Особенности экономической модели скандинавских стран


? Министерство образования науки Российской Федерации
Иркутский государственный технический университет
Заочно – вечерний факультет
Кафедра экономической теории и финансов

Реферат
по дисциплине: «Социально-рыночные отношения»
на тему: «Особенности скандинавской модели в социально-рыночных отношениях»

Студент гр. ЭУбзс 11-5
Козий Инна Дмитриевна
Преподаватель:

Иркутск 2012
Понятие «скандинавская модель» означает совокупность общих черт экономического, социального и политического развития стран Северной Европы (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии и Исландии), а также концепций и тенденций общественного развития, включая исторические, социально-культурные особенности данного региона.
Формирование «скандинавской модели» базируется на следующих особенностях: сходные природно-географические условия, общие границы и традиционные исторические связи, языковая, религиозная и культурная, а также ментальная близость.
Особенности «скандинавской модели»:
1. Все страны Северной Европы относятся к группе так называемых малых стран (критерии отнесения к малой стране - это абсолютные объемы ВВП, промышленного производства и другие абсолютные показатели).
2. Высокий уровень развития. Скандинавские страны входят в первые 12-15 наиболее высокоразвитых государств мира по показателям ВВП и промышленного производства на душу населения и в первую пятерку - по показателю «индекс человеческого развития».
3. Схожесть сырьевых и трудовых ресурсов.
Природные ресурсы: лес, в том числе высококачественный хвойный, железная руда (в Финляндии и Швеции, которая по запасам и добыче железной руды занимает 2-е место в Западной Европе), цветные металлы (например, в Норвегии находится одно из крупнейших в мире месторождений титановых и молибденовых руд;
Финляндия лидирует в Западной Европе по запасам и добыче медной руды и цинка, а по запасам и добыче хрома занимает 3-4-е место в мире; Швеция находится на 2-3-м месте в Западной Европе по добыче меди, свинца и цинка). В Швеции, Норвегии и Финляндии найдены месторождения урана, а также значительные запасы никеля, ванадия, кобальта, серебра, золота и других цветных металлов.
Из неметаллических полезных ископаемых эти страны богаты различными строительными и поделочными материалами, асбестом, графитом; Норвегия - гранитом, сланцем, мрамором; Дания - известняком, глиной и гранитом.
Страны Северной Европы в различной степени обеспечены энергосырьем. Норвегия располагает большими запасами нефти и газа (месторождения в Северном море) и гидроэнергоресурсами. Швеция и Финляндия лишены нефти и газа (в Финляндии нет каменного угля, но есть значительные запасы торфа), однако активно развивают атомную энергетику.
Трудовые ресурсы традиционно отличаются высоким качеством (высокий уровень образования и профессионально- квалификационной подготовки), довольно высокой стоимостью рабочей силы (неблагоприятные демографические тенденции: низкие темпы естественного прироста и высокая доля старших возрастных групп), высокой трудовой активностью женщин, доля которых особенно значительна среди работников умственного труда.

4. Ясное понимание и на предпринимательском, и на государственном уровне важности «человеческого фактора» как главнейшего условия для динамичного социально-экономического развития и эффективного функционирования компаний - характерная особенность «скандинавской модели».
5. Развитие предпринимательства и формы хозяйственной деятельности.
По сравнению с другими странами Западной Европы (Великобританией, Францией, Германией и др.) государства Скандинавского региона позднее вступили на путь развития рыночных отношений. Компании малых стран Северной Европы по масштабам своей деятельности в целом уступают фирмам более крупных развитых стран. Однако несколько компаний входят в первую сотню 500 крупнейших европейских фирм, и в первую очередь это общепризнанные лидеры, вошедшие в первую двадцатку ведущих европейских фирм: Эрикссон Л.М. (Швеция) и Нокиа (Финляндия).
6. Весьма высокая степень монополизации экономики: иногда одна-три компании господствуют в отдельной отрасли национального хозяйства. По степени монополизации малые страны Северной Европы обгоняют многие развитые, в том числе крупные, государства - как в промышленности, так и в банковской сфере.
Причины высокой степени монополизации экономики: во-первых, в условиях менее емкого внутреннего рынка малых стран монополизировать производство того или иного товара или услуги сравнительно легче, так как конкуренция существенно затруднена; во-вторых, существует необходимость выхода на внешние рынки, и она предопределяет образование таких ТНК в малых странах, которые могли бы сравниться по размерам капитала и конкурировать с фирмами ведущих стран. Поэтому наиболее мощные компании в малых странах сосредоточены именно в экспортно-ориентированных отраслях. В отраслях, работающих на внутренний рынок, степень монополизации значительно меньше.

Крупнейшие компании стран Северной Европы:
Швеция - Вольво (автомобильная промышленность), Эрикссон Л.М; АББАсеа Браун Бовери и Электролюкс (электротехника и электроника), Сандвик (металлургия), Стура и Свенска Целлюлоза (деревообработка), СКФ (машиностроение);
Норвегия - Ношк Гидро (многоотраслевая), Статойл (нефтедобыча), Элкем (металлургия), Квернер (машиностроение);
Финляндия - Нокиа и Репола (многоотраслевые), Куммене (деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность), Оутокумпу (цветная металлургия), Энсо-Гутцейт (целлюлозно-бумажная промышленность), Раума и Валмет (машиностроение);
Дания - Карлсберг и Даниско (пищевая промышленность), Данфосс (машиностроение).
В предпринимательской структуре Скандинавских стран большое место занимает малый и средний бизнес. Доля малых фирм в общем их числе составляет около 95%, на крупные приходится менее 1%. Удельный вес малых и средних фирм в обороте составляет 30-35%, в добавленной стоимости - около 40-45%, а в числе занятых - более 50%. Малый и средний бизнес активно поддерживается государством и преобладает в сфере услуг.
7. Особенностью Скандинавских стран являются достаточно сильные позиции кооперативного сектора. Кооперативные объединения охватывают сельское хозяйство, торговлю, жилищное строительство и другие отрасли хозяйства. Многие кооперативные объединения являются весьма крупными по масштабам своей деятельности и входят в списки ведущих компаний своих стран.
8. Факторы экономического роста: инвестиционный фактор ("норма накопления, т.е. отношение валовых инвестиций в основные фонды к стоимости ВВП, в них довольно высокая, особенно в Норвегии и Финляндии, - 25-30% (кроме кризисных лет); научно-технический прогресс (доля расходов, как частных, так и государственных, на НИОКР в ВВП постоянно растет и в среднем несколько превышает средний уровень по промышленно развитым странам). По отдельным направлениям НИОКР страны Северной Европы лидируют среди всех высокоразвитых стран.

Таким образом, хочется сказать, что Скандинавская модель предусматривает довольно высокий уровень бюджетной централизации ВВП - 50-60%. Соответственно она характеризуется разветвленной государственной социальной сферой как в области образования, так и здравоохранения. Она создает климат уверенности и социальной уравновешенности. Однако такая модель возможная только при условиях, во-первых, высокого уровня ВНП на душу населения, который обеспечивает высокий уровень и общественного, и индивидуального потребления, и, во-вторых, высокого уровня культуры и сознания народа, соответствующего отношения к работе и уважения к государственному сектору.

Рыночные модели оплаты труда / Скандинавская социальная модель развития
В последнее время среди стран с развитой рыночной экономикой все больше и больше высвечивается феномен скандинавской социальной модели развития, которая не позволяет полюсам бедности и богатства расходиться слишком далеко.
Критерием таких расхождений служит коэффициент GIM, который определяет, насколько велик разрыв в благосостоянии между верхними, средними и нижними по доходам слоями населения. В порядке возрастания степени неравенства между различными социальными группами исследованные страны (13 наиболее развитых стран мира) располагаются следующим образом: Дания, Швеция, Финляндия, Голландия, Норвегия, Япония, Бельгия, Германия, Канада, Франция, Австралия, США, Италия.
Три первых места (как наименее расколотые нации) занимают севе-роевропейцы (Дания, Швеция, Финляндия), что позволяет считать этот регион одним из самых благополучных мест в мире, хотя в абсолютных цифрах экономического роста они уступают сейчас большинству западноевропейских соседей. Принятая в оплате труда различных категорий работников западноевропейских и других стран разница социально неприемлема для скандинавских стран. Заработная плата итальянского менеджера высокого ранга может быть вдвое выше, чем у его коллеги в Финляндии. Зато жизненный уровень низкооплачиваемых работников и безработных в Италии значительно уступает финским показателям.
Интересные данные приводит газета «Труд» (13 января 1999 г.), которая опубликовала статистические данные международной консалтинговой фирмы «Тауэрз Перрин»: в Японии, Германии, Швейцарии руководители компаний получают в среднем заработную плату в 10-15 раз больше других сотрудников, в Канаде, Бельгии, Голландии, Испании, Франции - в 13-15 раз, в Великобритании, Австралии - в 18-19 раз, в США -в 24 раза. В России и в Украине такой статистики нет. Но ставшие известными факты (из публикаций и других источников) директорских доходов дают совсем иные соотношения: в 230 раз, 400...
На социальный мир североевропейцев работает скандинавская система, которая сочетает прогрессивное налогообложение с системой социальной помощи и гарантий. Налоговый пресс в этих странах самый «деньго-выжимающий» в мире. Скандинавцы его терпят потому, что перераспределение средств, поступающих в казну государства от законопослушных жителей, ощущает каждая семья. Например, если среднестатистические фирмы с ежемесячным доходом 10 тыс.марок (несколько меньше 2 тысдолл.) отдают налоговому ведомству примерно 30% своего заработка (около 600 долл.), то те, кто получает 20 тыс.марок и больше, отдают налоговому ведомству 45-70% своих доходов.
В Швеции самые низкооплачиваемые рабочие получают 30-35 тыс.крон в год, самые высокооплачиваемые (строители, рабочие, занятые в непрерывном производстве) - до 180 тыс.крон. И налоги отчисляются по такой шкале, что соотношение доходов после их уплаты между любыми категориями населения не превышает 1-г2. Ни в одной стране мира нет столь малой дифференциации.
В Финляндии государство на полученные за счет высоких налогов с высокооплачиваемых работников средства обеспечивает качественное бесплатное среднее образование и основные медицинские услуги, предоставляемые муниципальными поликлиниками, а также специализированными государственными медицинскими учреждениями, давать родителям небольшую, но значимую для семейного бюджета доплату на каждого ребенка до 18 лет и всем без исключения пожилым людям выплачивать базисную, не имеющую никакой зависимости от выслуги лет (можно не иметь ни одного дня рабочего стажа) так называемую «народную пенсию». А пенсию, которая напрямую обусловлена уровнем прежнего заработка и взносов, люди получают из различных по условиям накопления пенсионных фондов.
Существующая в скандинавских странах социальная модель, держащаяся на налоговых изъятиях с каждого вида доходов, будь то пенсия или помощь безработным, многодетным, дает возможность помочь самим обездоленным, в первую очередь, потерявшим работу, а их к примеру, только в Финляндии, пережившей затяжной экономический кризис, довольно много - свыше 10% трудоспособного населения. Суммарно прямые денежные выплаты и косвенная помощь безработным в виде покрытия счетов за квартиру, электроэнергию и пользование телефоном, другие мелкие льготы выражаются цифрой, составляющей от 60 до 80% от утерянного по причине увольнения заработка.
Когда в 1992-1993 годах безработица в Финляндии подскочила до 25% и каждые трое работающих кормили одного неработающего, система доказала свою жизнеспособность - выдержала удар, не позволила сотням тысяч семей опуститься до нищеты.
Рассматривая организацию оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой необходимо обратить особое внимание на опыт этих стран в области сочетания материального поощрения с различными системами социальных выплат, осуществляемых на уровне компаний и фирм.
Для осуществления этих выплат они формируют специальные социальные фонды или фонды социального потребления. Необходимость создания данных фондов очевидна: при помощи выплат из этих фондов происходит улучшение жизни совокупного работника, продлевается работоспособность рабочей силы средней и высокой квалификации, совершенствуется профессионально- квалификационная и отраслевая структура рабочей силы, снижается текучесть кадров. Кроме того, улучшается материальное положение работников. Предоставляя им более широкие возможности квалификационного роста, повышая их заинтересованность в закреплении на определенных предприятиях, социальные фонды активно воздействуют на воспроизводство новой квалифицированной рабочей силы, а также на ее распределение и перераспределение. Социальные фонды образуются за счет взносов предпринимателей (примерно 50% от суммы выплаченной работникам, заработной платы), а также взносов работников (16% заработной платы).
В структуре социальных фондов компаний и фирм выделяются следующие группы выплат и льгот:
1. Нерегулярные выплаты: премии, выплачиваемые по результатам работы за год, полгода, квартал, «тринадцатая зарплата», дополнительно «четырнадцатая зарплата», премия к отпуску, рождественские премии.
2. Выплаты по социальному обеспечению: по болезни, материнству, инвалидности, на с
и т.д.................

Скандинавская модель - экономическая и социальная модели североевропейских стран (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия).

Хотя существуют значительные различия между североевропейскими странами, все они имеют некоторые общие черты. В их числе -- государство всеобщего благосостояния, конкретно направленное на повышение индивидуальной автономии, содействие социальной мобильности и обеспечение основных прав человека, а также на стабильность экономики. Скандинавская модель отличается от других типов социальных государств своим акцентом на максимизацию участия рабочей силы (всеобщая занятость), на гендерное равенство, эгалитарные и обширные социальные пособия, большую степень перераспределения богатства.

Прогрессивная налоговая система, которую считают визитной карточкой северных экономик перераспределения, на самом деле является двойной: налог на доходы граждан облагается по восходящей, а вот шкала налога на капитальные доходы - плоская. Недавно та же Швеция упразднила налог на наследство и на богатство. Ставка налога на прибыль в стране - 22%, то есть ниже, чем в США.

Скандинавам удается сочетать высокое качество жизни населения и свободу предпринимательства. По индексу экономической свободы канадского Института Фрейзера Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия к 2000-м годам достигли уровня США, а 40 лет назад Штаты заметно опережали их по этому индикатору.

Конечно, по некоторым параметрам роль государства в экономике североевропейских государств остается необычно высокой. В госсекторе там занято около 30% рабочей силы против 15% в среднем по клубу развитых стран, входящих в ОЭСР.

Флагманы частного бизнеса внушают скандинавам чувство гордости, однако не становятся самоценностью. Так, в годы кризиса шведское правительство не стало вытаскивать из долгов концерн Saab и дало ему спокойно обанкротиться, а Volvo была продана китайцам. Скандинавов хвалят за бережливость и заботу о завтрашнем дне. Сырьевая Норвегия имеет пенсионный фонд объемом более $700 млрд, который формируется из нефтяных доходов бюджета. Эта сумма почти в полтора раза больше ВВП страны и в четыре раза больше российских Резервного фонда и Фонда национального благосостояния вместе взятых.

Средства вкладываются как в гособлигации, так и в акции ведущих корпораций. Помимо заботы о будущих поколениях целью фонда является изъятие сырьевых доходов - если бы их инвестировали, они могли бы подстегнуть инфляцию.

В конце 1990-х Швеция создала новый формат пенсионной системы. Ее суть та же, что и во многих развитых странах, - нынешнее поколение работающих содержит пенсионеров. Главная уязвимость: население стареет, а работающих все меньше. Однако в Швеции размер будущей пенсии зависит от макроэкономических факторов. Шведы отчисляют в пенсионный фонд 16% своей зарплаты. К этой сумме ежегодно прибавляется виртуальный процент, соответствующий темпу роста зарплат в стране. Когда гражданин заканчивает трудовую деятельность, общая сумма виртуальных накоплений делится на число лет, которые он гипотетически проживет. Главный плюс - пенсия зависит от ожидаемой продолжительности жизни, что дополнительно стабилизирует пенсионную систему. В этом же кроется и слабость: если пенсия станет совсем маленькой, это политический риск для властей.

Госдолг скандинавских стран не превышает 50% ВВП - сравните с Евросоюзом с его 85% и США, где он уже превысил 100% ВВП. К модной нынче бюджетной дисциплине страны Северной Европы пришли не от хорошей жизни. Прививкой от греческой болезни для них послужил суровый банковский кризис начала 1990-х, который хорошо встряхнул скандинавские экономики. В отличие от своих южных соседей по континенту, Швеция придерживалась жесткой бюджетной диеты последние 20 лет, стремясь обеспечить профицит госбюджета. Между 1993 и 2010 годами шведский госдолг сократился с 70% до 37% ВВП, а бюджетный дефицит в 11% ВВП сменился профицитом в 0,3%. Как следствие - кризис 2008 года страна встретила в лучшей форме, чем еврозона.

В Скандинавских странах одна из лучших в мире систем образования и здравоохранения. В скандинавских странах межпоколенческая мобильность населения выше, чем в США и Великобритании. Проще говоря, в скандинавских странах заметно выше вероятность, что ваши дети будут получать зарплату больше вашей. Там, где хорошее образование дорого, социальные лифты работают хуже. Однако и издержки такого подхода известны: слишком многие предпочитают жить на пособия.

В мировых инновационных рейтингах скандинавы стоят высоко - например, занимают верхние строчки в рейтинге самых инновационных стран мира INSEAD Дания, Финляндия и Швеция находятся выше США по индексу который показывает влияние интернета на бизнес и общество. И вполне заслуженно.

В Швеции граждане могут платить налоги при помощи SMS, Финляндия славится своими бизнес-ангелами и венчурными инвестициями. Booz & Company указывает, что большие корпорации любят испытывать свои продукты в Северной Европе, поскольку потребители там отличаются повышенной любовью к тому, чтобы пробовать все новое.

Это особенно удивительно с учетом высоких налогов на доходы в этих странах, которые, по идее, должны отпугивать инноваторов, а не привлекать. Молодые и амбициозные скандинавы стараются долго не задерживаться на родине «милого» капитализма и едут в страны с более высокими рисками и потенциальным доходам - туда, где царит «беспощадный» капитализм (США, Великобритания).

Скандинавская модель характеризуется высокой степе­нью универсальности и институционализации с упором на го­сударственный сектор. Там, тем не менее, и общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов сред­ствами гражданского общества и рынка. Как уже сказано, развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на частные - добровольные или коммерческие - решения вместо решений, лежащих в сфе­ре государственного сектора. В либеральной модели, из ев­ропейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частой благотворительностью. В консервативной (корпоратистской) модели, действующей в центральноевропейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступаю­щие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно неработающее, зависит от местных властей или частных благотворительных органов. Сегодняшние тенденции ведут к дальнейшей дифференциа­ции различных социальных служб и, например, в Нидерлан­дах и всей Скандинавии делается упор на децентрализацию и передачу ответственности муниципалитетам. Наконец, ка­толическая (латинская) модель, которая использует традиционные ресурсы сферы гражданского общества - церковь, семью и частную благотворительность, развивается в сочетании с институтом остаточного государственного социального обеспечения. Ряд стран уже реализуют у себя модель, которую можно обозначить как "welfare pluralism".

Нелишним будет добавить несколько слов о том варианте "welfare pluralism", какой сложился во Франции. Так, во Франции на социальное обеспечение направляется значитель­ная доля национальных ресурсов, что обусловливает его вы­сокое качество. Но оно объясняется также и смешанным характером французской системы социальной защиты: в ней сочетаются черты различных систем - как тех, в которых получение социальных прав четко связано с уплатой взносов, так и тех, в которых социальное обеспечение является универсальным и безусловным.

В своем нынешнем состоянии система социальной защиты включает в себя страхование от некоторых социальных рисков, связанных либо со снижением личных доходов (в случае болезни, родов, инвалидности, производственных травм, старости, безработицы), либо с увеличением общесемейных расходов (семейные пособия). Кроме того, целый ряд особых схем направлен на обеспечение минимального дохода для некоторых категорий лиц, не относясь при этом к тому или иному из перечисленных выше рисков. Большая часть ресурсов системы обязательного социального страхования выплачивается в виде пособий по старости и болезни.


В целом можно сказать, что система социальной защиты отныне имеет смешанный характер. Роль профессиональной солидарности велика: в частности, все еще сильна независимость финансирования социального страхования от государственного бюджета. Однако были внедрены существенные элементы национальной солидарности как за счет смягчения условий получения прав, так и за счет расширения финансовой базы общих ресурсов социальной защиты.

По мнению противников французской системы социальной защиты, необходимо внедрение частного негосударственного страхования. Это особенно верно в области пенсионного обеспечения. Внутренних сбережений недостаточно, по срав­нению с усилиями по инвестированию, которые страна должна осуществлять, с тем чтобы поддерживать свою конкурентоспособность. Для этого регулярно предлагается развивать капитализированные пенсионные Фонды - индивидуальные или коллективные - в качестве дополнения и даже подмены нынешних распределительных и компенсационных режимов. Предлагается установить одинаковый фискальный режим для индивидуальных сбережений, образуемых в це­лях пенсионного обеспечения, и взносов в обязательную систему пенсионного страхования (распределительных и компенсационных пенсий), которые сейчас пользуются освобождением от подоходного налога.

Опыт, накопленный западными странами, отличается от опыта Востока. Восемь основных стран Азии с 1960 г. входят в число 12 наиболее быстро развивающихся стран мира. Государственные социальные расходы в Сингапуре и Таиланде, двух странах этой группы, ниже и более сконцентрированы на образовании, в особенности на начальном, основном образовании, чем в промышленно более развитых странах. Единственной формой вмешательства государства является при­нятие определенного регулирования в этих областях.

Однако везде государство постоянно играет значительную роль в социальном секторе, хотя форма этого участия значительно трансформируется. Так, отдельные социальные программы существенно сокращаются, другие - требуют серьезного изменения структуры и в первую очередь изменения их направленности (адресности).

Социальное обеспечение в индустриальных странах отличается от социальной защиты в странах переходной экономики. В большинстве индустриальных стран работающее население вкладывает денежные средства в область соци­ального страхования, касающуюся выплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, болезни и безработице. Часто социальное страхование компенсирует значительную часть утраченного дохода, пособия связаны с предыдущими заработками.

Для тех, кому недоступно пользоваться услугами социального страхования, открыт доступ к системе социальной помощи. Эти программы принимают форму пособий по малообеспеченности, дополняющих доход после проверки средств получателя, если его доход ниже гарантируемого минимальногодохода в стране. Пособия на детей часто выплачиваются помимо социального страхования и программ поддержки до­ходов малообеспеченных, поскольку дети являются наиболее уязвимой частью населения. Более того, такие пособия являются универсальными и выплачиваются всем семьям, где есть дети. В некоторых странах вместо этих пособий родителям предоставляется право на отсрочку уплаты налогов. Такая система имеет свои недостатки, так как она не предоставляет никаких пособий семьям с безработным отцом и обеспечивает большими льготами состоятельные семьи, которые платят повышенные налоги. Законодательство по вопросам минимальной заработной платы также является частью системы социальной защиты. Системы социальной защиты в инду­стриальных странах должны быть адекватны возникающим потребностям и, следовательно, изменяются как по странам, так и в пределах одной страны во времени.

Классификация моделей социальной политики

Основные модели социальной политики

Лекция 4.

1.Классификация моделей социальной политики. 20

2. Скандинавская модель. 24

3. Континентальная модель. 25

4. Американо- британская модель. 26

5. Социальная модель в рамках Европейского Союза. 26

Социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и прежде всего требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.

Правильно проводимая социальная политика государства, в широком смысле являясь одним из направлений макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе. В узком смысле социальную политику можно определить как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.

Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.

Степень участия государственного сектора в социальной сфере во многом определяет масштабы и характер проводимой социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика предполагает сведение к минимуму ее масштабов, содержания и объектов.

Существуют различные классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство из них базируются на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан.



Комиссия Европейского сообщества (ЕС), чьей задачей является разработка унифицированной модификации социальной политики для «Общеевропейского дома», выделяет две основные модели:

1. Первая, что называемая «бисмарковской » (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном, как правило, через коллективные договоры размере отчисления из заработной платы. их которых и формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.

Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любого уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое через универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от «финансовых инъекций» со стороны госбюджета.

Конечно, для семей со слабыми возможностями активного трудового участия существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные службы для малообеспеченного населения, или благотворительность. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы.

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:

Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда - в 1884 году;

Закон о страховании от несчастных случаев на производстве - в 1885 голу;

Закон об инвалидности и страховании по старости -в 1891 году.

Уже этим законам были присуще черты, характерные для системы страхования и сегодня:

Увязывание размеров страховых взносов с заработка, а не, к примеру, с тем или иным риском;

Распределение расходов на взносы между рабочими и нанимателями;

Публично-правовая форма организации страхования.

Возраст пенсионирования был равен 70 годам при наличии 30 летнего трудового стажа; пенсии по инвалидности назначались в случае утраты 2/3 трудоспособности. Финансирование осуществлялось за счет страховых взносов, выплачиваемых застрахованными и работодателями в равных долях, и дотации государства, за введение которой Бисмарка называли социалистом. Уже эти первые законы зафиксировали примат реабилитации по отношению к пенсии, поэтому держатели фондов пенсионного страхования использовали накопленные средства для строительства туберкулезных учреждений, квартир для рабочих и т.д. Оценивая законы, можно сказать, что они привели к историческому компромиссу между индивидуальной автономией и коллективной, самопомощью и помощью государства, либерализмом и социализмом.

В 10-е годы нашего столетия развитие страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 лет (норма, действующая сегодня), однако, из-за экономической нестабильности размеры пенсий были очень малы. Определенное соотношение между пенсиями и ростом доходов работающих удалось установить в 50-е годы, что повысило благосостояние пенсионеров. Система страхования постоянно реформировалась, а пенсионная реформа 1992 года установила единые нормы для всех территорий объединенной Германии.

Пенсии по старости назначаются обычно в 65 лет при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) существует для шахтеров с многолетним стажем работы под землей. Можно получить неполную пенсию с 63 летнего возраста. Условия 35 летнего стажа облегчено женщинам, для которых учитываемым периодом времени теперь является период воспитания детей до 10 летнего возраста. Это положение считается «временно соответствующим Конституции». Существует также пенсия по старости в связи с безработицей. Обоснована она тем, что на рынке труда невозможно трудоустроить 60 - летнего работополучателя.

Законодатель возложил на систему пенсионного страхования выполнение ряда задач, «подрывающих» принцип чистого страхования. Для этого используются дотации государства, например, финансирование срока службы в армии, воспитание детей и т.п. На эти цели тратятся существенные суммы - 18-20 % расходов на пенсии ежегодно. Чтобы уменьшить долю государственной дотации, с 1992 года поставлены узкие рамки инвестиционной деятельности фондов, ибо безоговорочный приоритет должна иметь платежеспособность держателей фондов, наличие резервов предстоящих периодов платежей.

Система государственного социального страхования, возникнув в Германии, быстро охватила практически все страны Европы, поскольку вместо социально-философских рассуждений о соотношении ответственности и солидарности в ее основу было положено понятие риска , которое можно объективировать и степень риска рассчитать. С точки зрения вероятности потери дохода можно рассматривать в одной плоскости риски, связанные с несчастными случаями на производстве, болезнями, безработицей и даже старостью.

Важно то, что договор страхования, как частный случай "общественного договора" делает выплату пособия зависящей от экономических условий и правовых норм, а не от щедрости государства-покровителя. Тем самым, речь идет не о нравственных правилах, а об исполнении закона. Жесткая связь между трудом, заработком и возможностью получения компенсаций также способствует уменьшению зависимости от государства, увеличивая личную ответственность за социальную безопасность (защищенность). Технически эта ответственность всегда обеспечивалась системой индивидуального учета внесенных сумм, в картотеках больничных касс или страховых обществ. При смене места работы страховая карточка была основным документом, подтверждавшим права работника на социальные выплаты.

Сильной стороной социального страхования явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих субъектов, а правовое регулирование и контроль –с помощью государства.

Система социальной защиты работающих, построенная по модели О.Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.

При этом следует отметить то, что социальное страхование послужило ядром социальной защиты работающих граждан и регулятивной модели всего комплекса социально-трудовых отношений, включая заработную плату, продолжительности трудовой деятельности и времени выхода на пенсию, определения социальных стандартов приемлемых уровней пенсий, пособий и качества медицинской помощи.

Итак, "немецкая" модель была построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, принципе трудового участия, когда лучше обеспечен тот, кто больше работает, больше зарабатывает и платит социальные отчисления, а также приоритете реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пенсию в связи с утратой трудоспособности.

Модель трудовых достижений была дополнена социальной помощью малообеспеченным, которая, в принципе, не должна была носить дестимулирующего по отношению к занятости характера, что не удалось, впрочем, реализовать эффективно ни в Германии, ни в какой другой стране.

2. Вторая модель, которую комиссия ЕС называет «бевериджской » (Beveridge). исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция, достигшие весьма разных результатов в решении, например, проблем бедности.

У.Беверидж исходил из необходимости наделения государства полномочиями по регулированию социальных процессов в обществе на принципах всеобщности и единообразии. Другими словами, одинакового для всех граждан гарантированного размера пенсий и пособий, предотвращения массовой безработицы, а также равнодоступности бесплатной медицинской помощи и образования .

Следует отметить, что на взгляды У.Бевериджа оказали существенное влияние идеи О.Бисмарка об обязательном характере социального страхования, а также практическое решение вопросов государственного регулирования социальной сферы в СССР (бесплатное здравоохранение и образование).

Исходя из этих рекомендаций в 1944-1948 годах лейбористское правительство Великобритании приняло ряд законодательных актов, способствовавших формированию единой системы социального страхования и обеспечения, существенному увеличению выделяемых из госбюджета средств на социальную поддержку населения, введению всеобщего бесплатного медицинского обслуживания.

Основываясь на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную и американо-британскую модели социальной политики. Зачастую, исходя из преемственности от той или иной политической партии, скандинавскую социальную модель называют также социал-демократической, континентальную – социально-рыночной, а американо-британскую – либеральной моделью социальной политики. Рассмотрим их основные черты.

В модели социальной политики этого типа значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

Швеция: шведская модель.

Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия “политика полной занятости”, “солидарная система зарплат”. Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов. Осуществление целей идет через преднамеренное перераспределение доходов, прежде всего через налоговую и трансфертную политику, для чего были созданы специальные государственные и негосударственные институты. Универсальность модели выражается во всеобщности и общедоступности социальной защиты, которая распространяется на все население. Оказываемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта.

Социальное обеспечение находится на высоком уровне и предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Курсовая работа по макроэкономике

на тему: «Скандинавская модель экономического роста: уроки для России»

Выполнил: студент-бакалавр БФ / 1 – 3

Направление: Экономика

Профиль: Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Дмитриева София Александровна

Проверил: к.э.н. Гринева М.Н.

Воронеж-2014г.

10.Захарова Наталья Юрьевна. Антикризисное регулирование банковской системы Швеции - Москва, 2010, 184с. 26

12.Калашников М. Скандинавская модель: не надо утопий, 2013, 12с. 26

14.Корнийчук Л.Я., Татаренко Н.А., Поручик А.М. История экономических учений учебное пособие / К.: КНЭУ, 2008, 562 c. 26

Введение

В последнее время среди стран с развитой рыночной экономикой все более заявляет о себе феномен скандинавской социально-экономической модели развития общества. О нем мы часто слышим в российских и зарубежных СМИ, из-за него ломают копья ученые-экономисты, выносят свои восторженные суждения побывавшие там очевидцы. Так в чем же он заключается?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить особенности развития и выявить результаты функционирования скандинавской модели экономики, а также оценить актуальность ее уроков для России. Это и является целью данной курсовой работы.

Для реализации этой цели поставлен ряд задач:

1. Рассмотреть сущность скандинавской экономической модели, ее сильные и слабые стороны, особенности развития скандинавских стран.

2. Провести сравнительный анализ экономик скандинавских стран и России, выявить общие черты и различия.

3. Рассмотреть уроки «общества благосостояния» для России.

Последовательное решение поставленных задач позволит прийти к заключению о целесообразности применения данной экономической модели или отдельных ее частей, принципов, постулатов к условиям современной российской экономической политики.

Глава 1. Скандинавская модель экономики: сущность, особенности, результаты

1.1. Сущность скандинавской модели экономики

Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-рыночного хозяйства, который предполагает значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения. Это рыночная экономика смешанного типа с преобладанием частной собственности, со зрелой социальной инфраструктурой и всячески поощряемыми частной инициативой и предпринимательством. Скандинавские страны отличаются открытостью к конкуренции и внешней торговле, гибкими рынками труда, высокими расходами на образование и щедрыми социальными расходами на поддержку безработных. В результате в этих странах высокий уровень жизни, занятости и образования населения при очень низких неравенстве и коррупции. Следуя цели общественного равенства, социал-демократы, которые стоят у власти там довольно длительный срок, построили систему всеобщего благосостояния, заключающуюся в том, что «общество отвечает за предоставление государственных услуг хорошего качества всем гражданам в ряде важных областей: образования, здравоохранения, социальных услуг» . Основные потребности, такие как образование и здравоохранение, в Швеции социализированы. Государственный сектор экономики велик. Суммарные государственные расходы составляют до 60% ВВП, что ставит Швецию по этому показателю на первое место в мире .

Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики всеобщего благосостояния. Официальные документы Швеции подчеркивают основную цель системы социального страхования - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине и безработицей. Нуждающимся выплачивается так называемая общественная помощь - денежное пособие наличными.

Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания социально-экономического равенства. Она делает возможным людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов .

Швеция занимает ведущие позиции в мире по многим показателям развития здравоохранения. Детская смертность здесь очень низка (страна уступает только Исландии и Японии). Средняя продолжительность жизни велика (74 года у мужчин, 80 - у женщин) (приложение 1). Основные проблемы здоровья в Швеции связаны с окружающей средой (в больших городах) и стилем жизни: такие вредные привычки, как потребление жевательного табака здесь крайне распространены и являются своеобразной «визитной карточной» шведов, что сопоставимо с легкими формами наркотической зависимости в Голландии .

Развитие здравоохранения рассматривается в Швеции как задача государственного сектора и осуществляется в основном местными властями. Как и здравоохранение, образование в Швеции занимает передовые позиции в мире. В стране практически полная грамотность населения. Основное бремя расходов на образование берет на себя государство. В 50-е годы была проведена реформа системы образования, были созданы обязательная начальная общеобразовательная десятилетняя школа, средняя школа, а также система образования для взрослых. Причем высшее образование почти полностью государственное. В просветительских целях активно используются средства массовой информации; хорошо налажена система заочного обучения, сочетающая в себе различные формы обучения (кружки, просветительские передачи), что ведет к большей эффективности образования. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы, которая является средством разрешения социальной напряженности. Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире, и, по некоторым данным, наивысшим в Европе. Известно, что уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все другие страны мира; зарплата женщин относительно мужчин в Швеции наиболее высокая в мире. Уровень безработицы в последние годы составляет примерно 1,5% .

В области заработной платы в Швеции сложилась своеобразная система, получившая наименование «солидарной политики зарплат». Она основана на ряде принципов, из которых наиболее важными являются: справедливое распределение доходов пропорционально тяжести труда и его результативности; равное вознаграждение за равный труд для мужчин и женщин, для различных возрастных категорий работников, для трудящихся предприятий одной отрасли, но разных форм собственности (работник не должен страдать из-за низкой рентабельности своего предприятия); уменьшение вилки зарплат по отраслям экономики между рабочими и служащими. Базовая же цель - общее повышение жизненного уровня в стране .

Государство хотя и не владеет напрямую, но, действуя индикативно, фактически распоряжается средствами производства, перераспределяя через развитую налоговую систему доходы, полученные в частном секторе экономики, стимулируя, таким образом, или, наоборот, сдерживая развитие различных видов деятельности, направлений и целых отраслей экономики. При этом сохраняются различные, но равноправные формы собственности (частная, государственная, кооперативная, коммунальная), с бесспорным преобладанием частной, ибо «свой интерес» – это тот «вечный двигатель», который заставляет непрерывно вращаться маховик общественного воспроизводства и развития .

И конечно же за государством остаются его две главные и непреложные функции – разработка долговременной стратегии развития экономики и законодательное регулирование предпринимательства. В сущности, данная «нордическая», как ее еще называют, модель экономики сочетает в себе лучшие черты капиталистического и социалистического пути развития .

Наибольших успехов на пути реализации этого «скандинавского социализма» достигла Швеция. Поэтому даже появился известный лозунг: «Равнение – на Швецию!».



Похожие статьи