Как делают бумажные деньги.

Из этой статьи вы узнаете:

Деньги обладают интересным свойством. К примеру, иногда человек забывает проверить карманы перед стиркой, где могут находиться деньги. Однако достав вещи из машинки, оказывается, что деньги остались в целостности и сохранности. Почему? Секрет в материале, из которого печатаются деньги. И как вообще человечество пришло к использованию бумажных банкнот?

Бумага для денег

Деньги из бумаги – изобретены в древности. В Европе изготовление бумажных банкнот началось в конце 17 века. Первыми стали печатать бумажные деньги шведы. Монеты из меди были неудобны в использовании и стали обесцениваться. Тогда владелец Стокгольмского банка, Иоганн Палмструх, решил внедрить в использование временную кредитную бумагу. Первая часть, которой была напечатана летом 1661 года.

К сожалению, напечатанных денег стало чересчур много, за эту ошибку он получил наказание, лишился собственной жизни. Сохранилось лишь малое количество таких банкнот, которые можно найти в некоторых музеях.

Впоследствии, выяснилось, что обычная бумага была не слишком прочной, такие банкноты служили всего несколько месяцев. Поэтому потребовалось найти более подходящий вариант материала, который мог бы продлить срок использования купюр.
Бумагу изготовляют из целлюлозы, которую получают из древесины. Для производства более прочной бумаги используют льняное и хлопковое волокно. Кроме того, для достижения максимального результата прочности бумаги, используют дополнительные пропитки и наполнители. Купюры могут обрабатываться как поверхностно, так и на этапе изготовления. Для придания хруста используют крахмал, смолы и другие вещества.

Процесс производства бумаги достаточно сложный, технология похожа на ту, которую использовали арабы. Бумажный холст формируется на сетке бумагоделательной машины в достаточно жидкой форме. В состав жидкости входят волокна, которые играют основную роль. Затем вода вытекает, и на сетке образуется волокнистый лист. Далее получившийся слой отправляют под пресс и высушивают. Завершающим этапом является порезка листов на купюры и их расфасовка по упаковкам.

Бумага, которая изготавливается для банкнот, иногда не отбеливается и поэтому, под ультрафиолетом остаётся тёмного цвета, что отличается от простой бумаги.
После изготовления банкноты поверяют на износоустойчивость. Для начала используют приборы, далее деньги рвут и сгибают. Качественные банкноты не изменяют свой цвет. Остаются прочными при механических повреждениях. Наиболее эффективными в использовании являются льняные и хлопковые волокна. На них остаётся красочный рисунок, и они прочные на истирание.

Для снижения вероятности подделки денег, что наказывается государством, используются защитные элементы. Самым главным являются водяные знаки, которые формируются при отливе бумаги. Таким образом, слой волокон имеет разную толщину.
Однако одного защитного элемента оказалось недостаточно. Поэтому появилась дополнительная защита. В банкнотах появились тонкие полимерные полоски, которые являются защитными нитями. Они разнообразны: металлизированные, бесцветные, магнитные и флюоресцирующие в ультрафиолете. Нить может располагаться по-разному: в массе волокон полностью или частично, наполовину в массе и на поверхности. Зачастую, на нитях присутствует микротекст.

Печать рисунка на купюрах

Для нанесения рисунка на банкноты применяют различные способы и технологии печатания. Дизайн банкнот – дело трудоёмкое, требующее профессионализма. Перед утверждением партии для печати, рассматривается ряд предложенных вариантов с разной степенью детализации.

1. Офсетная печать. Используется для печати фоновой сетки, а также для главного рисунка на небольших купюрах. Используют синюю, жёлтую и красную краски. Банкнота печатается сразу с двух сторон. Бумага не деформируется. Современная техника для печати даёт возможность печатать восемь тысяч листов в час.

2. Высокая печать. Для печати используют клише из металла. Предварительно вручную делают гравюру. Данный метод применяется для нанесения узора на более крупные купюры и мелких элементов других номиналов. Бумага деформируется.

3. Металлография. Метод глубокой печати. Краска заполняет заглубления, и под сильным давлением переходит на лист. Рельеф появляется с двух сторон бумаги. Металлографический рисунок хорошо чувствуется на ощупь, потому что он немного выпуклый. К тому же, даже самые мелкие штрихи имеют высокую чёткость.

4. Ирисовый раскат. Это мягкий окрас, переходящий из одного цвета к другому на полосках оттиска по одной гране купюры. В линиях отсутствуют резкие разрывы или сдвиги. Не имеет чётких границ, поэтому перемена цвета может быть несколько сдвинута на разных купюрах. Ирисовый раскат применяют в офсетной и высокой печати.

5. Орловская печать. Является специальным методом печати, который применяют для изготовления сильно защищенных денежных знаков и ценных бумаг. В данном способе за один прогон получается разноцветный оттиск без наложений и разрывов, то есть, очень чёткий. Такая печать применяется для нанесения сеток, розеток и так далее. Для произведения орловской печати необходимо использовать сложное оборудование.

6. Тиснение. Рисунок, который образовывается линиями конкретной деформации после оттиска штампом под высоким давлением. Является бескрасочным тиснением, поскольку в данном методе не используется краска. Иногда тиснение выполняется с помощью особой фольги. Тисненый рисунок можно выявить при близком просмотре, или при боковом отражённом свете. Также можно почувствовать на ощупь. Изображение обладает чёткими границами деформации листов.

7. Перфорация. Перфорирование микроотверстий на купюрах даёт получить контурные изображения, надписи и цифры. Главными признаками точности являются прямые, ровные края отверстий и ровный рисунок.

8. Нумерация. Каждая купюра обладает серийным номером. Зачастую нумерация наносится методом высокой печати, поэтому отпечаток номера имеет особенности данного способа печати. Используются нумераторы с особыми шрифтами, которые отличаются от остальных начертанием символов. У каждого изготовителя свои шрифты и печатающие элементы.

Для изготовления денежной бумаги, как уже отмечалось, используется натуральный хлопок и лён. Целлюлозы может быть в составе 94-98%. Для начала несколько сотен килограмм волокон загружаются в бойлер. В нём сырьё находится под большим давлением. Далее происходит этап осветления и очищения. Затем волокнистую массу размягчают с помощью прессовки. После этого добавляют особую краску, которая способна изменять оттенок ещё невысохшего материала. На данной стадии создаются водяные знаки.

Волокнистые полотна с водяными знаками направляют на сушку, после чего листы формируются в рулоны. Вес одного рулона может достигать нескольких тонн.
Для изготовления бумаги непосредственно нужны специальные красящие элементы, химические составляющие и оборудование, которое является достаточно непростым механизмом.

Известную краску, которой пользуются почти все страны, производит Швейцария. Их материалы качественные и востребованные. Её стоимость составляет 60% от общей стоимости расходов на изготовление новых купюр.

Основным требованием для денежной бумаги является износостойкость. Деньги должны использоваться в обороте достаточно долгое время. Сопротивление изломам и разрывам – главный показатель их прочности и надёжности. Банкноты не должны рваться. Динамометр определяет прочность купюр на разрыв.

Разработка банкнот

Создание денег – трудоёмкий и долгий процесс, в котором участвуют различные специалисты.

Вначале создаётся эскиз – его выполняют, учитывая все условия технологических возможностей. После изготовления эскиза готовят печатный проект с необходимыми печатными формами, благодаря которым можно тиражировать банкноты в дальнейшем. В современном процессе производства используют компьютерные новейшие технологии. Когда подготовлен пробный печатный проект нового денежного знака, его рассматривает комиссия по исследованию и утверждению. Как только проект одобряют, начинается производство специальных форм, которые помогают тиражировать деньги.

Рисунок наносится под воздействием давления формы на листы. После напечатания листов их нарезают на отдельные банкноты. Далее деньги пересчитываются станком и упаковываются. Деньги готовы и пускаются в оборот.

Изготовление бумажных денег начинается с производства специальной бумаги. Сырье для такой бумаги — не древесина, а хлопок и лен. Использование таких материалов обусловлено более высоким, чем в древесине, содержанием целлюлозы.

Сперва специально подготовленный хлопок помещают в резервуар под большим давлением на несколько часов. При этом сырье меняет структуру и превращается однородную полужидкую массу. Эту массу подвергают фильтрации и осветлению. Затем масса прессуется и помещается в специальные аппараты — размягчители. Именно после этих манипуляций будущая купюра получает характерный хруст и высокую износостойкость.

Следующие стадии производства бумаги — окраска и нанесение водяных знаков. Это происходит сразу после прессовки и размягчения, пока бумага еще немного мокрая. Водяные знаки формируются на бумаге за счет различной толщины слоев волокна на рисунке. После нанесения водяных знаков на бумагу наносят мельчайшие металлические нити. Эта мера также служит для защиты будущей купюры от подделок.

Созданную таким образом бумагу сушат, затем сматывают в рулоны, которые впоследствии отправляются на производство бумажных денег.

Как печатают бумажные купюры

Печать бумажных денег осуществляется путем комбинирования нескольких способов печати:

  1. Высокая печать. Формы для этого типа печати устроены так, что пробельные элементы находятся ниже печатающих. В результате на банкнотах получается «приподнятый» рисунок (например, серия и номер на российских рублях).
  2. Глубокая металлографская печать. Принцип противоположен высокой печати: пробельные элементы на форме расположены выше печатающих. Создает своеобразный рельеф рисунка, который можно почувствовать на ощупь.
  3. Офсетная печать. При использовании этого вида печати рисунок получается плоским (также называется «плоская печать).
  4. Орловская печать. Для получения цветного рисунка небольших размеров главная проблема — совпадение границ областей, напечатанных разными красками. Поочередное нанесение красок не может обеспечить высокую точность, поэтому при орловской печати используется одновременное нанесение красок с одной печатной формы.

Дети любят красивые и функциональные вещи, чтобы все было серьезно, как у взрослых. Даже в игрушечный магазин нужно ходить с деньгами. А для их хранения понадобиться специальная сумочка.

Вот здесь пригодится знание, как сделать кошелек из бумаги своими руками. Занятие это настолько увлекательное и творческое, что, несомненно, понравится малышу, и будет восприниматься как новая игра.

Из бумаги своими руками можно сотворить все, что душе угодно. Главное – приложить немного фантазии и делать несложные движения по ровному складыванию уголков. Первое, что потребуется для создания кошелька для денег своими руками, подготовить материалы.

Необходимы такие предметы:

  • лист бумаг формата А4;
  • карандаш;
  • ножницы;
  • степлер.

Когда схема уже готова, нужно сложить бумажный лист пополам, потом еще вдвое и еще раз вдвое. Получаются ровные складки, по которым нужно будет сделать надрезы, как указано на схеме.

Далее происходит складывание получившихся частей и скрепление их между собой с помощью степлера. Нужно сложить сторону №2 со стороной № 3, далее обратную сторону №8 присоединить к части №1, 4,5,6 стороны нужно соединить со стороной №2 и №5 скрепить с №1.

После исполнения таких несложных манипуляций в изделие уже можно сложить купюры, а в боковые карманчики поместится пластиковая карта.

Понятнее всего схема раскрывается на видео:

Как украсить кошелек для денег?

Обычное белое портмоне любому малышу быстро надоест, поэтому изделию нужно придать индивидуальность. Чтобы сделать кошелек из бумаги ярким и красивым могут понадобиться:

Получившееся изделие можно раскрасить или нарисовать на нем интересный узор.

С помощью блесток можно сделать портмоне гламурным и позиционировать как модный клатч.

Упрощенный вариант для создания бумажного портмоне

Существует еще один простой способ, как сделать кошелек из бумаги. Хранитель денег получится аккуратным, с двумя карманами по размеру купюр.

Для его создания не понадобится степлер – только лист картона, желательно цветного и четкое следование схеме путем ровного складывания:

  • лист сложить пополам и разогнуть;
  • загнуть углы со всех сторон листа;
  • у уголков загнуть «носики»;
  • повторно загнуть боковые края, чтобы получился прямоугольник;
  • перевернуть изделие и еще раз загнуть края;
  • складываем пополам и готово.

В такое портмоне, созданное своими руками, особенно если оно из плотной основы, можно складывать металлическую мелочь и различные вещички.

Для начала - традиционный экскурс в историю. Первые попытки печатать денежки были осуществлены в Китае. Было это достаточно давно, примерно в 700-х годах. До этого деньги, как мы знаем, имели вид металлических монет. Самые первые бумажные деньги назывались “фэй-цянь”, но это были не совсем деньги, а сертификаты, которые обеспечивались подворьями. Пришли к бумажным купюрам, конечно, не случайно. Все дело в том, что с увеличением оборота торговли, люди поняли, что перевозить тонны монет – это не самая удобная форма расчетов. Да и металл дороже бумаги, как ни крути. По виду первые банкноты больше напоминали чеки. На тогдашних бумажных деньгах содержались имена и печати лиц, которые производили выпуск этих самых денег.

Первые настоящие бумажные деньги появились во Франции в 1718 году. А вот у нас в стране это случилось немного позже, впрочем, как и любые другие блага цивилизации. В настоящее время количество банкнот просто огромное, и, возможно, мы с вами совсем скоро станем свидетелями отмены бумажных денег вообще. ..

В настоящее время деньги печатают на шелке, пластике и бумаге. Основным, и самым важным средством их защиты являются водяные знаки. На каждой купюре указан ее номинал, который зависит от экономического положения страны. Конечно, буквально несколько столетий назад, защита денежных знаков вызывала огромные споры. Из истории мы знаем, что известный всем нам Наполеон Бонапарт, изготовил огромное количество подделок, которые были заброшены в Россию, в ходе тогдашней войны.

Что же касается самого материала изготовления, то стоит заметить, что не каждая бумага подойдет для печати денег. Для их изготовления годится только бумага самого высокого качества, ведь именно от нее зависит износоустойчивость будущих купюр. У нас в стране печатанием денег занимаются Ленинградская и Краснокамская фабрики. Естественно, что все это происходит в условиях строжайшей тайны и на уникальном оборудовании. Основные показатели качества денег - это сопротивление излому и рызрыву. Для определения этих свойств, купюры проходят огромное количество перегибов, складываний и разгибаний.

Самая главная защита денег – это водяные знаки. Водяные знаки - это изображение, которое выглядит светлее при просмотре на просвет. Получается водяной знак путем вдавливания металлического сетчатого валика в бумагу. Высший пилотаж водяных знаков – это печать портретов. Такую защиту подделать крайне сложно. Дополнительной защитой денежных знаков являются тонкие нити и металлизированные волокна, которые можно увидеть только лишь при свете определенного спектра. Также, одним из самых сложных защитных способов защиты купюр, является перфорация, которая обозначает ее номинал. Еще одной “фишкой” для защиты банкнот в Европе является метод так называемой “контрольной суммы”. Суть его в том, что если сложить цифры номера купюры, и добавить порядковый номер алфавита, то должна получиться цифра 8. Не знаю, кто это придумал, но, похоже, что парень это весьма не глуп.

Китайцы были первыми, кто стал использовать волокна целлюлозы для производства легкого аналога металлических денег. Бумага используется с этой же целью и сейчас. Конечно, сложность технологического процесса производства бумажных денег возросла в разы, современная денежная бумага — это вовсе не то, что использовалось в Китае или любой другой стране 100-200 лет назад…

Обычно для производства денежной бумаги используются лен и хлопок. Содержание целлюлозы в конечном продукте составляет около 95-97%. Процесс производства начинается с загрузки хлопка (речь идет о нескольких тоннах хлопковых волокон) в бойлер. Здесь исходный материал держат под очень большим давлением. После этого готовую массу волокон сливают в резервуар, где проводится осветление и очистка.

Уже после этого массу подвергают прессовке, помещая в аппараты-размягчители. Следующий этап — добавление специальной краски, которая изменяет оттенок еще влажной бумаги. На этом этапе идет и создание распознавательных водяных знаков (подробнее о них говорится ниже).

Листы с защитными волокнами и водяными знаками отправляются на сушку, после чего бумагу скатывают в рулоны. Вес каждого рулона может составлять несколько тонн.

Кроме бумаги для производства бумажных денег нужны еще и специальные красители, химические соединения, сложное оборудование. Краски для банкнот отечественный «Гознак» закупает у швейцарской компании SICPA (делает специальные защитные типографские краски, чернила для опечатывания продукции, разрабатывает системы кодировки подакцизных товаров). По словам представителей «Гознака», из-за роста швейцарского франка затраты на изготовление отечественных банкнот довольно быстро растут.


Но швейцарская краска всегда считалась самой качественной. Затраты на покупку краски при изготовлении купюр в Европе и мире в среднем составляют около 60% от общей суммы затрат на покупку компонентов и производство банкнот.

Интересно, что способов производства бумажных денег несколько, не во всех странах деньги печатают по одному и тому же методу.

Что касается бумаги, то одно из основных требований к этому материалу — износоустойчивость. Деньги должны быть долговечными, чтобы они не приходили в негодность слишком быстро. Основной показатель износоустойчивости денег — сопротивление излому и разрыву. Бумажные купюры постоянно складывают и разгибают, их тянут за уголки и за другие части. Поэтому они не должны рваться. Прочность на разрыв определяется на динамометре.

Эта характеристика выражается расчетной длиной в метрах полосы бумаги, с разрывом от собственного веса. У денежной бумаги этот показатель составляет тысячи метров (больше, чем у обычной бумаги).

Для того, чтобы обеспечить высокое качество и прочность печатного рисунка, денежная бумага должна обладать необходимой степень белизны, непрозрачности, гладкости и светопрочности. Эта бумага не должна менять свой цвет под воздействием внешних факторов (солнечный свет, например).

В России бумага для денег поставляется всего двумя предприятиями. Это Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака и Краснокамская бумажная фабрика Гознака.

Защита бумаги

У бумажных денег обычно несколько степеней защиты. В числе прочих используются водяные знаки, которые могут служить также и своеобразным украшением. Создают водяные знаки еще при отливе бумаги. Рисунок получается за счет изменения толщины слоя волокна по плоскости купюры. Красивый и четкий водяной знак создать непросто, для этого нужно точное современное оборудование. Водяной знак в некоторых случаях сочетается с рисунком самой купюры.

На производстве денежной бумаги обычно есть мастерская водяных знаков, где работает большое количество высококвалифицированных специалистов. В частности, это граверы, которые переносят рисунки художников на штампы и металлическую сетку так называемого вала-дендироля. Иногда рисунки переносятся и на сетку цилиндра круглосеточной машины.

Дендироль — это уравнитель, который устанавливается на сетку машины, и при вращении образует на бумажном полотне отпечаток своего водяного знака. Этот способ обычно используется для создания бумаги с общим водяным знаком. Если же нужен художественный локальный знак, его можно получить при ручном отливе или же при помощи цилиндрической бум-машины. На сетке цилиндра в этом случае штампуют рисунки знака, а при формировании полотна бумаги создаются все условия, которые позволяют получить многотоновый художественный знак. Купюры многих стран имеют и специальные защитные (часто — цветные или металлические) волокна.


Водяной знак должен хорошо просматриваться на всех купюрах, и быть абсолютно идентичным для всех купюр одного и того же тиража. Подделать водяной знак нелегко, особенно это актуально для портретов.

На протяжении всего времени обращения бумажных денег должна быть обеспечена их идентичность. На практике это означает, что если купюра, образец денежного знака действует несколько десятков лет, то деньги, которые были изготовлены в последние годы действия этой купюры, должны быть идентичными с деньгами, которые были выпущены в самом начале периода. Правда, в течение этого периода могут вноситься некоторые изменения — например, добавляться новые средства защиты.

Решение о модификации внешнего вида купюр принимают специальные органы, все изменения фиксируются. В России такой контроль осуществляет Банк России.

Разработка денежной купюры

Создание денежных знаков — очень сложный и достаточно длительный процесс, в котором задействованы специалисты разных сфер. Это и финансисты, и художники, и специалисты «Гознака»(в случае России), которые активно участвуют в процессе создания новых денег. После того, как заказчик (государство) обозначил все необходимые критерии изготовления купюры, начинают свою работу художники и гравировщики.

Первым создается эскиз — его разрабатывают с учетом всех критериев технологических возможностей производства, при помощи которого будет в дальнейшем осуществляться печатание будущих денег. Одно из основных требований к бумажным купюрам — демонстрация принадлежности разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю.

Это делается при помощи внедрения элементов уникальной символики государства. Ими могут быть государственные символы, текст, портреты известных в этом государстве людей. Обычно крупные номиналы банкнот имеют гораздо более сложный рисунок и количество степеней защиты, чем мелкие.

После того, как готов эскиз, специалисты создают печатный проект со специальными печатными формами, которые позволяют тиражировать купюры в дальнейшем. Здесь принимают участие специалисты высочайшего класса, включая фотографов, граверов-художников, травильщиков, граверов-штемпелистов, дизайнеров.

В случае России эти кадры подготавливает только «Гознак». Современный процесс производства денег включает в обязательном порядке и компьютерные технологии. Как только готов первый печатный проект нового денежного знака, его отправляют специальной комиссии для изучения и утверждения. Если полученный вариант одобрен, то начинается изготовление специальных форм для тиражирования денег.

Печать денег

В процессе печати бумажных денег используется четыре основных способа печати. Это офсетная, металлографская, типографская и орловская печать. Наиболее востребованными и используемыми являются металлографский и орловский способы печати. Интересно, что швейцарская компания KBA-NotaSys SA изготавливает около 90% всех печатных и пресс-станков для изготовления банкнот на мировом рынке. Эти станки, в частности, используются и на «Гознаке».

Орловская печать

Несмотря на то, что этот способ печати был разработан в 1891 году, его используют до сих пор. Название процесса печати происходит от фамилии специалиста «Гознака» Ивана Орлова, который и разработал этот метод. Тогда для печати купюр типографским способом приходилось готовить отдельную форму печати для каждого из цветов рисунка купюры.

Каждую форму оттискивали на фрагменте специальной бумаги. Совпадение линий и границ краски при использовании такого метода не было идеальным, поскольку даже использование компьютера и промышленных систем не дает идеального результата, не говоря уже о технологиях конца 19-го века.

Ивану Орлову удалось внедрить специальный эластичный валик с мягкой структурой и промежуточные формы. У каждой формы при этом — свой рисунок для каждого из цветов на оригинале. Такой шаблон при печати переносит собственный фрагмент на нужное место сборного вала, а уже с вала полная палитра красок переносится на сборную общую форму, где выводится весь рисунок оригинала в полной мере.

Достоинство метода в том, что он позволяет с практически ювелирной точностью наносить рисунок на купюры, с совпадением всех границ рисунков и линий. Кроме того, метод позволяет в ходе всего одного прогона листа через печатную установку создавать необходимый фрагмент рисунка, который почти со 100% точностью соответствует оригиналу. Повторить подобную точность для фальшивомонетчика — затруднительно, хотя, конечно, встречаются специалисты высочайшего класса.

Офсетная печать

При помощи офсетной печати обычно создается так называемая фоновая сетка и ряд дополнительных элементов. В мелких банкнотах при помощи офсетной печати иногда наносится и основной рисунок. Поскольку перенос краски с печатной формы на бумагу производится через промежуточный офсетный цилиндр, то и само изображение на печатной форме делается прямым, не зеркальным.

Интересно, что при таком методе печати обычные и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости. Но поверхности элементов обладают разными физико-химическими свойствами. Так, печатающие элементы — гидрофобные, они хорошо удерживают краску, отталкивая влагу. А вот пробельные элементы гидрофильные, они поглощают воду, но отталкивают краску.

Краски для банкнот обычно разделяются на три цветовые группы. Это синяя группа, красная и желтая. Для каждой группы фотоспособом изготавливается специальная форма. Краска с пластин переносится сначала на резиновое покрытие цилиндра, а уже цилиндр пропечатывает рисунок на бумаге.

Вот, как печатают доллары США:

Металлографическая печать

Это еще один распространенный метод печати купюр. Он известен давно, а для денежных купюр он был применен впервые в 1887 году. Для печати в этом случае используются специально изготовленные формы из стали или никеля.

Эти формы представляют собой почти идеально отполированные пластины, на которые нанесен нужный рисунок при помощи специального пресса. Оригинал формы изготавливается вручную методом гравировки. В русском языке есть специальный термин для изначальной формы. Это «оригинальный штемпель». При печати купюр таким методом детали гравировальных установок создают сложные узоры для купюр. Эти узоры состоят из большого количества линий. После процесса травления проявляются элемент общего изображения, которое и размещается на купюре.

Такие элементы в сочетании с ручной гравировкой и нанесенным шрифтом образуют единое изображение денежного знака. Это изображение после изготовления тиражируется для процесса печати. Правда, этого требуется высокоточное оборудование, как правило, это высокочастотная машина и автоматизированная гальванолиния.

По мнению специалистов, главное достоинство метода металлографической печати в том, что с его помощью можно воспроизводить обширный спектр ярких тонов для печати. Если использовать различные глубину и ширину нанесения рисунка, то можно добиться самых разнообразных красочных эффектов, зачастую, объемных.

При печати на печатные формы с использованием приготовленных резиновых шаблонов наносится краска. Она поступает на гравюру и пробельные элементы. После с этих элементов краска стирается, и форма готова для нанесения рисунка на бумагу. Рисунок наносится в ходе прикладывания формы к бумаге под большим давлением.

Металлографическая печать разделяется на два типа. Это глубокая печать, когда изображения передаются с печатной формы, на которой печатающие элементы значительно углублены по отношению к пробельным. И высокая печать, когда печатающие элементы на формах расположены выше пробельных. Высокая печать используется для нанесения рисунка на крупных банкнотах, серийных номеров и ряда важных элементов купюр мелкого и крупного номиналов.


После того, как купюры напечатаны, неразрезанные листы отправляются в специальный цех, где их нарезают на отдельные купюры. После этого деньги считаются при помощи станка и упаковываются, их отправляют в «свободное плавание» по стране и за ее пределами.



Похожие статьи