Финансовая политика и управление финансами. Финансовая система: централизованные и децентрализованные финансы

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ .

    Сущность финансов.

    Функции финансов.

    Роль финансов в решении социально-экономических проблемах России.

    Понятие финансовых ресурсов. Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.

Сущность финансов.

Понятие «финансов» нельзя отождествлять с понятием «деньги». Деньги – категория более древняя, они возникли раньше финансов.

Не все денежные отношения являются финансами.

Появление финансов обусловлено возникновением гос-ва. С возникновением гос-ва появилась потребность в централизованных фондах гос-ва для содержания аппарата управления, для охраны границ, введения войн, для постройки общественных зданий и дорог и других объектов общественного назначения.

А, следовательно, возникли налоги. Гос-во стало развивать фин. отношения с плательщиками налогов. Эти факторы обусловили возникновение финансов. Стал формироваться гос-ый бюджет, а позднее возник и государственный кредит.

С усилением товарно-денежных отношений финансы способствуют первоначальному накоплению капитала.

Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных ср-в в целях обеспечения расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач гос-ва.

Главное назначение финансов состоит в том, что чтобы путем создания денежных фондов обеспечить не только потребности гос-ва и организаций денежных средств, но и обеспечить контроль за эффективным использованием этих фондов.

В процессе расширенного воспроизводства у гос-ва возникают фин. отношения с хозяйствующими субъектами (организациями). Отношения по поводу уплаты налогов, формирования бюджетных средств, выплат средств организациям из бюджета.

Отношения с организациями возникают также при заимствовании ср-в у гос.организаций, а также в результате предоставления гос.кредитов организациям. Фин. отношения с организациями возникают также при формировании внебюджетных фондов.

Фин. отношения у гос-ва возникают с населением по поводу уплаты налогов и др. платежей в бюджет, а также при получении населением ср-в из бюджета и внебюджетных фондов.

Фин. отношения у гос-ва возникают с другими гос-вами при осуществлении внешнеэкономических связей, международной торговли, туризма.

Фин. отношения:

    всегда денежные;

    эти отношения вызваны фактом существования гос-ва и носят регламентированных характер.

Фин. отношения связаны с распределением и перераспределением ВВП и национального дохода.

Фин. отношения хозяйствующих субъектов возникают:

С гос-вом;

С партнерами по бизнему;

С банками;

Со страховыми организациями;

С внебюджетными фондами;

С вышестоящими организациями (корпорациями, фин.промышленными группами);

С персоналом.

У коммерческих организаций возникают фин.отношения с учредителями при формировании уставного капитала, а также при выплате дивидендов.

В понятие «финансы» включается также совокупность ср-в, находящихся в распоряжении гос-ва и предприятий.

К фин. отношениям относятся также отношения, связанные с кредитом, ценообразованием.

Финансы тесно связаны с деньгами, но имеют существенные отличия от денег.

    Всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты товаропроизводителей;

    Выполняют функции:

Меры стоимости;

Средства накопления;

Средства платежа;

Мировых денег.

3. Возникли раньше финансов

5. Охватывают широкие экономические отношения.

    Экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода и ВВП.

    Выполняют совершенно другие функции:

Распределения,

Регулирования,

Контроля.

3. Возникли позднее денег.

5. Охватывают более узкие отношения, связанные с формированием фондов денежных средств.

Функции финансов

Выделяют 2 функции финансов:

Распределительную;

Контрольную

Субъектами распределения выступают гос-во, юридические и физические лица.

Объектами распределения служат ВВП и национальный доход.

Национальный доход распределяется на фонд накопления, который используется для расширенного воспроизводства, и на фонд потребления.

При этом гос-во использует финансы в качестве орудия распределения с целью эффективного воздействия на результаты хозяйственной деятельности организации.

В дальнейшем осуществляется перераспределение национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями экономики, между регионами страны.

Доходы, создаваемые в результате такого перераспределения должны обеспечить граждан не занятых в сфере материального производства и не трудоспособной части населения.

Подавляющая часть перераспределительных отношений осуществляется через государственный бюджет.

Распределительная функция финансов проявляется и в процессе формирования доходов и расходов организации.

Поступающая выручка от реализации продукции распределяется между гос-вом и организацией. Гос-ву передается НДС и акцизы, поступающие вместе с выручкой. Далее гос-ву выплачивается другие налоги, включаемые в себестоимость продукции.

Из общей суммы доходов вычитаются расходы на производство и реализацию продукции, получается балансовая прибыль. Из этой прибыли выплачивается налог на прибыль, оставшаяся часть в распоряжении гос-ва прибыль распределяется по фондам организации.

В результате распределения прибыли формируются фонды денежных средств для развития производства, для развития социальной инфраструктуры организации, для стимулирования оплаты труда рабочих, для выплаты дивидендов учредителям.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко:

Через контроль рублем

Через контроль специальными финансовыми органами.

Контроль рублем осуществляется за:

Использованием денежных фондов;

Соблюдением режима экономии;

Использованием материальных и трудовых ресурсов;

Использованием основных и оборотных фондов;

Перераспределением и использованием прибыли;

Использованием средств по целевому назначению;

Соблюдением расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, с партнерами по бизнесу, с банками, страховыми организациями, покупателями продукции, ..

Контроль финансовыми органами осуществляется за эффективным и целевым использованием средств.

Его осуществляют администрация Президента, Совет Федерации и Гос. Дума, Правительство и ЦБ России.

Для осуществления финансового контроля создаются специальные органы, например, Счетная палата, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и др.

Роль финансов в решении социально-экономических ресурсов.

В условиях рыночной экономики возрастает необходимость в финансах, т.к. рыночные отношения находятся в тесной связи и единстве с денежным обращением и финансами.

    В условиях расширенного воспроизводства возрастает потребность гос-ва и хозяйствующих субъектов в денежных средствах. Эту потребность в денежных ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хоз-ого управления, ни в сфере гос-ого управления.

Финансы объективно необходимы, т.к. обусловлены потребностями

общественного развития.

    Финансы обеспечивают кругооборот производственных фондов на расширенной основе.

При помощи финансов гос-во регулирует отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулирует развитие производства.

В условиях экономики рыночного типа хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют сферы своей деятельности, источники финансирования, направления вложения своих средств, ... .

При этом гос-во осуществляет регулирование (вмешательство в деятельность организации) при помощи финансов путем:

Взимания налогов;

Финансирования из бюджета;

Применение повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет;

Организации денежного обращения и расчетов;

Установление ставки рефинансирования ЦБ;

Гос-ых займов и кредитов;

Правового финансового регулирования.

Понятие финансовых ресурсов.

Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.

По своему материальному содержанию финансовые ресурсы – это фонды денежных средств.

Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов.

Фин. наука изучает не фин. ресурсы, а экономические отношения, возникающие в результате формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансовые ресурсы – это совокупность всех денежных средств и других фин. активов, которыми располагает гос-во и хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

К другим фин. активам относятся дебиторская задолженность, средства вложенные в акции, облигации и др. ценные бумаги.

Финансовые ресурсы (денежные ср-ва) подразделяются на:

- централизованные (гос.бюджет, внебюджетные фонды);

- децентрализованные (денежные фонды организаций и предприятий).

Данные об объемах фин. ресурсов необходимы для определения оптимальной структуры производства, сбалансированности фин. ресурсов с капитальными и материальными затратами, для определения объемов инвестирования ср-в.

Основным источником формирования централизованных фин. ресурсов является национальный доход, который создается в основном в сфере материального производства.

На основе распределения и перераспределения нац. дохода гос-воформирует централизованные фонды для решения общегосударственных задач. Эти фонды создаются через формирования бюджета и внебюджетных фондов. Другая часть нац. дохода остается в распоряжении организации.

В наст. время хоз-щие субъекты в основном представлены коммерческими организациями. Следовательно, налоги и другие обязательные платежи, поступающие от коммерческих организаций, являются основным источником формирования гос-ых ресурсов.

Гос-ые фин. ресурсы формируются также за счет:

Внешнеэкономической деятельности гос-ва;

Использования гос-ой собственности;

Приватизации гос-ой имущества и передачи его в аренду;

Части национального богатства вовлекаемого в оборот (продажа золотовалютных запасов страны, а также энергетических ресурсов).

Фин. ресурсы хозяйствующих субъектов формируются за счет собственных, заемных и привлеченных ср-в.

Фин. ресурсы организации формируются в первую очередь за счет собственных источников. В момент учреждения организации поступают взносы в уставной капитал от учредителей. В дальнейшем собственные ср-ва (капитал) формируются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Важным источником формирования собственных ресурсов является амортизационный фонд, который формируется за счет амортизационных отчислений при использовании основных средств (зданий, сооружений, оборудований).

Ежемесячная начисляемая сумма амортизации включается в себестоимость продукции и в цену изделия (товаров, услуг). При реализации продукции эта сумма в составе выручки поступает на расчетный счет организации. Так постепенно формируется амортизационный фонд. Средства этого фонда в основном используются для простого воспроизводства основных фондов (для покупки нового оборудования, машин, капитального строительства).

Внешними источниками увеличения собственных фин. ресурсов являются:

Дополнительные взносы ср-в в уставный капитал учредителей;

Дополнительный выпуск и продажа акций и др. ценных бумаг.

Иногда фирмы получают ср-ва от вышестоящих организаций в порядке перераспределения ср-в.

Гос-ые и муниципальные организации, а иногда и коммерческие организации, выпускающие необходимую гос-ву продукцию или оказывающие населению услуги, могут получать ср-ва из бюджета.

Для хоз-ой деятельности собственных средств у организации бывает, как правило, недостаточно, тогда они привлекают их из заемных источников:

Для и инвестиций берут долгосрочные кредиты в банках;

Для текущих нужд используют краткосрочные кредиты в банках и др. организациях.

Одним из источников заемных ср-в является коммерческий (товарный) кредит. Организации порой испытывают трудности с реализацией продукции, другие организации нуждаются в этой продукции, но не имеют ср-в для оплаты. В этом случае, поставщики предоставляют товар в кредит с оплатой через определенный период времени или после реализации товаров.

Заемным источником фин. ресурсов являются также средства, полученные в результате выпуска и реализации облигаций и др. ценных бумаг.

В наст. время для многих организаций основным источником формирования фин. ресурсов является кредиторская задолженность. Это неоплаченные долги другим организациям за поставленные товары, выполненные работы и оказанными услугами.

ТЕМА: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ.

    Финансовая система РФ и ее структура.

    Гос.финансы и их роль в системе финансовых отношений.

    Финансы хозяйствующих субъектов и их роль в финансовой системе страны.

    Финансы населения и их влияние на экономическое развитие страны.

    Система гос-ых финансовых органов и их роль в финансовой системе.

    Финансовые посредники и финансовый рынок.

Финансовая система РФ и ее структура

В условиях рынка характерно большое разнообразие финансовых отношений. При этом общими чертами всех фин.отношений являются:

1. все фин.отношения осуществляют распределение и перераспределение ВВП и нац.дохода;

2. Все фин.отношения участвуют в формировании фондов денежных средств и в их использовании;

3. Все фин.отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

В то же время каждая сфера фин.отношений имеет свои особенности, которые выделяют эту сферу из общего количества фин.отношений (налоги, бюджет, кредит, страхование, фондовый рынок и др.).

Все специфические признаки позволяют сгруппировать фин.отношения в определенные сферы и звенья, каждые из которых отличаются особыми формами образования и использования фондов денежных средств и выполняет важную роль в процессе расширения производства и имеет присущие ей функции.

Такие финансовые организации обслуживают материальное производство, они участвуют в создании ВВП и нац. дохода.

Через гос. бюджет мобилизуются фин.ресурсы в ост. централизованный фонд гос-ва и через ……….. происходит перераспределение этих фондов.

Внебюджетные соц.фонды (пенсионный, соц.страхования) имеют строго целевое назначение, через эти фонды мобилизуются фонды денежных ср-в для выплаты пенсий, соц. поддержки населения и обеспечения медицинского обслуживания.

Таким образом, каждое звено фин. системы представляет собой определенную сферу фин.отношений. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер звеньев фин.отношений посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств составляет фин. систему страны.

В общей совокупности фин. отношений, образующих фин. систему можно выделить 2 крупные сферы (подсистемы):

Гос-ые и местные финансы

Финансы хоз. системы (финансы предприятий и организаций).

Основным звеном в подсистеме гос-ых и местных финансов является бюджетная система . При помощи бюджетной системы формируются фин. ресурсы властных структур, которые используются для регулирования экономики и фин. распред. отношений на микро уровне. Это центральное звено финансов, управление которым осуществляет гос-во.

Бюджетная система включает в себя

Гос. бюджет, бюджет субъектов федерации (республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт -П.)

Местные бюджеты (бюджеты городов, районов, поселков).

Использование этих фондов осуществляется по решению органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Муниципальные органы согласно конституции РФ не включаются в состав органов гос.власти.

Важнейшая роль в бюджетной системе у Фед.бюджета.

Бюджетные ср-ва – ресурсы фед.власти.

Бюджет – основной финансовый план формир. и использования фондов денежных ср-в.

Фед.бюджет – основной экономический закон гос-ва.

Фед.бюджет как фин.план гос-ва взаимосвязан с фин.организацией и с финансами населения, т.к. доходная часть бюджета в основном формируется за счет взимаемых с хоз.субъектов и населения налогов, кроме того бюджет связан с фин. организациий и населения в связи с выделением бюджетных ср-в организациям и выплатам ср-в населению за счет бюджета. Кроме налогов источником доходов федер-ого бюджета являются таможенные платежи, доходы от приватизации гос.имущества и передачи его в аренду, от продажи нац.богатств и др.

Расходы федер-ого бюджета – затраты, необходимые для функций и задач гос-ва (расходы на гос.управления, нац. Обороны, содержание судов, .. , финансирование экономику).

Бюджеты субъектов федераций – бюджеты регионов России, в составе расходов этих бюджетов преобладают расходы на социальные нужды (на содержание и эксплуатацию объектов жилищно-коммунальных хоз-в, здравоохранения, культуру).

Доходы этих бюджетов формируются за счет региональных налогов, а также трансфертов, поступающих из фед-ого бюджета.

Местные бюджеты формируются за счет местных налогов (налог на имущество физ.лиц, налог на землю), а также за счет др.поступлений, в том числе поступлений из бюджетов регионов.

Поступления за счет использования собственного имущества, а также прибыли организаций и предприятий, находящихся в ведении этих органов.

В расходах этих бюджетов наибольший удельный вес составляют затраты на социальные нужды (затраты на содержание жилищно-коммунального хоз-ва, на медицину, образование, культуру, на благоустройство районных центров), а также на содержание органов местного управления регионов и муниципалитетов.

Составным звеном фин.системы страны являются государственные внебюджетные фонды.

В основном на ур-не гос-ва создаются внебюджетные социальные органы. Средства этих фондов формируются за счет отчислений предприятий и организаций в виде единого социального налога, к-ый взимается в размере 26% от фонда заработной платы работника. Ср-ва этих фондов носят строго целевое назначение, поэтому они зачисляются не в бюджет гос-ва, а в бюджеты гос-ых внебюджетных фондов.

По размеру бюджета наибольшую долю в этих фондах занимает пенсионный фонд. Размер его бюджета занимает 2 место после федерального бюджета страны. Средства этого фонда используются на выплаты пенсии.

Следующий фонд – фонд социального страхования . Он предназначен для выплаты пособия работникам по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года.

Фонд обязательного медицинского страхования . Ср-ва этого фонда также формируется за счет отчислений работодателей в размере 3,1% от фонда з/п каждого работника. Кроме того, в этот фонд поступают бюджетные ассигнования для оказания мед.услуг неработающему населению.

В состав гос-ых финансов включается также гос-ый кредит , к-ый отражает кредитные отношения по поводу привлечения гос-вом свободных денежных ср-в населения и организаций.

Гос-во выступает в качестве заемщика внутри страны, путем продажи цен.бумаг физическим и юр.лицам, тем самым пополняет доходную часть бюджета.

Кредиты гос-во также берет у др. гос-в, иностранных фирм, корпораций, фирм, банков.

Гос-во может выступать в качестве гаранта при получении иностранных кредитов российскими организациями.

Чаще всего гос-во выступает в качестве заемщика, вместе с тем правительство может предоставлять гос-ые кредиты отдельным отраслям экономики, организациям и регионам.

Например, в наст. время предоставляются льготные кредиты организациям, предприятиям, фермерам и личным крестьянским хозяйствам и с/х кооперативам, занимающихся производством, закупками и переработкой с/х продукции.

Кредиты предоставляются также другим организациям, занимающихся производством продукции необходимой для гос-ва и граждан.

Бюджетные кредиты предоставляются также предприятиям оборонной промышленности, атомной энергетике и др-им.

Финансы хоз. субъектов

Подсистема финансов хозяйствующих субъектов включает в себя:

Финансы коммерческих организаций;

Финансы некоммерческих организаций.

Цель и основная деятельность коммерческих организаций сводится к получению прибыли.

Коммерческие организации функционируют как хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, акционерные общества, а также как частные и индивидуальные предприятия.

Основная часть фин. ресурсов в условиях рынка сконцентрирована в коммерческих организациях. Поэтому от их фин. устойчивости зависит стабильность фин. состояния страны, т.к. большая часть централизованных денежных ср-в гос-ва формируется за счет налогов и отчислений коммерческих организаций.

Финансы коммерческих организаций формируются за счет собственных ср-в и привлеченных заемных ресурсов.

В период формирования коммерческих организаций основным источником фин. ресурсов является уставный фонд, к-ый формируется за счет взносов учредителей.

В условиях рынка коммерческие организации обладают хозяйственной и фин. самостоятельностью, определяют виды деятельности, сами устанавливают цены на продукцию, самостоятельно реализуют товары и услуги, по своему усмотрению используют прибыль, оставшуюся после уплаты налога, самостоятельно формируют фонды денежных ср-в и изыскивают ср-ва для инвестиций.

Хозяйствен. организации выступают в качестве юр. лица. Основными признаками юр. лиц являются:

Прохождение гос-ой регистрации;

Наличие собственности, собственности в хоз-ой ведении или оперативном управлении обособленного имущества;

Самостоятельная ответственность по своим обязательствам, имеющимся в распоряжении имуществом.

Хоз-щие субъекты (юр. лица) являются основой фин. системы, т.к. в этом звене формируются ВВП и национальный доход.

Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, благотворительные организации, добровольные союзы) не ставят своей целью получение прибыли и их основная задача наиболее полное удовлетворение своих участников (членов) этих обществ в товарах и в разнообразных услугах.

Прибыль этим организациям нужна для того, чтобы выжить и оказывать поддержку своим участникам этих организаций.

Наибольшее распространение среди некоммер. организаций получили потребительские общества и кооперативы. Их капитал формируется за счет паевых и вступительных взносов членов этих кооперативов и обществ. Например, в системе потребительской кооперации России членами потребит-их обществ являются почти все сельское население, а также жители районных центров и рабочих поселков.

При вступлении в потребительское общество, они вносят паевой взнос. Размер паевого взноса утверждается собранием потребительского общ-ва. В наст. время он колеблется от 50 до 1000 и более руб. На ср-ва пайщиков кооперативов осуществляется на селе торговое и бытовое обслуживания, оказываются разнообразные социальные услуги сельскому населению, особенно престарелым и малоимущим гражданам.

Финансы населения и их влияние на экономическое развитие страны.

К децентрализованным финансам относятся также финансы домашних хоз-в (населения).

Финансы населения представляют собой экономические денежные отношения по поводу формирования и использования фондов денежных ср-в в целях обеспечения материальных и духовных потребностей, обеспечения социальных условий жизни членов общества и их воспроизводства.

В эк-кой литературе под финансами населения принимаются финансы домашних хоз-в и финансы семьи.

Домашн.хоз-во ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно с имеющими общий бюджет.

Сущность финансов дом. хоз-в находит проявление в ихфункциях :

1.Обеспечение жизненных потребностей семьи .

2.Распределительная функция.

Первая функция создает условия для членов данной семьи. В период натурального ведения хоз-ва домашние хоз-ва удовлетворяли свои потребности самостоятельно без широкого товарного обмена. С развитием товарно-денежных отношений расширились материальные, социальные и культурные потребности семьи. Произошел рост денежных ср-в у населения, возник семейный бюджет для обеспечения материалн. и духовн. Благами.

Распределительная функция финансов населения охватывает первоначальное распределение нац.дохода и формирование бюджета семьи.

Эта функция включает в себя 3 последовательные ступени:

Формирование;

Распределение:

Использование фондов денежных ср-в.

Фин. отношения у населения возникают со всеми звеньями фин.системы (бюджетом, внебюджетными фондами, с организациями, предприятиями).

В результате создаются первичные доходы в виде з/п, пенсий, пособий, стипендий.

Кроме того, фин. отношения возникают при уплате налогов, пошлин и др-их платежей.

Финансовые ресурсы населения – это совокупный фонд денежных ср-в, находящихся в распоряжении семьи. Он создается в результате производ-ой деятельности членов домохозяйств и является частью нац. дохода общ-ва.

В состав фин.ресурсов населения включаются:

Собственные ср-ва зарабатываемые каждым членом семьи (в виде з/п, доход от подсобных хоз-в, прибыль от коммерческой деятельности);

Ср-ва мобилизованные на фин. рынке (покупка акций и т.д.), полученных в форме кредита, дивиденды, % по вкладам;

Ср-ва, поступающие в порядке перераспределения нац. дохода – пенсии, пособия, субсидии и др. выплаты из бюджетов и внебюджетных фондов.

Фин. ресурсы населения выступают в виде 2-ух обособленных фондов:

Фонда потребления, предназначенного для удовлетворения личных потребностей семьи.

Фонд сбережений (отложенных потребностей), к-ый будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров, для медицин. обслуживания, достойной жизни в старости, для формирования первоначального капитала коммерческой деятельности.

О состоянии финансов дом.хоз-в зависит платежеспособность населения, его покупательская способность, поступление ср-в в бюджеты всех уровней и банки. Эти факторы во многом определяют темпы экономического развития страны.

За счет доходов населения образуется большая часть сбережений в обществе, в условиях рынка именно денежные сбережения населения становятся источником инвестиций, а гос-ые заимствования у населения – источником покрытия дефицитов бюджета.

Исторически исходной формой финансовых отношений являются государственные финансы, однако развитие финансовых отношений начинается в сфере предприятий материального производства, поэтому финансы предприятий сферы материального производства являются основным, базисным элементом финансовой системы, а государственные финансы играют ведущую роль в перераспределении финансовых ресурсов с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование. Эти отношения производны от финансовых, так как они всегда связаны с перераспределением уже распределенных при помощи государства и хозяйствующих субъектов конечных доходов всех участников общественного производства.

Состав финансовой системы РФ в настоящее время имеет следующий вид:

1. Государственные финансы:

· государственный бюджет, оформленный как бюджетная система;

· система государственных внебюджетных фондов;

· государственный кредит.

2. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, общественных объединений):

· финансы предприятий материального производства (сфера производства товарно-материальных ценностей);

· финансы предприятий, организаций и учреждений нематериального производства (сфера услуг);

· финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы (социальная сфера);

· финансы общественных объединений и организаций.

3. Страхование:

· самострахование;

· государственное страхование;

· страхование хозяйствующих субъектов от различных страховых случаев.

4. Финансы населения (домашних хозяйств).

Связь между различными элементами финансовой системы осуществляется при помощи различных финансовых потоков. Поэтому налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, оформленные в налоговую систему, страховые взносы и возмещения, ассигнования из госбюджета, финансовый рынок входят в состав финансовой системы. Структура финансовой системы РФ приведена на рисунке 2.

Несмотря на разграничение финансовой системы на отдельные звенья по особенностям формирования, использования денежных фондов, задачам и функциям деятельности каждого звена, финансовая система – единая система. Взаимосвязь и взаимозависимость ее элементов обусловлены единой базой ее финансовых ресурсов – национальным доходом, создаваемым в сфере материального производства.


Рис. 2. Финансовая система России

Государственным финансам принадлежит ведущая роль в организации финансовых отношений в государстве, в обеспечении развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.



Государственные финансы находятся в собственности государства в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, включают в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит.

Основу государственных финансов составляет государственный бюджет оформленный как бюджетная система страны .

Государственные внебюджетные фонды в разное время могут быть созданы или ликвидированы в составе государственных финансов в зависимости от текущей потребности в дополнительных внебюджетных средств финансирования социально-экономической сферы.

В самостоятельное звено выделяется государственный кредит . По сути своей госкредит не является финансовой категорией, однако он представляет собой особую форму отношений между государством и юридическими и физическими лицами по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства для финансирования дефицита бюджета. Специфика госкредита как элемента финансовой системы заключается в том, что он не решает проблему изыскания необходимых финансовых ресурсов, а лишь отдаляет ее на некоторое время, зачастую усложняя ее и углубляя.

Особое место в составе финансовой системы занимает страхование, т.к. страховые отношения присутствуют в каждом ее элементе.

Страхование представляет собой финансовые отношения, которые складываются при перераспределении конечных доходов государства, хозяйствующих субъектов и населения с целью формирования страховых и резервных фондов для возмещения возможного ущерба

При внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства на микро- и макроуровне с целью возмещения возможного ущерба и покрытия различных убытков создаются резервные фонды. Такие финансовые отношения называются самострахованием. Финансы страховых компаний попадают в систему "Финансы предприятий и организаций", а государственное страхование, осуществляемое с позиций общественной целесообразности – в систему "Государственные финансы".

Специфичность страхования как экономической категории выражается в:

Случайном характере наступления определенного события (страхового случая) и величины причиненного ущерба от этого случая;

Вероятностной оценке возможного ущерба и расчете страховых тарифов, с помощью которых формируются страховые фонды;

Неравномерной раскладке величины страховых взносов (платежей, премий) между заинтересованными лицами;

Частичном возврате страхователям поступивших в фонд страховщика взносов.

Сущность страхования проявляется в его функциях - рисковой и предупредительной.

Страхование внутри финансовой системы принимает следующие формы:

1. Самострахование – финансовые отношения, которые складываются при внутреннем перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства с целью формирования резервных фондов для возмещения возможного ущерба. Все резервные фонды (предприятий и организаций, бюджетов разных уровней) всегда формируются за счет собственных финансовых ресурсов и поэтому выражают отношения, складывающиеся внутри того или иного элемента финансовой системы .

2. Государственное страхование (некоммерческое) осуществляется с позиции общественной целесообразности и является обязательным в силу закона. В случае обязательного страхования страховые объекты, риски и минимальные размеры страховых сумм регламентированы соответствующим законодательством. Все страховые отношения, в которых государство выступает одним из субъектов страхования, можно отнести к "государственным финансам". Существуют два вида государственных страховых отношений:

· Обязательное общее страхование (государство является страховщиком) распространяется на всех граждан общества с целью обеспечения социальных интересов всего населения страны. К обязательному общему социальному страхованию относится система государственных социальных внебюджетных фондов, которые являются страховыми по сути своей. Работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы во внебюджетные фонды государства, выступают как страхователи, а государство, аккумулируя эти средства, – как страховщик.

· Обязательное государственное профессиональное страхование (государство является страхователем) осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, выделяемых министерством или иным федеральным органом исполнительной власти. Государство выступает в роли страхователя и заключает договор с выбранной или законодательно определенной страховой компанией. Например, обязательное государственное личное страхование военнослужащих производится путем договора Министерства обороны РФ с Военно-страховой компанией. Число видов государственного профессионального страхования в настоящее время приближается к пятидесяти.

3. Коммерческое страхование осуществляется согласно договору между страхователем и страховщиком. Страховые отношения между страховщиком (государственной или негосударственной страховой компанией) и страхователем (физическим или юридическим лицом) – это финансовые отношения подсистемы "финансы хозяйствующих субъектов". Коммерческое страхование обычно является добровольным , но может быть и обязательным . Несмотря на то, что обязательное коммерческое страхование регламентируется соответствующим законодательством, плательщиком премии обычно выступает сам страхователь. В РФ к обязательному страхованию на коммерческой основе относятся следующие виды страхования:

· страхование пассажиров воздушного, железнодорожного водного и др. видов транспорта,

· страхование гражданами принадлежащего им имущества (строений и сельскохозяйственных животных),

· страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств,

· страхование юридическими лицами имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении и являющегося государственной или муниципальной собственностью.

В отличие от обязательного добровольное страхование всегда носит выборочный охват.

Исходя из объектов страхования различают три отрасли страхования :

· личное страхование, с помощью которого осуществляется страховая защита семейных доходов граждан или укрепление достигнутого ими семейного благосостояния;

· имущественное страхование, в котором объектом страховых отношений выступают имущество различных видов и имущественные интересы;

· страхование ответственности, которое защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация так и третьих лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.

Из отраслей страхования выделяют подотрасли и виды страхования. Вид страхования – это часть отрасли страхования, которая отражает конкретные интересы страхователей, связанные со страховой защитой конкретных объектов. Вид страхования включает отдельные разновидности – страхование однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности.

Виды личного страхования :

· страхование жизни;

· страхование от несчастных случаев и болезни;

· медицинское страхование.

Виды имущественного страхования :

· страхование наземного транспорта;

· страхование воздушного транспорта;

· страхование средств водного транспорта;

· страхование грузов;

· страхование других видов имущества;

· страхование финансовых или предпринимательских рисков.

Виды страхования ответственности :

· страхование ответственности заемщиков за непогашение кредита;

· страхование ответственности владельцев автотранспортных средств;

· страхование гражданской ответственности предприятий;

· страхование профессиональной ответственности;

· страхование иных видов гражданской ответственности.

Все виды страхования могут осуществляться как в добровольной, так и в обязательной формах.

Финансы предприятий и организаций составляют основу финансов государства. Они являются составляющей экономического базиса государства, обслуживают процесс создания и распределения ВВП и НД и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь предприятия и организации активно используют финансовые средства бюджета, государственного кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на основах коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют прибыль, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

Финансы предприятий материального производства включают следующие группы финансовых отношений:

· отношения, связанные с первичным распределением стоимости ВВП, с формированием первичных доходов и образованием целевых фондов внутрихозяйственного назначения;

· отношения с вышестоящими управленческими структурами в рамках внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов;

· отношения с государством при образовании бюджетных и внебюджетных фондов и их использовании;

· отношения между предприятиями, связанные с перераспределением чистой прибыли (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов и получение в результате этого прибыли, покупка акций и получение дивидендов и пр.);

· отношения со страховыми организациями;

· отношения с организациями непроизводственной сферы (спонсорство, благотворительность, предоставление дополнительных медицинских услуг членам трудового коллектива за счет прибыли, подготовка кадров и повышение их квалификации и пр.).

Специфика финансов предприятий, организаций и учреждений нематериального производства заключается в том, что появление этих отношений связано с процессом перераспределения стоимости, созданной ранее в материальном производстве. Предприятия и организации этой группы (жилищно-коммунальные, бытовые, торгово-сбытовые, финансово-кредитные и пр.) предоставляют услуги на основе коммерческого расчета. Полученный ими доход от продаж услуг распределяется аналогично распределению чистого дохода, созданного в материальном производстве. Однако источником доходов в этой сфере являются финансовые ресурсы, сформированные в процессе перераспределения чистого дохода, созданного в сфере материального производства. Поэтому в условиях рыночной экономики финансы предприятий и организаций и материального, и нематериального производства (всего общественного производства) объединяются в одну группу – финансы коммерческих предприятий и организаций.

Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы появились в связи с необходимостью социального развития общества. Финансы непроизводственной сферы складываются в результате конечного перераспределения национального дохода через систему государственных финансов. Их функционирование происходит за счет общегосударственных средств. В условиях рыночной экономики финансы этой сферы деятельности имеют свою специфику. При дефиците государственных финансовых ресурсов многие учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения оказывают платные услуги населению и, следовательно, зарабатывают собственные доходы согласно законодательству. Однако прибыль, полученная в результате этой деятельности, не является самоцелью и используется на осуществление основной цели и развитие учреждения, организации в строгом соответствии с уставными документами. Особенностью финансов этой сферы является и то, что в структуре затрат на осуществление уставной деятельности велика доля заработной платы, которая и является основным объектом финансовых отношений.

Финансы общественных объединений и организаций изначально создаются за счет вступительных, а функционируют за счет членских взносов. Расходуются на осуществление уставной деятельности, а не на получение доходов отдельными членами объединения. Эти организации объединяют людей по общим целям и интересам (политические партии, профессиональные союзы, научные, творческие или спортивные объединения, садово-огородные товарищества и пр.).

Финансы населения (домашних хозяйств) в условиях развития рыночных отношений и расширения потоков денежных средств выделены в самостоятельное звено финансовой системы, которое относится к сфере децентрализованных финансов. Это обусловлено все возрастающей экономической ролью и социальной значимостью домохозяйств в современном обществе.

Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве.

Финансы домашнего хозяйства в условиях развитых рыночных отношений участвуют в кругообороте капитала и охватывают часть процесса производства. Однако в отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающее значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости ВВП и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Возникновение финансов домашнего хозяйства происходит на второй стадии процесса производства - распределения стоимости ВВП и НД, т.е. как и финансов в целом. Члены домашнего хозяйства участвуют в первичном распределении, поскольку, являясь собственником рабочей силы, получают первичные доходы в форме оплаты труда на предприятии или дохода при индивидуальном предпринимательстве. Уплачивая налоги государству, они имеют право на пенсии, пособия, трансфертные платежи и т.п. из бюджета и внебюджетных фондов; таким образом, домохозяйства принимают участие во вторичном распределении (перераспределении) ВВП и НД, т.е. приобретают право на вторичные доходы.

Финансы домашнего хозяйства выступают в денежной форме.

Они выполняют две базовые функции: обеспечения жизненных потребностей семьи и распределительную .

Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение:

фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива - семьи (приобретения продуктов питания, товаров промышленного производства, оплаты различных платных услуг и др.);

фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли.

Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи, - зарплату, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

2) средства, мобилизованные на рынке в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения, - пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Финансы домохозяйства взаимодействуют с централизованными (бюджетами - федеральным, региональными, местными и внебюджетными социальными фондами) и децентрализованными финансами - предприятиями разных форм собственности, а также с финансовым рынком.

Государственные финансы (централизованные)

«Финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством для формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей».

Данное определение является наиболее общим, характеризующим финансы как стоимостную категорию.

Таким образом, можно отметить, что все финансовые отношения и связи реализуются через финансовую систему. Следует отметить, что чем более развиты экономические отношения, чем сложнее и многообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают широкую маневренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.

В финансовой системе выделяют две подсистемы:

1. централизованные финансы;

2. децентрализованные финансы.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Однако наряду с государственными (централизованными) финансами важным звеном финансовой системы России являются финансы предприятий (децентрализованные) различных форм собственности (хозяйственных товариществ и обществ, государственных унитарных предприятий, производственных кооперативов, ФПГ и других коммерческих организаций).

Следует отметить, что к децентрализованным финансам также относятся финансы домашних хозяйств (граждан).

Государственные финансы (централизованные)

Государственные финансы находятся на высшем уровне иерархии финансов. Основу их составляет система общегосударственных, региональных и местных бюджетов, внебюджетных и других специальных фондов. Их главная цель – формирование централизованных финансов и распределение их на финансирование различных общественных потребностей.

Государственные финансы формируют сложную структурную часть финансовой системы. Ведущим звеном финансов государства выступает государственный бюджет доходов и расходов. Полнота, структура и наполняемость доходной части бюджета – показатель экономических возможностей и устойчивости государства. Используя бюджет, государство оказывает влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обеспечивает выполнение целевых комплексных программ НТП и национальных планов экономического роста.

Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по её стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путём выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Доходная часть бюджета формируется за счет:

Налогов, акцизных сборов, таможенных пошлин, гербовых сборов и др.;

Доходов от государственной собственности, государственных предприятий, торговли и др.;

Финансовая система по формам формирования финансовых ресур­сов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это центра­лизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы.

Состав финансовой системы РФ представлен на рис. 2.2.

Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. она включала финансы ма­териального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государствен­ный кредит).

Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970-1990 гг, концентрировалось 52-50% общего объема ресурсов государствен­ного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48- 50%, из которых 35% находилось п распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в местных бюджетах.

Централизованные публичные финансы это важная часть финан­совой системы. Они находятся в собственности государства и в соот­ветствии с Бюджетным кодексом РФ, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, регио­нальные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

2 Финансы

bgcolor=white>Е ю
X >5
... О X
д 0 И
о т со
I о. 5
д д
д о X X 1_
СО (0 I X І I
о X о 2
г-в-
ф ф
0- 0-

Действующая бюджетная система РФ, как и любого федератив­ного государства, - трехуровневая. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов феде­рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (по Бюджетному кодексу РФ - муниципальных районов и свод бюдже­тов городских и сельских поселений). Бюджеты - финансовая ос­нова управления государственных органов власти и органов местно­го самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фон­ды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется кон­солидированный бюджет - статистический сводный бюджет, объе­диняющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и ре­форма жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотрас­левом и межтерриториальном перераспределении средств для вы­равнивания уровней экономического и социального развития ре­гионов.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований на его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ.

Федеральному бюджету РФ принадлежит ведущая роль: он обес­печивает финансовыми ресурсами решение общенациональных за­дач. На его долю приходится 62% всех доходов консолидированного бюджета РФ (2004 г.).

В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они на­чали функционировать с 1 января 1992 г., и в 90-х годах насчиты­валось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые под­разделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и соци­альные. Однако с 1999 г. они были консолидированы с федераль­ным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолиди­

рованы с региональными бюджетами), и в настоящее время на цен­тральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предна­значены для расширения социальных услуг населению, стимулиро­вания развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Среди внебюджетных социальных фондов важнейший - Пенсион­ный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, до­таций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собст­венных инвестиций.

Средства Фонда используются на выплату пен­сий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от ава­рии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и Федеральный фонд обя­зательного медицинского страхования, призванный обеспечить охра­ну здоровья населения.

Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты регио­нальных внебюджетных фондов также утверждаются представитель­ными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты - мест­ными органами самоуправления.

Децентрализованные финансы Они составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального произ­водства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы ком­мерческих и некомерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства.

Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следова­тельно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения пред­приятий, организаций могут эффективно функционировать на ос­нове ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйствен­ных решений, самофинансированной предпринимательской дея­тельности и др.).

Выполнение этих принципов определяет, стабильность всей фи­нансовой системы. Главным источником производственного и со­циального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, са­мостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют произ­водственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы фи­нансового рынка - кредиты банков, эмиссию, облигации, депозит­ные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают" средствами непроизводственную сферу.

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей це­лью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учре­дителей, бюджетных средств и др.

Особое место в системе децентрализованных финансов принад­лежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платеже­способного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые ма­териальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

Сводный финансовый баланс Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финан­сового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды - бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амор­тизационными отчислениями. Заемные средства, привлеченные ин­вестиции, поступления страховых возмещений, средства от штраф­ных санкций, денежные доходы и сбережения (финансовые ресур­сы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.

По ориентировочным данным сводного финансового баланса, в настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов - около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы.

Финансовая система зарубежных стран Финансовая система разви­тых зарубежных стран в основном включает бюджетную систему с внебюджетными специальными фондами. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Япония) она включает государствен­ный и местные бюджеты, а также внебюджетные специальные фон­ды, а в федеративных государствах (США, Германия, Швейцария), помимо этих звеньев, функционируют бюджеты субъектов федера­ции. Все бюджеты изолированы друг от друга, нижестоящие бюдже­ты не включаются своими доходами и расходами в вышестоящие. Так, в США местные бюджеты относительно самостоятельны по отношению к бюджетам штатов, а последние - по отношению к федеральному бюджету. Ведущую роль играет федеральный бюджет, утверждаемый как закон, формируемый главным образом за счет налоговых поступлений и используемый на общенациональные це­ли. Местные бюджеты, связанные с федеральным бюджетом и бюджетом штатов через систему субсидирования, обеспечивают финансами главным образом социально-экономические цели. Сре­ди внебюджетных фондов решающее значение имеют фонды на­ционального страхования, предназначенные для оказания социаль­ной поддержки населению. В большинстве стран они автономны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права и доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

Особое значение в системе дифференцированных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальные кредиты. Необходимо сразу отметить, что такое отнесение является условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находятся на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несет в себе черты обеих категорий.

Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер (в истории государств, в т.ч. СССР, известны случаи принудительного размещения государственных займов). Далее, для государственного муниципального кредита характерными являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.

В то же время муниципальные государственные кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при государственном и муниципальном займах таким обеспечением выступает все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности). Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера.

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.

Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случает несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.

Государственные муниципальные займы - это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и в иностранных государств.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

ь бюджетные учреждения;

ь государственные и муниципальные унитарные предприятия;

ь российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями;

ь органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечениями исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляется в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной и возмездной основах, на срок не более шести месяцев и в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д.

В отношении децентрализованных фондов государственное регулирование выражается по-иному. Если финансы предприятий федеральной и муниципальной форм собственности могут рассматриваться в целом как децентрализованные фонды государства, то финансы частных предпринимателей должны анализироваться и подвергаться государственному воздействию совсем с других позиций. Французский ученый П.М. Годме писал по этому поводу: «...Ни в коем случае не следует забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Так, спрос и предложение на рынке обусловливают определенные размеры учетного процента. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти...». Годме выделил несколько отличий частных финансов от государственных, которые можно свести к следующему:

а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. В то же время принудительное исполнение в отношении самого государства отсутствует.

Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;

  • б) государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством; денежная система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами;
  • в) частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, напротив, расходуются с целью удовлетворения так называемого общего интереса;
  • г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.


Похожие статьи