Как производится налоговая проверка ИП на енвд? Стоит ли бояться налоговых проверок ип

Индивидуальные предприниматели наравне с юридическими лицами подвергаются проверкам со стороны Инспекции ФНС. В ходе проведения мероприятий контроля определяются правильность соблюдения налогового законодательства, указания доходов в отчетности, наличие учетной документации. Законодательством установлены виды налоговых проверок камерального и выездного типа.

Необходимость проверок возникает:

  • По факту получения данных от отдела аудита ИФНС. После проведения анализа соответствия данных по нескольким отчетным периодам, не охваченных проверкой, инспекторы отдела представляют информацию о необходимости включения ИП в план проверок. В ряде случаев контроль назначается при несопоставимости данных, например, доходов по разным налогам – НДФЛ, единого налога и НДС.
  • При отсутствии проверок в течение длительного периода деятельности. ИФНС старается провести мероприятие контроля в пределах 3 лет – срока исковой давности. Предприниматели с малыми оборотами, доходом и при отсутствии имущества подвергаются контролю реже 3 лет.
  • После появления обстоятельств, вынуждающих к проверке – получение информации по встречным мероприятиям других отделений ИФНС и органов МВД о возможном применении незаконных схем при ведении деятельности.
  • В случае подачи декларации, по результатам которой необходимо вернуть денежные средства из бюджета. Проверки преимущественно осуществляются при возврате НДС, указанных в декларации.

Вне зависимости от причин, побудивших к мероприятию контроля, процедура осуществляется в соответствии с Регламентом проведения проверок.

Внимание! ИП и лицам, ответственным за состояние учета предпринимателя, желательно ознакомиться с правилами проведения проверок, правами и обязанностями инспекторов.

Документальное оформление начала мероприятия контроля

Проверка, инициированная налоговым органом, оформляется документально. О начале проверки Инспекция уведомляет предпринимателя документами:

  • Решением о проверке. Форма составляется на фирменном бланке учреждения, право ее подписи имеет руководитель или заместитель – должностное лицо, имеющее равные с начальником Инспекции права. Документ содержит суть мероприятия с указанием лица, в отношении которого назначена проверка.
  • Требованием о представлении документов. Перечень включает подробный список бумаг, обязательных к представлению и период, за который формы представляются. На подготовку пакета документов налогоплательщику дается срок, указанный в требовании.

Регламент не допускает требовать от ИП формы, не описанной в требовании. На практике возникают случаи, когда инспектор запрашивает формы, указанные в требовании как «иные». Не стоит препятствовать дополнительным просьбам инспекторов. Упрощение процедуры проверки идет на пользу налогоплательщику для предупреждения возможного субъективного отношения.

Желательно представить документы строго согласно указанного в требовании срока и перечня. При отсутствии ряда документов можно дополнить представленный список в ходе проверки. Если подача форм производится в ИФНС, пакет бумаг сопровождается письмом с указанием перечня. После приемки документов на экземпляре ИП представитель Инспекции должен поставить штамп с входящим номером и датой.

Внимание! Дополнительная сдача запрашиваемых документов удлиняет срок проведения контроля.

Сроки проведения мероприятий налогового контроля

Законодательство установило сроки проверок предпринимателей:

  • Длительность камеральной ревизии составляет 90 дней.
  • Срок проведения выездного мероприятия контроля – 2 месяца.

Исчисление периода производится на следующий после вынесения решения о проверке день и по дату составления справки об окончании проверки. Составлением справки занимается инспектор, назначенный на ревизию. Справка – внутренний документ инспекции, позволяющий определить срок, предоставляемый для написания акта.

Процедура проверки может быть продлена на срок до 6 месяцев в случаях:

  • Приостановки мероприятия. Временное прекращение проведения мероприятия может возникнуть, если инспекция узнает о фактах, требующих получения дополнительных запросов. Проверка может быть приостановлена и по инициативе ИП при наличии уважительных причин – отпуска, болезни ИП или бухгалтера. Каждый отдельный случай рассматривается индивидуально.
  • Возникновения непредвиденных ситуаций, пожара, затопления документации и иных форс-мажорных обстоятельств.
  • Других причин, допускаемых законодательством.

Процедура продления должна быть оформлена документально.

Камеральные проверки

По деятельности предпринимателей часто проводятся камеральные проверки – мероприятия, в ходе реализации которых осуществляется контроль одного или нескольких налогов по одному вопросу. Например, инспекция может проверить полноту уплаты земельного налога по основанию (правильное использование категории земель) и включение суммы в размер профессионального вычета или только доходов, полученных в конкретном периоде.

В стандартном варианте полнота уплаты и исполнение требований законодательства охватывает один отчетный или налоговый период, но иногда инспектор проверяет дополнительный период для создания полной картины о доходах, операциях по расчетным счетам в банке, движении активов.

Особенность проведения камерального мероприятия:

  • Документы предпринимателем представляются по запросу.
  • ИП не имеет права участвовать или наблюдать за проверкой.

После того как у инспектора возникнут вопросы, лицо может быть вызвано для допроса и дачи пояснительных показаний. Пояснения или протокол оформляются в письменном виде. После дачи показаний ИП или его официальный представитель должен подписать документ. При возникновении возражений лицо имеет право сделать запись на протоколе в форме замечаний или дополнений.

Выездные проверки ИП

В ходе проведения мероприятия производится сплошная или выборочная проверка документов за указанный в решении период. Ревизии подвергаются преимущественно крупные компании, оформленные в качестве ИП. В ходе инспекции значительное внимание уделяется денежным операциям.

Особенности проверки:

  • Предприниматели не ведут в полном объеме бухгалтерский документооборот.
  • Средства на расчетных счетах в банках используются как ИП, так и физическим лицом.
  • В отношении ИП имеются послабления кассовой дисциплины. Часть предпринимателей имеют право не рассчитывать лимит кассы (на ПНС, ЕНВД) и может не сдавать сверхлимитную выручку на счет в банке.

ИП не составляет баланса и имеет право брать денежные средства из кассы и со счета без предупреждения и подотчета, что затрудняет определение доходов. В ряде систем, например, ЕНВД, определение выручки не включается в план мероприятий.

Особенность проверок ИП на ЕНВД

Для ИП, использующих режим ЕНВД, контроль производится преимущественно камеральным способом. Предприниматели на ЕНВД имеют право вести учет только физического показателя, на основании которого основывается налогообложение. На величину обязательств размер полученных доходов не влияет. Даже при наличии расчетных счетов необходимость в выездной проверке не возникает.

Предприниматели, применяющие ЕНВД, могут не использовать зарегистрированные в налоговой инспекции ККМ для подтверждения доходов. При расчетах с населением предприятие выдает форму, аналогичную чеку и обозначенную в законодательных актах как «иной документ». Бланк может разрабатываться самим ИП, применяющим ЕНВД с содержанием важных реквизитов ИП и покупки. Для расчетов по услугам по ЕНВД используется БСО. В результате отсутствия необходимости регистрации ККМ кассовая дисциплина не проверяется.

Порядок выездных проверок сохраняется только в отношении ИП на ЕНВД, имеющих имущество. После назначения выездной проверки ревизии подвергается недвижимость и земельные участки, применяемые для ведения деятельности, попадающей под ЕНВД.

Дополнительные мероприятия, проводимые в ходе проверки

В связи со сложностью реализации проверок ИП ИФНС часто проводит дополнительные мероприятия. Налоговая инспекция имеет право получить полную информацию о ведении деятельности предпринимателя – полученных им доходах, активах и иных источниках налогообложения. Инспекцией проводятся:

  • Выезд на место ведения деятельности, расположения имущества и складов.
  • Проведение опроса наемных работников, в том числе уволенных с предприятия.
  • Осуществление инвентаризации активов.
  • Получения распечаток и выписок с расчетного счета.

В ходе проверки налоговые инспекторы могут привлекать экспертов, свидетелей и использовать иные возможные источники информации.

Документы, вручаемые ИП по окончании проверки

По окончании выездной проверки налогоплательщику вручаются:

  • Акт, подробно описывающий деятельность ИП, его структуру, состояние учета, недостатки в разрезе каждого из уплачиваемых налогов. При наличии нарушений в акте указываются суммы доначислений налога, дополненных пени.
  • Решение, содержащие краткое описание результатов проверки, начисленные недоимки и штрафные санкции. Если Инспекция не выявила нарушений, решение не составляется. Налогоплательщику вручается только акт.

Полученный предпринимателем акт должен быть подписан лично либо лицом, действующим от его имени по нотариально заверенной доверенности. Для подписания документа ИП получает предупреждение о необходимости явки в инспекцию. После того, как акт был получен, предприниматель может подать возражения.

Предприниматель имеет право опровергнуть позиции ИФНС в отношении доходов, налогов, расходов и иных показателей.

Условия предъявления возражений:

  • Законодательством вне зависимости от вида проверки предоставляется 15 календарных дней, в течение которых ИП может опротестовать действия Инспекции.
  • Подсчет срока на предоставление возражений начинается со следующего после получения акта дня.
  • В случае уклонения от получения акта ИФНС направляет документ почтой. Величина срока увеличивается на 6 дней вне зависимости от даты вручения.
  • Претензии принимаются в письменном виде с аргументацией позиции.

О результатах камеральной проверки ИП может не узнать, если нарушений в ходе ревизии не обнаружено. В случае принятия решения о возмещении НДС налогоплательщику выдается документ о правомочности вычета.

Блокировка счетов

Мероприятие контроля может выявить серьезные нарушения по вопросам соблюдения налогового законодательства. В отношении налогоплательщика возникают пресекающие деятельность меры. Одним из существующих способов служит закрытие счета или ограничение доступа к операциям.

Налоговая инспекция имеет право закрыть счет через 5 дней после вынесения решения камеральными отделами учреждения. Например, если ИП не сдал отчетность, через 10 дней списки о нарушителях попадают в камеральный отдел. Те, в свою очередь, в течение 5 дней формируют решение о закрытии счета. Если налогоплательщик не принял меры и поздно узнал о мероприятии, разблокировать счет можно только по решению ИФНС.

Форма представления документов для проверки

Мероприятие контроля может проводиться:

  • На территории Инспекции. Документы предоставляются в учреждение при камеральном контроле и выездной проверке в случае отсутствия у ИП возможности предоставить налоговому инспектору отдельное рабочее место.
  • На территории налогоплательщика. Документы представители ИФНС будут проверять на территории ИП – ведения деятельности или в офисном помещении.

Бумаги представляются в заверенных копиях. Если одноименных документов более одного листа, формы сшиваются. В ряде инспекций предусматривается подшивка в папки без скрепления документов между собой. Каждый из документов должен быть заверен предпринимателем с фразой «копия верна», наименованием ИП и подписью. Если документы прошиты с соблюдением правил, допускается заверение только первой страницы.

Внимание! Инспектор имеет право просить представить оригиналы документов для сличения с копиями. На практике подлинники запрашиваются в редких случаях.

Налоговая проверка после закрытия ИП

Некоторых индивидуальных предпринимателей волнует вопрос о возможности проверки со стороны ИФНС после прекращения деятельности. Чаще всего выездные мероприятия контроля проводятся при закрытии ИП (аннулировании регистрации). При закрытии ИП на вмененке необходимость выездной проверки рассматривается в каждом случае отдельно.

Но процедура может проводиться в течение 3 лет после прекращения статуса ИП. Законодательно это разрешается. Механизм проведения мероприятия контроля не отличается от стандартной формы. При обнаружении фактов нарушения налогового законодательства физическое лицо может быть привлечено к ответственности. Поэтому прекращая вести предпринимательскую деятельность, не забудьте рассчитаться со всеми долгами перед налоговой инспекцией.

400 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (8)

    Салмин Юрий

    Юрист, г. Нижний Новгород

    • 1982 ответа

      893 отзыва

    Доброе утро!

    Возможно, что имеет место проверка в отношении Вашего контрагента - общества с ограниченной ответственностью, а не в отношении Вас, как индивидуального предпринимателя. При этом возможно используется такой метод финансового контроля, как встречная проверка , то есть сопоставление экземпляров документов, находящихся в разных юридических лицах или у индивидуального предпринимателя.
    При этом, налоговые органы руководствуются ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».
    Список документов, которые могут быть запрошены налоговым органом, законодательно не определён.
    Налоговыми органами направляется письменное поручение с указанием причины запроса в инспекцию по месту учета организации (лица), у которого требуется получить документы. В течение пяти рабочих дней после поступления поручения, налоговая инспекция направляет требование о представлении документов.
    После получения требования о представлении документов, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны в течение пяти рабочих дней представить заверенные копии запрошенных документов. Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации). В случае невозможности предоставить документы, должен быть дан письменный ответ об этом.
    Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
    Отказать в соответствии с законом налоговым органам в предоставлении документов (информации) можно лишь в том случае, если ими были не соблюдены основания и порядок запроса документов.
    Таким образом, Вам необходимо уточнить следующую информацию:
    1. Проводится ли налоговыми органами проверка в отношении Вас или Вашего контрагента - общества с ограниченной ответственностью?
    2. Соответствуют ли реквизиты запроса требованиям, предъявляемым к таким документам ст. 93.1 НК РФ?

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • Проворова Анна

      Юрист, г. Москва

      • 5390 ответов

        3281 отзыв

      Руслан, доброе утро.

      В данном случае, налоговая проверяет скорее всего не Вас, а Вашего контрагента. Налоговое законодательство не регламентирует состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

      Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

      1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
      Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового
      органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
      2. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых
      органов возникает обоснованная необходимость получения документов
      (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового
      органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой
      сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой
      сделке.
      3. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение
      об истребовании документов (информации), касающихся деятельности
      проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в
      налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы
      указанные документы (информация).
      При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

      ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519

      Статьей 93.1 Кодекса не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.129.1 Кодекса, и ответственность должностных лиц, предусмотренную ч.1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246

      В соответствии с п.1 ст.93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребованиедокументов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.Статья 93.1 Кодекса
      не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами
      документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.Полагаем, что к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
      Какие документы всё-таки придется предоставить налоговикам, а в каких документах аргументировано можно отказать?
      руслан

      Единственное, Вы можете не предоставлять документы, которые не имеют отношения к Вашим с ООО сделкам, либо являются документами только Вашей хозяйственной деятельности.

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 09.03.2011 № ВАС-1965/11

      Согласно пунктам 1 и 2 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, праве истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию), а также у участников конкретной сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, - вне рамок проведения налоговых проверок в случае обоснованной необходимости.

      Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что ни из поручения, на основании которого банку направлено требование, ни из
      требования не усматривается, относительно какой деятельности, либо какой
      конкретной сделки истребуются документы, а также не установили взаимосвязи с проверяемым лицом, как участником налоговых правоотношений.

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДВО от 28.03.2011 №№ А37-1474/2010, Ф03-930/2011

      Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес ООО «Эллис» на основании статьи 93.1 НК РФ направлено требование от 28.01.2010№
      13-10/01-6440э о предоставлении в связи с проведением камеральной
      налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на
      добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2008 года ООО «Витязь» в течение 5
      дней со дня получения настоящего требования ряда документов,
      относящихся к деятельности последнего.Общество сопроводительным письмом от 15.02.2010 № 10 направило в адрес налогового органа копии истребуемых документов, касающихся финансово-хозяйственных взаимоотношений ООО «Элис» с ООО «Витязь» за проверяемый налоговый период, кроме документов, поименованных в пункте 5 указанного выше требования, указав при этом, что данная информация не относится к деятельности ООО «Витязь», а относится к деятельности ООО «Элис», в связи с чем действия налогового органа по истребованию данных
      документов (информации) выходят за рамки статьи 93.1 НК РФ.Указанные
      обстоятельства послужили основанием для составления инспекцией акта от
      29.03.2010 № 1770 и вынесения решения от 06.05.2010 № 3265 о привлечении
      ООО «Элис» к ответственности за совершение налогового правонарушения,
      предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ (инспекцией ошибочно указано статьи 129 НК РФ), за отказ от представления запрашиваемых документов.Полагая, что решение не соответствует нормам действующего законодательства о налогах и сборах, общество оспорило его в судебном порядке.Проверяя на соответствие закону оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа, суд, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильно применив нормы материального права, удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.При этом суды, правомерно руководствуясь пунктом 1 статьи 129.1, а также пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, положения которого предоставляют право налоговому органу, проводящему налоговую проверку истребовать у контрагента или иного лица не любых документов, а лишь касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, исходили из того, что запрашиваемые документы, указанные в пункте 5 требования от 28.01.2010 N13-10/01-6440э, а именно: первичные документы, на основании которых был оприходован товар, реализуемый далее ООО «Витязь» (счета-фактуры, договоры поставки, сопроводительные документы, товарно-транспортные накладные, путевые листы, доверенности на получение ТМЦ и пр.) не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика - ООО «Витязь», а относятся к деятельности ООО «Элис». В этой связи является обоснованным вывод судов о незаконности возложения инспекцией на ООО «Эллис» обязанности по представлению документов, указанных в пункте 5 требования от 28.01.2010 № 13-10/01-6440э, а его неисполнение последним не может считаться нарушением пункта 5 статьи 93.1 НК РФ.С учетом изложенного признание судом недействительным оспариваемого
      решения инспекции от 06.05.2010 № 3265 в связи с отсутствием в действиях
      общества состава налогового правонарушения, ответственность за
      совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, является правильным.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Здравствуйте Руслан!

      Вполне возможно, что налоговым органом предпринята проверка (запрос документов) в целях выявления оснований применения налогообложения единым налогом на вмененный доход.

      Согласно статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, (далее - ГК РФ), перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании . В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

      Пунктом 1 статьи 786 ГК РФ установлено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
      В соответствии со статьей 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
      Если налоговым органом будет выявлено, что предметом договора является аренда имущества (автомобиля), а не оказание автотранспортных услуг, то соответственно деятельность по передаче ИП в аренду автомобиля будет признана не подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход. Налогообложение указанной деятельности должно осуществляться в рамках общего режима налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость и других налогов, предусмотренных Налоговым Кодексом.

      С уважением, В.З. Арабидзе

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо всем ответившим. Но вопрос немного в другом: являются ли все выше перечисленные документы - документами налогового учета для ИП на ЕНВД?

      Проворова Анна

      Юрист, г. Москва

      • 5390 ответов

        3281 отзыв

      Руслан, дело в том, что все эти документы у Вас есть, и должны быть, ФНС Вас про бух. учет не спрашивала, а только про отношения с контрагентом, мой совет, если для Вас это не сильно критично, лучше предоставьте. Ведь нет четкого списка документов, которые обязаны предоставлять налоговой, а какие нет.

      Учитывая изложенное для целей, не связанных с налогообложением,
      индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого
      налога на вмененный доход, вправе использовать для подтверждения
      полученных доходов первичные документы, свидетельствующие о факте
      получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые
      ордера и т.п.).

      Также для указанных целей индивидуальные предприниматели -
      налогоплательщики единого налога на вмененный доход могут вести учет
      доходов и расходов в упрощенной форме, то есть на основании первичных
      документов фиксировать поступления денежных средств (выручку) и
      произведенные расходы.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Я Вас понял. Действительно все документы есть, оплата проходила по банку и предоставить их нет пролем. Проблема в том, что ТТН не оформлялись а услуга оказывалась практически каждый день в течении всего периода(три года). Что делать?

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Все документы запрошенные объективно фиксируют экономическую деятельность - первичные учетные документы (между ИП и ООО), содержание данных документов может быть использована как для проверки деятельности ООО так и для правомерности применения ЕНВД ИП.

      П. 5.1. Письма Федеральной налоговой службы от 25 июля 2013
      г. N АС-4-2/13622@, указывает:

      «В ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки, в частности:

      учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);
      имеющиеся в наличии лицензии;
      приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики, приказы об учетной политике для целей налогообложения, приказы о кредитной политике;
      налоговые декларации (расчеты);
      регистры налогового учета;
      счета-фактуры;
      книги покупок;
      книги продаж;
      журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость;
      книги учета доходов и расходов;
      книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
      иные документы, относящиеся к налоговому учету;
      бухгалтерская отчетность организации;
      регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);
      договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;
      банковские и кассовые документы;
      накладные;
      путевые листы;
      перевозочные документы;
      акты приема-передачи;
      акты выполненных работ;
      другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов);

Налоговая проверка ИП – причина беспокойства многих российских предпринимателей. Причём контрольных мероприятий страшатся не только нарушители, но и законопослушные бизнесмены, потому что сам процесс проверки обычно ассоциируется с чем-то неприятным, вызывающим волнение. Между тем политика Федеральной налоговой службы (далее – ФНС) сегодня направлена на отказ от всеобщего контроля и переход к контролю отдельных показателей предпринимательской деятельности, основанному на критериях риска нарушения налогового законодательства. Далее речь пойдёт о видах и ключевых особенностях налоговых проверок.

Понятие и виды проверок, проводимых ФНС

Органы ФНС на законодательном уровне наделены полномочиями по ведению контроля над добросовестным исполнением индивидуальными предпринимателями своих налоговых обязанностей (см. ).

Налоговая проверка (далее – НП) – это одна из форм такого контроля. При проведении этого мероприятия устанавливается корректность расчёта, своевременность и полнота оплаты бизнесменами обязательных взносов в бюджет. В процессе НП фактические данные предприятия, имеющие отношение к налоговому учёту, сопоставляются со сведениями их деклараций, поступивших в ФНС.

Право на осуществление НП закреплено за налоговыми органами ст. 87. Налогового кодекса РФ. Согласно положениям этой статьи, существует два вида проверок: камеральная и выездная. Они отличаются по месту, алгоритму, срокам проведения и объёму правомочий проверяющих лиц.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Особенности камеральной проверки

Камеральная НП производится непосредственно в инспекции ФНС, то есть без нанесения визита налогоплательщику. Это процессуальное действие не требует документального обоснования, то есть специального решения руководителя органа ФНС, и осуществляется уполномоченными инспекторами в соответствии с их должностными обязанностями.

Базой для этого контрольного мероприятия является налоговая декларация, предоставленная индивидуальным предпринимателем в ФНС, а также документы, имеющиеся на ИП у налогового органа. Такая НП проводится в течение трёх месяцев с момента подачи декларации ИП.

Если при НП будут выявлены ошибки, несоответствия, расхождения по данным, указанным в декларации и содержащимся у ФНС, предпринимателю будет направлено официальное требование о предоставлении пояснений. В таком документе указывается причина направления требования, а также срок, за который ИП должен предоставить пояснения или внести исправления. Как правило, срок составляет 5-6 рабочих дней.

Если по итогам НП будет выявлено налоговое или другое правонарушение либо требование о предоставлении пояснений будет проигнорировано предпринимателем, проверяющие лица составят акт и определят меры ответственности для ИП.

Если же ошибок, несоответствий и признаков нарушения закона выявлено не будет, не будет и акта.

Что нужно знать о выездной проверке

Выездная проверка ИП, в отличие от камеральной, производится на предприятии (в офисе, магазине и т. п.) и только по решению руководителя органа ФНС.

Такая НП может проходить сразу по нескольким налогам, которые уплачивает ИП. Её предметом является соблюдение предпринимателем его налоговых обязательств, законность его действий при расчёте и погашении налогов, сборов и страховых взносов. Объектом НП являются документы, позволяющие определить правильность расчёта и уплаты налогов, применения тех или иных льгот и т. п. К ним относят:

Перечень документов определяется тем, какую систему налогообложения применяет предприниматель.

Объекты проверки ИП на разных налоговых режимах

Так, если ведётся налоговая проверка , использующем в качестве объекта налогообложения доходы (со ставкой 6%), инспекторы вправе потребовать КУДИР (книгу учёта доходов и расходов) и первичные документы по доходам. Вести учёт расходов ИП не должен, соответственно, и бумаги, подтверждающие расходы предприятия, при осуществлении проверки не понадобятся.

Бизнесмены, являющиеся плательщиками единого налога на вменённый доход, исчисляют налог, используя физический показатель, установленный для каждого вида деятельности. Поэтому налоговые проверки проходят по документам, подтверждающим размер физического показателя. Например, если ИП продаёт товар в розницу в магазине, проверяющие обычно требуют документы на помещение (договор аренды или свидетельство о собственности/о регистрации права), чтобы определить площадь торгового зала.

Право на использование патента имеют только те предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период не превышает 15 человек. Если сотрудников становится больше, предприниматель утрачивает это право и обязан подать в ФНС соответствующее заявление установленной формы. То же необходимо сделать, если доход ИП с начала года превысит 60 млн рублей. Именно поэтому проверяющих интересует всё, что имеет значение при определении доходов ИП и средней численности работников.

Алгоритм проведения и сроки выездной проверки

Максимальный период, который проверяется в рамках этой НП, составляет три года, не считая текущего.

В процессе сотрудники ФНС имеют право проводить следующие контрольные мероприятия:

  • направлять запросы в банк о наличии счетов, проводимых транзакциях, остатке денежных средств и т. п.;
  • вызывать предпринимателя письменным уведомлением в отделение ФНС для предоставления пояснений;
  • допрашивать свидетелей;
  • проводить осмотр помещений ИП, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, а также любых документов, объектов, предметов и территорий, имеющих отношение к предмету проверки;
  • проводить инвентаризацию имущества ИП, если имеются основания предполагать, что у налогоплательщика есть товарно-материальные ценности или основные средства, не отражённые в бухгалтерском учёте;
  • требовать документы, значимые для проведения проверки;
  • требовать документы, касающиеся взаимодействия с проверяемым налогоплательщиком у его партнёров и контрагентов;
  • изымать имеющие значение документы и предметы (только в дневное время и в присутствии понятых);
  • привлекать экспертов и т. д.

Выездная НП может осуществляться сплошным или выборочным способом. Это зависит от степени охвата документов и информации, имеющей отношение к деятельности ИП, которая определяется проверяющими самостоятельно.

Стандартный срок проведения выездной НП – не больше 60 дней. При наличии особых обстоятельств (затопление, пожар и т. п.) этот срок может быть продлён до четырёх или до шести месяцев.

Результаты проверки

Основные задачи контролирующих органов состоят в том, чтобы выявить и пресечь нарушения налогового законодательства (если они имеются) и предупредить налоговые правонарушения.

По результатам проведения контрольных мероприятий должностные лица составляют акт, в котором подробно описывают установленные нарушения и обстоятельства, смягчающие/отягчающие ответственность проверяемого предпринимателя. В документе отражаются данные о неуплате налогов и сборов. Инспекторами вносятся предложения о доначислении неисчисленных либо рассчитанных неверно налогов и сборов, начислении пени и привлечении правонарушителя к ответственности.

Как бизнесмену сократить риск проверки

Концепция планирования выездных НП претерпела некоторые изменения за последнее десятилетие. Изменились параметры отбора налогоплательщиков. Теперь ведомство проводит полный всесторонний анализ деятельности предприятий, используя все сведения, поступающие в ФНС из внутренних и внешних источников.

Инспекцией ФНС ежеквартально составляется план проведения выездных НП. Избежать внесения в этот план индивидуальный предприниматель может только в том случае, если его бизнес будет абсолютно прозрачным. Полнота исчисления и уплаты в бюджет обязательных взносов снизят вероятность проведения НП и позволят ИП спокойно работать.

В план НП в первую очередь включаются те субъекты, в отношении которых у налоговых органов имеются основания полагать, что они используют схемы ухода от налогов или незаконные способы снижения налоговой нагрузки.

В статье будут рассмотрены вопросы, которые касаются налоговой проверки индивидуальных предпринимателей. Кто проводит данную проверку, каким образом она осуществляется, какие документы нужны – далее.

Большинство индивидуальных предпринимателей боится налоговых проверок. Бухгалтер при расчетах может ошибиться, а предприниматель даже не будет об этом знать. В итоге отвечать все равно будет он.

Чтобы не упустить важные моменты, необходимо знать всю информацию о проверке налоговыми службами. В каких случаях она назначается, какие документы нужно готовить – об этом будет говориться в статье.

Базовые сведения

Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, лучше сразу же разработать бизнес план. Здесь необходимо учесть план ведения деятельности, изучить особенности экономики, типы налогов.

Это поможет избежать проблем во время налоговых проверок. Также стоит заранее узнать о налогах, которые нужно будет уплачивать.

Органы налоговых служб проводят проверки постоянно, от них никто не застрахован. Индивидуальному предпринимателю нужно быть подготовленным ко всему.

Он должен знать, какими правами он обладает, какие существуют типы проверок ИП. Это позволит им идеально подготовиться к проверке и не растеряться.

Что это такое

Налоговая проверка – ведение контроля за деятельностью организаций. Проверка налогового характера ИП проводится с целью осуществить контроль за отчетностью налогоплательщиков.

Проверки ИП делятся на несколько типов:

Налоговые проверки, проводимые по плану

Если лимит доходов увеличился, то:

  • ИП обязан сообщить об этом в налоговую службу;
  • подать об этом необходимо до 15 числа следующего месяца;
  • также необходимо подать декларацию о налогах и уплатить единый налог;
  • начиная со следующего квартала, ИП переходит на единый для всех режим налогообложения.

На ЕНВД

Это добровольный налог, индивидуальный предприниматель выбирает его самостоятельно. Размер этого налога рассчитывается на основании размера основного налога и коэффициентов деятельности.

Коэффициент, влияющий на налог, в 2019 году увеличится на 2,083. То есть выплачивать нужно будет 16%. Во время налоговой проверки ИП на розничной торговли необходимо предоставлять все документы, включая накладные по закупкам.

Предпринимателю лучше самому выбрать, с каким типом налога работать. Не стоит гнаться за минимальными налогами, рассчитывать нужно на прибыль от деятельности и своих возможностей.

Бывает ли проверка при ликвидации индивидуального предпринимателя

Если ИП имеет намерение ликвидировать свое предприятие, то внеплановые проверки при этом могут назначаться. При этом не имеет значение, когда последний раз она проводилась. Единственное – должно быть официальное разрешение на эту проверку.

Проверка налоговыми службами при ликвидации ИП являются отличным методом проверить всю деятельность и выявить нарушения.

Сотрудники налоговых служб имеют право провести инвентаризацию, запросить любые документы и осмотреть склады. После этого составляется акт.

Во время закрытия

При закрытии ИП налоговая проводит проверку в обязательном порядке. Чаще всего назначается выездная проверка, после того, как индивидуальный предприниматель сообщит о своем решении.

Если будут обнаружены нарушения, то ему придется их исправлять в любом случае. Стоит отметить, что во время закрытия поверки не всегда назначаются, даже если индивидуальный предприниматель подаст .

После завершения процесса

После полного прекращения предпринимательской деятельности также может проводиться проверка. Налоговая инспекция может посетить ИП в течение трех лет с начала прекращения деятельности.

После аннулирования регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лицо снимается с учета в службах налоговой проверки. Но как плательщик налогов (физическое лицо) он остается. Поэтому и проверка имеет право быть.

При обнаружении нарушений налогового характера также остается привлечение к ответственности. После всего этого налогоплательщик может в течение нескольких недель.

Таким образом, проверки налогового характера для индивидуальных предпринимателей обязательны и проводятся регулярно. Если ИП правильно ведет отчетность, уплачивает все налоги, то назначается камеральная проверка.

Во время налоговых проверок инспектор имеет право потребовать любые документы, и предприниматель обязан их предоставить. Нарушение ведения деятельности грозит ему ответственностью.

Регулярные проверки налоговыми службами позволяют правильно вести предпринимательскую деятельность. Индивидуальный предприниматель обязан хранить документацию по отчетам за свою деятельность.

Камеральная проверка фирм на спецрежимах проводится практически незаметно для организаций. Фискалы сами исследуют поступающие к ним бумаги и обращаются в компанию только тогда, когда данные вызывают у них вопросы. Однако бухгалтеру предприятия всегда важно знать, на что обратят внимание инспекторы при исследовании материалов фирмы. Самый важный аспект, который интересен ревизорам - правомерность применения спецрежима. При нарушении любого из параметров, установленных для ведения учета на УСН или ЕНВД, организацию могут перевести на общую систему налогообложения.

Если использование «упрощенки» или «вменеки» не вызывает сомнений, фискалы переходят к дальнейшему исследованию отчетности и сверяют данные с декларациями за предыдущий период. При УСН главным предметом исследования становится соотношение показателей строк 060, 070, 090 раздела 1, а также строк 240–280 раздела 2. Все расчетные величины должны соответствовать заложенным формулам. У фирм на «вмененке» проверяют строки 030 раздела 1, строки 110 раздела 2 и строки 060 раздела 3. Также детально изучается налоговая база, с помощью сопоставления строки 100 раздела 2 и строки 010 раздела 3.

Во многих регионах введены льготные ставки налогов для организаций на спецрежимах. В этом случае в задачу инспектора также входит проверка права на применение льготы.

Когда исследование бумаг завершено и ошибок не найдено, фискалы завершают камеральную проверку, но акт не составляют (п. 5 ст. 88 НК). Это делается только в случае выявления нарушений: инспекторы обязаны написать итоговый документ в течение 10 дней по форме, утвержденной Приказом ФНС от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@ (абзац 2 п. 1. ст. 100 НК). Акт подписывается задействованными в контрольном мероприятии инспекторами и лицом, в отношении которого проводилась ревизия (п. 2 ст. 100 НК).

В случае несогласия с выводами и предложениями фискалов, фирма в течение 15 дней с момента получения итогового документа вправе представить в соответствующую инспекцию возражения. К жалобе бухгалтеру желательно приложить бумаги, которое подтвердят позицию компании (п. 6 ст. 100 НК).

Детальное исследование

На что обращают внимание инспекторы, когда проверяют компанию в рамках не камеральной, а выездной проверки? Объектом их интереса опять становится обоснованность применения спецрежима, но в этом случае проводится более детальное исследование. Если фирма не соответствует какому-либо из параметров, установленных для применения «упрощенки» или «вмененки», это становится поводом для доначисления налогов по общей системе налогообложения и введения ограничений на использование УСН и ЕНВД.

Одним из параметров для применения спецрежимов, соблюдение которого проверяется фискалами, является размер коллектива компании: он не не должен превышать 100 человек. При этом необходимо иметь в виду, что на «вмененке» отслеживается среднесписочная численность работников, а на «упрощенке» – общее количество занятых сотрудников (то есть в перечень включаются внешние совместители и специалисты, принятые на основании гражданско-правового договора). Также стоит учитывать, что работники на подряде включаются в расчет как целые единицы. Тогда как специалисты, занятые по трудовому договору с неполной ставкой – пропорционально отработанному времени.

Если численность персонала в организациях, применяющих УСН или ЕНВД превышает установленные параметры, компания утрачивает право на использование спецрежима и переходит на общую систему с того квартала, в котором допущены нарушения. Соответственно, инспекторы могут обнаружить такой проступок несколькими периодами позже, и доначислить налоги, как если бы фирма все это время работала на ОСНО.

Есть одна деталь: компания имеет право подать заявление о переходе на «упрощенку» даже если численность сотрудников у нее более 100 человек, но при условии, что она устранит это нарушение до 1 января того года, когда она планирует начать применение УСН (Письма Минфина России в от 1.12.2009 г. № 03-11-06/2/254, от 25.11.2009 г. № 03-11-06/2/248). Конечно, нужно рассчитывать, что при проведении проверки в такой организации инспекторы будут уделять особое внимание изучению кадровых документов.

Доля других организаций

Для налогоплательщика на «упрощенке» и «вмененке» доля участия других организаций в деятельности фирмы не должна превышать 25 процентов. Исключение составляют предприятия потребительской кооперации и компании, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность людей с ограниченными физическими возможностями среди работников конторы составляет не менее 50 процентов, а их заработная плата превышает 25 процентов в фонде оплаты труда.

Вместе с тем, если по состоянию на 30 ноября доля участия другой организации в уставном капитале компании превышает 25 процентов, но к 1 января она будет снижена до допустимого размера, организация вправе с начала года применять упрощенную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 29.01.2010 г. № 03-11-06/2/10).

Соблюдение этого ограничения на применение спецрежима налоговики проверяют с помощью изучения документов купли-продажи долей в уставном капитале, решений общих собраний акционеров, а также сведений из ЕГРЮЛ. Бухгалтеру перед проверкой следует проконтролировать соответствие всего перечня бумаг предъявляемым к ним требованиям. Так, если изменения, после которых размер участия других организаций составит менее 25 процентов, будут внесены в учредительные документы, а заявление о государственной регистрации не подано, компания не сможет применять спецрежим (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4.10.2010 г. № А05-20122/2009, Определение ВАС РФ от 4.02.2011 г. № ВАС-12/11).

Обособленные подразделения и УСН

Как известно, компания, применяющая УСН, не вправе иметь филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК). Соблюдение такого ограничения проверяется путем анализа учредительных документов и сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Однако этими фискалы не ограничиваются, они исследуют банковские счета, трудовые договоры с работниками, не проживающими в месте регистрации компании, чтобы обнаружить возможные дополнительные офисы.

При проверке фирмы на спецрежиме вместе с декларацией не нужно представлять «первичку», послужившую основанием для исчисления налогов.

Вместе с тем, бухгалтерам, которые готовят фирму к проверке, следует учесть, что предприятию на УСН запрещено иметь только филиалы и представительства. Создание другого вида обособленного подразделения не станет основанием для отказа в применении «упрощенки» (Письма Минфина России от 16.06.2011 г. № 03-11-06/2/76, от 10.12.2010 г. № 03-11-06/2/186, УФНС по г. Москве от 20.10.2010 года № 16-15/110055).

Соответствие финансовых показателей

При выездной проверке фискалы изучают соответствие финансовых показателей установленным размерам. Стоимость основных средств и нематериальных активов у «упрощенцев» не должна превышать 100 млн. рублей (пп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК). Также применение УСН ограничивается величиной предельного размера доходов в 60 млн. рублей (показатель утвержден на период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года). В случае превышения этого порога, компания должна перейти на общий режим, начиная с квартала, в котором допущено такое нарушение (п. 4.1 ст. 346.13 НК). Для того чтобы проконтролировать финансовые критерии, инспекторы изучают книги учета доходов и расходов, выписки по расчетным счетам, кассовые документы и материалы о деятельности налогоплательщика, запрошенные у контрагентов.

Бухгалтеру, который готовится принять на территории организации ревизоров, следует принимать в расчет общие правила проведения проверок и особенности контрольных мероприятий фирм на спецрежимах. Специалисту учета необходимо проследить правомерность применения «упрощенки» или «вмененки», так как именно отказ в использовании УСН и ЕНВД грозит самыми большими доначислениями.

Денис Скрябин, эксперт журнала "Расчет"



Похожие статьи