К федеральным налогам в рф относится. Федеральные налоги

Федеральные региональные и местные налоги - это основные виды налогов, существующие в РФ. Нормы, правила и виды налогообложения установлены на законодательном уровне. От уровня законодательной власти, установившей ключевые правила применения фискальных обязательств, зависит их классификация.

Основная характеристика и различия

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ . То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налогов в России

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

Вид обязательства

Наименование

Федеральные

  • акцизы ;
  • НДФЛ ;
  • НДС ;
  • на прибыль ;
  • водный ;
  • госпошлина ;
  • специальные режимы (УСН , ЕНВД , ЕСХН , СРП , патенты );
  • страховые взносы ;
  • на добычу полезных ископаемых ;
  • сборы за пользование объектами животного мира .

Региональные

  • на имущество организаций ;
  • транспортный ;
  • на игорный бизнес .
  • на имущество граждан ;
  • земельный ;
  • торговый сбор .

Подведем итоги

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

Налоги классифицируются в систему по разным признакам. Их классификация представляет собой группирование по определенным признакам и основаниям. Налоговые платежи классифицируются по субъектам платежей. То есть по плательщикам налогов – юридические и физические лица. Вместе с тем, существуют общие налоги как для юридических, так и для физических лиц.

К таким налогам относятся земельный налог, дорожный налог. Они различаются по методу взимания. Так различают налоги на прямые и косвенные. Налоги на доход и на имущество относятся к прямым налогам.

Косвенные налоги, это налоги включенные в виде надбавки в цену товаров, услуг или тарифов. С юридической точки зрения обязанность по внесению косвенных налогов ложиться на предприятие, которое производит товары или предоставляет услуги, или же предприятие торговли. Но само предприятие фактически не является налогоплательщиком, так как оно лишь включает косвенный налог в стоимость товаров или услуг. А фактическими плательщиками этих налогов являемся мы с вами, то есть потребители тех самых товаров или услуг. В подразделение косвенных налогов входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и другие. Платежи во внебюджетные фонды также относятся к косвенным налогам, но включаются они не в цену, а в себестоимость продукции.

Сочетание прямых и косвенных налогов дает возможность государству максимально использовать фискальную и стимулирующую функцию налога. В данном случае под налоговым воздействием оказываются материальные ресурсы и рабочая сила, доход, - в зависимости от того на каком территориальном уровне они взимаются. Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня: федеральные (общероссийские), субъектов Федерации и местные налоги.

Рассмотрим конкретно федеральный налог. К федеральным налогам относятся: налог на доходы банков, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, акцизы на отдельные группы товаров, налог на доходы от страховой деятельности, зачисляемые в дорожные фонды, налог на операции с ценными бумагами, налог на прибыль, налоги, налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Кроме федеральных налогов существуют еще и федеральные платежи. К таковым относятся: государственная пошлина, таможенная пошлина, гербовый сбор, плата за пользование ресурсами и др.

Отличительной чертой федеральных налогов являются: их обязательное установление государственным законодательным актом, а также их взимание на всей территории Российской Федерации. Они могут быть зачислены частично в федеральный бюджет, частично - в бюджеты других уровней (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль).

Федеральными налогами и сборами являются установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
– налог на прибыль (доход) предприятий;
– налог на доходы от капитала;
– подоходный налог с физических лиц;
– взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
– государственная пошлина;
– таможенная пошлина и таможенные сборы;
– налог на пользование недрами;
– налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
– налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
– сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
– лесной налог;
водный налог;
экологический налог;
– федеральные лицензионные сборы.

Согласно Налоговому кодексу РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (далее - региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с Кодексом.

В рамках реализации основных направлений налогового реформирования достигнуто некоторое упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. С 1 января 2006 г. в налоговой системе РФ действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 – федеральных, 3 – региональных, 2 – местных) и 4 специальных налоговых режима.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 9 налоговых платежей:

    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 Кодекса);

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся три налоговых платежа:

Положительным результатом реформирования в налоговой сфере также является введение специальных налоговых режимов, направленных на снижение налогового бремени для определенных категорий налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования. Во вторую часть Кодекса введены следующие специальные налоговые режимы:

    система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Кодекса);

    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся:

    налог на имущество физических лиц;

Сведения о действующих местных налогах должны публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях - ежеквартально.

Законодательство на территории Российской Федерации имеет достаточно сложно. Именно поэтому всем, кто, так или иначе, связан с ведением бухгалтерского учета, обязательно нужно максимально подробно разобраться законами.

В обратном случае велика вероятность возникновения ошибок в учете, следствием чего будет появление вопросов со стороны налоговой инспекции, что крайне нежелательно.

Особенно важно знать о разновидностях налогов, так как их назначение зависит непосредственно от типа. Самыми важными налогами сегодня являются федеральные, в 2019 году их перечень не изменился.

Общие сведения

В независимости от формы собственности, всем бухгалтерами и управляющим различных предприятий следует хорошо разбираться в налоговом законодательстве. Особенно если дело касается не местных, региональных, а федеральных налогов.

Так как наказание за их неуплату достаточно сурово. Особенно важно ознакомиться со следующими вопросами:

  • основные определения;
  • классификация налогов;
  • законные основания.

Очень важно знать, какие именно налоги признаются федеральными. Так как бухгалтерский учет должен полностью отражать все моменты, касающиеся налогообложения.

Определения

Под налогами федерального типа понимаются всевозможные сборы, которые определяются НК РФ. При этом уплачивать их обязательно на всей территории страны, в независимости от типа организации, величины доходов, типа деятельности и иных важных факторов.

При этом важно помнить, что имеется перечень физических и юридических лиц, уплачивать налоги которым не обязательно.

Прежде всего, следует разобраться со следующими определениями, непосредственно касающимися налогообложения:

  • облагаемая налогами база;
  • льготы;
  • налоговая ставка;
  • порядок изменения величины налоговой базы.

Наиболее важным определением является налоговая база. Оно является физической, стоимостной или иной характеристикой, при учете которой осуществляется расчет непосредственно самого платежа в государственный бюджет.

Порядок формирования налоговой базы зависит от вида федерального налога. Под налоговой ставкой понимается некоторый процент, который также называется нормой налогового обложения.

Она представляет собой определенную величину начислений на конкретную налоговую базу. Следует учитывать, что ставка может зависеть не только в от разновидности налога, но также от юридического статуса лица, уплачивающего его.

Налоговые льготы представляют собой некоторые послабления со стороны государства, основанием для которых являются какие-либо законодательные акты.

При этом льготы по федеральным налогам являются специальным инструментом для стимулирования предприятий, ведущих какую-либо определенную деятельность.

Измерение налоговой базы осуществляется при помощи единицы обложения. Она может быть представлена следующим:

  • деньгами;
  • единицей измерения товара (кг, шт. или иное);
  • единицей площади.

В каждом случае способ измерения налоговой базы сугубо индивидуальный. Но важнее всего знать, какие отчисляются налоги в федеральный бюджет. Этот момент является основополагающим.

Классификация налогов

На сегодняшний день все существующие на территории Российской Федерации налоги, обозначенные в соответствующем разделе Налогового кодекса, можно разделить на следующие основные категории:

  • федеральные;
  • местные;
  • региональные.

Каждая разновидность имеет свое назначение. Местные налоговые сборы чаще всего выплачиваются физическими лицами.

Относятся к разряду местных:

Данный момент максимально подробно рассматривается в Российской Федерации. Перечисления осуществляются в местные бюджеты.

В отличие от местных налогов, федеральные налоги зачисляются в бюджет федерального уровня. Вся суть сборов рассматриваемого типа раскрыта непосредственно в их названии, что существенно упрощает понимание.

Под сборами регионального типа понимаются налоги, регламентируемые Российской Федерации. Они обязательны к уплате только на территории соответствующих субъектов страны.

К налогам регионального типа, согласно действующему Налоговому кодексу, можно отнести:

  • налог на ТС;
  • налог на имущество организаций – в независимости от формы собственности;
  • сборы с доходов от игорного бизнеса.

Местные, а также региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. После этого специальные представительные учреждения осуществляют определение основных элементов налогообложения:

  • ставок;
  • порядка уплаты;
  • сроков перечисления средств в бюджет;
  • льгот.

Порядок использования льгот также определяется местными властями. Налоги, взимаемые в пользу государства, являются обязательными к уплате.

При этом их тип (федеральные, местные и иные) значения не имеет. Наказание за уклонения от уплаты налога любого типа одинаково сурово.

Законное обоснование

Очень важно достаточно хорошо знать законодательное обоснование существования федеральных налогов, отдельных их разновидностей.

Следует изучить следующие документы, представляющие собой законодательную базу:

Очень важно помнить, что законодательство в непрерывном режиме реформируется, и каждый год в него вносятся различные изменения.

За последние несколько лет были упразднены целых 2 пункта из перечня федеральных налогов, который присутствует в ст.№13 Налогового кодекса Российской Федерации.

Очень важно следить за последними изменениями законодательства, а также за сменой КБК. Так как при неправильном указании последнего средства не дойдут до нужного бюджета (федерального, местного).

Какие налоги и сборы относятся к федеральным? (перечень)

Перечень всех федеральных налогов обозначен в НК РФ. Но помимо него всем заинтересованным лицам следует обязательно ознакомиться со следующими вопросами:

  • общая характеристика;
  • специфика оплаты;
  • кем формируется налоговая ставка?

Полный список

Обозначенный в ст.13 НК РФ перечень федеральных налогов включает в себя следующее:

  • НДС – налог на добавочную стоимость;
  • платежи за реализацию подакцизных товаров;
  • НДФЛ – налог на доходы физических лиц;
  • государственную пошлину;
  • различные сборы за использование ресурсов животного или растительного мира;
  • «водный» налог;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых.

При этом данный перечень может претерпеть некоторые изменения с течением времени. Но изменить его возможно только путем внесения соответствующих правок непосредственно в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Общая характеристика

Плательщиками федеральных налогов признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, осуществляющие перемещение товара через таможню;
  • физические лица, работающие на основе патента;
  • официально трудоустроенные физические лица.

При этом налогооблагаемым объектом являются операции следующих типов:

  • реализация различных услуг, товаров;
  • передача товаров/услуг по территории Российской Федерации для собственных нужд;
  • осуществление строительных работ для собственных нужд.

Имеется перечень исключений. Величина налоговой базы определяется в зависимости от особенностей реализации товаров, услуг.

Видео: налоги в РФ

Длительность налогового периода составляет всего один календарный месяц. Налоговая ставка может колебаться в достаточно существенных пределах. Допускается использование налоговых вычетов.

Специфика оплаты

Сами федеральные законы и их использование связаны с большим количеством нюансов, различных особенностей.

К самым важным можно отнести следующее:

  • если налог является федеральным, то это не означает перечисление всей суммы полностью в соответствующий бюджет;
  • при использовании различных специальных налоговых режимов могут быть введены дополнительные федеральные сборы.

Закон, затрагивающий федеральный налог, гласит, что возможно формирование многоуровневого порядка распределения средств.

В таком случае сбор рассматриваемого типа (любой) может быть равномерно или иным способом распределен между следующими бюджетами:

  • федеральным;
  • местным;
  • региональным.

Но право на подобные действия имеет только Федеральная налоговая служба , причем только в некоторых случаях, при выполнении особых условий.

Сам процесс оплаты федеральных налогов имеет свою специфику. Особенно это касается лиц физических, которые трудоустроены официально.

Согласно Российской Федерации выплату НДФЛ и других федеральных налогов, а также различных страховых сборов осуществляет налоговый агент от имени своего работника.

Налоговым агентом могут быть:

  • отечественные компании и предприятия;
  • какие-либо представительства зарубежных компаний.

В НК РФ достаточно подробно обозначены все случаи, когда налогоплательщик имеет право на какие-либо льготы согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству.

Например, от уплаты ЕСН (Единого социального налога) работодатель освобождается на основании соответствующих положений ст.№239 НК РФ.

Кем устанавливается налоговая ставка?

Величина налоговой ставки всегда обозначается непосредственно Налоговым кодексом РФ. Даже по одному и тому же налогу она может существенно различаться. Причиной тому могут быть льготы или же иные важные факторы.

При этом осуществлять внесение изменений в налоговое законодательство и, следовательно, менять величину ставки федеральных сборов могут следующие представители власти:

  1. Правительство РФ.
  2. Президент РФ.

Для соответствующих правок обязательно формирование регламентированных законом нормативных документов. Именно поэтому всем налогоплательщикам необходимо внимательно изучать реформы законодательства.

В противном случае можно ошибиться в расчетах величины налоговой ставки, что приведет к недоплате или же переплате сбора в бюджет.

Распределение налогов между федеральным и территориальным бюджетом

Распределение налогов между различными бюджетами осуществляется следующим образом:

Наименование сбора Федеральный бюджет РФ Бюджет субъектов РФ
Государственная пошлина 100%
Налог на прибыль организаций 100%
Добыча полезных ископаемых 20% 80%
Налог на транспортное средство 100%
Разовое пользование недрами 100%
Регулярное пользование недрами 40% 60%
Налог на доходы физических лиц 100%

Налоги рассматриваемого типа являются одним из основных источников дохода для местного бюджета и федерального. Именно поэтому ФНС очень ревностно относится к их оплате.

Не стоит ошибаться при их перечислении, это может послужить причиной возникновения проблем – повышенного внимания со стороны налоговых служб, а также проведения камеральной проверки.

Налоги играют значимую роль в экономике любого современного государства. Российская федеральная налоговая служба не исключение. Она обеспечивает ключевой источник пополнения государственного бюджета. При этом все многообразие налогов РФ подразделяется на 3 вида: местные (муниципальные), региональные и федеральные. В сегодняшней статье речь пойдёт об обязательных платежах государству на наивысшем уровне. То есть поговорим про федеральные налоги и сборы . С ними сталкивался любой из вас, и функционируют они на территории всей нашей необъятной Родины. К тому же вопросы про федеральные налоги любят задавать на семинарах и экзаменах.

Федеральные налоги и сборы

Пожалуй, стоит начать с определения. Федеральные налоги и сборы – обязательные безвозмездные платежи, установленные Налоговым Кодексом РФ, и взимаемые федеральной налоговой службой с физических и юридических лиц на всей территории России.

То есть обязательны для всех и всюду, вне зависимости от того, какой это регион РФ (республика, область, край и т. д.). Соответственно ставки по ним также задаются в Налоговом Кодексе и не зависят от регионального и местного законодательства.

Это важно ! Если налог именуется федеральным, это еще не значит, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. Например, налог на прибыль организаций частично направляется на пополнение и того бюджета субъекта РФ, где он был собран.

На 2017 год, в систему федеральных налогов входят:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль;
  • акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
  • государственная пошлина.

Итого 8 налогов и сборов федерального уровня. Их сравнительный анализ приведен в таблице.

Система федеральных налогов РФ

Отмечу, что в таблице, как и далее в статье, информация приведена с некоторыми упрощениями. Я не ставил себе целью в мелочах описать здесь федеральные налоги, но хотел максимально просто и доступно дать Вам общее о них представление. Поэтому за дополнительными данными рекомендую обратиться к первоисточникам. Особенно к Налоговому Кодексу РФ (далее НК РФ ).

А пока предлагаю пройтись по списку федеральных налогов и сборов, и кратко ознакомиться с их ключевыми особенностями.

Налог на добавленную стоимость

Первый федеральный налог, рассматриваемый нами – налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, . Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ ч. 2.

НДС – это форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.

НДС – косвенный налог . То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.

Налогоплательщики НДС : юридические лица, ИП, организации занимающиеся перевозкой груза через таможню. Объекты налогообложения : реализация товаров на территории России, ввоз продукции из заграницы.

Основная налоговая ставка в случае НДС – 18% . Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и пр.).

Налог на доходы физических лиц

Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ ) – доля взимаемая от совокупного дохода физических лиц.

Это прямой налог , поскольку он взимается напрямую с дохода физического лица им заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия.

Платить обязаны все физические лица – резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.

Объект налогообложения, как сказано ранее – доходы физического лица, за рядом исключений. К таким исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, научные гранты, алименты и пр.

Основная налоговая ставка НДФЛ на 2017 год – 13% . Но ставка может быть повышена в ряде случаев. Так она может составлять: 9% - для процентов по ряду облигаций, 30% - для лиц, не являющихся резидентами РФ, и некоторых видов ценных бумаг, 35% - для выигрышей в лотереях.

Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты , ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ ч. 2.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций (НПО) – федеральный налог, взимаемый как определенная доля от прибыли юридического лица.

Налог на прибыль – прямой налог , уплачиваемый российскими организациями ( , коммерческими банками, торговыми сетями) и иностранными организациями получающими доходы в РФ. Объект налогообложения – прибыль юридического лица (доходы за вычетом расходов).

Базовая ставка в случае НПО – 20% . При этом 2% уходит в федеральный, а 18% перечисляется в региональный бюджет (с 2017 года это соотношение иное: 3% и 17%, соответственно).

В ряде случаев (например, для предприятий особых экономических зон) может применяться пониженная налоговая ставка. Подробности – в главе 25 НК РФ ч. 2.

Акцизы

Акциз – налог, устанавливаемый на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.

Это также косвенный налог , поскольку величина акциза учитывается в стоимости или тарифа на услугу, и по факту уплачивается конечным потребителем.

Как правило, величина акцизов довольно большая, и они считаются крупным источником пополнения госбюджета страны.

В России к подакцизным причислены следующие категории товаров:

  • этиловый спирт, содержащая спирт продукция (с долей этанола > 9%) и алкогольная пищевая продукция (водка, вино, шампанское, пиво, ликеры);
  • разнообразная табачная продукция;
  • электронные сигареты для вейпинга;
  • легковые автомобили и мотоциклы (с мощностью движка > 150 л.с.);
  • бензин, дизельное топливо и отдельные виды моторных масел.

Размер акцизов разный и устанавливается отдельно для каждой категории товаров. К примеру, для пива он может составлять от 0 до 39 рублей за литр (в зависимости от крепости напитка). Акциз на сигары – 171 руб. за штуку. Автомобильный бензин – 10 130 руб. или 13 100 руб. за тонну, в зависимости от класса топлива. Более подробно - в главе 22 НК РФ ч. 2.

Налог на добычу полезных ископаемых

НДПИ – прямой федеральный налог, который платят организации и предприниматели, являющиеся пользователями земных недр и добывающие полезные ископаемые (нефть, уголь, руды металлов, торф, минеральные воды, известняк, гранит, алмазы, апатиты и пр.).

ИП и юрлица платят НДПИ при добыче полезных ископаемых , являющихся государственной собственностью РФ (а это почти все природные богатства, кроме песка, мела и некоторых типов глины). При этом «добытчикам» необходимо оформить разрешение. Подробнее в главе 26 НК РФ ч. 2.

Налоговые ставки, применяющиеся в случае федерального налога на добычу полезных ископаемых, разнообразны и зависят от их вида и обстоятельств добычи. Они могут быть заданы в абсолютном или относительном выражении. Например: 4% - при добыче горючего торфа; 6,5%- при разработке драгоценных металлов (кроме золота). Или 11 рублей за тонну суббитоминозного, или иначе бурого, угля (при этом ставка еще перемножается на дефлятор).

Водный налог

Водный налог – федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.

Объектами налогообложения считаются: забор воды, применение энергии воды для выработки электричества (например, работа ГЭС) или сплав древесины. Не подлежит налогообложению использование акваторий для рыбалки, хождения судов, тушения пожаров и т.п.

Ставка водного налога зависит от месторасположения водного объекта, его наименования и объема забранной жидкости. К примеру, забор воды из реки Волги в Приволжском экономическом районе будет стоить 294 руб. за 1 тыс. куб. м. (согласно главе 25.2 НК РФ ч. 2).

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Эти сборы обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.

К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы и рыбы. Ставка этого сбора зависит от вида животного или рыбы. К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря. Соответствующие данные имеются в главе 25.1 НК РФ ч. 2.

Государственная пошлина

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц обращающихся в государственные органы, органы местного самоуправления или к уполномоченным специалистам, за осуществлением определенных услуг.

Например, за удостоверение у нотариуса доверенности на совершение сделки определена госпошлина в размере 200 руб. А государственная регистрация физического лица в качестве ИП предполагает уплату 800 руб.

Подробное описание этого федерального сбора можно получить, обратившись к главе 25.3 НК РФ ч. 2.

На этом завершу обзор федеральных налогов и сборов РФ. В следующий раз расскажу про региональные и местные налоги.

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на



Похожие статьи