Какие страны входят в нафта. Основные характеристики нафта

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) было подписано тремя крупнейшими странами Северной Америки в 1992 году. Членами данной ассоциации стали США, Канада и Мексика. Это трехстороннее соглашение было заключено с целью развития торговых отношений между этими странами и укрепления экономических связей.

Прототипом НАФТА стало соглашение, подписанное между США и Канадой в 1988 году. Подписанию такого соглашения способствовали давние экономические связи, которые образовались еще в прошлом веке. Подписанное соглашение, так называемое КУФТА, вступило в силу 1989 году. Главным тезисом этого соглашения было создание зоны свободной торговли между этими странами. На это было предусмотрен период времени - 10 лет.

Через год начались переговоры, между странами участниками соглашения, о привлечении в ассоциацию еще одной страны. Этой страной стала Мексика. Так, с 1994 года вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

НАФТА - это первое в мире соглашение, объединившее экономическими связями три страны Северной Америки.

Основные цели и характеристики НАФТА

Данное соглашение было заключено с целью укрепления и расширения внешнеэкономических связей каждой отдельно взятой страны, участницы соглашения. Основным принципом является отсутствия препятствий и различного рода дискриминаций во взаимных инвестициях и товарообороте. Также члены ассоциации поддерживают некоторых собственных производителей, запрещая ввоз на их территорию продукции других стран, не входящих в соглашение. Это касается, например, автомобилей или продукции текстильной промышленности.

В соглашении НАФТА прописаны основные цели. К ним относятся:

Отсутствие препятствий содействие передвижению между странами-участниками соглашения различных товаров и услуг;
здоровая в рамках действия соглашения на товары и услуги;
увеличение количества инвестиций в США, Канаду и Мексику;
защита прав интеллектуальной собственности каждого члена ассоциации;
решение экономических противоречий и споров;
перспектива дальнейшего развития ассоциации и привлечения новых стран в зону свободной торговли.

НАФТА имеет одно основное отличие от других ассоциаций свободной торговли. Оно заключается в том, что ее развитие начиналось «снизу», а не наоборот, как в других ассоциациях. Суть этого состоит в том, что сначала развивались экономические связи на уровне небольших корпораций, а лишь потом, основываясь на их развитии, заключались крупные международные соглашения.

Главенствующее положение в соглашении НАФТА принадлежит Америке. Это вызвано тем, что американская экономика в разы превосходит экономику двух других стран-участниц. Объединение власти в одних руках упрощает управление, с одной стороны, и создает почву для некоторых спорных ситуаций с другой.

Приблизительно за 20 лет существования ассоциации уже возникало несколько конфликтов по вопросам регулирования торговых отношений. Это так называемая «лососевая война», которая произошла в 1997 году между Америкой и Канадой или «яблочная и помидорная война» между США и Мексикой.


Несмотря на то, что экономика Соединенных Штатов является одной из самых сильных в мировом сообществе, участие в соглашении принесло стране значительные выгоды. Основная выгода состояла в том, что из-за снятия торговых барьеров стало возможно приобретение материалов и товаров из Канады и Мексики по более доступным ценам, чем в самой Америке. Это двояко отразилось на промышленности страны. С одной стороны промышленности, выпускающей данные материалы, грозит экономический спад. С другой стороны, отрасли, применяющие эту продукцию в своей технологии, способны получить большую выгоду или даже снизить стоимость собственной продукции.

Также участие Америки в трехстороннем соглашении позволило значительно расширить внешние торговые связи и выйти на новые рынки. Так, согласно статистическим данным товарооборот США со странами-участницами за время участия в соглашении вырос практически в 2-2,5 раза.

Однако, несмотря на множество положительных аспектов, работодателей, профсоюзы и членов правительства тревожит вопрос перемещения крупных производств в страны с менее развитой экономикой, уровнем оплаты труда.


Участие Мексики в данном экономическом соглашении принесло хорошую выгоду для страны. Более 80% товаров производимых в стране товаров экспортируется на рынки США и Канады.

Благодаря этой ассоциации в экономику Мексики произошло мощное вливание финансов. Инвестиции в экономику страны только за первые 6 лет существования соглашения выросли практически вдвое. На территории этой страны США и Канада размещают свои крупнейшие заводы и производства.

Критики данного соглашения указывают на то, что в Мексике размещают ряд вредных производств, выгоду от которого получает только лишь малая доля людей, находящихся при власти. Об улучшении уровня жизни простых граждан не заинтересованы ни Мексика, ни другие члены ассоциации.


Эта страна имеет более сильную экономику, чем Мексика, но она несравнима с экономикой США. При решении некоторых вопросов Канада вступает в коалицию с Мексикой, чтобы повлиять на Америку.

Канада является активным сторонником привлечения в соглашение новых членов из стран Америки, как Южной, так и Северной. Они активно обсуждали возможность будущего сотрудничества с Чили и Аргентиной. Канада принимает участие в многосторонних проектах и соглашениях не только со странами НАФТА.

Соглашение НАФТА дало мощный толчок экономике страны. За десять лет экспорт канадской продукции увеличился практически в два раза. При этом основная доля экспорта приходится на автомобильную индустрию и промышленность.

Сторонники и противники данного соглашения, несмотря на некоторые противоречия, сходятся в едином мнении, что вхождение в ассоциацию новых членов позволит расширить границы торговли и создать единую экономику среди стран, участвующих в соглашении.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Существующие на сегодняшний момент экономические отношения в регионе, охватывающем территорию государств Северной Америки (Канады, США, Мексики), осуществляются в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) (NAFTA - NorthAmericanFreeTradeAssociation).

Каждая страна-участница Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к увеличению числа рабочих мест и, кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени. Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких и других дорогостоящих производств, что должно существенным образом повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Американские политологи, экономисты считают НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнера, а не "эксплуататора". Экономика Канады тесно связана с американской. Достаточно сказать, что доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет примерно 10% и, наоборот, доля Канады - 20%. Вместе с тем, лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских.Предварительно было скрупулезно подсчитана возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Канада считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, т.к. оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитывается и много противников углубления интеграционных процессов с США, в НАФТА, т.к. слишком уж агрессивны американские фирмы в Канаде, существуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные сопровождать экономические процессы.



Соглашение вступило в силу 1 января 1994 г., обозначив создание, по словам премьер-министра Каналы Б. Малруни, «одного из крупнейших в мире либерализованных рынков».

Мексика связывает с НАФТА большие надежды, рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, внедрения реформ и уже через 10-15 лет приблизиться по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где возникнут сложные проблемы.

В соответствии с принципами, ставящими степень интеграции государств в зависимость от способности каждого элемента, каждой составной части к данным отношениям, закономерными становятся и характерные специфические особенности, которые в рамках организационных аспектов управления интеграционной деятельностью обозначили собственный международный режим, т. е. «четко выраженные, достигнутые в ходе переговоров многосторонние договоренности по какой-либо проблеме или в какой-либо сфере международных экономических отношений, основанные на взаимоприемлемых нормах для разработки правил и процедур».

В качестве стратегических были выбраны две цели, отражающие, с одной стороны, традиционный вектор развития страны, а с другой - жесткую необходимость на тот момент осуществления этих целей. Такими целями являются обеспечение экономического роста, макроэкономических показателей и выравнивание пропорций секторов экономики.

Стратегия для осуществления первой цели такова; чтобы ликвидировать отставание в экономическом развитии от передовых стран, выровнять производственный потенциал, необходимо устранить высокие пошлины, в торговле с ведущим партнером, при этом по возможности создав условия для заимствования экономической модели США путем унификации норм, правил, мобилизуя все свои ресурсы. Быстрее всего привести в исполнение данный план можно в сфере торговли и обращения. (Для этой цели движение к политической интеграции не Исключается.)

Стратегия для осуществления второй цели такова: сохранить свою политическую независимость, придерживаться прежнего курса, при этом пытаясь уменьшить влияние как внутренних сторонников интеграции, так и США. Обязательным условием также должно стать укрепление экономики. (Политическая интеграция исключается, но сохраняется возможность экономической интеграции.)

Результат пересечения этих двух стратегий - экономическая интеграция с США при изменении в благоприятную сторону экономической и в большей степени политической конъюнктуры в обеих странах. Разработанная модель трехсторонних экономических взаимоотношений между США, Канадой и Мексикой целиком отражена в Договоре НАФТА.

НАФТА - это комплексный договор, ставящий целью плавное сокращение торговых барьеров практически во всех отраслях экономики трех стран, обеспечение и облегчение доступа товаров и услуг одной страны на рынки остальных двух, приближение к созданию, таким образом, общего рынка.

НАФТА полностью вступает в действие в течение 15-летнего срока с момента подписания договора. Такая отсрочка предусмотрена с целью ослабления эффекта моментального возрастания конкуренции между так называемыми «чувствительными» (наименее конкурентоспособными) отраслями промышленности или сельского хозяйства трех стран. Указанным отраслям предоставляется отсрочка для оптимизации или смещения (ухода) в другие сектора экономики. В течение 15 лет должна произойти отмена торговых барьеров между тремя участниками. В канадско-американской торговле они устранены, поэтому необходима либерализация торговли этих стран с Мексикой.

Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами - Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.

Цели НАФТА:

Устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

Создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

Привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

Обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

Создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

Создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

Создание единого континентального рынка.

НАФТА - это Североамериканская зона свободной торговли, которая представляет собой соглашение между такими странами, как Америка, Канада и Мексика. На территории этих государств была сформирована зона единого рынка. Соглашение между государствами было подписано его главами в 1994 году. В соответствии с условиями договора страны, входящие в состав объединения, взяли на себя обязательства в ближайшее десятилетие полностью ликвидировать и таможенные, и паспортные барьеры. Также были достигнуты договоренности по установлению правил для формирования справедливой конкуренции и созданию необходимых условий для свободного движения услуг с капиталами.

Правовые аспекты

С правовой точки зрения НАФТА - это модернизированное американо-канадское соглашение о свободной торговле, которые было подписано в 1988 году. Если рассматривать договоренность между странами в качестве политического явления, то она выступает в формате реакции Америки на процедуру в том числе в образовании, имевшую место в 1992 году.

НАФТА поддерживает ориентацию на модель в аспекте Отличие заключается в отсутствии стремления к формированию политических надгосударственных органов. Это связано с развитой дифференциацией стран: Америка и Канада являются высокоразвитыми регионами, а Мексика - это активно развивающаяся область. НАФТА существенно отличается от ЕС по количеству стран, но значительно превосходит ее не только по показателям ВВП, но и по численности населения. Можно сделать вывод, что именно НАФТА - это самое крупное в мире экономическое объединение.

Какие перспективы открыло сотрудничество?

Страны-члены НАФТА благодаря сотрудничеству активизировали торгово-экономические отношения, при этом не только открылись новые пути развития, появился целый ряд ограничений. Америка частично перенесла на территорию Мексики промышленные производства, начала импортировать широкий перечень товаров из этого государства по более низким ценам в сравнении с импортом аналогичных товаров из Америки.

Параллельно возросла активность на рынке труда США по мере перетекания мощностей на территорию Мексики. Активизировалась проблема дефляций. Для Мексики открылись двери на рынки США и прочих развитых стран, объемы зарубежных инвестиций возросли, в том числе и объемы кредитования экономики государства.

Что касается экономических дивидендов, то они для развивающейся страны имели однобокий характер. Обогащение ощутила только элита. Гармоничней всего в структуру объединения вписалась Канада. Ей удалось избежать масштабной деиндустриализации при увеличении промышленного экспорта. Основная роль Канады заключалась в том, чтобы выступать в роли посредника в отношениях между Америкой и государствами Латинской Америки.

Что входит в понятие НАФТА?

Исключительная экономическая зона является по сути комплексом договоренностей, который распространяется не только на сферу услуг и инвестирования, но и охватывает объединение В положения договоренностей относительно предпринимательской деятельности в Северной Америке входят:

  • Доступ к рынкам инвестиций.
  • Гарантии.
  • Услуги и права интеллектуальной собственности.
  • Государственные закупки.
  • Меры по соблюдению стандартов.
  • Въезд для бизнесменов.
  • Решение конфликтных ситуаций.

Обязательства стран-участниц

Исключительная экономическая зона наложила на страны-участницы определенные ограничения. Так, Америка, Канада и Мексика обязаны сохранить свои национальные таможенные тарифы в аспекте торговли с третьими странами.

Утверждено свободное обращение товаров после переходного периода в 10 лет (иногда 15 лет) в зоне экономического объединения. Правило распространяется на товары, которые идентифицируются как выпущенные в США, Мексике и Канаде. Договоренность предусматривает улучшение условий торговли услугами, наладку механизма взаимного инвестирования.

В соглашении имеются оговорки относительно временного восстановления защиты для неких которые понесли потери в результате импорта определенных категорий товаров. Страны НАФТА, список которых представлен выше, должны следовать отдельным исключениям из общего режима свободных экономических отношений.

Исключения из правил

На фоне создания зоны есть моменты, которые не соответствуют стандарту договоренности. Так, в рамках объединения НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) продолжают действовать следующие стандарты:

  • Мексика оставила за собой право накладывать ограничения на иностранную деятельность в нефтяном сегменте.
  • Канада имеет право ограничивать доступ к отдельным сегментам информации, которые имеют некую важность в культурном аспекте. Это радиовещание и выпуск фильмов, публикация книг и производство пластинок.
  • США сохранило право на поддержку оптимального уровня внутренних цен, право на сбережение систем закупок в сельскохозяйственном сегменте.

Специфика ликвидации пошлин

Все товары в рамках сотрудничества разбиты на три категории. Это промышленная группа (за исключением текстильной продукции), сельскохозяйственная группа и текстильная с одеждой включительно. Для каждой категории товаров свойственен свой индивидуальный график снижения пошлин. Стоит сказать и о полном снятии пошлин на разные группы изделий. В перспективе объединение НАФТА цели ставит куда более значительные. В течение 5-15 лет планируется полностью отменить большую часть пошлин.

Инвестиционная деятельность в рамках объединения и прочее

В рамках объединения НАФТА, страны участники которого перечислялись выше, действует 5 доминирующих принципов защиты зарубежных инвесторов и их капиталов. Это:

Соглашение предусматривает правовую ответственность за нарушение на патенты, товарные знаки и интеллектуальное имущество. Действует законодательство, которое позволяет определить область производства товара. Так, продукт присваивается тому государству, на территории которого он подвергался самой большой обработке (вычисляется в процентном соотношении).

Цели объединения

НАФТА - это масштабная региональная зона свободной торговли с населением в пределах 406 миллионов человек и совокупным ВВП в размере 10,3 триллиона долларов. Формирование тандема обусловлено целым рядом параметров и перечнем целей, которые планировалось достигнуть. К предпосылкам создания объединения можно отнести следующие:


Вполне ясно, по каким причинам было сформировано объединение НАФТА. Страны-участники, подписывая договор, помимо эффективности партнерства преследовали еще и ряд целей. Это активизация торговли за счет ликвидации любых ограничений, создание здоровой конкурентной среды, привлечение инвестиций, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности. Объединение не перестает развиваться и сегодня, постоянно расширяя сферы своего воздействия.

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Комиссия по свободной торговле является центральным институтом НАФТА. Данный орган наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие между странами. Она также следит за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.

Министры торговли стран-участниц согласились, что Комиссии будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и исполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям, обеспечения эффективного выполнения норм НАФТА и их администрирования, было создано более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно представляют отчет Комиссии НАФТА.

Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения соглашения в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнейшего реформирования торговли между странами-участницами. Кроме этого, рабочие группы и комитеты НАФТА обсуждают спорные вопросы, возникшие между странами, на ранней стадии их развития, дабы избежать длительных процедур разрешения споров.

В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии установленными нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Но всё же в сфере торговли возникают спорные вопросы, при этом НАФТА выступает за дружеское разрешение споров государств, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других органов. НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов, если стороны не находят взаимовыгодного решения данной проблемы.

Разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА.

Для разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями.

НАФТА - это Североамериканская зона свободной торговли, которая представляет собой соглашение между такими странами, как Америка, Канада и Мексика. На территории этих государств была сформирована зона единого рынка. Соглашение между государствами было подписано его главами в 1994 году. В соответствии с условиями договора страны, входящие в состав объединения, взяли на себя обязательства в ближайшее десятилетие полностью ликвидировать и таможенные, и паспортные барьеры. Также были достигнуты договоренности по установлению правил для формирования справедливой конкуренции и созданию необходимых условий для свободного движения услуг с капиталами.

Правовые аспекты

С правовой точки зрения НАФТА — это модернизированное американо-канадское соглашение о свободной торговле, которые было подписано в 1988 году. Если рассматривать договоренность между странами в качестве политического явления, то она выступает в формате реакции Америки на процедуру европейской интеграции, в том числе в образовании, имевшую место в 1992 году.


НАФТА поддерживает ориентацию на модель Европейского Союза в аспекте экономической интеграции. Отличие заключается в отсутствии стремления к формированию политических надгосударственных органов. Это связано с развитой дифференциацией стран: Америка и Канада являются высокоразвитыми регионами, а Мексика - это активно развивающаяся область. НАФТА существенно отличается от ЕС по количеству стран, но значительно превосходит ее не только по показателям ВВП, но и по численности населения. Можно сделать вывод, что именно НАФТА - это самое крупное в мире экономическое объединение.

Какие перспективы открыло сотрудничество?

Страны-члены НАФТА благодаря сотрудничеству активизировали торгово-экономические отношения, при этом не только открылись новые пути развития, появился целый ряд ограничений. Америка частично перенесла на территорию Мексики промышленные производства, начала импортировать широкий перечень товаров из этого государства по более низким ценам в сравнении с импортом аналогичных товаров из Америки.


Параллельно возросла активность на рынке труда США по мере перетекания мощностей на территорию Мексики. Активизировалась проблема дефляций. Для Мексики открылись двери на рынки США и прочих развитых стран, объемы зарубежных инвестиций возросли, в том числе и объемы кредитования экономики государства.

Что касается экономических дивидендов, то они для развивающейся страны имели однобокий характер. Обогащение ощутила только элита. Гармоничней всего в структуру объединения вписалась Канада. Ей удалось избежать масштабной деиндустриализации при увеличении промышленного экспорта. Основная роль Канады заключалась в том, чтобы выступать в роли посредника в отношениях между Америкой и государствами Латинской Америки.

Что входит в понятие НАФТА?

Исключительная экономическая зона является по сути комплексом договоренностей, который распространяется не только на сферу услуг и инвестирования, но и охватывает объединение экономически развитых стран. В положения договоренностей относительно предпринимательской деятельности в Северной Америке входят:

  • Доступ к рынкам инвестиций.
  • Гарантии.
  • Услуги и права интеллектуальной собственности.
  • Государственные закупки.
  • Меры по соблюдению стандартов.
  • Въезд для бизнесменов.
  • Решение конфликтных ситуаций.

Обязательства стран-участниц

Исключительная экономическая зона наложила на страны-участницы определенные ограничения. Так, Америка, Канада и Мексика обязаны сохранить свои национальные таможенные тарифы в аспекте торговли с третьими странами.

Утверждено свободное обращение товаров после переходного периода в 10 лет (иногда 15 лет) в зоне экономического объединения. Правило распространяется на товары, которые идентифицируются как выпущенные в США, Мексике и Канаде. Договоренность предусматривает улучшение условий торговли услугами, наладку механизма взаимного инвестирования.

В соглашении имеются оговорки относительно временного восстановления защиты для неких отраслей промышленности, которые понесли потери в результате импорта определенных категорий товаров. Страны НАФТА, список которых представлен выше, должны следовать отдельным исключениям из общего режима свободных экономических отношений.

Исключения из правил

На фоне создания зоны свободной торговли есть моменты, которые не соответствуют стандарту договоренности. Так, в рамках объединения НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) продолжают действовать следующие стандарты:

  • Мексика оставила за собой право накладывать ограничения на иностранную деятельность в нефтяном сегменте.
  • Канада имеет право ограничивать доступ к отдельным сегментам информации, которые имеют некую важность в культурном аспекте. Это радиовещание и выпуск фильмов, публикация книг и производство пластинок.
  • США сохранило право на поддержку оптимального уровня внутренних цен, право на сбережение систем закупок в сельскохозяйственном сегменте.

Специфика ликвидации пошлин

Все товары в рамках сотрудничества разбиты на три категории. Это промышленная группа (за исключением текстильной продукции), сельскохозяйственная группа и текстильная с одеждой включительно. Для каждой категории товаров свойственен свой индивидуальный график снижения пошлин. Стоит сказать и о полном снятии пошлин на разные группы изделий. В перспективе объединение НАФТА цели ставит куда более значительные. В течение 5-15 лет планируется полностью отменить большую часть пошлин.

Инвестиционная деятельность в рамках объединения и прочее

В рамках объединения НАФТА, страны участники которого перечислялись выше, действует 5 доминирующих принципов защиты зарубежных инвесторов и их капиталов. Это:

Соглашение предусматривает правовую ответственность за нарушение прав собственности на патенты, товарные знаки и интеллектуальное имущество. Действует законодательство, которое позволяет определить область производства товара. Так, продукт присваивается тому государству, на территории которого он подвергался самой большой обработке (вычисляется в процентном соотношении).

Цели объединения

НАФТА - это масштабная региональная зона свободной торговли с населением в пределах 406 миллионов человек и совокупным ВВП в размере 10,3 триллиона долларов. Формирование тандема обусловлено целым рядом параметров и перечнем целей, которые планировалось достигнуть. К предпосылкам создания объединения можно отнести следующие:


Вполне ясно, по каким причинам было сформировано объединение НАФТА. Страны-участники, подписывая договор, помимо эффективности партнерства преследовали еще и ряд целей. Это активизация торговли за счет ликвидации любых ограничений, создание здоровой конкурентной среды, привлечение инвестиций, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности. Объединение не перестает развиваться и сегодня, постоянно расширяя сферы своего воздействия.

  • Пятница, 1 Январь 2010 19:00

Интеграционные процессы в Северной Америке развиваются уже несколько десятков лет. Вопрос интеграции североамериканских государств, в первую очередь Канады и США, имеет давнюю историю. В силу экономико-географического положения их хозяйственное сближение началось еще на заре индустриализации обеих стран, в середине прошлого века.

17 декабря 1992 года было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) .

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, NAFTA, North American Free Trade Agreement, ALENA, Accord de libre-échange nord-américain) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994 года.

В НАФТА входят: США, Канада и Мексика.

Предпосылки создания:

  1. США, Канаду и Мексику объединяет наличие общих географических границ, а также исторически сложившихся хозяйственных связей и транспортных коммуникаций. Более того, у Канады и США также наблюдается общность культурных традиций, религии и языка.

  2. США и Канада обладают примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики. Что касается Мексики, то здесь интеграция в рамках НАФТА представляется эффективным средством для скорейшего поднятия уровня своего экономического развития.
  3. В качестве одной из предпосылок объединения выступает наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран.
  4. Поскольку время подписания соглашения характеризовалось устойчивым экономическим ростом, внутренние, а также внешние факторы развития экономики региона оценивались как благоприятные.
  5. США, Канаду и Мексику объединила общность хозяйственных проблем, а также целей, поставленных перед соглашением НАФТА.
  6. Определенную роль сыграла политическая воля всех трех государств, решивших образовать зону свободной торговли.
  7. Одной из предпосылок объединения выступил так называемый «демонстрационный «эффект», который в свою очередь заключается в том, что под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию или создать свой блок. Таким образом, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, подняли вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли.

  8. Интеграция североамериканских стран во многом произошла по принципу домино. Дело в том, что интеграция ведет к пе-реориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, а остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Также произошло и с США. Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х годов, а именно прекращение холодной войны, положило конец существованию двухполюсной системы мира, исчезли такие структуры, как Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи, ослабли стратегические и экономические позиции России. В этих условиях страны Западной Европы и Азиатско-тихоокеанского региона все активнее пытались уйти из-под американского контроля и сосредоточить средства на укреплении своей экономической мощи. Так, страны Западной Европы приступили к углублению и расширению европейской интеграции, что привело к вводу новых ограничений для третьих стран, а также дальнейшему наращиванию своей мощи и уровня конкурентоспособности. Япония же, используя стремительный рост своей экономической силы, начала прокладывать курс на создание своего рода азиатского общего рынка. В этих условиях, образование зоны свободной торговли на североамериканском континенте представлялось для США разумным и необходимым шагом.

Основные цели и задачи НАФТА
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.

Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

Цели НАФТА:

  • устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;
  • создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
  • привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
  • создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
  • создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;
  • создание единого континентального рынка.

Структура НАФТА:

  • комиссия по свободной торговле;
  • координирующий секретариат.

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле , в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих груп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мехико в начале 1998 года.

Министры согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

Основные характеристики НАФТА.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются:

– снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;

– установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

– значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;

– обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

– урегулирование экономических споров;

– создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества.

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх »: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые (Табл.). Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Из-за моноцентричности в НАФТА нет специальных надгосударственных институтов (как Европарламент в ЕС), поскольку они стали бы лишь придатком к администрации США. Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Если какая-либо страна решится игнорировать решения Комиссии, то она столкнется с торговыми и иными санкциями других партнеров по блоку.

Хотя соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли (сокращение и последующую отмену тарифных и нетарифных барьеров), оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды (NAAEC – North American Agreement on Ecological Cooperation) и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству (NAALC – North American Agreement on Labour Cooperation).

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

США как лидер американской экономической интеграции.

В 20 в. США отстаивала принципы либерализации мировой торговли. НАФТА создает прецедент либерального урегулирования новых сфер, пока еще не регулируемых в рамках ГАТТ, – таких, например, как инвестиции, права на интеллектуальную собственность, торговля услугами. Поэтому именно США выступили инициаторами заключения Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) с Канадой и Мексикой.

Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР, Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas — FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, стремящихся укрепить общеамериканскую экономическую интеграцию для экономической конкуренции с Западной Европой (блоком ЕС) и восточно-азиатскими странами (блоком АТЭС).

По инициативе Вашингтона, в Майами в декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и правительств стран двух Америк (Северной и Южной). Именно в ходе этого саммита США была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении к НАФТА подала еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили. Администрация США поддержала план присоединение Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позиции США накануне второго «Саммита Америк», состоявшегося в апреле 1998 в Сантьяго (Чили). В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости вести переговоры по проблеме создания ФТАА.

Планы США расширять НАФТА на юг встречают среди латиноамериканских стран настороженное отношение. Бразилию, Аргентину и ряд других «новых индустриальных» стран Латинской Америки не устраивает модель экономических отношений в рамках НАФТА между развитыми (США, Канада) и развивающимися (Мексика) странами. Хотя экономическая либерализация в НАФТА дала сильный импульс развитию экономики Мексики, однако рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени за счет «макиладорас», т.е. сборочных предприятий – филиалов американских компаний. В структуре мексиканского импорта из США на комплектующие приходится примерно 75%. Такая зависимость не позволяет латиноамериканским партнерам США рассчитывать на существенные конкурентные преимущества, развивать полные технологические производственные цепочки внутри страны и экспортировать конечную продукцию. В итоге сборочные экспортные производства относительно благополучны, однако это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом.

Экономическое влияние НАФТА на Соединенные Штаты.

Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.

Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.

В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.

Роль Мексики в НАФТА.

Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.

Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.

Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

Роль Канады в НАФТА.

Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.

Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.

Участие в КУФТА и НАФТА дало сильный импульс канадской экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился, доля в нем машин и оборудования повысилась с 28% в 1980 до 45% в 1999. Это опровергает опасения тех противников соглашения о свободной торговле на североамериканском континенте, которые считали, что оно приведет к «деиндустриализации» канадской экономики.

В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).

Перспективы развития НАФТА.

С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами – Северной Америкой, Западной Европой и Японией – но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.

Интеграция стран в общий рынок обычно происходит болезненно. Теоретически цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.

Критики обращают внимание на некоторые отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц – в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация «Дженерал Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных мощностей из США в Мексику. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.

Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001.

Сторонники развития НАФТА указывают на значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Так, за период 1993–2000 взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., товарооборот между США и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история знает и примеры торговых «войн», когда члены НАФТА не могли договориться о мерах регулирования торговли. Так, в 1996–1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики с США

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» — своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

Дмитрий Преображенский, Юрий Латов



Похожие статьи