Информация о компании ингосстрах. Ингосстрах - история компании

ИНГОССТРАХ (Иностранное государственное страхование),

1) система органов государственного страхования в СССР в 1947-91. Ингосстрах образован как Управление иностранного страхования СССР (постановление СМ СССР от 16.11.1947) на базе Управления иностранных операций Госстраха СССР (смотри в статье Росгосстрах). Кроме того, в систему Ингосстраха вошли учреждённые Наркоматом внешней торговли СССР и Центросоюзом акционерные страховые общества - британский «Блэкбалси» (основано в 1925 в Лондоне) и германский «Софаг» (в 1927 в Гамбурге). 2.6.1948 Ингосстрах перешёл в подчинение Министерства финансов СССР. Первоначально Ингосстрах осуществлял 5 видов страхования: грузов; каско судов; гражданской ответственности; от огня; перестрахование на международном рынке. В 1950-70-е годы по мере расширения международного экономического сотрудничества СССР с зарубежными странами были открыты представительства Ингосстраха в Финляндии, Австрии, Пакистане, Египте, Афганистане, Алжире, Мали, Индии, на Кубе. С 20.7.1972 Ингосстрах получил статус Главного управления Министерства финансов и одновременно во взаимоотношениях с контрагентами - акционерного общества, именуемого «Страховое акционерное общество СССР (Ингосстрах)». Тогда же перечень видов страхования вырос до 20 (строительно-монтажных рисков; авиационный; ответственности судовладельцев и др.). В 1980 Ингосстрах - официальный страховщик XXII Олимпийских игр в Москве. С конца 1980-х годов начал осуществлять операции по страхованию космических рисков, кредитному страхованию и др. С принятием Закона СССР «О кооперации» в 1988 Ингосстрах стал проводить также все виды страхования, осуществляемые Главным правлением государственного страхования СССР. Открыл филиалы в Ленинграде, Свердловске, Минске, Киеве, Вильнюсе, Ашхабаде и других городах СССР.

2) Российское акционерное общество. Образовано 26.6.1991 как ЗАО «Страховое акционерное общество "Ингосстрах"» на базе прежнего АО. В 1993 году преобразовано в АО открытого типа. С 10.7.1996 официальное название - «Открытое страховое акционерное общество "Ингосстрах"». Правление - в Москве. По его инициативе в ноябре 1997 в результате обмена акциями создана транснациональная группа «Ингосстрах», которая в 2004 преобразована в международную группу «ИНГО», объединившую 7 дочерних компаний за рубежом и 7 - на территории Российской Федерации. «Ингосстрах» имеет 87 филиалов на территории Российской Федерации, а также представительства в Китае, Индии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Украине. Осуществляет все виды страхования, предусмотренные российским законодательством, а также основные виды страхования по международному праву.

Лит.: Журавлев Ю. М. Иностранное страхование в СССР. М., 1983; Государственное страхование в СССР. М., 1991; Ингосстрах: опыт практической деятельности. М., 1996; Ефимов С. Л., Акимов В. В., Борзых В. Н. Страховое дело в России: вехи истории. М., 1997.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, сегодня никакого риска. Потому что сегодня все-таки юбилей. Вячеслав Щербаков, президент компании «Ингосстрах» у нас в гостях. Здравствуйте, Вячеслав Иванович.

В.ЩЕРБАКОВ: Добрый день, дорогие слушатели.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: И Рудольф Шураев – ветеран компании «Ингосстрах». Рудольф Михайлович, вот так вот вас обозвали – ветераном.

Р.ШУРАЕВ: Здравствуйте, рад присутствовать здесь.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А так не скажешь.

В.ЩЕРБАКОВ: Это на самом деле так.

Р.ШУРАЕВ: Спасибо большое за ваш комплимент.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: 60 лет компании «Ингосстрах», и мы поговорим сегодня об истории страхования в России. Вот началось все в России или в СССР?

В.ЩЕРБАКОВ: Нет, конечно, в России. Я могу отметить несколько маленьких вех – достаточно интересная информация, наверное, будет для слушателей. Допустим, во времена Екатерины Великой все надобности страховые, собственно, выполнялись иностранными страховыми компаниями, и в 1786 году, вы знаете, Екатерина Великая была интересна как монарх и как, в общем-то, достаточно активный и политический, и экономический деятель. И в 1786 году она издала манифест, а потом указ, запрещающий отдавать на страх имущества и фабрики за границу, дабы исключить вывоз золота и не наносить ущерб государству Российскому.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: И что, появилось что-то?

В.ЩЕРБАКОВ: Да, конечно. Стали возникать общества различные страховые, и я думаю, что некий отсчет можно начать с той даты. Но вообще официально у нас считается 1827-й год, когда было создано первое страховое общество от огня, и что удивительно, учредителем был граф - адмирал Мордвинов. Вот, собственно, с этого момента мы начинаем отсчет развития.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А почему удивительно?

В.ЩЕРБАКОВ: Ну, во-первых, он был государственный чиновник. Он был руководителем государственного департамента экономики. Это не был купец, это не был бизнесмен, скажем, в нашем понимании слова. И вот он явился учредителем. Так что у нас в этом году юбилей, кстати, - 180 лет развития российского страхового рынка.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Официально – с 1827 года.

В.ЩЕРБАКОВ: Да.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Я даже не мог себе представить, что сама идея страховать что-либо, она, так, в общем-то, не нова, стара. А Петр Первый не был еще?

В.ЩЕРБАКОВ: Естественно, тоже были общества. Были компании…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Но они все были заграничные.

В.ЩЕРБАКОВ: Это были заграничные компании, да, и в основном этим бизнесом занимались заграничные страховые общества.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть ваше 60-летие… в общем, вы дети?

В.ЩЕРБАКОВ: Ну, по большому счету, конечно. Хотя эта веха очень большая. Но что я хотел бы сказать в этой связи, про связь времен – ведь индустрия страхования в России дореволюционной развивалась семимильными шагами. Собственно, наподобие сегодняшнего дня. И к 13-му году уже был 17 обществ достаточно серьезных, которые, в общем-то, конкурировали с западными страховыми компаниями. И в соответствии с информацией, которую мы имеем, российские компании, я имею в виду российский рынок, делили первые-вторые места мировые с германским страховым рынком. И к 13-му году было три крупнейших страховых компании – это «Россия», «Якорь» и «Северное страховое общество». Собственно, выходцы из которых и оказались основоположниками будущего «Ингосстраха». Потому что в 22-м году, когда был создан «Госстрах», и там было подразделение, которое занималось иностранным страхованием, вот выходцы из этих обществ и явились той основой, которая создавала плацдарм для будущего «Ингосстраха».

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Они остались и остались в живых.

В.ЩЕРБАКОВ: Да, некоторые были репрессированы, к сожалению, но к 47-му году, Рудольф, наверное, мне напомнит, кто, собственно, остался у нас в обществе.

Р.ШУРАЕВ: В 47-м году, конечно, я еще не был в «Ингосстрахе» - я не настолько стар, но дело в том, что в 47-м году у нас было где-то около 20 человек, которые начинали свою страховую карьеру в начале прошлого века, которые были очень известные на международном страховом рынке, которые затем опубликовали ряд очень полезных книг по теории страхования в различных его сферах. И они стали, что ли, основоположниками передачи опыта будущим поколениям «Ингосстраха».

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Почему был «Госстрах», 22-й год, вы сказали, - почему, в общем, советская система тянулась к монополизму? Не секрет. Монополия должна была быть…

В.ЩЕРБАКОВ: Вы понимаете, что в том строе, в котором пребывала страна, понятно, что все было монополизировано. И банковский сектор в том числе, и страховой.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Да. Зачем тогда было создавать еще и «Ингосстрах»? кстати, тут, собственно, и вопрос от Татьяны. Давайте пока без этого, но «Ингосстрах» - преемник «Госстраха», получается?

В.ЩЕРБАКОВ: По линии иностранного страхования – да.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Зачем было создавать еще одну компанию?

В.ЩЕРБАКОВ: Могу объяснить. Причин было две. А Рудольф Михайлович дополнит тогда. Дело в том, что «Госстрах» слабо управлял загрансетью, например. Это было одной из основных причин. Второй момент – после войны страховые западные рынки, я имею в виду европейские, развивались семимильными шагами, и надо было, в общем-то, предпринимать шаги, чтобы быть в конкуренции – раз, поддерживать внешнюю торговлю – два. Собственно, эти две причины были основными полагающими для того, чтобы создать отдельную страховую компанию, узкоспециализированную на обслуживании внешнеторговых интересов государства.

Р.ШУРАЕВ: Знаете, вы сейчас упомянули слово «монополизм» - я хочу сразу сказать, что «Ингосстрах» никогда не был на 100% монополистом. Дело в том, что с самого начала своего основания «Ингосстрах» действовал в условиях конкуренции, но не конкуренции с российскими страховыми компаниями, их не было кроме «Госстраха», а в конкуренции с западными страховыми рынками. И в то время мы не были защищены, как теперь, законом, по которому должно быть лицензировано российское страхование для того, чтобы проводить здесь операции. Приведу пример. Скажем, даже в период расцвета «Ингосстраха» в советские времена мы охватывали страхованием всего лишь 70% товарооборота. То есть многое зависело от внешнеторговых объединений, на каких условиях будут осуществляться сделки по внешнеторговым контрактам. Поэтому иногда это переходило в политическую плоскость. Например, был довольно длительный период времени, когда, скажем, импорт зерна, а в то время Советский Союз импортировал очень большое количество зерна…

В.ЩЕРБАКОВ: Около 80 млн тонн.

Р.ШУРАЕВ: Американцы выступили с требованием, чтобы эти страхования делились между американским страховым рынком и «Ингосстрахом», и было очень много обсуждений на эту тему.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Вот расскажите, как это было. Я прошу прощения, просто чтоб вам было понятно, что вам объяснять. Потому что ощущение какое – что действительно импорт зерна идет в США или на Кубу, например. Государство-импортер зерна четко говорит – «Страхуешься в «Ингосстрахе». И какая тут конкуренция?

Р.ШУРАЕВ: Конкуренция очень простая, поскольку американцы усматривали в этом какие-то политические мотивы и давление «Ингосстраха» и прочее. Но дело в том, что там было много нюансов, которые говорили, что в нашем внешнеторговом объединении, в частности «Экспортхлеб», ему было выгодно самому, чтобы страхование было в «Ингосстрахе» по целому ряду причин, о которых я не могу сейчас говорить, поскольку это было бы очень долгое объяснение. Приведу вам другой пример. Дело в том, что в Советском Союзе строилось очень много масштабных, очень крупных объектов. И «Ингосстрах» не мог просто сказать, что вот страхование будет у нас. И в этом случае мы вынуждены были конкурировать с крупнейшими западными страховыми компаниями для того, чтобы доказать, что это гораздо более целесообразно с точки зрения оплаты и урегулирования убытков – страховать именно в «Ингосстрахе». И не всегда наши аргументы воспринимались должным образом внешнеторговыми объединениями. Они говорили, что тот, кто дешевле, к тому мы и пойдем. Но к счастью, в основном крупные объекты страховались в «Ингосстрахе». Но повторяю – что это было в условиях конкуренции не с российскими компаниями, их тогда не было, потому что «Госстрах» занимался чисто внутренним страхованием, а западными страховыми фирмами. Зачастую мы шли на сотрудничество с этими компаниями. Предположим, «Альянс» в Германии, и так далее. С тем же «Лойдсом». На основе заключения двусторонних соглашений о страховании крупнейших объектов. Я упомяну вам даже один. Больше миллиарда долларов – это Волжский трубостроительный завод, крупнейший металлургический комбинат в городе Жлобин, сейчас это Белоруссия, Таллиннский порт – это все были объекты, которые страховались в «Ингосстрахе», либо в сотрудничестве с западными страховыми компаниями.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Так, а западные компании каким вообще боком могли подойти к этим абсолютно нашим, внутрироссийским объектам?

Р.ШУРАЕВ: А дело в том, что в то время не было законодательного регулирования о том, что эти риски обязательно должны страховаться в «Ингосстрахе».

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну или в «Госстрахе».

Р.ШУРАЕВ: «Госстрах» не занимался обслуживанием внешнеторговых связей СССР. Вот в этом отличительная особенность…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А какие там внешнеторговые? Это ж строительство…

Р.ШУРАЕВ: Когда я говорю о внешнеэкономических связях Советского Союза, я имею в виду все, что прямо или косвенно связано с либо торговлей, либо страхованием нашего морского флота за рубежом, предположим, или «Аэрофлота», либо ответственности судовладельцев, то есть то, чем никогда «Госстрах» не занимался. «Госстрах» занимался очень крупными делами, но в основном это обслуживание частных лиц – автострахование, страхование жизни, либо сельскохозяйственные крупные риски. Это была очень громадная компания, но она не имела никакого выхода за рубеж, и в основном риски, которыми занимался «Ингосстраха», они были связаны, даже в смысле оплаты страхования, с валютой, а не с рублями.

В.ЩЕРБАКОВ: Можно пару пояснений? Дополнение к тому, что сказал Рудольф Михайлович. Дело в том, что когда мы говорим о внешнеторговых контрактах, внешнеторговые объединения подписывали контракты на строительство объектов. Поэтому это считалось внешнеторговой сделкой, и все расчеты, соответственно, шли таким образом. Вот очень хороший пример Рудольф Михайлович упомянул в отношении зерна и конкуренции. Но ведь достаточно понятные вещи. Как вы заключаете внешнеторговый контракт? Все зависит от того, чей сегодня рынок – покупателя или продавца. В данном случае мы были зависимы, допустим, от американского зерна, аргентинского, австралийского. Но в то же время не надо забывать такой факт – когда начиналась зерновая кампания, количество зерна превышало все мыслимые и немыслимые объемы, и перевозить только российским флотом было невозможно. Поэтому участвовали, отфрахтовывались и американские суда. Поэтому все рынки, я имею в виду американские и европейские, они были заинтересованы в том, чтобы продавался экспортный товар, включая и фрахт, и страхование, чтобы вся сделка была осуществлена национальными страховщиками. Вот, собственно, в этом интерес.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Слушайте, какие-то мы серьезные ужасно, когда у вас праздник – 60 лет 16-го ноября. Празднуете до сих пор, плавно переходит в Новый год. А мы как-то очень серьезно обсуждаем… Расскажите, какие-нибудь истории наверняка за время страхования… это, конечно, очень серьезный бизнес, это необычайный бизнес. Но я думаю, что в страховании безумное количество историй всяких возникает, потому что много интересов разных сторон, и иногда это бывает как-то очень забавно. За эти 60 лет наверняка было куча всего. Расскажите что-нибудь.

Р.ШУРАЕВ: Вы знаете, самое интересно в страховании связано, конечно, с уплатой убытков.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Да, конечно, это всегда. Да.

Р.ШУРАЕВ: Я помню очень интересный случай. Когда мы страховали газопровод «Дружба», то мы оплатили убыток в размере где-то 200 тысяч долларов. В то время это были примерные деньги. Потому что мыши съели все полихлорвиниловые провода на складе, где хранилось оборудование для компрессорных станций. Не знаю, насколько это интересно. Но мышей мы не могли привлечь к ответственности – они все разбежались.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Регрессный иск это называется, да, правильно?

Р.ШУРАЕВ: А еще был случай – мы страховали рыбу в Эстонии в одном из совхозов. И туда поселили мальков, потом первое же волнение, ураган на море – и вся рыба разбежалась.

В.ЩЕРБАКОВ: Ну, на моей памяти, конечно, один из самых уникальных эпизодов в истории «Ингосстраха», опять здесь имеется связь времен, скажем так. Это уникальнейшая операция по подъему золота с погибшего крейсера «Эдинбург» в 42-м году, который шел в караване. Груз – 5,5 тонн золота – страховался в «Ингосстрахе» в 42-м году. Ну и, собственно, произошла гибель этого крейсера, он был потоплен немецкой подводной лодкой, и вот через столько лет первый подъем или первая фаза операции состоялась в 81-м году, а вторая – в 85-м. Практически 95-96% золота было поднято. 5386 кг, что-то так. Вот вам достаточно интересная связь времен. И на самом деле, об этой операции писали в наших СМИ очень мало, потому что информация была закрыта, хотя фильм, который был снят на борту судна под водой, обошел все мировые экраны. Чем уникальная операция – во-первых, были свободно плавающие водолазы. Количество водолазов, используемых в этой операции, превышало 24 человека, менялась команда. Что такое свободно плавающие водолазы, специалисты знают. Глубина – 286 метров. Видимость – ноль. Вода – плюс 2-3. Опускались в колоколе. Это вообще уникальные были вещи в мировом опыте. А использовался опыт по бурению скважин – это в Норвегии изобрели эту штуку. Всего два судна было в это время в мире, которые могли проводить подобные работы. Ну вот, собственно, что на памяти у меня. Интересная была тоже операция по страхованию одного из самых знаменитых жеребцов Советского Союза – Анилин, который по тем временам стоил порядка 1 250 000 долларов, насколько я помню. Мы страховали его на время выездок, на время участие в различного рода соревнованиях. Что еще…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Была какая-то история, когда упал самолет, Боинг, какой-то западной компании.

В.ЩЕРБАКОВ: Это в 70-е годы, наверное.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: В Карелии что-то такое.

В.ЩЕРБАКОВ: Это страховался самолет…

Р.ШУРАЕВ: Нет, ну вы же просили рассказать о забавных случаях. Если вы хотите еще забавные случаи, я могу рассказать про страхование частных лиц. Мы в свое время активно занимались страхованием советских туристов, выезжающих за рубеж. И вот один из туристов был на представлении, и там был метатель…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ножей, наверное, да?

Р.ШУРАЕВ: Не ножей, а стрелы такие. Он вызвал из зала этого самого мужика, он вышел, и надо ж было такому случится, что он прямо в глаз ему попал. Выбил глаз. А у нас по страхованию вообще-то исключалось участие в зрелищных и спортивных мероприятиях. Но когда человека пришел перевязанный в «Ингосстрах», он был застрахован на 5 000 рублей, то его было настолько жалко, что мы сделали исключение и оплатили этот убыток. Ну а что касается трагических случаев, то это не только Карелия, а это был хорошо известный случай, когда рухнул наш ТУ-144 во время испытательных полетов на выставке в Ле-Бурже во Франции. И тогда «Ингосстрах» полностью оплатил этот убыток, естественно, и там это было связано и с гибелью людей на земле. Это было в 1972-м году.

В.ЩЕРБАКОВ: Ну, возвращаясь к вашему вопросу – я вспоминаю этот 707-й Боинг в Карелии, да. Дело в том, что в советское время, да и в постсоветское время «Ингосстрах» был единственной компанией, которая исполняла функции аварийного комиссара для всех страховых компаний мира.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть пустить на территорию Советского Союза западных представителей…

В.ЩЕРБАКОВ: Нет, можно было, но дело в том, что экономически иногда не целесообразно. Это первое. Второе – у нас достаточное было количество экспорта в различных сферах экономики либо судостроения, какой бы отрасли ни касались, у нас были очень хорошие эксперты. И плюс – в «Ингосстрахе» было специальное подразделение. Оно даже потом стало называться «По защите иностранного интереса».

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Сейчас прервемся буквально на несколько минут. Вячеслав Щербаков – президент компании «Ингосстрах» и Рудольф Шураев – ветеран компании «Ингосстрах» у нас в гостях. Об истории страхования в России и истории «Ингосстраха» мы говорим. Сейчас новости на «Эхе».

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: 12 часов 5 минут, у нас еще есть 5 минут. И я напомню, что Вячеслав Щербаков – президент компании «Ингосстрах», и Рудольф Шураев – ветеран компании «Ингосстрах» у нас в гостях. Об истории страхования, об истории «Ингосстраха» говорим. 60 лет компании. Давайте последние пять минут поговорим о сегодняшней ситуации, о том, что сегодня происходит, как сегодня чувствует, если позволите, себя компания. Я понимаю, что хорошо. Но… Не вступили, правда, пока мы в ВТО. Александр Григорьев был примерно год тому назад у меня в эфире. Я так, не то что понял, он так, собственно, и сказал открытым текстом – что, в общем, в этом году вступаем. Не вступили. Как вы расцениваете?

В.ЩЕРБАКОВ: Я думаю, что это вопрос времени.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну хорошо, что до сих пор не вступили? Для российских страховых компаний и «Ингосстраха», в частности?

В.ЩЕРБАКОВ: В принципе, да, наверное. Хотя я не вижу здесь большой разницы. Будет же определенный период времени – порядка семи лет, я думаю, когда, собственно, вступят все правила, в частности для страховщиков. Есть время еще и подготовиться, и подготовиться к достаточно серьезной конкуренции будущей со стороны тех, кто может прийти на рынок. Хотя вы, наверное, знаете, это звучало уже несколько раз на вашей передаче, - о том, что одни из самых крупных игроков уже давно присутствуют на этом рынке. Поэтому мы можем ожидать еще несколько компаний достаточно крупных, у которых есть серьезные намерения.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: К ситуации обратно – к доекатерининским временам мы не вернемся, когда Екатерина запретила страховать в иностранных страховых компаниях, и стали возникать общества российские?

В.ЩЕРБАКОВ: Хороший вопрос. Естественно, многие компании не докапитализированы, и, конечно, составлять конкуренцию гигантам будет очень и очень сложно. И то, что говорил Александр Валерьевич, видимо, на вашей передаче, если я правильно помню, у него было видение такое…

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Генеральный директор компании «Ингосстрах» - кто не в курсе.

В.ЩЕРБАКОВ: Да. … что порядка 40-50 компаний останутся на рынке. Ну, мое предположение, что немножко больше. Но со временем, наверное, да. Рынок емкий, потенциал очень большой. Рынок развит все-таки достаточно слабо на сегодняшний день. Хотя, как я уже говорил, очень динамично развивается. Опять-таки, для многих компаний в Европе требовались десятилетия. В России проходит это намного быстрее, на порядок быстрее.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Но по определенным направлениям.

В.ЩЕРБАКОВ: Ну вы знаете, я думаю, что на сегодняшний день на рынке представлено практически все. Единственное, в какой форме – с какими-то отклонениями влево или вправо, но по большому счету рынок развивается в различных направлениях. Просто есть акцент на том, что, в общем-то, на сегодняшний день ближе и более легко реализовано. Хотя, опять-таки, когда говорят «легко» и говоря о цифрах на сегодняшний день, сложно говорить, что это на самом деле легко. Рынок готовить надо, понимаете? И конечно, собственники крупных предприятий это прекрасно понимают. Да и не только крупных. И средний бизнес, и малый. Им есть что терять в случае каких-то неординарных событий. Поэтому страхование на сегодняшний день, я думаю, во многих умах уже устоявшееся. Это вопрос только цены.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Рудольф Михайлович.

Р.ШУРАЕВ: Вы знаете, меня лично не очень волнует вступление в ВТО и появление иностранных страховых компаний здесь, в России, поскольку они уже есть. И они были и 5, и 10 лет назад уже. Но дело в том, что «Ингосстрах» имеет столь долгосрочных клиентов и столь они уверенны в возможностях и финансовой мощи «Ингосстраха», что у нас нет оснований волноваться, если вдруг появится конкуренция со стороны иностранных носителей риска, так скажем. Дело в том, что ВТО, конечно, может в какой-то степени благоприятно повлиять, поскольку увеличится, может, в какой-то степени товарооборот России с остальным миром, если будут сняты всякие барьеры искусственные, которые сейчас, и так далее. А если увеличится товарооборот, то увеличатся операции российского страхового рынка. Но «Ингосстрах» не имеет оснований, он вполне уверен в своих силах, и не боится возможной большей конкуренции со стороны иностранных страховых компаний.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну что ж, спасибо вам. Я еще раз поздравляю вас с 60-летием. Вячеслав Щербаков - президент компании «Ингосстрах», Рудольф Шураев – ветеран компании «Ингосстрах» - были у нас в гостях.

В.ЩЕРБАКОВ: Спасибо за поздравление.

Р.ШУРАЕВ: Спасибо.

Ингосстрах и история российского страхования

6593 просмотра

Есть имена, накрепко переплетенные с самой историей, олицетворяющие вековой опыт и традиции. К категории таких имен компаний-лидеров можно, без сомнения, отнести ведущего отечественного страховщика - ОСАО «Ингосстрах», становление и многолетняя деятельность которого неразрывно связаны с развитием отечественного страхового дела.

Как все начиналось

История российского страхования насчитывает без малого 250 лет. Первые попытки организации страхового дела в стране датируются концом XVIII века. В 1786 году, с двухвековым отставанием от Западной Европы, манифестом Екатерины II была образована Страховая экспедиция при Государственном Заемном банке. Манифест предусматривал страхование каменных домов, принятых в залог. Позднее, при императоре Павле I, начали создаваться страховые конторы при Государственном банке и «Страховой экспедиции для кораблей и товаров». Но дело шло туго. Государственное обязательное страхование выполняло прежде всего фискальные функции, и обращавшиеся за кредитами в банк русские дворяне рассматривали необходимость страхования залога как досадную выдумку бюрократии.

Совсем по иному относились к страхованию иностранцы. Уже в начале XIX века европейские конторы бойко страховали товары немецких купцов в России, их каменные дома в Санкт-Петербурге и Прибалтике. За пределы страны уплывали сотни миллионов рублей страховой премии. Именно немецкие купцы в 1822 году обратились к правительству с просьбой об организации акционерного страхового общества для страхования зданий от пожаров. Идея была воспринята благосклонно.

Организационные хлопоты выпали на долю председателя департамента Государственной экономии графа Николая Семеновича Мордвинова. Последователь Адама Смита, талантливый экономист, адмирал Мордвинов придерживался мнения, что страховое общество должно быть частным. В 1825 году проект страхового общества был внесен в Государственный совет, но быстро рассмотреть его не удалось. Помешали смерть Александра I и восстание декабристов. Когда же Государственный совет вернулся к проекту, то за основу была принята компромиссная формула — страховое общество будет акционерным, но под жестким контролем государства и с монополией на 20 лет.

В обход государственной монополии

27 июля 1827 года Николай I подписал указ о создании частного общества для страхования имущества от огня. Покровительство императора и имена учредителей, среди которых были Мордвинов, придворный банкир Штиглиц, обер-камергер двора Литта, обеспечили «Российскому страховому от огня обществу» небывалую популярность. За несколько недель после объявления подписки поступили заявки более чем на 26 тысяч акций при выпущенных 10 тысячах. Крупные пакеты акций скупала придворная знать и видные государственные деятели: министры М.М.Сперанский и К.Р.Нессельроде, князья Голицыны и Гагарины, купцы Демидовы.

За двадцать лет существования государственной монополии общество приняло «на свой страх» полмиллиона строений на 1,7 миллиарда рублей и выплатило акционерам 6 миллионов рублей дивидендов. Коммерческий успех предприятия не остался незамеченным. В 1835 году в России появилось еще две страховых компании — «Второе страховое от огня общество» и «Российское общество застрахования капиталов и доходов «Жизнь». Высочайший запрет на создание новых страховых обществ помог обойти тот факт, что учредителем обеих компаний значился граф Бенкендорф, главный жандарм империи.

Время бурного расцвета

В 1847 году монополия закончилась, и в России появились новые страховые общества — «Саламандра» и «Надежда». Отмена крепостного права в 1861 году и экономический подъем стали стимулом активности страховщиков. В 60-70 годах появляются новые страховые общества — «Московское страховое от огня», «Русский Ллойд», «Северное», «Якорь», «Волга», чуть позже общество «Россия».

Успехи, которых добились отечественные страховщики к концу XIX века, могут вызвать у их современных коллег белую зависть. Было застраховано почти 80% стоимости грузоперевозок, а огневое страхование покрывало до 50% ущерба от пожаров. Отставало лишь страхование жизни — ежегодно заключалось не более 10 тысяч новых договоров, что составляло менее пяти человек на каждые 10 тысяч россиян.

Расцвет страхования вызвал к жизни и первые случаи мошенничества. Купцы, желающие поправить свои дела, любили поджигать заведения, предварительно реализовав застрахованные товары. В 1902 году газета «Киевлянин» сообщала о существовании шаек поджигателей в юго-западных областях России. В статье отмечалось, что «имена домохозяев, хронически поджигающих свои усадьбы, были известны всем заинтересованным людям. Среди торговцев и мелких домовладельцев всегда вращались специальные агенты для соглашения между профессиональными, активными поджигателями и их клиентами, пассивными поджигателями».

Крылатое выражение «живой труп» ввел в обиход отнюдь не Лев Толстой, а страховщики. Так называли людей, которые в сговоре с родственниками имитировали свою смерть и дожидались выплаты страхового вознаграждения. Сначала мошенники просто «тонули», но страховщики, быстро раскусив этот фокус, стали включать в полис условия «нет тела — нет вознаграждения». Тогда мошенники стали представлять страховщикам тело другого человека, умершего естественной смертью, либо убитого специально для этих целей. Иногда страховщики были вынуждены платить вознаграждение, а иногда «живой труп» отправлялся вместе со своими соучастниками на каторгу.

Лубянская эпопея

В конце XIX века в Москве появилась своя Уолл-стрит. На Ильинке обосновался крупный банковский капитал, спекулянты ценными бумагами и биржевики. А страховщики облюбовали район Лубянки. Компания «Якорь» приобрела под центральный офис дом № 11 по Большой Лубянке, «Московское страховое общество» разместилось по соседству в доме № 14. В 1880 году на Лубянской площади появилась резиденция переехавшего в Москву «Северного страхового общества», а в самом конце века здесь выросло, заслонив собой всех остальных страховщиков, громадное здание страхового общества «Россия». «Северное страховое общество» не стало терпеть такое соседство и перебралось в огромный комплекс зданий на Новой площади. Так московские страховщики стали создателями двух самых одиозных зданий столицы: резиденции бывшей ЦК КПСС на Новой площади и печально знаменитого «Дома на Лубянке», где с 1921 года находилось Правление Госстраха, а в тридцатых годах поселился всемогущий НКВД.

В воздухе запахло гарью

В начале XX века «огневые» общества вовремя почувствовали, что в воздухе «пахнет гарью» и ввели в устав форс-мажорные условия — освобождение от обязательств в случае, если пожары произойдут во время смуты или народных волнений. В годы первой русской революции эта формулировка подвела многих промышленников, но спасла от банкротства страховые общества.

11 декабря 1905 года в ходе восстания в Москве сгорела дотла фабрика и книжный склад издателя Сытина. Строения были застрахованы в «Московском страховом от огня обществе» на 662 тысячи рублей. Общество отказалось оплатить убытки, ссылаясь на соответствующие пункты устава, и суд поддержал страховщиков. Затяжное разбирательство длилось два года. В его ходе выяснилось, что фабрику подожгли драгуны, которые выгнали забастовщиков и на постое развели в помещении костры.

Значительно больше повезло знаменитым чаеторговцам Боткиным. В то время как мятежный броненосец «Потемкин» стоял в Одесском порту, огонь уничтожил пакгаузы торгового дома «Петр Боткин и сыновья». Страховщики пытались свалить вину на восстание, но Санкт-Петербургский коммерческий суд взыскал в пользу Боткиных 28 тысяч рублей страхового вознаграждения и полторы тысячи рублей компенсации за «неправедный иск».

Время стабильности и устойчивого промышленного роста в 1907-1914 гг. оказалось для дореволюционных российских страховщиков последним периодом относительного благополучия. Страхование стало выполнять не только важные экономические, но и социальные функции. Широкое распространение получило медицинское страхование.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, а затем финансовый кризис 1916-1917 годов подорвали благополучное развитие российских страховщиков экономически, а Октябрьская революция — политически. Советская власть круто изменила судьбу отечественного страхования. В стране наступал новый период, начало которому положила статья наркома Елизарова в «Известиях» за 9 июля 1918 года «К вопросу о национализации страхового дела». 28 ноября того же года был принят декрет Совнаркома «Об организации страхового дела», согласно которому частные компании ликвидировались, а принадлежавшие им денежные средства передавались государству.

Еще до официального рождения

К счастью, профессионализм российских страховщиков был востребован советским правительством. Вскоре после революции им было поручено создание советской системы иностранного государственного страхования, названной позже Ингосстрахом. Днем рождения Ингосстраха считается 16 ноября 1947 года, когда Совет Министров СССР принял постановление об образовании «Управления иностранного страхования СССР». В действительности становление компании проходило значительно раньше, практически с момента подписания 6 октября 1921 года декрета Совнаркома «О государственном имущественном страховании». В нем были намечены пути развития страхового дела в стране, а в составе Наркомата финансов образовано «Главное управление государственного страхования». Известные в российском морском страховании специалисты (до революции — сотрудники страховых обществ «Якорь», «Северное», «Россия» Виноградов П.П., Возблейн Н.Н., Гун К.К., Жданов А.В., Жилин И.С., Глобинова Н.А., а в будущем — сотрудники Ингосстраха) стали организаторами иностранного страхования.

Согласно декрету Совнаркома, с 1922 года государственное страхование стало строиться на принципах хозяйственного расчета. Транспортному отделу Госстраха поручалось «в целях предотвращения утечки валюты по каналам перестрахования» монопольно проводить операции по страхованию внешнеторгового оборота Российской Федерации. Этот отдел явился прародителем будущего Ингосстраха.

Этапы большого пути

11 марта 1924 г. был подписан первый перестраховочный договор с английской страховой компанией «Лондон иншуренс», заключение которого длилось почти два года. Благодаря ему затруднения по приему полисов Госстраха иностранными финансовыми институтами были устранены путем обмена их на сертификаты английской группы перестраховщиков. В середине 20-х годов СССР активно создавал страховые общества за пределами России.

В 1925 году Госстрахом при участии Наркомвнешторга и Центросоюза было учреждено Черноморско-Балтийское акционерное общество «Блекбалси», в 1927 г. в Германии — «Черноморско-Балтийское транспортное акционерное страховое общество «Софаг». В сферу деятельности последнего вошли Австрия, Чехословакия, Польша, Скандинавские государства и приграничные с Россией страны, а в «Блекбалси» — остальные европейские государства. В Харбине и Тегеране были открыты Генеральные представительства Госстраха, впоследствии — Ингосстраха.

В 1936 году было создано Управление иностранных операций Госстраха СССР (УИНО), в годы Великой Отечественной войны осуществлявшее страхование грузов по ленд-лизу. После войны операции по иностранному страхованию в УИНО существенно расширились, когда по решению Потсдамской конференции советской стороне были переданы активы немецких страховых обществ и акции обществ немецкой коалиции. В Венгрии были организованы «Восточно-Европейское генеральное страховое общество» и «Европейское страховое общество по страхованию грузов и багажа», в Румынии Госстрах имел участие в акционерном капитале 11 обществ: «Виктория», «Трансильвания», «Дачия-Романия», «Национале» и других.

Ингосстрах стал самостоятельным

16 ноября 1947 г. было подписано Постановление Совета Министров СССР № 3819-1281с «Об образовании Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) на базе Управления иностранных операций (УИНО) Госстраха СССР». С 1 января 1948 г. компания начала свою самостоятельную деятельность, и развитие зарубежной сети продолжилось.

В 1949 г. в ГДР было организовано страховое общество «Шостофаг». В 1952 году появилось представительство Ингосстраха в Финляндии, затем в Пакистане (1953), Египте (1954), Афганистане (1955), Алжире (1963), Мали (1963), а общество «Блекбалси» открыло свои отделения во Франции, Египте (1956), Сирии (1958), Ливане (1961), Судане (1964). В 1958 г. в Австрии было создано общество «Гарант», а в 1967 году — советско-индийское страховое бюро в Бомбее. Открыты представительства в КНДР (1973), на Кубе (1978), в Иране (1978) и Вьетнаме (1980).

В 1972 году Ингосстрах получил статус Главного управления иностранного страхования СССР с правом выступать перед внешним миром, а в необходимых случаях — внутри страны как акционерное общество. Если в 1948 году проводилось только 5 видов страхования (экспортно-импортных и каботажных грузов, каско-судов, огневое и гражданской ответственности), то уже к середине 70-х количество видов страхования превысило два десятка, включая страхование ответственности судовладельцев, строительно-монтажное страхование, авиационное. С 80-х годов стали осуществляться операции по страхованию космических рисков, совместных предприятий, кредитному страхованию.

«Ноев ковчег» российского рыночного страхования

В конце XX века кардинальные перемены в жизни страны придали новый импульс развитию страхового дела. Масштабная реформа собственности неизбежно поставила вопрос о страховой защите имущественных интересов перед хозяйствующими субъектами и гражданами новой России. В этих условиях уникальный рыночный опыт Ингосстраха, полученный за рубежом, оказался особенно актуальным.

Сегодня Ингосстрах обеспечивает защиту по всему спектру добровольного рискового страхования: по страхованию политических и технических рисков, имущественному страхованию, грузов, огневому, транспорта (морского, авиационного, космического, железнодорожного, автомобильного), ответственности (общегражданской, товаропроизводителей, профессиональной), кредитному страхованию, личному и медицинскому страхованию, страхованию от несчастных случаев и граждан, выезжающих за границу.

На начало 2001 года активы транснациональной группы «Ингосстрах» (которая работает в 19 странах и в 45 субъектах Российской Федерации) составили 9,2 млрд рублей, под защиту компании приняты риски на общую сумму 2 трлн рублей, что соответствует 30% ВВП России.

Фирменный стиль «Ингосстраха» — четкое и своевременное выполнение обязательств перед клиентами. Даже в кризисный 1998 год компания безупречно следовала этому принципу, выплатив возмещения по двум крупнейшим в истории России страховым событиям, связанным с авиакатастрофой в Иркутске и выходом из строя спутника «Купон». Суммарный объем выплат по этим катастрофическим убыткам составил 140 млн долларов.

Благодаря работе многих поколений своих сотрудников Ингосстрах превратился в крупную транснациональную корпорацию, признанную международным страховым сообществом. Полисы компании действуют в 130 странах мира. Ингосстрах, как «Ноев ковчег», помог сохранить для России успешный опыт развития страхования в XIX веке. Сегодня, как и веком раньше, российские страховщики на равных сотрудничают с западными коллегами. Некоторые страховые технологии Ингосстраха стали стандартом для страховщиков всего мира. И с каждым годом они совершенствуются — на благо российской экономики и всего общества.

Редакция благодарит Владимира БОРЗЫХ (директора Музея страхования ОСАО «Ингосстрах-Россия») за помощь в подготовке материала.

СПАО «Ингосстрах» предоставляет полный спектр классических страховых услуг. Обеспечивать комплексную защиту финансовых интересов клиентов Компании позволяют лицензии на осуществление 21 вида страхования из 24, предусмотренных Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также по перестрахованию.

Показатели деятельности

2017

По состоянию на 30.09.2017г. оплаченный уставный капитал СПАО «Ингосстрах » равен 17,5 млрд. рублей, собственные средства компании составляют 58,6 млрд. рублей, активы Компании составляют 147,11 млрд. руб., а страховые резервы составляют 72,39 млрд. руб.

История

2018: Открытое интервью с Алексеем Клепиковым на TAdviser SummIT

2017

Страхование с учетом телематических параметров вождения

Клиенты компании, страхуя свой автомобиль по КАСКО, смогут установить на застрахованное транспортное средство телематическое устройство. Оно будет передавать в СПАО «Ингосстрах» данные о манере вождения применительно к транспортному средству. Эти данные в дальнейшем могут быть использованы для уточненного расчета страхового тарифа для договора страхования на транспортное средство на новый срок. При этом клиент в процессе управления автомобилем имеет возможность осуществлять мониторинг своей манеры вождения в том виде, в котором она фиксируется телематическим устройством (приложение INGO Drive). Таким образом, появляется дополнительная возможность создать предпосылки для применения к базовому страховому тарифу более льготного для клиента поправочного коэффициента в зависимости от зафиксированной манеры вождения.

В марте 2017г. СПАО «Ингосстрах» подтвердило соответствие сертификату Системы Менеджмента Качества в области страхования и перестрахования и получило сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015). Период действия сертификата – до 2020 года. Сертификат свидетельствует, что система менеджмента качества СПАО "Ингосстрах" в области всех страховых услуг, в том числе перестрахования, отвечает требованиям стандарта. В настоящее время сертификат системы менеджмента качества является одним из наиболее объективных доказательств отлаженности бизнеса и надежности компании. На протяжении всего срока действия сертификата в Компании будет обеспечено планомерное совершенствование бизнес-процессов и повышение качества услуг.

Алексей Клепиков назначен вице-президентом по ИТ

С апреля 2017 года вице-президентом по информационным технологиям "Ингосстраха" назначен Алексей Клепиков .

2015

17.06.2015 г. зарегистрирована редакция Устава с новым наименованием «Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах », на английском языке - «Ingosstrakh Insurance Company» (Свидетельство № 3779 – iu 5 от 10.07.96, выданное Московской регистрационной палатой).

Лицензия Центрального банка Российской Федерации СЛ №0928 от 23 сентября 2015г., СИ №0928 от 23 сентября 2015г., ОС №0928 - 02 от 28 сентября 2016г., ОС №0928 - 03 от 23 сентября 2015г., ОС №0928 - 04 от 23 сентября 2015г., ОС №0928 - 05 от 23 сентября 2015г., ПС №0928 от 23 сентября 2015г.

2013

Из Ингосстраха вышла PPF Investments, которая владела миноритарной долей. Продажа данной доли состоялась в 2013 г. в рамках сделки с Generali, которой перешла бывшая доля PPF Investments.

2011: Рекордная страховая выплата в истории России на $250 млн

«Ингосстрах » произвел три рекордные в истории России выплаты: в связи с гибелью в 1998 году спутника «Купон» ($85 млн), пожаром на складе компании «Протек» в 2006 году ($75 млн) и невыходом на расчетную орбиту запущенного 18 августа 2011 года спутника связи «Экспресс-АМ4» ($250 млн).

2007: Покупка сети "Будь здоров"

17 апреля 2007 года стало известно, что ОСАО "Ингосстрах " приобрело 100% сети медицинских клиник "Будь здоров" у прежних учредителей. Об этом говорится в сообщении Ингосстраха. Сумма сделки не разглашается.

По словам генерального директора Ингосстраха Александра Григорьева, приобретения связаны с реализацией трехлетнего проекта по созданию собственной сети медицинских учреждений для оказания услуг по договорам добровольного медицинского страхования. Ингосстрах инвестирует в этот проект в течение трех лет свыше $100 млн.

Ингосстрах планирует создать сеть медицинских учреждений, состоящую из 24 клиник. В 2007 году предполагается открыть одну новую клинику, в 2008 году - семь, в 2009 году - четырнадцать клиник.

ОСАО "Ингосстрах" имеет право осуществлять все виды страхования (с учетом специализации страховщиков).

Основные акционеры компании по состоянию на 2007 год:

  • ООО "Бекар-сервис" (16.03% акций),
  • ООО "Гранит" (15.98%),
  • ООО "Инвестиционная инициатива" (15.85%)
  • ООО "Новый капитал" (15.85%),
  • ООО "Софт-Карат" (15.68%)
  • ООО "Вега" (6.75%),

2006: Рост чистой прибыли в 2 раза до 1,9 млрд руб

Чистая прибыль компании в 2006 году выросла в 2 раза до 1,9 млрд руб. Уставный капитал компании составляет 2.5 млрд руб. и разделен на 2.5 млрд обыкновенных акций.

1947-1996

"Ингострах" работает на международном и внутреннем рынках с 1947 года.

Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах » (далее – СПАО «Ингосстрах», Общество), являющееся правопреемником Главного управления иностранного страхования СССР, созданного Постановлением Совета Министров СССР от 16.11.47 за № 3819-1281c, зарегистрировано как акционерное общество закрытого типа в МВК при Моссовете по вопросам создания новых предприятий за № 3779 от 28 июня 1991 года под фирменным наименованием Страховое акционерное общество «Ингосстрах» (впоследствии указанное свидетельство о регистрации заменено Московской регистрационной палатой на свидетельство № 003.779); 05.01.1993 г.

Страховое акционерное общество «Ингосстрах» было преобразовано в акционерное общество открытого типа (Свидетельство № 3779 - iu 1 от 05.01.93, выданное Московской регистрационной палатой). 10.07.1996 г. зарегистрирована редакция Устава с наименованием «Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах».

Участие в ассоциациях

Страховая компания «Ингосстрах » играет заметную роль в российском страховом сообществе, являясь постоянным членом ряда ассоциаций российских страховщиков и принимая активное участие в разработке законодательных инициатив, направленных на совершенствование правовой базы национального страхования. СПАО «Ингосстрах» является членом более чем 70 российских и профессиональных международных объединений и союзов, среди которых:

  • Всероссийский союз страховщиков (ВСС);
  • Российский союз автостраховщиков (РСА);
  • Национальный союз страховщиков ответственности (НССО);
  • Российский ядерный страховой пул;
  • Союз российских судовладельцев (СОРОСС);
  • Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП);
  • Российский автотранспортный союз;
  • Российский союз промышленников и предпринимателей;
  • Торгово-промышленная палата РФ;
  • Международный союз автомобильного транспорта (IRU);
  • Международный союз авиационных страховщиков, г. Лондон, ;
  • Международный союз морского страхования (IUMI) и др.


Похожие статьи