Смешанная экономическая система. Национальные модели в рамках смешанной экономической системы (японская, американская, немецкая, шведская). Американская, японская и шведская модель экономической системы

Модель экономики - или экономическая система - это комплекс тесно переплетенных элементов, которые образуют упорядоченную целостность, выраженную в форме экономической структуры общества. Подобная целостность проявляется в единстве отношений, которые возникают в результате производства, обмена, потребления и перераспределения материальных благ.

Важность системного характера экономики заключается в том, что без этого состояния невозможно возобновлять и воспроизводить экономические институты, закономерности и отношения. Без единой системы общепризнанные теории и процессы перестали бы координироваться в рамках общей продуктивной экономической политики.

Любая система экономики создана для того чтобы разрешить три главных вопроса:

  • Как производить?
  • Что создавать?
  • Для кого изготовлять?

Объясняется это тем, что существующие ресурсы ограничены, поэтому общество вынуждено рационально использовать то, что имеет. В зависимости от ответов на эти фундаментальные вопросы и будет зависеть модель действующей экономической системы государства.

Существует ряд критериев, по которым экономические системы разделяются между собой:

  • Доминирующая форма собственности.
  • Влияние государства.
  • Методы координации экономических отношений.

На основе этих показателей выделяют традиционную, командно-административную и рыночную экономику. Рассмотрим каждую из них детальней.

Традиционная модель экономики

Традиционная модель экономики - самый древний тип систем, которая возникла одновременно с появлением общества. Хозяйствование осуществляется на основе коллективной или совместной общинной собственности. Ее основными характеристиками являются:

  • Отсутствие влияния государства и его органов.
  • Решение вопросов жизни осуществляется старейшинами.
  • Развитая на низком уровне технология производства.
  • Существенное влияние ручного труда на все отрасли экономической деятельности.
  • Несущественная роль предпринимательства.
  • Во всей жизнедеятельности общества преобладают обычаи и традиции.
  • Религия влияет на экономические решения.

Главным экономическим ресурсом традиционной экономики является земля. Она составляет основу хозяйствования. Феодализм есть форма развития традиционной экономики.

В настоящий момент традиционная система присуща неразвитым странам, которые базируют свою деятельность на отсталых технологиях с доминированием ручного труда. Подобной системе присуща многоукладность процессов, что означает сохранение традиционных форм хозяйствования (в первую очередь это касается коллективного управления и натурального перераспределения изготовленного продукта).

В традиционной системе весомая доля рынка принадлежит мелкотоварному производству, представленному в форме многочисленных ремесленных и крестьянских хозяйств. А вот предпринимательство в подобных странах развито слабо, что делает влияние иностранного капитала весомым. Общество живет по установленным традициям, которые являются основным тормозом экономического прогресса.

В традиционной системе активная роль достается государству, которое большую часть общего дохода направляет на поддержку имеющейся инфраструктуры и помощь беднейшей прослойке населения.

Командная модель экономики

Командно-административная модель экономики - это вторая по счету модель, которая впервые зародилась в древнем Египте. Она характеризуется тем, что в ней присутствует сильный центр и государственная собственность .

Основные черты:

  • Фундаментом экономики является собственность государства.
  • Принятие всех экономических решений возлагается на государственные органы, что реализуют свою деятельность централизованно.
  • Государство занимается директивным планированием, то есть самостоятельно определяет нужды и потребности всех субъектов общества (назначает исполнителей, поставщиков, устанавливает нормы закупки и производства, а также принимает все прочие стратегические решения).
  • Все имеющиеся в государстве средства производства делятся между отраслями в расчете на долгосрочную перспективу.
  • Управление хозяйствующими субъектами происходит с центра на основе госплана.
  • Низкая дифференциация оплаты труда.
  • Партийно-бюрократическая система устанавливает стоимость, количество и ассортимент производимых благ согласно номенклатуре.
  • Активное развитие промышленно-военного комплекса.
  • Невозможность внедрения научно-технических разработок из-за ориентации на количественные показатели производства.

Когда исполнительная власть злоупотребляет централизацией, в стране развивается бюрократический механизм, который негативно отражается на существующих экономических связях (снижается рост всей хозяйственная деятельности). Объясняется это возникновением крупнейшей монополистической системы, которая посредством законов способна подавить любую конкуренцию. При этом в развитии современных научных технологий отпадала какая-либо потребность.

Важной особенностью командной системы является тот факт, что центральные органы определяли потребности всего общества. Поскольку в крупных масштабах детализировать все потребности невозможно, степень их реализации сводилась к минимуму.

Еще одной значащей характеристикой стран с командной системой является развитость военного комплекса и обособленность партийной элиты, которым со стороны государства выделялась значительная часть всех имеющихся ресурсов.

Непродуктивность командной системы объясняется, в первую очередь, её невосприимчивостью к научным достижениям в сфере экономики, а также неподготовленностью к переходу на более интенсивный этап развития.

Рыночная (капиталистическая) модель экономики

Ключевой предпосылкой капитализма стала практически полная свобода всех субъектов экономических отношений, где личные (порой эгоистические) интересы вышли на первое место.

Основные характеристики рыночной модели экономики:

  • Сильная частная собственность.
  • Маркетинговая система управления, что дает возможность до начала продаж определить ассортимент и качественные характеристики товара.
  • Развитость предпринимательского сектора.
  • Конкурентная борьба за рынок.
  • Тесная взаимосвязь с рыночной системой.
  • Ограниченное влияние государственного аппарата (государство следит за порядком и вмешивается лишь тогда, когда кто-либо из участников нарушает установленные «правила»).

Рыночная система демонстрирует собой механизм, где все индивидуальные решения подвержены гласности и координации. Результат такой политики сказался на широком расслоении всей экономической власти государства. Теперь свободное предпринимательство стало основным фактором финансово-экономического прогресса. В подобной среде обычный рабочий и капиталист-предприниматель начали выступать равноправными участниками экономических отношений. Ценой такой широкой автономии стала персональная ответственность за итоги работы, оговоренные в трудовом соглашении.

В рыночной системе товаропроизводитель начинает самостоятельно перераспределять имеющиеся ресурсы, акцентируя внимание на производстве тех товаров, что в настоящее время пользуются спросом, а не на приоритеты государственного аппарата.

Предприниматели сосредотачиваются на получение максимальной прибыли и рациональном использовании всех имеющиеся ресурсов (инвестиционных, трудовых, естественных и прочих). Параллельно они начинают внедрять свои новаторские разработки в выбранную сферу деятельности, что приводит к возникновению мощного стимула для развития производства и укрепления частной собственности.

Смешанная модель экономики

Вышеизложенные системы являются «идеальными», однако практически любая система (прошлая или действующая) является смешанной. Ее особенность в том, что она впитывает в себя общие черты двух (или более) систем.

Смешанная система являет собой компромисс интересов, основанный на доминировании государства в одних отраслях экономики и допустимой свободы предпринимательского сектора в других. Особенность подобной экономики заключается в том, что она демонстрирует закономерный итог развития общества, а не насильственно внедренной идеологией.

Чтобы определить, какой тип экономики представлен в стране, необходимо определить степень воздействия следующих показателей:

  • Каков размер доли собственности государства (чем выше это значение, тем больше экономика тяготит к командно-административной системе).
  • Какова доля перераспределяемых совокупных доходов (возникающих вследствие налоговых сборов и перераспределяемых трансферов).
  • Уровень влияния государственно аппарата на общую экономическую ситуацию.

Современный смешанный тип экономики является наиболее совершенным из всех существовавших ранее.

Его особенность заключается в умелом сочетании капитализма и командной экономики. Кроме этого смешанная модель экономики характеризуется высокой адаптационной гибкостью, которая позволяет государству приспособиться под переменчивые условия окружающего мира. Нельзя не отметить такие черты смешанной экономики, как рационализм, инновации и высокая роль индивида в общей экономической системе.

Исходя из особенностей каждого из перечисленных критериев, возникли различные локальные экономические модели. Рассмотрим их подробней.

Американская модель

Отличительной характеристикой США является склонность к прогнозированию и долгосрочному стратегическому планированию всего экономического курса. Эта идеология формирует основу всех принимаемых решений в сфере управления государством.

На этапе создания стратегического плана взяты во внимание все основополагающие для страны факторы: международные, технологические, экономико-политические, конкурентные и рыночные.

В государственном регулировании равномерно представлены два типа подразделений: федеральные и местные. Сама же система регулирования изображает собой структуру из множества уровней:

  • Регулятивный механизм правительства.
  • Регулятивный механизм местных органов и штатов.
  • Национальный инструментарий (федеральный бюджет, кредитно-денежная стратегия, налоговая система).
  • Административно-регулирующий аппарат в отдельных секторах экономики.

Особая роль отводится федеральному бюджету, что является важнейшим инструментов корректировки всего экономического курса США. Все бюджетно-налоговые решения правительства направлены в первую очередь на то, чтобы уменьшить остроту кризисных проявлений, поддержать существующие темпы развития и стимулировать экономический рост.

В финансовой системе американской модели дублируется существующая система власти, которая представлена федеральным, штатным и местным бюджетами. Федеральные расходы находятся в приоритете, поскольку на них рассчитано около 60% всех имеющихся средств.

В современной экономике США роль государства укрепляется, и оно постепенно готовится к переходу на новую ступень развития, которая будет соответствовать достижениям современной науки и технологиям. Для воплощения этой цели в бюджете предусмотрена специальная графа расходов, которая с каждым годом планово возрастает.

На всех ступенях налоговой системы предусмотрены следующие типы налогов:

  • Индивидуальные (подоходные).
  • Налоги на корпорационную прибыль.
  • Налоги и различные взносы, которые направляются на социальное страхование личности.
  • Дарственные и наследственные налоги.
  • Акцизы.
  • Таможенные выплаты.

Американская модель характеризуется прогрессивной кредитной системой. ФРС - это ее главный государственный элемент, наделенный полномочиями центрального банка страны. ФРС координирует кредитно-денежный вектор США, воздействуя на экономическую ситуацию через сектор кредита и денежного оборота.

Японская модель

Особенностью регулирования экономики Японии является комплексное применение социально-адаптированных экономических планов и научных программ, которые выступают основными стабилизационными инструментами правительства.

По своему характеру социально-экономические планы индикативны, то есть, направлены на общенациональные цели посредством реализации совокупных государственных программ. Подобный подход позволяет спрогнозировать вероятный путь дальнейшего экономического развития, своевременно обнаружить потенциальные проблемы, а также найти обоснованные рекомендации, позволяющие разрешить или предотвратить надвигающиеся трудности.

За счет эффективно действующих планов-прогнозов правительство и предпринимательский сектор имеет общую ориентировку, которая позволяет в будущем координировать и совершенствовать отдельные отрасли хозяйства и поддерживать отстающие регионы страны.

Экономическую стратегию Японии формирует Министерство финансов вместе с отдельными министерствами и управлениями. Помимо всего финансового сектора на Министерство финансов возложена функция контроля национального бюджета.

На Министерство промышленности и внешней торговли возложена обязанность детальной разработки стратегических планов в каждом отраслевом секторе промышленности. Чтобы составить эффективный план необходимо скрупулезно изучить статистику, рыночный спрос на продукт, предложение, а также уровень внешней и зарубежной конкуренции. После сбора всей информации делается детальный, научно обоснованный анализ, который дает возможность максимально точно предугадать дальнейшее развитие, как отдельного промышленного сектора, так и в целом всей экономики.

Для поддержания жизнеспособности японской модели правительство выделяет немало ресурсов на фундаментальные исследования и подготовку квалифицированных специалистов. Связано это с методом достижения поставленных экономических целей, который ориентирован на технологическое развитие всей отраслевой структуры промышленности. Эта особенность делает японский продукт конкурентным на всей рыночной арене.

Правительство Японии заинтересовано в поиске новых экономических стимулов и рычагов. Для этой цели разработана целая программа льготного кредитования, которая дает шанс инновационным проектам развиваться и активно дополнять существующую модель. Подобный подход позволил Японии быстро преодолеть кризисные явления в 1973 и 1985 гг., а сейчас стимулирует экономику страны на ежегодный рост.

Шведская модель

Прогрессивный рост экономики в сочетании с комплексом массовых реформ и социально-стабильным обществом еще в шестидесятых годах привлек внимание всего мира к шведской модели экономики и развития государства.

Экономическая тактика Швеции в первоочередном порядке направлена на воплощение двух базовых целей:

  • Создание условий для занятости всего населения.
  • Выравнивание черты доходов.

Шведской модели присуща политическая и экономическая устойчивость, высокий уровень жизнеобеспечения граждан и прогрессивный рост. Такие итоги стали возможны после внедрения на государственном уровне следующих принципов:

  • В стране реально действует высокая корпоративная и политическая культура, которая позволяет разрешать даже самые острые разногласия в границах закона, опираясь на переговоры и систему взаимных уступок.
  • Конкурентоспособность промышленности, которая одновременно взаимодействует с научными, частными и государственными институтами. Крупные и малые сегменты экономики тесно контактируют, поддерживают постоянную связь и заинтересованы во взаимном процветании.
  • Весомая поддержка правительства в сфере развития инновационных технологий, направленных на оптимизацию экономических процессов.
  • Увеличение значимости человеческого фактора - развитого и инновационного работника, который способен трудиться, применяя не только свои знания, но творческий потенциал.

На основе этих принципов формируется шведский тип общества, которому присущи экономическая эффективность, высокие стандарты в производстве, экологии и уровню жизни отдельно взятого гражданина.

В Швеции государственные органы серьезно воздействуют на все важнейшие отрасли экономической жизни общества:

  • Контролируются не только доходы населения, но и уровень использования капитала.
  • Через антимонопольный механизм государство способно влиять на сформировавшийся уровень цен.
  • В шведской модели государство является крупнейшим работодателем, который обеспечивает занятость более трети всех трудящихся.

Постоянно изменяющаяся динамика рынка потребует от шведской модели новых методов для сохранения основных приоритетов правительства (высокой занятости и развито-равного экономического общества). В текущих условиях специфические характеристики шведской системы доказывают свою продуктивную экономическую прогрессивность.

Германская модель

Особенность этой модели проявляется в том, что государство самостоятельно не устанавливает экономические задачи. Подобная деятельность должна вытекать из плоскости индивидуальных решений, которые обосновываются потребностями рынка. Роль государственного аппарата сводится к созданию комплекса административно-правовых условий, поддерживающих реализацию экономической инициативы всех субъектов рынка.

Отличительными характеристиками германской модели являются:

  • Индивидуальная предпринимательская свобода и государственная поддержка здоровой конкуренции.
  • Социальное равенство, проявляемое в активном участии государства в поиске компромиссов между разнообразными слоями населения; весомый вклад правительства в действующий комплекс социальных благ.
  • Поддержка инноваций и технологических разработок, способных стимулировать рост всего экономического сектора страны.
  • Органическое единство государства и внутреннего рынка.
  • Мощный банковский сектор, который сильно влияет на стратегическое развитие национальной экономики и весь бизнес-сегмент.

В настоящее время германская модель переживает не лучшие времена и нуждается в модернизации. Связано это с целым комплексом проблемных обстоятельств, основными среди которых являются:

  • Высокие налоги.
  • Отсутствие действенных программ по привлечению и работе с иностранными инвестициями.
  • Прогрессивно растущий уровень расходов, провоцирующий бюджетный дефицит и внешний долг.
  • Затянувшаяся консолидация германских земель.

Действующая германская модель нуждается в комплексном реформировании. Больше всего ей подойдет американский консервативный шаблон реформ, направленный на либерализацию экономики страны.

Китайская модель

В настоящий момент Китай активно переходит к смешанной экономической модели. В государстве формируются новые взгляды на возведение социалистического общества, где экономические отношения базируются на равноправном признании национальной и частной собственности.

Особенность китайской модели связана с мощной поддержкой иностранного капитала. В скором будущем Китай планирует представить миру новейшую экономическую модель, где стратегический государственный план будет гармонично интегрирован в мировой рыночный механизм.

Латиноамериканская модель

Характерными чертами этой модели экономики являются следующие:

  • активная эксплуатация щедрых природных ресурсов без затрат на их восстановление;
  • использование дешевой рабочей силы;
  • криминализация экономики и высокий уровень коррупции;
  • низкая эффективность экономических процессов;
  • значительное социальное неравенство;
  • высокая внешняя задолженность.

Африканская модель

Африканскую модель характеризует:

  • патриархальное ведение хозяйства;
  • многообразие различных форм собственности;
  • низкая производительность;
  • жесткая эксплуатация низкоквалифицированного наемного труда.

Теория модели экономики будущего

В последнее время в связи с явным переформатированием мировой системы на арену выходит понятие устойчивой системы, или ресурсо-ориентированной модели экономики, автором которой является американский инженер Жак Фреско.

Ее постулатом является неразрывность связей между собственно экономикой, социумом и природой. Теория этой модели экономики возникла на фоне того, что в погоне за деньгами и экономическим ростом современные действующие модели совершенно не учитывают возникающие экологические проблемы. Что, в конечном итоге, негативно сказывается на состоянии всей планеты.

Стратегическим направлением ресурсо-ориентированной модели экономики есть отказ от стихийных методов и экономическое планирование в зависимости от ресурсопотребления каждого отдельного государства и планеты в целом.

Кратко и по делу о модели экономики читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Российская модель переходной экономики

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП).

Достоинство шведской модели - сочетание относительно высоких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального

самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.

Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при этом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 - начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики - это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономике сложились неблагоприятными для России. Среди них:

1) высокая степень огосударствления экономики;

2) почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;

3) длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения;

4) искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была снижена;

5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Основные условия формирования рыночной экономики в России:

1) развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;

2) создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

3) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для эффективного роста;

4) эффективная система социальной защиты населения;

5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развитии образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство. «Сердцевиной» шведской модели является социальная направленность, за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Главное достоинство шведской модели в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране до минимума сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высокий уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики. Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской модели характерно сохранить свои традиции при этом активно заимствовать в других странах всего того, что нужно для развития страны.

Модели экономических систем: китайская, российская модель переходного периода (90-е гг. ХХ века), российская модель периода относительной стабилизации (2000-е гг.) - характеристика, преимущества и недостатки

Китайская модель экономики. После введения в СССР в рамках «перестройки» (конец 1980-х гг.) разрешения на ведение предпринимательской деятельности в виде кооперативов, в Китайской народной республике в начале 1990-х гг. начали формироваться аналогичные процессы и явления. В настоящее время экономика Китая основана на характеристиках административно-командной экономики с элементами рыночной экономики. Также в рамках данной национальной модели значительное влияние оказывают традиции общества, а также политические процессы в рамках страны.

Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача Российской модели переходной экономики – это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономики сложились неблагоприятные для России:

· крайне высокая степень огосударствления экономики;

· почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении «теневой экономики»;

· длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения;

· крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была принижена;

· неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Основными характеристиками модели переходной экономики в России являются:

à сочетание общественной и частной собственности;

à формирование и становление частного предпринимательства на основе частной собственности;

à создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

à формирование правовой среды в обществе;

à неэффективная система социальной защиты населения;

à неконкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Российская модель экономики относительной стабилизации стала формироваться после того, как в 90-е гг. ХХ века были сформированы основные рыночные институты, прошли процессы приватизации, сложилась правовая и политическая среды и т.п. Данный период характеризуется относительной стабильностью, даже «на фоне» кризиса 2008 г., который не оказал столь разрушительного влияния, как дефолт 1998 г. Также в течение данного периода произошел рост основных макроэкономических показателей, снижение уровня инфляции и безработицы, стали формироваться и реализовываться различные социальные программы и проекты.



Основные экономические проблемы общества: Что производить? Как производить? Для кого производить? – сущность и методы их решения в рамках каждой экономической системы – традиционной, рыночной, административно-командной и смешанной


Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три основные вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1.).

Рисунок 2.1 - Основные экономические проблемы общества

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить – мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного назначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребления.

Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют так называемые слаборазвитые страны, которые настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население. В таких странах для того, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объёмы производства, но для этого необходима перестройка национального хозяйства и, прежде всего модернизация производства.

Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономических блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие – государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой – частные фирмы.

Для кого произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограниченно, то возникает проблема их распределения, чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или нет? Чему должен быть отдан приоритет – интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: Что? Как? Для кого? – определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желание потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

Тема: Американская экономическая система: становление и перспективы

Тип: Реферат | Размер: 34.36K | Скачано: 71 | Добавлен 18.11.13 в 21:52 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Москва 2012

Введение 3

1. История становления экономики США 5

2. Развитие американской экономики и ее отраслевой структуры 14

3. Основные тенденции социально-экономического развития Америки 18

Заключение 25

Список использованной литературы 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования . Изучение экономики и моделей экономических систем зарубежных стран имеет важное значение как в системе экономического образования, так и для решения актуальных проблем России. Это связано с тем, что ни одна страна мира уже не может успешно функционировать в самоизоляции. В настоящее время реальность такова, что торгово-экономические отношения между государствами (а их насчитывается в мире более 200) становятся одним из решающих факторов устойчивого роста национального хозяйства.

Соединенные Штаты Америки является самой богатой и экономически мощной страной современного мира, которая играет ключевую роль в мировой экономике и политике, а так же в формировании взглядов на общество и экономический строй.

Сегодня США - это государство с высокоразвитой экономикой интенсивного типа, более передовой по сравнению с другими странами отраслевой и воспроизводящей структурами. Как свидетельствуют международные сопоставления, экономическая система США обеспечивает высокие показатели ВВП на душу населения, а в большинстве важнейших направлений научно-технического развития, технической вооруженности предприятий, степени насыщенности хозяйства информационными технологиями, современными системами связи и т.д. США опережает своих конкурентов.

Предмет исследования. Американская экономическая система : становление и перспективы.

Объект исследования. История экономики, экономических учений.

Цель исследования.

Рассмотреть особенности американской экономической системы.

Задачи исследования.

  1. История становления экономики
  2. Развитие американской экономики и ее отраслевой структуры.
  3. Основные тенденции социально-экономического развития Америки.

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ США

Истинные корни современной экономики американцев восходят к поискам экономической выгоды европейскими поселенцами в XVI - XVII и XVIII веках. За это время Новый свет превратился из минимально успешного колониального хозяйства в небольшое независимое фермерское хозяйство и, в конце концов, сложнейшую промышленную экономику. В течение этой эволюции США создавали все более сложные институты, которые бы соответствовали росту страны. При неизменном участии государства в экономических делах степень этого участия в большинстве случаев росла.

Конституция США, которая была принята в 1787 г. и действующая по сей день, являлась во многом произведением творческого гения. В качестве экономической хартии она утверждала, что вся страна, простиравшаяся тогда от штата Мэн до Джорджии и от Атлантического океана до долины р. Миссисипи, была единым или «общим» рынком. В торговле между штатами не должно было быть каких-либо тарифов или налогов. Согласно Конституции федеральное правительство могло регулировать торговлю с другими странами, а также между штатами, проводить единые законы о банкротстве, выпускать деньги и регулировать их стоимость, устанавливать стандарты мер и весов, учреждать почтовые ведомства, строить дороги и устанавливать правила, регулирующие выдачу патентов и авторских прав. Последние представляли из себя раннее признание важности «интеллектуальной собственности», которой будет суждено приобрести огромное значение в торговых переговорах конца XX века.

Один из «отцов-основателей» страны и ее первый министр финансов Александр Гамильтон выдвинул стратегию экономического развития, при которой федеральное правительство поддерживало бы зарождающуюся промышленность с помощью открытых субсидий и введения протекционистских тарифов на импорт. Он также настаивал на том, чтобы федеральное правительство создало национальный банк и взяло на себя национальный долг, образовавшийся у колоний во время Гражданской войны. И хотя новое правительство не торопилось принимать некоторые предложения Гамильтона, в конце концов, тарифы стали существенной частью американской внешней политики и просуществовали почти до середины XX века.

Быстрому экономическому росту США в XIX веке не помешали периодические неполадки в экономике. Новые изобретения и капиталовложения привели к созданию новых отраслей промышленности и дальнейшему экономическому росту. По мере совершенствования транспорта постоянно открывались новые рынки. В первые годы своего развития железные дороги получали большую государственную поддержку в виде земельных грантов, как это было с каналами и дорогами. Однако в отличие от других видов транспорта железные дороги также привлекали значительный местный и европейский частный капитал.

Судьбу страны и ее экономической системы решила победа северян в Гражданской войне США (1861-1865 гг.). Рабовладельческая система была упразднена, в результате чего большие плантации хлопка на Юге стали менее прибыльными. Быстро разросшаяся благодаря войне промышленность Севера бурно росла. Во главе всех сторон жизни страны, включая общественные и политические дела, стали промышленники.

Промышленность США была хорошо защищена от конкуренции импортных товаров высокими пошлинами. Таможенная политика способствовала повышению цен внутри страны и росту капиталистической прибыли. Для притока иностранных инвестиций не существовало преград. К началу XX в. вложения иностранного капитала в США (преимущественно английского) достигли 3,4 млрд долл.

Американцы активно выходили на мировой рынок в качестве экспортеров товаров. Уже с 1874 г. экспорт США превышал импорт. Американский экспорт в 60-90-х годах почти утроился вследствие роста эффективности промышленности и повышения конкурентоспособности американских товаров. Вместе с тем увеличение потребностей растущей промышленности в сырье вызвало расширение импорта примерно вдвое.

Последовавшее за Гражданской войной быстрое экономическое развитие заложило основу современной промышленной экономики США. Взрыв новых открытий и изобретений привел ко столь глубоким переменам, что их результаты иногда называли «второй промышленной революцией». На западе штата Пенсильвания была найдена нефть. Была изобретена пишущая машинка, стали использоваться морозильные железнодорожные вагоны, и были открыты телефон, фонограф и электрический свет.

Параллельно с этими достижениями развивалась промышленная инфраструктура страны. В Аппалачах от Пенсильвании и дальше на юг до Кентукки были найдены богатые месторождения угля. В районе озера Верхнее на севере Среднего Запада начали работу крупные железные шахты. Там, где удалось соединить эти два важнейших сырьевых продукта, процветали сталелитейные заводы. Вслед за крупными медными и серебряными шахтами открылись свинцовые шахты и цементные заводы.

Экономическое развитие США в последней трети XIX в. прерывалось разрушительными кризисами перепроизводства в 1882-1883 и 1893гг. Наиболее тяжелым был кризис 1893 г., который сменился длительной депрессией. Только к 1897 г. промышленное производство в США вновь пошло в гору. Экономические кризисы были мощным ускорителем концентрации производства и централизации капитала, в результате которых в США возникали монополистические объединения в промышленности и банковском деле. Если в 70-х годах XIX в. монополии в промышленности были преходящим явлением, то в 80-е годы они заметно усилились и в конце 90-х годов превратились в одну из основ хозяйственной жизни страны.

По мере роста промышленности развивались методы массового производства. В конце XIX века, тщательно изучив функции разных рабочих и предложив затем новые более эффективные способы труда, Фредерик У. Тейлор стал пионером в области научных методов управления.

Технологическая революция восьмидесятых и девяностых годов XX века породила новую деловую культуру, схожую с эпохой магнатов.

В конце XIX - начале XX в. усилилась экономическая экспансия США. Уже в 1896-1890 гг. США давали 30,1% мирового экспорта промышленных изделий, а в 1913 г. - 35,8%. Одновременно с экономической экспансией США начали проводить политику активной военной агрессии для создания собственной колониальной империи. В 1867 г. США за 7,2 млн долл. купили у России Аляску. В 1898 г. Конгресс США «узаконил» аннексию Гавайских островов. В следующем году США захватили Кубу, Гуам, Пуэрто-Рико, Филиппины и часть островов Самоа. Обогнав Германию, Англию и Францию по производству промышленной продукции, США обладали ничтожными по сравнению с ними колониальными владениями. Площадь колоний США в 1914г. равнялась всего 0,3 млн кв. км.

На первых порах американской истории большинство политических лидеров было против излишнего вмешательства федерального правительства в частный сектор за исключением транспорта. В целом они принимали идею неограниченной свободы предпринимательства, которая выступает против вмешательства правительства в экономику за исключением необходимости поддержания правопорядка. Подобное отношение претерпело изменение в конце XIX века, когда представители малого бизнеса, фермеров и рабочего движения начали обращаться к правительству с просьбой вступиться за них.

Наиболее заметный рост государственного вмешательства в экономику произошел в тридцатые годы XX века. Падение биржевого рынка в 1929 г. вызвало Великую депрессию (1929-1940 гг.) - самое серьезное экономическое потрясение в истории страны. С целью облегчения критической ситуации президент Франклин Делано Рузвельт (1933-1945 гг.) избрал политику Нового курса.

Многие самые важные законы и институты, определяющие современную экономику США, восходят к эпохе Нового курса. Согласно законам Нового курса государственная власть распространилась на сферу банковского дела, сельского хозяйства и социального обеспечения. Эти законы устанавливали минимальную заработную плату и продолжительность рабочего дня и стали катализатором развития профсоюзов в таких отраслях, как сталелитейная, автомобильная и резиновая промышленности. Появились программы и ведомства, ставшие ныне неотъемлемой частью функционирования современной национальной экономики, а именно: Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, регулирующая биржевой рынок; Федеральная корпорация страхования депозитов, гарантирующая банковские депозиты; и, что, пожалуй, наиболее знаменательно, система социального страхования, гарантирующая пенсии пожилым гражданам на основании вклада, внесенного ими будучи частью рабочей силы.

Многие американцы опасались, что с окончанием Второй мировой войны и снижением военных расходов могут вернуться тяжелые времена Великой депрессии. Однако вместо этого давно сдерживавшийся спрос на потребительские товары вызвал в послевоенный период чрезвычайно бурный экономический рост. Автомобильная промышленность успешно вернулась к производству автомашин; стремительно развивались новые отрасли такие, как авиационная и электронная промышленности. Подъему содействовал и домостроительный бум, вызванный отчасти легко доступной ипотекой для демобилизованных военных. Совокупный национальный продукт вырос приблизительно с 200 миллиардов долларов в 1940 г. до 300 миллиардов долларов в 1950 г. и 500 миллиардов долларов в 1960 г. В результате послевоенного всплеска рождаемости одновременно выросло число потребителей. Все больше и больше американцев пополняло ряды среднего класса.

Кроме того, в послевоенный период США осознали необходимость перестройки международных валютных отношений и возглавили создание Международного валютного фонда и Всемирного банка с целью содействия развитию открытой международной капиталистической экономики.

Между тем, наступил период консолидации бизнеса. Компании сливались, образуя огромные диверсифицированные конгломераты.

Значительные изменения произошли и в американской рабочей силе. В пятидесятые годы продолжало расти число занятых в сфере услуг до тех пор, пока оно не сравнялось, а затем и не превысило число занятых в производстве. Так, к 1956 г. в США стало больше «белых воротничков», квалифицированных работников умственного труда, чем «синих воротничков», промышленных рабочих. В то же время профсоюзам удалось добиться долгосрочных договоров о найме и прочих преимуществ для своих членов.

Президент Джон Фицджеральд Кеннеди (1961-1963 гг.) избрал более активный подход к управлению. Будучи президентом, он стремился ускорить экономический рост, увеличивая правительственные расходы и сокращая налоги, добивался льготного медицинского страхования для пожилых граждан, помощи районам трущоб и больших ассигнований на образование. Хотя многое из этих предложений осталось нереализованным, с созданием Корпуса мира сбылась мечта Кеннеди посылать американцев заграницу для оказания помощи развивающимся странам.

По мере расширения американского присутствия во Вьетнаме выросли и военные расходы. Начатая при президенте Кеннеди небольшая военная операция вылилась при президенте Джонсоне в полномасштабную войну. Однако, к концу шестидесятых неспособность правительства поднять налоги для оплаты этих программ привела к росту инфляции и подрыву процветания. Объявленное в 1973-1974 гг. членами ОПЕК нефтяное эмбарго вызвало быстрый рост цен на энергоресурсы и их нехватку. Даже после снятия эмбарго цены на энергоресурсы оставались высокими, способствуя росту инфляции и в конце концов повышая уровень безработицы. Вырос дефицит федерального бюджета, обострилась международная конкуренция, а на биржевых рынках началось падение цен. В результате наводнившего страну дешевого и зачастую высококачественного импорта, начиная с автомашин и кончая сталью и полупроводниками, увеличился дефицит торгового баланса США.

Новая экономическая болезнь получила название стагфляции - состояния продолжающейся инфляции, сопровождающейся упадком деловой активности и растущей безработицей. Казалось, что инфляция сама провоцирует свой рост. В ожидании непрерывного роста цен люди начинали закупать впрок. Возросший спрос вызывал дальнейший рост цен и требования увеличить заработную плату, в результате чего цены продолжали постепенно ползти вверх. В трудовые соглашения все чаще автоматически включались пункты, связанные со стоимостью жизни, а правительство начало привязывать некоторые выплаты, например по социальному страхованию, к индексу роста цен на потребительские товары - наиболее известному мерилу инфляции. Хотя подобная практика помогала рабочим и пенсионерам справиться с инфляцией, она же и увековечивала инфляцию. Растущая потребность правительства в деньгах привела к раздуванию дефицита бюджета и все большим государственным заимствованиям, что в свою очередь вызывало дальнейший рост процентной ставки и расходов для предпринимателей и потребителей. Высокие цены на энергоносители и процентные ставки препятствовали инвестициям, поднимая безработицу до неприятного уровня.

Однако, наибольшее значение в борьбе с инфляцией имел Совет управляющих Федеральной резервной системы, который начиная с 1979 г. жестко ограничивал денежную массу. В результате его отказа предоставить подорванной инфляцией экономике как можно больше денег выросли процентные ставки. И как следствие резко упали расходы покупателей и заимствования со стороны предпринимателей. Вскоре экономику охватил глубокий спад.

Страна переживала глубокий спад вплоть до конца 1982 г. По сравнению с предыдущим годом число банкротств среди предприятий выросло на 50 процентов. Особенно тяжело пострадали фермеры в результате сокращения сельскохозяйственного экспорта, снижения цен на зерно и роста процентных ставок. И хотя резкий спад деловой активности был малоприятным лекарством, он помог экономике выкарабкаться из подмявшего ее разрушительного цикла. К 1983 г. инфляция спала, экономика оправилась, и Соединенные штаты вступили в продолжительный период экономического роста. Годовой уровень инфляции оставался в пределах 5 процентов на протяжении почти всех восьмидесятых и девяностых годов.

В девяностые годы был избран новый президент - Билл Клинтон (1993-2001 гг.). Будучи осторожным умеренным демократом, Клинтон повторил ряд идей своих предшественников. И все же, хотя при Клинтоне сократилась общая численность рабочих, правительство продолжало играть ведущую роль в национальной экономике. Большая часть важных нововведений «Нового курса» и «Великого общества» остались в силе. Общий ход экономической деятельности по-прежнему регулировался Федеральной резервной системой, следившей за появлением малейших следов возобновления инфляции.

Между тем в девяностые годы экономика демонстрировала все более здоровую работу. С развалом Советского Союза и коммунистических режимов Восточной Европы в конце восьмидесятых существенно расширились торговые возможности. Успехи в области технологии дали жизнь большому числу новых передовых электронных продуктов. Достигнутый в области телекоммуникаций и компьютерных сетей прогресс породил огромное производство компьютерной техники и программного обеспечения и революционизировал способ функционирования многих отраслей. Экономика быстро развивалась, и также быстро росли доходы корпораций.

И, наконец, в большей степени чем когда бы то ни было американская экономика была тесно связана с мировой экономикой. Как и его предшественники, Клинтон выступал за устранение торговых барьеров. В результате Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) расширились экономические связи Соединенных штатов с крупнейшими торговыми партнерами - Канадой и Мексикой. Развивавшиеся особенно бурно в восьмидесятые годы страны Азии стали, как и Европа, основными поставщиками готовой продукции и рынком для американского экспорта. Передовые международные телекоммуникационные системы связали мировые финансовые рынки в такой степени, как это было трудно представить всего лишь несколько лет тому назад.

И хотя многие американцы продолжали верить, что все страны выигрывали от глобальной экономической интеграции, растущая взаимозависимость имела и свои негативные последствия. Если занятым в высоко технологичных производствах, где лидировали США, рабочим жилось неплохо, то в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности упали заработки в результате конкуренции со стороны многих зарубежных стран с более низкими затратами на рабочую силу. Несмотря ни на что, к концу девяностых американцы вновь обрели чувство уверенности. С марта 1991 г. и по конец 1999 г. наблюдался непрерывный экономический рост, ставший самым продолжительным за всю историю мирного развития.

2. РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ

По уровню экономического развития США считается самой развитой страной в мире, единственной сверхдержавой. Этот экономический "остров размером с континент" сформировался не сразу и не всегда был "образцом экономической свободы и демократии", как его пытаются представить нынешние активные защитники. По мнению видного американского историка Чарльза Берда: "Вся внутренняя история империализма Соединенных Штатов была развернутым процессом территориальных захватов и оккупации… Мигрируя на запад, американские поселенцы несли с собой кровавую резню и разрушение окружающей среды; подобно саранче, они проходили один рубеж за другим, останавливаясь лишь для того, чтобы разграбить поселения, убить или оттеснить аборигенов". И "… было заблуждением считать американцев мирными людьми; они самые жестокие люди в истории и были таковыми всегда".

Восхождение страны к мировой гегемонии началось со времени общемирового экономического спада 1873 г., когда США начали наступление на мировой рынок. Между 1873 и 1914 гг. Америка превратилась в первую индустриальную страну мира по всем основным показателям. Вначале сталь, а потом автомобили стали ударной силой американского хозяйства.

Великая депрессия 1929-1933 гг. несколько подкосила американскую экономику, но благодаря "Новому курсу" президента США Франклина Рузвельта на ограничение рыночной стихии и усиление государственного регулирования экономики, страна начала опять возрождаться. А за годы Второй мировой войны экономический потенциал США увеличился в полтора раза.

Поражение Германии и Японии в войне, ослабление империй Великобритании и Франции, а также распад СССР в конце ХХ века способствовали тому, что США стали сверхдержавой в военном и экономическом плане и распространили сферу своих интересов на весь мир.

В основе гегемонии страны лежит гигантская по масштабам своего развития американская экономика. Хотя в последнее время ее развитие сталкивается с большими проблемами. Свидетельством этому стал кризис ипотечного рынка США, который перерос в мировой финансово-экономический кризис - наиболее глубокий после Великой депрессии 1929-1933 гг.

В настоящее время (2007 г.) ВВП США составляет 13,9 трлн. долл. (это 1 место в мире), ВВП на душу населения - 46,0 тыс. долл. (9 место).

На долю США приходится около 25% мировой продукции (т.е. каждый 4-й товар, производимый в мире). А бюджет страны превосходит размеры ВВП всех государств мира, вместе взятых, кроме Японии и Германии.

В ХХI веке США вошли как постиндустриальная держава, в структуре хозяйства которой наблюдается явное доминирование сферы услуг. Доля ВВП, произведенного в отраслях этой сферы, достигла 76%. Свыше 20% приходится на промышленность и строительство и около 3% - на продукцию сельского хозяйства.

В сфере услуг преобладают финансовые и банковские услуги, телекоммуникационные, консалтинговые, информационно-сервисные и др. В эти отрасли направляется до 60% всех инвестиций в экономику.

Для американской промышленности характерна высокая производительность труда. Этому способствуют значительный уровень квалификации занятых и активное внедрение достижений НТП. Страна занимает первое место в мире по сумме расходов на НИОКР. Все это следует признать одним из главных факторов экономического роста США в последние десятилетия.

В современной структуре промышленного производства США ведущее место занимает машиностроение, особенно электронное, электротехническое, транспортное с акцентом на автомобилестроение и авиа- и ракетно-космическую технику.

Второе место по объему продукции в структуре промышленного производства США занимает химическая промышленность. Предприятия этой отрасли сконцентрированы в местах добычи нефти и природного газа, а также вблизи терминалов, где отгружается поступающая морем импортная нефть - на побережье Мексиканского залива и в северной части страны.

Среди развитых стран США обладают самой крупной добывающей промышленностью. Хотя при этом в данной отрасли создается не более 1-2% ВНП.

В последние годы в промышленном производстве США заметна тенденция к энерго- и ресурсосбережению. За последние 20 лет энергоемкость ВНП уменьшилась на 20-40%. При этом США потребляют электроэнергии на 23% больше, чем производят.

Большое внимание уделяется замещению собственного сырья более дешевым импортным.

В аграрном секторе занято лишь менее 3% рабочей силы, но страна полностью обеспечивает себя основными продуктами питания. Основной упор в экономике делается на крупного сельхозпроизводителя - 3% крупных хозяйств дают половину сельскохозяйственной продукции США. В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа ферм, но росту средней площади фермерских хозяйств (с 80 до 200 га). Значительное количество малых ферм убыточны, поэтому государство осуществляет политику поддержки фермеров (ежегодные дотации составляют около 13 млрд. долл.).

В целом же американские фермеры достигли самой высокой в мире производительности труда. Если один занятый в сельском хозяйстве наименее развитых стран с трудом может прокормить себя и свою семью, то в Японии один фермер может прокормить 14 человек, в Западной Европе - 19 человек, а в США фермер обеспечивает потребности в сельхозпродукции 59 человек. Этому способствуют использование сложных и высокопродуктивных машин, высокий уровень развития инфраструктуры (включая организацию транспортировки и складирования продукции), а также защита и поддержка государством сельскохозяйственного производства. Расходы на выполнение государственных программ в аграрной сфере составляют 4,5% всех расходов федерального бюджета США.

По объемам внешней торговли товарами и услугами США является лидером в мире.

В структуре экспорта ведущую роль занимает готовая промышленная продукция (более 50%). Наиболее динамичные статьи экспорта - машины и механизмы, потребительские товары. На втором месте по объему вывоза товаров за границу - сельхозпродукция (до 8% экспорта). США экспортируют более 60% сои, 30% хлопка и 14% риса в мире. И конечно, американские компании занимают прочные позиции на мировых рынках услуг, в первую очередь связанных с информационными технологиями. Три четверти объема мирового рынка программного обеспечения для ЭВМ - в руках американских компаний (достаточно назвать всемирно известную компанию Microsoft).

В импорте преобладают потребительские товары и энергоносители.

Основными торговыми партнерами США являются Япония, Канада, Мексика, Германия, Республика Корея и Китай.

3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АМЕРИКИ

Поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий - таковы принципы экономической политики, проводимой государственными органами США. Эта страна традиционно считается эталоном "чистого" капитализма, образцом экономического либерализма, в котором главная экономическая функция государства - создавать равные стартовые условия всем хозяйственным агентам, препятствуя только злоупотреблениям излишней рыночной властью. Так, антимонопольная политика США является образцом для многих государств с рыночной системой хозяйства. Еще в 1890 г. здесь был принят антитрестовский закон Шермана, положивший начало нормативной базе антимонопольной политики и до сих пор остающийся основным законодательным актом США в этой сфере.

Первый глубокий кризис потряс эту модель в период Великой депрессии, когда "мыльные пузыри" рыночных цен на акциилопнули и вкладчики банков начали массовое изъятие вкладов. За три года с начала кризиса лишились работы более 13 млн. американцев, обанкротились два из пяти банков, денежная масса сократилась по номиналу более чем на 30%. Оказалось, что знаменитая "невидимая рука" А. Смита, направляющая эгоистические интересы отдельных хозяйственных агентов в русло всеобщего эффективного развития, уже не действует. Практика доказала и теоретики обосновали, что механизм рыночного саморегулирования в определенных условиях терпит аварию и уже без внешней помощи не может самостоятельно возобновить свою нормальную работу.

Эпоха классического капитализма канула в лету. Выход был найден в усилении государственного регулирования экономики и его оптимальном сочетании с рыночным саморегулированием.

Основой реформ Рузвельта, получивших название "Новый курс", который, в конечном счете, вывел страну из кризиса, стал принцип: "Бизнес не может быть выше правительства". В этот период впервые в экономической истории человечества были:

Установлены ограничения банковской деятельности (банкам было запрещено совмещать депозитные и инвестиционные функции) и спекулятивной деятельности фондовых бирж (создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам), введено государственное страхование частных банковских депозитов;

Принят ряд мер в сфере государственного регулирования промышленности и сельского хозяйства;

Введены пособия по безработице и пенсии по старости, а также специальные налоги для их финансирования (пенсии - за счет налогов с предпринимателей и служащих, пособия - с налогов на фонд заработной платы).

Типовая современная рыночная экономика, описанная в курсах "Экономикс" и предполагающая определенное сочетание (разное - в отдельных экономических моделях) рыночного саморегулирования с государственным мерами по сглаживанию "рыночных провалов", родилась именно тогда.

Скорректированные судебной практикой хозяйственные законы 30-х годов заложили основы политики государственного регулирования социально-хозяйственных отношений в США на последующие десятилетия. Теоретической основой этой политики стала экономическая концепция кейнсианства - государственного воздействия на совокупный спрос путем стимулирования государственных и частных инвестиций, сглаживания циклических колебаний производства и занятости преимущественно методами фискальной политики (через налоги и дефицит бюджета).

Переход на новый этап развития американской экономики -неолиберальную экономическую политику - произошел в начале 80-х годов. Толчком для этого перехода стал скачок мировых цен на нефть 1973-1975 гг.

На пике кризиса цена галлона бензина в США выросла с 30 центов до 1,2 доллара, а очереди на бензоколонки растянулись на километры. Произошло то, что Кейнс считал невозможным: рост инфляции и безработицы одновременно. В тот период кризис претерпела не только собственно кейнсианская теория, а вся концепция широкого участия государства в экономике, основанного на социальных приоритетах, опирающегося на значительный государственный сектор экономики предпринимательства и высокую степень перераспределения национального дохода через бюджетную систему. Именно тогда стало очевидно, что "провалы" государства и клановый эгоизм бюрократии могут представлять для экономики не меньшую опасность, чем "провалы" свободного рынка. Теоретической базой новой экономической политики стала монетаристская концепция - теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Использование монетарных рычагов позволило заметно ослабить вмешательство государства в экономические процессы, стимулировать предпринимательскую и инвестиционную активность путем снижения налогов, сократить федеральные расходы на социальные нужды и значительно увеличить их на НИОКР. Эти мероприятия получили неофициальное название "консервативная революция" и "рейганомика" (по имени Р. Рейгана - Президента США с 1981 по 1989 г.). Использование монетаристских методов достаточно быстро дало свои результаты, и темпы роста ВВП возросли до 3-4% в год, сократилась инфляция и безработица. В то же время "консервативная революция", включающая дерегуляцию и сокращение социальных выплат, ухудшила положение американского среднего класса, который начиная с 1945 г. фактически был движущей силой экономического роста.

"Рейганомика" действовала до конца 80-х годов и закончилась очередным спадом в американской экономике.

Сменившее консерваторов демократическое правительство Б. Клинтона несколько скорректировало курс предшественников за счет использования рецептов неокейнсианской направленности - более активной роли государства в экономике на новом уровне ее развития, некоторому увеличению налогов и росту социальных расходов. Результатом ее проведения стали относительно высокие темпы роста экономики (в том числе по причине очередного циклического подъема) и занятости при низком уровне инфляции, уменьшение суммы государственного долга и профицит бюджета.

Администрация Дж. Буша-младшего, пришедшая на смену администрации Б.Клинтона, в очередной раз направила развитие экономики США в привычное консервативное русло.

В феврале 2001 г. Дж. Буш-младший представил федеральный бюджет, предусматривающий снижение налогов, увеличение ассигнований на образование и вооружённые силы. На этот же период пришлись первые признаки спада в экономике США.

Негативными последствиями такой политики стали:

Сокращение рабочих мест и рост безработицы. За период с момента возникновения рецессии в декабре 2007 г. и до начала 2009 г. число рабочих мест в США сократилось на 3,6 млн. Безработица достигла максимального уровня за последние 16 лет -7,6%;

Колоссальный дефицит бюджета - по итогам 2009 финансового года, который заканчивается в США 30 сентября, бюджет недосчитал 1,6 трлн. долл., что более чем в три раза выше показателя 2008. г. В процентном выражении к ВВП дефицит бюджета составил 11,2% и стал самым большим после Второй мировой войны. Такая дыра обусловлена сокращением бюджетных доходов и ростом расходов в связи с экономическим спадом и финансовым кризисом, а также из-за огромных расходов на военные операции в Ираке, Афганистане и др., стремления США играть роль мирового лидера, навязывать свои представления о лучшем политическом и социально-экономическом порядке всему остальному миру.

В 2008 г. 42% мировых расходов в области обороны, или 607 млрд. долл., приходилось на США, - и это без учета расходов страны на военные действия; рост дефицита торгового баланса (в 2005-2007 гг. США имели ежегодный дефицит в размере более 700 млрд. долл.). И, что важно в политическом смысле, - растет отрицательное сальдо торговли с Китаем (233 млрд. долл. в 2006 г.) - страны, за которой, по оценкам аналитиков, стоит будущее лидерство в мире.

Годовые темпы роста экономики США составили в период с 2002 по 2007 г. только 2,6%, что является для нее самым низким показателем с начала 80-х годов ХХ века (в этот же период, например, экономика Китая росла средними темпами более 10% в год). Экономический рост США поддерживался не за счет сбережений домохозяйств, а за счет роста их задолженности под стоимость недвижимости. В конечном счете, надувание "мыльного пузыря" цен на недвижимость привело к обвалу ипотечного рынка. Это послужило толчком к началу глобального финансово-экономического кризиса, уменьшению ВВП США и сокращению всей мировой экономики в 2009 -2010 г.

ВВП США вырос на 0,1% в годовом выражении в IV квартале 2012 года, о чем свидетельствуют пересмотренные данные Министерства торговли страны. Таким образом, ВВП США в октябре-декабре демонстрировал рост, тогда как согласно предварительным данным снизился на 0,1% после подъема на 3,1% в III квартале. Тем не менее уточненный показатель оказался значительно ниже прогнозов рынка, аналитики ожидали рост на 0,5%.
Менее значительный дефицит торгового баланса, чем сообщалось, несколько компенсировал максимальное сокращение расходов на оборону за 40 лет - со времен войны во Вьетнаме. За год снижение расходов на военные нужды составило 22%, став максимальным с 1972 года.

Положительное влияние на пересмотренные данные оказал самый низкий с начала 2010 года дефицит торгового баланса США в IV квартале 2012 года - $387,9 млрд. Таким образом, сальдо торгового баланса улучшило показатель ВВП на 0,24%, а не ухудшило его на 0,49%, как предполагалось ранее. Оценка сокращения экспорта изменена с 5,7% на 3,9%, импорта - с 3,2% на 4,5%.

В I квартале 2013 года по оценкам экономистов, опрошенных агентством Bloomberg, рост ВВП США в годовом выражении составит 1,8%.

Объем промышленного производства в США в январе 2013 года понизился на 0,1% по сравнению с предыдущим месяцем. Об этом говорится в сообщении Федеральной резервной системы (ФРС) США. Аналитики прогнозировали повышение показателя на 0,2%. По сравнению с январем 2012 года объем промышленного производства в США в январе 2013 года увеличился на 2,1%.

Коэффициент использования промышленных мощностей в январе 2013 года составил 79,1%, повысившись по отношению к предыдущему месяцу на 0,2 процентных пункта. Годом ранее этот показатель составлял 78,7%.
В декабре 2012 года объем промышленного производства в США, по пересмотренным данным, вырос в месячном исчислении на 0,4% (ранее сообщалось о повышении на 0,3%). Коэффициент использования промышленных мощностей по итогам декабря 2012 года составил 79,3%, тогда как ранее сообщалось о значении 78,8%.

Дефицит внешнеторгового баланса США в декабре 2012 года сократился на 20,7% ($10,1 млрд.) до $38,5 млрд. Об этом сообщает Министерство торговли страны. Согласно сообщению, экспорт товаров из США составил $186,4 млрд., а импорт - почти $225 млрд. В ноябре дефицит внешнеторгового баланса, согласно пересмотренным данным, составлял $48,6 млрд. В декабре 2012 года экспорт был на $4 млрд. больше, чем в ноябре.

Импорт в месячном выражении, наоборот, сократился более чем на $6,2 млрд. по сравнению с ноябрьским показателем. Дефицит внешней торговли товарами в декабре снизился на $9,4 млрд. долларов, а профицит импорта и экспорта услуг вырос на $0,7 млрд.

В годовом выражении дефицит внешнеторгового баланса США в декабре 2012 года снизился на $13,2 млрд. Экспорт по сравнению с декабрем 2011 года подрос почти на 5% (8,6 млрд.), а импорт снизился на 2% ($4,6 млрд.). По данным Министерства труда США, индекс потребительских цен в стране в январе не изменился по сравнению с предыдущим месяцем. Аналитики прогнозировали повышение индекса CPI на 0,1%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года потребительская инфляция выросла на 1,6%.

Базовый индекс потребительских цен (core CPI), из расчёта которого исключены цены на продукты питания и энергоносители, в январе вырос на 0,3% по сравнению с предыдущим месяцем против ожидаемого повышения на 0,2%. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года темпы роста индекса core CPI составили 1,9%.

В 2013 году рост экономического развития США будет достаточно медленным, считают в агентстве, однако с 2014 по 2016 год ВВП будет расти приблизительно на 4% в год. К 2016 году процесс восстановления экономики США завершится, а уровень безработицы снизится до 5-6% с нынешних 7,9%. Начнет развиваться рынок недвижимости, что поможет росту ВВП и создаст около 1 млн. рабочих мест в 2014 году.
По прогнозам Международного валютного фонда, рост экономики США составит около 2% в 2013 году и 3% - в 2014 году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, американская модель развития экономики продолжает оставаться самой успешной и конкурентоспособной. Она отличается либеральной философией ведения бизнеса, невмешательством государства в сферу компетенции частного сектора, высокой эффективностью менеджмента, в основе которого лежит приоритет индивидуальных ценностей и ориентация на быстрое принятие решений.

Хотя в США имеется большое количество небольших и средних компаний, лучше всего отвечающих принципам либеральной философии, господствующую роль в американской экономике играет большой бизнес. Подавляющая часть национального богатства США контролируется крупными корпорациями. На конец ХХ века семь корпоративных гигантов США имели в своем распоряжении активы на сумму более 300 млрд. долл. каждая.

Американская компания "Вол-март" - крупнейшая в мире розничная сеть - ежегодно получает доходы, превышающие ВВП таких стран, как Швеция, Норвегия, Швейцария, Австрия, Украина. Список 100 крупнейших в мире ТНК также возглавляет американский супергигант - "Дженерал Электрик", - который обладает более чем 8% их суммарных иностранных активов, что почти в 3 раза больше, чем у второй в списке британской "Бритиш Петролеум".

Развитие экономики США имеет под собой прочный научно-технический фундамент. Здесь созданы благоприятные условия для занятия бизнесом и наукой, получения образования и медицинской помощи.

Несмотря на существующие очень сложные проблемы, США пока еще остаются единоличным лидером в мировой экономике и, по-видимому, будут им оставаться как минимум до середины ХХI столетия. Их основные конкуренты пока существенно отстают. Так, "планово-рыночная" экономика Японии, основанная на единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем, которая обеспечила быстрый экономический рост в 60-70-е годы, к концу ХХ века оказалась не такой эффективной и находилась в состоянии затяжной рецессии. Развитие экономики ЕС, как федеративного сверхгосударства тормозится противоречиями, обусловленными неравномерностями экономического развития отдельных стран-членов. Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), хотя и обладают огромным ресурсным потенциалом, все еще слишком отстают от США по общему уровню развития и внедрению новых технологий.

Однако, несмотря на высокую эффективность и активную пропаганду этой модели развития, она не является универсальной и подходит далеко не всем. В США гораздо легче идти либеральным путем развития, так как это многонациональная страна, в которой национальные особенности, обычно тяготеющие над экономическими моделями развития этнически однородных стран, утрачивают свое значение. США изначально развивались как свободная страна переселенцев, ищущих надежное укрытие от произвола государства у себя на родине. Соответствующим образом формировались и американские законы, перед которыми все равны. Над американским вариантом менеджмента не довлеют (точнее, менее довлеют) клановые интересы, родственные узы, жесткий контроль со стороны государства. И для того чтобы успешно использовать американскую модель развития, необходимо сформировать такие же институциональные условия, которые были созданы в США: приоритет и надёжная защита частной собственности, всемерное поощрение предпринимательской активности, массовая ориентация на экономический эгоизм и достижение личного успеха, мощная поддержка американского бизнеса с использованием всей политической, экономической и военной мощи государства. Насколько эта модель окажется эффективной в ХХІ веке и сможет ли она выстоять в соревновании с набирающими силу конкурентами (по некоторым оценкам, к 2050 г. на первые места в мире могут выйти страны БРИК), покажет время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арриги Д. Адам Смит в Пекине: Что получил в наследство ХХI век / Пер. с англ. - М.: Ин-т общественного проектирования, 2009.
  2. Вишневская Е. Н. Экономика и модели экономических систем стран мира: Учебное пособие. - Донецк, ДонНТУ, 2010.
  3. Дорошко С.Е., Самарина Г.П., Чадаев О.Д.Мировойкризис2013 -2014 г. в цифрах. (Серия: Ноосфернаяэкономика).СПб.: Изд-во "ЭЛМОР", 2012.
  4. Лановик Б.Д., Лазарович М. В., Чайковський В. Ф. Экономическая история: Курс лекций / Под ред. Б. Лановик. - 2-е изд., Перераб. - К.: Викар, 2000.
  5. Малкова И.В. Мировая экономика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  6. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
  7. Финк И. Крупнейшие экономики мира сегодня и завтра. // Neue zeiten: ежемесячный информационный журнал. 02 (128) февраль, 2012. - С. 20
  8. История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. - М: ИНФРА-М, 2002. - 384 с. - (Серия «Высшее образование»).

Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению американских и европейских патентов и лицензий, снижение цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, отсутствию значительных военных расходов.

характерные черты:
1. Высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-ых производство электроники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-ых годов избегать глубоких кризисов и обеспечить динамическое развитие экономики.
2. Составление 5-летних планов укрепления самообороны, которые разрабатываются с 1957 г.
3. Широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений.
4. Незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет 17-кратный разрыв между

главой фирмы и служащими.

5. Социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагается на корпорации и объединения.
Немецкая модель. Она близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Людвиг эрхард описал основные принципы функционирования немецкой экономики.
отличительными особенностями немецкой экономики являются:
1. Сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бесплатная медицина, образование.
2. Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие рабочих предприятия его собственности.
3. В немецкой модели, так же как и в японской решающая роль отводилась банкам, при этом центральному банку предоставляется полная автономия.
4. Различие в уровне заработной платы, как и в японской модели является незначительным и составляет 23-х кратный разрыв между главой фирмы и служащим.
Американская модель. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными чертами являются:
1. Малый удельный вес государственной собственности (10-12%)
2. Минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики.
3. Поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство обеспечивает в сша ежегодно около 80% новых рабочих мест.
4. Резкая дифференциация на богатых и бедных.
5. Большая разница в заработной плате составляет 110 кратный разрыв между главой фирмы и служащим.
6. Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
Шведская модель.
В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В швеции за последние 110 лет валовой национальный продукт ежегодно рос в среднем на 2.5% на душу населения для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы (2%).
в швеции весьма высокий уровень государственного сектора (до 50%). Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.
наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.
Можно выделить принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений. Назовём главные из них:
1) высокий уровень развития политической культуры
2) кооперационный характер отношений между социальными слоями
(кооперационная культура);
3) в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности
4) в социальной области – возрастание значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного (социальная ориентация).
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты.
Французская модель. Не имеет ярких особенностей. Эта модель среднее между американской и немецкой. Во франции с 1947г. Составляются пятилетние планы – индикативное планирование. Такая система оказалась удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления. Для французской модели характерны значительные масштабы предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.
Южно-корейская модель. Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило южной корее за короткий срок из отсталой превратится в передовую индустриально-развитую страну. В 1962 г. Перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составил 82$ в год. В 1988 г. Он достиг 4.04 тыс. $, т.е. Увеличился почти в 50 раз. Отличительно особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги:
1. Планирование экономического развития. Этим занимается госплановый орган. Он с 1962 г. Разрабатывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса.
2. В южной корее долгое время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80х годов. Такая политика позволяла государству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы.
3. Регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживать развитие собственного производства.
После реанимации экономики правительство приступило к осуществлению социальных программ.
Китайская черты: а) государственное регулирование в форме направляющего планирования. Все основные направления под контролем государства; б) обеспечение социальных гарантий работающим.



Похожие статьи