Полуостров невезения. Дураки и… мосты: Удмуртия отдает полмиллиарда в год хозяину мегаперехода через Каму

Как сообщает пресс-служба главы и правительства Удмуртии, такое заявление руководитель региона сделал во время 9-го Ежегодного инвестиционного форума ВТБ Капитал «Россия зовёт!», который проходит в Москве.

Форум нацелен на привлечение инвестиций в российскую экономику, взаимодействие российского бизнеса и международных инвесторов. В его работе принимает участие президент России Владимир Путин.

В рамках форума, в частности, обсуждались проблемы и перспективы практики государственно-частного партнёрства, в том числе в российских регионах.

Глава Удмуртии Александр Бречалов прокомментировал реализацию одного из крупных проектов ГЧП в Удмуртии – мосты через Каму и Буй. Он пояснил, что в краткосрочной перспективе мосты станут дополнительной нагрузкой для бюджета региона, поскольку прогнозный трафик был просчитан с ошибками (сумма, которую собирают после ввода платного проезда, оказалась ниже, чем предполагалось – прим. ред. ).

В то же время, по словам А. Бречалова, при учёте возможностей новых мостов в системе глобальных транспортных потоков в ближайшем будущем можно значительно повысить транзитный потенциал Удмуртии.

«Реально сократить текущие маршруты на перспективных направлениях «Москва – Уфа – Екатеринбург», «Москва – Елабуга – Ижевск – Екатеринбург» и «Киров – Ижевск – Уфа» на 250 км, 180 км и 150 км соответственно. На мой взгляд, повышение скорости обмена информацией, скорости и ёмкости грузопотока, мобильности граждан – это и есть основная цель таких концессионных проектов», - сказал Александр Бречалов.

Сейчас Удмуртия планирует, по его словам, устранить последствия неточного прогнозирования социально-экономического эффекта от проекта и оптимизировать трафик, проходящий через мосты.

Напомним , планировалось, что строительство крупнейшего в регионе инфраструктурного проекта стоимостью в 14 млрд руб. – мостовых переходов через реки Кама и Буй в районе Камбарки – позволит обеспечить связь транспортных потоков Татарстана, Башкирии, Удмуртии, регионов Предуралья, ряда областей Урала.1 октября 2013 г. было подписано соглашение с концессионером. Начало эксплуатации мостов планировалось на 1 октября 2016 года. Сдача объектов неоднократно откладывалась. В начале ноября 2016 года по мосту было запущено бесплатное рабочее движение. После официального ввода объекта, которое состоялось лишь в конце августа текущего года, с водителей, желающих проехать по мосту, начали взимать плату. По словам А. Бречалова, система при этом работала в тестовом режиме, необходимо было посмотреть экономическую сторону вопроса. Не исключалось, что в систему взимания платы будут внесены изменения. Жители Камбарки при этом рассчитывали на изменение системы ценообразования и некие послабления для себя. Между тем,

Популярная во всем мире схема сотрудничества государства и бизнеса в строительстве крупных объектов – государственно-частное партнерство – начала развиваться в России всего 12 лет назад. Отправной точкой стал принятый в 2005 году закон «О концессионных соглашениях». Сейчас в нашей стране реализуется около 1600 проектов ГЧП в самых разных областях.

Одним из первых российских регионов, реализующим многомиллиардный проект в области дорожного строительства, стала Удмуртия. Она же собрала все «синяки» и «шишки» рискованного экономического взаимодействия

Мост в будущее

Мост через Каму был давней мечтой жителей юго-восточных районов Удмуртии. До недавних пор через реку здесь можно было перебраться только с помощью паромной переправы. Новый мост должен был значительно оживить транспортное сообщение с соседними регионами и улучшить качество жизни жителей города Камбарки – единственного в Удмуртии, находящегося на другом берегу Камы.

Финансирование на грандиозную стройку искали с начала 2000-х годов. Однако найти деньги на инвестиционный проект, который оценивался почти в 14 млрд рублей, оказалось не так просто. Государственно-частное партнерство стало выходом, устроившим всех.

21 мая 2012 года Удмуртская Республика подписала концессионное соглашение о строительстве и платной эксплуатации мостовых переходов через реки Кама и Буй с ООО «Региональная Инвестиционная Компания» (ООО «РИК»). Концессионер обязался за три года построить объекты общей протяженностью около 15 км, в том числе участок дороги Костино-Камбарка, подъездные пути, мостовой переход через Каму (1081,6 метров), и мост через реку Буй (223,5 метров). Третьей стороной соглашения стал банк ВТБ, который обеспечил финансовую поддержку проекта. Соглашение с ним Удмуртия подписала в октябре 2013 года.

Таким образом, стороны договорились о том, что 2,5 млрд рублей на строительство будут выделены из федерального бюджета, 1,3 млрд – из бюджета Удмуртии, а концессионер вложит в проект более 10 млрд рублей – 5 млрд собственных и 5 млрд полученных в кредит под 12,5% у ВТБ. В качестве выгоды концессионер получал доходы от платного проезда по мосту в течении 49 лет.

На той стороне радуги

Работы на стройплощадке начались осенью 2013 года. В этом же году концессионный проект на форуме «Инвестиции в России» вошел в тройку лидеров в номинации «Сделка 2013 года».

Проект действительно выглядел грандиозно. На строительство требовалось 4,1 млн тонн песчано-гравийной смеси, 477 тысяч кубометров щебня, и 9,8 млн тонн металлоконструкций. На площадку съехались специалисты из разных регионов – всего около 600 человек. Завершить строительство планировалось в сентябре 2016 года.

На поверку все оказалось не так радужно. Серьезная стоимость проекта открыла большое поле для финансовых махинаций. Прежде всего в том, какие организации оказались подрядчиками строительства.

По данным из открытых источников, основными акционерами компании-концессионера являются все фирмы, зарегистрированные в оффшорных зонах Кипра и Белиз. Начав стройку, ООО «РИК» возглавил консорциум, в который, кроме самого главного концессионера, вошли тюменские компании ООО «Мостострой-12» и ООО «Тюменьстальмост» (производитель мостовых конструкций). Обе эти компании через подставных лиц контролирует один человек – известный тюменский бизнесмен Александр Забарский. Он же являлся председателем совета директоров ООО «РИК». Не удивительно, что в итоге «Мостострой-12» стал генподрядчиком работ, а «Тюменьстальмост» – основным поставщиком материалов.

Стартовал проект вполне бодро – за конец 2013 года и 2014 год была выполнена большая часть работ по возведению и укреплению опор, протягиванию мостовых пролетов и строительству коммуникаций. Но уже в 2015 году начались перебои с финансированием со стороны концессионера. Летом 2016 года они достигли критического уровня, и стало очевидно, что к запланированной дате, 21 сентября, мост сдан не будет. Причиной финансовых сложностей концессионера считается банкротство банка «Пересвет», где якобы находились счета компании на несколько миллиардов рублей.

Так или иначе, летом 2016 года работы на строительной площадке практически остановлены, а задолженность перед субподрядчиками и строителями достигла сотен миллионов рублей.

Власти Удмуртии замалчивали сложившуюся ситуацию до последнего. 20 сентября Удмуртию посетил Президент России Владимир Путин, чей визит заранее был спланирован с прицелом на торжественное открытие камского моста. В результате мост так и не открыли, глава государства отменил все мероприятия своего визита в республику, и ограничился лишь посещением концерна «Калашников».

После этого утаивать проблемы на мосту стало уже невозможно. 25 октября на сессии Госсовета Удмуртии глава регионального Миндотранса Виктор Вахромеев публично заявил, что недофинансирование строительства со стороны концессионера составляет 2 млрд рублей, и что срок сдачи моста перенесен на 20 марта 2017 года. Министр также отметил, что несмотря на то, что мост не достроен, республика планирует в ноябре открыть по нему рабочее движение.

«Наша задача продолжить дальнейшее активное строительство моста, возвращать людей и в плановые сроки мост достраивать. У концессионера есть планы по достройке моста… Мы считаем, что они должны продолжать тут работать, и мы в этом заинтересованы», – отметил, комментируя ситуацию, премьер правительства Удмуртии Виктор Савельев.

Берег левый, берег правый

Несмотря на все обещания концессионера закрыть долги и продолжить стройку, положение не улучшилось ни в ноябре, ни в декабре 2016 года. «Региональная инвестиционная компания» погрязла в судебных тяжбах, исках и смене собственников. В дело неожиданно вмешалось Западно -Уральское управление Ростехнадзора, чьи руководители заявили, что специалисты ведомства не давали разрешение на эксплуатацию недостроенного сооружения, и поэтому открытие движения по нему незаконно.

В середине ноября Арбитражный суд Удмуртии оштрафовал генподрядчика строительства – компанию «Мостострой-12» за систематическое неисполнение требований Ростехнадзора. Выяснилось, что подрядчик самовольно изменил материал и высоту пролетных строений моста, а также уменьшил количество опорных свай, их длину и диаметр. Суд привлек «Мостострой-12» к административной ответственности в виде штрафа в 51 тыс. рублей.

Подлили масла в разгорающийся огонь и жители Камбарки, недовольные установленными предельными тарифами на проезд по мосту. Горожане даже написали письмо Президенту России с просьбой оставить для камбарчан льготный или бесплатный проезд. Однако этот вопрос до сих пор не решен.

В феврале стало известно, что еще один участник консорциума строительства моста, ООО «Тюменьстальмост», может быть признан банкротом. 7 февраля «Сбербанк» обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском о солидарном взыскании с компаний «Мостострой-12», «Тюменьстальмост» и «АрктикСтройМост» задолженности в размере 627,6 млн рублей.

Чтобы хоть как-то решить снежный ком проблем, концессионер строительства принял решение передать свою часть прибыли главному кредитору строительства – банку ВТБ. В январе на встрече с главой Удмуртии Александром Соловьевым заместитель президента ВТБ Михаил Осеевский рассказал, что финансовая организация получила оперативное управление над ООО «РИК», сменило генподрядчика и планирует выделить 1 млрд рублей на завершение стройки.

«На сегодняшний день нами согласован график проведения работ, определены организации, которые будут завершать строительство, полностью обеспечено финансирование со стороны банка ВТБ. Суммы все определены в соглашениях, там осталось около одного млрд рублей», – отметил Осеевский.

Снова радужные надежды

Сейчас власти Удмуртии вновь смотрят на завершение проекта с оптимизмом. Во время недавнего рабочего визита в Удмуртию полпреда Президента России в ПФО Михаила Бабича одним из пунктов повестки стал осмотр объекта и совещание по его достройке.

Как признался Михаил Бабич, увиденный с вертолета мост ему понравился.

«Это крупнейший инфраструктурный проект, один из первых проектов ГЧП в сфере дорожного строительства. Он очень важное значение имеет не только для Удмуртии, но и для других регионов, которые связывает между собой. Модель, которая финансово была разработана, несмотря на все экономические трудности, реализуется. Сейчас контрольным акционером является банк ВТБ, что нас не может не радовать, потому что это крупный серьезный партнер, который, нет никаких сомнений, доведет проект до логического завершения», – отметил полпред.

Позже, на встрече с журналистами, была наконец названа окончательная дата сдачи этого проблемного для Удмуртии объекта – 16 июля 2017 года. Таким образом, теперь у республики остается всего пять месяцев, чтобы поставить точку в непростой пятилетней истории одного из первых в России проектов государственно-частного партнерства.

Юлия Мокрушина

Камский мост через Камбарку, о котором так долго мечтали многие жители Удмуртии, наконец-то построен. Транспорт через него запущен, казалось бы, все в порядке. Но так ли все просто в этой истории. Когда же состоится официальное открытие моста, которое переносится уже несколько раз? Мост через Каму начал действовать, но что думают по этому поводу люди. Многие называют этот объект скандальным. Попробуем разобраться в подробностях.

Мост через Каму в Камбарке

Необходимость строительства моста через Каму стала очевидной еще в 70-е годы прошлого столетия. Власти республики долго стучали во все двери, выбивая финансы, но затраты были слишком высоки, и стройка откладывалась в долгий ящик. Лишь несколько лет назад появилась реальная возможность связать камские берега. Что это даст? Путь из Москвы через Пермь на Екатеринбург сократится на 164 км, если ехать через Уфу, то на 270 км. Автотранспортные потоки на и М-7 будут разгружены. Камбарка станет развитым транспортным центром.

Проект позволил осуществить новый закон о частно-государственном партнерстве. В данном случае партнером решил стать ВТБ. Подписи поставили под соглашениями в мае 2012 года. Стоимость проекта была оценена в 14 миллиардов рублей. 73% обеспечивал инвестор, остальные 27% выделялись из федерального и регионального бюджетов. Какие результаты дает строительство:

  • Обеспечивается транспортно-экономическая связь между тремя крупными округами: Центральным, Поволжским, Уральским.
  • Бесперебойная круглогодичная транспортная связь между Башкортостаном, Татарстаном, Удмуртией, областями Урала и Предуралья.
  • Разгрузка автомагистралей М-5, М-7.
  • Развитие транзитного потенциала в регионе.
  • Развитие Камбарки, где уже есть железнодорожная магистраль и порт.

Характеристики моста

Мост через Каму имеет следующие технические характеристики:

  • Проезжая часть имеет двухслойное асфальто-бетонное покрытие, толщина его 100 мм.
  • Тротуары с однослойным покрытием асфальтобетона толщиной 50 мм.
  • Вторая категория дороги.
  • Скорость движения транспорта 120 км/ч.
  • Две полосы движения.
  • Проезжая часть имеет ширину 7,5 м.
  • Полоса движения - 3,75 м.
  • Обочина шириной 3,75 м.
  • Высота моста над водой - 27м.

Было заключено в 2013 году. Строительство продолжается. Временно движение открыто бесплатно. Официального открытия моста ждут летом 2017 года.

Задержка в строительстве

В первое время мост через Каму активно возводился, мостовые переходы росли по плану, но в 2015 году стройке помешал мировой кризис. ВТБ не смог кредитовать концессионера под прописанный в договоре процент. Денег не хватало, пока решалась проблема, из-за невыплаты зарплаты начали бастовать рабочие. В министерстве транспорта решили, что задержка на полтора месяца не столь важна. Подрядчиком строительства была компания "АрктикСтройМост", в 2016 году она была должна своим работникам 46,7 млн. рублей. Остается загадкой, как могло не хватить финансов при возведении мостовых переходов и на выплату зарплаты, если средства инвестора составляли более 10 млрд. рублей, 2,5 миллиарда вложил инвестиционный фонд РФ и Удмуртия - 1,3 миллиарда.

Скандальный мост

В 2016 году начались серьезные организационные проблемы в строительстве. Мост через Каму стал для республики "головной болью". Долги подрядчикам, долги по поставки стройматериалов, бегство рабочих с объекта (в ноябре 2016 года в вахтовом поселке осталось 100 рабочих). Сотрудники ООО "Росресурс" жалуются на генерального подрядчика, который не выполняет своих основных обязательств.

Полнейшая анархия во власти привела к ситуации, когда рабочие стали самовольно пропускать через мост легковые машины за сто рублей. "Бизнес" этот быстро прикрыли, проезд загородили сваями, и тут же в них врезалась легковая машина.

Проблемы строительства моста пришлось республике решать самостоятельно. До окончания строительства требовалось еще 3 миллиарда рублей. Экономические проблемы в строительстве возникли из-за неплатежеспособности генерального подрядчика "Мостострой-12", они задолжали сотрудникам 54 миллиона рублей. Пост директора за год сменили четыре руководителя, многие счета компании арестованы.

В сентябре 2016 года к управлению "Мостостроя" пришел Александр Забарский - ее фактический владелец. С ним и заключалась концессия. 1 ноября 2016 года состоялась встреча главы республики Удмуртия Соловьева и Забарского. После жестких обсуждений положения дел концессионер пообещал выплатить все долги, открыть мост для рабочего движения, построить пункты оплаты. Для проезжающих машин тарифы составят от 330 до 1500 рублей. Жители Камбарки устроили митинг по поводу оплаты за проезд, но никто из администрации не счел нужным там присутствовать.

Почему не открыли мост в сентябре 2016?

Мост через Каму в Камбарке первоначально планировали открыть в сентябре 2016 года, и даже ждали на это мероприятие Президента РФ. Открытие пришлось отложить. Подрядчики и власти республики столкнулись с рядом проблем. На ввод объекта отсутствовала разрешительная документация. К Миндортрансу УР обратился премьер Виктор Савельев, который потребовал, чтобы вопросы с контрольно-надзорными органами были решены в самые короткие сроки.

За месяц до предполагаемого в сентябре открытия было также обнаружено, что при строительстве моста использовали землю из ближайшего скотомогильника. В августе месяце сотрудниками прокуратуры и специалистами Роспотребнадзора была проведена внеплановая проверка. В результате установили, что, действительно, недалеко от стройки производилась выемка грунта рабочими рядом со скотомогильником. Образован он был в данной местности еще в 1949 году. Ветеринарно-санитарные правила, утвержденные в 1995 году, указывают на то, что от дороги до скотомогильника должна составлять минимум 50 м. Дорога к мосту проходит точно по границе санитарной зоны. Специалистами Роспотребнадзора были взяты пробы воды и почвы, но в них не обнаружилось никаких вредных возбудителей. Это, однако, не спасло от ответственности руководителей стройки. Был составлен акт об административном правонарушении.

Платный мост

В начале ноября мост через Каму в Камбарке (Удмуртия) был открыт для рабочего движения. Бесплатным проезд будет до марта 2017 года, после этого срока плата за проезд будет взиматься по установленным тарифам. Официально мост планируется открыть летом. В январе состоялось совещание в резиденции главы республики. Виктор Савельев, председатель правительства, дал комментарии к теме о тарифах. Он заявил, что концессионер, безусловно, заинтересован в возрасте средств. Фактическая стоимость будет соизмерима в соответствии с рыночными законами, иначе не удастся достигнуть необходимого трафика движения. Переправиться на противоположный берег дает возможность мост через Каму. Как добраться иными способами? На или по объездной дороге. Представитель концессионера, Антон Мануйлов, заявил, что первые два месяца плата будет такой же, как на переправе, в перспективе она будет повышаться, учитывая потребительский спрос и альтернативные пути.

Тарифы

Мост через Каму, фото которого показывает его мощь и красоту, уже пропускает в рабочем порядке автотранспорт. На будущее уже установлены тарифы, разделили их на четыре вида. Зоны будут распределены по стоимости проезда:

  • Проезд на мотоцикле или легковом автомобиле - 340 руб.
  • На среднегабаритном транспортном средстве - 679 руб.
  • Автомобили, перевозящие тяжелые грузы, а также двухосные автобусы - 1189 руб.
  • Автомобили, перевозящие тяжелые грузы, автобусы с определенной высотой по габаритам, 3 оси и больше - 1528 руб.

Виктор Вахромеев, глава дорожного ведомства, пояснил, что тарифы будут постоянно пересматриваться и повышаться в связи с инфляцией.

Когда откроют официально мост?

Готов ли к эксплуатации мост через Каму? Когда откроют объект официально? Дата открытия по многим причинам, о которых мы рассказали выше, переносилась. В сентябре ждали даже президента, но визит в Удмуртию не значился в его планах. С ноября мост через Каму открыт для движения. Чтобы наладить трафик до марта, плата за проезд взиматься не будет. Официальное открытие объекта назначено на 17.07.2017 года.

Инвалид 1-й группы из города Камбарка в Удмуртии написал письмо президенту РФ. В нем Андрей Козлов просит главу государства предоставить жителям самого маленького города республики льготу на проезд по платному мосту через Каму, который строится в рамках концессии и в ближайшие месяцы будет введен в эксплуатацию. Корреспондент "РГ" отправился в Камбарку и узнал, почему под письмом Козлова готов подписаться чуть ли не каждый житель района.

Статус города Камбарка получила в 1945 году, а первые фабрики по переработке чугуна и распиловке леса появились в этих местах еще в 1760-м. Местные жители всегда предпочитали заводскую работу сельскому хозяйству, и к концу 80-х годов прошлого века Камбарка превратилась в мощный промышленный центр с машзаводом в качестве градообразующего предприятия. На нем производили железнодорожную технику и тепловозы для узкоколейной железной дороги и детских аттракционов. Местные старожилы вспоминают, что до развала Союза камбаряк мог позволить себе с тринадцатой зарплаты если не автомобиль, то уж точно подержанный мотоцикл.

В том, что в городе-заводе давно что-то пошло не так, убеждаешься сразу на выходе из междугородного автобуса, привозящего сюда несколько раз в день редких пассажиров. Муниципального общественного транспорта в Камбарке, где по официальным данным живут 11 тысяч человек, нет, предприятие закрылось практически одновременно с развалом местных заводов. Чиновники уверяют, что проблему решают частные "ГАЗели", однако за пять часов пребывания в городе увидеть их корреспонденту "РГ" так и не удалось.

Вслед за автобусами в Камбарке закрыли роддом и перенесли некоторые ведомства, например налоговую и военкомат, в соседний Сарапул, находящийся за 40 километров отсюда на другом берегу Камы. Какие-то справки можно получить в местном МФЦ, однако для решения более сложных вопросов людям нужно ездить в Сарапул. Раньше для этого использовались паромная переправа или электричка.

В октябре 2013 года было заключено концессионное соглашение между правительством региона, ООО "Региональная инвестиционная компания" (РИК) и банком ВТБ о строительстве платных мостов через реки Кама и Буй и подходов к ним. Общая стоимость проекта тогда составляла 14 миллиардов рублей, из которых 1,3 миллиарда - средства регионального бюджета, 2,5 миллиарда выделил Инвестиционный фонд РФ, еще пять миллиардов рублей - банк ВТБ на 15 лет. Остальные средства должен был привлечь концессионер.

В конце 2015 года министр транспорта и дорожного хозяйства региона Виктор Вахромеев заявил журналистам, что объект введут в эксплуатацию 16 сентября 2016 года, однако этого не произошло. Позже удмуртские власти несколько раз переносили дату открытия моста. Так называемое "рабочее" движение по нему началось 4 ноября, однако официально объект не сдан. В качестве новой даты официального открытия названо 17 июля 2017 года.

По словам Андрея Козлова, жители Камбарки обрадовались новости о строительстве моста через Каму. Чтобы понять их, нужно представить географическое положение города. От Удмуртии и соседней Башкирии он отрезан реками Кама и Буй. Теперь, чтобы попасть в ближайшие города Сарапул и Нефтекамск, людям придется ехать по платным мостам или отдавать деньги за ледовые и паромные переправы. По суше район связан напрямую с Пермским краем, но до ближайшего Чайковского 70 километров. Если добираться до Удмуртии в объезд через тот же Пермский край, нужно проехать почти 110 километров.

Мы все думали - как хорошо, что мост свяжет нас наконец-то с Удмуртией, ведь мы же все-таки в Удмуртии находимся. Но когда его стали строить, цены на паромы сразу взлетели. Например, паром через Каму в Сарапул стоил 100 рублей, а теперь 250, переправа до Нефтекамска была 30 рублей, стала - 80. Кроме того, все структуры у нас начали переносить в Сарапул, - вспоминает Андрей.

Он также рассказывает, что до последнего момента камбаряки были уверены, что власти Удмуртии не забудут о них и предусмотрят льготы на проезд по мосту.

Надежды эти развеял глава республики Александр Соловьев. В ноябре 2016 года, общаясь с журналистами после встречи с председателем совета директоров РИК Александром Забарским, Соловьев сказал, что жители Камбарки будут ездить по мосту на общих основаниях.

- "Хотелка" со стороны жителей Камбарского района есть, но я сказал - этого не будет. Тогда уж всю республики надо пропускать, при чем тут камбарчане. Поэтому нет, не будет. Что касается спецтранспорта, то он будет ездить бесплатно, - пояснил глава региона. Больше комментариев по этой ситуации власти Удмуртии не дают.

Пока проезд по камскому мосту бесплатный, пункты взимания денег должны открыться здесь в мае. В январе 2017 года правительство Удмуртии утвердило предельные тарифы для проезда по мостам. Документ определил цены в зависимости от тарифных зон и тарифных групп. Платить можно будет за каждый мост отдельно или за оба сразу. В свою очередь, транспортные средства разделены на четыре вида: легковые автомобили и мотоциклы, среднегабаритные авто, машины для перевозки тяжелых грузов и автобусы, а также автомобили для перевозки сверхтяжелых грузов.

В итоге проезд по камскому мосту для легковых автомобилей обойдется в 340 рублей (через Буй - 187), для среднегабаритных транспортных средств - 679 (357), для тяжелых грузовиков - 1189 (611) рублей, для сверхтяжелых - 1528 (781). Проезд через оба моста сразу будет стоить 509, 1019, 1783 и 2292 рубля соответственно. Несложно посчитать, что всего одна поездка в Сарапул с учетом бензина обойдется примерно в тысячу рублей: ни о какой доступности объекта для жителей района в данном случае говорить не приходится.

Через несколько дней премьер-министр Удмуртии Виктор Савельев во время аппаратного совещания органов власти сказал, что СМИ неточно интерпретировали информацию о тарифах и стоимость проезда будет такой же, как на пароме, а указанные цифры - это только предельные, но не реальные значения.

Бывший депутат муниципального совета депутатов, а ныне простой камбарский пенсионер Александр Новокрещенов рассказывает, что сейчас большинство жителей города, оставшихся без работы, живут на пенсию родителей. По данным республиканского центра занятости населения, на 1 января 2017 года в Камбарском районе Удмуртии был самый высокий уровень регистрируемой безработицы в регионе - 4,38 процента. Для многих возможность ездить в соседний Сарапул была практически единственной альтернативой найти нормальную работу, но повышение цен на паром и тарифы за проезд по мосту свели на нет и эту перспективу. Единственной альтернативой сейчас осталась электричка, билет на которую в один конец стоит 95 рублей. Кроме того, люди боятся, что с введением платы за проезд цены на продукты в местных магазинах вырастут, потому что предпринимателям придется тратить больше денег на их доставку в отрезанный от "большого мира" город.

Спрашивается, для чего, с какой целью правительство Удмуртии вложило больше миллиарда рублей бюджетных средств, если с вводом моста в эксплуатацию значительно ухудшается социальное и экономическое положение почти 20 тысяч жителей Камбарского района, который является составной части этой самой Удмуртской Республики? В тарифной политике всегда бывают скидки для тех, кто покупает билет в оба конца, туда и обратно. Почему бы не предусмотреть это для жителей Камбарки, для тех, кто собирается съездить по делам на один день, например из Камбарки в Ижевск или Сарапул и обратно? - недоумевает Новокрещенов.

По мнению камбаряка, основной доход от эксплуатации моста и власти, и концессионер должны получать с транзитного грузового транспорта. Однако дальнобойщики не спешат пользоваться переправой, даже когда проезд по ней остается бесплатным. Дело в том, что дорога к мосту для автопоездов лежит через Сарапул, где на основных улицах города одностороннее движение и много мостов с существенным ограничением грузоподъемности. Да и улицы провинциальной Камбарки не рассчитаны на коммерческий трафик. Водителям большегрузов проще дать многокилометровый крюк через Пермский край, чем терять полдня в пробках в Удмуртии. Да и сарапульцы с камбаряками вряд ли будут рады круглосуточному гулу мощных грузовых двигателей на центральных улицах городов, расположенных в кварталах плотной жилой застройки.

Планировалось, что с началом строительства камского моста дорожники Удмуртии либо расширят транспортные артерии Сарапула, чтобы они могли пропускать возросший автотрафик, либо построят объездную трассу для дальнобойщиков рядом с городом. Однако ни того ни другого пока не произошло. По условиям соглашения в случае, если трафик по мосту так и не достигнет плановых коммерческих показателей, бюджет Удмуртии будет компенсировать затраты концессионера, не покрываемые доходами от эксплуатации объекта. В 2013 году бывший министр транспорта и дорожного хозяйства республики Олег Гарин называл журналистам сумму в 450 миллионов рублей в год, предусмотренную на подобные выплаты.

C 1 января в Удмуртии вступил в силу документ, который регламентирует предельный тариф для проезда по мостам через реки Кама и Буй на 2017 год. Всего введено три тарифные зоны: для проезда по мосту через Каму, для проезда по мосту через Буй, для проезда по обоим мостам.

Сколько будет стоить проезд?

Так, для легковушек и мотоциклов проезд через Каму будет стоить 340 рублей, через Буй - 187 рублей, через оба моста - 509 рублей.

Проезд для фургонов, пикапов и минифургонов обойдется в 679 рублей, 357 рублей, 1019 рублей соответственно.

Автобусы, грузовые автомобили, туристические междугородние автобусы выложат 1189 рублей, 611 рублей, 1783 рубля соответственно.

Автобусы, грузовые автомобили, туристические междугородние автобусы с прицепом выше 2,6 м с числом осей 3 и более за проезд по мосту через Каму заплатят 1528 рублей, за проезд по мосту через реку Буй - 781 рубль, за оба моста - 2292 рубля.

Когда начнут действовать тарифы?

Платный проезд введут только после официального открытия моста через Каму, которое должно произойти в июле 2017 года. Пока движение по мостам открыто в рабочем режиме, поэтому проезд по ним бесплатный.

СПРАВКА КП

Проект, частью которого является Камский мост, уже называют «стройкой века». Три года назад Правительство Удмуртии, банк ВТБ и ООО «Региональная инвестиционная компания» подписали соглашение, и после этого началось строительство.

Длина первого моста составит более 1 километра. Он будет находиться чуть ниже паромных переправ в Тарасово. А второй, длиной 200 метров, будет проходить над рекой Буй, на дороге от Камбарки до Башкирии .

Треть всех средств на строительство моста предоставляет государство, остальные деньги – это вложения частных бизнесменов. После сдачи моста концессионер планирует эксплуатировать его в течение 29 лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Проезд будет бесплатным до ввода пунктов взимания платы. Они еще не готовы, но их строительство продолжается. А пока население сможет ездить по мосту бесплатно (продолжение).

В Удмуртии сроки открытия моста через Каму переносят на несколько месяцев

25 октября министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Виктор Вахромеев рассказал, что мост через Каму не откроют раньше марта следующего года. Он объяснил это тем, что сейчас там продолжаются укрепительные работы, которые из-за морозов придется приостановить. Но к весне их планируют закончить (продолжение).

В Удмуртии на завершение моста через Каму нужно 3 миллиарда рублей

Депутат Госсовета Удмуртии от КПРФ Владимир Чепкасов полагает, что без федеральных средств Камский мост достроить не удастся. Он утверждает, что дополнительно потребуется 3 миллиарда рублей. При этом он добавляет, что взять такую сумму из республиканского бюджета невозможно. Не сможет их предоставить и концессионер (



Похожие статьи