Минимальная зп. Аттракцион невиданной щедрости

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

В этом году нас ждет уже второе повышение минимального вознаграждения, которые обязаны платить наниматели своим работникам. Размер МРОТ увеличится до 7500 рублей с 1 июля 2016 года, так заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Значение минимальной оплаты труда на 21% будет выше нынешнего показателя.


Последний раз МРОТ был увеличен 1 января 2016 года, согласно указу президента Владимира Путина и на сегодняшний день составляет 6 204 руб.


Несмотря на повышение минимальной оплаты за рабочий труд, показатель так и остается значительно ниже прожиточного минимума в размере 9 452 руб. Чтобы выровнять такую большую разницу и приблизить МРОТ к уровню прожиточного минимума, потребуется 3 года, как заявил министр труда и соцзащиты граждан Максим Топилин.


Средняя заработная плата по регионам России на 2016 год составляет 36 200 руб, согласно данным Росстата. Это на 12 процентов выше, чем в прошлом году.


А что у наших соседей? В Беларуси указом президента А.Лукашенко с 1 января 2016 года минимальная зарплата в переводе на российские рубли установлена в размере 7740.


В Украине минимальная зарплата в 2016 году на уровне 3560 руб. Казахстан обошел Украину по размеру минимального заработка – 4500 руб.


В Европе нет такого понятия как МРОТ, зато государством установлено минимальное вознаграждение, оплачиваемое по . Так, в Великобритании с 1 апреля 2016 года в час работник сможет рассчитывать на эквивалент в 700 руб., а в США минимальная почасовая оплата труда начинается от 540 руб./час (штат Арканзас).

Источники:

  • С 1 июля 2016 года МРОТ вырастет до 7500 рублей

Совет 2: Почему МРОТ в России ниже прожиточного минимума

В апреле 2012 года вновь избранный на пост президента Владимир Путин пообещал, что в 2013 году все-таки догонит величину прожиточного минимума. Однако не так давно выяснилось, что радоваться пока рано.

В Трудовом кодексе Российской Федерации есть статья под номером 133. В ней четко говорится о том, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается федеральным законом на территории всей страны и не может быть ниже прожиточного минимума, сумму которого регулярно пересчитывают. Тем не менее в том же самом законе есть противоречие, которое и является лазейкой - в статье 421 говорится о том, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом. И лазейкой этой государство успешно пользуется - получается, что МРОТ может быть установлен на уровне ниже прожиточного минимума, а Министерство финансов само решит, когда их выровнять.

С января 2013 года МРОТ снова возрастет и составит 5205 р. Но проблема в том, что расходы на социальное развитие почти не повышаются, а значит, бюджет не сможет покрыть существующую разницу между прожиточным минимумом и МРОТ. Новый МРОТ будет составлять всего 76% от прожиточного минимума, что, по идее, является нарушением трудового законодательства Российской Федерации. Впрочем, нарушение это совершается уже много лет.

За последние 12 лет МРОТ вырос в 30 раз, однако до сих пор не достиг той суммы, которая действительно могла бы обеспечить нормальное проживание людей низкооплачиваемых профессий.

Специалисты отмечают, что цифры неутешительны. Более 13% россиян имеет зарплату ниже прожиточного минимума. В Европе существуют стандарты, по которым МРОТ должен составлять не менее 60% от средней заработной платы по стране. Если бы такие стандарты работали в России, МРОТ составил бы около 16000 р. Однако подобные суммы для государства остаются заоблачными.

МРОТ-2019 года снова увеличен. Рассмотрим, как менялась эта величина в течение ряда предшествующих 2019 году лет и как она соотносится с прожиточным минимумом.

Федеральный МРОТ в 2019 году

Величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) на государственном уровне утверждается соответствующим федеральным законом. МРОТ действует на территории всей России и не может быть меньше прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2-й квартал предыдущего года в целях исчисления зарплаты (ст. 1 закона "О МРОТ" от 19.06.2000 №82-ФЗ). Иными словами, сотрудник, фактически отработавший установленную трудовыми соглашением норму времени, не может получить зарплату меньше установленного МРОТ. Если работодатель выплатит зарплату менее МРОТ, ему грозит штраф по п. 6 ст. 5.27 КоАП:

  • от 10 000 до 20 000 руб. на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. на юрлиц;
  • от 1 000 до 5 000 руб. на физлиц-предпринимателей, ведущих деятельность без образования юрлица.

Если ранее установление соответствия МРОТ прожиточному минимуму ни социальным, ни финансовым ведомствам РФ, ни парламентариям было не под силу, то в марте 2018 года президентом РФ был подписан закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ, нормы которого определили, что с 01.05.2018 величина МРОТ сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал прошлого года.

Итоги

МРОТ 2019 года увеличен до 11 280 руб. С мая 2018 года МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал 2017 года и составил 11 163 руб. Регионы также вправе устанавливать значение МРОТ, но оно не может быть ниже федерального показателя.

В мае 2015 года Министерство труда России предложило увеличить более чем на 20%, тем самым повысив минимальную зарплату до 7189 рублей. Однако во втором полугодии стало очевидно, что экономика страны не выдержит подобного увеличения, которое еще больше усугубит проблему безработицы. Учитывая затяжной финансовый кризис, некоторые чиновники предлагали оставить МРОТ без изменений, другие же настаивали на увеличении, соответствующему уровню .

В итоге, в правительственном аппарате все-таки смогли найти компромисс, и с 1 января 2016 года минимальный размер оплаты труда увеличился на 4%. В результате этого увеличения минимальный порог заработной платы в России составил 6204 рублей в месяц, что всего на 239 рублей больше, чем в 2015 году, когда МРОТ был увеличен на 7%.

Но так как увеличение минимального размера оплаты труда оказалось явно недостаточным, учитывая уровень инфляции за прошедшее полугодие, Госдумой был принят законопроект о повышении МРОТ с 1 июля 2016 года на 20.9%. Таким образом, его размер составит во второй половине 2016 года 7500 рублей.

МРОТ и борьба с бедностью

Величина «МРОТ» определяет минимальный размер ежемесячной заработной платы в России. Данный способ регулирования зарплаты населения был принят в 1970 году на Конвенции международной организации труда. МРОТ действует во многих странах мира, включая страны Западной Европы и США. Большинство государств привязывают МРОТ к установленному . Согласно планам Правительства и Президента, к 2017 году в России минимальный размер оплаты труда также должен достигнуть прожиточного минимума, однако из-за сложившегося экономического положения вряд ли эти планы будут реализованы к намеченному сроку.

Главная цель МРОТ как института минимальной зарплаты заключается в борьбе с бедностью. С помощью этого рычага правительство пытается контролировать работодателей, заставляя их регулярно повышать зарплату. Но на практике МРОТ не всегда действует на благо работоспособного населения страны. Многие эксперты в области экономики считают, что МРОТ отрицательно влияет на рынок занятости, провоцируя безработицу. Это объясняется тем, что многим работодателям при повышении заработной платы приходится сокращать штатные единицы, оставляя часть людей без работы. Кстати, в США, где МРОТ составляет 10 в час, постепенно снижают размер его повышения, тем самым регулируя уровень безработицы в стране.

МРОТ в России в 2016 году

В 2016 году повышение МРОТ станет рекордно высоким. На федеральном заседании, прошедшем в конце октября 2015 года, правительство приняло решение увеличить социальные выплаты и МРОТ, на 4%, а затем в 2016 году с июля на 20.9%. В настоящее время соответствующий закон уже принят в Госдуме и подписан Президентом РФ. Таким образом, минимальный размер оплаты труда в России в 2016 году составит 7500 рублей.

Согласно законодательству, в процессе формирования заработной платы МРОТ не исключает использование дополнительных повышающих коэффициентов и надбавок. Соответственно, зарплаты жителей Крайнего Севера, а также отдельных категорий работников будут умножены на полагающиеся коэффициенты.

В среднем, в 2016 году под действие нового МРОТ попадут 700 000 человек. Из них более половины (53%) заняты в реальном экономическом секторе (производстве), а оставшиеся 47% являются сотрудниками государственных и муниципальных учреждений.

Нужно отметить, что в этом году МРОТ принимался под горячие правительственные споры. Многие чиновники считают, что увеличение в размере 24% приведет к инфляции. Например, в 2015 году МРОТ составлял всего лишь 60% от прожиточного минимума, а уже в 2016 году этот показатель снизится еще на несколько пунктов, и составит 53,6% от установленного прожиточного минимума. К тому же, Банк России прогнозирует, что к концу года рост потребительских цен составит 12-13%, на фоне чего МРОТ в 2 раза обгонит уровень инфляции.

Правительство надеется, что низкая индексация МРОТ будет улучшена региональными властями, которые имеют право повышать минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне. Уже известно, что самый высокий региональный МРОТ Российской Федерации установлен в Москве (16500 рублей). Также власти некоторых других субъектов страны анонсировали использование региональных надбавок. Согласно принятым нормам, наиболее высокие размеры МРОТ 2016 года, помимо Москвы, наблюдаются в следующих регионах:

Магадан и Магаданская область – 14550 рублей;

Камчатский край – 14440 рублей;

Ямало-Ненецкий АО – 12431 рублей;

Сахалин и Сахалинская область – 12400 рублей;

Якутия – 12515 рублей;

Кемеровская область – 12075 рублей;

Мурманская область – 12013 рублей;

Московская область – 12000 рублей.

Будет ли увеличен уровень МРОТ в других регионах России пока не известно.

МРОТ-2019 года снова увеличен. Рассмотрим, как менялась эта величина в течение ряда предшествующих 2019 году лет и как она соотносится с прожиточным минимумом.

Федеральный МРОТ в 2019 году

Величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) на государственном уровне утверждается соответствующим федеральным законом. МРОТ действует на территории всей России и не может быть меньше прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2-й квартал предыдущего года в целях исчисления зарплаты (ст. 1 закона "О МРОТ" от 19.06.2000 №82-ФЗ). Иными словами, сотрудник, фактически отработавший установленную трудовыми соглашением норму времени, не может получить зарплату меньше установленного МРОТ. Если работодатель выплатит зарплату менее МРОТ, ему грозит штраф по п. 6 ст. 5.27 КоАП:

  • от 10 000 до 20 000 руб. на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. на юрлиц;
  • от 1 000 до 5 000 руб. на физлиц-предпринимателей, ведущих деятельность без образования юрлица.

Если ранее установление соответствия МРОТ прожиточному минимуму ни социальным, ни финансовым ведомствам РФ, ни парламентариям было не под силу, то в марте 2018 года президентом РФ был подписан закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ, нормы которого определили, что с 01.05.2018 величина МРОТ сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал прошлого года.

Итоги

МРОТ 2019 года увеличен до 11 280 руб. С мая 2018 года МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал 2017 года и составил 11 163 руб. Регионы также вправе устанавливать значение МРОТ, но оно не может быть ниже федерального показателя.



Похожие статьи