Нафта население. Основные характеристики нафта

Соглашение НАФТА - это NAFTA, North American Free Trade Agreement. Так называется интеграционное экономическое объединение, членами которого являются Канада, США и Мексика. По своему характеру этот блок больше всего похож на Европейский Союз. Зона НАФТА является важнейшей частью современного мирового хозяйства. Без нее не сложилась бы современная североамериканская экономика.

Предпосылки возникновения

Появлению НАФТА предшествовало несколько важных событий. Первым из них можно назвать «План Эббота». Он появился в 1947 году и был призван стимулировать инвестирование США в экономику Канады. 12 лет спустя соседние страны заключили новое соглашение, касавшееся совместного военного производства. Благодаря ему Канада приняла американские стандарты в этой сфере экономики.

Затем, в 1965 году, был принят еще один договор о либерализации в торговле в области автомобилестроения. Так раз за разом между странами заключались все новые соглашения во все новых отраслях экономики. Постепенно в этот процесс включили и Мексику. В 1980 гг. интеграция впервые коснулась энергетики. Претворению в жизнь этой повестки активно способствовали американские президенты Рональд Рейган и Джордж Буш-старший. НАФТА - это плод именно их усилий.

Появление зоны свободной торговли

В 1988 году было принято CUSFTA - канадско-американское соглашение о свободной торговле. Согласно договоренности, страны собирались в течение десяти лет создать единое интегрированное пространство. НАФТА - это прямое развитие идей CUSFTA. Данный союз формировался параллельно с похожими союзами в Европе. Таким образом, это был не случайный политический шаг трех стран, а часть всеобщего универсального процесса.

Ключевой датой для появления НАФТА стало 7 октября 1992 года. В тот день соответствующее соглашение подписали президенты Мексики и США, а также премьер-министр Канады. Как и договаривались стороны, зона свободной торговли НАФТА появилась в январе 1994 года.

Последствия

К чему конкретно привело появление NAFTA? Учреждение союза позволило снять барьеры в торговле и эффективнее содействовать свободному обмену услуг и товаров между тремя странами. В рамках североамериканской зоны были установлены справедливые условия конкуренции. Также расширились возможности для инвестирования.

Североамериканская зона свободной торговли НАФТА способствовала защите прав интеллектуальной собственности. Внешнеэкономические отношения США, Канады и Мексики подверглись либерализации. За несколько лет были ликвидированы почти все инвестиционные и торговые препятствия, мешавшие развитию хозяйственных связей соседей.

Сразу после появления НАФТА североамериканские государства снизили пошлины для торговли продовольственными и промышленными товарами. Затем был взят курс на полный отказ от таможенных выплат. В 1998 году они исчезли в канадско-американской торговле, а в 2003 году - и в торговле с Мексикой.

Несостоявшееся расширение

Уже в 1994 году возникли первые проекты по расширению союза. Многие экономисты и политики считали, что НАФТА - это организация, которой по пути с Чили. Официальные переговоры о вступлении южноамериканской страны в зону свободной торговли начались летом 1995 года. Эта идея сразу же приобрела как противников, так и сторонников.

Само латиноамериканское государство не раз демонстрировало серьезное желание присоединиться к НАФТА. Так, в Чили были значительно снижены тарифы. Падение остановилось на отметке в 15%. В 1997 году Сантьяго и Оттава завершили переговоры, в результате которых был подписан договор о сотрудничестве в области окружающей среды и охраны труда. Считалось, что подобный шаг станет прологом для вступления Чили в НАФТА. Однако этого так и не произошло. Организация так и осталась исключительно североамериканской.

Изменения в американской экономике

В результате появления НАФТА США получили значительные выгоды. Во многих отраслях сложилась ситуация, когда для Штатов закупать товары за границей стало даже выгоднее, чем в самой стране. Показательна и статистика. К примеру, в канадской провинции Онтарио доля экспорта в соседнюю страну составила 40% от собственного валового продукта, а в Квебеке - 24%.

Североамериканская зона свободной торговли НАФТА расширила рынок сбыта для американских компаний. Поставки полуфабрикатов и материалов из Мексики и Канады в США стали значительно устойчивее. Американские корпорации снизили издержки собственного производства, так как смогли использовать дешевую и доступную рабочую силу.

В целом США заметно усилили свои конкурентные позиции, а их внутриэкономическое развитие оказалось под долгосрочным положительным воздействием. В 1993-1997 гг. товарооборот с Мексикой увеличился в 2,5 раза, а с Канадой - в 2 раза. Сегодня приблизительно треть американской внешней торговли приходится на две эти страны. Беспошлинный статус распространен уже на 2/3 всего экспорта Штатов в этом регионе. Благодаря преобразованиям 90-х страны, входящие в НАФТА, заметно повысили свою конкурентоспособность по отношению к Японии и Европейскому Союзу.

НАФТА и Мексика

Что североамериканское соглашение о свободной торговле НАФТА дало Мексике? Договор 1992 года поспособствовал ее интеграции в глобальную экономику. Также был разрешен вопрос о внешнем долге, из-за которого в 1980-е страна несла серьезные финансовые потери. Соглашение по свободной торговле требовало значительных средств. Мексиканское правительство смогло получить от США крупные кредиты для их реализации. Рынок страны стал стартовой площадкой для многих иностранных инвесторов, желавших в дальнейшем попасть в Штаты или Канаду. Приток зарубежного капитала в Мексику в 1990 гг. увеличился в два раза.

Критика

Противники вступления Мексики в НАФТА утверждают, что выгодами от соглашения пользуется только малая прослойка элиты, тогда как обычные рабочие почти не ощутили преимуществ от членства в союзе. В стране сохраняется относительно низкая оплата труда. Иностранные инвесторы рвутся туда во многом именно по этой причине, так как малые затраты на персонал дают большую прибыль.

Также мексиканские противники НАФТА считают, что, вступив в союз, страна стала еще более зависимой от Штатов. Таким образом, возможный отход от установившейся политики реструктуризации и либерализации окажется затруднительным, а возвращение к самостоятельности в экономике - и вовсе невозможным.

Перемены в Канаде

Присоединяясь к НАФТА, Канада имела вполне конкретные задачи. Приоритетной целью было расширение возможностей для попадания компаний на американский рынок. Канадские экспортеры собирались усилить собственные экспортные возможности и получить неограниченный доступ в Мексику для своих капиталов. Латиноамериканская страна отлично подходила и подходит для вывода туда производств трудоемкого характера.

В Оттаве также делалась ставка на то, что развитая экономика США поможет структурным реформам в самой Канаде. Социальное и финансовое развитие страны действительно ускорилось. В НАФТА Канада занимает более значительное место, чем Мексика, но менее заметное, чем США. Поэтому соседи Штатов часто выступают с солидарными точками зрения, таким образом защищая свои интересы перед Вашингтоном. Подобные казусы несколько раз повторялись в 1990 годы. Мексика получала поддержку от Канады, когда возникала угроза обвала мексиканского песо.

Проблемы и вызовы

Разумеется, у зоны свободной североамериканской торговли есть и свои минусы. В США (а также в меньшей степени в Канаде) произошла потеря рабочих мест. Она была вызвана переносом части производства в мексиканскую юрисдикцию. Это обстоятельство заметно отразилось на занятности во многих отраслях промышленности США. Больше всего пострадали химическое и текстильное производство, а также автомобилестроение.

В Мексику свои производства перенесли крупнейшие американские корпорации: «Дженерал Моторс», «Крайслер», «Гесс» и т. д. Против подобной политики выступают профсоюзы, которые периодически устраивают массовые акции по всей стране. Расширение товарооборота между Канадой, США и Мексикой, а также рост импорта американских товаров из соседних стран приводят к увеличению дефицита в торговом балансе США.

Для Штатов с возникновением НАФТА не в лучшую сторону изменилось положение на рынке сельскохозяйственных товаров. В этой отрасли усилилась конкуренция Мексики. Особенно эта закономерность заметна на примере бананов, томатов и цитрусовых культур. Увеличение поставок аграрной продукции из Мексики требует модернизации контроля над качеством товаров. Связано это в том числе и с тем, что в латиноамериканской стране в сельском хозяйстве используются запрещенные в США пестициды.

НАФТА - это Североамериканская зона свободной торговли, которая представляет собой соглашение между такими странами, как Америка, Канада и Мексика. На территории этих государств была сформирована зона единого рынка. Соглашение между государствами было подписано его главами в 1994 году. В соответствии с условиями договора страны, входящие в состав объединения, взяли на себя обязательства в ближайшее десятилетие полностью ликвидировать и таможенные, и паспортные барьеры. Также были достигнуты договоренности по установлению правил для формирования справедливой конкуренции и созданию необходимых условий для свободного движения услуг с капиталами.

Правовые аспекты

С правовой точки зрения НАФТА - это модернизированное американо-канадское соглашение о свободной торговле, которые было подписано в 1988 году. Если рассматривать договоренность между странами в качестве политического явления, то она выступает в формате реакции Америки на процедуру в том числе в образовании, имевшую место в 1992 году.

НАФТА поддерживает ориентацию на модель в аспекте Отличие заключается в отсутствии стремления к формированию политических надгосударственных органов. Это связано с развитой дифференциацией стран: Америка и Канада являются высокоразвитыми регионами, а Мексика - это активно развивающаяся область. НАФТА существенно отличается от ЕС по количеству стран, но значительно превосходит ее не только по показателям ВВП, но и по численности населения. Можно сделать вывод, что именно НАФТА - это самое крупное в мире экономическое объединение.

Какие перспективы открыло сотрудничество?

Страны-члены НАФТА благодаря сотрудничеству активизировали торгово-экономические отношения, при этом не только открылись новые пути развития, появился целый ряд ограничений. Америка частично перенесла на территорию Мексики промышленные производства, начала импортировать широкий перечень товаров из этого государства по более низким ценам в сравнении с импортом аналогичных товаров из Америки.

Параллельно возросла активность на рынке труда США по мере перетекания мощностей на территорию Мексики. Активизировалась проблема дефляций. Для Мексики открылись двери на рынки США и прочих развитых стран, объемы зарубежных инвестиций возросли, в том числе и объемы кредитования экономики государства.

Что касается экономических дивидендов, то они для развивающейся страны имели однобокий характер. Обогащение ощутила только элита. Гармоничней всего в структуру объединения вписалась Канада. Ей удалось избежать масштабной деиндустриализации при увеличении промышленного экспорта. Основная роль Канады заключалась в том, чтобы выступать в роли посредника в отношениях между Америкой и государствами Латинской Америки.

Что входит в понятие НАФТА?

Исключительная экономическая зона является по сути комплексом договоренностей, который распространяется не только на сферу услуг и инвестирования, но и охватывает объединение В положения договоренностей относительно предпринимательской деятельности в Северной Америке входят:

  • Доступ к рынкам инвестиций.
  • Гарантии.
  • Услуги и права интеллектуальной собственности.
  • Государственные закупки.
  • Меры по соблюдению стандартов.
  • Въезд для бизнесменов.
  • Решение конфликтных ситуаций.

Обязательства стран-участниц

Исключительная экономическая зона наложила на страны-участницы определенные ограничения. Так, Америка, Канада и Мексика обязаны сохранить свои национальные таможенные тарифы в аспекте торговли с третьими странами.

Утверждено свободное обращение товаров после переходного периода в 10 лет (иногда 15 лет) в зоне экономического объединения. Правило распространяется на товары, которые идентифицируются как выпущенные в США, Мексике и Канаде. Договоренность предусматривает улучшение условий торговли услугами, наладку механизма взаимного инвестирования.

В соглашении имеются оговорки относительно временного восстановления защиты для неких которые понесли потери в результате импорта определенных категорий товаров. Страны НАФТА, список которых представлен выше, должны следовать отдельным исключениям из общего режима свободных экономических отношений.

Исключения из правил

На фоне создания зоны есть моменты, которые не соответствуют стандарту договоренности. Так, в рамках объединения НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) продолжают действовать следующие стандарты:

  • Мексика оставила за собой право накладывать ограничения на иностранную деятельность в нефтяном сегменте.
  • Канада имеет право ограничивать доступ к отдельным сегментам информации, которые имеют некую важность в культурном аспекте. Это радиовещание и выпуск фильмов, публикация книг и производство пластинок.
  • США сохранило право на поддержку оптимального уровня внутренних цен, право на сбережение систем закупок в сельскохозяйственном сегменте.

Специфика ликвидации пошлин

Все товары в рамках сотрудничества разбиты на три категории. Это промышленная группа (за исключением текстильной продукции), сельскохозяйственная группа и текстильная с одеждой включительно. Для каждой категории товаров свойственен свой индивидуальный график снижения пошлин. Стоит сказать и о полном снятии пошлин на разные группы изделий. В перспективе объединение НАФТА цели ставит куда более значительные. В течение 5-15 лет планируется полностью отменить большую часть пошлин.

Инвестиционная деятельность в рамках объединения и прочее

В рамках объединения НАФТА, страны участники которого перечислялись выше, действует 5 доминирующих принципов защиты зарубежных инвесторов и их капиталов. Это:

Соглашение предусматривает правовую ответственность за нарушение на патенты, товарные знаки и интеллектуальное имущество. Действует законодательство, которое позволяет определить область производства товара. Так, продукт присваивается тому государству, на территории которого он подвергался самой большой обработке (вычисляется в процентном соотношении).

Цели объединения

НАФТА - это масштабная региональная зона свободной торговли с населением в пределах 406 миллионов человек и совокупным ВВП в размере 10,3 триллиона долларов. Формирование тандема обусловлено целым рядом параметров и перечнем целей, которые планировалось достигнуть. К предпосылкам создания объединения можно отнести следующие:


Вполне ясно, по каким причинам было сформировано объединение НАФТА. Страны-участники, подписывая договор, помимо эффективности партнерства преследовали еще и ряд целей. Это активизация торговли за счет ликвидации любых ограничений, создание здоровой конкурентной среды, привлечение инвестиций, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности. Объединение не перестает развиваться и сегодня, постоянно расширяя сферы своего воздействия.

Предпосылки и история создания НАФТА

Объединение - одна из крупнейших в мире региональная зона свободной торговли с территорией 21,78 млн км 2 , населением более 450 млн чел. и совокупным ВВП около 16,5 трлн долл. США в 2008 г. (на момент формирования соответственно 390 млн чел. и 8.04 трлн долл.).

Соглашение о создании НАФТА - итог более чем полувекового движения этих стран, и особенно США и Канады, к торгово-экономическому и политическому объединению (табл. 1). На протяжении XX в. постепенно размывались экономические границы между США и Канадой путем относительной либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне заключено американо-канад- ское соглашение о свободной торговле (ФТА), призванное обеспечить канадским товарам гарантированный и привилегированный доступ на внутренний рынок США.

Таблица 1. Этапы развития торгово-экономических отношений в Северной Америке

Период Соглашение Основная идея
1947 г. Принятие «Плана Эббота» Стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики
1959 г. Соглашение о совместном военном производстве Внедрение американских стандартов в канадское производство военной техники
1965 г. Соглашение о либерализации торговли продукцией автомобилестроения (Автопакт) Стимулирование интеграции многих других отраслей. Стремление к либерализации рынка товаров и капитала
Конец 1970-х гг. Линия на организацию торгово-политического объединения США. Канады и Мексики Первоначально - энергетический союз трех стран. С 1979 г. изучаются перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли
1988 г. Американо-канадское соглашение о свободной торговле (ФТА) Формирование зоны свободной торговли между двумя странами в течение 10 лет
1992 г. (1994 г.) Подписано (вступило в силу) Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) Формирование зоны свободной торговли товарами между тремя странами, рассмотрение вопросов торговли услугами. движения инвестиций, права интеллектуальной собственности

Особенности и основные направления деятельности НАФТА

Ключевые положения соглашения о НАФТА (табл. 2):

§ Поэтапная отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.

§ Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами.



§ Смягчение режима для североамериканских капит&то&тожений в Мексике.

§ Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке в Мексике.

§ Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику.

§ Создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны-участницы сохраняют национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами. Но во взаимной торговле после переходною периода в 10 (в некоторых случаях - 15) лет в этой экономической зоне должно осуществляться свободное обращение товаров, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Предусматривается улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление зашиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Таблица 2. Ключевые положения соглашения о НАФТА

Аспекты предпринимательской деятельности, регулируемые соглашением о НАФТА Ключевые моменты Соглашения
Доступ к рынкам Отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г. Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами. Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику
Инвестиции Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике. Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке в Мексике. Пять основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам; свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом: право обращаться в Международный суд в случае нарушения Соглашения
Государственные закупки Установление справедливых правил для осуществления государственных закупок
Права интеллектуальной собственности Усиление защиты прав на интеллектуальную собственность. Определен универсальный подход к предотвращению неконкурентных и монопольных действий. Учреждены самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки
Разрешение споров Создание американо-канадской арбитражной комиссии и механизма для урегулирования споров
Услуги Улучшение и развитие торговли услугами. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые
Временный въезд для бизнесменов Перемещение представителей деловых кругов

Одновременно НАФТА устанавливает протекционистские правила против внеконтинентальных производителей в текстильной промышленности и автомобилестроении.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА имеет ряд ограничений (исключений):

§ Устанавливаетограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно «чувствительных» к иностранной конкуренции, и различие графиков снижения пошлин. Это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям. В Соглашении все товары разбиты на три большие группы - промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и тек- стильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров предусмотрено и осуществлено немедленное снятие пошлин.

§ Содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

§ Содержит исключения из режима свободной торговли. Так, сохраняются: право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе: право Канады на защиту некоторых секторов, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг и т.д.); право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупок сельскохозяйственных товаров.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран-участниц интеграционного блока. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров были устранены в течение 10 лет. Примерно половина мексиканских пошлин устранялась при вступлении Соглашения в силу. В дальнейшем (в течение пяти лет) до 70% всех товаров из США ввозились в Мексику беспошлинно. Со своей стороны Мексика получила облегченный доступ к большей части североамериканского рынка; снятие пошлин в течение пяти лет распространялось почти на 90% промышленных изделий.

В то же время тарифы на незначительное число изделий, «чувствительных» для американской промышленности, не ликвидированы практически до конца 15-летнего периода. Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устранялись в течение 10 лет. Во взаимной торговле США и Канады была договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанных в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 г.

Выводы

В НАФТА нет постоянно действующих наднациональных органов. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами государств-партнеров. Основные положения Соглашения сводятся к устранению тарифных барьеров в торговле товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой.

Соглашение о НАФТА оказало конструктивное влияние на экономические взаимосвязи стран-участниц. Действие договора направлено на либерализацию отношений между США и Мексикой и между Канадой и Мексикой, поскольку взаимоотношения между США и Канадой либерализовывались в рамках двусторонней зоны свободной торговли, созданной в 1988 г.

Положение Соглашения в области инвестиционного сотрудничества устанавливает недискриминационный режим для инвесторов стран-участниц при создании предприятий (ПИИ), приобретении компаний, их расширении и управлении. Инвесторы имеют право на репатриацию прибылей и капитала, на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, на урегулирование споров в правительственном арбитраже. Такое устранение барьеров привело к значительному росту инвестирования внутри НАФТА.

Основными источниками инвестиций в НАФТА выступают ТНК. Их деятельность сосредоточена главным образом в наукоемких отраслях (в США и Канаде) и в обрабатывающей промышленности (в Мексике). В результате действия Соглашения объем взаимных инвестиций в периоде 1994 по 2008 г. увеличился в 6 раз. Инвестиционное сотрудничество осуществлялось по схеме США - Канада, США - Мексика.

Отраслевая структура взаимных инвестиций США, Канады и Мексики различна. Взаимные ПИИ США и Канады, как и других развитых стран, главным образом сосредоточены в сфере услуг - банковских и финансовых, тогда как в Мексике эти страны инвестируют преимущественно производственный сектор.

ПИИ положительно воздействуют на экономику принимающей страны только при наличии четкой и грамотной правительственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами. При отсутствии такой программы ПИИ могут негативно повлиять на дальнейший экономический рост страны.

Интеграция в рамках НАФТА в значительной степени способствовала развитию торговли, специализации производства и внедрению современных технологий в различных секторах экономики. Внутризонапьный товарооборот рос более высокими темпами, чем торговля США, Каналы и Мексики с другими странами. Договор НАФТА способствовал также процессу интеграции в сфере услуг (финансовый сектор, торговля, транспортная сфера, здравоохранение и коммуникации) и в вопросах зашиты интеллектуальной собственности.

Асимметричность развития НАФТА включает асимметрию: промышленных потенциалов стран-участниц, проистекающую из того, что на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран; уровней развития между высокоразвитыми странами (США и Канада) и развивающейся Мексикой; интенсивности двусторонних экономических отношений (США - Канада, США - Мексика); отсутствие зрелых экономических отношений между Канадой и Мексикой.

В качестве одного из первоочередных направлений развития интеграционных процессов с участием НАФТА США рассматривают страны Латинской Америки. НАФТА в перспективе может стать основой будущей Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА), создание которой пока откладывается. Карибский и Центральноамериканский регионы в настоящее время более интегрированы в НАФТА, чем со своими партнерами по группировкам, не только по линии торговли и финансов, но и на более глубоком уровне производственной интеграции.

3 Этапы интеграционного процесса

НАФТА предусматривает программу по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа:

Первый этап становления НАФТА характеризуется тем, что в течение 5 лет страны-участницы активно отменяют тарифные барьеры. К примеру, США отменили 79 % тарифов на канадский экспорт и на 84 % мексиканского экспорта. Нетронутым остался лишь «нефтяной экспорт». В свою очередь, Мексика ликвидировала 43 % тарифных ограничений на американские товары и 41 % - на канадские товары, из которых 80 % представляют основной капитал и химические товары.

Во время второго этапа, в 1999 г. США и Канада ликвидировали тарифы почти по 1200 видам товаров. Мексика, в свою очередь, устранила тарифные ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в экспорте США И Канады составляет соответственно 18 и 19 %.

На третьем этапе, который был закончен в 2004 году, США и Канада сняли тарифные ограничения на 12 и 7 % мексиканского «нефтяного экспорта», одновременно Мексика сняла тарифы на 48% американского и канадского экспорта.

На четвёртом этапе должны быть устранены оставшиеся тарифные ограничения на импорт особых видов товаров, которые чувствительны к сдвигам на рынке и климатическим условиям. Пошлины на них предполагается полностью отменить к 2010 году.

Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении импорта мексиканских товаров на рынок США и Канады, что, в свою очередь, способствует увеличению объемов и повышению эффективности американского и канадского экспорта. Устранение тарифных ограничений также будет способствовать модернизации мексиканской экономики и обеспечению более надёжного инвестиционного климата.

Несмотря на основную идею создания Североамериканской зоны свободной торговли - полное реформирование торговли между странами на взаимовыгодных условиях, допускается ряд исключений. В ходе переговоров стороны настаивали на исключении из НАФТА определённых отраслей. Но для стран эти отрасли являются стратегическими, поэтому при заключении соглашения были сохранены основные объёмы ограничений на капиталовложения.

В рамках НАФТА также были рассмотрены вопросы о торговле услугами, движении инвестиций и правах интеллектуальной собственности.

2 Начало интеграционных процессов в североамериканском регионе

Первым шагом, направленным на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Следующим шагом развития двусторонних отношений между США и Канадой стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию многих других отраслей.

Торгово-политическое объединение США, Канады и Мексики начало активно претворяться в жизнь в 1970-е годы. Первоначально речь шла лишь об оформлении энергетического союза. Затем были рассмотрены перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли. Подобная идея была поддержана президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем в 1980-е г.

В сентябре 1988 г. после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна быть сформирована зона свободной торговли. В январе 1989 г. это соглашение вступило в силу.

Изменение экономической и политической ситуации в мире в конце 1980-х годов, активизация интеграционных процессов в Европе и Азии, растущая конкуренция со стороны Японии, социально-политические реформы в странах Латинской Америки снова подняли вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) было подписано 7 октября 1992 г. президентами США и Мексики и премьер-министром Канады, дополнено соглашениями от 13 сентября 1993 г. и вступило в силу с 1 января 1994 г.

НАФТА открыло путь к созданию единого континентального рынка и свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Это соглашение подразумевало слияние трех национальных рынков и образование зоны свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%.

НАФТА - это Североамериканская зона свободной торговли, которая представляет собой соглашение между такими странами, как Америка, Канада и Мексика. На территории этих государств была сформирована зона единого рынка. Соглашение между государствами было подписано его главами в 1994 году. В соответствии с условиями договора страны, входящие в состав объединения, взяли на себя обязательства в ближайшее десятилетие полностью ликвидировать и таможенные, и паспортные барьеры. Также были достигнуты договоренности по установлению правил для формирования справедливой конкуренции и созданию необходимых условий для свободного движения услуг с капиталами.

Правовые аспекты

С правовой точки зрения НАФТА — это модернизированное американо-канадское соглашение о свободной торговле, которые было подписано в 1988 году. Если рассматривать договоренность между странами в качестве политического явления, то она выступает в формате реакции Америки на процедуру европейской интеграции, в том числе в образовании, имевшую место в 1992 году.


НАФТА поддерживает ориентацию на модель Европейского Союза в аспекте экономической интеграции. Отличие заключается в отсутствии стремления к формированию политических надгосударственных органов. Это связано с развитой дифференциацией стран: Америка и Канада являются высокоразвитыми регионами, а Мексика - это активно развивающаяся область. НАФТА существенно отличается от ЕС по количеству стран, но значительно превосходит ее не только по показателям ВВП, но и по численности населения. Можно сделать вывод, что именно НАФТА - это самое крупное в мире экономическое объединение.

Какие перспективы открыло сотрудничество?

Страны-члены НАФТА благодаря сотрудничеству активизировали торгово-экономические отношения, при этом не только открылись новые пути развития, появился целый ряд ограничений. Америка частично перенесла на территорию Мексики промышленные производства, начала импортировать широкий перечень товаров из этого государства по более низким ценам в сравнении с импортом аналогичных товаров из Америки.


Параллельно возросла активность на рынке труда США по мере перетекания мощностей на территорию Мексики. Активизировалась проблема дефляций. Для Мексики открылись двери на рынки США и прочих развитых стран, объемы зарубежных инвестиций возросли, в том числе и объемы кредитования экономики государства.

Что касается экономических дивидендов, то они для развивающейся страны имели однобокий характер. Обогащение ощутила только элита. Гармоничней всего в структуру объединения вписалась Канада. Ей удалось избежать масштабной деиндустриализации при увеличении промышленного экспорта. Основная роль Канады заключалась в том, чтобы выступать в роли посредника в отношениях между Америкой и государствами Латинской Америки.

Что входит в понятие НАФТА?

Исключительная экономическая зона является по сути комплексом договоренностей, который распространяется не только на сферу услуг и инвестирования, но и охватывает объединение экономически развитых стран. В положения договоренностей относительно предпринимательской деятельности в Северной Америке входят:

  • Доступ к рынкам инвестиций.
  • Гарантии.
  • Услуги и права интеллектуальной собственности.
  • Государственные закупки.
  • Меры по соблюдению стандартов.
  • Въезд для бизнесменов.
  • Решение конфликтных ситуаций.

Обязательства стран-участниц

Исключительная экономическая зона наложила на страны-участницы определенные ограничения. Так, Америка, Канада и Мексика обязаны сохранить свои национальные таможенные тарифы в аспекте торговли с третьими странами.

Утверждено свободное обращение товаров после переходного периода в 10 лет (иногда 15 лет) в зоне экономического объединения. Правило распространяется на товары, которые идентифицируются как выпущенные в США, Мексике и Канаде. Договоренность предусматривает улучшение условий торговли услугами, наладку механизма взаимного инвестирования.

В соглашении имеются оговорки относительно временного восстановления защиты для неких отраслей промышленности, которые понесли потери в результате импорта определенных категорий товаров. Страны НАФТА, список которых представлен выше, должны следовать отдельным исключениям из общего режима свободных экономических отношений.

Исключения из правил

На фоне создания зоны свободной торговли есть моменты, которые не соответствуют стандарту договоренности. Так, в рамках объединения НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) продолжают действовать следующие стандарты:

  • Мексика оставила за собой право накладывать ограничения на иностранную деятельность в нефтяном сегменте.
  • Канада имеет право ограничивать доступ к отдельным сегментам информации, которые имеют некую важность в культурном аспекте. Это радиовещание и выпуск фильмов, публикация книг и производство пластинок.
  • США сохранило право на поддержку оптимального уровня внутренних цен, право на сбережение систем закупок в сельскохозяйственном сегменте.

Специфика ликвидации пошлин

Все товары в рамках сотрудничества разбиты на три категории. Это промышленная группа (за исключением текстильной продукции), сельскохозяйственная группа и текстильная с одеждой включительно. Для каждой категории товаров свойственен свой индивидуальный график снижения пошлин. Стоит сказать и о полном снятии пошлин на разные группы изделий. В перспективе объединение НАФТА цели ставит куда более значительные. В течение 5-15 лет планируется полностью отменить большую часть пошлин.

Инвестиционная деятельность в рамках объединения и прочее

В рамках объединения НАФТА, страны участники которого перечислялись выше, действует 5 доминирующих принципов защиты зарубежных инвесторов и их капиталов. Это:

Соглашение предусматривает правовую ответственность за нарушение прав собственности на патенты, товарные знаки и интеллектуальное имущество. Действует законодательство, которое позволяет определить область производства товара. Так, продукт присваивается тому государству, на территории которого он подвергался самой большой обработке (вычисляется в процентном соотношении).

Цели объединения

НАФТА - это масштабная региональная зона свободной торговли с населением в пределах 406 миллионов человек и совокупным ВВП в размере 10,3 триллиона долларов. Формирование тандема обусловлено целым рядом параметров и перечнем целей, которые планировалось достигнуть. К предпосылкам создания объединения можно отнести следующие:


Вполне ясно, по каким причинам было сформировано объединение НАФТА. Страны-участники, подписывая договор, помимо эффективности партнерства преследовали еще и ряд целей. Это активизация торговли за счет ликвидации любых ограничений, создание здоровой конкурентной среды, привлечение инвестиций, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности. Объединение не перестает развиваться и сегодня, постоянно расширяя сферы своего воздействия.

  • Пятница, 1 Январь 2010 19:00

Интеграционные процессы в Северной Америке развиваются уже несколько десятков лет. Вопрос интеграции североамериканских государств, в первую очередь Канады и США, имеет давнюю историю. В силу экономико-географического положения их хозяйственное сближение началось еще на заре индустриализации обеих стран, в середине прошлого века.

17 декабря 1992 года было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) .

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, NAFTA, North American Free Trade Agreement, ALENA, Accord de libre-échange nord-américain) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994 года.

В НАФТА входят: США, Канада и Мексика.

Предпосылки создания:

  1. США, Канаду и Мексику объединяет наличие общих географических границ, а также исторически сложившихся хозяйственных связей и транспортных коммуникаций. Более того, у Канады и США также наблюдается общность культурных традиций, религии и языка.

  2. США и Канада обладают примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики. Что касается Мексики, то здесь интеграция в рамках НАФТА представляется эффективным средством для скорейшего поднятия уровня своего экономического развития.
  3. В качестве одной из предпосылок объединения выступает наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран.
  4. Поскольку время подписания соглашения характеризовалось устойчивым экономическим ростом, внутренние, а также внешние факторы развития экономики региона оценивались как благоприятные.
  5. США, Канаду и Мексику объединила общность хозяйственных проблем, а также целей, поставленных перед соглашением НАФТА.
  6. Определенную роль сыграла политическая воля всех трех государств, решивших образовать зону свободной торговли.
  7. Одной из предпосылок объединения выступил так называемый «демонстрационный «эффект», который в свою очередь заключается в том, что под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию или создать свой блок. Таким образом, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, подняли вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли.

  8. Интеграция североамериканских стран во многом произошла по принципу домино. Дело в том, что интеграция ведет к пе-реориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, а остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Также произошло и с США. Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х годов, а именно прекращение холодной войны, положило конец существованию двухполюсной системы мира, исчезли такие структуры, как Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи, ослабли стратегические и экономические позиции России. В этих условиях страны Западной Европы и Азиатско-тихоокеанского региона все активнее пытались уйти из-под американского контроля и сосредоточить средства на укреплении своей экономической мощи. Так, страны Западной Европы приступили к углублению и расширению европейской интеграции, что привело к вводу новых ограничений для третьих стран, а также дальнейшему наращиванию своей мощи и уровня конкурентоспособности. Япония же, используя стремительный рост своей экономической силы, начала прокладывать курс на создание своего рода азиатского общего рынка. В этих условиях, образование зоны свободной торговли на североамериканском континенте представлялось для США разумным и необходимым шагом.

Основные цели и задачи НАФТА
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.

Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

Цели НАФТА:

  • устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;
  • создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
  • привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
  • создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
  • создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;
  • создание единого континентального рынка.

Структура НАФТА:

  • комиссия по свободной торговле;
  • координирующий секретариат.

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле , в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих груп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мехико в начале 1998 года.

Министры согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

Основные характеристики НАФТА.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются:

– снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;

– установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

– значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;

– обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

– урегулирование экономических споров;

– создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества.

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх »: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые (Табл.). Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Из-за моноцентричности в НАФТА нет специальных надгосударственных институтов (как Европарламент в ЕС), поскольку они стали бы лишь придатком к администрации США. Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Если какая-либо страна решится игнорировать решения Комиссии, то она столкнется с торговыми и иными санкциями других партнеров по блоку.

Хотя соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли (сокращение и последующую отмену тарифных и нетарифных барьеров), оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды (NAAEC – North American Agreement on Ecological Cooperation) и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству (NAALC – North American Agreement on Labour Cooperation).

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

США как лидер американской экономической интеграции.

В 20 в. США отстаивала принципы либерализации мировой торговли. НАФТА создает прецедент либерального урегулирования новых сфер, пока еще не регулируемых в рамках ГАТТ, – таких, например, как инвестиции, права на интеллектуальную собственность, торговля услугами. Поэтому именно США выступили инициаторами заключения Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) с Канадой и Мексикой.

Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР, Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas — FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, стремящихся укрепить общеамериканскую экономическую интеграцию для экономической конкуренции с Западной Европой (блоком ЕС) и восточно-азиатскими странами (блоком АТЭС).

По инициативе Вашингтона, в Майами в декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и правительств стран двух Америк (Северной и Южной). Именно в ходе этого саммита США была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении к НАФТА подала еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили. Администрация США поддержала план присоединение Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позиции США накануне второго «Саммита Америк», состоявшегося в апреле 1998 в Сантьяго (Чили). В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости вести переговоры по проблеме создания ФТАА.

Планы США расширять НАФТА на юг встречают среди латиноамериканских стран настороженное отношение. Бразилию, Аргентину и ряд других «новых индустриальных» стран Латинской Америки не устраивает модель экономических отношений в рамках НАФТА между развитыми (США, Канада) и развивающимися (Мексика) странами. Хотя экономическая либерализация в НАФТА дала сильный импульс развитию экономики Мексики, однако рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени за счет «макиладорас», т.е. сборочных предприятий – филиалов американских компаний. В структуре мексиканского импорта из США на комплектующие приходится примерно 75%. Такая зависимость не позволяет латиноамериканским партнерам США рассчитывать на существенные конкурентные преимущества, развивать полные технологические производственные цепочки внутри страны и экспортировать конечную продукцию. В итоге сборочные экспортные производства относительно благополучны, однако это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом.

Экономическое влияние НАФТА на Соединенные Штаты.

Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.

Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.

В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.

Роль Мексики в НАФТА.

Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.

Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.

Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

Роль Канады в НАФТА.

Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.

Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.

Участие в КУФТА и НАФТА дало сильный импульс канадской экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился, доля в нем машин и оборудования повысилась с 28% в 1980 до 45% в 1999. Это опровергает опасения тех противников соглашения о свободной торговле на североамериканском континенте, которые считали, что оно приведет к «деиндустриализации» канадской экономики.

В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).

Перспективы развития НАФТА.

С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами – Северной Америкой, Западной Европой и Японией – но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.

Интеграция стран в общий рынок обычно происходит болезненно. Теоретически цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.

Критики обращают внимание на некоторые отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц – в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация «Дженерал Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных мощностей из США в Мексику. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.

Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001.

Сторонники развития НАФТА указывают на значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Так, за период 1993–2000 взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., товарооборот между США и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история знает и примеры торговых «войн», когда члены НАФТА не могли договориться о мерах регулирования торговли. Так, в 1996–1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики с США

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» — своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

Дмитрий Преображенский, Юрий Латов

) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

Ядром НАФТА является американо-канадская экономическая интеграция. Развивающаяся с 19 в., она привела к подписанию в сентябре 1988 американско-канадского соглашения о свободной торговле (Сanada-U.S. Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего в силу с 1989. КУФТА предусматривало создание в течение 10 лет зоны свободной торговли, объединяющей обе страны Северной Америки. С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. 17 декабря 1992 было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступило в силу 1 января 1994.

НАФТА стала первым в мире экономическим союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.

Основные характеристики НАФТА.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются:

– снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;

– установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

– значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;

– обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

– урегулирование экономических споров;

– создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества.

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх »: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые (Табл.). Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Из-за моноцентричности в НАФТА нет специальных надгосударственных институтов (как Европарламент в ЕС), поскольку они стали бы лишь придатком к администрации США. Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Если какая-либо страна решится игнорировать решения Комиссии, то она столкнется с торговыми и иными санкциями других партнеров по блоку.

Хотя соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли (сокращение и последующую отмену тарифных и нетарифных барьеров), оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды (NAAEC – North American Agreement on Ecological Cooperation) и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству (NAALC – North American Agreement on Labour Cooperation).

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

США как лидер американской экономической интеграции.

В 20 в. США отстаивала принципы либерализации мировой торговли. НАФТА создает прецедент либерального урегулирования новых сфер, пока еще не регулируемых в рамках ГАТТ , – таких, например, как инвестиции, права на интеллектуальную собственность, торговля услугами. Поэтому именно США выступили инициаторами заключения Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) с Канадой и Мексикой.

Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР , Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas - FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, стремящихся укрепить общеамериканскую экономическую интеграцию для экономической конкуренции с Западной Европой (блоком ЕС) и восточно-азиатскими странами (блоком АТЭС).

По инициативе Вашингтона, в Майами в декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и правительств стран двух Америк (Северной и Южной). Именно в ходе этого саммита США была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении к НАФТА подала еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили. Администрация США поддержала план присоединение Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позиции США накануне второго «Саммита Америк», состоявшегося в апреле 1998 в Сантьяго (Чили). В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости вести переговоры по проблеме создания ФТАА.

Планы США расширять НАФТА на юг встречают среди латиноамериканских стран настороженное отношение. Бразилию, Аргентину и ряд других «новых индустриальных» стран Латинской Америки не устраивает модель экономических отношений в рамках НАФТА между развитыми (США, Канада) и развивающимися (Мексика) странами. Хотя экономическая либерализация в НАФТА дала сильный импульс развитию экономики Мексики, однако рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени за счет «макиладорас», т.е. сборочных предприятий – филиалов американских компаний. В структуре мексиканского импорта из США на комплектующие приходится примерно 75%. Такая зависимость не позволяет латиноамериканским партнерам США рассчитывать на существенные конкурентные преимущества, развивать полные технологические производственные цепочки внутри страны и экспортировать конечную продукцию. В итоге сборочные экспортные производства относительно благополучны, однако это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом.

Экономическое влияние НАФТА на Соединенные Штаты.

Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.

Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.

В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.

Роль Мексики в НАФТА.

Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.

Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.

Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

Роль Канады в НАФТА.

Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.

Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.

Участие в КУФТА и НАФТА дало сильный импульс канадской экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился, доля в нем машин и оборудования повысилась с 28% в 1980 до 45% в 1999. Это опровергает опасения тех противников соглашения о свободной торговле на североамериканском континенте, которые считали, что оно приведет к «деиндустриализации» канадской экономики.

В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).

Перспективы развития НАФТА.

С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами – Северной Америкой, Западной Европой и Японией – но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.

Интеграция стран в общий рынок обычно происходит болезненно. Теоретически цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.

Критики обращают внимание на некоторые отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц – в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация «Дженерал Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных мощностей из США в Мексику. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.

Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001.

Сторонники развития НАФТА указывают на значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Так, за период 1993–2000 взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., товарооборот между США и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история знает и примеры торговых «войн», когда члены НАФТА не могли договориться о мерах регулирования торговли. Так, в 1996–1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики с США

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

Дмитрий Преображенский, Юрий Латов



Похожие статьи