трудах Франсуа Кенэ и Анна Робера Жака Тюрго. Ф. Кенэ написал для "Энциклопедии", издававшейся Дидро и д"Аламбером, ряд статей: "Зерно", "Фермеры", "Налоги", "Население". Наибольшую известность получили его работы "Общие принципы экономической политики земледельческого государства" (1758), "Экономическая таблица" (1758), "Естественное право" (1765) и "Китайский деспотизм " (1767).

Основные экономические труды А. Тюрго – это "Размышления о создании и распределении богатств" (1766), "Ценности и деньги" (1769) и др.

Предмет . Физиократы перенесли экономические исследования из сферы торговли и денежного обращения в материальное производство. Основным предметом изучения экономической науки стало сельскохозяйственное производство, которое они объявили единственной производительной отраслью. "Земледелец является первой движущей силой в ходе (всех) работ; это он производит на своей земле заработок всех ремесленников. Труд земледельца – единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства" . Такая постановка вопроса демонстрирует влияние древнегреческих мыслителей, в частности Ксенофонта, на базовый тезис учения физиократов. Ксенофонт писал, что земледелие – мать и кормилица всех профессий. Земля учит справедливости, ибо дает больше тому, кто усерднее трудится.

Интерес физиократов к сельскому хозяйству был обусловлен тем, что в тот период Франция была аграрной страной, и сельское хозяйство являлось центром экономических противоречий. Причину отсталости французской экономики они связывали с неразвитостью капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Отстаивая идеи свободы, они противостояли воззрениям меркантилистов, за исключением Т. Мана, предложившего режим фритредерства. Физиократы, например, выступали за свободную, ничем не ограниченную торговлю.

Методология . В своих исследованиях физиократы опирались на концепцию "естественного порядка", понимая под ней господство непреходящих законов природы над законами общества. Идею подчинения общества принципам "естественного порядка", например, Ф. Кенэ объяснял возможной выгодой, которую получат экономические агенты, избавившись от препятствий на пути к экономике свободной конкуренции, основанной на сельскохозяйственном производстве. Следуя идеям французских просветителей, он не разделял частных и общественных интересов в условиях либеральной экономики.

Особенность методологии Ф. Кенэ заключалась в построении системы функционирования хозяйства на основе врачебного опыта. Экономика рассматривалась им как живой организм, развивающийся но объективным законам. Противодействие этим законам вызывает болезнь, вылечить которую можно, зная лишь ее особенности. Законы должны быть известны экономическому регулятору – просвещенному государству.

Ф. Кенэ объяснял экономические явления с позиции обмена продукции между общественными группами – классами . Он уточнил понятие "политическая экономия", понимая под ним взаимодействие классов в процессе производства и распределения богатства .

В работах А. Тюрго связь между теорией классов и теорией доходов проявляется даже больше, чем в экономическом учении Ф. Кенэ. Это объясняется его стремлением к детализации структуры классов и доходов с последующим обособлением прибыли как самостоятельной категории. Новаторство анализа Л. Тюрго состояло в том, что он объяснял особенности функционирования хозяйственной системы с позиции "общего экономического равновесия" , представляющего собой одновременное равновесие на рынках различных факторов производства, и, в первую очередь, на рынке земли.

Вариантом классической политической экономии является школа физиократов. Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. Ее основателем был Франсуа Кенэ (1694-1774). Только в земледельческом труде и земледельческом продукте физиократы видели источник богатства.

Яркими представителями классической политической экономии стали Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). В отличие от меркантилистов классики политической экономии рассматривали ее как науку о богатстве, искали источник капиталистического богатства в сфере производства.

Переход от политической экономии богатства к политической экономии труда предприняли Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Учение К. Маркса получило широкое распространение в России. Экономическое учение К.Маркса явилось вершиной классической политэкономии.

Физиокрамтия (фр. physiocrates, от др.-греч.цэуйт -- природа и ксЬфпт -- сила, власть, господство, то есть "господство природы") -- французская школаэкономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Термин "физиократы" вошел в употребление лишь в XIX в., при жизни Кенэ и его учеников они себя называли "экономистами", а свое учение -- "политической экономией" . Название "физиократия" дано Дюпон де Немуром -- первым издателем сочинений Кене -- ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками "естественного порядка" (ordrenaturel) в хозяйственной жизни общества -- идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Статьи Кенэ, посвященные вопросам цен на хлеб и налогам, были помещены в энциклопедии Д. Дидро. Существенная заслуга физиократов, и прежде всего Кёне, по мнению К.Маркса, состояла в том, что "… они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами современной политической экономии".

Положения

Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и притом раньше неё, физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения -- желания, одинаково характеризующие и физиократов, и "классическую" школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который (в своем французском варианте) односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.

Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал -- понятия, играющие такую же важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии, как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии.

Термин "физиократия" употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже -- в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французам. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции.

Происхождение теории

Английские, а за ними немецкие и русские историки политической экономии считают обыкновенно родоначальником этой науки Адама Смита, но французские и ряд других историков видит её начало в учении физиократов, которые создали первую систематическую теорию политической экономии. В своей специальной работе "О Тюрго как экономисте" немецкий учёный Шеель считает физиократов истинными родоначальниками политической экономии, называя "смитианизм" лишь "английским видом физиократизма". Такого же мнения придерживается историк С. Каплан в своем труде о политике и политической экономии Франции эпохи Людовика XV: он фактически ставит знак равенства между физиократами и либеральными экономистами -- последователями А. Смита. Сам Адам Смит был вхож в кружок физиократов Франсуа Кёнэ и собирался посвятить последнему свою главную работу "Богатство народов", но изменил свое намерение после смерти французского политэконома, произошедшей незадолго до публикации. Это прямо указывает на связь основных положений А. Смита с учением Франсуа Кёнэ и физиократов.

Появлению физиократии предшествовал так называемый меркантилизм, который был скорее системой экономической политики, чем политико-экономической теорией: меркантилисты не дали цельной научной доктрины -- она в цельном виде сложилась в виде доктрины протекционизма лишь в XIX в. В этом смысле физиократы заслуживают предпочтения в том, чтобы считаться действительными основателями политической экономии, тем более, что они оказали большое влияние и на учение А. Смита. Они первые провозгласили тот принцип, что в хозяйственной жизни общества господствует известный естественный порядок и что наука может и должна его открыть и сформулировать. Стоит только, думали они, узнать, какие законы управляют явлениями экономической жизни -- и этого будет совершенно достаточно для создания полной теории производства и распределения богатств. Отсюда их дедуктивный метод, весьма сходный с методом А. Смита и других представителей "классической школы" политической экономии.

Основные положения

Все главные основания физиократической теории как политико-экономического учения были изложены уже основателем школы, а потому о них вполне достаточное понятие даёт учение Кенэ.

В главной работе Кёне "Экономическая таблица" (1758) проведён анализ общественного воспроизводства с позиции установления определённых балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта. Фактически, сгруппировав всех хозяйствующих экономических субъектов Франции XVIII века на классы: земледельцев (фермеры и сельские наёмные рабочие), собственников (землевладельцы и король) и "бесплодный класс" (промышленники, купцы, ремесленники и наёмные рабочие в промышленности) -- Кёне составил первый вариант схемы-таблицы межотраслевого баланса "затрат-выпуска", являющейся прототипом для последующих моделей экономического баланса Л. Вальраса и В. Леонтьева.

В оценке их общественной роли историки не вполне сходятся между собой, неодинаково понимая их отношение к отдельным социальным классам. Несомненно, что физиократы враждебно относились к сословному строю общества, к привилегиям дворянства и к сеньориальным правам. Некоторые историки особенно подчеркивают народолюбие физиократов. Издатель сочинений физиократов в XIX в., Дэр, ставит им в заслугу, что они "формулировали великую проблему справедливого и несправедливого" в общественных отношениях и в этом смысле "основали школу социальной морали, которой раньше не существовало". Историк XIX века А. Лихтенбергер ("Lesocialismedu XVIII siиcle") говорит, что "в известном смысле физиократы играли роль, имеющую некоторую аналогию с ролью современных социалистов, так как они стремились эманципировать труд и защищали права социальной справедливости". Не так далеко идут в своих отзывах немецкие писатели (Кауц, Шеель, Кон и др.), но и они подчеркивают симпатию к трудящимся и обременённым. В сущности, однако, физиократы были, как полагал Луи Блан, бессознательными представителями интересов буржуазии; Маркс заметил, что "физиократическая система была первой систематической концепцией капиталистического производства".

Вместе с тем, никто из физиократов не принадлежал к французской буржуазии, почти все они были представителями крупной французской аристократии или высшего католического духовенства: Виктор Рикети маркиз де Мирабо, Пьер дюПон де Немур, Анн Робер Тюрго, Мерсьеде лаРивьер, аббат Бодо, аббат Рубо и т.д. Сам Франсуа Кенэ был личным врачом и доверенным лицом мадам де Помпадур, богатой аристократки и фаворитки короля Людовика XV, которая покровительствовала экономическому кружку Кёнэ в Версале и познакомила его с королём, который оказался под сильным влиянием либеральных идей физиократов.

Не случайно поэтому физиократы были проповедниками крупного хозяйства: уже Кёнэ считал наиболее нормальным, чтобы земли, обрабатываемые под посевы, соединялись в большие фермы, которые находились бы в руках богатых землевладельцев (richescultivateurs). Только богатые фермеры составляют, по его мнению, силу и могущество нации, только они могут дать занятие рабочим рукам и удержать в деревне жителей. При этом Кёнэ объяснял, что под словами "богатый фермер" не следует понимать работника, который сам пашет, а хозяина, имеющего наёмных рабочих. Все мелкие фермеры должны были превратиться в батраков, работающих на крупных фермеров, которые и суть "истинные земледельцы". По словам аббата Бодо, "в обществе, истинно благоустроенном на основах экономических принципов", должны существовать простые земледельческие рабочие, которые жили бы только своим трудом. Отождествляя нередко землю и землевладельца, интересы земледелия и интересы сельских хозяев, физиократы очень часто, когда говорят об интересах производительного класса, имеют в виду именно только фермеров. Отсюда недалеко было до особенной заботливости о последних -- и действительно, Кене советует правительству наградить фермеров всякими привилегиями, так как в противном случае благодаря своему богатству они могут приняться за другие занятия. Заботясь об увеличении национального дохода, заключавшемся, с точки зрения физиократов, в сумме доходов отдельных сельских хозяев, они признавали необходимость благосостояния рабочих едва ли не потому только, что в интересах нации продукты должны потребляться в возможно большем количестве.

Содействовать увеличению рабочей платы физиократы вовсе не были намерены: Кене советует для жатвы брать пришлых савойских рабочих, которые довольствуются меньшей платой, чем французские, ибо от этого уменьшаются расходы производства и увеличиваются доходы собственников и государя, а вместе с ними возрастает могущество нации и фонд рабочей платы (lerevenudisponible), который доставит рабочим возможность лучшего существования. Таким образом, физиократы не умели отделить накопление капиталов от обогащения землевладельцев и крупных фермеров: наблюдая вокруг себя одну бедность, желая поднять национальное богатство, они обращали внимание исключительно на количество предметов, находящихся в стране, без всякого отношения к их распределению. Необходимость капиталов на их языке переводилась в необходимость капиталистов. Крестьянин рисовался им либо в виде мелкого собственника, едва существующего доходами со своей землицы, либо в виде половника, вечно находящегося в долгу у помещика, либо в виде безземельного батрака, которому ни тот, ни другой не могут доставить работы. По мнению физиократов, крупное фермерство, обогащая государство, могло занять свободные руки безземельного крестьянства. В этом отношении физиократы сходились с весьма многими агрономическими писателями, указывавшими, что мелкое хозяйство крестьян-собственников и половников, невежественных и бедных, не в состоянии служить основой для тех улучшений в способах обработки земли, которые требуются для подъёма её производительности.

Между теорией физиократов, благоприятной для крупной буржуазии и аристократии, и их народолюбивыми чувствами было, таким образом, довольно значительное противоречие. Раньше всего оно было отмечено Луи Бланом, когда он, например, говорил о Тюрго: "он не всегда отличался последовательностью по отношению к своим принципам; не будем его за это упрекать, ибо в этом его слава".

Некоторые современные историки полагают, что попытки применить во Франции либеральные идеи, проповедуемые физиократами, привели к массовому голоду во Франции в 1770--1771 и 1788--1789 гг. и экономическому кризису 1786--1789 гг., приведшему к массовой безработице, что вызвало социальный взрыв, обостривший события и эксцессы первого этапа Великой Французской революции.

В политическом отношении физиократы стояли на точке зрения просвещённого абсолютизма. Уже Кене, мечтая о реализации своей экономической системы, считал необходимой такую силу, которая могла бы совершить эту реализацию. Он требовал поэтому полного единства и безусловного господства верховной власти, возвышающейся во имя общего блага над противоположными интересами частных лиц. Мерсьеде лаРивьер в главном своём сочинении развивал ту мысль, что "законный деспотизм" (despotismelйgal) один в состоянии осуществить общее благо, установить естественный общественный порядок, чем вызвал резкие возражения со стороны Мабли. Нападая на теорию разделения и равновесия властей или теорию политических противовесов, Мерсье рассуждал так: если основы хорошего правления очевидны для власти и она захочет поступать сообразно с ними на благо общества, то "контрафорсы" могут лишь помешать ей -- и наоборот, в таких противовесах нет надобности, раз основы хорошего правления остаются неизвестными власти. Напрасно из боязни, что правитель может быть невежественным, ему противопоставляют людей, едва умеющих управлять самими собой. Впрочем, роль абсолютной власти понималась скорее в смысле силы, которая должна устранить все, что мешает "естественному порядку", чем в смысле силы, которая должна созидать нечто новое.

В последнем отношении интересен разговор Екатерины II с Мерсьеде ла Ривьером, которого она пригласила в Петербург для совета с ним о законодательстве. "Каких правил, -- спросила она, -- следует держаться, чтобы дать наиболее подходящие законы для народа?" -- "Давать или создавать законы -- такая задача, государыня, которой Бог никому не предоставлял", -- отвечал Мерсьеде ла Ривьер, вызвав новый вопрос Екатерины о том, к чему же, в таком случае, он сводит науку правления. "Наука правления, -- сказал он, -- сводится к признанию и проявлению законов, начертанных Богом в организации людей; желать идти дальше было бы большим несчастьем и чересчур смелым предприятием". Учение физиократов оказало влияние на французскую революцию. "Из их среды, -- говорит Бланки в своей "Истории политической экономии", -- был дан сигнал ко всем общественным реформам, какие только были совершены или предприняты в Европе в течение 80 лет; можно даже сказать, что, за немногими исключениями, французская революция была не чем иным, как их теорией в действии". Луи Блан, видевший в физиократах представителей интересов буржуазии, хотевших заменить одну аристократию другой, и потому называвший их учение "ложным и опасным", тем не менее, прославлял их как проповедников новых идей, из которых вышли все преобразования революционной эпохи. "Экономисты, -- говорит о Ф. Токвиль в "Старом порядке и революции", -- играли в истории менее блестящую роль, чем философы; быть может, они и меньше, нежели последние, оказали влияния на возникновение революции -- и тем не менее я думаю, что истинный её характер лучше всего познается именно в их сочинениях. Одни высказывали то, что можно было себе вообразить; другие иногда указывали на то, что нужно было делать. Все учреждения, которые революция должна была безвозвратно уничтожить, были особенным предметом их нападок; ни одно не имело права на пощаду в их глазах. Наоборот, все те учреждения, которые могут рассматриваться как настоящие создания революции, были заранее возвещены физиократами и с жаром ими прославлены. С трудом можно было бы назвать хотя бы одно, зародыш которого уже не существовал бы в каких-либо их сочинениях; в них мы находим все, что было наиболее существенного в революции". В сочинениях Ф. Токвиль отмечает и будущий "революционный и демократический темперамент" деятелей конца XVIII в., и "безграничное презрение к прошлому", и веру во всемогущество государства в деле устранения всех зол.

Оценивая общее значение физиократов, один из самых последних исследователей их учения (Мархлевский) называет отдельные случаи влияния физиократов на жизнь "революционными бациллами физиократизма". Несколько иначе относится большинство историков к чисто научной стороне этого учения.

После появления "Богатства народов" А. Смита школа Кене пришла в полный упадок, хотя у неё были ещё сторонники даже в XIX в.: Дюпон де Немур -- до самой своей смерти (1817), в тридцатых годах -- Ж.М. Дютан и др. В классической школе полит. экономии установилось, в общем, самое отрицательное отношение к физиократам, не всегда справедливое. В своём "Капитале" Маркс довольно часто говорит о физиократах (в примечаниях) с сочувствием; одно количество цитат указывает на то, как высоко ставил он иногда этих предшественников классической школы.

В отдельных случаях он даже находил понимание тех или других вопросов более глубоким и более последовательным у физиократов, нежели у А. Смита.

Сам вопрос о зависимости последнего от физиократов был подвергнут внимательному пересмотру, результаты которого оказались благоприятными для физиократов Сочинения физиократов изданы Дэром в "Collectiondesprincipauxйconomistes"; "Друг людей" Мирабо переиздан Rouxel"ем в 1883 г., а сочинения Кене перепечатал Онкен.

Введение

1. Предшественники физиократов

2. Ф. Кенэ, основоположник школы физиократов

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В XVIII веке во Франции зародилось направление, знаменовавшее поворот в политической экономии; оно получило название «физиократия»(от греческих слов - «власть природы») или школа физиократов. Основателем этого направления был Франсуа Кенэ(1694-1774).

Физиократы считали, что истинным богатством нации выступают не деньги, не золото, а продукт, производимый в сельском хозяйстве. Отсюда твердое убеждение сторонников этого учения, что единственным производительным классом в обществе являются крестьяне (земледельцы). А все остальные, в лучшем случае, только перерабатывают созданный ими продукт (промышленность и торговля), а в худшем этот продукт только потребляют (рантье, дворянство, армия и т.п.).

Поэтому, по мнению физиократов, королевская власть должна была провести реформу, которая освободила бы крестьян от многочисленных пут и разнообразных разорительных налогов. Это открыло бы возможности для развития их трудолюбия и свободной предприимчивости, обеспечило бы богатство и процветание государству. Речь у физиократов шла не о революционной ломке установившейся системы отношений, а о видоизменении, улучшении феодальных порядков по инициативе королевской власти.

Глава школы физиократов Ф.Кенэ оставил яркий след в науке как автор знаменитой «Экономической таблицы». Она представляет собой, по сути, первую в истории экономической науки попытку рассмотреть процесс воспроизводства общественного продукта между тремя главными секторами народного хозяйства.
Цель моей работы, исследовать учение физиократов.

1. Предшественники школы Физиократов

Развитие экономической науки проходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так, например, самой архаической и, в то же время, самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, товарно - денежных отношений. История развития экономической науки является одновременно историей развития отношений обмена,общественного разделения труда, самого труда, в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одно является условием развития другого, развитие одного означает развитие других.

Вторая труднейшая проблема, которая в течение тысячелетий стояла перед экономической мыслью - это проблема производства прибавочного продукта.

Откуда берутся доходы, как прирастает богатство человека и страны - вот вопросы, которые были камнем преткновения для экономистов во все времена. С развитием производительных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формировалась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200-250 лет в экономические учения.

Целостных экономических учений до XVIII века не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления в целом народнохозяйственных проблем, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство могли себя ощутить как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.

Первыми достойный вклад в развитие политической экономии внесли меркантилисты (от итальянского mercante - торговец, купец), считавшие, что общественное богатство прирастает в сфере обращения, торговле.

Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку осмысления общеэкономических задач на уровне всей национальной экономики. Она не удалась, но послужила отправной точкой для следующей волны экономистов-физиократов.

2. Франсуа Кенэ основоположник школы физиократов

Франсуа Кенэ (1694-1774) - признанный лидер и основоположник школы физиократов - специфического тиснив в рамках классической политической экономии.

C 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика самого короля Людовика XV. Последний благоволил ему, произвел во дворянство; обращаясь к нему не иначе как «мой мыслитель», слушал советы своего доктора. Следуя одному из них, Людовик XV в качестве полезных здоровью физических упражнений собственноручно сделал на печатном станке Ф.Кенэ первые оттиски «Экономической таблицы», явившейся, как выяснилось впоследствии, первой попыткой научного анализа общественного воспроизводства.

По мере улучшения и упрочения своего материального положения (в парижский период жизни) Ф.Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он сначала посвящает философской науке, а затем целиком экономической теории. В 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии» , издававшейся Дидро и д"Аламбером, в которой и были опубликованы основные его экономические произведения (статьи): «Население» (1756), «Фермеры»,«Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др.
В сочинениях Ф.Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что по сути явилось отражением нараставшей в стране на протяжении десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV (это отмечал и А.Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б.Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного
(рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.C точки зрения Ф.Кенэ главным объектом изучения экономической науки должна стать аграрная сфера.

Сельское хозяйство и добывающая промышленность дают прирост материи, следовательно, здесь и создается чистый продукт. А вот в обрабатывающей промышленности, в ремесле материя убывает, значит здесь, не производится общественного богатства. Ремесленники - бесплодный, или стерильный, класс.

Кстати, термин «класс» в отношении к общественным группам людей, различающимся по тому, как они относятся к чистому продукту, впервые применил Ф. Кенэ.

Попробуем воспроизвести модель Ф. Кенэ:

1) Производительный класс, состоящий исключительно из земледельцев (и, может быть, также из рыболовов, рудокопов и пр.)

2) Класс собственников, в который входят не только собственники земли, но и все те, которые по тому или другому феодальному титулу владели землёй.

3) Бесплодный класс, включающий представителей индустрии, торговли, либеральных профессий и частнослужебного труда.

Из этой воспроизводственной концепции вытекает достаточно радикальная налоговая программа Кенэ: раз фермеры производят, но не потребляют чистый продут, то и платить налог с него не должны. Кто получает и потребляет чистый продукт, тот и платит.Кенэ знает истинные причины упадка земледельческой страны. Их, по его мнению, восемь:

  • неправильная форма налогового обложения;
  • излишнее бремя налогов;
  • излишества в роскоши;
  • чрезмерные судебные расходы;
  • личная несвобода обитателей деревни;
  • отсутствие свободы во внутренней торговле;
  • отсутствие внешней торговли;
  • отсутствие возврата чистого годичного продукта к производительному классу.

Радикализм Кенэ несомненен. Пройдет немного времени, Французская революция по-иному разрешит противоречия этого общества, еще более решительно реализовав программу буржуазии. У Кенэ более мягкая программа.

Так сказать, «экспроприация», посредством налогообложения. Некоторые комментаторы, современники революции, считали, что если бы король послушался Кенэ, то революции вместе с гражданской войной можно было бы избежать.

Методологической платформой экономического исследования Ф.Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. По его словам, «сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию».

Одновременно Ф.Кенэ предупреждает, что «верховная власть» не должна быть аристократической или представленной крупным земельным собственником; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и созвать самую разнузданную анархию». Он считает целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов естественного порядка, необходимом для осуществления государственного руководства.
В теоретическом наследии Ф.Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте. Который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве, В промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит якобы только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так, Ф.Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества — классов.

Вместе с тем Ф.Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, по его словам, «трудолюбивые представители низших классов» вправе рассчитывать на работу с выгодой. В развитие этой мысли ученый писал: «Зажиточность возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище, хорошей одежде и боятся бедности... воспитывают своих детей в такой же привычке к труду и благосостоянию... а удача доставляет удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию».
Ф.Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф.Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит...».

Ф. Кенэ сосредоточил свое внимание на сфере производства. В этом его
«классицизм». Но величайшей заслугой этого ученого было то, что он рассматривал производство не как единовременный акт, а как постоянно возобновляемый процесс, т.е. как воспроизводство.

Сам термин «воспроизводство» введен в науку Ф.Кенэ. Более того, воспроизводственный процесс впервые в истории показан исследователем на макроэкономическом уровне, как некий общественный феномен, как беспрерывный обмен веществ в общественном организме. Нет ни малейшего преувеличения в утверждении, что.Ф. Кенэ явился основателем макроэкономической теории.

Ф. Кенэ создал первую модель движения товарных и денежных потоков в обществе, определил условия реализации общественного продукта, показал теоретическую возможность непрерывности общественного воспроизводства товаров, капиталов и производственных отношений. Его модель эквивалентного обмена достаточно абстрактна, но это научная абстракция, позволяющая проникнуть в суть вещей. Не зря все крупные исследователи макроэкономики, так или иначе, обращались к трудам Ф.Кенэ.

3. А. Тюрго - последователь учений Ф.Кенэ

Анн Роберт Жак Тюрго, родился в 1727 году в Париже. За 18 месяцев пребывания в должности генерального контролера финансов А.Тюрго хотя и не добился сокращения государственных расходов, но смог провести ряд указов и законопроектов (эдикты), открывавших возможность для всемерной либерализации экономики страны. Однако каждое его реформаторское нововведение наталкивалось на ожесточенное сопротивление парламента, находившегося под явным влиянием придворного окружения, дворянства, духовенства и некоторой части предпринимателей, стремившихся сохранить свое монопольное положение. Поэтому реализация положений эдиктов была кратковременной победой А.Тюрго и его единомышленников.

Главными достижениями Тюрго в качестве министра в период реформ явились: введение свободной торговли зерном и мукой внутри страны; свободный ввоз и беспошлинный вывоз зерна из королевства; замена натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; упразднение ремесленных цехов и гильдий, тормозивших рост предпринимательства в промышленной сфере и др.

А.Тюрго не считал себя ни учеником, ни последователем Ф.Кенэ, отрицая какую- либо свою причастность к «секте», как он выразился, физиократов. Тем не менее, творческое наследие и практические дела свидетельствуют о его приверженности основам физиократического учения и принципам экономического либерализма.

А.Тюрго, разделяя взгляды Ф.Кенэ, выделяет в обществе три класса: производительный (люди, занятые в сельскохозяйственном производстве); бесплодный (люди, занятые в промышленности и других отраслях материального производства и сферы услуг); собственников земля. Однако первые два класса он называет «работающими или занятыми классами», полагая, что каждый из них распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату». Причем, как уточняет ученый, именно бесплодный класс включает в себя «членов общества, получающих заработную плату».

В связи с изучением механизма формирования цен на рынке А.Тюрго выделяет цены текущие и основные. Первые устанавливаются соотношением спроса и предложения, вторые «в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику... это тот минимум, ниже которого она не может опуститься». При этом, по мнению А.Тюрго, редкость является «одним из элементов оценки при приобретении товаров».

Анализируя земледельческие предприятия, Тюрго утверждает, что они могут приносить прибыль лишь в результате крупных затрат. Владельцы значительных капиталов, с целью извлечения дохода через обработку земли, вступают в арендные отношения с землевладельцами. По аналогии с фабрикантами эти предприниматели-арендаторы, кроме возмещения своих капиталов.
Анализируя заработную плату, Тюрго с большой решительностью подчеркивает ее тяготение к физиологическому минимуму получаемых рабочим жизненных средств. Тюрго утверждает, что рабочие вынуждены понижать цену своего труда, ибо, «имея выбор между значительным количеством работников, наниматель предпочитает того, кто соглашается работать за низкую цену».

Заслугой Тюрго является глубокое понимание им вопроса о генезисе наемного труда. Образование класса наемных рабочих, как в промышленности, так и в земледелии Тюрго объяснял отделением рабочего от условий труда, противостоящих ему как чуждая частная собственность противоположного класса. Освобождение рабочего от средств производства создает для него необходимость безвозмездно отдавать избыток, превышающий получаемую им заработную плату. Минимум необходимых жизненных средств, к которому тяготеет получаемая рабочим заработная плата, становится, таким образом, законом, который регулирует обмен между рабочим и собственником средств производства.

Из приведенных выше высказываний Тюрго видно, что, в отличие от традиционных воззрений физиократов, он выделяет прибыль на капитал в качестве особого вида дохода, в качестве самостоятельной экономической категории. Вместе с тем, рассматривая труд земледельца в качестве единственного вида труда, который производит больше того, что, составляет оплату труда, Тюрго видел в прибыли лишь часть «чистого» продукта, часть ренты.

Существование прибыли Тюрго связывал с процентом, а процент - с рентой. Правомерность денежного процента базируется, по мнению Тюрго, на той предпосылке, что денежный капиталист мог бы на определенную денежную сумму купить земельный участок и тем самым стать получателем ренты. Тюрго утверждает, что деньги, отданные в заем, должны приносить больший доход, сравнительно с доходом земель, приобретенных за тот же капитал, ибо«несостоятельность должника может привести его к потере своего капитала».

Что же касается денег, затраченных не, на покупку, а на обработку земли, а также помещенных в фабрики и торговлю, то, по мнению Тюрго, они должны быть источником большего дохода, чем процент на деньги, отданные в заем. Кроме процента на свой капитал, предприниматель должен ежегодно получать «прибыль как вознаграждение за свои заботы, за свой труд, за свои таланты, за свой риск». Доход предпринимателя должен давать ему также средства, чтобы «возмещать ежегодные потери на своих авансах».

Выдвинув идею сравнительной доходности или прибыльности денег, обращенных на покупку земли, отданных в ссуду и затраченных на промышленные предприятия, Тюрго пытается установить известную связь между движением этих различных доходов. Он указывает, что неравные доходы владельцев капитала, притекающие из различных способов его употребления, имеют тенденцию к равновесию. Он пишет: «Различное употребление капиталов приносит, таким образом, весьма не равные (по количеству) продукты; но это неравенство не мешает им оказывать взаимное влияние друг на друга, так что между ними устанавливается своего рода равновесие».

Свой тезис о тяготении различных видов дохода к равновесию Тюрго аргументирует следующим образом. Предположим, что происходит продажа земли в широких масштабах. Это приведет, очевидно, к понижению цены на землю, что вызовет повышение уровня процента; «владельцы денег предпочтут скорее скупать землю, чем отдавать их взаймы под проценты, не превышающие дохода от земель, которые они могут купить».

Повышение процента приведет к тому, что деньги не будут затрачены на обработку земли, промыслы и торговлю как на «дела более трудные и рискованные». «Одним словом - резюмирует ход своих рассуждений Тюрго,- по мере того как прибыли, получающиеся из какого-либо употребления денег, увеличиваются или уменьшаются, капиталы вкладываются в одни дела и извлекаются из других, а это неизбежно изменяет в каждом из этих употреблений капитала отношение капитала к годичному продукту».Приведенные высказывания Тюрго свидетельствуют о том, что им была сделана попытка установить, взаимосвязь между прибылью, процентом и рентой.
Его рассуждения о тенденции доходов капиталистического общества к равновесию базировались на исходных ошибочных позициях физиократизма о том, что прибавочная стоимость создается в одной лишь отрасли материального производства- сельском хозяйстве. Тем не менее Тюрго принадлежит заслуга самой постановки вопроса о взаимосвязи различных видов дохода в условиях капитализма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важной заслугой школы физиократов было то, что они первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения. Однако их взгляды были все же односторонними. Дальнейшее развитие экономической науки показало, что неверно связывать рост богатства общества только с земледелием. Важную роль даже в XVIII веке, не говоря уже о более позднем времени, играли в сознании богатства и другие отрасли народного хозяйства, особенно промышленность и торговля.

Физиократы первые имели цельное представление о социальной науке в полном смысле этого слова, они первые утверждали, что социальным лицам и правительствам остаётся только понять их, чтобы сообразовать с ними своё поведение. Физиократам принадлежит заслуга перенесения вопроса о происхождении прибавочной стоимости из сферы обращения в сферу непосредственного производства. Этим самым они заложили основу для научного анализа капиталистического производства. Теория физиократов базировалась на учении об эквивалентности обмена. В тесной связи с этим учением развивалась и их теория денег и критика меркантилизма.

Физиократы, по существу, выдвинули теорию основного и оборотного капитала. Они правильно изображали различие между этими двумя видами капитала, как существующее лишь в пределах производительного капитала, хотя они и ошибочно считали лишь земледельческий капитал производительным капиталом. Так как у Кенэ различие между первоначальными и ежегодными авансами существует лишь в рамках производительного капитала, то Кенэ не причисляет деньги ни к первоначальным, ни к ежегодным авансам. Оба вида авансов как авансы для производства противостоят деньгам, а также находящимся на рынке товарам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адвадзе В.С. История экономических учений. Учебник для вузов. М., 2004.
2. Гусейнов Р.А., Горбачева Ю.В. История экономических учений. Тексты лекций (под редакцией Горбачевой Ю.В.). НГАЭиУ, Новосибирск, 1994.
3. Черковец В. Историческая тенденция и социальная востребованность политической экономии // Российский экономический журнал. - №3. - 1996.



Похожие статьи