Экономико-географическое положение россии. Географическое положение России: плюсы и минусы. Экономико-географическое положение РФ

Экономико-географическое положение (ЭГП) - положение экономико-географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение.

Оценка ЭГП объекта зависит от его положения относительно источников сырья и энергии, населенных пунктов, рынков сбыта, транспортной сети и др. ЭГП объекта может быть оценено как благоприятное или неблагоприятное.

Благоприятное ЭГП - возможность успешного хозяйственного развития, сама же степень развития и его темпы зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий.

По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо и микроположение.

Макроположение страны - положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам.

Мезоположение - положение на материке или внутри части света.

Микроположение страны - это ее положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др. При этом оценки макро-, мезо- и микроположений могут значительно отличаться друг от друга (от выгодного до крайне неблагоприятного) и меняться с течением времени.

ЭГП всех уровней - интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются:

1) транспортно-географическое положение - положение по отношению к путям сообщения;

2) промышленно-географическое положение - относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и др.;

3) агро-географическое положение - относительно продовольственных баз и центров производства сельскохозяйственного сырья;

4) рыночно-географическое положение - относительно рынковсбыта важнейших товаров и услуг, производимых в стране;

5) демо-географическое положение - относительно районов концентрации трудовых ресурсов и научно-технических кадров;

6) рекреационно-географическое положение - относительно районов рекреации;

7) природно-географическое положение - относительно районов с богатыми природными ресурсами и благоприятными природными условиями;

8) политико-географическое (геополитическое) положение - относительно политических и военных центров, районов потенциальных военных конфликтов и т.п.

Кроме того, по отношению к ареалам (например, континентам) можно выделить несколько видов интегрального или покомпонентных ЭГП страны:

Центральное (континентальное),

Периферийное (окраинное),

Глубинное (внутреннее),

Пограничное (соседское).

Макроположение России как интегральное, так и по большинству отдельных компонентов является невыгодным для хозяйственного развития. Наша страна, занимая северное приполярное положение, находится вдали от главных экономических центров мира и важнейших транспортных путей. Это значительно удорожает производство большинства видов продукции, что усугубляется суровыми природными условиями. В итоге уже из-за одного географического макроположения многие российские товары оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке.


Мезоположение России на евразийском континенте также не очень выгодно, так как страна занимает его северо-восточную периферию - наименее освоенную и заселенную, с наиболее суровыми природными условиями. Но одновременно именно на этом континенте концентрируется большинство населения современного мира, расположено несколько важнейших экономических центров. Наличие большого числа стран-соседей позволяет развивать разнообразные взаимовыгодные экономические связи. Особенно благоприятна при этом возможность тесного сотрудничества и с высокоразвитыми западноевропейскими странами, не государствами Восточной Азии, обладающими огромным и быстро увеличивающимся социально-экономическим потенциалом.

Именно благодаря мезоположеиию с ранних этапов своего развития Русское государство имело «двойственный» социокультурный характер, при котором черты европейской цивилизации сочетались с «азиатчиной». Такое сочетание не всегда способствовало экономическому развитию страны. Но позволило сформироваться богатой духовной культуре, которая имеет хорошие перспективы для своего сохранения и дальнейшего развития в современном, быстро меняющемся и глобализирующемся мире.

Микроположение России наиболее многозначно и динамично. Так, явно выгодным является политико-географическое микро положение страны. Со всеми соседними государствами Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения. Непосредственные страны-соседи (первого порядка), как правило, не препятствуют и развитию связей России с государствами - соседями второго порядка. Всего государств - соседей первого и второго порядков у России почти 40.

Среди них и высокоразвитые, представляющие главные экономические центры современного мира (США, Япония, Германия и др.), и имеющие многочисленные трудовые ресурсы (Китай, Узбекистан др.), и обладающие богатыми природными ресурсами (Казахстан, Иран и др.), и имеющие благоприятные природные условия и хорошие рекреационные районы (Украина, Турция и др.), и выделяющиеся крупным производством промышленной или сельскохозяйственной продукции (практически все перечисленные выше).

Именно в государствах-соседях сбывается большая часть товаров главных российских отраслей специализации (топливной промышленности, металлургии и др.), что позволяет сократить транспортные расходы и увеличить доходы отечественных производителей.

При этом сегодня Россия недостаточно использует выгоды своего микроположения, что в значительной степени связано с транспортно-географической компонентой.

Даже существующие транзитные сухопутные магистрали между Западной Европой и Восточной Азией, проходящие по территории страны, используются не в полной мере, так как не отвечают современным техническим требованиям, не позволяя обеспечить транспортировку грузов точно в срок. Так и не удалось освоить Северный морской путь - кратчайшую морскую трассу между Европой и Японией.

Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России, чего по другим компонентам ЭГП в основном не произошло.

Россия потеряла возможность использовать в полной мере около 90% существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе: порты Вентспилс, Таллинн, Клайпеда, Одесса и др., железнодорожные морские паромы в Германию и Болгарию.

К тому же распад СССР вызвал разрушение единого ранее транспортного пространства. Часть общих транспортных коммуникаций оказалась на территории новых независимых государств. Так, у России нарушилось территориально-транспортное единство с анклавной Калининградской областью. В Казахстане оказались части важных Южно-Сибирской и Средне-Сибирской железнодорожных магистралей, связывающих западные и восточные районы России. Основная железнодорожная магистраль Москва - Ростов-на-Дону частично проходит по территории Украины.

Чтобы решить проблему осложнения транспортно-географического положения, Россия в настоящее время строит обходные железные дороги, новые трубопроводы (в том числе по дну Черного моря, а в перспективе - и по дну Балтики), новые морские порты на Балтийском морс (Усть-Луга, Приморск и др.), а в перспективе - в Черноморско-Азовском бассейне, организует новые паромные сообщения (Санкт-Петербург - Калининград и др.). Но все эти проекты, как и сооружение любой современной транспортной инфраструктуры, являются очень дорогостоящими и долговременными. Эффект от их осуществления проявится еще нескоро.

При этом даже полное использование преимуществ микроположения позволит России выделиться в экономическом отношении только среди соседних стран, в основном бывших республик СССР, т.е. укрепиться в качестве регионального экономического лидера.

Выход на уровень главных экономических центров мира возможен после улучшения мезо- и макроположения страны, что является далекой и лишь вероятной перспективой.

Тема. ЭГП России.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Закрепить знания о географическом положении России;

Выяснить сущность понятий «экономико-географическое положение», «танспортно-географическое-положение», «геополитика»;

Познакомиться с новым вектором международных отношений России.

Методы, применяемые на уроке: фронтальный опрос, диалог «ученик-ученик», работа с картой у доски, рассказ учителя, показ слайдов.

ХОД УРОКА.

Проверка знаний.

1.Что изучает «социально-экономическая» география. (Дегтярев)

2.Что означает понятие «географическое положение» объекта. Почему изучение любого объекта в предыдущих классах мы начинали с изучения географического положения. (Кузнецова)

Учитель: давайте вспомним основные черты географического положения:

Опрос в виде диалога: Кузнецова, Коликова

Величина территории России-17.1 млн. км.кв.

Располагается в 2 частях света: Европа и Азия.

Занимает северо-восточную часть материка Евразия.

Имеет протяженность границ: сухопутные-14.3 тыс. км; морские – 44.3 тыс.

Протяженность с запада на восток составляет 9 тыс.км.

Протяженность с севера на юг составляет около 4тыс. км.

Таким образом, какой вывод позволяют сделать нам полученные данные.

Итак, давайте вспомним влияние величины территории на ГП.(Селина)

Учитель : Россия имеет большую протяженность границ

3. Какое количество морей омывают территорию России и какое значение моря играли в жизни государства.(Ковалева)

4. Вспомните, какое количество соседей имеет России. Покажите их на карте.(Рыжков)

Учитель: протяженность с запада на восток имеет для России огромное значение, почему?(Бабарыкина)

СЛАЙД 2. Показ слайда с разнообразными природными условиями.

Учитель: Мы вспомнили, что означает географическое положение страны, а сегодня мы познакомимся с понятием, с которым мы часто будем встречаться при изучении данного курса.

СЛАЙД 3. Определение ЭГП России.

Новые понятия: экономико-географическое положение, факторы, влияющие на географическое положение, геополитическое положение, векторы международного сотрудничества.

Экономико- географическое положение – это положение государства относительно важных объектов природы, соседей, способствующих или тормозящих развитие хозяйства.

Такими особенностями являются:

-положение на материке;

-величина территории;

-выход к морям и океанам;

-близость и выход к мировым транспортным артериям;

-близость к источникам сырья и возможности их доставки;

-приграничные государства (в том числе соседи второго и третьего порядка);

-положение относительно полюсов мировой экономики и политики.

Именно эти особенности географического положения мы рассмотрим при составлении характеристики ЭГП России.

Учитель : давайте оценим ЭГП с точки зрения «плюс», «минус».

Положительные стороны Отрицательные стороны

Россия имеет большую территорию, что способствует разнообразию ресурсов, а следовательно хозяйственной деятельности. Находится в северо-восточной части Евразии.

Большая часть страны находится в сложных для освоения условиях, что приводит к дополнительным издержкам при освоении. Слабая транспортная освоенность территории и заселенность отдельных районов.

Росси я имеет обширные морские границы. Балтийское море дает возможность выхода к странам Европы, а моря Дальнего Востока по-зволяют иметь выход к центрам мировой экономики и политики: США, Японии, Китаю, Индии. Дальневосточные моря отличаются уникальностью флоры и фауны.

На западе, в связи с распадом СССР, Россия потеряла некоторые морские порты, а северные морские трассы работают очень короткий промежуток времени. Удаленность Дальнего Востока приводит к ослаблению связей между Центром и регионом и тормозит развитие после-днего.

Россия граничит со странами СНГ. Наличие добрососедских отношений со странами СНГ не требует дополнительных затрат на обустройство границ. Сохранилась общая транспортная структура, что облегчает торговые отношения.

Несмотря на добрососедские отношения с соседями у России сократилась возможность выхода в Балтийское море и Европу. Многие транспортные перевозки осуществляются через территорию Беларуси и Литвы, а это удорожает стоимость перевозок.

Наличие «анклава»- Калининградская область через порты Санкт-Петербурга позволяет иметь выход в страны Европы, т.е. к центрам мировой торговли.

Транзит (проезд) осуществляется через Литву, которая не входит в состав СНГ.

Транспортный канал через Беларусь проходит по территории единого таможенного пространства.

Большая загруженность транспортного коридора.

В перспективе Россия может стать основным транзитным коридоро м между полюсами мировой экономики Европа – Азия (Китай-Индия).

Очень отдаленная перспектива

Учитель: Какой вывод мы сможем сделать проанализировав эти данные? (Мы рассмотрели географическое положение и его возможное влияния на развитие хозяйства. Проведенные исследование показали, что экономико-географический потенциал России велик и ее ЭГП может способствовать дальнейшему благополучному развитию(Коликова).

Учитель : рассмотрев экономико-географическое положение России мы зна-комимся с понятием «геополитическое положение». Здесь вы можете выделить два слова. Какие? География и политика . При рассмотрении геополитического положения рассматриваются политические связи со странами, с которыми страна тесно сотрудничает. Как вы думаете, какие это страны?

Предполагаемый ответ: прежде всего это страны СНГ, страны Европы, и конечно, страны Азии: Китай, Япония, страны Юго-Восточной Азии. Киселев)

Слайд 4.Морские порты Владивосток и Находка.

Учитель.

Слайд 5.

ГЕОПОЛИТИКА –одно из направлений внешней политики государства, исходящих из необходимости учета особенностей географического положения страны.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1.Какие причины могут повлиять на изменение географического положения?

2.Перечислите положительные стороны экономико-географического

положения?

3.Назовите отрицательные стороны экономико- географического положения России?

4.Укажите векторы экономического и политического сотрудничества.

Домашнее задание: п.2, на к.к обозначить моря и подписать государства, с которыми Россия граничит, подготовить сообщения о сотрудничестве со странами СНГ по западным, южным, восточным границам.

5 стран с невыгодным ЭГП
Уругвай
Имеет мало природных ископаемых;территория Уругвая мала по сравнению с территориями соседствующих стран и не может поставить на рынок такое же количество продукции,а это значит,что Уругвай находится в зависимости от Аргентинских и Бразильских рынков.

Вид на Уругвай с спутника


Конго
На 2004 г. в экономике Конго 90% всех ресурсов были задействованы на добычи и экспорт нефти.Поскольку в стране больше нет других ресурсов, то можно сказать, что экономика страны не развита, круг специалистов очень узкий, возможна безработица.Помимо этого, уровень жизни в Конго находится на весьма низком уровне - сильно распространены такие заболевания, как СПИД и Гепатит, люди умирают от голода, многие живут в неприспособленных для жизни человека условиях.


Киргизская республика
В результате распада СССР это государство потеряло свою силу в составе союза и приобрело зависимость от России.ВВП на душу населения довольно низкий;В то время,как основными отраслями являются сельское хозяйство и животноводство,совсем не развивается промышленность,разве что за счет инвестиций,вкладываемых Россией,США,Турцией,Канадой и Казахстаном.Географически Киргизия не соседствует со странами первого эшелона, что сказывается на неконкурентном, слабом развитии и общем уровне страны.


Малави
В этом государстве табак приносит 76% валюты. Производство чая и сахара. Неиспользованные залежи бокситов, асбеста и угля. Туристический потенциал.Но несмотря на это,сельское хозяйство подвержено засухам и колебаниям мировых цен. Страшный голод в 2002 г. Промышленность дает лишь 14% ВВП. Неразвит внутренний рынок, неквалифицированная рабочая сила.А так же Малави имеет довольно мальнькую территорию по сравнению с соседними странами.В настоящее время Малави проводит политику неприсоединения.Остается территориальный спор с Танзанией.

Бирма

Бирма - одна из азиатских стран третьего эшелона.Несмотря на то,что там очень много природных ресурсов — плодородные почвы, обилие рыбы, деловая древесина (хотя исчезают запасы тика), драгоценные камни, газ и нефть в шельфовой зоне,в Бирме наблюдается дефицит специалистов и менеджеров. Отсталая финансовая система и госучреждения. Чёрный рынок в масштабах всей страны. Огромный внешний долг. Зависимость от импорта товаров.

5 стран с выгодным ЭГП

США
Территория США включает все климатические пояса и природные зоны,а значит пригодна для выращивания любых растительных культур и выведения большого разнообразия животных;богата полезными ископаемыми;граничит с развитыми странами(например Канада).

Великобритания
Великобритания - высокоразвитое государство, одна из ведущих мировых держав. По объёму промышленного производства она занимает пятое место в мире после США, Японии, Германии и Франции. Но это еще не продел. В Британии ведутся добыча полезных ископаемых, разработка новых способов добычи последних. Благодаря тому, что Британия - это островное государство, она и в нынешнее время остается одной из крупнейших морских держав.


Канада
Канада — одна из самых богатых стран мира, член Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Большой восьмерки (Б8). Канада — это рыночная экономика со слегка бо́льшим вмешательством государства, чем в Соединённых Штатах Америки, но намного меньшим, чем в большинстве европейских стран.Впечатляющий рост производственного, горнодобывающего секторов и сферы услуг превратил почти полностью аграрное государство в преимущественно индустриальное с преобладанием городского населения. Как и в других современных промышленно-развитых странах, в канадской экономике преобладает сфера услуг, в которой занято ¾ канадцев. Однако Канада отличается от других промышленно-развитых стран важным положением добывающей промышленности в её экономике, в частности, её нефтяной и лесной отраслей.


Франция
Францию характеризуют такие отрасли,как технологичное производство (напр. высокоскоростных поездов), атомная промышленность. Автомобилестроение (Ситроен, Пежо, Рено) и телекоммуникации (Alcatel). Военная, лекарственная и химическая промышленность - важные экспортные отрасли. Активная инвестиционная деятельность. Технократическая традиция: лучшие выпускники школ идут в технические отрасли. Предметы роскоши, косметика, ценные вина. Современное сельское хозяйство: сельскохозяйственное производство является ведущим в Европе.

Бразилия

Ведущая экономическая держава в регионе (девятая по величине экономика в мире). Обширные иностранные инвестиции. Большой потенциал для роста: природные ресурсы; важный производитель кофе, сои, сахара, апельсинов и биотоплива; большие запасы золота, серебра и железной руды; ведущий производитель стали; растущая нефтедобывающая промышленность. Ускорение развития путем реализации трансграничных инфраструктурных проектов и модернизации телекоммуникаций.

Казахстан – это одно из самых развитых и больших государств на территории Азии. Его экономико-географическое положение достаточно неординарное и имеет множество положительных и отрицательных сторон.

Размеры этого государства являются настолько большими, что по подсчётам исследователей на его территории поместилось бы семь наиболее крупных стран Европы – Испания, Италия, Швеция, Германия, Франция, Финляндия и Великобритания.

Экономико-географическое положение государства даёт ему возможность транспортировать изготовленную или добытую в стране продукцию (медь, свинец, цинк, титан, железные руды, пластмасс, автомобильные шины, топливо, аккумуляторы и другое) переправлять в другие страны как европейские, так и азиатские.

Плюсы экономико-географического положения Казахстана

Среди плюсов экономико-географического положения Казахстана выделяются следующие моменты:

  • Казахстан размещён в центральной Азии. Такое размещение позволяет Казахстану сотрудничать напрямую как со странами Европы, так и со странами Азии.
  • Казахстан граничит с двумя крупными странами Азии – Россия и Китай. Такое соседство позволяет Казахстану выгодно распродавать свои природные ресурсы, а также страна всегда может пополнить недостаток в какой-то продукции с помощью сотрудничества с этими странами.
  • Страна омывается Каспийским и Аральским морем. Казахстан использует данные моря для развития судоходства. Например, судна страны, благодаря Каспийскому морю, могут выходить через речные пути России к Чёрному и Балтийскому морям. На Каспийском море находиться известный по всему миру казахстанский порт Актау.
  • Казахстан занимает достаточно большую территорию земного шара, на данной территории находиться огромное количество различных природных ресурсов. Согласна множеству источников на территории этой страны находиться 110 элементов из таблицы Менделеева, множество рек и озёр, горные массивы, насчитывается приблизительно 300 месторождений золота (маленькие месторождения не учитывались).
  • На территории страны насчитывается большое количество разных этнических групп. Это является плюсом, поскольку размеры страны достаточно большие и коренное население просто не освоило бы и четвёртую часть страны. Стоит отметить, что благодаря географическому положению Казахстана его территорию заселяют не только азиаты, но и достаточно много жителей Европы.
  • Государство размещено на транзитных трассах. Благодаря такому размещению Казахстан всегда имеет возможность перевозить изготовленную в стране продукцию в другие страны, а также Казахстан получает дополнительные средства в бюджет за счёт перевозчиков грузов из других стран.

Учитывая все положительные моменты экономико-географического положения Казахстана можно ответить, что страна находиться на высоком уровне развития.

Минусы экономико-географического положения Казахстана

Кроме плюсов, экономико-географическое положение Казахстана имеет ряд недостатков:

  1. У страны отсутствует выход к океану. Из-за отсутствия выхода к океану Казахстану приходится переправлять свои судна через другие страны, а это значительные растраты финансов.
  2. Страна имеет большие размеры. Из-за наличия огромных размеров территории страны возникают трудности в транспортировке и освоении просторов государства. На сегодняшний день на территории Казахстана находиться большое количество мест, которые ещё должным образом не освоены.
  3. В южной части страны находиться большое количество горных хребтов. Данные горы приводят к затруднению транспортировки товаров (приходится перевозить товары окольными путями). В связи с, трудностями в транспортировке товаров наблюдается увеличение их себестоимости.

К сожалению, исправить данные недостатки в экономико-географическом положении невозможно. Единственное, что можно попробовать исправить – это темпы освоения территории государства, но для этого необходимы финансы и люди. Увеличить количество людей в стране, можно подняв их уровень жизни.

Какие моменты преобладают в экономико-географическом положении Казахстана, положительные или отрицательные?

Сделав анализ всех положительных и отрицательных аспектов экономико-географического положения Казахстана можно сделать вывод, что плюсов гораздо больше, нежели минусов.

А все негативные моменты экономико-географического положения страны всё равно перерываются положительными факторами. К примеру, из-за того, что государство имеет огромные размеры, наблюдается плохое освоение территории. Но из-за достаточно хорошего уровня жизни в стране на её территорию мигрирует большое количество других народов, а эти народы обустраивают для себя жильё и параллельно осваивают новые территории.

Также стоит отметить, что страна с каждым годом всё больше налаживает экономические отношения с разными странами, включая те, которые не граничат с её территорией. Но, несмотря на то что Казахстан граничит и с Европой, и с Азией основная часть импорта и экспорта продукции приходится именно на азиатские страны в основном Китай и Россия. Для улучшения торговых отношений со странами Азии на территории Казахстана освоено более 40 маршрутов (включительно с морскими путями). Кроме того, на территории республики размещено множество компаний-представителей других стран.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • содержание понятия "экономико-географическое положение";
  • основные виды географического положения и место в нем экономико-географического положения;
  • историю формирования учения об экономико-географическом положении;
  • основные подходы к оценке экономико- и политико-географического положения;

уметь

  • давать характеристику экономико-географического положения отдельных стран, регионов и населенных пунктов;
  • строить графы железных дорог крупных экономических районов для оценки выгодности экономико-географического положения;
  • характеризовать макро-, мезо- и микроположение административных центров

региона – субъекта Российской Федерации;

Применять исторический подход к анализу экономико-географического положения различных объектов;

владеть

  • навыками определения "топологического расстояния";
  • приемами изучения изменения экономико-географического положения во времени;
  • способами количественной оценки экономико-географического положения;
  • методикой оценки различных видов экономико-географического положения.

Географическое положение и экономико-географическое положение

Понятие "географическое положение" является ключевым для всей системы географических наук. Собственно, география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его (например, мореплавателю), но и объяснить некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейшим элементом географического исследования является установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемых именно их местоположением.

Положение на земной поверхности, определяемое в системе географических координат (градусах широты и долготы), дающее наиболее точный адрес объекта, – это математико-географическое положение.

Положение одних природных объектов относительно других, оказывающих на них существенное влияние, называют физико-географическим положением. Таково, например, положение по отношению к господствующим направлениям ветра островов – наветренных и подветренных.

Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающее морс, судоходная река, месторождение полезного ископаемого, лесной массив, ареал природно-очаговых заболеваний), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов. Особая важность положения относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных и межблоковых отношений вызывает необходимость применения категории "политико-географическое (геополитическое) положение" (ПГП).

Понятия "географическое положение", "политико-географическое положение" использовались в XIX в. Их значения анализировались в общем виде и на конкретных примерах в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, среди географов – d). Ратцелем. Категория ЭГП была предложена в СССР на рубеже 20–30-х гг. XX в. И. Алкиным и позднее детально разработана Η. Н. Баранским, И. М. Маергойзом и рядом других авторов. Но без оформления специальным термином она применялась и раньше. Так, в книге Η. П. Огановского "Популярные очерки экономической географии СССР" (1926) читаем: "Географическим положением называется близость данной страны к морям и океанам, но которым проходят мировые торговые пути, а также к странам, торговые сношения с которыми представляют большую выгоду". Это определение характеризует только частный случай ЭГП – и с точки зрения объекта (страны в целом), и исключительно с точки зрения удобства межгосударственных экономических связей.

Н. Н. Баранский обращал внимание на то, что ЭГП – это "отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, – все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории..." Он писал: "Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (или района, города, вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным)".

Η. Η. Баранский считал, что ЭГП имеет крупнейшее методологическое значение: "Место, занимаемое любым ареалом, – будет ли то страна, район, город и т.д. – в системе географического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением". И еще одно важное положение Η. Н. Баранского заключается в том, что ЭГП, как и прочие моменты экономико-географического порядка, должно рассматриваться в плане историческом. Иначе говоря, экономико-географическое положение, в отличие от положения математического и положения физико-географического, есть категория историческая, и она должна быть каждый раз определена в координатах времени. Это значит, что здесь надо рассуждать с точки зрения определенной эпохи, определенных исторических условий.

Непреходящее значение имеют глубокие разработки положений теории ЭГП в трудах И. М. Маергойза (в основном первая половина 1970-х гг.). Он писал: "Экономико-географическое положение – сложная, генетически взаимосвязанная совокупность территориальных отношений, важных ныне или могущих стать важными для экономического развития объекта и для формирования таких объектов, как страны и районы, для их территориальных структур... ЭГП с самого начала понимается как система территориально-временных отношений, причем весьма динамичных (что затрудняет ее изучение)... Отсюда возрастающая динамичность ЭГП – самостоятельного понятия, хотя тесно связанного с культурно- географическим, политико-географическим, а также и с военно-географическим положением".

"В современном ЭГП заложены многие черты будущего, подобно тому, как во “вчерашнем” положении мы находим причины того, почему таким стал наш объект сегодня, – считал И. М. Маергойз. – Поэтому изучить сегодняшнее положение объекта – значит в известной мере определить, каким может стать объект завтра, т.е. найти одну из составляющих прогноза его развития под влиянием внешних сил".

В наиболее формализованном виде географическое положение есть положение объектов, фиксируемое на карте в двухмерном пространстве земной поверхности. В физической географии, реже в экономической, оценивается и третье измерение – абсолютная или относительная высота. На карте все объекты изображаются как точечные, линейные (внемасштабными условными знаками) или площадные (контурные, занимающие определенный ареал). Фактически, конечно, и точечные, и линейные объекты на мелкомасштабной карте (населенный пункт, многополосная автострада) занимают площади, но при соответствующем масштабе исследования этим обстоятельством можно пренебречь. Тогда возможны следующие варианты взаиморасположения указанных категорий объектов:

  • точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт- Петербурга;
  • точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;
  • точка относительно ареала – столица в государстве;
  • линия относительно линии: трасса БАМ относительно Великой Сибирской магистрали;
  • линия в пределах ареала: река Яна на северо-востоке Якутии;
  • ареал относительно другого ареала: республики Мордовия и Чувашия.

Возможны и такие варианты положения:

  • точка на линии или вне ее: Тверь на железной дороге Москва – Санкт-Петербург, Новгород – вне ее;
  • точка в пределах ареала, на его границе, вне его: Нарьян-Мар находится в зоне тундры, Кудымкар – вне ее; Брест находится на границе Белоруссии и Польши, другой Брест – на французском побережье Атлантического океана;
  • линии расположены изолированно друг от друга, как Печора и Северная Двина, или пересекаются, как БАМ с рекой Леной;
  • линия находится в пределах ареала полностью (как река Яна) или частично (река Лена) в Якутии или целиком вне ареала (например, железная дорога Дудинка – Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью страны);
  • ареалы являются смежными (Мордовия и Чувашия) или удалены друг от друга (Мордовия и Татарстан).

Для определения взаимоположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, юго-востоку).

Для определения положения точки, линии, меньшего ареала в составе более крупного используют следующие термины: "центральное ", "глубинное", "периферийное", "окраинное ", "пограничное положение". Положение столицы Бразилии избиралось как близкое к центральному в стране; положение в пей г. Риу Гранди (на юге) близко к пограничному; г. Форталеза (на северо-востоке) имеет периферийное, а г. Манаус (в Амазонии) – глубинное положение. Некоторые территории, даже государства, в названиях своих несут указание на окраинное положение – Украина, Крайна в бывшей Югославии.

Для количественного измерения ЭГП объектов существует несколько способов: измеряются расстояния от объекта до других, влияющих или потенциально могущих оказать влияние на него.

Простейший способ – измерение "воздушного" (геодезического) расстояния на местности или на карте соответствующего масштаба (чтобы избежать искажений) по прямой. Но в большинстве случаев расстояние между объектами преодолевается по трассам путей сообщения, отклоняющимся от прямой, т.е. измерению подлежат реальные расстояния (протяженность отрезка железнодорожной линии или участка судоходной реки). В том и другом случае расстояние измеряется в километрах. Иногда (в том числе и в быту) расстояние измеряется во времени (в часах, минутах), необходимом для преодоления расстояния до объекта по имеющимся путям сообщения. Особенно часто такой способ используется для определения положения в зоне доступности (получасовой, часовой, двухчасовой), допустим, центра городской агломерации по железной дороге. Здесь имеют значение скорость движения (электропоездов) и интервалы движения между ними. Считается, что реальное время поездки (исключая необходимое для подхода к станции) складывается из времени поездки и половины продолжительности интервала между поездками (это время ожидания). Если разные пункты обслуживаются линиями, по которым поезда движутся с разной скоростью, то расположенный ближе к центру пункт (по расстоянию в километрах) может оказаться на большем временно́м отдалении. И даже находящиеся на одной линии пункты, если в них останавливаются не все поезда (т.е. удлиняются интервалы), как бы удаляются от центра.

Как известно, "время – деньги", поэтому временно́е измерение часто трактуется как экономическое расстояние. Точнее оно измеряется тарифной стоимостью провоза груза или поездки пассажира.

Своеобразен способ определения "топологического расстояния" без точного выражения в метрах или минутах. Пример такого отсчета – оценка расстояния до объекта числом кварталов, остановок общественного транспорта. Положение объектов, например станций метрополитена, отдельных городов в системах городского расселения, изображают в этом случае с помощью чертежа или графа. Объекты – города, станции – обозначаются точками – это вершины графа. Их соединяют "ребра", упрощенно показывающие наличие связей между вершинами. Взаиморасположение вершин на чертеже приближено к реальному. Расстояние между вершинами измеряется числом ребер – по кратчайшему варианту. Например, расстояние от Москвы – центра графа железнодорожной сети Европейской России – до вершин областных центров равно одному ребру до Владимира, Ярославля, Твери, а до Вологды, Нижнего Новгорода – двум: легко убедиться по карте, что при равном топологическом расстоянии до Владимира и Ярославля разное число километров.

С помощью графа можно определить количественно центральность, выгодность положения, например в системе городов – административных центров Западной Сибири (расположенных на железной дороге). Расстояние измеряется суммой чисел Кенига (т.е. числом ребер) от одного центра до всех остальных. Результаты заносятся в матрицу (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Матрица топологических расстояний

Чем меньше сумма чисел Кенига, тем нейтральнее, выгоднее положение пункта в системе. В нашем случае лучшее положение у Новосибирска, худшее – у Тюмени (рис. 6.1). Особые преимущества дает транзитное положение на линиях, по которым осуществляются связи крупных экономических объектов (центров и ареалов). В местах пересечения транзитных линий создаются хорошие условия для развития производства даже там, где нет местных ресурсов. Очень выгодно положение на пересечении крупных судоходных рек и железнодорожных магистралей (Омск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, города Поволжья), при впадении больших судоходных рек в моря, по которым проходят международные трассы (Архангельск), при сочетаниях разных транзитных путей сообщения (Санкт-Петербург, Ярославль и др.).

Рис. 6.1.

Большого внимания заслуживает "соседское " положение. Здесь различают соседей первого (непосредственных), второго (соседей соседей) и последующего порядка. Так, у Ленинградской области в пределах Российской Федерации, не считая Санкт-Петербурга, четыре соседа первого порядка (Карелия, Вологодская, Новгородская и Псковская области) и семь – второго (Мурманская, Архангельская, Кировская, Костромская, Ярославская, Тверская, Смоленская области). Чем больше соседей и чем больше число транспортных выходов на их территории, тем выгоднее положение. Конечно, имеют значение уровень экономического развития и специализация соседних районов. Можно опираться на развитых соседей, кооперируя усилия с ними, но в условиях конкуренции они могут и подавлять развитие тех или иных отраслей у более слабого соседа, который превращается в аграрно-сырьевой придаток, в поставщика трудовых ресурсов, в рынок сбыта.



Похожие статьи