Как поощрить ребенка за хорошую учебу. Поощрение ребенка за хорошую учебу в школе: три важных мнения родителей

Поощрять ребенка за хорошую учебу нужно обязательно. Это даст школьнику мотивацию, подарит ему уверенность в своих силах. Кроме того, так родители могут выразить свою гордость за сына или дочь.

Как поощрить ребенка за хорошую учебу

Поощрять ребенка за учебу можно разными способами. Кто-то из родителей хвалит за каждую отметку, кто-то переходит с ребенком на денежные отношения и платит за хорошую учебу. Некоторые родители покупают дорогие вещи, которые ребенок попросит, а кто-то отправляет сына или дочь на хороший отдых за границу. Способов поощрить детей существует множество, у каждого такого способа найдутся и положительные качества, и отрицательные.

Поощрения деньгами

Денежные поощрения за хорошие оценки известны многим семьям. Родители оплачивают ребенку получение четверок и пятерок или же платят какую-то определенную сумму за хорошие оценки в четверти. Это в самом деле повышает мотивацию ребенка, он начинает лучше стараться на уроках, повышается его успеваемость и улучшается поведение в школе. Такие родители считают, что учеба в школе служит для ребенка работой, а за хорошее выполнение работы положена премия.

Это мнение действительно справедливо, но нужно объяснять такому ребенку, что учится он не для учителей, родителей и не ради денег, а для себя. Полезно объяснять ему, для чего пригодятся полученные знания. Тогда мотивация ребенка не будет ограничена только желанием заработать. Кроме того, у таких детей может проявляться не просто мотивация получить хорошую оценку, а зависимость, когда они ходят в школу даже с температурой или заставляют себя учить нелюбимый предмет любой ценой, лишь бы им не поставили плохую отметку. А у некоторых школьников, которым платят родители, проявляется стремление к обману и скрытности, отстраненность от одноклассников, замкнутость.

Дарить подарки - это тоже одна из давних родительских традиций для поощрения школьников. Она достаточно эффективна как для мотивации ученика, так и для выражения родительской благодарности и похвалы за хорошую учебу. Когда ученик знает, что ему пообещали какую-то хорошую вещь, которую он давно хотел - компьютер, велосипед, планшет или телефон, он начинает стараться, чтобы закончить год с хорошими оценками. Часто таким подарком становится какое-то разрешение или отдых там, куда ребенок хочет отправиться. Но нужно договориться с ребенком на нечто приятное ему, чтобы он действительно хотел это получить, а также обговорить все условия такого соглашения заранее. Очень важно, чтобы родители обязательно выполнили это обещание, а не придирались в последний момент к какой-то мелочи и не отменяли своего решения. Иначе у ребенка может пропасть какая-либо мотивация к учебе.

Язык денег – один из тех, которые современные дети учат быстро и абсолютно без принуждения. Практика выдачи карманных денег, поощрение хорошего поведения рублем или преподнесенная бабушкой ко дню рождения кругленькая сумма - все это позволяет ребенку быстро понять выгоду своего личного материального благополучия. Поэтому, когда родители в целях мотивации ребенка к учебе начинают поощрять «пятерки» и «четверки» наличными деньгами, школьник быстро привыкает к новому способу «заработать».

Баш на баш

Принцип рыночных отношений относительно школьных успехов достаточно прост: за каждую хорошую оценку или при успешном завершении четверти/полугодия ребенок получает определенную сумму наличными. Отсчитать купюры дорогому чаду раз в неделю или раз в четверть для многих родителей намного проще , чем тратить ежедневно драгоценные вечерние часы на проверку домашнего задания, обсуждение школьного проекта или контроль, занимается ли ребенок учебой после школы в принципе.

Однако обосновывают свои действия мамы и папы в большинстве случаев не собственной ленью или нехваткой времени, а современным особым отношением к процессу учебы и мотивации. Логика проста. Взрослые работают и получают за это зарплату. Зарплата - основная мотивация для многих, особенно когда работа сложная и не приносит особой радости. Ребенок учится - это его главная «работа», и получать за успехи в ней вознаграждение так же естественно, как получать зарплату. Помимо этого, в школе дети должны готовиться к взрослой жизни, а во взрослом мире деньги играют огромную роль. Чем успешнее бизнесмен, тем больше он зарабатывает. Чем профессиональнее сотрудник, тем больше ему платят. Почему же ребенку не зарабатывать на хороших оценках?

Другой аспект подобного подхода к мотивации школьников: какая сумма будет необходимой и достаточной, чтобы ребенок действительно захотел ее «заработать» и прилагал больше усилий в учебе? А с другой стороны, чтобы эта сумма не была бы в тягость родительскому бюджету? Или другой пример: а все ли пятерки имеют одинаковый «вес»? И по физике, и по физкультуре? Обычно, в каждой семье это решается индивидуально. Важно, переходя на «рыночные отношения», сразу обговорить весь «прайс» с ребенком. Чтобы потом не было неожиданностей, если подросток в один момент придет с вопросом: «Мам, а сколько накинешь за пятерку за полугодовую контрольную по математике?».

Специалисты же утверждают , что использование денег в педагогическом плане - в корне неверное решение. Повышение «выплат» в случае школьных успехов и «урезание» карманных денег в случае неудач нарушает как сам процесс обучения, так и формирования здорового отношения к деньгам. Денежное вознаграждение не может заменить участие родителей в образовательным процессе. Для детей важен не только результат (оценка и вознаграждение), но и сам процесс: обучение и активное участие родителей в нем, их внимание к тому, что происходит с ними в школе. Даже обычный разговор или обсуждение с родителями темы грядущего сочинения, творческого проекта или непонятного материала помогает ребенку «расставить по полочкам» ту кучу знаний, что пытаются передать ему учителя. А, к примеру, объяснение принципа сообщающихся сосудов в исполнении папы и подсобных емкостей на кухне запомнится быстрее и лучше, чем десять раз прочитанный параграф в учебнике.

Нашла вот такую статью о поощрениях ребёнка за хорошие оценки.

Двойственные чувства: с одной стороны поощрять конечно нужно, с другой стороны - есть пример из жизни.

Знакомые награждали ребёнка за каждую хорошую оценку деньгами или подарками, в конце концов ребёнок хотел всё больше, а потом вообще потерял интерес к учёбе...

А каково ваше мнение?

Стоит ли поощрять за оценки?

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как правильно поощрять ребенка?

Просто хвалить или дарить подарки?

А может, придумать целую систему бонусов, которая учитывает не только оценки, но и поведение ребенка?

Оценить по достоинству

Для одних родителей награждать ребенка за учебу - единственный способ спасти дневник от двоек, а для других - метод воспитания и приобщения к взрослой жизни. Тут, конечно, все зависит от самого школьника. Если его мотивируют хорошо учиться только деньги или подарки, то родители своей цели никогда не достигнут: знания в голове надолго не задержатся. Если же ты договорилась с ребенком, что учебный процесс -это работа, такая же трудная, как у родителей, только особая, детская, и ее результаты тоже оплачиваются, то подружить школьника с учебником будет чуть проще.

Система бонусов

Существует альтернативное решение проблемы, более интересное и продуктивное. Многие родители придумывают целую систему учета хороших и плохих оценок, превращая процесс обучения в игру. Вот как это выглядит.

1. За высокие оценки и хорошие дела (например, навел порядок в комнате, полил цветы, погулял с собакой, прочитал за неделю книгу, которая не входит в школьную программу, и т. д.) ребенку начисляются баллы.

2. За низкие оценки и оплошности баллы вычитаются.

3. Родители ведут учет результатов. Можно сделать базу данных в компьютере, прикрепить табличку магнитом к холодильнику или начертить ее на доске маркером.

4. Баллы, в свою очередь, приравниваются к каким-то поощрениям, например: 5 баллов меняем на 100 рублей, 10 - идем в выходные в кино, 15 - едем в развлекательный центр или покупаем новый спортивный костюм.

5. Если баллы уходят в минус за оплошности, то ребенок должен отработать долг, иначе никаких подарков и вознаграждений!

В итоге у ребенка есть собственный «банковский счет», только не с деньгами, а с баллами, которым он может распоряжаться, как хочет. Главное, что школьник понимает, что сам заслужил поощрение или наказание, и стремится вести себя лучше.

Ругать или хвалить?

Вирпи Рихтер, эксперт интернет-магазина детских товаров и игрушек myToys.ru:

«Дорогие родители, старайтесь анализировать проступки ребенка вместе с ним и ни в коем случае не ругайте его. Судить можно только о проделанной работе и ее итогах. Например: “Я знаю, что ты умный и сообразительный, но в этот раз ты недостаточно постарался, чтобы получить хороший результат”. В этом случае система ценностей ребенка не пострадает, зато у него появится желание что-то изменить, и он будет стремиться это сделать. Ведь даже если школьник говорит, что его не волнуют оценки и мнение одноклассников, на самом деле он все равно переживает по этому поводу»

Если твой малыш и так учится с удовольствием, то вряд ли поощрения заставят его учиться еще лучше. Система бонусов или просто постоянные подарки и вознаграждения уже не нужны для стимулирования - в этом случае они могут только избаловать ребенка. Главное, не забывай напоминать малышу о том, как ты гордишься его успехами. Почаще устраивай семейные праздники, чтобы вместе с ним порадоваться достижениям!

Во времена моего советского детства, ни мне, ни моим товарищам за хорошую учёбу родители деньги не платили. Такой вариант даже не рассматривался. Получать знания считалось нашей обязанностью. Прошло несколько лет и я, работая на тот момент в средней школе, стала замечать всё больше и больше детишек, буквально вымогающих оценки. На собраниях многие родители разводили руками: «Ну не знаю я, каким ещё волшебным образом замотивировать своё чадо к обучению! Вот и приходится приплачивать ему за хорошие оценки». И тут же, как правило, шло оправдание: «Заодно узнает, как деньги зарабатываются».

Вопрос о том, надо ли платить ребёнку за хорошую успеваемость обсуждается не одно десятилетие и не только в нашей стране. Например, американский опыт оплаты отличной учёбы признали практически на государственном уровне. Несколько лет назад в школах Нью-Йорка проводилась программа материального поощрения школьников. Учащимся предложили выполнять тесты, за результаты которых дети получали от 5 до 50 долларов в зависимости от качества ответов. Эта практика денежных поощрений вошла в более широкую программу по борьбе с бедностью, которую инициировал мэр Нью-Йорка. А мэр Вашингтона расширил программу и предложил поощрять учащихся школ Вашингтона за примерное поведение, хорошие оценки и старательно выполненные домашние задания.

Однако большинство российских психологов сходятся во мнении, что в плате за оценки ребёнку больше минусов, чем плюсов. Я тоже больше склонна думать, что неразумный подход к этому вопросу способен нанести вред и сформировать не совсем здоровое отношение к деньгам у взрослеющего человека.

Многие родители считают, что плата за отличную оценку – прекрасная мотивация для хорошей успеваемости. Но такая стратегия несомненно имеет слабую сторону – у ребёнка может развиться неверное восприятие взрослой жизни и того, как происходит оплата труда.

Давайте рассмотрим возможные сценарии, которые могут помешать ребёнку в будущем строить карьеру и успешно управлять своими личными финансами.

  1. Ребёнок может решить, что результат – это главное, и совершенно неважно, какими средствами он был достигнут. И он всеми силами будет стремиться получить хорошие оценки, в том числе стремясь хитрить, списывать и т.п. Это грозит тем, что разовьётся личность, которая будет идти по головам, и, невзирая на средства и способы, получать нужный результат.
  2. Ребёнок, в силу психологической незрелости, вполне может прийти к выводу, что в любом случае хорошие результаты награждаются денежно. И, представьте, какое разочарование может постигнуть его во взрослой жизни, когда на работе за отличные результаты он не получит премии. И, напротив, повышение может получить тот, кто ближе к боссу. Такие противоречия часто встречаются во взрослой жизни, ведь жизнь не всегда бывает справедливой.
  3. Ещё больше усугубится ситуация, если вы станете давать ребёнку деньги за любую оценку, но за более высокий балл будете давать большее денежное поощрение. В таком случае ваше чадо быстро смекнёт, что деньги он получит в любом случае и совсем перестанет стараться. Вам же в любом случае придётся его обеспечивать. А зачем ему стараться, если он всё равно получит деньги на конфеты или игры?
  4. Получая плату за оценки, ваш ребёнок начнёт думать, что усилия стоят денег. Конечно, так и есть во взрослом мире. Но и стараться в этом случае стоит лишь тогда, когда за работу гарантировано денежное вознаграждение. Но ведь часто для других людей мы что-то делаем безвозмездно в качестве помощи и поддержки. А учёба - есть инвестиция в будущее самого ребёнка. И к тому же учёба сама по себе может быть интересным процессом. В этом случае необходим личный пример самих родителей, чтобы показать, что полученные знаний являются плодами прежних усилий родителей. Знания были ими применены на практике и привели к получению достойной оплаты труда.

В конечном счёте, каждый родитель сам вправе выбирать, по какому принципу воспитывать своего ребёнка. Однако сложно не согласиться с тем, что если родители ведут себя адекватно по жизни и серьёзно относятся к её финансовой стороне, то этот прямой пример является самым лучшим, даже более важным, чем любые нравоучения и воспитательные беседы.

6 мин. чтения

Обновлено: 05/12/2017

В статье , развернулась жаркая дискуссия по поводу того, стоит ли платить ребенку за хорошие оценки в школе и помощь по хозяйству?

Кто-то говорит что это правильно, ну а кто-то говорит, что это приводит к откровенной торговле и детскому шантажу.

Я решил не отписываться в комментариях, а дать более полный и развернутый ответ отдельным постом.

Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка здоровым, богатым и счастливым. Для этого, мы стараемся дать детям все самое лучшее. И в глубине души каждый родитель надеется, что его ребенок будет жить лучше, чем он сам.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок жил в достатке, когда вырастет, то должны начать работать над этим с самого раннего возраста.

И одно из первых, чему стоит обучить ребенка – это то, что ничего в жизни не дается даром . В большинстве случаев все происходит наоборот, ребенку дается все самое лучшее, вкусное и красивое абсолютно даром. Тем самым мы приучаем ребенка к тому, что родители ему чем-то обязаны или должны.

Мы не приучаем ребенка к ответственности, а наоборот, приучаем к безответственности. Мы приучаем ребенка к тому, что есть папа и мама, которые, в случае чего, решат любую проблему и достанут все что нужно.

Я не призываю вас отказывать во всем своим детям. Но понимание того, что очередную новую куклу или машинку нужно заслужить, необходимо прививать с раннего детства. К тому же, это приучает маленького отпрыска к тому, что “халява” это плохо, так же как и легкие деньги.

Как этого добиться?

Прежде чем вы начнете свои эксперименты, я хочу донести до вас следующую важную мысль: обязательно обсуждайте и объясняйте свои действия и доносите до ребенка зачем вы делаете так, а не по-другому.

При чем делать это нужно в спокойной и дружеской обстановке. Очень часто можно увидеть такую картину, как мать орет на свое чадо в магазине, которое клянчит очередную игрушку.

Итак, для начала нужно учесть такой момент, что у каждого члена семьи есть определенные обязанности. Например, отец – добытчик, его главная задача принести домой деньги. Мать – хранительница очага, решает вопросы связанные со стиркой грязного белья, приготовлением пищи и другие хозяйственные вопросы. Ребенок – это помощник.

Когда стоит привлекать ребенка к помощи по хозяйству?

Во многом это зависит от уровня развития вашего ребенка. В среднем, лет до 3-5, не стоит рассматривать своего отпрыска в качестве помощника. В это время, ребенок чаще является полной противоположностью помощника. И это нормально.

Приучать чадо к хозяйственным делам стоит постепенно, начиная с выполнения каких-то легких задач. Предложите ему собрать разбросанные игрушки. Постепенно, усложняйте поручения и делайте это регулярно. Например, попросите вынести мусор или сходить за хлебом.

Как уже заметил, здесь важна регулярность, чтобы у ребенка это вошло в привычку.

За что стоит поощрять своего ребенка?

Затем, необходимо вводить систему важности тех или иных поручений. То есть, должны быть “бесплатные” поручения, которые являются обязательными для той или иной роли и “платные”.

Под ролями в нашем случае подразумеваются: отец-добытчик, мать-хранительница очага и ребенок-помощник.

Взрослых, разумеется, тоже нужно поощрять и давать премию. Для взрослых, например, примером бесплатных поручений может быть следующее: семья съездила за продуктами и отец несет домой тяжелые сумки и пакеты, ограждая мать и ребенка от тяжестей. Это норма и здесь нет ничего необычного.

Или мать, которая навела дома порядок, помыла полы и протерла пол. Это тоже норма, к которым взрослые приучены и делают без лишних напоминаний и не выпрашивая за это какой-нибудь чупа-чупс или новую игрушку.

Теперь рассмотрим пример с дитем

Например, заправить за собой кровать или собрать игрушки – это обычные обязанности каждого ребенка. Но, различную работу можно выполнить хорошо, а можно спустя рукава. На это нужно обращать внимание ребенка, поощрять отлично выполненную работу и указывать на плохо выполненную работу.

То есть, если в течение недели ребенок без ваших напоминаний застилает за собой кровать, убирает игрушки и поддерживает порядок в комнате, то в конце недели это можно поощрить. Купить ему мороженное или сводить в цирк и акцентировать внимание на том, что он это заслужил примерным поведением.

В тоже время, если ребенок выполнял свои обязанности, но без усердия или с вашими напоминалками, то это не значит, что в конце недели его не стоит баловать. Вы можете, также, купить ему мороженное или сводить в цирк, но делать это вы будете не из соображений поощрения, а просто из-за любви к своему чаду. В этом случае не нужно говорить, что он это заслужил, просто сделайте ему и себе приятно.

Наконец, если он плохо себя вел на неделе и не выполнял свои обязанности, то вы можете лишить его воскресных развлечений, объяснив причину наказания и предложив ему выбор. Пусть он сам решает, что он хочет на следующих выходных: сидеть дома или сходить в кино-мороженное.

Очень важно приучить ребенка к ответственности и выбору. Нельзя, чтобы за него все решали родители. Всегда должен быть выбор и важно, чтобы ребенок научился чувствовать и видеть результаты своих действий, своего выбора.

Примеры платных поручений

Теперь обсудим задачи или поручения, которые необходимо “премировать”. При чем премия не обязательно должна быть денежной. Возьмем один из распространенных примеров – оценки в школе.

Если вы хотите видеть у своего ребенка хорошие оценки и знаете, что у него есть потенциал, то можно поставить цель ребенку, что в случае получения такого-то уровня оценок, вы подарите ему какой-то ценный подарок.

Только не нужно ставить цель иметь все пятерки за четверть или за год. Будет лучше если вы поставите цель все пятерки, но допускается несколько четверок.

Ребенка нужно с детства приучать к мотивации, которая может быть отрицательной и положительной. Отрицательной мотивацией может быть получение двоек и последующее за этим наказание. Положительной мотивацией будет получение какого-то вознаграждения в случае достижения поставленной цели, то есть хороших оценок.

Вот еще один из примеров. Вы хотите привлечь своего ребенка к сбору картошки на огороде. Помогать родителям – это обязанность ребенка. Но вы должны учесть и тот факт, что забирая ребенка на картошку вы не учитываете его интересы.

“Лично я в детстве никогда не любил собирать картошку. Во-первых, это скучно. Во-вторых, это длится целый день. В-третьих, я лишался удовольствия провести время с друзьями на выходных, играя в футбол”

Поэтому, такие процессы, как сбор картошки, нужно организовывать правильно. Ущемляя ребенка в чем-то одном, нужно возместить ему это в чем-то другом. Возмещение в данном примере является желательным. Но только делать это нужно правильно. Не нужно подкупать ребенка.

Правильнее будет, если вы дадите ребенку возможность выбора. Можно поступить следующим образом. Вы говорите, что нужно собрать картошку. Но в одиночку родителям это сделать будет сложно. Поэтому, вам нужны помощники.

На эту работу выделено 1000 рублей из бюджета. Эти деньги могут достаться ребенку, если он примет участие в сборе картошки. Либо, эта тысяча рублей достанется кому-то другому, например, наемному работнику, который поможет вам выкопать картошку.

Таким образом мы стимулируем ребенка к поиску возможностей для реализации своих хотелок. Хочет ребенок дорогой велосипед? Вы можете ему его подарить. А можете помочь заработать на него.

Здесь разумнее придерживаться некоего равновесия. Что-то можно подарить, а что-то НУЖНО заработать самостоятельно. Нельзя только лишь делать подарки ребенку.

Вы окажете ему гораздо более полезную и ценную услугу, если научите с детства зарабатывать деньги и добиваться целей своим трудом, своими усилиями и своими действиями.

Любовь к ребенку заключается не только в обилии подарков с вашей стороны. Ваша задача вырастить подготовленного к жизни ребенка, достойного представителя общества.

По-настоящему любящий родитель должен очень гармонично подойти к процессу воспитания. Помимо ласки и заботы ваше дите должно получить и хорошую жизненную закалку, которая поможет ему с легкостью справляться с любыми трудностями.

А закалка – это всегда сочетание белого и черного, мягкого и твердого, теплого и холодного, положительного и отрицательного.

Взрослый принцип детской неполноценности

Одна из типичных ошибок с который сталкивается практически каждый родитель заключается в том, что став взрослыми мы хотим дать своему ребенку все то, чего были лишены в детстве сами.

Такие родители начинают заваливать своего ребенка различными игрушками, модной одеждой, разными вкусностями, шикарными праздниками, дорогими развлечениями. Это и хорошо, и плохо.

Хорошо, потому что проявляете своему чаду любовь, ласку и заботу. Плохо, потому что тем самым портите ребенка. Делаете его потребителем, который привык иметь все самое “крутое” и лучшее и получать это легко и просто.

Здесь есть еще одна скрытая проблема , которая заключается в том, что обилие подарков – это не всегда любовь и забота со стороны родителя. Часто бывает так, что родитель просто откупается и компенсирует дорогими подарками свою вечную занятость и невнимательность к ребенку.

Иногда гораздо лучше провести целый день с ребенком, гуляя по парку, играя и общаясь с ним, нежели куча дорогих, но неодушевленных игрушек.

Все это говорится к тому, чтобы вы были честны с собой и своим ребенком. Родительская любовь будет более рациональной и нужной, если вы поможете дитю вырасти подготовленным к жизни.

И здесь важно не обилие подарков, количество купленного мороженного или многочисленные походы в цирк и кино. Гораздо важнее то, какие навыки вы привьете своему потомству и как вы подготовите его к жизни.

Любовью и заботой можно окружить малыша без применения всяких вспомогательных средств в виде игрушек и сладостей.

Подводя итоги

Я считаю что приучать ребенка к труду и заработкам нужно с раннего детства. И помочь в этом могут только родители. Если в 13-16 лет подросток может самостоятельно найти какую-то подработку на лето (продажа газет, уборка территории и т.д.), то детей более раннего возраста на подработку пристроить проблематично.



Похожие статьи