Инвестиционные фонды: виды, особенности деятельности. Акционерный инвестиционный фонд: права, услуги, отличия

Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) - это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Законом «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. (ст. 2).

Другими словами, акционерный инвестиционный фонд - это любое акционерное общество открытого типа, основным видом деятельности которого являются выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги других эмитентов и на банковские счета. АИФ не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Банки и страховые компании не могут являться инвестиционными фондами.

В отличие от ПИФ, инвестиционные фонды являются юридическими лицами и регистрируются в виде открытых акционерных обществ. АИФ вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения - лицензии .

Инвестиционные фонды бывают трех типов: открытые, закрытые и чековые. Открытый фонд эмитирует ценные бумаги с обязательством их обратного выкупа; закрытый фонд такого обязательства не дает; чековый фонд - это специализированный фонд, совершающий операции с приватизационными чеками. Согласно Указу Президента РФ от 23.02.1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» чековые фонды должны были преобразоваться либо в ПИФ, либо в инвестиционные фонды, либо остаться открытыми акционерными обществами и устранить из своих названий слова «чековый инвестиционный фонд».

Из 691 чекового инвестиционного фонда (ЧИФ), входящего в реестр Госкомимущества, 478 преобразовано: «Первый ваучерный», «Защита» и другие преобразованы в акционерные инвестиционные фонды; «ЛУКойл» и «Альфа-капитал» - в ПИФ. Лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг получил 41 ЧИФ, остальные 434 ЧИФ заявили об отказе от инвестиционной деятельности и стали называться просто акционерными обществами. В настоящее время в базе данных ФКЦБ содержатся списки 597 преобразованных ЧИФ.

Как уже отмечалось выше, исключительным видом деятельности инвестиционного фонда являются выпуск своих собственных акций и их продажа всем желающим, включая население, и одновременно вкладывание собственных и привлеченных средств в ценные бумаги других эмитентов. Приобретая акции фонда, инвесторы становятся его совладельцами и разделяют в полном объеме весь риск от финансовых операций, осуществляемых фондом. Успешность таких операций отражается и изменении текущей цены акций фонда. На момент учреждения инвестиционного фонда его уставный капитал должен быть полностью распределен между учредителями фонда.

Имущество АИФ подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности его органов управления и иных органов АИФ, в соответствии с уставом. Инвестиционные резервы должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании.

Инвестиционный фонд заключает договор с управляющим (трастовой компанией, имеющей лицензию) об управлении фондом. Инвестиционный фонд обязан заключить с депозитарием депозитарный договор. Депозитарий не может быть гарантом, кредитором и управляющим инвестиционного фонда. Депозитарий осуществляет и контролирует операции с ценными бумагами инвестиционного фонда с учетом требований депозитарного договора, включая ограничения на обмен, приобретение и продажу ценных бумаг.

Инвестиционный фонд не вправе, например, приобретать голосующие акции любого акционерного общества в случае, если после их приобретения аффилированной группе инвестиционного фонда будет принадлежать более 10% голосующих акций этого общества; направлять более 5% своего капитала на приобретение ценных бумаг одного эмитента, а также приобретать более 10% ценных бумаг одного эмитента по номинальной стоимости. Инвестиционный фонд не имеет права привлекать заемные средства в случае, если совокупный объем задолженности, подлежащей погашению, превысит 10% рыночной стоимости чистых активов инвестиционного фонда на дату подписания кредитного оглашения (срок займа не может превышать трех месяцев без права пролонгации); выпускать долговые обязательства; совершать залоговые сделки; осуществлять деятельность в качестве представителей, посредников, продавцов объектов приватизации; приобретать и иметь в своих активах акции других инвестиционных фондов.
Обязательным условием деятельности инвестиционного фонда является наличие в его штате инвестиционного консультанта - специалиста по работе с ценными бумагами.

Деятельность инвестиционных фондов регламентируется Положением об инвестиционных фондах, утвержденным Указом Президента РФ от 7.09.1992 г. № 1186, Указом Президента РФ от 23.02.1998 г. №193 «О дальнейшем развитии инвестиционных фондов», а также Законом РФ от 29.11.2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и различными постановлениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

К услугам инвестиционных фондов прибегают инвесторы, которые: не интересуются анализом ценных бумаг; не имеют времени для создания и управления собственными портфелями; не желают платить инве-стиционному консультанту.

  • Преимуществами инвестиционных фондов по сравнению с другими финансовыми институтами являются следующие:
  • профессиональное управление фондами - каждый фонд стремится назначить специалиста с высокой квалификацией в области торговли ценными бумагами, который будет эффективно управлять его портфелем;
  • диверсификация - распределение инвестиций на большое число ценных бумаг - в портфель фонда включены бумаги различных видов и эмитентов;
  • возможность инвестировать незначительные суммы - инвестиционные фонды позволяют своим вкладчикам осуществлять взносы незначительных сумм, а в некоторых фондах минимум инвестиций не определяют;
  • автоматическое реинвестирование;
  • возможность замены акций одного инвестиционного фонда акциями другого - подобная замена разрешена, когда несколько фондов объединены под общим управлением и образуют «семью фондов»;
  • высокая ликвидность акций - владел ьцы акций открытых фондов могут превратить их в деньги, когда сочтут это необходимым;
  • легкость отслеживания движения инвестиций.

Важно изучить максимум информации об осуществлении инвестиционной деятельности. У многих из них может возникнуть вопрос о том, что такое инвестиционные фонды, для чего они предназначены. По этой причине следует ознакомиться с представленной темой более подробно.

Определение понятия

Инвестиционный фонд представляет собой имущественный комплекс, который находится в общей долевой собственности физических или юридических лиц или акционерного общества. Управляющая компания регулирует деятельность инвестиционных фондов в интересах инвесторов.

Главной задачей учреждения является обеспечение доступа на рынок ценных бумаг и привлечение финансовых средств рядовых инвесторов в экономику. Стоит отметить, что управление имеющимися активами производится лицензированными профессиональными участниками рынка. В Российской Федерации инвестиционные фонды образовываются и управляются на основании установленных законодательных норм.

Классификация по форме создания

Рассматривая тему инвестиционных фондов, следует в первую очередь узнать, что они разделены на акционерные и паевые в зависимости от формы создания. Два этих вида следует изучить более подробно.

Акционерный инвестиционный фонд представляет собой открытое акционерное общество, которое отличается наличием единственного предмета своей деятельности. Это инвестирование имущества. Фонды данного вида специализируются на размещении обыкновенных акций. Это означает: для того чтобы стать их участником, требуется приобрести ценные бумаги, то есть вложить финансовые средства для получения прибыли в дальнейшем. Дабы прекратить свое участие в акционерном инвестиционном фонде, необходимо продать приобретенные финансовые инструменты на открытом рынке.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) нельзя назвать юридическим лицом. Законодательством он определяется как обособленный имущественный комплекс, который состоит из ценностей, преданных субъектам в доверительное управление. Для того чтобы стать участником данного фонда, следует приобрести пай у управляющего фирмы. Он оформляется в качестве ценной бумаги, которая подтверждает принадлежность инвестору определенной доли в чистых активах учреждения. По установленным правилам компания имеет возможность продавать и выкупать подобные паи. Стоит отметить, что паевой инвестиционный фонд может быть открытым, закрытым или интервальным. Управление им допустимо лишь для профессиональных участников рынка. Ею может быть управляющая компания, получившая соответствующую лицензию.

Виды инвестиционных фондов по объектам инвестирования

При классификации инвестиционных фондов по объектам инвестирования следует выделить следующие:

  • фонды облигаций;
  • фонды акций;
  • смешанные.

Отметим, что законодательно установлено понятие отраслевых фондов. Они специализируются на инвестициях в производственную и промышленную деятельность.

Индексными называют паевые инвестиционные фонды, которые обладают фондовым индексом, соответствующим инвестиционному портфелю. Данный индекс образуют ценные бумаги фирм, занимающих лидирующие позиции на рынке. Таким образом, риск подобных инвестиций достаточно мал.

Инвестиционные фонды недвижимости создаются в закрытой форме. Это обусловлено тем, что реализация строительных объектов занимает намного больше времени, нежели продажа финансовых инструментов.

Современным законодательством также выделяется отдельная группа, включающая в себя фонды для квалифицированных инвесторов. Они обладают юридической свободой в процессе выбора объектов для инвестирования. В развитых странах популярны венчурные фонды, которые поддерживают перспективные проекты на этапе их реализации и компании на начальной стадии развития.

Функционирование

В основном для работы инвестиционного фонда необходимо наличие следующих сторон:

  • Инвесторы . Их функция состоит в создании фонда и предоставлении начального капитала. Последний выступает в качестве инвестиции, поэтому инвесторы имеют право вкладывать или выводить средства.
  • Правление фонда. Выполняет тщательный контроль над осуществлением инвестиционной деятельности. В правление должны входить подходящие лица.
  • Инвестиционный менеджер. Обеспечивает осуществление инвестиционной деятельности в соответствии со стратегией, согласованной с инвесторами.
  • Банки . Осуществляют контроль над администрированием и активами. С подходящим финансовым учреждением заключаются партнерские отношения.
  • Центральный агент. Совершает подсчет стоимости долей учреждения и ведет реестр инвесторов.

Рассматриваемые участники инвестиционного фонда могут изменяться в зависимости от особенностей конкретной компании и установленных в ней правил.

Основы работы инвестиционных фондов

Открытые инвестиционные фонды придерживаются следующих основ при осуществлении своей деятельности:

  • Централизованное управление. Учреждение должно осуществлять целостное управление состоянием, невзирая на стабильно большое или возрастающее количество бенефициаров.
  • Осуществление контроля. Инвестиционный фонд должен иметь возможность принимать различные решения, а также устанавливать определенные правила и придерживаться их. Над данным процессом должен осуществляться контроль.
  • Соблюдение конфиденциальности. В процессе приобретения активов и размещения финансовых средств нет необходимости в раскрытии бенефициаров.
  • Надежность . Необходимо придерживаться индивидуальных правил продажи и приобретения долей, а также проводить профессиональное лицензированное управление учреждением.
  • Получение прибыли. Основа подразумевает обеспечение возможности инвестирования в активы, которые будут доступны для профессиональных и институциональных инвесторов.

Устав

Инвестиционные фонды должны в обязательном порядке иметь устав, который содержит:

  • положение, свидетельствующее о том, что предметом деятельности выступает вложение финансовых средств в имущество, ценные бумаги и т. п.;
  • инвестиционную декларацию, которая определяет главные цели, направления и ограничения деятельности, а также предельные доли имущества, допустимые для вложений;
  • порядок и способ выплаты дивидендов;
  • запрет на выпуск определенных ценных бумаг;
  • запрет на осуществление конкретных видов деятельности.

Рассматривая паи инвестиционных фондов, стоит отметить, что стоимость активов не должна быть меньше, нежели сумма размера минимальной заработной платы в 10 000-кратном размере.

Чековые инвестиционные фонды

Отдельное внимание уделим ЧИФам. Эта аббревиатура расшифровывается как "чековый инвестиционный фонд". Подобная организация впервые была создана в 1992 году в Российской Федерации в период ваучерной приватизации. Законодательством установлено, что ЧИФы предназначены для оказания помощи гражданам при проведении приватизации инвестиционных чеков. Кроме того, предусмотрено профессиональное управление данным видом фонда.

Ваучеры (приватизационные чеки) должны были заменить инвесторов по замыслу приверженцев приватизации. Их владельцы имели возможность осуществления контроля работы по управлению компанией, придерживаясь интересов инвесторов. Чековый инвестиционный фонд относится к акционерным фондам закрытого типа.

Выводы

Инвестиционные фонды различных видов являются незаменимыми участниками инвестиционной деятельности. При желании совершать вложения средств в ценные бумаги или имущество стоит подробно ознакомиться с информацией о них. Для начинающего инвестора и тех, кто изучает экономику, это будет особенно полезно.

В современном мире появление новых видов заработка является практически неизбежным, что дает возможность получить пассивный доход даже тем людям, которые совершенно не разбираются в финансах и экономике. Для начала заработка на инвестициях нужно иметь лишь базовые знания и возможность обратиться за консультацией к работникам юридической и финансовой сферы. Инвестиционный консалтинг позволит каждому человеку стать богаче и успешнее. Людям же без опыта работы в сфере инвестиций следует особое внимание обратить на акционерные инвестиционные фонды, которые становятся в нашей стране все более и более популярными и надежными.

Понятие и требования к акционерному инвестиционному фонду

Акционерным инвестиционным фондом называется некое акционерное общество, основой деятельности которого выступают вклады в ценные бумаги (с обязательным содержанием в названии словосочетания “инвестиционный фонд” и его расширенных производных). Такой фонд является типом открытого финансового сообщества для акционеров, стать членом которого может каждый гражданин на добровольной основе. Данный способ инвестирования очень удобен тем, что вкладчику нет необходимости продумывать нюансы бизнес-плана, анализировать активность в нише, продумывать идеальную схему инвестиции и так далее. Акционеры просто отдают свои средства и получают пассивный доход, в лучшем случае участвуя в довольно редких собраниях.

Чтобы обезопасить граждан от всевозможных мошеннических акций, государство предъявляет к фондам множество предписаний, без тщательного следования которым данное акционерное общество документально не является фондом. К основным требованиям относятся следующие моменты:

  • сумма общего капитала не должна превышать указанный законный объем и нарушать установленные банком РФ предписания (на этапе получения лицензии от государства);
  • членами не могут выступать обслуживающий персонал и люди, имеющие непосредственное или косвенное отношение к экономической сфере;
  • все денежные средства фонда распределяют на инвестиционный и финансовый резервы;
  • резервы для инвестирования необходимо передать управленческой компании, которая по всем пунктам соответствует выдвинутым государством требованиям;
  • для каждого резерва следует создать новый банковский счет;
  • инвестиционная организация в обязательном порядке должна подписать контракт с управляющей компанией и назначить доверительное управление всеми активами.

Принципы и особенности деятельности

В России для осуществления деятельности экономического сообщества уже на первом этапе нужно получить лицензию от обозначенной госструктуры и соответствовать выдвинутому ряду требований. Помимо требований, существует и ряд ограничений:

  • фонд не имеет права осуществлять любую предпринимательскую деятельность кроме непосредственно инвестирования на базе лицензии от банка России;
  • сообщество может привлекать инвестиции исключительно посредством размещения именных акций открытым способом подписки и не имеет права выпускать в любые другие ценные бумаги;
  • сообщество без лицензии не имеет права размещать дополнительные акции или эмиссионные ценные бумаги;
  • не допускается неполная оплата акций при их размещении;
  • рассчитанные для квалифицированных вкладчиков акции не могут принадлежать другим инвесторам;
  • отдельным параметром выступают ограничения касательно инвестиционной декларации, которую утверждает и корректирует совет директоров или акционеры.

Виды и практика работы в России

Акционерные инвестиционные фонды обладают массой преимуществ и популярные во всём мире. В России же этот вид заработка на валютном рынке не так сильно распространён ввиду таких причин:
  • упадок экономики;
  • низкий уровень дохода населения;
  • низкий уровень финансово-экономической образованности граждан;
  • низкая ликвидность на главных торговых площадках.

Вышеперечисленные причины напрямую влияют на небольшое количество работающих в России фондов. Тем не менее их количество, наряду с количеством инвесторов, постепенно растет.

Устав и инвестиционная декларация

Согласно законодательству, основной и единственной учредительной бумагой акционерного фонда считается устав. Другие документы на начальном этапе не требуются, при этом условиям устава обязуются следовать все относящиеся к инвестиционному фонду лица. Устав определяет систему функционирования сообщества, а также обуславливает нормы взаимоотношений акционеров, описывает все основные сведения о фонде и диспозитивные нормы.

Согласно действующему законодательству, устав должен включать в себя следующую информацию:

  • фирменное наименование;
  • открытый тип акционерного общества;
  • название документа и фирмы;
  • официальный адрес;
  • название филиалов и основные сведения о них;
  • подробная информация о ценных бумагах (категория, цена, количество);
  • права акционеров обычной и привилегированной категории;
  • подробные сведения о правах и обязанностях управленческих органов;
  • особенности осуществления собраний инвесторов и правила принятия постановлений.

Помимо основной требуемой информации, устав также может включать в себя дополнительные сведения. Например, документ может ограничивать число принадлежащих одному вкладчику акций или число голосов, возможных для одного инвестора.

Наряду с уставом обязательной бумагой также выступает инвестиционная декларация, которая не является учредительным документом. Данная бумага носит менее официальный характер и должна включать в себя наименования всех объектов инвестирования, описание целей и прогноз рисков фонда, требования к активам. Как и устав, инвестиционную декларацию утверждают на общем собрании инвесторов или на совете директоров.

По своей сути декларация позволяет потенциальным вкладчикам выбрать акционерный инвестиционный фонд, в имущество которого он хочет вкладывать собственные средства. Тщательно продуманный и правильно составленный документ позволит потенциальному вкладчику убедиться в том, что выбранное им сообщество не сможет со временем изменить объект инвестирования, а его средства будут находиться в относительной безопасности.

Как и во всех других делах, связанных с акционерным инвестиционным фондом, существует множество требований и ограничений касательно утверждения и регулирования деятельности исполнительных органов, включая совет директоров.

Входить в состав исполнительных органов не могут любые лица, связанные с акционерным инвестиционным фондом напрямую или косвенно, любые аффилированные и дисквалифицированные лица. Ограничения на участие в акционерном инвестиционном фонде распространяются и на физические и юридические лица с аннулированной лицензией на осуществление подобного рода деятельности и на людей с судимостью за умышленное преступление.

Что касается требований, то человек, возглавляющий исполнительный орган, должен иметь высшее образование и определенный профессиональный опыт, а также обязан соответствовать многим квалификационным требованиям, выдвинутым Банком России. После принятия своих полномочий исполнительное лицо обязуется уведомлять госструктуры о любых изменениях в совете директоров и других исполнительных органах немедленно, с последующим предъявлением всех необходимых документов.

Реорганизация и ликвидация акционерного инвестиционного фонда

К реорганизации акционерного общества относятся все процедуры по слиянию, разделению и любого рода преобразованию фонда. Подобные процедуры могут быть проведены в добровольном порядке при обязательном соблюдении некоторых условий, индивидуально обозначенных для каждой процедуры.

Акционерный инвестиционный фонд может провести процедуру реорганизации и стать некоммерческой организацией, корпоративом или же обществом с ограниченной ответственностью. Согласно закону, при проведении этой или другой подобной процедуры исполнительный орган обязан уведомить госструктуры о принятом решении в течение 5 рабочих дней, а также приложить необходимый пакет юридически заверенных документов, состоящий из нового устава и нюансов нового решения. После осуществления процесса реорганизации также необходимо получить новую лицензию акционерного инвестиционного фонда и заново зарегистрировать выпуск акций. По завершению проведения вышеперечисленных процедур фонд может снова создавать дополнительные акции.

Что касается ликвидации, то акционерный инвестиционный фонд может быть расформирован по решению инвесторов в добровольном порядке (согласно действующему законодательству). При этом необходимо строго соблюдать порядок осуществления процедуры.

Совет директоров выносит на рассмотрение вопрос о ликвидации и дальнейшем назначении комиссии, после чего акционеры поддерживают данное решение. После формирования комиссии по ликвидации все полномочия акционерного инвестиционного общества переходят в её руки. Важно заметить, что назначение ликвидационной комиссии не обязательно согласовывается с органами управления, если одним из акционеров не является муниципальное общество или даже государство. Как и при завершении процедуры реорганизации, акционерный инвестиционный фонд и ликвидатор обязаны уведомить государство о своем решении не позднее пяти дней с момента его принятия.

В качестве вывода можно отметить, что акционерный инвестиционный фонд в России является не разрекламированным, но при этом удачным способом инвестирования для человека, не очень хорошо разбирающегося в финансовой и экономической сферах. Хотя в нашей стране данный метод вкладов не особо популярен, он практически гарантирует получение стабильного пассивного дохода при минимальных вложениях.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 2. Понятие акционерного инвестиционного фонда. 1. Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".

Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
2. Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).
3. Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на акционерные инвестиционные фонды с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 2
В статье устанавливаются:
значение понятия "акционерный инвестиционный фонд", запрет на использование иными юридическими лицами в своих наименованиях слов "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Законом, запрет на осуществление акционерным инвестиционным фондом иных видов предпринимательской деятельности (п. 1);
норма об обязательности осуществления деятельности АИФ только на основании лицензии (п. 2);
правило применения положений Федерального закона "Об акционерных обществах" к акционерным инвестиционным фондам (п. 3).
1. Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных фондах", и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".
Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.
Открытое акционерное общество (ОАО) вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального закона "Об акционерных обществах" и иных правовых актов РФ. ОАО вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом ОАО или требованиями правовых актов РФ. Число акционеров открытого общества не ограничено. В ОАО не допускается установление преимущественного права ОАО или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого ОАО.
АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое АО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в ОАО. Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, ЗАО подлежит ликвидации в судебном порядке.
Акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого ЗАО, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом ЗАО не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом ЗАО может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Акционер ЗАО, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само ЗАО с указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров общества осуществляется через общество. Если иное не предусмотрено уставом ЗАО, извещение акционеров ЗАО осуществляется за счет акционера, намеренного продать свои акции.
В случае если акционеры ЗАО и (или) само ЗАО не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом ЗАО, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам. Срок осуществления преимущественного права, предусмотренный уставом ЗАО, должен быть не менее 10 дней со дня извещения акционером, намеренным продать свои акции третьему лицу, остальных акционеров и общества. Срок осуществления преимущественного права прекращается, если до его истечения от всех акционеров ЗАО получены письменные заявления об использовании или отказе от использования преимущественного права.
При продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер ЗАО и (или) ЗАО, если уставом ЗАО предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в течение 3 месяцев с момента, когда акционер или ЗАО узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя.
Уступка указанного преимущественного права не допускается.
АО, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми (см. ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об инвестиционных фондах". Слова "инвестиционный фонд" в своем фирменном наименовании вправе использовать, в частности, специализированные депозитарии ПИФ, а также саморегулируемые организации управляющих компаний ПИФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Организация - понятие, используемое в НК РФ, схожее с термином "юридическое лицо", но имеющее определенные отличия. По НК РФ организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).
К российским организациям относятся как коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы), так и некоммерческие организации (фонды, ассоциации, союзы, потребительские кооперативы и др.).
Юридическое лицо имеет свое наименование (наименование юридического лица), содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (см. п. 1 ст. 54 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (государственная регистрация организации). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (см. п. 3 ст. 54 ГК РФ).
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с ГК РФ (см. п. 4 ст. 54 ГК РФ).
Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (см. п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Законодательство РФ о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ (см. ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (см. ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. До вступления в силу Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляло МНС России.
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах (см. ст. 3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
С 1 января 2005 г. государственная пошлина взимается на основании гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, введенной Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. В целях гл. 25.3 НК РФ выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям. Указанные органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений РФ, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, иные платежи, за исключением государственной пошлины (см. ст. 333.16 НК РФ).
В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются:
1) организации;
2) физические лица.
Организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они:
1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ;
2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ.
Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах (см. п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, - 2 000 руб. (пп. 1);
за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, - 20% размера государственной пошлины, установленного в подп. 1 (пп. 3);
за аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории РФ, - 60 000 руб. за каждый филиал (пп. 4);
за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - 400 руб. (пп. 8);
за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица - 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию (пп. 9).
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством РФ (см. ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (см. ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами (см. ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются (см. ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"):
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются (см. п. 1 ст. 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"):
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином РФ);
в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);
г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);
д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);
и) документ об уплате государственной пошлины.
Представление документов при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При этом верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки, предусмотренной п. 3 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (см. п. 2 ст. 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
2. Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).
О порядке лицензирования см. коммент. к ст. 38.
В соответствии с п. 2 ст. 64 комментируемого Закона акционерные общества, имевшие лицензии на осуществление деятельности инвестиционных фондов на момент вступления в силу комментируемого Закона, должны были привести свою деятельность в соответствие с комментируемым Законом в течение одного года со дня вступления в силу комментируемого Закона (см. коммент. к ст. 62). Это требование не распространяется на акционерные общества, решения общих собраний акционеров которых предусматривали создание из их имущества паевых инвестиционных фондов и прекращение ими деятельности инвестиционных фондов.
3. Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на АИФ с учетом особенностей, установленных комментируемым Федеральным законом.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. Федеральных законов от 02.12.2004 N 153-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ) в соответствии с ГК РФ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Закон распространяется на все АО, созданные или создаваемые на территории РФ, если иное не установлено этим Законом и иными федеральными законами.
Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения АО в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.
Особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения АО, созданных на базе реорганизованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, а именно: предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, предприятий сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей, определяются федеральными законами.
Особенности создания АО при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами РФ о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения АО, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Особенности правового положения АО, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком АО, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия (см. ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Акционерным обществом (далее - АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников АО (акционеров) по отношению к АО.
Акционеры не отвечают по обязательствам АО и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам АО в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и АО.
Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на АО с одним акционером постольку, поскольку Федеральным законом "Об акционерных обществах" не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.
АО является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
До оплаты 50% акций АО, распределенных среди его учредителей, АО не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением АО.
АО имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, АО может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то АО в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.
АО считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. АО создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
АО вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами.
АО должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование АО на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.
АО вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации (см. ст. 2 Федерального закона "Об акционерных обществах").
АО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
АО не отвечает по обязательствам своих акционеров.
Если несостоятельность (банкротство) АО вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для АО указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества АО может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Несостоятельность (банкротство) АО считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для АО указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения АО действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) АО.
Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам АО, равно как и АО не отвечает по обязательствам государства и его органов (см. ст. 3 Федерального закона "Об акционерных обществах").
АО должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. АО вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование АО на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" либо аббревиатуру "ЗАО" или "ОАО".
Фирменное наименование АО на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Место нахождения акционерного общества определяется местом его государственной регистрации (см. ст. 4 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Акционерный инвестиционный фонд (АИФ)- это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд».

Как следует из этого определения, АИФ представляет собой открытое акционерное общество, деятельность которого регулируется (наравне с другими акционерными обществами) законом "Об акционерных обществах".

Отличия АИФ от акционерного общества:

Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).

Он не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Размер собственных средств акционерного инвестиционного фонда на дату представления документов для получения лицензии должен соответствовать требованиям, установленным ФКЦБ (ФСФР).

Акционерами акционерного инвестиционного фонда не могут являться специализированный депозитарий, регистратор, оценщик и аудитор, заключившие соответствующие договоры с этим акционерным инвестиционным фондом.

Имущество акционерного инвестиционного фонда подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности его органов управления и иных органов акционерного инвестиционного фонда, в соотношении, определенном уставом акционерного инвестиционного фонда.

Инвестиционные резервы акционерного инвестиционного фонда (активы фонда) должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании.

Акционерный инвестиционный фонд не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций.

Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять размещение акций путем закрытой подписки.

Акции акционерного инвестиционного фонда могут оплачиваться только денежными средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией. Неполная оплата акций при их размещении не допускается.

Устав акционерного инвестиционного фонда должен содержать положение о том, что исключительным предметом деятельности этого акционерного инвестиционного фонда является инвестирование в имущество, определенное в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанное в его инвестиционной декларации. Инвестиционная декларация, изменения или дополнения к ней утверждаются общим собранием акционеров акционерного инвестиционного фонда, если ее утверждение не отнесено его уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) этого фонда. Инвестиционная декларация, а также все изменения или дополнения к ней в 10-дневный срок со дня утверждения представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.



Акционеры АИФ могут участвовать в общем собрании АИФ, в том числе заочно по любым вопросам, относящимся к компетенции общего собрания.

Совет директоров АИФ помимо вопросов, указанных в Законе «Об акционерных обществах» имеет исключительную компетенцию принимать решения о заключении и прекращении договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором.

Состав и структура активов акционерных инвестиционных фондов всех видов определяется Приказом ФСФР. Как видно, АИФ допускает более широкий выбор типов фондов: Приказом ФСФР не допускается деятельность акционерных венчурных фондов и акционерных ипотечных фондов.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) - форма коллективных инвестиций, при которых инвесторы являются собственниками долей в имуществе фонда. Управление осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг - управляющей компанией.

Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 года «Об инвестиционных фондах» определяет ПИФ как «обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией».



На практике ПИФ – это вид доверительного управления средствами граждан (пайщиков), при котором управляющая компания покупает ценные бумаги на их средства. Прибыль между пайщиками распределяется пропорционально количеству паев. Для инвесторов пай - это именная ценная бумага, которая удостоверяет право его владельца на часть имущества фонда. Как правило, ПИФы предназначены для таких инвесторов, у которых нет знаний и времени для того, чтобы самостоятельно заниматься размещением своих денег и управлять ими. Кроме того, инвестировать можно с минимальных сумм (от 1 тыс. рублей), что делает этот инструмент привлекательным для большинства граждан.

ПИФы делятся на три основных типа в зависимости от условий выкупа паев.

Открытые, в которых управляющая компания продает и выкупает паи в любое время. Это самый популярный вид фонда для обычных людей, потому что он позволяет вложить деньги и забрать их обратно в любое время.

Интервальные, когда покупка и продажа паев заранее оговорены и осуществляются только в определенный период времени. Например, четыре раза по две недели в год.

Закрытые, выход из которых возможен только в конце периода существования ПИФа. В такой форме создаются, как правило, фонды, инвестирующие в недвижимость.

Паевые инвестиционные фонды дают инвесторам ряд преимуществ. Во-первых, их активами управляют профессионалы рынка. Государство осуществляет строгий контроль над управляющими компаниями. Денежные средства и ценные бумаги фонда полностью отделены от имущества управляющей компании – они учитываются на отдельных счетах. Во-вторых, для приобретения паев цена входа на рынок невелика, и при этом с самого начала предоставляется высокий уровень диверсификации портфеля, то есть снижается риск. В-третьих, участие в ПИФе дает налоговое преимущество: подоходный налог уплачивается инвестором только при выходе из состава участников, один раз, а не по результатам изменения стоимости портфеля, как это происходит при самостоятельном управлении им.

За свои услуги управляющая компания может брать три вида вознаграждения. Это надбавка при покупке инвестором пая фонда, которая по закону не может превышать 1,5%. А также скидка при продаже – не более 3% от стоимости пая. И определенный процент от стоимости чистых активов фонда в год – как правило, от 0,5% до 5%. Все эти комиссии удерживаются независимо от прибыли или убытка инвестора.

По направлениям инвестирования в нашей стране ПИФы подразделяются на фонды акций, облигаций, фонды смешанных инвестиций, индексные фонды.

С 2007 года в законодательство России было введено понятие квалифицированного инвестора. Для этой категории участников фондового рынка существуют более рискованные виды паевых фондов: хедж-фонды, венчурные фонды, фонды недвижимости. По состоянию на лето 2011 года таких ПИФов зарегистрировано 545, причем абсолютное большинство из них – закрытые фонды недвижимости и только 16 – хедж-фонды.

Всего в России, по сведениям Национальной лиги управляющих, в 2011 году действует 1 297 фондов. Общая стоимость их чистых активов составляет более 450 млрд рублей. Управляют ими 363 инвестиционные компании. При этом средняя доходность по всем открытым ПИФам за пять лет с 2006-го по 2011 год составила 38% в годовом исчислении.



Похожие статьи