Индустриальное общество. Что характеризует индустриальное общество

Индустриальная эпоха (эпоха индустриальных обществ) началась с развития капиталистических предприятий и отношений в период распада феодального общества в некоторых странах Западной Европы: Голландии, Италии, Англии и других. Капиталистами были предприниматели, которые за свои деньги приобретали предметы, орудия, условия труда, нанимали работников и осуществляли производство материальных благ и услуг для продажи за деньги, для получения прибыли. Закончилась эта эпоха в середине XX века, с появлением элементов постиндустриальной (информационной) цивилизационной эпохи.

В индустриальных странах (формация и цивилизация) постепенно теряли господствующее положение и отступали перед капиталистическими формационными (товарно-денежными) и цивилизационными (протестантизм). Число капиталистов росло, увеличивалась степень вовлечения населения в капиталистические (товарно-денежные) отношения. В результате буржуазных революций к власти пришли буржуазные демократы. Они достроили капиталистические формации в своих странах до «вспомогательного верха» и цивилизации. К концу XIX в. капиталистическая формация и цивилизация одержала верх во многих странах Европы.

Мартин Лютер (1483-1546) создал протестантизм, оказавший влияние на становление капиталистического общества. Он отверг роль церкви и духовенства в качестве посредника между индивидом и Богом, утверждая, что спасение души человека зависит от веры, профессионального мастерства и образа жизни. Книгопечатание ознакомило население с Библией и стимулировало самостоятельность мышления. Пуританская этика стала цивилизационной основой капиталистической формации и цивилизации, которая существенно отличалась от предыдущей. Процесс становления индивидуалистической (либеральной) мировой цивилизации шел относительно быстро. Национальные государства боролись за рынки сбыта, политическое влияние, мировое господство. Возникали союзы государств, разделяющие сферы экономического и политического влияния.

Технологическую основу индустриального общества составляют физический и умственный труд, новые источники энергии (электричество, двигатель внутреннего сгорания), машинное производство на промышленной (индустриальной) основе. Эти средства производства позволили резко увеличить количество и качество материальных благ для удовлетворения демосоциальных потребностей людей.

Демосоциальная подсистема индустриального общества характеризуется следующими элементами: ростом населения Земли, нуклеарной семьей, урбанизацией, усложнением социальной структуры, ростом социального неравенства, национализмом и классовой борьбой буржуа и пролетариев, загрязнением экологической сферы, превращением городов во все более неперигодные для жизни.

Для экономической подсистемы характерны: индустриальный способ производства; капиталистическая собственность, развитие финансового капитала; господство крупных монополий — частных и государственных; рост эффективности общественного производства; появление мирового рынка; разделение общественного производства на три сектора (первичный — сельское хозяйство, вторичный — промышленность, третичный — услуги) при ведущей роли промышленного сектора; возникновение кризисов перепроизводства; борьба основных экономических классов (буржуазии и пролетариата).

Политическая подсистема индустриального общества характеризуется: распадом империй и возникновением национальных государств; развитием права; разделением законодательной, исполнительной, судебной властей; всеобщим избирательным правом; формированием и массовой . В городах возникает разрыв и конфликт между бюрократической, анонимной государственной властью и самоуправляемым, близким к интересам людей муниципалитетом.

Духовная подсистема индустриального общества характеризуется реформацией церкви, развитием и технического знания, становлением массового образования, возникновением массовых СМИ и науки. Новая религия, философия Галилея, Бэкона, Декарта, естественные науки изменили духовный климат постреформационной Европы.

Общественная психика характеризуется усилением рационализма, ослаблением религиозного мировоззрения и усилением светского (либерального, социалистического, анархистского), появлением социалистических прожектов переустройства общества, ожесточением субъективного противоборства разных классов.

Капиталистическое общество оказало решающее влияние на ход исторического процесса в XIX-XX веке. Оно начало колониальные войны против первобытно-общинных, аграрно-азиатских, феодальных обществ в других странах мира. Типы колонизации были разные: поселения колонистов, миграция в колониальные районы, проникновение колонизаторов в страны с развитой азиатской цивилизацией и формацией, закрепление там в качестве правящего меньшинства. Колонизируемые (и «цивилизуемые») народы оказывали сопротивление колонизаторам.

В первой половине XIX века в Европе поднялось революционное движение пролетариата, выдвинувшего свои экономические и политические требования к классу капиталистов: произошли восстание лионских рабочих (1834) и силезских ткачей (1844), в Англии развернулось чартистское движение. Карл Маркс и Фридрих Энгельс теоретически обосновали требования пролетариата в «Манифесте коммунистической партии». В 1917 г. в России началось строительство «пролетарско-социалистического» общества (формации и цивилизации).

Двумя общественными формациями и цивилизациями индустриальной эпохи стати капиталистическая и социалистическая (советская). Вначале их борьба складывалась в пользу социализма (формации и цивилизации): возник «нролетарско-социали- стический» Советский Союз. Затем в результате победы над нацизмом сложился лагерь советского социализма, включающий множество стран; началось разложение колониальной системы капитализма. Советские коммунисты надеялись, что победа социалистического общества над капиталистическим будет означать их победу. Это положение зафиксировала программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС (1961 г.).

Трансформация либерально-капиталистического общества в социал-демократическое доказала, что всемирно-историческое значение стал играть не пролетариат, а средний масс. Буржуазно-социалистическое общество (сметанная формация и цивилизация) оказалось более жизнеспособным по сравнению с либеральным капитализмом и пролетарским социализмом, потому что, с одной стороны, давало простор талантам, а с другой стороны, — воплощало умеренную социальную справедливость в форме относительного неравенства, социальной защиты трудящихся, слабых. В конце XX века мировая система социализма и СССР потерпели поражение.

Очередная эпоха в развитии человечества, общество, достигшее в своем экономическом развитии уровня, при котором больше половины ВВП, т.е. общей стоимости товаров, произведенных в данной стране за год, приходится на промышленность и добычу полезных ископаемых. В экономически развитых странах, переход к этой форме общества произошел в период 15-18 веков.
Можно с определенностью сказать, что характеризуется значительной степенью урбанизации, разделением труда во всех сферах бизнеса, и развитой системой коммуникаций.

Кроме того, для индустриального общества характерно повсеместное внедрение машинного производства, вызывающее резкое увеличение объемов промышленности и сельского хозяйства. Происходит небывалый скачок в сфере образования, вызванный все возрастающим спросом на инженеров и профессионально подготовленных рабочих. Что в свою очередь приводит к бурному развитию научно-технического потенциала общества. По мере развития науки и техники, в индустриальном обществе появляются радио, газеты и телевидение. С развитием медицины и увеличением благосостояния общества, резко возрастает численность населения. Разделение труда уже не ограничивается рамками одного индустриального общества и становится разделением труда между индустриальными обществами разных стран, так как бизнес становится международным.

По мере перехода от экономики аграрной, при которой основная часть ВВП формируется за счет сельского хозяйства, к индустриальному производству, происходит перераспределение трудовых ресурсов. В индустриальном обществе на долю промышленного производства приходится до 85% занятого населения.

Индустриальное общество может возникнуть лишь в централизованном государстве, т.е. когда местные органы власти подчинены центральным, а вся государственная система управляется из единого центра. Дело в том, что в раздробленном феодальном государстве не может полноценно функционировать система отраслевого и профессионального разделения труда. Кроме того, должен быть осуществлен переход от традиционного общества к индустриальному. Т.е. от общества, регулируемого традициями, где их сохранение намного важнее развития, к обществу способному развиваться.

По мере развития такого общества, постепенно нивелируются различия между сословиями и классами, но возникает деление на нации, регионы и миры.
Одними из особенностей индустриального общества являются неравномерность процесса развития и отсутствие бережного, рачительного отношения к природным ресурсам.
Говоря о подтверждении вышеизложенных постулатов экономики, можно упомянуть следующее. Население планеты за прошедшее столетие, увеличилось втрое, урбанизация выросла в 5 раз, а 9/10 предметов, постоянно используемых людьми, придуманы в ХХ веке. За прошедшие 15 лет, объем природных ресурсов, использованных человечеством, равен объему природных ресурсов, потребленных за всю историю цивилизации.

типология общество постиндустриальный

Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности -- земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.

Индустриальное общество

В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды -- теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество.

Постиндустриальное общество

Переход к новому типу общества -- постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.

Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare -- преобразовывать). Революция (от лат. revolutio -- поворот, переворот). Общественное развитие: - это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры); - это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Виды: 1) Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России -- Великие реформы Александра II); 2) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х -- начала 90-х гг. XIX в. в России -- «Контрреформы» Александра III); 3) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России); 4) Долговременные (например, неолитическая революция -- 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.). Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни: -- экономические реформы -- преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.); -- социальные реформы -- преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми); -- политические реформы -- изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.). Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в. В современных условиях два пути общественного развития -- реформа и революция -- противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа -- революция» на «реформа -- инновация».

Под инновацией (от англ. innovation -- нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация (от фр. moderniser -- современный) -- это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно¬европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения.

По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

  • 1) дописьменные и письменные;
  • 2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
  • 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
  • 4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
  • 5) сравним следующие виды общества (традиционное (доиндустриальное) - а, индустриальное - б, постиндустриальное (информационное) - в) по следующим линиям сравнения: - основной фактор производства - а) земля; б) капитал; в) знания; - основной продукт производства - а) пища; б) промышленные изделия; в) услуги; - характерные черты производства - а) ручной труд; б) широкое применение механизмов, технологий; в) автоматизация производства, компьютеризация общества; - характер труда - а) индивидуальный труд; б) преимущественная стандартная деятельность; в) резкое повышение творческого начала в труде; - занятость населения - а) сельское хозяйство - около 75%; б) сельское хозяйство - около 10%, промышленность - 85%; в) сельское хозяйство - до 3%, промышленность - около 33%, услуги - около 66%; - основной вид экспорта - а) сырьё; б) продукты производства; в) услуги; - социальная структура - а) сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность; б) классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур; в) сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации; - продолжительность жизни - а) 40-50 лет; б) свыше 70 лет; в) свыше 70 лет; - воздействие человека на природу - а) локальное, неконтролируемое; б) глобальное, неконтролируемое; в) глобальное, контролируемое; - взаимодействие с другими странами - а) несущественное; б) тесная взаимосвязь; в) открытость общества; - политическая жизнь - а) преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй; б) провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство; в) политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии -- «демократии консенсуса»; - духовная жизнь - а) господствуют традиционные религиозные ценности; однородный харак¬тер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью; б) утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов; в) особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818--1883) и Ф. Энгельс (1820--1895). Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

Обусловили глубокие изменения в политической и экономической жизни людей позднего Средневековья. Индустриальное общество начало формироваться в начале XIX века. Произошло своеобразное перераспределение рабочей силы: занятость населения упала в сельскохозяйственной сфере с 80% до 12%. Одновременно возросла до 85% доля работающих в промышленном секторе и существенный прирост городского населения.

Такое общество характеризуется возникновением поточного, массового производства, автоматизацией и механизацией , неуклонным развитием рынков и услуг. Накапливаются знания, формируется гражданское общество, повышается уровень жизни , развивается , образование, наука. Результатом образовательной революции становится всеобщая грамотность и формирование системы образования.

Приоритеты индустриального общества

Важнейшими ценностями считаются трудолюбие, предприимчивость, порядочность, образованность. В индустриальном обществе быстрыми темпами растет сельскохозяйственное и промышленное производство, возникают новые средства коммуникации (печатная пресса, радио, ТВ), образуются монополии, происходит сращивание промышленного и банковского капиталов. Кроме того, повышается мобильность населения, увеличивается средняя продолжительность жизни, растет уровень потребления, изменяется структура рабочего времени и отдыха. Изменения касаются и демографического развития - снижается и смертность, происходит постарение населения.

Для развитого индустриального общества характерна соответствующая политическая система - . Преобразования в политической сфере приводят к установлению новых политических прав и свобод, в том числе, избирательного права. Важнейшую роль в поддержании порядка имеет право, основными принципами которого является равенство возможностей, признание за каждым права на жизнь, свободу, собственность.

В 70-х годах 20 века индустриальное общество, благодаря научно-технической революции и глобальной информатизации, трансформировалось в постиндустриальное общество.


Становление индустриального общества Глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья сформировали предпосылки нового типа цивилизационного развития индустриального (капиталистического) общества. К их числу можно отнести особое понимание человека как активного и деятельного существа, созданного по образу и подобию Бога, а также сформировавшийся в эпоху Просвещения культ человеческого разума, способного проникнуть в сокровенные тайны мироздания. Ученые продолжают дискуссии о том, какие причины оказали решающее воздействие на становление индустриального общества.


К. Маркс усматривал главную причину возникновения капитализма в развитии производительных сил. Согласно марксистскому учению постоянно развивающиеся общественные производительные силы приходят в противоречие со сложившимися формами производственных отношений. Тогда наступает эпоха социальной революции, разрушающей старые производственные отношения и устанавливающей новое, исторически изменчивое соответствие уровня развития производительных сил характеру производственных отношений.


М. Вебер усматривал культурные истоки «духа капитализма» в реформе традиционного христианства. Широкое распространение в Европе протестантской этики с присущим ей культом производительного труда, резко контрастирующего с традиционалистскими идеалами нестяжательства и благородной бедности, по мнению М. Вебера, сыграло решающую роль в становлении капитализма в Европе. Говоря о культурных истоках капитализма, М. Вебер проводил важное научное различие между производительным трудом, приносящим прибыль, и безудержной алчностью, страстью к обогащению любой ценой. Цивилизованный капитализм основан на профессиональной честности, строжайшем бухгалтерском учете и разграничении капитала и личной собственности. М. Вебер усматривал культурные истоки «духа капитализма» в реформе традиционного христианства. Широкое распространение в Европе протестантской этики с присущим ей культом производительного труда, резко контрастирующего с традиционалистскими идеалами нестяжательства и благородной бедности, по мнению М. Вебера, сыграло решающую роль в становлении капитализма в Европе. Говоря о культурных истоках капитализма, М. Вебер проводил важное научное различие между производительным трудом, приносящим прибыль, и безудержной алчностью, страстью к обогащению любой ценой. Цивилизованный капитализм основан на профессиональной честности, строжайшем бухгалтерском учете и разграничении капитала и личной собственности.


Наконец, французский историк Ф. Бродель усматривал предпосылки капитализма в торговле на дальние расстояния. Она зародилась в городах Средиземноморья еще в XIXII вв. Первыми крупными центрами морской торговли поочередно становились средиземноморские города Амальфи, Генуя и Венеция. Торговля на дальние расстояния оказалась гораздо прибыльнее сельского хозяйства. Ф. Бродель показал, что центр новой индустриальной цивилизации неуклонно перемещался с юга на север вслед за смещением центров крупной морской торговли (Генуя, Венеция, Антверпен, Амстердам, Лондон, Нью-Йорк). Индустриальное общество это урбанизированное общество, расцвет крупных городов.


Индустриальное общество как техногенная цивилизация Индустриальное общество тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.


Характеристики индустриального общества Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой. Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.


Технический прогресс способствовал невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. На смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. В индустриальном обществе господствующий тип социальной на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). Технический прогресс способствовал невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. На смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. В индустриальном обществе господствующий тип социальной на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием).


Отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей личную свободу. Отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей личную свободу. Социальные отношения в индустриальном обществе принимают форму товарно- денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей социальных партнеров. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально- опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.), и каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей. Социальные отношения в индустриальном обществе принимают форму товарно- денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей социальных партнеров. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально- опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.), и каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей.


Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества. Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.





Похожие статьи