Федеральные законы по праву экономической безопасности. Критерии и пороговые значения индикаторов экономической безопасности. Среди них: введение единой системы мониторинга с четкими критериями оценки и ряд изменений в законодательство, которые модернизир

Согласно утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.04.1996 года Государственной стратегии государственной экономической безопасности Государственная стратегия экономической безопасности от 29 апреля 1996 года: "Для реализации государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны".

Сегодня мы можем видеть, что те предельно допустимые критические показатели, о которых идет речь в Государственной стратегии, уже превышены в реальном положении вещей www.cfin.ru «Особенности обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики». А показатели статистики, которые применяются в настоящее время, уже утратили свою объективность в оценивании состояния экономической безопасности. Поэтому налицо острая необходимость разработки целого комплекса новых критериев, которые в полной мере смогут охватить динамику всех политических, правовых и экономических процессов, которые составляют основу экономической безопасности.

Особенно актуально провести анализ одного из главных составляющих экономической безопасности - нормативно-правовой основы. И на основе этого анализа продумать ряд мер по усовершенствованию правовых основ.

Определяющим нормативно-правовым актом в области обеспечения экономической безопасности остается Закон "О безопасности". При видимом ряде его преимуществ и широкой сфере охвата, можно выделить ряд существенных недостатков, которые нуждаются в переработке:

  • 1. Нечеткое толкование понятие "безопасности", что дает лазейку некоторым недобросовестным субъектам возможность собственного, более выгодного, толкования. Это снижает статус безопасности как комплексной системы, проникающей во все сферы деятельности государства, выгодно коррумпированным элементам.
  • 2. Незакрепленные законодательно цели обеспечения безопасности. Это весьма затрудняет правовой механизм обеспечения экономической безопасности и затрудняет корректировку деятельности государственных органов.
  • 3. В законе указано, что под защитой должны находиться жизненно важные интересы. Однако, в современных условий такая трактовка расплывчата и границы жизненно важных интересов точно не определены, что может привести к оставлению без защиты остальные интересы. Для корректировки этого пункта разумно было бы подготовить государственную программу по защите экономических интересов с указанием приоритетных и точным планированием этапов реализации этой программы.
  • 4. Согласно Закону исключительная роль в вопросах обеспечения безопасности принадлежит Президенту РФ и возглавляемому им Совету Безопасности, который является в свою очередь структурным подразделением Администрации Президента. Правительство РФ и судебные органы обладают по сравнению с ними гораздо меньшими полномочиями. Совершенно отсутствует, согласно Закону, участие законодательных органов в действиях по обеспечению экономической безопасности.

На основе Закона "О безопасности" утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, являющаяся одним из важнейших нормативно-правовых актов в области обеспечения экономической безопасности. Концепция утверждена 10 января 2000 года и на сегодняшний день также нуждается в проработке недостатков и корректировке. Так, можно выделить следующие моменты:

  • 1. Отсутствие четко прописанной схемы взаимодействия между органами государственной власти и перечня конкретных мер, направленных на обеспечение экономической безопасности государства.
  • 2. Охраняемые в Концепции общественные отношения - залог сохранения суверенитета нашего государства. Исходя из этого, было бы уместно принятие федерального закона в области обеспечения экономической безопасности, а не указа Президента. Это позволило бы укрепить особый статус Концепции и расширить платформу для создания благоприятных правовых условий в вопросе достижения и укрепления экономической безопасности.

Нормативно-правовым актом, регулирующим общественные отношения в области экономической безопасности, является Указ Президента РФ "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации". Реализация мер, предусмотренных в этом нормативно-правовом акте, на всех уровнях помогает укрепить состояние экономической безопасности государства.

Однако, в рамках модернизации системы обеспечения экономической безопасности, заложенной в Государственной стратегии Государственная стратегия экономической безопасности от 29 апреля 1996 года, требуется внедрение ряда дополнительных нормативно-правовых актов, конкретизирующих экономические, общественные и правовые реформы.

Среди них: введение единой системы мониторинга с четкими критериями оценки и ряд изменений в законодательство, которые модернизируют роль государственных органов и регламентируют деятельность Совета Безопасности.

Любое государство обладает собственными экономическими интересами, которые в результате нормотворческой деятельности интересы становятся юридически оформленными. Согласно анализу Концепции национальной безопасности можно выделить следующие экономические интересы РФ:

  • 1. Повышение уровня ВВП за счет наращивания промышленной мощи и стабилизации аграрного сектора.
  • 2. Интеграция отечественной финансовой системы в мировую экономику и привлечение зарубежных инвестиций в экономику РФ.
  • 3. Эффективное использование природных ресурсов нашего государства и реформа структуры внешней торговли в направлении экспорта уже готовой продукции, а не сырья.
  • 4. Развитие науки на благо отечественного производства.
  • 5. Правовое закрепление национальных интересов.

Увеличение роли финансового сектора в сфере экономики позволяет инвесторам оказывать воздействие на правовое состояние государства. По данным Совета Безопасности РФ, вывод капитала (в том числе и легальным путем) и инвестиции из Российской Федерации на 30% больше, чем инвестиции в российскую экономику. Таким образом, действующее законодательство позволяет предпринимателям использовать полученные за рубежом финансовые средства в финансовых операциях в других государств.

Поэтому можно однозначно утверждать, что правовое регулирование финансовой системы должно заключаться в реализации следующих целей:

  • 1. достижение компромисса между интересами государства и интересами субъектов бизнеса;
  • 2. постепенный переход от административного способа регулирования к методам содействия предпринимательской деятельности.

Привлечение инвестиций должно происходить под государственным контролем и быть направлено на развитие науки. Интересы современного Российского государства применительно к привлечению инвестиций заключается в том, чтобы иностранные компании не могли устанавливать контроль над целыми отраслями производства в нашем государстве.

К нормативным правовым актам, регулирующим привлечение инвестиций в экономику России, относятся: Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 года Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 годаи Федеральный Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 года Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 года.

Однако, действующее законодательство в настоящее время уделяет недостаточное внимание внутреннему капиталу Российской Федерации. В Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" целесообразно включение проекта, отражающего приоритет отечественных инвесторов перед иностранными в случаях конкурсных инвестиционных проектов.

Привлекая иностранный капитал, государство, во-первых, не должно допускать иностранный капитал в наиболее рентабельные и конкурентоспособные отрасли народного хозяйства; во-вторых, правовой механизм привлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям, дополнению иностранными финансовыми и материальными ресурсами российской экономики, а не создавать условия для скупки объектов, представляющих национальную ценность.

Конституция РФ Конституция РФсодержит требование обеспечить рациональное и эффективное использование земли и других природных ресурсов. Вместе с тем, широкое применение Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 года может нанести крупный ущерб экономическим интересам России. Этот закон стимулирует наращивание объемов экспорта ресурсов из России. Такая практика не в полной мере отвечает национальным интересам России. Путем увеличения нефтедобычи и переброски сырой нефти за рубеж не решаются какие-либо значимые технологические, экономические и финансовые проблемы.

Необходимо удерживать контроль над использованием природных ресурсов по следующим направлениям:

  • 1. формирование правовых условий пользования для ограничения изъятия ресурсных ценностей;
  • 2. создание комплекса организационных мер по повышению эффективности использования ресурсов в процессе производства.

В законодательстве Российской Федерации заложены все условия для развития технического потенциала государства. Однако, из-за недостаточного финансирования научной сферы эти цели не реализуются в полной мере. Для решения этой проблемы можно привлекать к финансированию науки путем различных стимулирующих мер различные коммерческие субъекты. Российское законодательство допускает такую возможность.

К интересам в экономической сфере относится создание и увеличение количества конкурентоспособных на мировом рынке компаний. Наибольшей конкурентоспособностью на мировом экономическом рынке обладают крупные компании и корпорации, имеющие филиалы в зарубежных странах. Федеральный закон "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 года позволяет создавать и развивать крупные компании и осуществлять содействие их выходу на международный уровень.

Наличие на мировом рынке крупных субъектов отечественной экономики положительно скажется на ее развитии.

Все описанные интересы являются для нашего государства приоритетными. Основываясь на правовом механизме их реализации, они являются важным компонентом государственно-правового механизма реализации экономической безопасности.

На основе исследования законодательства государственного регулирования экономической безопасности в передовых странах проведен сравнительный анализ с законодательством Украины. Практика государственного регулирования национальной экономики развитых стран показывает, что наилучших результатов можно достичь в рыночных условиях в сочетании с эффективной регулятивной функцией государства.

Экономическая безопасность предприятия не является исключением - эффективно ее обеспечения невозможно без грамотного и тщательного государственного регулирования. Государство может влиять на формирование экономической безопасности предприятия. Используя прямые и косвенные рычаги вмешательства, она создает и регулирует экономические условия деятельности предприятий, предназначенные для защиты экономических интересов государства и национальной экономики.

В Украине основой нормативно-правовой базы экономической безопасности и регулирования банкротства является Конституция Украины . Основываясь на основных принципах Конституции, правительство Украины строит государственную политику. Для реализации одного из ее направлений в Украине создан Совет национальной безопасности и обороны, которая координирует органы исполнительной власти в сфере национальной безопасности.

С целью системного подхода к защите экономических интересов 1997 Верховной Рада Украины приняла Концепцию национальной безопасности Украины . В принятой Концепции рассматриваются основы национальной безопасности Украины, объекты и принципы обеспечения национальной безопасности, угрозы национальной безопасности, основные направления государственной политики национальной безопасности Украины и система национальной безопасности Украины.

Конечно, эта концепция прямо не влияет на экономическую безопасность предприятия, но косвенное влияние имеет.

В свете опосредованного влияния на экономическую безопасность предприятий интересным является исследование международных законодательных актов. Так, одним из основополагающих актов о банкротстве предприятий является Европейская конвенция "О некоторых международных аспектах банкротства" . Этот документ в случае открытия процедуры банкротства в одном из государств, присоединившихся к Конвенции, регулирует следующее:

■ осуществление некоторых полномочий конкурсного управляющего в отношении распоряжения имуществом должника на территории других государств - участников Конвенции;

■ открытие вторичного банкротства в других государствах-участниках;

■ передачи информации кредиторам, которые находятся на территории других государств-участников, и порядок представления ими претензий к должнику.

Также этим документом объясняются международные аспекты открытия дела о банкротстве, косвенной международной компетенции, частичной оплаты требований кредиторов, много внимания уделяется вопросу вторичного банкротства предприятий.

В свете рассмотрения вопросов экономической безопасности на международном уровне интересна методология, предложенная Комиссией ООН по программам развития (UNDP) из анализа экономической безопасности государства. Согласно этой методике уровень национальной безопасности определяется тремя факторами: уровнем экономики, уровнем образования и прав человека. Уровень экономики измеряется в ВНП на душу населения, уровень образования - количеством лет, в течение которых учится в данном обществе "среднестатистическая" человек, права человека характеризуются специальным индексом, который рассчитывается по специально утвержденной методике.

Уровень национальной безопасности, определенный таким образом, является одним из индикаторов состояния безопасности государства. Снижение этого уровня является сигналом для правительства относительно принятия соответствующих мер.

Интересным для исследователей вопросов экономической безопасности также Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975) , который действует и по сей день. Так, в разделе "Экономическая и коммерческая информация" государства - участники вышеупомянутого акта, считая, что экономическая информация по своему характеру должна была бы обеспечивать соответствующий анализ рынков и разработку среднесрочных и долгосрочных прогнозов, способствуя тем самым установлению устойчивых торговых потоков и лучшему использованию торговых возможностей, выражая готовность улучшать качество и расширять объем и распространение экономической и соответствующей административной информации, способствовать регулярной и, по возможности в более короткие сроки публикации и распространению экономической и коммерческой информации, в том числе такой:

■ статистические данные о производстве, национальный доход, бюджет, уровень потребления и производительности труда;

■ статистические данные о внешней торговле;

■ законы и регламенты, касающиеся внешней торговли;

■ информация, используемая для экономического прогнозирования с целью содействия развитию торговли;

■ другая информация, полезная для деловых людей в коммерческих контактах, например, периодически издаваемые справочники, перечни и, когда это возможно, структурные схемы фирм и организаций, занимающихся внешней торговлей.

Государства-участники также поощрять работу по гармонизации статистических номенклатур, проводимой в международном плане, особенно в рамках Европейской экономической комиссии ООН.

В Украине, к сожалению, на сегодня нет фундаментальных законодательных разработок, регулирующих экономическую безопасность предприятия. С действующими законодательными актами больше внимания уделяется вопросам банкротства предприятий. Более или менее комплексно и широко некоторые аспекты экономической безопасности предприятия освещает Хозяйственный кодекс Украины . В этом документе в статье 19 говорится, что государство осуществляет контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в различных сферах. Следует отметить, что законодательное регулирование в Украине больше направлено на процедуру банкротства и антимонопольное регулирование. Перед тем как исследовать украинский опыт государственного регулирования банкротства, целесообразно рассмотреть зарубежный опыт по этому направлению.

В США процедура банкротства и восстановления финансового состояния должника окончательно сформировалась только во второй половине XX века, однако идея судебного регулирования несостоятельности субъектов хозяйствования существует в этой стране уже давно . Первые соответствующие положения появились еще в XVIII веке. Так, уже 1787 Конституционный Конвент США предоставлял Конгрессу полномочия принимать законодательные акты, которые войдут в единую национальную правовую базу для урегулирования споров кредиторов с должниками. Это было сделано для того, чтобы отойти от английского практики, где при определенных обстоятельствах за объявление несостоятельности предприятия или физического лица предусматривалась смертная казнь. Законодательство США о банкротстве в основном дает возможность юридическим и физическим лицам, самостоятельно заявили о своей несостоятельности, освободиться от большей части своего долга, а предприятиям, серьезно работают, предоставляется возможность реорганизовать производство, найдя снова финансовую стабильность.

Одной из наиболее развитых стран в плане государственного регулирования банкротства также Франция. До 1967 года процесс банкротства во Франции почти полностью сводился к ликвидации предприятия-должника, все его средства шли на погашение долгов . Закон "О банкротстве" (1967) и последующий соответствующий Декрет предусматривали возможность защиты предприятия и заключения соглашения с кредиторами. Но практически эти возможности почти не использовались, и лишь 2-3% разбирательств дел по этой категории в период действия Закона 1967 решались компромиссом. Остальные дела заканчивалась ликвидацией должников.

В 1985 году во Франции был принят новый закон, касающийся несостоятельности предприятий (​​"О конкурсное управление, ликвидаторов и экспертов по определению состояния предприятий" от 25.01.85 № 85-98), который предусматривал большую защиту предприятий, во многом обусловлен проблемой сохранения рабочих мест.

По французскому законодательству, банкротом может быть признано как физическое лицо, так и юридическое. Рассматривают дела о несостоятельности преимущественно коммерческие суды.

Возможны инициаторы дела о банкротстве стандартные во многих странах. Ими являются сам должник, его кредиторы и прокурор. Во Франции и Великобритании, к тому же, производство по делу о несостоятельности может быть начато по инициативе суда.

Производства по делу о несостоятельности начинается в том случае, когда должник не способен оплатить долги. Минимальной суммы неуплаченных долгов законодательством Франции (как и Германии) не установлено.

Законодательство Франции вообще выделяет три варианта развития событий при возбуждении дела о банкротстве:

■ реорганизация предприятия;

■ передачи предприятия-должника в арендное управление другому субъекту хозяйствования;

■ ликвидация предприятия путем его продажи.

Также необходимо отметить социальную защиту работников предприятий, находящихся в кризисе. Работники предприятия-должника, по закону 1985 года, получили "сверхприоритетом" над остальными категорий кредиторов, им сохранена оплату труда до 60 дней. Кроме того, по ходатайству кредитора суд может установить внеочередной порядок покрытия долга. Для полноты освещения этого вопроса целесообразно рассмотреть законодательную базу Германии, где различают три вида банкротства: простое, злобное, особенно тяжелый случай банкротства.

В случае простого банкротства должник-за собственной небрежности не знает о приближении или наступлении банкротства или легкомысленно вызывает его своими действиями. Злостным банкротстве будет признано в тех случаях, когда в условиях чрезмерного количества долгов лицо прячет, уничтожает часть имущества, в случае распродажи подлежат отчуждению в пользу кредиторов, или заключает рискованные спекулятивные или явно убыточные сделки, продает товары по явно заниженной цене, а также скрывает права других лиц признает явно вымышленные права.

Особенно тяжелым случаем банкротства признаются действия виновного лица в корыстных интересах или сознательное создание для многих лиц угрозы разорения, потеря доверенных ему имущественных ценностей.

Сейчас с учетом всех поправок и изменений Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" устанавливает условия, порядок восстановления платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности - должника или признания его банкротом и применения ликвидационной процедуры, полного или частичного удовлетворения требований кредиторов.

Этот Закон дает определение ряда терминов: неплатежеспособность, должник, банкротство, субъект банкротства (банкрот), кредитор, конкурсные кредиторы, текущие кредиторы, денежное обязательство, бесспорные требования кредиторов, досудебная санация, распоряжение имуществом должника, распорядитель имущества, санация, реструктуризация предприятия, управляющий санацией, арбитражный управляющий, мировое соглашение.

Для более полного понимания сути государственного регулирования деятельности предприятий с целью обеспечения их экономической безопасности рассмотрим законодательные акты Украины, которые прямо касаются деятельности предприятия. Это, прежде всего, Хозяйственный кодекс Украины .

В этом документе значительное внимание уделено ограничению монополизма в экономике, неправомерным соглашениям между субъектами хозяйствования, дискриминации субъектов хозяйствования, недобросовестной конкуренции, неправомерного использования деловой репутации субъекта хозяйствования, создание препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции, коммерческой тайны.

Отдельно отметим, что в этом законодательном акте уделяется внимание мерам по предотвращению банкротства субъектов предпринимательства, однако этих мер не детализировано.

Итак, на сегодня экономическую безопасность предприятия государство регулирует недостаточно. Не хватает соответствующих законодательных актов, что, конечно, негативно влияет на уровень экономической безопасности предприятий.

Следует добавить, что государственное регулирование деятельности предприятий может как положительно, так и отрицательно влиять на уровень их экономической безопасности (табл. 4.4, 4.5).

Таблица 4.4

Положительные последствия влияния государственного регулирования на экономическую безопасность предприятий

Формы государственного регулирования

Последствия государственного регулирования

Введение многообразия форм собственности

Появление негосударственного сектора в экономике

Возможность проявления частной инициативы, повышения заинтересованности в результатах деятельности предприятия

Формирование и регулирование рынка

Появление сети финансовых посредников

Увеличение количества источников инвестиционных ресурсов

ограничения

и регулирования уровня

монополизма

Создание условий для конкурентной борьбы

Снижение угрозы со стороны предприятий-монополистов. Предупреждение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения рыночных агентов. Помощь одним группам экономических агентов за счет других

Ограничения импорта товаров с целью защиты интересов отечественного товаропроизводителя

Создание условий для сбыта продукции отечественных предприятий

Увеличение емкости рынка

Предоставление государственных гарантий при привлечении иностранных инвестиций

Увеличение притока иностранных инвестиций

Увеличение количества инвестиционных проектов, реализуемых. Повышение организационно-технического уровня производства и конкурентоспособности продукции.

Выход предприятий на внешние рынки

Таблица 4.5

Негативные последствия влияния государственного регулирования на экономическую безопасность предприятий

Сфера

регулирования

Негативные аспекты регулирования

Защитная реакция предприятий

Результаты воздействия на экономическую безопасность предприятия

налоговая

Высокие налоговые ставки.

Отсутствие системы налоговых льгот

отсутствие

стремление

к увеличению

сокрытия

Уменьшение объемов производства или его полная остановка.

Высокий уровень затрат на производство. Отсутствие собственных инвестиционных ресурсов.

низкий уровень

конкурентоспособности продукции на внешних рынках

инновационная

Отсутствие субсидий и дотаций предприятиям негосударственного сектора

Отсутствие технических и управленческих нововведений

Низкий организационно-технический уровень производства.

Высокая энергоемкость производства. Низкая производительность труда. неэффективный менеджмент

инвестиционная

незначительные гарантии

иностранным

инвесторам.

отсутствие

благоприятного

инвестиционного

Отказ от сотрудничества с зарубежными партнерами. Вывоз капитала за границу

Отсутствие реальной возможности сотрудничества с иностранными партнерами. Замедление динамики развития

инфраструктура

предпринимательства

Строгие ограничения деятельности

Отказ от услуг инфраструктуры предпринимательства

Увеличение расходов и низкое качество работ, выполняемых самостоятельно. Отсутствие дополнительных инвестиций из-за неразвитости фондового рынка

Целесообразно также рассмотреть зарубежный опыт государственного регулирования экономической безопасности предприятия.

Государство через систему налогов, субсидий, кредитов, механизм банкротства и т.д. реализует свою политику, которая может повышать или снижать уровень экономической безопасности предприятия. Для обеспечения стабильной работы предприятий и, как следствие, повышение уровня их экономической безопасности большое значение имеет грамотная и основательная политика в области налогов, в сфере материальной и финансовой помощи государства субъектам хозяйствования.

К важнейшим элементам государственной поддержки, которые часто используются в мировой практике, относятся:

■ участие в смешанных предприятиях;

■ финансирование предприятий, которые особенно важны для экономической безопасности страны;

■ предоставление льготных кредитов и тому подобное.

Примером активной поддержки экономической безопасности предприятий, ведущих научную деятельность, является опыт Японии, где государство предоставляет кредиты для проведения прикладных исследований. Следует отметить, что процент за использование кредита напрямую зависит от успешности проекта. Если проект полностью рухнул, то предприятие процентов вообще не выплачивает, а возвращается только сумма кредита. Такие действия стимулируют развитие науки, которая, в свою очередь, способствует повышению уровня экономической безопасности предприятия.

На пути активизации процессов, повышающих уровень экономической безопасности предприятий, значительных успехов в 90-е годы XX века достигли страны Центральной и Восточной Европы. Самым распространенным средством поддержки экономической безопасности предприятий в этих странах были и остаются дотации. Однако дотации предоставляются лишь успешным или перспективным предприятиям, является одной из основ экономического подъема стран вообще.

Экономическая безопасность предприятия существенно зависит от конкурентоспособности его продукции. Чем устойчивее положение предприятия на мировом рынке, тем выше уровень экономической безопасности. Поэтому практически во всех странах государство активно поощряет развитие экспорта, поскольку он усиливает экономическую безопасность страны в целом.

Итак, в Украине основной нормативно-правовой базой экономической безопасности и регулирования банкротства является Конституция Украины. Однако на сегодня экономическая безопасность предприятия недостаточно регулируется со стороны государства. Нет в необходимом объеме соответствующих законодательных актов, что, конечно, негативно влияет на уровень экономической безопасности предприятий.

  • Конституция Украины: Закон Украины от 28.06.1996 № 254к / 96-ВР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе: Заключительный акт (Хельсинки, 1975 г.) (Электронный ресурс]. - Режим доступа: osce.org/ru/mc/39505?download=true.
  • О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом: Закон Украины от 14.05.1992 № 2343-ХII (Электронный ресурс). - Режим доступа: zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2343-12.
  • Хозяйственный кодекс Украины: Закон Украины от 16.01.2003 № 436-IV [Электронный ресурс]. - Режим доступа: zakon4.rada.gov.ua/laws/show/436-15.

Необходимость стабильного социального взаимодействия, основанного на правовых нормах в целях обеспечения безопасности государств, в том числе, экономической безопасности, была осознана еще в период становления капиталистических отношений и национальных государств в XVII-XVIII вв. Именно тогда в странах европейской цивилизации сформировалась и развивалась идея о том, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» отмечал, что забота о самосохранении и безопасности - самая важная из всех забот государства. См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М. 2000..

Однако лишь в конце ХХ в. институционализация экономической безопасности государств нашла свое широкое отражение в принципах Бразильской концепции коллективной экономической безопасности 1974 г. Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН явились резолюции «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» 1984 г. и «О международной экономической безопасности» 1985 г. Они были призваны содействовать экономическому взаимодействию, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо стран. В 1984 г. проблема международной безопасности была поставлена экономическим совещанием стран - членов СЭВ. В конце XX века актуализировался вопрос правовой институционализации экономической безопасности суверенной Российской Федерации.

Впервые принятый в нашей стране Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» закрепил основные понятия, в т.ч. базовое определение безопасности, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны был издан Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)», которым был одобрена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) Постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 8 августа 1996 г. № 327-СФ «О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации», постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 марта 1998 г. № 2318-II ГД «О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и о стратегии экономической безопасности государства»..

В Государственной стратегии справедливо отмечалось, что Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов. В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.

Все это делало особо актуальной целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой Государственной стратегии.

В Государственной стратегии декларировалась цель - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» было принято Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».

На федеральные органы исполнительной власти была возложена ответственность: за разработку мер по предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации; за разработку количественных (пороговых) и качественных параметров критериев экономической безопасности Российской Федерации.

Российское государство и общество прошло длинный путь реформ. За прошедшие более 15лет с момента принятия Конституции 1993 года были обновлены практически все сферы правового регулирования экономических отношений, однако проблема институционализации экономической безопасности России не потеряла свою актуальность.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 была представлена система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. В ней выделяются угрозы безопасности России, в том числе, активизация усилий ряда государств, направленных на ослабление позиций России в политической, военной, экономической и других областях.

В настоящее время принята «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009г. №537. Данная Стратегия увязана с Концепцией социально-экономического развития до 2020 года. Среди стратегических приоритетов в этом документе фигурирует не только укрепление обороноспособности, международная, нравственная и информационная, но и социально-экономическая безопасность общества. Предполагается принять документы, определяющие методологию определения национальной безопасности - «Основы стратегического планирования» и «Перечень критериев и показателей уровня национальной безопасности». «Основы» предполагают формирование как прогнозных документов, так и распорядительных актов, включая нормативно-правовые, то есть подводят основу под изменение федеральных законов в сфере повышения безопасности, а «Перечень» охватывает целый ряд сфер, включая социально-экономическую.

Анализ вышеприведенных правовых актов подтверждает многоаспектный характер феномена экономической безопасности государства, правовая институционализация которого предполагает, в том числе, теоретико-правовую интерпретацию, раскрывающую его фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения.

Место и роль правовой институционализации в решении проблем экономической безопасности государства определяется, прежде всего, специально-юридическими функциями права, общеобязательным характером правовых норм, способностью права упорядочивать общественные отношения, защищая основы государственного устройства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность, единство экономического пространства и свобода экономической деятельности и др.).

Выделяют так называемые узкий и широкий юридические подходы к правовому регулированию обеспечения экономической безопасности Павлов Д. Б. О правовом обеспечении экономической безопасности // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006. № 4..

Суть первого подхода сводится к тому, что помимо Конституции Российской Федерации, Закона РФ «О безопасности» и «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009г. №537, предусматривающих в своих статьях нормы и положения, регулирующие вопросы обеспечения безопасности экономических отношений, а также Указа Президента «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)», к правовому обеспечению экономической безопасности относят Закон «О служебной (коммерческой) тайне», правоохранительное законодательство, охватывающее нормы об ответственности за посягательства на объекты экономической безопасности, специальные акты по обеспечению безопасности от различных видов угроз (оружия, пожаров, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и др.), акты, определяющие правовой статус субъектов экономической безопасности - государственных органов (законы о судоустройстве, милиции и прокуратуре и др.), негосударственных структур (закон о частной охранной и детективной деятельности), граждан (нормы о праве на необходимую оборону, на применение индивидуальных средств самозащиты и др.).

Значительную роль в правовом обеспечении экономической безопасности играют также: указы Президента России (об утверждении федеральных программ в области обеспечения экономической безопасности, положения о милиции общественной безопасности и др.); постановления Правительства России (об утверждении положений о правоохранительных федеральных службах и министерствах и др.); конституции, законы, иные нормативные акты субъектов федерации (краев, областей, автономных образований), принятые в пределах их компетенции в сфере обеспечения экономической безопасности; ведомственные нормативные акты в сфере обеспечения экономической безопасности.

Другой, широкий подход к проблеме предусматривает выделение трех групп нормативных актов.

1. нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование всех субъектов хозяйственной деятельности. Это - Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Уголовный кодекс РФ; Трудовой кодекс России; Земельный кодекс России; Уголовно-исполнительный кодекс России; Лесной кодекс России; Таможенный кодекс России; Жилищный кодекс России и другие.

2. нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов общества, в задачи которых входит и обеспечение экономической безопасности. К ним относятся: Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации; Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации»; Федеральный закон РФ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и ряд других.

3. нормативные правовые акты, определяющие стратегию и механизм обеспечения экономической безопасности. Базисным документом в этой группе, регламентирующим правовое обеспечение экономической безопасности, является Закон «О безопасности».

Многоаспектное понятие «экономическая безопасность» также требует юридической интерпретации.

Теоретики и практики предлагают его различные толкования Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики, 1994, № 12. Это и «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал» Прудиус Е. В. О понятии и системе экономической безопасности // Законодательство и экономика, № 1, 2008 и др, и «состояние, в котором народ может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития» Экономическая безопасность. Производство, финансы, банки. - М. 1998. С. 12, а, кроме того, еще и «готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества» Экономическая безопасность. Производство, финансы, банки. - М. 1998. С. 12., и «способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей...» Архипов А. и др. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12., а также «уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов» Пискунов А. П. Военно-экономическая безопасность России на современном этапе // Военная мысль - 1995. № 2. и т.д., и т.п.

В правовых актах, в частности в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ 29 апреля 1996 г., и «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000 г., «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009г. №537, определение понятия «экономическая безопасность» отсутствует. Однако если исходить из норм приведенного выше Закона 1992 года «О безопасности» эту категорию можно определить, как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Выделим основные элементы экономической безопасности государства: объект безопасности, субъекты безопасности, механизм обеспечения безопасности и практика его реализации, основные правовые принципы.

Наиболее часто к объектам экономической безопасности относят личность, общество, государство, важнейшие элементы экономической системы (организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм; систему стимулов и мотиваций участников; экономические связи между предприятиями и организациями и др.).

Жизненно важные интересы - особый объект экономической безопасности. Интересы формируются на основе ценностей. Они представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития каждого гражданина, общества и государства. Это часть национальных интересов, без реализации которых невозможно обеспечить стабильное состояние государства и общества, а также нормальное развитие страны как независимого субъекта международных отношений. Другие интересы, не связанные с проблемой выживания, имеют второстепенное значение.

Объекты экономической безопасности могут быть классифицированы по содержанию и характеру возникающих в экономической системе отношений, отраслевой или территориальной принадлежности, роли или месту в создании конечного результата и т. д.

Субъекты безопасности (субъекты обеспечения безопасности) -- это государственные органы, должностные лица, общественные организации, граждане, которые в пределах своей компетенции обеспечивают безопасность соответствующих объектов.

Основными субъектами и органами обеспечения экономической безопасности России являются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, министерства и государственные комитеты РФ, которые в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных и региональных программ защиты жизненно важных интересов объектов экономической безопасности.

Механизм обеспечения экономической безопасности представляет собой взятую в единстве систему правовых и организационных мер воздействия на социально-экономические отношения. Целью данной системы мер является защита экономических отношений от внешних и внутренних угроз. В структуре механизма обеспечения экономической безопасности можно выделить следующие элементы: объективный и всесторонний мониторинг социально-экономической сферы в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности; выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к социальной дестабилизации; деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Обеспечение экономической безопасности государства требует учета различных, зачастую непредсказуемых факторов общественной практики, как непосредственно экономических, так и прочих: политических, психологических, научно-технических, социальных, внешних и внутренних и др. Они выступают побудительными мотивами максимизации усилий в использовании внутренних резервов обеспечения безопасности.

Основополагающими правовыми принципами обеспечения экономической безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; соблюдение принятых международных обязательств и положений международного права.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава I . Теоретические аспекты и сущность экономической безопасности
  • Глава II . Правовые основы экономической безопасности в РФ
  • 2.1 Основные субъекты и объекты экономической безопасности в РФ
  • Заключение
  • Приложения

Введение

В каждом государстве особенное место занимает национальная экономика. От ее устойчивости и прогрессивного развития зависит положение государства, его целостность и благополучие, а также конкурентоспособность государства на мировой арене, его эффективное участие на мировом рынке и стабильное развитие ВВП. Особенно остро и значимо вопрос стабильности национальной экономики звучит сегодня, в условиях изменчивой геополитической ситуации, вызовов нашему государству и финансового экономического кризиса, который оказывает существенное влияние на экономику Российской Федерации.

Необходимым условием динамичного развития национальной экономики и стабильности государства, его независимости является экономическая безопасность. Одно неотделимо от другого. Обеспечение экономической безопасности - одна из основных задач, которые стоят перед нашим государством. Масштабы современных угроз и тот урон, который был нанесен экономике Российской Федерации после распада СССР и последующих экономических кризисов, выдвигают проблему обеспечения экономической безопасности на уровень одного из главнейших национальных приоритетов.

Поэтому для эффективной реализации обеспечения экономической безопасности нашего государства и поисков новых решений этой проблемы принципиально важно понимать нормативно-правовую базу, которая лежит в основе экономической безопасности. Понимание это даст возможность усовершенствовать систему экономической безопасности нашего государства, выявить и устранить ее слабые стороны.

Объектом исследования данной курсовой работы является экономическая безопасность Российской Федерации.

Предмет исследования - правовая основа экономической безопасности.

экономическая безопасность правовая база

Цель курсовой работы - определить и описать сущность правовой основы экономической безопасности Российской Федерации и определить ее роль в обеспечении экономической безопасности страны.

Исходя из цели курсового исследования, были сформированы следующие задачи:

определить понятие и структуру экономической безопасности

описать принципы и функции системы экономической безопасности

выделить основные критерии и показатели экономической безопасности

выделить и описать субъекты и объекты экономической безопасности

определить место экономической безопасности в Концепции национальной безопасности Российской Федерации

перечислить нормативно-правовые акты, составляющие основу экономической безопасности в Российской Федерации

проанализировать роль правовой составляющей экономической безопасности в Российской Федерации

дать заключительную оценку состоянию правовой основы экономической безопасности РФ и ее соответствие международным принципам и нормам

Курсовая работа состоит из 2 глав: первая раскрывает теоретические аспекты и сущность экономической безопасности, а во второй описана правовая основа экономической безопасности и дана оценка текущему состоянию правовой базы экономической безопасности Российской Федерации, сформулированы предложения по укреплению правовой основы экономической безопасности Российской Федерации. В конце дано заключение, в котором приведены исчерпывающие выводы о сущности правовой базы и описаны перспективы развития.

Глава I. Теоретические аспекты и сущность экономической безопасности

1.1 Понятие и структура экономической безопасности

Экономическая безопасность страны - важный и неотъемлемый элемент национальной безопасности государства и качественная характеристика экономики страны. Экономическая безопасность включает в себя многие сферы жизни государства, аккумулирует в себе социум и экономику Никифоров М.В. Экономическая безопасность России: внутренние проблемы / М.В. Никифоров // Нефтяное хозяйство. 2015. Стр. 17 .

В понятии экономической безопасности отражается особое положение страны, которое в состоянии отстаивать интересы своих субъектов и поддерживать национальные хозяйственные традиции и ценности.

Структура экономической безопасности имеет сложную внутреннюю структуру. В ней особенно можно выделить 3 основных элемента:

1. Экономическая независимость. Это понятие отражает способность государства контролировать национальные ресурсы, повышать качество отечественной продукции, что положительно скажется на уровне конкурентоспособности на мировом рынке.

2. Устойчивость национальной экономики. Этот элемент включает защиту национальной собственности и создание благоприятных условий для развития бизнеса и разработку ряда мер, направленных на предупреждение дестабилизации в государстве.

3. Способность к прогрессу. Под этим понятием понимается создание таких благоприятных условий для привлечения инвестиций в национальную экономику и инноваций, которые обеспечивают повышение модернизацию на производстве и в целом общий уровень квалификации специалистов.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что экономическая безопасность представляет собой набор условий и факторов, обеспечивающих достойные условия жизнедеятельности индивида, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внешних и внутренних угроз. Являясь материальной основой национальной безопасности, экономическая безопасность является и гарантом независимости страны.

1.2 Принципы и функции системы экономической безопасности

В основе функционирования системы экономической безопасности лежит ряд принципов: Текст, изложенный своими словами. Никифоров М.В. Экономическая безопасность России: внутренние проблемы / М.В. Никифоров // Нефтяное хозяйство. 2015. Стр. 26-35

1. Комплексность - совокупность защиты персонала, материальных и финансовых ресурсов от возможных угроз всеми доступными средствами, методами и мероприятиями; обеспечение безопасности информационных ресурсов в течение всего их жизненного цикла, на всех технологических этапах их обработки (преобразования) и использования, во всех режимах функционирования.

2. Своевременность принятия необходимых мер, имеющих упреждающий характер обеспечения безопасности.

3. Непрерывность защиты - важный пункт в условиях попыток конкурентов обойти защитные меры всеми возможными легальными и нелегальными методами.

4. Активность - необходимая настойчивость, управление силами и средствами обеспечения безопасности и нестандартные меры защиты.

5. Законность - система законодательства об информатизации и защите информации, о частной детективной и охранной деятельности, нормативных актов по безопасности, утвержденных органами государственного управления в пределах их компетенции, с применением всех дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений.

6. Научность - важный ряд мер для обеспечения соответствия современному уровню развития науки и техники.

7. Экономическая целесообразность - оценка сопоставимости возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности.

8. Специализация - участие в обеспечении защиты специализированных организаций и квалифицированных кадров, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области.

9. Взаимодействие и координация - залог успешной работы всех заинтересованных подразделений и служб, сторонних специализированных организаций, координации их усилий с деятельностью органов государственного управления и правоохранительных органов.

10. Совершенствование мер и средств защиты - внедрение новых технических возможностей с учетом изменений нормативно-технических требований, с использованием актуального на сегодня отечественного и зарубежного опыта.

11. Централизация управления - централизованное управление деятельностью системы.

Защита от потенциальных угроз и нелегальных действий направлена в первую очередь на следующие объекты:

1. Персонал государственных учреждений, производственно-коммерческих структур, в том числе лица, наделенные управленческими и распорядительными функциями, имеющие непосредственный доступ к материальным ценностям, оборудованию, финансам, валюте, хранилищам, сведениям, составляющим коммерческую тайну.

2. Финансовые средства, валюта, драгоценности, ценные бумаги, бланки строгой отчетности и т.п.

3. Материальные средства (здания, сооружения, хранилища, электронное и техническое оборудование, средства транспорта и др.).

4. Информационные ресурсы с ограниченным доступом, составляющие государственную или коммерческую (банковскую) тайну, а также иная конфиденциальная информация на бумажных, магнитных, оптических носителях, информационные массивы и базы данных, программное обеспечение, информативные физические поля различного характера.

5. Технические средства (системы) охраны и защиты материальных и информационных ресурсов и непосредственно система безопасности.

6. Все объекты, в отношении которых могут быть осуществлены угрозы безопасности или противоправные посягательства, имеющие различную потенциальную уязвимость с точки зрения возможного материального или морального ущерба.

Самому большому риску подвергаются ценные образцы оборудования и техники, опытные образцы изделий, финансовые и валютные средства, особенно в процессе транспортировки; информационные ресурсы и некоторые категории персонала.

Таким образом, единая система безопасности должна учитывать все национальные приоритеты, финансовые ресурсы, привлечение к сотрудничеству специализированных организаций, имеющих практический опыт работы и лицензии на соответствующий вид деятельности.

1.3 Критерии и показатели экономической безопасности

Состояние экономической безопасности оценивается перечнем критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Находясь за пределами этих значений, система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, в ней усиливается коррупция и криминалитет. Поэтому важнейшей проблемой характеристики экономической безопасности является определение ее основных критериев. Стратегия определяет эти критерии и параметры, причем критерии принимаются на содержательном уровне как группы социально-экономических показателей, подлежащих постоянному мониторингу.

Для нахождения (в том числе и количественного выражения) таких пороговых значений необходимо: определить сферу или отрасль экономической деятельности; рассмотреть основные условия функционирования экономической системы и выделить наиболее важные показатели, характеризующие эти условия; определить факторы ее дестабилизации; оценить возможности наступления различных по характеру и последовательностям критических ситуаций; выявить пути предотвращения угрозы безопасности и поддержания стабильности.

В зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков определяются виды экономической безопасности:

энергетическая безопасность (энергетические проблемы не перестают напоминать о себе, это связано с дороговизной источников энергии и конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами);

инфляционная безопасность (выражается в росте цен);

внешнеэкономическая безопасность (обусловлена взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков, а проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота);

интеллектуальная безопасность (достигают с помощью патентной защиты, таможенного регулирования);

информационная безопасность (связана с тем, что информации и информационные технологии в организации современных рынков, бизнеса играют особую роль).

В общем смысле, содержание экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности. Существует также классификация ее угроз, которая содержится в Стратегии. Она определена следующим образом: Глуховский И.Г. Приоритетные направления решения проблем национальной экономической безопасности России / И.Г. Глуховский // Право и безопасность. 2008. Стр. 86-94

увеличение имущественной дифференциации населения (расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных;

увеличение доли бедных слоев населения, рост безработицы; задержка выплаты зарплаты, остановка предприятий);

деформированность структуры российской экономики (усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий Свертывание производства в машиностроении; подрыв научно-технического потенциала России, деградация; приобретение иностранными инвесторами российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции с внешнего и внутреннего рынков; рост внешнего долга России);

возрастание неравномерности социально - экономического развития регионов (наличие депрессивных регионов; нарушение производственно-технологических связей; увеличение разрыва в производстве ВВП на душу населения в регионах);

криминализация общества и хозяйственной деятельности (рост безработицы; сращивание части чиновничества с организованной преступностью; ослабление системы государственного контроля над процессами приватизации, процессами в финансово-банковской сфере, экспортно-импортными операциями и др.).

На основе перечисленных критериев формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые формулируются следующим образом:

экономический рост (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

качество жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.д.).

Таким образом, система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т.д.

Глава II. Правовые основы экономической безопасности в РФ

2.1 Основные субъекты и объекты экономической безопасности в РФ

Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня:

макроэкономический уровень - экономика страны в целом;

региональный и отраслевой уровни - экономика регионов и отраслей;

микроэкономический уровень - агенты рынка;

уровень семьи и личности - экономические интересы каждого гражданина страны.

Субъектам экономической составляющей национальной безопасности Российской Федерации является государство, осуществляющее свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей: Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. // Вопросы экономики. 2014. Стр. 145-146 функциональные и отраслевые министерства и ведомства; налоговые и таможенные службы; комитеты Государственной Думы и Федерального Собрания и т.д. во взаимодействии с другими институтами гражданского общества: банками, биржами, фондами; страховыми и пенсионными компаниями; обществом потребителей и т.д., предпринимателями и обществом в целом; а также хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики:производители и продавцы продукции, работ и услуг; домашние хозяйства и отдельные личности.

2.2 Нормативно-правовая основа экономической безопасности

В 1992 был принят один из самых значимых законов РФ "О безопасности" (утративший силу 28 декабря 2010 года, преобразованный в Закон "О безопасности" от 28 декабря 2010 года), По данным справочно-правовой системы «Консультант-плюс» который определил Концепцию национальной безопасности нашего государства. В этом законе выражены жизненно важные национальные приоритеты в области безопасности и определены основные объекты безопасности, включающие такие основополагающие составляющие современного демократического государства, как личность, общество и само государство.

Именно государство стало основным объектом обеспечения безопасности. Для обеспечения безопасности государство действует через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Были выявлены угрозы безопасности главнейшим национальным объектам, исходящие, как от внутренних, так и от внешних источников. Закон постановил, что безопасность государства гарантируется принятием единой государственной политики, а также введением строгой системы экономических, политических и административных мер на всех уровнях, которые будут направлены на соблюдение интересов личности и государства в целом и адекватно отвечать вызовам и угрозам внутри и извне.

Основные принципы в области обеспечения безопасности, отраженные в законе "О безопасности":

· законность;

· поддержание баланса между интересами всех объектов обеспечения безопасности и взаимная ответственность всех участников по соблюдению государственной безопасности;

· интеграция с международными системами безопасности.

Шло время, и появлялись новые угрозы, а вместе с этим менялось и содержание Концепции национальной безопасности. Экономическая безопасность занимает в этом положении особенное место, как одна из приоритетных государственных задач.

С середины 1994-го года начинается разработка отдельной программы по экономическому развитию, которая была впоследствии опубликована как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации и в 1996 году введена в действие Указом Президента Российской Федерации. В ней отражены все национальные интересы и глобальные цели в области экономики.

В 2009-м году была принята современная Концепция национальной безопасности. В ней рассмотрены все актуальные изменения в последнее время и более детально проработаны схемы и механизмы по реализации национальной безопасности. В ней отмечено, что современные экономические угрозы стали носить более комплексный характер, что обусловлено сокращением ВВП, сокращением инвестиционной и инновационной активности, проблемами с государственным долгом Российской Федерации, ростом экспорта топлива, сырья и энергетических составляющих, проблемами в банковском секторе и высокой кредитной загруженностью населения, стагнацией в сельскохозяйственном секторе.

Все это весьма серьезные проблемы, препятствующие гармоничному развитию государства и угрожающие его основным национальным интересам. Поэтому в обновленной стратегии 2009-го года были поставлены следующие задачи:

выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;

обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;

обеспечение на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка;

сохранение социально-политической стабильности общества;

неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.

В области экономики основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ внутриэкономической деятельности следует считать:

правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля над соблюдением законодательства страны;

усиление государственного регулирования в экономике;

принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

2.3 Анализ состояния нормативно-правовой базы экономической безопасности Российской Федерации и меры по ее улучшению

Согласно утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.04.1996 года Государственной стратегии государственной экономической безопасности Государственная стратегия экономической безопасности от 29 апреля 1996 года: "Для реализации государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны".

Сегодня мы можем видеть, что те предельно допустимые критические показатели, о которых идет речь в Государственной стратегии, уже превышены в реальном положении вещей www.cfin.ru «Особенности обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики» . А показатели статистики, которые применяются в настоящее время, уже утратили свою объективность в оценивании состояния экономической безопасности. Поэтому налицо острая необходимость разработки целого комплекса новых критериев, которые в полной мере смогут охватить динамику всех политических, правовых и экономических процессов, которые составляют основу экономической безопасности.

Особенно актуально провести анализ одного из главных составляющих экономической безопасности - нормативно-правовой основы. И на основе этого анализа продумать ряд мер по усовершенствованию правовых основ.

Определяющим нормативно-правовым актом в области обеспечения экономической безопасности остается Закон "О безопасности". При видимом ряде его преимуществ и широкой сфере охвата, можно выделить ряд существенных недостатков, которые нуждаются в переработке:

1. Нечеткое толкование понятие "безопасности", что дает лазейку некоторым недобросовестным субъектам возможность собственного, более выгодного, толкования. Это снижает статус безопасности как комплексной системы, проникающей во все сферы деятельности государства, выгодно коррумпированным элементам.

2. Незакрепленные законодательно цели обеспечения безопасности. Это весьма затрудняет правовой механизм обеспечения экономической безопасности и затрудняет корректировку деятельности государственных органов.

3. В законе указано, что под защитой должны находиться жизненно важные интересы. Однако, в современных условий такая трактовка расплывчата и границы жизненно важных интересов точно не определены, что может привести к оставлению без защиты остальные интересы. Для корректировки этого пункта разумно было бы подготовить государственную программу по защите экономических интересов с указанием приоритетных и точным планированием этапов реализации этой программы.

4. Согласно Закону исключительная роль в вопросах обеспечения безопасности принадлежит Президенту РФ и возглавляемому им Совету Безопасности, который является в свою очередь структурным подразделением Администрации Президента. Правительство РФ и судебные органы обладают по сравнению с ними гораздо меньшими полномочиями. Совершенно отсутствует, согласно Закону, участие законодательных органов в действиях по обеспечению экономической безопасности.

На основе Закона "О безопасности" утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, являющаяся одним из важнейших нормативно-правовых актов в области обеспечения экономической безопасности. Концепция утверждена 10 января 2000 года и на сегодняшний день также нуждается в проработке недостатков и корректировке. Так, можно выделить следующие моменты:

1. Отсутствие четко прописанной схемы взаимодействия между органами государственной власти и перечня конкретных мер, направленных на обеспечение экономической безопасности государства.

2. Охраняемые в Концепции общественные отношения - залог сохранения суверенитета нашего государства. Исходя из этого, было бы уместно принятие федерального закона в области обеспечения экономической безопасности, а не указа Президента. Это позволило бы укрепить особый статус Концепции и расширить платформу для создания благоприятных правовых условий в вопросе достижения и укрепления экономической безопасности.

Нормативно-правовым актом, регулирующим общественные отношения в области экономической безопасности, является Указ Президента РФ "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации". Реализация мер, предусмотренных в этом нормативно-правовом акте, на всех уровнях помогает укрепить состояние экономической безопасности государства.

Однако, в рамках модернизации системы обеспечения экономической безопасности, заложенной в Государственной стратегии Государственная стратегия экономической безопасности от 29 апреля 1996 года, требуется внедрение ряда дополнительных нормативно-правовых актов, конкретизирующих экономические, общественные и правовые реформы.

Среди них: введение единой системы мониторинга с четкими критериями оценки и ряд изменений в законодательство, которые модернизируют роль государственных органов и регламентируют деятельность Совета Безопасности.

Любое государство обладает собственными экономическими интересами, которые в результате нормотворческой деятельности интересы становятся юридически оформленными. Согласно анализу Концепции национальной безопасности можно выделить следующие экономические интересы РФ:

1. Повышение уровня ВВП за счет наращивания промышленной мощи и стабилизации аграрного сектора.

2. Интеграция отечественной финансовой системы в мировую экономику и привлечение зарубежных инвестиций в экономику РФ.

3. Эффективное использование природных ресурсов нашего государства и реформа структуры внешней торговли в направлении экспорта уже готовой продукции, а не сырья.

4. Развитие науки на благо отечественного производства.

5. Правовое закрепление национальных интересов.

Увеличение роли финансового сектора в сфере экономики позволяет инвесторам оказывать воздействие на правовое состояние государства. По данным Совета Безопасности РФ, вывод капитала (в том числе и легальным путем) и инвестиции из Российской Федерации на 30% больше, чем инвестиции в российскую экономику. Таким образом, действующее законодательство позволяет предпринимателям использовать полученные за рубежом финансовые средства в финансовых операциях в других государств.

Поэтому можно однозначно утверждать, что правовое регулирование финансовой системы должно заключаться в реализации следующих целей:

1. достижение компромисса между интересами государства и интересами субъектов бизнеса;

2. постепенный переход от административного способа регулирования к методам содействия предпринимательской деятельности.

Привлечение инвестиций должно происходить под государственным контролем и быть направлено на развитие науки. Интересы современного Российского государства применительно к привлечению инвестиций заключается в том, чтобы иностранные компании не могли устанавливать контроль над целыми отраслями производства в нашем государстве.

К нормативным правовым актам, регулирующим привлечение инвестиций в экономику России, относятся: Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 года Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года и Федеральный Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 года Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 года.

Однако, действующее законодательство в настоящее время уделяет недостаточное внимание внутреннему капиталу Российской Федерации. В Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" целесообразно включение проекта, отражающего приоритет отечественных инвесторов перед иностранными в случаях конкурсных инвестиционных проектов.

Привлекая иностранный капитал, государство, во-первых, не должно допускать иностранный капитал в наиболее рентабельные и конкурентоспособные отрасли народного хозяйства; во-вторых, правовой механизм привлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям, дополнению иностранными финансовыми и материальными ресурсами российской экономики, а не создавать условия для скупки объектов, представляющих национальную ценность.

Конституция РФ Конституция РФ содержит требование обеспечить рациональное и эффективное использование земли и других природных ресурсов. Вместе с тем, широкое применение Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 года может нанести крупный ущерб экономическим интересам России. Этот закон стимулирует наращивание объемов экспорта ресурсов из России. Такая практика не в полной мере отвечает национальным интересам России. Путем увеличения нефтедобычи и переброски сырой нефти за рубеж не решаются какие-либо значимые технологические, экономические и финансовые проблемы.

Необходимо удерживать контроль над использованием природных ресурсов по следующим направлениям:

1. формирование правовых условий пользования для ограничения изъятия ресурсных ценностей;

2. создание комплекса организационных мер по повышению эффективности использования ресурсов в процессе производства.

В законодательстве Российской Федерации заложены все условия для развития технического потенциала государства. Однако, из-за недостаточного финансирования научной сферы эти цели не реализуются в полной мере. Для решения этой проблемы можно привлекать к финансированию науки путем различных стимулирующих мер различные коммерческие субъекты. Российское законодательство допускает такую возможность.

К интересам в экономической сфере относится создание и увеличение количества конкурентоспособных на мировом рынке компаний. Наибольшей конкурентоспособностью на мировом экономическом рынке обладают крупные компании и корпорации, имеющие филиалы в зарубежных странах. Федеральный закон "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 года позволяет создавать и развивать крупные компании и осуществлять содействие их выходу на международный уровень.

Наличие на мировом рынке крупных субъектов отечественной экономики положительно скажется на ее развитии.

Все описанные интересы являются для нашего государства приоритетными. Основываясь на правовом механизме их реализации, они являются важным компонентом государственно-правового механизма реализации экономической безопасности.

Заключение

В курсовой работе поднята актуальная сегодня тема экономической безопасности Российской Федерации и нормативно-правовой базы, лежащей в ее основе. В ходе работы рассмотрено понятие "экономической безопасности" и ее структуры. Решены задачи по анализу нормативно-правовой основы экономической безопасности и даны рекомендации по ее улучшению.

Обеспечение экономической безопасности можно представить как комплексную деятельность государственных и негосударственных субъектов, призванную сохранить экономические ценности, реализовать экономические интересы, а также устранить негативные факторы, препятствующие достижению экономических целей.

Характер современных факторов негативного воздействия зачастую делает невозможным своевременное их устранение. Поэтому безопасное состояние все больше определяется способностью государства реализовывать свои экономические интересы и достигать экономических целей. В этой связи остро стоит вопрос о закреплении в законодательстве России экономических интересов, отражающих реальные потребности государства, адекватных тенденциям современного рынка. Всесторонняя реорганизация нормативно-правовых актов и государственно-правовых механизмов позволит стабилизировать экономическую безопасность Российской Федерации.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ

2. Закон "О безопасности" от 5 марта 1992 года (сейчас утративший силу)

3. Закон "О безопасности" от 28 декабря 2010 года

4. Стратегия Национальной безопасности от 28 мая 2009 года

5. Государственная стратегия экономической безопасности от 29 апреля 1996 года

6. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 года

7. Федеральный Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 года

8. Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 года

9. Федеральный закон "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 года

Учебная литература:

1. Никифоров М.В. Экономическая безопасность России: внутренние проблемы / М.В. Никифоров // Нефтяное хозяйство. 2015.

2. Глуховский И.Г. Приоритетные направления решения проблем национальной экономической безопасности России / И.Г. Глуховский // Право и безопасность. 2008.

3. Гуров И., Иванов Н. Экономический рост: теории и мировая практика. // Экономист. 1996.

4. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. // Вопросы экономики. 2014.

Электронные источники:

1. Справочно-правовая система "Консультант-плюс"

2. www.polit. nnov.ru "Конкурентная стратегия президента Медведева: комплексный план развития энергетики России и новая российская энергетическая доктрина"

3. www.cfin.ru "Особенности обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики"

Приложения

Приложение 1

Структурные элементы экономической безопасности

Приложение 2

Структура концепции национальной безопасности

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Объекты, цель, основные задачи, нормативная основа, элементы, состав, структура, функции и функционирование обеспечения экономической безопасности государства. Правовые действия и операции. Субъекты и участники обеспечения экономической безопасности.

    реферат , добавлен 16.10.2012

    Понятие и сущность экономической безопасности. Анализ и разработка мер по организации предупреждения правонарушений экономической направленности против экономической безопасности на примере ГК "МИЭЛЬ". Анализ элементов экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2017

    Обеспечение экономической безопасности как гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Анализ системы макроэкономических показателей в определении степени экономической безопасности государства.

    реферат , добавлен 10.12.2009

    Обоснование необходимости создания эффективной системы обеспечения экономической безопасности, играющей важную роль в жизнеспособности любого государства. Направления развития способов обеспечения экономической безопасности, динамика изменений нормативов.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2013

    Состояние экономической безопасности в Российской Федерации и посягательств на нее. Характеристика преступлений в сфере экономики. Выявление экономических преступлений как направление деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2012

    Экономика России с точки зрения экономической безопасности. Оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамика их изменений. Роль государственной экономической политики в экономической безопасности страны.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2012

    Анализ и систематизация юридической, в частности судебной системы РФ, в области обеспечения экономической безопасности государства. Раскрытие сущности и содержания дефиниции "экономическая безопасность". Анализ законов, направленных на ее обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Элементы правового статуса службы безопасности на предприятии. Своевременное пресечение (нейтрализация) противоправных посягательств на экономические интересы и персонал предприятия как цель деятельности службы безопасности, ее функции и их развитие.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2009

    Основные понятия экономической безопасности. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере, реальные и потенциальные угрозы. Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.

    реферат , добавлен 18.02.2011

    Информационное пространство и его эффективность. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. Принципы государственной политики обеспечения информационной безопасности. Нормативно-правовые акты об информационной безопасности в РФ.

Значительную роль в правовом обеспечении экономической безопасности играют также: указы Президента России (об утверждении федеральных программ в области обеспечения экономической безопасности, положения о милиции общественной безопасности и др.); постановления Правительства России (об утверждении положений о правоохранительных федеральных службах и министерствах и др.); конституции, законы, иные нормативные акты субъектов федерации (краев, областей, автономных образований), принятые в пределах их компетенции в сфере обеспечения экономической безопасности; ведомственные нормативные акты в сфере обеспечения экономической безопасности.

Другой, широкий подход к проблеме предусматривает выделение трех групп нормативных актов.

1. нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование всех субъектов хозяйственной деятельности. Это - Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Уголовный кодекс РФ; Трудовой кодекс России; Земельный кодекс России; Уголовно-исполнительный кодекс России; Лесной кодекс России; Таможенный кодекс России; Жилищный кодекс России и другие.

2. нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов общества, в задачи которых входит и обеспечение экономической безопасности. К ним относятся: Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации; Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации»; Федеральный закон РФ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и ряд других.

Нормативные правовые акты, определяющие стратегию и механизм обеспечения экономической безопасности. Базисным документом в этой группе, регламентирующим правовое обеспечение экономической безопасности, является Закон «О безопасности».

Многоаспектное понятие «экономическая безопасность» также требует юридической интерпретации.

Теоретики и практики предлагают его различные толкования. Это и «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал», и «состояние, в котором народ может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития», а, кроме того, еще и «готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества», и «способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей.», а также «уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов» и т.д., и т.п.

В правовых актах, в частности в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ 29 апреля 1996 г., и «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации 10 января 2000 г., «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009г. №537, определение понятия «экономическая безопасность» отсутствует. Однако если исходить из норм приведенного выше Закона 1992 года «О безопасности» эту категорию можно определить, как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.



Похожие статьи