Экономическая теория предмет и метод. Методы экономической теории

«...изучивший экономическую теорию в конечном счете добьется большего материального успеха,
чем нетерпеливый юноша, который стремится сразу приобрести практические навыки».
П. Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии в области экономики 1970 г.

Экономическая теория - это наука об основах хозяйственной жизни общества. В самом общем виде она представляет собой форму научного знания, совокупность положений и выводов, отражающих ту или иную сторону экономической деятельности. Целью экономической теории является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей .

Предмет экономической теории - экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также использование ограниченных ресурсов в национальном хозяйстве .

Как и другие науки, экономическая теория изучает объективные законы, которые отражают сущность экономических явлений, их причинно-следственные связи, определяют направления развития различных сфер экономики. Чем глубже люди познают характер экономических законов, тем эффективнее они могут их использовать в сфере производства, распределения, обмена, и потребления материальных благ.

В структуру экономической теории включают микро- и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов: рабочих, фермеров, землевладельцев, предпринимателей. Она объясняет, каким образом принимаются экономические решения на низшем уровне, например: как устанавливаются цены в отрасли, какой объем производства должна выбрать фирма, чтобы получить максимальную прибыль.

Макроэкономика изучает финансирование национальной экономической системы на основе формирующихся макропропорций. Объекты ее изучения – валовой национальный продукт, национальный доход, темпы роста производительности труда в стране, безработица и инфляция. Микро- и макроэкономика тесно взаимосвязаны, органически взаимообусловлены и взаимозависимы.

Как и всякая наука, экономическая теория выполняет следующие функции:

  • познавательная (теоретическая) функция - экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества;
  • практическая функция - любое знание ценно не само по себе, а своей способностью служить руководством к действию, реализации практических целей совершенствования общества. Экономическая теория должна, проникнув в самую суть экономической жизни, вскрыть законы, управляющие экономическими процессами, и подсказать пути их использования;
  • методологическая функция - экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента целого комплекса экономических наук – отраслевых (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.), функциональных (экономика и социология труда, финансы , денежное обращение и кредит, экономическая статистика и др.).

Экономическая теория применяет широкий набор методов научного познания, и, в первую очередь, это методы формальной логики – анализ и синтез, методы индукции и дедукции, сравнение, аналогия, гипотеза, определенные законы мышления.

  • Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части для удобства изучения; синтез – продолжение анализа, состоящее в соединении отдельных элементов в единое целое. Экономический анализ является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе.
  • Метод индукции – это метод познания, основанный на умении делать умозаключения, следуя от частного к общему; метод дедукции – метод, позволяющий делать умозаключения, исходя от общего к частному.
  • Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко применяется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через существующие понятия.
  • Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Аналогия – частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания.
  • Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает при появлении новых фактов, противоречащих старой теории.

Поскольку теория без фактов может быть пустой, а факты без теории бессмысленны, различают позитивную и нормативную экономику (позитивный и нормативный анализ). Позитивная экономика имеет дело с фактами, отобранными и перешедшими на уровень теории, т.е. с уже свободными от субъективных суждений и представляющих экономическое поведение. Напротив, нормативная экономика выражает субъективные оценочные суждения о том, что должно быть. Пример позитивного фактического утверждения: при прочих равных условиях, если плата за обучение возрастет, то число абитуриентов в университете снизится. Нормативное утверждение на ту же тему: разговоры о плате за обучение в университете вообще вести не следует, тогда число абитуриентов увеличится.

Широко используются в экономической теории также математические и статистические методы , которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. В последнее время особое значение приобретают методы прогнозирования и моделирования экономических процессов. Прогнозирование означает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития экономического процесса; моделирование - формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая теория строится на следующих принципах :

  • принцип ограниченности ресурсов;
  • принцип взаимодействия теории и практики;
  • принцип единства макро- и микроанализа;
  • принцип неоднозначности действий законов экономики в различных исторических условиях.

Таким образом, экономическая теория – это наука, изучающая экономические принципы, законы, проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей людей.

Методология - наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории - наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском под­ходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом. Рациона­листический подход опирается на положение о рациональном по­ведении субъектов экономической деятельности, каждый из ко­торых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распоря­диться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него мак­симальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явле­ния находятся в движении. Поэтому в данном случае экономиче­ская наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско-эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процес­сы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования.

Между методологией науки и ее методами существует значи­тельная разница. Слово «метод» в переводе с греческого означает путь к чему-либо. Методы - инструменты, приемы исследова­ния, применяемые наукой. Когда говорят о методах науки, то под этим понимают, каким образом она изучает свой предмет. Экономическая теория использует широкий спектр методов на­учного познания.

При изучении своего предмета экономическая теория широ­ко использует такой метод, как формальная логика. Формальная логика - изучение экономического явления со стороны его структуры и формы. Формальная логика использует обширный набор приемов познания, среди них анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия. Анализ - мысленное расчлене­ние анализируемого объекта на части и изучение каждой его час­ти отдельно. Синтез - соединение уже изученных частей пред­мета в единое целое и получение знаний о предмете в целом. Ин­дукция - выведение теории из фактов, следование от частного к общему. Здесь факты собираются, анализируются и на их основе строятся теории. Дедукция - выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами, т. е. следование от общего к частно­му. Если выдвинутая гипотеза не выдерживает проверки факта­ми, то она отвергается. Сравнение - определение сходства или различий явлений и процессов. Этот прием позволяет соотносить неизвестное с известным, выразить новое через уже познанное и изученное. Аналогия - перенос одного или нескольких свойств с известного явления на неизвестное. В принципе аналогия явля­ется частным случаем индукции.

Экономическая наука широко использует такой метод по­знания, как диалектика. Диалектика - учение о наиболее общих законах развития человеческого общества. Диалектический ме­тод использует обширный набор приемов познания, среди них абстракция, исторический и логический методы и др. Метод на­учной абстракции предполагает, что все другие явления, за ис­ключением того, которое сейчас изучается, являются неизмен­ными. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон данного явления, изучает только те, которые постоянно повто­ряются. Исторический метод предполагает, что экономические явления исследуются в той последовательности, в которой они возникали. Экономические явления имеют свою историю от мо­мента появления до современного состояния. Этот метод дает возможность оценить особенности различных экономических систем. Логический метод предусматривает движение от простого к сложному. Но логика научного исследования избегает перипе­тии исторического развития и отражает современную структуру явления.

Еще один метод исследования, широко используемый эконо­мической наукой, - экономико-математическое моделирование. Экономическая модель - упрощенное описание реальности, по­зволяющее определить причины экономических явлений, зако­номерности их изменений и последствия таких изменений. При построении экономических моделей важную роль играет функ­циональный анализ . В окружающем мире повсюду наблюдаются явления, функционально зависимые между собой. Примером та­кой зависимости в экономике являются спрос на товар и цена этого товара: если повышается цена товара, то спрос на него пада­ет, и наоборот. При этом говорят, что цена товара является аргу­ментом, а спрос - функцией. Большинство экономических моде­лей и принципов можно выразить графически. График является простейшим видом экономико-математического моделирования в двухмерном пространстве. График - изображение зависимости между двумя или более переменными, заданными числами. Гра­фики наиболее наглядно определяют характер взаимоотношений переменных величин. В рамках экономико-математического мо­делирования широко применяются диаграммы. Диаграмма - ри­сунок, показывающий соотношение между показателями.

Множество наук используют в качестве основного метода познания эксперимент, который позволяет на практике оценить верность выдвинутой гипотезы. Экономической теории широкое использование этого метода недоступно. Экономический экспери­мент - искусственное воспроизведение экономического явле­ния в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практи­ческого применения. Экономические эксперименты опасны тем, что нельзя точно спрогнозировать все их вероятные результаты.

Разрабатывая и создавая экономическую теорию, экономическая наука использует целый арсенал методов исследования. Методы экономической теории - это конкретные способы и приемы ее проникновения в тайны экономики, открытия и изучения законов ее функционирования и развития.

В экономической теории используется система методов.

Метод научной абстракции - один из основных методов познания экономического мира, ведь здесь не воспользуешься ни микроскопом, ни химическим реактивом. Он представляет собой познание главного, глубинного, сущностного на основе отвлечения от нетипичных и случайных черт и проявлений. Так познаются категории, законы, закономерности, принципы действия или использования.

Метод индукции означает выведение теории на основе непосредственного наблюдения фактов и их последующего обобщения.

Метод дедукции, наоборот, предполагает формирование гипотез, версий, а затем рассмотрение и подтверждение их реальными фактами.

Метод анализа и синтеза означает то, что экономическая реальность при ее изучении как бы расчленяется на свои составные части и элементы, которые внимательно исследуются каждый в отдельности. Затем познанные изнутри элементы воссоединяются в целое, синтезируются и рассматриваются как единство.

Метод системного подхода предполагает изучение экономики как целостности, как системы взаимозависимых и взаимосвязанных элементов с общими свойствами.

Диалектический метод - предпочитает выявление глубинных связей, скрытых от внешнего взгляда. Поэтому он разграничивает явление и сущность. Этот метод обращает большое внимание и на развитие, изменение изучаемых объектов и явлений. Важнейшим импульсом развития признается внутреннее противоречие явления и необходимость его разрешения, что и ведет к появлению нового явления либо к модификации прежнего.

Экономическая теория - достаточно точная наука. Как правило, экономические явления, процессы, их результаты поддаются количественному выражению и измерению. Именно поэтому при изучении экономической теории используются формулы, графики, расчетные показатели, индексов.

Но ее отличительная особенность в том и состоит, что она - количественно-качественная наука. Да, в экономике многое можно подсчитать, но реальная экономика - не просто создание каким-то оборудованием готового продукта, а это прежде всего люди - их интеллектуальный, физический и нравственный труд, их сложное трудовое взаимодействие, их экономические отношения, без которых нет экономики. Иначе говоря, это еще и особые социально-экономические связи и отношения, которые весьма трудно поддаются математизации. Поэтому экономика должна тщательно исследоваться и через качественные, сущностные и факториальные характеристики, а не только количественные.

Определенный разрыв этого количественно-качественного единства в теории чреват недостаточной ее всесторонностью, объективностью и комплексностью. Этими "слабостями" в известной мере страдают, с одной стороны, политэкономия, когда изучается лишь социальная сторона экономики, а с другой стороны, - экономика, где количественный анализ часто вытесняет качественный, сущностный, где излишняя "математическая наукизация" усложняет предмет, но не придает ему большей глубины.

Это значит, что экономический анализ должен быть разносторонним - и качественным (Что? Почему? Как?) и количественным (Сколько? Какая доля? и т.п.)

Экономический анализ, исследование, чтобы развивать теорию и служить практике, должен быть научным.

Научный подход означает такой подход к анализу реальных явлений, при котором добывается новое знание. Притом это новое знание способно объяснить, классифицировать и прогнозировать явления и процессы в определенной сфере действительности (скажем, в экономике). Схематически анализ экономических явлений на основе научного подхода представлен на рис. 1.1.

Рис.1.1. Научный подход к экономическому анализу

Особенность экономической теории предопределена и ее историческим характером. Он проявляется, в частности, в том, что рождающиеся с течением времени новые теории (направления), если они выдерживают испытания практикой и временем, интегрируются в эту науку на основе более фундаментального подхода. Они входят в общую экономическую теорию как особые проявления или направления общего, фундаментального знания.

Так, например, положения особых направлений - меркантилизма и физиократизма о том, что богатство общества создается соответственно в торговле и земледелии, - оказались частным проявлением общего вывода классической школы экономики, которая в основу богатства положила труд не только в торговле или в земледелии, а труд в любой отрасли или "труд вообще". Так в процессе исторической интеграции школ выкристаллизовываются фундаментальные основы экономической теории. Этот процесс фундаментализации науки шел и раньше, он продолжается и теперь.

  • 7. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения.
  • 8. Экономическая система общества: понятие, элементы и уровни экономической системы. Классификация экономических систем.
  • 9. Понятие собственности, типы и формы собственности.
  • 10. Реформирование собственности: наци­онализация, разгосударствление и приватизация.
  • 11. Натуральное и товарное производство, условия их возникновения.
  • 12. Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка.
  • 13. Структура и функции рынка.
  • 4 Типа структуры рынка:
  • 14. Стоимость и цена товара.
  • 15. Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции.
  • 16. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.
  • 17. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской нацио­нальной модели.
  • 5. Высокая инфляция и встроенный механизм девальвации в качестве компенсационной меры.
  • 18. Спрос. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса.
  • 19. Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.
  • 20. Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия.
  • 3. Реакция рынка на изменение спроса и предложение.
  • 21. Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.
  • Кривые безразличия и их свойства
  • 22. Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».
  • Бюджетная линия
  • Кривая «доход-потребление» и кривая «цена-потребление»
  • 23. Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.
  • 24.Факторы производства фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов производства.
  • Закон убывающей предельной производительности
  • 25. Производственная сетка и изокванта. Изокоста.
  • 26. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы.
  • 27. Издержки производства. Классификация издержек. Эффект масштаба.
  • Издержки производства в краткосрочном периоде
  • Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
  • 28. Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы.
  • 29. Рынок труда, его сущность и особенности.
  • 30.Заработная плата, ее формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата.
  • 31. Рынок капитала и его структура.
  • 32. Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли.
  • Особенности предложения земли связаны со следующими характеристиками:
  • 33. Национальная экономика и ее общая характеристика.
  • 34. Система национальных счетов (снс).
  • 35. Валовой внутренний продукт (ввп). Принципы расчета ввп.
  • 36. Цикличность экономического развития. Причины и факторы циклического развития экономики.
  • 37. Экономический цикл. Фазы цикла.
  • 38. Безработица, причины, типы. Уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы.
  • 39. Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь.
  • 40. Инфляция, ее определение, причины и измерение. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 41. Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом
  • 42. Финансовая система: принципы построения и структура.
  • 43. Государственный бюджет. Основные тенденции формирования и расходования бюджетных средств.
  • 44. Налоги и налоговые системы. Функции налогов. Классификация налогов. Кривая Лаффера.
  • 45. Фискальная политика. Инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики.
  • 46. Дефицит бюджета и государственный долг.
  • 47. Деньги, их свойства и функции. Закон количества денег, необходимого для обращения.
  • 48. Банковская система. Банки и их операции.
  • 49. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты.
  • 50. Социальная политика: понятие, цели, направления.
  • 51. Уровень и качество жизни.
  • 52. Доходы населения. Виды доходов. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца.
  • Измерение степени неравенства доходов
  • 53. Социальная защита в Республике Беларусь: основные направления и приоритеты.
  • 55. Понятие мировое хозяйство. Основные этапы эволюции мирового хозяйства.
  • 56. Место Республики Беларусь в мировом хозяйстве.
  • 57. Структура мирового хозяйства и тенденции мирового развития
  • 58. Международная торговля товарами и услугами.
  • 59. Международная миграция рабочей силы.
  • 60. Система валютных отношений. Валютный курс
  • 61. Международные валютно-финансовые структуры (мвф, вб, ебрр)
  • 62. Экономические аспекты глобальных проблем современности
  • 64.Международная экономическая интеграция. Региональная интеграция (ес, нафта, атэс, асеан, ЕврАзЭс).
  • 1. Предмет и функции экономической теории.

    Ресурсы, хозяйственная организация и экономические отношения, взятые в единстве и взаимосвязи, образуют упорядоченную систему, которая называется экономикой и является объектом изучения экономической теории.

    Экономическая теория как наука о богатстве

    Карл Маркс считал, что экономическая теория прежде всего должна изучать отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

    Современная экономическая теория в качестве предмета изучения определяет эффективное размещение и использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

    ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:

    Познавательная функция заключается в том, что экономическая теория раскрывает сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления.

    Знания и специфические методы исследования, вырабатываемые экономической теорией, используются конкретными экономическими дисциплинами, а с середины ХХ в. - и рядом обществоведческих дисциплин (политологией, правом и др.). В этом заключается методологическая функция экономической теории.

    Практическая функция заключается в том, что открытые экономической теорией закономерности являются основой для проведения экономической политики.

    Позитивная и нормативная экономическая теория:

    Позитивная наука есть совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть.

    Нормативная наука - совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.

    Основные разделы современной экономической теории:

    Микроэкономика как наука изучает функционирование отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного размещения ограниченных производственных ресурсов.

    Макроэкономика анализирует национальную экономику как единое целое с целью установления механизмов достижения макроэкономического равновесия при отсутствии проявлений макроэкономической нестабильности.

    Макроэкономические цели общества:

    высокий уровень и устойчивые темпы экономического роста;

    высокий уровень занятости населения и низкий - вынужденной безработицы;

    стабильный уровень цен;

    внешнеэкономическая сбалансированность.

    2. Методология и методы экономической теории.

    Экономическая теория (до конца XIX в. она называлась политической экономией) сначала определялась как наука о богатстве , поскольку ее важнейшей целью считалось установление конкретных путей роста благосостояния общества.

    Методология - наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории - наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском подходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом. Рационалистический подход опирается на положение о рациональном поведении субъектов экономической деятельности, каждый из которых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распорядиться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него максимальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явления находятся в движении. Поэтому в данном случае экономическая наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско-эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процессы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования.

    При исследованиях в области экономической теории использует:

    общелогические приемы познания (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия),

    приемы и методы эмпирического и конкретно-экономического анализа (наблюдение, описание, измерение, сравнение, группировки, моделирование, экспертные оценки),

    принципы теоретико-экономического исследования (экономический атомизм, экономический рационализм, «при прочих равных условиях», равновесный подход),

    методы теоретического исследования (системный подход).

    Абстрагирование состоит в отвлечении в процессе познания от несущественныхсторон и выделении постоянных и характерных черт исследуемого объекта. Посредством анализа экономическое явление расчленяется на его составные части, и исследуется каждая из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину, соединив отдельные части в единое целое. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов (от частного, особенного) к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Аналогия - это прием познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Она играет важную роль в рождении новых идей и гипотез.

    Моделирование экономических явлений и процессов – это исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями.

    Предельный (маржинальный) анализ основан на изучении количественных изменений, возникающих при предельно малом изменении какой-либо экономической переменной, влияющей на данное явление.

    Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод.

    Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей. Недаром главный труд великого английского ученого Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследование о природе и причинах богатства народов». В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

    Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т. е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.

    Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной в силу своей точности и лаконичности является формулировка определения предмета науки, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».

    Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и другими. Экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

    Задачей экономической теории является объяснение следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств.

    Видно, насколько тесно связаны между собой экономическая теория и государственная экономическая политика. В самом общем виде государственная экономическая политика может быть определена как комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей), или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливого распределения доходов, полной занятости и других. Для достижения поставленных целей государство использует богатый арсенал средств - от административных запретов на выброс вредных веществ в атмосферу до методов «тонкой настройки» экономики путем кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики.

    2.Функции экономической теории

    Экономика выполняет три взаимосвязанных функции: познавательную, методологическую и практическую.

    Познавательная функция экономики состоит в изучении хозяйственной жизни, анализе, классификации и систематизации многочисленных эмпиричес­ких фактов. Экономика тем успешнее выполняет свою познавательную функцию, чем глубже она проникает в сущность производственных отношений и экономических законов, чем полнее раскрывает их систему. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов, непродуманной экономической политики обходится крайне дорого, так как затрагивает интересы значительного числа людей. Теоретико-методологическая функция экономики состоит в разработке методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. Экономическая теория с ее понятиями и законами служит для истолкования и объяснения фактов. Практическая функция экономики – это непосредственное обеспечение экономической политики, управление производством на различных иерархи­ческих уровнях экономической системы. Теория помогает прогнозировать будущее развитие событий, и это самое главное.

    Практическая значимость экономической науки раскрыта в известной формуле Огюста Конта: «Знание ведет к предвидению, а предвидение к действию». Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее пронизывать область житейской практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание - к предвидению, а предвидение - к правильному действию.

    Экономическая теория – это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовые решения для всех проблем. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической науки поможет каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

    Экономическая теория развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой, но она остается лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики.

    От экономической теории следует отличать экономическую политику, Экономическая политика – это целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ, призванная отражать интересы общества, всех его социальных групп и направленная на укрепление национальной экономики.

    Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов.

    Экономика как учебная дисциплина – это научное руководство к познанию экономической действительности без претензий на истину в последней инстанции. Экономика имеет теоретическое и практическое значение. С одной стороны, она формирует мировоззрение людей, помогает им реализовывать свои возможности при выборе и голосовании за ту или иную концепцию управления. С другой стороны, знание курса экономики дает человеку представление о том, какую работу лучше выбрать, во что следует вкладывать деньги, какие товары покупать, какие разумные хозяйственные решения принимать.



    Похожие статьи