Экономические системы, их основные типы

Экономические системы

Экономическая система - это совокупность сложных взаимодействующих между собой структур. Экономическую систему можно рассматривать, с одной стороны, как национальное хозяйство с его отраслями промышленности и сельского хозяйства, торговлей, сферой услуг и соответствующим хозяйственным механизмом, и, с другой стороны, как совокупность социально-экономических отношений между людьми, зависящих от отношений собственности на факторы производства. Любая экономическая система решает, по крайней мере, три фундаментальные проблемы общества: что производить, как производить, для кого производить.

Что производить? Речь идёт, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести (например, пушек и масла). Невозможно иметь всё, что желает общество при имеющихся ограниченных ресурсах, поэтому необходимо решать, что производить и в каких пропорциях.

Как производить? Другими словами, какие ресурсы, и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? Многие виды продукции можно производить и с помощью простой технологии, требующей больших затрат ручного труда, и с помощью передовой современной технологии, не требующей больших затрат труда. (В первом случае речь идёт о трудоёмкой технологии, а во втором случае - о капиталоёмкой технологии.) Вероятно, что в развитых странах, например, в США и в Западной Европе, где имеется избыток капитала, а рабочая сила является дорогой, в большей степени используется капиталоёмкая технология. В странах же менее развитых, например, в Китае и в Индии, в большей степени используется трудоёмкая технология. В производстве определённого продукта также может использоваться разное сырьё в разных пропорциях, разные типы и количества оборудования. Проблема, как производить, является сложной, но каждое общество стремиться найти разумное и эффективное решение, исходя из имеющихся возможностей и сложившихся приоритетов.

Для кого производить? Как произведённая продукция должна быть распределена между членами общества? Кому и по какому принципу распределять ограниченное количество благ при неограниченных потребностях? Из всех проблем, решаемых экономической системой, эта проблема является наиболее острой и часто обсуждаемой в обществе. Одни предпочитают уравнительное распределение, при котором все получают пусть мало, но одинаково, независимо от трудового вклада. Другие считают, что вознаграждение должно соответствовать вкладу в производство, зависеть от опыта и квалификации члена общества, от того, как много работает человек. Третьи доказывают, что если человек отдаёт обществу для использования свой капитал, то этот человек должен также получить вознаграждение. При всех различиях во взглядах на принципы распределения большинство людей склоняются к тому, что должны быть стимулы для экономической деятельности, которые делают экономическую систему динамичной и эффективной.

История знает множество экономических систем, по-разному решавших фундаментальные проблемы общества. Эти системы существенно различались по своему устройству, и по уровню материально-технической базы, и по формам собственности на средства производства и предметы потребления, и по способу координации связей между производителями и потребителями, то есть по своему хозяйственному механизму.

Классификация экономических систем зависит от выбора определяющего критерия. В качестве такого критерия можно использовать различия в той или иной структуре, характеризующей экономическую систему. Это могут быть различия в материально-технической структуре, в социально-экономической или в организационно-хозяйственной структуре. В частности, если в качестве критерия классификации экономических систем взять уровень развития материально-технической базы, то исторически можно выделить: доиндустриальную экономику, индустриальную, постиндустриальную. Современную постиндустриальную экономику развитых стран характеризуют как информационную экономику.

Экономические системы различаются также в зависимости от типа социально-экономической структуры. Главная характеристика этой структуры в экономической системе - это господствующая форма собственности на средства производства. По данному критерию в истории выделяются такие экономические системы, как, первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм. В этих экономических системах господствующей формой собственности является, соответственно, коллективная, частная рабовладельческая, частная феодальная, частная капиталистическая, общественная.

Современные экономические системы рассматриваются главным образом с позиций особенностей организационно-хозяйственной структуры экономики, то есть с позиций её хозяйственного механизма. С этой точки зрения, можно выделить: традиционную, рыночную, смешанную, централизованно планируемую и переходную экономику.

Традиционная экономика - это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных полуфеодальных иерархических связей между людьми. В основе своей традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики лишь зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремёсел.

Объёмы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, и иерархическими отношениями внутри рода и общины, и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учётом пола и возраста, действуют и элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.

В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности, как правило, относятся пахотная земля, пастбища, водоёмы, леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведёт к её перерождению и трансформации в рыночную экономику.

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен.

Смешанная экономика рассматривается как разновидность рыночной экономики, как такая экономическая система, в которой, наряду с развитым частным сектором, действует и государственный сектор экономики.

В большинстве развитых стран Запада действуют государственные предприятия и развит механизм государственного регулирования экономики. Поэтому экономическую систему этих стран называют смешанной экономикой. Фундаментальные проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются в смешанной экономике во взаимодействии рыночного механизма и государственного регулирования экономики. Степень развития государственного предпринимательства и государственного регулирования экономики значительно различается в странах с развитой рыночной экономикой. В частности, если для Японии характерно централизованное индикативное планирование экономики с элементами директивности в планах социально-экономического развития страны, то в США такое планирование отсутствует, но эффективно действует механизм макроэкономического регулирования, т.е. механизм бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. На рубеже ХХ и ХХΙ веков наблюдаются тенденции развития разных экономических систем в направлении к смешанной экономике.

Централизованно планируемая экономика (административно-командная экономика) - экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой. Централизованно планируемая экономика длительное время существовала в бывших социалистических странах Восточной Европы, СССР, Китае, Вьетнаме. В настоящее время эта система сохраняется на Кубе, в Корейской народно-демократической республике (КНДР). В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ столетия в большинстве из этих стран начались радикальные экономические реформы, направленные на преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. Но в переходной экономике некоторых из этих стран административно-командный хозяйственный механизм занимает значительное место.

Особенностью социально-экономической структуры централизованно планируемых экономик является господство государственной собственности на средства производства, государственного сектора в производстве и распределении продукта. Распространённая в этой экономике кооперативная собственность, по существу была разновидностью государственной собственности. Частная собственность и частные предприятия существовали лишь в некоторых странах и не оказывали существенного влияния на развитие экономики.

Монополизм государства определял и специфику организационно-хозяйственного механизма этой экономической системы: директивное централизованное размещение ресурсов и распределение продуктов и доходов, с одной стороны, и неразвитый рыночный механизм, с другой стороны. Государственные органы, через систему обязательных плановых заданий предприятиям, определяли объёмы и структуру производства, рост производительности труда. Это предполагало и централизованное обеспечение предприятий ресурсами, в том числе и фондом заработной платы. Цены также устанавливались государством, что вело к произволу в ценообразовании и формированию искажённых цен, не отражающих стоимость продукции и её полезность. Планирование производства осуществлялось от достигнутого уровня и фактически стимулировало затратный характер производства, когда главным был не рост эффективности производства, а увеличение его объёмов.

Централизованно планируемая экономика – это преимущественно экстенсивный тип экономического развития, когда экономический рост достигается, главным образом, за счёт вовлечения дополнительных ресурсов в производство, а не за счёт более эффективного использования имеющихся ресурсов (в последнем случае имеет место интенсивный тип экономического развития). Это связано не только с жёстким затратным механизмом директивного планирования и ценообразования, но и с системой мотивации производителей. В этой экономической системе преобладает тенденция к уравнительному распределению доходов, которое не стимулирует рост производительности труда работников.

Господство государственной собственности и централизованное планирование вело к общему отчуждению производителей от принятия решений, от распоряжения продуктами своего труда, порождало их пассивность и иждивенчество. Поэтому в административно-командной экономике действовали и неэкономические методы принуждения к труду. Использование этих методов возможно лишь при отсутствии политической демократии. Не случайно, для политической системы стран с централизованно планируемой экономикой, характерна однопартийная система. Исторически, административно-командная экономика сформировалась в странах, где не сложилась система политической демократии, имело место резкое социальное расслоение, были сильны противоречия в социально-политической и экономической сферах. Порождаемые этими противоречиями социальные катаклизмы приводили к установлению авторитарных режимов и централизованных механизмов решения этих противоречий. Централизованно планируемая экономика была одним из исторических путей создания индустриального общества и решения проблемы нищеты и социального неравенства. Исторические издержки этого пути были огромны. В конце ХХ века эта экономическая система в силу своего экстенсивного и принудительного характера оказалась неспособной приспособиться к новым условиям современной научно-технической революции, что привело к кризису этой системы. Этот кризис и распространение политической демократии в странах с централизованно планируемой экономикой положили начало её трансформации в рыночную экономику. В настоящее время в них существует специфическая экономическая система, получившая название переходной экономики.

Переходная экономика - это современная экономическая система, существующая в странах, где идёт преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. В эту группу стран входят бывшие социалистические страны Восточной Европы, государства, ранее входившие в состав СССР, а также Китай, Монголия, Вьетнам. С точки зрения хозяйственного механизма, в переходной экономике ещё существуют элементы централизованного управления экономикой, особенно в отношения предприятий государственного сектора. Вместе с тем, этот механизм был в основном разрушен в 90-е годы ХХ века.

Одновременно, в переходной экономике возникли и развиваются рыночные экономические структуры, развивается механизм распределения ресурсов общества посредством рынка, где соотношение спроса и предложения, рыночные цены указывают, как лучше использовать ресурсы. Центральное место в процессе формирования нового экономического механизма принадлежит разгосударствлению и приватизации, рыночному ценообразованию, новой макроэкономической политике, индикативному централизованному планированию. Таким образом, главные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - в переходной экономике решаются в результате сложного взаимодействия отживающих директивных методов централизованного управления народным хозяйством и развивающегося рыночного механизма распределения и использования ресурсов.

По своей социально-экономической структуре, переходная экономика представляет собой совокупность частной, государственной, смешанной и коллективной форм собственности. В большинстве стран с переходной экономикой, государственный сектор уже не занимает господствующее положение. Например, если в начале 90-х годов ХХ в. в России предприятия государственного сектора производили более 90 % всей продукции, то в начале первого десятилетия ХХΙ в. на государственный сектор в России приходится менее 40 % произведённой продукции. Большая часть товаров и услуг производится частным сектором экономики. В результате реформ меняется правовое и экономическое положение государственных предприятий. Это происходит в процессе коммерциализации их деятельности, расширения степени участия работников в капитале предприятия. Большинство государственных предприятий были приватизированы. На основе приватизации быстрыми темпами развивался частный сектор экономики. В этот сектор входят как мелкие частные предприятия, так и крупные финансово-промышленные группы. По своей материально-технической структуре страны с переходной экономикой являются индустриальными странами. Но сформировавшаяся ранее индустриальная структура экономики была преимущественно экстенсивной, воспроизводящей старую индустриальную технологию, мало восприимчивой к нововведениям. Поэтому одной из важнейших задач переходной экономики является формирование новой структуры народного хозяйства, позволяющей перейти от старой индустриальной технологии к новой информационной технологии, перейти к воспроизводству преимущественно интенсивного типа. Переходная экономика - это также и переход от индустриальной экономики к постиндустриальной информационной экономике.

Переходное состояние экономической системы характерно не только для стран, где ранее существовала централизованно планируемая экономика. В современном мире переходные процессы имеют место и во многих развивающихся странах. Но специфика последних состоит, главным образом, в переходе от традиционной к рыночной экономике. Такого рода эволюция известна в мире уже несколько столетий. Переход же от административно-командной экономики к рыночной - новый исторический феномен конца ХХ столетия. Поэтому экономические системы бывших социалистических стран - это переходные экономики нового типа, а экономические системы развивающихся стран - это переходные экономики традиционного типа.

Экономика оказывает существенное влияние на жизнь человека, определяя не только его материальное благополучие, но и другие сферы общественных отношений. Различные системы, которые действуют в мире, существенно отличаются. Это связано с тем, что они по-разному отвечают на одни и те же вопросы, стоящие перед государством. Какая экономическая модель является наиболее прогрессивной?

Командно-административная система – тип экономики, при котором господствующая роль отводится государству. Ярчайшие образцы – это СССР образца 40-80 годов, КНДР, Куба, социалистический Китай до масштабных экономических реформ. Крупнейшие производственные центры сосредоточены в руках государства, которое также контролирует рынки и ценообразование. Командно-административной экономике чаще всего сопутствует дефицит товаров, чёрный рынок, коррупция.

Рыночная система – экономика, построенная на принципах минимального участия государства в хозяйственно-производственных процессах. Основные ресурсы сосредоточены в руках частного капитала, а государство берёт на себя лишь функцию арбитра. «Чистый рынок» предполагает свободное ценообразование, постоянное движение трудовых ресурсов, конкуренцию. Его оборотная сторона – кризис перепроизводства, нечестная конкуренция, выдавливание одних игроков другими. Чтобы избежать негативных последствий, в процессы вынуждены вмешиваться государственные и общественные институты.

Смешанная система экономические модели, заимствовавшие лучшие стороны из различных подходов к управлению производством и рынком. Ярчайший представитель – современный Китай, который успешно сочетает инструменты командно-административной и рыночной экономики. С одной стороны, здесь действует свободное ценообразование, однако движение капиталов и трудовых ресурсов серьёзно ограничено. Кроме того, курс национальной валюты устанавливается не путём рыночных торгов, а доводится руководством.

Сравнение

В чем же разница между различными экономическими системами? Вышеуказанные принципы управления народным хозяйством демонстрируют разный подход к управленческим процессам. Командно-административная система стремится контролировать всё: процессы производства, распределение продукции, ценообразование, поставки продукции. На практике это приводит к тому, что субъекты отношений не имеют контакта друг с другом и лишены самостоятельности.

В рыночной экономике, напротив, государство устраняется от процессов регулирования. Это приводит к свободному движению ресурсов, рыночному ценообразованию, возможности использования валют. Такая экономика открыта для внешних и внутренних инвестиций, капиталов, технологий. Всё это приводит к её бурному росту, а порой – к перепроизводству.

Смешанная экономика берёт отдельные элементы из различных систем. Чтобы ограничить движение трудовых ресурсов, вводится контрактная система и обязательная отработка после получения высшего и среднего специального образования. Контакты между отдельными субъектами затрудняются из-за ликвидности валют, что приводит к появлению бартерных схем. Однако смешанная экономика более эффективно реагирует на вызовы рынка, в числе которых – безработица, демпинг, засилье иностранного капитала. Вводятся «мягкие» ограничения, позволяющие защитить внутренние рынки.

Командно-административная экономика изначально монополизирует все сферы экономической жизни. Это приводит к огосударствлению средств производства, и основная масса собственности сосредотачивается в руках государства. Рыночная экономика, напротив, абсолютизирует частный капитал, который, вне всяких сомнений, более эффективен. Зато народ теряет рычаги влияния на успешных представителей бизнеса: они богатеют, но не несут социальной ответственности за свою деятельность. В смешанных экономиках данная проблема решается введением института «золотой акции», внедрением наблюдательных советов, которые вмешиваются в работу всех компаний, в том числе частных.

Какая система является более эффективной?

Рыночная модель хороша тем, что капиталы и инвестиции свободно циркулируют между странами и материками, приводя в движение передовые идеи. Тем не менее, она слабо реагирует на отдельные вызовы: перепроизводство, рост долговых обязательств, безработицу. Каждая рыночная экономика в определённой точке своего развития сталкивается с серьёзным кризисом, который вызван внутренними противоречиями системы.

Командно-административная модель более устойчива. Государственное ценообразование позволяет защитить беднейшие слои населений от экономических потрясений. Безработица минимальна, но и получить достойную зарплату за свой труд едва ли получится. Непроизвольно возникает «чёрный рынок» — следствие дефицита, а реальная стоимость валюты может отличаться от номинальной во много раз.

Сосредоточение собственности в руках государства спасает от приватизации важнейших экономических сфер. Тем не менее, эффект от её использования всегда ниже, не исключён риск банкротства и масштабных потерь. Сохранение убыточных предприятий и дотации, с одной стороны, спасают от безработицы и социальных потрясений, с другой – культивируют дух иждивенчества и пассивности.

Наиболее эффективной системой является смешанная экономика, так как она адекватно реагирует на вызовы времени и сохраняет устойчивость при различных неблагоприятных факторах. Но есть и недостаток: постоянное изменение правил игры пугает участников рынка, которые будут опасаться инвестировать серьёзные средства в «пляшущую» систему.

Выводы сайт

  1. Подход к управлению. Рыночная система управляется участниками, командно-административная и смешанная модель – государством.
  2. Ценообразование. При свободном рынке стоимость продукта устанавливается на основе спроса и предложения, при командно-административной экономике – на основе планов.
  3. Собственность. Основные ресурсы при командно-административной модели находятся в руках государства. Рыночная экономика предполагает разгосударствление собственности.
  4. Валюта. Командно-административная модель препятствует движению валют, рыночная и смешанная экономика – нет.
  5. Трудовые ресурсы. Командно-административная система управляет трудовыми ресурсами, ограничивая права и свободы работников. Рыночная система, напротив, ничем не сдерживает трудовые ресурсы.
  6. Соперничество. Рыночная и смешанная экономика работают на основе конкуренции, командно-административная модель делает упор на выполнение планов.
  7. Мотивация. Если для субъектов рыночных правоотношений важнейшим фактором является финансовый успех (размер прибыли), то для субъектов командно-административной экономики – выполнение планов.

Экономика оказывает существенное влияние на жизнь человека, определяя не только его материальное благополучие, но и другие сферы общественных отношений. Различные системы, которые действуют в мире, существенно отличаются. Это связано с тем, что они по-разному отвечают на одни и те же вопросы, стоящие перед государством. Какая экономическая модель является наиболее прогрессивной?
Командно-административная система – тип экономики, при котором господствующая роль отводится государству. Ярчайшие образцы – это СССР образца 40-80 годов, КНДР, Куба, социалистический Китай до масштабных экономических реформ. Крупнейшие производственные центры сосредоточены в руках государства, которое также контролирует рынки и ценообразование. Командно-административной экономике чаще всего сопутствует дефицит товаров, чёрный рынок, коррупция.
Рыночная система – экономика, построенная на принципах минимального участия государства в хозяйственно-производственных процессах. Основные ресурсы сосредоточены в руках частного капитала, а государство берёт на себя лишь функцию арбитра. «Чистый рынок» предполагает свободное ценообразование, постоянное движение трудовых ресурсов, конкуренцию. Его оборотная сторона – кризис перепроизводства, нечестная конкуренция, выдавливание одних игроков другими. Чтобы избежать негативных последствий, в процессы вынуждены вмешиваться государственные и общественные институты.
Смешанная система – экономические модели, заимствовавшие лучшие стороны из различных подходов к управлению производством и рынком. Ярчайший представитель – современный Китай, который успешно сочетает инструменты командно-административной и рыночной экономики. С одной стороны, здесь действует свободное ценообразование, однако движение капиталов и трудовых ресурсов серьёзно ограничено. Кроме того, курс национальной валюты устанавливается не путём рыночных торгов, а доводится руководством.

Сравнение экономических систем

В чем же разница между различными экономическими системами? Вышеуказанные принципы управления народным хозяйством демонстрируют разный подход к управленческим процессам. Командно-административная система стремится контролировать всё: процессы производства, распределение продукции, ценообразование, поставки продукции. На практике это приводит к тому, что субъекты отношений не имеют контакта друг с другом и лишены самостоятельности.
В рыночной экономике, напротив, государство устраняется от процессов регулирования. Это приводит к свободному движению ресурсов, рыночному ценообразованию, возможности использования валют. Такая экономика открыта для внешних и внутренних инвестиций, капиталов, технологий. Всё это приводит к её бурному росту, а порой – к перепроизводству.
Смешанная экономика берёт отдельные элементы из различных систем. Чтобы ограничить движение трудовых ресурсов, вводится контрактная система и обязательная отработка после получения высшего и среднего специального образования. Контакты между отдельными субъектами затрудняются из-за ликвидности валют, что приводит к появлению бартерных схем. Однако смешанная экономика более эффективно реагирует на вызовы рынка, в числе которых – безработица, демпинг, засилье иностранного капитала. Вводятся «мягкие» ограничения, позволяющие защитить внутренние рынки.
Командно-административная экономика изначально монополизирует все сферы экономической жизни. Это приводит к огосударствлению средств производства, и основная масса собственности сосредотачивается в руках государства. Рыночная экономика, напротив, абсолютизирует частный капитал, который, вне всяких сомнений, более эффективен. Зато народ теряет рычаги влияния на успешных представителей бизнеса: они богатеют, но не несут социальной ответственности за свою деятельность. В смешанных экономиках данная проблема решается введением института «золотой акции», внедрением наблюдательных советов, которые вмешиваются в работу всех компаний, в том числе частных.

Какая экономическая система является более эффективной?

Рыночная модель хороша тем, что капиталы и инвестиции свободно циркулируют между странами и материками, приводя в движение передовые идеи. Тем не менее, она слабо реагирует на отдельные вызовы: перепроизводство, рост долговых обязательств, безработицу. Каждая рыночная экономика в определённой точке своего развития сталкивается с серьёзным кризисом, который вызван внутренними противоречиями системы.
Командно-административная модель более устойчива. Государственное ценообразование позволяет защитить беднейшие слои населений от экономических потрясений. Безработица минимальна, но и получить достойную зарплату за свой труд едва ли получится. Непроизвольно возникает «чёрный рынок» – следствие дефицита, а реальная стоимость валюты может отличаться от номинальной во много раз.
Сосредоточение собственности в руках государства спасает от приватизации важнейших экономических сфер. Тем не менее, эффект от её использования всегда ниже, не исключён риск банкротства и масштабных потерь. Сохранение убыточных предприятий и дотации, с одной стороны, спасают от безработицы и социальных потрясений, с другой – культивируют дух иждивенчества и пассивности.
Наиболее эффективной системой является смешанная экономика, так как она адекватно реагирует на вызовы времени и сохраняет устойчивость при различных неблагоприятных факторах. Но есть и недостаток: постоянное изменение правил игры пугает участников рынка, которые будут опасаться инвестировать серьёзные средства в «пляшущую» систему.

TheDifference.ru определил, что отличия экономических систем друг от друга заключаются в следующем:

Подход к управлению. Рыночная система управляется участниками, командно-административная и смешанная модель – государством.
Ценообразование. При свободном рынке стоимость продукта устанавливается на основе спроса и предложения, при командно-административной экономике – на основе планов.
Собственность. Основные ресурсы при командно-административной модели находятся в руках государства. Рыночная экономика предполагает разгосударствление собственности.
Валюта. Командно-административная модель препятствует движению валют, рыночная и смешанная экономика – нет.
Трудовые ресурсы. Командно-административная система управляет трудовыми ресурсами, ограничивая права и свободы работников. Рыночная система, напротив, ничем не сдерживает трудовые ресурсы.
Соперничество. Рыночная и смешанная экономика работают на основе конкуренции, командно-административная модель делает упор на выполнение планов.
Мотивация. Если для субъектов рыночных правоотношений важнейшим фактором является финансовый успех (размер прибыли), то для субъектов командно-административной экономики – выполнение планов.

Экономическая система - это набор взаимосвязанных элементов, которые образуют общую экономическую структуру. Принято выделять 4 вида экономических структур: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика.

Традиционная экономика

Традиционная экономика базируется на натуральном производстве. Как правило, она имеет сильный сельскохозяйственный уклон. Традиционной экономике характерны клановость, узаконенное разделение на сословия, касты, закрытость от внешнего мира. В традиционной экономике сильны традиции и негласные законы. Развитие личности в традиционной экономике сильно ограничено и переход из одной социальной группы в другую, стоящую более высоко в социальной пирамиде, практически невозможен. Традиционная экономика нередко использует натуральный обмен вместо денег.

Развитие технологий в таком обществе происходит очень медленно. Сейчас практически не осталось стран, которые можно было бы отнести к странам с традиционной экономикой. Хотя в отдельных странах можно выделить изолированные общины, ведущие традиционный образ жизни, например, племена в Африке, ведущие образ жизни который мало отличается от того, что вели их далекие предки. Тем не менее, в любом современном обществе еще сохранились остатки традиций предков. К примеру, это может относиться к празднованию религиозных праздников, таких как Рождество. Кроме того, еще осталось разделение профессий на мужские и женские. Все эти обычаи так или иначе отражаются и на экономике: вспомните рождественские распродажи и возникающий вследствии этого резкое увеличение спроса.

Командная экономика

Командная экономика . Командная или плановая экономика характеризиется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг. Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества - альтернативы же все равно нет. Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы - как экономические, так и военные (вспомните насколько быстро Советский Союз смог быстро эвакуировать свои заводы на восток страны, вряд ли при рыночной экономике такое возможно повторить).

Рыночная экономика

Рыночная экономика . Рыночная экономическая система в отличие от командной основана на преобладании частной собственности и свободного ценообразования на основе спроса и предложения. Государство не играет существенной роли в экономике, его роль ограничивается регулированием ситуации в экономике через законы. Государство только следит за тем чтобы соблюдались эти законы, а любые перекосы в экономике быстро ипраляются "невидимой рукой рынка".

Долгое время экономисты считали вмешательство государства в экономику вредным и утверждали, что рынок может регулировать сам себя без внешнего вмешательства. однако Великая депрессия опровергла это утверждение. Дело в том, что из кризиса можно было бы выйти лишь в том случае, если бы появился спрос на товары и услуги. А так как ни одна группа экономических субъектов не могла этот спрос сформировать, то спрос мог появиться только лишь со стороны государства. Вот почему во время кризисов государства начинают перевооружать свои армии - тем самым они формируют первичны спрос, который оживляет всю экономику и позволяет ей выйти из замкнутого круга.

Более подробно о правилах рыночной экономики вы узнаете из специальных вебинаров от форекс-брокера Gerchik & Co .

Смешанная экономика

Смешанная экономика . Сейчас практически не осталось стран с только лишь рыночной или командной, или традиционной экономикой. Любая современная экономика имеет элементы как рыночной, так и плановой экономики и, конечно же, в каждой стране есть остатки традиционной экономики.

В наиболее важных отраслях присутствуют элементы плановой экономики, например, это производство ядерного оружия - кто доверит производить такое страшное оружие частной компании? Потребительский сектор практически весь принадлежит частным компаниям, ведь они лучше могут определить спрос на свою продукцию, а также вовремя увидеть новые тенденции. Но некоторые товары могут быть произведены только лишь в условиях традиционной экономики - народные наряды, некоторые продукты питания и прочее, поэтому сохраняются и элементы традиционной экономики.

Экономическая система – это самостоятельное человеческое общество, ведущее совместную жизнь в определенных условиях и в органическом единстве с ними.

Элементы экономической системы :

Производительные силы;

Производственные отношения;

Экономические законы;

Экономические интересы;

Хозяйственный механизм.

Экономические системы анализируются исходя из различных критериев, прежде всего:

Формы собственности;

Доминирующая форма координации действий хозяйствующих субъектов;

Уровень технологического развития

Совокупность элементов материальной и духовной культуры.

Субъектами экономической системы являются: предприятия (фирмы), домашние хозяйства, государство. Они экономически обособлены. Главной функцией предприятия является производство товаров и услуг. Домашние хозяйства являются мелкими производителями, поставщиками трудовых и финансовых ресурсов, потребителями конечных продуктов и услуг, производимых фирмами.

Государство определяет цели развития системы, выделяет ресурсы для достижения этих целей; создает денежную систему; осуществляет перераспределение доходов с целью социальной защиты населения от безработицы, инфляции и других последствий рыночной экономики.

В основе любой экономической системы лежит производство.

Личные и вещественные факторы в совокупности и взаимодействии образуют производительные силы общества. Взаимоотношения между людьми, в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, называются производственными отношениями.

Экономические системы различаются:

1. По способу управления экономической деятельностью:

Административно-командная система (АКС);

Чистый капитализм;

Традиционная экономика;

Смешанная экономика.

2. по формам собственности на средства производства:

Первобытнообщинная;

Рабовладельческая;

Феодальная;

Капиталистическая;

Коммунистичекая.

3. с позиции приоритета производительных сил:

Доиндустриальная;

Индустриальная;

Постиндустриальная.

4. с позиции господствующей формы хозяйствования:

Натуральное хозяйство;

Товарное производство;

Рыночная система.

    Институт собственности и основные типы собственников.

Собственность – это отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом собственности) с одной стороны и любой субстанцией материального мира (объектом), заключающееся в постоянном или временном частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта с субъектом.

Субъект собственности – это активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Объект собственности – это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации и т.д.

Отношение собственности в любом государстве закрепляются соответствующими законодательными актами (в России это Гражданский Кодекс РФ).

Формы собственности:

1.Общая собственность – имущество находится в собственности двух или нескольких лиц. Имущество может находится в общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) и без определения доли (совместная собственность).

2. Государственная собственность – имущество принадлежит на праве собственности. РФ (федеральная собственность); имущество принадлежит субъектам РФ (собственность субъекта федерации); муниципальная собственность - имущество принадлежит городским и сельским поселениям

3. Частная собственность – имеет место тогда, когда средства производства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Она порождает у этих лиц специфический тип экономических интересов, т.е. материальную заинтересованность в рациональном использовании вещественных факторов производства с целью получения maxэкономического эффекта.

В рамках частной формы собственности выделяют следующие виды:

а) Трудовая частная собственность – представляет собой соединение труда и собственности (собственность фермеров, крестьян).

б) Нетрудовая – разъединение труда и собственности.

Кроме того выделяют и разновидности собственности:

    Личная собственность – нерешающие средства производства, домашнее имущество и предметы потребления.

    Собственность общественных организаций – объекты собственности принадлежат на праве собственности различным общественным объединениям (профсоюзы, творческие союзы, спортивные организации, административные здания, средства транспорта).



Похожие статьи