Экономические системы в годы войны. Мировая экономика: до и после Второй мировой войны

Казалось, Англия должна была выиграть в результате Первой мировой войны - она были одной из стран-победительниц. Ее главный конкурент, Германия, был разгромлен, к Англии перешла часть германских колоний. Но выигранная война ухудшила положение английской экономики. В ходе войны Англия потеряла половину своего торгового флота. Связи с колониями ослабли - между Англией и колониями лежали океаны, где караулили немецкие субмарины. Долг Соединенным Штатам был столь большим, что на его погашение ежегодно тратилось до 40% государственного бюджета.

Весь период между мировыми войнами английская промышленность испытывала хронический застой с массовой безработицей и недогрузкой производственных мощностей. Англии приходилось хуже, чем другим странам, потому что главную роль в ее хозяйстве играли традиционные “старые” отрасли - угольная, металлургическая, текстильная, а эти отрасли оттеснялись на задний план “новыми”.

Правда, в Англии стали развиваться и “новые” отрасли: химическая, автомобильная., электротехническая, авиационная. Но удельный вес этих отраслей пока был невысок, и они не могли стать основой нового промышленного подъема. Поэтому к 1929 г., к началу мирового экономического кризиса, английская промышленность еще не восстановила довоенный уровень производства, а к началу Второй мировой войны производство лишь на 22% превысило уровень 1913 г.

Однако по итогам Второй мировой войны Англия была в числе победителей, и снова это не обеспечило ей процветания. Промышленность Англии и в послевоенный период развивается медленней, чем промышленность других стран. К 1990 г. английское промышленное производство выросло по сравнению с довоенным (1938 г.) уровнем в 3,2 раза, а производство индустриальных капиталистических стран в целом - в 8,5 раза. К началу 90-х годов по объему промышленного производства Англию обогнала Италия, и Англия по этому показателю отошла на 5-е место в капиталистическом мире.

Но по сравнению с довоенным периодом промышленность Англии развивается теперь несколько быстрее. За 30 лет (с 1950 по 1980 г.) промышленное производство выросло втрое. Чем объясняется это относительное ускорение темпов?

Во-первых, государственным регулированием, стимулирующим экономический рост.

Во-вторых, обновлением основного капитала после войны. Пришлось восстанавливать разрушенные предприятия и обновлять оборудование остальных, потому что во время войны оно износилось. Большие строительные работы вызвали повышенный спрос на рабочую силу, стройматериалы, оборудование - возник строи-тель- ный бум, экономическое оживление. Но главное - при восстановлении промышленности происходит технический скачок, который и составляет основное содержание обновления основного капитала. А повышение технического уровня промышленности, естественно, повышает ее возможности, ее конкурентоспособность. К тому же при обновлении основного капитала происходит и структурная перестройка промышленности: капиталы идут в наиболее перспективные отрасли. И если прежде Англия отставала по развитию новых отраслей, то теперь именно в них наблюдался усиленный прилив капиталов.

В-третьих, в связи с распадом колониальной системы резко сократился вывоз капиталов из страны, и теперь те капиталы, которые прежде вывозились, стали вкладываться в свою про-мыш- ленность.

Наконец, в-четвертых, после открытия крупных месторождений нефти в Северном море Англия стала обеспечивать себя нефтепродуктами, получив в условиях энергетического кризиса существенное преимущество перед другими странами.

До Первой мировой войны, как уже отмечалось, Англия отставала от других стран по концентрации производства и образованию монополий. Однако в военные годы, когда выгоднейшие государственные заказы получали самые крупные фирмы, а также в годы межвоенных кризисов и депрессий, когда мелкие и слабые фирмы неуклонно разорялись, процесс монополизации промышленности Англии успешно завершился. В начале 80-х годов из 5 крупнейших монополий мира 3 были американскими и 2 английскими: “Роял Датч Шелл” и “Бритиш Петролеум” (обе нефтяные). Ни одна монополия ФРГ или Японии не входит в состав этой первой пятерки.

Среди остальных корпораций заслуживает внимания концерн “Юнилевер” - крупнейшая пищевая монополия мира. Этот концерн на своих предприятиях производит мыло, маргарин и другие продукты. Именно здесь производится подавляющая часть потребляемого в Европе маргарина. Значительная часть сырья поступает из Африки - пальмовое масло, кокосовые и земляные орехи и другие масличные культуры. Именно там, в Африке, работает половина занятых в концерне. Концерн номинально англо-голландский (как, впрочем, и “Роял Датч Шелл”), а фактически - с участием многих стран. Он имеет свыше 600 дочерних компаний в разных странах.

Из остальных корпораций Англии отметим табачную компанию “БАТ индастриз” и химическую “Империал кемикл индастриз”.

Уже из краткого перечня вырисовываются особенности английских корпораций - их колониальный и международный характер. Из 5 перечисленных компаний 4 используют сырье бывших колоний. Ведь нефтяные монополии возникли значительно раньше, чем в Англии нашли “свою” нефть, да и для выращивания табака климат Англии не подходит. Из 5 компаний две даже по названию - транснациональные. Фактически транснациональными являются и остальные.

Такие же особенности характерны и для финансового капитала Англии. В отличие от промышленных корпораций, в первую пятерку крупнейших банков мира не входит ни один английский, в первую же десятку - два: “Барклейз бэнк” и “Вестминстер бэнк”. Но “большая четверка” английских банков имеет больше заграничных филиалов, чем банки других стран.

Государственное регулирование хозяйства в Англии развивалось несколько иначе, чем в США. Как и в США, первым толчком стал кризис 1929 - 1933 гг. Государство в эти годы принимало антикризисные меры и для этого создавались специальные государственные органы. Но в Англии была еще одна форма организации - смешанные государственно-капиталистические компании, т.е. компании с участием государственного капитала, действующие под государственным контролем. Такую смешанную форму имели производство и распределение электроэнергии, радиовещание (Би- Би-Си) и некоторые другие отрасли.

Следующим толчком, усилившим тенденции государственного регулирования, стала Вторая мировая война. Государство стимулировало концентрацию промышленности. Военные заказы получали крупнейшие фирмы. Чтобы обеспечить выполнение этих заказов, государство брало в свои руки распределение сырья, топлива, энергии и обеспечивало всем этим в первую очередь те крупные фирмы, которые выполняли военные заказы. Более того, государство ликвидировало некоторые мелкие фирмы или подчиняло их крупным при выполнении военных заказов.

Но полностью государственное регулирование развернулось лишь после войны. В 1945 г. к власти в Англии пришли лейбористы, английская рабочая партия. В своей программе они провозглашали переход к социализму в Англии путем национализации промышленности.

С 1946 по 1951 г. они провели национализацию ряда отраслей хозяйства. Были национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленность, электростанции, радио и телевидение, железные дороги и другие виды транспорта. В 1967 г., когда лейбористы снова оказались у власти, была национализирована металлургическая промышленность.

При переходе фирм в собственность государства акции акционерам обменивались на облигации государственного займа, приносившие такой же доход, как и прежние акции. Точнее - несколько больший, потому что при национализации большинство предприятий оценивалось с существенным завышением их стоимости. Облигации можно было продать на бирже, получив капитал в деньгах.

Рассмотрим главные результаты этой национализации.

1. Национализированы были преимущественно “старые”, малорентабельные отрасли. Выкупая их, государство принимало на себя расходы по содержанию этих важных для хозяйства отраслей, а бывшим их хозяевам предоставляло возможность на полученный выкуп осваивать перспективные “новые” отрасли.

Национализированные отрасли, особенно угольная и металлургическая промышленность, нуждались в реконструкции. Прежним владельцам такая реконструкция была непосильна именно потому, что они не обеспечивали достаточно высоких прибылей. Теперь государство провело их реконструкцию за счет государственного бюджета.

2. В руки государства перешли главным образом те отрасли, которые обслуживают остальное хозяйство, обеспечивают его топливом, энергией, металлом, перевозками. После национализации они стали предоставлять частному сектору энергию, транспорт и сырье по сниженным ценам, часто по ценам ниже себестоимости. Таким образом, за счет государства расходы корпораций снизились, доходы увеличились и положение упрочилось.

Однако экономически государственный сектор оказался мало эффективным. Он требовал больших расходов на содержание. Государственное хозяйство управлялось преимущественно административными методами, недостатки которых нам хорошо известны. Поэтому каждый раз, когда консерваторы возвращались к власти, они предпринимали действия по денационализации.

В 80-х годах правительство М. Тэтчер приватизировало ряд фирм. В национализированные отрасли, которые до этого были монополией государства, был допущен частный сектор. Были уменьшены государственные инвестиции в хозяйство. Проводились меры по ограничению государственного регулирования, в какой-то степени близкие “рейганомике”. Однако эти меры лишь немного сократили государственный сектор хозяйства. В эти годы усиленно приватизировались предприятия коммунальных услуг и жилые дома, свыше миллиона англичан выкупили у государства дома, и теперь 65% населения владеет собственным жильем.

В ходе приватизации преимущественным правом при покупке акций пользовались работники приватизируемых фирм. В результате за годы правления М.Тэтчер число акционеров выросло с 7 до 25% взрослого населения страны.

К настоящему времени вес государства в хозяйстве страны определяется следующими величинами. В государственном секторе производится около 20% промышленной продукции Англии. Через государственный бюджет проходит до 40% валового национального продукта. Очевидно, что в Англии, как и в США, именно государственный бюджет, а не государственный сектор, является главным инструментом государственного регулирования хозяйства.

В сфере этого регулирования находится и сельское хозяйство. Выше говорилось, что к началу Первой мировой войны сельское хозяйство Англии свелось преимущественно к пригородному, а 2/ 3 потребляемого продовольствия поступало из-за границы. Во время Первой мировой войны, когда Германия топила суда, которые шли с продовольствием в Англию, в стране возник продовольственный дефицит, и сельскохозяйственное производство быстрыми темпами наращивало объемы. После войны потребности в “домашних” продуктах упали. Но ситуация повторилась в период Второй мировой войны. И после этой войны государство стало поддерживать искусственными мерами фермеров. Оно стало покрывать около четверти их производственных расходов: скупало их продукцию по гарантированным твердым ценам, платило премии за повышение урожайности, продуктивности животноводства и другие достижения. В результате с начала 50-х по начало 80-х годов сельскохозяйственное производство Англии выросло более чем втрое, и свыше 60% потребляемого продовольствия Англия стала производить сама.

Правда, со вступлением Англии в “Общий рынок” перед ее сельским хозяйством встали новые трудности. Сельскохозяйственная продукция Англии дороже аналогичной продукции партнеров по “Общему рынку”, поэтому при объединении рынков сельскохозяйственной продукции она оказывается неконкурентоспособной и требуются дополнительные государственные ассигнования в помощь фермерам. Это порождает конфликты Англии с партнерами по “Общему рынку”.

До Первой мировой войны Англия была крупнейшей торговой державой мира. Внешняя торговля для нее имела особое значение, потому что из-за границы она получала 90% необходимого сырья, 70% продовольствия, а треть ее промышленной продукции предназначалась для экспорта. Но после войны она утратила свои позиции на мировых рынках. Ее доля в мировом капиталистическом экспорте резко сократилась с 15% в 1913 г. до 11% в 1938 г.

Чтобы укрепить свои позиции во внешней торговле, английское правительство организует экономические союзы, создавая привилегированные рынки для сбыта английских товаров.

В 1931 г. был организован “стерлинговый блок”, который объединял Англию с ее колониальной империей, Голландию, Скандинавские страны, Португалию. Эти страны договорились при торговле между собой расплачиваться фунтами стерлингов, тогда как остальной мир уже торговал за доллары. Таким образом, между собой этим странам торговать было легче, чем с остальным миром.

В 1932 г. была введена имперская система преференциальных (предпочтительных) тарифов: страны Британской империи снижали пошлины при торговле между собой, а на товары других стран пошлины повышались. Таким образом, в 30-х годах возникают “полузакрытые” рынки, где преимуществом пользовались английские товары.

После войны доля Англии в мировой торговле продолжала падать. Она сократилась до 6% мирового капиталистического экспорта к началу 90-х годов. Сначала Англия пыталась проводить прежнюю внешнеэкономическую политику, создавая внешние заповедники для сбыта своих товаров. В конце 50-х годов в противовес “Общему рынку” она организовала “зону свободной торговли” из 7 стран. Кроме Англии, в этот торговый союз вошли Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Швейцария и Португалия - главным образом страны прежнего “стерлингового блока”. В торговле между собой эти страны снижали пошлины, обеспечивали преимущества товарам партнеров по союзу.

Распалась Британская империя. Английские колонии стали независимыми государствами. Потеря колоний была таким ударом по английской экономике, что, казалось, Англия уже не оправится. Но шок прошел. Английские дипломаты добились сохранения связей с бывшими колониями. Британская империя стала Британским содружеством. Страны содружества по-прежнему входили в стерлинговую зону, сохраняли предпочтительные тарифы (т.е. пониженные пошлины при торговле между собой), были связаны экономическими соглашениями с Англией. Сохранению позиций Англии и ее влиянию в странах содружества способствовало и то, что в этих странах были крупные английские капиталовложения, т.е. крупнейшие хозяйственные объекты оставались в собственности англичан, и то, что за время колониального господства Англии экономика этих стран развивалась как придаток к английской экономике, а это, естественно, затрудняло экономические связи с остальным миром.

Но и это уже не спасало. Страны содружества теперь поглощали меньше 30% британского экспорта, потому что освободившиеся страны предпочитали покупать товары Японии, ФРГ и США. Больше половины британского экспорта теперь шло в индуст-ри- альные страны.

Это и явилось основной причиной резкого изменения внешнеэкономической ориентации: в начале 70-х годов Англия, отказавшись от прежних связей, вступила в “Общий рынок”. Правительство надеялось, что таким образом Англия сможет занять более выгодные позиции в международном разделении труда, увеличить сбыт продукции в индустриальные страны, стать полноправным членом единой Европы.

И ныне хозяйство Англии все более интегрируется в мировое сообщество, в котором и она нашла свое достойное место.

Война явилась экзаменом для экономических систем всех воюющих стран. Несмотря на то что именно германская экономика первой начала перестройку на военные рельсы, причем еще в довоенные годы, она так и не смогла превзойти экономические системы не только США и СССР, но отчасти и Британии. В развитии экономики Германии в годы войны отчетливо прослеживаются два периода: 1940-1942 гг. и 1943-1945 гг. На первом из них военное производство находилось в стадии застоя, несмотря на то что на Германию работали практически все порабощенные ею страны. Зато потребительские сферы производства развивались достаточно динамично. Огромными были и поставки товаров и сырья из порабощенных европейских стран. В результате количественное и качественное превосходство, которое имел Гитлер к началу войны в Европе, было утрачено.

Перелом наступил после сталинградской катастрофы и неудач в Африке. Понимая необходимость резкого усиления военного производства, Гитлер в 1942 г. назначил министром вооружений А. Шпеера, обладавшего высокими организаторскими способностями. Ему удалось в короткий срок привлечь к военному производству частных предпринимателей, отменить имевшиеся льготы и привилегии для них. Расширившееся военное производство требовало новых рабочих рук, однако их не хватало в условиях новых и новых мобилизаций в действующую армию. Нехватка рабочих рук компенсировалась принудительным направлением на работу в Германию жителей оккупированных стран.

Результат, достигнутый Шпеером подобной ценой, выглядел весьма впечатляющим. Выпуск военных самолетов в Германии увеличился в 1943 г. втрое по сравнению с 1939 г., а в 1944 г. - почти в 5 раз. Производство танков в 1944 г. выросло по сравнению с 1939 г. в 10 раз.

В то же время экономика Германии «надорвалась» на военном производстве. Начиная с 1944 г. во всех районах страны наблюдалась острая нехватка продуктов питания и товаров первой необходимости.

Экономическая система нацистской Германии не выдержала проверки войной и оказалась менее эффективной, чем экономика других стран, в первую очередь США и СССР.

Эволюция английской экономики. Английская экономика начала перестройку на военный лад лишь с первыми залпами войны. Однако и тогда военное производство (не говоря о выпуске товаров повседневного спроса) находилось в руках преимущественно частных компаний. В 1940 г. над их деятельностью в сфере производства оружия и боеприпасов был установлен прямой государственный контроль. В 1942 г. был принят закон о чрезвычайных полномочиях правительства, который делал государственное вмешательство в деятельность частных компаний, по сути, безграничным. Именно с этого времени военное производство в Британии резко набирает обороты. Имея более низкие показатели валового национального продукта, чем Германия, оказавшись в блокаде и не имея достаточных сырьевых ресурсов, Британия сумела в 1942 г. выпустить 23 672 военных самолета (Германия - 15 409), танков в 9 раз больше, военных кораблей в 4 раза больше, чем выпускала в 1939 г.

Следует подчеркнуть, что подобного результата промышленность Англии смогла добиться, лишь усилив роль государства в экономике.

Американская экономика в 1939-1945 гг. Экономическая система США оказалась самой динамичной и высокоразвитой в годы Второй мировой войны. Главными причинами этого были: во-первых, высокий уровень развития промышленности, достигнутый в 30-е гг.; во-вторых, отсутствие на территории США боевых действий в годы Первой и Второй мировых войн; в-третьих, результативность тех мер по государственному регулированию экономики страны, которые были приняты в начале 30-х гг.

Несмотря на провозглашенный нейтралитет в начальный период войны, Ф.Д. Рузвельт в декабре 1940 г. объявил США «арсеналом демократии» и развернул масштабную экономическую и военно-техническую помощь Англии.

В условиях начавшейся войны контроль за экономикой еще более усилился. В 1942 г. полный контроль над экономикой страны был передан специальному правительственному органу - Управлению военным производством. По его решению были максимально задействованы мобилизационные возможности американской экономики.

В результате экономика США в годы Второй мировой войны показала себя в высшей степени эффективной. По производству военных самолетов в 1944 г. США превзошли собственные показатели 1939 г. почти в 20 раз, по производству военных кораблей в 1943 г. - в 5 раз по сравнению с довоенным 1941 г., а по выпуску танков в 1943 г. - в 7,5 раза по сравнению с 1941 г.

Всего же из суммарного производства военной техники основными воюющими странами (Англией, США, СССР, Германией и Японией) военная экономика США выпустила за годы войны 35,4% всех самолетов, 30,4% танков и 72,8% военных кораблей.

К концу войны, когда необходимость в выпуске военной техники в столь больших количествах отпала, экономика США смогла так же быстро перестроиться на выпуск традиционных видов мирной продукции.

Война способствовала накоплению золотовалютных запасов США.

Перестройка советской экономики на военный лад. Советская экономика, в отличие от экономических систем других стран, перестраивалась на военный лад в совершенно иных условиях. Несмотря на большую работу по милитаризации экономики страны, проведенную в конце 30-х гг., этот процесс к началу войны не был завершен. Милитаризация была облегчена полным огосударствлени­ем экономики страны. Вместе с тем перевод экономики на военные рельсы проходил в условиях гитлеровской агрессии, когда страна утратила основную часть промышленного потенциала, созданного в довоенные годы. Тяжелейшей задачей для власти и героическим подвигом народа стала начавшаяся в первые же дни войны эвакуация экономического потенциала и людских ресурсов из угрожаемых районов. Только с июля по декабрь 1941 г. в восточные районы страны было эвакуировано 2593 предприятия, перемещено 2,4 млн голов крупного рогатого скота, 200 тыс. свиней, 5,1 млн овец и коз, 800 тыс. лошадей. В тыловые районы было вывезено железнодорожным транспортом 10 млн человек, водным - 2 млн человек. В результате острой нехватки рабочей силы, топлива, электроэнергии, сырья промышленное производство за первые полгода войны сократилось более чем вдвое. Лишь с марта 1942 г. наметился его рост. Одновременно к лету 1942 г. завершился перевод экономики страны на военные рельсы.

Темпы роста советской экономики в годы войны были даже выше, чем в годы довоенных пятилеток. Ежегодные темпы роста национального дохода в 1943-1944 гг. составили 16,2%, производства промышленной продукции - 16,2%, сельскохозяйственной - 19,2%. Еще более высокими темпами росло производство военной продукции. В результате уже в 1942 г. СССР превзошел Германию по производству танков и САУ в 3,9 раза, боевых самолетов - почти вдвое, артиллерийских орудий и стрелкового вооружения - в 3 раза. В 1944 г. каждые сутки советская индустрия выпускала столько военной техники, сколько было необходимо для укомплектования одной танковой бригады и полка САУ, трех авиационных полков.

Советские конструкторы за годы войны запустили в производство 25 новых моделей самолетов, 23 типа авиационных двигателей, множество другой новой техники. В результате доля новых образцов достигла в стрелковом вооружении 42%, в артиллерийском 83%, бронетанковой технике более 80%, авиационном оборудовании 67%.

Мощь и неисчерпаемые возможности советской индустрии признавали как союзники, так и враги СССР.

Советская экономика, несмотря на особые условия ее функционирования в годы войны, сумела выпустить каждый третий танк и каждый второй самолет из всех созданных ведущими воюющими странами.

Ленд-лиз

В марте 1941 г. Конгресс США принял закон, позволявший оказывать военную и экономическую помощь тем странам, оборона которых была признана жизненно важной для США. Такой страной первоначально стала Великобритания, ресурсы которой в войне с Германией оказались к этому времени почти исчерпаны. 7 ноября 1941 г. система ленд-лиза была распространена и на СССР. Общий размер помощи составил к концу войны 50 млрд долларов. На долю Британии пришлось до 60% американских поставок, на долю СССР — 20%. Со­ветский Союз получил по лендлизу 22 тыс. самолетов (18% самолетного парка СССР), 12 тыс. танков (13%), 427 тыс. автомобилей (почти вдвое больше, чем сумели выпустить за это время предприятия страны), около 2 тыс. паровозов, более 11 тыс. вагонов, 560 военных кораблей. До 47% этих грузов было направлено через Тихий океан на советский Дальний Восток, 23,8% — через Иран, 22,7% — морскими караванами через Атлантику в Мурманск и Архангельск. Поставки по ленд-лизу спасли Англию от военного поражения. Они сыграли важную роль на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Вместе с тем система лендлиза способствовала бурному росту военного производства в США, обеспечению максимальной занятости рабочих, превращению Соединенных Штатов в крупнейшего кредитора воюющих стран. Эта система использовалась американцами и как средство политического давления на союзные страны. Поставки по ленд-лизу в СССР прекратились с последними залпами войны в Европе из-за резкого расхождения позиций Тру­мэна и Сталина по польскому вопросу. Американским кораблям, уже прибывшим в советские порты, была дана команда, не разгружаясь, вернуться домой.

Труд принудительных рабочих. В массовом порядке труд принудительных рабочих в годы войны использовала лишь Германия. В начале войны в этом еще не было острой необходимости. К тому же сказывались расовые предрассудки самих немцев: они не считали возможным использовать «недочеловеков» на промышленных предприятиях рейха в силу не только «низкого культурно-технического уровня», но и из соображений безопасности. Поэтому вначале на германских предприятиях трудились рабочие из оккупированных западноевропейских стран. После краха «блицкрига» осенью 1941 г. под давлением промышленников Гитлер дал согласие на привлечение к работам в немецком тылу военнопленных и гражданского населения Польши и СССР.

Первоначально привлечение советских рабочих осуществлялось на добровольной основе: гитлеровская пропаганда обещала изможденному населению оккупированных областей, оставшемуся не только без работы, но и без средств к существованию, постоянную работу и высокую оплату в Германии. Однако приток «добровольцев» оказался столь ничтожен, что вскоре было принято решение о принудительном привлечении к работам в Германии. Из оккупированных районов СССР потянулись эшелоны с «остарбайтерами». В Германии они размещались в специальных лагерях и должны были носить специальную нашивку на одежде. Их положение мало чем отличалось от статуса военнопленных. «Везло» лишь тем, кто попадал в качестве прислуги в немецкие семьи.

Численность таких лагерей в Германии во время войны составляла 20 тыс. К середине 1944 г., согласно официальным данным, в них находилось 5,7 млн иностранных рабочих. Это были граждане не только СССР, Польши и других оккупированных стран, но и стран-союзников и сателлитов Германии и даже нейтральных стран Европы.

Людские и материальные потери в войне. Во Вторую мировую войну было втянуто 61 государство с населением 1,7 млрд человек. Погибло 50 млн человек.

Из общего числа погибших в Европе (39,3 млн человек) страны антигитлеровской коалиции потеряли 30 млн (76%), причем 20 млн человек погибли не на полях сражений, а вследствие террора оккупационных властей.

Самыми значительными людскими потерями были потери советского народа, положившего на алтарь победы жизни 27 млн своих сыновей и дочерей.

Наибольшие потери на тысячу человек населения понесли: Польша (220 человек), СССР (124 человека), Юго­славия (108 человек), Греция (35 человек), Чехословакия (21 человек), Албания (24 человека) и Нидерланды (22 человека).

Общий материальный ущерб от военных разрушений в Европе составил 260 млрд долларов (в ценах 1938 г.). В СССР только прямой ущерб составил 128 млрд долларов (в ценах 1938 г.), что составило 41% потерь всех стран, участвовавших в войне.

Таким образом, опыт функционирования различных экономических систем в годы войны показал общую закономерность - необходимость усиления роли государства в экономике. Советская экономика в годы войны показала не только свою жизненную силу, но и огромные мобилизационные возможности. Мужество и героизм тружеников советского тыла были беспрецедентны.

Лекция №7. Экономика перед началом второй мировой войны.

Версальский мирный договор

Режим отношений в западном мире по окончании первой мировой войны определила серия договоров, составившая Версальско-Вашингтонскую систему. В нее входили: Компьенское перемирие (1918 г.), Парижская мирная конференция (1919- 1920 гг.), Трианонский мирный договор с Венгрией, Севрский мирный договор с султанским правительством Турции (был заменен Лозанским договором 1923 г.). Вашингтонская конференция (1921-1922 гг.) разработала договоры, регулировавшие отношения в области военно-морских проблем и вопросов, связанных с Дальним Востоком и бассейном Тихого океана. Центральное место в этой системе занимал Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 г. державами-победительницами (США, Британская империя, Франция, Италия, Япония, Бельгия и др.), с одной стороны, и побежденной Германией, с другой.

По Версальскому договору территория Германии сократилась на 1/8, а население - на 1/10. Возвращались округа Малмеди и Эйпен - Бельгии; Познань, части Поморья и части территории Пруссии - Польше. Данциг (Гданьск) объявлялся вольным городом, Мемель (Клайпеда) передавался ведению держав-победительниц (в 1923 г. был присоединен к Литве). На решение плебисцита передавался вопрос о принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии. Северная часть Шлезвига перешла к Дании (1920 г.), часть Верхней Силезии - к Польше (1922 г.), другие спорные терри­тории остались у Германии. Франции был передан Саарский угольный бассейн (терри­тория его поступала на 15 лет под управление Лиги наций). Демилитаризации подлежали германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной 50 км. По Версальскому договору Германия отказалась и от за­морских владений. Великобритания захватила германские ко­лонии в Восточной и Юго-Западной Африке, Франция - боль­шую часть Камеруна, половину Того в Африке и т. д. США, Англия и Франция лишили Германию военно-мор­ского флота. Сухопутная армия Германии была ограничена 100 тысячами человек и 4 тысячами офицеров. Из состава германских вооруженных сил полностью ис­ключались военная авиация и подводный флот. Запрещались выпуск броневиков, танков, военных судов, производство удушливых, ядовитых и других газов. Сумму репарационных платежей Версальским договором не устанавливали. Позднее она была определена в 120 млрд. золотых марок.

Милитаризация экономики и создание военного хозяйства фашистской Германии. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. резко ухуд­шил экономическое положение Германии. Объем промышлен­ного производства в 1933 г. был ниже уровня 1929 г. на 28,7%. Добыча каменного и бурого угля сократилась на 30-40%, про­изводство стали и чугуна - более чем вдвое. Резко сократился внешнеторговый оборот. В 1932 г. мощности машиностроения были загружены на 27%, автомобильной промышленности - на 25%, строительства - на 20%. Количество безработных дос­тигало в 1932 г. 7 млн. человек. Промышленный кризис пере­плетался с аграрным. За 1928-1932 гг. было продано с торгов 560 тыс. га крестьянской земли.

В 1933 г. власть в Германии перешла в руки фашистской партии национал-социалистов. Они начали широкомасштабную милитаризацию экономики под лозунгами пересмотра Версаль­ского договора. В июне 1933 г. при Министерстве экономики был организо­ван Генеральный совет хозяйства, который направлял госу­дарственную экономическую политику. В 1934 г. был издан дек­рет о трудовом фронте: запрещались стачки и переход рабочих с предприятия на предприятие. Официально закрепляется сис­тема принудительного труда, снижается заработная плата, по­чти полностью уничтожается социальное страхование. В 1933 г. был принят закон о принудительном синдицировании, отдель­ные предприятия должны были входить в состав существую­щих картелей или синдикатов. По закону об «органическом построении германского хозяйства» (1934 г.), хозяйство разде­лялось на группы. Руководство ими передавалось непосредствен­но монополистическому капиталу.

Экономическая политика была открыто направлена на под­готовку к войне. В широких масштабах велось строительство предприятий военной индустрии. Капитальные вложения в пе­ревооружение в 1933-1934 гт. составили более половины вало­вых капитальных вложений. Милитаризация обусловила выход из кризиса и значительный рост объема продукции. За 1929-1938 гг. общий объем промышленной продукции возрос на 25%. Прежде всего возросло производство военной техники - само­летов, танков, артиллерии. Объем производства легкой про­мышленности снизился.

Перед второй мировой войной производство угля, чугуна, стали, электроэнергии в Германии резко превысило уровень 1929 г. Крупный монополистический капитал Германии сращи­вался с верхушкой фашистского государства. Благодаря политике умиротворения агрессора, проводимой США, Англией и Францией, фашистская Германия аннекси­ровала в 1938 г. Австрию и Чехословакию, оккупировала Фран­цию, напав 1 сентября 1939 г. на Польшу, развязала вторую мировую войну. Оккупировав и ограбив почти всю Западную Европу, Германия резко увеличила свой военный потенциал. В июне 1941 г. фашистская Германия развязала войну на уничто­жение СССР.

В годы войны основой экономики Германии была военная промышленность, удельный вес ее в общей стоимости вало­вой продукции в 1939 г. составил 80%. Численность занятых в военной промышленности за 1939-1943 гг. возросла вдвое.

Потребность в рабочей силе Германия удовлетворяла за счет принудительного труда военнопленных, насильственной депортации миллионов рабочих из оккупированных стран. За 1940-1944 гг. численность иностранных рабочих и военнопленных возросла с 1 млн. до 7,5 млн человек. В период войны пришло в упадок сельскохозяйственное производство. Продовольственную проблему Германия решала путем грабежа оккупированных территорий. В итоге второй мировой войны фашистская Германия потерпела не только военное, но и экономическое поражение. Она была сокрушена под влиянием могучих ударов Советской Армии совместно с силами антигитлеровской коалиции.

Экономическая политика фашистской Германии

Экономический кризис в Германии достиг кульминации к 1932 г. Промышленное производство упало в 1932 г. на 40% по сравнению с 1929 г. 68 тыс. предприятий потерпели крах. Осо­бенно пострадали отрасли тяжелой промышленности. Были распроданы десятки тысяч крестьянских хозяйств. Массовые стачки охватили страну. На 60% сократилась внешняя торговля. Произошел крах ряда крупных банков. В 1932 г. в стране име­лось 8 млн полностью и частично безработных. Экономический кризис породил крах Веймарской респуб­лики. Монополистическая буржуазия все больше приходила к мысли о необходимости военной диктатуры и обратилась к фашистскому движению. Именно она способствовала приходу фашистов к власти. Г. Стиннес, Ф. Тиссен, владельцы угольных компаний Рура и другие выдавали огромные денежные суммы фашистской партии. Глава концерна «Тиссен АГ» финансировал Гитлера (1889-1945) уже в 1923 г. В конце 20-х гг. Гитлер сотрудничал уже с остальными финансовыми магнатами Рура. В 1931 г. связь с нацистской партией установил директор Рейхсбанка Я. Шахт. Я. Шахт после прихода фашистов к власти был одним из круп­нейших меценатов СС.

В октябре 1931 г. представители монополий, высшего гене­ралитета и финансовых кругов договорились с Гитлером о со­здании единого блока для борьбы за установление диктатуры. Многие лидеры американского финансового капитала тоже покровительствовали Гитлеру. В январе 1932 г. на совещании Гитлера с промышленника­ми нацистская партия получила одобрение своей программы. В 1933 г. на совещании в Кельне промышленники выдвинули ряд требований будущему правительству нацистов и сформулиро­вали программу действий: усилить борьбу против большевиз­ма, подчинить крупному капиталу мелких и средних предпри­нимателей, поднять экономическую конъюнктуру путем обшир­ных государственных заказов, разорвать Версальский договор, сделать Германию сильной в военном отношении. Группа германских промышленников вместе с Я. Шахтом обратились к президенту Гинденбургу с письмом-просьбой назначить Гитлера канцлером Германии. 30 января 1933 г. пре­зидент Гинденбург передал реальную власть Гитлеру, назна­чив его рейхсканцлером.

Так в Германии была установлена фашистская, террорис­тическая диктатура наиболее реакционных и шовинистических кругов финансового капитала. Фашистская диктатура была ус­тановлена в тот период, когда высшая точка экономического кризиса миновала. Началось оживление в экономике, чему спо­собствовал ее перевод на военные рельсы.

Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация Германии. Она рассматривалась Гитлером как главное средство выхода из кризиса. Фашистское правительство перевело всю страну на военные рельсы. За 1933-1939 гг. военные расходы возросли в 10 раз. Были построены заводы по выпуску танков, боевых самолетов, орудий. Расши­рилось производство пушек, подводных лодок, боеприпасов. Сразу после прихода к власти германский фашизм начал гото­вить 2-ю мировую войну. Было создано министерство авиации в апреле 1933 г., введена всеобщая воинская повинность в мар­те 1935 г. В июне 1935 г. был заключен англо-германский морс­кой договор. Германия добилась права строить свой надводный флот в размере 35%, а подводный флот - 45% от тоннажа британского флота. В марте 1936 г. были посланы войска в деми­литаризованную Рейнскую область. С 1934 г. было восстановле­но колониальное ведомство. Все это нарушало Версальский договор, но западные державы не выступали с протестом, а монополии Великобритании, Франции, США обильно финан­сировали фашистскую Германию, снабжали стратегическим сырьем, помогали оснащению ее армии и т. д.

Экономическая политика германского фашизма стимули­ровала перерастание монополистического капитала в государтвенно-монополистический. В Германии были объединены все промышленные и финансовые компании, транспорт, торго­вые и ремесленные предприятия в отраслевые и территориаль­ные группы. В их главе были поставлены руководители из числа крупных капиталистов. Предпринимательские союзы Германии объединились в корпорацию «Имперское сословие германской промышленности». Крупнейшие промышленники Крупп, Тиссен Феглер, банкир Шредер вошли в состав Генерального совета хозяйств при министерстве народного хозяйства. Вожди фашистской партии становились фабрикантами, банкирами, землевладельцами, получали крупные посты в промышленных и финансовых корпорациях.

Перестройка социально-экономической структуры шла в направлении централизации экономической мощи в руках фа­шистского государства и верхушки монополистического капи­тала. Был создан сложный аппарат для государственного регули­рования хозяйства, его регламентации. Вскоре после прихода к власти уже в середине 1933 г. фашистское правительство приня­ло закон о принудительном картелировании экономики. В ряде отраслей промышленности были созданы объединения промыш­ленных фирм. 27 февраля 1934 г. был принят «Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства». По этому закону министр экономики получал полномочия на создание хозяйственных объединений, их роспуск или слияние, на на­значение руководителей этих объединений. Было образованы 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремес­ла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта. Через них проводились государственные решения в области экономи­ки. Символом веры фашизма стал так называемый «фюрер-прин­цип». Группы предприятий и секторы экономики должны были подчиняться в своей хозяйственной деятельности распоряжени­ям и приказам руководителей экономики. Во главе экономики Германии стоял Главный хозяйственный совет обязывал генерального уполномоченного в об­ласти военной экономики Я. Шахта обеспечить «переход всех экономических сил на службу ведения войны». Германское правительство стремилось сократить ввоз продовольствия и всемерно расширить экспорт, чтобы обеспечить необходимое количество валюты для возрастающего ввоза стратегического сырья. Новый план Я. Шахта вводил жесткий контроль за рас­ходами иностранной валюты. Были приняты экстренные меры по налаживанию про­изводства синтетических материалов - искусственного кау­чука, бензина, пластмасс, химического волокна и т. д. На­коплению дефицитного сырья способствовали усиленные закупки его вплоть до начала второй мировой войны в США, Великобритании, Франции и других странах. Особенно боль­шую помощь Германии в этом оказали американские моно­полии, связанные картельными соглашениями с германски­ми трестами.

Экономическую подготовку к войне возглавил осенью 1936 г. Г. Геринг, ставший уполномоченным по осуществлению 4-лет­него плана. Этот план мобилизации экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производ­ства военного снаряжения был рассчитан на четыре года. Пред­приятия, зачисленные в разряд «решающих в военном отно­шении», снабжались в первую очередь кредитами, сырьем, рабочей силой.

В целом с 1932 по 1938 гг. военные расходы увеличились в 25 раз (их удельный вес поднялся с 26% до 76%). Расходы на транспорт увеличились более чем в 4 раза, на общественное управление - в 1,5 раза, и расходы на жилищное строитель­ство возросли почти в 1,7 раза. Устанавливался запрет на инве­стиции в бумажную, джутовую, хлопчатобумажную, шерстя­ную и другие отрасли. В отрасли тяжелой и военной промыш­ленности направлялись 3/5 всех инвестиций.

Тяжелая промышленность к 1939 г. превысила предкризис­ный уровень на 50%. Машиностроение стало давать около 25% всей промышленной продукции. Накануне второй мировой войны на долю Германии приходилось 13% мирового промыш­ленного производства. Аграрная политика фашизма была рас­считана на создание продовольственных резервов к началу вой­ны. Было создано «Имперское сословие по продовольствию» - главный орган фашистского государства по регулированию сель­скохозяйственного производства, и отрасль была поставлена под его безраздельный контроль. Была введена система прину­дительных поставок сельскохозяйственной продукции. Продук­ция каждого двора находилась на строгом учете. Особую роль сыграл закон «О наследственных дворах» (принятый уже в сен­тябре 1933 г.), которыми признавались хозяйства зажиточных крестьян (гроссбауэров), имевшие от 7,5 до 125 га земли. Они объявлялись неотчуждаемыми, освобождались от некоторых налогов: поземельного, на наследство - и могли наследоваться только старшим из сыновей (но по закону 1937 г. «Об обеспече­нии нормального ведения сельского хозяйства» наследствен­ный двор мог быть отнят у хозяина за невыполнение указаний «Имперского сословия по продовольствию»). В 1933 г. был лик­видирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих.

Фашистское государство взяло под свой контроль и рынки рабочей силы. Рабочие и предприниматели были включены в единый так называемый «Немецкий трудовой фронт», претен­довавший на реализацию идей социального партнерства труда и капитала. Законом «Об организации национального труда», принятым в январе 1934 г., декларировалось прекращение клас­совой борьбы, а рабочие превращались в «солдат труда». Каж­дый фабрикант объявлялся их «фюрером» и получал диктатор­ские полномочия. Были отменены коллективные договоры, уничтожены профсоюзы и другие рабочие организации, запре­щены стачки и забастовки. Зарплата регулировалась «Немец­ким Трудовым фронтом» и так называемыми доверенными по договору, которые подчинялись в свою очередь министерству экономики и получали от него указания по этим вопросам. Фашисты провозгласили промышленный капитал самой по­четной «разновидностью труда».

С 1935 г. для юношей и девушек в возрасте 18-25 лет была введена принудительная трудовая повинность: в 1938 г. она стала всеобщей. В 1934 г. рабочим-металлистам было зап­рещено произвольно менять место работы. Позднее эти огра­ничения распространялись на другие категории квалифици­рованных рабочих. Рабочий день накануне войны достигал 10-14 часов.

Фашистская Германия развязала вторую мировую войну и воссоздала свою военную промышленность.

Мировой экономический кризис 1929 г. захватил экономи­ку Англии только в конце 1930 г. Но уже бюджет 1930 г. был принят в атмосфере ухудшения положения в торговле и роста безработицы. За годы кризиса 1930-1932 гг. объем промышленного производства упал на 15% (особенно пострадали тради­ционные отрасли - металлургическая, угольная и др.); сокра­тились посевные площади; объем внешней торговли сократил­ся в 2 paзa, торговый баланс был дефицитным; увеличилась безработица - в 1932 г. она охватила 30-35% всех рабочих. В связи с неустойчивым положением фунта стерлингов иност­ранные держатели краткосрочных вкладов в банках Лондонс­кого Сити стали изымать их для перевода в более прочную валюту, уменьшался золотой запас страны. Все это вызывало тревогу финансовых и правительственных кругов, необходимы были" решительные меры.

В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций была создана королевская Комиссия по национальной экономии под руководством фи­нансиста Дж. Мэя, в июле 1931 г. был опубликован доклад Ко­миссии. Комиссия считала необходимым уменьшить государствен­ные расходы и использовать национальный доход для перерас­пределения выделяемых средств из менее существенных отрас­лей в те, которые предназначены смягчить социальную не­справедливость, или те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и кос­венные налоги и сократить государственные налоги за счет в основном уменьшения выплат безработным.

В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по на­циональной экономики большинство членов кабинета выска­зались против принятия предложений Комиссии Мэя. Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии. И к 24 августа 1931 г. Макдональд сформировал новое националь­ное правительство, в котором ключевые посты заняли консер­ваторы. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономике получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству необходимые для платежного баланса страны займы при условии принятия мер, рекомендованных Комиссией Мэя. Платежный баланс находился к тому времени в катастрофическом состоянии. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании необходимый заем.

Новый кабинет министров Макдональда принял изменен­ный более жесткий бюджет. Новый кабинет министров приступил к реализации плана экономии и рационализации бюджетных расходов. В соответствии с этим планом были значительно увеличе­ны прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены обществен­ные работы. Возросли вклады населения на социальное страхо­вание, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным, находившимся на иждивении своей семьи. В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизирующий эффект. Финансовая ста­бильность позволила вернуть доверие к правительству как в самой Великобритании, так и за границей. Кроме осуществления политики экономии правительство Макдональда принимало и другие меры. Был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в резуль­тате обесценивался бумажный фунт - его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные цены на внут­реннем рынке. Следует отметить, что потеря доверия к фунту вызывалась также мрачными бюджетными предсказаниями Комиссии Мэя.

Большое число стран, как входивших в созданный в 1931 г. стерлинговый блок, так и не входивших, включая доминионы, Скандинавию, Японию, последовало за Великобританией и так­же отменило золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и другие страны не от­казались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную си­туацию 1925-1931 гг. В 1931-1932 гг. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что поло­жительно сказалось на развитии английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения им­порта. В Великобритании цены оставались достаточно стабиль­ными, уровень жизни практически не менялся в 1931-1936 гг., Цены возросли в среднем лишь на 10%. Таким образом, доверие к фунту было почти восстановлено, и вклады начали возвращать­ся в английские банки. К апрелю 1932 г. фунт стабилизировался, бюджет был сбалансированным, проводилась эффективная по­литика протекционизма, и финансовый кризис миновал. Бан­ковский процент постоянно снижался. После 1932 г. бюджетные проблемы решались все легче за счет повышения подоходного налога, сокращения пособий по безработице, появления новых государственных доходов (в ре­зультате проведения протекционистской политики). Высвобож­дению дополнительных денежных ресурсов способствовал пере­ход к более низкой процентной ставке по военному займу.

В 1934 г. политика экономии была смягчена: восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина уре­занных зарплат (остальные - в 1935-1936 гг.), был снижен подоходный налог. В 1935 г. был отменен закон о нуждаемости. В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса. Положение английской промышленности было наихудшим в третьем квартале 1932 г., но к концу этого года в экономике наблюдались уже первые признаки выздоровления. В 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.

«Новый курс» Ф. Рузвельта

В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался по 1933 г. включительно и сильнее всех Нью-Йорка. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, производство чугуна - на 79%, стали - на 76%, автомобилей - на 80%.

Кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929-1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и фи­нансовых фирм, разорились 5760 банков. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г. Резко снизился жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн американцев. Росло число безработ­ных: с членами семей они составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Мно­гие лишились жилья, возникли «гуверовские городки», выст­роенные из ящиков и строительных отходов.

Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы - на 45%. Цена на сельскохозяйственные продукты снизилась на 58%, а более Фермерских доходов шло на погашение задолженности и нало­ги За годы кризиса разорились около 1 млн ферм, и они были принудительно проданы. Для сдерживания падения цен уничтожали продукты - пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали. В 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс» Рузвельта.

«Новый курс» представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом было проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса, и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса».

Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами.

Основной целью реформ Рузвельта стало активное вмеша­тельство государства в процесс общественного воспроизводства.

В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: пер­воначальный - с 1933 до 1935 гг. и второй этап - с 1935 г.

Для спасения банковской и финансовой систем и их оздо­ровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото, были закрыты все банки. В чрезвы­чайном законе о банках предусматривалось возобновление их функций и получение правительственных кредитов (займов) из Федеральной резервной системы (это разрешалось только наиболее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков - членов Федеральной резервной системы (2 тыс. банков разрешения на это не получили).

Созданная еще при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции. За первые два года «Но­вого курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. Усилилась концентрация банковской системы - число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс. Для увеличения финансовых ресурсов государства и рас­ширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара: в январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%.

Благодаря девальвации доллара распределение доходов из­менилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кре­дитной сфере, уменьшилась задолженность монополий прави­тельству, усилились экспортные возможности США. Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отво­дилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промыш­ленности (НИРА). Была создана Администрация национально­го восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии, а также экономисты, деятели Амери­канской федерации труда. Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования. Он включал три раздела. В первом разделе основной упор был сделан на «кодексы чест­ной конкуренции», в которых устанавливались правила конку­ренции, занятости и найма.

Ассоциация предпринимателей всю промышленность раз­делила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разрабо­тать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия уста­навливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговарива­лись условия занятости и найма.В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию обще­ственных работ. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В чис­ле других мер было предусмотрено создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18-25 лет. Учитывая по­пулярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до Второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги. Администрация чрез тайной помощи выдавала штатам дотации для помощи безработным. На общественных работах к январю 1934 г. было за­нято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.

В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннесси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, борьба с эро­зией почв путем лесонасаждений, контролировалась промыш­ленность, снабжаемая электростанцией Теннесси. Для трудо­устройства безработных на Юге США строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и т. д.

Для предпринимателей имела значение отмена антитрес­товского законодательства. В то же время профсоюзы получили право на коллективную защиту.

Реализация этого закона укрепила положение крупных мо­нополий, так как в конечном счете они определяли условия про­изводства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА был хотя и принудительной, но удобной для американских монополий формой картелирования.

27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконсти­туционным, но регулирующая роль государства во многом со­хранилась. Второй важный этап - в начале 1933 г., в канун объявлен­ной фермерами всеобщей забастовки, Конгресс США принял закон о регулировании сельского хозяйства. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг. В их числе:

1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота.

2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.

3. Антиинфляционные меры. Правительство получало пра­во девальвировать доллар, демонитизировать серебро, выпус­тить на 3 млрд долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кре­диты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что за­пахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожи­ли 1/4 всех посевов. За год действия ААА было забито 23 млн голов рогатого скота и 6,4 млн голов свиней. В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился повор влево. Этого добились своей борьбой трудящиеся: за-193 3-1939 бастовало более 8 млн. человек. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера «Национальный акт о трудовых отношениях», билль которого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходи­мость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринима­телями коллективных договоров. За рабочими признавалось пра­во на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассмат­ривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серь­езный шаг навстречу рабочему движению.

Не менее важное значение имел закон о социальном обес­печении, принятый несколько недель спустя. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодатель­ством штатов. Однако закон распространялся на рабочих круп­ных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского труда, на пред­приятиях федерального значения устанавливались единые нор­мы заработной платы, ее минимальный и максимальный уро­вень, максимальные пределы продолжительности рабочей не­дели - 44 часа.

Сохраняются традиционные формы, сложившиеся в коло­ниальной системе домонополистического капитализма (неэк­вивалентная торговля, колониальная дань, налоговый грабеж и др.). Главными формами зависимости становятся вывоз капита­ла, эксплуатация дешевой рабочей силы, создание специфи­ческой колониальной социально-экономической структуры. Политические и юридические формы отношений между метрополией и колонией различны:

а) сохранение государственной независимости страны (страны Латинской Америки);

б) промежуточные переходные формы зависимости (про­тектораты - Египет, Тунис, Кувейт, Бахрейн и т. д. мандатная система - мандат от Лиги Наций);

в) полное подчинение метрополии (Индия, Алжир, Бир­ма, Цейлон, Индонезия).

Борьба за передел мира На долю Великобритании и Франции приходилось около 85% территории и 84% населения колоний, обделенными ока­зались США, Германия, Италия, Япония. Начало передела - англо-бурская война 1899-1902 гг.; ис­пано-американская война 1898 г.; русско-японская война 1904 г.Затем Первая мировая война. Япония захватила Манчжу­рию (1931 г.), в 1937 г. - попытка захватить Китай. Италия захватила Эфиопию (1936)

Среди главных причин этой величайшей экономической катастрофы, пожалуй, следует выделить: забвение условий Версальского договора, всемерное западное и, прежде всего американское, содействие возрождению германского фашистского милитаризма с его мировыми претензиями, острейшие межгосударственные противоречия и соперничество стран-лидеров и пр. Во вторую мировую войну было вовлечено более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Она унесла около 55 млн человеческих жизней и уничтожила национального богатства на 316 млрд долл. Почти все страны-участницы вышли из войны экономически ослабленными: деформирована милитаризованная структура производства; разорваны связи в промышленности, финансах, торговле; устаревшее оборудование; острый дефицит в самых необходимых продуктах; растущая инфляция; неустойчивость европейских валют. Фактически страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить, к примеру, свои потребности в зерне, хлопке, алюминии и меди на 40%, свинце, цинке - на 30, сале и масле - примерно на 15, жидком топливе и мясе -только на. 10% т.д. Лишь США, умело используя сложившуюся конъюнктуру, за годы войны удвоили объем промышленного производства, а чистую прибыль корпорации даже утроили.

Определенное изменение соотношения сил на международной арене было обусловлено ростом национального освободительного движения и сопровождалось формированием социалистической системы хозяйства и распадом колониальной системы - многовекового неиссякаемого источника европейского экономического могущества.

Иные экономические задачи послевоенного периода выявили новые формы и методы их реализации, например, план Маршалла. Официальным автором программы «восстановления и развития Европы» стал государственный секретарь США Дж. Маршалл. Важно то, что США здесь выступили не благотворителями на общественных началах, поставляющими европейским странам сырье и товары первой необходимости. Их цели - глубже: обеспечение большей самоокупаемости экономического возрождения Европы, повышение отдачи от американской помощи и соответствие начавшемуся в конце 40-х гг. очередному обновлению технологической базы американской экономики.

За четыре года реализации плана Маршалла (1948-1951гг.) 17 европейских стран получили от США помощь в объеме 16 млрд долл. Более 2/3 этой суммы пришлось на ФРГ, Великобританию, Францию и Италию. Интересна структура поставок: 70% составили продовольствие, топливо, удобрения. Поучительным аспектом воплощения плана стали источники финансирования. Так, поставки предметов важнейшей жизненной необходимости (продукты питания, топливо, одежда) поступали в основном в виде дотаций, а не займов. А местная валюта, вырученная от продажи ввозимой продукции, использовалась правительством европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а следовательно, и темпов инфляции. Между тем поставки промышленного оборудования финансировались за счет займов международного банка, в то время как поставки сырья, сельскохозяйственных машин, промышленных товаров, запасных частей и т.д. - под гарантии американского правительства через специально созданное объединение эксйпортно-импортного банка США.

В свою очередь, условия для стран-участниц этого плана были довольно жесткими: отказ от национализации промышленности и предоставление полной свободы частного предпринимательства при заметном торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др.

Послевоенная экономика характеризовалась также широким спектром экономических программ возрождения, реализация которых уже к началу 50-х годов позволила наполовину увеличить выпуск продукции в базовых отраслях, а по отдельным видам продукции и того выше (калийные удобрения - на 65%, сталь - на 70, цемент - на 75, транспортные средства - на 150, нефтепродукты - на 200%). Прогрессивные изменения затронули и экспорт, выросший в целом на 49 пунктов, а в США и Канаде - даже на 60 пунктов н энергично повернувший в сторону перспективных технологий.

В 40-е - середине 60-х гг. одним из ведущих факторов экономического подъема стал первый этап третьей научно-технической революции, связанный с развитием химии и нефтехимии (синтетические волокна и пластмассы), реактивной авиации, атомной энергетики, телевидения, производства транзисторов и ЭВМ. В производственных процессах утверждаются «жесткие варианты» автоматизации, полуавтоматические технологии, интенсивное расширение НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских работ).

Целям послевоенного возрождения служила широкая система мер, определявшая содержание многих национальных экономических программ. В ряде стран прошла национализация промышленности, банков, финансовых учреждений, транспорта, введен административный, а с середины 50-х гг. экономический контроль над ценами и заработной платой. Широко применялись разнообразные методы государственного регулирования, достигшего к концу 60-х гг. наибольших масштабов за всю зарубежную историю, государственное предпринимательство. прямое и косвенное регулирование, программирование.

Важно рассмотреть национальные модели и программы экономического возрождения, выявить, к примеру роль Франции - родины индикативного планирования и программирования. Уже в 1946г. здесь создается Генеральный комиссариат по планированию. А к началу 60-х гг. выполняются три плана, носящих индикативный (необязательный) характер и направленных на модернизацию национализированного сектора экономики и восстановление хозяйства (1947-1953гг.), укрепление конкурентоспособности частных фирм (1954-1957гг.), переход от протекционизма к «открытой экономике» (1958-1961гг.).

Комплекс мер, предложенный министром экономики, а затем и канцлером ФРГ Л.Эрхардом, с опорой на традиции германского народа, включал сосредоточение народного хозяйства на увеличении производства и дохода, широком использовании конкуренции и предпринимательства, как незаменимой силы хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. В 1948 г. проведены: денежная реформа, позволившая освободиться от ига огромной массы обесцененных денег; ценовая реформа, отпустившая цены на свободу; налоговая реформа, защитившая права потребителя и обеспечившая свободу предпринимательства. Уже в течение года «шоковые» последствия этих мер стали смягчаться. Магазины постепенно наполнялись товарами. Рост цен стабилизировался примерно на уровне роста заработной платы. На треть повысилась производительность труда и т.д. Уже в 1954г. был вдвое превышен уровень производства 1936г., и к середине 50-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. ФРГ стала передовой страной Западной Европы, обогнала в хозяйственном отношении своих былых победителей. Страна фактически выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали, стояла у истоков европейской экономической интеграции. К началу 60-х гг. на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, почти 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»).

Изучение данной темы, анализирующей экономику ведущих стран в годы второй мировой войны и первые послевоенные десятилетия, невозможно без определения роли СССР в мировом хозяйстве. Используя уникальную способность командно-административной системы в экстремальных ситуациях мобилизовать все ресурсы и поставить их на службу защиты Отечества, привлекая в общих своих затратах лишь 4% западной помощи, СССР чрезвычайно высокой ценой человеческих потерь и лишений добился количественного и качественного превосходства военной техники и обеспечил разгром Германии и Японии. Вместе с тем эйфория победы не предоставила возможности критически переосмыслить пройденный путь, отринуть все формы насилия и тирании как принципы государственного устройства. Командно-административные методы управления, централизованная до абсурда, затратная, невосприимчивая к техническим и технологическим достижениям, неэффективная экономика, сохранение на долгие годы деформированной милитаризованной эконо-мики времен войны, отчужденная от производителей общественная собственность осложнили выход нашей страны на новый уровень развития. Непримиримое противостояние во внешней политике западному миру периода «холодной войны», означавшее состояние политической, экономической, идеологической, «полувоенной» и прочей конфронтации между государствами и системами и втянувшее нас в изнурительную гонку вооружений, тяжелый груз затрат и забот «лагеря социализма и демократий»-все это замедлило социально-экономическое развитие нашего общества, изолируя его от внешнего мира, сформировало у руководства СССР завышенную оценку нового соотношения сил в мире, укрепило веру в правоту идей социализма, загнивание и гибель империализма.

Между тем, в ведущих зарубежных странах достижения НТР, успехи хозяйственного развития усилили процессы концентрации и централизации производства, а также акционерную форму капитала и монополий как ведущей хозяйственной формы. Эти тенденции переросли возможности отдельных стран и обусловили интернационализацию производства на частнохозяйственном и межгосударственном уровнях: возросло число международных монополий, образовались интеграционные объединения; Созданное в 1957г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, «Общий рынок») являет собой образец механизма межгосударственного регулирования социально-экономических процессов. К 1992г. здесь ликвидированы барьеры на пути движения товаров, капиталов, рабочей силы. Ныне «Общий рынок» дает около 90% европейского промышленного производства и включает 12 европейских государств (Бельгия, Великобритания, Греция, Нидерланды, Португалия, Дания, Италия, Ирландия, Испания, Люксембург, Франция, ФРГ)

Великая победа Советского Союза над фашистской Германией оказалась возможной благодаря тому, что СССР превзошёл её не только в военном, но в экономическом и морально - психологическом противостоянии. Война потребовала максимальной мобилизации сил и средств на разгром врага.

На начало войны совокупная промышленная мощь Германии превышала советскую приблизительно в два раза. Первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. Промышленное производство сократилось более чем в два раза, прокат чёрных металлов - в три раза, цветных металлов - в 430 раз и т.д. Резко сократилось производство самолётов, танков, боеприпасов, поскольку в это время основные мощности перебрасывались на восток страны.

Под чрезвычайно жёстким руководством Государственного комитета обороны (ГКО), созданного 30 июня 1941 г., была проведена эвакуация заводов, фабрик и перевод гражданского сектора экономики на военный лад. Предприятия, вывезенные на восток, сравнительно быстро начали выпускать продукцию для фронта. «Вырастали» новые заводы, которые через 4 - 6 месяцев работали на полную мощность, а к середине 1942 г. удалось полностью запустить эвакуированное оборудование и обеспечить рост производства в отраслях тяжёлой промышленности.

В целом, к началу войны, советская экономика оказалась более эффективной, чем германская. За все военные годы в СССР было выпущено почти вдвое больше военной техники и вооружений.

Наряду с людскими потерями во время боевых действий, в годы войны продолжала действовать система ГУЛАГа, где пребывало огромное количество людей объявленных «врагами народа». Труд заключённых применялся в промышленности, строительстве, в шахтах, рудниках, на лесозаготовках. За 1941-1944 гг. в системе НКВД было добыто 315 т золота, 6,5 тыс. т никеля, 8,9 млн. т угля и т. д.

Поскольку основные материальные ресурсы шли на военные нужды, экономическое положение советских людей было очень тяжёлым. Карточная система снабжения, введённая в самом начале войны, обеспечивала городское население продуктами питания лишь в минимальной степени. Существовало несколько категорий при распределении продуктов. Наиболее высокие нормы были установлены для рабочих, занятых в добывающей и химической промышленности, металлургии, на военных заводах.

Они снабжались по первой категории: от 800г до 1-1,2 кг хлеба в день. В других отраслях производственные рабочие были отнесены ко второй категории и получали по 500г хлеба. Служащие получали по 400 - 450г, иждивенцы и дети до 12 лет - по 300 - 400г. По обычной норме в месяц выдавали на одного человека 1,8 кг мяса или рыбы, 400г жиров, 1,3 кг крупы или макарон, 400г сахара или кондитерских изделий. Существовали также повышенные и сверхповышенные нормы.

Военная перестройка советской экономики протекала в исключительно сложной политической обстановке. Осенью 1941 г. фашисты находились на подступах к Москве. В их руках оказались важнейшие экономические районы страны. На захваченной, к ноябрю 1941 г. территории, проживало около 40% населения. На долю этих районов приходилось 68% производившегося в стране чугуна, 63% добычи угля, 60% производства алюминия, 58% выплавки стали. Это были важнейшие районы производства с/х. продукции.

По этим данным можно сказать, что страна, к началу войны, потеряла половину своих мощностей. Из оккупированных районов вывозились промышленное оборудование, сырьё и продовольствие, исторические и художественные ценности. Большой урон был нанесён с/х. Оккупанты увезли в Германию или уничтожили 137 тыс. тракторов, 49 тыс. комбайнов. Они захватили 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней и т.д.

Потеря ряда важных экономических районов остро поставила вопрос об ускорении строительства новых промышленных объектов, установлении новых хозяйственных связей, добычи полезных ископаемых, создании новых энергетических мощностей, строительстве железных дорог и т.д.

Перед промышленностью, прежде всего, была поставлена задача, обеспечить резкое увеличение производства вооружения. В первые годы войны это достигалось, главным образом, путём перевода на производство военного снаряжения тысяч заводов и фабрик, ранее выпускавших продукцию мирного назначения. В июле военная продукция составляла 70-80% всей валовой продукции промышленности. Развернулось строительство новых промышленных объектов. За период с 1 июля 1941 г. по 1 января 1946 г. капитальные вложения в промышленность составили 75,9 млрд. руб., из которых 93% было направлено в тяжёлую индустрию. 11 сентября 1941 г. СНК ЧЧЧР принял постановление «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени». Разрешалось сооружать здания производственного назначения временного типа, рассчитанные на сокращ1нные сроки эксплуатации. Это постановление позволило резко сократить сроки строительства «зданий производственного назначения», примерно эти сроки уменьшились в два - три раза. За годы войны было построено и восстановлено 30 доменных печей, 169 мартенов, 88 прокатных станов, 78 коксовых батарей.

В 1942 г. страна получила по сравнению с предыдущим годом 40% железной руды, 34% чугуна, 45% стали, 50% каменного угля. Но уже с 1943 г. Начался неуклонный подъём промышленности СССР.

За последние 2,5 года войны выработка электроэнергии увеличилась в 1,5 раза, добыча угля - почти в 2 раза, производство грузовых автомобилей - более чем в 2 раза. Однако в целом довоенный уровень промышленности достигнут не был.

Война также резко ухудшила положение с/х. В 1942 г. тракторный парк

уменьшился по сравнению с 1940 г. на 44%, количество зерновых комбайнов - на 34%, автомашин - на 89%.

За годы войны было сдано в эксплуатацию 9 тыс. км новых железных дорог общего пользования. В результате строительства ж/д. Линий увеличилась общая протяжённость сети железных дорог, было достигнуто более рациональное распределение грузопотоков на территории СССР, улучшилось снабжение промышленных предприятий сырьём и топливом. В первый период войны объёмы грузоперевозок резко сократились. В 1942 г. они составляли 53% к уровню 1940 г. Начиная с 1943 г. Наблюдается постепенное увеличение грузоперевозок. В 1945 г. объём грузоперевозок достиг 77% к уровню 1940 г. 3 января 1942 г. ГКО принял постановление «О восстановлении железных дорог». По мере освобождения советской территории масштабы восстановительных работ на ж/д-ом транспорте увеличивались.

К концу войны было возобновлено движение на всех дорогах.

Водный и автомобильный транспорт использовался для переброски войск, боеприпасов и продовольствия. Авиационный транспорт использовался не только в военных целях, но и для экономических связей с труднодоступными районами СССР и с зарубежными странами.

Карточная система охватила 80,6 млн. человек. Это позволило в сложнейших хозяйственных условиях военного времени обеспечить бесперебойное снабжение десятков миллионов работников тыла. По мере возможности государство стремилось распространить на всё больший круг населения различные формы дополнительного снабжения. Они использовались для стимулирования роста

производительности труда.

Для улучшения снабжения рабочих и служащих в середине 1942 г. при отделах рабочего снабжения (ОРСах) стали создаваться подсобные хозяйства. Это позволило получить дополнительные ресурсы мяса и

других продуктов. В 1945 г. на долю ОРСов приходилось около 1/3 всех

проданных товаров.

В годы войны повысилась роль общественного питания. Контингент потребителей, обслуживаемых предприятиями общественного питания, удвоился, а его оборот за 1942-1944 гг. увеличился на 56,5%.

Также война поставила перед советскими финансами чрезвычайно сложные и ответственные задачи. Необходимо было обеспечить финансирование военных мероприятий государства, покрыть расходы, вызванные переходом экономики на военный лад. Нужно было обеспечить финансирование народного хозяйства и социально - культурных мероприятий в специфических условиях военного времени. В 1942 г. общая сумма государственных доходов уменьшилась с 180 млрд. руб. (1940 г.) до 165 млрд. руб. (1942 г.), сумма которую страна получала в 1940 г. за счёт налога с оборота и отчислений от прибыли снизилась к 1942 году с 165 млрд. руб. до 81,3 млрд. руб.

Доходы и накопления народного хозяйства увеличивались на основе роста производительности труда, соблюдения режима экономии. Например, за годы войны экономия в промышленности дала стране 50 млрд. руб. Большую роль сыграли государственные займы. В результате принятых мер, доходы государства росли (за исключением 1942 года). За годы войны они увеличились со 1,77 млрд. руб. в 1941 г. до 302 млрд. руб. в 1945 г. Увеличение государственных доходов позволило полностью обеспечить финансирование нужд фонда, а также повысить расходы на развитие народного хозяйства и социально - культурные мероприятия.

В 1941-1945 г. на военные цели было израсходовано 582 млрд. руб., или 50,8% всех расходов бюджета. Бюджетный дефицит покрывался за счёт эмиссии бумажных денег. За годы войны количество бумажных денег в обращении увеличилось в 3,8 раза. Но даже в 1942-1943 гг. когда денежная эмиссия достигла наивысшего уровня, советский рубль был относительно устойчивым. Это обусловливалось прочностью советской

экономики, государственной политикой цен (сохранением твёрдых цен на нормируемые товары, неизменностью заготовительных цен на с/х-ые продукты), ограничением выпуска бумажных денег. Уже в 1944 г. государство добилось бездефицитного бюджета и отказалось от использования денежной эмиссии как метода финансирования.

Говоря о факторах, сыгравших главную роль в победе, нельзя обойти молчанием и внешний фактор - это создание антигитлеровской коалиции «Большая тройка» (США, Англия, СССР) и её помощь в войне (закон о Ленд-лизе, поставка вооружения, боеприпасов, продовольствия.). Всего же за время войны СССР получил от союзников 18,7 тыс. самолётов, 10,8 тыс. танков, 9,6 тыс. артиллерийских орудий, 44,6 тыс. металлорежущих станков, 517,5 тыс. т цветных металлов, 1860 паровозов, 11,3 тыс. железнодорожных платформ, большое количество консервов, медикаментов, одежды и т.д.

Таким образом, можно сказать, что неимоверными усилиями Государственных органов и народа, страна в самые минимальные сроки сумела справиться с потерями и даже в военное время поддерживать экономику (народное хозяйство) на устойчивом уровне.



Похожие статьи