Основные социально-экономические показатели регионального развития

ОКОПФ - общероссийский классификатор организационно-правовых форм - также предназначен для решения аналитических задач в сфере статистики. Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы.

ОКСМ - общероссийский классификатор стран мира - предназначен для идентификации стран. Объектами классификации ОКСМ являются суверенные государства или любые другие территории , имеющие политические, экономические, географические или исторические особенности.

Все вышеперечисленные классификаторы входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК) и разрабатываются в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в Российской Федерации, и гармонизируются со Статистической классификацией, принятой в Европейском экономическом сообществе. При разработке этих классификаторов используют иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

В связи с переходом на принятую в международной практике систему учета и статистики в России создан и функционирует Единыш государственные реестр (регистр) предприятий , организаций, учреждений и объединений - ЕГРПО. Целью его создания является обеспечение единого государственного учета предприятий и организаций, формирование информационного фонда. Важнейший раздел информационного фонда - классификационный - содержит классификацию субъектов в соответствии с вышеуказанными общероссийскими классификаторами.

Информационный фонд ЕГРПО состоит из трех разделов: идентификационного, справочного и экономического. Идентификационный раздел представляет собой регистрационный код объекта, уникальный для всего информационного пространства России; справочный содержит информацию о фамилии руководителя, адресе объекта, номерах телефонов и т. д. экономический содержит показатели, характеризующие субъект.

Таким образом, системы обозначений, принятые в государственной статистике, являются официальными стандартами Российской Федерации и используются для решения аналитических задач, на них основана методология сбора и обработки статистической информации как для внутренних нужд, так и для сопоставления на международном уровне.

Статистические показатели, используемые в государственном регулировании

Одной из основных функций государства в современном обществе является регулирование процессов социально-экономической жизни страны. Главными задачами государственного регулирования являются повышение эффективности экономики и уровня жизни населения. Для решения крупнейших социально-экономических задач, стоящих перед обществом, статистика предлагает развернутую систему показателей, характеризующих все стороны социальных и экономических процессов, происходящих в окружающем нас мире. Большая работа ведется статистикой и в области совершенствования системы показателей, характеризующих уровень и динамику развития экономики и социальной сферы.

Критерием эффективности экономики является оптимальное соотношение произведенного национального дохода или его приростной величины к затраченным ресурсам рабочей силы и производственных фондов. Обобщающий показатель эффективности соизмеряет достигнутый результат общественного производства с фактическими затратами или с ресурсами. Для этой цели часто используют объем произведенного национального дохода, выраженный в фактически действующих ценах.

Национальными доход выполняет роль источника формирования государственного бюджета , денежного обращения в стране, платежей по международным расчетам и т. п. Обобщающий показатель, исчисленный по национальному доходу, позволяет установить реальные затраты на единицу вновь созданной части валового общественного продукта, на базе которого с помощью межотраслевого баланса определяют межотраслевые пропорции, коэффициенты прямых и косвенных затрат на единицу отдельных видов продукции, стоимостную и региональную структуру валового общественного продукта и т. п.

Показатель эффективности экономики, рассчитанный по затратам, отражает реальный уровень ежегодных расходов на производство единицы национального дохода. Он показывает, сколько расходуется живого труда, сырья, материалов, топлива на производство национального дохода.

Развернутую характеристику эффективности использования живого труда показывает совокупность следующих показателей:

  • производительность общественного труда;
  • трудоемкость продукции и работ;
  • соотношение темпов роста производительности и оплаты труда ;
  • использование фондов рабочего времени .

Существует большое количество показателей, характеризующих технический прогресс, использование основных и оборотных средств . К показателям эффективности затрат производственный фондов относятся материалоемкость совокупного общественного продукта. К показателям эффективности использования ресурсов производственных фондов относятся произведенный национальный доход на единицу основных фондов, прибыль на единицу основных фондов и скорость обращения оборотных фондов. Эффективность технического прогресса характеризуют прирост произведенного национального дохода на единицу прироста совокупности производственных фондов, срок окупаемости капитальных затрат на внедрение новой техники.

Большое значение в государственном регулировании имеет анализ состояния рынка ценный бумаг . Индикаторы рынка ценных бумаг рассчитываются по их видам, таким как акции, облигации и др. Индексы рынка ценных бумаг определяют динамику цен на акции, их могут рассчитывать ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, по полугодиям, ежегодно. Индексы рынка ценных бумаг позволяют сопоставить изменения цен в различных сегментах рынка и делать вывод о том, какой сектор из них является наиболее прибыльным для инвесторов в данный момент.

В условиях современной экономики большое практическое значение приобретает анализ динамики цен на товары и услуги. Показатели, характеризующие инфляционные процессы на рынке потребительских товаров, применяются при решении многих экономических задач. Для оценки динамики цен на товары используют индекс потребительских цен. Он помогает при оценке инфляции , индексации доходов, определении текущих издержек производства. Методология расчета индекса является единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления. Также для государственного регулирования процессов в экономике используется индекс-дефлятор, который оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве , при этом учитываются инвестиции , экспорт и импорт товаров и услуг.

Характеристикой различных сторон производственной и социальной жизни страны служат статистические показатели уровня жизни населения. Задачей государственного регулирования уровня жизни населения является изучение закономерностей и тенденций изменения этого уровня. К основным разделам системы показателей уровня жизни относятся показатели доходов населения, показатели расходов и потребления населения, показатели сферы обслуживания, условия труда и отдыха, демографические показатели.

Доходы населения характеризуют денежная заработная плата, вклады населения, реальные доходы населения, их структура и динамика. Изучая показатели расходов и потребления населения, рассматривают бюджет семьи , потребление продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, их структуру и динамику. К показателям сферы обслуживания относятся товарооборот, обеспеченность жилищем, бытовым и коммунальным обслуживанием, показатели здравоохранения, образования, культуры и т. п. Условия труда и отдыыха характеризуют занятость населения, продолжительность рабочего дня, недели, отпуска. К демографическим показателям относятся уровень рождаемости, уровень смертности, средняя продолжительность жизни и др.

Важнейшими задачами государственного регулирования является обеспечение правильных соотношений и недопущение диспропорций между различными отраслями экономики, разработка перспективных планов развития экономики и социальной сферы. Именно статистика обеспечивает выполнение этих задач в части обеспечения глубокой и разносторонней информацией о современном состоянии социально-экономических отношений в обществе, о тенденциях, недостатках и диспропорциях в развитии отдельных элементов и отраслей экономики и социальной сферы.

Введение

1. Общая часть «Экономические показатели развития отрасли»

1.1 Экономическое развитие

1.2 Экономическое развитие отраслей промышленности РФ

1.2.1 Топливно-энергетический комплекс

1.2.2 Металлургия

1.2.3 Химическая и нефтехимическая промышленность

1.2.4 Машиностроение

1.2.5 Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

1.2.6 Промышленность строительных материалов

1.2.7 Пищевая промышленность

1.2.8 Сельское хозяйство

2. Специальная часть

2.1 Определить годовой эффективный фонд времени работы единицы оборудования

2.2 Определить среднегодовую стоимость ОПФ, стоимость ОПФ на конец года, коэффициент ввода и выбытия

2.3 Определить себестоимость товарной продукции планового года

2.4 Определить темпы роста относительной производительности труда

2.5 Определить среднесписочную численность работников за октябрь, численность работников на 1 ноября, коэффициент текучести

Заключение

Список литературы


Введение

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и её перспективах.

В решении задач по достижению необходимого уровня социально-экономического развития региона, повышению уровня жизни его населения во многом зависит от устойчивого экономического развития региональной экономики, где важнейшая роль, безусловно, отводится промышленности. Поэтому разработке положений по устойчивому экономическому развитию хозяйствующих субъектов, со стороны государства должно отводиться особое место в системе планирования и финансирования. Предлагаемые варианты перехода на путь устойчивого экономического развития отраслей и предприятий промышленности в настоящее время различными исследователями являются неопределенными, поскольку неточно определяют цель развития и возможные направления ее достижения. Многие проблемы управления на различных уровнях, связанные с таким переходом не решены и требуют разработки. Существенное влияние на развитие региональной экономики оказывают и такие моменты как обширность территории Российской Федерации, ее специфические особенности – суровый климат на большей её части, разная плотность размещения трудовых и природных ресурсов, неодинаковая степень развитости инфраструктуры региональных рынков и другие. Кроме того, контроль и управление со стороны государственных органов за рациональным использованием ресурсов, осуществляется с низкой эффективностью, что приводит к проявлению принципиально новых негативных факторов, влекущих за собой значительный экономический ущерб.

Важнейшей задачей в сфере экономических исследований является разработка и реализация механизма обеспечения государственной стратегии устойчивого развития отраслей и предприятий промышленности Российской Федерации и ее регионов, который предполагает обеспечение сбалансированного решения социально-экономических и экологических интересов общества на всех уровнях управления. Становится очевидным необходимость использования при этом нетрадиционных подходов к решению экономических проблем, изыскания новых источников развития страны и ее регионов.

В настоящее время исследование экономических процессов на уровне организации (предприятия), основного звена национальной экономики, имеет ключевое значение. Необходимо еще на этом уровне управления определить, какими возможностями обладает хозяйствующий субъект по достижению устойчивого (стабильного) и эффективного развития экономики. Именно от решения этих проблем организациями и определения приоритетных отраслей промышленности, развитию которых должно уделяться пристальное внимание и поддержка их со стороны органов государственной власти региона, зависит устойчивое эффективное развитие всей экономики.

На современном этапе экономического развития промышленности региона, важная роль должна отводиться государству, которое посредством разработки эффективных экономических механизмов и регуляторов подготовит фундамент для устойчивого развития приоритетных отраслей и предприятий промышленности. Целесообразность деятельности по определению приоритетов развития промышленности обусловлена следующими факторами:

1. Необходимо сконцентрировать внимание органов государственной власти на приоритетных отраслях развития промышленности как на точках роста экономики страны, поэтому инвестиции следует направлять на развитие приоритетных отраслей и предприятий промышленности.

2. Вступление России в ВТО предполагает открытие отечественного рынка для иностранных компаний и ужесточение конкуренции. Поэтому для предотвращения потерь отечественных предприятий и отраслей необходимо уже сейчас определить, какие отрасли являются наиболее важными для социально-экономического развития страны, и оказать им государственную поддержку, с тем, чтобы в условиях членства в ВТО они смогли не только выжить, но и успешно развиваться.

3. Для обеспечения устойчивого роста большинства регионов темп ВВП и промышленного производства не должен опускаться ниже отметки 4%.

4. В условиях возрастающей конкуренции между субъектами Российской Федерации за инвестиции, кадровые и другие ресурсы необходимо осуществлять меры, направленные на содействие развитию приоритетных отраслей промышленности. В большинстве регионов мероприятия по активизации экономической деятельности увязываются в рамках среднесрочных и долгосрочных стратегий или программ.


1. Общая часть

«Экономические показатели развития отрасли»

1.1 Экономическое развитие

1.1.1 Сущность экономического развития

Экономическое развитие представляет собой многофакторный процесс, отражающий как эволюцию хозяйственного механизма, так и смену на этой основе экономических систем. Вместе с тем это противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие происходит неравномерно, включает периоды роста и спада, количественные и качественные и изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции.

Экономическая теория выделяет ряд циклов экономического развития, среди которых наибольшее значение имеют длинноволновые циклы, выражающие долговременные колебания экономической активности с периодом около 50 лет и получившие название «циклы Кондратьева» (по имени русского экономиста Н. Кондратьева); нормальные или так называемые большие, промышленные циклы с периодом от 8 до 12 лет и малые циклы, или «циклы Китчина» (по имени открывшего их американского экономиста), охватывающие 3-4 года. Это тот срок, который необходим для массового обновления основных фондов. В первых двух циклах отмечается 4 фазы: спад, депрессия, оживление и подъём производства – и две точки: пик подъёма и пик спада.

Среди основных направлений устойчивого экономического развития отраслей промышленности выделяются следующие: реформирование существующей в настоящее время налоговой системы и перевод ее на дифференцированный рентный подход к начислению платы за пользование ресурсами; внедрение современных методов и технологий производства по переработке и вторичному использованию отходов производства и потребления; и главное - комплексное использование эффективно действующих экономико-правовых механизмов развития экономики таких как: экономическое стимулирование и страхование, предпринимательство с использованием основ рационального потребления ресурсов.

Анализ отраслевой структуры экономики проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего Изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется, прежде всего, по доле обрабатывающей промышленности.

Важное значение имеет и исследование структуры и отдельных отраслей. Так, отраслевой анализ обрабатывающей промышленности показывает, какие доли в ней занимают машиностроение и химия, т.е. отрасли, обеспечивающие научно – технический прогресс. Велика диверсификация ведущих отраслей. Например, количество машиностроительных отраслей и производств в индустриально развитых странах мира достигает 150-200 и более, и лишь 10-15 – в странах с относительно низким уровнем экономического развития. Анализируются также доли крупных хозяйственных комплексов: толивно-энергетического, агропромышленного, строительного и конструкционных материалов, оборонного, военно-промышленного и др.

Социально-экономическое развитие регионов является центральной функцией органов власти, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Методика комплексной оценки социально-экономического развития была разработана Министерством экономического развития Российской Федерации и апробирована путем оценки экономического рейтинга регионов РФ в 1998-2002 гг. Ее основной целью является определение возможности решения долгосрочных и текущих задач экономического и социального развития на основе экономического роста и мер, которые предпринимаются Правительством страны по реализации социально-экономической политики .

К базовым индикаторам комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов Минэкономразвия отнесло следующие:

1. Валовой региональный продукт (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения;

3. Объем внешнеторгового оборота на душу населении;

4. Финансовая обеспеченность региона (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

5. Доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и организациях;

6. Уровень зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению);

7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;

8. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%) в общей численности населения;

9. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

10. Основные фонды отраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения;

11. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэф. Энгеля);

12. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:

  • обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей дошкольного возраста);
  • выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (чел. на 10 тыс. чел. населения);
  • обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. чел. населения);
  • обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (чел. на 10 тыс. чел. населения);

Кроме базовых индикаторов для оценки развития регионов применяется целая система индикаторов, которые делятся на различные группы по своей направленности. Так выделяются экономические, социальные, экологические, демографические, ресурсные индикаторы .

Экономические индикаторы включают такие показатели, как экономический потенциал региона и его использование, объем и эффективность производства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность и другие. К социальным индикаторам относят динамику номинальных и реальных доходов; структуру доходов и расходов; уровень безработицы и занятости в регионе; уровень развития инфраструктуры и т.д. В составе экологических индикаторов выделяются антропогенная нагрузка на территорию, уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, состояние запасов сточных вод и др .

Следующий вид, демографические индикаторы состоят из следующих показателей: данные о количестве городского и сельского населения, о трудоспособном населении, возрастной структуре, уровне образования, плотности населения и прочее.

По нашему мнению, данная методика комплексной оценки начинает терять свою актуальность в связи с новыми тенденциями в экономическом пространстве. Одной из таких тенденций является создание национальной инновационной системы. В связи с этим в состав комплексной оценки социально-экономического развития регионов РФ необходимо включить еще одну группу, а именно инновационные индикаторы .

К группе инновационных индикаторов мы относим следующие:

  • доля выпускников высших и средних учебных учреждений;
  • доля экономически активного населения в инновационной сфере;
  • инновационная активность организаций;
  • удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
  • удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности .

Таким образом, по нашему мнению, данные индикаторы позволят сделать наиболее объективную оценку социально-экономического развития регионов Российской Федерации с учетом инновационных индикаторов.

Литература:

1. Воронцова И.Н. Консультирование по вопросу определения стратегии развития региона / И.Н. Воронцова // Сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции «Проблемы управленческого консультирования – 2004». – Воронеж, 2004. – С. 34-39;

2. Методология проведения выборочного обследования параметров качества жизни населения в условиях неустойчивого социально-экономического развития региона // Л.В. Овешникова, Л.А. Михейкина / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; Режим доступа:www.science-education.ru/121-18170(дата обращения: 02.04.2015);

3. Михейкина, Л.А. Инновационное развитие как фактор успешного социально - экономического развития территорий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2014. – № 4. – 20-25;

4. Сибирская Е.В. Системность регионального развития [Текст] / Е.В. Сибирская, Н.Н. Авакумова, О.А. Старцева // Регионология. – 2009. – № 3. – С. 4-11;

5. Строева, О.А. Разработка программы инновационного развития региональных экономических систем [Текст] О.А. Строева // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2011. – №5. – С. 115-124.

Введение

Анализ микроиндикаторов социально-экономического развития России

Список использованных источников

Введение

С целью анализа макроиндикаторов социально-экономического развития России были взяты следующие экономические и социальные показатели.

Экономические показатели: ВВП - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства; промышленное производство - важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества; инвестиции - долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли; инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги; федеральный бюджет - то ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы); цена нефти; экспорт и импорт - вывезенные и ввезенные товары и услуги в страну; золотовалютные резервы - внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей; денежная масса - совокупность наличных и безналичных средств, находящихся в обращении, которыми располагают физические, юридические лица и государство; курс доллара; внешний долг РФ - обязательства, возникающие в иностранной валюте и др.

Социальные показатели:

Среднедушевой денежный доход, оплата труда наемных работников (включая скрытую), среднедушевой прожиточный минимум, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня, общий уровень безработицы (по методологии МОТ).

АНАЛИЗ МАКРОИНДИКАТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Рассмотрим динамику макроиндикаторов экономического развития России, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Экономические показатели

Показатель

Ед. изм.

млрд. руб.

% к пред.пер.

Промышленное производство

% к соотв. пер. пред.года

Инвестиции в основной капитал

% к соотв. пер. пред.года

Реальные доходы населения

% к соотв. пер. пред.года

Инфляция

% к пред.пер.

Безработица

% экон. актив. нас.

Федеральный бюджет

млрд. руб.

профицит

млрд. руб.

Стабилизационный фонд

млрд. руб.

Резервный фонд

млрд. руб.

Фонд национального благосостояния

млрд. руб.

Цена нефти Urals

долл./барр.

млрд. долл.

млрд. долл.

Золотовалютные резервы

млрд. долл.

мес. импорта

Денежная масса M2

% к соотв. пер. пред.года

Обменный курс (средний за период)

Индекс реального курса рубля к доллару

% к пред.пер.

дек 1997 г. = 100%

Внешний долг РФ

млрд. долл.

На основании данных табл. 1 можно сделать вывод, что ВВП России с 2005 г. по 2008 г. имел тенденцию к росту. В кризисный 2009 г. ВВП страны снизился на 7,8%, но в 2010 г. показатель ВВП снова вырос (рис. 1).

Рис. 1. Динамика ВВП России в период 2005-2010 гг., млрд.руб.

Если проследить показатели промышленного производства и инвестиций в основной капитал, то эти показатели в 2009 кризисном году также резко снизились. Промышленное производство снизилось на 9,3%, инвестиции на 16,2%.


Рис. 2. Темп роста инфляции в период 2005-2010 гг., %

На рис. 2 представлено изменение инфляции в период 2005-2010 гг. Можно проследить снижение темпа роста инфляции в 2009 г. и сохранение уровня инфляции в 2010 г.

Анализ показателей федерального бюджета (рис. 3) показывает, что профицит бюджета в 2009 кризисном году имел отрицательное значение 2427 млрд.руб., в 2010 г. профицит бюджета также был отрицательного значения - 2585 млрд.руб.


Рис. 3. Динамика показателей Федерального бюджета

Анализ стабилизационного, резервного фонда и фонда национального благосостояния показывает, что стабилизационный фонд создавался до 2007 г., а в 2008 году был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. В 2009 и 2010 гг. замечено резкое снижение показателей резервного фонда, это также связано с мировым финансовым кризисом.


Рис. 4. Цена нефти 2005-2010 гг., долл./барр.

Динамика цен на нефть (рис. 4) показывает, что в 2008 г. цена на нефть достигла максимума за последние 6 лет (94,8 долл./барр.), а в 2009 г. в период кризиса цена снизилась до 60,4 долл./барр. В 2010 г. цена на нефть выросла 77,9 долл./барр.


Рис. 5. Импорт и экспорт в период 2005-2010 гг., млрд. долл.

Анализ импорта и экспорта показал, что до 2008 года экспорт и импорт имели тенденцию к росту, а в 2009 г. экспорт и импорт резко снизились, но в 2010 году эти показатели практически вернулись на уровень 2008 года.

Золотовалютные резервы страны возрастают. Курс доллара также в период кризиса вырос, но постепенно стабилизируется на уровне 30 руб. за долл.


Рис. 6. Динамика внешнего долга России, млрд. долл.

Анализ внешнего долга России показывает, что в последние годы (2007-2010 гг.) внешний долг России колеблется в рамках 460 - 480 млрд.долл. Таким образом, можно сделать вывод, что внешний долг России остается стабильно высоким.

Проанализируем социальные показатели России (табл. 2).

Таблица 2

Социальные показатели

Показатель

Среднедушевой денежный доход

рублей в месяц

% к пред. Периоду

Оплата труда наемных работников (включая скрытую)

млрд. руб.

% к пред. Периоду

Среднедушевой прожиточный минимум

рублей в месяц

% к пред. Периоду

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня

млн. человек на конец периода

в % к общей численности населения

Общий уровень безработицы (по методологии МОТ)

млн. человек в среднем за период

в % к экономически активному населению

% к пред. Периоду


Рис. 7. Среднедушевой прожиточный доход и прожиточный минимум населения России в месяц, руб.

Анализ среднедушевого дохода населения и и среднедушевого прожиточного минимума показывает, что среднедушевой доход имеет тенденцию к росту, как и среднедушевой прожиточный минимум.


Рис. 8. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимум, млн. чел.

Но точность таких расчетов можно поставить под сомнение, т.к. средняя зарплата рассчитывается исходя из очень высоких и очень низких зарплат и не учитываются особенности регионов. Оплата труда (включая скрытую также имеет тенденцию к росту.

Анализ численности населения с доходами ниже прожиточного минимума показал (рис.8), что последние три года (2008-2010) этот показатель не меняется и остается на уровне 18,5 млн. чел. На мой взгляд, это очень большое количество людей, которые не дотягивают до прожиточного минимума, а прожиточный минимум очень низкий (рис. 7).

Анализ безработицы (рис. 9) показывает, что уровень безработицы значительно вырос в 2009 г. В 2010 г. уровень безработицы снизился, но остается достаточно высоким (5,6 млн. чел.).


Рис. 9. Анализ динамики безработицы в России

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что макроиндикаторы социально-экономического развития России (такие как ВВП, промышленность, бюджет, экспорт, импорт и др.) при тенденции к росту в период с 2005-2008 гг. в момент кризиса 2009 г. сильно понизились, а в 2010 г. пока еще не вышли на докризисный уровень 2007 г., хотя тенденция к росту наметилась.

При этом в период 2009 года выросли показатели безработицы и внешнего долга России.

Список использованных источников

  1. Банк России: http://www.cbr.ru/
  2. Официальный сайт Госкомстата: http://www.gks.ru/
  3. Министерство финансов РФ: http://www.minfin.ru/
  4. Институт комплексных стратегических исследований, аналитическая серия: http://www.icss.ac.ru/anseries/

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия.

Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН . Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1.

При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона.

Среди них:

Национальный доход на душу населения;

Уровень потребления отдельных материальных благ;

Степень дифференциации доходов;

Продолжительность жизни;

Уровень физического здоровья;

Уровень образования;

Степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.


В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы. Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития.

Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

Привлечение новых видов бизнеса;

Расширение существующего бизнеса;

Развитие малого бизнеса;

Развитие центра города;

Развитие промышленности;

Развитие сферы услуг;

Повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы.

Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов.

На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

Средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

Продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

Уровень образования;

Уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

Уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

Состояние окружающей среды;

Равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

Обогащение культурной жизни людей.

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.



Похожие статьи