Налог на бездетность кто автор. Кто платит налог на бездетность

Исследователи, которые сегодня изучают жизнь жителей советского Союза, часто обращают внимание на её качества. Анализы государственной модели вызывают очень много вопросов, касающихся общественной политики. Самым позитивным моментом в этой сфере была абсолютная социальная стабильность В государстве присутствовала бесплатная медицина, образование, а также прочие блага. Подобная ситуация наблюдалась на фоне тотального экономического равноправия народа. Однако, подобный порядок устраивал далеко не всех.

Спорный налог

Кроме позитивных и негативных моментов, которые присутствовали в жизни жителей СССР существовали и такие моменты, которые по сей день вызывают очень много споров. Сюда же относится и тот самый налог на бездетность. Современные жители России о нём практически ничего не знают, но он очень сильно ударил по моральному и финансовому аспекту жизни.

Налог на бездетность был учрежден в 1941-м году // Фото: ideiforbiz.ru


Налог на бездетность был учрежден в 1941-м году, через пять месяцев после окончания ВОВ. Как раз военные действия, вероятнее всего. и послужили возникновению идеи подобного странного побора. А все потому, что военные действия вели за собой значительное сокращение людских ресурсов. Власти СССР чётко понимали, что после долгого периода войны сторона будет находиться за гранью демографического кризиса и на восстановление численности проживающих может уйти не один десяток лет. Руководство пожелало всевозможными способами принудить женщин рожать. Так и был создан налог, который вызывал множество противоречий и осуждение.

Суть нововведения

Официально налоги носил название “на холостяков, малосемейных и одиноких граждан СССР”. Среди простого народа его с насмешкой именовали “налог на яйца”, потому как от него в большинстве случаев страдали именно мужчины. Они оказались в довольно шатком экономическом положении сравнительно с женщинами. Мужчины, которые не имели детей должны были уплачивать налог даже в том случае, когда были не женаты. Женщины выплачивали материальные средства лишь тогда, когда были замужем.

Возраст налогоплательщиков

С того момента, как налог начал действовать он практически не менялся. Единственное что изменилось в нём это возраст налогоплательщиков и процентная ставка налога. Изначально было принято решение собирать у людей 6 % от зарплаты. Также в самом начале был чётко установлен возраст людей, которые должны были отдавать свои заработанные средства. Это были мужчины от 20 до 50 лет, и женщине от 20 до 45 лет.


С того момента, как налог начал действовать он практически не менялся // Фото: media-driver.info


В том случае, когда в паспорте не указывался день и месяц рождения, то деньги взымать начинали с января того года, когда гражданину исполнялось двадцать лет. Финальная выплата должна была прийти в декабре того года, когда женщина или мужчина достигали указанного выше возраста. Для того, кто подпадал под налогообложение сумма налога зависела непосредственно от размера его зарплаты. Тот, кто в месяц имел около 91 рубля, платил пониженную ставку, тот кто получал ниже 70 рублей вообще не был подвержен обложению налога.

Правки в законе

Спустя 4 года после завершения войны подсчитали тот демографический ущерб, который был нанесен военными действиями. Также определили какие слои страны больше всех пострадали. Ими стали люди, живущие в деревнях и селах потому как фашисты, передвигаясь по стране заходили туда в надежде поживиться. Они сметали практически все на своем пути, а также убивали местное население.

Учитывая данную ситуацию власти в 1949 году внесли в проект налога несколько изменений. Они касались непосредственно жителей небольших населенных пунктов. Уроженцы деревень и сел, которые не имели продолжителей рода, обязывались выплачивать государству 150 рублей. Более того, те семьи, которые имели хотя бы одного ребенка также платили. Их налог составлял 50 рублей. Два ребенка в семье позволяли уменьшить выплаты до 25 рублей.

Слои, освобождавшиеся от налога

Так, несмотря на то, что страна придерживалась принципа экономического равенства она активно взывала с людей большие суммы. Однако, власти некоторых людей все же освободили от уплаты. Ими стали люди, дети которых считались погибшими или без вести пропавшими на территориях сражения во времена Второй мировой.


Учитывая данную ситуацию власти в 1949 году внесли в проект налога несколько изменений // Фото: misto.news


Остальные жители страны обязаны были отдавать свои деньги. Даже Герои Советского Союза, а также Кавалеры Ордена Славы не ушли от данной участи. Хотя для них были установлена некая система льгот. Налог могла не платить те, кто просто физически не способен был иметь ребенка.

Налог могли не выплачивать пары только что вступившие в официально зарегистрированный брак. Однако, данная категория была внесена в документы только с приходом 80-ых годов. Освобождение действовало для молодых людей с того момента, когда они вступали в брак и до одного года проживания в нем. В том случае, когда у новобрачных в течение года не появлялся ребенок, то налогообложение снова вступало в силу. Если же в семье все-таки спустя время появлялся ребенок, то на них мгновенно переставал распространяться налог.

Не выплачивали средства и те, кто соглашался взять ребенка с детского дома. Однако, если такой ребенок умирал от несчастного случая или по иным причинам, тогда налог снова вступал в силу. В том случае, когда ребенок рождался у официально незарегистрированной пары, то от налога освобождали только мать. Отца тоже могли освободить, но только в то случае, если присутствовало заявление от обеих родителей в ЗАГСе. Также данный вопрос мог решаться в судебном порядке.

Результат существования налога

Несмотря на то, что налог постоянно подвергался жестокой критикой от простого народа, он принес стране просто невероятные, а главное позитивные результаты, связанные с демографической ситуацией. С момент его учреждения и до 1991 года количество людей, проживающий в Стране Советов увеличилось с 195 до 294 миллионов (практически в 2 раза). В тот момент, когда налог был отменен (в 1992 году) рождаемость резко упала. Из этого стоит сделать вывод, что решение властей было правильным. Несмотря на то, что вокруг налога велись длительные и иногда довольно жаркие споры официальная статистика говорит за него сама. Он выполнил задачу, которая перед ним ставилась. В послевоенный период увеличить число жителей было очень необходимо.

Все средства, которые поступали в казну государства, направлялись на строительства сиротских домов и их содержание. После Второй мировой колоссальное количество неполно летних детей остались круглыми сиротами, соответственно их содержание легло на плечи государства. Этот факт можно расценивать одной из причин введения налога. В результаты всего за несколько лет существования налога в стране было сооружено около 6 тысяч больших детских домов. В них росли и учились близко 600 тысяч сирот.

Отмена «ненужного» налога

Население вынуждено было отдавать собственные средства государству вплоть до самого распада СССР. Хотя еще с 1990 года правящая верхушка запланировала постепенно уменьшать процент этого налога для того слоя населения, который получал заработную плату в размере меньше 150 рублей. Также хотели освободить от выплат налогов мужчин, которые находились в официальном браке и не имели ребенка. Убрать полностью налог было решено с приходом 1993 года. Вследствие распада СССР налог автоматически перестал существовать в 1992 году.


Каждая страна мира борется с решением демографической ситуации собственным путем, применяя определенные стимулирующие средства для увеличения рождаемости. В Советском Союзе с этой проблемой решили бороться путем введения обязательных платежей. Закон был принят в конце 1941 года, получил название «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР» и действовал более полувека.

Цель налога


На самом деле целью введения налога на бездетность являлось не столько улучшение демографической ситуации в стране, сколько пополнение бюджета страны бездетными гражданами для целей участия в расходах на содержание детских воспитательных учреждений. Плательщиками являлись все мужчины, не имевшие детей, в возрасте от 20 до 50 лет.

Бездетные женщины, которые состояли в законном браке, в возрасте от 20 до 45 лет, также облагались этим налогом. В народе данный платеж получил название "налог на яйца". Так как женщины, не состоявшие в браке, освобождались от уплаты, многие мужчины утверждали, что данное условие ставит их в неравное положение по сравнению с женщинами.

Ставка налога


Ставка налога на бездетность была дифференцированной и зависела от ежемесячного заработка гражданина: для граждан, чей ежемесячный доход составлял более 91 руб. ставка составляла 6%; ставка снижалась для работающих граждан и получавших доход в диапазоне от 71 до 90 руб. и составляла 5%; полностью освобождались от уплаты налога работающие с доходом менее 70 руб. Интересным фактом является то, что работники творческих профессий уплачивали налог независимо от дохода по самой верхней границе, а именно 6%.

Льготы по уплате налога


Несмотря на широкий круг граждан, подлежащих налогообложению, были и такие, кто налог на бездетность не платил: освобождались граждане, чьи дети погибли, пропали без вести или умерли; молодожены в течение года после вступления в брак (в случае расторжения брака - мужчина должен был сразу сообщать в бухгалтерию предприятия о данном событии и начисление налога возобновлялось); военнослужащие включая офицерский состав, солдатов, мичманов, прапорщиков, курсантов, а также их жены.

Также освобождения от уплаты налога на бездетность имели студенты высших и средне-специальных учреждений до достижения ими возраста 25 лет; инвалиды, получившие I и II группу, и их жены; лилипуты (люди, больные гипофизарным нанизмом); граждане с расстройствами психики, шизофренией, умственной отсталостью и маниакально-депрессивным психозом; одинокие женщины, не состоящие в браке; граждане, трудящиеся в условиях Крайнего Севера на ремесленных промыслах; граждане, усыновившие детей.

Отмена налога


Налог на бездетность просуществовал вплоть до распада СССР. Начиная с 1990 года планировалось уменьшить ставку налога для людей, чей заработок составлял менее 150 рублей, а также отменить взимание с мужчин, которые состояли в браке, но не имели детей. В планах на 1993 год была полная отмена налога для холостяков, но он перестал существовать еще раньше - 1 января 1992 года в связи с распадом Советского Союза.

Налог на бездетность в России


Сегодня в Российской Федерации официального налога на бездетность не существует. Но действует своеобразный аналог - ежемесячный налоговый вычет на рождение первого (1400 руб.), второго (1400 руб.) и третьего ребенка (3000 руб.). Таким образом гражданин, получающий доход до налогообложения в размере 40 тыс. рублей и имеющий 2-х детей, получит на руки на 364 руб. больше, чем его холостой коллега. Сумма, конечно, не сопоставимая с 6% налогом, но все же.

Начиная с 2003 года регулярно циркулируют слухи и предложения о возобновлении сбора налогов с бездетных граждан в размере 3-5% и подкрепляется статистическими данными о наличии в России большого количества холостяков, но все попытки потерпели неудачу. Многие россияне не поддерживают введение данного налога, считая его бессмысленным. С ними согласны и многие демографы, которые утверждают, что введение данного налога не только не увеличит рождаемость, а может привести к противоположному эффекту.

Другие страны


Примеров введения налога на бездетность в других странах можно пересчитать по пальцам. Первопроходцем и новатором была Римская империя, а именно цензор Марк Фурий Камилл первым ввел данный платеж в 351 году до нашей эры для своих граждан. В 1909 году Болгария повторила этот опыт, а позднее в 1926 году Бенито Муссолини, которого беспокоила демографическая ситуации в Италии ввел аналогичный налог.

БОНУС


Сегодня выглядит несколько странным тот факт, .

В целях стимуляции рождаемости в 1941 году введен обязательный сбор для граждан с небольшим количеством детей или не имеющих их вовсе. Налог принят на основании Указов Президиума ВС СССР от 21.10.41 г. По закону тех лет мужчины от 20 до 50 лет и женщины до 45, признанные малодетными, отчисляли процент дохода в государственную казну.

Согласно указу президиума налог на бездетность составлял 5% . При этом женщина платила сбор, если состояла в законном браке. С бездетного мужчины-холостяка налог удерживался.

Существовала в советском союзе система льгот для отдельных категорий граждан. От рассматриваемой повинности освобождались :

  • военные и их супруги;
  • учащиеся граждане до 25 и 23 лет с возрастом соответственно для мужчин и женщин;
  • получатели пенсионного обеспечения;
  • лица, признанные врачебной комиссией не способными воспитывать и содержать детей.

Закон о налоге предусматривал скидки . Если заработок составлял менее 150 рублей, сбор снижался до 5 рублей . Население села, входящее в состав колхозов отчисляло по 100 рублей в год за одного налогоплательщика. С неработающих и лиц, чей доход было невозможно установить, взималось 60 рублей в год.

В дальнейшем процентная ставка по налогу поднялась до 6% . Льготы остались для лиц с доходом ниже 91 рубля. Если гражданин зарабатывал менее 70 рублей, пошлина не уплачивалась. В 1949 сбор был увеличен для сельских жителей. Теперь, бездетный гражданин выплачивал 150 руб. в год. Если есть один ребенок, платил 50 руб. Если два – 25.

Существовали отдельные особенности налогообложения. Потерявшие в ходе ВОВ детей от налога освобождались. Иные лица после смерти ребенка продолжали отчислять процент заработной платы до момента повторных родов или усыновления.

Отмена налога за бездетность

К концу 80-х в налогообложении произошли послабления. Молодожены теперь в первый год после свадьбы от сбора освобождались. Начались разговоры об окончательной отмене. С лета 1990 года ставка налогообложения снижена для граждан с доходом менее 150 руб.

Очередным указом президиума с 1992 планировалась отмена сбора для состоявших в браке бездетных мужчин. С 1993 ожидалось полное прекращение выплат. Фактически налог на бездетность отменен с распадом СССР.

В России существует аналог похожего налогообложения. Определенный процент подоходного налога может быть возвращен гражданам, если они воспитывают одного или нескольких несовершеннолетних детей или подростков до 23 лет. При этом последние должны получать образование в профессиональных или высших учебных заведениях.

По существующему законодательству РФ стандартный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется гражданам в размерах:

  1. За первого ребенка – 1 400 руб.
  2. За второго – 1 400 руб.
  3. За третьего и последующих – 3 000 руб.
  4. За ребенка-инвалида – 12 000 руб.

Компенсация воспитывающим детей гражданам предоставляется в виде снижения НДФЛ на указанную выше сумму один раз в месяц.

Налог на бездетность в 2018-2019 года

Идея выделить сбор за бездетность в отдельный налог поднималась неоднократно. В 2003 г. депутат Чуев А. поднял в Госдуме вопрос возврата сбора за малодетность. Зимой 2013 г. протоиерей Смирнов Д. предложил возвратиться к прошлой практике и вернуть налог.

В 2015 г. президент России Путин В.В. заявил о нецелесообразности на данном этапе ввода налога по малосемейности и отложил вопрос на более удобное время. В 2017 институтом демографии, миграции и регионального развития в лице его главы Крупнова Ю. была разработана и отправлена на рассмотрение президента концепция. Ее суть: вернуть в России налог на бездетность в 2018 году или ближайшее время.

По концепции предлагалось вернуть сбор с малодетных, и на эти средства улучшить социальную помощь многодетным семьям путем:

  1. Выплаты ежемесячного пособия размером от 25 тыс. руб.
  2. Назначения увеличенной дотации до 100 тыс. руб. , если в семье более 8 детей.
  3. Предоставления жилищной помощи в увеличенном размере.

Схожее с концепцией предложение озвучил заместитель председателя московской думы Губенко Н. Он предложил вернуть налог, и на полученные средства повысить размер государственной помощи нуждающимся. Среди сторонников идеи можно выделить Жириновского В. обратившегося с таким предложением к президенту на очередной встрече представителей фракции Госдумы.

Однако предложение нашло отрицательный отклик в среде высокопоставленных чиновников. Уполномоченный по правам ребенка Кузнецова А. заявила, что проблему демографии нужно решать иными способами, а не вводом дополнительного налога. К примеру, повышением выплат по беременности и родам.

Отрицательно отнеслись к предложению Мизулина Е. и Топилин М. По словам члена совета федерации и министра труда подобные инициативы вредны и следует лучше уделять отдельное внимание нуждающимся, а не оказывать давление на отдельные категории граждан.

Охарактеризовать возможность ввода налога за бездетность можно словами главы российского правительства Медведева Д. По его заявлению, планов по введению такого налога нет .

Для оптимистов идеи немного вдохновляющими будут слова пресс-секретаря президента России Пескова Д. На заданный по теме вопрос он ответил, что с новой концепцией Кремль пока не ознакомлен, поэтому трудно комментировать возможность ввода налога за бездетность в 2017 году.

Заключение

В целях стимуляции рождаемости с начала 40-х в СССР был введен налог за бездетность и малосемейность. С небольшими изменениями по процентной ставке и условиям налогообложения этот сбор просуществовал до момента распада союза республик.

Основные выводы:

  1. Первоначальная процентная ставка по налогу – 5% .
  2. Изменения к 1949: увеличение процента сбора до 6% и повышение взносов для жителей села.
  3. К концу 80-х стали рассматриваться планы об отмене удержаний с дохода для бездетных граждан. Вводились дополнительные уступки в существующем налогообложении.
  4. В современной России неоднократно поднимается вопрос о возврате утраченной практики. Разрабатывается концепция и периодически выдвигаются на рассмотрение соответствующие законопроекты.
  5. Ожидается подача рассматриваемой концепции в Кремль на рассмотрение высокопоставленных чиновников.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по налогу на бездетность

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Анна Петровна. Слышала, разрабатывается законопроект о вводе налога за бездетность. Какие последние новости по этой теме? Сколько ориентировочно может достигать сумма сбора, и с какого возраста начнут удерживать налог?

Ответ: Здравствуйте, Анна Петровна. Действительно разработана и дорабатывается концепция. Точно не определен процент удержаний с заработной платы по налогу, и с какого возраста начнутся удержания. Для понимания вопроса можно опереться на следующие предложения:

  • по законопроекту Чуева А. ожидалась процентная ставка 3-5% с дохода в зависимости от социального статуса плательщика;
  • депутат Титов Б. предлагал ввод двухпроцентного сбора для бездетных лиц, в возрасте от 20-25 лет .

Указанные предложения были отменены правительством. Ожидается очередной законопроект по разрабатываемой концепции.

В России периодически пересматривается демографический вопрос. Государство всячески пытается изменить сложившееся положение и простимулировать высокую рождаемость искусственно.

Не так давно Депутат Московской гордумы выступил с предложением к Президенту РФ воскресить некогда существовавший в советский период налог на бездетность в России. По логике законодателей такой налог необходимо ввести для поддержки семей с детьми.

Действительно ли в этом имеется необходимость или нет - попробуем проанализировать.

Будут ли россияне платить за бездетность

Президенту РФ представили проектный вариант концепции ФЗ «О статусе многодетных семей». Помимо всего прочего такой нормативный акт предполагает ввести в нашем государстве налог на малодетность .

По сведениям газеты «Известия», главой Института демографии, миграции и регразвития Ю. Крупновым президенту РФ был направлен проект модернизированного федерального законодательства, который предлагает целый комплекс мер, направленных на поддержку многодетных семей.

По мнению разработчиков такой нормотворческой инициативы, дополнительным налогом следует облагать бездетных не по медицинским критериям семейные пары, а также семьи, у которых всего лишь один ребенок .

Конкретные размеры предполагаемого к введению налога никто до сих пор не озвучивал.

Налоговые расчеты в РФ

Специалисты, проанализировав содержание действующих норм НК РФ, пришли к мнению, что нынешнее законодательство и без введения новых мер предусматривает определенное налоговое бремя для семей без детей .

Так, ст. 218 этого кодифицированного федерального закона говорит, что налоговые льготы (в виде стандартных налоговых вычетов) предусмотрены лишь для людей, у которых есть дети. Остальные же уплачивают налоги в полном объеме .

Так, при исчислении ежемесячного подоходного налога налоговая база может уменьшаться:

  • на 1,4 тыс. руб. при наличии 1-го ребенка ;
  • на 2,8 тыс. руб. - на 2-х детей;
  • еще по 3 тыс. руб. сверху на 3-го и каждого последующего ребенка (то есть, 5,8 тыс. руб. на 3-х , 8,8 тыс. руб. на 4- х и т .д .);
  • за каждого ребенка-инвалида или обучающегося очно инвалида 1— 2 гр. в возрасте до 24 лет:
  • на 12 тыс. руб. - родителю и его супругу, усыновителю;
  • на 6 тыс. руб. - при воспитании детей семьей опекунов, попечителями, приемными родителями.

Указанные суммы вычитаются из общей налогооблагаемой массы, поскольку они не подлежат обложению 13-процентным налогом.

Ввиду чего ежемесячно человек, у которого есть хотя бы 1 ребенок , обладает прибавкой к заработной плате в размере 182 руб. (13% × 1,4 тыс. р.).

Следовательно, с бездетных россиян такая сумма, наоборот, постоянно удерживается. Иными словами, такая система налоговых расчетов является современным аналогом «налога на бездетность».

Внимание! При наличии нескольких детей суммы вычетов увеличиваются до 364 р. на 2- х и еще по 390 р. сверху на каждого последующего ребенка , достигая для полной многодетной семьи, имеющей двух супругов, суммы дополнительного дохода в размере свыше 1,5 тыс. руб. Скачать для просмотра и печати:

Сколько платят бездетные

В настоящее время в России посредством существующей налоговой системы фактически бездетные и малодетные граждане уже выплачивают более высокий походный налог, чем многодетные.

По данным Росстата :

  • у бездетных россиян, зарабатывающих в среднем 72,4 тыс. руб., в бюджет списывают 9,412 тыс. руб. в виде подоходного налога;
  • родители же, воспитывающие 3-х детей, отчисляют в казну 7,904 тыс. руб., т.е . на 1,5 тыс. руб. меньше.

Удерживаемые суммы налогов поступают в региональный и местный бюджеты (пропорционально 85%/15%), средства из которых идут на:

  • соцподдержку ;
  • образование;
  • содержание дорог;
  • медицину и другие социальные отрасли.

А в представленном инициаторами изменения законодательства предложении планируемую мзду предлагалось перенаправлять в ныне несуществующий «Госфонд поддержки многодетной семьи», из которого собираются финансировать исключительно дополнительные меры поддержки многодетных семей (включая повышенные ежемесячные пособия).

Налог на бездетных в историческом контексте

В советский период времени развития нашего государства налог за бездетность существовал в размере 6% от зарплаты.

Уплачивать его обязывались:

  • бездетные мужчины возрастом 20— 50 лет вне зависимости от их семейного положения;
  • бездетные замужние женщины возрастом 20— 45 лет.

По факту такой налог просуществовал 50 лет (с ноября 1941 г., при издании Указа «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» по 1 января 1992 г., когда юридически оформили распад СССР).

На практике же большинство россиян, проводя сравнительный анализ налоговых сумм для бездетных и денежные объемы , необходимые на содержание семьи, предпочитали уплачивать 6% с заработной платы. Поскольку это было экономически более выгодно, чем обзаводиться потомством.

Официальные экспертные мнения

  1. По данным ТАСС, глава Минтруда М. Топилин заявил, что «подконтрольное ему министерство негативно относится к перспективе возможного ввода налога на бездетность». Топилин при этом пояснил, что предложения, выдвигаемые самим Минтрудом, направлены на меры, стимулирующие рождаемость. Однако такие инициативы вряд ли призваны это сделать. Скорее, наоборот.
  2. По словам детского омбудсмена А. Кузнецовой, «многодетность не покупается». Кузнецова полагает, что немалую роль в демографической политике должна играть идеология и понятие «многодетная семья». По ее мнению, для увеличения рождаемости требуется совершенно иной подход, а не экономическая мера наподобие штрафа или некоего формального откупа.
  3. Минфин России также не поддерживает предложение о введении налога на малодетных. Об этом сообщает « Газета.Ru » .
  4. По мнению ряда других экспертов, состоятельные люди после введения подобного налога будут еще тщательнее скрывать свои доходы, но заводить детей раньше и чаще однозначно не станут.

Кроме того, вырученных средств для реальной поддержки многодетных семей будет недостаточно - поскольку их «съест» администрирование налога. Так что практической пользы от него явно не будет. Помимо прочего, подобное предложение попирает законы этики и логики.

Что касается рядовых россиян, то они тоже однозначно высказались против введения налога на бездетность. Это показал опрос, проведенный «Коммерсантъ FM», через соцсеть «Однокласники ». В нем участвовало свыше 140.000 человек. Что такой сбор в нашей стране не нужен, заявило 70% респондентов.

Важно! Таким образом, и эксперты, и обычные граждане считают, что введение дополнительных налогов для семей без детей или с небольшим количеством детей к желаемым результатам не приведет .

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Приветствую вас, дорогие читатели! Совсем недавно общественность всколыхнула невиданная новость: с 1 июня 2017 года вводится новый налог на малодетность. Звучит устрашающе и как-то нелепо. Насколько велики будут его размеры, и кто будет платить? Давайте вместе разберемся в этом правительственном новшестве.

В памяти россиян еще свежо заявление Президента России В.В. Путина о том, что хорошо бы уменьшить количество и размер налогов. В противовес высказыванию главы государства, чиновники, словно соревнуясь, предлагают все новые налоги.

Недоумение вызвало предложение директора Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова. Он выдвинул на рассмотрение проект закона о налоге на бездетность и малодетность. Он уточнил, что это лишь одна из десятка мер по улучшению демографической ситуации в России и одновременно способ пополнить казну.

Еще ранее Ю. Крупнов предложил В.Путину поддержать многодетные семьи и приравнять воспитание нескольких детей к полноценному трудовому стажу. Закон о налоге на малодетность – лишь часть этого проекта. Так, по заявлению руководителя Минтруда Максима Топилина, в России предполагают увеличивать рождаемость.

Кто будет платить и сколько?

Каковы же детали закона, и кто будет платить за «удовольствие»? С 1 июня 2017 года налог вводится пока только для москвичей.

Как считают в правительстве, в этом регионе проживают самые обеспеченные граждане, которые по разным причинам либо вовсе отказываются иметь детей, либо довольствуются одним ребенком, имея средства содержать гораздо больше. О действии налога на территории всей России власть пока не распространяется.

Законопроект не заставляет граждан ежемесячно наведываться в налоговую и вносить определенные суммы. Все необходимое будет высчитываться из зарплаты, как это делалось в советские времена.

За год до принятия окончательного решения о введении налога предлагалось взимать по 2% с потенциальных родителей, получающих около 100 тысяч рублей в месяц, и 3% с тех, чьи доходы гораздо выше. Видимо, такой способ пополнить казну нашли неэффективным, поскольку найти человека, который в 20-30 лет получает указанные суммы, очень сложно.

Теперь, судя по всему, подсчет будет выглядеть так. Все официально трудоустроенные лица каждый месяц отчисляют в бюджет 13% от заработной платы. Если в семье есть дети, этот налог удерживаться не будет. Остальные же будут, как и прежде, отчислять по 13%, что и представляет собой налог на бездетность.

Кто попадает в «зону риска»?


Какой должен быть возраст потенциальных родителей, пока сказать трудно. Ранее высказанные предложения касались возрастной категории от 22 до 50 лет и до 45 лет для женщин.

Если говорить о том, сколько детей должно быть для признания отсутствия малодетности, то получается, что не менее двух. Семьи, в которых воспитывается 3 и более ребенка, будут получать от государства помощь:

  • от 25 тысяч на трех детей (сумма возрастает в зависимости от количества детей);
  • многодетная мама может получать зарплату как работающая;
  • предоставление бесплатно дорогих вещей, лекарств, путевок и других материальных благ.

Какой налог примут чиновники, будет ясно после 1 июня, когда закон будет доступен всем для ознакомления.

Пока, если рассуждать, возникает много нюансов и нестыковок, которые чиновникам придется учитывать:

  • Потенциально женщина может родить, но появление очередного ребенка в семье может быть связано с серьезными нарушениями ее здоровья, поэтому многие отказываются от второго или третьего малыша. Например, при патологии почек выносить плод можно, но риск для матери слишком велик. Пока непонятно, как будет учитываться в законе этот момент.
  • Если семья не имеет подходящие жилищные условия, будет ли предусмотрена программа по расширению жилья при появлении на свет очередного малыша.


  • Когда в семье дети достигают совершеннолетия, а родители еще находятся в детородном возрасте, вынуждены ли они будут вновь платить налог?
  • Обязательно должен учитываться факт бесплодия в результате медицинских исследований.

Это далеко не единственные «но», приходящие на ум при глубоком размышлении над грозящим москвичам налогом. При этом закон явно противоречит Конституции, поскольку каждый человек волен в создании своей семьи, а может и вовсе не жениться и не рожать детей по собственным убеждениям.

Сколько продержится этот налог в действии, покажет время. Пока население крайне недовольно предпринятыми правительством мерами.

Налог на малодетность: отзывы

Давайте рассмотрим, каково отношение к проекту в народе и в правительственных кругах. Когда предложение о введении налога еще только поступило в Думу, Дмитрий Медведев не раз высказывался о том, что решение вряд ли понравится населению.


Многим это было ясно, как день. И если и стоило вводить законопроект, то пока лишь в качестве эксперимента в одной из областей. Видимо, таким регионом после многих измышлений и стала Москва.

Перед принятием решения правительство провело опрос, который охватил 140 миллионов человек. В ходе него стало понятно, что против налога высказалось 70% опрашиваемых. Отзывы в соц. сетях тоже нельзя назвать удовлетворительными.

Люди видят в решении не попытку улучшить демографическую ситуацию, а средство пополнить казну. В качестве действенного способа по увеличению количества населения предлагается задуматься о предоставлении доступного жилья, что реально может увеличить рождаемость.

Если открыть любой форум, посвященный этой теме, можно увидеть, что отношение к налогу у населения резко негативное. Дело в том, что те 13% от зарплаты, которые предлагается оставлять родителям, имеющим ребенка, вряд ли перекроют все расходы на дитя.


Так что решение, заводить или не заводить малышей в семье, точно не будет основано на желании не платить налог. В то же время для пар, живущих для себя, такая сумма тоже не станет роковой. Преимущество законопроекта для правительственных кругов очевидно: от граждан сильно не убудет, а в казну прибавится.

Поможет ли новый налог улучшить демографическую ситуацию, покажет время. Если опыт Москвы окажется удачным, россиян ожидает территориальное расширение действия закона на всю территорию России. В соц. сетях уже включили налог в список самых абсурдных в истории человечества.

Давайте посмотрим, имеется ли подобных опыт у других стран?

Опыт других стран

В истории человечества с древних времен были случаи, когда правительство решало свои финансовые проблемы за счет бездетных. Но в практике других стран такое случалось редко.

Еще в Древнем Риме, в 351 году до н.э., цензор Камилл принял первый налог на бездетность. Опыт повторился почти через 2 тысячи лет, в 1909 году в Болгарии. Эстафету подхватила Италия в 1926 году, когда взимания были введены Бенито Муссолини.


Следующим преемником идеи стал Советский Союз. Он появился с приходом Второй Мировой войны в 1941 году, когда встал вопрос об увеличении рождаемости и одновременно пополнении казны. Согласно нему, мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины от 20 до 45 лет, не имевшие детей, отчисляли 6% зарплаты в казну помимо остальных налогов. После 1949 года ставка была повышена для сельского населения.

  • лица, которые не могли иметь детей по состоянию здоровья;
  • люди, у которых дети погибли или пропали без вести во время войны;
  • учащиеся специальных и высших учебных заведений до 25 лет.

В 1980-х годах было введено послабление. Молодожены, зарегистрировавшие брак, в течение 1 года освобождались от уплаты. Постепенно в начале 1990-х годов выплаты сошли на нет. Летом 1990 года ставка была уменьшена для тех, чья зарплата составляла менее 150 рублей. Полностью отменен налог был в 1992 году с распадом СССР.

В России до 2016 года существовал своеобразный аналога взиманий за бездетность. Это была стандартная налоговая вычета на детей. Ввести налог на бездетность предложил еще протоиерей Димитрий Смирнов в 2013 году. К его официальному принятию подошли только в 2017 году.


Насколько будет эффективна эта мера, и одобрит ли население такой подход, пока остается неясным. Опыт покажет. Неизвестно, на какие цели поступят вырученные от налога средства. Предполагается, что они пойдут на помощь многодетным малоимущим семьям и детским домам, но вряд ли россияне захотят из собственного кармана содержать чужих детей.

Дорогие читатели, мы с вами рассмотрели возможный размер и все нюансы введения в практику налога на бездетность. Если вы хотите высказать свое мнение по этому поводу, оставляйте комментарий. Проблема может всерьез коснуться ваших друзей или близких. Вы можете проинформировать их, поделившись статьей в соц. сетях.

До новых обсуждений, друзья!



Похожие статьи