Экономические реформы в кнр. Основной опыт реформы китайской экономики

Культурная революция в Китае, проводившаяся с 1967 г, нанесла огромный вред экономике. Модель экономического развития основывалась на приоритете развитии сельского хозяйства и жесткой центральной власти. Благодаря труду крестьян были построены ирригационные каналы и расчищены большие участки земли для промышленного земледелия. Однако это не ликвидировало отставание сельского хозяйства, в котором производительность труда за годы культурной революции снизилась почти в 2 раза, и в стране, несколько раз возникала угроза голода. Сократилось также промышленное производство, в стране назрели очень серьезные социально-политические проблемы. После смерти Мао Цзэдуна (1976) Китай сменил курс экономического развития.

В 1978 г. Центральный Комитет Коммунистической партии Китая пришел к выводу о необходимости проведения в стране преобразований «подобных революции». Основная цель реформы - превратить Китай в богатое демократическое социалистическое государство с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира.

Руководство Китая под руководством Ден Сяопина сделало ставку на эволюционные методы реформирования, что помогает сохранить стабильность в обществе. Виды хозяйственной деятельности, присущие рыночной экономики берутся за образец, формируются постепенно, исходя из собственных экономических интересов. Политическая система не меняется, сохраняется социалистическая идеология, привычная большей части населении, что помогает адаптироваться к реформам, не нанося психологический вред старшему поколению, постепенно социалистическая идеология заменяется патриотической, внушающей гордость за достижения страны, пропагандируется необходимость консолидации общества на этапе структурной трансформации экономики.

Экономические реформы в Китае начались с сельского хозяйства, так как к концу 1970-х годов на селе проживало почти 80% населения страны, поэтому существовали объективные предпосылки экономического развития через сельскохозяйственное производство.

Аграрная реформа . Перед началом реформ в 1978 году на долю сельского хозяйства в структуре ВВП приходилось 28.1%. Аграрная реформа началась с передачи земли в аренду крестьянам в виде семейного подряда сначала на 3-5 лет, потом аренду продлили на 15 и более лет. Были отменена практика единых закупок и поставок и ограничения цен на сельхозпродукцию. После того, как в экспериментальной провинции передача земли в аренду привела к увеличению урожая на 10%, аренда земли распространилась на все провинции. Надо отметить, что все реформы сначала апробировались в одном районе, если они были удачными, то распространялись на весь Китай.

Аграрная реформа была успешной, в стране в 2 раза увеличился сбор зерна, возросли доходы крестьян, улучшение их благосостояния повысило спрос на промышленные товары. Через семь лет после начала реформ в 1985 году Китай впервые за 25 лет стал экспортировать зерно.

Главным нововведением в деревенской экономике стало распространение подворного подряда (трудовых крестьянских хозяйств) с правом распоряжения, использования и наследования земельных наделов. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей, перенаселенностью сельскохозяйственных районов страны (на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли, меньше, чем, в среднем по миру) низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни. В целом, сельскохозяйственное производство в настоящее время сохраняет полунатуральный характер. Это определяется низким удельным весом товарной продукции (примерно 30%), которую закупает государство. И, тем не менее, производство сельскохозяйственной продукции постоянно растет.

Основная проблема сельского хозяйства КНР – низкий уровень занятости, для ликвидации этого дисбаланса в сельской местности создавались так называемые волостные и поселковые предприятия, на которых работают крестьянские семьи, которым сельскохозяйственный труд приносит недостаточный доход. Качество потребительской продукции, выпускаемой на этих предприятиях (одежда, обувь и пр.) низкое, поставки идут исключительно на внутренний рынок и удовлетворяют потребности населения с низким уровнем доходов.

Реформы в государственном секторе. Успех в сельском хозяйстве заложил основу для дальнейших преобразований. В КНР, как социалистическом государстве, был мощный госсектор, позиции которого были особенно сильны в традиционных областях экономики - нефтепереработка (84.9%), электроэнергетика (75.3%), металлургия (70.8%), производство алкоголя (96.9%). Государство с середины 1980-х годов пыталось увеличить самостоятельность предприятий, переводя промышленные предприятия на хозрасчет. К 1992 году практически все промышленные предприятия были переведены на хозрасчет. Были легализированы все частные предприятия, с численностью рабочих до 100 человек. Через 5 лет число этих предприятий возросло со 100 тысяч до 58 миллионов. Таким образом, параллельно с реформированием государственных предприятий, создавалась и развивалась частная собственность, возникали элементы рыночной экономики. Коммунистическая партия Китая, не скованная коммунистическими догмами, поводила в жизнь лозунг “Одна страна – две системы”.

С начала 90-х годов наступил новый этап производственных реформ. Реформирование государственных предприятий стало включать расширение прав, при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отраслей, добычи редких металлов и государственной монополии. Предприятиям передали ценообразование, инвестиции, кадры и внешнюю торговлю, многие из них были акционированы. За 1992-95 годы удельный вес рабочей силы, занятой в госсекторе сократился с 95% до 19%.

Но предприятия не стали реально самостоятельными, так как их поддерживает государство, и они не подвержены инвестиционным рискам, продукция их часто неконкурентоспособна, но производство не закрывается из-за нежелания обострять безработицу. Неэффективные предприятия также стремятся к расширению производства и, поэтому в госсекторе существует почти неограниченный спрос на ресурсы, в частности на банковские кредиты под расширение производства. Это приводит к увеличению денежной эмиссии, результатом которой является инфляция. Особенность налоговой политики заключается в том, что предприятие платит фиксированную сумму налоговых отчислений, а прирост доходов использует по своему усмотрению, как правило, на увеличение зарплаты и инвестиционную деятельность. Это способствует увеличению потребительских расходов и сбережений населения. Сбережения помещают на депозиты в государственных банках, это, в свою очередь, позволяет банкам выдавать новые кредиты предприятиям.

Денежная политика . Для ускорения темпов экономического роста, создания дополнительных рабочих мест государство ослабляет денежную политику. Правительство постепенно сокращало налоги с 31.3% ВВП в 1979 до 10.3% ВВП в 2000 году, одновременно были сокращены госрасходы. Увеличение ресурсной базы предприятия привело к увеличению темпов роста экономики. Либеральный характер всей проводимой политики привел к усилению хозяйственной активности предприятий, периодически в экономике возникает инвестиционный бум, приводящий к высоким темпам экономического роста и ускорению роста цен. Когда инфляция достигает социально недопустимого уровня, государство ужесточает денежную политику и контроль над капиталовложениями. Совокупный спрос ограничивается, происходит замедление темпов роста экономики, инфляция постепенно снижается. Таким образом, хотя всплески инфляции в Китае наблюдаются регулярно с 1980-х годов, но были относительно непродолжительными, темпы роста цен в годовом исчислении не выходили за рамки 15-20%.

Экономическая политика государства ставила своей целью сохранение политической стабильности общества, поэтому правительство, в целях увеличения объемов экспорта в целях протекционистской защиты собственных товаров, не использовало такой инструмент, как девальвация национальной валюты. За годы экономических реформ, среднегодовые темпы снижения валютного курса составили около 8%. Были также обеспечены сравнительно низкие темпы инфляции благодаря умеренным темпам прироста денежной массы и грамотному регулированию экономического цикла.

КНР взял курс на строительство социалистической рыночной экономики, в конституции страны в качестве экономического курса закреплен термин “Социализм с китайской спецификой”.

Либерализация внешней торговли. Руководство КНР большое внимание уделило реформам внешнеэкономической деятельности. Ранее закрытое государство (автаркия), проводящее в жизнь концепцию “опоры на собственные силы”, взяло курс на вхождение в мировое хозяйство. В современной трактовке социалистическая экономика не исключает использование зарубежных технологий и финансовых источников, а наоборот, активно их использует в целях ускорения развития технологического уровня страны.

Внешнеэкономические реформы начались с либерализацией внешней торговли, сокращения импортных таможенных пошлин на сырье и комплектующие изделия (17.7% - в 1978, 2.5% - в 2000). Китай, с его безграничным рынком труда сделал ставку на производство трудоемкой продукции в рамках международного разделения труда. Возросла зависимость Китая от импорта, импортная квота увеличилась с 5% в 1978, до 28.3% в 2007 году, что свидетельствует о значительном вовлечении страны в мирохозяйственные связи.

Новые технологии позволили развернуть в стране широкомасштабное производство трудоемкой продукции и реализовывать ее на внешних рынках. Первоначально это были, в основном, изделия швейной промышленности, которые определяли структуру экспорта страны, впоследствии страна стала специализироваться в производстве более технологичной продукции, такой как электрические и электронные бытовые приборы, строительные материалы, мебель.

В 2001 году интегрируясь в мировую экономику Китай вступил в ВТО, делая акценты на переходе от экстенсивных факторов роста, основанных на использовании дешевого труда, к интенсивным факторам, опирающихся на развитие экономики знаний, использующей достижения научно-технического прогресса. С 1978 по 2010 год (табл.39) объем внешней торговли вырос более, чем в сто раз с 20.1 до 2173 млрд.долл.США, экспортная квота за этот период выросла с 4 до 36% ВВП

С 2000 года наблюдается особо динамичный рост внешней торговли страны, в 2004 году ее объем превысил трлн.долл.США, традиционно положительное сальдо внешней торговли с 2005 года превышает 100 млрд.долл.США, и формирует профицитный бюджет страны. Динамичное развитие внешней торговли замедлилось под влиянием мирового финансового кризиса, сократившего мировое потребление товаров, особенно длительного срока пользования.

Таблица 39

Динамика внешней торговли с 1978 по 2010 год, млрд.долл.США

Составлено по: [ www.wto.org ].

Несмотря на то, что страна производит треть мировых текстильных изделий и занимает ведущее позиции в этой отрасли, в настоящее время первое место в экспорте занимает более технологичные товары, которым можно отнести сложные предметы электроники, техники и оборудования. На первом месте в экспорте находится продукция машиностроения (42%), электроника (12%), одежда и обувь (25%). В структуре экспорта готовые изделия составляют более 80%, доля текстиля и одежды с 1990 года снизилась с 27 до 10.7%. Доля высокотехнологичной продукции составляет 30% экспорта - это электротехническая продукция, телекоммуникационное оборудование и др.

Доля сырьевых товаров в экспорте очень мала, несмотря на имеющиеся в стране мировые запасы угля, доля этой товарной группы не превышает 4% в структуре экспорта. Китай не стремится торговать природными ресурсами, а перерабатывает их в конечный продукт с высокой добавленной стоимостью, и продает на внешнем или внутреннем рынке.

В настоящее время Китай вышел на первое место в мире, основной объем экспорта направляется в развитые страны и в первую очередь в США, куда направляется 20.0% китайского экспорта, Гонконг – 12.0%, Япония – 8.3%, Республика Корея – 4.5%, ФРГ-4.3%. На долю этих стран приходится 70% закупок техники и 90% - лицензий, ноу-хау, патентов.

Основные торговые партнеры по импорту: Япония – 12.3%, Гонконг- 10.1%, Респ.Корея – 9.0%, Тайвань-6.8%, ФРГ – 5.5% Япония (машины и оборудование – 50% всех закупок) США (самолеты и электронно-вычислительная техника) ФРГ – продукция хим.пром

Привлечение иностранных инвестиций . Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта. Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт. Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 5 специальных экономических зон (СЭЗ): Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун (1980 год), Сямэнь в провинции Фуцзянь (1980), провинция Хайнань (1988) и “новая зона развития Пудун” (район Шанхая, 1990). В эти зоны были направлены потокипрямых иностранных инвестиций из Гонкон­га, Тайваня и США. В свободные зоны был разрешен беспошлинный ввоз сырья, проводилась льготная политика для привлечения инвестиций. Создание новых предприятий обеспечивало новые рабочие места для китайцев, повышало квалификацию рабочей силы, качество продукции и управления. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, тех­нологиями и финансированием, китайская сторона предоставляла инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи.

Согласно законодательству иностранные инвесторы должны были приобретать сырье и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. В 1995 году суммарный товарооборот экспорт этих зон составил 20% от внешней торговли КНР. В этих зонах зарегистрировано 15% всех предприятий с иностранными инвестициями, привлечено 11 млрд.долл.иностранных инвестиций. Огромную роль в подъеме экономики сыграла китайская диаспора (хуацяо), жители Гонконга, Тайваня и стран Юго-Восточной Азии, на их долю приходится 75% всех инвестиций в Китай. При вступлении Китая в ВТО свободные экономические зоны потеряли часть льгот, как недопустимой меры торговой защиты, противоречащей нормам ВТО, но в китайской экономике, эти зоны сыграли решительную роль при создании наукоемкого и технологичного производства.

Бурный рост китайской экономики делает ее привлекательной в глазах иностранных инвесторов, на мировых инвестиционных рынках Китай является вторым, после США, центром вложения иностранных инвестиций. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику вырос с 4 млрд.долл.США в 1982, до 42 млрд.долл.США - в 2000 году, в настоящее время он составляет более 500 млрд.долл.США, увеличившись в 144 раза за три десятка лет. Предприятия с иностранными инвестициями, имеющие множество налоговых льгот, обязаны внедрять в производство новейшие научно-технические достижения, что делает китайские товары конкурентоспособными на мировых рынках, и позволяет расширять внешнюю торговлю. Предприятия с иностранными инвестициями, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. Импорт технологий позволяет развивать информационный сектор, телекоммуникационные и биотехнологии. В “Китайской силиконовой долине” в районе Хайдиан севернее Пекина размещаются иностранные корпорации ведущих стран мира. Здесь сосредоточены многочисленные НИИ центры и университеты.

На рис.2 показана динамика ПИИ, за последние 12 лет она была положительной, иностранные инвестиции выросли почти в три раза, ежегодные темпы роста составляли от 5 до 25% в год.

Рис.2 Динамика прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в китайскую экономику и темпы их прироста с 1997 по 2008 годы

Наибольший рост иностранных инвестиций был отмечен с началом мирового кризиса в 2008 году. По сравнению со многими странами мира, сократившими промышленное производство, темпы роста экономика Китая, хотя и немного снизились (с 13% в 2007, до 9% в 2008), но оставались достаточно высокими, что привлекало иностранных инвесторов.

Политика открытости и создания благоприятного инвестиционного климата превратила Китай в экономику, привлекательную для иностранных инвесторов, а бурный рост внешней торговли и ее нарастающее положительное сальдо определяют изменение динамики китайских инвестиций за рубежом, которые по объему догоняют иностранные инвестиции в экономике Китая (табл.40).

Таблица 40

Динамика движения капитала КНР, в 2005-2011, годах млрд.долл.США

Иностранные инвестиции в экономику Китая 60,0 758,9 576,1 548,9 697,2
Китайские инвестиции за рубежом 11,0 184,0 227,3 317,2 322,0

Составлено по: .

Сокращение товарного экспорта Китая компенсируется увеличением инвестиционных потоков. В настоящее время объем иностранных инвестиций в экономику Китая более, чем в два раза превышает китайские инвестиции за рубежом, которые вкладываются в развитие добывающей промышленности в наименее развитых странах Азии и Африки. Надо отметить, что со второй половины первой декады XXI века, темпы роста китайских инвестиций за рубежом резко увеличились.


Похожая информация.


Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.

Приход к власти

Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.

Особенности политики

Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".

Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Аграрная сфера

Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.

Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

Последствия реформ в сельском хозяйстве

Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились

Конец международной изоляции

Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.

Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Изменения в управлении промышленностью

Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.

Утверждение многообразия форм собственности

Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.

Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Значение

Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.

Сибирский государственный университет Телекоммуникаций и Информатики

Реферат по предмету:

«История экономики»

Тема: «Экономические реформы в Китае»

Группа: ЭДВ – 91

Выполнил: Фокина О.А.

Проверил:

Новосибирск 2009

2. Введение;

3. Основная теоретическая часть;

4. Заключение;

5. Список использованной литературы

План

1. Факторы и динамика экономического развития Китая.

2. Реформы в аграрном секторе.

3. Реформы в промышленном секторе.

4. Политика «урегулирования» и внешнеэкономические связи.

5. Реформа налоговой системы.

Введение

Беспрецедентные социально-экономические успехи Китайской Народной Республики (КНР) стали одним из важнейших событий мировой экономической истории последних десятилетий ХХ в. Весь мир буквально загипнотизирован высокими темпами роста ВВП в Китае. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамичную развивающуюся державу. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть

Успехи экономического развития Китая выражаются в росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых позициях по добыче нефти, производству электроэнергии. В середине 90-х гг. КНР – третья в мире держава по объему годового производства ВНП (исходя из паритета покупательной способности национальных валют).

Ведущие международные корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективный мировой рынок. По оценкам специалистов, емкость китайского рынка составляет 300 млрд. долларов. Китай активно привлекает иностранный капитал. Он занимает второе место после США по количеству предприятий с иностранными инвестициями. В середине 90-х гг. на их долю приходилось 7,5 % промышленных предприятий и почти 19 % производимой продукции. В 1996 г. на таких предприятиях работало 17 млн. человек, они произвели 14,5 % ВВП. К концу 90-х гг. экспорт китайского капитала расширяется (достигает 18 млн. долларов). По этому показателю Китай занимает восьмое место в мире. Утечка капитала из страны по неофициальным данным достигает 50 млрд. долларов.

Нарастающие объемы внешнеторгового оборота при ежегодном росте экспорта в 16-17 % в 90-х гг. прочно поставили Китай в число крупнейших экспортеров мира.

Добившись существенных результатов по темпам экономического роста, динамике и объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, Китай по-прежнему отстает от ведущих промышленных стран и стран со среднеразвитой экономикой по уровню производства и доходов на душу населения и уровню жизни. Заметно Китай отстает и по уровню общественной производительности труда.

Основная теоретическая часть.

1. Факторы и динамика экономического развития Китая

Высокая динамика экономического роста Китая проявляется прежде всего в таком обобщающем экономическом показателе, как рост ВВП в период экономических реформ с конца 1978 г. по 1997г.

Общий подъем и устойчивый динамичный рост социально-экономических показателей Китая базируется на раскрепощении и активизации развития производительных сил деревни. Китайская деревня, где проживает абсолютное большинство жителей страны, стала той базой, с которой начинался взлет китайского экономического «дракона». Осуществление в ходе экономической реформы преобразований производственных отношений, переход к рыночной многоукладной экономике в деревне стимулировали интенсификацию труда, повышение его эффективности, ускорили процесс углубления общественного разделения труда и специализации. Основанное на них ускорение темпов развития общественного производства позволило уже за первые шесть лет экономической реформы (1978-1984 гг.) увеличить сбор зерновых (на 100 млн. т), утроить размер чистого подушевого дохода крестьян, удвоить выход товарной продукции сельского хозяйства (с 30 до 60 %).

Особую роль в экономике китайской деревни стала играть так называемая «сельская промышленность» - промышленные предприятия волостей и поселков. В результате столь динамичного развития несельскохозяйственной сферы в деревне усиливается роль сельской экономики в обеспечении успешного роста всей китайской экономики. Так, если с 1952 по 1972 г. среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли около 6 % и на долю экономики села приходилось 37,3 %, то в период 1978-1988гг., темпы роста национального дохода увеличились до 9,2 %, а на долю сельской экономики пришлось уже 63,6 % этого прироста. Эта тенденция усилилась в 90-е гг. Общий прирост ВВП Китая в 1992-1994 гг. обеспечивался в значительной степени за счет добавленной стоимости в экономике села. На ее долю в 1994 г. пришлось 75 %. Важно подчеркнуть, что все успехи сельской экономики Китая достигнуты при весьма малых размерах централизованных государственных инвестиций в сельское хозяйство. Фактически государство осуществляет неэквивалентный обмен с деревней, обеспечивающей финансирование экономики города за свой счет. Государство контролирует закупочные цены на важнейшие сельскохозяйственные культуры, частной торговле запрещено вести оптовые закупки сельскохозяйственной продукции. С помощью «ножниц цен» государство изымает из деревни до 80 млрд юаней ежегодно.

Важным фактором динамичного роста китайской экономики, ее промышленности, стало бурное развитие мелкого, технически примитивного производства. Политика государства, открывшая шлюзы народной инициативе, способствовала бурному расширению мелкого производства в городе и на селе. За период 1981-1997 гг. валовая продукция промышленности выросла более, чем в 9 раз. При этом в государственной, то есть технически передовой, - только в 3,2 раза. На долю крупных и средних предприятий в 1995 г. приходилось 3,9 % их общего количества и около 50 % валовой продукции в сопоставимых ценах. Бурно развивалось промышленное производство на волостно-поселковых предприятиях, которые в своем большинстве представляют собой мелкие предприятия с низкой технической оснащенностью. Быстрые темпы промышленного роста при слабой технической базе, отсутствие современных технологий и недостаточной квалификации работников не могли не сопровождаться крупными масштабами выпуска некачественной и бракованной продукции. Основными производителями некачественной, бракованной продукции является главным образом сфера коллективного и частного хозяйства.

К числу важнейших стимулирующих факторов экономического роста следует отнести налоговую политику. Основную налоговую нагрузку несут государственные предприятия при том, что коллективные предприятия и предприятия с иностранным капиталом получают по сравнению с ними заметные льготы и объемы производства там растут высокими темпами. Тяжесть обложения в сырьевых отраслях намного больше, чем в динамично развивающейся промышленности и сфере услуг. Вместе с тем, что несмотря на то, что рост объемов внешней торговли и иностранных инвестиций в 90-е гг. был весьма существенным, издержки в предоставлении налоговых и таможенных льгот экспортерам и иностранным инвесторам уже начали перевешивать стимулирующий эффект.

Весомым фактором, стимулирующим экономический рост, явилась система «подрядной ответственности», внедрявшаяся на предприятиях Китая с середины 80-х гг. При этой системе за государством закреплялась фиксированная в абсолютном выражении сумма налоговых отчислений, а тот прирост доходов, который образовывался в результате расширения производства, предприятие могло использовать по своему усмотрению. После заключения подрядных соглашений предприятиям также нередко предоставлялись индивидуальные налоговые льготы. В результате значительные суммы доходов не попадали под действие бюджетных механизмов перераспределения, оставаясь в распоряжении местных властей и предприятий. Это способствовало постоянному расширению инвестиционного спроса предприятий и потребительского спроса населения.

К существенным факторам, позволяющим длительное время поддерживать высокие темпы экономического роста в Китае, относится высокая норма накоплений. Традиционная склонность китайского населения к сбережению свободных средств при быстром увеличении доходов в годы реформ стала одним из важнейших источников инвестиционной политики государства, обеспечивающих наращивание темпов экономического роста.

Важную роль в обеспечении и поддержании высоких темпов экономического роста играет приток иностранного капитала. Благоприятный инвестиционный климат в стране, растущая открытость экономики способствуют активности международных компаний в Китае, повышают роль внешнеэкономического фактора в развитии страны.

2. Реформы в аграрном секторе

Развитие аграрного сектора в Китае сопровождается появлением новых тенденций. Фактически осуществлен переход от монокультурной системы земледелия с преобладанием зернового производства к многоотраслевому растениеводству (зерно, технические, прочие культуры). Растениеводство стало составной частью «большого» сельского хозяйства, включающего также животноводство, лесное, рыбное хозяйство. Самое «большое» сельское хозяйство влилось в возникшую за годы реформ многоотраслевую структуру экономики деревни, включающую ряд несельскохозяйственных отраслей производства: промышленность, торговлю, транспорт, услуги и др. Удельный вес несельскохозяйственных отраслей резко возрос, достигнув к 1995 г. 80 %. Развиваясь рекордными темпами, несельскохозяйственная сфера производства превратилась в решающий фактор развития экономики китайской деревни и представлена в основном волостно-поселковыми предприятиями. Небольшие промышленные предприятия, а также предприятия сферы услуг создавались в деревне и в дореформенный период, что было составной частью проводившейся государством политики самообеспечения отдельных местностей. Но в годы реформ основная функция волостных и поселковых предприятий стала принципиально иной. Речь идет об обеспечении трудовой занятости тех крестьян, чьи рабочие руки не находят применения в земледелии. Проблема избыточной рабочей силы в китайской деревне существовала всегда, однако в годы реформ вследствие интенсивного развития товарно-денежных отношений и прогрессирующей социальной дифференциации она приобрела особенно острый характер. Общие размеры избыточной рабочей силы в середине 80-х гг. оценивались не менее чем в 250 млн. человек. Важно и то, что развитие волостных и поселковых предприятий позволяет ограничить масштабы миграции крестьян в крупные города; и без того испытывающие сильное демографическое давление; диверсифицировать сельскую экономику; задействовать на нужды инвестирования свободные денежные средства крестьян.

Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям. Китай, в отличие от России, пошел по другому пути к рыночной экономике. Россия использовала подход «шоковой терапии» в 1992 г., пытаясь добиться «необратимости» реформ посредством быстрого и радикального перехода к частной собственности и свободному рынку. Рыночные реформы в Китае начались раньше - в 1978 г. - и имели постепенный и экспериментальный характер.

«Суть “китайской модели” достаточно проста. Коротко говоря, она сводится к попытке внедрения элементов рыночной экономики в условиях неизменной социалистической политической системы. Но эта простота кажущаяся. При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что программа осуществления реформ базировалась не на абстракте “необходимости перехода к рынку в одно прекрасное утро”, а, предлагая поэтапное их осуществление, учитывала реалии Китая, его традиционную культуру, формы организации труда и особенности привлечения к планируемым преобразованиям всех составляющих элементов китайского социума» .

Россия в 1992 г. пришла к выводу, что ее политический аппарат, в частности коммунистическая партия, является помехой на пути экономических реформ; экономическим реформам предшествовали политическая реформа и демократизация. Напротив, Китай стремился к экономическим реформам под активным руководством со стороны коммунистической партии. Позиция Китая состоит в том, что разрушение политической системы приведет к нескончаемым политическим дебатам, борьбе за власть и в конечном итоге к стагнации и провалу экономических реформ.

В отличие от России в Китае считают, что план и рынок совместимы. Другими словами, в Китае поступили так, как поступают рачительные хозяева: не стали ломать старый дом, пока не построили новый. Китай идет, сверяя каждый следующий шаг в углублении реформ с практикой их осуществления и социальными ожиданиями народа.

Эта логика предопределила как основные приоритеты, так и степень радикализма предполагавшихся социально-экономических и политических реформ. В Китае, в отличие от Советского Союза, начали с экономики, причем с экономики деревни, где проживало более 80% населения. В 1984 г. эксперимент был распространен на города, и только совсем недавно он начал охватывать финансово-банковскую и частично политическую сферы. Постепенность и поэтапность в проведении реформ как раз и послужила одним из основных условий, обеспечивших их успех.

Китай защищал существование и развитие своих государственных предприятий и одновременно поощрял создание конкурирующих частных предприятий.

Важнейшим условием успеха китайских реформ является то, что государство на всех этапах сохраняло контроль за рыночными процессами в стране. И ныне в арсенале государства остаются методы и прямого, и косвенного регулирования, и чисто административного воздействия. Под его влиянием находятся практически все элементы создаваемой рыночной инфраструктуры.

Смысл мероприятий, которые планировалось осуществить на начальном этапе реформ, диктовался самой жизнью: отказ от чрезмерной централизации управления со стороны государства и расширение хозяйственных прав предприятий; сочетание плановых начал с механизмом рыночного регулирования, усиление дееспособности рыночных рычагов (цены, налоги, кредиты); переход от управления главным образом через административные органы и с помощью административных мер к управлению через хозяйственные органы с помощью экономических рычагов с установлением четкой юридической ответственности должностных лиц.

Главное в этих преобразованиях заключалось в развитии многоукладности, предоставлении предприятиям статуса юридического лица и расширении их оперативной самостоятельности, введении системы хозяйственных договоров, повышении инициативы и ответственности производственных и хозяйственных единиц и занятых непосредственно в производственной сфере трудящихся с предоставлением им соответствующих льгот со стороны государства.

Успех Китая на пути рыночных преобразований связан с тем, что сначала там создавали товарную экономику, единственным “институтом” которой является национальное предприятие, способное наращивать выпуск продукции и повышать ее качество. Лишь спустя длительное время - после нахождения способов балансирования между спросом, ценами и предложением, интересами предприятия и общества - в Китае заговорили о рыночном хозяйстве.

Именно ориентация на отечественного производителя и отечественное производство при попутном решении задач привлечения иностранных капиталов, товаров и инвесторов заложили основу не только экономического роста, но и, что наиболее важно, привели к одобрению политики реформ большинством населения. Не приняло китайское руководство и так называемую “шоковую терапию”.

Логика его действий была иной - то, что надлежит сделать прежде всего, должно отвечать интересам развития отечественного производства и повышения уровня благосостояния народа, базироваться на созданных в предшествующий период социально-экономических и материально-психологических условиях и наличии соответствующей законодательной базы.

В Китае с самого начала осуществления преобразований поняли главное: стратегическая цель реформирования любого общества - не реформы ради самих реформ, а реформы, преследующие целью повышение уровня благосостояния населения. Причем не какой-то одной малочисленной его части, а большинства населения. Поняли и другое: в том случае, когда во главу угла ставится принцип “цель оправдывает средства” и не учитывается количество летящих при рубке леса щепок, за спиной реформатора остаются моря крови и слез, общество поляризуется. Чтобы избежать такого результата, необходимо заранее договориться о границах допускаемой цены, превышение которой является абсолютным и беспрекословным требованием смены курса.

И такая практика дала свои положительные результаты. Во всяком случае, данные социально-экономического развития КНР за период реформ показывают, что имеющийся потенциал использовался достаточно эффективно и прирастал за счет как внутренних, так и зарубежных инвестиций. При этом Китай, являясь одним из крупнейших потребителей иностранных инвестиций в Азии, не угодил в долговую яму. Напротив, с учетом Гонконга его золотовалютные резервы достигли гигантской суммы, уступая в Азиатско-Тихоокеанском регионе лишь Японии. Социальные показатели улучшились, а уровень жизни народа значительно повысился.

Государство должно нести свою долю ответственности. Одна из особенностей того “реального социализма”, который пережили мы в Советском Союзе и опыт которого в значительной мере был заимствован и КНР, заключается в высокой степени участия государства во всех экономических и общественно-политических процессах.

Отсюда - не только высокий уровень социальных ожиданий от деятельности государства и доминирование идеи так называемой “социальной защищенности”, но и весьма специфическое место чиновного аппарата во всей системе экономических и общественных отношений. Таким образом, важнейшим фактором, обеспечивающим успех экономических реформ в Китае, является их последовательная социальная ориентированность. Разумеется, не в равной мере, но благотворность реформы ощущает лично на себе каждый китаец, что и делает его активным сторонником реформ.

«Менталитет членов социалистического общества предусматривает наличие “гарантированной государственной поддержки” и “социальной справедливости”, которые изначально находятся в противоречии с основными принципами рынка - экономической эффективностью и экономической целесообразностью» .

Поэтому степень радикализма осуществляемых социально-экономических реформ имеет свой предел, за порогом которого возникают социальные конфликты, атрофия социальных чувств и, как следствие, экономический и, возможно, политический крах.

Другими словами, на переходном этапе остро встает вопрос о продуманности социальной политики, призванной обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых государство черпает себе поддержку и создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности, а также обеспечения стабильности всей общественной системы. Если государство “сбрасывает” с себя ответственность за социальную сферу, то оно очень скоро лишается социальной поддержки, что в конечном итоге ведет его к гибели.

При попытке осуществления реформ, предполагающих внедрение новых элементов управления, чиновный аппарат либо накладывает на них жесточайшие ограничения, сводящие на нет все благие начинания, либо присваивает себе “право первой ночи” на рынке, быстрее других наживаясь спекуляцией и использованием общественных средств в личных целях.

В результате идея развития рынка дискредитируется и недовольство народа усиливается, а идеологическое и политическое господство бюрократии подкрепляется ее экономическим господством; степень участия масс в социально и экономически значимых мероприятиях снижается, и развитие общества происходит не на рыночной основе, а на коммунистической редакции принципов государственного монополизма.

Все эти явления - неизбежная плата за “прекрасное” социалистическое вчера, и сегодня их можно наблюдать практически во всех постсоветских странах. Следовательно, главной задачей реформатора является решение вопроса о “включенности” чиновного аппарата в реформы. Причем на условиях, обеспечивающих, с одной стороны, его заинтересованность в ходе реформ, а с другой - невозможность использования служебного положения для их дискредитации. Задача весьма сложная, но, как показывает опыт Китая, вполне разрешимая.

Решение проблем рынка за счет урезания прав бюрократии, лишения ее возможности вмешательства в хозяйственную деятельность, ужесточения наказания за экономические преступления и коррупцию, как показывает практика, малоэффективны. Как же их решать? Тут надо учесть два обстоятельства.

Во-первых, реформа требует не только большого числа квалифицированных специалистов, но и - что самое существенное - перестройки мышления кадров. Старый же аппарат, воспитанный в духе чинопочитания, обязательного наличия привилегий и постоянно склонный к использованию своего положения в корыстных целях, в своем большинстве не готов к этому и требует замены, несмотря на его заслуги. На практике это осуществить трудно, но стремиться к этому необходимо.

Во-вторых, необходимо снизить степень политизации аппарата, четко определив функции органов власти и управления, прекратить практику, при которой главенствующее положение занимает не управление на основе закона, а управление, основанное на воле отдельных лиц.

Наконец, требуется повышение уровня правосознания народа и на этой основе развивать демократические традиции в обществе. Последнее же возможно только при радикальном изменении экономических отношений, четком определении отношений собственности.

Главным условием успеха явилась сама цель предпринятых в Китае реформ, которая была понятна, близка всем слоям населения страны, взывала к глубинным патриотическим и национальным чувствам китайцев - поднять страну, поднять народ, возродить величие Китая.

В любом переходном обществе, для которого характерен определенный идеологический вакуум, возникает вопрос: каким образом пробудить на уровне социальной системы энергию самоорганизации? При этом мы можем сколько угодно долго спорить о ненужности или нецелесообразности государственной идеологии, но заполнить этот вакуум чем-то все равно необходимо. Его можно заполнить абстрактными идеями и мифами, цена которым в скором времени становится очевидной.

А можно - целостным пониманием того этапа развития, на котором находится общество, выявив ту стержневую идею, которая способна пробудить энергию самоорганизации, и те активные социальные силы, которые получили шанс реализовать свои возможности в новых условиях и готовы идти дальше при понимании и поддержке предлагаемых “правил игры”.

Решение этого вопроса должно включать в себя прежде всего задачу создания принципа обратной связи между национальным лидером, государством и обществом. При этом союз национального лидера и активной части общества в интересах всего государства должен развиваться в условиях доминанты Закона и Порядка во имя перспективы прогресса и взаимного процветания.

«Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что цементирующая общество ключевая идея дает национальному лидеру карт-бланш в его действиях и способствует мобилизации политической и экономической активности населения. Нельзя допускать ситуации, в которой в обществе начинает формироваться “дефицит определенности”. Нельзя, отобрав у большей части народа веру, ничего не дать ей взамен» .

В Китае к этому пониманию пришли еще до начала радикальных экономических и политических реформ. Идея “возрождения Великого Китая” объединила не только все населяющие Китай народы, но и соотечественников за рубежом. Идеология начала работать на пользу экономике, социальной и политической стабильности. И в этом - один из главных уроков китайских реформ.

Китай – крупнейшая страна мира с населением около 1130 млн. человек, из которых сельское население составляет 70 %, городское – 30 %. В конце 80-х годов около четверти населения Китая было неграмотно, в основном это относится к сельским жителям. Китай – горная страна с низким процентом освоения земель: 65 % территории Китая занимают горы, плато и возвышенности. На 1 человека приходится в среднем 1,6 му пахотной земли, на 1 сельского жителя – 1,8 му . Известно, что более половины земельных угодий Китая подвержены стихийным бедствиям и что больших возможностей для освоения новых земель в Китае нет. Основу экономики современного Китая составляет сельское хозяйство.

В период после 2-й мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам.

Первыми в ряду реформ были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии, и были завершены в основном к 1956 г., когда социалистический, т.е. государственный сектор занял доминирующее положение в народном хозяйстве страны.

С 1956 по 1958 гг. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. Для этого периода характерной была постановка нереальных экономических задач и слишком высоких производственных заданий, возведение в абсолют революционного энтузиазма масс как главного фактора экономического роста. Принцип материальной заинтересованности был целиком отвергнут – его осудили как проявление ревизионизма.

Важнейшее значение для Китая – страны аграрной – всегда имели преобразования в области сельского хозяйства. В 1958 г. по всей стране были созданы народные коммуны. Коммуна состояла из нескольких бригад, каждая из которых, в свою очередь, включала несколько малых производственных бригад.

Коммуны действовали как первичные хозяйственные единицы. В этот период обобществлялись не только все средства производства, но крестьянам также запрещалось заниматься подсобными промыслами. Кроме того, внедрялась «система снабжения», которая игнорировала товарный обмен и приводила к абсолютному распределению ресурсов среди сельских коллективов. Продолжалось укрепление социалистической системы хозяйства. Показателями благосостояния горожанина в этот период становятся махровое полотенце, эмалированный тазик для умывания и термос, пределом мечтаний считался велосипед. Подавляющее большинство населения Китая (80 %) было неграмотно.

С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Были официально признаны некоторые «левацкие ошибки», прежде всего в сельском хозяйстве, сделаны попытки их исправления. Выросло производство основных видов промышленной продукции: хлопчатобумажной пряжи, стали, угля, электроэнергии, нефти, металлорежущих станков; появились новые для Китая отрасли промышленности, такие как электроника и нефтехимия; увеличилась протяженность железных и шоссейных дорог. Однако вскоре – в 1966 г. в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г., вновь затормозившая экономический рост.

Му — земельная мера в Китае. В разных районах меняется от 0,015 га до 0,32 га. Наиболее распространено значение 0,067 га.

10 лет «культурной революции» принесли самые большие потери после 1949 г. Страна потеряла 500 млрд. юаней национального дохода, хотя официальная статистика Китая утверждает, что и в эти годы был достигнут определенный экономический прогресс: производство зерна в период с 1966 по 1976 гг. увеличилось на 34 %, были введены в эксплуатацию новые передовые промышленные предприятия, железнодорожные линии, создана водородная бомба, выведены на орбиту первые космические спутники. Всего в годы «культурной революции», как полагают китайские экономисты, были построены 1570 крупных и средних предприятий, много мелких промышленных объектов.

К концу 70-х годов сложились основные черты экономической системы Китая. Она охватывала финансы, банковское дело, управление трудом и заработной платой, контроль над ценами и распределением продукции. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Тотальной была роль государства в экономике и других сферах жизни общества. Промышленные предприятия не имели возможности эффективно распоряжаться своими людскими, финансовыми, материальными ресурсами, производством, снабжением, сбытом товаров. Производство и деловые операции осуществлялись в соответствии с директивными приказами сверху. Государство снабжало предприятия средствами производства и закупало всю их продукцию по ценам, которые само и устанавливало.

Государство полностью изымало все доходы предприятия и покрывало их расходы. Не существовало разделения функций и ответственности между предприятиями и правительством, характерным было отсутствие инициативы у предприятий, бюрократизация хозяйственной жизни, субъективизм оценок и произвол государственных чиновников. Отрицалась роль рынка и товарная экономика. Обычным стал товарный дефицит. В жизнь последовательно воплощался принцип уравнительности, доведенный до крайности: «все едят из одного котла». Администраторы получали заработную плату независимо от того, хорошо или плохо работало их предприятие. Рабочие получали заработную плату без учета количества и качества их труда. Китайская пропаганда призывала рабочих неукоснительно выполнять «десять не»: не бояться трудностей, не бояться смерти, не гоняться за личной славой и личной выгодой, не обращать внимания на условия труда, не обращать внимания на продолжительность работы, не считаться с вознаграждениями и пр.

Жизненный уровень населения оставался на уровне 50-х годов и был чрезвычайно низок. В стране поддерживалась прежняя система снабжения населения продуктами питания посредством их распределения. Сохранялась карточная система на промышленные, и сельскохозяйственные товары и строго нормировалось продовольствие, прежде всего зерновые и растительное масло. Проводилась политика «низкой заработной платы». Несмотря на значительные масштабы безработицы, в ряде мест на предприятиях вводился удлиненный день. Росли цены в государственной торговле, на рынках цены были в 5-7 раз выше государственных. В стране существовал «черный рынок», массовым явлением стала спекуляция. Средний доход крестьянина составлял около 100 юаней в год (49 руб. по курсу 1979 г.)

Главными методами, с помощью которых обеспечивалось влияние на экономику, были военно-административные и принудительные меры и использование армии. Низкой оставалась трудовая активность народа. Китайская экономика этого периода испытывала острую нехватку сырья и топлива, возрастали расходы на государственный аппарат. Широко пропагандировался лозунг – «политика – командная сила».

Юань — денежная единица Китая, равная 10 цзяо или 100 фыням.

Развитие народного хозяйства по-прежнему подчинялось нуждам наращивания военного потенциала: на эти цели затрачивалось более трети государственного бюджета. Велась интенсивная работа по созданию ракетно-ядерного комплекса и расширению военного производства. Проводились ядерные испытания, военизировалась работа промышленных предприятий. Осуществлялись меры по дальнейшему превращению провинций и крупных городов в «самообеспечивающиеся единицы», по рассредоточению предприятий и объектов, созданию условий для быстрого переключения предприятий на выпуск военной продукции, строительству военных сооружений.

Группа отраслей промышленности, непосредственно связанных с военным производством и контролируемых в строго централизованном порядке, пользовалась полным приоритетом в финансировании и техническом оснащении. Все более жесткой становилась система централизации по руководству крупной промышленностью. От местной промышленности и сельского хозяйства требовали, чтобы они обходились без государственных средств и сами изыскивали источники финансирования и сырье.

Во 2-й половине 70-х годов в Китае наблюдались значительные экономические трудности. В 1977 г. объем промышленного производства не достиг уровня 1975 г., сократилась продукция сельского хозяйства, резко вырос импорт продовольствия, понизился жизненный уровень.

Курс на реформы был принят на партийно-государственном уровне в декабре 1978 г., и можно считать, что решение это было вынужденным. Официально задачи реформ были сформулированы как необходимость более полного вскрытия потенциала социализма и совершенствования его хозяйственного механизма. С 1979 г. предполагалось проведение: политики «урегулирования», т.е. устранения несбалансированности экономики, вызванной чрезмерным вниманием правительства к тяжелой промышленности; политики «преобразования», изменения экономических структур в интересах осуществления социалистической модернизации страны; политики «упорядочения», под которой подразумевалась консолидация финансовых средств на наиболее перспективных направлениях экономического строительства; политики «повышения», задачей которой было обеспечение более высокого качества выпускаемой продукции и плановой работы в целом. Итак, основными направлениями реформы 1978 г. должны были стать перестройка системы управления экономикой, обеспечение баланса между отраслями народного хозяйства, укрепление и совершенствование основ социалистической экономики.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор при проведении преобразований делался на сельские районы. Важнейшим элементом новой политики в деревне был переход на семейный подряд. В результате, основной единицей в деревне стал крестьянский двор. Система семейного подряда, однако, вовсе не перечеркивала результаты коллективизации сельского хозяйства, а напротив, опиралась на них. Земля по-прежнему оставалась в общенародной, т.е. государственной собственности.

Несколько изменилась форма организации производства: производственным сельскохозяйственным бригадам предоставлялись полномочия по принятию некоторых производственных решений, вводилась «система ответственности» за результаты труда, на которую к 1984 г. перешли 99 % всех производственных бригад. Разрешались подсобные крестьянские промыслы. Государство повысило закупочные цены на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов; официальная пропаганда пыталась внедрить в сознание людей принцип «каждому по его труду» вместо привычной уравниловки.


На государственном уровне провозглашалась необходимость воспитания у населения уважения к праву собственности, ставилась задача защиты личной собственности на земельные участки коммуны. Оживилась деятельность сельскохозяйственных рынков.

Характерно, что преобразования в китайской деревне конца 70-х – начала 80-х годов не сопровождались ростом механизации. Экономический эффект был достигнут, прежде всего, благодаря изменениям в организации труда, улучшению землеустройства и структуры посевов. Так, переход на семейный подряд вызвал всплеск трудовой активности крестьянства. За шесть лет (1979 – 1984 гг.) ежегодные сборы зерна в Китае возросли с 300 до 400 млн. т. (300 млн. в течение веков были для Китая обычным показателем). Вдвое увеличились сборы хлопка и масличных культур, что позволило отменить нормирование хлопчатобумажных тканей и растительного масла. Удачно развивалось производство зерна, товарность по которому увеличилась с 20 % в 1978 г. до 30 % в 1984 г. В этот период среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства составили 9,4 %. В целом товарность сельского хозяйства выросла до 53,3 % в 1984 г. против 33 % в 1978 г. К середине 80-х годов Китай становится крупнейшим в мире производителем зерна, хлопка, рапса, сахароносных культур, арахиса, соевых бобов, чая, мяса, обладателем самого многочисленного в мире поголовья скота. Однако душевое производство сельскохозяйственных продуктов оставалось на невысоком уровне, и Китай продолжал импортировать зерновые (3 – 4 % от общего производства зерновых в стране), а также незначительное количество хлопка и сахара.

Повысился уровень жизни народа. В 1983 г. чистый доход на душу населения в деревне составил 309,8 юаней, что на 176 юаней больше, чем в 1976 г. С учетом роста цен доходы на душу населения Китая увеличились почти в 2 раза. В 1984 г. крестьяне направили 60 % своих денежных расходов на потребление вместо 40 % в 1978 г.

Хозяйственная реформа затронула и промышленность. Изменилось также отношение к иностранному капиталу. К 1982 г. в Китае существовали 6 «специальных зон», где иностранному капиталу были предоставлены льготы для строительства предприятий, ввоза и вывоза капиталов, найма китайской рабочей силы. Общая сумма капиталовложений в иностранные и совместные предприятия исчислялась суммой более 1,5 млрд. долл. Особенно активно Китай развивал сотрудничество с США, Японией и Западной Германией.

Итак, основным итогом преобразований конца 70-х – начала 80-х годов можно считать оживление хозяйственной инициативы населения, переход китайской деревни и незначительной части промышленности к новым формам ведения хозяйства, характеризующимся рыночной ориентацией, при общем сохранении социалистической экономической системы.

Второй этап хозяйственных реформ в Китае начался с принятия в 1984 г. ЦК КПК постановления «О реформе хозяйственной системы », в котором конкретизировалась задача строительства социалистической экономики с китайской спецификой. Реформа предусматривала создание плановой системы, в основе которой было сознательное использование закона стоимости, и ставила целью развитие социалистической товарной экономики, установление рациональной системы цен путем обеспечения свободы действия экономических рычагов. Вводились новые формы экономической ответственности хозяйственных единиц. Предполагалось выдвижение на руководящие посты нового поколения кадров, что должно было способствовать созданию мощного и эффективного аппарата управления экономикой нового Китая. Ставилась задача усилить рыночные элементы в планировании, торговле, финансовой и налоговой системах, в механизме расчета заработной платы; подчеркивалась необходимость оживить внешнеэкономическую деятельность.

Характерно, что для обеспечения реализации всей этой программы особое внимание обращалось на необходимость усиления руководящей роли КПК. Партийные власти Китая предполагали, что социалистическая модернизация будет осуществляться в три этапа: к 2000 г. страна должна увеличить в 4 раза валовую продукцию промышленности и сельского хозяйства и добиться средних показателей жизни народа; к 2021 г. (100-летие КПК) – поднять Китай до уровня среднеразвитой страны; к 2049 г. (100-летие КНР) – превратить Китай в современную высокоразвитую державу.

В аграрной области реформа 1984 г. предусматривала продолжение политики, начатой в 1978 г.: дальнейшую реорганизацию народных коммун по пути разделения административной, хозяйственной и партийной властей; укрепление системы производственной ответственности крестьян; расширение прав крестьян на их приусадебные участки, на продукцию подсобных промыслов и сельского хозяйства; создание условий для продажи излишков продукции на рынках.

Новым, по сравнению с концом 70-х гг., было внимание реформаторов к городской экономике и промышленности. Смысл городских реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Предприятиям разрешалось покупать на рынке оборудование и сырье и продавать дополнительно произведенную продукцию, не включенную в план предприятия, а иногда и часть плановой продукции. Из части прибыли, остающейся у предприятия, формировались фонды поощрения. Таким образом, сфера «директивного планирования» была сокращена, так же как и сфера «единого государственного установления цен». Макроэкономический контроль за деятельностью предприятий со стороны государства должен был носить скорее косвенный, чем прямой характер. Предполагалось формирование новой социалистической экономики, при которой функции государственных органов и предприятий должны четко разграничиваться. Важным было: разрешение деятельности небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допуск частного предпринимательства, прежде всего, в сферу торговли и обслуживания, курс на привлечение иностранного капитала.

Предполагалось, что реформа экономической системы в городах должна оказать прямое воздействие на экономику страны в целом, так как именно города выступили центрами товарного производства.

Рассмотрим основные результаты новой экономической политики в Китае во второй половине 80-х начале 90-х годов.

Реформы, ориентированные на создание рыночной экономики, стимулировали хозяйственное развитие Китая. Во второй половине 80-х годов Китай вышел на 1-е место в мире по производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на 2-е – по выпуску телевизоров и добыче угля, на 3-е – по производству серной кислоты и химических удобрений, на 4-е – по выплавке стали, на 5-е – по производству электроэнергии и химических волокон, на 6-е – по добыче сырой нефти и производству сахара (имеются в виду валовые показатели). Были созданы такие новые для Китая отрасли промышленности, как производство металлургического и шахтного оборудования, авиационная, автомобильная, станкостроение, цветная металлургия, ядерная и космическая энергетика, производство крупномасштабных интегральных схем и ЭВМ. Улучшилось соотношение между легкой и тяжелой отраслями промышленности, увеличился удельный вес промышленности в валовом национальном продукте – с 25,2 % в 1949 г. до 53,7 % в 1985 г. При сохранении господствующих позиций государственного сектора в промышленности увеличилась доля кооперативного и частного сектора. Сформировался рынок средств производств. Была ограничена сфера планирования, заметно снизилось значение директивных планов, все большую регулирующую роль стал играть рынок. Все государственные предприятия были превращены в относительно независимые экономические единицы, выступающие как социалистические товаропроизводители, полностью отвечающие за свои убытки и прибыли. Однако главенствующая роль государства осталась неизменной.

Несколько замедлились темпы развития сельского хозяйства. По уровню урожайности основных сельскохозяйственных культур и производству продукции на душу населения Китай значительно отстает от развитых стран мира. Переход на семейный подряд дал быстрый эффект за счет интенсификации ручного труда. Однако возможности мелкотоварного производства с низким уровнем технической оснащенности ограничены, а современной китайской деревне не хватает техники и специалистов.

Специалисты, изучающие развитие сельского хозяйства в Китае, отметили интересную закономерность: там, где годовой доход сельских жителей превышал 800 юаней на душу населения, заметно снижалась их трудовая активность. Вместо того чтобы тратить деньги на производственные нужды, крестьяне предпочитали строить дома, и подчас на пахотной земле. Многие крестьяне «проедали» накопления, а не вкладывали их в производство. Это был очевидный тормоз в развитии товарного хозяйства.

Во второй половине 80-х – начале 90-х годов общее руководство торговой деятельностью в Китае осуществляло министерство торговли: оно разрабатывало единые инструкции по управлению торговлей, координировало межотраслевые связи, участвовало в составлении годовых и перспективных планов, контролировало ход выполнения плановых заданий. Местные торгово-административные организации были подчинены вышестоящим. Государственный сектор занимал лидирующее положение на едином социалистическом рынке Китая. Государство контролировало запасы важнейших для народного хозяйства товаров, осуществляло единые меры по снабжению городских и сельских рынков всей страны, координировало отношения между различными сферами торговли, осуществляло распределение товаров между населенными пунктами. Коллективный и индивидуальный секторы торговли рассматривались как важное дополнение к государственному сектору экономики. В 1985 г. был отменен контроль над закупочными и товарными ценами.

Изменения касались и организации внешнеторговой деятельности Китая. Более открытой стала внешняя политика, ориентированная на расширение связей с зарубежными странами. Исключительное место в ее реализации отводилось развитым капиталистическим странам.

В ряде районов: Шэньчжене, Чжухае, Шаньтодю, превращенных в особые экономические зоны, стала проводиться политика открытых дверей. Для притока иностранного капитала было открыто 14 морских портов.

В настоящее время экономические преобразования в Китае продолжают углубляться и расширяться, укрепляются элементы рынка. Однако частный сектор находится под строгим налоговым и инспекционным контролем. В Китае нет массовой социальной дифференциации доходов, как, например, в России. Поэтому именно государственный, а не частный сектор, по-прежнему является важнейшим фактором экономического развития страны.



Похожие статьи